Синдромом навязчивых движений называют расстройство нервной систему у детей, которое проявляется сериями немотивированных повторяющихся движений. Продолжительность навязчивых движений может сохраняться длительное время, причем на смену одним навязчивым движениям могут приходить другие. Кроме того, в некоторых случаях такие навязчивые движения могут быть симптомами проявления нервного тика или общего расстройства развития ребенка. Для того, чтобы понять, страдает ребенок синдромом навязчивых движений или нет, следует понаблюдать за ним некоторое время и внимательно посмотреть, как он ведет себя во время игры со сверстниками, в самостоятельных играх и вообще в различных жизненных ситуациях. Часто ли повторяет одно и то же движение? Какие именно движения повторяются слишком часто?
Симптомами навязчивых движений являются:
Важно учесть, что большинство навязчивых движений у детей, безопасны и являются нормальным этапом развития ребенка. Тем более, что со временем все навязчивые движения просто исчезают, без медикаментозного вмешательства.
Повод для беспокойства возникает в том случае, если ребенок буквально постоянно проявляет одни и те же движения и порой, эти движения мешают нормальной активности ребенка. В этом случае следует обязательно обратиться к врачу для подробной диагностики.
Что касается диагностики, то тщательное обследование ребенка поможет исключить многие возможные патологии и расстройства.
Например: нервный тик у ребенка может свидетельствовать о возможном невротическом расстройстве, которое называется синдром Туретта. К тому же ярко выраженный синдром Туретта чаще всего встречается у детей с отклонениями в интеллектуальном развитии, но, к сожалению, может развиться и у вполне здорового ребенка. По мнению специалистов, синдром Туретта чаще всего встречается у мальчиков, причем развивается в любом возрасте.
В отличие от нервных тиков, которые могут проявляться в любом возрасте, синдром навязчивых движений, зачастую проявляется только в возрасте до двух лет. Однако навязчивые движения характерны более частой периодичностью повторений и обостряются при стрессовых ситуациях и нервном напряжении. К тому же детей, как правило, абсолютно не беспокоят навязчивые движения, а вот нервные тики, характерные для синдрома Туретта могут вызвать жалобы.
Что же является причиной появления синдрома навязчивых движений?
Чаще всего, этим заболеванием страдают дети, которые регулярно пребывают в стрессовых ситуациях; дети из неблагополучных семей, а также после перенесенной черепно-мозговой травмы.
Что касается лечения синдрома навязчивых движений, то при слабо выраженном синдроме, чаще всего врачи назначают покой и устную психотерапию. При ярко выраженном синдроме, к регулярным занятиям с психологом могут добавить некоторые лекарственные препараты, которые направлены на корректирование нервной системы ребенка. В любом случае, диагностировать синдром навязчивых движений и назначать лечение должен опытный специалист. Поэтому, если вы подозреваете, что ваш ребенок страдает этим синдромом – не откладывая, обратитесь к врачу. Возможно, ничего страшного в этом нет, но пока вы неуверенны, руководствуемся мнением о том, что своевременное обращение к врачу и ранняя диагностика – залог успешного лечения! А здоровье ребенка – главный критерий спокойствия родителей!
Специально для malutka.net - Ира Романий
malutka.net
Вы решили начать или продолжить самостоятельные наблюдения за своим малышом? Напоминаем, что на результаты могут сильно повлиять условия, при которых эти наблюдения проводятся. Чтобы объективно оценить развитие ребенка в 5 месяцев, свои исследования лучше проводить в определенное время, в определенном месте, с учетом определенных деталей. Подробнее об этом вы можете прочитать в статье «Как самостоятельно оценить развитие ребенка до года?»
Положите малыша на животик. Развитие ребенка в 5 месяцев ярко выражается в том, что он отказывается от опоры на предплечья и предпочитает, лежа, качаться на животе. При этом его головка, грудь и ручки (как правило, согнутые со слегка приоткрытыми ладонями) поднимаются вверх, а ножки симметрично выполняют толкательно-разгибательные движения. Заметим, что у некоторых малышей такую реакцию можно наблюдать в течение совсем короткого промежутка времени (всего 2-3 недели).
Покажите лежащему на животе ребенку какую-нибудь красивую игрушку, подержите ее на уровне его глаз, а потом переместите по наклонно идущей линии вверх и назад, за головку к спинке ребенка. Такой эксперимент часто приводит к пассивному опрокидыванию малыша на спину, так как, пытаясь уследить за игрушкой, он повернет голову и может потерять равновесие.
Положите малыша на спину, вложите в его ручки свои большие пальцы, обхватив остальными пальцами кисти, и очень медленно и осторожно потяните вверх максимум до угла 45° от подстилки. Развитие ребенка в 5 месяцев позволяет ему поднимать и удерживать головку на уровне позвоночника (при подъеме голова не опрокидывается, а всегда находится на одной линии с позвоночником).
Посадите малыша спиной к себе (так удобней наблюдать реакцию), удерживая за слегка отведенные плечи, и осторожно наклоните его туловище сначала в правую, а потом в левую сторону до угла 45 градусов к подстилке. И в положении «сидя», и при выполнении наклонов в стороны голова ребенка в 5 месяцев удерживается вертикально, т. е. он держит ее прямо. А вот боковой опоры на руки при наклонах в этом возрасте, как правило, еще не наблюдается.
Поставьте малыша на ноги, слегка поддерживая его подмышки двумя руками. Развитие ребенка в 5 месяцев отразится в заметном, по сравнению с предыдущими месяцами, выпрямлении ножек, хотя вес тела на всю поверхность стопы все еще не распределяется – малыш пока опирается только на кончики пальцев. Руки его в этот момент слегка согнуты, ладони полураскрыты или открыты полностью.
Развитие ребенка в 5 месяцев позволяет проверить освоение первой ступени координации глаз-рука. Для этого положите малыша на спину. Возьмите какую-нибудь погремушку (лучше красного цвета, диаметром не менее 5 см) и какое-то время спокойно подержите ее на расстоянии 25 см от его лица. Ребенок должен целенаправленно потянуться к игрушке (как правило, рывком и еще преимущественно двумя руками) и коснуться ее открытыми ладонями.
Следующую реакцию нужно проверять в абсолютной тишине. Выберите для этого подходящее место и время. В комнате не должно быть других людей, кроме того, постарайтесь убрать из поля зрения малыша предметы, способные отвлечь его внимание. Положите ребенка на спину, а сами встаньте у него в голове. Подождите, когда он успокоится, перестанет двигаться, и пошуршите бумагой у правого уха малыша, но так, чтобы он не мог этого видеть. Затем пошуршите у его левого уха. Ребенок в 5 месяцев поворачивает голову в ту сторону, откуда исходит шуршание, и ищет глазами источник звука. Такая реакция должна наблюдаться с обеих сторон. Если что-то не получилось, повторите эксперимент несколько раз.
Прислушайтесь к звукам, которые издает ваш малыш, в периоды, когда он хорошо себя чувствует, находится в приподнятом настроении и предоставлен сам себе. Развитие ребенка в 5 месяцев характеризуется повторением одних и тех же слогосочетаний, то есть малыш «общается», последовательно присоединяя одни и те же слоги, например: «ге-ге-ге», «мем-мем-мем», «дай-дай-дай», «да-да-да» и т.д. Иногда некоторые слоги он произносит под ударением, благодаря чему появляется ритмический рисунок.
Как и в 4 месяца, характерной особенностью развития ребенка в 5 месяцев является умение смеяться в голос. Смех может сопровождаться оживленными движениями, выражающими радость. Если вы хотите проверить эту реакцию, наклонитесь над раздетым малышом, поговорите с ним, позаигрывайте, пощекотите его.
Продолжение: Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 6 месяцев?
Советуем посмотреть:mamalara.ru
Может подолгу произносить певучие гласные ( «а», «э», «ю», «я» ), пытается повторят звуки, подражая взрослому. В речи крохи появляется первый слог «ба» или «ма». Ребенок громко смеется в ответ на эмоциональное речевое обращение к нему, тянется к зеркальному изображению.
К полугоду малыши начинают покорение вертикали. Лучшей помощью в этом нелегком деле будут маленькие гимнастические кольца или турничок, подвешенные над кроватью, в манеже, или просто над тем местом на полу, где ваше чадо в основном бодрствует.
В пять месяцев ребенок уже пытается сам сесть, садится при незначительной поддержке, а в положении сидя при боковом наклоне тела держит голову прямо. Однако не стоит сажать кроху «в подушки», как бы вам этого не хотелось! Лучший вариант – все еще шезлонг, где малыш находится в положении «полулежа»!
Имейте в виду, что подавляющее большинство детей сначала научаются твердо стоять и ходить у опоры, а потом уже садятся – именно при таком «раскладе» вы сможете избежать искривления позвоночника и смещения органов малого таза у младенца.
На пятом месяце при вашем посредничестве ребенок может познакомиться с самим собой в «полном объеме». Речь идет об «игрушке», которая будет приковывать внимание малыша и вызывать восторг в течение… всей последующей жизни. А именно о зеркале.
Первое знакомство с этим удивительным предметом желательно провести на руках у мамы или папы – взрослый все покажет, объяснит, а когда смотреть на себя надоест, займет другой игрушкой. Через недельку вполне можно оставлять кроху с зеркалом наедине.
Нынче продаются множество игрушек с маленькими зеркалами. Они забавны, но малышу вряд ли понравятся. Ведь в этот крошечный кружочек видно глаз, ухо, нос, максимум — пол лица. А карапузу надо видеть себя во весь рост.
Поэтому гораздо лучше, если вы предоставите сынишке или дочурке возможность лицезреть себя в большом зеркале, которое можно укрепить на стене напротив кроватки или над полом у игрового уголка. А чтобы малыш случайно не разбил зеркало, воспользуйтесь специальной пленкой, которую вы без труда найдете в отделах товаров для безопасности младенца.
Кстати, отсутствие интереса к собственному лицу и отражению – признак тревожный. Если малышу уже полгода, а лицо – свое, мамино, бабушкино – его так и не заинтересовало, обязательно скажите об этом врачу во время визита в поликлинику.
Если наблюдается хотя бы один симптом, необходимо срочно обратиться к специалисту!
www.baby.ru
Нервный тик у ребенка – явление нередкое, и хотя в легкой форме не приносит никакого видимого вреда, родители начинают беспокоиться. И небезосновательно. Чаще всего это неврологическое нарушение проявляется в бесконтрольном моргании, подергивании мимических мышц, поднимании бровей. Они бывают у каждого пятого ребенка, сопровождая возрастной период от 2 до 10 лет, и чаще наблюдаются у мальчиков, нежели у девочек. К подростковому возрасту нервные тики обычно проходят. И хотя некоторые неврологи считают тики не патологическим состоянием, а свойством легко возбудимой и подвижной нервной системы, присущим смышленым и эмоциональным малышам, основная часть медицинского сообщества склонна считать, что нервные тики требуют лечения и серьезного отношения.
Правило 1. Если вы заметили у ребенка признаки нервного тика, обратитесь за квалифицированной медицинской помощью врача-невропатолога.
Разделяют нервные тики двух категорий:
-Моторные или двигательные тики. Спазматически и самопроизвольно сокращаются мимические и двигательные мышцы;
-Голосовые тики. Ребенок вскрикивает и резко всхлипывает вопреки своей воле.
Существует еще одна классификация нервных тиков, по которой они разделяются на:
-Простые. Захватывают только одну определенную группу мышцы. Кстати, ребенок может даже непроизвольно подпрыгивать, или приседать из-за них;
-Сложные. Задействуют сразу несколько групп мышц.
Правило 2. Определите, это нервный тик, или синдром навязчивых движений?
Двигательные тики не имеют ничего общего с постоянно повторяющимися движениями (накручивание волос на палец, обгрызание ногтей, проверки закрытой двери и выключенного света). И хотя некоторые родители самостоятельно ставят своим чадам неправильный диагноз, навязчивые движения имеют не неврологическую, а чисто психологическую подоплеку. Если хотите избавить от них ребенка, поможет хороший детский психолог.
Правило 3. Помните, что нервный тик может «мигрировать»
Тики могут задействовать разные группы мышц, при этом, нельзя сказать, что это отдельно начавшееся новое заболевание. Не пугайтесь, если увидите новые проявления – это лишь видоизменение старых симптомов.
Нервный тик. Причины его появления у детей
Правило 4. Выясните причину и, если это возможно, не допускайте повторного воздействия фактора.
Причин возникновения нервного тика может быть несколько:
— Наследственный фактор
Если родители страдали от нервных тиков в детстве, или им был поставлен диагноз «невроз навязчивых состояний», вполне вероятно, что и ребенок унаследует эти особенности нервной системы мамы, или папы. К тому же, учитывая современную акселерацию, у малыша симптоматика может проявиться несколько в более раннем возрасте.
— Постоянное стрессовое воздействие
Ребенку может быть просто неспокойно. Нервничать его могут заставить неурядицы в семье, школьные проблемы, или неприятности в детском саду.
В семье это – конфликты родителей или родственников, переизбыток требований, слишком сильное давление на детскую неокрепшую психику, перебор или наоборот недобор ограничивающих факторов. Бывает и так, что ребенок страдает от банального недостатка внимания. Уставшие после работы родители кормят, умывают, укладывают спать, но не участвуют в жизни ребенка эмоционально. Здесь – все в ваших руках.
— Испуг или перенесенное тяжелое заболевание
Замечено, что в большинстве случаев появления нервного тика, это было обусловлено генетически, в семье ребенку не подходили какие-то условия, а толчком к проявлению этих двух обстоятельств, стали болезнь или какой-то сильный испуг.
— Физиологические причины
Бывает и так, что причины тика ребенка сугубо медицинские. Это тяжелые заболевания ЦНС или недостаток определенных минералов, например – магния.
Правило 5. Определите ряд локальных факторов усиления и активации нервного тика у ребенка, и по возможности сведите их воздействие к минимуму.
На самом деле, ребенок может прекратить несильный нервный тик усилием воли. К тому же на степень его проявления воздействуют несколько факторов – время суток, перевозбужденное эмоциональное состояние малыша, излишний просмотр телевизора и продолжительные компьютерные игры. Кстати замечено, что увлеченный и сконцентрированный ребенок страдает от тиков намного меньше. Найдите ему интересное занятие – конструктор, познавательную книгу, что-то, что его действительно увлечет.
Нервный тик. Лечение – правила и способы
Лечение нервных тиков проводится сразу в нескольких направлениях и состоит из комплекса несложных психологических и медицинских манипуляций:
Правило 6. Всячески показывайте свою заинтересованность мнением ребенка, прислушивайтесь к нему;
Правило 7. Не давайте ребенку перенапрягаться;
Правило 8. Следите, чтобы ребенок соблюдал размеренный режим дня: ему должно хватать времени на сон, прогулки и учебу, пусть их жизнь будет более предсказуема и спокойна для них;
Правило 9. Запишитесь к семейному психотерапевту. Скорее всего, в семье имеется определенный надлом, разлад, который и отражается на неврологическом и психологическом состоянии ребенка. Поймите, дисгармония в семье возникает по многим причинам, нет кого-то конкретно виноватого, но решать эту проблему жизненно необходимо.
Правило 10. Если ребенок младшего или среднего школьного возраста, ему на пользу пойдут психологические тренинги со сверстниками.
Правило 11. Не давите на ребенка, старайтесь хвалить его и по возможности проявлять ласку и заботу.
Правило 12. Найдите общее с ребенком занятие, которое будет интересно и вам и ему. Это могут быть прогулки, кулинария или рисование.
Правило 13. Не заостряйте на нервном тике внимания, не заставляйте ребенка чувствовать себя не нормальным, не здоровым, не таким, как все.
Правило 14. Обратитесь к физио- и ароматерапии. Могут помочь лечебные массажи, ванны, эфирные масла успокаивающего действия, сашими с разными ароматными травами.
Правило 15. Не забывайте про успокаивающее действие лечебных трав. В сети вы найдете множество рецептов отваров подорожника, ромашки, липы, с добавлением цедры или меда. Вреда от таких приятных и ароматных напитков не будет, а появление положительных эффектов вполне предсказуемо.
Полезное видео по теме:
expectingbaby.ru
Диагноз «аутизм» или «расстройство аутистического (аутического) спектра» в последнее время ставят малышам все чаще. Это группа с неустановленными причинами, но схожими внешними проявлениями в поведении ребенка. К примеру, в Американском центре по контролю за заболеваемостью подсчитали, что 1,5 % всех детей в Америке имеют аутичные «странности» в поведении.
Сколько их в Украине – статистики нет. Но педиатры и неврологи говорят, что видят деток с чертами аутизма довольно часто. На что обратить внимание родителям и к какому специалисту обращаться – в интервью с детским неврологом высшей категории Ольгой Яковлевной Нижегородцевой
Первые черты аутичного спектра можно заметить у ребенка в раннем возрасте. С рождения до 3 месяцев нужно внимательно наблюдать, как малыш смотрит на предметы и на родителей. К трем месяцам его взгляд должен быть «социальным», осознанным и открытым. Грудничок к этому возрасту уже узнает родственников.
Особый «стеклянный взгляд» – это один из признаков аутичности. Ребенок смотрит как бы внутрь себя. Это может заметить мама, а также внимательный педиатр во время осмотра. Ребенок с расстройством аутичного спектра смотрит вроде бы задумавшись, очень серьезно, но как бы сквозь себя.
Кроме этого, крошка может быть вялым, малоулыбчивым. В норме малыш к четырем месяцам уже смеется вголос. У ребенка с чертами аутизма мимика может быть бедной. Ему не нужна ни мать, ни игрушки. Малыш играет сам и, кстати, довольно продолжительное время.
Мама обычно довольна: спокойный, тихий, никому не мешает, у нее есть время на домашние дела. Часто кроха интересуется не игрушками, а подручным материалом, к примеру, какой-то ниточкой или моточком шерсти. А в возрасте чуть старше 6 месяцев может заинтересоваться своей ручкой: внимательно ее рассматривает, подносит к глазам, отдаляет, поворачивает разными сторонами.
Тут родители должны забеспокоиться. Во-первых, игра довольно странная, во-вторых, он как бы «зависает» на игре, уходит в свой мир. И в этом мире ему, кроме этих движений, ничего не надо. Такой ребенок может не идти на руки к маме, но запросто попроситься к чужим, незнакомым ему людям.
Тревожный сигнал, если до полугода малыш протягивал ручки навстречу маме, с удовольствием шел на руки, а потом вдруг перестал, но охотно идет к посторонним.
Эти странности должны заставить родителей обратиться к специалисту. Часто такой «особенный» ребенок не понимает детских игр и не участвует в тех, в которые играют дети с 5 месяцев: «ку-ку» «ладушки», «птички полетели на головку сели».
Другой вариант – это когда странности начинают проявляться только после года. До определенного момента все хорошо, ребенок социализирован, он даже говорит слова. И вдруг начинает терять речь, все приобретенные навыки, признаки социализации, «забывает» детские игры и включает свои, особенные, которые, кстати, бывают очень оригинальными.
Например, он может ставить тарелку на обод и крутить ее. Получается довольно много оборотов, такое даже взрослый не сделает. Бывает, бросает мячик в один и тот же угол и попадает. Родители видят ловкого и подвижного ребенка, ведь он добивается виртуозности в своих занятиях.
Но неимоверная точность и ловкость в движениях, как и признаки продвинутости в обучаемости в очень раннем возрасте должны насторожить. Такие странные вещи не должны радовать родителей. В данном случае нужно идти к врачу.
Малыш с признаками аутизма может часами лежать в кроватке, поворачиваясь с одного на другой бок. Эти монотонные стереотипные движения-ритуалы должны заставить родителей обратиться к врачу. Может выясниться, что это просто дурная привычка, что нужно отвлечь ребенка и все на этом закончится.
А может быть, врач найдет еще какие-то признаки аутичного спектра. Хороший невролог должен уделить ребенку хотя бы полчаса, понаблюдать его в игре. За это время можно составить представление, что с малышом не так. Возможно, все нормально, просто есть какие-то ритуальчики, от которых нужно вовремя избавиться. Тогда доктор объясняет маме, как научиться корректировать такое поведение.
Чем раньше доктор увидит черты аутизма, тем скорее можно от них избавиться. В 2005 году в Украине вышли алгоритмы по выявлению раннего детского аутизма. В них четко прописано, что семейные врачи, неврологи и педиатры должны обратить внимание на такого ребенка уже до года.
А с возраста полутора лет им должны заниматься психиатры. К сожалению, на практике грудничками психиатры не занимаются. Малышам до трех лет выставляют диагноз «задержка психомоторного развития» и назначают разнообразные лекарственные препараты, которые теряют свою эффективность после года.
Желательно до 3 лет определиться с диагнозом и отправить маму с малышом в реабилитационный центр или к адекватному психиатру. Лечением аутизма неврологи не занимаются. Это заболевание корректируют не врачи, а специалисты-реабилитологи. Курирует таких деток психиатр.
Он может назначать лекарства, если нужна коррекция поведения, потому что такие малыши бывают неуправляемыми. Им и назначают серьезные психиатрические препараты.
Невролог на своем месте только выявляет начальные подозрительные признаки, очень часто наблюдает малыша до года и советует, как родителям подкорректировать поведение сына или дочери.
Дело в том, что черты аутизма есть у многих детей до года. У малышей существуют ритуалы, то есть, монотонные повторяющиеся движения. Эти действия описаны в медицинской литературе. В раннем возрасте с диагностикой расстройств аутичного спектра легко можно ошибиться. Поэтому неврологи и не спешат выставлять диагноз.
Эти повторяющиеся ритуалы нужно попытаться как можно быстрей ликвидировать, чтобы они не переросли со временем во что-то более тяжелое. Родители как можно раньше должны получить инструктаж, как избавиться от ритуалов. И чем младше малыш, тем легче это удается.
Мамы, папы и бабушки должны знать, что на странные действия ребенка нужно обращать внимание. К примеру, ребенок лижет холодильник и стиральную машину и, одновременно, он умный и неконтактный. Дети с чертами аутизма часто гениальны в чем-то одном. И то, что ребенок облизывает предметы, должно насторожить, заставить показать малыша врачу. Такое поведение может оказаться первыми признаками аутизма, а может быть просто детской шалостью.
Странности в поведении ребенка должны насторожить думающих родителей. Трудно определить, откуда они берутся, родители всегда спрашивают причину. А причины как раз официальная наука и не знает. Есть только следствие.
Поэтому внимательно наблюдаем за ребенком. Что-то смущает – не стесняемся идти к специалисту. Пусть поведение малыша окажется просто странной привычкой, которую ребенок перерастет.
Лучше прийти к неврологу 10 раз с этой «ерундой» или «мелочами» и ошибиться, чем пропустить аутичный спектр и формирование аутизма, когда к четырем годам уже кардинально что-то поменять будет невозможно. Диагноз аутизм ставится по новым законам с полутора-двух лет. Но заподозрить черты аутизма можно уже в 3-4 месяца.
Если вы заметили странности в поведении ребенка
Если что-то смущает в поведении малыша – обращайтесь сразу к неврологу. Если невролога в поликлинике нет, – тогда к педиатру. И настойчиво спрашивайте, надо ли потакать странностям, и как правильно развивать ребенка.
Случается, в годик такой кроха уже считает, знает все цвета. И одновременно «исполняет» ритуалы. Малыш, возможно, просто перегружен информацией. Он старается разгрузиться ритуалами и монотонностями, уйти в свой мир.
И родители должны получить элементарный инструктаж, что делать с таким малышом. Нельзя, чтобы кроха часами стоял в кроватке, переминаясь с ноги на ногу.
Эти ритуалы описаны в медицинской литературе. Что это – вредная привычка, знак протеста, недостаток любви? – никто не может сказать определенно. Но, если есть такие проявления, нужно уметь с ними бороться. Мама должна знать, как избавить от них ребенка.
Ребенок должен развиваться естественно, по нормам.
Если вы можете похвастать гениальностью своего грудничка – это хуже, чем если бы ребенок в годик говорил только одно слово. Или даже не говорил, а просто понимал. В этой непростой ситуации очень важно участие врача. Но из-за очередей под кабинетами медики мало разговаривают с родителями. Поищите своего, адекватного врача, который сразу и точно ответит на ваши вопросы. В идеале, хороший невролог наблюдает ребенка в игре около получаса, видит его достижения и недостатки, и говорит об этом родителям.
Подготовила Виктория Астахова
svitmam.ua
Судорожный синдром
У детей первого года жизни судороги наблюдаются при различных заболеваниях нервной системы. Они могут появиться на фоне уже имеющихся неврологических нарушений и задержки психомоторного развития или возникают как первый симптом, свидетельствующий о поражении мозга. Клиническая картина судорожного синдрома зависит как от xapaктера заболевания, так и от возраста ребенка. У новорожденных судороги чаще начинаются с локальных подергиваний мимической мускулатуры, глаз, затем они распространяются на руку, ногу на одноименной стороне и (или) переходят на противоположную. Клонические подергивания могут следовать беспорядочно от одной части тела к другой. Такие дороги называют генерализованными фрагментарными, как они представляют фрагмент генерализованных судорог [Rose A. L., Lambroso С. Т.. 1970; Lacy J. R., Penry J. K., 1976].
У новорожденных могут быть также очаговые клонические припадки, захватывающие одну половину тела. Иногда они напоминают джексоновские или протекают в виде адверсивных поворотов головы, глаз, тонических отведении рук в сторону поворота головы (по типу АШТР), оперкулярных пароксизмов (гримасы, сосание, жевание, причмокивание). Двигательный компонент припадка часто сопровождается вазомоторными нарушениями в виде бледности, цианоза, покраснения лица, слюнотечения. Реже наблюдают у новорожденных судороги миоклонического типа, которые характеризуются одиночными или частыми подергиваниями верхних или нижних конечностей с тенденцией к их сгибанию. Они могут проявляться также общими вздрагиваниями с последующим крупноразмашистым тремором рук. Иногда эти судороги сопровождаются вскрикиваниями, вегетативно-сосудистыми нарушениями. В легких случаях патологические движения, которые возникают при судорогах, можно ошибочно принять за спонтанные движения новорожденного и пропустить истинное начало судорожного синдрома. Причиной судорожного синдрома в период новорожденности часто бывают метаболические нарушения (гипогликемия, гипокальциемия, гипомагнезиемия, гипербилирубинемия, пиридоксинзависимость), аномалии развития мозга, гипоксия, внутричерепная родовая травма, реже нейроинфекции (менингит, энцефалит). Некоторые рано проявляющиеся формы наследственных нарушений обмена аминокислот (лейциноз, гипервалинемия, аргининемия, гистидинемия, изовалериановая ацидемия, фенилкетонурия), углеводов (галактоземия, гликогеноз), липидов (болезни Нормана-Вуда и Нормана-Ландинга, болезнь Гоше), витаминов (метилмалоновая ацидурия, болезнь Ли, гиперглицинемия), протекающие с острым развитием неврологической симптоматики после рождения, тоже сопровождаются судорожным синдромом. У детей грудного возраста в отличие от новорожденных двигательный компонент судорожного синдрома становится более отчетливым. При генерализованных судорогах уже можно отметить тенденцию к чередованию тонической и клонической фаз, однако она еще остается слабо выраженной по сравнению с детьми старшего возраста. В структуре припадка преобладает тонический компонент, нередко судороги (сопровождаются вегетативными симптомами (болями в воте, рвотой, повышением температуры). Непроизвольные мочеиспускание наблюдают редко. После припадка ребенок чаще возбужден, но может быть вялым, сонливым. Парциальные судороги у детей первого года жизни проявляются клоническими подергиваниями мимической мускулатуры, мышц языка, дистальных отделов конечностей, поворотам головы и глаз в сторону.
Судорожный синдром может протекать также по типу абсансов, которые характеризуются кратковременной остановкой взора. Иногда в момент припадка бывают так называемые двигательные автоматизмы в виде сосательных, жевательных движений, причмокиваний. Приступ нередко сопровождается сосудистыми нарушениями и легким отведением в сторону глазных яблок. Следует отметить, что абсансы у грудных детей наблюдают значительно реже, чем другие типы припадков.
Для детей грудного возраста характерны приступы миоклонического типа (инфантильные спазмы) [Jeavons P. M Bower В. D., Dimitracoudi М., 1973]. У детей старше года приступы такие редки. В связи с тем что судорожные припадки этого типа имеют злокачественное течение и вызывают тяжелую задержку психомоторного развития, следует на них остановиться более подробно. Малые пропульсивные припадки протекают в форме двустороннего симметричного сокращения мышц, в результате чего внезапно сгибаются туловище и конечности ("салаамовы припадки").
При экстензорном спазме голова и туловище резко разгибаются, руки и ноги отводятся. Наряду с классической клинической картиной могут быть парциальные формы - общие вздрагивания, кивки, повороты головы, сгибание и разгибание рук и ног, иногда наблюдают преимущественное сокращение мышц одной стороны тела. Особенностью малых припадков является их склонность к серийности. Их частота за сутки колеблется от одиночных до нескольких сотен и выше. Потеря сознания кратковременная. Судороги могут сопровождаться криком, гримасой улыбки, расширением зрачков, нистагмом, закатыванием глаз, дрожанием век, сосудистыми нарушениями. Возникают судороги чаще перед засыпанием или после пробуждения.
В грудном возрасте причиной судорожного сивдроив могут быть органические поражения нервной системы вледсттвие пре- и перинатальной патологии, наследственные болезни обмена, факоматозы, лейкодистрофии, нейроинфекции, поствакцинальные осложнения. На первом году жизни нередко наблюдают также фебрильные и аффективно-респираторные судороги.
Фебрильные судороги возникают при острых респираторных инфекциях: гриппе, отите, пневмонии. Это обычно типичные генерализованные или локальные тонико-клонические судороги, возникающие на высоте лихорадки. Чаще фебрильные судороги бывают однократные, иногда повторяются на протяжении 1-2 сут. Риск повторного фебрильного пароксизма повышается при раннем появлении первичного припадка, его повторности и неблагоприятном неврологическом фоне [Aicardi J. С.,, Chevrie J. J., 1977; Nelson К. В., Ellenberg J. H.. 1978].
Аффективно-респираторные судороги чаще наблюдаются у детей с повышенной возбудимостью в возрасте 7-12 мес. Судороги, как правило, наступают вслед за отрицательной эмоциональной реакцией на сильную внезапную боль, испуг. Ребенок начинает громко кричать, затем наступает задержка дыхания на вдохе, ребенок синеет, затем бледнеет, запрокидывает голову назад, теряет сознание на несколько секунд. При этом отмечается мышечная гипотония или, наоборот, тоническое напряжение мышц. Вслед за этим в результате гипоксии мозга может развиться генерализованный тонико-клонический припадок. Если до момента потери сознания переключить внимание ребенка, развитие пароксизма можно прервать.
Диагноз судорожного синдрома у детей первого года жизни, особенно у новорожденных, представляет определенные трудности. Это связано с атипичным течением, абортивностью и непродолжительностью пароксизмов. Иногда судороги принимают за обычные движения ребенка и диагностируют, лишь когда они становятся развернутыми и ребенок теряет сознание. В то же время к судорогам иногда относят патологические двигательные реакции несудорожного генеза (атетоидные движения кистей и предплечий, спонтанный рефлекс Моро, асимметричный шейно-тонический рефлекс, сокращение отдельных мышц лица, гримасничанье, тремор языка, размашистые движения руками типа гемибализма, тремор рук и др.). Иногда за тонические судороги принимают "дистонические атаки", при которых внезапно возникает повышение мышечного тонуса за счет влияния тонических шейных и лабиринтного рефлексов. В отличие от судорожного синдрома при дистонических атаках ребенок не теряет сознание, а мышечный тонус можно снизить, придав ребенку рефлекс-запрещающую позицию. В этих случаях не наблюдается и характерных для судорожного синдрома изменений ЭЭГ.
При появлении судорожного синдрома у новорожденного следует провести тщательное биохимическое исследование: крови и мочи на содержание кальция, калия, натрия, фосфора, глюкозы, пиридоксина, аминокислот, сделать люмбальную пункцию для исключения субарахноидального кровоизлияния, гнойного менингита. Если судороги впервые возникают в грудном возрасте, то наряду с указанными выше исследованиями снимают ЭЭГ с целью выявления пароксизмальной активности мозга. На ЭЭГ можно обнаружить различные изменения биоэлектрической активности мозга в зависимости от характера судорог и изменений нервной системы, при которых они возникли. Так, при инфантильных спазмах на ЭЭГ отмечают изменения, характерные только для этого типа приступов - гипсаритмию. Такие исследовавния, как краниография, диафаноскопия, компьютерная томография, РЭГ, ангиография, также в ряде случаев позволяют уточнить причину судорожного синдрома.
Влияние судорожного синдрома на задержку развития зависит от возраста ребенка, уровня психомоторного развития до начала припадков, наличия других неврологических нарушений, характера судорожных пароксизмов, их частоты и длительности. Чем меньше возраст ребенка к началу судорог, тем более выраженной будет задержка психомоторного развития. Если судороги возникли у здорового ребенка, были эпизодическими и кратковременными, то они сами по себе могут не оказать существенного влияния на возрастное развитие и не вызывать неврологических нарушений. Это, как правило, единичные фебрильные и аффективно-респираторные судороги. Во всех остальных случаях пароксизмы, особенно если они были длительными и повторными, в свою очередь могут вызвать необратимые изменения в центральной нервной системе. Судороги, появившиеся на фоне задержки психомоторного развития и (или) других неврологических нарушений, осложняют течение основного заболевания, усугубляя задержку развития. Ребенок теряет приобретенные двигательные, психические и речевые навыки.
Характер судорожных пароксизмов также оказывает влияние на задержку возрастного развития. Наиболее неблагоприятными в этом отношении являются инфантильные спазмы, которые вызывают в первую очередь глубокую задержку психического развития. По данным J. R. Lacy и J.K.Penrу (1976), задержку психического развития наблюдают у 75-93% больных с инфантильными спазмами. Нарушается также становление двигательных навыков или они полностью утрачиваются в зависимости от того, в каком возрасте начались судороги. Вне зависимости от того, появляются ли судороги среди кажущегося благополучия или на фоне уже имеющейся задержки развития, их присоединение и отсутствие эффективности от проводимой терапии приводят к потере баллов по шкале возрастного развития, причем потеря неуклонно нарастает. Вначале баллы снижаются за счет психических функций, а затем и двигательных в результате потери навыков, а не нарушения мышечного тонуса или патологических тонических рефлексов.
<< Вернуться к оглавлению
Церебрастенический синдром
Основным содержанием синдрома является повышенная нервно-психическая истощаемость, что проявляется в слабости функции активного внимания, эмоциональной неустойчивости, нарушении манипулятивно-игровой деятельности, в преобладании либо гипердинамических, либо гиподинамических процессов. Часто наблюдается также вторичная недостаточность восприятия за счет повышенной психической истощаемости. Характерна динамичность, неравномерность выраженности клинических проявлений у одного и того же ребенка в различное время. Клинические проявления усиливаются нередко к концу дня в связи с неблагоприятными метеорологическими условиями и особенно под влиянием различных интеркуррентных заболеваний.
Особенности задержки психомоторного развития при данном синдроме зависят от преобладания процессов гипо- или гипервозбудимости и характеризуются теми же признаками, которые были описаны при указанных синдромах.
<< Вернуться к оглавлению
www.nevromed.ru