Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Персональный сайт учителя-дефектолога, логопеда МБДОУ ДС №43. Задания дефектолога для ребенка 4 лет


Задания для детей от 3 до 4 лет

На данной страничке  Вы можете узнать и определить уровень развития вашего ребенка, а именно , что должен знать и уметь делать Ваш ребенок в возрасте от 3 до 4 лет.Так же можете найти много интересных заданий и упражнений.

 

  Элементарные математические представления:

   1. Ребенок должен уметь считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков на руке.

2. Ребенок должен уметь владеть понятиями: один - много, большой - маленький, высокий - низкий и т. д.

3. Ребенок должен знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный) .

4. Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

5. Ребенок должен уметь сравнивать предметы по величине, цвету, форме. Уметь сравнивать количество предметов.

6. Ребенок должен уметь подбирать пару к предмету с заданным признаком.

Ниже представлены задания и упражнения для развития элементарных математических представлений.              

Задания на развитие элементарных математических представлений

Скачать

РЭМП 3-4 года.pdf

Adobe Acrobat документ 2.5 MB

Скачать

РЭМП с 3-5 лет

Красный, круглый и большой.pdf

Adobe Acrobat документ 7.5 MB

                                    Логическое мышление

                Развитие Мышления, Памяти, Внимания.

Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:

1. Ребенок должен уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.

2. Ребенок должен уметь находить и объяснять несоответствия на рисунках.

3. Ребенок должен уметь находить лишний предмет и объяснять почему он сделал такой выбор.

4. Ребенок должен уметь находить сходства и различия между предметами.

5. Ребенок должен уметь запоминать 2-3 картинки.

6. Ребенок должен уметь запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз.

7. Ребенок должен уметь запоминать и повторять движения, которые показал взрослый 1-2 раза,

8. Ребенок должен уметь запоминать какую-либо деталь или признак предмета.

9. Ребенок должен уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.

10. Ребенок должен находить парные предметы. Уметь из группы предметов выбирать нужный.

11. Ребенок должен уметь обращать внимание на свойства и признаки предметов, находить сходства и различия между предметами.

 Ниже представлены задания ,упражнения и игры  на развитие логического мышления.

Задания на развитие логического мышления

- памяти, внимания, мышления.

Скачать

Логическое мышление 3-4 года.pdf

Adobe Acrobat документ 2.3 MB

Скачать

Головоломка- найди тень у картинки.pdf

Adobe Acrobat документ 513.6 KB

Скачать

Найди отличия.pdf

Adobe Acrobat документ 2.7 MB

Скачать

Веселые домашние задания

1.pdf

Adobe Acrobat документ 6.0 MB

Окружающий мир.

Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:

1. Ребенок должен знать названия и уметь показывать  домашних (корова, коза, лошадь, кошка, собака и т.д.) и диких (волк, заяц, лиса и т.д.) животных.

2. Ребенок должен знать названия 3-4 птиц (воробей, ласточка, ворона), 3-4 рыб (кит, сом, акула) и 3-4 насекомых (кузнечик, бабочка, пчела).

3. Ребенок должен знать названия основных растений: 3-4 деревьев (береза, дуб, яблоня) и 3-4 цветов (ромашка, тюльпан, роза).

4. Ребенок должен знать, что такое овощи, фрукты, ягоды, грибы.

5. Ребенок должен иметь представление о материалах, из которых изготовлены окружающие предметы.

6. Ребенок должен знать части суток - утро, день, вечер, ночь.

7. Ребенок должен уметь называть явления природы - дождь, снег, ветер.

Ниже представлены обучающие карточки по различным лексическим темам и игры на развитие общего запаса знаний об окружающем мире.

Развивающие карточки и игры на развитие общего запаса знаний и представлений об окружающем мире.

Скачать

Развивающая игра Что для чего.pdf

Adobe Acrobat документ 1.6 MB

Скачать

Карточки по лексической теме Транспорт.p

Adobe Acrobat документ 1.1 MB

Развитие мелкой моторики рук.

Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:

1. Правильно держать в руке карандаш или фломастер;

2.Уметь обводить простые легкие рисунки;

3. Уметь рисовать круги, линии, простые рисунки;

4. Заштриховывать рисунок в разных направлениях, не выходя за границы;

5.Уметь действиям с ножницами: правильно держать, резать по прямой, вырезать по намеченному контуру;

6.  Выполнять несложную аппликацию, намазывать готовые детали клеем и приклеивать на намеченное место;

7. Лепить из пластилина шарики и колбаски , соединять их между собой;

Ниже представлены задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук.

Задания на развитие мелкой моторики

и на координацию движений.

Скачать

Мелкая моторика.pdf

Adobe Acrobat документ 794.7 KB

Игры - упражнения на формирование представлений об использовании предметов, имеющих фиксированное назначение

corkids.jimdo.com

Задания для детей от 4 до 5 лет

На данной страничке  Вы можете узнать и определить уровень развития вашего ребенка, а именно , что должен знать и уметь делать Ваш ребенок в возрасте от 4 до 5 лет.Так же можете найти много интересных заданий и упражнений.

 Элементарные математические представления:

1. Ребенок должен уметь определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.

2. Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник)

3. Ребенок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.

4. Ребенок должен уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.

5. Ребенок должен уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше - меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.

6. Ребенок знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры.

Задания на развитие элементарных математических представлений

Далее...

    Логическое мышление

                Развитие Мышления, Памяти, Внимания.

1. Ребенок должен уметь находить отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками).

2. Ребенок должен уметь складывать по образцу постройки из конструктора.

3. Ребенок должен уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.

4. Ребенок должен уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.

5. Ребенок должен уметь складывать пирамидку (чашечки, вкладывая их друг в друга) без посторонней помощи.

6. Ребенок должен уметь вкладывать в отверстия недостающие фрагменты картинок.

7. Ребенок должен уметь называть обобщающим словом группу предметов (корова, лошадь, коза-домашние животные; зима, лето, весна- времена года). Находить лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому предмету.

8. Ребенок должен уметь отвечать на такие вопросы как: Можно ли летом кататься на санках? Почему? Зачем зимой одевают теплые куртки? Для чего нужны окна и двери в доме? И т.д.

9. Ребенок должен уметь подбирать противоположные слова:  стакан полный - стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный - ребенок сытый, чай холодный – чай горячий и т.д.

10. Ребенок должен уметь запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д.

11. Ребенок должен уметь видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.

Развитие речи.

1. Ребенок должен использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители.

2. Ребенок должен понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки - лапы, ногти - когти, волосы - шерсть).

3. Ребенок должен уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок - цветы, девочка - девочки).

4. Ребенок должен уметь находить предмет по описанию (яблоко - круглое, сладкое, желтое). Уметь  самостоятельно составлять описание предмета.

5. Ребенок должен понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).

6. Ребенок должен знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.

7. Ребенок должен уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.

8. Ребенок должен уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек.

9. Ребенок должен называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет.

10.  Ребенок должен уметь отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий:  Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?

Окружающий мир.

1. Ребенок должен уметь различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают.

2. Ребенок должен знать названия насекомых, уметь рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает)

3. Ребенок должен знать всех домашних животных и их детенышей.

4. Ребенок должен уметь угадывать по картинкам времена года. Знать приметы каждого из них.

corkids.jimdo.com

Задания для детей от 5 до 7 лет

 В данном разделе Вы можете  узнать и определить уровень развития вашего ребенка, а именно , что должен знать и уметь делать Ваш ребенок в возрасте от 5 до 7 лет.Так же можете найти много интересных заданий и упражнений.

Развитие элементарных математических представлений.

1. Ребенок должен уметь решать простейшие задачки и головоломки.

2. Ребенок должен уметь вычитать и прибавлять к числу.

3. Ребенок должен уметь определять направление: вперед, назад, направо, налево, вверх, вниз.

4. Ребенок должен уметь считать предметы в пределах 10 на основе действий со множествами.

5. Ребенок должен уметь сравнивать числа: равенства- неравенства, больше - меньше.

6. Ребенок должен понимать и правильно отвечать на вопросы: Сколько? Который? Какой по счету?

7. Ребенок должен знать состав чисел первого десятка.

8. Ребенок должен уметь различать и называть предметы круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной формы.

9. Ребенок должен знать такие геометрические фигуры как: квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, трапеция, ромб; геометрические тела: куб, шар, цилиндр, пирамида.

10. Ребенок должен знать знаки "+", "-", "=", "<;" и ">;".

11. Ребенок должен уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.

12. Ребенок должен уметь разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.

13. Ребенок должен знать прямой и обратный порядок числового ряда.

Задания на развитие элементарных математических представлений  Далее...

 Логическое мышление

                Развитие Мышления, Памяти, Внимания.

1.Ребенок должен уметь выполнять задания в которых необходимо выявить закономерность и продолжить ряд из предложенных предметов.

2. Ребенок должен находить лишний предмет из 4-5 предложенных предметов.

3. Ребенок должен уметь составлять рассказ по предложенным картинкам, уметь заканчивать рассказ (придумать конец).

4. Ребенок должен уметь разделять предложенные предметы на две группы и находить для каждой группы общий признак.

Игры на формирование соотношений между словом и образом.

Далее...

Развитие речи.

1.Ребенок должен называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет, как зовут родителей, сколько им лет, где и кем они работают.

2. Ребенок должен знать домашний адрес, номер домашнего телефона

3. Речь у ребенка должна быть максимально приближена к взрослой речи (по качеству).

4. Ребенок должен знать, что такое интонация, должен пользоваться ею для выражения своих эмоций.

5. Ребенок должен уметь отличать побудительное предложение от повествовательного, восклицательное от вопросительного, должен уметь их использовать.

6. Ребенок должен уметь формулировать и задавать вопросы, строить рассуждения, спорить.

7. Ребенок должен уметь вести диалог и монолог.

8. Ребенок должен знать много наизусть выученных стихотворений, сложных и больших по объему произведений. Рассказывать он должен с выражением.

Игры на формирование умений выполнять классификацию

Научите детей выделять существенное и второстепенное, объединять предметы по различным основаниям, в одну группу на основе общих признаков. Далее...

 

corkids.jimdo.com

Развивающие задания | Дефектолог.BY

Перед вами, родителями, стоит каждодневная проблема – развивать память ребёнка. Для начала вспомним, что существуют различные типы памяти:

зрительная;

слуховая;

тактильная;

обонятельная.

 

     Причём, у дошкольников превалирует зрительная память: то есть то, что, он видит, он быстрее и лучше запоминает. Сначала давайте вместе запомним главную особенность дошкольной памяти: малыш, как правило, быстро запоминает и столь же быстро забывает, чтобы воспринимать новый материал. Таким образом, память дошкольника пластичная, и нужна её постоянная тренировка.

     Различные виды памяти требуют и различных подходов, тренировок, игр, упражнений. Дошкольники в процессе увлекательных, неутомительных игр усваивают эффективные методы запоминания большого объёма информации. Итак, обучение начинается с тактильной памяти. Во-первых, потому что на этот вид памяти очень мало обращается внимания. 

   Тактильная память – это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. 

   Для игр по развитию этого вида памяти понадобятся 10 дощечек с различной шероховатостью. Необходимо вырезать из любого жёсткого материала 10 дощечек размером  20×10 см. На обратной стороне пронумеровать их от 1 до 10.

     Вместе с детьми на дощечку № 1 наклеить кусочек натурального или искусственного меха.

    Дощечка № 2 должна быть жёсткой и шершавой, для этого лучше всего использовать наждачную бумагу.

    На дощечку № 3 наклейте какую-нибудь ткань, типа фланели или байки.

    На дощечку № 4 н6адо наклеить расплавленный воск со свечи.

    Чтобы сделать дощечку № 5, возьмите кусок верёвки или толстый шнурок и наклейте сверху.

    Для дощечки № 6 нужны спички или какие-нибудь маленькие палочки.

    Дощечка № 7 тоже со спичками, но их надо разложить и наклеить в беспорядке.

    Поверхность дощечки № 8 должна быть абсолютно гладкой. Для этой цели подойдёт целлофан, клеёнка, фольга или что-нибудь подобное.

www.defectolog.by

Домашние задания по лексическим темам учителя-дефектолога.

Лексическая тема «Осень. Деревья»

Развитие восприятия

Игра «Разложи листья по цвету»

Найди и разложи листья по цветам: красный, желтый, зеленый, оранжевый.

Игра «Ответь на вопросы» (Пространственная ориентировка)

Перед ребенком на столе лежат три листочка: березовый, кленовый, дубовый.

Какой листок находится в середине? А с какой стороны находится березовый, а дубовый?

Или: ребенок должен их назвать и сказать, как они лежат. Кленовый лист – между березовым и дубовым. Березовый лист – слева от кленового, а дубовый справа от кленового.

Развитие памяти:

Игра «Запомни и повтори»

Осень, листопад, прохлада, урожай, лужа, ветер, дождь.

Игра «Подбери слова, которые относятся к осени»

(Прохлада, дождь, листья, сырость, овощи, спячка, туча, непогода, листопад, перелет и т.д.)

Развитие внимания

Игра «Какого листочка не стало?»

Перед ребенком выставляется ряд картинок листочков.

Посмотри, запомни и закрой глаза, а я спрячу один листочек. Ребенок открывает глаза и отгадывает, какого листочка не стало.

Развитие мышления:

Игра « Назови одним словом»

Какое время года можно описать такими словами:

Золотая, щедрая, унылая, волшебная, сказочная. (Осень)

Лексическая тема «Овощи. Огород»

Развитие восприятия

Игра «Разложи овощи по цвету, форме»

Найди и разложи овощи сначала по цвету, а теперь по форме.

Развитие памяти

Игра «Кто знает, пусть продолжает»

Я знаю такие овощи: капуста, картошка, баклажан ………

Я знаю такие корнеплоды: морковь, репа, редька ……..

Я знаю такие листовые овощи: укроп, щавель ……

Игра «Послушай, запомни и повтори»

Морковь, капуста, картошка, огурец, горох, помидор.

Развитие внимания

Игра «Какого овоща не стало?»

Перед ребенком выставляется ряд картинок или натуральные овощи. Посмотри, запомни и закрой глаза, а я спрячу один овощ.

Ребенок открывает глаза и называет, какого овоща не стало.

Развитие мышления

Игра «Назови одним словом»

Помидор, огурец, кабачок, баклажан, морковь, лук, свекла – это (овощи)

Игра «Четвертый лишний»

Объясните, почему один предмет не подходит.

Помидор, шар, капуста, лук.

Картошка, кабачок, машина, огурец. И т.д.

Лексическая тема «Фрукты. Сад»

Развитие восприятия

Игра «Узнай на вкус»

Угадай фрукты по вкусу. Какой фрукт самый мягкий, самый твердый, самый сочный, самый кислый?

Развитие внимания

Игра «Бывает – не бывает»

Мальчик съел сладкий лимон. Я видела синий апельсин. Щи сварили из груш.Мы ели яблочное варенье. Дети пили сливовый сок. Мы ели сушеный виноград. И т.д.

Развитие памяти

Игра «Кто больше запомнит слов»

Перед ребенком выкладываются фрукты или их изображения, а затем они закрываются. Ребенок должен назвать как можно больше названий фруктов.

Игра «Что изменилось»

Выкладывается пять-шесть фруктов, затем еще добавляется один или два. Ребенок называет, какие фрукты появились.Раскладываются в отдельные стопки наборы картинок: фрукты, овощи, цветы. Одна из групп предметов убирается. Какой группы предметов не стало? (например: остались овощи и цветы, ребенок должен назвать фрукты)

Развитие мышления

Игра «Назови одним словом»

Банан, ананас, персик, абрикос, слива, груша, яблоко – это (фрукты)

Игра «Четвертый лишний»

Объясните, почему один предмет не подходит.

Слива, огурец, банан, груша.

Помидор, апельсин, мандарин, яблоко. И т.д.

Лексическая тема «Ягоды. Домашние заготовки»

Развитие восприятия

Игра «Соотнеси ягоды по цвету»

Найди и назови ягоды красные, зеленые, черные, оранжевые.

Развитие внимания

Игра «Какой ягоды не стало?»

Перед ребенком выставляется ряд картинок ягод.

Посмотри, запомни и закрой глаза, а я спрячу одну ягоду.

Ребенок открывает глаза и отгадывает, какой ягоды не стало.

Развитие памяти

Игра «Кто больше запомнит слов»

Перед ребенком выкладываются изображения ягод, а затем они закрываются.

Ребенок должен назвать как можно больше названий ягод.

Игра «Что изменилось»

Выкладывается пять-шесть ягод, затем еще добавляется одна или две.

Ребенок называет, какие ягоды появились.

Раскладываются в отдельные стопки наборы картинок: фрукты, овощи, ягоды.

Одна из групп предметов убирается. Какой группы предметов не стало?

(например: остались овощи и фрукты, то ребенок должен назвать ягоды) и т.д.

Развитие мышления

Игра «Ваза, тарелка, корзинка» Классификация овощей, фруктов, ягод.

(Малина, клубника, огурец, помидор, яблоко и т. д.)

Например: Яблоко положу в вазу. Огурец положу в корзину.

Клубнику положу на тарелку.

Игра «Четвертый лишний»

Объясните, почему один предмет не подходит.

Смородина, крыжовник, горох, клубника.

Малина, черника, красная смородина, облепиха. И т.д.

Лексическая тема «Лес. Грибы»

Развитие восприятия

Игра «Соотнеси грибы по величине»

Расставь грибы от самого большого до самого маленького.

Игра «Ответь на вопросы» (Пространственная ориентировка)

Перед ребенком стоят три грибочка (сыроежка, белый гриб, лисичка) Какой гриб находится в середине? А с какой стороны находится сыроежка. И с какой стороны лисичка?

Развитие памяти

Игра «Кто знает, пусть продолжает»

Я знаю съедобные грибы: подберезовик, подосиновик, подосиновик………

Я знаю несъедобные (ядовитые): бледная поганка ……..

Игра «Послушай, запомни и повтори»

Белый гриб (боровик), сыроежка, лисичка, опята, подберезовик, подосиновик.

Развитие внимания

Игра «Какой гриб спрятался»

Перед ребенком выставляется ряд картинок с грибами. Посмотри, запомни и закрой глаза, а я спрячу один гриб. Ребенок открывает глаза и отгадывает, какой гриб исчез.

Развитие мышления

Игра «Назови одним словом»

Подосиновик, боровик, подберезовик, лисичка, сыроежка, опята – это (грибы)

Игра «Четвертый лишний»

Объясните, почему один предмет не подходит.

Подосиновик, мухомор, лисичка, сыроежка.

Боровик, волнушка, черника, подберезовик.

Лексическая тема «Моя страна. Мой город. Моя улица»

Развитие памяти

Игра «Кто знает, пусть продолжает»

Я знаю достопримечательности города: Невский проспект, Зимний дворец, Эрмитаж, Петропавловская крепость, ………

Я знаю названия рек нашего города: Фонтанка, Мойка ……..

Игра «Послушай, запомни и повтори»

Город, дом, аллея, парк, улицы, реки, мосты.

Игра «Прогулка по городу»

Послушай, запомни и повтори названия учреждений нашего города: аптека, детский сад, школа, больница, почта, магазин.

Развитие внимания

Игра «Построй дом»

Составление домов из геометрических фигур по заданному образцу. Составьте дома из геометрических фигур разного цвета. Уточните, какого цвета стены, двери, крыши и другие части дома. (Можно вырезать из цветной бумаги и наклеить в тетрадь дома разных конструкций и разной высоты).

Развитие восприятия (Ориентировка в пространстве)

Игра «Выполни команды»

Выполни следующие команды. Встань так, чтобы окно было справа, а стена – слева. (Встань лицом к двери) Скажи, что находится впереди, а что – сзади. И т.д.

Развитие мышления

Игра «Можно - нельзя»

Можно ли детям открывать окна? Протирать пыль. Сидеть на подоконнике? Мыть в доме полы? И т.д.

Лексическая тема «Человек. Части тела»

Развитие памяти

Игра «Кто знает, пусть продолжает»

Я знаю части тела человека: нога, живот, шея …….

Игра «Послушай, запомни и повтори»

Слова, обозначающие настроение человека: радостный, печальный, спокойный, расстроенный, возмущенный, огорченный.

Развитие внимания

Игра «Слушай внимательно и выполняй»

Положи руки на плечи. Поставь руки на пояс. Спрячь руки за спину.Покажи левую руку, правую руку. Подними правую руку и положи ее на левое плечо. Потрогай левой рукой правое ухо. Дотронься правой рукой до левого колена.

Повернись так, чтобы стена была справа, а дверь – слева.

Развитие восприятия

Игра «Ответь на вопросы»

Какого цвета у тебя глаза? Какой они формы? Из каких геометрических фигур можно нарисовать человека? Какого цвета волосы у тебя и твоих друзей?Что находится у нас над головой? (Потолок, небо, люстра, и т.п.) Что у тебя под ногами?

(Пол, ковер, земля, и т.п.)

Развитие мышления

Игра «Назови одним словом»

Голова, шея, рука, локоть, нога, колено – это (части тела человека)

Игра «Четвертый лишний»

Объясните, почему один предмет не подходит.

Рука, перчатки, голова, нога.

Глаза, уши, очки, губы.

Пальцы, ладонь, локоть, грабли.

Лексическая тема «Одежда. Головные уборы»

Развитие памяти

Игра «Кто знает, пусть продолжает»

Я знаю такую летнюю одежду: сарафан …….

Я знаю такую мужскую одежду: брюки……

Я знаю такую женскую одежду: юбка …..

Я знаю такую зимнюю одежду: шуба …..

Я знаю такую детскую одежду: ползунки …..

Игра «Послушай, запомни и повтори пары слов»

Девочка – юбка

мальчик – шорты

строитель - комбинезон

врач – белый халат

повар – белый колпак

женщина – платок

мужчина – рубашка

Развитие внимания

Игра «Чего не стало?»

Перед ребенком выставляется ряд картинок одежды или головных уборов.Посмотри, запомни и закрой глаза, а я спрячу одну картинку. Ребенок открывает глаза и отгадывает, какой картинки не стало.

Развитие ощущения и восприятия

Игра «Ответь на вопросы»

На какую геометрическую фигуру похожи юбочка, пальто, карман, шляпа.

Сравнение пуговиц по цвету.

Слева выложи большие пуговицы, а слева маленькие.

Развитие мышления

Игра «Назови одним словом»

Шуба, Платье, брюки, свитер и т.п. – это …. Одежда. Кепка, фуражка, берет, шляпа – это ….. Головные уборы.

Игра «Четвертый лишний»

Объясните, почему один предмет не подходит.

Плащ, куртка, сапоги, юбка. Панамка, расческа, берет, плат. И т.д.

Лексическая тема «Обувь. Материалы, из которых они сделаны»

Развитие памяти

Игра «Кто знает, пусть продолжает»

Я знаю такую мужскую обувь: ботинки……

Я знаю такую женскую обувь: туфли …..

Я знаю такую зимнюю обувь: валенки, унты …..

Я знаю такую летнюю обувь: сандалии …….

Я знаю такую спортивную обувь: кроссовки, кеды …..

Игра «Послушай, запомни и повтори слова»

Кроссовки, сапоги, туфли, кеды, босоножки, ботинки, кеды.

Развитие внимания

Игра «Подбери пару обуви»

Перед ребенком выставляется ряд обуви. Посмотри и подбери пару тапочкам, выяснить, где правый, а где левый; кроссовкам, ботинкам …….

Развитие восприятия

Игра «Сравни обувь по размеру»

Рассмотреть обувь разного размера. Выделить большого и маленького размера обувь и выяснить, чья она.

Игра «Отбери обувь по цвету»

Рассмотреть обувь разного цвета. Соотнести по цвету.

Развитие мышления

Игра «Какая бывает обувь?» - классификация

(домашняя, уличная, взрослая, детская, зимняя, летняя, осенняя)

Игра «Я умею – не умею» - умею застегивать молнию на сапогах, ботинках, протирать, чистить, мыть обувь; не умею чинить обувь, изготавливать обувь, завязывать шнурки, …….

Лексическая тема «Электроприборы. Техника безопасности»

Развитие памяти

Игра «Кто знает, пусть продолжает»

Я знаю такие электроприборы: пылесос, холодильник …..

Игра «Послушай, запомни и повтори пары слов»

Телевизор-смотреть

кофемолка – молоть

Радио – слушать

миксер – взбивать

Пылесос – убирать

плита - варить

Развитие внимания

Игра «Посмотри и скажи»

Где у вас дома стоят холодильник, стиральная машина, микроволновая печь, электроплита, электрочайник …..

Развитие мышления

Игра «Назови одним словом»

тиральная машина, кофемолка, соковыжималка, электромясорубка, электрочайник – это (электроприборы)

Игра «Четвертый лишний»

Что между предметами общего?

чем они отличаются?

Лампочка, свеча, люстра, бра.

Солнце, торшер, фонарик, телефон.

Игра «Назови общий признак»

Мясорубка, кофемолка (они измельчают продукты)

Электрочайник, кофеварка, электросамовар (С их помощью можно быстро приготовить горячие напитки)

Стиральная машина, пылесос (Они облегчают домашний труд)Электроплита, микроволновая печь (С их помощью можно приготовить еду) Радиоприемник, телевизор (С их помощью можно узнать много нового).

Игра «Можно – нельзя» - техника безопасности с электроприборами.

Лексическая тема «Зима. Признаки зимы»

Развитие восприятия

Игра «Ответь на вопрос»

Сравните на ощупь снег и лед. Что легче? Каким цветом можно нарисовать зиму, снег, лед, зимнюю дорожку? Какой формы бывает снежинка?

Какую геометрическую фигуру напоминает сосулька? (Треугольник) Понаблюдайте, сколько времени пройдет с момента превращения воды в лед и льда в воду.

Развитие памяти

Игра «Кто знает, пусть продолжает»

Я знаю такую зимнюю одежду: шуба ……

Я знаю такую зимнюю обувь: валенки ….

Я знаю такие зимние виды спорта: лыжи……

Игра «Послушай, запомни и повтори слова»

Снег, снежинка, снеговик, Снегурочка, снегопад.

Игра «Какое слово «потерялось»

(Снег, снеговик, Снегурочка, снегопад)

Развитие внимания

Игра «Бывает – не бывает»

Зимой зеленеют листья на деревьях. В воздухе кружатся снежинки. Дети сыплют зерно в кормушку. Грибы в лесу собирают зимой. На ветках сидят снегири. Мы катаемся на велосипеде. Люди ходят в валенках.

Развитие мышления

Игра «Подумай и скажи»

Я назову месяцы, а ты – время года.

Декабрь, январь, февраль. (Зима)

Сентябрь, октябрь, ноябрь. (Осень)

Игра «Четвертый лишний»

Варежки, дубленка, купальник, валенки, шуба.

Лыжи, санки, снегоход, лодка, аэросани.

Игра «Назови общий признак»

Снег и шуба. (Шуба согревает людей, а снег – кусты и деревья.)Вата и снег.

( Они легкие и имеют белый цвет)

Лексическая тема «Мебель. Материалы, из которых она изготовлена»

Развитие восприятия

Игра «Ответь на вопросы?»

Какой предмет мебели самый большой?

Какой предмет мебели в вашей квартире самый маленький?

Что ниже шкафа, но выше табурета? (Стол)

Какие предметы мебели напоминают по форме прямоугольник?

Что бывает овальным? Круглым?

Развитие памяти

Игра «Послушай, запомни и повтори слова»

Послушай слова и повтори: диван, кресло, стол, стул, кровать.

Игра «Какое слово потерялось?»

Послушай еще раз слова: диван, кресло, стол, стул, кровать. Скажи, какое слово исчезло из ряда: диван, стол, стул, кровать. (Кресло)

Какое новое слово появилось?

Послушай слова еще раз. Диван, кресло, стол, стул, кровать. Повторите слова еще раз. Диван, кресло, полка, стол, стул, кровать. Какое новое слово появилось?

Развитие внимания

Игра «Можно - нельзя»

Можно или нельзя ставить кастрюлю в платяной шкаф?

Сидеть на стуле?

Сидеть в шкафу?

Лежать на диване?

Хранить одежду на кровати?

Царапать стол? Рвать обивку?

Разрисовывать стулья?

Развитие мышления

Игра «Исключи лишний предмет»

Табурет, стул, диван, кресло, стол. (Стол, так как на нем нельзя сидеть)Тахта, диван, скамейка, кресло. (Скамейка, так как она жесткая)

Игра «Назови общий признак»

Платяной шкаф, сервант и книжный шкаф. (В них есть полки и дверцы, они сделаны из дерева, в них можно что-то положить) Стол, стул и диван. (Они сделаны из дерева, у них есть ножки)Скамейка, табурет, стул и кресло. (На них можно сидеть)

Лексическая тема «Новый год. Игрушки»

Развитие восприятия

Игра «Ответь на вопросы?»

Какие по цвету новогодние игрушки на елке? (Рассмотреть, обговорить)

Какую фигуру напоминают новогодние игрушки? (Рассмотреть, обговорить) (овальные, круглые, прямоугольные, треугольные)

Развитие памяти

Игра «Послушай, запомни и повтори слова»

Послушай слова и повтори: елка, подарок, Снегурочка, Дед Мороз, праздник.

Игра «Какое слово «потерялось»?»

Послушай еще раз слова: елка, подарок, Снегурочка, Дед Мороз, праздник. Скажи, какое слово исчезло из ряда: елка, подарок, Снегурочка, праздник.(Дед Мороз)

Какое новое слово появилось?

Повторите слова еще раз: Елка, подарок, хлопушка, Снегурочка, Дед Мороз, праздник. Какое новое слово появилось?

Развитие внимания

Игра «Какой игрушки не стало?»

Перед ребенком выставляется ряд картинок с игрушками. Посмотри, запомни и закрой глаза, а я спрячу одну картинку. Ребенок открывает глаза и отгадывает, какой картинки не стало.

Или «Разложи игрушки последовательно, как было у меня»

Например: хлопушка, снежинка, шар, звезда, шишка. (Можно любые)

Развитие мышления

Игра «Добавь слово, подходящее по смыслу»

Дед Мороз – Снегурочка, елка – праздник, праздник – подарки, подарки – стихи.

Игра «Можно – нельзя» - техника безопасности с елочными украшениями.

Лексическая тема «Зимние забавы»

Развитие восприятия

Игра «Ответь на вопросы?»

После, какого времени года наступает зима? (После осени) Как долго длится зима? (Три месяца)Какие зимние месяцы ты знаешь? (Декабрь, январь, февраль) Какие изменения происходят в природе с наступлением зимы? (Становится холодно. Выпадает снег….) Что происходит зимой с лиственными деревьями? (Они впадают в спячку, как медведь, бурундуки, ежики)Какие зимние виды спорта ты знаешь? (Хоккей, фигурное катание…..)Какую одежду носят люди зимой? (Зимнюю одежду: шуба, варежки …..) Какие праздники мы отмечаем зимой? (Новый год, Рождество Христова….)

Развитие памяти

Игра «Подбери нужное слово»

Катаемся зимой на (санках, лыжах, коньках)

Лепим из снега (снеговика, снежную бабу)

Игра «Послушай, запомни и повтори пары слов»

Каток – коньки, хоккеист – хоккей, гол – шайба, шайба – клюшка, фигуристы – лед, комок – снежки, мороз – шуба.

Развитие внимания

Игра «Я – не я»

Я катаюсь на лыжах. Я съезжаю с горки. Я собираю грибы. Я хожу в валенках. Я пускаю кораблики по лужам. Я еду на снегоходе. Я катаюсь на велосипеде. Я слепил снеговика. Я поливаю огород. Я срываю яблоки в саду.

Развитие мышления

Игра «Какое слово не подходит?»

Снегопад, вьюга, мороз, жара. Снег, снеговик, подснежник, сугроб.

Лыжи, лед, лыжня, лыжник.

Лексическая тема «Зимующие птицы»

Развитие восприятия

Игра «Ответь на вопросы»

Разложи картинки птиц так, чтобы дятел оказался между синицей и воробьем; снегирь – между голубем и вороной (варианты можно разнообразить). Кто справа, кто слева, кто в середине?

Разложи картинки так, чтобы синица оказалась выше воробья – ниже снегиря.

Развитие памяти

Игра «Послушай, запомни и повтори птиц»

Воробей, синица, ворона, снегирь, дятел, сорока, голубь.

Развитие внимания

Игра «Что изменилось?»

Какая птица улетела?) или (Кто прилетел)Скажи, какая птица из ряда слов потерялась?

Воробей, синица, снегирь, дятел, сорока, голубь. (Ворона)

Воробей, синица, ворона, дятел, сорока, голубь.(Снегирь)

Игра «Подбери нужное слово»

Воркует - ……(голубь),

чирикает - …… (воробей),

каркает - …… (ворона

,стрекочет - …… (сорока).

Развитие мышления

Игра «Четвертый лишний?

Воробей, синица, ворона, ласточка.

Дятел, сорока, заяц, голубь.

Ворона, петух, снегирь, синица.

Игра «Назови общий признак»

Что общего между птицей и мухой? (У них есть крылья, и они летают)

Между клювом дятла и долотом? (Острые и прочные и могут проделывать отверстия)

Лексическая тема «Дикие животные и их детеныши»

Развитие восприятия

Игра «Больше - меньше»

Кто больше – медведь или волк? (Медведь больше волка).

Кто из животных меньше волка, но больше белки? (Заяц меньше волка, но больше белки).

Кто меньше – еж или заяц? (Еж)

Игра «Кто внимательный» - пространственная ориентировка на листе бумаги.

На листе выкладываются картинки с изображением зверей – четыре по углам, а пятый в середине.

Посмотри и скажи, кто находится в правом верхнем углу, кто - в левом нижнем углу, кто - в середине.

Развитие памяти

Игра «Послушай, запомни и повтори слова»

Заяц, волк, медведь, еж, белка, лось, лиса. Скажи, какой зверь из ряда слов потерялся?Заяц, волк, еж, белка, лось, лиса.

Игра «Вспомни и скажи»

Сколько лап у двух медвежат? Сколько ушей у двух зайчат?Сколько хвостов у трех лисят? Сколько глаз у трех волчат?

Развитие внимания

Игра «Бывает – не бывает»

Белка съела ежа. Лиса заснула зимним сном. Овца напала на волка.Волк взобрался на дерево.

Ежик напал на медведя. Заяц сушит на зиму грибы.Лиса забралась в дупло. Лось спит в берлоге.

Развитие мышления

Игра «Четвертый лишний?

Заяц, воробей, медведь, ежик.

Зайчонок, ежонок, козленок, лосенок.

иса, волк, ежик, лошадь.

Волчица, медведица, бельчонок, лосиха.

Медведь, лось, заяц, волчица.

Лексическая тема «Домашние животные и их детеныши»

Развитие восприятия

Игра «Большие - маленькие»

Показ картинок с изображением домашних животных.

Кто самый высокий из домашних животных?

Кто самый низкий?

Чей детеныш выше всех?

Чей детеныш ниже всех?

Кто больше – котенок или теленок?

Кто выше – жеребенок или поросенок?

Игра «Кто внимательный» - пространственная ориентировка на листе бумаги.

Картинки с изображением домашних животных или игрушки. Поставь корову слева от поросенка, лошадь за козой, а овцу перед лошадью. Где оказалась коза?Кто находится после овцы?

Развитие памяти

Игра «Послушай, запомни и повтори слова»

Котенок, козленок, жеребенок, теленок, ягненок.

Скажи, какое животное из ряда слов потерялся?

Котенок, жеребенок, теленок, ягненок.

Послушай слова еще раз: котенок, козленок, жеребенок, теленок, ягненок, поросенок.

Какое новое слово появилось? (Поросенок)

Игра «Кто знает, пусть продолжает»

Подобрать слова, обозначающие действия, к названиям домашних животных: собака, кошка, свинья, лошадь, овца, коза. Что делает собака? (Лает, кусает, рычит, грызет, спит, охраняет, сторожит, дружит и т. д.)

Развитие внимания

Игра «Внимательно слушай и быстро отвечай»

Кто кусается, а кто ласкается? (Собака, кошка)

Кто усатый, а кто лохматый? (Кот, пес) Кто рогатый, а кто горбатый? (Козел, верблюд)

Чей хвостик похож на комок, чей нос похож на пятачок? (Кролик, поросенок)

Развитие мышления

Игра «Четвертый лишний?

Кошка, кролик, заяц, коза.

Собака, волк, коза, свинья.

Корова, лось, лошадь, овца.

Лексическая тема «Домашние птицы»

Развитие восприятия

Игра «Ответь на вопросы»

Кто из домашних птиц самый большой?

У кого самые большие крылья?

У кого самая длинная шея?

Чьи птенцы самые маленькие?

У кого короткие ноги?

Игра «Кто внимательный» - пространственная ориентировка на плоскости.

Расставь картинки с изображением домашних птиц или игрушки так, чтобы они шли друг за другом (гуськом). Навстречу друг другу; парами. Поставь курицу между уткой и гусем. Кто справа от курицы, кто слева? Поставь утку перед индюком, а гуся за индюком.

Развитие памяти

Игра «Послушай, запомни и назови слова в заданной последовательности»

Селезень, гусь, петух, индюк.

Послушай слова еще раз и повтори: цыпленок, гусенок, индюшонок, утенок. Послушай слова еще раз и повтори: курица, гусыня, утка, индейка.

Развитие внимания

Игра «Бывает – не бывает»

Курица снесла яйцо. Петух распустил хвост веером. Петух нырнул в речку. Петух нашел зернышко. Цыпленок взлетел на забор. На пруду громко кудахтали гуси. Утка громко закукарекала. Утенок болбочет.

Игра «Будь внимательным!»

Хлопни в ладоши, если услышишь название домашней птицы: курица, кукушка, петух, ворона, цыпленок, индюк, воробей, утенок, гусыня, снегирь.

Развитие мышления

Игра «Четвертый лишний?

Утенок, цыпленок, жеребенок, гусенок.

Курица, воробей, индюк, утка. Селезень, гусь, цыпленок, петух. Индейка, утенок, гусыня, курица.

Лексическая тема «Защитники Отечества»

Для того чтобы мы могли спокойно жить, заниматься любимым делом, учиться, расти, нас защищают мужественные, храбрые, героические, отважные, смелые люди. Их называют защитники Отечества. Защитники Отечества – люди военных профессий. Они охраняют и защищают нашу Родину.

Развитие восприятия

Игра «Ответь на вопросы»

Кому посвящается праздник 23 февраля? Как он называется? Что делают защитники Отечества? Каким должен быть защитник, чтобы охранять нашу Родину?

(Смелым, храбрым, …..)

Какие ты знаешь военные профессии? (Летчик, танкист, ракетчик, пограничник,капитан, десантник, моряк)

Игра «Кому что нужно»

Летчику – ……(самолет), вертолетчику – ….. (вертолет), танкисту - ……(танк), пограничнику - ……., моряку - ….., десантник - ….., артиллеристу - …..

Развитие памяти

Игра «Послушай, запомни и назови слова в заданной последовательности»

Танк, самолет, парашют, корабль, пушка.

Игра «Добавлялки»

Охраняет границу ….. (пограничник), едет на танке …. (танкист), прыгает с парашютом …… (парашютист), плавает на подводной лодке … (подводник), служит на море … (моряк), управляет вертолетом …. (вертолетчик), охраняет границу в воздухе… (летчик).

Развитие внимания

Игра «Что появилось?»

Подобрать картинки с изображениями военной техники или представители военных профессий. Затем по одной картинке показывать ребенку и предлагать рассмотреть и назвать их.

Развитие мышления

Игра «Четвертый лишний?

Летчик, танкист, воспитатель, моряк.

Капитан, танк, корабль, вертолет.

Пограничник, вертолет, подводник, моряк.

Лексическая тема «Зоопарк»

Животные Севера и жарких стран)

Развитие восприятия

Что общего между людьми и животными?

(Люди и животные – живые существа. Мы и животные рождаемся, растем, дышим, видим, едим, двигаемся. Животные, как и люди, могут сердиться, радоваться, общаться с себе подобными и т.д.)

Игра «Кто вниматель Автор: Панина Татьяна Алексеевна

pedportal.net

Развивающие задания | Дефектолог.BY

Перед вами, родителями, стоит каждодневная проблема – развивать память ребёнка. Для начала вспомним, что существуют различные типы памяти:

зрительная;

слуховая;

тактильная;

обонятельная.

 

     Причём, у дошкольников превалирует зрительная память: то есть то, что, он видит, он быстрее и лучше запоминает. Сначала давайте вместе запомним главную особенность дошкольной памяти: малыш, как правило, быстро запоминает и столь же быстро забывает, чтобы воспринимать новый материал. Таким образом, память дошкольника пластичная, и нужна её постоянная тренировка.

     Различные виды памяти требуют и различных подходов, тренировок, игр, упражнений. Дошкольники в процессе увлекательных, неутомительных игр усваивают эффективные методы запоминания большого объёма информации. Итак, обучение начинается с тактильной памяти. Во-первых, потому что на этот вид памяти очень мало обращается внимания. 

   Тактильная память – это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. 

   Для игр по развитию этого вида памяти понадобятся 10 дощечек с различной шероховатостью. Необходимо вырезать из любого жёсткого материала 10 дощечек размером  20×10 см. На обратной стороне пронумеровать их от 1 до 10.

     Вместе с детьми на дощечку № 1 наклеить кусочек натурального или искусственного меха.

    Дощечка № 2 должна быть жёсткой и шершавой, для этого лучше всего использовать наждачную бумагу.

    На дощечку № 3 наклейте какую-нибудь ткань, типа фланели или байки.

    На дощечку № 4 н6адо наклеить расплавленный воск со свечи.

    Чтобы сделать дощечку № 5, возьмите кусок верёвки или толстый шнурок и наклейте сверху.

    Для дощечки № 6 нужны спички или какие-нибудь маленькие палочки.

    Дощечка № 7 тоже со спичками, но их надо разложить и наклеить в беспорядке.

    Поверхность дощечки № 8 должна быть абсолютно гладкой. Для этой цели подойдёт целлофан, клеёнка, фольга или что-нибудь подобное.

www.defectolog.by

Комплекс занятий Система работы с неговорящими детьми

Работа с неговорящими детьмиКомплекс занятий «Система работы с неговорящими детьми с отставанием и отклонениями в развитии дошкольного возраста» адресована детям в возрасте от 3-х до 7 лет.

Предусматривает:

  • Развитие активной речи до уровня звукоподражаний, лепетных и простых общеупотребительных слов: названий членов семьи, частей тела и лица, употребление звукоподражаний, относящихся к домашним и диким животным, к транспортным средствам;
  • Различение парных картинок, отличающихся по внешним признакам,
  • Различение картинок животных, птиц и их детенышей,
  • Понимание действий и признаков предметов;
  • Различение цвета, формы и величины предметов;
  • Выделение одной игрушки из нескольких;
  • Развитие конструктивного праксиса;
  • Закрепление усвоенных ранее артикуляционных движений;
  • Рисование простых геометрических фигур, закрашивание их, штрихование, обведение трафаретных фигур.

Занятие № 1.

Лексическая тема «Семья».

1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:

Этот пальчик — дедушка,Этот пальчик — бабушка,Этот пальчик — папочка,Этот пальчик — мамочка,Этот пальчик — я,Вот и вся моя семья. (поочередно гладить пальцы от основания к кончику, начиная с большого на обеих руках по очереди).

2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ:

«Поиграй в мячик с мальчиком» (подуть на бумажный мячик).

3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ:

«Семья»

Папа, мамочка и я — вместе дружная семья.Папа улыбается, мама улыбается, улыбаюсь я (широко улыбнуться, обнажив зубы).Папа удивляется, мама удивляется-удивляюсь я. (поднять брови, губы сложить как при произнесении звука (о).Папочка ругается, мамочка ругается (погрозить указательным пальцем, нахмурить брови, губы поджать).Извиняюсь я (сделать виноватое лицо, закусить нижнюю губу).

4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ:

Рассматривание сюжетной картинки «Семья».

- Покажи маму, папу, дедушку, бабушку, мальчика, девочку.

5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ:

Ребенок называет членов семьи (мама, папа, баба, дед, сын, дочь.) Затем логопед задает вопросы: Кто маленький? (сын, дочь). Кто большой? ( мама, папа, баба, дед). Мама какая? И т. д. Кто стоит? Кто сидит? Кто играет? Кто рисует? Кто готовит? (ответы ребенка).

6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (ЗРИТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ):

Игра «Кто убежал?» (по картинкам членов семьи).

7. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ:

«Угадай, кто говорит?» (компьютерная программа «Учимся говорить правильно»)

8. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ:

Логопед: У кого красная кофта, зеленое платье?

9. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: нарисуем маму.

Занятие № 2.

Лексическая тема: «Домашние животные».

1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:

Все пальцы « скачут» по столу:

По дороге белой, гладкойСкачут пальцы, как лошадки:Цок-цок-цок, цок-цок-цок,Скачет резвый табунок.

2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ: «Поиграй с котенком» (сдуть бумажный бантик).

3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ:

«Кошка»

Кошка очень любит молоко, она лакает его из блюдца вот так: высунуть изо рта широкий язык и совершать им лакательные движения.

Кошка молоко лакала, после ротик облизала (круговым движением языка облизать губы).

Умылась кошка и пошла на охоту. Возле норки лежит, мышку в норке сторожит. Вылезет мышка из норки, а кошка ее хвать и поймает. Вот так… (губы в улыбке, медленно высовывать изо рта заостренный кончик языка, затем прикусить язык зубами).

Кошку Мурку мы похвалим, бантик розовый подарим. Вот такой… (открыть рот, упереться широким кончиком языка в нижние зубы, а среднюю часть языка выгнуть в виде горки и выкатить изо рта наружу, затем прикусить язык).

4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ:

Игра «Найди пару» (по 2 разных игрушки коровы, кошки, собаки, лошади, свиньи).

5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ:

Назвать домашних животных — киса, авка (собака), конь.

Игра «Помоги детенышу найти свою маму».

Логопед: На лужайке гуляли детеныши домашних животных и заблудились. Как позовет котенок свою маму? (если ребенок затрудняется, то дать образец звукоподражания).

6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление): сложить разрезную картинку домашнего животного.

7. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ:

«Кто как голос подает?»

В деревне живут разные домашние животные: лошадь ,собака, корова и т. д. Все они поют свои любимые песенки. Угадай, кто поет? (Му, и-го-го, бе, хрю-хрю) и т. д. (с игрушками) или компьютерная игра «Учимся говорить правильно. Скотный двор».

8. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ: по картинкам животных и их детенышей.

Логопед: покажи, кто большой, а кто маленький.

9. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: раскрашивание картинки «котенок».

Занятие № 3.

Лексическая тема: «Дикие животные».

1.​ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:

«Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке,Продает свои орешки. (правой рукой загибать по очереди пальцы на левой, а затем наоборот)Лисичке-сестричке, воробью, синичке,Мишке косолапому и заиньке усатому.

2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ:

«Звери пошли гулять» (подуть на бумажных зверей).

3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ:

«В лесу»

Побывали мы в лесу, повстречали там лису.

У лисы мордочка острая длинная, вот такая… (вытянуть губы трубочкой и подержать их в таком положении несколько секунд).

Под сосной дремал медведь. Как проснулся, стал реветь (длительно произносить звук (э), при этом рот открыть, губы слегка выдвинуть вперед).

Услыхал его зайчишка и стал грызть корень — кочерыжку (поднять верхнюю губу, пощелкать зубами).

А по веткам скок-поскок, белка — рыженький зверек. Угостим ее орешком. Смотрите, белка орешек за щеку кладет, а потом за другую. Вот так… ( кончиком языка упираться то в правую, то в левую щеку, оттопыривая ее изнутри).

4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ:

Игра «Где мишка?» и т. д. (ребенок показывает игрушку).

5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: (Мишка, волк, лиса).

6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление):

«Четвертый лишний» (по картинкам или игрушкам диких животных + игрушка, не относящаяся к диким животным).

7. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ:

«Кто как играет?»

Мишка играет на барабане «бом-бом, зайчик играет на дудочке «ду-ду!», лиса играет на пианино «ля-ля». Угадай, кто играет: ду-ду, ля-ля, бом-бом? (следует показывать и звуки и движения).

8. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ:

Игра «Спрячь игрушку в ладошках» на формирование представлений о величине. (большая и маленькая белка).

9. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: штриховка медвежонка.

Занятие № 4.

Лексическая тема: «Настольный театр «Репка».

1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:

«Огород»

Приглашаем народ (сделать руками жест к себе),Заходите в огород (развести руки в стороны перед собой),Проходите между гряд (указательные и средние пальцы как ножки, «шагают» по столу),Там огурчики лежат (сложить пальцы в форме овала),Помидоры висят (сложить пальцы в форме круга),Прямо в рот хотят.Рядом зреет репка (сложить пальцы в форме сердечка).Ни густа, ни редка.Наберем мы овощей (округлить левую руку как лукошко, а правой рукой «класть» в него воображаемые овощи).

2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ.

3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ:

«Репка»

Вот репка (изобразить сердечко руками).Мы кусочек откусили (пощелкать зубами, широко открывая и закрывая рот).Пожевали: та-та-та («пожевать зубами кончик языка, приговаривая та-та-та).Проглотили: «ам» (произнести звукоподражание, широко открывая рот).Очень вкусно (почмокать губами).Ароматно (поднести ладони к лицу, глубоко вдохнуть, затем выдохнуть, произнося «ах»).Удивительно приятно! (облизать губы круговым движением языка).

4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ:

Логопед: Кто посадил репку? (покажи). Кого позвал дед на помощь? (покажи) и т. д. (вопросы задаются после рассказывания сказки логопедом).

5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: повторить названия персонажей сказки по образцу логопеда: дед, баба, Аня, авка, киса, мышка.

6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление): игра «Кто убежал?» (персонажи сказки).

7. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ:

Логопед: выбери фломастер такого же цвета, как репка (из нескольких).

8. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: рисование репки.

Занятие № 5.

Лексическая тема: «Настольный театр «Теремок».

1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:

«Вышел зайчик погулять»

Раз,два, три, четыре, пять (хлопать в ладоши).Вышел зайчик погулять. (изобразить зайчика: сжать кулак, выставив из него указательный и средний пальцы — это ушки). Вдруг охотник выбегает, (указательный и средний пальцы «бегут» по столу как ножки),Прямо в зайчика стреляет! (кистью правой руки изобразить ружье: выставить из кулака указательный палец и совершить несколько «выстрелов»).Пиф-паф, ой-ой-ой.Убегает зайчик мой (указательный и средний пальцы скачут по столу).

2. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ:

«В лесу»

Были мы в лесу.Видели за елкой пробегали волки.Зарычал волчище — показал зубищи (длительно произносить звук (ы), рот открыть, зубы оскалить, губы выдвинуть вперед рупором).А потом клыками: щелк, чтобы знали, кто здесь волк (пощелкать зубами).Под сосной дремал медведь.Как проснулся, стал реветь (длительно произносить звук (э), губы слегка выдвинуть вперед).Услыхал его зайчишка.Задрожал в кустах трусишка.Он сидит и еле дышит,Даже ушком не колышит (вдох через нос, выдох через рот).

4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ:

После рассказывания логопедом сказки ответы на вопросы: Кто первый пришел в теремок? Кто пришел за мышкой? и т.д.(покажи).

5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: называние персонажей сказки по вопросу логопеда «Кто это?»

6. Упражнение на развитие речевого дыхания: «Разбежались звери из теремка» (сдуть бумажных зверюшек из бумажного домика).

7. РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНОГО ПРАКСИСА: строительство из кубиков или простого конструктора нового теремка для зверей.

8. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ:

«Помоги зверюшкам попасть в теремок».

Мышка должна постучать вот так: ТУК-ТУК, зайчик — ТУК-ТУК-ТУК, лисичка- ТУК- тук- тук.( большими буквами — громко, маленькими- тихо). Угадай, кто стучит? (взрослый изображает как стучали звери).

9. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: рисование теремка.

Занятие № 6.

Лексическая тема: «Игрушки».

1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:

«Заводная машинка»

Совсем не нужен ей водитель («крутить» в руках воображаемый руль).Ключом ее вы заведите (указательный палец левой руки – «ключик» — вставить в «замочек» — кулак правой руки — и сделать несколько поворотов).Колесики начнут крутиться (обеими руками изобразить колесики, сложив пальцы в виде колечек),Поставьте и она помчится: (положить на стол слегка выгнутые кверху ладони и двигать ими по столу).Би-би-би!

2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ: «Поиграй со щенком» (подуть на бумажный мячик).

3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ:

«Игрушки»

Таня с куклою играет.Кукла «мама» повторяет (по слогам, широко открывая рот, несколько раз произнести слово «мама»).Буратино улыбается,Даже если удивляется.А улыбка до ушей,Хоть завязочки пришей. (несколько раз широко улыбнуться).Вот воздушные шары.Шары большие, надувные.Вот такие… (надуть щеки и подержать их так несколько секунд).Стала Танечка играть,Куклам шарики кидать.Буратино шар поймал,Только носом шар порвал. (надуть щеки, а затем стукнуть по ним кулачками так, чтобы воздух с шумом вырвался наружу). Шарик лопнул: «ой-ой-ой!»Стал совсем-совсем худой! (из ротовой полости всосать в себя воздух и втянуть щеки внутрь).Посадила Таня Буратино на лошадку.Начал быстро он скакать,Его лошадь не догнать (цокать языком).

4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ:

Игра «Поручение» (учить находить названную игрушку среди 2-3 игрушек (инструкции : покачай, покорми, дай…) Игрушки: собачка — кукла, Машина — собачка — кукла, лошадка — машина — собачка и др.

5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: побуждать ребенка к повторению звукоподражаний, относящихся к данным игрушкам (би-би, ав-ав, и-го-го и др).

6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление):

Игра «Чего не стало?» с этими игрушками.

7. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ:

«Колокольчики»

Большой колокольчик поет вот так: дон-дон,Маленький: динь-динь,Средний: динь-дон.Угадай, кто поет (перечислить).

Или компьютерная игра «Учимся говорить правильно. Колокольчики».

8. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ:

Игра «Наоборот» (по 2 одинаковых игрушки, но разных размеров).

Логопед: «Где пирамидка большая, а где маленькая? И т.д.

9. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: рисование колокольчика (треугольник с палочкой).

Занятие № 7.

Лексическая тема: «Транспорт».

1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:

«Транспорт» — автобус, троллейбус, машина, трамвай.О них ты на улице не забывай.В морях корабли, ледоколы, суда.Они очень часто заходят сюда. (соединять с большим пальцем все остальные по очереди).

2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ:

«Помоги машинам разъехаться» (подуть на бумажные машинки, прикрепленные к нарисованной «улице»).

3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ:

«Какой бывает транспорт»

Посмотрите: самолет отправляется в полет.Самолет летит, гудит, смелый летчик в нем сидит (прикусить широкий кончик языка и длительно произносить звук (л).Ну а это парашют.Вниз нас спустит в пять минут (высунуть изо рта широкий кончик языка в виде чаши и подуть на ватку на носу).По шоссе спешат машины, мотоциклы (подуть на губы, вызывая их вибрацию со звуком, напоминающим работающий двигатель).По железной дороге мчаться поезда (высунуть изо рта длинный узкий кончик языка, а затем убрать его).Путь проделали большой и приехали домой.

4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ:

Игра «Рассматривание парных картинок» (учить ребенка находить картинки, имеющие одно и то же словесное обозначение, но отличающиеся по внешним признакам — транспортные средства).

5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ:

Учить называть транспортные средства: машина, автобус, поезд, лодка, трактор и др.

6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление):

Игра: на столе выставлены 2-4 игрушки транспортных средств. Ребенку дается время их внимательно рассмотреть. Потом игрушки убираются в общую с другими игрушками коробку. Ребенок по памяти ставит те игрушки, которые были выставлены на столе.

7. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ:

«Транспорт»

- Давай послушаем звуки разных машин:У-у-у — самолет,Би-би — машина,Ту-ту — поезд.Что ты услышал?Произнести звукоподражания. (или компьютерная игра «Учимся говорить правильно: «Транспорт»).

8. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ:

Игра «Найди свое место» — транспортные средства (игрушки) нужно поставить в свой гараж (по цвету).

9. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ:

Рисование гаража ( домик — квадрат, крыша — треугольник).

Занятие № 8.

Лексическая тема: «Домашние птицы».

1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:

«Петушок»

Идет петушок (указательный и средний пальцы идут по столу, как ножки.)Набок гребешок (указательный палец касается большого — получается «клюв». Остальные пальцы округлены веером и подняты вверх- это «гребешок»).Красная бородушка (потереть пальцы обеих рук друг о друга),Масляна головушка (потереть большие пальцы обеих рук об остальные).

2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ:

Игра «Помоги утенку догнать маму-утку». (бумажное пособие для развития дыхания «Утка с утенком»).

3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ:

«На птичьем дворе»

Летом Таня была у бабушки в деревне. Там она увидела много домашних птиц. Утром ее будил голосистый петух (произнести «кукареку»). Кричат уточки с утра – кря-кря-кря, кря- кря-кря. (улыбнуться и произнести звукоподражание). Следом курочки в окно ко-ко-ко, ко-ко-ко. (вытянуть губы трубочкой и произнести звукоподражание). Наши гуси у пруда га-га-га, га-га-га.(произнести звукоподражание, широко раскрывая рот). А индюк всех распугал: бал-бал-бал, бал-бал-бал (болтушка). А вот выбежали цыплятки — малые ребятки, ротик открывают, а как клевать — не знают (открывать и закрывать рот). Давай покажем цыплятам, как клевать. (вытянуть губы трубочкой и указательными пальцами сдавить их слева и справа к центру).

4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ:

Игра «Кто мама?» — учить различать и показывать: утка — утенок, курица — цыпленок и т.д.

5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ:

Отгадывание загадок.

Он носом в землю постучит.Взмахнет крылом и закричит.Кричит он даже сонный.Крикун неугомонный. (петух).

Квохчет, квохчет,Детей созывает,Всех под крыло собирает. (курица)

Закричу я га-га-га,Налечу я на врага.А когда я обозлюсь.Больно за ноги щиплюсь (гусь).

По водичке плавает,Громко крякает (утка).

6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление).

7. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ:

«Домашние птицы»

Угадай, кто кричал? (произнести звукоподражания) или компьютерная игра «Учимся говорить правильно: «На птичьем дворе».

8. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ:

Игра «Голодные цыплята».

Логопед: Нужно накормить цыплят червячками такого же цвета (бумажные желтые цыплята и червячки разного цвета).

9. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: штриховка «Цыпленок».

Занятие № 9.

Лексическая тема: «Человек- части тела».

1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:

«Рисуем человечка»

Точка, точка, запятая, (указательным пальцем на столе это нарисовать),Вышла рожица кривая (нарисовать ротик в виде дуги),Ручки, ножки (нарисовать это указательными пальцами в виде полос), огуречик (нарисовать овал),Получился человечек.

2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ:

«Дети катаются с горки» (бумажное пособие для развития дыхания: нарисована горка, к ней ниточками прикреплены фигурки детей на санках).

3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ:

«Водичка- водичка»

Водичка-водичка,Умой мое личико (потереть лицо ладонями),Чтобы глазки блестели (потереть глаза кулачками),Чтобы щечки краснели (потереть ладонями щеки),Чтоб смеялся роток (широко улыбнуться)И кусался зубок (пощелкать зубами).

4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ:

Игра «Давай умоемся»: уточнить понимание слов, обозначающих части тела, части лица.

5.РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: чтение потешки «Вот люди спят». Ответы ребенка на вопросы логопеда: Кто это? Что делают люди? Какие люди спят?

6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление): логопед показывает 2-3 картинки из общей стопки, затем он раскладывает все приготовленные картинки, а ребенок должен показать те картинки, которые ему были предъявлены вначале (изображения людей).

7. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ: собирание матрешки.

8. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: рисование человечка.

Занятие № 10.

Лексическая тема: «Овощи».

1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:

«Пирожки»

Испекли всем пирожки (хлопать одной ладонью по другой),Мышонку с картошкой (соединить большой, средний и безымянный пальцы в виде мордочки мышонка),Зайчонку с морковкой (отставить указательный и средний пальцы, а остальные сжать в кулачок),Котенку с капустой (указательный палец и мизинец отставить, остальные плотно соединить).Ешьте, будет вкусно.

2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ:

Игра «Сдуй лишние овощи» (бумажное пособие «Зайчик с морковкой» + на ниточках — лук, помидор).

3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ:

«Сладко и горько»

Как зайчишка, ловко погрызем морковку. (улыбнуться, пощелкать зубами).А того, чьи зубки крепки,Угостим мы спелой репкой (надуть щеки),Выросла у нас на грядкеКруглая да сладкая (улыбнуться).Можно губки облизать (облизать губы).И спасибо всем сказать.А бывают овощи горькие.Это лук и чеснок (поморщиться).

4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: показ овощей на картинках.

5.РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: называние овощей ребенком.

6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление): игра «Чего не стало?» (резиновые игрушки овощей).

7. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ:

Игра «Отбери овощи» (по цвету, форме, величине).

8. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: обведение овощей по трафарету.

Шаньгина Вера Николаевна, логопед,Областное государственное бюджетноеучреждение социального обслуживания«Реабилитационный центр для детей и подростковс ограниченными возможностями»,г. Шелехов Иркутской области

Loading ... Loading ...

logoportal.ru