Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Права ребенка" (УМК "Перспектива"). Урок права ребенка 4 класс перспектива


Учебно-игровой урок в 4 классе по теме "Права ребёнка"

МОУ «СОШ № 14» 

ст. Новотроицкой 

Изобильненского района 

Ставропольского края 

Учитель: Сазонова Любовь Николаевна  

 

 

 

1 сентября – день правовых знаний 

 

Открытый урок в 4 классе 

Тема урока: Права ребёнка 

 

 Цели: ознакомить с Декларацией прав человека; дать детям первоначальные правовые знания, возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания между людьми; развивать память, мышление, воображение; побуждать детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни; учить находить коллективный ответ путем обсуждения.Форма проведения: учебно-игровой урок .

Оборудование: таблички к игре «разрешается», «запрещается», бумага и карандаши для рисования, картинки с изображением плохих и хороших поступков людей.  

Ход занятия 

1. Вступительная часть.

Рассказывает учитель.

Давным-давно тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих главных вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. В конце концов людям удалось решить главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека. Взрослые люди имеют много различных прав. Основные из них изложены во Всеобщей Декларации прав человека.

- А есть ли какие-нибудь права у детей? (Ответ детей: Да, есть.) И они записаны в Декларации прав ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН).Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.

  1. В каждом ребенке необходимо воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания между народами.
  2. Ни один ребенок не может быть продан или куплен.
  3. Каждый ребенок имеет право на бесплатное и обязательное образование.
  4. Ни один малолетний ребенок не может быть разлучен со своей матерью, кроме исключительных случаев.
  5. Каждый ребенок нуждается в любви и внимании.
  6. Каждый ребенок со дня рождения имеет права на гражданство и собственное имя.

2.Викторина «Права»

На доске записаны названия сказок. Дети отвечают, называя сказку.

«Дюймовочка» 1. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жизни?«Гарри Поттер» 2. В каком произведении нарушено право на тайну корреспонденции?«Три поросенка» 3. В каком произведении нарушено право на неприкосновенность жилища?«Золотой ключик» 4. В каком произведении нарушено право человека владеть своим жилищем?«Мороз Иванович» 5. В каком произведении нарушено право на отдых и досуг?«Золушка» 6. В каком произведении нарушено право работающего на справедливое вознаграждение?«Красная шапочка»

3. Игра «Разрешается - запрещается».

Учитель. Ребята, вы уже знаете, что все люди - взрослые и дети - имеют различные права: на жизнь, учебу, работу, отдых и др.

Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается - запрещается».

Я буду говорить о каком-то праве, а вы - находить соответствующую ему табличку и отвечать: «Разрешается или запрещается».

Вот в углу стоит мальчонка,Плачет, надрывается.Бить, наказывать ребенка Строго…( запрещается.)

С мамой дети должны жить,Ей цветы всегда дарить-Это…( разрешается.)

Эта грань обозначает:Мать с ребенком разлучают. Это…(запрещается.)

Рисовать и петь, учиться,Если заболел - лечиться.Это…( разрешается.)

Этот трудится ребенок, Мало у него силенок, Ноги подгибаются.В детстве тяжкая работа …(Запрещается)Вместе дружно в мире жить, С разными детьми дружить –Это…( разрешается.) 

4.Закрепление

 

Учитель. Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием - назвали все права, о которых я вам говорила.. Придумайте знаки, отражающие основные статьи Декларации прав ребенка. (Дети придумывают их сами и рисуют.) Среди них есть знаки, запрещающие и разрешающие.(Выставка рисунков.)

 

Ребята, а как вы понимаете такие пословицы:

  • Злой не верит, что есть добрые люди.
  • Зла за зло не воздай.
  • Доброе слово лечит, а худое калечит.
  • Хорошо тому добро делать, кто помнит. (Ответы детей.)

Учитель. А каким вы представляете себе доброго человека? Дети составляют словесные портреты.

 

- А можно ли сказать, что человек совершает плохие (злые) и хорошие (добрые) поступки?

 

Задание: Давайте рассмотрим картинки и обсудим изображенные на них ситуации:

 

-Какие поступки можно назвать добрыми (милосердными)?

 

- Как бы вы поступили в данных ситуациях? (Ответы детей.)

5. Подведение итогов

Учитель. Вот и подходит к концу наш урок. Мы сегодня с вами очень хорошо пообщались: вспомнили разные права человека, поговорили о добре и зле, о хороших и плохих поступках.

 

- Какие выводы вы для себя сделали? Какие извлекли уроки из общения с товарищами?

 

Вы живёте не одни, а среди людей, поэтому учитесь принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать своё поведение в общении с другими людьми:

  • умейте выслушивать собеседника, не перебивая;
  • умейте признавать, что были не правы;
  • помогайте товарищу, старайтесь договориться с ним;
  • говорите всегда только правду;
  • радуйтесь успеху товарища;
  • дал слово - держи его, дал обещание - выполни!

Я с вами прощаюсь и напоминаю о том, чтобы вы соблюдали права другого человека - не подвергали никого жестокому обращению.

 

Помните правило:

  • Худо тому, кто добра не делает никому.
Всего комментариев: 0

www.uchportal.ru

Открытый урок по теме "Права ребёнка" в 4 классе

МБОУ Калитвенская СОШ

Открытый урок в 4 классе 

 

Тема урока: Права ребёнка 

 

 Цели: ознакомить с Декларацией прав человека; дать детям первоначальные правовые знания, возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания между людьми; развивать память, мышление, воображение; побуждать детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни; учить находить коллективный ответ путем обсуждения.Форма проведения: учебно-игровой урок.

Оборудование: таблички к игре «разрешается», «запрещается», бумага и карандаши для рисования, картинки с изображением плохих и хороших поступков людей. 

Ход занятия 1. Вступительная часть.

Давным-давно тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих главных вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. В конце концов людям удалось решить главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека. Взрослые люди имеют много различных прав. Основные из них изложены во Всеобщей Декларации прав человека.

В нашей стране сущёствуют ещё основные правила, законы по которым мы живём и записаны эти законы в документе, который называется Конституция.

Конституция по которой мы сейчас с вами живём, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником.

- А есть ли какие-нибудь права у детей? (Ответ детей: Да, есть.) И они записаны в Декларации прав ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН).Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.

  1. В каждом ребенке необходимо воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания между народами.

  2. Ни один ребенок не может быть продан или куплен.

  3. Каждый ребенок имеет право на бесплатное и обязательное образование.

  4. Ни один малолетний ребенок не может быть разлучен со своей матерью, кроме исключительных случаев.

  5. Каждый ребенок нуждается в любви и внимании.

  6. Каждый ребенок со дня рождения имеет права на гражданство и собственное имя.

2.Викторина «Права»

На доске записаны названия сказок. Дети отвечают, называя сказку.

«Дюймовочка» 1. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жизни?«Гарри Поттер» 2. В каком произведении нарушено право на тайну корреспонденции?«Три поросенка» 3. В каком произведении нарушено право на неприкосновенность жилища?«Золотой ключик» 4. В каком произведении нарушено право человека владеть своим жилищем?«Мороз Иванович» 5. В каком произведении нарушено право на отдых и досуг?«Золушка» 6. В каком произведении нарушено право работающего на справедливое вознаграждение?«Красная шапочка»

3. Игра «Разрешается - запрещается».

Учитель. Ребята, вы уже знаете, что все люди - взрослые и дети - имеют различные права: на жизнь, учебу, работу, отдых и др.

Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается - запрещается».

Я буду говорить о каком-то праве, а вы - находить соответствующую ему табличку и отвечать: «Разрешается или запрещается».

Вот в углу стоит мальчонка,Плачет, надрывается.Бить, наказывать ребенка Строго…( запрещается.)

С мамой дети должны жить,Ей цветы всегда дарить-Это…( разрешается.)

Эта грань обозначает:Мать с ребенком разлучают. Это…(запрещается.)

Рисовать и петь, учиться,Если заболел - лечиться.Это…( разрешается.)

Этот трудится ребенок, Мало у него силенок, Ноги подгибаются.В детстве тяжкая работа …(Запрещается)Вместе дружно в мире жить, С разными детьми дружить –Это…( разрешается.) 

4.Закрепление

 

Учитель. Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием - назвали все права, о которых я вам говорила.. Придумайте знаки, отражающие основные статьи Декларации прав ребенка. (Дети придумывают их сами и рисуют.) Среди них есть знаки, запрещающие и разрешающие.(Выставка рисунков.)

 

Ребята, а как вы понимаете такие пословицы:

  • Злой не верит, что есть добрые люди.

  • Зла за зло не воздай.

  • Доброе слово лечит, а худое калечит.

  • Хорошо тому добро делать, кто помнит. (Ответы детей.)

Учитель. А каким вы представляете себе доброго человека? Дети составляют словесные портреты.

 

- А можно ли сказать, что человек совершает плохие (злые) и хорошие (добрые) поступки?

 

Задание: Давайте рассмотрим картинки и обсудим изображенные на них ситуации:

 

-Какие поступки можно назвать добрыми (милосердными)?

 

- Как бы вы поступили в данных ситуациях? (Ответы детей.)

5. Подведение итогов 

Учитель. Вот и подходит к концу наш урок. Мы сегодня с вами очень хорошо пообщались: вспомнили разные права человека, поговорили о добре и зле, о хороших и плохих поступках.

 

- Какие выводы вы для себя сделали? Какие извлекли уроки из общения с товарищами?

 

Вы живёте не одни, а среди людей, поэтому учитесь принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать своё поведение в общении с другими людьми:

  • умейте выслушивать собеседника, не перебивая;

  • умейте признавать, что были не правы;

  • помогайте товарищу, старайтесь договориться с ним;

  • говорите всегда только правду;

  • радуйтесь успеху товарища;

  • дал слово - держи его, дал обещание - выполни!

Я с вами прощаюсь и напоминаю о том, чтобы вы соблюдали права другого человека - не подвергали никого жестокому обращению.

 

Помните правило:

Классный руководитель Недвига Е.В.

multiurok.ru

Открытый урок по окружающему миру, 4 класс, "Права человека в обществе"

Урок окружающего мира

по теме

«Права человека в обществе»

4 класс

Программа «Школа - 2100»

Учитель :Ахкамова Илюся Зиннуровна

Цель урока: Познакомить учащихся с правами и обязанностями гражданина в обществе.

Задачи:

Формирование УУД:

Познавательные УУД

1. Развивать умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде таблицы.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4.Умение работать в паре.

Тип урока:

изучение нового материала с применением технологии коллективного взаимообучения.

Методы: словесные, наглядные, частично-поисковый, проблемные, практические.Формы организации деятельности на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Оборудование: Конституция РФ; раздаточный материал с заданиями, карточки с надписью прав; иллюстрации к сказкам, с изображением сказочных персонажей или книги с картинками; памятки; карточки с названием понятий, учебник, рабочая тетрадь, компьютерная презентация.

Список литературы:

  1. Учебник окружающего мира 4 класс “Человек и человечество”/Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В., Тырин С.В. – Баласс – 2011.

  2. Методические рекомендации для учителя к учебнику.

  3. Интернет источники (Пономарева Е.А. Открытый урок в 4 классе «Права человека в обществе»; Брусницына Т.Н. Конспект урока по окружающему миру 4 класс)

Ход урока:

Слайд 1

I. Организационный момент.

Звенит звонок, зовёт звонок,Пора нам начинать урок.

-Сегодня мы поработаем в группах. У каждого командира зачетный листок для всех членов группы. В зачётных листах оцените свою работу на уроке и получите оценку командира группы , после урока я выставлю свою оценку и выведу итоговую.

Зачётный лист

ФИО ученика

Само-оценка

Оценка

командира

Оценка

учителя

Итоговая

оценка

Кроссворд

Стих

1.

2.

3.

4.

5.

II. Актуализация знаний.

1.Разгадывание кроссворда.

1.Избранный народом глава государства.

2.Один из символов государства. Эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах.

3. Один из символов государства. Полотнище правильной геометрической (чаще всего, прямоугольной) формы, имеющее какую-либо специальную расцветку.

4.Столица нашей страны.

5.Главная книга нашей страны.

-Давайте проверим ваши кроссворды.

Слайд 2Кроссворд

Ошибки исправим цветной ручкой.

(Лист оценивания)Передаем работы командиру.

- Какое ключевое слово появилось?

-У кого бывают права?(У человека).

2. Работа с толковым  словарем в учебнике.

- А кто из вас знает, что обозначают слова «право», «права »?

Слайд 3

-Давайте откроем толковый словарь.

Право-так называют часть правил поведения, которые государство сделало законом и обязалось защищать.

Права человека – так называют возможности человека, которые принадлежат каждому от рождения и которые нельзя отнять

.

-Человечество в ходе своей истории убедилось в необходимости утвердить все эти права и свободы за каждым человеком.

-В каком документе прописаны права и обязанности граждан? (В Конституции РФ.)

Слайд 4

- В каком году действующая Конституция была принята всенародным голосованием? (12 декабря 1993)

- Итак, сегодня на уроке мы более подробно поговорим о правах человека.

Слайд 5

-Какую цель поставим перед собой?

-Что хотели бы узнать о правах человека?

Слайд 6(цель)

-А что мы знаем о правах человека?

- Всегда ли в истории нашего государства люди имели одинаковые права?

- Как вы думаете, в современной России у людей равные права?

3.- Занесем ваши ответы в таблицу.

Знаем

Не знаем

  • У граждан есть права , записанные в Конституции.

  • В истории были времена, когда люди имели неравные права и обязанности.

Слайд 7(Знаем –не знаем)

III. Постановка проблемы.- Давайте заглянем к нашим героям. Подумайте, какое противоречие есть в разговоре героев? 

1.Разыгрывается сценка

  • Если не согласишься с нами играть, мы тебя из комнаты не выпустим!

  • Не имеете права! Что я вам – крепостной, что ли?! Хочу – играю, хочу – нет.

  • Да, Илюша прав, вот если бы вы жили 200 лет назад и ты, Анюта была бы дворянкой – хозяйкой крестьян, то могла бы приказать своим крепостным играть с тобой тогда, когда тебе захочется. А в современном обществе всё не так.

  • Разве я не могу поиграть с Илюшей?

  • Можешь, но только если он сам тоже этого хочет. Он имеет право отказаться.

  • А у меня что же, нет никаких прав?

- Какое противоречие вы заметили? ( И мальчик, и девочка защищают свои права)

- Какой возникает вопрос? (Как рассудить кто из них прав?)

- Что для этого надо знать? (Какие права есть у каждого человека)

IV. Поиск решения проблемы.

- Сейчас вам предстоит самостоятельная работа с учебником. Ваша задача: узнать как можно больше о правах человека в обществе и рассказать своим одноклассникам. А потом мы вернёмся к нашим героям и попробуем решить кто из детей прав. Командиры распределите задания.

(Работа идёт в 5 группах. У группы на столе лежит задание для каждого члена группы. После распределения заданий идёт самостоятельная работа с учебником. Каждый ученик изучает свой вопрос. (5 мин.))

Задания.

1группа. Рассказать о понятии личные права человека. (Стр. 40)

Рассказать о главном праве человека – на жизнь. Его соблюдение и нарушение. Привести примеры. ( Стр.41)

2группа. Рассказать о праве на свободу и личную неприкосновенность. Его соблюдение и нарушение. Привести примеры.(Стр.41)

3группа. Рассказать о праве на защиту чести и достоинства, на достойную жизнь, право на образование, право на медицинское обслуживание. Привести примеры. (Стр.41, 42)

4группа.Право на отдых и труд. О его соблюдении и нарушении. Привести примеры. ( Стр. 42)

5группа. Права детей. Об их соблюдении и нарушении. Привести примеры.( Стр. 42, 43)

V. Выражение решения проблемы. Применение полученных знаний.

- А сейчас давайте проверим, как вы поняли материал, который изучали и уточним, если что-то не понятно.

1.Выступления капитанов.

Слайд 8.(наши права)

Право на жизньПраво на свободу и неприкосновенность

Право на достойную жизньПраво на трудПраво на отдых и досугПраво на образованиеПраво на медицинское обслуживаниеПраво на защиту чести и достоинства

- А еще у человека есть:

Право на личную, семейную жизньПраво на неприкосновенность жилищаПраво на тайну перепискиПраво на участие в политической жизни

2. Рассуждение начальной ситуации.

- Давайте вернёмся к нашим героям? Так какие права были нарушены и кем?

( Анюта нарушила право на свободу и личную неприкосновенность, а мальчик защищал свои права.)

- Как называется ситуация, которая сложилась между детьми? (Это – конфликтная ситуация)

- Давайте попробуем помочь ребятам выйти из этого конфликта.

3.Работа в группах .Слайд 9.

-Вы должны выбрать те слова, которые помогут уладить данную ситуацию и предложить своё решение данного конфликта.

Не хочу играть, я хочу…

Я с удовольствием поиграю с тобой, но…

Извини, но я …

- Какую фразу вы не использовали? Почему? (Первую, так как она не помогает решить конфликтную ситуацию)

- Почему использовали две другие фразы? (Они предотвращают конфликт,

помогают не обидеть человека, которому отказывают)

- Вывод учителя: на примере детей , мы увидели, как важно уметь отказать вежливо, стараясь не обидеть другого человека.

4.Эпизоды из сказок.

- Сейчас мы поработаем и определим, какие права сказочных героев были нарушены.

Слайды 10-15

-Назовите сказки, фрагменты которых перед вами. ( «Дюймовочка», «Гуси-лебеди», «Колобок», «Лиса и петух», «Маша и медведь», «Приключения Буратино»).

- Какая общая беда приключилась с героями этой сказки?

- Какое право нарушили гуси-лебеди?

- Какое право нарушила лиса?

- Какое право демонстрируют эти сказки?

- Какой вывод мы можем сделать? (Несмотря на то, что у всех людей равные права, но люди их иногда нарушают)

Слайд 16(цветок)

-К сожалению, в нашей жизни часто встречаются нарушения наших прав, и поэтому за их соблюдение надо бороться и уметь защитить их.

 5.Игра «Разрешается - запрещается».

- Ребята, вы уже знаете, что все люди - взрослые и дети - имеют различные права: на жизнь, учебу, работу, отдых и др.

-Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается - запрещается».

Вот в углу стоит мальчонка,Плачет, надрывается.Бить, наказывать ребенка Строго…( запрещается.)

С мамой дети должны жить,Ей цветы всегда дарить-Это…( разрешается.)

Эта грань обозначает:Мать с ребенком разлучают. Это…(запрещается.)

Рисовать и петь, учиться,Если заболел – лечиться. Это…( разрешается.)

Этот трудится ребенок,

Мало у него силенок,

Ноги подгибаются.В детстве тяжкая работа …(Запрещается)

Вместе дружно в мире жить, С разными детьми дружить –Это…( разрешается.)

6.Коллажи групп.

-Дома, каждая группа подготовила выступление в защиту прав человека. (Каждая группа использует в своём выступлении плакаты, которые дети сделали заранее)

Выступления групп:

1 группа

Мы выступаем за соблюдение права ребёнка на любовь, заботу. Мы выступаем против тех родителей, которые не заботятся о своих детях, жестоко наказывают и унижают своих детей.

Исполняют 2 куплета из песни «Мамонтёнок». Пусть у каждого ребёнка будет своя любящая семья.

2 группа

Мы выступаем за право на достойную жизнь. Мы сделали коллаж, где отразили право человека на бесплатное образование, право на медицинское обслуживание.

3 группа

Мы выступаем за право человека на труд и отдых. Мы выступаем против безработицы, пусть каждый за свой труд получает достойную зарплату.

Каждый человек имеет право на отдых, и мы дети тоже.

Исполняют фрагмент песни «Над нами солнце светит»

4 группа

А мы выступаем за право на защиту чести и достоинства.

Помните золотое правило общения: «Поступай с другими так, как хочешь, чтоб поступали с тобой».

На доброе слово

Не надо скупиться,

Сказать это слово –

Что дать напиться.

Со словом обидным

нельзя торопиться,

Чтоб завтра

Себя самого не стыдиться.

5 группа.

-Мы подготовили несколько советов для тех, кто стал жертвой словесных нападок:

1. Будь уверен в себе.

2. Убедительным голосом попроси прекратить.

3. Не показывай обидчику, что тебе обидно.

4. Задай вопрос обидчику «Почему ты так сказал?»

5. Подключи юмор. Ответь, например одной из таких фраз: «Спасибо, что просветил» «И что дальше?»

6. Помни, нельзя терпеть, когда тебя дразнят. Если вышеуказанные советы не помогают, обратись за помощью к взрослым.

VI. Рефлексия деятельности.

1.- Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Какие права есть у каждого человека?)

Слайд17.

-В таблице вопрос «Равные ли права у современных людей?» меняем на фразу «У современных людей равные права», название колонки «Не знаем» меняем на «Мы узнали».

-Что ещё есть у граждан нашего государства, кроме прав? (Обязанности)

Слайд18.(обязанности)

-Как вы считаете, какая обязанность есть у всех людей нашего общества, неразрывно связанная с правами? (Обязанность соблюдать права другого человека).

-В начале урока мы говорили, что все права людей записаны в Конституции. Но есть еще документы, которые защищают права детей: это Декларация прав ребенка и Конвенция по правам ребенка.

  2. Декларация (в переводе с лат. означает заявление, объявление)- имеет рекомендательный характер, является призывом ко всем правительствам. Декларация прав ребенка была принята 20 ноября 1959 года Генеральной Ассамблеей ООН.

Слайд 19. Конвенция (в переводе с лат. договор, соглашение) – это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. Конвенция по правам ребенка была принята ООН в 1989 году.

     И наше государство тоже подписалось под этим документом, а, значит, дало слово всему миру позаботиться о своих детях.

Следят за соблюдением Конвенции специальные люди – уполномоченные по правам ребёнка, которые есть не только в столицах, но и в разных городах каждой страны.

3. Слайд 20.Уполномоченный по правам ребёнка в России Анна Юрьевна Кузнецова.(с 9 сентября 2016года).А в нашем городе-Общественный помощник при уполномоченном по правам ребенка РБ в г.Агидель-Хасанова Чулпан Мухаматнуровна.

- Как вы думаете, какое из прав, рассмотренных нами сегодня на уроке, главное? Почему вы так думаете?

 (Право на жизнь, так как дороже жизни ничего нет.)- Главное право каждого человека право на жизнь, и маленький человек ребенок тоже имеет право жить.

  1. Слайд 21.Работа на листочках. Проверка в документкамеру.

В мире есть закон, что знает _______,

Все ____________ его зовут.

Охраняет жизнь, здоровье _________,

Их права на отдых и на ___________ .

Нам с тобою тот закон __________

В жизни нам поможет очень_______.

Слова для справок:

Каждый, он, Декларацией, знаком, труд, граждан.

 

5.Слайд 22.- Наше государство, заботясь о правах ребенка, в 1949 году учредило особый праздник для детей – День защиты детей. С 1950 года в нашей стране отмечают праздник 1июня - День защиты детей.

VII.Итог урока.

-С какой профессией вы связали бы тему сегодняшнего урока? (Юрист,судья)

VIII.Д/зР.т.№4,с.24

multiurok.ru

Урок "Мои права и обязанности" 4 класс страница 2

2)Знакомство с правами детей.

Учитель: - Знать должны и взрослые и дети о правах что защищают нас на свете! В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

- Право на жизнь;

- Право на имя и гражданство;

- Право на медицинский уход;

- Право на образование;

- Право на отдых и досуг;

- Право свободно выражать свои взгляды;

- Право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход;

- Право на достаточное питание и достаточное количеств чистой воды;

- Право на приемлемый уровень жизни;

- Право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению;

- Право говорить на родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.

- Дети имеют право жить со своими родителями и никому не позволено их разлучать.

 - Ребята, а кто еще проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Только ли государство? (ответы детей)

- Конечно, это ваши родители. Семья – важная часть общества.  Семья для каждого из нас  - самое главное, самое нужное в жизни. И если в семье царят взаимопонимание, доверие и тепло – это настоящее счастье.

3)памятки для учащихся

-Чтобы вы не забыли о том, какими правами обладаете, я хочу подарить вам вот такую памятку, которая называется «Мои права». Рассмотрите ее.

Учитель: Но кроме прав у нас так же есть и обязанности, давайте поговорим об обязанностях.

Учитель: Главный закон нашей страны называется «Конституция Российской Федерации». Вот в ней-то об обязанностях и написано. А вот какие у вас есть обязанности, которые внесены в Конституцию РФ:

обязанность – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных  для выполнения. (Толковый словарь С. И. Ожегова).

Обязанности:

Соблюдать законы.

Охранять природу.                   

Защищать отечество.

Заботиться о родителях.

Получить образование.

Учитель: Ребята, вы теперь знаете, какими правами обладает каждый ребенок и какие обязанности должен выполнять каждый ученик. Проверим, как вы можете различать права и обязанности.

Учитель: Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается».  

Я буду рассказывать вам о каком-то праве, а вы, ребята, будете показывать соответствующий знак – разрешается правая рука или запрещается левая рука . 

1.Вот в углу стоит мальчонка,

 Плачет, надрывается.

 Бить, наказывать ребенка

 Строго (запрещается)

2. С мамой дети должны жить,

 Ей цветы всегда дарить –

 Это (разрешается).

3. Эта грань обозначает:

 Мать с ребенком разлучают.

 Это (запрещается).

4. Рисовать и петь учиться,

 Если заболел – лечиться,

 Это – (разрешается).

5. Этот трудится ребенок,

 Мало у него силенок,

 Ноги подгибаются.

 В детстве тяжкая работа (запрещается).

6. Вместе дружно в мире жить,

 с разными детьми дружить –

 Это (разрешается).

7. Этот слабый горбит спину,

 Перед сильным преклоняется.

 Быть рабом у господина

 Строго (запрещается).

Учитель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых мы сегодня говорили.

infourok.ru

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Права ребенка" (УМК "Перспектива")

4.

Решение частных задач

≈25

Давным-давно тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих главных вопросов.В конце концов людям удалось решить главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека. Взрослые люди имеют много различных прав

- А есть ли какие-нибудь права у детей? (Ответ детей: Да, есть.) И они записаны в Декларации прав ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН). Все мы разные - но одно у нас общее - это наши права и обязанности, которые общие для всех. И мы все в равной степени должны их выполнять. Существуют документы, в которых прописаны наши права. На сегодняшнем занятии мы познакомимся с одним из таких документов.

Конвенция о правах ребенка – это довольно большой документ, поэтому перечислим только основные права детей , закреплённые в этом документе:

Каждый ребёнок имеет право

·       Право на жизнь.

·       Право на имя при рождении.

·       Право на медицинскую помощь.

·       Право на образование.

·       Право на отдых и досуг.

·       Право на индивидуальность.

·       Право свободно выражать свои взгляды.

·       Право на специальную охрану и защиту.

·       Право на заботу и воспитание родителями.

·       Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

·       Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

·       Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

Давайте разберем некоторые из них.

Тогда позвольте задать вам вопрос. Как вы думаете, до скольких лет, согласно Конвенции ООН, человек считается ребёнком? (На доске пишется 4 варианта ответов: до 14 лет; до 16 лет; до 18 лет; до 21 года.)

- Как видите, голоса разделились. В соответствии с первой статьёй Конвенции ООН ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Так что все вы ещё дети и в соответствии с Конвенцией ООН имеете право на особую заботу и помощь со стороны вашего государства.

Но, зная права, не надо забывать и об обязанностях. Сейчас мы поработаем по командам, каждой команде я раздам по листочку. Как вы думаете, каковы ваши обязанности? Обсудите и запишите какие обязанности, как вы думаете, есть у детей. (Ответы детей)

Итак, какие обязанности вы записали?

А теперь посмотрите на доску, давайте прочитаем, какие же обязанности есть у детей.

- Обязанности ребенка: Ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности.

физминутка

В Декларации изложены Десять принципов, обеспечивающих права ребенка на счастливое детство. Давайте с ними познакомимся. Посмотрите на доску ,Давайте их прочитаем.

А сейчас откройте свои рабочие тетради на стр 13 и найдите задание № 2. Выпишите 2-3 принципа себе в тетрадь, которые вы считаете наиболее важными.

. Игра «Разрешается - запрещается». Учитель. Ребята, вы уже знаете, что все люди - взрослые и дети - имеют различные права: на жизнь, учебу, работу, отдых и др. . Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается - запрещается». Я буду говорить о каком-то праве, а вы - находить соответствующую ему табличку и отвечать: «Разрешается или запрещается». Вот в углу стоит мальчонка, Плачет, надрывается. Бить, наказывать ребенка Строго…( запрещается.) С мамой дети должны жить, Ей цветы всегда дарить-Это…( разрешается.) Эта грань обозначает: Мать с ребенком разлучают. Это…(запрещается.) Рисовать и петь, учиться, Если заболел - лечиться. Это…( разрешается.) Этот трудится ребенок, Мало у него силенок, Ноги подгибаются. В детстве тяжкая работа …(Запрещается) Вместе дружно в мире жить, С разными детьми дружить –Это…( разрешается.) 

- В школе у вас тоже есть свои права и обязанности. Сейчас мы сами попробуем сочинить правила поведения на уроках. Я начинаю, а вы заканчивайте.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и. . . (внимательным).

Все пиши, не отставая,

Слушай. . . (не перебивая).

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все. . . (понятно).

Если хочешь отвечать,

Надо руку. . . (поднимать).

На математике считают,

На перемене. . . (отдыхают).

Словесный метод.

Словесный:

Рассказ учителя

Практический:

Работа с доской.

Словесный:

Формулировка вывода.

Практический:

Работа в группах

Словесный:

Беседа с учителем.

Физминутка.

Практический.

Работа в раб. тетрадях.

Практический.

Игра.

Слушать учителя, смотреть презентацию, отвечать на вопросы.

Воспринимать новую информацию,отвечать на вопросы.

Читать текст с доски,делать выводы.

Анализировать. работать в группе.

Выполнять действия.

Выполнять задание в раб. тетради.

Отвечать на вопросы.

П: дополняют и расширяют знания;

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя;

К: формулирование ответов;

П: построение реч. высказываний.

Л: учебно-познавательный интерес материалу.

П.: поиск и извлечение информации.

Л.: установка на ЗОЖ.

5.

Закрепление

≈3-4

А теперь посмотрим, как вы запомнили то, что мы сегодня говорили. Каждому из вас я дан по листочку, на котором записаны тестовые задания, вам необходимо выбрать верный ответ.

- Что такое ООН? Как расшифровать буквы ООН?

а) название фильма,

б) Организация Объединенных Наций,

в) неопознанный летающий объект.

- Чем занимается ООН?

A. Защита прав человека.

Б. Проведение Олимпийских игр.

B. Наказание уголовных преступников

- В каком документе изложены права ребенка?

A. В Конституции РФ;

Б. В Конвенции о правах ребенка;

B. В Декларации прав ребенка.

- Кто признается ребенком в соответствии с Конвенцией о правах ре­бенка?

A. Лицо, до достижения 18 лет.Б. Лицо, до достижения 14 лет.

B. Лицо, до достижения 16 лет.

- Что является высшей ценностью в России по Конституции РФ?

A. Деньги.Б. Человек, его права и свободы.

B. Государство.

А теперь поменяйтесь работами и проверьте соседа по эталону, который видите на доске. А теперь поставьте соответствующую отметку.

- Хорошо, молодцы. Я вижу, что вы запомнили то, о чем мы говорили.

Игра "Права сказочных героев"

В сказках, которые мы любим читать с детства, описываются многие ситуации, в которых нарушаются права героев.

- 1) В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве?(«Приключение Буратино». Карабас Барабас)2) В какой сказке «хлебобулочный герой» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозами быть съеденным? («Колобок»)3) Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга)

Словесный.

Беседа с учителем.

Отвечают на вопросы.

К: уметь работать в парах, договариваться друг с другом, формулирование ответов;

П: построение реч. высказываний.

6.

Итог урока. Рефлексия.

≈5

Надеюсь, что вы всячески будете способствовать соблюдению прав детей. А на сегодняшнем уроке вы реализовали главное свое право - право знать о своих правах.

Права ребёнка надо знать,Не только знать,Но соблюдать,Тогда легко нам будет жить,Играть, дружить и не тужить.

У вас на столах лежат листочки для рефлексии, заполните их пожалуйста, оцените свои успехи на уроке.

На сегодняшнем уроке я узнал

На этом уроке я похвалил бы себя за

После урока мне захотелось

Сегодня я сумел

Рефлексия, ответы на вопросы.

Практический метод.

Письменное задание для рефлексии.

Проводить рефлексию, самооценку, отвечать на вопросы.

П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Л:самооценка,адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности

требованиям.

multiurok.ru

Конспект урока на тему «Права ребенка»

МОУ Коляновская СОШ

Конспект урок на тему

«Права ребенка»

Борисова Елена Витальевна

учитель начальных классов

2012г.

Тема: «Права ребенка»

Цель: познакомить учащихся с основными правами ребенка, провозглашенными в Конвенции о правах ребенка; побудить задуматься над проблемами детей и способами их решения

На доске тема занятий и эпиграф:

“Хоть ты ростом мал ещё, но в любой эпохе

Надо делать хорошо и не надо плохо”.

Слайд№1

1.-Сегодня наша встреча посвящена теме "Права ребенка".

Мы узнаем, что означает понятие «право», в каких документах оно закреплено, узнаем о правах и обязанностях школьников.

- Что же такое «право?»

Слайд№2

И давным-давно тысячи лет назад, когда на земле появились люди.

Слайд № 3 стали возникать и главные вопросы: что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих вопросов: в беседах, с помощью разных решений, путём международных переговоров

Закрыть проектор

- О детях заботятся не только родители и семья, но и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций).

Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война – самый худший способ решения споров и проблем.

-Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что Третья мировая война не только не решит все проблемы, но вместе с тем и уничтожит все человечество. Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию – ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире.

-Однако не всегда люди помнят уроки истории. По-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления, аварии. В них, а также в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий, страдают дети. Да и в мирной жизни дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У них есть свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены. .

В конце концов, людям удалось решить эти главные вопросы, и на свет появился документ Всеобщая Декларация прав человека. Её создала и приняла ООН 10 декабря 1948 года.

Слайд № 4

2. Сейчас мы ознакомимся с основными правами человека, записанными в Декларации Слайд №5- 6

Вывод. Слайд № 7

3.- А есть ли какие-нибудь права у детей? Правильно, есть. И они записаны в декларации прав ребёнка, которую создала и приняла ООН.

Слайд № 8

4 .Познакомимся с основными правами ребёнка:

Слайды № 9–15

(Учитель читает права, дети читают стихи и комментируют условные знаки)

Посмотри на этот знак:

Человек здесь поднял флаг.

Слушать мнение ребёнка

Разрешается.

Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка

Строго запрещается.

С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить —

Это разрешается.

Рисовать и петь, учиться,

Если заболел — лечиться.

Это разрешается.

Этот трудится ребенок,

Мало у него силенок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа

Запрещается.

Этот слабый горбит спину,

Пред сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Строго запрещается.

Вместе дружно в мире жить,

С разными детьми дружить —

Это разрешается.

4. - Сейчас, друзья, я предлагаю вам побывать в качестве Правознаек и установить, какие нарушения прав ребёнка допущены в сюжетах известных нам сказок, а попасть в сказку нам поможет “солнечный зайчик”.

Трениг: Представьте, что он заглянул вам в глаза. — Закройте их. Он побежал дальше по лицу, - нежно погладь его ладонями на лбу, носу, губах, щеках. Вы должны поглаживать зайчика аккуратно, чтобы не спугнуть его.

Погладьте голову — ой, зайчик забрался за шиворот — погладьте его там. Он не озорник, он любит ребят, а значит не нарушает ваши права и свои обязанности.

1. Слайд №16

В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? («Лиса и Заяц», лиса).

2. Слайд №17

В какой сказке и кто воспользовался правом на свободное передвижение и путешествовал на прутике между двумя утками? («Лягушка-путешественница», лягушка)

3. Слайд №18

В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино», Карабас-Барабас)

4. Слайд №19

В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок»)

5. Слайд №20

Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба-Яга)

5.- Все права граждан России записаны в основном законе нашей страны, который называется Конституция. Её приняли 12 декабря 1993 года.

Слайд № 21

Во 2 главе Конституции записаны основные права и обязанности граждан.

И как сказал К.Маркс …

Слайд № 22

6. -Какие обязанности у вас школьников?

Слайд № 23 Учащиеся читают права цепочкой.

Слайд№24

Закрыть проектор

7. -Сейчас мы сами попробуем сочинить правила поведения на уроках. Я начинаю, а вы заканчивайте.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и... (внимательным).

Все пиши, не отставая,

Слушай... (не перебивая).

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все... (понятно).

Если хочешь отвечать,

Надо руку... (поднимать).

На математике считают,

На перемене... (отдыхают).

Будь прилежен на уроке.

Не болтай: ты не... (сорока).

Если друг стал отвечать,

Не спеши... (перебивать).

А помочь захочешь другу —

Подними спокойно... (руку).

Знай: закончился урок,

Коль услышал ты... (звонок).

Когда звонок раздался снова,

К уроку будь всегда... (готовым).

Чтоб не тревожились врачи.

На переменах не... (кричи)

8. Проведем тест. Слайд № 25

– Как называется документ, в котором записаны права человека? (Декларация прав человека)

– Как называется документ, в котором записаны права ребёнка? (Декларация прав ребёнка)

– В каком документе записаны права и обязанности граждан России? (Конституция)

9. Памятка школьнику

Дорогой друг, ты переступил порог школы, в которой тебе учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают родители, одноклассники, учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.

Во-первых, не теряя времени узнай, где лежит главный документ школы – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.

Во-вторых, запомни все, что касается тебя и твоего обучения.

В-третьих, ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.

В-четвертых, школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.

В-пятых, веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.

В-шестых, ты должен аккуратно вести дневник, ведь это твой личный документ, по которому о тебе судят взрослые.

В-седьмых, если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.

В-восьмых, помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

В-девятых, как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.

В-десятых, если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи воспитателям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.

P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

Слайд№26

10. -Для чего мы должны изучать и знать свои права и обязанности

Вывод:

Права ребёнка надо знать,

Не только знать,

Но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

11.Исполнение песни «Права детей»

12. Просмотр мультфильма «Права в сказках»

doc4web.ru

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Права ребенка" (УМК "Перспектива")

4.

Решение частных задач

≈25

Давным-давно тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих главных вопросов.В конце концов людям удалось решить главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека. Взрослые люди имеют много различных прав

- А есть ли какие-нибудь права у детей? (Ответ детей: Да, есть.) И они записаны в Декларации прав ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН). Все мы разные - но одно у нас общее - это наши права и обязанности, которые общие для всех. И мы все в равной степени должны их выполнять. Существуют документы, в которых прописаны наши права. На сегодняшнем занятии мы познакомимся с одним из таких документов.

Конвенция о правах ребенка – это довольно большой документ, поэтому перечислим только основные права детей , закреплённые в этом документе:

Каждый ребёнок имеет право

·       Право на жизнь.

·       Право на имя при рождении.

·       Право на медицинскую помощь.

·       Право на образование.

·       Право на отдых и досуг.

·       Право на индивидуальность.

·       Право свободно выражать свои взгляды.

·       Право на специальную охрану и защиту.

·       Право на заботу и воспитание родителями.

·       Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

·       Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

·       Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

Давайте разберем некоторые из них.

Тогда позвольте задать вам вопрос. Как вы думаете, до скольких лет, согласно Конвенции ООН, человек считается ребёнком? (На доске пишется 4 варианта ответов: до 14 лет; до 16 лет; до 18 лет; до 21 года.)

- Как видите, голоса разделились. В соответствии с первой статьёй Конвенции ООН ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Так что все вы ещё дети и в соответствии с Конвенцией ООН имеете право на особую заботу и помощь со стороны вашего государства.

Но, зная права, не надо забывать и об обязанностях. Сейчас мы поработаем по командам, каждой команде я раздам по листочку. Как вы думаете, каковы ваши обязанности? Обсудите и запишите какие обязанности, как вы думаете, есть у детей. (Ответы детей)

Итак, какие обязанности вы записали?

А теперь посмотрите на доску, давайте прочитаем, какие же обязанности есть у детей.

- Обязанности ребенка: Ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности.

физминутка

В Декларации изложены Десять принципов, обеспечивающих права ребенка на счастливое детство. Давайте с ними познакомимся. Посмотрите на доску ,Давайте их прочитаем.

А сейчас откройте свои рабочие тетради на стр 13 и найдите задание № 2. Выпишите 2-3 принципа себе в тетрадь, которые вы считаете наиболее важными.

. Игра «Разрешается - запрещается». Учитель. Ребята, вы уже знаете, что все люди - взрослые и дети - имеют различные права: на жизнь, учебу, работу, отдых и др. . Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается - запрещается». Я буду говорить о каком-то праве, а вы - находить соответствующую ему табличку и отвечать: «Разрешается или запрещается». Вот в углу стоит мальчонка, Плачет, надрывается. Бить, наказывать ребенка Строго…( запрещается.) С мамой дети должны жить, Ей цветы всегда дарить-Это…( разрешается.) Эта грань обозначает: Мать с ребенком разлучают. Это…(запрещается.) Рисовать и петь, учиться, Если заболел - лечиться. Это…( разрешается.) Этот трудится ребенок, Мало у него силенок, Ноги подгибаются. В детстве тяжкая работа …(Запрещается) Вместе дружно в мире жить, С разными детьми дружить –Это…( разрешается.) 

- В школе у вас тоже есть свои права и обязанности. Сейчас мы сами попробуем сочинить правила поведения на уроках. Я начинаю, а вы заканчивайте.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и. . . (внимательным).

Все пиши, не отставая,

Слушай. . . (не перебивая).

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все. . . (понятно).

Если хочешь отвечать,

Надо руку. . . (поднимать).

На математике считают,

На перемене. . . (отдыхают).

Словесный метод.

Словесный:

Рассказ учителя

Практический:

Работа с доской.

Словесный:

Формулировка вывода.

Практический:

Работа в группах

Словесный:

Беседа с учителем.

Физминутка.

Практический.

Работа в раб. тетрадях.

Практический.

Игра.

Слушать учителя, смотреть презентацию, отвечать на вопросы.

Воспринимать новую информацию,отвечать на вопросы.

Читать текст с доски,делать выводы.

Анализировать. работать в группе.

Выполнять действия.

Выполнять задание в раб. тетради.

Отвечать на вопросы.

П: дополняют и расширяют знания;

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя;

К: формулирование ответов;

П: построение реч. высказываний.

Л: учебно-познавательный интерес материалу.

П.: поиск и извлечение информации.

Л.: установка на ЗОЖ.

5.

Закрепление

≈3-4

А теперь посмотрим, как вы запомнили то, что мы сегодня говорили. Каждому из вас я дан по листочку, на котором записаны тестовые задания, вам необходимо выбрать верный ответ.

- Что такое ООН? Как расшифровать буквы ООН?

а) название фильма,

б) Организация Объединенных Наций,

в) неопознанный летающий объект.

- Чем занимается ООН?

A. Защита прав человека.

Б. Проведение Олимпийских игр.

B. Наказание уголовных преступников

- В каком документе изложены права ребенка?

A. В Конституции РФ;

Б. В Конвенции о правах ребенка;

B. В Декларации прав ребенка.

- Кто признается ребенком в соответствии с Конвенцией о правах ре­бенка?

A. Лицо, до достижения 18 лет.Б. Лицо, до достижения 14 лет.

B. Лицо, до достижения 16 лет.

- Что является высшей ценностью в России по Конституции РФ?

A. Деньги.Б. Человек, его права и свободы.

B. Государство.

А теперь поменяйтесь работами и проверьте соседа по эталону, который видите на доске. А теперь поставьте соответствующую отметку.

- Хорошо, молодцы. Я вижу, что вы запомнили то, о чем мы говорили.

Игра "Права сказочных героев"

В сказках, которые мы любим читать с детства, описываются многие ситуации, в которых нарушаются права героев.

- 1) В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве?(«Приключение Буратино». Карабас Барабас)2) В какой сказке «хлебобулочный герой» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозами быть съеденным? («Колобок»)3) Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга)

Словесный.

Беседа с учителем.

Отвечают на вопросы.

К: уметь работать в парах, договариваться друг с другом, формулирование ответов;

П: построение реч. высказываний.

6.

Итог урока. Рефлексия.

≈5

Надеюсь, что вы всячески будете способствовать соблюдению прав детей. А на сегодняшнем уроке вы реализовали главное свое право - право знать о своих правах.

Права ребёнка надо знать,Не только знать,Но соблюдать,Тогда легко нам будет жить,Играть, дружить и не тужить.

У вас на столах лежат листочки для рефлексии, заполните их пожалуйста, оцените свои успехи на уроке.

На сегодняшнем уроке я узнал

На этом уроке я похвалил бы себя за

После урока мне захотелось

Сегодня я сумел

Рефлексия, ответы на вопросы.

Практический метод.

Письменное задание для рефлексии.

Проводить рефлексию, самооценку, отвечать на вопросы.

П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Л:самооценка,адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности

требованиям.

multiurok.ru