Какие бывают детские страхи, и что с ними делать. Страхи у ребенка 4 лет


Страхи у детей 3-4 лет

Здравствуйте, уважаемые  читатели  и гости моего блога!Продолжим разговор о детских страхах...Отмечу, что данная статья основана на  книге Евгении Чех Мне страшно. Расскажи мне  сказку. Я  рекомендую эту книгу  всем родителям, педагогам, коллегам. Книга написана легко, читать ее интересно. В книге  содержатся  основы  теории и МНОГО ПРАКТИЧЕСКИХ рекомендаций, представлены  методы  диагностики, которые  могут проводить и  родители, варианты сказок и рекомендации по их составлению. Эта  книга  - находка!Итак, в  каждом  возрасте  свои  страхи. Начнем с детей  3-4 лет. Чего боятся  эти  еще  не  очень взрослые дети?  Страхи, возникающие в определенные возрастные периоды, свидетельствуют о том. что ребенок достиг очередной ступеньки развития. К сожалению, такого рода страхов не избежать. Более того, родители, пытающиеся оградить малыша от реалий этого мира, оказывают ему медвежью услугу. Они рискуют вырастить абсолютно не приспособленного к существованию в обществе человека, который впоследствии столкнется с большим количеством проблем. Ведь страх, сопровождая все новое, незнакомое нам до этого, стимулирует нас к активизации усилий по овладению новым знанием или навыком. Каждая ступень развития сначала знаменует собой страх, который надо преодолеть. В этом смысле страхи необходимы нашим детям. В возрасте 3-4 лет психические процессы ребенка имеют непроизвольный характер. То есть малыш не может пока по собственному желанию концентрировать свое внимание, восприятие на одном объекте. Любое новое впечатление переключает его на новый объект. Речь малыша находится в становлении. Мышление в этом возрасте конкретное. Ребенок может размышлять о вещах и явлениях, которые находятся в его непосредственном окружении.Кроме того, на этот возраст приходится так называемый кризис трех лет, свидетельствующий о возникновении самосознания и воли малыша. Обратите внимание, что переживание кризиса истощает защитные силы организма и часто приводит к возникновению страхов.Страх темноты. И вот в такой ситуации развития малыш сталкивается со странными, необъяснимыми пока вещами. Например, темнота. Что это за штука такая, при которой ты больше ничего не видишь? Куда подевалась комната, а главное, мама? Их съел кто-то? Взрослые, конечно, уверяют, что ничего страшного. Ага, ничего страшного... К тому же, если ты ничего не видишь, никакой гарантии, что там не спрятался какой-нибудь  злодей. Скорее всего, именно так и есть.Очень важно отдавать себе отчет  в  выборе  слов. Если  взрослы говорит: ничего страшного - ребенок  слышит слово "страшно", а  значит  есть чего боятся, но  мама  почему-то меня уговаривает, значит сама  не  знает,  что делать.  Это относится ко многим  ситуациям. Например, мама  говорит ребенку, идущему  в  садик: ничего не бойся, если  тебя  будут обижать, если  ты  заплачешь, если  ты  не захочешь спать  и  т.д. Что слышит ребенок, как  он  будет воспринимать  детский сад?...Следует подумать об этом (особенно если  ребенок  только адаптируется  к саду). О злодеях. Как раз в этом возрасте на малыша обрушивается огромное количество информации о всякой нечисти. Это мы со сказками знакомимся. Так что мир больше не прекрасный и удивительный, а полон всяких Баб Йог, Кащеев, Бармалеев, Леших, Змеев-Горынычей. Подобные персонажи мало того что страшные сами по себе, их еще и не может в этом возрасте в полной мере детская психика представить. А все непостижимое в первую очередь вызывает страх, так как может быть опасным.К явлениям подобного ряда относятся и остальные типичные страхи 3-4 лет - воды, огня, пожара. Врачи со своими уколами приносят вполне конкретную боль, и это уже страхи вполне прямые и понятные. Конечно,малыш не может оценить последующую пользу от укола и защищает свое тело от ущерба.Боязнь кошмаров. Примерно с четырехлетнего возраста часто возникает боязнь кошмаров. Еще одно приобретение развивающейся психики. -ребенок видит сны и может сохранять воспоминание о них после пробуждения. Соответственно, не все они приятные. А страшные сны говорят о тревоге, переживаемой ребенком.Пример из практики Евгении Чех. Егору 4 года, вот уже несколько месяцев его беспокоят ночные кошмары. «На меня нападает огромное черное чудовище, оно хочет меня съесть. Оно уже разевает огромную пасть, и тут я просыпаюсь. Мне очень страшно!» Так описывает свой страх Егор.Мы стали выяснять, как выглядит чудовище. По описанию мальчика, чудовище сильно смахивало на собаку. Следующий вопрос, состоял в том, был ли у Егора в недавнем прошлом контакт с собакой. Мама вспомнила, что у их друзей действительно есть большая черная собака — лог. «Но он совершенно не опасный, наоборот, очень любит детей», — поспешила успокоить мама. Животное —дело очень хорошее. Некогда оно в два, а то и три раза больше вас, имеет острые зубы и оглушительно лает — захотите вы с ним а одной комнате находиться? Оказалось, что на ближайшие выходные был запланирован поход в гости к этим знакомым. Проблема ночных кошмаров решилась очень просто. Как только Егор узнал, что они не пойдут в гости к этим знакомым, страшные сны исчезли без следа.

Это не единственный случай, когда детей принуждают общаться с животными, которые вызывают страх. Чтобы не боялись. К сожалению, подобное «лечение» способно закрепить страх и перевести его в форму фобии, для избавления от которой могут потребоваться годы. Пожалуйста, помните об этом и внимательно наблюдайте за реакцией ребенка, чтобы не нанести ему невольно вреда.

Продолжение следует.....

reshetova.blogspot.ru

Какие бывают страхи у детей 3-4 лет

Детские страхи, и что с ними делать?

По большей части, мы сами учим наших детей бояться. Какое-то неосторожное слово может навсегда отложиться в памяти ребенка и привести к непоправимым последствиям, когда он будет бояться уже на бессознательном уровне.

 

hello_html_m3e464b02.jpg

Что такое страх?

Страх - это реакция человека на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека реагирует на опасность (не важно, действительную или мнимую) резким выделением адреналина в кровь. Организм под действием адреналина тут же начинает "убегать" от опасности, даже если убегать вовсе никуда и не надо, а надо сесть и подумать.

Страх - это привычное чувство. Испытав его однажды в какой-то травмирующей ситуации, мы будем испытывать его в аналогичной ситуации снова и снова.

Страх появляется с опытом. Нас пугает то, что когда-то потревожило нашу душу и сознание. Редко кто боится тех предметов и ситуаций, в которых реально никогда не оказывался, или хотя бы не видел или не читал об этом. Страхи появляются вместе с познавательной деятельностью, когда ребенок растет и постепенно начинает познавать окружающий мир. Он развивается в социуме, и ведущую роль в воспитании играют взрослые. Поэтому от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит психическое здоровье ребенка.

Откуда берутся страхи?

1) Конкретный случай, напугавший ребенка

2) Особенности характера ребенка (закреплению страхов способствуют такие черты, как тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, чрезмерная зависимость от других людей (родителей, воспитателей, учителей), физическая и психическая незрелость, болезненность)

3) Запугивающее воспитание («быстро спать, а то сейчас баба-яга заберет!», «Не убегай, а то дядя тебя посадит в мешок и унесет с собой!», «деток, которые плохо едят, забирает медведь в темный лес!»)

4) Излишняя родительская опека: «Туда не ходи, там опасно», «Этого не трогай, порежешься» (внушенные страхи, ребенку передается повышенная тревожность родителей)

5) Суровые наказания или угрозы, авторитарное воспитание

6) Ссоры между родителями

7) Детские фантазии (часто их провоцируют страшные сказки, фильмы, мультфильмы, книги со страшными сюжетами, услышанные взрослые разговоры, компьютерные игры)

Первая причина напрямую связана со второй и третьей - потому что не у всех детей травмирующий конкретный случай превращается в страх. Во многом это зависит от особенностей характера малыша (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.) А эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают ребенка: «Не будешь спать - заберет Баба-Яга!»

По большей части, мы сами учим наших детей бояться. Какое-то неосторожное слово может навсегда отложиться в памяти ребенка и привести к непоправимым последствиям, когда он будет бояться уже на бессознательном уровне. Причиной детских страхов могут быть многочисленные запреты со стороны родителей и воспитателей, а так же гнев и угрозы взрослых в адрес ребенка.

Но самые распространенные - это внушенные страхи. Их источник - взрослые, окружающие малыша (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи - упадешь», «Не бери - обожжешься», «Не гладь - укусит». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже ясно чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, который может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. Конечно, когда ребенок вырастет, страх притупится, но не исчезнет!

Детская фантазия - одна из наиболее частых причин страха. Ребенок - существо эмоциональное. Нередко он сам придумывает себе предмет страха. Но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то пофантазирует, немножко побоится (кто из нас не прятался в детстве под одеялом?), а потом забудет и успокоится. А у кого-то эти фантазии могут привести к непоправимым последствиям.

Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей и боится оказаться их причиной. Также очень часто причиной страха у ребенка могут быть взаимоотношения со сверстниками. Если детский коллектив не принимает ребенка, обижает его, и малыш не хочет идти в садик, вполне вероятно, что он боится быть униженным, отверженым. Так же причиной может быть распространение страхов среди детей. Например, более сильный ребенок может запугивать малыша разными историями, "внушать" свой страх.

Виды страхов.

Некоторые страхи сопровождают определенный возрастной период.

У детей до года они выражаются в беспокойстве при громких звуках, а также связанные с отсутствием матери или с ее настроением.

В 2-3 года ребенок может бояться наказаний, боли (например, у врача), одиночества и особенно темноты. Эти страхи типичны и нормальны для ребенка этого возраста.

В 3-4 года появляются страхи, связанные с развитием фантазии ребенка. Малыш может сам придумать какое то чудовище и потом долго его бояться, думая, что оно живет под шкафом.

У детей 6-7 лет может появиться страх смерти, своей или своих близких. Ребенок уже знает, что человек может умереть, поэтому многие обычные бытовые или природные ситуации (гром, гроза и т.п.) могут вызывать панику.

Как победить страх?

Если родители видят, что страх не причиняет ребенку особого беспокойства, можно попробовать справиться своими силами. Существует много методов для выявления страхов.

1) Для начала нужно поговорить с ребенком. Нужно осторожно и доброжелательно выяснить, чего именно ребенок боится.

2) Реакция родителей на наличие страха должна быть спокойной. Нельзя оставаться равнодушным, но и сильное беспокойство, отрицательный эмоциональный фон могут привести к усилению проблемы.

3) Чем больше ребенок будет говорить о страхе, тем быстрее он сможет от него избавиться.

4) Поделитесь с ребенком своим опытом, расскажите о том, чего вы боялись в детстве и почему, и обязательно о том, как вы перестали бояться.

5) Очень хороший метод - это сочинить вместе с ребенком сказку или рассказ на тему его страха. Конец истории должен быть обязательно о том, как герой побеждает страх.

6) Нарисовать страх - это самый распространенный и действенный метод борьбы с ним. А после того как ребенок нарисует, сжечь бумажку с рисунком, и обязательно объяснить малышу, что страха больше не существует, что вы его сожгли, и он больше никогда не побеспокоит его.

7) Для борьбы со страхами можно также использовать игру или инсценировки. Это лучше делать в группе детей. Поэтому родители самостоятельно не могут воспользоваться этим методом, и должны действовать совместно со специалистом-психологом, проводящим групповую терапию.

8) Общение ребенка со сверстниками, у которых тоже есть страхи, само по себе является отличным методом коррекции невроза страха. Ребенок будет ощущать моральную поддержку, новые знакомства помогут ему отвлечься от своих мыслей (те самые рассказы после отбоя в пионерских лагерях - отличный пример, прообраз тематических форумов будущего). 

infourok.ru

Страх у ребенка в 3 года

Страх у ребенкаКогда моему ребенку исполнилось 3 года у него появились первые страхи. Ему стало страшно оставаться в темноте одному, он стал бояться вымышленных героев и даже отрицательных героев из сказок. Позже начал бояться отрицательных героев из новых мультиков. Убегал из комнаты и смотрел немного выглядывая из комнаты. Чувство страха было достаточно сильным, что причиняло беспокойство ему и конечно мне.

Начитавшись разной литературы, я смогла помочь ребенку избавиться от страха, вернее до конца конечно нет. Но сейчас все намного проще.

Поделюсь своими рекомендациями, как нам удалось справиться с этой проблемой.

Начну с того, что страх у ребенка вполне естественный этап развития в возрасте трех лет. У некоторых страх возникает немного раньше, у некоторых позже. Страх обусловлен тем, что у ребенка начинает активно работать воображение. Его разум рисует разных персонажей, разные ситуации, но ребенок пока не осознает, что это всего лишь вымысел. Иногда сложно понять, чего конкретно боится ребенок. Ведь ни каждый ребенок в 3 года может четко объяснить свой страх, иногда он и сам этого не понимает.

Как избавить ребенка от страха?
  1. Никогда, никогда не пугайте ребенка бармалеями, баба-ежками и прочими страшными персонажами. Ведь потом вы будете читать детям сказки, где могут быть эти персонажи. Ребенок будет бояться и появиться не желание читать. А его воображение придумает, что страшилка живет в шкафу или под кроватью. Я совершила одну ошибку, пугала ребенка «дядей Соседом», который придет сейчас и поругает. В результате ребенок боится соседа, которого даже не знает.
  2. Ни в коем случае не говорите: «Ты же мальчик, ты должен быть смелым» или «Хватит выдумывать, нет здесь никого». Лучше постарайтесь в разговоре с малышом выяснить, чего конкретно он боится, как выглядит этот страшилка, что может ему сделать.
  3. Согласитесь с ребенком, что наверно действительно живет в комнате страшилка. Но включите фантазию и придумайте какую-нибудь историю типа: «Да, ты знаешь, я вчера встретила этого привидения. И представляешь, он оказывается совершенно не злой. Просто у него совсем нет друзей. Ему грустно от этого и поэтому он злится и пугает ребятишек. Но если с ним подружится, то наверняка он перестанет тебя пугать». Предложите ребенку сделать подарок для страшилки или нарисовать открытку, или нарисовать «свой страх» в кругу друзей. Нам очень помогла книжка «Спокойной ночи, Каролина!» (автор Хайн Якоб). Сказка о смелой девочке, которая подружилась с чудиком, который жил у нее под кроватью.Детские страхи
  4. Можно поиграть со страшилкой. Например, придумать игру, где выдуманный персонаж будет выполнять добрые поручения или задания.
  5. Придумайте оберег для ребенка, например, любимая плюшевая собачка, которая всегда защитит малыша.
  6. Если все вышеуказанные пункты не помогли, то есть еще такой интересный способ как присоединиться к страху ребенка. Согласитесь, что вместе всегда легче пережить неприятности, сложности и страхи. Просто скажите ребенку, что тоже боитесь это существо. И предложите бояться вместе. Как ни странно, но это тоже хорошо помогает. Проверено на своем ребенке 🙂 Сначала вы пару дней боитесь вместе, а потом как-то страх уходит сам собой. Ведь вместе уже не так страшно.
  7. Никогда не высмеивайте ребенка и не стыдите его. А то к чувству страха добавиться еще и чувство вины, от которого избавиться будет еще сложнее.
  8. Старайтесь в этот период трех-четырех лет меньше смотреть мультики и книжки со страшными персонажами.
  9. Следите за тем, как вы отвечаете на вопросы детей. Однажды Максим спросил меня, что такое крапива и почему ее все бояться. Я сказала, что это такая травка, которая кусается. Мой ребенок потом долго боялся ходить по траве, чтобы не дай бог не наткнутся на крапиву. пришлось потом долго объяснять, что я пошутила, и рта и зубов у крапивы нет. И что она не кусается, а немного щипает, но растет в оврагах, где дети обычно не гуляют.

Если у вас есть свои советы, как вы боролись со страхами детей, обязательно делитесь.

Еще почитать по этой теме:

На этом у меня все. Всем отличного солнечного настроения!

Наталья Соколова.

natalisokolova.ru

Какие бывают детские страхи, и что с ними делать - Статьи - Дети 3-7 лет

Что такое страх?

Страх - это реакция человека на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека реагирует на опасность (не важно, действительную или мнимую) резким выделением адреналина в кровь. Организм под действием адреналина тут же начинает "убегать" от опасности, даже если убегать вовсе никуда и не надо, а надо сесть и подумать.

Страх - это привычное чувство. Испытав его однажды в какой-то травмирующей ситуации, мы будем испытывать его в аналогичной ситуации снова и снова.

Страх появляется с опытом. Нас пугает то, что когда-то потревожило нашу душу и сознание. Редко кто боится тех предметов и ситуаций, в которых реально никогда не оказывался, или хотя бы не видел или не читал об этом. Страхи появляются вместе с познавательной деятельностью, когда ребенок растет и постепенно начинает познавать окружающий мир. Он развивается в социуме, и ведущую роль в воспитании играют взрослые. Поэтому от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит психическое здоровье ребенка.

Откуда берутся страхи?

1) Конкретный случай, напугавший ребенка

2) Особенности характера ребенка (закреплению страхов способствуют такие черты, как тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, чрезмерная зависимость от других людей (родителей, воспитателей, учителей), физическая и психическая незрелость, болезненность)

3) Запугивающее воспитание («быстро спать, а то сейчас баба-яга заберет!», «Не убегай, а то дядя тебя посадит в мешок и унесет с собой!», «деток, которые плохо едят, забирает медведь в темный лес!»)

4) Излишняя родительская опека: «Туда не ходи, там опасно», «Этого не трогай, порежешься» (внушенные страхи, ребенку передается повышенная тревожность родителей)

5) Суровые наказания или угрозы, авторитарное воспитание

6) Ссоры между родителями

7) Детские фантазии (часто их провоцируют страшные сказки, фильмы, мультфильмы, книги со страшными сюжетами, услышанные взрослые разговоры, компьютерные игры)

Первая причина напрямую связана со второй и третьей - потому что не у всех детей травмирующий конкретный случай превращается в страх. Во многом это зависит от особенностей характера малыша (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.) А эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают ребенка: «Не будешь спать - заберет Баба-Яга!»

По большей части, мы сами учим наших детей бояться. Какое-то неосторожное слово может навсегда отложиться в памяти ребенка и привести к непоправимым последствиям, когда он будет бояться уже на бессознательном уровне. Причиной детских страхов могут быть многочисленные запреты со стороны родителей и воспитателей, а так же гнев и угрозы взрослых в адрес ребенка.

Но самые распространенные - это внушенные страхи. Их источник - взрослые, окружающие малыша (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи - упадешь», «Не бери - обожжешься», «Не гладь - укусит». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже ясно чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, который может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. Конечно, когда ребенок вырастет, страх притупится, но не исчезнет!

Детская фантазия - одна из наиболее частых причин страха. Ребенок - существо эмоциональное. Нередко он сам придумывает себе предмет страха. Но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то пофантазирует, немножко побоится (кто из нас не прятался в детстве под одеялом?), а потом забудет и успокоится. А у кого-то эти фантазии могут привести к непоправимым последствиям.

Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей и боится оказаться их причиной. Также очень часто причиной страха у ребенка могут быть взаимоотношения со сверстниками. Если детский коллектив не принимает ребенка, обижает его, и малыш не хочет идти в садик, вполне вероятно, что он боится быть униженным, отверженым. Так же причиной может быть распространение страхов среди детей. Например, более сильный ребенок может запугивать малыша разными историями, "внушать" свой страх.

Виды страхов.

Некоторые страхи сопровождают определенный возрастной период.

У детей до года они выражаются в беспокойстве при громких звуках, а также связанные с отсутствием матери или с ее настроением.

В 2-3 года ребенок может бояться наказаний, боли (например, у врача), одиночества и особенно темноты. Эти страхи типичны и нормальны для ребенка этого возраста.

В 3-4 года появляются страхи, связанные с развитием фантазии ребенка. Малыш может сам придумать какое то чудовище и потом долго его бояться, думая, что оно живет под шкафом.

У детей 6-7 лет может появиться страх смерти, своей или своих близких. Ребенок уже знает, что человек может умереть, поэтому многие обычные бытовые или природные ситуации (гром, гроза и т.п.) могут вызывать панику.

Как победить страх?

Если родители видят, что страх не причиняет ребенку особого беспокойства, можно попробовать справиться своими силами. Существует много методов для выявления страхов.

1) Для начала нужно поговорить с ребенком. Нужно осторожно и доброжелательно выяснить, чего именно ребенок боится.

2) Реакция родителей на наличие страха должна быть спокойной. Нельзя оставаться равнодушным, но и сильное беспокойство, отрицательный эмоциональный фон могут привести к усилению проблемы.

3) Чем больше ребенок будет говорить о страхе, тем быстрее он сможет от него избавиться.

4) Поделитесь с ребенком своим опытом, расскажите о том, чего вы боялись в детстве и почему, и обязательно о том, как вы перестали бояться.

5) Очень хороший метод - это сочинить вместе с ребенком сказку или рассказ на тему его страха. Конец истории должен быть обязательно о том, как герой побеждает страх.

6) Нарисовать страх - это самый распространенный и действенный метод борьбы с ним. А после того как ребенок нарисует, сжечь бумажку с рисунком, и обязательно объяснить малышу, что страха больше не существует, что вы его сожгли, и он больше никогда не побеспокоит его.

7) Для борьбы со страхами можно также использовать игру или инсценировки. Это лучше делать в группе детей. Поэтому родители самостоятельно не могут воспользоваться этим методом, и должны действовать совместно со специалистом-психологом, проводящим групповую терапию.

8) Общение ребенка со сверстниками, у которых тоже есть страхи, само по себе является отличным методом коррекции невроза страха. Ребенок будет ощущать моральную поддержку, новые знакомства помогут ему отвлечься от своих мыслей (те самые рассказы после отбоя в пионерских лагерях - отличный пример, прообраз тематических форумов будущего). 

deti.mail.ru

Детские страхи от 3 до 5 лет - Библиотека

Авторы: Захаров А. И.

Это возраст эмоционального наполнения "я" ребенка. Чувства уже обозначаются словами, четко выражено стремление к пониманию, доверию, близости с другими людьми. Формируется и чувство общности - понятие "мы", под которым ребенок подразумевает вначале себя и родителей, а затем себя и сверстников.

Устанавливается ряд этических категорий, в том числе чувство вины и сопереживания. Возрастает самостоятельность - ребенок занимает себя сам, не требует постоянного присутствия взрослых и стремится к общению со сверстниками. Развиваются фантазии, а вместе с ними и вероятность появления воображаемых страхов.

В эти годы наиболее интенсивно формируются такие эмоции, как любовь, нежность, жалость, сочувствие и сострадание. Почти в равной степени эти чувства проявляются в отношении обоих родителей, если между ними нет конфликта, и они являются для детей объектом любви. В этом возрасте можно услышать от детей фразы: "Любить меня можно, а не любить нельзя", "Если ты меня накажешь, я все равно буду тебя любить".

Любовь, таким образом, имеет еще безусловный характер, и родители должны основательно подумать, прежде чем употреблять такие фразы, как: "Я не люблю тебя", "Я не буду с тобой дружить", поскольку они крайне болезненно воспринимаются детьми 3-5 лет и приводят к возникновению у них беспокойства (не всегда внешне проявляемого). В ряде случаев на него указывают нарастающая заторможенность, неустойчивость настроения, повышенная обидчивость и капризность. Несмотря на чувство любви к обоим родителям (если они не конфликтны с ребенком и друг с другом), заметно эмоциональное предпочтение родителя другого пола, максимально выраженное, как и все эмоциональное развитие, в 4 года. Девочки нежно любят отцов, особенно если походят на них внешне, а мальчики испытывают эмоциональное влечение к матери. Подобный эмоциональный опыт гетерополых отношений между людьми найдет свое дальнейшее развитие в браке, когда супруги проявят друг к другу те же чувства любви, которые они испытали по отношению к родителям другого пола в детстве.Более того, если в детстве были проблемы, трения, конфликты во взаимоотношениях с родителем другого пола, то это, при прочих равных условиях, будет способствовать возникновению проблем, трений, конфликтов в браке, то есть во взаимоотношениях с другим полом. Здесь может быть чрезмерное, избыточное ожидание ответных чувств любви, неосознаваемая персонификация (отождествление) супруга(и) по образу и подобию матери (отца) или желание воспроизвести в браке привычный стиль семейных отношений в детстве.

Но это впереди. В рассматриваемом же нами возрасте недостаточная эмоциональная отзывчивость родителя другого пола порождает беспокойство, неустойчивость настроения и капризность как средство привлечения внимания. С этой целью могут быть непроизвольно использованы страхи, особенно возникающие перед сном. Тогда родители должны лишний раз посидеть, поговорить, погладить, тем самым уделить внимание, не быть такими строгими, формальными и принципиальными, как днем.

Но и без этого в 3-5 лет часто встречается отмеченная нами триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. Ребенок не остается один при засыпании, постоянно зовет мать, в комнате должен гореть свет (ночник) и необходимо, чтобы дверь была полуоткрыта. При невыполнении хотя бы одного из этих условий беспокойство сохраняется, и сон не наступает. Волнение может проявиться и в связи с ожиданием страшных (кошмарных) снов.

Во всех случаях многое зависит от умения родителей не создавать из этих возрастных страхов лишней проблемы, вовремя успокоить детей, нежно поговорить с ними и не настаивать на незамедлительном, безотносительно к их переживаниям, выполнении своих требований. Да и днем не быть отдаленными от детей. Позаниматься немного с ними, поиграть, сказать пару теплых слов - и тогда не будет лишней "нервотрепки" с укладыванием спать. Вне сна ребенок может испугаться тесного помещения, особенно когда он внезапно остается один или его оставляют в качестве наказания в закрытой комнате, где еще и мало света. Вспоминается наказанный воспитателем мальчик 4 лет, которого в связи с единственным случаем непроизвольного обмачивания на прогулке долго при всех стыдили, а затем закрыли в туалете. Следствием такого "воспитательного мероприятия" явились длительные нервные подергивания лица и тела. В другом случае девочку 8 лет закрыл в темном сарае на даче мальчик. Вечером девочка долго не могла заснуть и кричала во сне. В последующие дни голос прерывался от волнения, а вскоре было замечено заикание, прошедшее только после серии направленных лечебных игр.

На первый взгляд, это довольно простой случай, тем не менее заикание появилось под влиянием типичных в данном возрасте страхов одиночества, темноты и замкнутого пространства. К тому же одиночество, как и темнота, уже само по себе представляет аналог замкнутого пространства. Мы уже говорили, что дети преддошкольного возраста боятся во сне Волка и Бабы Яги. В возрасте 3-5 лет эти персонажи выходят из сна, населяя днем воображение эмоционально чувствительного и впечатлительного ребенка. К ним присоединяются Бармалей, Карабас-Барабас и прочие столь же нелицеприятные личности.Специальный опрос показал наиболее частые страхи перед Бабой Ягой, Кощеем и Бармалеем у мальчиков в 3 года, у девочек в 4 года, (соответственно 34 %, 28 % и 34 % мальчиков и 50 %, 42 % и 47 % девочек). Мальчики, следовательно, раньше начинают реагировать на опасность, исходящую от чудовищ, а девочки чаще их боятся.

Перечисленные персонажи в известной мере отражают страх наказания или отчуждения родителей от детей при недостатке столь существенных в данном возрасте любви, жалости и сочувствия. Тогда антиподом доброй, ласковой, любящей матери, которая не кричит, не угрожает, духовно и физически красивой, является образ Бабы Яги, как это выразила девочка 4 лет: "Баба Яга страшная, а ты красивая". Непереносимость эмоционального искажения образа близкого человека, отчуждения от него, потребность в ласке и любви заставляют детей бояться Бабы Яги, подбегать ночью к матери и тревожно спрашивать: "А ты не станешь Бабой Ягой?", или просить ее: "Сделай ласковое лицо, не сердись, пожалей меня, поцелуй меня, а не то ты превратишься в Бабу Ягу".

После 3 и особенно 4 лет у Бабы Яги появляются партнеры: Кощей Бессмертный и Бармалей. Общее у них: черствость, зло и коварство. Как и Баба Яга, Кощей - скряга, жадный, высохший от зависти и злости. Воплощая собой наказание, оба сказочных персонажа появляются в воображении детей, боящихся быть наказанными, поскольку Баба Яга уносит непослушных детей для расправы к Кощею. Оба они образуют семейную чету антиродителей, принимающих участие в "воспитании" эмоционально впечатлительных, внушаемых и упрямых детей. Психологически защитная функция образов Бабы Яги и Кощея состоит в том, что ребенок пока еще не питает устойчивых агрессивных чувств к родителям. Чаще всего эти образы возникают у детей, как раз эмоционально привязанных к родителям. Вместе с тем отношение некоторых родителей к своему ребенку может быть достаточно недружественным и агрессивным.

Поскольку эмоционально чувствительные дети не могут оставаться безразличными к такому поведению родителей, в то же время испытывая потребность любви к ним, то страхи перед образами Бабы Яги и Кощея как раз вытесняют все отрицательное, что есть в родителях. Следовательно, эти образы в какой-то мере нейтрализуют конфликт родителей и детей, а сам факт появления подобных страхов служит нередко его единственным выражением. Как тут не вспомнить сказку "Аленький цветочек", где за образом чудовища скрывался благородный юноша, околдованный злыми силами. Драматический оттенок приобретают страхи у тех детей, родители которых воспринимают их как обузу или же не удовлетворены полом детей, например, у девочки 4 лет. Ее родители хотели мальчика, и потому эмоциональность, чувствительность дочери, ее желание приласкаться - такое естественное для девочки - раздражали родителей. Они не только были чересчур строгими, но и наказывали физически, особенно этим отличался отец, считавший себя "неполноценным" из-за рождения дочери, то есть оба родителя относились к ней так, словно она была непослушным и упрямым мальчишкой. К тому же в семье жила деспотичная бабушка, изматывавшая внучку нескончаемыми советами и предписаниями. Постепенно девочка, по словам родителей, становилась все более возбудимой, капризной, нетерпеливой и упрямой. Пришлось обратиться к нам за консультацией. При беседе девочка не считала взрослых строгими и не испытывала к ним недружелюбных чувств. Но в игре обнаруживала панический страх перед Бабой Ягой и Кощеем, а из животных продолжала, как и раньше, бояться Волка. На вопрос, почему же она не боится медведя, отвечала, что он добрый. Остальные сказочные персонажи были, в ее представлении, недобрыми, жестокими, что непроизвольно связывалось с подобным отношением к ней в семье.

По данным факторного анализа на ЭВМ, наибольший удельный вес имеет фактор страхов, в который входят страхи одиночества, нападения и сказочных персонажей, причем у мальчиков в большей степени, чем у девочек. Таким образом, в младшем дошкольном возрасте страх одиночества, основанный на диффузном чувстве беспокойства, конкретизируется страхом нападения, воплощенным в лице страшных сказочных персонажей. Расшифровка данного сочетания страхов следующая: ребенок, оставшись один, без поддержки родителей, испытывает чувство опасности и инстинктивный страх перед угрожающими его жизни сказочными персонажами.

Другими словами, он не чувствует себя настолько защищенным, чтобы противостоять в воображении отрицательному воздействию сказочных персонажей. Вот почему активное участие отца в жизни семьи и воспитании детей способно оказать самое положительное влияние на развитие эмоциональной и волевой сферы детей.

Потребность в защите со стороны отца от воображаемой опасности по-своему выразила девочка 3 лет: "Папа нужен для того, чтобы убить волка и лису". Уверенное, спокойное, любящее поведение отца, служащее примером для детей, способно стабилизировать их психическое развитие уже тем, что у матери отпадет необходимость в тревожной опеке, и она будет выражать свои чувства перед ребенком более спокойно и непосредственно, способствуя вместе с отцом развитию его активности и самостоятельности. Если же отцы не выполняют подобную роль в семье и у них нет эмоционального контакта с детьми, особенно с сыновьями, то тревожная мнительность некоторых матерей, продолжающих чрезмерно опекать своих взрослеющих детей, неблагоприятно отражается на дальнейшем формировании их характера. Тогда в подростковом возрасте мы наблюдаем тревожно-мнительные черты характера в виде неуверенности и страха при ответах в школе, неумения постоять за себя, защититься от нападения, быть инициативным, ровным и непосредственным в общении со сверстниками.

Возвращаясь в возраст 3-5 лет, заметим, что страхов значительно меньше у детей, имеющих возможность общения со сверстниками. Это неудивительно, поскольку именно тогда раскрывается вся палитра эмоций, приобретаются навыки защиты, адекватного восприятия неудачи и гибкость поведения в целом. В этом отношении гораздо лучше лишний раз сходить на детскую площадку и постараться через совместную игру наладить взаимодействие детей разного пола, чем посетить врача с единственной целью получения очередной дозы транквилизаторов для неконтактного и боязливого, с точки зрения родителей, ребенка. Нужен здесь не транквилизатор, а активизатор - сверстники и собственная активность родителей, своевременно поддерживающих и развивающих инициативу детей и играющих с ними.

Способствует страхам и более чем благополучная атмосфера в семье, но с чрезмерной опекой, постоянным нахождением рядом взрослых, предупреждением каждого, самостоятельного шага ребенка. Всем этим непроизвольно подчеркивается, что он слабый и беззащитный перед окружающим его миром, полным неизвестности и опасности.Не дает сформироваться адекватной психологической защите от страхов и слишком уступчивое, нерешительное поведение родителей, постоянно сомневающихся в правоте своих действий и уже этим обнаруживающих непоследовательность своих требований и решений.

Энциклопедия практической психологии "Психологос"

опубликовано 21/01/2014 15:36обновлено 12/04/2015— Педагогика и психология

lib.komarovskiy.net

Детские страхи: виды, причины, особенности проявления

Ваш малыш боится чудовищ, сказочных персонажей и темноты? Спешим успокоить – вы не одиноки. Психологи называют детские страхи вполне нормальным явлением, которое сопровождает развитие и социализацию детей.

Однако порой от нормы до патологии всего один шаг. Каковы причины возникновения фобий в детском возрасте? Как узнать, что у ребенка есть проблемы? Сегодня мы поговорим о том, как бороться с детскими страхами, узнаем их виды и возрастные особенности.

Непросто найти людей, которые бы никогда ничего не боялись. Тревожность, опаска являются такими же неотъемлемыми человеческими эмоциями, как печаль, злость, радость, удовольствие. Вот и ребенку свойственно чего-то бояться. И хотя многие страхи с возрастом пропадают бесследно, некоторые из них (при неправильном поведении родителей) переходят во взрослую жизнь, создавая нешуточные проблемы.

Содержание статьи:

Причины появления детских страхов

Отечественный психолог Александр Захаров в своем замечательном труде «Дневные и ночные страхи у детей» рассказал, что в начале своей жизни малыш пока не умеет выстраивать логические рассуждения, поэтому верит словам родителей и переносит на себя их реакцию на различные ситуации.

Неудивительно, что причиной появления страхов у малышей становятся сами родственники, которые чересчур эмоционально предупреждают кроху о грозящей опасности («Не трогай, обожжешься!», «Не бегай, иначе упадешь!») или пытаются запугать его («Будешь плохо себя вести, отдам тебя дяде-полицейскому!»).

Кстати, в большинстве случаев детей пугает не само происшествие, а чрезмерное реагирование на него со стороны близких людей. Малышам передаются волнение и тревожные ноты в мамином голосе.

Детские страхи и их преодоление

Среди других причин, вызывающих страхи у детей дошкольного возраста, психологи выделяют следующие:

Увеличению числа фобий у малышей могут способствовать следующие факторы:

Как мы видим, многие страхи зависят от неправильного поведения родителей, недостатка внимания или, напротив, излишней опеки. Это стоит учитывать, если вы хотите побороть проявления фобий у своего чада.

Детские страхи

Виды детских страхов

Специалисты выделяют четыре основных типа страхов у детей. В основе подобной классификации лежат несколько характеристик: предмет боязни, особенности его протекания, длительность, интенсивность и причины появления.

  1. Навязчивые страхи

Они возникают в строго определенных ситуациях. Ребенок пугается тех обстоятельств, которые могут повлечь их возникновение. К примеру, к навязчивым состояниям относится боязнь высоты (акрофобия), открытого и закрытого пространства и пр.

  1. Бредовые страхи

Это более тяжелое расстройство, причину которого порой найти и объяснить очень сложно. К примеру, дети могут бояться открывать зонт, надевать определенную кофту, играть с какой-то конкретной игрушкой. Однако пугаться не стоит, если вы обнаружили у своего ребенка подобный страх. Иногда источник фобии лежит на поверхности. Малыш может паниковать при виде ботинок только потому, что когда-то поскользнулся в них и больно ударился.

  1. Сверхценные страхи

Это самые распространенные страхи, встречающиеся в 90% случаев при работе специалиста с детьми и подростками. Так, у дошкольников и младших школьников преобладают боязни темноты, одиночества, а также животных и сказочных персонажей. Дети убеждены в обоснованности этих страхов, они на самом деле считают, что в темноте их ждут страшные чудовища, а в отсутствие родителей их подстерегают многочисленные опасности. Подобные представления преобладают в детском сознании, то есть приобретают характер сверхценной идеи.

  1. Ночные страхи у детей

Это сборная группа фобических состояний, возникающих во время сна и характеризующихся наличием измененной формы сознания. Встречаются ночные страхи примерно у 2-3% дошколят и школьников. Ребенок во сне начинает метаться, кричать, плакать, произносить отдельные фразы: «Убери его», «Отпусти меня» и т.д. Зачастую малыш зовет маму, однако ее не узнает. Через несколько минут он успокаивается, а поутру ничего не может рассказать о кошмаре. Иногда ночные страхи сопровождаются сомнамбулизмом.

Ночные страхи у детей

Возрастные проявления детских страхов

Взросление детей сопровождается возникновением тех или иных фобий на определенном возрастном этапе. Такие страхи считаются нормой, кроме того, они подготавливают маленького человечка к окружающей действительности.

Диагностика детских страхов

Перед тем как побороть фобии у своего ребенка, сначала их необходимо диагностировать. Основная сложность психологической диагностики в раннем и дошкольном возрасте состоит в том, что малыши пока не умеют рассказывать о тревожащих их обстоятельствах. Поэтому необходимо использовать обычные для детей виды деятельности.

  1. Рисование на заданные и произвольные темы (рисунок школы, садика, семьи). Старшего дошкольника можно уже попросить изобразить свой страх. При расшифровке смотрят на использованные цвета, расположение элементов, четкость линий, штриховку и т.д.
  2. Попросите ребенка придумать сказку про его любимого сказочного персонажа (чаще всего дети ассоциируют его с собой). Также можно предложить закончить историю, прерванную в самый напряженный момент. Такой метод подходит для детей от пяти лет.
  3. Еще один вариант – это доверительная беседа (подходит для ребенка, достигшего четырех лет). Вы можете спросить, пугают ли малыша конкретные предметы, люди или сказочные герои, темнота и одиночество. Задавая вопросы, не стоит заострять детское внимание на пугающих моментах. Будьте спокойны и постоянно подбадривайте свое чадо.

Если вы заметили нервозность, капризность, нарушения сна и появление навязчивых привычек у ребенка, лучший выход – обратиться за диагностикой и коррекцией к специалисту – психологу или психотерапевту.

Как избавить ребенка от страха

Как избавить ребенка от страхов?

После диагностического этапа начинается работа специалиста по коррекции конкретных фобий. Существует множество способов преодоления тревожности, навязчивых состояний. Их можно применять как по отдельности, так и в совокупности, главное же условие – учитывать желания малыша: например, если он не любит рисовать, нельзя настаивать.

  1. Сказкотерапия

Чтение сказок помогает детям понять устройство мира, разобраться в противоречивых чувствах. Сказочные истории необходимо подбирать или сочинять таким образом, чтобы они соответствовали детской проблеме. И подавать их следует так, чтобы малыш, переживая сюжет, смог ощутить себя храбрым и сильным. Например, прочтите ребенку «Буратино», рассказы Носова, Драгунского, сказки Андерсена.

  1. Игротерапия

В игре детям намного проще справиться с травмирующей ситуацией, поскольку страх предстает значительно ослабленным, а значит, его легче преодолеть. Игры-драматизации и инсценировки отлично помогают избавиться от фобии, а также преодолеть неуверенность, стеснительность и замкнутость.

  1. Изотерапия

Это своего рода продолжение диагностического этапа. Малыш рисует свой страх, затем проводится анализ изображения. По завершении беседы листок можно сжечь, предварительно объяснив, что тем самым вы уничтожаете детские страхи. Еще одно замечательное окончание данного метода коррекции – сделать нарисованное чудовище смешным. К примеру, Кощею нарисовать чудаковатый колпак, а Бабайке – мягкие тапочки.

  1. Песочная терапия

Рисование песком во многих случаях предпочтительнее обычного рисования. Во-первых, оно подходит даже маленьким детям. Во-вторых, ребенок лучше раскрывается и прорабатывает свои эмоции, в том числе и страхи. В-третьих, игры в песочнице улучшают память, мелкую моторику, раскрепощают и снимают внутреннее напряжение.

  1. Музыкальная терапия

Специально подобранные мелодии являются источником позитивных переживаний для малышей. Психологи советуют включать классическую музыку, поскольку именно классика поможет устранить депрессию, убрать страхи и стрессы. Включайте произведения Чайковского, вальсы Штрауса, симфоническую сказку Прокофьева «Петя и волк».

Страхи имеют большое значение в детской жизни: с одной стороны они уберегают от необдуманных поступков, а с другой – препятствуют нормальному развитию личности. Чтобы ребенок не стал заложником собственных фобий, выделяйте больше времени на совместные игры, творчество и прогулки. Не следует пугать малыша чужим дядей, серым волчком и Бабой-Ягой. Помните, что страхи появляются очень быстро, а избавление потребует много времени, а также усилий всех членов семьи.

detki-pogodki.ru

Детские страхи в период от 3 до 5 лет

Это возраст эмоционального наполнения "я" ребенка. Чувства уже обозначаются словами, четко выражено стремление к пониманию, доверию, близости с другими людьми. Формируется и чувство общности - понятие "мы", под которым ребенок подразумевает вначале себя и родителей, а затем себя и сверстников.

Устанавливается ряд этических категорий, в том числе чувство вины и сопереживания. Возрастает самостоятельность - ребенок занимает себя сам, не требует постоянного присутствия взрослых и стремится к общению со сверстниками. Развиваются фантазии, а вместе с ними и вероятность появления воображаемых страхов.

В эти годы наиболее интенсивно формируются такие эмоции, как любовь, нежность, жалость, сочувствие и сострадание. Почти в равной степени эти чувства проявляются в отношении обоих родителей, если между ними нет конфликта, и они являются для детей объектом любви. В этом возрасте можно услышать от детей фразы: "Любить меня можно, а не любить нельзя", "Если ты меня накажешь, я все равно буду тебя любить".

Любовь, таким образом, имеет еще безусловный характер, и родители должны основательно подумать, прежде чем употреблять такие фразы, как: "Я не люблю тебя", "Я не буду с тобой дружить", поскольку они крайне болезненно воспринимаются детьми 3-5 лет и приводят к возникновению у них беспокойства (не всегда внешне проявляемого). В ряде случаев на него указывают нарастающая заторможенность, неустойчивость настроения, повышенная обидчивость и капризность.

Несмотря на чувство любви к обоим родителям (если они не конфликтны с ребенком и друг с другом), заметно эмоциональное предпочтение родителя другого пола, максимально выраженное, как и все эмоциональное развитие, в 4 года. Девочки нежно любят отцов, особенно если походят на них внешне, а мальчики испытывают эмоциональное влечение к матери. Подобный эмоциональный опыт гетерополых отношений между людьми найдет свое дальнейшее развитие в браке, когда супруги проявят друг к другу те же чувства любви, которые они испытали по отношению к родителям другого пола в детстве. Более того, если в детстве были проблемы, трения, конфликты во взаимоотношениях с родителем другого пола, то это, при прочих равных условиях, будет способствовать возникновению проблем, трений, конфликтов в браке, то есть во взаимоотношениях с другим полом.

В рассматриваемом же нами возрасте недостаточная эмоциональная отзывчивость родителя другого пола порождает беспокойство, неустойчивость настроения и капризность как средство привлечения внимания. С этой целью могут быть непроизвольно использованы страхи, особенно возникающие перед сном. Тогда родители должны лишний раз посидеть, поговорить, погладить, тем самым уделить внимание, не быть такими строгими, формальными и принципиальными, как днем.

Но и без этого в 3-5 лет часто встречается отмеченная нами триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. Ребенок не остается один при засыпании, постоянно зовет мать, в комнате должен гореть свет (ночник) и необходимо, чтобы дверь была полуоткрыта. При невыполнении хотя бы одного из этих условий беспокойство сохраняется, и сон не наступает. Волнение может проявиться и в связи с ожиданием страшных (кошмарных) снов.

Во всех случаях многое зависит от умения родителей не создавать из этих возрастных страхов лишней проблемы, вовремя успокоить детей, нежно поговорить с ними и не настаивать на незамедлительном, безотносительно к их переживаниям, выполнении своих требований. Да и днем не быть отдаленными от детей. Позаниматься немного с ними, поиграть, сказать пару теплых слов - и тогда не будет лишней "нервотрепки" с укладыванием спать.

Вне сна ребенок может испугаться тесного помещения, особенно когда он внезапно остается один или его оставляют в качестве наказания в закрытой комнате, где еще и мало света. Вспоминается наказанный воспитателем мальчик 4 лет, которого в связи с единственным случаем непроизвольного обмачивания на прогулке долго при всех стыдили, а затем закрыли в туалете. Следствием такого "воспитательного мероприятия" явились длительные нервные подергивания лица и тела.

Мы уже говорили, что дети преддошкольного возраста боятся во сне Волка и Бабы Яги. В возрасте 3-5 лет эти персонажи выходят из сна, населяя днем воображение эмоционально чувствительного и впечатлительного ребенка. К ним присоединяются Бармалей, Карабас-Барабас и прочие столь же нелицеприятные личности.

Специальный опрос показал наиболее частые страхи перед Бабой Ягой, Кощеем и Бармалеем у мальчиков в 3 года, у девочек в 4 года, (соответственно 34 %, 28 % и 34 % мальчиков и 50 %, 42 % и 47 % девочек). Мальчики, следовательно, раньше начинают реагировать на опасность, исходящую от чудовищ, а девочки чаще их боятся.

Перечисленные персонажи в известной мере отражают страх наказания или отчуждения родителей от детей при недостатке столь существенных в данном возрасте любви, жалости и сочувствия. Тогда антиподом доброй, ласковой, любящей матери, которая не кричит, не угрожает, духовно и физически красивой, является образ Бабы Яги, как это выразила девочка 4 лет: "Баба Яга страшная, а ты красивая".

Непереносимость эмоционального искажения образа близкого человека, отчуждения от него, потребность в ласке и любви заставляют детей бояться Бабы Яги, подбегать ночью к матери и тревожно спрашивать: "А ты не станешь Бабой Ягой?", или просить ее: "Сделай ласковое лицо, не сердись, пожалей меня, поцелуй меня, а не то ты превратишься в Бабу Ягу".

После 3 и особенно 4 лет у Бабы Яги появляются партнеры: Кощей Бессмертный и Бармалей. Общее у них: черствость, зло и коварство. Как и Баба Яга, Кощей - скряга, жадный, высохший от зависти и злости. Воплощая собой наказание, оба сказочных персонажа появляются в воображении детей, боящихся быть наказанными, поскольку Баба Яга уносит непослушных детей для расправы к Кощею. Оба они образуют семейную чету антиродителей, принимающих участие в "воспитании" эмоционально впечатлительных, внушаемых и упрямых детей.

Психологически защитная функция образов Бабы Яги и Кощея состоит в том, что ребенок пока еще не питает устойчивых агрессивных чувств к родителям. Чаще всего эти образы возникают у детей, как раз эмоционально привязанных к родителям. Вместе с тем отношение некоторых родителей к своему ребенку может быть достаточно недружественным и агрессивным.

Поскольку эмоционально чувствительные дети не могут оставаться безразличными к такому поведению родителей, в то же время испытывая потребность любви к ним, то страхи перед образами Бабы Яги и Кощея как раз вытесняют все отрицательное, что есть в родителях. Следовательно, эти образы в какой-то мере нейтрализуют конфликт родителей и детей, а сам факт появления подобных страхов служит нередко его единственным выражением. Как тут не вспомнить сказку "Аленький цветочек", где за образом чудовища скрывался благородный юноша, околдованный злыми силами.

В младшем дошкольном возрасте страх одиночества, основанный на диффузном чувстве беспокойства, конкретизируется страхом нападения, воплощенным в лице страшных сказочных персонажей. Расшифровка данного сочетания страхов следующая: ребенок, оставшись один, без поддержки родителей, испытывает чувство опасности и инстинктивный страх перед угрожающими его жизни сказочными персонажами.

Другими словами, он не чувствует себя настолько защищенным, чтобы противостоять в воображении отрицательному воздействию сказочных персонажей. Вот почему активное участие отца в жизни семьи и воспитании детей способно оказать самое положительное влияние на развитие эмоциональной и волевой сферы детей.

Потребность в защите со стороны отца от воображаемой опасности по-своему выразила девочка 3 лет: "Папа нужен для того, чтобы убить волка и лису". Уверенное, спокойное, любящее поведение отца, служащее примером для детей, способно стабилизировать их психическое развитие уже тем, что у матери отпадет необходимость в тревожной опеке, и она будет выражать свои чувства перед ребенком более спокойно и непосредственно, способствуя вместе с отцом развитию его активности и самостоятельности.

Если же отцы не выполняют подобную роль в семье и у них нет эмоционального контакта с детьми, особенно с сыновьями, то тревожная мнительность некоторых матерей, продолжающих чрезмерно опекать своих взрослеющих детей, неблагоприятно отражается на дальнейшем формировании их характера. Тогда в подростковом возрасте мы наблюдаем тревожно-мнительные черты характера в виде неуверенности и страха при ответах в школе, неумения постоять за себя, защититься от нападения, быть инициативным, ровным и непосредственным в общении со сверстниками.

Возвращаясь в возраст 3-5 лет, заметим, что страхов значительно меньше у детей, имеющих возможность общения со сверстниками. Это неудивительно, поскольку именно тогда раскрывается вся палитра эмоций, приобретаются навыки защиты, адекватного восприятия неудачи и гибкость поведения в целом. В этом отношении гораздо лучше лишний раз сходить на детскую площадку и постараться через совместную игру наладить взаимодействие детей разного пола, чем посетить врача с единственной целью получения очередной дозы транквилизаторов для неконтактного и боязливого, с точки зрения родителей, ребенка. Нужен здесь не транквилизатор, а активизатор - сверстники и собственная активность родителей, своевременно поддерживающих и развивающих инициативу детей и играющих с ними.

Способствует страхам и более чем благополучная атмосфера в семье, но с чрезмерной опекой, постоянным нахождением рядом взрослых, предупреждением каждого, самостоятельного шага ребенка. Всем этим непроизвольно подчеркивается, что он слабый и беззащитный перед окружающим его миром, полным неизвестности и опасности.

Не дает сформироваться адекватной психологической защите от страхов и слишком уступчивое, нерешительное поведение родителей, постоянно сомневающихся в правоте своих действий и уже этим обнаруживающих непоследовательность своих требований и решений.

Источник: Захаров А. И. "Дневные и ночные страхи у детей"

www.child-psy.ru


Смотрите также