Содержание

Очереди к логопедам: почему дети сейчас поздно начинают говорить и как это исправить

Ребёнку уже три года, а он не говорит. К сожалению, сейчас такое встречается часто. По последней статистике, с проблемами речевого развития в Казахстане сталкивается каждый четвёртый ребёнок. 

Что делать в таком случае: уповать на то, что к школе он точно заговорит, или срочно идти к логопеду? А если занятия у специалиста не помогают? 

Во сколько ребёнок должен заговорить?

Логопед Любовь Сухорукова рассказала, что младенческий лепет у ребёнка должен появиться, ориентировочно, в 4-6 месяцев. К этому времени малыш начинает экспериментировать: двигать языком, щеками, открывать и закрывать губы. Потихоньку начинает совершенствоваться речевой аппарат. 

Первые осмысленные слова появляются уже ближе к году. В это время ребёнок должен произносить от двух до 20 слов. Если к 15 месяцам он не выговаривает ни одного слова, следует обратиться к педиатру и поискать причины. Возможно, у малыша есть проблемы со слухом. 

Психолог Татьяна Остапенко добавила, что с года до трёх у ребёнка формируется автономная речь. Это когда малыш повторяет за взрослыми слова, но значительно их искажает, поэтому кажется, что он разговаривает на своём собственном языке. Обычно такую речь понимают только близкие ребёнка. 

К трём-четырём годам автономная речь должна постепенно уйти. В этом возрасте ребёнок, как правило, имеет в пассивном запасе 3000 слов. Он их понимает, но говорит не все. Активно же использует в речи примерно 1000 слов. 

Фото с сайта Depositphotos.com

Когда стоит забить тревогу?

Логопед Любовь Сухорукова указала на несколько примет, которые должны насторожить родителя: 

  • в 3-4 месяца – нет гуления и лепета; 
  • в 5-6 месяцев – не реагирует на звуки;
  • в 8-9 месяцев – не отзывается на своё имя; 
  • в 12 месяцев – не произносит слова «мама»;
  • в 13-18 месяцев – не показывает предметы на картинке, не понимает простых вопросов;
  • в 18 месяцев – в лексиконе нет шести слов.  

Дети сейчас стали позже говорить?

Логопед-дефектолог Тогжан Юсупова считает, что возраст говорения сейчас отодвинулся минимум на один год. Если раньше у детей запускалась речь в год-полтора, то сейчас в 2-2,5 года, а то и позже. 

«За последние полгода ко мне на запуск речи обратились примерно 85-90 родителей, столько же стоят в очереди. Это очень много, учитывая, что мы говорим только о запуске речи. А сколько родителей не могут позволить себе услуги логопеда и ждут, пока их ребёнку исполнится пять лет и он сам заговорит», – рассказала Тогжан Юсупова. 

Почему дети сейчас поздно начинают говорить? 

Психолог Татьяна Остапенко выделила несколько причин, по которым дети начинают поздно говорить. 

Во-первых, возможны физиологические нарушения – слабые мышцы речевого аппарата, толстый язык, короткая уздечка или расщелины нёба. 

Во-вторых, случаются патологии при беременности, которые в дальнейшем влияют на общее развитие ребёнка.  

В-третьих, генетика. Если в роду все поздно начинают говорить, то есть вероятность, что и ваш ребёнок тоже поздно заговорит. 

Фото Informburo.kz 

В-четвёртых, эмоционально холодные мамы – те, кто считает, что если ребёнок маленький, то с ним можно не разговаривать. В таких случаях малыш остаётся один на один с собой, у него нет эмоционального общения с близким человеком, что обычно приводит к задержке речевого развития. 

В-пятых, двуязычные семьи. В них дети набирают сразу два словаря, поэтому им требуется больше времени на то, чтобы запустить речь. Это нельзя считать задержкой речевого развития, но логопеды и психологи рекомендуют сначала изучить один язык, а потом добавлять второй. 

Дефектолог Тогжан Юсупова называет ещё одну причину – сенсорный голод. Это неразвитость у малыша тактильной, проприоцептивной и вестибулярной системы.

В развитии речи важную роль играет мелкая моторика и ощущение собственного тела в пространстве. Дело в том, что центры речи в коре головного мозга находятся рядом с моторными центрами пальцев. Тренируя пальцы, мы тем самым развиваем речь. Начинать можно с массажа рук, а затем перейти к простым упражнениям – соединять пальцы, вращать их. Можно делать это и с помощью потешек – «Сорока-ворона», «Пальчики-семья» и другие. Детям постарше стоит давать задания посложнее: застегнуть пуговицу, зашнуровать ботинки, намотать клубок, нарисовать прямые линии. 

Фото с сайта Depositphotos.com

Как на речь влияют мультфильмы и ролики блогеров? 

Многие родители из-за занятости включают детям мультфильмы и игры на гаджетах. Кто-то надеется, что ребёнок будет учиться разговаривать, подражая любимым персонажам и подпевая им. 

«Родители ошибочно считают, что раз есть звук, должно идти и развитие. Но заговорить с помощью мультфильмов не получится. Чтобы запустить речь, нужно научить ребёнка артикулировать. Он должен видеть, как работает речевой аппарат: каждое движение губ, языка, зубов. Разве в мультике это увидишь?» – пояснила Татьяна Остапенко. 

Психолог отметила, что телевизор и вправду может помочь наполнить словарный запас ребёнка, но только после четырёх лет. До этого возраста родителям необходимо каждый день садиться напротив малыша и разговаривать с ним, чтобы он видел, как устроен наш речевой аппарат и подражал ему. Именно на подражании и происходит обучение. 

Как научить ребёнка говорить? 

Логопед Любовь Сухорукова считает, что в развитии речи играют важную роль интонация родителя, жесты, прикосновения, улыбки, контакт глаз. Это всё формирует невербальную речь, которая уже даёт толчок к развитию вербальной. 

Родителю, по словам специалиста, надо уже с пелёнок контактировать с ребёнком и пытаться комментировать каждое своё движение: «Наденем футболку», «Съедим кашу» и так далее.

«Если своими силами запустить речь не получается, стоит обратиться к логопеду. Здесь для достижения результата нужна регулярность. Многие записываются, а потом часто пропускают занятия или не делают домашние задания. У нас курс – восемь занятий в месяц по два раза в неделю. Для постановки звука кому-то хватает и месяца, кто-то же должен ходить годами. Всё индивидуально», – рассказала Любовь Сухорукова. 

Можно попробовать решить проблему и самим. В интернете есть множество упражнений по артикуляционной гимнастике, логоритмике, скороговорки, потешки и простые стихи, отметила логопед. 

Почему нельзя пускать на самотёк? 

Современные родители поздно бьют тревогу, отмечают специалисты. Если ребёнок не говорит к трём-четырём годам, многие не беспокоятся, говоря, что к школе он точно заговорит. Но такой подход к проблеме неверен, считает Татьяна Остапенко. 

«Отсутствие речи не позволяет правильно формироваться мышлению. А несформированное мышление даёт нам психическую задержку. Но родители не так часто беспокоятся об этом», – пояснила психолог. 

По словам Тогжан Юсуповой, многие врачи в четыре-пять лет ставят детям задержку речевого развития, но в таком возрасте этого не может быть. Невропатологи должны найти глубинную причину. 

«В четыре года ребёнок не будет выговаривать «с», «ш», «ж». В пять лет он не сможет выговорить «л», в шесть – «р», так как он не может произнести предыдущие звуки. Потом ребёнок идёт в школу, и он эти звуки не слышит – соответственно, у него проблемы в диктанте. Дальше мы получаем дислексию, диспраксию, дизартрию. То есть по цепной реакции нарушаются все участки головного мозга, которые отвечают за нашу речь», – отметила дефектолог. 

Маленький словарный запас отражается и на поведении ребёнка, отметила Татьяна Остапенко. С возрастом коммуникационных мотивов для разговора с ребёнком становится больше – это не просто кушать,  спать, сходить в туалет. Поэтому родители перестают понимать детей, а им это не нравится. Они начинают злиться и ругаться. 

«Если ребёнка отдают в ясли, то и там дети его не понимают, ему сложно выстроить отношения со своими сверстниками. Ребёнок со слабой нервной системой замкнётся в себе, а сильный – проявит агрессию», – объяснила психолог.  


Читайте также:

  • Как разгрузить школьный рюкзак и сохранить здоровой спину ребёнка
  • «Пока не доешь, из-за стола не выйдешь». Чем опасно пищевое насилие
  • Сиреноголовые, Хаги Ваги, Киси Миси и другие хоррор-игрушки: почему детям они нравятся

Когда дети начинают разговаривать – Развитие ребенка

Первыми проявлениями речи у детей является агуканье. Когда они немного подрастают, то начинают произносить простейшие звукосочетания и слова (например, «мама», «папа» и т.д.). Следующее достижение в развитии речи ребенка – его способность составлять из слов простейшие предложения. Но когда же ждать от ребенка того или иного достижения в развитии речи? Рассмотрим, как дети начинают разговаривать, как помочь им развить эти навыки и какие отклонения в развитии речи могут возникнуть у ребенка.

Как дети учатся говорить

Дети учатся говорить постепенно, проходя в этом процессе несколько этапов. Как это ни удивительно, но первый этап проходит еще в утробе матери. Исследования показали, что в участках мозга плода, отвечающих за речь, активность проявляется еще на 7-м месяце беременности. Она проявляется каждый раз, когда мама говорит более громко, чем обычно, или медленно и выразительно проговаривает слова. Эксперты считают, что такая смена манеры речи является для ребенка своего рода языковым уроком.

К концу беременности плод уже может слышать слова. Новорожденные дети обладают немногочисленными, но важными знаниями, например, способностью отличать родную речь от иностранной. Тем не менее, развитие речи ребенка происходит шаг за шагом.

Когда дети начинают говорить

Дети начинают агукать в возрасте около двух месяцев. Эти звуки лежат в основе дальнейшего речевого развития. В возрасте четырех месяцев ребенок начинает лепетать. Развитие продолжается, и в двенадцать месяцев ребенок обычно начинает говорить простейшие слова. В два года ребенок произносит слова осмысленно, а в три – начинает разговаривать с окружающими. Как и развитие любой другой сферы, речевое развитие ребенка проходит определенные этапы.

Этапы речевого развития ребенка

В определенном возрасте дети достигают различных показателей речевого развития. Рассмотрим их подробнее.

 








Возраст

Показатель

Первый этап:


1–3 месяца

Ребенок агукает и издает различные звуки разным тоном.

Второй этап:


2–6 месяцев

Ребенок подражает звукам окружающего мира, произносит сочетания гласных звуков и отдельные согласные ([м], [п], [б] и др.).

Третий этап:


до 12 месяцев

Ребенок произносит первые слова: «папа», «мама», «баба», междометия «о», «оу» и т. д. для выражения эмоций.

Четвертый этап:


до 18 месяцев

Ребенок может произнести 10 и более слов, связать несколько слов в простое предложение, говорит «нет».

Пятый этап:


до 24 месяцев

Ребенок составляет предложения из 4–5 слов, говорит простые фразы (например, «дай еще»), такие слова, как «привет», «до свидания», «пошли». Его словарный запас составляет около 50 слов.

Шестой этап:


до 36 месяцев

Ребенок может называть предметы, которые видит вокруг, различает имена, пол и возраст, может поддерживать простую беседу.

 

На каждом этапе у ребенка есть свои показатели развития. Рассмотрим их подробнее.

1–3 месяца

  • Ребенок начинает агукать. Это первые звуки, которые он произносит. Ребенок экспериментирует с голосовым аппаратом, используя звуки, чтобы привлечь внимание родителей.
  • Ребенок издает звуки, означающие, что ему комфортно. Часто родители могут услышать, как он произносит звуки [м] или [о]. Так он показывает, что ему комфортно, или успокаивает себя.

2–6 месяцев

  • Ребенок лепечет и подражает окружающим звукам. Ребенок лепечет, произнося произвольные звуки. Чаще всего, таким образом он подражает звукам, которые слышит вокруг. Путем подражания ребенок усваивает новые слова.
  • Ребенок произносит гласные и иногда согласные звуки. Гласные звуки ребенку произносить легче, поскольку при этом ему не приходится делать сложных движений языком. Определенные согласные звуки (например, [п], [б]) произносить легче, чем остальные, поэтому дети обычно произносят их одними из первых.

До 12 месяцев

  • Ребенок произносит первые слова. К первому году ребенок говорит первые слова с легким для произношения набором согласных – «мама», «папа», «баба». Сначала ребенок произносит эти слова произвольно, не вкладывая в них значение. Постепенно он учится правильно адресовать эти слова.
  • Ребенок произносит звукосочетания для восклицания. Вы можете часто слышать от ребенка «ой», когда он роняет на пол игрушку. Междометия – часть словарного запаса ребенка, он начинает их употреблять к годовалому возрасту.

12–18 месяцев

  • Ребенок произносит несколько слов. Первые слова, которые произносит ребенок, – названия предметов, которые он видит вокруг (игрушки, бутылочка, одежда и т.д.). Ребенок называет предмет, который он хочет использовать в данный момент, например, он может сказать «бутылочка», когда голоден.
  • Ребенок говорит «нет». Ребенок может качать головой и говорить «нет». Использование слова «нет» означает лучшее взаимодействие между языковыми и познавательными навыками.

18–24 месяца

  • Ребенок повторяет слова. К двум годам ребенок повторяет слова и фразы, услышанные от других людей. В младшем возрасте он просто лепетал, подражая речи окружающих, не пытаясь произносить слова правильно.
  • Ребенок произносит до 50 слов. Его словарный запас включает в себя слова «привет», «пока», «пошли» и т.д. По мере увеличения словарного запаса ребенок учится составлять простые предложения, состоящие из 4–6 слов.

24–36 месяцев

  • Ребенок использует в речи местоимения. Это означает, что он понимает языковые правила употребления 1-го и 3-го лица.
  • Ребенок поддерживает разговор. Теперь вы можете полноценно разговаривать с вашим ребенком. Достижение этого показателя означает, что ребенок полностью освоил все речевые навыки, которые он может достичь в дошкольном возрасте.

Ребенок лучше всего развивает речевые навыки, получая достаточно поддержки от родителей.

Как родители могут помочь ребенку научиться говорить

Рассмотрим несколько способов ускорить речевое и языковое развитие ребенка.

1. Как можно раньше начните говорить с ребенком на его языке. Язык ребенка – это детский способ произносить слова и составлять предложения. Он более прост и понятен для ребенка. Разговаривайте с ним как можно раньше, и он сможет усваивать язык на простом уровне. Исследования показывают, что дети, с которыми родители с раннего возраста говорили на их языке, имеют к трем годам больший словарный запас, чем их сверстники.

2. Читайте и пойте. Это повышает интерес ребенка к новым словам и предложениям. Читайте ребенку книги, подходящие для его возраста, и пойте ему. Это будет стимулировать его речевое развитие.

3. Поощряйте имитацию ребенком речи окружающих. Позволяйте ему повторять ваши слова в меру своих возможностей. Сначала речь ребенка будет невнятной, но, когда ребенок станет старше, он будет более точно повторять за вами слова. Это создаст основу для осмысленного составления предложений.

4. Описывайте людей и предметы. Показывайте ребенку различные предметы и называйте их. Знакомьте ребенка с родственниками, называйте их имена и степень родства. Чем больше вы используете существительные, тем сильнее ребенок ассоциирует предметы с их названиями и развивает словарный запас.

5. Задавайте ребенку вопросы и поддерживайте с ним разговор. Когда ребенку исполнится 3 года, задавайте ему вопросы, если он хочет что-то или столкнулся с какой-либо проблемой. Вопросы заставляют ребенка искать ответы. Также в возрасте трех лет вы можете вести продолжительные разговоры с ребенком, чтобы развивать его речевые навыки.

6. Если вы владеете несколькими языками, говорите с ребенком на своем родном языке. Эксперты советуют родителям говорить с ребенком на наиболее удобном для себя языке. Так ребенок будет лучше усваивать язык, а родителям будет легче следить за прогрессом малыша.

Рассмотренные способы помогут ребенку быстрее и легче развить речевые навыки. Однако на этом пути вы должны устранить все возможные преграды.

Как обеспечить ребенку правильное речевое развитие

Следуйте приведенным ниже советам, чтобы обеспечить ребенку правильное речевое развитие.

1. Позволяйте ребенку экспериментировать. Давайте ребенку столько времени, сколько потребуется для того, чтобы выучить новые слова. Позволяйте ему экспериментировать в сочетании согласных звуков – это поможет ребенку развить его речевые навыки.

2. Устраните источники фонового шума. Когда вы читаете или поете ребенку, выключите телевизор и радио, а также устраните все возможные источники фонового шума. Это поможет ребенку сконцентрироваться и не отвлекаться.

3. Ограничьте время, которое ребенок проводит за экраном телевизора или компьютера. Эксперты отмечают, что современные дети до трех лет слишком много времени проводят за экранами телевизоров, компьютеров, планшетов и т.д. Исследования показывают, что это замедляет их речевое развитие. Лучше посвятить это время живому общению с ребенком.

Иногда у детей возникают те или иные проблемы с речевым развитием. Родители могут помочь ребенку справиться с ними.

Что делать, если ребенок не разговаривает

Иногда родителям кажется, что их ребенок отстает в речевом развитии. Но небольшая задержка не должна быть поводом для беспокойства. Задержка развития речи не обязательно является симптомом какого-либо расстройства. Просто некоторым детям требуется больше времени, чтобы начать говорить, чем остальным. Запаситесь терпением и поддерживайте ребенка.

В некоторых случаях могут возникнуть такие проблемы:

  • дети, рожденные преждевременно, могут начать говорить позже. Помните, что у преждевременно рожденных детей речевые навыки обычно развиваются позже, чем у остальных, но со временем они наверстывают упущенное.
  • заболевания, которые ребенок переносит в утробе или при рождении, могут приводить к задержкам речевого развития. Инфекции, перенесенные матерью в период беременности, заболевания, перенесенные ребенком при рождении, побочные последствия приема лекарств и даже слабое здоровье и недостаточный вес ребенка при рождении – все это может привести к задержкам речевого развития. При этом дети медленнее достигают прогресса в развитии общих речевых навыков.

Если вы сомневаетесь в том, что речевое развитие ребенка проходит в нормальном темпе, вам следует обращать внимание на ряд признаков, свидетельствующих об этом.

Сигнал опасности в речевом развитии ребенка

У детей с задержками речевого развития проявляются следующие симптомы:

  • В 12 месяцев ребенок не агукает, не может произнести «папа» или «мама».
  • В 18 месяцев ребенок предпочитает жесты вербальной коммуникации, его словарный запас составляет всего 3–4 слова.
  • В 24 месяца ребенок не может повторять слова за взрослыми, даже если они повторяют их несколько раз. Также он не отвечает на простые вопросы.
  • В 36 месяцев ребенок не может называть предметы и имена ближайших родственников, не общается с родителями, разговаривает необычным тоном, его словарный запас не развивается.

Эксперты утверждают, что задержки речевого развития встречаются примерно у 20 % всех детей. В большинстве случаев эти задержки временны, и ребенок преодолевает их по мере роста. Так или иначе, если вы столкнулись с задержкой речевого развития ребенка, прежде всего вы должны понять, что ее вызвало.

Причины задержек речевого развития у детей

Рассмотрим факторы, которые могут прямо или косвенно мешать речевому развитию детей:

1. Расстройства аутистического спектра. Младенец с таким расстройством может иметь маленький словарный запас, трудности с пониманием многозначных слов. Ребенок с расстройством аутистического спектра не может поддерживать разговор. Однако не все случаи расстройств аутистического спектра приводят к задержкам развития речи, при некоторых — речевое развитие проходит нормально.

2. Расстройства слуха. Поскольку ребенок учится речи, слушая ее, любые нарушения слуха могут отрицательно повлиять на речевое развитие. Это и врожденные заболевания органов слуха, и травмы, приводящие к тому, что ребенок не может слышать речь окружающих.

3. Неврологические расстройства. Различные неврологические проблемы (ДЦП, врожденная умственная отсталость и т.д.) могут стать причиной задержек речевого развития. Большинство этих расстройств также приводит к нарушению способности слышать. При таких расстройствах, как речевая апраксия, работа мозга не нарушена, но возникают сбои работы нейронов, которые контролируют движения челюстей.

4. Проблемы с поведением. Некоторые дети проявляют расстройства речи только в определенной обстановке (например, школе). Это расстройство называется избирательной немотой. Ребенок может быть здоров и нуждаться всего лишь в укреплении уверенности в себе, чтобы начать говорить нормально. Такое расстройство встречается довольно редко – примерно у 1 % детей.

Если вы подозреваете задержку речевого развития у своего ребенка, вам следует немедленно обратиться к педиатру.

Как определить задержку речевого развития у ребенка

Если у педиатра возникнет подозрение на проблемы с развитием речи у ребенка, он направит ребенка на обследование к специалисту по речевым патологиям, который сможет определить задержку в речевом развитии. При этом исследуются такие параметры речи ребенка:

  • слух. Нарушения слуха могут влиять на развитие навыков речи. Поэтому прежде всего при подозрении на задержку речевого развития исследуется слух ребенка;
  • физические дефекты. Деформации нёба или губы могут препятствовать речи. Ребенка исследуют на предмет физических дефектов верхних дыхательных путей, которые могут потенциально вызвать задержку речевого развития;
  • восприятие речи. Исследуется, насколько ребенок может понимать и интерпретировать речь;
  • выразительность речи. Исследуется, как долго ребенок может поддерживать разговор и сколько слов он знает. Также берется во внимание ясность речи ребенка;
  • использование жестов. Предпочитает ли ребенок жесты словам? Это может быть признаком того, что у ребенка есть проблемы с развитием речи. Во время осмотра врачи обращают внимание на этот симптом.

После осмотра врач определяет диагноз ребенка. Если у ребенка обнаружится какое-либо заболевание, ему назначат соответствующее лечение.

Лечение задержек развития речи у детей

Для лечения врачи используют речевую терапию. Процедуры, задействованные в этом процессе, могут различаться в каждом отдельном случае. Однако есть общепринятые процедуры, используемые в лечении задержек речевого развития у детей:

  • хирургическое лечение дефектов органов слуха или речи. Если причиной задержки развития речи у ребенка являются физические дефекты, используют хирургическое вмешательство. После этого можно переходить к следующим этапам лечения;
  • развитие речевых навыков. Ребенка учат с помощью музыки, песен, разговоров и книг. Специалист проводит с ребенком занятия, направленные на то, чтобы развить у него речевые навыки, соответствующие его возрасту. Разговоры с ребенком способствуют тому, что его произношение совершенствуется;
  • укрепление речевого аппарата. Для развития правильного произношения ребенок выполняет упражнения, направленные на укрепление мышц нижней челюсти. Врач может порекомендовать упражнения, которые ребенок должен выполнять во время приема пищи, чтобы развить правильные движения челюсти.

Длительность лечения и процедуры зависят от конкретной проблемы с развитием речи, с которой столкнулся ребенок. Родители также могут помочь ребенку справиться с этими проблемами.

Как родители могут помочь ребенку справиться с задержками развития речи

Чтобы помочь ребенку преодолеть задержки речевого развития, психологи рекомендуют родителям предпринимать следующие меры:

  • разговаривайте с ребенком. Маленькие дети не понимают значения слов, но они слышат и реагируют на звуки. Говорите с ребенком с самого раннего возраста, повторяйте звуки, которые он произносит. Это может оказаться бессмысленным занятием, но это является основой для дальнейшего развития речи;
  • считайте и называйте ребенку предметы. Например, когда ребенок складывает башню из кубиков, считайте вслух их количество, чтоб ребенок вас слышал. Указывайте на предметы и называйте их. Называйте людей, находящихся с вами в одной комнате, по имени;
  • задавайте вопросы. Дети понимают вопросы, поэтому спрашивайте ребенка, что он хочет. Если он плачет или впадает в истерику, спросите, что случилось. Вопросы мотивируют ребенка использовать слова вместо жестов, чтобы заявлять о своих потребностях;
  • читайте ребенку. Психологи рекомендуют читать ребенку с самого раннего возраста. Для чтения выбирайте книги с картинками: показывайте ребенку картинки и называйте, что на них изображено. Когда ребенок станет старше, позвольте ему самому выбирать книги для чтения;
  • пойте ребенку детские песенки. Не стоит недооценивать детские песенки. Они могут показаться вам несерьезными, но на самом деле они помогают ребенку развивать речь. Пойте ребенку песенки, читайте детские стихи, и вскоре он начнет повторять за вами. Маленькие дети повторяют за родителями отдельные звуки, дети постарше пытаются произносить целые слова. В любом случае это помогает развивать речь ребенка.

У родителей обычно возникает много вопросов по поводу развития речи ребенка. Попробуем разобраться с наиболее распространенными из них.

Распространенные вопросы о развитии речи у детей

1. В каком возрасте ребенок может начать разговаривать?

Ребенок начинает разговаривать не раньше, чем в 7 месяцев. Однако осознанно он начинает произносить слова только после 1 года.

2. Чем отличаются речевое и языковое развитие?

Речь – это способность общаться с помощью вербальных средств коммуникации. Язык включает в себя как вербальные, так и невербальные средства, а также письменную речь. Дети не умеют писать, поэтому новорожденные чаще всего используют невербальную коммуникацию. Вербальная коммуникация – это показатель прогресса в развитии ребенка.

3. Когда дети начинают говорить бегло?

Навыки, необходимые для беглой речи, обычно развиваются у ребенка в возрасте около 4–5 лет. В 5 лет ребенок обычно говорит бегло.

4. Как педиатры оценивают задержки речевого развития детей?

Педиатры используют специальные процедуры, чтобы определить, как ребенок реагирует на слова и вопросы. В результате таких тестов они определяют уровень речевого развития ребенка и возможные проблемы.

5. Как лечатся задержки речевого развития у детей?

Это зависит от причины, вызвавшей задержку. Например, в случае аутизма не существует способа лечения задержки речи, но с ней можно успешно справиться, изменив стиль жизни ребенка. Такие расстройства, как апраксия, лечатся психотерапевтическими методами. В любом случае успешному лечению расстройств речевого развития способствуют раннее определение проблемы и вмешательство.

Дети от природы склонны учиться говорить. Ученые утверждают, что они имеют к этому генетическую предрасположенность. Однако родители могут стимулировать ребенка развивать речь в более быстром темпе. Давайте ребенку говорить и следите за тем, чтобы он вовремя достигал показателей речевого развития. Приложите немного усилий – и через несколько лет вашего ребенка нельзя будет заставить замолчать.

У малышей действительно есть свой язык • Вдумчивый родитель

{Если кажется, что ваш малыш говорит на своем родном языке, возможно, так оно и есть (вроде). Исследования дают нам представление о том, как малыши изучают язык.}

Если вы являетесь родителем малыша (или помните, что были таковым), то вы знаете, что иногда кажется, что ваш малыш говорит на своем родном языке . Они придумывают глупые фразы или забавные производные от слов, которые слышали от взрослых. Кажется, это обычный и занимательный аспект развития малыша. Мой собственный малыш сделал это несколько лет назад.

У нас была привычка говорить: «Боже мой!» когда произошло что-то, что нас взволновало или удивило.
Услышав это много раз в нашем доме, наш двухлетний (в то время) взял привычку говорить «О боже» вместо «О, черт возьми!»

Он сказал, что это был такой энтузиазм и дух, как будто он точно знал, что говорил. Конечно, в его уме он сделал.

Это просто доказывает, что имитация играет огромную роль в том, как малыши изучают язык. Но как еще они изучают язык?

Есть ли у малышей собственный язык?

Новое исследование предполагает, что ваш малыш говорит на своем родном языке (вроде). На самом деле малыши действительно вырабатывают свой собственный язык и правила грамматики.

В исследовании приняли участие 2- и 3-летние дети и проанализировано более 60 часов их разговоров с родителями. Я думаю, что большинство родителей не найдут результаты удивительными. Вместо того, чтобы придерживаться правил английского языка, каждый малыш разработал свои собственных индивидуальных «правил» для классификации слов 9.0008 на существительные и глаголы и должны собрать их вместе. Другими словами, процесс изучения языка кажется, как описывают авторы, «постепенным и частичным». Это удивило некоторых исследователей, которые ранее считали, что у детей есть врожденное понимание глаголов и существительных, по крайней мере, в общих чертах. Это новое исследование показывает, что это может быть не так, но малыши постепенно осваивают язык по мере того, как они с ним сталкиваются.

В этом исследовании я нахожу захватывающим то, что каждый ребенок развивает собственную систему понимания языка. Вероятно, некоторые из вас, у которых несколько детей, испытали это на себе. Возможно, один из ваших детей выучил язык иначе, чем другой. Например, я слышал, как дети начинают добавлять «ed» в конце каждого слова, когда понимают, что это часто означает прошедшее время. Поэтому вместо «Я стоял рядом с ним» ребенок говорит: «Я стоял рядом с ним». Оказывается, все это часть собственного пути каждого ребенка к выяснению правил грамматики. Интересно!

 

Считаете ли вы, что у вашего ребенка может быть скачок роста? Ознакомьтесь с набором для выживания «Всплеск роста»! Это поможет вам и вашему ребенку справиться со скачком роста.

Языковой взрыв у малышей

Наряду с этим поэтапным и поэтапным подходом, с помощью которого малыши изучают язык, существует еще один основной фактор: языковой взрыв , который обычно происходит в возрасте от 18 месяцев до 2 лет. Многие из нас испытали это на себе. Наш годовалый ребенок может знать, как сказать несколько простых слов, таких как «пока», «привет» или «мама», но через несколько месяцев кажется, что он учит новое слово каждый день. Эти новые слова — не просто существительные, описывающие объекты, это понятия более высокого уровня, такие как «мокрый», «сухой» или «холодный».

У всех ли есть гениальные малыши? Ну типа….

Исследователи считают, что происходит следующее: как только малыши осваивают «простые» первые слова, более сложные слова приходят к ним в языковом взрыве, потому что сложных слов гораздо больше, чем простых. Некоторые статистические модели показывают, что малышей могут выучить до 10 новых слов в день!

Один исследователь объяснил это так:

Ключом является отношение количества маленьких баночек к большим (или простых слов к трудным словам) — до тех пор, пока есть более сложные слова, чем простые слова, что обычно является В случае с языками произойдёт взрыв словарного запаса.

«Очевидно, что специализированные механизмы не нужны. Наши общие способности могут завести нас намного дальше, чем мы думали».

Один из моих любимых каналов помощи детям в изучении языка с помощью музыки (от детского логопеда!):

Песня для обучения вопросам да/нет и звукам животных

 : Поиск смысла в хаосе: как обнаружить (и выжить) всплеск роста малыша

Задержки речи у малышей и роль темперамента

Эти данные о языковом взрыве, конечно, не означают, что вариации встречаются редко. Не все дети переживают эту стадию или с одинаковой скоростью. Задержка речи может происходить по разным причинам. Изучение языка является сложным и многогранным аспектом развития. Конечно, задержка речи у малышей может быть результатом физических факторов или факторов окружающей среды. Одним из факторов, который часто упускается из виду, является темперамент 9.0008 .

Подумайте вот о чем: если у вашего малыша более заторможенный темперамент (т. е. застенчивый), то он может с меньшей вероятностью произносить новые слова или говорить вообще, особенно с незнакомцами. Она может очень хорошо знать гораздо больше слов, чем говорит на самом деле, но обычному взрослому человеку трудно это определить. В этом нам могут помочь исследования.

Хотите узнать больше о темпераменте вашего ребенка? Попробуйте этот короткий тест, чтобы узнать больше!

Несколько увлекательных исследований рассматривали именно этот вопрос и нашли поддержку идеи о том, что дети с заторможенным темпераментом менее склонны к хорошим оценкам экспрессивной речи. Исследователи рассмотрели несколько различных объяснений связи. Проще говоря, они нашли больше всего подтверждений тому, что дети с заторможенным темпераментом, скорее всего, «знают, но не говорят». Другими словами, они, как правило, одинаково хорошо проверяют рецептивную речь (слышание и понимание слов), но с меньшей вероятностью произносят слова, которые знают. Это означает, что темперамент является фактором, который необходимо учитывать наряду с другими при исследовании любых задержек речи.

Нужна помощь в понимании языкового развития вашего малыша?

Загрузите этот БЕСПЛАТНЫЙ раздаточный материал : Контрольный список речи двухлетней давности . Он проведет вас через основные языковые изменения, которые происходят в этом возрасте.

(Как всегда, обратитесь к своему педиатру, если вас беспокоит какой-либо аспект развития вашего ребенка)

 

Итак, если вам кажется, что ваш малыш говорит на своем на данный момент). Наблюдайте внимательно, и вы увидите волшебство языкового развития прямо у себя на глазах.

Связанные ресурсы:

KidArtLit: Детские книги + Художественные занятия = Образовательное развлечение

Часто задаваемые вопросы: Изучение языка | Лингвистическое общество Америки

Как дети усваивают язык? Учат ли родители своих детей говорить?

Нет. Дети усваивают язык быстро, легко, без усилий и формального обучения. Это происходит автоматически, независимо от того, пытаются ли родители учить их или нет.

Хотя родители или другие опекуны не учат своих детей говорить, они играют важную роль, разговаривая со своими детьми. Дети, с которыми никогда не разговаривают, не овладеют языком. И язык должен использоваться для взаимодействия с ребенком; например, ребенок, который регулярно слышит язык по телевизору или радио, но больше нигде не научится говорить.

Дети осваивают язык в процессе взаимодействия не только со своими родителями и другими взрослыми, но и с другими детьми. Все нормальные дети, которые растут в нормальных семьях, в окружении разговоров, усваивают тот язык, который используется в их окружении. И ребенку так же легко овладеть двумя или более языками одновременно, если он регулярно общается с носителями этих языков.

Особая манера, в которой многие взрослые разговаривают с маленькими детьми, также помогает им овладеть языком. Исследования показывают, что «детская болтовня», которую взрослые обычно используют с младенцами и малышами, как правило, всегда немного опережает уровень собственного языкового развития ребенка, как бы увлекая ребенка за собой. Этот «детский лепет» имеет более простой словарный запас и структуру предложений, чем язык взрослых, преувеличенные интонации и звуки, а также много повторений и вопросов. Все эти особенности помогают ребенку разобраться в значениях, звуках и моделях предложений своего языка.

Когда дети учатся говорить?

Нет единого момента, когда ребенок учится говорить. К тому времени, когда ребенок впервые произносит одно осмысленное слово, он уже провел много месяцев, играя со звуками и интонациями языка и связывая слова со значениями. Дети осваивают язык поэтапно, и разные дети достигают разных стадий в разное время. Однако порядок, в котором достигаются эти стадии, практически всегда одинаков.

Первые звуки, которые издает ребенок, это плач. Затем, примерно в шестинедельном возрасте, ребенок начинает издавать гласные звуки, начиная с аа, иэ, и ох . Примерно в шесть месяцев ребенок начинает произносить цепочки пар согласных и гласных, например бу и да . На этом этапе ребенок играет со звуками речи и отделяет звуки, которые важны для образования слов на его или ее языке, от звуков, которые не являются таковыми. Многие родители слышат, как ребенок на этом этапе произносит комбинацию вроде «мама» или «папа», и взволнованно заявляют, что ребенок произнес свое первое слово, хотя ребенок, вероятно, не придавал этому «слову» никакого значения.

Где-то в возрасте одного-полутора лет ребенок начинает произносить отдельные слова со смыслом. Это всегда «содержательные» слова, такие как cookie, doggie, run, и см. , и никогда не «функциональные» слова, такие как и, и из . Примерно в возрасте двух лет ребенок начинает складывать два слова вместе, чтобы составлять «предложения», такие как «, собачка, беги, ». Чуть позже ребенок может составлять более длинные предложения, в которых отсутствуют служебные слова, например 9. 0003 большая собачка быстро беги . На данный момент все, что осталось добавить, — это служебные слова, некоторые другие формы предложений (например, пассив) и более сложные звуковые комбинации (например, str ). К тому времени, когда ребенок пойдет в детский сад, он усвоит подавляющее большинство правил и звуков языка. После этого остается только комбинировать разные типы предложений по-новому и добавлять новые слова в свой словарный запас.

Почему моя дочь какое-то время правильно называла ноги, а потом снова называла их ногами?

На самом деле она вовсе не «ушла»; она ушла вперед. Когда она использовала слово фута в детстве, она просто имитировала то, что слышала. Но теперь она выучила правило образования множественного числа, заключающееся в добавлении звука s  в конце слова. Так что она просто применяет свое новое правило ко всем существительным — даже к исключениям из правила, например, фута/фута . Она, вероятно, сделает то же самое, когда научится добавлять ed к глаголам, чтобы получить прошедшее время, говоря что-то вроде он встал  пока она не узнает, что встал/встал является исключением из правил. В конце концов она со всем разберется, но пока будьте уверены, что это прогресс; это свидетельство того, что она выходит за рамки подражания и действительно изучает правила английского языка.

Как может ребенок, который даже не может завязать шнурки, освоить такую ​​сложную систему, как английский язык?

Хотя «детская болтовня», которую родители используют с маленькими детьми, может помочь им овладеть языком, многие лингвисты считают, что это все еще не может объяснить, как младенцы и дети ясельного возраста могут так легко усваивать такую ​​сложную систему.

Ребенку намного легче выучить язык в младенчестве и дошкольном возрасте, чем этому же ребенку будет учить, скажем, французский язык в колледже 18 лет спустя. Сейчас многие лингвисты говорят, что мозг новорожденного уже запрограммирован на изучение языка, и фактически, когда ребенок рождается, он или она уже инстинктивно многое знает о языке. Это означает, что для человека так же естественно говорить, как для птицы петь или для паука плести паутину. В этом смысле язык может быть подобен ходьбе: способность ходить является генетической, и дети развивают способность ходить независимо от того, пытается ли их кто-нибудь научить этому. Таким же образом дети развивают способность говорить независимо от того, пытается ли кто-нибудь их учить. По этой причине многие лингвисты считают, что языковые способности являются генетическими. Исследователи полагают, что может быть «критический период» (длящийся примерно от младенчества до полового созревания), в течение которого овладение языком не требует усилий. По мнению этих исследователей, изменения в структуре мозга происходят в период полового созревания, и после этого выучить новый язык гораздо сложнее.

Лингвисты очень заинтересованы в том, чтобы выяснить, что общего у всех примерно 5000 языков мира, потому что это может сказать нам, какие знания о языке на самом деле являются врожденными. Например, оказалось, что во всех языках используются гласные звуки aah, ee, и ooh — те же самые гласные звуки, которые ребенок произносит первым.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *