Содержание
Конспект урока по окружающему миру на тему:ДЕТИ ИМЕЮТ ПРАВО НА ОСОБУЮ ЗАЩИТУ И ПОМОЩЬ(4 класс)
У р о к 62.
ДЕТИ ИМЕЮТ ПРАВО
НА ОСОБУЮ ЗАЩИТУ И ПОМОЩЬ
Цели:
1. познакомить учащихся с
международным законом – конвенцией
о правах ребенка, с ее главной идеей.
2. Рассмотреть некоторые статьи Конвенции о правах ребенка.
3. Развивать устную речь.
4. Воспитывать познавательный интерес.
О б о р у д о в а н и е: Конвенция о правах ребенка,
иллюстрации с изображением занятий детей спортом, играми, образованием и др.
Ход урока
I.
Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Какая тема урока?
Хотите об
этом узнать?
Тогда
постарайтесь скорее
Этот
кроссворд разгадать.
Вопросы к кроссворду:
1. В каком месяце отмечается День прав человека?
2. Название этого документа в переводе с латинского означает «заявление».
3. Основной закон страны, который определяет устройство нашего
государства.
4. Название нашей страны.
5. Главный город государства.
6. Высший исполнительный орган государственной власти в стране.
7. Общепринятое правило, то, что признается обязательным.
К л ю ч е в о е с л о в о: детство.
Учитель. Сегодня на уроке мы узнаем еще об одном важном документе –
Конвенции о правах ребенка.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель проводит о п р о с:
– Что такое Конституция?
– Какая главная мысль нашей Конституции?
– Когда мы отмечаем День Конституции Российской Федерации?
– Что означает слово «федерация»?
– Главный документ, защищающий права человека.
– О чем говорится во Всеобщей Декларации прав человека?
– Где она была принята?
– Когда отмечаем День прав человека?
III. Работа над новым материалом.
Учитель. Какой праздник мы будем отмечать 1 июня?
Ученики. Международный День защиты детей.
Учитель. Думая о мире, сражаясь за
него, человек, независимо от гражданства, национальности и цвета кожи, помнит о
своем родительском долге, об обязанности охранять жизнь и будущее ребенка.
Борьба за мирное небо для наших детей, борьба за
спасение самой жизни и продолжение человеческого рода – естественные и безмерно
благородные понятия. Они, наполняя мир добротой родительской любви, цементируют
антивоенные выступления столь искренним стремлением защитить ребенка. Тут не
может быть места индивидуализму: защищая от бомбы своего малыша, надо защищать
детей всей планеты.
Дети – будущее нашей земли, нашего мира. Думая о
детях, заботясь о них, человечество заботится о своем продолжении. Испытывая
тревогу за жизнь детей, мы можем и должны требовать от взрослых людей
благоразумия, трезвости, мудрости. Дети не должны умирать, дети не должны
погибать в пламени войны. Мир необходим, как воздух, всем, но с особой страстью
его нужно отстаивать во имя детства.
Сегодня мы продолжим разговор о главных документах, защищающих права
человека. На прошлом уроке мы говорили о правах взрослого человека. А чтобы
попасть в мир взрослых людей, надо пройти детство. Как только дети появляются
на свет, они сразу оказываются под защитой государства.
– Кто заботится о вас, пока вы маленькие?
– А кто же будет заботиться о ребенке, если он остался один, без
родителей?
Ученики. Пока мы маленькие, о нас заботятся родители. О детях-сиротах заботится
государство.
Учитель. В нашем государстве действуют законы, защищающие права ребенка. Это
важный документ – Конвенция о правах ребенка. В переводе с латинского
«конвенция» означает «соглашение». 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея
ООН приняла Конвенцию по правам ребенка, которая сегодня является международным
законом. Конвенция закрепляет равные права детей и подростков, не достигших 18
лет, и состоит из 54 статей.
В ней обозначены: право ребенка на жизнь и развитие, право на спокойное
детство и на защиту от насилия, право быть уважаемым за свой образ мыслей,
право на отстаивание своих интересов.
Конвенция закрепляет нормы детского здоровья, социальной защищенности,
приемлемого уровня жизни, игр и досуга, право ребенка на родной язык и
культуру.
Учитель предлагает прочитать текст на с. 160–163 учебника. О каких правах
детей говорится в Конвенции о правах ребенка?
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
Проснулся малыш,
Потянулся малыш.
И сказал он солнцу, небу:
– Здравствуй, жизнь!
Быстро встал,
Убрал кроватку,
Сделал ловко он зарядку,
Выпил кофе, съел котлету,
Улыбнулся солнцу, свету:
– Здравствуй, мир!
Учитель демонстрирует Конвенцию о правах ребенка и знакомит
учащихся с некоторыми статьями. (Ст. 1, ст. 2, ст. 4, ст. 6, ст. 9, ст. 28, ст.
29, ст. 31.)
Статья 1.
Ребенок – это каждый человек в мире, не достигший 18 лет.
Статья 2.
Все дети имеют равные права и равную ценность. Никто не должен
подвергаться дискриминации.
Статья 3.
В первую очередь всегда должны учитываться интересы ребенка.
Статья 4.
Государства должны стремиться в меру всех имеющихся ресурсов осуществлять
социальные, экономические и культурные права ребенка. Если ресурсов не хватает,
необходимо искать решения путем международного сотрудничества.
Статья 6.
Каждый ребенок имеет право на жизнь и развитие.
Статья 9.
Ребенок не должен жить отдельно от своих родителей против своего желания,
кроме как в случае, когда это грозит его интересам. Ребенок, который не живет с
обоими родителями, имеет право встречаться с ними обоими регулярно.
Статьи 28 и 29.
Ребенок имеет право на бесплатное начальное образование. Обучение обязано
подготовить ребенка к жизни, развивать уважение к правам человека и воспитывать
в духе понимания мира, терпимости и дружбы между народами.
Статья 31.
Ребенок имеет право на игры, отдых и досуг.
Учитель предлагает рассказать учащимся, как соблюдаются их
права.
IV. Закрепление изученного.
Учитель проводит беседу по в о п р о с а м:
– С какого возраста ты находишься под защитой государства?
– Кто заботится о детях-сиротах?
– Назовите важный документ, который защищает права детей.
– Когда и кем была принята Конвенция о правах ребенка?
– Кто является ребенком?
– О чем говорится в Конвенции о правах ребенка?
Далее учитель проводит дидактическую игру «Ваши права, дети».
Учащиеся слушают стихотворения, отрывки из литературных произведений и
рассказывают, о каких правах детей в них говорится.
1) Мы не просто так
Играем
В трактористов и врачей.
Мы не просто так
Взлетаем
Над родной страной своей.
Мы не просто так
Мечтаем
На земле растить сады.
Потому, что твердо знаем –
Наши сбудутся мечты.
(Право на игры и отдых детей.)
2) Листья желтые летят,
День стоит веселый.
Провожает детский сад
Ребятишек в школу.
Отцвели цветы у нас,
Улетают птицы,
Вы идете в первый раз,
В первый раз учиться.
(Право на образование.)
3) Запели капели,
Вернулись грачи.
Берем мы гантели,
Ракетки, мячи.
На старты зовут
Ребят
Стадионы.
Воспитывай волю,
Характер крепи.
Все мы –
Спортсмены!
Все –
Чемпионы!
(Право на занятие спортом.)
4) Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!
(Право на охрану здоровья детей. Дети всех национальностей, всех стран
имеют равные права.)
5) Бедные, бедные звери!
Воют, рыдают, ревут!
В каждой берлоге и
В каждой пещере
Злого обжору клянут.
Да и какая же мать
Согласится отдать
Своего дорогого ребенка –
Медвежонка, волчонка, слоненка, –
Чтоб ненасытное чучело
Бедную крошку замучило!
(Право детей на жизнь. Право на заботу родителей.)
6) Талантливые дети
Надежды подают:
Участвуют в концертах –
Танцуют и поют.
А детские рисунки
На тему «Мир и труд»
Печатают в журналах,
На выставки берут.
(Право на занятия искусством. Право на участие в культурной жизни.)
7) У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
(Ребенком считается каждый юный житель планеты до 18 лет.)
V. Итог урока. Выставление оценок.
Учащиеся читают вывод на с. 163 учебника.
Домашнее задание.
С. 160–163. Ответить на вопросы «Проверь себя». Выполнить задание 1 по
вариантам: а) I в.; б) II в.; в) III в.
Урок окружающего мира в 4 классе «Права человека в обществе» | Методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме:
Урок в 4 классе по теме: «Права человека в обществе»
Цели:
Образовательная:
-довести до сознания детей мысль о том, что каждый человек от рождения наделён личными неотъемлемыми правами;
-обобщить знания учащихся о личных правах человека;
Развивающая:
— развивать умение применения полученных знаний на практике;
Воспитательная:
-воспитывать доброту, внимательное отношение к другим людям, толерантность.
Целесообразность:
-воспитание законопослушного гражданина,
-подготовка младшего школьника к жизни в современном обществе.
Оборудование: учебник «Человек и человечество», проектор, «Декларация прав и свобод человека и гражданина», Конституция Российской Федерации, «Конвенция о правах ребёнка», иллюстрации к сказкам: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Волк и заяц», «Колобок», «За двумя зайцами».
Ход урока:
I. Организационный момент
[Слайд 1]
II. Проверка домашнего задания по теме: «Как жить в мире людей».
— Объясните, что такое совесть.
(Совестью называют способность человека чувствовать, что хорошо, а что плохо, где добро, а где зло.)
— Что такое мораль?
(Правила, по которым строятся отношения в обществе, называются моралью.)
-Чем совесть отличается от морали?
( Правила морали — это те правила поведения, которые приняли люди. Совесть — это, когда человек сам чувствует, что — хорошо, а что – плохо).
-Ребята, помогите разобраться, где действуют правила морали, а где – правила поведения?
[Слайды 2, 3, 4, 5]
- Дразнить заикающегося человека (мораль)
- Перебегать улицу на красный свет (правила поведения)
- Разбить стекло в школе (правила поведения)
- Не уступить в автобусе место старушке (мораль)
III. Проблемная ситуация.
[Слайд 6]
— Какое правило нарушают эти персонажи? (правило морали)
— Как они должны поступить?
— Но эти молодые люди забыли не только правило морали, они ещё нарушают и права человека, живущего этажом ниже. Как вы думаете, какие права нарушены? (предположения детей)
IV. Сообщение темы урока.
[Слайд 7]
— На уроке мы познакомимся с правами человека в обществе, основными документами, защищающими эти права. И вы сами сможете ответить, какое право нарушили эти персонажи.
V. Работа над новым материалом.
— Сегодня я хочу познакомить вас с необычным Маленьким Человечком, который живёт в большом городе.
[Слайд 8]
— Днём он ходит на работу, а вечером сажает в своём огороде капусту или сидит на скамейке у ворот и радуется тому, что всё вокруг такое большое. Огорчало Маленького Человечка только то, что большие люди не замечали его. Они могли толкнуть его на улице и не извиниться, или пройти через его огород, топча ногами капусту.
-Что вы делаете?- кричал им Маленький Человечек
— Пожалуйста, будьте внимательны!
Но Большие люди не обращали на него никакого внимания и шли дальше по своим делам.
— Однажды Маленький Человечек нашёл в библиотеке книгу под названием «Декларация прав и свобод человека и гражданина».
[Слайд 9]
В ней говорилось о том, что все люди должны знать свои права и относиться друг к другу с уважением. Книга эта очень понравилась Маленькому Человечку. Он очень хочет, чтобы и вы узнали о правах человека в обществе.
— Самые главные права человека перечислены в основном законе государства. Как называется этот документ? (Конституция Российской Федерации)
[Слайд 10]
— С какими правами человека из Конституции вы уже знакомы? (Ответы детей внимательно выслушиваются, в итоге опроса появляется слайд с основными правам:1.Право на труд. 2.Право на отдых. 3. Право на бесплатное медицинское обслуживание.)
[Слайд 11]
— Давайте назовём те права, которые защищают личность человека.
— Главное право – право на жизнь.
[Слайд 11]
— Как вы понимаете это право? (ответы детей)
— Проверим ваши предположения.
(учебник с. 48)
( Никто не может отнять у человека жизнь. Даже попытка убить другого человека карается законом.)
— Следующее важное право – право на свободу и личную неприкосновенность.
[Слайд 11]
-Как вы понимаете это право? (учебник с.48)
— Никто не может схватить человека, держать его взаперти. Право на свободу обозначает право на личную переписку: чужие письма никто не имеет права вскрывать и читать. Нельзя подслушивать наши телефонные разговоры.
Право человека на свободу и неприкосновенность может быть ограниченно, если он нарушит права других людей и его вина будет доказана в суде. Его посадят в тюрьму.
— Необходимое нам право – право на неприкосновенность жилища.
[Слайд 11]
-Как вы понимаете это право?
(Никто не может проникнуть в наше жилище против нашей воли.)
— Ещё одно важное право – право на защиту чести и достоинства.
[слайд 11]
— Оно защищает нас от клеветы, напрасных обвинений, оскорблений. За клевету тоже существует правовая ответственность.
Мы рассмотрели те права человека, которые вам понятны и близки, более подробно с правами человека вы познакомитесь в старших классах.
VI. Физминутка.
VII. Изучение прав ребёнка.
— У всех людей есть права. Как вы думаете, у детей есть права? Какие они, по- вашему?
(ответы детей внимательно выслушиваются)
— Проверим ваши предположения.
Это необычная книга, её тоже нашёл Маленький Человечек.
[Слайд 12]
Она расскажет вам о ваших правах – правах ребёнка. Они записаны в
«Конвенции о правах ребёнка», которую создала и приняла Организация Объединённых Наций. Это международная организация, защищающая права всех детей независимо от того, где они живут, какого цвета у них кожа, какой язык, национальность, а также независимо от того, кто их родители: бедные или богатые.
Давайте рассмотрим, какие же права имеет ребёнок.
Самое главное право ребёнка – право на жизнь.
[Слайд 13]
У детей есть ещё одно право – право на любовь и заботу.
[Слайд 13]
Любить своих детей и заботиться о них, прежде всего, обязаны родители. Также любовь и заботу о детях обязано проявлять государство и все его граждане.
— Если с ребёнком случилась беда, любой взрослый обязан ему помочь
( право на помощь): найти потерянных родителей, защитить (право на защиту) [Слайд 13], спасти.
— Какие права ребёнка защищает государство, открывая детские бесплатные больницы (право на бесплатное медицинское обслуживание)
[Слайд 13], школы (право на бесплатное обучение), лагеря отдыха, санатории (право на отдых)? [Слайд 13]
VIII. Закрепление нового материала
— Давайте подскажем Маленькому Человечку, какие его права были нарушены.
[Слайд14]
(право на личную неприкосновенность, право на неприкосновенность жилища)
— Сказочные герои также часто нарушают права. Давайте рассмотрим иллюстрации к сказкам и, как опытные правоведы, укажем какие права нарушены?
Работа в группах
[Слайд 15]
1 группа «Заюшкина избушка» (право на неприкосновенность жилища)
2 группа «Морской царь и Василиса Премудрая» (право на свободу и личную неприкосновенность)
[Слайд16]
1 группа «Теремок» (право на неприкосновенность жилища)
2 группа «Колобок» (право на жизнь)
[Слайд 17]
1 группа и 2 группа «За двумя зайцами» (право на свободу и личную неприкосновенность)
IX. Разрешение проблемной ситуации.
— Вернёмся к вопросу, который был задан в начале урока: «Какое право нарушили молодые люди?»
[Слайд 18]
(право на отдых)
X.Итог урока.
— Как видите, в современном обществе у человека с рождения очень много прав. Какие это права?
[Слайд 19]
— Нужно знать и отстаивать свои права. Но, отстаивая свои права, не забывай – у других они точно такие же!
XI. Выставление оценок.
— Вы хорошо поработали сегодня и имеете право получить хорошие отметки…
[Слайд 20]
ТЕКСТОВОЙ КОММЕНТАРИЙ-ПОЯСНЕНИЕ
В ходе урока использовано 20 слайдов, помогающих довести до сознания детей мысль о том, что каждый человек от рождения наделён правами. Используя игровые ситуации, применить полученные знания на практике.
Для просмотра слайдов используется щелчок мыши. На слайдах 11 и 13 очерёдность заполнения таблицы по щелчку мыши.
Использование мультимедийной презентации на данном уроке делает усвоение такой сложной темы, как «Права человека в обществе», интересным и доступным для младших школьников. Образы сказочных персонажей становятся ярче и ближе. Использование схем даёт возможность обобщить полученные знания о правах человека, а применение новых технологий позволяет сделать это наглядно.
«Что такое права человека?» Уроки, книги, видео для детей
«Права человека» — это неотъемлемые права, которые, как считается, принадлежат каждому человеку без какой-либо дискриминации. Предлагая взрослым объяснить, а детям понять, я собрал лучшие ресурсы, занятия, книги и уроки по правам человека, чтобы помочь родителям и учителям познакомить их со своими детьми.
Этот пост содержит партнерские ссылки. Спасибо за Вашу поддержку!
В 539э., первый царь Персии Кир Великий и его войска завоевали город Вавилон. В первой в мире хартии прав человека он освободил рабов, установил расовое равенство и провозгласил, что каждый имеет право выбирать свою религию. Эта идея прав человека распространилась на Индию, Грецию и Римскую империю. На протяжении всей истории существовали и другие хартии прав человека, такие как Великая хартия вольностей (1215 г. ), Французская декларация прав человека и гражданина (1789 г.) и Билль о правах США (1791 г.).
С 1939 по 1945 год миллионы людей в Европе и Азии погибли во Второй мировой войне, и еще миллионы остались без крова, ранены или голодали. 10 декабря 1948 года мировые лидеры объединились, чтобы объявить и подписать набор из 30 статей («правил»), чтобы попытаться защитить права всех людей, где бы они ни жили. Документ называется Всеобщей декларацией прав человека, и большинство стран мира обещают соблюдать эти основные права. К сожалению, это происходит не всегда, и многие организации продолжают работать над тем, чтобы дети были в безопасности, здоровы и могли ходить в школу, в том числе.
«Мы все рождены свободными» от Amnesty International — это прекрасная книга для детей и взрослых; он отмечает Всеобщую декларацию наших прав с иллюстрациями всемирно известных художников и иллюстраторов. У The Guardian есть несколько примеров страниц из книги — великолепно!!!!
Я имею право быть ребенком Ален Серрес объясняет простыми словами, что независимо от того, большой вы или маленький, богатый или бедный, родился здесь или где-то еще, люди повсюду имеют право на еду, воду и жилье, право ходить в школу, быть свободным от насилия, дышать чистым воздухом и многое другое.
«Жизнь, похожая на мою» – отличная книга для учащихся начальных классов, посвященная правам детей и тому, как эти права соблюдаются во всем мире. В этой книге DK & unicef рассказывается о воде, еде, доме, здоровье, образовании, играх, защите, идентичности и самовыражении, а также о том, почему это важно. Детям нравятся рассказы реальных детей со всего мира. Такой большой ресурс для библиотек и учителей!
Есть несколько замечательных онлайн-уроков и заданий, которые учителя могут легко включить в свою учебную программу. От комиксов до игр, от практических занятий до фотографий — даже самые маленькие дети (дошкольного возраста!) могут узнать о правах, которыми обладают все люди.
Прочитать «Декларацию прав человека» ООН
Серия учебных материалов ООН по правам человека (многоязычная)
Образовательный пакет «Молодежь за права человека»: « планов уроков, дополнительных занятий, идей для активизации учащихся в области образования в области прав человека и список конкретных соотношений уроков с типовыми образовательными стандартами. Это ресурс для реализации полной учебной программы о правах детей в вашем классе или школе, или ее можно интегрировать в существующую учебную программу».
Ресурсы для детей от ЮНИСЕФ на более чем 60 языках
Комиксы «Мина» от ЮНИСЕФ
Учебные пособия Amnesty International по обучению правам человека
Университет Миннесоты, Ресурсный центр по правам человека Учебная программа; Кроме того, проверьте все их практические занятия для детей младшего возраста.
Красивый плакат Детской недели ACT со всеми статьями Конвенции ООН о правах ребенка
Игры, онлайн-мероприятия, мультфильмы для детей, чтобы узнать о правах человека от UN-RIC для Западной Европы
Права ребенка, 4-9 | WebEnglish
Опубликовано от admin
Более 30 лет назад мировые лидеры взяли на себя историческое обязательство перед детьми всего мира, приняв Конвенцию Организации Объединенных Наций о правах ребенка — международное соглашение. на детство.
Похожие темы: Права человека, Малала Юсуфзай, День Организации Объединенных Наций
Разминка
Привет всем детям мира! – YouTube https://youtu.be/YK1pTrihKdg Анимация для виртуального обучающего объекта CLAPS ENGLISH CLASS с песней «Привет всем детям мира!»
Планы уроков
Права детей | Преподавание английского языка | Британский совет | BBC https://www.teachingenglish.org.uk/article/childrens-rights Организация Объединенных Наций объявила 20 ноября Международным днем ребенка. Чтобы помочь повысить осведомленность об этом важном вопросе, этот план урока посвящен правам детей. (5-6 лет)
Что такое права ребенка? | Изучайте английский для детей | Британский совет https://learnenglishkids. britishcouncil.org/video-zone/what-are-child-rights Что нужно детям для полноценной и здоровой жизни? – Смотрите видео на YouTube с более медленной скоростью и субтитрами
Всеобщие права детей – Английский ESL Powerpoints https://en.islcollective.com/resources/projectables/powerpoints_ppt_pptx/universal_childrens_rights/have-gotas-got/37289 Это презентация в формате Power Point для учащихся начальной и средней школы (6-8 лет)
Есть ли у детей права? | Wonderopolis https://www.wonderopolis.org/wonder/Do-Kids-Have-Rights Воспользуйтесь своим ПРАВОМ, чтобы прочитать сегодняшнее чудо дня!
Чтение
Всемирная детская премия https://worldschildrensprize.org/childrights Конвенция ООН о правах ребенка распространяется на вас и всех других детей в возрасте до 18 лет (7-8 лет)
Основные права детей | БИС | НПО по защите детей https://bice. org/en/fundamental-rights/ Обеспечение соблюдения основных прав и поощрение достоинства для всех детей — миссии BICE (8-9 лет)
Просмотр
Права детей ЮНИСЕФ – YouTube (2:00) https://youtu.be/mI2dYmNCJVQ Этот анимационный видеоролик простым языком знакомит зрителей с правами детей. (4-5 лет)
Каковы права детей? – YouTube (2:00) https://youtu.be/HHNfaPuoZHM Это анимационное видео знакомит зрителей с правами детей.
Что такое права ребенка и почему они важны? – YouTube (2:02) https://youtu.be/HCYLdtug8sk Это анимационное видео знакомит зрителей с правами детей.
Мультфильмы о правах детей 1 – YouTube (14:35) https://youtu. be/442yLFwrzs8?t=16 Коллекция короткометражных анимационных фильмов, каждый из которых представляет одно из прав детей
Права ребенка Сегмент 1 – Что такое права детей – YouTube (5:51 ) https://youtu.be/COjVj9czgrY Сегмент 1: Что такое права детей? – Введение в Конвенцию о правах ребенка. Сегмент 2 – Право на недискриминацию (8:33)
Сегмент 3 – Право на выживание и развитие (7:26)
Child Rights – Classroom – BTN (2:59) http://www.abc.net.au/btn/story/s4126803.htm Почти 25 лет назад многие страны мира подписали очень важное соглашение. Его целью было гарантировать, что каждому ребенку в мире будут предоставлены определенные права (7-8 лет)
Рабочие листы
Права детей – английский ESL Рабочие листы для дистанционного обучения и физических занятий https:// en.