Содержание

7 причин, почему детей стоит серьезно ограничить в просмотре мультфильмов / AdMe

Согласно статистике, малыши от 2 до 5 лет смотрят мультики более 4 с половиной часов каждый день и ровно 4 часа уходит на это занятие у детей в возрасте от 6 до 11 лет. При этом 70 % из них имеют собственный телевизор в своей комнате. И больше половины всех родителей никогда не проверяют, что смотрит ребенок, по одной простой причине: гораздо легче оставить малыша перед телевизором или планшетом и немного отдохнуть, чем контролировать его.

Мы в AdMe.ru разобрались, к каким последствиям может привести отсутствие контроля за телевизионным контентом и как он может влиять на юных зрителей. В конце статьи мы подготовили небольшой бонус: взрослые люди рассказали о неожиданных смыслах детских мультиков, которые они пересмотрели.

1. Детям до 3 лет нельзя смотреть телевизор

© Маша и Медведь / Анимаккорд, © Смешарики / Студия анимации «Петербург»

Примерно до 3-летнего возраста ребенок устроен так, что ему в принципе безразлично, что смотреть. Если вы включите мультики, он будет смотреть их. Если вы покажете ему передачу про животных, он будет смотреть ее. Контент в этом возрасте не важен вообще — важно, что на экране что-то мельтешит и происходит.

Если ребенок этого возраста слишком часто смотрит телевизор, у него может возникнуть зависимость. Ему нужно будет, чтобы что-то мелькало на экране. Без динамичной картинки он не сможет заниматься какими-либо делами. Это одна из причин, почему детям до 3 лет вообще не рекомендуется смотреть мультики, передачи, видео и т. д.

2. Ребенку постоянно хочется кому-то подражать. Лучше — ровеснику

© Ну, погоди! / Союзмультфильм

Мозг ребенка находится в постоянном поиске чего-то нового — вот почему дети буквально залипают в мультфильмы. Отлично написанный сценарий, подходящие саундтреки, красивые визуальные эффекты — все это способствует тому, что ребенок начинает отождествлять себя с кем-либо из героев мультфильма. Подсознательно или сознательно он подражает персонажу: действует так же, как он, разговаривает, жестикулирует и даже одевается.

  • Недавно мы обсуждали в компании наше прошлое. Кто-то от папы научился мастерить, кто-то выбирал девушку как в каком-то комиксе, у третьего с детства после просмотра «Звездных войн» была мечта стать космонавтом. И вот очередь дошла до меня. Начнем с того, что рос я в СССР. И был там один фильм, который оставил неизгладимый отпечаток на моей детской психике, — бессмертная «Гостья из будущего». После этого фильма я понял одно: мне нравятся умные девочки. Пусть они не самые популярные и красивые, но если они просто симпатичные и при этом умные, то они мне будут нравиться. А после «Чип и Дейл спешат на помощь» образ Гаечки (девушки-технаря) как пример идеальной спутницы прочно въелся в мой мозг и засел там до самого конца. © d0nate110 / Pikabu
  • Мой ребенок рос на качественных полнометражных мультфильмах Pixar и Disney, но с некоторых пор с нами стала жить племянница, которая постоянно смотрит «Маша и Медведь». Даже мой сын заметил, что она ведет себя как эта Маша: чуть что не так — губы дует или дерется. Я как в этом мультике живу: чувствую себя Медведем и придумываю новые наказания. У этой девочки то рот не закрывается, то она на ногу вешается, то посылает взрослых. И ей всего 3 года. © maylin / Pikabu
  • Недавно стал свидетелем разговора между своими детьми. Две дочери, 5 и 7 лет. Старшая говорит младшей: «Взяла бы ты книжку почитала». На что младшая ей отвечает: «Хм… читать? Вдруг поумнею, а мужики таких не любят». Мы с женой, конечно, посмеялись, а потом я у дочери спросил: «Откуда у тебя такие мысли?» Ребенок мне ответил, что так говорила принцесса из мультика «Иван Царевич и Серый Волк», что она была очень умная и дочери она понравилась. © TEESTO / Pikabu

3. Многие мультики с пометкой «для всей семьи» на самом деле выпускаются для взрослых

© Илья Муромец и Соловей-разбойник / студия «Мельница», © Shrek 2 / DreamWorks Animation SKG

Сейчас в прокат выходит огромное количество мультфильмов с пометкой «для всей семьи». Причина понятна: так увеличивается целевая аудитория продукта. Однако в подобных мультиках слишком часто мелькают действительно взрослые шутки и кипят недетские страсти. Ребенок этого не понимает, но подсознательно перенимает такую модель поведения. Поэтому имеет смысл заранее просматривать мультфильмы, перед тем как решить, показывать ли их своим детям.

4. Динамичные мультики с быстрой сменой кадров ребенку могут только навредить

© Ultimate Spider-Man / Disney XD, © Sesame Street / Sesame Workshop

Некоторые современные мультики, например «Человек-паук», «Бен-10» и т. д., характеризуются очень быстрой сменой эпизодов. Из-за этого ребенок не в состоянии даже запомнить сюжет, не говоря уже о том, чтобы его пересказать. Такой контент абсолютно неинформативен, а потому не рекомендуется к просмотру.

В 2011 году авторитетный медицинский журнал опубликовал статью «Эффекты быстрых мультфильмов», в которой рассказал об одном эксперименте. Специалисты хотели понять, как «быстрые» мультики влияют на память и концентрацию внимания юных зрителей.

60 детей разделили на 3 группы. 1-я группа смотрела «Губку Боба», 2-я группа рисовала карандашами, а 3-я группа наслаждалась образовательным мультсериалом Caillou. Через 9 минут детей попросили пройти несколько простых тестов. Выяснилось, что у тех ребят, которые смотрели «Губку Боба», внимание и память значительно снизились в сравнении с двумя другими группами. При этом разницы между теми, кто рисовал, и теми, кто смотрел образовательный сериал, не было. Ученые сделали вывод, что неестественно быстрая смена кадров — это стресс для мозга.

Более того, некоторые специалисты предположили, что из-за этого у маленького зрителя могут проявиться симптомы СДВГ.

  • Мама моя работает в детском саду. Там детям показывают разные мультики. Когда дети смотрят современные типа «Маша и Медведь», они сидят перед экраном с открытыми ртами, не отрывая взгляда. Но когда в конце их просят пересказать, что они только что видели, никто и двух слов связать не может. С советскими мультиками все наоборот: могут вертеться во время просмотра, но в конце выдают связный рассказ. © 110112dark / Pikabu

5. После каждого мультика лучше спрашивать ребенка, чему он научился. Иначе можно столкнуться с непредсказуемыми последствиями

© Finding Nemo / Pixar

Во многих мультиках присутствуют какие-либо нежелательные действия (достаточно вспомнить «Том и Джерри»: Тома бьют дубинкой, прищемляют ему лапы и т. д.). У ребенка при просмотре возникает когнитивный диссонанс: родители говорят, что нельзя бить других людей, но в мультике так делают и ситуация выглядит забавно. Вполне возможно, что это приведет к тому, что ребенку захочется проверить на практике, правда ли бить других или не слушаться взрослых так же смешно, как это выглядит на экране.

Поэтому имеет смысл спрашивать ребенка после просмотра очередной серии мультфильма о том, чему он научился. Во-первых, так вы поможете малышу развить аналитические способности. А во-вторых, сумеете скорректировать его выводы, если они оказались неправильными.

  • Моя 4-летняя дочка посмотрела мультик «Дед Мороз и Серый Волк». Там, где «тревога, тревога, волк унес зайчат». Как обычно, спрашиваю: «Юлия, а чему тебя этот мультик научил?» Подумала и говорит: «Не надо никуда зайчат носить. Поймал — ешь на месте». © umorist / Pikabu
  • Мы как-то с сестрой (ей 4 года) смотрели сериал «Лило и Стич», где они ели всякую гадость, а в конце потолстели. После этого я стала задавать сестре вопросы по сюжету, и в результате она пришла к мысли о том, что сладости надо кушать только после обеда и совсем чуть-чуть. Она поняла это сама и стала следовать такому правилу. Если бы ей это сказали родители или я, она бы проигнорировала. В тот день за обедом она все время повторяла свежевыученную мантру о здоровом питании и запретила бабушке съесть печеньку. © Raffine / Pikabu
  • Сидели с дочкой (4 года) и смотрели мультфильм по телевизору. Там истерящей девочке дала конфету чужая тетя, когда она заплакала в магазине. А девочка потребовала: «Еще!» — и на нее ругались родители. Увидев озадаченное лицо моего ребенка и вспомнив, что мораль в мультфильмах лучше пояснять, спросил:
    — Доча, а что именно не так сделала девочка?
    — Она очень грубо ответила тете.
    — А что надо сказать, когда тебе что-то дарят?
    — Дайте еще, пожалуйста? © Drontian / Pikabu
  • Рассказал знакомый аквариумист. После выхода мультика «В поисках Немо» в Москве сначала дико подорожали, потом вовсе исчезли из продажи рыбки, которые были похожи на главного героя. Вроде законы рынка. Ан не совсем. Многие клиенты приходили по 2–3 раза. Оказывается, детишки отпускали своих питомцев на свободу. Да-да, как в мультике — прямо в унитаз. © Drugoon / Pikabu

6. В некоторые мультики включают сцены «для взрослых», чтобы воздействовать на ребенка на подсознательном уровне

Человеческий мозг устроен таким образом, что реагирует по-настоящему на те вещи, которые могут не существовать в реальности. Если вы видите аппетитную рекламу какой-либо еды, можете почувствовать, что у вас «потекли слюнки». Это самый очевидный пример.

Когда ребенок видит в мультике откровенные сцены, он может не понимать их значение, но его мозг реагирует на них, запуская определенные химические реакции. Из-за этого дети хотят смотреть такие мультики вновь и вновь, но объяснить причину своего желания они вряд ли смогут. Это может привести к тому, что ребенок заинтересуется анатомией человеческого тела раньше, чем это произошло бы по естественным причинам.

7. Многие мультфильмы содержат насильственные сцены, которые вызывают у зрителей смех

© Tom and Jerry / Metro Goldwyn Mayer

Считается, что у ребенка при виде насильственных сцен может возникнуть две реакции:

  • Он перестает понимать, чем могут окончиться подобные игры, а потому желает проверить это на собственном примере и пытается провернуть любую из сцен со своими сверстниками или родителями.
  • Ребенок боится и колеблется, поскольку интуитивно понимает, что, если в реальной жизни прищемить кому-нибудь руки мышеловкой, это приведет к плачевному результату, а вовсе не к взрыву смеха, как это показано в мультфильме. В такой момент малышу нужны родители, которые подтвердят его опасения и уверят его, что подобные действия в реальности повторять нельзя.

Кроме того, предполагается, что обилие насильственных действий на экране стимулирует выработку адреналина. Ребенок становится легковозбудимым, нервным и трудноуправляемым.

© Transformers: Cyberverse / Boulder Media Limited, © Винни-Пух / Союзмультфильм

Это доказали на практике российские психологи. Они взяли 40 детей в возрасте от 6 до 7 лет и в течение 9 дней показывали им мультфильмы: первые 3 дня дети смотрели добрые мультики («Винни-Пух», «Крошка Енот», «Ежик в тумане»), следующие 3 дня — мультики с умеренным содержанием насилия («Том и Джерри», «Микки Маус», «Ну, погоди!»), последние 3 дня — агрессивные мультики («Годзилла», «Черепашки-ниндзя», «Трансформеры»). Дети смотрели их до и после тихого часа, а потом отправлялись гулять. На прогулках присутствовал психолог, который записывал то, как они себя ведут.

Результаты оказались вполне предсказуемыми:

  • После агрессивных мультфильмов дети часто нападали на своих сверстников, чаще унижали их и в целом вели себя более высокомерно.
  • Умеренно агрессивные мультфильмы также провоцировали детей на драки или выяснение отношений, но в меньшей степени.
  • После просмотра добрых сериалов случаи нападения также фиксировались, но в очень маленьком количестве.

В ходе эксперимента был сделан еще один тревожный вывод: образы отрицательных героев, которые дерутся и скандалят, дольше хранятся в памяти детей, чем образы положительных персонажей. Через две недели после опыта этих же ребят попросили нарисовать героев мультиков, и большинство из них рисовали терминаторов и трансформеров.

Бонус: переосмысление любимых мультиков

© Tangled / Walt Disney Animation Studios, © Aladdin / Walt Disney Pictures

  • Сначала «Шрек», потом «Рапунцель», «Балерина», «Аладдин». Это шедевры от первого и до последнего кадра, которые могли бы служить прекрасной подпоркой для воспитания девочек возраста 7–12 лет. Но именно им такое лучше не смотреть. Из-за простой маленькой детали. Знаете, что их все объединяет? Отрицательный по факту, но положительный по сюжету главный герой. Аладдин — человек, распевающий во все горло, что он вор и воровать нормально. Собственно, и Юджин в «Рапунцель» этого не стесняется. Именно такой человек признается за эталон мужчины, достойного любви принцессы. То, что мультяшный образ вора и сироты с реальным имеет мало общего, конечно, не сообщается. © Gotica / Pikabu
  • Дочке 3 года, смотрит мультики. Подсаживаюсь и пытаюсь понять суть. Сюжет: девочка рисовала красками в своей комнате и испачкала ими все вокруг. Вместо того чтобы все убрать, она волшебным образом перемещается в воображаемый мир, где все игрушки живые и разговаривают. Они сразу ставят перед ней вопрос, почему все в краске. Девочка признается, что она засранка, и призывает всех помочь. Далее все батрачат до потери пульса, а девочка помыла только одну машинку, пока ее работники (игрушки) драили все остальное. Они смогли отчистить только половину комнаты. Как думаете, девочка дала им отдохнуть? Ни фига! Она посмотрела на них, замученных, и придумала гениальный ход: разделила игрушки на две команды и устроила соревнование, кто быстрее справится. Это сработало: силы появились. Игрушки быстро все отмыли — девочка осталась довольна. © Svyat9 / Pikabu
  • Малой смотрит «Русалочку» диснеевскую. И вот что занятно. Ариэль вроде бы основной добрый персонаж, но: она демонстративно не слушает отца, нарушает все законы и запреты царства русалок, лжет, подговаривает Себастьяна ко лжи (придворного концертмейстера, на секундочку), путается с главным антагонистом, выполняя все его требования. Все это приводит к тотальному разладу: за эту рыжую героиню впрягаются все основные персонажи, рискуют жизнью, а царь Тритон отдает душу и власть, только чтобы ее спасти. И после этого у нее еще хеппи-энд. © XerMorjovii / Pikabu

Вы контролируете то, что смотрит ваш ребенок? Есть мультфильмы, которые вы запрещаете ему смотреть?

AdMe/Психология/7 причин, почему детей стоит серьезно ограничить в просмотре мультфильмов

7 мультфильмов, которые нельзя показывать детям


Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

«Мультики плохому не научат», — думают многие взрослые, когда оставляют ребенка один на один с экраном и уходят заниматься своими делами. Но далеко не все мультфильмы формируют правильные ценности. Часто за красивой картинкой скрывается поверхностный и даже вредный смысл. Психолог, гештальт-терапевт и автор Ютуб-канала «Психология кино» Виктория Яковенко рассказала Педсовету, какие современные мультики не стоит показывать детям и почему.

«Шрек»

Студия/страна: DreamWorks Pictures, США

Год создания: 2001

Возрастной ценз: 6+

Содержание:

Главный герой мультфильма — нелюдимый и грубый огр. В обмен на обещание лорда освободить его родное болото от волшебных существ он соглашается спасти для него прекрасную принцессу из башни. Однако эта принцесса оказывается совсем не такой, как в классических сказках. Она лишена скромности и способна сама прекрасно себя защитить. Постепенно главный герой влюбляется в нее. 

В чем вред?

«Шрек» попал в списки «самых вредных мультиков» у современных родителей из-за: 

  • пропаганды жестокости и насилия; 
  • нарушения канонов женственности; 
  • разрушения традиционных сказочных мотивов; 
  • недетского юмора.  

По мнению зрителей, главный герой больше напоминает антигероя и является сомнительным примером для подражания. 

Виктория Яковенко:

«Я считаю „Шрека“ замечательным мультфильмом, который обладает своей неповторимостью, отличным юмором и даже пропагандирует семейные ценности. Единственный его минус — возрастной ценз, который по факту значительно выше присвоенного мультфильму изначально. Вот если вместо 6+ мы поставим возрастной рейтинг 16+, контексты кардинально изменятся. „Шрек“ — это мультфильм для взрослых, а детям его, по причине содержания и неоднозначных шуток, смотреть нельзя».

Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.

Подписаться

«Дорога домой» 

Студия/страна: Netflix, США/Австралия

Год создания: 2021

Возрастной ценз: 7+

Содержание:

Из зоопарка сбегает компания опасных существ — змея, скорпион, паук, крокодил, ящерица. Их цель — добраться до своего настоящего дома — далекой Австралии. В своем путешествии они доказывают миру, что, несмотря на свой устрашающий вид, ядовитые жала и острые зубы, они обладают добрыми сердцами и достойны любви и принятия. Казалось бы, главная мысль мультика — в том, чтобы воспитать у подрастающего поколения терпимость. Но все не так просто.

В чем вред?

В главных ролях мультфильма — смертельно опасные животные, которые своим ядом могут отравить или обездвижить жертву, но они подаются зрителям как добрые и приветливые. Их опасная инстинктивная сторона совершенно игнорируется. 

Виктория Яковенко:

«Змея со смертельным ядом и огромный зубастый крокодил преподносятся ребенку как скромные, шутливые или смущенные, но никак не демонстрируется опасность, которую они могут нести. Эта опасность подается как стереотип, а ребенок, который берет к себе в рюкзак эту же змею, паука, ящерицу и скорпиона, по сюжету становится добрым и правильно поступающим. Сомнительное и опасное послание для детей, учитывая их стремление к подражанию».

«Монстры на каникулах» 

Студия/страна: Columbia Pictures, Sony Pictures Animation, США 

Год создания: 2012

Возрастной ценз: 7+

Содержание:

В центре событий оказываются граф Дракула, его дочь Мэйвис и другие сказочные монстры. Они собираются в хорошо укрытом от человеческих глаз отеле. Граф усердно оберегает подросшую дочь от контакта с миром людей. И, на первый взгляд, у него это получается. Но все меняется, когда в отель попадает простой смертный. 

В чем вред?

Главные герои — вампиры, оборотни, мумии — показаны здесь добрыми и человечными. Хоть это мифические и придуманные человеком существа, а не реально существующие животные, как в предыдущем примере, эффект негативного влияния на детскую психику не теряется. Монстры в классической интерпретации пугают или убивают людей. Авторы переворачивают образы зла с ног на голову в рамках модной сегодня идеи толерантности. Детей это дезориентирует. 

Виктория Яковенко:

«Происходит подмена: антагонистом становится не монстр, а человек, который по сюжету мультфильма делает жизнь монстров невыносимой. Это приводит ребенка в замешательство. Подменяя систему хороших и плохих персонажей и обучая ребенка, что корень зла — в человеческом страхе, а не предмете, который этот страх вызывает, авторы  уводят мировоззрение малыша от истинной сущности вещей». 

«Босс Молокосос»

Студия/страна: 20th Century, США

Год создания: 2017

Возрастной ценз: 6+

Содержание:

Главный герой — мальчик Тим. Он живет с мамой и папой и в целом очень этим доволен. Но все меняется, когда в семье появляется младший брат. Тим сразу замечает: ребенок — вовсе не тот, за кого себя выдает. Однажды он застает его свободно говорящим по телефону. А вскоре узнает, что малыш — тайный агент, который борется за то, чтобы люди продолжали заводить детей вместо собак. 

В чем вред?

На первый взгляд, мультфильм пропагандирует семейные ценности и борется с движением «чайлдфри». Только этот смысл направлен, скорее, на родителей. А что же мульт транслирует детям? Кажется, что основной посыл — сложность отношений между братьями: необходимость делить любовь родителей, ревность старшего ребенка по отношению к младшему. И это была бы отличная воспитательная тема, но, увы, авторы пошли другим путем. 

В мультфильме показаны дети, которые кидаются деньгами, покупая все и всех. Они обманывают, воюют со старшими братьями, узаконивают (теми же деньгами) свое незаконное поведение.

Виктория Яковенко:

«Вряд ли это сможет принести маленькому зрителю положительный опыт. Скорее, наоборот. Даже мне, взрослому человеку, было сложно воспринимать фабрику, распределяющую детей на обычных малышей и взрослых корпоративных недоростков, поскольку это не только уводит далеко от реальности, но даже вызывает чувство отвращения».  

«Маша и Медведь»

Студия/страна: «Анимаккорд», Россия

Год создания: 2009 — по настоящее время

Возрастной ценз: 0+

Содержание:

Серия мультиков о непослушной девочке Маше, которая устраивает беспорядок в доме Медведя. В конце каждого сюжета она осознает свою ошибку и исправляет содеянное, но в следующей серии ситуация повторяется. 

В чем вред?

Главная проблема мультика в том, что образ капризного безнаказанного ребенка транслируется зрителю без воспитательной или познавательной идеи. Избалованный ребенок просто отыгрывается на измученном взрослом (Медведе), и маленький зритель стремится копировать это поведение в своей повседневной жизни. 

Виктория Яковенко:

«Даже если взять чисто развлекательный формат мультфильма, я бы все равно порекомендовала выбрать что-то другое. Например, мультик „Буба“ имеет похожий сценарий, но, в отличие от „Маши и Медведя“, там нет взрослого, который должен это поведение терпеть и спускать с рук. Буба просто плохо себя ведет, это может быть смешно, но при этом отсутствует оценка, нет снисходительности к хулиганству. Ребенок понимает, что, если придет взрослый, Бубе достанется».

«Клуб Винкс» 

Студия/страна: Rainbow S.r.l, Италия

Год создания: 2004

Возрастной ценз: 5+

Содержание:

Действия мультипликационной серии Винкс происходит в школе волшебства Алфея, где компания юных фей постигает основы магии. В свободное от учебы время девушки борются со злыми волшебницами Трикс, ходят на свидания и раскрывают тайны своей волшебной силы.

В чем вред?

Главной проблемой мультика считается гипертрофированный образ женского тела. Излишняя сексуальность героинь путает детей и смущает родителей, когда дети вдруг начинают подражать любимым феям.

Виктория Яковенко:

«Думаю, следует обратить внимание на возрастной ценз мультфильма „Клуб Винкс“. Здесь есть акцент на внешнем виде, отношениях, сексуальности и телесности. Это подойдет подросткам 13-16 лет, поскольку в этом возрасте как раз формируются межличностные отношения и восприятие сексуальности». 

«Три богатыря»

Студия/страна: «Мельница», Россия

Год создания: 2004 — по настоящее время

Возрастной ценз: 6+

Содержание:

Под франшизой «Три богатыря» вышло уже 11 полнометражных мультфильмов. Они объединены героями, но имеют мало общего с реальными былинными сюжетами. 

В чем вред?

Мультфильмы про богатырей сильно бьют по системе ценностей ребенка, разрушая образы мужественности. Ведь богатыри — это своеобразные «древние супергерои», то есть образцы для подражания. Здесь же их характеры даны в упрощенном, ограниченном и даже глупом виде. А сами герои предстают в образе тупых качков, которые умеют только махать кулаками, подчиняясь хитрому и жадному князю. Вплетая культурно значимые образы в развлекательные истории, авторы могут разрушить культурные ценности. И тут уже только родителям решать, насколько им эти ценности важны. 

Виктория Яковенко:

«Эффект от просмотра мультфильмов виден не сразу и зависит от множества факторов. Важную роль играют ценности родителей, их поведение в семье и с ребенком, желание обсуждать с ним те или иные аспекты просмотренных произведений и в принципе вести разговоры по душам. Стоит принимать во внимание степень критичности мышления самого ребенка, его способность отличать пользу и вред, устойчивость к плохому влиянию. Но, даже учитывая все эти факторы, задачей родителей остается защита ребенка от вредного контента и ограничение его влияния на детское мировоззрение и поведение».

 


Материалы по теме:

  • Какие мультики не стоит смотреть детям?
  • Где всей семьей посмотреть современную авторскую анимацию
  • Диафильмы вместо гаджетов. Семейный досуг, который рекомендуют психологи

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

Сколько времени дети должны смотреть телевизор? Почему запреты врачей на экранное время не имеют смысла.

Насколько плохи экраны для маленьких детей?

Фотография Линн Карпентер/Хемера.

На приеме у врача моего годовалого сына Халила в прошлом месяце наш педиатр сказал нам запретить ему смотреть телевизор. Кроме того, больше никаких iPhone, iPad или компьютеров. Как и все младенцы, Халил сходит с ума от любого экрана. Вид электронного устройства моментально успокаивает его, а если вы дадите ему гаджет, то он надежно увлечет его на 10 минут или дольше, гораздо больше времени, чем он проводит с любой другой игрушкой.

С тех пор, как он родился, я пользовался этим эффектом разумно, но регулярно, обычно чтобы выйти из затруднительного положения. В первые дни я укладывала его утром на диван и смотрела телевизор, пока он засыпал. Когда он подрос, я дала ему свой телефон, чтобы успокоить его в машине или в супермаркете. Когда ему было около 6 месяцев, я начал уговаривать жену отдать ему в качестве игрушки старый ноутбук. (Я был отвергнут.) И незадолго до того, как ему исполнился год, я обнаружил, что телевизор был идеальным способом отвлечь его во время кормления ужином. Он всегда был невыносимо привередлив в еде — он будет брыкаться, кричать и выплевывать большую часть еды, которую мы пытаемся затолкать ему в рот. Но если я посажу его высокий стульчик перед телевизором, его сопротивление растает: он примет любые наггетсы, которые я предложу, и почти не будет суетиться, когда это будет что-то явно неприятное. (Серьезно, пюре из лосося?)

Конечно, я знал, что это неправильно. Детские книги и курсы по воспитанию детей описывают телевидение как порок порядка курения или хранения огнестрельного оружия в доме. Наш педиатр сказал нам, что изображения на экране движутся слишком быстро для детского мозга и, таким образом, могут вызвать долгосрочные проблемы с развитием. Американская академия педиатрии ссылается на тот же страх в своем резком предупреждении против телевидения для детей младше 2 лет. Не существует каких-либо строгих указаний в отношении нетелевизионных экранов, таких как сотовые телефоны и компьютеры, но учреждения по воспитанию детей обычно предпочитают занятия старой школы — чтение, пение, игру с детскими игрушками — электронным устройствам. Однако американские родители грубо игнорируют этот совет. Опрос, проведенный в 2003 году Семейным фондом Кайзера, показал, что 68 процентов детей в возрасте до 2 лет в обычный день смотрят какие-то «экранные медиа» — и немало. В среднем ребенок проводит 2 часа в день (примерно одну шестую своего времени бодрствования), смотря на экран, больше времени, чем он читает или ему читают.

Я не собираюсь часами усаживать ребенка перед телевизором. Мой ребенок проводит с экраном максимум 30 минут в день, и мы сократили его время перед экраном еще больше с тех пор, как наш врач запретил. В то же время я скептически отношусь к общему правилу против экранов. Иногда их невозможно избежать, и позволить ребенку смотреть или играть с экраном может быть очень полезно. Как-то вечером я хотел посмотреть президентские дебаты республиканцев — разве это погубило бы моего сына, если бы он позволил ему играть в гостиной при включенном телевизоре? (Думаю, он согласился бы с налоговым планом Германа Кейна.) Или как насчет того, чтобы дать своему ребенку iPad, чтобы он поиграл с ним, пока я принимаю душ, — разве это так плохо?

com/_components/slate-paragraph/instances/cq-article-18c4197b1aea414e3d1e7c98c9c620a7-component-5@published»> Нет, это не так. Изучив несколько исследований, я обнаружил, что мало что может поддержать политику абсолютной нетерпимости к экранному времени. Во-первых, запрет телевидения для детей основан на сомнительных доказательствах. В то время как некоторые исследования показывают, что телевидение вредно для детей младше 2 лет, другие представляют более мрачную картину. Доказательств против телефонов, планшетов и ПК гораздо меньше. Насколько я могу судить, нет ни одного исследования, показывающего, что если позволить ребенку ненадолго поиграть в игру на вашем телефоне, это как-то навредит ему.

Посмотрев эти исследования и поговорив с некоторыми исследователями, я собираюсь расслабиться насчет экранов. Слишком много телевизора вредно для вашего ребенка, но некоторые телевизоры и некоторые время с другими экранами не о чем беспокоиться.

Самое цитируемое исследование когнитивного воздействия телевидения на детей младшего возраста было проведено группой под руководством Дмитрия Кристакиса, педиатра и директора Центра детского здоровья, поведения и развития в детской больнице Сиэтла. В статье, опубликованной в 2004 году, изучалась взаимосвязь между количеством часов просмотра телевизора ребенком в возрасте 1 и 3 лет и оценкой ребенка по известному диагностическому тесту проблем с вниманием в возрасте 7 лет. Исследование выявило значительную взаимосвязь. между этими переменными: чем больше вы смотрите телевизор в детстве, тем больше вероятность того, что в первокласснике у вас возникнут проблемы с вниманием. Исследователи сообщили, что эти отношения сохранялись даже после того, как они учли различные осложняющие факторы, включая злоупотребление психоактивными веществами и социально-экономический статус родителей.

Тем не менее, у этого исследования есть несколько недостатков, из-за которых его результаты трудно применить к моей жизни, а возможно, и к вашей. Во-первых, исследование в Сиэтле сообщает вам, что произойдет с вашим ребенком, если он посмотрит партий телевизоров. В среднем 1300 однолетних детей в исследовании смотрели телевизор 2,2 часа в день. Авторы говорят, что каждые три дополнительных часа просмотра телевизора в день, которые ребенок смотрит в возрасте 1 года, его шансы на развитие проблем с вниманием к 7 годам увеличиваются на 28 процентов. Однако в исследовании ничего не говорится о том, будет ли вредно для вашего ребенка меньше смотреть телевизор. Более того, он не учитывает то, что смотрели дети — разве дети, которые смотрели «образовательное» телевидение, менее склонны к развитию проблем, чем дети, которые смотрели MTV? Наконец, исследование не может установить причинно-следственную связь между просмотром телевизора и проблемами с вниманием. Это кажется важным: некоторые родители разрешали своим детям смотреть телевизор по пять и более часов в день. Само собой разумеется, что они не были хорошими родителями, так что, возможно, проблемы у этих детей были связаны с их родительскими навыками, а не с самой трубкой.

Кристакис и другие исследователи провели несколько дополнительных исследований, направленных на решение некоторых из этих проблем, и большая часть этих исследований представляет собой менее тревожную историю. В статье, опубликованной в 2009 году, Мари Эванс Шмидт, исследователь из Центра СМИ и детского здоровья при Детской больнице Бостона, рассмотрела группу детей, которые смотрели телевизор немного меньше, чем те, кто участвовал в исследовании Кристакиса. Шмидт также принял во внимание многие факторы окружающей среды, которые могли бы пролить свет на влияние родителей на жизнь ребенка, включая то, был ли ребенок на грудном вскармливании и как долго, и сколько он спал каждую ночь. Вместо того чтобы сосредоточиться на проблемах с вниманием, команда Шмидта проанализировала влияние телевидения на зрительные и моторные навыки ребенка. Они обнаружили нечто замечательное: никакого эффекта. После учета факторов окружающей среды каждый дополнительный час просмотра телевизора, который ребенок смотрит в возрасте до 2 лет, не связан с каким-либо изменением результатов тестов в возрасте 3 лет9.0003

Шмидт признает недостаток в своем исследовании — она перестала наблюдать за этими детьми в 3 года, и вполне возможно, что их результаты тестов могли повлиять на более поздние годы жизни. Но исследование Кристакиса, проведенное в 2007 году, показывает, что поводов для паранойи по поводу телевидения еще меньше. На этот раз исследователи изучили, какие шоу смотрят дети. Они обнаружили, что у малышей, которые смотрели развлекательные шоу, пять лет спустя наблюдался повышенный риск развития проблем с вниманием (и еще больший риск, если эти шоу были жестокими). Дети, которые смотрели «образовательные» телепередачи, не подвергались большему риску.

Что такое образовательное телевидение? Команда Кристакиса посмотрела несколько шоу, в том числе Барни , Улица Сезам , Винни-Пух и Подсказки Блю . У всех этих программ есть одна общая черта — все они (мучительно) медленные. В них есть длинные сцены, они часто намеренно приостанавливают действие, чтобы дети могли наверстать упущенное, и избегают резких движений камеры и ярких цветов. Кристакис говорит, что быстро развивающиеся телевизионные шоу сбивают с толку «ориентировочную реакцию» вашего ребенка, которая является рефлексом, вызванным новыми стимулами. Вот почему ваш ребенок не может устоять перед просмотром мультфильмов: каждую миллисекунду на экране появляется что-то новое и красочное. Мало того, что эта чрезмерная стимуляция может со временем вызвать проблемы с дефицитом внимания, но есть довольно убедительные доказательства того, что такие шоу немедленно меняют поведение детей. Исследования показали, что дети более терпимы к задержкам и охотнее обращают внимание сразу после просмотра 9 фильмов.0015 Мистер Роджерс , чем после парковки перед Бэтмен или Могучие рейнджеры . В одном из недавних исследований дети, которые смотрели Губка Боб , набрали гораздо меньше баллов в серии тестов, чем те, кто смотрел медленное образовательное шоу.

Исследование Кристакиса предполагает наличие аварийного люка в предписании одеяла против телевидения: если вам нужно посадить ребенка перед телевизором, обязательно переключите канал на PBS (или на президентские дебаты республиканцев). Здесь есть некоторые предостережения. Кристакис отмечает, что, хотя образовательное телевидение не вредно, нет никаких доказательств того, что оно полезно.0015 полезно для вашего ребенка. Чем больше времени ваш ребенок проводит за просмотром сериала «Улица Сезам , », тем меньше времени у него остается на другие вещи, которые, как мы знаем, полезны для него, например рассматривание книжек с картинками или игру с трехмерными объектами.

В целом, говорит Кристакис, воздействие телевизора на младенцев сравнимо с последствиями пассивного курения. «Мы точно знаем, что некоторое воздействие оказывает пагубное воздействие, и как родитель вы должны попытаться свести это воздействие к минимуму», — говорит он. «Но это не значит, что если вы сидите рядом с кем-то, кто курит в ресторане, вы должны хватать своих детей и бежать. Десять минут, 20 минут, 30 минут воздействия пассивного курения или просмотра телевизора не причинят вашему ребенку никакого вреда — на самом деле это гораздо больше, чем сделать это регулярной практикой».

Я спросил Кристакиса и Шмидта о многих других экранах, которые сегодня доминируют в нашей жизни, и ни один из них не смог сослаться на какие-либо исследования о влиянии этих устройств. Кристакис отметил, что наши компьютеры, планшеты и телефоны часто работают как миниатюрные телевизоры. (Например, Халил любит видео Wiggles на YouTube.) В этом случае можно было бы ожидать, что эти устройства окажут такое же когнитивное воздействие на детей.

Но телефоны и планшеты тоже интерактивны. За последние несколько месяцев я скачал несколько приложений, которыми Халил научился управлять сам. Его любимый — AlphaBaby, приложение для iOS, которое мигает буквами и цифрами каждый раз, когда он касается экрана. Объекты можно перемещать и изменять их размер, и каждый раз, когда Халил касается одного из них, iPad считывает букву, цифру или название фигуры. Приложение даже позволило нам с женой записать, как мы с женой читаем эти этикетки — когда Халил касается треугольника, мой голос кричит: «Треугольник!»

com/_components/slate-paragraph/instances/cq-article-18c4197b1aea414e3d1e7c98c9c620a7-component-16@published»> Когда я описал AlphaBaby Кристакису, он подумал, что это звучит неплохо. «С теоретической точки зрения это не очень ново, — говорит он. «Звучит как одна из тех старых игрушек, в которых наводишь циферблат на свинью, а если дергаешь за веревочку, издаются звуки свиньи». Кристакису понравилось, что приложение двигалось в темпе ребенка и давало ему обратную связь в зависимости от его действий. Он заметил, что, прикасаясь к экрану, а не к трехмерному объекту, мой сын не задействовал свои пространственные способности, но это не имело большого значения, пока у него были другие возможности играть с реальными вещами. «У меня есть ощущение, что такого рода приложения не вредны и даже могут быть полезными, особенно если ребенок использует их вместе с родителем», — говорит он.

Опять же, Кристакис обеспокоен определением ограничений для этих технологий: «В крайнем случае — и я слышал о таких случаях в моей клинике, дети, которые проводят пять часов, семь часов в день с iPad — эти устройства начинают вытесняют другие виды деятельности, важные для познавательного и социального развития».

Поначалу мысль о том, что некоторые дети проводят большую часть времени бодрствования с iPad, казалась мне смешной. Но потом я поймал себя на том, что больше половины дня провожу у какого-то экрана, а когда его нет — когда я давно не проверял электронную почту или Твиттер — тоскую по исправлению. Так почему же меня удивляет, что дети так же увлекаются? В то время как исследователи, изучающие детей и средства массовой информации, говорят, что некоторое воздействие экранов не является плохим, они правы, указывая, что немногие взрослые или младенцы американцев получают всего 9 часов.0015 какой-то выдержки. Согласно большинству опросов, американцы всех возрастных групп проводят все больше и больше времени за просмотром и взаимодействием с электронными экранами.

Это объясняет, почему врачи предпочитают общее правило: всем нам трудно совладать со своим влечением к электронике, поэтому открытие двери для небольшого времени телевизора или гаджета для вашего ребенка может быть воспринято как приглашение сойти с ума. Да, телевизор не повредит вашему малышу, и да, игра в AlphaBaby может даже помочь ему. Просто помните, что держать палец на кнопке выключения не так просто, как кажется. Чем больше ваш ребенок смотрит, тем больше он хочет смотреть.

Положительное и отрицательное влияние просмотра мультфильмов на поведение и развитие ребенка

Мультфильмы — неотъемлемая часть жизни каждого ребенка. С момента появления мультипликационных фильмов более века назад несколько поколений детей выросли на просмотре мультфильмов. Множество девочек мечтали стать принцессами, а мальчики представляли себя доблестными рыцарями после просмотра таких классических мультипликационных сказок, как «Питер Пэн», «Аладдин и волшебная лампа», «Золушка», «Красавица и чудовище» и т. д.

Однако мультфильмы могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на когнитивное развитие и поведение ребенка. В этой статье рассказывается все о влиянии мультфильмов на детей и даются советы, как бороться с их негативным воздействием.

Положительное влияние просмотра мультфильмов на детей

О важности мультфильмов для детей можно судить по различным положительным эффектам, которые мультфильмы оказывают на поведение и развитие ребенка. Вот некоторые положительные эффекты, которые мультфильмы могут оказать на детей:

1. Помогает детям начать обучение в раннем возрасте

Мультфильмы могут помочь детям начать обучение в раннем возрасте. Положительное влияние мультфильмов на детей особенно заметно в случае обучающих мультфильмов, обучающих формам, числам и цветам. Такие мультфильмы могут научить детей основным вещам в веселой и интерактивной форме, что делает обучение приятным занятием. Движущиеся, говорящие картинки и красочные визуальные эффекты делают обучение интересным для детей.

2. Помогает в познавательном развитии

Просмотр мультфильмов может помочь развить познавательные способности вашего ребенка. Это может помочь развить логику и способность рассуждать, визуальную и слуховую обработку, а также устойчивое и избирательное внимание ребенка.

3. Помогает в развитии языка

Мультфильмы могут познакомить ваших детей с разными языками, тем самым помогая детям в развитии их языковых способностей. Например, если вы позволите им смотреть мультфильмы на вашем родном языке, это поможет им лучше выучить язык. Смотря разные мультфильмы, дети также могут улучшить свое произношение и манеру говорить.

4. Развивает творческие способности

Просмотр мультфильмов помогает развивать воображение и творческие способности детей. Ваш ребенок сможет придумывать новые идеи, вдохновленные определенными мультфильмами, и придумывать новые истории или рисунки на основе мультфильмов, которые он смотрит.

5. Способствует смеху и снимает стресс

Дети находят мультфильмы забавными и часто громко смеются над выходками героев мультфильмов. Смех хорошо снимает стресс и укрепляет уверенность. Это также повышает иммунитет и вызывает выброс эндорфинов, которые вызывают у нас положительные эмоции.

6. Помогает детям узнать о разных вещах

Просмотр мультфильмов — отличный способ рассказать детям о местных обычаях, традициях, истории и мифологии. Например, просмотр анимационных версий «Рамаяны» или «Махабхараты» может рассказать детям об индийской мифологии. Просмотр мультфильмов о баснях Эзопа или Панчатантре может научить детей хорошим нравам, доброте и состраданию.

Негативное влияние просмотра мультфильмов на детей

Несмотря на то, что мультфильмы оказывают положительное влияние на детей, они также могут оказывать негативное влияние на их поведение и развитие. Вот различные негативные последствия, которые мультфильмы могут оказать на детей.

1. Поощряет насилие

Просмотр мультфильмов, изображающих насилие, может побудить детей к насилию в реальной жизни. Кроме того, дети могут полагать, что никто не пострадает и не почувствует боли, поскольку мультфильмы остаются невредимыми после насилия или несчастного случая. Например, персонажи «Тома и Джерри», «Дорожного бегуна» и «Огги и тараканов» часто бьют друг друга или заставляют друг друга падать с высоты, часто без каких-либо реальных последствий.

2

. Способствует непослушному поведению и отсутствию сочувствия

Есть несколько мультфильмов, в которых персонажи демонстрируют грубое или непослушное поведение по отношению к своим учителям и старшим. Дети могут подражать такому поведению и бросать вызов своим родителям или учителям, когда их наказывают за плохое поведение.

3. Пропагандирует нецензурную брань

Мультфильмы часто содержат язык, неприемлемый для детей. Дети впечатлительны, и они могут начать использовать ненормативную лексику, которую учат по мультфильмам, в реальной жизни.

4. Поощряет асоциальное поведение

Есть несколько мультфильмов, которые поощряют асоциальное поведение и дают детям неверный посыл. Кроме того, есть несколько мультфильмов, которые содержат сексуальные намеки, поощряют агрессию и поощряют дерзкое поведение. Это может повлиять на поведение вашего ребенка и заставить его думать, что быть агрессивным, избалованным или склонным к насилию – это нормально.

5. Может привести к проблемам со здоровьем из-за сидячего образа жизни

Слишком много часов сидения перед экраном за просмотром мультфильмов может вызвать ряд проблем со здоровьем из-за малоподвижного образа жизни и малоподвижного образа жизни. К ним относятся ожирение, проблемы со зрением и дефицит питательных веществ из-за вредных пищевых привычек.

6. Продвигает плохие образцы для подражания

Дети часто боготворят своих любимых героев мультфильмов и подражают им или стремятся быть похожими на них. Часто объект их восхищения может быть вводящим в заблуждение образцом для подражания, который поощряет неправильные привычки или проявляет бесчувственное поведение по отношению к ближним. Такого рода воздействие мультфильмов на детскую психологию часто может привести к разрушительным последствиям и привести к тому, что дети станут замкнутыми, необщительными, асоциальными или непослушными.

Советы родителям, как справиться с побочным эффектом мультфильмов на ребенка

Теперь, когда мы поговорили о различных преимуществах и недостатках мультфильмов и о влиянии мультфильмов на поведение детей, вот несколько советов для родителей, как справиться с негативными побочными эффектами мультфильмов:

1.

Смотрите вместе с детьми

Просмотр мультфильма вместе с детьми позволит вам следить за тем, что они видят, а также наблюдать за их реакцией на различные события сюжетной линии. Это также поможет вам лучше сблизиться с вашим ребенком. Зная, какой у них любимый мультипликационный персонаж, и смеясь вместе с ними, вы сможете понять образ мышления вашего ребенка и улучшить свои отношения с ним.

2. Ограничить количество часов

Установите правило, ограничивающее время просмотра телевизора или мультфильмов на 1 час в день, особенно для маленьких детей. Поощряйте их выходить на улицу и играть, а не сидеть и смотреть мультфильмы.

3. Выберите подходящие или развивающие мультфильмы

Разрешайте вашему ребенку смотреть только соответствующие возрасту или образовательные мультфильмы, которые не изображают и не поощряют негативное поведение.

4. Объясните разницу между мультфильмами и реальностью

Объясните ребенку разницу между мультфильмами и реальностью. Научите ребенка тому, что вредно, что приемлемо, а что нереально. Например, вы можете объяснить своему ребенку, что, хотя персонаж, кажется, остался невредимым после того, как подвергся насилию, в реальной жизни это не так.

5. Используйте приложения для фильтрации и мониторинга

Используйте приложения для родительского контроля, которые имеют программное обеспечение для мониторинга и фильтрации, чтобы отфильтровывать нежелательное содержимое и блокировать содержимое, к которому вы не хотите, чтобы ваш ребенок имел доступ. Убедитесь, что вы не оставляете ребенка одного перед телевизором или iPad на несколько часов, не следя за тем, что он смотрит.

6. Изучите информационные каналы

Изучите такие каналы, как Discovery, National Geographic и Animal Planet, чтобы получить информативный и образовательный контент, который поможет в общем развитии вашего ребенка. Вы также можете взять их с собой, чтобы испытать то, что они видели по телевизору. Например, если они смотрят передачу о галактике или Солнечной системе, вы можете пригласить их в планетарий и даже показать им созвездия и планеты в ночном небе.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *