Как стимулировать развитие речи с рождения?

Активное доречевое развитие

Относительно других навыков, которые осваивает малыш в раннем возрасте, речь развивается довольно долго. Малыш уже умеет ходить и даже бегать, но полноценно разговаривать ему еще не удается. Однако уже с первых месяцев жизни происходит активное доречевое развитие, которое специалисты разделяют на несколько групп по возрастам малышей.

Общение с малышом до года

С самого рождения родителям необходимо ласково разговаривать с малышом, петь колыбельные. Произносите слова с разного расстояния, обходите кроватку во время пения, чтобы малютка следил за источником звука. С 3 месяцев стимулируйте ответный лепет, общайтесь эмоционально, поддерживайте улыбку и радость малыша. После 6 месяцев вы можете вести диалог с ребенком, только вместо слов он будет лепетать, повторять слоги и пытаться повторить простейшие слова типа «мама», «киса», «дай» и прочие. Задержку развития речи по физиологическим причинам можно заподозрить примерно после 4 месяцев, если кроха не реагирует на громкие звуки, не проявляет комплекс оживления при виде родителей, не гулит и не улыбается.

Этапы развития речи первого года

2 месяца – пребывая в хорошем расположении духа, младенец произносит короткие однотипные звуки. 3-4 месяца – малыш начинает гулить, растягивать гласные звуки. 5 месяцев – гуление становится разнообразнее, появляются согласные звуки. 6 месяцев – младенец пытается вести диалог, произносит звуки в ответ на обращение к нему, имитирует интонацию. Начинает понимать значение простых фраз, может замолкать, следя за реакцией взрослого. 7 месяцев – малыш говорит слоги, иногда они даже складываются в слова, пусть еще и не осознанно. 8 месяцев – пытается повторять слова из двух слогов, которые слышит от взрослых, но еще не понимает их значение. 9 месяцев – произносит первые осознанные слова (обычно «мама», «папа», «дай» и т. п.). 10 месяцев – внимательно прислушивается к речи взрослых, пытаясь понять значение слов. Появляются новые слоги в лексиконе, может показывать пальчиком на носик, ищет глазами родителей при вопросе типа «Где мама?». 11-12 месяцев – ребенок знает около 10 слов, понимает около 20 слов. Может повторить простое, только что услышанное слово.

От года до двух

Правильному развитию речи в этом возрасте способствуют не только беседы с взрослыми, но и определенные задачи. Научите малыша выполнять ваши короткие и простые просьбы – «принеси мяч», «возьми игрушку», «пойди на кухню» и т. п. Учите кроху названиям окружающих предметов, блюд, которые он кушает, животных, частей тела. На развитие речи оказывает влияние мелкая моторика. Центры мозга, отвечающие за речь и мелкую моторику рук тесно взаимосвязаны, поэтому выполняя упражнения на развитие пальчиков, можно положительно влиять и на речь малыша. Предлагайте игры, где необходимо щупать, перебирать, выполнять какие-либо действия с небольшими предметами различной фактуры и формы. Чаще лепите фигурки из теста, раскладывайте по баночкам бусины, пересыпайте крупу – подобные занятия способствуют развитию моторики, а значит, и речи.

С двух до трех

Обучайте кроху свойствам предметов, их назначению. Показывайте картинки и просите провести ассоциативные связи (дождик-зонтик, тарелка-ложка и т. п.). Читайте малышу рассказы и стихи, чтобы научить воспринимать устную речь без сопровождения зрительными объектами. Задавайте малышу вопросы, ответы на которые не нужно долго обдумывать, стимулируйте высказывания, учите характеризовать его эмоции и впечатления. А как вы стимулируете развитие речи у малыша?

Методика выявления значимых раздражителей для стимулирования гуканья, гуления и лепета

Разенкова Ю.А. «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва

Материал — яркая озвученная игрушка.

Методика выявления: наблюдают за ребенком в течение 20-30 мин.

Рекомендуется наблюдать за ребенком в период наибольшей голосовой активности — через 10-15 мин после еды, после занятия, после общения с матерью и т.д.

  1. Если ребенок не гукает и не гулит, вызывают зрительное сосредоточение на взрослом, находящемся в поле зрения ребенка. Наблюдают за поведением ребенка.
  2. Если ребенок не начинает издавать звуки для привлечения взрослого, взрослый, наклоняясь и удаляясь от ребенка, разговаривает с ним, произносит повторно гласные звуки. Наблюдает за ребенком в течение 1-3 мин, так как звуковая реакция у детей может быть отсроченной по времени.
  3. Если не удалось вызвать звуковую активность и на эмоционально-речевое общение со взрослым, последний показывает ребенку яркую звучащую игрушку, вызывает зрительное и слуховое сосредоточение на ней, продолжая общаться с ребенком. Наблюдает за поведением ребенка. Можно повторить общение с привлечением игрушки.
  4. При дальнейшем отсутствии звуков взрослый, наклоняясь к ребенку, тормошит его, поглаживает его ручки, ножки, щекочет, ласково разговаривая с ребенком. Удаляется от ребенка и снова наклоняется, тормоша его. Затем наблюдает за поведением ребенка в течение 1-3 мин.
  5. Если и при тактильно-эмоциональном общении звуков вызвать не удается, логопед пытается вокализовать выдох ребенка с помощью упражнений дыхательной гимнастики:
  • исходное положение — лежа на спине. Ритмичные надавливания на грудную клетку, ее боковые и передние поверхности, исключая грудину. На выдохе ребенка логопед произносит звуки гуканья, гуления. Возраст ребенка — от 2 нед. до 3 мес;
  • исходное положение — лежа на спине. Слегка отвести согнутые руки ребенка в стороны, скользя ими по поверхности стола (вдох), затем мягко прижать их согнутыми к боковым поверхностям грудной клетки (выход). На выдохе ребенка логопед произносит звуки гуканья, гуления. Возраст ребенка — 3-6 мес;
  • взрослый придерживает руки ребенка, отводит их в сторону и вверх (вдох) и скрещивает руки на груди (выдох) попеременно (правую на левую, левую на правую). На выдохе ребенка логопед произносит звуки гуления, лепета. Возраст ребенка — 6-12 мес.
  • начиная с семимесячного возраста появляется новая ведущая линия развития — предпосылки формирования понимания речи. Обследование ребенка по этой линии развития проводится по методике диагностики нервно-психического развития.

Комплексное логопедическое обследование включает в себя так же оценку слуховых реакций, зрительных реакций, эмоций и эмоционального поведения, общих движений на основании диагностики нервно-психического развития детей 1-го года жизни. Раздел «Движения руки и действия с предметом» включает проверку ребенка не только по показателям нервно-психического развития, но и по ряду других показателей. В этом разделе отмечают аномалии строения рук: положение пальцев кисти руки при непроизвольных движениях, при схватывании пальца взрослого, игрушек; выведение большого пальца при захвате предметов; движения пронации — супинации кисти руки; зрительно-моторную координацию рук; формирование дифференцированных захватов и противопоставление пальцев рук, что является важным диагностическим моментом в формировании звуковых и речевых реакций на 1-м году жизни.
Логопедическое обследование проводят по показателям, соответствующим возрасту ребенка; если умение отсутствует, — проверяют развитие по показателям предыдущего возрастного периода или последующего периода. За нормальное развитие ребенка 1-го года жизни принимается формирование умений в пределах 1 мес.

Итогом логопедического обследования является анализ полученных данных в форме речевого заключения.
Мы выделяем нормальное развитие ребенка и развитие с опережением на один-два эпикризных срока (1-2 мес.), что является физиологической нормой, развитие с опережением на три и более эпикризных срока (3 мес. и более) и задержанное развитие, которое включает в себя задержку темпов развития и собственно задержку развития.

Задержка темпов развития предполагает, что ребенок отстает от своего нормально развивающегося сверстника только по срокам формирования психических процессов и речи, что задержка обусловлена замедлением темпа созревания мозговых структур и их функций при отсутствии качественных изменений в центральной нервной системе.

Задержка развития предполагает, что у ребенка качественно ухудшено формирование психических процессов и речи, а также то, что он отстает от своего нормально развивающегося сверстника по срокам формирования этих процессов.

По степени выраженности задержанное развитие предполагает деление на легкую задержку, значительную задержку (среднюю), грубую задержку (тяжелую).

О легкой задержке развития говорит тот факт, что становление возрастных навыков запаздывает не более чем на один-два эпикризных срока (1-2 мес.). При этом отмечается тенденция к постепенному сокращению временного дефицита по мере роста и коррекции.
При средней задержке (отставание на два-четыре эпикризных срока, или 2-4 мес.) временной дефицит становления возрастных навыков не имеет тенденции к сокращению, а иногда и нарастает по мере усложнения формирующихся функций. Появляющиеся навыки неполноценны или имеют качественные особенности.

Тяжелая задержка развития характеризуется выраженным временным дефицитом становления возрастных навыков, превышающим пять эпикризных сроков (5-6 мес.) и неуклонно увеличивающимся отставанием по мере роста ребенка. Возрастные функции либо не появляются, либо рудиментарны и грубо изменены.

Когда дети начинают ворковать? Кроме того, как поощрять эту веху

Узнайте, когда дети впервые начинают ворковать, а также узнайте, как поощрять вашего ребенка издавать эти очень сладкие звуки.

Помимо первого плача ребенка, воркование — один из самых волшебных звуков. В конце концов, это одна из первых вех в жизни ребенка. Но когда малыши впервые начинают ворковать? У нас есть совок.

В этом посте мы рассмотрим:

Что такое Куинг?

Помимо плача, воркование — это первая голосовая веха, которой достигнет ваш ребенок. Обычно воркование — это гласный звук, например ааа, но иногда воркование может звучать как бульканье. Это совершенно очаровательно, но также очень важно: Это означает, что ребенок начинает работать над развитием речи.

Послушайте эти три видеоролика, чтобы увидеть, как воркование может варьироваться от ребенка к ребенку:

Этот воркующий ребенок издает звук «ааа», а также несколько тихих писклявых звуков.

Этот ребенок воркует, но издает звук «ооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо».

В этом видео показан ребенок, который больше похож на булькающее воркование.

Когда дети начинают ворковать?

Младенцы обычно начинают ворковать в возрасте от шести до восьми недель. Но воркование, как и все вехи, может варьироваться от ребенка к ребенку. Если ваш малыш не воркует в шесть недель, не волнуйтесь. Все малыши развиваются по своему графику.

Помните, что некоторые младенцы могут не издавать воркующий звук «а-а-а»; вместо этого они просто булькают. Однако, если вашему ребенку три месяца и он все еще не воркует, вы можете успокоить любые опасения, поговорив с педиатром вашего ребенка.

Если ребенок совсем не воркует, это может быть связано с проблемами со слухом, но это бывает редко. Если вы беспокоитесь, вам следует записаться на прием к врачу вашего ребенка, чтобы исключить это. А пока вы можете проверить слух вашего ребенка дома, чтобы успокоить свои нервы. Когда ваш ребенок проснется и насторожится, громко хлопните в ладоши. Ваш малыш поворачивается на звук? Если да, то, вероятно, у вашего ребенка нет проблем со слухом. (источник) Опять же, всегда консультируйтесь с педиатром для подтверждения.

Получите бесплатные обновления в первый год жизни ребенка! — Бесплатные обновления в первый год [В статье]

Запишите меня!

Как побудить младенцев начать ворковать

Как только вы услышите эти первые несколько воркования, это заразительно, и вам захочется слушать все больше и больше. Вот хорошая новость: есть несколько способов побудить вашего ребенка ворковать и развивать эти языковые навыки.

Разговаривайте с ребенком

Разговаривайте с ребенком, даже «детским лепетом», очень важно для развития речи. На самом деле, говоря с ребенком высоким тоном (называемым «материнским»), он помогает ему научиться ворковать, потому что эти высокие и напевные звуки выделяют гласные звуки, такие как «аааа» и «ооооо». (источник)

Хотя детское воркование может звучать для вас пока не так, как полностью сформированное слово, Майкл Х. Гольдштейн, доцент психологии Корнеллского университета, говорит, что реагирование на звуки вашего ребенка ободряет и помогает ему выучить новые звуки и звуки. узоры.

Разговор с ребенком также дает ему прекрасную возможность подражать вам. Исследование PLOS ONE показывает, что младенцы и малыши на самом деле учатся новым навыкам, просто подражая взрослому. (источник)

Говорите четко и часто

Очень важно говорить четко, объявлять и уточнять то, что вы видите или делаете. Помните, что младенцы понимают слова задолго до того, как они могут произнести хотя бы одно слово. Четкая речь помогает детям выучить не только слова, но и важные звуковые сочетания.

  • Расскажи, что ты делаешь: «Мама наливает молоко в продуктовую тележку» или «Мама собирается завернуть тебя в пленку, а потом мы прогуляемся с Фидо по кварталу» или «Давай приготовим перекус для твоего большой брат. Мама собирается нарезать морковь.
  • Не бойтесь использовать «настоящие» слова: Вместо того, чтобы говорить «спокойной ночи», скажите ребенку «спокойной ночи!»

Поддерживайте зрительный контакт и повторяйте звуки в ответ

Если ваш ребенок воркует со звуками «аааа» или «ооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо», то повторяйте эти звуки своему ребенку. Установите зрительный контакт, чтобы помочь ребенку сосредоточиться на вас. Повторение одного и того же звука снова и снова помогает ребенку научиться произносить этот звук. Интересно, что это тот же принцип, который объясняет, почему младенцы и дети младшего возраста легче запоминают слова, которые повторяются, например. ночь ночь или чу-чу. (источник)

Пойте

Мамы знают, что колыбельные могут помочь ребенку уснуть, но музыка также может стимулировать воркование. По словам исследователей из Института обучения и наук о мозге Вашингтонского университета, музыка помогает младенцам обрабатывать звуки, которые они слышат.

И самое приятное: вам не нужно зацикливаться на колыбельных. Вы также можете петь свои любимые песни. Но если вам нужно вдохновение, попробуйте эти песенки:

  • «Baby Shark» (Конечно! Все эти ду-ду помогут малышам выучить гласные звуки!)
  • «Вниз у залива»
  • «Этот старик»
  • «Фрогги отправился в суд»
  • «Фермер в долине»
  • «Ирландская колыбельная: Ту-Раа-Лу-Раа-Лу-Ра»
  • «Малыш мой»
  • «Дикий горный тимьян»
  • «Ярмарка Скарборо»
  • «Необходимое для медведя»
  • «А вот и солнце»
  • «Эта земля — твоя земля»
  • «Шесть утят»
  • «У Мэри был ягненок»
  • «Медведь перешел через гору»
  • «Ты мое солнце»

Нужен быстрый плейлист YouTube? Проверьте Маленького Бэби Бомжа!

Читать

Обниматься с книгой — это не только приятно, но и дает ребенку возможность услышать новые звуки. И никогда не рано начать (даже если кажется, что они не обращают внимания). По данным Американской академии педиатрии, чтение шестимесячному ребенку связано с улучшением языкового развития и увеличением словарного запаса даже четыре года спустя. (источник)

На самом деле, AAP рекомендует родителям начинать читать ребенку книгу в день, начиная с рождения! (источник)

Нужны несколько книг? Добавьте эти книги в библиотеку вашего ребенка!

Выйди из дома и исследуй мир вокруг себя

Изучение мира — это не просто развлечение; это может помочь вашему ребенку развить больше языковых навыков. Представьте себе такой сценарий:

Ваш ребенок плотно завернут в переноску, пока вы идете по городскому зоопарку. Когда вы достигаете новых экспонатов, вы тратите минуту или две, разговаривая со своим ребенком. Вы можете сказать: «Вот лев» или «Посмотрите на всех этих попугаев». Это взаимодействие — еще одна возможность для вашего ребенка снова и снова слышать звуки вашего родного языка. И помните, повторение является ключевым!

Куда бы вы ни пошли — в библиотеку, в продуктовый магазин, на почту — расскажите ребенку о своем дне. Чем больше он слышит, тем больше узнает.

Что дальше?

Может показаться бесполезным или даже утомительным практиковать все вышеперечисленные языковые подсказки с новорожденным (который спит большую часть дня), но вы будете удивлены, как много впитывают эти маленькие дети. Вы закладываете основу для того момента, когда воркование сменяется бормотанием, в возрасте от четырех до шести месяцев.

Вехи развития речи ребенка в возрасте от 0 до 12 месяцев: воркование, смех и мот

Речевые вехи ребенка в возрасте от 0 до 12 месяцев: воркование, смех и Мо

By Everyday Family, 12 июня 2018 г.

Языковые вехи — это успехи, которые отмечают различные этапы развития речи. Они бывают как рецептивными (слух и понимание), так и экспрессивными (речь).

Каждый родитель хочет услышать первое слово своего ребенка. От воркования и лепета до коротких звуков и, наконец, слов и фраз дети учатся общаться с помощью языка. Вас может волновать первая улыбка вашего ребенка, как и его первый шаг. Но когда вы услышите, как он говорит, вы поймете, что он развивает способности, которыми обладают только люди. В конечном итоге ваш ребенок будет использовать слова, чтобы сообщить вам, что он чувствует и чего хочет.

Языковые вехи — это успехи, которые отмечают различные этапы развития языка. Они бывают как рецептивными (слух и понимание), так и экспрессивными (речь). Это означает, что в дополнение к способности произносить звуки и слова, ваш ребенок также должен уметь слышать и понимать.

Не каждый ребенок говорит одно и то же в одно и то же время. Языковые вехи являются приблизительными, когда большинство детей делают определенные вещи.

Задолго до того, как ваш ребенок заговорит, он попытается сообщить вам о своих чувствах. Впервые он улыбнется вам примерно в 2-месячном возрасте. К 4 месяцам он, вероятно, будет смеяться. К шести месяцам ваш ребенок должен уметь поворачиваться и смотреть на вас, когда вы с ним разговариваете. Он может отзываться на свое имя и различать счастливые и сердитые тона голоса. Ваш малыш сможет выражать радость хихиканьем или воркованием, а несчастье — плачем, и он будет продолжать учиться.

Конечно, в это время ваш ребенок будет тратить много энергии на то, чтобы научиться двигаться. К концу первого года жизни ребенок может садиться, переворачиваться, ползать, подтягиваться, чтобы встать, и даже делать первый шаг.

  • Воркование – это первый звук, издаваемый ребенком помимо плача, обычно в возрасте от шести до восьми недель.
  • Смех. Обычно в возрасте около 16 недель ваш ребенок смеется, реагируя на происходящее в его мире. Мой сын впервые засмеялся, когда наш лабрадор-ретривер лизнул ему руку.
  • Лепестки и детский жаргон – это использование повторяющихся слогов снова и снова, как «бабаба», но без определенного значения. Обычно это происходит между 6 и 9 месяцами. Лепестки превращаются в детский жаргон или «бессмысленную речь».
  • Слово «нет» — в возрасте от 6 до 11 месяцев ваш ребенок должен научиться понимать слово «нет» и прекратит то, что он делает (хотя он может сразу же сделать это снова!).
  • Первое слово. К тому времени, когда детям исполнится год, они, вероятно, уже произнесут свое первое слово, а может быть, еще одно или два. Первое слово ребенок обычно произносит где-то между 10 и 15 месяцами.
  • Следование инструкциям. К тому времени, когда вашему малышу исполнится год, он должен быть в состоянии следовать вашим инструкциям, если они просты и ясны. Младенцам будет интересно попытаться заговорить.
  • Слова не будут идеальными. Согласные, произносимые губами, такие как «м», «б» или «п», произносятся легче. Ваш ребенок может сказать «ма-ма», что ребенку легче произнести, чем «па-па». Дада сложнее, потому что «д» создается языком и нёбом.

Ваш ребенок может сказать слово для еды, например, «ба» для бутылочки. Как мне сказали, моим первым словом было «ап» для яблока, под которым я подразумевал еду в целом. Я сказал «ап», когда хотел есть. Одним из первых слов моего сына было «вставать», что означало, что он хотел, чтобы мы взяли его на руки или вытащили из кроватки, манежа или сиденья. Он также сказал «папа» перед «мама».

Ваш ребенок может не полностью понимать, что он говорит, пока не увидит, как вы реагируете. Если ваш малыш скажет «ма-ма» и вы прибежите, он разберется.

  • Громкие звуки. Вам следует беспокоиться, если ваш ребенок не реагирует на громкие звуки не позднее 5 месяцев. Если у вас возникли какие-либо опасения по этому поводу ранее, вы должны сообщить об этом врачу ребенка.
  • Издание звуков. К 5 месяцам дети должны издавать как радостные, так и нерадостные звуки.
  • Поиск источника звука. К 6 месяцам ваши дети должны поворачивать голову или глаза в сторону источника звука.
  • Общение. В возрасте от 6 до 11 месяцев ваш ребенок должен имитировать звуки, лепетать и использовать жесты.
  • Распознавание имени. К 10 месяцам ваш ребенок должен каким-то образом реагировать, услышав свое имя.

В течение этого года у вас будет много визитов к педиатру. Врач будет оценивать языковое развитие вашего ребенка. На каждом осмотре у врача обязательно спрашивайте, есть ли у вас какие-либо опасения по поводу развития речи вашего ребенка. Пока ваш ребенок развивается и развивает больше навыков, первые слова придут сами собой. Это не гонка.

  • Родительство
  • Ребенок

Как мы рецензировали эту статью:

Наши эксперты постоянно следят за здоровьем и благополучием, и мы обновляем наши статьи, когда появляется новая информация.

Текущая версия

12 июня 2018 г.

на

Everyday Family

Поделитесь этой статьей

от повседневной семьи 12 июня 2018 г.

Связанные истории

  • Языковые ветвы: с 1 до 2 лет

    • .0003

    • Основные этапы развития ребенка в возрасте 8 месяцев

    • Контрольный список основных этапов развития ребенка в возрасте 3 месяцев

    • Возраст и этапы: как контролировать развитие ребенка