Английский язык в раннем возрасте: за и против

Раннее развитие детей – это тема, о которую сломано немало копий. Помните, в начале нулевых началась повальная мода на такие методики и школы? А на детей, которые по старинке лепили куличики в песочнице, адепты новых техник смотрели с сочувствием. Дескать, все в мозге закладывается до трех лет. Не успел засунуть туда необходимые на всю оставшуюся жизнь знания – и все, поезд уехал.

Ученые доказали! Надо сказать, что подобные исследования действительно имели место. Но общественность, как обычно, слишком вольно интерпретировала их результаты, из-за чего научность выводов была утеряна полностью.

К середине 2010-х годов маятник качнуло в другую сторону. Мейнстримом стало осуждать раннее развитие и смеяться над ним. Мол, это коммерсанты навязали такие стереотипы, чтобы получать деньги с наивных родителей. Вот у наших предков никакого раннего развития не было, все закладывалось естественным путем, и прекрасно все жили! Так и надо детей воспитывать, а не плясать вокруг них с бубнами.

Правда, последователи естественности почему-то иногда тоже бывают слишком радикальны и, например, запрещают детям компьютер. Хотя казалось бы, это ли не самое естественная примета сегодняшнего дня.

И то, и другое – крайности. Большинство же родителей обычно придерживаются каких-то умеренных взглядов, тщательно взвешивая аргументы обеих сторон и находя свой индивидуальный компромисс.

С какого возраста можно изучать английский?

Поскольку онлайн-школа EnglishDom специализируется на английском языке, то мы решили поговорить с вами именно о нем. Скажем сразу, в конце статьи не будет однозначного вывода – вредно или полезно учить малышей второму языку. Но мы дадим информацию к размышлению, которая поможет понять, что подходит именно вашему ребенку.

Фото: Фотобанк Фотодженика.

Итак, со скольки лет можно учить английский язык с ребенком? Фактически, делать это можно с рождения. Понятно, что речь не идет о грамматике или правилах синтаксиса, но окружить кроху английской речью вполне реально. Идеально, если родители сами будут говорить на этом языке. Это будет самым естественным путем.

Что касается ответа на вопрос, со скольки отдать ребенка на английский, чтобы с ним занимались преподаватели, то тут все зависит от методики. Есть даже те, которые можно посещать с года – но, разумеется, вместе с кем-то из родителей.

Вообще стоит учесть, что до 3-4 лет ребенку важно быть рядом с мамой. А чем именно заниматься – катанием машинок по полу, приготовлением обеда или изучением английского – вопрос вторичный. Разумеется, если при этом информация подается в доступной по возрасту форме.

В целом же при разговоре о раннем развитии мы будем ориентироваться на период от рождения и до школы, поскольку говорить только о первых годах жизни не совсем логично и корректно.

Доводы против

Итак, самые популярные возражения против изучения английского в раннем возрасте и комментарии наших специалистов о том, соответствуют ли эти утверждения действительности.

Ребенок будет путать буквы, звуки и слова


Да. До определенного времени такое будет происходить почти гарантированно. Но это переходный этап, который заканчивается примерно к школьному возрасту (с поправкой на скорость развития каждого отдельного ребенка).

Начнем со звуков и произношения. Это как раз яркий аргумент, почему английский язык стоит начинать учить как можно раньше. Набрать огромный словарный запас, строить правильные речевые конструкции и даже думать на английском языке – это все можно освоить и во взрослом возрасте. Но вот акцент… С ним справиться крайне сложно. Речевой аппарат и нейроны головного мозга, ответственные за говорение, затачиваются под определенный язык в самом раннем возрасте.

Например, в некоторых семитских языках есть гортанные звуки, которые освоить взрослому почти нереально. Английский в этом плане, конечно, проще. Но тем не менее чем раньше начать его слышать, тем больше вероятность воспроизводить в будущем на уровне нэйтив-спикера.

Что касается раннего изучения лексики английского языка, то дошкольники действительно часто смешивают в кучу два языка, употребляя в одном предложении и русские, и английские слова. Но становясь старше, дети начинают отдавать себе отчет, какие слова какому языку принадлежат, и при необходимости способны конструировать фразы целиком на том языке, который необходим в данный момент. И чем раньше начать обучение, тем больше слов задержится в активном словаре.

Бонусом же билингвальности будет то, что это делает мышление шире. В любом языке есть слова, обозначающие понятия, для которых в других языках нет емких аналогов. А неназванное, как правило, остается неосознаваемым. То есть имея в запасе больше речевых форм, человек мыслит более точно, ярко и развернуто.

Это вредно, потому что перегружает мозг ребенка


Такие выводы основаны на том, что часто билингвы начинают говорить позже ровесников. Перегружается мозг или нет – вопрос спорный. Ответ на него должны давать нейробиологи путем специализированных исследований. Но сам по себе второй язык не перегружает мозг ребенка, если его освоение происходит естественным путем.

Мы ведь не считаем, что малыша перегружает знакомство с законом земного притяжения, который узнается посредством кидания предметов на пол. А это, на минуточку, физика. Так чем английский язык хуже? Напротив, любые новые навыки побуждают мозг работать лучше, создавая и закрепляя соответствующие нейронные связи.

Вопрос не в знаниях как таковых, а в их подаче. Негативно отражаются на психике ребенка, а значит, и на его когнитивных способностях, совсем другие вещи – напряженное ожидание от него высоких результатов, сравнивание с другими детьми, переживания о недостаточной скорости усвоения материалов, акцентирование на ошибках.

Неправильно думать, что 2-3-летний ребенок не в состоянии воспринимать такие вещи. Конечно, логически он сможет сформулировать такие вещи еще не скоро. Но эмоции он при этом будет считывать отлично. Поэтому важно создать такую среду, в которой английский язык будет естественным и приятным элементом, а не чем-то пугающим и инородным.

У малыша не может быть мотивации учить иностранный язык


Это правда. Откуда совсем еще крохе знать, нужен ли ему английский язык, и даже вообще догадываться о его существовании. Зато мотивация должна быть у его родителей. И это должно быть нечто большее, чем просто «Надо учить, в будущем пригодится». Полноценное создание языкового пространства – это очень большое вложение сил и времени. Нет смысла затевать это «на всякий случай».

В таком случае энтузиазм грозит быстро сойти на нет, оставив после себя чувство вины от того, что дело не доведено до конца. Поэтому стоит заранее определиться с целью этого начинания.

Например, семья планирует эмигрировать за рубеж или есть родственники за границей, или вы просто так влюблены в английский, что не можете не поделиться с ребенком радостью от его изучения.

Возвращаясь к мотивации ребенка, стоит добавить, что в отношении иностранного языка ее, конечно, быть не может. Зато любому малышу важно проводить время с мамой и папой,  получать положительные эмоции, видеть свои успехи в получении новых навыков, изучать мир через игру и многое другое, что обусловлено возрастными особенностями того или иного периода.

И вот отталкиваясь от этого, можно вводить в его окружающий мир элементы английского языка, делая его частью привычной жизни.

Невозможно вырастить билингва, если в семье нет носителя языка


Скажем так, это будет очень и очень сложно. Ведь придется фактически создавать для ребенка искусственную среду. И если хотя бы один из родителей пусть и не нэйтив, но владеет языком на уверенном уровне, тогда это реально. Если же мама и папа сами не слишком хорошо знают английский, но из каких-то соображений желают вложить его в ребенка, то им придется очень сложно.

Развивающие игры, специальные карточки и англоязычные подписи к предметам – это прекрасно. Но, скорее всего, их будет недостаточно, чтобы ребенок заговорил на английском.

Больше результата приносят аудионосители. Даже просто работающее в доме радио на английском языке поможет создать языковую среду.  Ребенок запоминает интонации, особенности произношения, звукосочетания. А уж мультфильмы и записи сказок идеально подойдут для этих целей, поскольку ориентированы именно на малышей. Но, разумеется, в погоне за освоением языка не нужно перегибать палку. Стоит помнить, что у каждого возраста есть свои ограничения по времени просмотра мультиков и детских передач.

Видео по теме: как меняется мышление билингва

Но все равно маловероятно, что ребенок в раннем возрасте заговорит на английском языке, если взрослые на нем не общаются с ним. Просто не будет потребности! И если родители такую коммуникацию обеспечить не в состоянии, то можно найти специализированный детский сад, где с детьми не только будут заниматься английским на занятиях, но и все остальное время будут говорить только на нем. Тогда малышу придется освоить его из практической необходимости.

Но нельзя забывать, что адаптация в детском саду – это само по себе стресс. А если там вдобавок будут говорить на непонятном для ребенка языке, то это может очень негативно сказаться на психике. Так что такие вещи следует вводить с осторожностью, проконсультировавшись перед этим со специалистами.

Почему же стоит учить английский язык в раннем возрасте?

Мы достаточно много написали о том, что раннее обучение детей английскому языку – вещь довольно трудоемкая, требующая серьезного подхода и внимательного отношения к ребенку. Может сложиться мнение, что обычным родителям это невозможно организовать вовсе. Но на деле все вовсе не так сложно, как кажется со стороны. Большинство наших оговорок основаны на том, что родители часто отталкиваются от своих желаний, а не от возможностей ребенка. Но если привести этот момент в равновесие, то в остальном раннее изучение английского имеет массу плюсов.

Больше возможностей и перспектив в жизни


Уже сегодня знание английского языка – один из базовых навыков, без которого трудно представить успешное будущее. А в дальнейшем эта тенденция будет только усиливаться, поэтому лучше готовить ребенка к этому с самого начала.

Нельзя отрицать, что английский – язык международного общения. Большинство книг, фильмов, научных материалов или изначально были написаны на английском языке, или переведены на него в первую очередь. Да и при встрече с иностранцем гораздо больше вероятности, что он сможет объясниться с вами на английском, чем на каком-то другом языке.

Улучшение мышления


Любые знания развивают мозг. Причем не только в какой-то конкретной области, но и в целом. Человек, приученный воспринимать воспринимать достаточно большие объемы новой информации, имеет меньше проблем с памятью, систематизацией и анализом разных сведений.

Впитывание другой культуры


Разумеется, речь здесь идет о тех случаях, когда для изучения языка используются англоязычные сказки, мультфильмы и игры. Это важная деталь не только для расширения кругозора, но и для развития эмпатии, критичности мышления и умения сравнивать. Имея с детства понимание, насколько разными могут быть культуры, человек куда лучше защищен от воздействия пропаганды, ксенофобии и разжигания межнациональной розни.

Богатство внутреннего мира


Выше мы уже вскользь упоминали о том, что знание разных языков делает картину мира многограннее. Это связано с тем, что в разных языках встречаются понятия, аналоги к которым трудно перевести емко и точно. Кроме того, изучая классику англоязычной культуры ребенок познакомится с другим взглядом на вещи.

Фото: Фотобанк Фотодженика.

Можно ли заниматься с ребенком несколькими языками одновременно?

По этому поводу мнения разнятся. Но мы не рекомендуем проводить такие эксперименты без особых предпосылок. Например, в ситуации, где у мамы один родной язык, у папы – другой, а живет семья в стране с третьим языком, это допустимо и оправдано. Если же таких обстоятельств нет, то обеспечить успешный результат будет довольно трудно.

Наш директор по качеству Татьяна Файзулина (в ее обязанности входит в том числе и преподавание) считает, что лучше сосредоточиться на одном языке и получить более высокие результаты, чем разбрасываться сразу на много направлений, рискуя, что на все не хватит энергии.

Подводя итоги, хочется сказать, что учить или не учить английский в раннем возрасте – полностью решение взрослого. Однако важно, чтобы на первом плане был сам ребенок, а не его успехи или неудачи в языке или любой другой науке. Его психологический комфорт, крепкая эмоциональная связь с родителями, понимание его потребностей и возрастных особенностей не только позволят вырасти как психологически здоровой  личности, но и дадут фундамент для наилучшего усвоения новых знаний, в том числе и английского языка.


Материалы по теме:

Я хотел помочь детям в изучении иностранного языка и создал онлайн-школу. Теперь у нас более 1500 учеников

Как развивался маркетинг и почему для него так важен английский

Как я внедряю технологии в обычной региональной школе

15 лучших подкастов об образовании и науке

Как улучшить восприятие английского на слух: пять советов и секретов

Фото на обложке: Unsplash

📗В 5 лет отдать ребенка на английский – самое время. Почему? Зачем начинать учить английский с 5 лет

Решая, отдавать ли дошкольника на английский, родители часто впадают в крайности. Одни считают, что все это баловство, и нечего тратить деньги на песенки и счет до десяти. Другие уверены, что буквально через год будут видны результаты: малыш сможет говорить по-английски в поездках, смотреть мультики на английском. Истина, как всегда, посередине. В онлайн-школе английского для детей AllRight.com любят начинать заниматься английским с пятилетками. Почему?

Раньше в детском образовании выбирать было особенно не из чего. Всё решили государственные институты: до семи лет — детсад, после — школа. Программа в школе едина и жёстко зарегулирована, а в детском саду тоже не считали, что малыша должны научить чему-то большему, кроме как не есть куличики в песочнице. К счастью, сейчас и у самых маленьких появляется возможность развиваться: даже в муниципальных детсадах внедряют своеобразные факультативы. А в городах крупнее полно частных учреждений с углублённым изучением всего на свете.

Иностранные языки — в топе родительских приоритетов. В России, к сожалению, остаётся низким уровень владения языками — вот данные за 2018 год: 42-е место из 88 стран. Это на 4 места ниже чем в 2017 году! Почему так происходит? Наши школьные программы нацелены на лучшее, но настолько перенасыщены материалом на малое количество часов и большие группы, что достичь поставленных на бумаге целей просто невозможно.

Даже в хорошей школе с углубленным изучением рамки урока не позволяют эффективно обучить ребенка именно владеть языком, а не выполнять задания для контрольной. В результате родители начинают интересоваться дополнительными занятиями иностранным языком для детей.

Когда отдавать ребенка на английский

В теории чем раньше человек начинает изучать иностранный язык, тем лучше и быстрее он его осваивает. Вы наверняка слышали истории о детях-билингвах, которые с младенчества усвоили два языка от своих родителей или бабушек-дедушек. Но скорее всего, если вы читаете эту статью, это не ваш случай. И тогда в поиске ответа на вопрос «когда начать?» легко потеряться.

Педагоги по раннему развитию говорят, что изучение второго языка можно начинать уже с года, и сравнивают ребёнка с губкой, подобно которой малыш впитывает иностранную речь — и таким образом неосознанно обучается. Дело в том, что специфика изучения языков в этом возрасте уникальна из-за становления функций мозга, ускоренных темпов развития, зависимости познавательных способностей детей от их эмоциональной сферы.

Другие утверждают, что изучение иностранного лучше отложить до школьного возраста — 9–10 лет, когда у ребенка уже развиты навыки самоорганизации, и язык в этом возрасте он изучает осмысленно. Это связано с тем, что дети до трех лет способны учиться чему-либо только в непосредственном контакте с родителями. И тогда мы возвращаемся к тому, что если бы кто-то в семье владел языком на достаточном уровне, то, скорее всего, вы бы уже вырастили билингва.

Большинство же лингвистов и специалистов по детской психологии и раннему развитию не дают однозначного ответа на вопрос «когда?». Ведь готовность учить язык складывается из психофизических особенностей ребёнка, лингвистической ситуации на данный момент, кое-что зависит и от страны, детского сада и прочих условий развития малыша.

Промежуточная точка зрения — что оптимальный возраст для начала изучения иностранных языков 4–6 лет, в зависимости от индивидуальных особенностей. Попробуем разобраться, почему.

В этом возрасте уже сформировалась речь

Французский философ и педагог Жан-Жак Руссо в своем романе «Эмиль, или О воспитании» писал, что ребенку довольно сложно будет овладеть вторым языком, а значит, и новой системой мышления, когда у него еще не сформировались речь и мышление на родном. Автор называет оптимальным возрастом для изучения языков 12-15 лет.

Что на практике совершенно противоречит его собственным словам, ведь речь и система мышления у ребенка формируется куда раньше — уже к трехлетнему возрасту. Например, по словам Выготского, в это время происходит встреча мышления и речи, которая дает начало совершенно новой форме психической жизни.

Полностью сформированной речь становится, самое раннее, в 5 лет. И если логопедических проблем у малыша не было либо их уже решили, то нет преград для внедрения второго языка. К слову сказать, этого же мнения придерживались и такие ученые, как Дж. Брунер, Т. Элиот, Р. Робертс. Они считали, что взрослый намного хуже овладевает иностранным языком, чем ребенок 3-7 лет, у которого способность к запоминанию лучше, а процесс изучения увлекает.

Любознательность в помощь

Не стоит забывать и о когнитивных процессах, которые активно происходят в возрасте 4-6 лет. Именно в это время дети наиболее восприимчивы к получению новой информации, становясь более организованными и способными учиться. У ребенка активно растет словарный запас, формируется мировоззрение и собственное Я. В этот период любая деятельность малыша, направленная на изучение чего-то нового — это, прежде всего, знакомство с окружающим миром.

Все эти психофизиологические особенности хороший преподаватель будет использовать на благо обучению. Дети этого возраста очень любознательны, им постоянно нужно подпитываться новыми впечатлениями, их жажда исследования неутомима.

Детская непосредственность и правильное произношение

С одной стороны, ученики 10-12 лет значительно обходят малышей в темпах обучения. Но это и понятно, ведь десятилетний привык учиться: он посещает школу и регулярно выполняет домашние задания. Однако они проигрывают, когда дело касается произношения. Ученые Джонсон и Ньюпорт в 1989 показали, что способность к освоению произношения на иностранном языке снижается линейно с семилетнего возраста. А другое исследование (Лонг, 1990) показало, что у человвека не будет акцента на иностранном языке, если начать обучение не позднее 6 лет. Если же обучение началось после 12, то акцент будет заметен почти во всех случаях.

Наверное, во многом малышам помогает та самая детская непосредственность: нет языкового барьера и страха перед ошибкой и плохим произношением, с которыми так часто сталкиваются те, кто старше. Если пятилетний быстро и легко копирует преподавателя, то детям 10-12 лет нужно приложить гораздо больше усилий для достижения такого же результата.

Наконец, есть и такое объяснение: способность к произношению иностранных слов связана не с возрастом, а со знанием первого языка. Иными словами, когда родной язык уже хорошо освоен, человек начинает имитировать иностранные звуки через него — первый язык ассимилирует иностранный.

Что значит учиться через игру

Как таковой мотивации в возрасте 4-5 лет у ребёнка ещё нет. Он никогда не сможет ответить на вопрос «Зачем заниматься?». Разве что только: «Мама сказала». Мультики и книжки на английском здесь тоже не работают — этим можно увлечь только лет в 10-12, да и то лучше начинать с песен любимых исполнителей.

Однако в этом возрасте дети отлично обучаются через игру. Если малыша ненавязчиво увлекли, ему будет интересно прибегать на урок снова и снова. Поэтому для 5-летних крайне важен контакт с учителем. Нужен учитель-друг, которого хочется видеть снова и снова.

В принципе, даже многие традиционные упражнения можно подать как игру — достаточно сказать об этом с восторгом в голосе. Например, задание «послушай и повтори за учителем» можно превратить в игру, если у преподавателя достаточно выразительная интонация. Он может менять голос с весёлого на сердитый или грустный — и это уже весело.

Безусловно, что в раннем возрасте важно не переутомить ребенка, тем самым сформировав негативное отношение к процессу обучения. 20–30 минут на урок — это максимум. Причем внутри урока должны быть расслабляющие моменты, физминутки (попрыгать, побегать). Здесь очень помогает метод полного физического реагирования, когда вроде бы и английский учится, и в то же время всё проходит в постоянном движении. Мы строим все уроки для малышей вокруг этой концепции. В более позднем возрасте обучение в игре или метод полного физического реагирования перестают работать так эффективно.

Всё это прививает любовь к языку в ранние годы, так что человек его не забросит, когда вырастет.

Время полюбить английский

Нельзя не сказать, что в это время малыш еще не занят усвоением школьной программы, а значит энергии и сил у него больше, чем у школьника, загруженного с утра до вечера. Однако не стремитесь нагрузить малыша пятью занятиями в неделю — 2-3 раза в неделю будет достаточно.

Помните: пятилетний усвоит за год гораздо меньше, чем десятилетний. И это нормально! Не стоит думать, что если отдать малыша на английский в 5 лет, он через год и грамматику выучит, и две тысячи слов запомнит. В конце концов, даже в родном языке это так быстро не происходит. Главный бонус, который дает раннее обучение — это не больший объём материала, а охота изучать язык дальше и отсутствие страха.

В 4-6 лет у малыша есть все шансы для успешного овладения иностранным языком. Если вы заметите, что у ребенка нет «языковых побед» в этом возрасте, не стоит огорчаться, потому что, изучая что-то новое, ваш малыш всесторонне развивается, тренирует свое воображение. Ваша главная задача — сделать процесс обучения нескучным.

А вы уже задумались, в каком возрасте ваш ребенок начнет изучать английский?

Результат того, что происходит на занятии, увы, часто практически невозможно «пощупать», ребенок вам не выдаст ни свободную речь, ни тем более, перевод. Идет закладка основных конструкций, после обучение происходит быстрее и легче (если занятия хорошие были, увы, обычному родителю очень сложно бывает это оценить). Пропуски в полгода-год очень критичны, если обучение происходило через перевод, и существенны, но не очень критичны, если это были как раз песни, чанты, диалоги. За год набирается не 5 песенок, а 25, и если они подобраны правильно, то это готовые речевые конструкции.
Я репетитор, но почти не работаю с малышами. Для своих детей собрала группу с 5 лет, 2 года отзанимались в режиме 2*50 мин. в неделю. Результатами я довольна. Те, кто поспособнее сейчас учатся читать и проходят программу сразу 3 класса (2 девочки), мальчишек всех я оставила со второклашками с нуля. Но это не значит, что нет никакой разницы. Они лучше слышат, быстрее схватывают материал, у них уже есть в речи готовые конструкции. Один ребенок вообще подозревался мною как дислексик-дисграфик, но и он пристойно успевает. Иначе этот ребенок не смог бы учиться в группе с требуемым темпом от слова совсем.
Эксперимент с обучением дошкольников считаю успешным, но для себя решила, что это не моя возрастная категория учеников.


2019-11-12, uzon

Ну выбрали. Внимательно. И что даст 2, ну 3 урока в неделю 5-летке, если при этом не будет создана англоязычная среда? Какими функциями мозга 5-летка этот язык будет осваивать? Выучит, как попугай, 5 песенок и сотню слов, и благополучно их забудет через полгода.


2019-11-11, ==

Потому что с этого возраста ребенок начинает воспринимать все серьезно и схватывает на лету. Английский очень нужен в современном мире, без него очень сложно найти достойную работу ил и просто путешествовать.


2019-12-01, valera.leonov.90

У нас нет в 8 лет свободных 3-х месяцев. Я же пишу, что у всех разные обстоятельства.
И такие — «с обстоятельствами» — не только мы.
Плюс память у детей разная.


2019-11-11, Яшими ( МарикаЧ)

Сын ходил 2 учебных года с 5 до 7 лет. В 1 классе не было, во 2-м не помнил НИЧЕГО )))) Пустая трата времени. С 3 класса занимается с репетитором (в школе никакой язык).


2019-11-11, Джулия Р

Смысла нет никакого. Либо с рождения билингв, либо тогда, когда мозг дозреет до понимания всех нюансов. Тогда и быстрее и эффективнее учить. А так лишняя трата времени и денег


2019-11-10, хм

«Ходил» — это ни о чем не говорит. Все зависит от того, какой был преподаватель. делал ли ребенок домашнее задание. И надо ли было в этом ДЗ что-то учить.


2019-11-14, Яшими ( МарикаЧ)


Всего 16 отзывов Прочитать все отзывы.

В каком возрасте лучше всего учить язык?

Загрузка

100 лет жизни | Язык

В каком возрасте лучше всего изучать язык?

(Изображение предоставлено Getty)

Автор Sophie Hardach, 36 октября 2018 г.

Когда дело доходит до изучения иностранного языка, мы склонны думать, что дети являются наиболее способными. Но это может быть не так — и у взрослой жизни есть дополнительные преимущества.

I

Напряженное осеннее утро в испанском детском саду, двуязычном детском саду на севере Лондона. Родители помогают своим малышам снять велосипедные шлемы и куртки. Учителя приветствуют детей объятиями и веселым «Buenos dias!». На детской площадке маленькая девочка просит, чтобы ее волосы были собраны в «колету» (по-испански «косичка»), затем катает мяч и кричит «Лови!» по-английски.

«В этом возрасте дети не учат язык — они его приобретают», — говорит директор школы Кармен Рамперсад. Кажется, это подводит итог завидной легкости маленьких полиглотов вокруг нее. Для многих детей испанский является третьим или даже четвертым языком. Родными языками являются хорватский, иврит, корейский и голландский.

Сравните это с борьбой среднего взрослого на языковом уроке, и будет легко сделать вывод, что лучше начинать молодым.

Но наука предлагает гораздо более комплексное представление о том, как развиваются наши отношения с языками на протяжении всей жизни, и многое может поощрить поздних начинающих.

Вам также может понравиться:
• Почему сон должен быть приоритетом каждого ученика
• Удивительная плодовитость ума старшего возраста
• Можно ли потерять родной язык?

Вообще говоря, разные этапы жизни дают нам разные преимущества в изучении языка. В младенчестве мы лучше воспринимаем разные звуки; будучи малышами, мы можем улавливать родной акцент с удивительной скоростью. Во взрослом возрасте мы обладаем более длительной концентрацией внимания и такими важными навыками, как грамотность, которые позволяют нам постоянно расширять словарный запас даже на нашем родном языке.

Помимо старения множество факторов, таких как социальные обстоятельства, методы обучения и даже любовь и дружба, могут влиять на то, на скольких языках мы говорим и насколько хорошо.

Маленькие дети отлично улавливают родной акцент, но разные этапы жизни приносят разные языковые преимущества. Matters Center в Эдинбургском университете.

Она приводит пример так называемого «эксплицитного обучения»: изучение языка в классе с учителем, объясняющим правила. «Маленькие дети очень плохо учатся в явном виде, потому что у них нет когнитивного контроля, внимания и памяти», — говорит Сорас. «Взрослые намного лучше в этом разбираются. Так что это может быть что-то, что улучшается с возрастом».

Исследование, проведенное учеными в Израиле, показало, например, что взрослые лучше усваивали правило искусственного языка и применяли его к новым словам в лабораторных условиях. Ученые сравнили три отдельные группы: 8-летних, 12-летних и молодых людей. Взрослые набрали больше баллов, чем обе младшие группы, а 12-летние также показали лучшие результаты, чем младшие дети.

Это совпало с результатами долгосрочного исследования почти 2000 каталонско-испанских двуязычных изучающих английский язык: поздно начавшие усваивали новый язык быстрее, чем более молодые.

Некоторые исследователи обнаружили, что молодые люди имеют преимущества перед детьми, когда дело доходит до изучения языка. стратегии решения – и больший лингвистический опыт. Другими словами, учащиеся старшего возраста, как правило, уже довольно много знают о себе и мире и могут использовать эти знания для обработки новой информации.

В чем преуспевают маленькие дети, так это в неявном обучении: слушая носителей языка и подражая им. Но этот тип обучения требует много времени с носителями языка. В 2016 году Центр по вопросам двуязычия подготовил внутренний отчет об уроках китайского языка в начальных школах для правительства Шотландии. Они обнаружили, что один час обучения в неделю не имел существенного значения для пятилетних детей. Но даже всего лишь дополнительные полчаса и присутствие носителя языка помогли детям усвоить элементы мандаринского языка, трудные для взрослых, например, тона.

Простое приобретение

Все мы начинаем как естественные лингвисты.

В детстве мы можем слышать все 600 согласных и 200 гласных, из которых состоят языки мира. В течение первого года жизни наш мозг начинает специализироваться, настраиваясь на звуки, которые мы слышим чаще всего. Младенцы уже лепечут на родном языке. Даже новорожденные плачут с акцентом, имитируя речь, которую они слышали в утробе матери. Эта специализация также означает избавление от навыков, которые нам не нужны. Японские дети легко различают звуки «л» и «р». Взрослым японцам, как правило, сложнее.

Даже новорожденные плачут с акцентом, имитируя речь, которую они слышали в утробе матери. Исследования брошенных или изолированных детей показали, что если мы не выучим человеческую речь на раннем этапе, мы не сможем легко компенсировать это позже.

Но вот сюрприз: этот порог не одинаков для изучения иностранного языка.

«Важно понять, что возраст зависит от многих других факторов», — говорит Даниела Тренкик, психолингвист из Йоркского университета. Детская жизнь совершенно не похожа на жизнь взрослых. Поэтому, когда мы сравниваем языковые навыки детей и взрослых, Тренкик говорит, «мы не сравниваем подобное с подобным».

Когда семья переезжает из одной страны в другую, дети часто учат язык быстрее, но это может быть потому, что это необходимо для их выживания. Как правило, дети выучат язык намного быстрее, чем их родители. Но это может быть потому, что они постоянно слышат это в школе, в то время как их родители могут работать одни. Дети также могут испытывать большее чувство неотложности, поскольку овладение языком имеет решающее значение для их социального выживания: заводить друзей, быть принятыми, вписываться в общество. Их родители, с другой стороны, с большей вероятностью смогут общаться с людьми, которые понимают. их, таких как коллеги-иммигранты.

«Создание эмоциональной связи — это то, что делает вас лучше в изучении языка, на мой взгляд», — говорит Тренкик.

Взрослые, конечно, тоже могут создать такую ​​эмоциональную связь, и не только через любовь или дружбу с носителем языка. Исследование, проведенное в 2013 году среди взрослых британцев на курсе итальянского для начинающих, показало, что тем, кто придерживался этого курса, помогала связь с другими учениками и учителем.

Изучающие иностранные языки, которые создают связь с другими носителями языка, с большей вероятностью будут упорствовать0003

«Если вы найдете единомышленников, это повысит вероятность того, что вы продвинетесь в изучении языка и проявите настойчивость», — говорит Тренкик. «И это действительно ключ. Нужно потратить годы на его изучение. Если для этого нет социальной мотивации, это действительно трудно поддерживать».

Ранее в этом году исследование Массачусетского технологического института, основанное на онлайн-опросе почти 670 000 человек, показало, что для достижения знаний английской грамматики на уровне носителей лучше всего начинать примерно в 10 лет, после чего эта способность снижается. Однако исследование также показало, что со временем мы можем продолжать улучшать свои знания языков, в том числе нашего собственного. Например, мы полностью овладеваем грамматикой нашего собственного языка примерно к 30 годам. Это дополняет предыдущее отдельное онлайн-исследование, которое показывает, что даже носители языка узнают почти одно новое слово в день на своем родном языке до среднего возраста.

Даже носители языка до среднего возраста учат почти одно новое слово в день на своем родном языке. точность. Для среднего студента, изучающего язык, это может быть не так уж важно.

«Люди иногда спрашивают, в чем самое большое преимущество иностранных языков? Смогу ли я заработать больше денег? Буду ли я умнее? Останусь ли я здоровее? Но на самом деле самое большое преимущество знания иностранных языков — это возможность общаться с большим количеством людей», — говорит она.

Сама Тренкич родом из Сербии. Она стала свободно говорить по-английски только в свои двадцать, после того, как переехала в Великобританию. Она говорит, что до сих пор делает грамматические ошибки, особенно когда устала или напряжена. «Тем не менее, несмотря на все это — и это очень важно — я могу делать удивительные вещи на английском языке», — напишет она позже в электронном письме. «Я могу наслаждаться величайшими литературными произведениями, я могу создавать осмысленные и связные тексты качества, пригодного для публикации».

Для среднего изучающего язык то, что оценивали прошлые исследования — способность сойти за носителя языка с точки зрения грамматики — может быть не так уж важно (Фото: Getty)

Фактически, викторина Массачусетского технологического института классифицировала ее как носителя английского языка.

В Испанском детском саду, где воспитатели поют «Cumpleanos feliz», а в книжном уголке висит «Груффало» на иврите, сама директор оказывается опоздавшей. Кармен Рамперсад выросла в Румынии и по-настоящему выучила английский только тогда, когда ей было за двадцать. Ее дети изучали испанский язык в детском саду.

Но, пожалуй, самым предприимчивым лингвистом является ее муж. Родом из Тринидада, румынский язык он выучил у своей семьи, которая живет недалеко от границы с Молдовой.

«У него отличный румынский», — говорит она. «Он говорит с молдавским акцентом. Это весело».

Присоединяйтесь к более чем 800 000 поклонников Future, поставив нам лайк в Facebook или подпишитесь на нас в Twitter .

Если вам понравилась эта история, подпишитесь на еженедельную рассылку новостей bbc.com под названием «Если вы прочитаете только 6 вещей на этой неделе». Подборка историй из BBC Future, Culture, Capital и Travel, доставляемая на ваш почтовый ящик каждую пятницу.

Преимущества изучения второго языка в раннем возрасте

Статьи для родителей

2 минуты чтения

Январь 2022

Изучение второго языка в раннем возрасте дает много преимуществ для детей.

Январь 2022

В общем, чем моложе человек, тем легче ему выучить второй или даже третий язык.

Независимо от того, используете ли вы родной второй язык дома или думаете о том, чтобы научить своих детей другому языку, может быть полезно подумать о преимуществах, которые приобретение этого навыка может принести вашим детям в будущем:

Желательность трудоустройства
С точки зрения карьеры профессионалы, способные общаться на втором или третьем языке, часто имеют преимущество, поскольку они могут взять на себя дополнительные обязанности и возможности трудоустройства.

В этом смысле вы можете подумать о языках, которые могут быть более полезными для изучения в будущем. Например, английский в настоящее время является основным языком для бизнеса на глобальном уровне, поэтому семьи во всем мире отдают предпочтение английскому языку как одному из лучших языков для изучения. Кроме того, такие языки, как китайско-мандаринское, испанский и португальский, популярны как языки для ведения бизнеса.

Когнитивные преимущества
Исследования показывают, что на когнитивном и академическом уровне дети, изучающие дополнительный язык, проявляют больше творчества, лучше решают сложные проблемы и обычно получают более высокие баллы по стандартным тестам. Как только дети узнают второй язык, как письменный, так и устный, им легче понять дальнейшие языковые структуры, поэтому эксперты говорят, что каждый новый выученный язык легче, чем предыдущий.

Культурная осведомленность
На личном уровне, чем больше языков говорит человек, тем лучше у него будет доступ к разным людям и ресурсам из других стран и культур. Кроме того, это помогает детям лучше понять другие культуры, выражения и стили общения. Это может побудить детей оценить, насколько велик мир, и значительно расширит их кругозор, что всегда хорошо.

Повышение уверенности
Наконец, дети, хорошо владеющие вторым языком или свободно владеющие им, будут особенно довольны, когда будут практиковать его за границей. Обнаружение того, что они могут общаться с людьми на их родном языке, повысит их самооценку, самостоятельность и уверенность в себе.

Чем моложе, тем лучше?
Изучение нового языка требует очевидных усилий для любого человека, будь то ребенок или взрослый. Но чем ты моложе, тем проще — ведь ты помнишь, как научился говорить на родном языке?

Дети проходят через «критический период», который, как считается, происходит в возрасте от двух до семи лет, когда происходит быстрое формирование нервной системы. Например, у двухлетнего ребенка в два раза больше мозговых связей («синапсов»), чем у взрослого.

Эксперты говорят, что дети, изучающие язык до подросткового возраста, с большей вероятностью, чем ученики старшего возраста, приобретут произношение, подобное родному. Кроме того, исследования показали, что у детей есть врожденная способность усваивать правила любого языка — способность, которая исчезает во взрослом возрасте.

Несмотря на то, что детский разум известен тем, что он «похож на губку», которая впитывает все, вы можете подумать о том, чтобы дать им достаточно времени, чтобы усвоить и полностью понять один язык, прежде чем знакомить с другим.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *