Содержание
Как развивать речь ребенка 3–4 лет? Упражнения для развития речи ребенка от 3 до 4 лет – baby-sleep.ru
21.03.2021
Развитие ребенка
3–7 лет
Автор статьи
Команда BabySleep
Команда BabySleep
Консультанты по сну, врачи, психологи, консультанты по ГВ
Обычно около трех лет в развитии речи малышей происходит качественный скачок. Увеличивается не только словарный запас, но и усложняется грамматика, ребенок начинает говорит длинными и сложными фразами, порой кажется, что он молчит только когда ест или спит.
Но речевое развитие, конечно, продолжается, и мы собрали для вас десятки упражнений, сформированных в отдельные комплексы: два комплекса пальчиковой гимнастики (мелкая моторика влияет на мышление и речь) и шесть комплексов для фонематического слуха (для умения опознавать и различать речевые звуки в их разнообразии).
Календарь кризисов ребенка
Пальчиковая гимнастика «Идем в гости к бабушке»
Большие ноги идут по дороге,
Топ-топ-топ-топ.
(ладошки плавно по очереди опускаются на стол и поднимаются, как будто ноги идут)
Маленькие ножки бегут по дорожке,
Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ.
(на обеих руках выставлены только указательные пальцы, остальные в кулаке, указательными пальцами по столу «бежим»)
В гости к бабушке пойдем,
У нее красивый дом.
(из прямых ладоней с собранными вместе пальцами делаем «крышу» – кончики пальцев левой и правой рук соприкасаются, а ладошки разведены, получается как бы шалашик)
Мы ворота открываем,
(ставим ладони перед собой ребрами на стол, ладони повернуты к телу, а пальцами друг к другу – это закрытые ворота; затем поворачиваем ладони так, что пальцы отворачиваются друг от друга и смотрят вперед, а ладони отворачиваются от тела и смотрят друг на друга – это открытые ворота)
В этот домик приглашаем.
(снова делаем «шалашик»)
На дверях висит замок,
(переплетаем пальцы обеих рук между собой – пальцы «в замок»)
Кто его открыть бы смог?
Мы замочек потянули,
(разводим ладони, но пальцы остаются сплетенными, слегка подергиваем их в стороны, как бы стараясь разорвать переплетение, но все же сохраняем его – будто «замок» не поддается, не открывается)
Повертели, покрутили,
(ладони снова сомкнулись, пальцы по-прежнему переплетены, и начинаем потирать ладони – поочередно каждая из них идет вверх и вниз, пальцы при этом не расцепляя)
Постучали и открыли.
(все еще «закрытым замком» стучим по столу, а затем расцепляем ладони и пальцы)
Заходим в дом,
(делаем «шалашик»)
Много мебели в нем.
(раскладываем кисти рук на столе далеко друг от друга ладонями вверх)
Вот это стул, на нем сидят.
(одну ладонь прямую держим вертикально, другую сжимаем в кулак и приставляем к первой внизу, получается подобие стула – прямая ладонь, как спинка стула, а сжатая в кулак, как сидение)
А это стол, за ним едят.
(кулачок кладем на стол и сверху накрываем прямой ладонью – получается подобие стола, кулачок, как ножка стола, прямая ладонь сверху как столешница)
А вот диван, на нем лежат.
(обе ладони прямые, направлены пальцами от тела, одну держим горизонтально – это «лежачая» поверхность дивана, а другую приставляем к ней вертикально – это спинка дивана, показываем, как диван раскладывается и складывается – ладонь-«спинку» опускаем в горизонтальное положение и возвращаем опять в вертикальное)
А на диване кошка, погладь ее немножко.
(одной рукой изображаем кошку: большой, средний и безымянный пальцы смыкаются округло, образуя «голову», а указательный и мизинец полусогнуты, образуя «ушки»; второй рукой гладим «кошку» по «голове»)
А это кто здесь лает? Аф, аф, аф, аф!
(одной рукой изображаем собаку: большой палец смотрит вверх – это «ухо», указательный загнут – это «лоб», средний, безымянный и мизинец прямые; мизинец то отрывается от безымянного, то примыкает к нему – это открывается ротик лающей собаки)
Это я тут лаю, дом охраняю!
(делаем «шалашик»)
Топ-топ-топ-топ, большие ноги стоят на пороге.
(делаем 4 медленных «шага» ладонями и останавливаем их)
Это бабушка пришла, много книжек принесла.
(складываем прямые ладони вместе, а потом раскрываем их, как обложку книги)
Бабушка очки надела,
(делаем из больших и указательных пальцев круги и прикладываем к глазам, как очки)
Книжку распахнула.
(повторяем жест «книга»)
И на мягкий стул присев,
(показываем стул, как уже было раньше)
Сразу же уснула.
(складываем ладони вместе и подкладываем под голову сбоку, как подушку)
А мы пойдем гулять.
(согнуть руки в локтях, сжать кулачки перед собой на уровне груди или плеч)
Раз, два, три, четыре, пять,
(по очереди разгибаем пальцы рук: сначала мизинцы, потом безымянные и так далее)
Мы пойдем с тобой гулять.
(на каждое слово то сжимаем все пальцы сразу в кулачки, то разжимаем)
Пальчиковая гимнастика «В лесу»
Мы пойдем с тобою в лес,
Там деревья до небес.
(ладони держим перед собой пальцами вверх и пальцы быстро шевелятся, как веточки на ветру)
Солнышко лучистое в небе улыбается.
(ладони с растопыренными пальцами прикладываем друг к другу и потираем их круговыми движениями, поворачивая к себе пальцы то одной руки, то другой)
Дует, дует ветерок,
(руки согнуты в локтях, ладони прямые смотрят друг на друга и наклоняются синхронно то вправо, то влево)
Деревца качаются.
(снова показываем «деревья» из пальцев как в самом начале, и пальцы так же шевелятся)
Птички прилетели, на деревья сели.
(все пальцы, кроме больших, прямые и собраны вместе, а большие пальцы оттопырены, скрещиваем большие пальцы рук между собой, а остальные пальцы образуют два «крыла», которыми машем)
Из скворечника торчат
(складываем из ладоней треугольник: вверху соединяем кончики пальцев обеих рук от указательного до мизинца, а внизу соединяем большие пальцы)
Клювы маленьких скворчат.
(разводим руки и из каждой делаем «клюв»: собираем все пальцы в щепотку)
Клювик раз, клювик два.
(по очереди на обеих руках приподнимаем указательные пальчик, отрывая его от общей «щепотки» и возвращаем на место)
Лапка, лапка,
(по очереди кладем прямые ладони на стол)
Голова.
(сцепляем две руки в «замок», то есть переплетаем пальцы)
Вдруг в лесу раздался стук: тук-тук-тук-тук.
Это дятел долбит сук: тук-тук-тук-тук.
(одна рука изображает «деревья», как в самом начале, а другая рука указательным пальцем ритмично постукивает в ребро первой ладони)
Пчелка весело жужжит: жжжжжжжжжж.
(одна рука выставляет указательный палец и делает им вращательные движения)
На цветок она летит.
(рука-«пчела» продолжает делать то же, а вторая рука изображает цветок: ладонь смотрит вверх, вогнута, пальцы растопырены и округло присогнуты, как бы лепестки, форма ладони такая, как если бы мы поддерживали снизу округлую мисочку)
Будет пчелка пить нектар.
(пальчик-«пчелка» опускается на середину ладошки-«цветка»)
Понесет в свой домик дар.
(«пчелка» вылетает из «цветка» и продолжает кружиться)
Под елочкой есть норка.
(«елочка»: поворачиваем обе ладони к телу, держим их слегка наклоненными друг к другу, кончики пальцев, кроме большого, скрещены друг с другом; «норка»: не расплетая пальцев, меняем положение ладоней – разворачиваем их вниз, к столу, сохраняя между ними расстояние, получается вариант «шалашика» со скрещенными кончиками пальцев)
В норе живет ежик.
(ладони с растопыренными пальцами прикладываем друг ко другу, при этом пальцы не сцепляются в «замок», но чередуются как в нем, то есть сначала пальчик одной руки, за ним пальчик другой, потом снова пальчик первой и т.д. – получаются торчащие вверх «колючки»)
Ежик весь в иголках, и елочка тоже.
(сменяем позицию «ежик» на позицию «елочка», описанную выше)
Бабочка-красавица на цветке сидела.
(руки с прямыми ладонями скрещиваем в районе запястья, получаются «крылья» – ладони, повернутые друг ко другу тыльной стороной)
Крыльями взмахнула – раз! – и полетела.
(машем «крыльями»-ладонями)
Вот улитка на дорожке,
Вверх торчат смешные рожки.
(на одной руке соединяем округло большой, средний и безымянный пальцы, а мизинец и указательный ровно торчат вверх, кладем такую «улитку» на стол и немного «проползаем» ею вперед)
Зайка под кустом сидит
И ушами шевелит.
(на одной руке вверх торчат прямые указательный и средний пальцы – «ушки», остальные собраны кончиками вместе, и шевелим пальцами-«ушками» вперед-назад по очереди)
Дождик начался с утра, кап-кап-кап-кап.
(одну ладонь держим как будто подставленной под капельки дождя, указательным пальцем другой руки «капаем» туда)
Нам домой идти пора.
(показываем «дом»-«шалашик», как в предыдущем комплексе)
До свиданья, милый лес,
(машем обеими руками из стороны в сторону, так чтобы они то скрещивались между собой, то расходились)
Полный сказок и чудес.
(показываем «лес» с шевелящимися на ветру ветками, как в самом начале)
Сила, тембр и высота звуков
Подготовьте вырезанные из бумаги цветные фигурки медведей — папы, мамы и ребенка. А также бумажные одноцветные фигурки стульев, мисок, кроватей.
В нашей сказке живут три медведя: Михайло Потапович, Настасья Петровна и Мишутка.
Михайло Потапович был большой и говорил грубым низким голосом.
(выделяем эти слова соответствующим голосом)
Настасья Петровна говорила обычным, средним голосом.
А маленький Мишутка говорил высоким, тоненьким голосом.
У них в гостях побывала Маша: все съела, стулья сломала, постели помяла. Вернулись домой медведи из леса и увидели, что дома у них беспорядок.
Михайло Потапович спрашивает: Кто ел из моей тарелки?
Настасья Петровна спрашивает: Кто ел из моей тарелки?
Мишутка спрашивает: Кто ел из моей тарелки?
(фразу каждого персонажа произносим его голосом)
Теперь ты попробуй сказать, как спрашивает Михайло Потапович. А Настасья Петровна? А Мишутка?
(Повторяем вопросы каждого персонажа, на этот раз о стуле — кто сидел и сломал? — и постели — кто спал и помял?).
А Маша хитрая убежала от медведей, шагала по лесенке и пела песенки.
(Достаем вырезанную бумажную лесенку из 5 ступенек и Машу. Маша поднимается от первой ступеньки до пятой — поем «ля-ля-ля-ля-ля», каждый звук выше предыдущего, как первые пять ступеней мажорной гаммы. Затем Маша спускается, а вместе с ней спускается обратно и мелодия от пятой ступени к первой. Предлагаем ребенку самому водить Машу по ступенькам вверх-вниз и петь эту простую песенку).
Теперь я буду петь, а ты ставь Машеньку на лестнице вверху или внизу — в зависимости от того, какой звук слышишь, низкий или высокий.
(Пойте «ля» то высоко, то низко).
А теперь поиграем с паровозиком.
(кладем перед малышом картинку с паровозиком)
Как едет паровоз? Ту-ту! Когда он едет далеко от нас, то гудит тихо-тихо: ту-тууу…
(ребенок повторяет за вами)
А когда он приближается, звук становится все громче и громче, и когда паровоз уже совсем близко, то громко-громко гудит: ТУ-ТУУУУ!!!
Еще разок тихо: ту-ту… И громко: ТУ-ТУУУУ!!!
А еще звук может нарастать. Вот он маленький: ту-ту… Давай его поймаем.
(складываем перед собой ладошки, как будто между ними что-то маленькое спрятано, и выдвигаем вперед перед собой, одновременно усиливая звук У, на конце ладошки раскрываются, как бы выпуская звук)
А может звук, наоборот, стихать. Вот тут мы ловим большой звук.
(вытянутыми вперед руками как бы захватываем громкий звук У, и притягивая сложенные ладошки к себе, делаем звук тише)
Давай покажем, какие звуки бывают высокие и низкие. Вот высокий, покажи рукой вверх: ааа. А тут низкий – покажи вниз – ааа.
(пусть малыш попробует повторить это сам еще пару раз)
А какие бывают далекие и близкие, покажешь?
(говорим тихое «а» и рука вытянута перед собой, говорим громкое «а», и руку приводим к телу)
«Угадай, что звучит»
Данные упражнения построены на распознавании неречевых звуков, но улавливание таких тонких различий между ними поможет ребенку лучше ориентироваться также и в звуках языка. Возьмите несколько звучащих предметов, например, погремушку, бубен, трещотку, колокольчик, маракас, ксилофон. Начинать лучше с трех, а на очередных занятиях можно добавлять.
- Покажите ребенку по очереди каждый предмет, попросите его назвать или назовите сами, пошумите этим предметом и предложите малышу сделать то же, попросите его запомнить этот звук. Повторите знакомство-запоминание еще раз. Теперь спрячьте от ребенка звучащие предметы, например, отгородив их картонным листом. Шумите по очереди каждым из них за перегородкой, а малыш пусть угадает, чем вы издаете звук.
- Можно усложнить задание, если взять, например, три разных колокольчика — большой, маленький и средний. Они звучат похоже, но все же по-разному. Покажите ребенку, как выглядит и как звучит каждый из них, не забывая при этом называть: «Это большой колокольчик, а вот так звучит маленький». Точно так же спрячьте их и попросите угадать по звучанию.
- Следующий уровень сложности — закрытые коробочки с разными сыпучими материалами. Можно взять пустые «яйца» из-под «Киндера» и насыпать в одно соль, в другое гречку, в третье горох. Сделать два таких комплекта по три разновидности материала. Один комплект дайте ребенку, другой оставьте у себя. Пусть он попробует звучание всех коробочек, а затем возьмите любую из своих коробочек, потрясите ее и попросите ребенка найти в его комплекте такой же звук.
- Упражнение с бумагой. Возьмите лист бумаги и покажите ребенку, как звучат различные действия с ним: сначала погладьте лист ладонью, потом скомкайте его, сделайте несколько резких коротких надрезов ножницами, разорвите на кусочки. Затем поставьте перегородку и делайте все это так, чтобы ребенок не видел, но угадывал по звуку.
Слова, звучащие похоже
Вам понадобятся картинки с изображениями всех тех предметов и животных, о которых пойдет речь в нижеприведенных упражнениях. Свой игровой диалог с ребенком вы можете построить следующим образом:
Смотри на картинки, я буду рассказывать тебе маленькие стишки, а ты добавляй к ним нужные звуки. Вот смотри:
Где-то собаки рычали. Как собаки рычат? Рррр…
В стойле коровы мычали. Мммм…
В комнате муха жужжала. Жжжжж…
Мимо машины дрынчали. Дррр.
Капала в кухне из крана вода. Кап-кап-кап.
Где-то гудели в ночи поезда. Ту-ту!
Теперь я буду читать стихи, где одно слово будет неправильным, а ты его замени на верное.
На поляне весной вырос зуб молодой. Дуб!
(перед ребенком две картинки — зуб и дуб)
Повторишь теперь весь стишок правильно? Молодец!
Поэт закончил строчку, в конце поставил бочку. Точку!
(картинки соответствующие и тоже просим повторить правильный стишок)
Где обедал воробей? В зоопарке у дверей. У зверей!
Много снега на дворе, едут танки по горе. Санки!
Хулиганам не до шутки, если Рекс в собачьей дудке. Будке!
Ехал дядя без жилета, заплатил он штраф за это. Без билета!
Теперь смотри, тут четыре картинки. Три слова похожи друг на друга, а одно отличается. Я буду называть, а ты скажи, какое слово лишнее.
Рак, мак, бак, банан.
Сом, ком, индюк, дом.
Лимон, вагон, кот, батон.
Ветка, клетка, диван, сетка.
Бант, билет, букет, пакет.
А вот тебе три картинки. Тут дудка, майка, рак. А у меня другие три картинки, подбери из них пары к твоим, чтобы было похожее звучание. Вот к дудке что подойдет? Будка. Майка – гайка. Рак – мак.
Слоги
Данные упражнения особенно полезны детям, которые нарушают слоговую структуру слова (например, говорят «петерь» вместо «теперь»). Учим малыша без ошибок повторять различной сложности последовательности слогов.
Произнесите «та-та-та» три раза: с ударением на первом, на втором и на третьем слоге. Каждый раз пусть ребенок повторит это. Затем то же самое с «па-па-па». Потом по одному разу: «та-то-ту», «ты-та-то», «та-ка-па», «ка-на-па», «ка-фа-ха».
Усложняем. Та-пта. Па-тпа. Пта-пто-пту-пты. Кта-кто-кту-кты. Тпа-тпо-тпу-тпы. Фка-фко-фку-фкы.
Попросите ребенка сосчитать, сколько звуков А вы произнесете. А. Один. А-а-а. Три. А-а-а-а-а. Пять.
Попросите его «поймать» звук А – хлопнуть в ладоши, когда он прозвучит среди других звуков, которые вы произносите: о, у, а, ы, и, а, а, а, о, у, ы, а, а, и, а…
Усложняем. На звук А нужно хлопать в ладоши перед собой, а на звук У поднять ручки вверх. А, у, а, о, у, и, ы, у, а…
Знакомство с гласными звуками
Приведем пример того, как может выглядеть ваш игровой диалог с ребенком. Заранее подготовьте все те рисунки, о которых пойдет речь в упражнениях.
К нам в гости пришла девочка Ульяна.
(показываем рисунок)
Ее любимый звук — У. Что делает ротик? Губки тянутся вперед, воздух проходит свободно, ему ничего не мешает. Значит, это гласный звук. Давай произнесем: УУУУУУУ. У девочки Ульяны есть длинная песенка и коротенькие. Давай споем. Длинная: УУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУ.
(тянем долго)
А теперь коротенькие: у! у! у! у! у!
(коротко, отрывисто выкрикиваем)
У Ульяны есть свой значок — маленький кружок, как губки сложены в узенький кружок, когда мы говорим звук У.
(показываем карточку с маленьким красным кружком)
Еще Ульяна принесла свои любимые картинки. Все слова тут начинаются на У: утка, улитка, ухо, усы, утюг. Ой, ветер унес все картинки.
(перемешиваем и убираем картинки)
Вспомнишь, какие там были предметы? Назови.
А в гости к нам пришла девочка Аня. Ее любимый звук — какой, как думаешь? А! Ее значок — большой кружок. Как думаешь, почему? Потому что рот открывается широко. Давай попробуем: АААААА. Воздух проходит свободно, ничто ему не мешает, звук этот — гласный.
Вот какую картинку принесла Аня. Она недавно была в Африке, там Айболит лечил зверей. Расскажи, какие тут есть рисунки на А? Ананас, апельсин, астры, арбуз, акула, азбука, автобус.
Аня принесла еще три картинки. И просит нас найти, где в этих словах спрятался звук А. Давай сначала назовем: аист, лиса, рак. Теперь найдем место звука А. Берем значок звука А (большой кружок) и положим его в его домик.
(внизу под рисунками животных нарисованы в горизонтальный ряд три пустых квадрата — символизируют начало, середину и конец слова)
Аист — в начале слова, лисА — в конце, рАк — посередине. В каком слове звук А в начале? А в середине? А в конце?
А знаешь, как кричит человек, который заблудился в лесу и ищет помощи?
(показываем картинку: человек в лесу приложил руки ко рту рупором и открыл рот)
Он кричит «Ау!» Давай попробуем вместе: Ааааууу! Посмотри на мой ротик и скажи, сколько звуков я произношу: «А-у» (очень четко артикулируем смену звуков). Правильно, два звука. Первый из них какой? А. А второй? У. Возьми значки этих звуков и выложи их в правильном порядке. Вот так, сначала большой кружок, А, потом маленький кружок — У. Ау!
А вот такая картинка — тут нарисован малыш. Как кричат малыши? Уа, уа! Какой звук тут первый? У. А второй? А. Давай еще раз произнесем и выложим по-новому значки-кружочки.
А вот пришла девочка Оля. Значок ее — овал. Потому что — как мы говорим звук О? Губы вытягиваются овальчиком. Воздух проходит свободно, без преграды, поэтому это звук гласный.
У нас уже три значка есть — большой кружок А, маленький кружок У и овал О. Смотри на мои губки и попробуй догадаться, какой звук я хочу произнести.
(беззвучно вытягиваем рот для каждого из этих звуков по очереди, ребенок угадывает звук)
Оля тоже принесла картинки. Что на них? Овощи, пальтО, зОнт.
(повторяем для этих слов упражнение с нахождением правильного домика для значка звука О — овала — в начале, середине или конце слова)
А следующая наша гостья — девочка Ира. Ее любимый звук — И. Что делают наши губки при звуке И? Улыбаются. И значок звука И похож на растянутый в улыбку ротик — полосочка (горизонтальная). А вот и картинки девочки Иры, ищи в них место звука И: носки, индюк, ива, пион.
А теперь назовем все звуки по порядку: У, А, О, И.
Теперь поиграем в диктант, почти как в школе. Я назову подряд три звука, а ты выложи их значки слева направо. А, О, И.
А теперь так: У, И, А.
А теперь назову целых 4 звука, а ты их значки выложи по порядку. У, А, И, О.
Знакомство с согласными звуками
Звуки называем кратко, без добавления гласного: «Б», «Бь», а не «Бэ», «Л», «Ль», а не «Эль». Здесь, как и в комплексе на гласные звуки, понадобятся заранее приготовленные рисунки.
К нам в гости пришел гномик Том.
(показываем рисунок)
Он очень любит звук «Т». Посмотри, что делает мой язык: он стучит за верхними зубками: т-т-т-т-т-т-т-т. Воздух выходит с преградой, потому что язык преграждает воздуху путь, и получается согласный звук. Давай послушаем, он твердый или мягкий? Т-т-т-т-т-т. Он звучит твердо. А звонкий он или глухой? Давай закроем ушки и постучим: т-т-т-т-т-т-т. Звенит в ушках? Нет. Значит, звук глухой. Это согласный твердый глухой звук. Давай еще раз его произнесем: т-т-т-т-т-т-т. Обозначать такой звук будем синим квадратиком.
(придвигаем вырезанный из бумаги синий квадрат)
Гномик Том принес свои любимые картинки — тут нарисованы предметы, названия которых начинаются на его любимый звук… Какой? Правильно, «Т»!
Смотри, что тут нарисовано? Тапки! На какую букву начинаются? Твердый «Т». А это? Туча! Точка! Танк! Табурет!
Ой, из всех этих слов куда-то убежал начальный звук «Т»! Я буду говорить тебе, что от этих слов осталось, а ты помоги мне починить слова. Анк? Танк! Очка? Точка! Абурет? Табурет! Уча? Туча!
А у Тома есть друг Тим. Тим любит мягкий звук «Ть». Он тоже стучит язычком в верхние зубки, но послушай, как он звучит: ть-ть-ть-ть-ть-ть-ть. Твердо или мягко? Мягко. А проверим, он глухой или звонки? Закрыли ушки – ть-ть-ть-ть – звона в ушах нет, значит, глухой.
Посмотрим, какие картинки принес Тим. Тетрадка, телефон, теленок. На какой звук начинаются все эти слова? На мягкий глухой звук Ть! Его мы обозначим зеленым квадратиком.
Смотри, у меня есть домик, в котором живут слова (показываем широкий лист с нарисованным домиком, поделенным на шесть частей — три подъезда и два этажа). В первом подъезде живут слова, где звук Т или Ть в начале слова, во втором подъезде – слова со звуком Т или Ть в середине слова, а в третьем – слова со звуком Т или Ть на конце. У домика два этажа: на нижнем живут слова с твердым звуком Т, а на верхнем этаже слова с мягким звуком Ть.
Называй картинку и найди для нее место в домике. Таз. Т твердое и в начале слова, значит, нижний этаж, а подъезд первый! Щетка. Твердое Т в середине слова. Нижний этаж, второй подъезд. И так далее: теплица, пять, клетка, кит, кот, нить.
У гномиков Тома и Тима есть еще два друга: Даня и Дима.
Продолжаем игру со звуками Д и Дь аналогично. Для обозначения Д — синий квадратик с нарисованным колокольчиком (звонкость), а для Дь — зеленый квадратик с колокольчиком. Кроме того, картинки, которые они принесли, мы разложим соответственно: предметы на звук «Д» — положим гномику Дане, а на «Дь» — «Диме». Дорога — для Дани, дельфин — для Димы и т. д.
А теперь сравним все четыре звука: Т, Ть, Д, Дь.
(выкладываем рядом все четыре квадратика)
Эти звуки произносятся почти одинаково: язык стучит в верхние зубки. Но Т и Ть мы произносим без голоса — они глухие. А Д и Дь произносим с голосом — они звонкие.
Теперь осталось 4 картинки, подберем каждую из них к своему звуку (к цветным квадратикам). Дерево — Дь, тюльпан — Ть, тыква — Т, дым — Д.
Не нужно делать все приведенные упражнения ежедневно, достаточно одного или двух комплексов в день, чтобы не перегружать малыша. Разве что он сам захочет больше. В любом случае занятия, требующие большой концентрации, лучше не проводить перед сном.
Занимайтесь в удовольствие!
#игрысребенком#гимнастика#развитиеречи#речь
‘,
nextArrow: »,
responsive: [{breakpoint: 1199, settings: {arrows: !1, infinite: !1, slidesToShow: 1}}]
})
})
Игры для развития речи для детей 3-4 лет: упражнения, шаблоны для скачивания
Если наблюдать за компанией детей-трёхлеток, можно удивиться, насколько отличаются их речевые навыки. Одни без проблем выражают свои мысли, делают умозаключения о предметах и явлениях. Другие с трудом выговаривают слова, ограничиваются односложными или двусложными предложениями. Дело в том, что у норм речевого развития в 3 года очень широкий диапазон. В статье расскажем, чему пора научиться малышу в 3-4 года, предложим игры и упражнения на развитие речи.
Аудио-версия статьи «ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ» Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачать. ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
Содержание
Нормы речевого развития детей 3-4 лет
Игры на увеличение словарного запаса
- Лото «Свойства предметов»
- Карточки-противоположности
- «Четвёртый лишний»
- «Логические парочки»
- Игра «Съедобное-несъедобное» с мячом
Игры на развитие силы голоса
Игры на развитие связности речи
- Пазлы из 3-4 деталей
- «Закончи фразу»
- «Что перепутал художник»
- «Хороший-плохой»
- Определяем последовательность картинок
Игры на фонематический слух
- «Поймай звук»
- «Эхо»
- Чистоговорки
- «Звуковое мемори»
- «Волшебная палочка»
Игры на развитие грамматических категорий
- «Цветной сундучок»
- «Один-много»
- «Сенсорный мешок»
- «Чей хвост?»
- Склонение существительных
Речевое развитие трёхлетки предполагает большой вариант упражнений и игр. Ребёнок в этом возрасте активно пополняет словарный запас, учится правильно использовать грамматические категории, а также составлять связные предложения. Надолго внимание малыша не удержать, 15-20 минут – предел усидчивости ребёнка в 3 года. Поэтому детям больше подходят не занятия за партой, а игры, в том числе, активные, на свежем воздухе.
Развивать речь ребёнка можно во время всех бытовых дел: на пути в детский сад, во время повседневных игр и чтения сказок перед сном. Чтобы определить, в каком направлении развивать речь ребёнка, нужно понимать нормы развития в этом возрасте.
Нормы речевого развития детей 3-4 лет
Если ребёнок уже начал говорить и у него не выявлено задержки речевого развития, то, скорее всего, он молчит только когда спит. То есть, трёхлетки очень много говорят – по делу и без него, с ошибками и чисто, осмысленными предложениями и несуществующими фразами.
Вот усреднённые нормы речевого развития детей 3-4 лет:
- Знает и говорит свои имя и фамилию, возраст, имена родственников.
- Обобщает предметы в группы, например, одежда, овощи и фрукты, звери, игрушки.
- Умеет рассуждать о предметах или явлениях, описывать их, делать простые выводы.
- Называет признаки предметов, например, яблоко зелёное, сладкое, сочное.
- Говорит простыми предложениями, используя подлежащее, сказуемое и одно-два второстепенных члена предложения.
- Использует глаголы.
- Регулирует громкость своего голоса.
- Замечает неправильное произношение звуков в собственной речи – ближе к 4 годам.
- Повторяет за взрослым предложения и может рассказать в общих чертах сюжет истории.
- Активный словарный запас быстро пополняется – в среднем, он достигает 800-1000 слов к 3 годам и увеличивается за последующий год ещё вдвое. Пассивный словарь значительно шире, ребёнок знает значения многих слов, что говорит об усвоении родного языка.
- Улучшается фонематический слух. Ближе к 4 годам дети учатся различать слова, отличающиеся одной фонемой.
Во всех этих направлениях ещё можно и нужно работать, совершенствуя навыки. Со временем дети будут расширять свой словарный запас, совершенствовать навык связной речи. Особое внимание стоит уделить развитию грамматических категорий, то есть связности слов в предложениях. Так как дети к этому периоду говорят практически всеми частями речи, то их нужно научить изменять их форму по числу, роду, склонению, спряжению, времени.
Также стоит пополнять активный словарный запас, работать над памятью и мелкой моторикой – она напрямую связана с речью. Не зря многие упражнения на развитие речи проходят совместно с совершенствованием мелкой моторики, например, с прописями или раскрасками.
К особенностям речевого развития в 3-4 года и трудностям можно отнести:
- Появление словотворчества. Дети активно придумывают новые слова, используя суффиксы и приставки из других слов, соединяя корни, используя за основу буквально всё, что было услышано.
- Сокращение длинных слов. Пропускается, как правило, или начало, или середина.
- Перестановка букв в середине слова.
- Пропуск согласных звуков при их стечении.
- Неправильное произношение сонорных и шипящих.
- Смягчение согласных там, где стоит твёрдый звук.
В течение года, занимаясь с ребёнком, вы заметите, что он будет пропускать всё меньше звуков, станет реже переставлять слоги. К 4 годам при правильном развитии его речь станет чище и совершеннее, она наполнится новыми словами и более сложными синтаксическими конструкциями.
Развивая речь, нужно уделить внимание не только словесным играм. Важно развивать и другие умения:
- Логика помогает составлять логично построенные предложения, осмысленные высказывания. Она необходима при выполнении таких заданий, как расставить картинки по порядку и рассказать по ним историю.
- Память и внимание. Чем лучше ребёнок будет воспринимать и запоминать информацию и детали, тем больше слов он будет использовать в речи, лучше будет составлять пересказ истории. Большинство норм языка ребёнок не изучает, а просто запоминает. И хорошая память – это прямая дорога к так называемой «врожденной грамотности».
- Мелкая моторика отвечает за координацию движений пальцев рук. Участок мозга, отвечающий за мелкую моторику, находится очень близко с тем, который распознаёт и синтезирует речь. Поэтому дети, любящие перебирать крупы и быстро осваивающие точные движения руками, скорее начинают говорить.
Поэтому большинство игр и упражнений будут не только увеличивать словарный запас и тренировать произношение, но и совершенствовать логику, память, внимание, мелкую моторику.
Игры на увеличение словарного запаса
Родители наращивают словарный запас малыша каждый раз, когда разговаривают с ним во время прогулки или дома, рассказывают обо всех предметах и явлениях, которые они видят, читают вместе книжки. Скороговорки, загадки, пословицы, пересказ мультфильмов – всё это может стать основой для обсуждения новых слов.
В повседневной жизни учите детей сравнивать предметы, находить общие и отличные черты. Чаще посещайте новые места, ведь в них можно встретить что-то неизвестное: предметы, явления, события, а это материал для беседы.
Лото «Свойства предметов»
Распечатайте материалы для лото, скачать их можно по ссылке ниже.
Карточки со словами разрежьте по пунктирной линии, всего их будет 72 штуки. Всем участникам игры раздайте по одинаковому количеству карточек с предметами. Играть можно как с компанией детишек, так и наедине с ребёнком, тогда половина картинок будет перед родителем.
Скачать лото
Взрослый достаёт карточку со словами и зачитывает их. Ребёнок находит предмет, к которому подходят все три свойства в одной карточке, и закрывает его, как в обычном лото. Например, хрупкий, прозрачный и стеклянный – стакан. Побеждает тот, кто первый закроет все 6 картинок в карточке, хотя, в этой игре явно важнее не победа, а участие.
Карточки-противоположности
Распечатайте карточки с антонимичными словами. Сперва просто смешайте их и попросите ребёнка найти ту или иную карточку по картинке на ней. Затем из стопки карточек пусть ребёнок найдёт противоположность тому предмету, который показываете вы.
Скачать карточки
Когда все пары подобраны, можно взять карточки на прогулку. На улице с ними удобно играть в находилки. Вытянули карточку «холодный» и начали искать, что холодного может найтись на улице? Потом можно взять пару противоположностей и по очереди называть, к чему она подходит. К примеру, взяли «быстрый/медленный» и начали перечислять, что бывает быстрое, а что – медленное.
«Четвёртый лишний»
Игра направлена на группировку предметов, изучение обобщающих слов, а также на развитие логики. Из четырёх предметов на картинке ребёнок должен определить то, которое отличается по свойствам, а потом объяснить свой выбор. Например, среди фруктов попался овощ.
Карточки для игры можно скачать тут:
Скачать карточки
«Логические парочки»
Игра развивает логику, память, внимание и увеличивает словарный запас. Для игры вам понадобятся картинки с логическими парами, например, гриб и лукошко, ключ и замок. Скачать их можно по ссылке ниже.
Скачать карточки
Сперва познакомьте ребёнка с картинками, пусть он найдёт логические пары. Возможно, ему вспомнятся ещё какие-то ассоциации, поддерживайте его в этом, подумайте, как продолжить каждый ряд новыми словами, вместе.
Потом потренируйте память. Выложите на стол 3-4 пары, пусть ребёнок постарается их запомнить. Затем уберите каждую вторую парную карточку, малышу нужно будет самому вспомнить, какие картинки там были. Постепенно можно увеличивать количество логических пар на столе.
Игра «Съедобное-несъедобное» с мячом
Играть можно один на один с ребёнком или в компании детей, главное условие игры – чтобы все участники умели отбивать мяч. Правила просты: ведущий встаёт напротив игроков и по очереди кидает всем мяч, сопровождая бросок словом.
Участник должен поймать мяч, если сказанное слово съедобное (фрукты, овощи, блюда, напитки), и отбить его, если оно несъедобное. Ведущий меняется с игроком местами, когда тот ошибается, например, ловит «несъедобный мяч».
Игры на развитие силы голоса
Игры направлена на то, чтобы ребёнок учился менять громкость, тембр голоса и скорость речи. Несколько вариантов игр:
- «Мамы и малыши». Играть можно с изображениями животных или игрушками. Взрослый показывает собачку со словами: «Как говорит собака? Она громко лает: гав-гав-гав», гавкать нужно низким тембром, ребёнок повторяет также. Потом показываем щенка: «А щенок лает тоненьким голоском: гав-гав-гав», соответственно, тембр голоса должен быть выше, голос тоньше. Ребёнок старается повторить. Таким образом можно перебрать разных зверушек, это же поможет повторить, кто лает, кто блеет, а кто ржёт.
- «Вьюга». Ветер воет «у-у-у». Попросите ребёнка показать, как воет ветер. Теперь произносите команды: «поднялась вьюга» – громкое «у-у-у», «вьюга кончается» – тихое «у-у-у», «вьюга кончилась» – тишина. Важно, чтобы ребёнок снижал и увеличивал силу и громкость голоса плавно, для этого можно «дирижировать» рукой: чем она выше, тем сильнее вьюга.
- «Быстро-медленно». Играть также можно с игрушками или картинками. Например, берём барабан и рассказываем: «Барабанщик стучит по барабану бом-бом-бом (медленно). Музыка стала быстрее, как стучит барабанщик? Бом-бом-бом (быстрее). Очень-очень быстро звучит барабан: бом-бом-бом». Ребёнок должен повторять звучание предмета с такой же скоростью. Таким же образом можно менять скорость капель дождя, прыжков зайца, стука колёс поезда и так далее. Здорово, если при этом вы вместе с ребёнком будете имитировать движения предметов руками.
- «Позови друга». Расставьте игрушки на разном расстоянии от ребёнка. Его задача – позвать всех к столу фразой «Зайчик (мишка, кукла), иди кушать». Чем дальше стоит игрушка, тем громче нужно говорить, но при этом не переходить на крик.
- «Испорченный телефончик». Классическая игра предполагает несколько участников, но в упрощённый вариант можно играть и вдвоём с ребёнком. По очереди тихо говорите на ухо слово или словосочетание, второй игрок должен произнести его громко. Можно выбирать смешные словосочетания или задать тематику игры, например, «что ты любишь на обед». И перечислять шёпотом варианты на ухо. Осторожно: игра может вызвать хохот!
Интонации хорошо развивает чтение книг по ролям и создание домашнего театра. Конечно, читать ребёнок в 3 года ещё не умеет, но реплики зверушек из «Теремка» может запомнить. А писк мышки-норушки сильно отличается от рёва медведя.
Игры на развитие связности речи
Ребёнку часто бывает трудно перейти от произношения отдельно стоящих слов к целым фразам и предложениям. Слова часто стоят не на своём месте или вовсе забываются. Говорить предложениями – целая наука, помогите ребёнку в этом!
Пазлы из 3-4 деталей
Можно соединять животное с детёнышем, а также с местом обитания и едой. Когда ребёнок соединит пазл, обязательно поговорите о каждом животном. По собранной картинке можно сделать небольшой рассказ: что ест, где живёт зверёк.
Скачать пазлы
Дополните рассказ своими сведениями, например, как говорит каждое животное (коза блеет, собака лает), какую пользу приносит людям (корова даёт молоко, овца – шерсть). Можно купить пластиковые, деревянные, картонные пазлы или распечатать на бумаге по шаблону.
«Закончи фразу»
Взрослый начинает предложение, а ребёнок его продолжает. Это непросто, потому что ему понадобится, во-первых, придумать слово, во-вторых, поставить его в нужную форму, в-третьих, следить за сюжетом. Связывайте фразы в 2-3 так, чтобы они составляли короткий сюжет, отталкивайтесь от ответов ребёнка.
Например:
- Мама: Утром Серёжа проснулся и пошёл в…
- Ребёнок: детский сад.
- М: Там он встретил…
- Р: воспитательницу.
- М: Воспитательница позвала его…
- Р: кушать кашу.
«Что перепутал художник»
Картинки с логическими ошибками называются нелепицы. Для возраста 3-4 года нужно брать простые картинки с одной заметной ошибкой.
Скачать картинки
Задача ребёнка простая: посмотреть на картинку, объяснить, что перепутал художник, а главное, рассказать, как должно быть правильно. Задание развивает логику, память, а также увеличивает словарный запас и способствует связности речи. Картинки-нелепицы можно скачать по ссылке.
«Хороший-плохой»
Для игры подойдёт любая простая сказка, например, «Красная Шапочка». После прочтения предложите ребёнку объяснить, какой герой хороший, а какой плохой.
Но нужно не только давать определение, а объяснить, почему. Например, Красная Шапочка хорошая, потому что она несёт бабушке гостинец.
Определяем последовательность картинок
Построение логической фразы всегда опирается на определение последовательности слов, событий. Научиться правильно выстраивать последовательности можно по простым картинкам.
Скачать карточки
Распечатайте, разрежьте их и попросите ребёнка расставить их по очереди. Затем спросите, что происходит на картинках. Если малыш уже приступил к изучению цифр, то можно разложить и нумерацию картинок.
Игры на фонематический слух
С этими играми ребёнок научится прислушиваться к тому, что звучит со всех сторон – это и слова, и звучание разных предметов. Различая разные звуки, ребёнок учится их дифференцировать в чужой речи и, впоследствии, в своей.
«Поймай звук»
Игра направлена на вычленение звуков, их различение на слух. Сажаем ребёнка перед собой и говорим: «Сегодня будут работать наши ушки. Им нужно слушать и узнавать звук.
Когда ты услышишь звук «У», лови его в ладошки руками – хлопай». Затем закройте рот листом бумаги, чтобы малыш ориентировался только на слух. Произносите гласные звуки, протягивая их, радуйтесь «пойманным» ребёнком звукам.
Грибник потерялся в лесу, он кричит «АУ», а эхо ему вторит. Сейчас ребёнок будет играть за эхо, которое передразнивает грибника. Произносите разное сочетание гласных, а ребёнок будет их повторять.
Чистоговорки
Короткие стишки помогают оттачивать произношение определённого слога. Это отличный способ закрепить различение мягких и твердых фонем, для этого чередуйте сперва одно звучание, затем другое.
Скачать чистоговорки
Например, со-со-со, затем се-се-се. Карточки с чистоговорками можно скачать по ссылке выше, при частом повторении ребёнок сам будет рассказывать стишок, глядя на картинку.
«Звуковое мемори»
Вам понадобится много (не менее 10) одинаковых коробочек или непрозрачных контейнеров. Отлично подходят коробки из-под спичек или яйца из-под киндеров. В них нужно засыпать какие-то мелкие предметы так, чтобы коробочки составили пары.
Можно засыпать: песок, горох, пшено, скрепки, бисер, пуговки, стразы и другие мелочевки. Задача ребёнка простая – трясти коробочки, прислушиваться с звучанию и находить звуковые пары.
«Волшебная палочка»
Возьмите деревянную палочку и покажите, как она может заставлять предметы звучать. Постучите палочкой по разным предметам – по мягкой мебели, металлической кастрюле, деревянной ножке стола.
Возьмите палочку с собой на прогулку, чтобы проверить её волшебство и услышать ещё больше звуков.
Игры на развитие грамматических категорий
Возраст от 3 до 4 лет – самый важный для правильного грамматического согласования слов внутри фразы. Сперва ребёнок осваивает согласование прилагательное+существительное по роду и числу, затем более сложные сочетания: с глаголами, числительными, а также с существительными в косвенных падежах.
«Цветной сундучок»
Попросите ребёнка собрать цветной сундучок с сокровищами. Это коробка, в которую нужно положить свои игрушки и другие предметы одного цвета. После того, как первое задание будет выполнено, нужно рассмотреть сокровища и сделать их «опись».
Для этого по очереди доставайте игрушки и предметы, называя их. Конечно, вместе с выбранным цветом. Например, если ребёнок собирал синий сундук, «опись сокровищ» может выглядеть так: «Синий мяч, синяя кукла, синее перо, синие колготки». Таким же образом поступите с другими цветами.
«Один-много»
Раскладывая карточки с одним и несколькими предметами, можно закрепить образование словосочетаний во множественном числе.
Скачать карточки
Показывайте одну карточку и говорите, что на ней нарисовано: «У меня одна лягушка», доставайте вторую со словами: «У тебя много лягушек». Потом можно усложнить игру, считая предметы. Согласование слов будет меняться: «Один заяц, два зайца, пять зайцев». Скачать карточки можно по ссылке выше.
«Сенсорный мешок»
Соберите в непрозрачный пакет разные небольшие предметы. Они должны быть разными по тактильным ощущениям, изготовлены из разных материалов, например, резиновый мячик, пластиковая вилка, деревянный кубик, стеклянный стакан, металлическая ложка, шерстяные носки, меховой воротник, бумажная тетрадь и так далее.
Задача ребёнка – с закрытыми глазами достать предмет, потрогать его, определить, из чего он сделан. Если с закрытыми глазами ребёнок затрудняется с ответом, снимите повязку. Проговаривайте каждый раз: мячик из резины – резиновый мячик. Дополнительно можно описать и другие характеристики предмета: металлическая ложка холодная, пластиковая вилка острая.
«Чей хвост?»
Это игра с прищепками, поэтому она не только развивает умение создавать притяжательные прилагательные, но и направлена на мелкую моторику.
Скачать картинки
Ребёнку нужно прикрепить хвосты животным, проговаривая каждый раз: «Это хвост лисы. Чей хвост? Лисий». Картинки для скачивания по ссылке выше.
Склонение существительных
Конечно, ребёнок не будет заучивать падежные окончания. Но интуитивно он уже учится подбирать правильные окончания. Тренировать и закреплять это умение можно, играя в вопрос-ответ. Задавайте вопросы так, чтобы получить ответ в нужном падеже:
- Винительный: Кого увидела собака на дереве? Белку. Что несёт мальчик в портфеле? Книжки.
- Предложный: На ком красное платье? На девочке. На чем катается мальчик? На самокате.
- Дательный: Кому мальчик наливает молоко? Кошке. К чему девочка пришивает пуговицу? К кофте.
- Творительный: С кем гуляет девочка? С собакой. Чем мама режет капусту? Ножом.
- Родительный: У кого котята? У кошки. Чего много на яблоне? Яблок.
Этими играми не ограничиваются занятия на развитие речи с трёхлеткой. Ребёнок в период 3-4 лет представляет собой очень плодородную почву – сколько семян посадишь, столько ростков и взойдёт. Поэтому так важно много говорить с ребёнком, читать и, конечно, играть в игры на развитие речи.
Эффективные домашние упражнения для развития речи и языка
С раннего возраста родители оказывают огромное влияние на развитие речи и языка своих детей. Нас, логопедов, постоянно спрашивают: «Как мне заставить моего ребенка говорить?» или «Что я могу сделать дома, чтобы облегчить разговор?» Чтобы помочь родителям, Вестсайд собрал «набор трюков», чтобы практиковать их дома.
Часто мы думаем, что дети так малы, что не общаются с нами. Это заблуждение. Даже при рождении дети общаются, смеясь, улыбаясь, плача и жестикулируя в сторону родителей. Родители могут использовать приведенные ниже методы, чтобы начать способствовать развитию речи своих детей.
Идеи для развития речи и языка для детей в возрасте от 0 до 2 лет
(1) Как можно больше разговаривайте и играйте с ребенком. Дети изучают язык, играя и подражая другим. Произносите простые звуки, такие как «мама», «папа» и «баба». Хотя дети не могут обрабатывать длинные предложения, они могут обрабатывать основные команды и слова. Занимайтесь с ребенком и подражайте его действиям. Вскоре они узнают значение различных жестов и движений на основе вашей реакции. Важно рано начать путь к развитию речи и языка.
Вот несколько распространенных способов продуктивного взаимодействия с ребенком:
Играйте с ним в такие игры, как прятки или пирожные. Это способствует развитию крупной и мелкой моторики, а также развитию навыков речи и языка.
Разговаривайте с ребенком во время купания, кормления и одевания. Говорите о том, что вы делаете, куда идете и т. д. — все это помогает им усвоить повседневные дела.
Во время игры указывайте на цвета и формы и считайте предметы.
Расскажите о звуках животных; это поможет вашему ребенку соединить звук и животное. Используйте такие слова, как «Собака говорит гав-гав».
Используйте расширение фраз, добавляя к тому, что говорит ваш ребенок. Когда ваш ребенок говорит «Мама», ответьте предложением, которое расширяет начальную вокализацию. Хорошим ответом будет: «Вот мама. Мама любит тебя».
(2) Используйте «стратегию OWL» — наблюдайте, ждите, слушайте. Следуйте за ребенком. То, на что смотрит ребенок, ему интересно, а если ему это интересно, то он с большей вероятностью будет об этом говорить. Не говорите «Говори…». Вместо этого смоделируйте то, что вы хотите, чтобы они сказали. Заставьте ребенка подражать вам. Если они будут подражать вашим действиям, они научатся подражать вашим звукам и словам!
(3) Прочтите своему ребенку. Выбирайте прочные книги с большими красочными картинками. Не обязательно читать каждое слово в книге, достаточно говорить о картинках. Спрашивайте ребенка, например: «Что это?» и попытайтесь заставить ребенка указывать на предметы или называть их.
Идеи для развития речи и языка для детей от 2 до 4 лет
(1) Говорите четко со своим ребенком и будьте хорошим образцом речи. Повторяйте то, что говорит ваш ребенок, чтобы показать, что вы его понимаете. Если ребенок предлагает сок, вы можете использовать такие слова, как «Хочешь сок? У меня есть сок. У меня есть яблочный сок. Хочешь яблочный сок?» Помните, что иногда можно использовать детский лепет, но обязательно используйте и взрослые слова. Например: «Пора гам-дин» против «Сейчас будем ужинать».
(2) Помогите ребенку понять и задать вопросы, играя в игру «да-нет». Задавайте такие вопросы, как «Вы Джек?» и «Может ли свинья летать?» Пусть ваш ребенок придумывает вопросы и пытается вас одурачить; это интересный способ стимулировать их мозг. Задавайте вопросы, которые включают выбор. «Хочешь яблоко или чернику?» «Ты хочешь надеть красную или синюю рубашку?» Помогите ребенку выучить новые слова, называя части тела, и расскажите, что вы с ними делаете. Пример: «Это мой нос. Вместе с ним я чувствую запах цветов, пирожных и мыла».
(3) Помогите ребенку найти ритм речи, напевая простые песенки и потешки.
(4) Сыграйте в игру «Ящик с предметами». Попросите ребенка взять предмет из коробки с предметами и рассказать вам, как он называется и как его использовать. Это помогает им узнать, что такое предметы и как правильно произносить их названия.
(5) Покажите фотографии знакомых людей и мест и расскажите о них.
Для получения дополнительной информации посетите следующие веб-сайты экспертов по речи и языкам.
- Советы родителям для ребенка, который… общается словами, без слов, предложениями и т. д. http://www.hanen.org/Helpful-Info/Parent-Tips.aspx
- https://www.asha .org/public/speech/development/chart.htm
10 речевых упражнений, которые можно выполнять дома во время карантина
4 мин · Советы и упражнения
4 мая 2020 г.
Речевые навыки развиваются в определенном возрасте большинство детей. Не начинает лепетать в 4 месяца или не реагирует на речь в 9месяцев может указывать на задержку речи.
У детей с расстройствами аутистического спектра также наблюдается задержка речи. Тем не менее, существует практик и ресурсов для поощрения развития речи детей, таких как логопед.
Мы хотели составить список из 10 речевых упражнений, идеально подходящих для логопедической терапии на дому в это время, когда доступ к SLP невозможен.
Что такое логопедия?
Это вмешательство, проводимое логопедом, чтобы помочь ребенку улучшить свои языковые навыки. Он используется, чтобы помочь с такими вещами, как беглость речи и артикуляция.
Логопед также помогает понимать детей. Цель практики состоит в том, чтобы научить ребенка общаться ясно и понятно. Дети учатся интерпретировать и понимать язык.
Читайте: Нужен ли моему ребенку логопед?
Что происходит в логопедии для малышей?
Необходима профессиональная помощь. Речевые патологи могут помочь детям с языковыми и речевыми проблемами.
Сначала логопед определит, как лучше всего поступить в данной ситуации. Во время логопедической терапии используется несколько техник:
- Использование досок с картинками
- Подписание или ввод
- Тренировка лицевых мышц для улучшения артикуляции
- Модулирование тона голоса
- Понимание языка тела
Эти методы направлены на изменение социального общения и поведения. Это, в свою очередь, повысит социальное признание ребенка. SLP часто сотрудничают с опекунами ребенка, чтобы обеспечить лучший и более подходящий уход.
С помощью логопеда дети с аутизмом становятся более социально осведомленными. Хотя ни один метод не доказал свою эффективность, сочетание пары может быть действительно полезным для речи и языка ребенка.
Существуют различные другие методы. Логопед и лечащий врач вашего ребенка выберут наиболее подходящие.
В дополнение к профессиональной помощи существуют и другие вспомогательные методы логопедической терапии на дому. Мы составили список из 10 речевых упражнений и занятия, которые вы можете выполнять с ребенком дома.
Особенно 10-й — самый веселый и увлекательный для детей.
- Позвоните своему ребенку. Начните говорить с самого рождения. Болтайте в ответ, когда они воркуют. Когда ребенок сосредоточен на общении, ему будет предложено говорить. Не заставляйте их говорить все сразу.
Случайное общение на самом деле поможет вашему ребенку понять, когда что нужно использовать. Подражание звукам и жестам — самый естественный способ обучения речи. Это упражнение поможет малышу в этих аспектах.
- Спойте ребенку — это еще один способ побудить его говорить. Песни помогут им выучить и запомнить новые слова. Их умение слушать также будет развиваться.
Пение песен может помочь расширить словарный запас вашего ребенка. С этой целью рифмы — отличный инструмент, и в песнях их полно.
- Читайте книги вместе с ребенком, даже когда он совсем малыш. Чтение вслух соответствующих возрасту книг с описанием картинок привлечет их внимание. Пока вы будете называть вещи в книге, у ребенка будет наглядное пособие.
Это может стимулировать изучение новых слов. Как и жесты, чтение книг вслух расширяет словарный запас ребенка.
- Опишите свою повседневную деятельность. Находясь в продуктовом магазине, укажите на овощ и назовите его. Объясните, что вы делаете во время приготовления еды. Укажите на предметы вокруг дома, когда вы убираете его. Сделайте свои объяснения простыми.
Рассказывание историй — еще один замечательный инструмент, который побуждает вашего ребенка говорить и делиться дополнительной информацией. Вы можете превратить простые рутинные действия в маленькие истории, добавляя элементы, которые интересны вашему ребенку.
- Ограничение доступа вашего ребенка к таким вещам, как игрушки или еда, в конечном итоге заставит его обратиться за помощью. Хайди из Mommy Speech Therapy предлагает действительно умные способы заставить вашего ребенка говорить.
Это прекрасная возможность показать им, как сделать запрос. Это своего рода «заманчивые» способы поощрения разговора.
Очень важно слушать своего ребенка. Дайте им время подумать и подготовить ответ. Не стоит сразу заполнять тишину.
Издавать глупые звуки со звуками букв предлагает Mandi из Mommyish в своем блоге. В статье она утверждает, что практика действительно помогает детям практиковать звуки, необходимые для речи. Не только звуки, но и формы, создаваемые ртом, также помогут вашему ребенку тренировать мышцы лица, чтобы произносить слова.
Технология может многое предложить. В Интернете есть множество инструментов для продуктивной логопедической терапии, а также для развлечения. Существуют также мобильные варианты, такие как Otsimo | Логопедия. Вы можете загрузить приложение на свой телефон или планшет и практиковать качественную логопедическую терапию, не выходя из дома.
Использование забавных фильтров, Otsimo | Логопедия займет вашего ребенка, как ничто другое, и научит его более четко формулировать слова.
Приходите с более чем 200 тысячами семей!
Давайте лучше общаться!
Скачать бесплатно.
Сертифицированное логопедическое приложение
, разработанное с помощью SLP.
Логопедия Otsimo
Скачать бесплатно
- Займите своего ребенка физическими упражнениями . Использование лицевых мышц может помочь детям артикулировать слова. Например, вы можете надувать пузыри вместе. Кроме того, повторение слов перед зеркалом поможет вашему ребенку подражать вам и научиться произносить буквы.
Подражание – один из самых эффективных приемов обучения речи детей. Было бы отличной практикой тренировать навыки подражания, пока вы дома.
- Задайте много вопросов своему ребенку. Не забудьте указать темы, интересующие вашего ребенка, чтобы ему было проще присоединиться к разговору.