Ловкость рук. Как укрепить ручки ребенку 5 месяцев


массажик - запись пользователя Аня (AnutiniGlazki) в дневнике

Массаж и упражнения для детей 3—6 месяцев

В этом возрасте ребёнок «знакомится» со своими ручками и ножками, осваивает повороты (вначале со спинки на бочок и на животик, а затем и наоборот), учится ползать, а к 6 месяцам даже пытается сесть. Продолжайте выполнять с малышом уже освоенные упражнения. Обычно к 3-му месяцу у малыша уже снижается физиологический гипертонус мышц, и теперь, играя с ним, можно посте пенно включать и другие упражнения.

Парение

Сорока-белобока, Научи меня летать! Невысоко, недалёко, Только солнышко видать!

Это упражнение обычно очень нравится детям. Да и выполнять его очень про сто: мама берёт малыша за бока и поднимает над собой на вытянутых руках. Находясь в таком положении, ребёнок выгибает спинку, напрягает мышцы пресса, ручек и ножек. Если маме по каким-либо причинам нелегко поднять и держать малыша на весу, можно положить малыша животиком на мячик и придерживать его с боков. Упражнение очень полезно для укрепления мышц спины.

Скрещивание ручек

Тяну-тяну холсты На рубашечку, Тяну-тяну холсты На полотенечко!

Малыш лежит на спинке, а мама, взяв его ручки в свои, сначала раз-водит их в разные стороны, слегка растягивая, а затем сводит их перекрёстно на груди ребёнка.Это помогает укрепить связки и мышцы рук и плечевого пояса, а кроме того, является дыхательным упражнением.

Сведение разноимённых рук и ног

Ножки-качишки Пошли молотить, Ручки-хватишки Сенцо волочить!

Малыш лежит на спинке, а мама, захватив одной рукой ножку, а другой — ручку малыша, тянет локоток левой ручки к коленке правой ноги, затем мама проделывает те же действия с правой ручкой и левой ножкой.Это упражнение укрепляет косые мышцы живота, помогает малышу координировать работу ручек и ножек, а также благотворно влияет на развитие мозга.

Гимнастика для ручек

Как на Вани именины Испекли пирог из глины: Вот такой вышины, Вот такой нижины, Вот такой ширины, Вот такой ужины!

Используя эту известную потешку, можно делать такие движения: малыш лежит на спинке, а мама, взяв его ручки в свои, поочерёдно вытягивает их вверх, вниз, в стороны, а на последних словах сгибает ручки так, чтобы кулачки оказались у плечиков. Помимо того, что это упражнение укрепляет мышцы, оно полезно ещё и тем, что помогает малышу «узнать» свои ручки, скоординировать их работу, что как раз и происходит приблизительно на 3-м месяце жизни.

Сгибание-разгибание ножек

Галки-вороны, Все ли здоровы? Одна галка не здорова, Себе ножку наколола. Мы поедем во Торжок, Купим галке сапожок!

Мама удерживает малыша за ножки и сгибает-разгибает их к животику, сна чала вместе, а затем и попеременно. Слова-потешки задают ритм, удобный маме и доставляющий удовольствие малышу, а в результате ножки становятся крепче и сильнее.

Скользящие шаги

По большой дорогеШли большие ноги:Топ-топ-топ!А по маленькой дорожкеШли маленькие ножки:Топ-топ-топ!

Играя с ребёнком, мама кладёт его на спинку и двигает ножками малыша, имитируя ходьбу. Пяточки малыша при этом как бы скользят по поверхности, отрываются и снова скользят.Упражнение великолепно развивает мышцы ножек, способствует правильному формированию суставов, укрепляет связки.

Пощипывание

Щиплю, щиплю травку, Зеленую муравку, Дедушке — на кафтанчик, Бабушке — на сарафанчик.

Массажный приём, который называется щипцеобразным разминанием, особенно важен, если у ребёнка понижен мышечный тонус. В выполнении его нет ничего сложного - это простое пощипывание ножек, ручек, грудки или спинки.Приём оказывает выраженное стимулирующее действие, поэтому прибегать к нему следует только в случае необходимости.

Поворот за ручку

Толкачки-рогачки, Перевёртышки! Толкачки-рогачки, Перевёртышки!

С 3 месяцев малышу следует помогать в освоении поворотов. Повороты не только развивают мышцы ручек, ножек, спинки и животика, но и полезны для тренировки равновесия и вестибулярного аппарата. Обычно ребёнок вначале учится переворачиваться со спинки на бочок, а затем и на животик.Мама берёт малыша за ручку и помогает ему перевернуться, стараясь, конечно, чтобы он сделал это сам. Лучше всего повернуться в одну и в другую сторону поочерёдно несколько раз. Очень хорошо, если ребёнок сам вытянет ручки, но мама может ему помочь, если у малыша это не получается (обычно это происходит после 3 месяцев).

Бокс

Идёт кузнец из кузницы, Несёт кузнец два молота, Тук, тук, тук, тук, Да ударил разом вдруг!

Малыш лежит на спинке, а мама, захватив его ручки своими, производит движения, имитирующие удары боксёра. Упражнение укрепляет мышцы ручек, плечевого пояса.

Плаваем кролем

Мы поплыли, мы поплыли, Мы поплыли: плюх, плюх! Быстро речку переплыли, И на берег: бух, бух!

Когда ребёнок лежит на животике, очень хорошо будет поделать с ним следующее упражнение — мама захватывает ручки малыша своими руками и стимулирует движения, напоминающие плавание кролем. Полностью разгибать ручки при этом не нужно, достаточно просто двигать ими ритмично.Упражнение отлично укрепляет весь плечевой пояс.

Развиваем ручки

Аты-баты, шли солдаты, Аты-баты, на базар. Аты-баты, что купили? Аты-баты, самовар!

Хорошее и весёлое упражнение, помогающее не только развить и укрепить мышцы плечевого пояса и рук, но и улучшить координацию движений, «познакомиться» с ручками. Выполняя это упражнение, следует учитывать, что малыш может так разойтись, что вряд ли удастся сразу после него настроить ребёнка на «мирный» лад.Положив малыша на спинку, мама захватывает своими руками детские ручки (таким образом, чтобы ребёнок удерживал большой палец мамы) и попеременно производит следующие движения: заводит одну ручку за голову, а другую опускает вдоль туловища. Движения мягкие, плавные, но в то же время и настойчивые — вы ведь занимаетесь спортом. Если вы с ребёнком плаваете, то та кое упражнение будет очень полезно включить в вашу разминку перед купанием.

Сгибаем ножки, лёжа на животике

Тра-та-та-татушки, Маленькие ушки, Маленькие ножки, Красные сапожки. Мы тебя кормили, Мы тебя поили, На ноги поставили, Танцевать заставили. Танцуй, сколько хочешь, Выбирай, кого захочешь!

Для развития мышц очень полезно и такое упражнение, которое можно выполнять с 4—5 месяцев: ребёнок лежит на животике, а мама, захватив его ножки, поочерёдно сгибает и разгибает их, то прижимая пятку к попке, то выпрямляя ножку. Это поможет малышу не только укрепить мышцы, улучшить координацию движений, но и подскажет, как можно двигать ножками поочерёдно.

Пловец

Ти-та-та, ти-та-та, Принесите решета, Мучки насейте, Пирожки затейте. Пирожки-то на дрожжах, Не удержишь на вожжах. Положили гущи — Они ещё пуще!

Ребёнок лежит на животике, а мама, придерживая его одной рукой под груд кой, другой — фиксирует голеностопные суставы малыша и упирает его ступни себе в живот. Затем мама плавно качает ребёнка вверх-вниз, следя за тем, чтобы он упирался ножками и напрягал спинку.Возможно, это упражнение получится у малыша не сразу, но не стоит от него отказываться, так как оно прекрасно укрепляет мышцы спины и живота. А если ещё и стараться, чтобы малыш упирался ручками, когда мама опускает его вниз, то это не только поможет развить плечевой пояс и ручки, но и поможет малышу быстрее освоиться с более трудными упражнениями, которые обычно рекомендуются после полугода.

Коза рогатая

Идёт коза, во лбу рога. Идёт, ворчит, клюкой стучит. Несёт коза каши горшок: — Ну-ка, ешь, дружок! А не то — ме-ме-ме, Попадёшь на рога мне!

Потешку про «козу рогатую» знает каждая мама. Играя так с малышом, можно принести ему большую пользу, ведь по сути — это своего рода точечный массаж, который поможет укрепить мышцы брюшного пресса. Для этого нужно «бодать» малыша по обе стороны от пупка, в результате чего ребёнок будет напрягать мышцы живота.

Присаживание

Чики-чики-кички, Берёзовые лычки. Летели две птички, Собой невелички. Как они летели, Все люди глядели. Как они садились, Все люди дивились.

Уже начиная с 4-го месяца можно смело «присаживать» малыша. Ни в коем случае не сажать, а именно присаживать — сначала за две ручки с прогибанием позвоночника, а затем и за одну. Это упражнение хорошо укрепляет мышцы живота.

Мостик

Мостик, мостик через речку Перекинем, как колечко, Будет кисонька ходить, Будет киска лапки мыть.

В этом упражнении тоже нет ничего сложного, к нему можно приступать, когда ребёнку исполнится 4 месяца. Маме удобнее всего будет ухватить его за бока и поставить на «мостик» из положения лёжа на спине. Надо следить за тем, чтобы ребёнок не испытывал неприятных ощущений и в то же время выполнял упражнение правильно: прогибался, упираясь на ступни и на макушку.Со временем этот простой «мостик» можно усложнить — ближе к году выполнять его из положения стоя на ногах.

Попрыгушки

Скок-скок-поскок, Молодой дроздок, По водичку пошёл, Молодичку нашёл. Молодичка-невеличка, Сама с вершок, Голова с горшок, Из лесу шла, Тележку везла.

После 4 месяцев хорошо поиграть с малышом в такую игру, замечательно укрепляющую ножки: мама ставит ребёнка на ножки лицом к себе и помогает ему попрыгать сначала на одной, а затем и на другой ножке.Подобные движения обычно доставляют малышу искреннюю радость, а разнообразить их можно, подпрыгивая, например, в ванночке, на мячике или... на папе.

можно ли в решете принести воды

www.babyblog.ru

Развитие мелкой моторики у новорожденных

Можно ли заниматься с грудным пребенком или стоит подождать, пока он подрастет? Ответ однозначный - можно и нужно.

Для чего нам ловкие пальчики? Пожалуй, каждая мама легко ответит на этот вопрос. Сначала чтобы справляться с самыми разными бытовыми задачами (застегнуть молнию, расстегнуть пуговички, завязать шнурки, покушать ложкой). Потом чтобы успешно осилить написание палочек и крючочков в тетрадке. А позже, чтобы умело держать в руках любой необходимый инструмент и выполнять даже самую тонкую работу. Но, оказывается, упражнения по развитию мелкой моторики нужны малышу не только для этого. Отечественные физиологи, в частности В. М. Бехтерев, в своих работах доказали, что простые движения рук улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. Это происходит оттого, что нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с речевым центром головного мозга. Но пальчиковые игры влияют не только на речь. Они оказывают позитивное воздействие на весь мозг в целом.

Но есть и еще одна замечательная польза от пальчиковых игр и упражнений. Они оказывают положительное влияние на здоровье ребенка! Интересно, что в Японии в дошкольных учреждениях применяется специальная методика пальцевого массажа. И это неспроста! Японцы считают, что массаж каждого пальца стимулирует и  улучшает работу определенного органа, делает крепче здоровье, обладает иммуностимулирующим эффектом.

Итак, как же мы можем помочь своему малышу? Как сделать его ручки и пальчики более ловкими, умелыми и  натренированными? Будем искать способы!

1–3 месяца: первый массаж

Очень скоро наступит время, когда ваш сынок или дочурка будет перебирать пальчиками бусинки на игрушках, складывать пазлы и мозаику, лепить из пластилина и теста, нанизывать бусы, самостоятельно застегивать пуговички на рубашке, завязывать шнурки на кроссовках, повторять за вами все движения веселых пальчиковых потешек и совершать множество других таких простых и одновременно сложных для маленьких пальчиков действий. Но пока крохе все это недоступно. Он только родился и мало что умеет делать сам. Но развивать пальчики несложно даже у новорожденного малыша! Для этого будем делать крохе простой пальчиковый массаж.

Массажировать пальчики можно в любое подходящее время: когда вы играете с малышом, когда переодеваете его, купаете. А удобнее всего делать массаж во время кормления грудью. Здесь все очень просто: нежно погладьте каждый пальчик ребенка, проводя по нему своими пальцами по направлению от ладошки к концам. Затем аккуратно поразминайте пальчики, уделяя особое внимание их кончикам. Можно сгибать и разгибать пальчики крохи, гладить, разминать круговыми движениями и щекотать ладошку и всю кисть. Кулачки малыша пока напряженно сжаты. Осторожно раскрывайте их, выпрямляя пальчики. Главное, чтобы у малыша такой массаж не вызывал отрицательных эмоций. Разминать пальчики можно несколько раз в день по 2–3 минуты.

 

3–5 месяцев: первые игры

В возрасте около трех месяцев в жизни крохи происходит важное и интересное событие: он начинает замечать свои ручки, а чуть позже станет активно ими пользоваться! Такой прогресс, конечно, нужно использовать, предлагая малышу самые первые игры и игрушки, которые сделают его пальчики более ловкими.

Полезные игрушки. Подберите для малыша легкие, удобные для захватывания погремушки ярких цветов. Когда малыш пребывает в хорошем настроении, вкладывайте ему погремушку то в правую, то в левую ручку. Даже если кроха подержит ее всего несколько секунд, а потом уронит – ничего страшного. Он же только учится! Постепенно погремушка станет задерживаться в маленьком кулачке все дольше и дольше, малыш будет рассматривать ее, трясти, греметь, пытаться засунуть в рот. Эти самые первые игры с погремушками очень важны для развития моторики малыша.

Старайтесь так подбирать игрушки, чтобы они были разные по объему. Тогда всякий раз, играя с ними, кроха будет тренировать разные виды захвата: одну игрушку нужно обхватывать ладошкой, другую – брать только двумя-тремя пальчиками. Разные формы игрушек тоже важны, ведь для удержания каждой из них необходимо по-разному раскрывать пальчики и поворачивать кисть. А еще разнообразие внесут разные материалы, из которых сделаны игрушки и разнообразная фактура поверхности. Игры с ними станут дополнительным массажем маленьким пальчикам, будут развивать и моторику, и тактильную чувствительность.

Смастерите для малыша самодельную игрушку, которой он будет с удовольствием играть на протяжении многих месяцев. На прочные шнурки разной длины нанижите крупные пуговицы, бусины, пустые деревянные катушки, костяшки от старых счет, игрушки из шоколадных яиц (в них предварительно нужно просверлить отверстия) и т.п. так, чтобы все это могло легко двигаться. Свяжите концы шнурков. В целях безопасности закрепить концы нужно очень надежно, чтобы кроха не смог шнурок развязать или разорвать. Кроме того, получившиеся «бусы» не должны быть слишком длинными, чтобы ребенок не смог надеть их на шею. Такие бусики можно давать малышу в ручки, вешать в  кроватке и коляске. Перебирая пальчиками разные предметы, кроха будет развивать моторику и массажировать пальчики.

Игры с руками. Примерно в этом же возрасте можно начинать играть с малышом в первые игры с ручками и пальчиками. Старайтесь всячески стимулировать желание малыша тянуться ручками к игрушкам, разным предметам, вашему лицу. Для этого наклоняйтесь пониже, чтобы малыш мог достать до вашего лица и потрогать его. Берите кроху за ручки и сами подносите к своему лицу, прикладывайте его ладошки к своим щекам. Вешайте игрушки в кроватке таким образом, чтобы кроха мог протянуть руку и взять их. Наденьте на одну ручку ребенка яркий носочек или большую яркую резинку. Заметив необычный предмет, малыш станет пытаться достать его свободной рукой. А захватывание одной ручки другой – очень полезный навык. В следующий раз наденьте носочек на другую ручку. А потом придет время и ножкам, пусть малыш пытается поймать ручками и их. Первое время помогайте малышу, подтягивая ножки к ручкам, чтобы он мог за них ухватиться. При этом можно приговаривать потешку:

Ножки-ножки, где вы были? – В гости к бабушке ходили! Эй, вы, ручки! Хвать да хвать! Нас попробуйте поймать!

Ручки малыша все еще сжаты в кулачки. Чтобы помочь пальчикам быстрее расслабиться и распрямиться, продолжайте делать массаж и играйте с малышом в простые пальчиковые игры. Рассказывайте стишок и  поочередно разгибайте пальчики:

Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому…

 

5–7 месяцев: продолжаем развиваться!

Пальчики малыша уже достаточно развиты. Возможно, у него даже получается нажимать на кнопочки или он вот-вот этому научится…

Полезные игрушки. Ребятишкам этого возраста для развития рук необходимы игрушки с большим количеством всяческих колечек или крупных бусин, которые можно перебирать пальчиками (колечки, соединенные вместе, стержни с колечками и т.п.). Можно порадовать малыша целым игровым центром, где будет множество полезных развивалок для пальчиков. Пусть ощупывает детали игрушки, двигает колечки, бусины, хватается за выступающие ручки…

Непременно предложите крохе игрушки с кнопочками и клавишами: развивающие панели, детское пианино и т.п. Укладывайте малыша на животик, а перед ним – игрушку. Понажимайте на кнопочки, чтобы малыш послушал звуки. Потом путь попробует сам. Сначала он станет просто хлопать ладошкой по кнопкам. Возьмите его пальчик, нажмите на кнопочку или клавишу, а затем восхититесь результатом: «Молодец! Получилось!» Постепенно кроха научится нажимать на кнопки самостоятельно. Это не только развлечет его, а и будет укреплять пальчики.

Можно сделать игрушки для развития моторики и тактильной чувствительности самостоятельно. Например, сшейте несколько мешочков из разной по фактуре ткани и наполните их разными наполнителями (манка, горох, макароны, гречка и т.п.). Эти мешочки можно подвесить в кроватке малыша или просто давать время от времени крохе в ручки, чтобы он их мял и ощупывал. Можно дополнительно пришить к мешочкам крупные пуговица и бусины, пустые деревянные катушки, детальки от четок и т.п. Малышу будет интересно захватывать их пальчиками и  тянуть. Главное условие: мешочки должны быть надежно зашиты, а пуговицы крепко пришиты, чтобы свободные мелкие детали не попали малышу в руки, а затем в рот.

Пальчиковые игры. Играя с малышом, непременно уделяйте внимание и пальчиковым играм. Пока кроха мал, он не сможет выполнять движения самостоятельно. Но за него с этим прекрасно справится мама. Есть много народных и авторских игр с пальчиками. Но вы пока выбирайте из них самые простые и коротенькие, чтобы они не успели надоесть малышу. Четко, ритмично и весело рассказывайте стишок и загибайте-разгибайте пальчики малыша, стараясь вызвать у маленького игрока эмоциональный отклик.

– Пальчик-мальчик, где ты был? – С этим братцем – в лес ходил. С этим братцем – щи варил. С этим братцем – кашу ел. С этим братцем – песни пел! Этот мышонок в норке сидит, Этот мышонок в поле бежит, Этот мышонок колосья считает, Этот мышонок зерно собирает, Этот мышонок кричит: «Ура! Все собирайтесь, обедать пора!»

Еще одно полезное упражнение для этого возраста – «причесывание». Поочередно поднимайте ручки ребенка и  проводите вперед-назад по голове, как будто малыш причесывает сам себя. Упражнение укрепляет мышцы ладоней и пальцев.

 

7–9 месяцев: пальчики-хватайчики

«Перешагивание» во второе полугодие заметно меняет поведение малыша. Если раньше крохе больше нравились «разговоры» с мамой, то теперь его любимое занятие хватать все, что попадется под руку, будь то мамины волосы или разные предметы в зоне досягаемости. Кроме того, малыш уже умеет действовать двумя руками одновременно. Эти особенности крохи нужно активно использовать, предлагая ему для игры самые разные игрушки и неопасные бытовые предметы: расческу, коробочки, судки для пищи, крышки, прищепки, поролоновые губки, пластиковые флаконы и т.п. Пусть хватает их, ощупывает, сжимает, изучает с помощью пальчиков.

Полезные игрушки. Примерно с этого возраста в игрушечном арсенале малыша должна появиться первая пирамидка. Это – замечательная игрушка, развивающая и мышление малыша, и его моторику, и координацию движений. Но чтобы пирамидка принесла крохе пользу, выбирайте ее правильно. Игрушка должна быть крупной, с толстым стержнем и большими, легко надевающимися, кольцами. С такой игрушкой малыш сможет справляться, и, значит, она не наскучит ему уже через полминуты игры. По-прежнему актуальны игрушки и игровые центры, где нужно что?то хватать, двигать, поворачивать, нажимать, перебирать. Например, игровой лабиринт, в котором разноцветные шарики двигаются по изогнутым проволочкам.

Непременно приобретите для крохи несколько резиновых игрушек-пищалок. Чтобы они издавали звуки, их нужно хорошенько сжать в руке. А это уже совсем новое движение, которое будет укреплять пальчики и кисть. Такой себе малышовый эспандер получается! Игрушки не должны быть слишком «жесткими», иначе малыш не сможет с ними справиться и быстро потеряет интерес. Будут кстати первые конструкторы и кубики, состоящие из нескольких крупных деталей. Пусть малыш пробует захватывать детали рукой и, под вашим руководством, ставить их одна на другую.

Пальчиковые игры. Малыш взрослеет, и пальчиковые игры начинают доставлять ему все больше удовольствия. Если вы еще не играли с крохой в «Сороку-ворону», самое время попробовать. Несмотря на кажущуюся простоту, это очень полезная игра для малыша. Но чтобы воздействие было более эффективным, стоит не просто загибать пальчики, а  слегка их массировать, начиная с мизинчика и заканчивая большим пальцем. «Варить» кашу на ладошке тоже будем достаточно интенсивно, круговыми движениями разминая ладошку. Не забывайте играть поочередно то с правой, то с  левой ручкой. Ближе к году малыш научится выполнять часть движений самостоятельно. Например, «варить» кашу пальчиком. Потешку о сороке знают, наверное, все. А вот вам для разнообразия схожий стишок с такими же движениями:

Наша Маша Варила кашу, (водим пальчиком по ладошке) Кашу сварила, Малышей кормила: (загибаем по очереди пальчики) Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала. Он много шалил. Свою тарелку разбил.

Вот еще одна пальчиковая потешка, которую можно предложить малышу. Сожмите его ручку в кулачок. Проговаривая стишок, разжимайте пальчики по одному, а в конце снова спрячьте их в кулак.

Раз, два, три, четыре, пять, Вышли зайчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять, В домик спрятались опять.

Веселые забавы. Развивать моторику можно даже во время купания. Набросайте на дно ванной небольшие игрушки и предметы (ложки, игрушки из киндер-сюрпризов, ракушки, крупные камешки и т.п.) Подойдут и такие игрушки, которые плавают на поверхности. Они непременно заинтересуют малыша, и он захочет их достать. Для захвата мелких предметов ему придется особенно постараться. Ведь захватывать их всей ладошкой не слишком удобно, лучше брать пальчиками. Значит, пальчики смогут потренироваться в новых движениях. Покажите крохе, что выловленные предметы можно складывать в плавающую на воде пластиковую мисочку. Научите малыша шлепать раскрытыми ладошками по поверхности воды. Конечно, это вызовет массу брызг, но зато хорошо помассажирует ладошки, что очень полезно.

 

9–12 месяцев: мы многое умеем!

Ближе к году умения малыша и его мышление развиваются с такой стремительностью, что буквально каждый день маленький умничка преподносит нам что-нибудь новенькое. Расширяйте ассортимент развивающих игрушек, предлагайте крохе новые игры. Это принесет неоценимую пользу его развитию.

Полезные игрушки. Пальчики крохи становятся все более ловкими, еще чуть-чуть – и они научатся открывать самые разные коробочки. Нужно им в этом помочь! Для этого добавьте в малышовый игрушечный арсенал всяческие игрушки, которые связаны с открыванием и вставляются одна в одну. Например, большую матрешку, внутри которой прячется целая команда матрешек поменьше. И еще набор пластмассовых колпачков, которые можно вставлять один в другой или построить из них высокую башню. Если у вас есть набор разных по величине судков для пищи, они тоже станут отличной игрушкой. Пусть малыш вставляет их один в другой, старается снять с них крышки (надевать крышки он научится чуть позже). Для того, чтобы стимулировать желание ребенка снимать крышки с судочков, положите в каждый по небольшой игрушке. Дайте крохе бутылку с завинчивающейся крышкой, баночку из?под крема (для интереса туда на глазах у малыша тоже можно что-нибудь положить, например, печеньице) – и пусть тренируется в откручивании-закручивании. Не менее полезными будут несколько матерчатых платочков разной величины. С ними можно совершать самые разные манипуляции: брать в руки, накрывать себя, маму или «прятать» игрушку, заворачивать маленькую куколку или машинку.

В этом возрасте уже можно предлагать малышу крупные рамки-вкладыши и всяческие сортеры, где нужно просовывать разные детальки в соответствующие отверстия. Выбор подобных игрушек огромен.

Пальчиковые игры. Продолжайте играть в любимые пальчиковые игры малыша и, конечно, добавляйте новые. Например, про капустку. Если будете активно тренироваться, ближе к году малыш научится выполнять все движения самостоятельно.

Мы капусту рубим-рубим, (поочередно ударяем ребрами ладоней о поверхность стола), Мы капусту солим-солим, («солим» небольшими щепотками левой и правой руки) Мы капусту трем-трем, (потираем ладошки), Мы капусту жмем-жмем (сжимаем-разжимаем левую и правую руки в кулачки)

Веселые забавы. Во время купания запустите в ванну всевозможные емкости: пластиковые стаканчики, мисочки, бутылочки, ложки. Покажите малышу, как переливать воду из одного стаканчика в другой, как наливать жидкость из маленькой бутылочки. Не беда, если водяная струйка не сразу попадет по назначению. Во всем нужна тренировка. Дайте ребенку зубную щетку, и пусть он водит пальчиком по щетине. Помогите ему помассировать каждый пальчик по очереди.

Полезные идеи

Можно придумать множество занятий для развития моторики малыша, даже не используя дорогие покупные игрушки. Например, дайте крохе несколько листов белой бумаги. Пусть комкает бумагу в руках, разворачивает и снова сминает. Для этой же цели подойдет пачка бумажных салфеток. Их так весело рвать на мелкие кусочки! А заодно и пальчики упражнять. Только не давайте малышу «на растерзание» журналы и газеты. Если вы не уследите, бумага может попасть крохе в рот. Пусть уж она будет просто белой, без типографской краски.

Покажите малышу, как можно бросать в пятилитровую пластиковую бутылку самые разные небольшие предметы: прищепки, мелкие игрушки, конфетные фантики и другие бумажки, разные тряпочки, колпачки от фломастеров и сами фломастеры, камешки, каштаны… Одним словом все, что пролезет в горлышко. Это простое, но вместе с тем очень полезное упражнение для пальчиков малыша. Только не давайте крохе слишком мелкие предметы (фасоль, пуговицы, бусины) и обязательно находитесь во время игры рядом!

А теперь, вдохновившись этими простыми идеями, вы наверняка сможете придумать множество своих собственных игр для тренировки пальчиков сына или дочурки. Пусть эти игры будут и веселыми, и полезными!

Возможно, вам бeдет интересна статья "Развитие органов чувств у детей" на сайте mamaeexpert.ru

www.9months.ru

Как помочь ребенку раскрыть кулачки - лечебные упражнения - Топтышка.ру

 Просмотр комментариев

Если трехмесячный, и даже двухмесячный ребенок постоянно держит руки в кулачках, педиатры и детские неврологи обычно назначают комплекс развивающих упражнений для кистей.

Конечно же, первым делом, малыш должен быть осмотрен этими специалистами, если вы обратили внимание, на то что его кулачки постоянно зажаты. У новорожденных зажатые кулачки - нормальное явление, которое наблюдается из-за физиологической флексорной гипертонии, о которой мы писали в отдельной статье. Связано оно с высоким тонусом мышц-сгибателей.

Однако начиная с 2-3 месяцев этот тонус должен компенсироваться тонусом разгибающих кулачок мышц, поэтому ладошка некоторое время (все большее и большее) должна оставаться открытой.

Для того чтобы привести тонус мышц кисти младенца в норму, наиболее эффективны следующие мероприятия:

Для начала стоит сказать, что все упражнения по продолжительности должны составлять 40-45 минут в сутки, причем разбиваются они примерно на 8 блоков на протяжении дня. То есть продолжительность одного блока составляет около 5 минут. Самый главный принцип: упражнения проводятся в игровой форме, при утомлении малыша блок следует уменьшить по продолжительности. Эти упражнения-игры не должны быть для ребенка в тягость.

Теперь по порядку.

Подойдут широко известные игры, вроде сороки-белобоки, белки на тележке и т.д.

Сорока-белобока. Аккуратно раскрываем ладошку малыша, придерживая ее своей левой рукой. Указательным пальцем водим по кругу по ладошке ребенка:

“Сорока, сорока, сорока-белобока

Кашку варила, деток кормила.”

Дальше поочередно распрямляем пальчики ребенка, массажируя их:

“Этому дала на тарелочке,

Этому дала на блюдечке,

Этому дала в чашечке,

Этому дала в ложечке,

А этому ничего не дала -

Он дров не носил, печь не топил,

Кашу не варил, есть не заслужил” (или “набила-набила и прогнала”, кому как нравится).

Белка на тележке. Принцип такой же - массируем по кругу указательным пальцем ладошку, затем поглаживающими движениями распрямляем пальчики.

“Сидит белка на тележке,

 продает она орешки.

Лисичке-сестричке, воробью, синичке,

Мишке толстопятому, заиньке усатому.

Кому в платок, кому в зобок, кому в лапочку”.

Более взрослых деток полезно учить игре в ладушки.

Кроме игры в ладушки полезны похлопывания раскрытой ладошкой ребенка по разным поверхностям: мячик, фитбол, мягкая игрушка. Можно сочетать похлопывания с катанием ладошкой небольшого мячика. Многим малышам нравится «плюхать» ручками по воде во время купания, этот элемент также неплохо стимулирует раскрытие ладошки.

Прикладывайте раскрытую ладошку ребенка к своему лицу, во время кормления можно прикладывать к груди или бутылочке.

В упражнениях очень эффективно использование гимнастического мяча (фитбола), хотя можно обойтись и другими подручными средствами (большие резиновые мячи, крупные мягкие игрушки и т.д.). Не забывайте про технику безопасности, держите ребенка надежно, проводите упражнения над мягкими, нетравмоопасными поверхностями. Упражнения повторяют по несколько раз, не доводя ребенка до усталости. Упражнения можно разбить на несколько частей, не обязательно выполнять сразу все.

1. Ребенка положить грудью, животиком на свою левую руку, правой фиксировать за ножки. Малыша располагают над фитболом (игрушкой), после чего слегка подкидывают вверх левой рукой, ребенок инстинктивно вытягивает ручки вперед и раскрывает ладошки, опираясь на фитбол.

2. Исходное положение то же. Подносят ребенка к поверхности (кровати), так чтобы кисти малыша коснулись ее. После этого ребенка смещают к себе (параллельно кровати в направлении ног малыша), при этом пальчики раскрываются.

3. Ребенка положить на мяч животиком, ручки вытянуть вперед, сам ребенок придерживается за ножки правой рукой, левой страхуется спинка. Мяч медленно наклоняется вперед, при этом ребенок тянет ладошки к приближающейся поверхности.

4. В таком же положении ребенок размещается животиком на фитболе, при наклоне вперед малыш упирается ручками о фитбол.

5. Взрослый сидит в кресле (на кровати), малыш располагается на животике на коленях, ножками ко взрослому. Удерживая ребенка за ножки, аккуратно и медленно спускают его со своих ног к полу, при этом ребенок вытягивает перед собой ручки, а затем опирается на них.

Кроме описанных упражнений следует использовать естественные положения ребенка. 

1. Детей первых месяцев на некоторое непродолжительное время перед кормлением следует выкладывать на животик, это будет стимулировать стремление опираться о поверхность руками, и кроме этого является профилактикой кишечной колики.

2. Малышам, которые еще не умеют ползать, но лежат на животе с упором на ручки, можно стимулировать опору на кисть, слегка отводя плечики ребенка назад, добиваясь хорошего выпрямления ручек.

3. Когда ребенок умеет стоять на четвереньках, можно проводить упражнение с аккуратным подъемом головы, при этом также ручки выпрямляются, а пальчики разгибаются.

4. У детей с отточенными навыками ползания можно использовать упражнение «тачка» - при этом ребенка держат одной рукой за ножки и страхуют другой рукой под грудь, а он передвигается с упором на ладошки.

5. Следует помнить, что само по себе ползание – очень хорошая тренировка, повышающая опорность рук и обеспечивающая раскрытие ладошки, поэтому следует стараться стимулировать и поощрять этот процесс.

Стимулируют раскрытие ладошек самые разнообразные манипуляции ручками с предметами. Особенное внимание этому надо уделить с 4 до 6 месяцев, когда ребенок активно развивает мелкую моторику кисти.

Для начала подойдут предметы цилиндрической формы, не слишком объемные, чтобы удобно помещались  в ладошку (ручки погремушек, баночки от витаминов и т.д.). Сначала ребенок не обхватывает предмет большим пальцем – это нормально, такой навык оттачивается во втором полугодии жизни. Но все же, следует вкладывать игрушку правильно, чтобы большой пальчик противопоставлялся. Погремушка удобна тем, что ребенок может ее трясти, стимулируя органы слуха и зрения. Следите за тем, чтобы ребенок не уставал держать предмет, дело в том, что иногда из-за повышенного тонуса мышц сгибателей ему не так-то просто выпустить предмет из ручки.

Позже ребенку даются кубики, из которых можно учиться строить башню, простые пирамидки из небольшого количества колец (сначала малыш будет учиться ее разбирать). 

В настоящее время в продаже имеется множество «развивающих» игрушек, имеющих разнообразные по свойствам поверхности, которые малыш может ощупывать, шелестеть, щелкать ими и т.д. Они неплохо развивают осязание. Дайте ребенку понажимать кнопочки (на пульте, телефоне и т.д.), только следите, чтобы он их не отгрыз и не проглотил, если есть возможность – достаньте диск от старого телефона.

Понравилась статья? Сохрани, чтобы не потерять:

 

Прочитали статью? Будем очень рады узнать ваше мнение, поделитесь своим опытом с другими родителями. Кроме этого, авторы сайта - врачи с радостью ответят на ваши вопросы.

toptyshka.ru


Смотрите также