Содержание

Игры и упражнения для развития речи у детей 3–4 лет



Самой главной деятельностью для детей 3–4 лет является игра. Поэтому известные педагоги, ученые, психологи рекомендуют развивать речь детей с помощью игры [2, с. 49]. Только при условии последовательной и систематической работе над развитием речи детей можно добиться положительных результатов.

Игра «Я быстрее».

Цель: развивать речь, память, внимание.

Описание: встать рядом с ребенком. Выбрать предмет, находящийся в некотором отдалении. Объяснить ребенку, что победит тот, кто первым дойдет до этого предмета, но делать шаг можно только в том случае, если названо слово из выбранной категории, например: «Все круглое (теплое, мягкое)», «Домашние или дикие животные», «Посуда», «Мебель» и т. п [1, с. 26].

Игра «Спасибо, Маша!».

Цели: способствовать сенсорному развитию; развивать речь; помочь освоению родовых окончаний прилагательных.

Описание: прочитать детям потешку, сопровождая ее действиями и побуждая к этому же детей.

Маша кашу варила, Выполнить круговые движения рукой, имитирующие размешивание каши.

Федота кормила. Выполнить движения рукой, имитирующие кормление ложкой.

Федот компот варил. Сымитировать «размешивание» в другую сторону.

Машу поил. Сымитировать питье из воображаемого стакана.

«Спасибо, Маша! Наклонить голову.

Спасибо, Федот! Выполнить поклон головой.

Вкусная каша!

Вкусный компот!

Спросить у детей, что еще может быть вкусным, перечисляя слова разного рода: «Яблоко какое? Вкусное! Суп какой? Вкусный! Слива какая? И т. д». [3].

Игра «Перепутанная сказка».

Цель: развивать речь, воображение, память.

Описание: начать рассказывать детям сказку о Красной Шапочке. В том месте истории, где девочка должна встретить волка, изменить сюжет: «Идет она по лесу, и вдруг навстречу ей — Колобок!» В зависимости от настроения детей моделировать дальнейшее развитие событий. Вполне возможно, что дети захотят послушать сказку в традиционном варианте, в этом случае предложить им напомнить ее продолжение. А можно предложить детям пофантазировать на тему «Красная Шапочка и Колобок (семеро козлят, Ниф-Ниф и т. п.)». Выслушать все предложения детей, спросить их, почему они хотят, чтобы тот или иной герой поступил именно так. Совместными усилиями вывести счастливый финал истории.

Игра «Один — много».

Цели: развивать речь, внимание; познакомить с формами слов во множественном числе.

Игровой материал и наглядные пособия: парные карточки с изображением одиночных и множественных предметов.

Описание: разложить перед детьми карточки с изображениями нескольких предметов. У педагога — карточки с одиночными предметами. Показывая детям карточку, нужно спросить: «У меня есть яблоко, а у тебя есть яблоко?» Помочь ребенку найти карточку с изображением нескольких яблок. Дать образец ответа: «У меня — яблоко, а у тебя — яблоки!» Использовать изображения предметов, множественное число которых образуется с помощью разных окончаний: дом — дома, нога — ноги, лицо — лица и т. п.

Игра «Где лежал мячик?».

Цель: развивать речь, навыки ориентирования в пространстве.

Описание: положить на стол небольшой мяч. Вокруг него разложить несколько знакомых детям предметов. Поинтересоваться: «Где лежит мячик?» — «На столе». Задать вопрос по- другому: «Около чего лежит мячик?», «Перед чем лежит мячик?», «За каким предметом лежит мячик?», «Недалеко от чего лежит мячик?», «Напротив чего лежит мячик?» и т. п [1, с. 52].

Игра «Путаница».

Цель: развивать речь, внимание, логическое мышление.

Описание: прочитать детям короткие стихотворения, делая паузу перед произнесением последнего слова. Стихи рифмованы таким образом, что последняя рифма не всегда соответствует смыслу текста.

  1. Знает это ребенок любой –

У апельсина цвет… (голубой — оранжевый).

  1. Корова мычит,

Поросенок хрюкает,

Тигр рычит,

А собака… (мяукает — лает).

  1. Как на нашей улице

Крякали две… (курицы -утки).

  1. Известно каждому ребенку,

Что лошадь — мама… (жеребенка).

  1. Цыплята знают, что поутру

Их папу все слышат! Ведь он… (кенгуру — петух) [3].

Игра «Опиши предмет».

Цель: развивать речь, логическое мышление, навык классифицирования.

Описание: предложить ребенку описать какой-либо знакомый ему предмет. На первых занятиях лучше всего использовать предметы, находящиеся перед глазами (игрушки, мебель, одежду). Учить ребенка давать развернутую характеристику объекта. Стоит обратить внимание на следующую схему-алгоритм, созданную В. Н. Григорьевым.

  1. Предмет, класс, к которому он принадлежит, составные части предмета.
  2. Форма, цвет, размер, материал.
  3. Функции предмета.
  4. Сравнительный анализ — по форме, цвету, материалу, функциям.

При этом воспитатель должен обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка, уровень его развития. Использовать слова, доступные пониманию ребенка. Задать ребенку наводящие вопросы, подсказать, если он затрудняется с ответом. Игру можно организовать в форме сказки.

Игра «Расскажи мне… (описание по картинке)».

Цели: развивать речь, внимание, аналоговое мышление, воображение, расширять словарный запас.

Игровой материал и наглядные пособия: сюжетная картинка.

Описание: предложить детям рассказать о том, что они видят на картинке: в целом, детально. Задать им наводящие вопросы. Например: на картинке изображена девочка, ведущая за руку маленького мальчика. Спросить ребенка: почему девочка ведет мальчика за руку? (Потому что он маленький. Потому что он не знает, куда идти. Потому что он не хочет идти и т. п.) Кто эта девочка? (Сестра мальчика. Соседка. Дочка маминой подруги и т. п.) Куда идут девочка с мальчиком? (Домой. В детский сад. На прием к врачу. И др.)

Дать ребенку задание описать девочку, мальчика. Сравнить их. (Девочка выше мальчика, у нее длинные светлые волосы, а у мальчика — темные, короткие.) Рассмотреть одежду детей, обувь. Держат ли они что-нибудь в руках? Где они идут, что их окружает. Поинтересоваться у ребенка, где, по его мнению, в это время находится мама мальчика? (На работе, дома, у бабушки, в магазине и т. д.) А папа? Учить детей замечать детали, делать выводы, сопоставлять, проводить аналогии. Задавая вопросы, употреблять такие фразы, как: «А ты как считаешь?», «Ты уверен, что.».., «Может быть, ты думаешь по-другому?» Помогать детям правильно строить фразы, употребляя нужные слова.

Игра «Что с чем можно делать?».

Цель: развивать речь (употребление существительных в творительном падеже без предлогов), воображение.

Описание: рассказать детям короткую историю: «Жил — был мальчик по имени (можно вставить имя ребенка). Ему было три года. Однажды бабушка подарила мальчику лопату. Задумался малыш: «Что же мне с ней делать?» Предложить подумать о том, что можно делать лопатой. Помочь ребенку, выдвигая версии поочередно. Задать вопросы о способах использования разных предметов: «Что можно делать ложкой (красками, клеем, нитками и т. п.)?»

Игра «Кому бы позвонить?».

Цели: развивать речь; заложить основы этикета.

Игровой материал и наглядные пособия: игрушка-телефон.

Описание: предложить ребенку «позвонить» кому-нибудь по телефону (бабушке, дедушке, другу, игрушке и т. п.). Педагог исполняет роль собеседника. Обратить внимание ребенка на необходимость здороваться, говорить «спасибо» и «пожалуйста», поддерживать разговор. Поинтересоваться, что бы ребенок хотел спросить у бабушки (зайки, лисички и т. д.), что может рассказать о себе, о маме, папе и т. д. Напомнить ребенку о необходимости говорить «до свидания» по окончании разговора.

Заучивание стихотворений для развития речи.

Стихотворения для детей 3–4 лет должны быть понятны. В них должно быть много звуков, которые не выговаривает ребёнок. После прочтения одного стихотворения задайте детям вопросы на эту тему. Они должны рассказать, что поняли из прочитанного. Выучите стих.

  1. Кра-кра-кра — уходите со двора.

Ас-ас-ас — дождь пойдёт сейчас,

Ить-ить-ить — не хотим уходить,

Жу-жу-жу — я по лужам хожу.

—Гуси, гуси.

—Га-га-га.

—Есть хотите?

—Да-да-да.

—Так летите же домой.

—Серый волк под горой.

Зубы точит, воду пьет,

Нам проходу не дает.

—Ну, летите, как хотите.

Только крылья берегите.

  1. Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки,

Желтые цыплятки.

— Ко-ко-ко, ко-ко-ко

Не ходите далеко.

Лапками гребите,

Зернышки ищите.

Съели толстого жука,

Земляного червяка.

Выпили водицы

Полное корытце.

  1. Выпал иней на луга,

Щиплет гусям лапки.

—Гуси, гуси!- Га-га-га!

—Надевайте тапки!

Надевайте тапки,

Берегите лапки! — и т. д. Также можно использовать стихи Агнии Барто.

Литература:

  1. Игровая деятельность на занятиях по развитию речи. Младшая группа. / Автор-сост. О. И. Бочкарева. — Волгоград: ИТД «Корифей». — 96 с.
  2. Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 240 с.
  3. Игры и упражнения для развития речи детей 3–4 лет // Pandia. URL: http://pandia.ru/text/78/349/1591.php (дата обращения: 17.02.2017).

Основные термины (генерируются автоматически): Игровой материал, наглядные пособия, движения рукой, речь детей, развития речи, знакомых детям предметов, Игра «Я быстрее», детям короткие стихотворения, наводящие вопросы, руку маленького мальчика, развитием речи детей, Игра «Перепутанная сказка», детям короткую историю, Девочка выше мальчика, детям сказку, детям потешку, родовых окончаний прилагательных, доступные пониманию ребенка, детям карточку, ребенку задание.

57 упражнений для запуска речи у малышей

В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
  • Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
  • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
  • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
  • Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
  • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

  1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
  2. Развиваем артикуляционные мышцы:
    • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
    • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
    • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
    • «Лакаем молоко» как кошка.
  1. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

Например:

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!

Что это такое, упражнения и советы

Логопед поможет вашему ребенку свободно общаться с другими людьми.

Подтверждено исследованиями

MomJunction считает, что предоставляет вам достоверную информацию, подкрепленную исследованиями. В соответствии с нашими строгими требованиями редакционной политики мы основываем наши статьи о здоровье на ссылках (цитатах), взятых с авторитетных сайтов, международных журналов и научных исследований. Однако, если вы обнаружите какие-либо несоответствия, не стесняйтесь писать нам.

Изображение: Shutterstock

Логопедия для детей имеет множество преимуществ. У детей с задержкой речи могут быть проблемы с плавным течением слов. Они могут быть не в состоянии произнести полные предложения, так как слова или слоги прерываются, когда они передают свои мысли. Они могут заикаться и не могут говорить четко. Такие проблемы могут стать препятствием для общения ребенка и могут привести к проблемам с уверенностью в себе и самооценкой. Прочтите этот пост, пока мы говорим о показаниях к логопедии у детей и многом другом.

Что такое логопедия?

Логопедия — это метод языкового вмешательства, направленный на улучшение речи ребенка, его способности различать речь и преодоление таких проблем, как плохая артикуляция, нарушение беглости речи (повторение звука, слова или фразы), а также фонологические и голосовые нарушения (1 ).

Помогает ребенку лучше выражать себя с помощью вербальной и невербальной речи. Основное внимание уделяется (2):

  • Артикуляция и беглость речи для образования звуков, слов и предложений. Дети с проблемами речи плохо артикулируют слова и бегло говорят. Логопедия направлена ​​на работу над этой трудностью, чтобы помочь лучше артикулировать слова.
  • Регулировка громкости речи. Часто дети с проблемами речи говорят либо тихо, либо громко. Логопедия фокусируется на том, чтобы помочь детям четко произносить слова и регулировать высоту и громкость.
  • Выразительный язык с помощью изображений, знаков и письменных форм. Детям, страдающим нарушениями речи, трудно передать сообщение другим, используя слова, предложения и письмо. Им также сложно правильно использовать грамматику, строить слова в предложениях и описывать инциденты. Логопедия направлена ​​на работу с этими областями.

Обычно дети неохотно разговаривают или разговаривают с перерывами. Трудно понять, что они хотят сказать. Но это не значит, что ребенку нужна терапия.

Связанный: 9 видов игр для развития и роста ребенка

Как узнать, нуждается ли ваш ребенок в логопедии?

Вам необходимо понимать уровни проблемы, когда логопедия становится необходимой. Вот некоторые критерии (3):

1. Ваш ребенок нуждается в логопеде, если:

  • Людям трудно понять, что говорит ваш ребенок, поскольку его речь неразборчива.
  • Ваш ребенок с трудом произносит слова или переводит свои мысли в слова.
  • Речь ребенка нарушена с заиканием, повторением, удлинением, блоками.
  • Ребенок произносит только одно-два слова типа мама, папа, а не предложения из двух-трех слов.
  • У вашего ребенка не развиты социальные навыки, такие как заведение друзей, установление прямого контакта, обучение игровым навыкам и взаимодействие с другими людьми.

2. У вашего ребенка может быть идеальное произношение, а также он может рано читать. Но им все еще может понадобиться логопед, чтобы отточить свои прагматические языковые навыки или процесс использования 9 слов.0011 язык подходит для социальных сценариев , чтобы поговорить, завести новых друзей или просто попросить кого-то.

3. Ребенку также может потребоваться логопед из-за инвалидности или заболеваний, таких как аутизм или нарушение слуха, поскольку они влияют на способность общаться.

В вышеперечисленных случаях обратитесь к логопеду (ЛП). SLP часто начинают обслуживать этих детей в раннем возрасте и продолжают их в школьные годы.

Даже если ваш ребенок зачислен в логопедическую службу, вы все равно можете практиковать логопедические упражнения дома для поддержки лечения.

Если речь задерживается, то первое, на что следует обратить внимание, это в порядке ли слух ребенка. Это можно оценить дома, чтобы увидеть, реагирует ли ребенок на громкие звуки или поворачивается ли он в сторону музыки или звука телевизора.

Советы родителям по логопедической терапии на дому

Одна из самых важных вещей, которую нужно сделать, — избегать любых негативных комментариев о речи вашего ребенка. Если ваш ребенок заикается, не давите на него. Вместо этого следуйте приведенным ниже советам (4) (5):

  1. Поощряйте беседу: Спросите своего ребенка наводящие на размышления вещи, например: «Что бы вы сделали, если бы у вас была птица для друга?» Задавая вопросы, требующие подробного ответа, вы побуждаете ребенка выражать свои мысли.
  1. Слушай внимательно. Внимательно слушайте своего ребенка, даже если ему нужно время, чтобы закончить предложения. Когда вы слушаете, ваш ребенок обретает уверенность, чтобы говорить. Они изо всех сил стараются говорить бегло.
  1. Вы можете попробовать это упражнение: Соберите своего ребенка, его друзей или братьев и сестер вместе и создайте круг. Шепните предложение одному ребенку, и он передаст его другому и так далее. В конечном счете, предложение, произнесенное последним ребенком, должно быть таким же, как вы сказали первому ребенку.
  1. Заставьте ребенка читать: Купите несколько интересных книг с рассказами или выберите новости, которые интересны вашему ребенку, и попросите их прочитать их вслух. Скажите им повторить это дважды или трижды. Такие занятия способствуют развитию речи, а также языковых навыков.
  1. Проведите оценку: Оцените своего ребенка и посмотрите, в каких областях ваш ребенок отстает. Это поможет вам узнать, являются ли проблемы с речью автономными или связаны с другими проблемами развития. Вы можете провести анализ, сравнив успеваемость вашего ребенка с нормальными вехами у детей этого возраста.
  1. Целевые области: Выберите конкретные проблемные области, которые вы хотите решить. Держите цели достижимыми как для вас, так и для вашего ребенка. Сосредоточьтесь на возрастных целях, которых дети этого возраста обычно достигают.
  1. Обращайтесь по одному звуку за раз: Начните с разбивки задачи на более простые и меньшие версии, а затем изучите их специально.

Если вы хотите научить ребенка правильно произносить звук f , сначала покажите ему, как произносить звук ( fff ), затем научите слоги ( fuh / oof ), затем переходите к словам ( f f или fish ) и, наконец, используйте эти слова в предложениях и разговорах.

Вы можете попробовать несколько упражнений, чтобы улучшить речь вашего ребенка. Но помните, что вашему ребенку они должны понравиться. Они могут не сотрудничать, если им скучно.

Связанный: 15 увлекательных и забавных игр с мячом для детей

Логопедические занятия и упражнения

Каждое из представленных ниже упражнений вовлекает ребенка и стимулирует речь.

1. Карточки и карточки с вопросами

Изображение: Shutterstock

Положите перед ребенком несколько карточек с картинками и попросите их сказать, что они видят на карточках. Начните с нескольких карт и увеличивайте количество картинок по мере продвижения. Если вашему ребенку трудно произносить определенные слова, вы поймете, на что вам нужно потратить больше времени.

Карточки с вопросами содержат простые вопросы для детей. Выбирайте по одной карте за раз и замедляйтесь, чтобы поговорить. Это может стать отличной стратегией, чтобы вовлечь вашего ребенка в разговор.
Вопросы могут быть такими: «Если бы вы получили один подарок прямо сейчас, что бы это было?»/ «Если бы вы могли изменить одну вещь в школе, что бы это было?»

2. Упражнение с зеркалом

Изображение: Shutterstock

Зеркала обеспечивают визуальную обратную связь. Большинство детей с проблемами артикуляции не знают, как двигать ртом, чтобы правильно произносить звуки. Разговор перед зеркалом помогает ребенку наблюдать за тем, как он двигает ртом, произнося тот или иной звук.

Встаньте перед зеркалом и произносите каждый звук за своего ребенка. Затем помогите им увидеть различия через зеркало.

3. Прыгай и говори

Изображение: Shutterstock

В этой игре ваш ребенок повторит слово девять раз. Начните со слов, которые вы хотите, чтобы ваш ребенок практиковал.

Нарисуйте в классики цифры от 1 до 9 и попросите ребенка произносить слово каждый раз, когда он запрыгивает на цифру. Как только они закончат прыгать до 9, измените слово и дайте им прыгнуть снова, на этот раз с новым словом.

Вы можете начать с меньшего количества слов и постепенно увеличивать их количество.

Когда они закончат игру, правильно произнеся слова, вознаградите их подарком. Это повышает уверенность ребенка.

4. Играйте в мяч

Изображение: Shutterstock

Возьмите мяч и бросьте его туда-сюда. Играйте в мяч со своим ребенком, пока он тренирует свои слова. Таким образом, они делают два упражнения одновременно.

5. Прогуляйтесь

Изображение: Shutterstock

Если вы идете куда-то с ребенком, пусть он делает шаг вперед при каждом правильном повторении. Вы можете попробовать это, когда находитесь в парке или входите в свой дом.

Помимо таких игр с ребенком, вам необходимо заставить его тренировать мышцы рта.

Орально-моторные упражнения

Орально-моторные упражнения связаны с использованием мышц внутри рта, включая губы, щеки, челюсть и язык. Все эти части связаны с мышцами, которые могут быть сильными или слабыми, координированными или некоординированными.

Нам нужна сильная оральная моторика, чтобы мы могли говорить, есть, глотать или пить. Вот различные орально-моторные упражнения для ваших детей, которые можно практиковать, не выходя из дома.

1. Движения губ

Изображение: Shutterstock

Эти движения губ являются отличным оральным упражнением для детей.

  • Скажи «ооо», затем «иии». Соедините «у-у-у». Все эти высказывания имеют разные модели движения.
  • Попросите ребенка широко улыбнуться, расслабиться и повторить.
  • Ребенок может надувать щеки, не раскрывая губ. В качестве альтернативы они могут надуть одну щеку и отдохнуть другой.
  • Попросите ребенка дунуть в воздушный шарик или в свисток.
  • То же самое можно сделать и с губами. Надуйте верхнюю губу, а затем нижнюю губу. Расслабиться. Повторение.
  • Заставьте ребенка пить из соломинки вместо чашки.

2. Движения языка

Изображение: iStock

Попробуйте эти «скороговорки».

  • Научите ребенка практиковать звуки кончика языка, подобные «т-т-т-т», «д-д-д-д», «п-п-п-п».
  • Скажи «иди» с преувеличением
  • Пусть ваш ребенок держит язык и не кладет его на губы или зубы. Они должны напрячь язык, а затем расслабиться.
  • Попросите ребенка высунуть язык и совершать круговые движения.

3. Движения щек

Изображение: iStock

Вы можете укрепить мышцы щек ребенка с помощью следующих движений:

  • Попросите ребенка сомкнуть губы и напрячь щеки.
  • Сложите губы в букву «о» и двигайте ими круговыми движениями. Расслабьтесь и повторите.
  • Используйте соломинку, чтобы пить воду.

Несколько других упражнений для оральной моторики

4. Выдувание пузырей

Изображение: iStock

Пусть ваш ребенок выдувает пузыри для контроля дыхания, а также для губ. Это заставляет детей поджимать губы, что является оральным моторным упражнением.

5. Настройте губную гармошку

Изображение: Shutterstock

Выдувание губной гармошки помогает контролировать дыхание и сжимать губы. Если у вашего ребенка слабый контроль над дыханием, попросите его издавать более громкие звуки губной гармошки, а если у него слабая сила губ, сосредоточьтесь на воспроизведении одной ноты за раз.

6. Арахисовое масло

Изображение: iStock

Кто не любит арахисовое масло? Нанесите немного на губы ребенка и попросите его облизать. Наносите масло от одного уголка к другому так, чтобы язык доставал из одного края в другой.

Помимо этих занятий, вы можете поощрять своего ребенка говорить и развивать речь с помощью простых упражнений с самого раннего детства.

Связанный: 10 лучших разговорных игр и занятий для детей

Возрастные занятия для развития речи

Вот несколько занятий, которые вы можете попробовать дома.

Помните, что дети учатся говорить естественным образом, поэтому не следует на них давить. Этими занятиями можно заниматься только в том случае, если они нравятся ребенку. Не заставляйте ребенка выполнять эти действия.

От рождения до 2 лет

В этом возрасте ребенок не может говорить, но издает некоторые звуки. Следовательно, вы не можете знать, нужна ли им какая-либо логопедическая терапия. Вы можете выполнить приведенные ниже упражнения, если хотите, чтобы ваш ребенок издавал звуки/произносил слоги.

  • Издавать звуки типа « ма, », « ба, », « да ». В конце концов, ваш ребенок может повторить их.
  • Делайте вид, что разговариваете с ребенком, когда он издает звуки. Talkback и повторять все, что они говорят. Это побуждает их больше «говорить».
  • Научите ребенка хлопать в ладоши.
  • Разговаривайте с ребенком во время купания, прогулки или кормления. Вы можете говорить о чем угодно.
  • Используйте жесты, такие как махание рукой и указывание.
  • Поговорите с ребенком о звуках животных, например: «Собака говорит гав-вау».
  • Используйте гласные в словах.

От 2 до 4 лет

  • Говорите ясно, чтобы ребенок научился этому от вас.
  • Повторяйте то, что говорит ваш ребенок, чтобы показать ему, что вы его понимаете.
  • Добавьте к тому, что они говорят. Пример: «Сок манго? У меня есть сок. У меня есть сок манго. Хочешь сок манго?
  • Помогите ребенку понять и задать вопросы. Играйте в игру «да/нет». Вы можете попросить их придумать такие предложения, как «Я умею летать», «Дерево может ходить» , а затем вы отвечаете да или нет.
  • Положите знакомые предметы в коробку. Попросите ребенка вынимать по одной и рассказывать вам, как она называется и как ею пользоваться. «Это карандаш. Я использую карандаш, чтобы рисовать эскизы. Я тоже пишу этим карандашом».
  • Попросите ребенка медленно читать вслух, произнося каждое слово отдельно.

Вы также можете использовать игрушки для развития речи и книги по логопедии.

1. В каком возрасте ребенку следует заниматься с логопедом?

Некоторые дети могут начать говорить раньше, чем другие. Педиатр может посоветовать вам подождать, пока ребенку не исполнится 24 месяца, так как обычно дети начинают говорить в возрасте от 18 до 24 месяцев. Однако, если вы заметили, что проблемы продолжаются более 24 месяцев, вам следует обратиться к логопеду (6).

2. Как проходит занятие с логопедом?

Логопедия включает в себя различные виды деятельности. Терапевт может использовать книжку с картинками и вовлечь ребенка в разговор, игру и повторение для развития языковых навыков. Они могут научить ребенка двигать языком, произнося определенные звуки или произнося слова. Также можно обучать упражнениям для языка, губ и челюстей. Логопедия может также включать глотательную терапию и кормление через рот. Эти мероприятия предлагаются либо один на один, либо в группе (7).

3. Что вызывает задержки речи?

Задержка речи может происходить из-за структурных дефектов языка, губ, неба или уздечки или может быть симптомом таких расстройств, как потеря слуха, расстройство экспрессивной речи, психосоциальная депривация, элективный мутизм, аутизм, рецептивная афазия и церебральный паралич . Это также наблюдается у детей двуязычного происхождения или может возникать из-за задержки созревания (6) (8).

4. Как долго длится логопед?

Кратковременные терапевтические вмешательства могут предлагаться частями, например, один час в неделю в течение шести недель. Некоторые терапевты могут предпочесть долгосрочный ежедневный подход к лечению, например, применяемый в школах. В среднем, большинство сеансов относительно короткие (около 20 часов) (9).

Чтобы справиться с нарушением речи у ребенка, нужно терпение и позитивный настрой. Прежде чем знакомить детей с логопедом, важно понять, в какой именно области у них возникают проблемы. У детей с проблемами речи могут возникать проблемы с произношением слов или регулированием их громкости. Логопедия для детей предназначена для решения всех этих проблем, связанных с расстройством. Вы можете попробовать некоторые практические занятия, чтобы побудить вашего ребенка говорить лучше и свободнее. Прежде всего, не забывайте проявлять сочувствие к плодотворным результатам.

Ссылки:

Статьи MomJunction написаны на основе анализа исследовательских работ авторов-экспертов и учреждений. Наши ссылки состоят из ресурсов, установленных властями в соответствующих областях. Вы можете узнать больше о достоверности информации, которую мы представляем в нашей редакционной политике.

  1. Что такое логопед?
    https://www. ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK561506/
  2. Логопедия.
    https://childrenstherapy.org/pediatric-speech-therapy/
  3. Речевые и языковые терапевтические вмешательства для детей с первичными нарушениями речи и/или языка.
    https://www.cochranelibrary.com/cdsr/doi/10.1002/14651858.CD012490/full
  4. Советы по логопедии для родителей, которые можно использовать дома.
    https://www.reidhealth.org/blog/speech-therapy-tips-for-parents-to-use-at-home
  5. Задержка развития речи или языка.
    https://kidshealth.org/en/parents/not-talk.html
  6. В каком возрасте следует начинать занятия с логопедом?
    https://www.woosterhospital.org/at-what-age-should-speech-therapy-begin/
  7. Логопедия для детей: каковы преимущества?
    https://napacenter.org/importance-speech-therapy/
  8. Обследование и ведение ребенка с задержкой речи
    https://www. aafp.org/pubs/afp/issues/1999/0601/ p3121.html#:~:text=A%20delay%20in%20speech%20developmentto%20mauration%20delay%20or%20bilingualism
  9. Джеймс Лоу и др.; Речевые и языковые вмешательства для детей с первичными нарушениями речи и/или языка
    https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC6464758/

Следующие две вкладки изменяют содержимое ниже.

  • Рецензент
  • Автор

Доктор Ритика Шах является сертифицированным консультантом по грудному вскармливанию (CLC) Национальной академии здравоохранения Сингапура и хирургом-стоматологом с более чем семилетним клиническим опытом работы в различных городах Индии. Она закончила стоматологический факультет KM Shah Dental College. Во время своей клинической практики детская стоматология была ее особой областью интересов, и она постоянно стремилась…
Просмотр профиля ›

Доктор Мубина Агбоатвалла — известный педиатр, практикующий педиатрию последние 20 лет в Карачи, Пакистан. Она заведует отделением педиатрии в больнице Карачи Лиакат, а также ведет частную практику в трех специализированных педиатрических клиниках. Она также является специалистом в области общественного здравоохранения, специализирующимся на профилактике заболеваний, включая питание, грудное вскармливание и особенно инфекционные заболевания…0001

Младенцы общаются с помощью воркования, плача и хихиканья. Как только они начинают взрослеть, их воркование превращается в лепет. И вскоре, когда им исполняется год, они уже готовы говорить такие простые слова, как «мама», «папа» или «пока».

Некоторым детям требуется больше времени, чем другим, чтобы пролепетать или произнести свои первые слова. В таких ситуациях крайне важно обратиться к контрольному списку этапов речи и языка ребенка. Если они испытывают задержки речи и языка, разумно проконсультироваться с логопедом (SLP). Они могут рассказать вам о различных упражнениях и занятиях для развития речи. Вы можете ускорить темпы развития речи и языка у вашего ребенка, практикуя эти занятия дома.

Тип и интенсивность этих занятий будут зависеть от возраста вашего ребенка и характера его задержки речи или языка.

Упражнения, способствующие развитию речи и языка у ребенка младше 2 лет

  • Говорите ребенку простые звуки, такие как «ма», «па», «ба» и «да». Постарайтесь заставить их сказать вам эти звуки в ответ.
  • Всегда поддерживайте зрительный контакт с ребенком, когда разговариваете с ним. Посмотрите на них, когда они воркуют или лепечут.
  • Если ваш ребенок уже произносит слова и предложения из двух слов, в ответ повторите то, что он говорит. Поддерживайте с ними беседу.
  • Научите их хлопать в ладоши, касаться пальцев ног, находить нос и играть в прятки.
  • Показывайте малышу различные предметы, формы и цвета.
  • Расскажите им детские стишки или спойте им песенку.
  • Издавать звуки животных. Например, вы можете сказать «собака гавкает» и «корова мычит».
  • Продолжайте разговаривать с ребенком, пока вы его переодеваете, купаете, кормите или носите с собой.
  • Используйте любую возможность для подсчета предметов, людей и т. д.
  • Регулярно читайте ребенку. Неважно, «достаточно ли они взрослые», чтобы понять. Разговорный язык работает как естественный стимул. Сделайте привычкой читать им не менее 20 минут, прежде чем они заснут.

Эти занятия для поощрения развития речи и языка у малышей проходят весело и легко. Кроме того, помните, что последовательность — это ключ к достижению ощутимых результатов.

Речевые занятия для детей в возрасте 2–4 лет

  • Всегда говорите четко. Не используйте телеграфную речь. Моделируйте хорошие разговорные привычки для вашего ребенка.
  • Повторите то, что говорит ваш ребенок, и добавьте к этому. Например, давайте предположим, что ваш ребенок указывает на яблоко и говорит: «Хочу яблоко». Вы можете быстро добавить к нему и сказать: «Apple. Да, это яблоко. Хочешь яблоко?»
  • Карточки с картинками, интерактивные игры и игрушки. Научите ребенка делить вещи на еду, напитки, животных и так далее.
  • Укажите на объект и расскажите о его цвете. Например, заметьте желтую машину и скажите: «Смотри. Большая желтая машина. Вы можете быть дома, в парке, в автобусе, в поезде или в машине — это упражнение для поощрения речи у маленьких детей можно практиковать практически где угодно.
  • Чтобы улучшить навыки понимания, задавайте ребенку простые вопросы типа «да-нет». — Тебя зовут Макс? — Это кошка? и «хочешь мороженого?» Вопросы должны быть короткими и простыми.
  • Задавайте вопросы, связанные с выбором способа ускорения развития речи у ребенка 2, 3 или 4 лет. Например, спросите их: «Вы хотите яблоко или банан?» или «вы хотите сок или молоко?»
  • Чаще устраивайте вечера караоке с ребенком. Пой для них и пой с ними. Включите популярные поп-песни, детские стишки и любые песни, которые ваш ребенок находит увлекательными.
  • Покажите фотографии знакомых людей, предметов и мест. Предложите ребенку назвать их и рассказать о них.

Детям в возрасте 2–4 лет будет легче овладеть речью и языковыми навыками, если вы будете регулярно заниматься некоторыми или всеми вышеперечисленными развлечениями. Постарайтесь превратить каждое упражнение или занятие в увлекательное занятие для вашего ребенка.

Речевые занятия для детей в возрасте от 4 до 6 лет

  • Всегда обращайте внимание на своего ребенка, когда он разговаривает с вами. Постарайтесь удерживать зрительный контакт, если это возможно.
  • Прежде чем говорить, привлеките внимание ребенка.
  • Когда ваш ребенок рассказывает вам о том, что он узнал, наблюдал или слышал, проявите интерес. Задавайте вопросы и показывайте, что вы поняли, о чем они говорят.
  • Вы можете научить ребенка 4, 5 или 6 лет прилагательным и предлогам, чтобы способствовать развитию речи. Например, во время разговора используйте положение объекта или человека, чтобы описать их. Используйте такие слова и фразы, как «первый», «второй», «в очереди», «на столе», «под стулом», «в гору» или «вниз по дороге».
  • Продолжайте упражнение по классификации объектов по форме, типу и цвету.
  • Дайте ребенку простые двухэтапные инструкции, например: «Найди папу и скажи ему, что пора обедать».
  • Используйте карточки с картинками, чтобы называть и описывать предметы или людей на картинке.
  • Играйте в игры на своем телефоне или планшете. Или смотреть детские передачи. Помогите им распознать эмоции. Задавайте простые вопросы, например: «Этот мужчина выглядит счастливым или грустным?»
  • Расскажите о том, что вы делаете по дому, когда это находится в пределах слышимости. Например, «сейчас помоем посуду» или «сейчас пойдем в магазин».

Эти простые и легкие в выполнении упражнения могут помочь маленьким детям легче достичь своих речевых навыков.

Двигаясь дальше, давайте обсудим 17 лучших упражнений, которые работают для детей почти всех возрастов:

1. Упражнение Animal Jam

Самое интересное в этом упражнении для улучшения речевого развития ребенка заключается в том, что можно фристайл! Используйте карточки с изображениями животных или фотографии на iPad или телефоне. Создайте свою собственную версию «У старого Макдональдса была ферма».

Пишите собственные стишки и лимерики, включающие разных животных и обычные звуки. Например, «корова мычит, собака гавкает, а кошка мяукает».

2. Сказки на ночь

Не просто читайте книги. Включите забавные выражения, звуки животных и транспортных средств и подчеркните описательные слова во время рассказов на ночь.

Если ваш ребенок достаточно взрослый, чтобы отвечать на вопросы, вы можете задать ему простые вопросы, например: «Какого цвета машина?» или «Тигр был большим?» Превратите сказки на ночь в веселую и интерактивную сессию для вас и вашего ребенка.

Рассказывание историй перед сном с некоторыми описанными выше настройками может улучшить результаты обучения.

3. Назовите цвета

Возьмите цветные блоки или деревянные блоки и раскрасьте их в разные цвета. Во время игры указывайте на их игрушки и называйте их цвета.

Когда они станут достаточно взрослыми, чтобы понимать и отвечать на вопросы, спросите их: «Какого цвета эта машина?» «Какого цвета листья?» или «какого цвета пижамы на тебе сегодня вечером?»

4.

Назовите фигуры

Получите карточки с картинками или игрушки разных форм. Вы также можете найти игрушки, которые обучают детей основным формам в Интернете. Укажите на каждого и скажите: «Это квадрат» или «это круг».

Если ребенку больше двух лет, вы можете поработать над его навыками понимания, спросив: «Какой это формы?» или «это круг?»

5. Научите их общепринятым приветствиям

Ваш ребенок никогда не бывает слишком маленьким, чтобы слышать «привет», «пока», «доброе утро» и «спокойной ночи». Начните с младенчества. Всякий раз, когда вы видите их утром, скажите «доброе утро», а затем имя вашего ребенка. Перед сном всегда желайте им «спокойной ночи».

Попросите их сказать «привет» и «пока» членам семьи и друзьям. Это станет основой социальных навыков, которые понадобятся вашему ребенку на протяжении всей жизни.

6. Приобретите мини-караоке-установку

В Интернете можно найти компактные детские караоке-установки. Или вы можете дать волю своим творческим сокам! Сделайте детскую караоке-установку. Если ваш ребенок еще недостаточно взрослый, чтобы петь самостоятельно, пойте для него. Хлопайте и поощряйте их хлопать или танцевать.

Когда им исполнится 2 года, выберите их любимую песню или стихотворение, спойте строчку и позвольте им спеть следующую строчку.

7. Играть Обезьянка Смотри, Обезьяна Делай

Весело проведите время со своим ребенком! Скажите ребенку, чтобы он имитировал ваши выражения, слова и движения.

Это отличный способ улучшить понимание ребенком языка, когнитивные навыки и координацию. Включите фоновую музыку, если это поможет вам погрузиться в атмосферу.

8. Выяснение лица

Коснитесь своего носа, а затем коснитесь носа вашего ребенка и скажите: «Нос. Это мой нос. Это твой нос». Точно так же коснитесь своих ушей, затем коснитесь ушей вашего ребенка и повторите: «Ухо. Это мое ухо. Это твое ухо».

Продолжайте эту игру, пока ваш ребенок не научится касаться своего носа, когда вы говорите «нос», или губ, когда вы говорите «губы».

9. Повторите и добавьте

Когда ваш ребенок скажет «нос», добавьте к нему. Скажи: «Нос. Да, это твой нос».

Если ваш ребенок говорит «сок». Вы говорите: «Сок? Хочешь сока? У нас есть яблочный сок и апельсиновый сок».

10. Назовите их имя

Всякий раз, когда вы увидите их через некоторое время, всегда говорите: «Привет, Макс».

Приветствуйте своего ребенка каждое утро, полдень, вечер и ночь. Всегда произносите их имя независимо от того, достаточно ли они взрослые, чтобы произносить это имя, или нет. Это один из самых быстрых способов заставить ребенка выучить свое имя до того, как он достигнет дошкольного возраста.

11. Будьте их эхом

Когда вашему ребенку меньше 6 месяцев, он может лепетать или ворковать, когда видит вас. Попробуйте подражать их эмоциям. Если они смеются, смейтесь вместе с ними.

Если ваш ребенок немного старше, он может сказать «вон» и «бу» вместо «беги» и «пока». Всегда повторяйте за ними, правильно произнося слова.

12. Сосчитайте все

«1 банан, 1 сок и 10 наггетсов» — вы можете сосчитать, что на тарелке вашего ребенка. Вы можете сосчитать игрушки, которыми они играют. Всегда считайте перед ребенком и используйте пальцы для счета.

Поощряйте ребенка считать за вами. Играйте в глупые игры, например: «У тебя есть 5 куриных наггетсов. Сколько еще вы хотите?» или «сколько шариков мороженого у тебя сегодня?»

13. Игра в прятки

Это занятие по развитию речи предназначено для детей младше одного года. Используйте простыни, полотенца или даже свои руки, чтобы поиграть с ребенком в прятки. Убедитесь, что им весело. Когда они смеются, смейтесь вместе с ними.

Простые игры, такие как прятки, укрепят познавательные способности вашего ребенка.

14. Использование марионеток из носков

Всякий раз, когда у вас есть время, используйте куклы из носков, чтобы рассказывать интерактивные истории. Вы можете сделать свой собственный или купить один в Интернете.

Издавайте звуки животных и обычные звукоподражательные звуки, чтобы задействовать способности ребенка к обработке речи.

15. Познакомьте их с обычными фруктами и овощами

Когда вашему ребенку исполнится 2 года, включите в него это увлекательное занятие, чтобы улучшить его речевое и языковое развитие.

Разложите обычные овощи и фрукты, которые есть у вас дома. Укажите на них и назовите. Укажите их форму, цвет и вкус.

16. Построить форт

Притворная игра очень важна для развития воображения и познания ребенка. Вы можете построить крепость со своим ребенком, где ваш ребенок может притворяться королем и давать вам указания.

Поиграйте в кухню и позвольте вашему ребенку устраивать воображаемые чаепития.

Все эти игры помогут вашему ребенку стать творческой и умной личностью.

17. Настройка игр

Если у вас есть другие дети по соседству, подумайте об организации еженедельных игр. Это может быть ваш дом, дом другого ребенка или парк.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *