Содержание
Развивающие игры для детей от 2 лет
Рецензент
Ковтун
Татьяна
Анатольевна
16034 просмотров
21 октября 2021
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное
В возрасте двух лет ребёнок вступает в фазу активного развития. Он становится более подвижным, начинает более активно и многосторонне познавать мир и развиваться. Именно в этот период важны занятия, связанные с развитием мелкой моторики, сенсорики и логики. А заниматься интереснее всего в формате игры.
До трёх лет у ребёнка развивается наглядно-действенное мышление. Малышу важно видеть и делать, поэтому он всё тянет в рот, хватает, рвёт и бросает. Таким образом кроха узнаёт о свойствах предметов: бумага — рвётся, подушка — мягкая, вода — холодная. Чем больше таких экспериментов (безусловно, под присмотром родителей, обеспечивающих безопасность действий малыша) будет у ребёнка, тем лучше он поймёт мир.
Рекомендации:
- Изучать окружающие предметы ребенок должен под присмотром и при участии взрослых, чтобы познание окружающего мира было максимально полезным и безопасным. Например, трогать траву, камни, различные ткани и поверхности.
-
Следить за безопасностью. Все опасные и острые предметы лучше убрать от непоседы. -
Показывать, как играть и какой звук издают подручные предметы или музыкальные инструменты. -
Попробовать посетить кружки недалеко от дома.
Развивающие занятия для детей 2–3 лет
Моторика и сенсорика
Мелкая моторика — это выполнение мелких движений кистями, пальцами рук и ног. Центры нервной системы, регулирующие моторику и речь, взаимосвязаны поэтому развитие движений пальцев рук подготавливает почву для последующего формирования речи. Помимо развития речи, мелкая моторика влияет на мышление, память, воображение.
Сенсорика — это представление об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. Развитие сенсорики происходит путём узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы понять, что тот или иной объект собой представляет, ребёнку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус. Сенсорика влияет на интеллектуальное развитие, внимание, воображение, память [1].
Игры на форму, цвет, размер, тактильность помогут в развитии мелкой и крупной моторики и сенсорики:
- Игры с пуговицами и бусинками. В одной ёмкости смешайте пуговицы и бусинки. Необходимо, чтобы ребёнок разложил их по разным контейнерам. (Процесс игры с мелкими предметами всегда должен проходить под строгим наблюдением взрослых!!!)
- Игры с кубиками. Можно собрать вместе башню, домик, машинку из кубиков.
- Рисование пальцем на манке. Можно рассыпать манку на столик или тарелку и предложить ребёнку поочередно нарисовать всеми пальчиками геометрические фигуры или любой другой рисунок, который он пожелает.
При этих играх не нужно добиваться непременного соответствия образцу – процесс здесь важнее результата.
Занятия на развитие познания мира
Дома, на улице, в магазине, на природе нужно показывать ребёнку предметы и говорить их названия, а также объяснять их назначение простым языком. Так малыш быстрее научится говорить. Можно проводить развивающие недели, подключая все виды чувств. Например, посвятить неделю изучению птиц, посмотреть картинки, послушать их пение и сделать поделку.
Занятия на развитие речи
Совместное чтение и разучивание коротких стихов поможет малышу расширить свой словарный запас, а также укрепит связь с родителями. Использовать лучше простые стихи, знакомые с детства, например,
Агнии Барто.
Занятия на физическое развитие
В два года ребёнок совершенствует двигательные навыки, поэтому ему нравится бегать, прыгать, лазить везде, где только можно. Таким образом он учится координировать движения и лучше сохранять равновесие. Для непосед подойдут следующие игры:
- Игра «Лесные звери». Ребёнку можно предложить попрыгать на двух ногах, как зайчик. Затем походить на наружной поверхности стопы, как медведь, попрыгать на корточках, как лягушка, или походить, высоко поднимая колени, как цапля.
- Игра «Прыг-скок». Можно научить ребёнка преодолевать небольшие преграды. Попробовать вместе с ним перепрыгивать через палочку в парке или через подушку дома.
- Игра «Большой-маленький». Когда родитель говорит «большой», ребёнок должен тянуться ручками вверх, а если он говорит «маленький» — опустить руки и присесть на корточки. Ещё можно покачаться влево и вправо, или немного увеличить темп, когда малыш привыкнет.
Частота и длительность занятий с малышом
В возрасте двух лет ребёнок не способен долго удерживать внимание на чём-то одном, поэтому продолжительность занятий может составлять несколько минут. Игры лучше проводить в одно и то же время, малыш должен быть сытым, бодрым и в хорошем настроении. Плохое настроение или болезнь — повод отложить занятия, чтобы избежать плохих ассоциаций.
Что делать, если ребёнку неинтересно
Внимание двухлетнего ребёнка непостоянно и рассеянно. Он может сосредоточиться только на той деятельности, которая его по-настоящему увлечёт. Детские развивашки для малышей могут стать интереснее, если пригласить к участию друзей.
Можно заняться тренировкой внимания, например, искать отличия в картинках, находить предметы на картинках или запоминать последовательность предметов на улице. Так понемногу малыш научится быть более внимательным и терпеливым.
Список источников
1. Психическое развитие малыша от 1 года до 3 лет, Психология
Рецензент
Ковтун
Татьяна
Анатольевна
Научный советник АО «ПРОГРЕСС», кандидат медицинских наук
Все статьи эксперта
Как проводить занятия с детьми дома? Рекомендации нейропсихолога.
Доброе время суток, дорогой посетитель сайта psy-razvitie.ru! Родители сегодня понимают, что время в развитии ребенка упускать нельзя. Многие родители с удовольствием проводят занятия с детьми дома. Сегодняшний мир изменился, стал намного сложнее. Современные дети развиваются быстрыми темпами, образовательные учреждения предъявляют другие требования, нежели 20-30 лет назад.
Это не значит, что надо гнаться за всеми, это значит, что родителям стоит обращать внимание на развитие своих детей. Многие родители сегодня задумываются о том, как организовать занятия с ребенком дома.
Правильно сформированная развивающая среда и развивающее общение помогают ребенку гармонично постигать знания о мире, обретать навыки, умения. Создают крепкий фундамент для дальнейшего развития.
Содержание:
- 1 Создавайте гармоничную развивающую среду.
- 2 Родители и их отношения с ребенком — главное условие для развития
- 3 Организуйте удобное пространство для занятий.
- 4 Среда должна мотивировать и организовывать внимание.
- 5 Ни что не должно рассеивать внимание ребенка.
- 6 Научитесь выделять 10-15 минут на подготовку каждый день
- 7 Учитывайте особенности детей
- 8 Обязательно завершайте задания.
- 9 Старайтесь заниматься регулярно.
- 10 Поддерживайте мотивацию ребенка
- 11 Планируйте занятия
- 12 Обращайтесь к специалистам за рекомендациями.
Создавайте гармоничную развивающую среду.
Гармоничная среда развития включает три фундаментальных условия: движение, общение, игра. Чем благоприятнее внутрисемейные отношения, богаче содержание общения, игры и двигательная активность, тем интенсивнее происходит развитие.
Когда мама и папа принимают малыша, допускают возможность ошибок и право на уникальность — они проявляют самое важное качество для гармоничной среды — терпение и доброжелательность. К любому ребенку можно и нужно искать подход. С любым ребенком нужно общаться и проводить время. Бывают дети, с которыми трудно заниматься и общаться — но это лишь повод задуматься, как помочь ему адаптироваться.
Движение одни из наиболее важных факторов гармоничной среды. Ребенок должен много двигаться и окружающие предметы должны его побуждать к этому. Быть безопасными, но в то же время доступными. Шкафы, которые могут упасть надо закреплять к стене, предметы, которые могут повредить — лучше убрать подальше. С ребенком любого возраста необходимо играть в подвижные игры и выходить на длительные пешеходные прогулки. Давать возможность лазать на детских площадках и создавать спортивные уголки дома.
Еще один фактор гармоничной среды — наполненность общением. Беседы с ребенком на разные темы, заинтересованность в том, что происходит в его жизни, семейные традиции и проведение совместного досуга. Все эти простые вещи могут помочь избежать множества проблем и создают ресурс семьи на преодоление возникающих трудностей.
Игра. В любом виде и качестве. Чем больше игры в детском возрасте — тем более здоровая и ресурсная личность будет развиваться. Обычно дети играют так, как могут, но у взрослых есть много способов быть принятым в игру, и вместе с ним создавать и проходить различные игровые задачи.
Родители и их отношения с ребенком — главное условие для развития
Доказано, что качество общения с родителями во многом определяет психологическое развитие. Когда мама и папа находят возможность, желание и время самим проводить со своими детьми, заниматься различными видами деятельности, в том числе и развивающими играми, заданиями в удобное время, они могут дать малышу значительно больше, чем посещение специальных занятий два-три раза в неделю.
Однако, до сих пор многие родители сомневаются в своих силах, считая, что кто-то будет заниматься с их ребенком лучше, чем они, отказываются от совместного времени с ребенком. Возможно. Заниматься с ребенком дома или нет – это выбор самих родителей.
Подробнее о том, надо ли заниматься с ребенком дома читайте на сайте psy-razvitie.ru.
Многолетний опыт работы с детьми и родителями показывает: решающим фактором в выборе родителей является собственно само желание, осознание полезности, нужности занятий с ребенком. Даже очень занятые родители, если считают нужным и важным, находят время и возможности для провождения времени со своими детьми.
Для заботливых родителей, которые решили для себя, что занятия с ребенком дома необходимы, хотелось бы поделиться рекомендациями, которые могут помочь сделать занятия с детьми частью жизни семьи.
Организуйте удобное пространство для занятий.
- Детский стол по возрасту (крайне желательно однотонный, лучше светлых тонов).
- Закрытый шкаф (или несколько полок в шкафу) для Вашей копилки с заданиями и развивающими играми.
- Закрытый шкаф с любимыми игрушками, рассортированными в контейнеры или коробки (побуждение к двигательной активности и самостоятельности)
- Две-три открытых полки, чтобы поставить игровые пособия, с которыми будет работать Ваш ребенок в течение дня.
- Ковер или место для игр на полу.
- Полка для выставки творческих работ (для детей после трех лет).
- Под рукой должны быть творческие материалы (клей, карандаши, цветная бумага, ножницы и т.п.) Их также лучше хранить в закрытом шкафу, выставив на открытую полку небольшое количество творческих принадлежностей для самостоятельной работы ребенка. Взрослея, ребенок научиться доставать творческие материалы из закрытого шкафа и класть их на место.
- Одна из важных составляющих пространства для занятий – стена достижений. Медальки, календарь с наклейками за занятия, листок со штампиками за успешно выполненные задания и прочие атрибуты достижений Вашего дошкольника существенно помогают его мотивировать, в случаях, когда это необходимо.
Достижения своего ребенка важно замечать и поддерживать его в достижении целей. Особенно важно это для детей, которым не так легко даются выполнение заданий. Их особенно важно хвалить и поддерживать, формируя правильно отношение к ошибкам и неудачам. Похвала и поощрение – главный стимул к продолжению занятий.
Среда должна мотивировать и организовывать внимание.
Среда должна мотивировать на естественную деятельность по возрасту и способствовать тому, чтобы внимание не рассеивалось на отвлекающие изображения и лишние предметы.
В раннем возрасте — это движение, активность по исследованию окружающего мира — залезть, открывать шкафы, вытаскивание и заталкивание всего везде. Закрытый шкаф с любимыми игрушками и пара открытых полок с развивающими играми на день могут побуждать малыша в возрасте 1-3 года к познавательной и исследовательской деятельности.
В более старшем возрасте, открытых полок с расставленными игрушками, материалами для творчества и для любимых занятий становиться больше, но правило остается тем же — нужно избегать большого количества игрушек, захламления и завалов. Периодически разбирайте вместе с ребенком коробки с игрушками, отбирая те, для которых найдется свой «домик», место, куда ребенок может ставить или убирать. Все остальное — отложите или передайте другим детям (по согласованию с самим ребенком). Ставьте ограничения и правила, которые ребенок должен учесть при выборе игрушек. Можно договариваться о том, в какое время вы будете пересматривать убранные игрушки, чтобы заменить то, что уже не интересно на «новые». Сохраняя и возбуждая интерес к играм и игрушкам, вы тем самым увеличиваете их полезность и развивающий потенциал.
Одна из трудностей, с которой встречаются родители, которые начинают заниматься дома состоит в том, что ребенок не хочет заниматься, все выбрасывает, ни во что не играет и быстро теряет интерес. О том, что можно делать в этих случаях можно почитать здесь.
Ни что не должно рассеивать внимание ребенка.
При оборудовании пространства для занятий с ребенком важно еще одно универсальное правило — место для занятий нужно очистить пространство от лишних «отвлекаторов». Картинки, изображения на детских столах, заваленные полки и расставленные на столе игрушки затрудняют концентрацию внимания на деятельности. Постарайтесь убрать из поля зрения все то, что лишнее. Информационная загруженность современных детей, чрезмерная зрительная и слуховая бессмысленная стимуляция лишь рассеивает внимание.
Оборудуя пространство для занятий важно помнить, что каждый предмет должен работать на комфорт и на то, чтобы максимально обеспечить удобство и доступность. Это на первый взгляд очевидная и простая рекомендация — одна из самых ключевых.
Если ребенок развивается с особенностями и родителям необходимо брать на себя задачу организовать внимание и вовлекать в занятия, то среда должна этому помогать. Когда все принадлежности, игры, творческие материалы под рукой – родитель не отвлекается от занятий с ребенком. Ведь иногда само занятие длиться всего 3-5 минут, и за это время надо что-то успеть сделать, удержать внимание дошкольника, завлечь его и в игровой форме сделать с ребенком то или иное задание.
В случаях, когда ребенок может играть и познавать мир самостоятельно факторы рассеивающие внимание также затрудняют этот процесс.
Научитесь выделять 10-15 минут на подготовку каждый день
Для того, чтобы занятие можно было организовать быстро и с пользой, важно продумывать, чем нужно позаниматься с ребенком заранее. Если вы будете затрачивать каждый день на подготовку 10-15 минут, пополняя свою «копилку» или продумывая, что можно добавить в ваше взаимодействие с ребенком, то организовать занятие, когда появляется возможность, будет значительно проще. По опыту, сначала процесс подготовки может занимать более длительное время, но чем чаще вы будете заниматься с Вашим чадом, тем быстрее Вы будете готовиться к занятию. Особенно важна эта рекомендация для тех родителей, у которых несколько детей разного возраста. Ведь чтобы дети не мешали друг другу, их всех важно занять. Придумать (или заготовить) что-то, в чем участвовать будут все дети.
Когда Вы готовите занятие, все материалы, карточки и игры лучше всего сложить в отдельную коробку, а ход самого занятия лучше всего прописать для себя на листе бумаги. Кстати, не вбрасывайте свои конспекты, на которых Вы прописываете ход занятия, лучше их складывать в папку или тетрадь, а дальше Вы обязательно сможете использовать свои идеи.
Сохраняйте в закладки полюбившиеся сайты с описанием игр и пособий. Возьмите за правило добавлять в свою «копилку» 1-2 игры в неделю. Многие родители делают папки, куда в файлы складывают понравившиеся задания.
Учитывайте особенности детей
Значение имеет не только возраст, интересы, но и особенности развития: внимание, работоспособность, особенности познавательной деятельности. Нужно учитывать, что ребенок любит делать и что ему дается сложнее.
Когда вы будете продумывать свое занятие, важно помнить что основная деятельность в дошкольном возрасте – это игра, да и школьники практически до 5-6 класса не откажутся поиграть с Вами, а материал в этом случае, будет запоминаться и усваиваться в разы быстрее.
С ребенком – дошкольником все задания лучше давать в игровом контенксте: «путешествие», «день рождения» любимого персонажа, посещение «гостей» — сказочных героев или любимых герое мультфильмов… В качестве «помощников» в занятии удобно использовать игрушки – плюшевые мишки и зайчики – первые учителя для любого дошкольника. В младшем школьном возрасте отлично в ход идут викторины, задания в форме карточек и лото. Для детей постарше – приключения, настольные игры.
Если ребенок имеет особенности в развитии, с которыми родителям трудно справляться самостоятельно – обращайтесь за помощью и консультацией к специалистам. При этом важно не терять свою родительскую инициативность, не перекладывать ответственность на специалистов. Ведь именно вам, а не специалистам заниматься с ребенком в дальнейшем, сопровождая его развитие всю школьную жизнь. Навыки занятий с ребенком, имеющим особенности в развитии крайне необходимы родителям.
Обязательно завершайте задания.
Следующая рекомендация касается организации самого занятия. В этом случае много зависит от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Для кого-то и час играть с мамой и папой в разные игры и задания легко и мало покажется. Для кого-то и пять минут может быть трудно. При этом важно, чтобы задания оказывались завершенными. Лучше сделать не все, что вы запланировали, но то задание, которое начали – надо обязательно завершить. Так что, в данном случае, планируя занятие надо учитывать личностные и возрастные особенности. Желательно приучать к тому, что задание завершено только после того, как игра, пособие или тетрадка вернуться на свое на место.
Когда ребенок занимается легко, с интересом и ему доставляет удовольствие игры и занятия с родителями, то завершение заданий обычно не представляет сложностей.
Другое дело, когда особенности развития затрудняют совместную игру и занятия. В этих случаях, чтобы задание было завершено родителям нужно научиться правильно оказывать помощь ребенку во время выполнения заданий. В публикации «Как помогать ребенку во время занятий дома» более подробно описаны этапы оказания помощи.
Старайтесь заниматься регулярно.
Следующая важная рекомендация – регулярность занятий. Если обстоятельства складываются так, что времени остается совсем мало – не беда. Приучите себя и вашего дошкольника выполнять хотя бы одно – два игровых задания упражнений в день. Когда будут появляться дни, в которых Вы сможете выделить больше времени – привычка проводить занятия с детьми дома регулярно поможет Вам наполнить свой день интересными заданиями и событиями.
Привычка проводить регулярные занятия понемногу помогает родителям обрести опыт занятий с ребенком. В случае необходимости приучите к пониманию того, что есть дела, которые делать хочется, а есть те, которые делать надо. Очень помогает, когда родители ведут свой дневник занятий, продумывая расписание. Это особенно важно, если Вы наблюдаете особенности в развитии, которые мешают ребенку быть успешным среди сверстников.
Поддерживайте мотивацию ребенка
Познавательный интерес у детей непосредственен. Если что-то интересно — ребенок с большим удовольствием делает это. Если что-то трудно или не получается, то велика вероятность того, что ребенок будет отказываться от занятий. Но именно в таких случаях бывает необходимо ребенка вовлекать и поддерживать его усилия. Заниматься регулярно помогает календарь занятий, который родители могут вести вместе с ребенком, отмечая свои успехи. Я всегда прошу родителей исключать из мотивации деньги и игрушки, поскольку эта мотивация искажает развитие личности ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Да и сами же родители попадают в «ловушку» манипуляций ребенка. Но если каждая неделя заканчивается радостным событием – то это поддерживает желание к занятиям всех заинтересованных членов семьи. Кстати сказать, чаще всего родители говорят о том, что регулярные занятия срываются именно тогда, когда сами родители перестают поддерживать эту традицию. Это происходит потому, что когда ребенку трудно, то именно родители выступают в качестве «вдохновителей» игр и совместных дел.
Планируйте занятия
Занятия желательно планировать с учетом потребностей и особенностей. Лучше всего за рекомендациями о том, как и чем нужно заниматься с Вашим ребенком может дать специалист. В нашем центре «Развитие» (г. Обнинск) мы сопровождаем родителей в их самостоятельных занятиях дома, помогая родителям определиться, на чем важно сосредотачивать внимание и учитывать в занятиях дома.
Как правило, в занятия дома желательно включать элементы сенсомоторной, пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа рук, ушей, головы, стоп, развивающие игры, игры на развитие речи, подвижные и ролевые игры, выполнение творческих и графических работ.
Планируя занятия, учитывайте принцип чередования заданий – сосредоточенная работа обязательно должна чередоваться с двигательными играми. О том, как можно планировать занятия дома есть отдельная публикация на нашем сайте.
Одна из частных сложностей, с которыми сталкиваются родители – это нехватка времени. «Так много надо успевать, я устаю и ребенок тоже». Именно поэтому, если занятия необходимы, то лучше всего сразу продумывать игры и задания, которые Вы можете выполнять «между делом». Ведь чем лучше Вы организуете развивающую среду, тем легче будет «проводить занятие».
Планировать время для занятий лучше тогда, когда все члены семьи в хорошем настроении и достаточно хорошем самочувствии. Если большую часть времени ребенок капризничает и чувствует себя плохо – заниматься надо максимально легкими, доступными и приятными заданиями и играми. Рекомендации специалистов могут помочь разобраться в причинах и особенностях происходящего. Вместе с родителями найти подходы и возможности для регулярных занятий дома.
Обращайтесь к специалистам за рекомендациями.
Подготовке и проведении занятия с детьми дома надо точно понимать, что все дети разные, возможности, особенности, темпы развития разные у всех детей. Многие особенности не затрудняют социальную адаптацию и не затрудняют развитие познавательной деятельности по возрасту. Однако, часто родителей беспокоят те особенности, которые мешают ребенку раскрывать свой природный потенциал, нарушают адаптацию, искажают отношения в семье. Например, если ребенок быстро утомляется, отвлекается, теряет интерес к заданию – заставлять в этом случае бессмысленно, а иной раз вредно.
Когда к ребенку трудно найти подход и Вы замечаете, что что-то мешает ребенку развиваться, что-то, что доступно для сверстников дается с трудом Вашему ребенку – обратитесь за консультацией к неврологу или нейропсихологу. Не всегда родители могут грамотно организовать занятия, если не достаточно понимают суть затруднений.
В публикации «Почему ребенок не хочет учиться?» мы подробнее рассмотрим причины и важные признаки, на которые стоит обращать внимание, чтобы вовремя обратиться за помощью к специалистам.
Автор: медицинский психолог Попкова Светлана, г. Обнинск
Как мотивировать ребенка делать домашнее задание (7 практических советов)
Практически каждый родитель сейчас думает о том, как мотивировать ребенка делать домашнее задание. Заставлять детей делать домашнее задание не всегда больно. На самом деле, это может быть просто весело!
В этой статье я поделюсь секретом, как мотивировать вашего ребенка не только делать домашнее задание, но и любить домашнее задание. Да, вы правильно прочитали. Можно любить делать школьную работу. Не нужно кричать, кричать, угрожать или плакать.
Почему дети ненавидят домашние задания
Начнем с детсадовцев.
Для многих детей детский сад – это первый официальный опыт в школе.
Детский сад сильно изменился за последнее десятилетие.
Когда-то детские сады были местом для общения и игр, а сегодня в них подчеркивается важность обучения чтению, счету, сидению на месте и слушанию учителей.
Переход от игр в течение всего дня дома к тому, чтобы часами сидеть неподвижно в структурированной среде, — это сложный переход.
Кроме того, многие детские сады также задают этим маленьким детям домашнее задание, что еще больше сокращает их доступное время для игр.
Неудивительно, что некоторые детсадовцы не мотивированы выполнять домашнее задание.
Мотивация к домашнему заданию
Помните, когда ваш ребенок был еще малышом, он/она увлекался всем и вся?
Они были любопытны и стремились узнать обо всем, что их окружало.
Они были увлеченными учениками .
Дети естественно любят учиться, если мы обеспечиваем им правильную среду и соответствующим образом мотивируем их.
Вот в чем проблема…
Когда вы слышите слово «мотивировать», что вы о нем думаете?
Если вы думаете об игрушках, деньгах, времени iPad, баллах, наклейках и т. д., вы не одиноки.
Поощрения (а иногда и наказания) — мотивация многих родителей.
Родители любят их, потому что они работают почти мгновенно.
Вы вручаете приз, и ребенок подчиняется, чтобы получить его. Задача решена.
Просто и эффективно.
Но очень скоро вы заметите неожиданные результаты.
Вот пример.
Несколько лет назад, после лекции, к профессору Марку Лепперу подошла пара, которая рассказала ему о системе вознаграждений, которую они установили для своего сына, что значительно улучшило поведение за обеденным столом. «Он сидит прямо и ест свой горох и брюссельскую капусту, и он действительно очень хорошо себя ведет», — сообщили они. До тех пор, пока, то есть, в первый раз семья не поужинала в хорошем ресторане. Ребенок огляделся, взял со стола хрустальный стакан и спросил: «Сколько очков, чтобы это не уронить?» Прекрасный пример, говорит доктор Леппер, пагубных последствий чрезмерной зависимости от поощрений для формирования поведения детей.
Марк Леппер: Внутренняя мотивация, внешняя мотивация и процесс обучения Кристин ВанДеВельде Лускин, Детский сад Бинга при Стэнфордском университете
Этот пример далеко не редок.
На самом деле очень часто ребенок мотивируется исключительно внешней наградой.
Как только вознаграждение будет удалено, ребенок больше не будет заинтересован в продолжении поведения.
Как правильно мотивировать наших детей?
Ответ: внутренняя мотивация.
Внутренняя мотивация относится к участию в деятельности ради чистого удовольствия.
Это удовольствие исходит изнутри человека и представляет собой психологическое удовлетворение, получаемое от выполнения задачи, а не от внешнего результата.
Другими словами, чтобы ваш ребенок делал домашнее задание, сначала помогите ему получить от этого удовольствие .
Это не так безумно, как кажется.
Жаль, что домашнюю работу называют «работой».
Нам нравится отделять работу от развлечений.
Естественно, мы считаем домашнюю работу тяжелой.
Но это не обязательно.
Домашнее задание — это инструмент, с помощью которого дети узнают и ознакомятся со знаниями, полученными в классе.
Чтобы получать удовольствие от домашней работы, ребенок должен получать удовольствие от учебы .
Для получения дополнительной помощи по успокоению истерик ознакомьтесь с этим пошаговым руководством
Как мотивировать ребенка делать домашнее заданиеОт 0032 рабочего мышления
до обучающего мышления .
Цель обучения в школе не в том, чтобы поступить в колледж, найти хорошую работу, получать стабильный доход и т. д. работать по причинам, отличным от получения удовольствия от самого обучения.
Ходить в школу — значит учиться , приобретать знания, изучать новые предметы и расти как личность.
Средняя ожидаемая продолжительность обучения в США составляет 16,7 лет 1 .
Если ребенок не любит школу, это будет 16,7 лет страданий.
Вы не хотите этого для своего ребенка.
Но есть и хорошие новости.
Если вы сможете вмешаться раньше, например, в детском саду или даже до детского сада, у вашего ребенка будет хороший старт.
Итак, убедите себя перейти от рабочего мышления к обучению.
Звучит абстрактно, но вот 7 реальных шагов для достижения этой цели.
1.
Прекратите называть домашнее задание «работой» вашего ребенка.
Делая это, вы заставляете ребенка чувствовать себя плохо, даже если это не так.
2.
Не говорите ребенку: «Ты не можешь играть, пока не выполнишь домашнюю работу»
Опять же, помещая домашнюю работу в отдельную от игры категорию, ты говоришь, что она не может доставлять удовольствия.
важность игры невозможно переоценить. Так что считайте 2 .
Скажите ребенку, что он может заниматься и тем, и другим (конечно, только здоровыми физическими играми, такими как баскетбол или езда на велосипеде, но не просмотром iPad).
Они могут решить, в каком порядке их выполнять, если они сделают и то, и другое к концу дня.
Вы будете удивлены, но предоставление ребенку самостоятельности в расписании домашних заданий является одним из самых больших мотиваторов.
3. Не используйте в качестве поощрения «без домашних заданий»
Однажды я слышал, что некоторые учителя давали ученикам за хорошее поведение «без домашних заданий» в качестве поощрения.
Я был в ужасе.
Домашнее задание предназначено для закрепления того, чему мы научились в школе.
Это помогает нам лучше понимать и запоминать.
Это не наказание и не пытка, что вам нужен «перерыв», чтобы почувствовать себя лучше.
Не создавайте у ребенка впечатления, что домашнее задание — это то, от чего вы хотите избавиться.
4.
Делайте Не ворчите, не давайте взяток и не заставляйте
Не ворчите и не заставляйте вашего ребенка делать домашнее задание, будь то поощрение или наказание.
«Но тогда как заставить детей делать уроки?» родители недоумевают.
Не заставляйте вашего ребенка делать домашнее задание. Период.
Принуждение или подкуп только приведут к обратным результатам и снизят внутреннюю мотивацию вашего ребенка 3 .
Мотивация выполнять домашнее задание должна исходить от самого ребенка.
5. Пусть ваш ребенок столкнется с естественными последствиями
«Но что делать, если мой ребенок отказывается делать домашнее задание?» — спрашивают многие разочарованные родители.
Если ваш ребенок отказывается выполнять школьные задания, позвольте ему… после того, как вы объясните, почему домашние задания важны для обучения и что может произойти в школе, если они этого не сделают. .
Проведите их через естественные последствия невыполнения домашнего задания – они плохо запоминают информацию, и им придется смириться с любыми естественными последствиями в школе. Им придется объяснять учителю, почему домашнее задание не выполнено, и они могут потерять время на перемене и т. д. (но предварительно подтвердите, что в школе не применяются телесные или другие виды жестоких наказаний).
Подождите… Что?!
Думаешь, я должен позволить моему ребенку потерпеть неудачу?
Что ж, невыполнение домашних заданий в младших классах — это не конец академической карьеры вашего ребенка.
Подумайте об этом, вы не можете заставить или подкупить своего ребенка в колледже.
Помогите им понять цель обучения и выполнения домашних заданий сейчас .
Вы помогаете им принять правильное решение, позволяя им понять и столкнуться с естественными последствиями раньше, чем позже.
6.
Выполняйте домашнее задание вместе с ребенком
Не говорите ребенку, что домашнее задание важно, покажите ему это своими действиями.
Сделай с ними домашнюю работу.
Вы говорите своему ребенку, что так цените это, что готовы потратить время на то, чтобы сделать это вместе. Кроме того, участие родителей связано с лучшей успеваемостью в школе 4 .
.
7. Сделайте домашнее задание веселым и позитивным
Есть много способов сделать домашнее задание для детей веселым.
Давайте посмотрим на два метода, которые я использовал, и на результаты.
Вы можете попробовать их или придумать сами.
Способ 1. Использование домашних заданий в качестве «награды» (младшие дети любят детсадовцев)
Подождите, минуту назад вы сказали, что использовать поощрения нехорошо.
Теперь вы говорите: «Используйте домашнюю работу в качестве награды»?
Ну, я сказал, что поощрения — это плохо, потому что вы подразумеваете, что деятельность, к которой вы пытаетесь мотивировать своего ребенка, не так хороша, как поощрение.
Но здесь я использую домашнюю работу как награду.
Я сигнализирую своему ребенку, что делать домашнюю работу настолько хорошо, что она должна «заслужить это».
Как заработать?
Вы можете попробовать разные вещи.
Мы использовали «Если ты будешь вести себя хорошо, ты можешь делать уроки со мной. Если ты не будешь себя вести, ты не сможешь делать домашнее задание».
Мы начали в детском саду, и это сработало очень хорошо.
Родители, которые попробовали это приложение, также сообщают о хороших результатах в мотивации своих детей к выполнению домашних заданий.
Но у некоторых из них есть опасения…
Некоторым родителям не нравится эта идея, потому что она кажется манипулятивной.
Это потому, что эти родители не верят в то, что домашние задания могут быть веселыми.
Значит, им кажется, что они лгут ребенку.
Но я искренне люблю домашнюю работу! (Да, официально я ботаник)
Так что у меня нет проблем с тем, чтобы помочь моему ребенку научиться любить домашнюю работу, как я.
Если вы сами не уверены, возможно, вам не стоит пробовать этот метод. Или, если ваш ребенок старше и уже ненавидит домашнюю работу, это не сработает.
Однако, хотя я и не согласен с применением манипулятивных мер в целом, но не вижу конкретно этого вредного для детей, даже если сами родители не любят домашнюю работу.
Метод 2: Превратите выполнение домашних заданий в игру и сблизьте
Когда моя дочь ходила в дошкольное учреждение, я купила красочные книжки с домашними заданиями, и мы вместе выполняли их.
Иногда мы по очереди – она делала одну задачу, я другую и так далее.
Иногда мы соревновались, кто быстрее закончит страницу.
Иногда я делал их неправильно, чтобы моя дочь могла указать на неправильные ответы.
На самом деле она была очень воодушевлена и удовлетворена тем, что могла ловить мамины ошибки!
Мы праздновали, когда оба закончили или получили правильные ответы.
Это было очень весело, и моему ребенку это очень нравилось.
К тому времени, когда она пошла в детский сад, она уже любила домашнюю работу.
В детском саду я не могла делать ее домашнее задание, потому что это ее домашнее задание.
Поэтому я купила тетради для домашних заданий, похожие на те, что она принесла из школы. Затем я решал задачи вместе с ней, как и она.
Мы по-прежнему гонялись, праздновали и веселились.
Результат?
В начале года в детском саду моей дочери дали две тетради с домашними заданиями, чтобы она взяла их домой. Каждую неделю учитель задавал домашнее задание из учебников. Их предполагалось использовать в течение всего учебного года. Но моей детсадовке так нравилось делать домашние задания, что она сделала их все за один месяц! Не нужно кричать, кричать, угрожать или плакать.
См. также: Как мотивировать детей старшего возраста выполнять домашнее задание с помощью реверсивной психологии
Нужна помощь в мотивации детей?
Если вам нужны дополнительные советы и реальный пошаговый план, этот онлайн-курс «Как мотивировать детей» — отличное место для начала.
В нем описаны шаги, необходимые для выявления проблем с мотивацией у вашего ребенка, а также стратегия, которую вы можете применить, чтобы помочь ребенку развить самомотивацию и увлечься обучением.
Как только вы освоите эту научно обоснованную стратегию, мотивировать вашего ребенка станет легко и без стресса.
Заключительное слово о том, как мотивировать вашего ребенка делать домашнюю работу
Приучить ребенка делать домашнюю работу — это только первый шаг к формированию хорошей привычки к обучению. Выполнение домашней работы или получение хороших оценок не является целью посещения школы. Прививайте своему ребенку любовь к обучению с самого раннего возраста, и он получит пользу на всю жизнь.
Каталожные номера
1.
и др. ожидаемая продолжительность обучения для всех учащихся: сравнение стран. НацияМастер. https://www.nationmaster.com/country-info/stats/Education/Expected-duration-of-education-for-all-students
2.
Гинзбург КР. Важность игры в содействии здоровому развитию ребенка и поддержании прочных связей между родителями и детьми. ПЕДИАТРИЯ . Опубликовано в Интернете 1 января 2007 г .: 182–191. doi:10.1542/пед.2006-2697
3.
Леппер М.Р., Грин Д. Превращение игры в работу: Влияние наблюдения взрослых и внешних поощрений на внутреннюю мотивацию детей. Журнал личности и социальной психологии . Опубликовано в Интернете 1975: 479-486. дои: 10.1037/h0076484
4.
Най С., Тернер Х., Шварц Дж. Подходы к участию родителей в улучшении успеваемости детей младшего школьного возраста. Систематические обзоры Кэмпбелла . Опубликовано в Интернете 2006: 1-49. дои: 10.4073/csr.2006.4
Как помочь детсадовцам делать домашнее задание без слез
Внутри: Новые ученики с трудом выполняют домашнее задание. Детсадовцы особенно не имеют желания сидеть на месте и часто отказываются выполнять домашнее задание. Но есть советы и приемы, которые помогут новым детсадовцам выполнять домашнее задание без жалоб и слез.
Поздравляем! Вы пережили огромную родительскую веху, отправив своего ребенка в детский сад!
Но теперь перед родителями стоит новая задача: домашнее задание.
Некоторые детсадовцы приходят домой без домашнего задания, некоторые начинают его через месяц или два в школе, а некоторые школы начинают отправлять домашние задания на дом. День 1. многие родители разочарованы тем, что домашние задания начинаются в детском саду.
Связанный материал: вот что вам нужно знать о домашнем задании и о том, почему учителя его назначают домашнее задание без жалоб и без слез.
Потому что, хотя некоторым детям может быть интересно делать домашнюю работу, потому что это заставляет их чувствовать себя большими детьми, многие дети противятся идее садиться и делать больше работы после школьных часов.
Наши детсадовцы могут бороться с нами на каждом этапе выполнения домашнего задания, главным образом потому, что они абсолютно истощены . Они умственно и физически истощены.
Этим новым студентам весь день говорили, что делать.
Вероятно, им приходилось сидеть неподвижно на крохотной ступени, подогнув под себя ноги, гораздо дольше, чем когда-либо.
Они должны работать. И думать. И отвечать на сложные вопросы.
И теперь мы ожидаем, что они будут больше работать дома? Больше думать? Больше сидеть?
Конечно, они собираются пожаловаться или категорически отказать или вернуться к слезам и истерике.
Но есть способы облегчить им переход из школы домой и помощь детсадовцам в выполнении домашних заданий.
Общие советы по выполнению домашних заданий в помощь всем учащимся:
Прежде чем мы перейдем к конкретным советам для детского сада, есть несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы помочь вашему ребенку успешно выполнять домашние задания на долгие годы.
Первое и самое важное — составить дневной график и распорядок дня и следовать им.
Мои дети знают, что они приходят домой, вешают рюкзаки и опорожняют их, моют руки, перекусывают и начинают делать домашнее задание.
Каждый день.
Потому что, если это происходит каждый день, мои дети знают, чего ожидать. Они знают, что это произойдет.
Вы настроите себя на всю жизнь легкости выполнения домашних заданий, если привьете им сейчас ожидание того, что домашние задания будут выполняться сразу после школы.
Если вы не знаете, как организовать послешкольный распорядок, воспользуйтесь этим.
Мои дети любят отмечать дела в своем контрольном списке после школы почти так же, как я люблю вычеркивать дела из моего списка дел, потому что они контролируют, как быстро они перемещаются по списку.
Чем быстрее они сделают свой контрольный список, тем скорее они смогут пойти играть.
Для получения более общих советов и рекомендаций по решению домашних заданий, таких как установка станции для домашних заданий и ящика для домашних заданий, щелкните здесь.
Поощряйте своих детсадовцев выполнять домашнюю работу без жалоб:
Если вы установите ожидание, что домашняя работа — это то, что мы делаем, и мы делаем это без жалоб , это принесет пользу всем в семье.
Для вас вам не нужно слышать нытье и вы можете прожить день, не дергая себя за волосы и не нуждаясь в коктейлях к 16:00.
За них они получают угощение. Попробуйте пробивать дырку в листе бумаги каждый раз, когда они заканчивают свою работу, не жалуясь.
Когда им исполняется пять лет, они получают специальное «свидание» с мамой или папой или отправляются в любимое место.
Каждый месяц вы можете увеличивать количество лунок, необходимых для получения даты.
Все, что нужно, чтобы препятствовать жалобам.
Стратегии домашних заданий, которые помогут детсадовцам выполнять домашнее задание:
Нашим детсадовцам мы должны помочь им действительно выполнить домашнее задание.
Это новинка, так что будут проблемы с ростом.
Имейте в виду, что не все трюки подойдут всем детям. Вам нужно выбрать то, что, по вашему мнению, больше всего мотивирует вашего ребенка.
А если это не сработает, попробуйте другой трюк.
1. Физически быть рядом
Мы не можем ожидать, что эти пятилетние дети будут сидеть и работать самостоятельно 9 сентября0033 .
Нам нужно дорасти до этого.
В течение первой недели сидите рядом с ними, пока они заканчивают свою работу. Затем на следующей неделе сядьте напротив, пока они работают. В течение третьей недели не сидите с ними, а оставайтесь в одной комнате. Затем вы можете перейти к тому, чтобы находиться в комнате и выходить из нее по мере необходимости.
Если они не хотят, чтобы вы отошли подальше, сделайте шаг ближе к ним, пока они не почувствуют себя более уверенно.
Конечная цель состоит в том, чтобы они не нуждались в том, чтобы вы следили за каждым их шагом.
2. Визуально уменьшите объем домашней работы
Если им не хватает целого листа по математике, закройте его другим листом бумаги.
Вы можете закрыть половину листа или закрыть его целиком и показывать по одной строке за раз.
Когда они закончат свою работу, сдвиньте бумагу вниз, пока они не дойдут до нижней части листа.
3. Сократите количество времени, которое они должны работать
Может быть страшно сесть и закончить всю работу сразу .
Установите таймер и заставьте их работать в течение пяти минут. Затем сделайте «мозговой перерыв» на пять минут. Повторяйте узор до тех пор, пока работа не будет закончена.
На следующей неделе увеличьте рабочий таймер до шести минут, но оставьте прежним время перерыва для мозгов.
Некоторые идеи для мозговой разминки: слушать музыку, танцевать, раскрашивать, собирать Лего, заниматься спортом, прыгать или эти действительно крутые мозговые разминки на YouTube.
4. Позвольте детсадовцам делать уроки и передвигаться во время работы
Кто сказал, что дети должны сидеть на месте, чтобы делать свою работу?
Дайте им постоять, чтобы закончить свою работу.
Пусть поработают на мяче для босу или на крытом батуте с блокнотом.
Стоят, прыгают, подпрыгивают, растягиваются, кружатся… все, что нужно их маленькому телу.
Если они не могут заниматься этим во время работы, поощряйте их быть активными до и после выполнения домашних заданий.
5. Пусть детсадовцы делают уроки на свежем воздухе
Кто сказал, что домашнюю работу нужно делать дома? Они застряли внутри на весь день.
Пусть закончат свою работу, дыша свежим воздухом.
Свежий воздух и кислород разбудят их, освежат и заставят мозг работать.
Попробуйте поработать за столом для пикника, на заднем дворике или на балконе.
6. Используйте все свое тело, чтобы закончить свою работу
Поскольку многие дети лучше всего учатся, когда они двигаются, поощряйте их использовать свое тело для обучения.
Пусть они решат свои математические задачи, выполнив это веселое задание из Руководства по занятиям SuperKids. 3 + 4 = Топайте 7! Затем они могут написать это на своей бумаге.
Используйте мел, чтобы тренировать буквы и звуки.
Если вы пишете буквы на земле, пусть они идут к букве «С» или к букве, которая дает звук /b/.
Когда они начнут читать, попросите их составить слова, подбегая к каждой букве.
Используйте мел, чтобы попрактиковаться в их числах, сложении и вычитании. Напишите числа на земле и пусть они бегут к 4. Или пусть они бегут к ответам «1 + 1» или «6-2!»
7. Дайте им счетчики, чтобы они закончили математику
Когда придет время начинать складывать и вычитать, пусть они используют настоящие осязаемые предметы, которые они могут перемещать, чтобы складывать или вычитать.
Они могут складывать и вычитать с помощью монет, хлопьев Cheerios, крекеров или даже своих любимых игрушек.
1 Shopkin + 3 Shopkins = 4 Shopkins
8. Дайте им разноцветные маркеры
Серые карандаши могут быть такими скучными.
Пусть они используют маркеры — или, еще лучше, вонючие маркеры — чтобы обводить буквы, писать свое имя или писать свои слова.
Цвета радуги сделают монотонную работу более приятной, и ваши дети будут привыкать к «Радужному письму» со школы.
9. Предложите им здоровую закуску
Пока детсадовцы делают домашнее задание:
Мои дети живут ради перекусов, поэтому они любят перекусывать во время работы.