Нормы развития ребенка в 3,5 года

  1. Главная
  2. Нормы развития ребенка в 3,5 года

Здравствуйте, Анна! Спасибо за вопрос. Понятно Ваше беспокойство… и даже где-то возмущение… Надо сказать, что «сборы» и «документальная подготовка» (сборы документов, комиссии и пр.) к детскому саду у большинства родителей вызывают массу переживаний, что отражается и на детях. И я благодарна Вам за вопрос, т.к. в нем затронута важная тема: Как наиболее безболезненно пройти обследование специалиста, как для ребенка, так и для родителя, особенно если от результатов обследования зависит дальнейший этап жизни малыша (тип дошкольного учреждения, например). Поэтому хочу обратиться к тем родителям, детей которых ждет ПМПК, обследования, сборы документов и дать несколько рекомендаций, которые, возможно, помогут помочь пройти все это наименее остро.
Очень важно самим родителям по-особенному настраиваться (спокойно — позитивно) на всевозможные процедуры обследования, ПМПК, чтобы это не отразилось на эмоциональном состоянии ребенка во время самого обследования, а значит, и на результатах этого обследования. А такое бывает.
Также рекомендуется неоднократно проигрывать с ребенком ситуации беседы с врачом, ситуации того, что у него будут что-то спрашивать, задавать вопросы, с ним будут рассматривать картинки, предлагать «поиграть». А перед непосредственной встречей ребенка со специалистом, важно учесть несколько моментов:

  1. За 1 – 1,5 ч. до встречи покормить ребенка (можно чем-то вкусным и любимым), чтобы во время обследования возникшее чувство голода не отвлекало от заданий
  2. Обязательно проговорить «план дня на сегодня», что ваш «врач позвал в гости», чтобы поиграть, что в игре он будет задавать вопросы, на которые ты обязательно ответишь и пр. Важно, чтобы ребенок шел с хорошим настроением, с ощущением успешности.
    (Часто слышу такую позицию мам или пап: «Зачем ему говорить все это, он же еще маленький, он еще плохо говорит..?» Хочется подчеркнуть: Если ваш ребенок еще не достаточно говорит, не достаточно научился выражать свои желания, потребности и мысли в силу возраста, это не значит, что он вас не слышит и не чувствует!)
  3. На встречу со специалистом можно захватить свою любимую игрушку, (можно «познакомить мишку с другими детками, с врачом и пр. », «отправиться в путешествие с мишкой, сводить в больницу, а потом с мишкой — в гости к бабушке или в кафе – на пирожное»…) Присутствие любимых игрушек в новой для ребенка обстановке помогает ему воспринимать эту «обстановку» психологически легче, мягче и спокойнее.
  4. Родительское спокойствие («Если мама улыбается, значит все хорошо и нечего бояться»)

Перед тем, как ответить на основной Ваш вопрос (о разъяснении норм развития ребенка в 3,5 года), хотелось начать с разъяснения самой формулировки F83.
F83 «Смешанные специфические расстройства психологического развития» Это остаточная группа расстройств, при которых наблюдаются затруднения в развитии ребенка на уровне нескольких психических функций (память, внимание, мышление, восприятие..), при чем трудно выделить, где именно эти затруднения больше, поэтому указывается такой размытый диагноз. Поэтому для начала я бы порекомендовала посетить психиатра (желательно детского психиатра), невропатолога с тем, чтобы укрепиться в точности поставленного диагноза или самого факта поставленного диагноза, а также, чтобы получить более полную и объективную картину развития ребенка. Порекомендовала бы также пройти исследование головного мозга (ЭЭГ). Если все же будут специалистами наблюдаться определенные затруднения в развитии, то имеет смысл подумать о лечении, которое назначит врач и одновременно с этим обратиться к психологу, логопеду, дефектологу с тем, чтобы систематически профессионально позанимались с Вашей девочкой, показали Вам, что можно делать дома для развития ребенка. Ну и, безусловно, Вам самой важно много разговаривать с ребенком, читать стихи и сказки, рассматривать картинки-предметы, картинки-действия, по смыслу взаимосвязанные, задавать как можно больше вопросов, Вам самой вслух рассуждать, объяснять, проговаривать и т.д. (Специалисты рекомендуют: С.В.Батяева, Е.В.Савостьянова «Альбом по развитию речи для самых маленьких», «Я познаю мир» энциклопедия в картинках для малышей и т.д.)
Ведь мы знаем, что головной мозг формируется и развивается аж до 21-23 лет, что формируется он по-разному, в индивидуальном своем ритме, что психические функции в своем развитии могут западать на разных возрастных этапах, что на каждом возрастном этапе преобладает и назревает своя психическая функция (Так, в раннем возрасте – это восприятие, в дошкольном – память, в школьном, подростковом – это мышление). И поскольку психика развивается системно, то даже если где-то отмечаются затруднения у ребенка, то можно, занимаясь развивать другие психические сферы, с тем, чтобы подтягивались те, где есть затруднения. Поэтому с одной стороны, хочется Вас успокоить и сказать, что каждый ребенок развивается по-своему, и это нормально, паниковать не стоит, если специалист отметил определенные проблемы. Необходимо просто заниматься с ребенком, и со временем, ребенок многое догонит, а бывает и даже перегонит в чем-то своих сверстников. А с другой стороны, все же игнорировать информацию специалиста не стоит, просто примите к сведению, пройдите еще раз обследование.
А теперь по поводу того, что должен уметь ребенок в 3,5 года. Кратко можно охарактеризовать возраст так:

  1. Преобладает наглядно-действенное мышление. Интеллектуальное развитие ребенка зависит от того, насколько богата окружающая его развивающая среда, позволяет ли она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами.
  2. Речь находится на стадии формирования. Специалисты выделяют (логопеды, дефектологи) следующие нормативные показатели в этом возрасте:
    Показатели речевого развития \ Время появления в норме
    • Употребляет в активной речи слова-названия частей предметов 3 года 6 мес.
    • Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами С 3 лет
    • Использует в речи приставочные глаголы 3 года 1 мес.
    • Появляется словотворчество С 3 лет
    • Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук — лук) К 4 годам
    • Произносит звуки Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Р К 4 годам
    • Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи К 4 годам
    • Может пересказать знакомую сказку близко к тексту К 4 годам
    • Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки
    • Ребенок должен уметь называть животных: диких, домашних. Должен знать, как называются их детеныши: лошадь-жеребенок.
    • Должен уметь в 2-3 предложениях описывать картинку: кто на картинке, какие у него ушки, что держит в лапках и т.д
    • Ребенок должен уметь называть различные действия: волк бежит, рыбка плывет, белочка сидит и т.д
  3. внимание, мышление, память непроизвольны. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, он не может сосредоточиться или запомнить – он обращает внимание на то, что находится в поле его зрения, запоминает то, что привлекло внимание.
    (!) Обучение эффективно только на фоне психоэмоционально-комфортного состояния ребенка.
  4. Концентрировать внимание, т.е выполнять задание, не отвлекаясь в течение около 5 минут; находить 3-4 отличия между предметами; удерживать в поле зрения 3-4 предмета; находить 2 предмета похожих друг на друга; выполнять задания по предложенному образцу.
  5. Уметь запоминать 3-4 картинки, знать наизусть несколько четверостиший, повторить небольшую прочитанную сказку с помощью взрослого; вспомнить, что он делал утром, днем, вечером; рассказать по памяти о содержании картинки по наводящим вопросам.
  6. Уметь быстро и правильно собирать пирамидку; складывать картинку из 4-х частей; собирать несложные игры-вкладыши; находить простые связи между предметами и явлениями.
  7. Изображать простейшие предметы и явления действительности, используя прямые, округлые, наклонные, длинные, короткие, пересекающиеся линии; повторять простые движения пальчиковой гимнастики.
  8. Называть свое имя и фамилию; называть имена людей его ближайшего окружения; знать и называть 6 основных цветов; различать времена года; называть существенные детали и части предметов.

Вот несколько заданий, по которым вы сможете протестировать ребенка.
Развитие внимания

  • Найти на картинке одинаковые предметы, определить их цвет.
  • Нарисовать на листке, например, 2 домика и 2-х мишек и прочертить от каждого мишки тропинку к домику. Желательно, чтобы эти тропинки пересекались. Предложить ребенку глазами проследить путь каждого мишки к его домику и показать, кто где живет. Если малыш затрудняется сделать это зрительно, то предложите ему провести пальчиком по дорожке.
  • Предложить раскрасить фигурки по образцу.
  • Нарисовать контуры 3-4 предметов так, чтобы они были наложены друг на друга). Предложить ребенку найти какие предметы там спрятались.
  • Предложить найти несколько отличий на картинке (кошка серая-рыжая, у одной мячик, у другой кубик и т.д.). Если ребенок затрудняется, то задавайте ему наводящие вопросы.
    Развитие памяти
  • Рассматриваем картинку с 3-4 предметами. Ребенок должен назвать предметы. Закрываем книгу и просим вспомнить, что там нарисовано.
  • Рассматриваем картинку где, например, котик держит шарик, бельчонок держит яблоко, а мышонок коробку с бантиком. На другой картинке отдельно зверята и предметы. Надо вспомнить, кто и что держал.
  • Вспомним героев сказки «Колобок». Кого встретил сначала колобок. Вспомнить по картинке с изображением животных.
  • Рассматриваем 2 картинки. Первая — зайчик под зонтиком, идет дождь, грибы растут. На другой картинке — солнышко, ягодки, грибов нет, зонтик сложен. Что изменилось на картинке?

Развитие мышления

  • 2 картинки. Одна с животными, другая с едой. Надо найти, кто, что любит есть.
  • Рассматриваем картинку, надо подобрать пару к предмету : ваза и цветок, шапка и шарф, лопата и ведерка и т.д.
  • Найти заплатку к коврику. Красный коврик, а у него посередине нарисован красный круг, который нарисован еще и отдельно. Зеленый коврик с зеленым треугольником посередине и так далее. Малыш должен рассказать какую заплатку куда поставить, какого цвета коврики.
    Развитие мелкой моторики
  • Малыш должен уметь проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные линии нужного размера. Для этого можно предложить дорисовать забор, лучи у солнца, дождик и т.д. Также должен уметь рисовать округлые предметы.
  • Малыш должен уметь аккуратно раскрашивать картинки.
  • Ребенок должен уметь выполнять простые движения пальчиковой гимнастики.
  • И вообще больше работайте с малышом руками (лепите, рисуйте как пальчиками, так и карандашами, собирайте несложные крупные пазлы и т.д.), т.к. мышление развивается наглядно-действенно, т.к. развитие речи напрямую связано с развитием мелкой моторики)

Надеюсь, я ответила на Ваш вопрос. Не волнуйтесь, Анна, помните, что в этом возрасте малышам особенно важен психоэмоциональный комфорт, а вашей девочке – спокойная и улыбающаяся мама. Здоровья и удачи!

С уважением, клинический психолог Баянова Мария

Консультации: 

Психолог

Темы психологических консультаций: 

Нормы и нарушения в развитии, особенности физиологии

Дошкольник 3 — 6 лет

Является ли 4-летний ребенок малышом?

Кристи

Когда вашему ребенку исполняется четыре года, он готовится к школе и каждый день изучает новую информацию. Многие родители задаются вопросом, как называется этот этап, поскольку 4-летние дети уже вышли из младенческого возраста, но еще не достигли школьного возраста.

Является ли 4-летний ребенок малышом? Согласно большинству определений, 4-летний ребенок — это не малыш. Хотя некоторые люди считают малышей детьми в возрасте от 1 до 4 лет, большинство считает четырехлетних детей дошкольниками. Вы, вероятно, заметите, что ваш 4-летний ребенок готов учиться и испытывать то, к чему малыши еще не совсем готовы.

4-летний ребенок начинает проявлять признаки эмоционального и академического развития, но все еще пытается совладать с большими чувствами. Важно знать, что происходит в голове вашего ребенка в это время.

Понимание вашего 4-летнего ребенка

По мере взросления ваших детей вы сталкиваетесь с новыми проблемами и поведением. Четырехлетний ребенок переживает серьезные изменения, и это отразится на его поведении.

Как называют 4-летнего ребенка?

Четырехлетнего ребенка обычно называют дошкольником. Это определение признает, что ваш ребенок собирается пойти в начальную школу и, возможно, уже посещает дошкольное учреждение.

Ваш ребенок вышел из начальной стадии и готов к другим испытаниям, которые подготовят его к школе.

Нормальное поведение 4-летнего ребенка

Несмотря на то, что ваш 4-летний ребенок взрослеет, вы все равно заметите его поведение, напоминающее вам о его раннем детстве.

Контрольный список развития 4-летнего ребенка

Ваш 4-летний ребенок должен уметь делать следующее:

  • Считать предметы
  • Узнавать буквы
  • Узнавать не менее трех цветов

4-летние академические вехи

Каждый ребенок развивается в своем собственном темпе. То, посещает ли ваш ребенок дошкольное учреждение, может повлиять на его академические знания в этом возрасте.

  • Рассказывает, что будет дальше в истории
  • Может отличить реальность от вымысла
  • Использует более сложные предложения для общения

Эмоциональное развитие четырехлетнего ребенка

это приключение, когда дело доходит до эмоций. Хотя в этом возрасте они могут больше общаться, это не значит, что вы не будете сталкиваться с эмоциональными срывами.

  • Переходит от параллельной игры к взаимодействию со сверстниками
  • Может говорить сквозь гнев, вместо того чтобы бить большую часть времени
  • Чаще действует независимо
  • Знает, как следовать правилам, хотя и не всегда делает это

Общие проблемы поведения 4-летнего ребенка

Хотя ваш 4-летний ребенок может быть более общительным и хотите угодить другим, это не значит, что вы не увидите истерик.

Ваш 4-летний ребенок может отказаться следовать указаниям или выполнять работу, которую его просят. У них все еще могут быть проблемы с обменом информацией, и они могут не сотрудничать, даже если это принесет им пользу. Все это нормальное поведение для этого возраста.

Чему научить дошкольника

Дошкольники готовы учиться и имеют больше навыков для использования. Практикуйте эти навыки с ними, чтобы настроить их на успех.

  1. Научите ребенка пользоваться ножницами. Безопасные ножницы — отличный способ начать.
  2. Научите ребенка, как с помощью клея приклеивать вырезанные картинки на другой лист бумаги.
  3. Играйте с ребенком в игры на запоминание и сопоставление.
  4. Отправляйтесь на кухню и готовьте или пеките вместе с ребенком. Это помогает им понять, как ингредиенты работают вместе при приготовлении блюд. Это также отличный способ начать изучать измерения.
  5. Пойте песни. Песни, посвященные счету, цветам или дням недели, прекрасны, потому что они учат вашего ребенка, позволяя ему весело провести время.
  6. Прочтите ребенку. Чтение ребенку — один из лучших способов научить его читать. Это также помогает им развивать любовь к книгам.
  7. Поиграйте с ребенком в ролевую игру и научите его делиться, говорить «пожалуйста» и «спасибо» и выражать свои чувства безопасным способом.
  8. Выведите ребенка на улицу и дайте ему исследовать. Дайте им увеличительное стекло, и пусть они не торопятся и смотрят, что они могут найти.
  9. Поощряйте вашего ребенка рисовать. Является ли ваш ребенок следующим Пикассо или нет, не имеет значения. Рисование помогает детям развивать навыки, которые им понадобятся для письма, и это отличная форма самовыражения.

Как дисциплинировать 4-летнего ребенка

Воспитание может быть сложной задачей в любом возрасте, но есть методы, которые работают с дошкольниками лучше, чем другие.

Одна из главных целей — сохранять спокойствие, наказывая своего 4-летнего ребенка, чтобы вы моделировали поведение, которое вы надеетесь в конечном итоге увидеть.

Установите ограничения и четко их обозначьте. Насколько это возможно, пусть естественные последствия будут вашим руководством. Когда ребенок видит, что его поведение имело логическое следствие, а не просто произвольное наказание, он, скорее всего, запомнит это.

Один из лучших способов дисциплинировать сотрудников — попытаться остановить проблемы до того, как они возникнут.

Искренне хвалите ребенка, когда замечаете, что он делает что-то хорошее, и обязательно выслушивайте неудовлетворенные потребности, ведущие к проблемам с поведением.

Чем заняться с 4-летним ребенком

Качественно проведенное время с вашим 4-летним ребенком поможет ему почувствовать себя в безопасности, на связи и счастливым.

Играйте вместе в игры, в том числе притворяйтесь, а также добавляйте настольные или карточные игры, соответствующие возрасту.

Выходите со своими детьми на улицу, когда можете, и сделайте чтение своим совместным занятием на регулярной основе. Читайте своему 4-летнему ребенку, и пусть он выбирает книги в библиотеке.

Похожие вопросы:

Является ли трехлетний ребенок малышом?

Трехлетний ребенок балансирует между малышом и дошкольником. Некоторые определения относят 3-летних детей к категории дошкольников, в то время как другие оставляют их малышами до 4 лет.  

Почему мой 4-летний ребенок так зол?

Четырехлетний ребенок — это еще маленький ребенок, и для маленьких детей нормально злиться и впадать в истерики.

Несмотря на то, что с возрастом ваш ребенок сможет лучше общаться, гнев и разочарование по-прежнему являются нормальной реакцией на вещи, которые он не может контролировать.

Если вы чувствуете, что гнев вашего 4-летнего ребенка чрезмерный, поговорите со своим педиатром, чтобы убедиться, что это не основная проблема.

Заключительные мысли

Четырехлетний ребенок уже не малыш, но еще не школьник. Они находятся в дошкольной фазе, период времени, который приносит новые радости и проблемы.

О Кристи

Кристи — мать четверых детей, включая идентичных близнецов. Имея опыт работы в сфере образования и исследований, она постоянно узнает больше о воспитании детей и воспитании многодетных детей. Когда у нее есть свободное время, она любит ходить в лес с отличной книгой, чтобы сделать перерыв.

30 вещей, которые должен знать ваш подросток

Мы обратились к нашим читателям и подписчикам в социальных сетях и спросили, какими навыками должен обладать (обычно развивающийся) ребенок к 12 годам. Что ж, ты точно не разочаровал. Список длинный, так что не отчаивайтесь, если ваш 12-летний ребенок еще не освоил все навыки — просто сделайте оставшиеся вех своими #BigKidGoals.

1. Приготовить для себя . Не все время! Но у них должны быть какие-то навыки. Домашняя богиня и мама Найгелла Лоусон заставляла своих детей практиковаться и совершенствовать одно блюдо за раз, пока у них не было пяти блюд, с которыми они могли уйти из дома.

2. Стирать самостоятельно . Это не просто помощь их родителям. Это также дает детям чувство автономии и уединения после ночных происшествий, таких как менструальные выделения и поллюции.

3. Пользуйтесь общественным транспортом. Потренируйтесь с ребенком, чтобы он знал некоторые основные маршруты и понимал, как читать карту маршрутов метро или автобусов, прежде чем идти в одиночку. Подумайте, что делать, если они случайно пропустят свою остановку или сядут не на тот автобус или поезд. И научите их сидеть или стоять как можно ближе к водителю и обращаться за помощью, если они чувствуют себя небезопасно.

4. Самостоятельно добираться до школы и обратно.

5. Сходите за продуктами. И подсчитайте сдачу, которую они должны получить от кассира.

6. Развлекайтесь не в электронном виде.

7. Присматривайте за младшим ребенком во время коротких поездок . (Со взрослым в комнате или без него.)

8. Ведение календаря . К 12 годам ваш ребенок может отслеживать свои социальные мероприятия, экскурсии, задания и дни рождения близких, большое вам спасибо.

9. Демонстрируйте основные хорошие манеры . Даже в компьютерный век жизненно важно уметь смотреть человеку в глаза при встрече и предложить крепкое, но дружеское рукопожатие.

10. Проявляйте сострадание к другим — людям и животным. Это означает поставить себя на место друга или незнакомца и встать на защиту безопасных и эффективных способов запуганных или подвергшихся насилию.

11. Берите на себя основные обязанности по дому. Дети в этом возрасте без особых физических проблем могут сгребать снег, выносить мусор и перерабатывать отходы, а также правильно загружать посудомоечную машину — для начала!

12. Развивайте отношения с миром природы . Начните с классических навыков разведки, таких как , разведение костра и определение нескольких местных птиц, животных и растений, особенно ядовитого плюща! Получите такие навыки, как определение времени по положению солнца на небе и использование компаса.

13. Воспользуйтесь телефоном. Не писать — говорить. Это сделает день бабушки!

14. Держите домашнее животное или растение в живых. Забота о другом живом существе учит ответственности и состраданию. Хомяк Хэмми также может дать ребенку первый ценный опыт горя и утраты, который приводит нас к…

15. Понимать основы того, что происходит во время смерти, секса и рождения.

16. Не теряйтесь. Вы должны составить с ними план, который должен включать в себя место экстренной встречи, список местных полицейских участков и других безопасных мест, куда можно пойти, таких как библиотеки, кабинеты врачей, службы безопасности и информационные стойки; телефоны для звонка.

17. Реагировать в экстренной ситуации. Даже маленькие дети могут набрать 911, но к 12 годам ваш ребенок должен быть в состоянии найти аптечку и оказать самую простую первую помощь; используйте огнетушитель и спокойно потушите горящий жир крышкой кастрюли или коробкой с пищевой содой — ни в коем случае не водой.

18. Плавать. Умение плавать , ходить по воде и плавать на спине однажды может спасти ребенку жизнь. Инвестируйте в эти значки Красного Креста.

19. Вырабатывайте собственное мнение. Хорошо, большинству детей не нужно, чтобы родители подталкивали их к критике, но подростки должны формулировать свои мнения, чувства и взгляды, приводя веские аргументы в их поддержку.

20. Управляйте своим пособием. К 12 годам у детей должен быть собственный банковский счет. А для краткосрочного управления деньгами они могут использовать метод трех банок: СОХРАНИТЬ, ПОТРАТИТЬ и ДЕЛИТЬСЯ. Также пришло время начать скидываться на собственный мобильный телефон или копить на небольшие дополнительные услуги, которые они хотят.

21. Взаимодействуйте со своим сообществом . Ребенок этого возраста может принести пользу в качестве волонтера или даже возглавить сбор средств.

22. Вставать и готовиться к школе вовремя. бонусных баллов за упаковку своего обеда и застилание постели перед тем, как выбежать за дверь.

23. Возьмите на себя ответственность за свою домашнюю работу. Пусть ребенок нарисует свой чертов вулкан из пищевой соды.

24. Соберите чемодан.

25. Рассчитайте 15-процентные чаевые. (Спасибо, везде меняли персонал закусочной!)

26. Убирать в своей комнате. Запрещается класть грязную посуду или носки под кровать.

27. Напишите курсивом и подпишите их имена. Даже если вам придется обучать их на дому!

28. Закрепите спущенную велосипедную шину. У каждого ребенка, у которого есть свои два колеса, должен быть и резиновый ремонтный комплект.

29. Используйте прокладку или тампон. (Независимо от того, начались у них месячные или нет.) Мальчики также должны понимать основы менструации, чтобы в случае необходимости они могли поддержать своих друзей, братьев и сестер.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *