Содержание

Статья на тему: «Развитие трудовой деятельности в раннем детстве и дошкольном возрасте». | Статья по окружающему миру:

Развитие трудовой деятельности в раннем детстве и дошкольном возрасте.

Развитие предпосылок трудовой деятельности в раннем детстве.

В раннем детстве проявляется стремление ребенка жить общей жизнью со взрослым, действовать, как большой. Малыш видит действия, совершаемые взрослым, который ежедневно трудится на глазах у ребенка. Ребенка привлекают дела взрослых. Смысл трудовых действий, их назначение еще не всегда понятны ребенку. Качество труда малыша остается низким. Главное состоит в том, что ребенок хочет выполнять трудовые действия, они для него интересны и привлекательны. Поэтому именно в раннем детстве начинают закладываться основы трудолюбия и уважения к любому труду взрослых. Первые трудовые умения малыша формируются благодаря возникновению устойчивого интереса к миру предметов и желания действовать с ними.

1. Орудийность является главной характеристикой труда. Поэтому освоение орудийных действий — важнейшая предпосылка становления трудовой деятельности. Малыша привлекает процесс использования орудия.

Цель оперирования с орудиями труда скрыта в самих действиях (не подмести пол, а мести его; не вымыть посуду, а мыть ее).

2. Во 2-ой половине 3-го года жизни в самосознании ребенка наблюдается важное изменение. Начинает складываться новообразование, названное М.И.Лисиной «гордостью за собственные достижения». Теперь малыш выделяет результат своих действий и стремится получить положительную оценку от взрослого. Действия с орудиями труда помогают ребенку реализовать себя и проявить все возрастающее стремление к самостоятельности. У взрослого возникает возможность ориентировать малыша на получение качественного результата и помочь ему понять общественную значимость труда. Подчеркивая смысл и результат простейших трудовых действий, уже в раннем детстве можно сформировать у ребенка удовлетворение от того, что порадовал другого. Именно в ориентации собственных действий и их результата на другого человека находится предпосылка становления общественных мотивов труда.

К концу раннего детства малыш начинает осознавать результативность трудовых действий. Отделение действий от предмета и себя от своих действий позволяет малышу уяснить способы употребления орудий и конечный результат своих действий. Установление связи между действием и его результатом позволяет предположить будущий результат.

В освоении орудийных действий большое значение имеет развитие речи. Сначала речь фиксирует трудовое действие и его результат («Подмел, помыл»). А к концу третьего года жизни ребенок с помощью речи начинает предварять свое действии («Буду подметать. Буду мыть»). Но самостоятельно получить новый продукт ребенок еще не может.

3. Вывод: источник трудовой деятельности ребенка находится в потребности жить со взрослым общей жизнью, выполнять совместную с ним общую деятельность, действовать как взрослый. Предпосылки трудовой деятельности складываются в предметной деятельности малыша и связаны с развитием самосознания, личности:

  • освоение орудийных действий и формирование на их основе первых простейших трудовых умений и навыков;
  • стремление к достижению результата своих действий и получение его оценки взрослым.

 

Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте. 

Трудовая деятельность дошкольника отличается от производительного и бытового труда взрослых. Она не приводит к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребенка.

Специфика труда дошкольника состоит в том, что он тесно связан с игрой. 

У этих видов деятельности общий источник — потребность принимать активное участие в жизни взрослых и стремление к самостоятельности. В труде и в игре ребенок осваивает сферу социальных отношений и действий, связанных с бытовыми и профессиональными функциями взрослых.

В игре малыш действует в воображаемом плане, она не имеет конкретного результата. Ее развитие идет по пути возрастания условности игровых действий. В труде действия и ситуация их выполнения реальны и приводят к получению осязаемого продукта.

В трудовой деятельности ребенок устанавливает более прямую, непосредственную связь с жизнью взрослых, чем в игре. Чем младше дети, тем быстрее их труд превращается в игру. Особенно часто замена трудовой цели на игровую бывает в раннем и младшем дошкольном возрасте. Это происходит, если поручение, данное ребенку, непосильно для него и он не понимает, что от него требуют, или не знает, как нужно выполнять задание, а взрослый не контролирует его деятельность.

6 — летние дети осознают различия игры. В игре они выделяют игрушки или предметы-заместители, выполняемые роли. В трудовой деятельности дошкольники подчеркивают использование орудий труда, выполнение трудовых операций, указывают объективную цель, его общественно полезную направленность.

Игра рассматривается детьми как деятельность для удовольствия, а труд как важная работа. На всем протяжении дошкольного детства связь игры и труда сохраняется.

С одной стороны, часто необходимость в определенных игровых предметах диктует выполнение трудового действия, тогда дети изготавливают атрибуты и затем включают их в игру.

С другой стороны, продукты детского труда нередко помогают создать воображаемую ситуацию, подсказывая выбор и развитие сюжета игры.

В игровой деятельности происходит подготовка детей к труду. Играя, они постигают смысл труда взрослых, сущность их взаимоотношений. Кроме того, ситуация игры (по данным Я.З.Неверович) наиболее благоприятна для развертывания трудовой деятельности тем, что улучшается качество работы, растет стремление довести ее до конца. Такая ситуация эффективна для формирования положительного отношения к хозяйственно-бытовому труду, особенно к однообразным процессам.

Профессии.

Преемственность между трудом и игрой дошкольника состоит в том, что в этих видах деятельности ребенок получает, обобщает и систематизирует представление о труде взрослых. С трудом, как и с игрой, связан первый эмоциональный этап профессионального самоопределения. Знакомство с трудом взрослых, выполнение трудовых обязанностей формирует представление о профессиях, ведет к тому, что складываются первые профессиональные предпочтения, намечаются профессиональные интересы.

По данным исследования, проведенного А. Н.Белоус, старший дошкольник называет от 4 до 15 профессий. Здесь проявляются половые различия.

Мальчики знают больше наименований профессий, связанных с вождением различных видов транспорта, сельскохозяйственных машин, а также строительством (каменщик, строитель, сварщик, крановщик, бульдозерист, экскаваторщик), и военные (летчик, танкист, ракетчик) специальности.

Девочки больше, чем мальчики, знают о профессиях воспитателя, учителя, врача, медсестры, парикмахера, музыкального работника, продавца.

Самым сложным для дошкольников является осознание труда взрослых. Его общественную значимость они легче выделяют в деятельности конкретных людей, профессии которых им знакомы. Старшие дошкольники знают орудия труда, необходимые людям многих профессий, могут описать процесс труда и выделить качества, необходимые людям разных специальностей («капитан должен быть смелым и мужественным»). Ребенок постигает смысл профессиональной деятельности, понимает необходимость каждой профессии.

У малыша складывается уважительное отношение к труду взрослых. Знания о труде взрослых выступают как центральное звено представлений о социальной действительности (В.И.Логинова).

Трудовая деятельность дошкольника развивается в нескольких направлениях:

  1. происходит усложнение ее компонентов;
  2. это усложнение ведет к освоению новых видов и форм труда.

Совершенствование компонентов труда включает усложнение его мотивов, целей, контроля и навыков.

В 3-4 года мотив труда кроется в интересе ребенка к самому процессу или его оборудованию. Нередко в труд переносятся игровые мотивы: когда ребенок моет посуду, он выполняет роль мамы.

На протяжении всего дошкольного возраста действенным остается мотив поощрения и порицания.

Об ошибках в трудовом воспитании говорят и мотивы, связанные с выполнением требований взрослого. Ребенок не понимает смысла труда, а в конечном счете у него не формируется потребность трудиться. Общественные мотивы труда («Помогаю маме») появляются достаточно рано. Сначала малыш их не осознает, хотя и руководствуется ими. В старшем дошкольном возрасте такие мотивы становятся осознаваемыми, ребенок видит смысл труда в оказании помощи другим людям. Ребенок переходит от того, что интересно самому, к тому, что нужно другим.

Для формирования общественных мотивов важно, чтобы ребенок понимал смысл труда взрослых.

Таким образом, именно в дошкольном возрасте складываются наиболее благоприятные условия для становления общественных мотивов в трудовой деятельности. Труд требует от ребенка умения принимать от взрослого и самостоятельно ставить цель деятельности. Причем чем младше дети, тем больше их цели определяются удовлетворением собственных потребностей.

Подчинить свои действия поставленной цели ребенок 2-4 лет может только в том случае, если эта цель им чувственно воспринимается, а задание понятно. Старшие дошкольники принимают и ставят цель труда на основе сформированных представлений. Они уверенно действуют под влиянием словесной инструкции взрослого, предполагающей выполнение сложных действий на протяжении достаточно длительного времени. С возрастом цели становятся не только более устойчивыми, но и реальными, опирающимися на оценку ребенком своих возможностей и умений. Еще до начала трудовой деятельности старший дошкольник выделяет условия, средства и способы достижения цели, То есть у него складывается умение предварительно планировать труд, что значительно повышает качество работы.

Успешность достижения цели в значительной степени зависит от умения проконтролировать свою деятельность.

Дети 3-4 лет ошибок в своей работе не замечают, считают ее хорошей, независимо от того, как и какой результат достигнут. К труду сверстников относятся критически.

В 5-7 лет дошкольники стараются правильно оценить свою работу, хотя замечают не все ошибки, а самые грубые. Их интересует качество труда. Поэтому они обращаются с вопросами к взрослому о правильности и качестве собственных трудовых действий.

Именно качество результата выражает отношение ребенка к другим людям, проявляемое в труде. Взрослый стремится, чтобы у малыша складывалось бережное отношение к результатам не только своего труда, но и других людей.

Следующая форма — поручение — характеризуется тем, что взрослый формулирует цель, обосновывает ее значимость, выделяет конечный результат и способы его достижения. Но поручение малыш может выполнить только в том случае, если трудовое действие ему хорошо знакомо.

Обязанность как форма организации труда дошкольника возможна в случае, если он понимает необходимость постоянного систематического выполнения какого-либо дела. Содержание этой формы труда первоначально определяет взрослый.

Наиболее высокий уровень самостоятельности проявляют дошкольники в труде по собственной инициативе. Ребенок не только организует собственный труд, но и замечает, когда необходимо потрудиться. На протяжении всего дошкольного возраста совместный труд со взрослым, протекая как сотрудничество, остается привлекательным для ребенка.

В дошкольном возрасте складывается совместный труд со сверстниками. Сначала взаимоотношения в труде возникают на основе общего места или предмета труда.

Старшие дошкольники начинают руководствоваться правилами организации совместного труда. Они уточняют общую цель, связывают с ней задачи определенных участников, договариваются о плане действий, распределяют обязанности, помогают сверстникам в процессе достижения цели, уступают часть материала в интересах дела.

Дети стремятся к качественному результату, осознают его ценность и важность общего труда.

Старшие дошкольники могут достигать такого высокого уровня организации совместного труда, когда он регулируется самими детьми. Среди участников работы выделяется организатор, с которым все остальные считаются: обращаются с вопросами, подчиняются требованиям. Организатор распределяет материал, дает оценку результата труда, указывает на ошибки и небрежность в работе, служит посредником между детьми и взрослым в тех случаях, когда требуется вмешательство педагога. Эту роль берут на себя дети инициативные, обладающие коммуникативными и организаторскими навыками, хорошо освоившие техническую и мотивационную сторону трудовой деятельности. Выбор партнеров для совместного труда осуществляется не только на основе симпатий, но и с учетом наличия у сверстника трудовых навыков и умений, качественного и аккуратного выполнения им трудовых действий, а также положительной оценки свойств личности сверстника самим ребенком и позитивной оценки взрослыми его умений и личностных качеств.

Дошкольный возраст — это период, когда ребенок хочет трудиться и с удовольствием включается в труд взрослых. Поэтому он наиболее благоприятен для приучения детей к труду. Главная задача взрослых — это организовать деятельность так, чтобы ребенок испытывал радость труда, положительно относился к нему.

Трудолюбие, формируемое у дошкольника, — важнейшее личностное качество. Если правильно организовать трудовую деятельность ребенка, систематически включать малыша в трудовую деятельность, в старшем дошкольном возрасте складывается привычка к регулярному труду, потребность трудиться. Ребенок трудится по собственному желанию, проявляя инициативу и творчество, испытывая яркие положительные эмоции, понимает общественную значимость результатов труда. Он охотно помогает взрослым и сверстникам, исходя не из собственных интересов, а из нужд и потребностей другого человека. Трудолюбивые дети помогают товарищам, приходят им на помощь.  Дети сочувственно относятся к огорчениям товарищей, замечают, когда требуется помощь, и оказывают ее.

Особенности в развитии трудовой деятельности дошкольника:

  • складываются общественные мотивы труда;
  • расширяются и усложняются трудовые умения и навыки;
  • формируются целеполагание, планирование и самоконтроль;
  • расширяется самостоятельность ребенка в труде, что позволяет усложнять формы трудовой деятельности;
  • складывается совместный со сверстниками труд;
  • появляется потребность трудиться и привычка к регулярному труду, характеризующие трудолюбие;
  • формируется представление о труде взрослых.

Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста

     Игрушки-забавы
вызывают у детей любопытство, радость,
положительные эмоции. Они поддерживают
бодрое настроение, развивают чувство
юмора и любознательность. Они побуждают
детей к изучению их устройства, принципа
действия, а также создают зону совместных
со взрослым переживаний.

     Подчеркнем,
что для ребенка важно не количество
игрушек, а их разнообразие в соответствии
с возрастом малыша и ситуацией их использования.
Главная задача взрослых состоит в том,
чтобы научить ребенка действовать с игрушками.

     Выделим
особенности развития игровой деятельности
в дошкольном возрасте:

     —
игра становится самостоятельной 
деятельностью ребенка;

     —
ребенок осваивает разные виды 
игры;

     —
с помощью игры дошкольник 
«входит» в разные сферы действительности,
расширяя возможности познания этих сфер. 

2.2.
Трудовая деятельность 

     В
трудовой деятельности, направленной
на достижение результата, полезного для
окружающих, возникают новые эмоциональные
переживания: радость от общего успеха,
сочувствие усилиям товарищей, удовлетворение
от хорошего выполнения своих обязанностей,
недовольство от своей плохой работы.

     На 
основе знакомства детей с трудом
взрослых формируется любовь и уважение
к нему. А положительное отношение 
к труду дошкольники переносят
и на собственную деятельность (Я. З. Неверович).
[8, с. 119]

     Трудовая 
деятельность дошкольника отличается
от производительного и бытового
труда взрослых. Она не приводит
к получению объективно значимого
продукта, зато имеет огромное значение
для психического развития самого ребенка.

     Специфика
труда младшего дошкольника состоит
в том, что он тесно связан с игрой. Следует
подчеркнуть, что у этих видов деятельности
общий источник – потребность принимать
активное участие в жизни взрослых и стремление
к самостоятельности. В труде и в игре
ребенок осваивает сферу социальных отношений
и действий, связанных с бытовыми и профессиональными
функциями взрослых. В игре малыш действует
в воображаемом плане, она не имеет конкретного
результата. Ее развитие идет по пути возрастания
условности игровых действий.

     В
труде действия и ситуация их выполнения
реальны и приводят к получению осязаемого
продукта. В трудовой деятельности ребенок
устанавливает более прямую, непосредственную
связь с жизнью взрослых, чем в игре.

     Чем
младше дети, тем быстрее их труд
превращается в игру. Особенно часто
замена трудовой цели на игровую бывает
в раннем и младшем дошкольном возрасте.
Это происходит, если поручение, данное
ребенку, непосильно для него, и он не понимает,
что от него требуют, или не знает, как
нужно выполнять задание, а взрослый не
контролирует его деятельность. [1, с. 101]

     На 
всем протяжении дошкольного детства 
связь игры и труда сохраняется.
С одной стороны, часто необходимость
в определенных игровых предметах диктует
выполнение трудового действия, тогда
дети изготавливают атрибуты и затем включают
их в игру. С другой стороны, продукты детского
труда нередко помогают создать воображаемую
ситуацию, подсказывая выбор и развитие
сюжета игры. Например, изготовление игрушки-самоделки
включается в режиссерскую игру. В игровой
деятельности происходит подготовка детей
к труду.

     Трудовая 
деятельность дошкольника развивается 
в нескольких направлениях. Во-первых,
происходит усложнение ее компонентов.
Во-вторых, это усложнение ведет к освоению
новых видов и форм труда.

     Совершенствование
компонентов труда включает усложнение
его мотивов, целей, контроля и навыков.
В 3-4 года мотив труда кроется в интересе
ребенка к самому процессу или его оборудованию.
Нередко в труд переносятся игровые мотивы:
когда ребенок моет посуду, он выполняет
роль мамы.

     На 
протяжении всего дошкольного возраста
действенным остается мотив поощрения
и порицания. Если малыш объясняет смысл
труда так: «Чтобы мама не ругала», «Чтобы
мама похвалила», «Когда потружусь, мне
всегда что-нибудь вкусненькое дают»,
значит, взрослый занял неадекватную позицию
в трудовом воспитании. [5, с. 156]

     Часто
3-4-летние дети отказываются убирать игрушки
именно потому, что хорошо не представляют,
что же от них требуется. В такой ситуации
необходимо пояснение: «Сложи кубики в
коробку, а игрушки расставь на полке».
Постепенно с накоплением опыта трудовой
деятельности задание может формулироваться
более обобщенно: «Наведи порядок в игрушечном
уголке».

     Успешность 
достижения цели в значительной степени 
зависит от умения проконтролировать
свою деятельность. Дети 3-4 лет ошибок
в своей работе не замечают, считают ее
хорошей, независимо от того, как и какой
результат достигнут.

     Дошкольный 
возраст – это период, когда ребенок
хочет трудиться и с удовольствием включается
в труд взрослых. Поэтому он наиболее благоприятен
для приучения детей к труду. Главная задача
взрослых – это организовать деятельность
так, чтобы ребенок испытывал радость
труда, положительно относился к нему.
[3, с. 62]

     «Радость 
труда – могучая воспитательная сила»,
– писал В. А. Сухомлинский. Положительное
отношение к труду, которое лежит в основе
трудолюбия, возникает, если родители
и педагоги поддерживают стремление ребенка
участвовать в жизни взрослых и предоставляют
ему возможность проявить свою самостоятельность.

     Но 
этого недостаточно. Чтобы малыш полюбил
труд, он должен уметь трудиться, то есть
владеть техническими умениями и навыками,
понимать общественную значимость труда,
его важность для других людей. Стремление
и желание трудиться становится устойчивым,
когда малыш усвоил правила, помогающие
ему организовать собственную работу.

     Дети 
сочувственно относятся к огорчениям
товарищей, замечают, когда требуется
помощь, и оказывают ее. 

2.3.
Развитие эмоций посредством 
изобразительной деятельности 

     Что
изображает ребенок? На что он ориентируется
в рисовании: на то, что видит, что знает
о предмете, или на то, что переживает?
Этот вопрос всегда интересовал психологов
и педагогов. Ребенок изображает всю действительность,
как он себе ее представляет. Рисунок включает
весь опыт малыша: то, что он видит, знает
и чувствует. Он отражает внешний вид предмета,
знание о нем и двигательно-осязательный
опыт.

     Детям
предложили нарисовать белку. Если они 
гладили ее чучело, то в рисунках,
прежде всего, отмечали ее мягкость, пушистость,
максимальное внимание ребята уделяли
шерсти и опускали другие детали. Дети,
которые тщательно рассматривали белку,
старались передать в изображении даже
самые мелкие детали, например ее коготки
(В. С.Мухина). [3, с. 271]

     В
рисунке отражается опыт, полученный
ребенком из собственных действий с предметами,
из своей графической деятельности по
изображению, из обучающих воздействий
взрослого. В графическом образе слиты
представления о внешнем виде предмета,
представленные разными анализаторами,
а также знания о нем, его функциях и отношение
к нему малыша.

     Рисунок,
хотя и узнаваем, часто схематичен, является
только указанием на предмет, а не его
подробным изображением, поэтому лишь
напоминает реальный объект. Причину схематизма
следует искать в несовершенстве технических
приемов рисования, а также в образком,
конкретном характере мышления дошкольника.
Ему важно передать наиболее существенные,
на его взгляд, признаки и части объекта,
пропустив менее важные. Рисуя предметы,
ребенок руководствуется своеобразной
логикой, отбирая те черты, которые в данном
контексте наиболее значимы, передавая
свое представление о действительности
и отношение к ней. [3, с. 91]

     Таким
образом, рисунок, как и игра, создает 
своеобразную модель действительности.
Как и в игре, принимая условность ситуации,
действуя понарошку, но как на самом деле,
малыш разворачивает сюжет, берет на себя
роль персонажа, наделяет изображаемых
героев мыслями и переживаниями. Он и сам
включается в описываемые на бумаге события,
регулируя и вмешиваясь в них по мере необходимости.
Если в игре действия и роль ребенка не
закрепляются, то в рисовании они фиксируются
графическими образами. Дошкольник пытается
отразить взаимосвязи между объектами,
развитие ситуации, показать динамику
и временную протяженность события.

     Рисуя,
ребенок не только отражает свое представление
о действительности, но и размышляет о
ней, выражая свое понимание окружающего.
Он проигрывает ситуации, в которые сам
не попадает, или повторяет на качественно
новом уровне хорошо знакомые события,
по-новому их осмысливая.

     Моделирование
действительности в рисовании происходит
на основе не только графических образов,
но и речи, которая выполняет в этой деятельности
разнообразные функции. Рассмотрим наиболее
важные из них.

     С
помощью речи дошкольник поясняет содержание
изображения, устраняет возможное расхождение
между элементами рисунка и деятельностью.
Такие пояснения для него очень важны,
поскольку рисунок адресован другому
человеку и должен быть ему понятен. [3,
с. 87]

     По 
ходу рисования речь позволяет дошкольнику 
преодолеть ограниченные возможности
изобразительных материалов. Ребенок
дает персонажам характеристики, которые
трудно отразить на бумаге (например, нравственные
качества). Опираясь на речь, ребенок преодолевает
несовершенство собственной ручной умелости:
неумение показать пропорции, перспективу,
динамику события. Так, используя звукоподражание,
он передает полет самолета.

     По 
ходу рисования ребенок обращается
ко взрослому, когда стремится узнать
его мнение о рисунке или просит
помочь и т.д. [1, с. 97]

     Речь 
постепенно начинает контролировать,
планировать и регулировать процесс рисования,
помогая ребенку стимулировать и воплотить
замысел. Малыш рисует, что получится,
затем в речи называет изображенное. На
вопрос: «Что ты рисуешь?» — отвечает: «Нарисую,
тогда узнаешь». Появление замысла связано
с тем, что речь переходит с конца процесса
рисования на его начало и дает дошкольнику
возможность заранее определить, что он
будет рисовать. Но определение темы рисунка
недостаточно для того, чтобы был создан
и воплощен замысел. Для воплощения замысла
необходимо выделить его содержание, отобрать
материалы, наметить последовательность
работы, оценить достигнутый результат
с точки зрения того, насколько полно осуществлен
замысел.

     Замыслы
младших дошкольников очень неустойчивы.
Внешние раздражители, возникшие трудности
(не получается, капнула краска) заставляют
ребенка отказаться от первоначальной
цели.

     Рисование,
отражая знания и представления 
ребенка о действительности, в то
же время помогает ему ее освоить, является
средством познания. Целенаправленное
обучение изобразительной деятельности
определит содержание детских рисунков,
которое обусловлено постепенным освоением
технических умений и навыков. [4, с. 200]

     Например,
дети третьего года жизни рисуют дорожки,
ниточки к шарикам, учась изображать прямые
линии. В начале дошкольного возраста
в рисунках все чаще появляется изображение
человека, что, видимо, тоже связано с обучающими
моментами.

     Словом,
в рисунке, как в капле воды,
отражается внутренний мир ребенка, его
интересы, склонности, предпочтения, желания.

     В
то же время содержание рисунка определяется
не только индивидуальными особенностями
дошкольника, но и половыми, национальными.
В рисование включаются моральные и эстетические
оценки, представления о красивом и некрасивом,
хорошем и плохом, причем нравственные
и эстетические эталоны слиты. Хороших,
добрых героев дети изображают красивыми,
тщательно прорисовывая, а плохих, злых
— некрасивыми, нарочито небрежно. [4, с.
37]

     Особенности
развития изобразительной деятельности
в дошкольном возрасте:

     —
изобразительная деятельность включается 
в развитие знаковой функции сознания
и, моделируя действительность, расширяет
границы ее познания;

     —
формируется ручная умелость, позволяющая 
передать богатое содержание рисунка;

     —
развивается умение создавать 
и воплощать замыслы;

     —
осваиваются специфические выразительные 
средства изобразительной деятельности. 

2.4.
Развитие эмоциональной отзывчивости
на музыку у детей младшего дошкольного
возраста 

     Известно,
что дошкольное детство – период,
на протяжении которого ведущую роль в
психическом развитии ребёнка играет
эмоциональная сфера, а музыка – искусство
эмоциональное по самому своему содержанию.
Взаимосвязь и взаимозависимость прогрессивных
изменений личности и музыкально-эмоционального
развития, роль музыки в эстетическом,
интеллектуальном, нравственном развитии
детей доказана исследователями в области
педагогики, психологии, музыкознания,
теории и практики музыкального воспитания.
[8, с. 119]

Как мотивировать дошкольников – 15 эффективных стратегий – Раннее обучение

Дома скучает дошкольник? Или, может быть, в вашей школе или детском саду есть дошкольники, которые, кажется, ничем не интересуются? Тогда вы попали в нужное место, чтобы решить эту проблему.

В значительной степени ключом к образованию является мотивация. Если детям интересно и любопытно, они будут учиться. Это действительно настолько просто.

Итак, вкратце, как вы мотивируете дошкольников?

Разнообразные увлекательные игровые приключения. Подумайте, каковы их интересы, и учитывайте их. Обеспечьте баланс или внутренний и наружный опыт. Хвалите и поощряйте весь день.

Это сложный вопрос, в котором одновременно будет работать множество компонентов. Я постараюсь представить 15 лучших идей, которые я использовал за последние десять лет обучения 3-5-летних детей. Пора идти в наступление!

В качестве примечания я имею в виду «дошкольников» всех детей в возрасте от 3 до 5 лет. Я знаю, что в разных частях мира этот термин относится к разным возрастам.

1.Разожгите их любопытство

Вероятно, это номер один по важности. Любопытство — это искра, которая поджигает обучение.

Чем больше вы сможете заинтересовать их своим окружением и занятиями, тем лучше. Мотивация исходит из них, и любопытство является одним из основных движущих сил этого.

Так почему бы не попробовать некоторые из следующих вещей:

  • Поместите оборудование в действительно интересные контейнеры. Иногда сам процесс придания чему-то привлекательного может действительно помочь побудить их использовать это
  • Имейте загадочные предметы, которые они могут исследовать
  • Спрячьте коробки или сумки для вещей
  • Используйте секретные сообщения или телефонные звонки от персонажей из рассказов
  • Используйте увлекательные игровые предметы

2.

Хвала!

Все люди преуспевают благодаря чувству собственного достоинства и тому, что делают что-то хорошо. Похвала — мощный мотиватор для всех.

Чрезмерно и восторженно хвалите даже самые маленькие вещи. Если они нарисуют хотя бы пару закорючек, похвалите их! Если они когда-то были добры к своему другу, пусть они знают, как вы гордитесь!

Часто дети делают много вещей неправильно, но иногда правильно. Не обращайте внимания на неправильное и хвалите правильное!

Некоторые важные советы:

  • Дайте им понять, что они сделали правильно
  • Поднимите им настроение и назовите их звездой, чемпионом и другими подобными вещами
  • Расскажите им, как они гордятся вы
  • Попросите других детей похвалить их, если сможете

3. Использование кукол

Удивительно, насколько кукла может вдохновить даже самого немотивированного ребенка. Куклы действуют почти как по волшебству: ребенок, не проявляющий интереса к тому, что говорит взрослый, иногда может быть полностью очарован куклой.

Куклы могут делать очень многое, в том числе:

  • Похвалить детей за достижения и поведение
  • Рассказать им план на занятие или день
  • Инструкции или задания для занятий

Если вы хотите узнать полный список из 22 кукольных занятий, которые вы можете выполнять с маленькими детьми, ознакомьтесь с этим.

Куклы могут работать как по волшебству как в школе, дошкольном учреждении, так и дома.

4. Думайте о сокращении технологий

Передозировка технологий для очень маленьких детей, вероятно, является самым большим подрывателем энтузиазма и мотивации. Вероятно, у вас больше власти над этим, если это ваш собственный ребенок, чем если вы его учите.

Некоторые дети большую часть игрового времени проводят дома за айпадами, компьютерами и другими подобными вещами. Эти вещи прекрасны, когда они ограничены. Однако, если дети проводят слишком много времени за этими источниками технологий, их мозг чрезмерно стимулируется, и они мало интересуются реальным, конкретным миром.

Если вы учитель и думаете, что это происходит, возможно, единственный способ — попытаться поговорить с родителями.

Если вы являетесь родителем, то у вас явно есть много других вещей, которые вы можете с этим сделать.

5. Нажмите на интересы

Это огромно!

Немотивированные дети всегда будут интересоваться чем-то . Крайне важно выяснить, что это такое, и использовать это в своих интересах.

Например, если мальчик интересуется динозаврами, попробуйте добавить их в разные области или занятия. Вам не нужно менять тему или их полностью, просто добавляйте их время от времени.

Вы можете добавить несколько динозавров на строительную площадку или завести домашнего динозавра, чтобы читать ему сказки. Найдите сообщения или карты, которые были отправлены динозавром, или загадочное яйцо динозавра, появившееся ни с того ни с сего!

6. Занятия по проектированию на их уровне

Основным мотиватором для детей является бросание им вызовов на нужном уровне. Если что-то слишком сложно, они сдаются. Если это слишком просто, им становится скучно. Поэтому очень важно правильно подобрать уровень сложности.

Главное здесь — наблюдательность. Наблюдайте за своим ребенком или детьми, как они учатся, и вы увидите, чего они не могут и что умеют. Установите деятельность или обучение на этом уровне.

Чтобы узнать о некоторых из лучших 21 круговых игр для дошкольников, взгляните на это.

7. Организуйте мероприятия, дружественные к мальчикам

Не желая быть сексистами, почти всегда бывает так, что многих мальчиков труднее заинтересовать и мотивировать в образовательной среде, чем девочек. Конечно, это не относится к всем мальчикам. Отнюдь не.

Но главное правило, я думаю, заключается в том, что если вы привлечете мальчиков на свою сторону, девочки, как правило, последуют за вами.

Подумайте об использовании тем, которые традиционно подходят мальчикам. Например:

• Супергерои (ознакомьтесь с этими 12 занятиями на наружных супергероях)

• Space

• Tranport

• Dinosaurs

• Поезда (в частности)

• Пираты

• Knights and Castles

Многие девушки. тоже полюбят эти темы, и это действительно не попытка создать стереотипы для детей. Тем не менее, в целом большинству мальчиков эти темы понравятся, и если они усвоят их, работа по мотивации станет намного проще.

Использование интересов мальчиков – ручки, прикрепленные к транспортным средствам, для отметок

8. Добавить соревнование

Уровень соревнования подходит не всем детям. Тем не менее, для некоторых это является ключевым мотиватором, чтобы заставить их работать!

Отличное упражнение, которое я часто нахожу, это мелкая моторика. Некоторых детей (и опять-таки чаще мальчиков, хотя и не всегда) часто приходится уговаривать попробовать.

Однако, если это соревнование, все может быть по-другому!

Если задание состоит в том, чтобы просто положить бусины в чашку с помощью пинцета, многим детям это будет неинтересно.

Но если это конкурс, то совсем другое дело! Если Чарли забросил в чашку 6 бусинок за 30 секунд, значит, вы хотите сделать все, что в ваших силах, чтобы набрать больше.

Некоторые примеры занятий, в которые вы можете ввести соревнование, включают:

  1. Гонки и полосы препятствий
  2. Создание вещей в ограниченное время ограничение по времени.
  3. Кто может сделать что-то самое большое или самое длинное

9. Жесткие границы

Иногда главной проблемой мотивации является поведение. У детей нет границ, поэтому они не получают удовольствия от того, что делают, и не видят в этом большой ценности.

Будьте тверды! Установите четкие ожидания и следите за тем, чтобы дети придерживались их. Поощряйте и хвалите тех, кто соблюдает правила группы.

Когда дети видят, что они являются частью команды, иногда они с энтузиазмом относятся к тому, чего все вместе пытаются достичь.

10. Награда за достижение

Раздайте как можно больше наград. Это может включать:

  • Разрешение детям использовать специальное оборудование, если они делают то, что от них просят
  • Раздача таких вещей, как наклейки видит, как это происходит
  • Наличие таких вещей, как сертификаты за особые достижения или прогресс

11.

Успех сверстников

Здорово хвалить детей перед сверстниками.

Кроме того, дети, видя, что у других все хорошо, могут побудить их усерднее стараться во всем, что делаете вы.

Похвала и поощрение как самих себя, так и окружающих посеют в их сознании психологические семена.

12. Костюмы

Иногда элемент притворства может заставить детей двигаться так, как в обычном мире.

Одним из примеров является использование костюма.

Это отличная стратегия для ссылки на книгу. Часто это занимает не так уж много. Иногда достаточно просто надеть один предмет одежды, например шляпу, чтобы тот, кто ее носит, превратился в нового персонажа.

Удивительно, как ребенок, не интересующийся тем, что говорит взрослый, может вдруг полностью увлечься, если надеть плащ и прикинуться Красной Шапочкой. Это отличный способ ставить задачи — дети действительно хотят делать все, о чем их просит Красная Шапочка.

13.Драма

Делать даже самые простые вещи захватывающими с помощью капельки драмы действительно помогает!

Например, не показывайте им объект. Во-первых, покажите им загадочную коробку, внутри которой находится предмет.

Не показывай им марионетку. Найдите карту, которая ведет туда, где прячется марионетка.

Чем больше волнения и драмы вы сможете добавить даже к самым простым ресурсам, тем лучше!

14. Рассказывание историй

Истории могут воплотить в жизнь практически все что угодно.

Если вы покажете детям найденный снаружи камень, они, вероятно, не заинтересуются. Но если есть сообщение с камнем о том, что он был отправлен на Землю инопланетянами с тайными способностями, тогда камень обретает совершенно новую жизнь.

Связывание вещей с книгами может действительно помочь. Носить шляпу тролля — это одно, но если это настоящая шляпа, которую тролль носит в Gruff Billy Goat’s Gruff, то это делает ее еще более волшебной.

Используйте ресурсы, такие как камни для историй или ложки для историй, чтобы они действительно были увлечены своим обучением. Вы можете найти мое основное руководство по использованию сюжетных камней здесь.

15. Добавление музыки/песен

Использование песен и песнопений, чтобы оживить повседневную рутину и деятельность, действительно помогает детям настроиться, сосредоточить их внимание и повысить интерес.

Я использую песни почти во всех акустических и математических играх, в которые когда-либо играл. Часто я их просто придумываю, и вы тоже можете это сделать!

Песни просто заинтересуют детей. Они также блестяще справляются с ранней фонетикой, а также навыками слушания и внимания.

Заключение

Мотивация маленьких детей — один из самых важных подарков, которые вы можете дать маленьким детям. Если вы сможете разжечь их любопытство и энтузиазм, вы настроите их на успех и счастье в будущем.

Еще из серии «Это действительно работает»

21 игра на время по кругу для дошкольников, которая действительно работает!

Математические игры на свежем воздухе, которые действительно работают!

Recent Posts

ссылка на 12 блестящих игр с мячом для малышей

12 блестящих игр с мячом для малышей

Лучшее в работе с малышами то, что многие вещи, которые мы, взрослые, считаем само собой разумеющимися, бесконечно увлекательны и увлекательны для них. Вот некоторые из лучших игр с мячом для кормушек

Продолжить чтение

ссылка на 14 супер футбольных упражнений для девочек

14 футбольных супертренировок для девочек

Следуйте нашему простому руководству по футбольным упражнениям для девочек ниже, и ваши футбольные навыки улучшатся в кратчайшие сроки.

Продолжить чтение

Как мотивировать ребенка

Почему так сложно мотивировать детей? Как родители, у нас часто есть забавное, ошибочное убеждение, что нашим детям все равно, пока мы не выкрутим им руки. Но простая истина заключается в том, что ваши попытки мотивировать ребенка, вероятно, работают против вас.

Вы не можете заставить своего ребенка заботиться о нем только потому, что вы это делаете — на самом деле, вы можете помешать его мотивации. Что еще хуже, попытки мотивировать вашего ребенка, как правило, оборачиваются борьбой за власть. Что-то не так с картинкой, если вы больше заботитесь об оценках вашего ребенка, чем он сам.

Если вы залезали в «коробку» вашего ребенка и пытались заставить его заботиться о вас, важно остановиться и задать себе вопрос: «Какую ответственность несет здесь мой ребенок? Что мое? Если ваш ребенок не выполняет свою работу, ваша задача как родителя — привлечь его к ответственности и научить, как устроен реальный мир. В реальном мире, если вы не закончите свою работу, вам не заплатят.

Придумайте последствия, чтобы показать ребенку, каков результат его неправильного выбора, но не путайте причину этого с мыслью, что вы заставите его заботиться о домашнем задании по математике просто потому, что вы заботитесь об этом. Последствия не должны создавать мотивацию; вы даете их, потому что выполняете свою родительскую работу. Суть в том, что вы не можете мотивировать другого человека заботиться. Ваша роль, скорее, заключается в том, чтобы вдохновлять и влиять.

Как родители, мы часто чувствуем себя ответственными за результаты жизни нашего ребенка, но понимаем, что это никогда не бывает — в конечном счете, ваш ребенок несет ответственность за свой собственный выбор. Но поскольку мы думаем, что успех наших детей зависит от нас, мы оказываемся в ситуации, в которой нам не место. Нас учат, что нам нужно как-то контролировать наших детей, поэтому мы часто прыгаем в их коробку, не задумываясь. Мы думаем, что должны мотивировать наших детей хотеть определенных вещей в жизни, но это только заставляет их действовать в ответ на вас. Ваш ребенок может подчиниться, чтобы отвлечь вас от своей спины или даже доставить вам удовольствие, но это не поможет ему обрести самомотивацию. Опять же, вы определенно хотите вдохновлять и влиять на своего ребенка. Цель та же: мы хотим, чтобы наши дети были мотивированы — важно, как мы этого достигнем.

Дело в том, что некоторые дети менее мотивированы, чем другие. Есть дети, которые умны как кнут, но получают табели успеваемости с двойками и пятерками. Некоторые сидят в классе, уставившись в пространство, несмотря на все усилия учителя и вас. Может быть, у вас есть ребенок, который забывает свои задания или, что еще хуже, выполняет их и никогда не сдает. Или у вас может быть подросток, который, кажется, ничем не интересуется и не имеет настоящих хобби или увлечений. Возможно, ваш подросток легко сдается или не хочет пробовать. Несмотря на все ваши усилия, он застрял или начинает отставать. (Если у вас есть другие проблемы, обязательно попросите школу и/или педиатра вашего ребенка исключить нарушения обучаемости, СДВГ/СДВ, депрессию, зависимость и другие состояния.)

Если ваш ребенок относится к числу наименее мотивированных, это может стать источником сильного беспокойства и разочарования, а иногда даже отчаяния — и именно здесь могут начаться проблемы. Проблема в этом случае заключается в вашей реакции на отсутствие мотивации у вашего ребенка, а не в самом отсутствии мотивации. Когда вы нервничаете из-за него, вы пытаетесь мотивировать его из тисков собственного беспокойства и забываете, что просто невозможно заставить кого-то заботиться.

Задайте себе эти вопросы:

  • Вынуждает ли вас ваше беспокойство ворчать, зависать, подталкивать, умасливать или чрезмерно действовать ради вашего ребенка?
  • Ваше разочарование заставляет вас кричать, кричать, умолять, наказывать и в отчаянии вскидывать руки?
  • Ваша беспомощность заставляет вас начать ссориться с вашим супругом, который, кажется, никогда не делает столько, сколько, по вашему мнению, он или она должен делать, чтобы мотивировать вашего ребенка?
  • Заставляет ли ваш страх перед неуспеваемостью вашего ребенка продолжать попытки заставить его измениться и стать более мотивированным?

Если вы обнаружите, что делаете что-либо из вышеперечисленного, вы, вероятно, видели, как ваш ребенок сопротивляется, подчиняется, чтобы отвлечь вас от него, бунтует или еще сильнее упирается в пятки. Позвольте мне прояснить: борется ли он с вами или соглашается с тем, что вы хотите, конечным результатом будет то, что он будет не более мотивирован, чем раньше. В конце концов вы можете заставить его делать то, что вы хотите, но ваша цель — помочь ему стать мотивированным — все еще далека от реальности.

Если вы исключили проблемы с обучаемостью и поведенческие расстройства, а ваш ребенок по-прежнему не участвует в семейной жизни, не занимается домашними делами и домашними заданиями, возможно, вы каким-то образом не держите его за черту.

В этом случае вам нужно привлечь его к ответственности и предусмотреть последствия, которые приведут его в нужное место. Вы получите видеоигру, как только сделаете домашнее задание и работу по дому. Сделайте это вместе с отступлением достаточно, чтобы узнать, кто ваш ребенок. Если кажется, что он не встает вовремя, сделайте шаг назад и посмотрите, как выглядит его режим сна.

Если ему не нравится какая-то работа по дому, вы можете поговорить с ним и посмотреть, сможет ли он и брат или сестра поменяться задачами. Я не говорю, что мы должны удовлетворять желания каждого, но было бы неплохо проверить и посмотреть, что они могут сделать лучше. Возможно, ваш сын ненавидит загружать посудомоечную машину, но хотел бы приготовить ужин, потому что хочет стать шеф-поваром.

Таким образом, вы помогаете своему ребенку увидеть себя и определить себя. Уйди с его пути и по-настоящему увидь его, а затем уйди из его головы, чтобы он мог думать сам. В то же время привлекайте его к ответственности за основные вещи, которые ему нужно делать в жизни.

Материалы по теме: Мотивация неуспевающих: 9 шагов, которые нужно предпринять, когда ваш ребенок говорит: «Мне все равно»

Как вы вдохновляете своих детей мотивировать себя? Вот шесть советов, которые помогут вам повлиять на их самомотивацию.

1. Не позволяйте тревоге подтолкнуть их к мотивации

Вы только побудите их сопротивляться вам или подчиниться, чтобы успокоить вас, потому что они хотят, чтобы вы оставили их в покое. Это не будет мотивировать их так сильно, как научит их умиротворять или сопротивляться вам. Тогда речь идет о том, чтобы реагировать на вас вместо того, чтобы сосредоточиться на себе и найти какую-то внутреннюю мотивацию. Ваше беспокойство и потребность в их заботе только создадут борьбу за власть между вами и вашим ребенком.

2. Вдохновляйте

Единственный способ мотивировать — перестать пытаться мотивировать. Вместо этого работайте над тем, чтобы вдохновить своего ребенка. Как ты это делаешь? Будьте вдохновляющим человеком. Спросите себя, вдохновляет ли ваше поведение или контролирует. Поймите, что ваши дети захотят бежать в другую сторону, если вы будете слишком их контролировать. Подумайте о ком-то в своей жизни, кто вдохновляет вас, и работайте над достижением этой цели. Помните, что единственное, что вы будете мотивировать, если будете подталкивать своего ребенка, — это мотивация сопротивляться вам.

3. Позвольте вашему ребенку сделать собственный выбор — и столкнуться с последствиями

Пусть ваш ребенок сам сделает выбор. Если это плохой выбор, привлеките его к ответственности, позволив ему столкнуться с естественными последствиями, которые с ним связаны. Если последствием того, что он не сделает домашнюю работу, станет отнятие компьютера, отдайте ему в руки необходимость вернуть это компьютерное время. Если он закончит свою работу, он получит время на компьютере, о котором вы договорились. Это будет мотивацией для него в правильном направлении без того, чтобы вы говорили ему, что делать, как это делать, и читали ему лекции о том, почему его это должно волновать.

Как родитель, вы на самом деле спрашиваете себя: «С чем я буду мириться? Каковы мои ценности и принципы?» и ты к ним привязываешься.

4. Узнайте, что движет вашим ребенком

  • Что мотивирует моего ребенка?
  • Чего он на самом деле хочет?
  • Какие вопросы я могу задать, чтобы помочь ему раскрыть и изучить свои интересы?
  • Каковы его цели и амбиции?

Отойдите достаточно далеко, чтобы увидеть своего ребенка как отдельную личность. Затем наблюдайте за тем, что вы видите. Поговорите с ним, чтобы найти ответы на вопросы выше. А потом слушать — не к чему вы хотите, чтобы ответы были, но на то, что говорит ваш ребенок. Просто послушайте его . Уважайте его ответы, даже если вы с ними не согласны.

5. Добейтесь, чтобы ваш ребенок

хотел поступать правильно

Представьте две двери. Дверь номер один для родителей, которые хотят, чтобы их дети были мотивированы и делали правильные вещи в жизни: вставали, шли в школу, выполняли свою работу, добивались успеха. Дверь номер два предназначена для родителей, которые хотят, чтобы их дети были мотивированы на эти вещи. Они хотят повлиять на своего ребенка, чтобы он работал над тем, что ему интересно. Не только поступать правильно, но и хочет, чтобы поступал правильно.

В какую дверь вы бы вошли? Если это дверь номер один, то способ достижения этой цели — подталкивать, наказывать, умолять, пилить, подкупать, вознаграждать и уговаривать. Если вы выберете дверь номер два, вы достигнете этой цели, задавая разные вопросы.

Вместо «Ты сделал домашнее задание?» вы можете сказать: «Почему ты решил сделать домашнее задание сегодня, а не вчера? Я заметил, что вчера ты решил не заниматься геометрией, но сегодня ты делаешь домашнюю работу по истории. Какая разница?» Будьте исследователем, исследуйте и открывайте, помогая своему ребенку обнаружить его собственные мотивы и точки преткновения.

6. Поведение вашего ребенка — не ваша вина

Помните, что отсутствие мотивации у вашего ребенка — не ваша вина, поэтому не персонализируйте это. Когда вы делаете это, вы можете фактически способствовать неуспеваемости, создавая большее сопротивление.

Посмотрите на это с другой стороны. Если вы слишком внимательно посмотрите в зеркало, вы не сможете увидеть себя по-настоящему — это просто размытие. Но когда вы уходите дальше, вы на самом деле видите себя яснее.

Проделайте то же самое со своим ребенком. Иногда мы так близки, так запутались, что просто не можем видеть их отдельно от нас. Но если вы сможете отойти достаточно далеко, вы действительно сможете начать видеть в своем ребенке самостоятельную личность и начать выяснять, что движет им, — и тогда вы также сможете помочь ему понять себя. Когда вы сделаете шаг назад и понаблюдаете, вы поймете, что работает для него, почему он тянется к определенным вещам и что действительно заставляет его двигаться.

Будут вещи, которые он никогда не будет мотивировать делать, но они все равно будут необходимы. Он может ненавидеть делать свою работу по дому и пытаться уйти от нее, и тогда вы накладываете на него последствия.

Цель состоит в том, чтобы повлиять на вашего ребенка, когда он должен делать что-то, чего он не хочет делать, и узнать его достаточно хорошо, чтобы понять, каковы его собственные желания. Как родитель, вы хотите укрепить его навыки в определении того, что для него важно. Вы хотите помочь своему ребенку определить для себя, кто он такой, что для него важно и что он собирается делать, чтобы это произошло.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *