«Буду спать с вами!» Как помочь ребёнку уйти из родительской кровати

Ребёнку уже 3 или даже 4 года, а он не спит один, хотя у него самая красивая кроватка и самые терпеливые родители в мире? Уверяет, что с вами ему гораздо уютнее, и упорно является в вашу постель вечером, ночью, утром? Пора менять ситуацию: Юлия Доманова, врач и автор методики мягкого обучения детей самостоятельному засыпанию, и Анна Литвин, специалист по детско-родительским отношениям, подготовили инструкцию из 5 простых шагов, которая поможет быстро и без проблем покинуть родительскую кровать.

Юлия Доманова, врача, гештальт-терапевт, создатель Центра детского сна «Доктор Мама»

Анна Литвин, специалист по детско -родительским отношениям


Шаг 1: разберитесь с дневным сном

Переход к самостоятельному засыпанию обычно происходит в 3−4 года, потому что у детей помладше режим дня ещё не сформировался. Малышам нужно неоднократно спать днём, а чем чаще сон, тем сложнее привыкнуть засыпать одному. А в трёхлетнем возрасте большинство детей уже переходит ко взрослому формату суток, у них есть нормальная ночь и, возможно, один дневной сон. О нём и поговорим.

Базовое правило: чтобы ребёнок мог засыпать самостоятельно, он должен хотеть спать — то есть, лишнего сна днём быть не должно. В то же время важно, чтобы сна в сутках было достаточно, и здесь всё строго индивидуально: кто-то обходится без дневного сна уже с трёх лет, а кому-то и в четыре года нужно пару раз в неделю отдохнуть после обеда.

Чтобы понять потребности вашего ребёнка, посчитайте среднюю продолжительность его сна в сутки. Пока ничего не меняйте, просто на протяжении недели записывайте, сколько времени малыш спал. Например:
Понедельник: 2 часа дневной сон, 9 ночной, всего 11;

Вторник: дневного сна не было, 10 часов ночной сон;

Среда: 1.5 часа дневной сон, 9 ночной, всего 10.5.


И так далее. Когда наберутся данные за всю неделю, суммируйте их и делите на 7 — получится средняя продолжительность сна, в которой нуждается ребёнок. На неё и ориентируемся, скорее всего, это будет 11−12 часов.

Для начала выделите на ночной сон 10 часов, остальное оставьте на дневной и попробуйте поддерживать этот режим. Если ребёнок днём не спит даже при том, что средней нормы сна не достигает, увеличивайте ночной сон и отказывайтесь от дневного отдыха вообще. Правда, в этом случае может быть так, что раз-два в неделю малыш начнёт уставать в середине дня — это нормально: в такие дни можно поспать, просто скорректируйте продолжительность следующего ночного сна.

Насчёт правильного контроля сна: всегда отталкивайтесь от времени подъёма. Оно настроено на циркадный ритм, сдвигать время пробуждения очень тяжело, поэтому его не меняем. Пример: допустим, ребёнок привык вставать в 8 утра, ему комфортно так просыпаться. Тогда при ночном сне 12 часов отбой у вас будет в 8 вечера — а если он поспал днём 2 часа, то отбой сдвинется на 10.

Шаг 2: выстроив режим, убедитесь, что нет недосыпа

Прошло несколько недель, вы стабилизировали режим дня — теперь нужно проверить, действительно ли ребёнку комфортно. У детей в 3−4 года очень легко определить недосып, на него указывают следующие 5 признаков:

  • Ярко выраженные синяки под глазами, их невозможно не заметить;
  • Гиперактивность и капризность: при недосыпе организм включает компенсаторные механизмы и выбрасывает в кровь гормоны стресса, чтобы хоть как-то работать в условиях недостатка отдыха, из-за этого происходит гиперстимуляция ЦНС. Крики, истерики, ребёнок становится неуправляемым — всё это может свидетельствовать о недосыпе;
  • Снижение аппетита: при недостатке сна организм экономит силы на всё, в том числе на переваривание пищи. Ребёнок перестаёт доедать даже любимую еду, но при этом требует поесть по десятку раз в сутки;
  • Ухудшение координации: проявляется при сильном недосыпе, малыш просто начинает падать на ровном месте;
  • Нарушение графика: из-за гиперактивности ребёнку сложно уснуть, а просыпается он раньше обычного — недосып усугубляется.

При наличии любого из этих признаков — и, тем более, нескольких — увеличивайте количество суточного сна, добавляйте дневной отдых. Если малыш днём засыпать отказывается, ищите способы, тут все средства хороши. Кто-то засыпает через сказку, кто-то в машине: вспоминайте ассоциации и триггеры, которые использовали.

Шаг 3: обозначьте границы

С режимом всё в порядке, ребёнок высыпается, переходим к самой процедуре перевода его в отдельную кроватку. Здесь важно избежать частой ошибки родителей: нельзя идти на поводу у ребёнка. Детские «Я хочу!», «Я не хочу!» в ключевых вопросах — таких, как сон — пока роли не играют. Малыш должен идти за вами, а не вы за ним: и вы не должны спрашивать, хочет он спать или нет, вместо этого вы как родители обязаны создать условия для этого сна.

У вас есть расчёт и вы знаете, что сейчас пора спать. Ставьте совершенно чёткие границы: я решаю, когда ты спишь, я решаю, где ты спишь. Зато ты решаешь, в каких условиях ты спишь: какую книжку почитать, какую пижамку надеть, с какой игрушкой пойдёшь.

Так вы показываете, что мнение ребёнка, не пересекающее поставленные рамки, очень важно, вы относитесь к нему к нему с уважением, но ведущая роль остаётся за вами.

Обратите внимание: чётко выставленные рамки не должны быть резкими. Нельзя сказать заигравшемуся ребёнку: «Всё, ты идёшь в кровать!» — будет вполне понятное сопротивление. Малыш вообще сейчас не здесь, он в мире своих фантазий, а вы его выдёргиваете в реальность. Это очень неприятно.

Правильная позиция:

  • За час до сна начинайте готовить ребёнка морально: «Игрушечки устали, мы устали». Переключайтесь на менее активные игры и занятия;
  • За полчаса до сна предупреждайте: «Скоро будем спать». Здесь ребёнок тоже может начать капризничать, поэтому хорошо переключить его внимание с мамы, которую можно убедить, на внешние объекты, которые не переспорить. Например, заводите будильник и говорите: «Через 10 минут зазвонит звоночек. Когда он зазвонит, будем собирать игрушки, они пойдут ложиться спать». Потом: «Следующий звоночек зазвонит, пойдём на горшок». И так с помощью постороннего объекта снимаем сопротивление.
  • Чем чётче очерчены ритуалы — и чем мягче они оформлены — тем лучше. Но ваше мнение оспариванию не подвергается: вы контролируете распорядок.

Шаг 4: готовимся к переводу в отдельную кроватку

Ваша роль ведущего неоспорима, проблем со сном нет, можно начинать подготовку к переводу. Она займёт пару недель — это время, нужное на создание у ребёнка мотивации спать отдельно. В этом вопросе мы опираемся на авторитет — у мальчиков это обычно «как папа», у девочек «как мама»: «Ты уже большой, как папа, большие же не спят рядом с бабушкой, у всех отдельные комнаты».

Важно: правила сна ещё не меняются, вы пока просто доносите мысль, что большие спят отдельно. Постепенно ребёнок цепляется за эту мысль и сам просится спать отдельно — вы буквально «продаёте» малышу его комнату.

Дальше подогреваем интерес вовлечением ребёнка в процесс. Как организуем пространство, где поставим кровать, какое бельё купим, какой ночничок — всё это делается вместе. Тогда малыш положительно настраивается и воспринимает отселение как шаг ко взрослению — а если его просто переместить в соседнюю комнату, он будет чувствовать, что его отселили, выгнали из жизни семьи. Так нельзя.

Попробуйте такой лайфхак: купите кровать, но сборку не начинайте — говорите о ней ежедневно, вспоминайте, хвалите кроватку, но «вот нет времени пока собрать». И ребёнок начнёт эту сборку ждать как праздник. А потом вовлеките его в сам процесс: «Подай инструмент», «Давай украшения вместе развесим» — в итоге малыш и уходить из комнаты не захочет.

Шаг 5: начинаем спать отдельно

Успех уже близок! Но главное — не совершить самую распространённую ошибку: как только ребёнок переезжает в свою комнату или кроватку, вы с ним больше не спите. Нужно сразу создавать новые правила игры, никаких «ну так уж и быть, ночку посплю с тобой».

Ребёнок считает, что в комнате, возможно, притаились чудовища? Чтобы он успокоился и понял, что новая комната — безопасная, можно провести целый ритуал «изгнания чудовищ». Как можно театральнее и демонстративнее: посадите игрушки охранять кровать. Опрыскайте углы «волшебным защитным спреем». Из шкафа всех монстров палкой выгоните. Докажите, что тут нет никакой угрозы.


Если малыш капризничает и отказывается засыпать, можно и нужно делать следующее (постепенно переходя по списку всё ниже и ниже):

  • Поспать рядом, но на своём, отдельном, спальном месте — раскладушке, матрасе и т. д. Причём каждую ночь вы двигаете свою «кровать» всё ближе к двери, потом перемещаете за дверь.
  • Посидеть рядом перед сном, уходя после засыпания;
  • Обнять, пожелать спокойной ночи и уйти.

Обязательно объяснить ребёнку, что, если он позовёт, вы придёте — и правда приходите на зов, без отказов, конфликтов и раздражения. Через несколько раз, когда малыш привыкнет, что вы рядом, объясняйте спокойно: «Ночью все спят, отдыхают, набираются сил. Ты вон какой сильный (или вон какая красотка, если девочка), мама тоже так хочет. Надо спать». Дети за несколько дней этими идеями проникаются и перестают звать.

И ещё один совет: если ребёнок продолжает приходить к вам в кровать, обязательно нужно проснуться, встать и увести его обратно. Именно увести, за ручку, чтобы он шёл сам, спокойно и так же без раздражения. И проговаривать: «Все спят в своих кроватках. Я посижу с тобой, успокою, защищу, но спят все у себя».

Спокойствие, демонстрация безопасности и контроля над ситуацией — вот что вы должны показать ребёнку. Тогда и он будет чувствовать себя спокойно под вашей защитой, а это главное условие самостоятельного сна.

Спокойных вам ночей!

Читайте также:

«Ужасные двухлетки»: как преодолеть важный возрастной кризис?

Как научить ребёнка засыпать самостоятельно

Почему у каждого ребёнка должна быть любимая игрушка

Фото: FamVeld, Tomsickova Tatyana, LightField Studios, Alena Ozerova/Shutterstock

советывоспитание

Как правильно выстроить распорядок дня ребенка?

25 Января 2010 года, 19:00

Современные родители — люди очень занятые. И малышам нередко приходится подстраиваться под режим дня своих родителей. А если папы и мамы собираются вырастить из своего чада вундеркинда, режим дня превращается в расписание занятий. Сколько времени маленький человечек может учиться, сколько ему надо спать, а сколько играть, чтобы вырасти здоровым, расскажет директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН Владислав Ремирович Кучма.

  • Дети
  • Специалисты
Ofeli
Здравствуйте! Моему ребенку 1,5 года. Скажите, пожалуйста, нормально в таком возрасте просыпаться ночью 3-4 раза. Во сне плачет. Спит она с нами. Может стоит что-то дать попить успокоительное? Посоветуйте, пожалуйста, что делать? Спасибо.

В любом случае это требует консультаций с врачом. Заочно тут советовать нельзя. Конечно, это не совсем нормально. Возможно, ничего страшного и нет, но врач должен посмотреть ребенка: быть может, его что-то беспокоит. Однако в любом случае спать с родителями ребенок в этом возрасте не должен, как не должен спать с родителями и в более раннем возрасте, но в полтора года уже однозначно родители и ребенок друг другу мешают. Это тоже может быть важным фактором, но в любом случае обратитесь к врачу.

олеся
Здравствуйте ! Моему сыну 15 лет , 9 класс , сейчас лежит в больнице с сотрясением мозга . Это уже второе сотрясение у него , каковы будут последствия ещё не понятно , точных прогнозов врачи не дают . Меня беспокоят предстоящие экзамены (ГИА) , как он их будет сдавать после травмы головы . Возможно ли в такой ситуации получить освобождение от экзаменов ? Что для этого нужно сделать ?

Если я не ошибаюсь, от ЕГЭ освобождений нет. Это единый госэкзамен, он достаточно комфортен с психологической точки зрения. Уже прошли те времена, когда это был страшный стресс. С точки зрения физиологии — это экзамен тестовый, и гораздо более легко воспринимается, чем индивидуальное собеседование с незнакомым человеком (по правилам экзамен своему учителю сдавать нельзя), поэтому здесь проблем не будет.

Другое дело, каковы будут последствия травмы — но это вам должны сказать врачи. И на выписке обязательно будут даны рекомендации маме и по режиму, и по дальнейшему восстановительному лечению, и по образовательным нагрузкам. Так что дождитесь вердикта врачей.

Инна
Добрый день!
Моя дочка с 1,2 года отказалась спать днем, то есть с боем ее можно было уложить, но тогда она становилась на останок дня очень капризной и расстроеной. При этом она спит 12-13 часов ночью, подряд, спокойно и не просыпаясь.
Сейчас ей 2,7 распорядок не изменился.
Очень многие мне говорят, что такой распорядок вреден для здоровья и развития ребенка.
Вопрос: являются ли постоянный (хотя и необычный) режим и хорошее настроение ребенка достаточными для того, чтобы считать такое поведение вариантом нормы?

В принципе, да. Каждый ребенок достаточно индивидуален. По общей продолжительности сна — это вполне нормально. Обычно дети этого возраста спят 10-11 часов ночью и нужно «добирать» время сна днем.

В принципе сон детям до семи лет просто показан, он оказывает благоприятное влияние на весь его рост, развитие, поэтому, конечно, нужно понять — почему ребенок не засыпает, почему он воспринимает дневной сон в штыки, может быть, нужно посоветоваться с психологами. Быть может, здесь есть какая-то подоплека.

Но, тем не менее, необходимо днем выбрать определенную паузу, тихий час: ведь встречается, что и в детском саду не все спят. Нужно положить в кровать, поговорить, попытаться убаюкать. Потому что как правило, что те, кто не спят дома, спят «за компанию» в детском саду. Я по своим внукам это хорошо знаю.

Екатерина
Здравствуйте, Владислав Ремирович. Моей племяннице 9 лет, учится в третьем классе обычной средней школы. В день у детей 6-7 уроков, домой она приходит в 14-15 часов. Домашние задания ежедневно приходится выполнять по 4-5 предметам. Вопросов, собственно, два: 1. если ли какие-либо нормы, регламентирующие учебную нагрузку в школе и вне её? 2. как лучше организовать остаток дня после школы: дать ребенку погулять пару часов и потом достаточно поздно делать уроки или сделать «еще одно усилие», добить уроки и спокойно отдыхать с чистой совестью?

Нормативы времени на домашние задания существуют. В вашем случае — это максимум полтора часа. Другое дело, что обычно это сложно проконтролировать. Особенно у девочек, которые более ответственны при выполнении домашних заданий: стараются делать все, и не всегда укладываются в нужное время. Хотя здесь велика роль индивидуальных особенностей: один сделает уроки за полчаса, другой будет делать два с половиной.

«Еще одним усилием» уроки добивать не надо. После возвращения со школы нужно пообедать, побыть на воздухе час-полтора — и тогда уже сесть за уроки. Впрочем, откладывать уроки совсем на вечер тоже не стоит.

Володя
Здравствуйте!Помогите пожалуйста,нашим детям 9,5 лет.Мальчики близнецы.Я заставляю делать их каждый день зарядку утреннею,все делают тело красивое,но живем мы на крайнем севере,где всегда холодно,часто актированные ,не говоря о прогулках,приходиться м сидеть каждый день у экранов телевизора или у компьютера.Я прошу вас как правильно составить распорядок дня моим мальчикам,спать они ложатся вовремя,да и вообще исполнительные,только как выйти с такой ситуации не знаем.Может вы нам подскажите и помогите составить распорядок дня!Заранее вам спасибо.

Давайте я успокою вас. Хотя, конечно, не успокою. Просто констатирую тот факт, что вы не одиноки. Таких детей большинство. Конечно, это плохо. Нужно продолжать разъяснительную работу, нужно объяснять, что постоянная привязанность к экрану, да еще если они за этим делом жуют любимый бутерброд, потенциально закладывает нарушения в обменных процессах, и риск «заработать» избыточную массу тела очень велик.

Я не думаю, что ваши ребята хотели бы иметь такие же проблемы. На что обратить внимание маме? На то, как организованы в школе уроки физкультуры. Не пропускают ли дети их? Чтобы хотя бы в школе это наверстывать. Подвигать их на участие в секциях, предложите им аэробику для мальчиков, или единоборства. Пояса — не главное, а вот движение важно.

Таким образом можно вовлечь детей в постоянную двигательную активность. Она нужна, это обязательное условие нормального развития. Без нагрузки ни мышечная, ни костная системы нормально не разовьются. Так что влиять, убеждать, воспитывать.

Яна Голышева
Здравствуйте!
Моей дочке 3,5 года. Она спит в среднем 10 часов ночью и час-полтора днём в садике. По выходным спать днём дома отказывается. Сколько положено спать ребёнку в таком возрасте?
Второй вопрос, сколько по времени в день можно смотреть телевизор (мультики и развивающие передачи) и в какое время (утром, днём или вчером)?
И последний вопрос, дочка очень любит кетчуп. Я покупаю кетчуп без лишних добавок, самый простой и сертифицированный БИО. Можно ли детям в таком возрасте кетчуп и сколько?
Спасибо! Всего вам доброго!

Общая продолжительность сна у вашего ребенка нормальная. Может быть, можно спать на полчаса больше, но это не так принципиально. Вы просто не смогли объяснить ребенку, что режим — он один для человека, а не режим для детского сада, режим для дома, режим у бабушки. .. Он отвечает потребностям и необходимости ребенка спать, отдыхать, питаться, так что нужно родителям найти аргументы и подстроить свой режим.

Я ведь не исключаю варианта, что родители говорят — иди спать, а мы сейчас будем телевизор смотреть, или мы будем чай пить, а вот у нас бабушка пришла, мы будем беседовать. Конечно, какой тут будет сон у ребенка, когда здесь происходит что-то интересное. Значит, и свой уклад жизни нужно построить так, чтобы в это время у вас был тихий час. Папа читает книгу, а маме не нужно в это время готовить, раз у вас дочка, иначе ей будет безумно интересно, что происходит на кухне. Надо подстраиваться под ребенка, другого не дано.

Что касается телевизора, то, чем меньше ребенок смотрит телевизор, тем лучше. Наши нормативы и наработки говорят, что неотрывно смотреть телевизор нельзя больше получаса-сорока минут. К счастью, у детей часто через некоторое время теряется интерес. Более того, когда нагрузки запредельные, у детей это часто бывает, они просто выключаются.

Поэтому подходить надо разумно. Разрешайте, но в соответствующей возрастной категории. Не надо это делать перед сном. Как минимум за час до сна нужно от телевизора уйти, чем-то другим занять ребенка. Кроме того, хорошую погоду лучше использовать для других целей, а не просмотра телевизора.

Теперь про кетчуп. Ребенок любит кетчуп потому, что вы его научили любить кетчуп. Она же не знала раньше, что такое кетчуп. Вы ей дали кетчуп, теперь расхлебывайте это на всю оставшуюся жизнь. Ничего в этом кетчупе полезного и необыкновенного нет, видимо, вашей дочке нравится вкус.

Значит, следите за составом кетчупа. Избегайте консервантов, минимизируйте количество добавок, чтобы там были только натуральные продукты. Но дети любят то, к чему мы их приучили.

Наташа Ростовцева
Моя подруга живет в загородном доме, а ребенок ходит в школу в городе. По этой причине им пришлось поселить его у бабушки в будни, чтобы не приходилось возить его каждое утро по пробкам. Ребенок не высыпался, уставал и ехал в школу со слезами на глазах. Конечно, он спал всю дорогу на заднем сиденье машины, но все равно. Правильно ли я понимаю, что школу все же надо выбирать ближе к дому и никакое преимущество жизни за городом не скомпенсирует усталость от постоянных разъездов? Что бы вы порекомендовали родителям, которые хотят поселиться всей семьей за городом, но рядом нет хороших школ, а в городе оставаться нет возможности? Есть ли какой-то способ простроить режим дня ребенка так, чтобы жить в доме, а учиться в городе?

Это очень больной вопрос. Кстати, он характерен не только для тех, кто живет в загородных домах или коттеджных поселках, мы с этим часто сталкиваемся и в городе. Иногда родители ради развития ребенка, или, чего скрывать, ради собственных амбиций хотят, чтобы ребенок учился именно в этой школе.

Транспортная усталость, о которой мы хорошо знаем от взрослых, еще сильнее влияет на детей. У них она еще более выражена и быстрее наступает. Поэтому, конечно, идеальный вариант — учиться неподалеку от места проживания. Кстати, достоинства близкого расположения все равно перекроют недостатки образования. Гораздо легче скомпенсировать отсутствие каких-то знаний, а также найти хорошего педагога для дополнительных занятий, чем иметь постоянный, каждодневный стресс.

Ребенок рано встает, он устает в дороге и приезжает в школу уже неработоспособный. Поэтому жить за городом, а учиться в городе — это самый крайний вариант. К примеру, если вы уверены, что у вас действительно растет юный Ботвинник или Карпов, и его обязательно нужно учить в школе на Ленинских горах.

Жизнь показывает, что все остальное наверстывается, и за счет дополнительного образования, и в более взрослом возрасте. А так ребенок будет плохо спать, у него появится плохое настроение, начнутся невротические реакции. Мама же не меряет давление ребенка, а ведь у него наверняка начнутся колебания артериального давления. Если это наблюдается постоянно, то вы формируете юного гипертоника или гипотоника, метеозависимого человека. Так что это нерационально.

Если уж очень хотите учить ребенка в конкретной школе — переезжайте поближе к школе. Но в целом сейчас государственные, муниципальные школы обеспечивают нормальный уровень подготовки. Если вам не хватает чего-то, доберите это системой дополнительного образования, которая, к тому же, часто приходит и в саму школу.

Мария Агафонова
Добрый день! Моему сыну 3,5 года, в садик не ходит. Соответственно, послабления в режиме есть 🙂 В те дни, когда он с няней, конечно, все по часам (няня у нас строгая), а когда нянчим сына сами — то мультики дольше разрешаем смотреть, то спать отправляем позже, в выходные в постели валяемся подолгу. В принципе ребенок перестраивается с нашего «расслабленного» режима на нянин «строгий». Но я переживаю, что это происходит туда-обратно два раза в неделю. Насколько это нехорошо для сына? Нужно ли нам придерживаться единой «политики» , или послабления и колебания в режиме дня все же допустимы?

Это нехорошо. Самое главное, что вы, мама, сама это все понимаете, но не хотите поступиться своим благополучием, своим укладом жизни. Но мы должны понимать, что появление ребенка и взросление будет требовать от вас гораздо большего времени. Поэтому, конечно, нужно стремиться, чтобы режим был одинаковым. Вы тем самым облегчите ему общий уклад его дальнейшей жизни.

Есть такое понятие: динамический стереотип, который позволяет гораздо легче заснуть, быстрее проснуться. Что знает быстрее проснуться? Это означает, что быстрее наступает состояние максимальной работоспособности, значит, ребенок будет быстрее и легче осваивать новый материал в школе. Если мы нарушаем этот стереотип, нарушается все. Нарушается его восприятие, нарушается реакции на традиционные для него нагрузки. А вы каждый раз этот стереотип расшатываете.

Резервы ребенка огромны, поэтому мама и видит, что пока ничего страшного не происходит. Но, в принципе — зачем? Ради чего? Если вы можете жить более естественным укладом жизни (а дети ведь живут по более естественному укладу) — то сделайте это вместе с ним.

Bepa
Здравствуйте!
Скажите пожалуйста, какое соотношение времени дневного/ночного сна должно быть у ребенка 2-3 лет?
Мой сын, если специально не будить, спит ночью около 9 часов, трудно уложить раньше 12. А днем может проспать 2,5-3 часа, после чего опять поздно ложиться на ночь. Когда рано бужу утром и рано укладываю на недолгий (1-1,5) дневной сон, он весь день и вечер в плохом настроении, может заснуть около 8 вечера измученый истерикой, и тогда очень беспокойно спит до 22-23 (просыпается и бегает до 1-2) или где-то до 1 беспокойно, с частыми просыпаниями, а потом уже нормально до утра. С чего лучше начать нормализацию его режима?

Конечно, ребенок ваш засыпает поздно, и в таком возрасте уже часов в 8-9 он должен спать. В этом возрасте дети спят 10-11 часов ночью и полтора-два днем. Поэтому корректировать режим нужно, но постепенно сдвигая время отхода ко сну на более раннее.

Зульфира
ЗДРАВСТВУЙТЕ!СКАЖИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СКОЛЬКО ДОЛЖЕН СПАТЬ РЕБЕНОК КОТОРОМУ 13 ЛЕТ?

Не менее девяти часов. 8-9 часов сна – оптимальное время для этого возраста.

Здравствуйте!
Моему ребенку 4 с половиной года. Начали ходить в детский сад только с декабря 2009 года, во вторую смену, с января перешли на первую смену. К сожалению, не можем перейти на полный день из-за того, что ребенок отказывается спать днем. В детском саду просят нас выстроить режим так, чтобы она наконец-то начала спать днем. Ребенок ложится в 9 вечера, встает в 6.30. Дорога до детского сада долгая, т.е. ребенок утомляется, а также активностей там тоже достаточно. При этом, когда другие дети ложатся в саду спать, мы уходим домой, кушаем еще раз, стараемся уложить ее спать, закрывая шторы в комнате, надевая ей пижаму и укладывая в кровать, но бесполезно. Она просто не успокаивается, несмотря на все наши попытки. А вечером сама просится спать раньше времени — в 7, в 8. Что бы вы нам посоветовали? Спасибо заранее!

Во-первых, нужно обратиться к вашему участковому педиатру. Потому что ложится она нормально, и вполне может вставать в половине седьмого. Ничего в этом страшного нет. Вопрос в том, почему она не засыпает.

Тут, кстати, не прав и детский сад. Вы приняли ребенка, и вы должны организовать его дневной сон. Да, многие не спят днем. Но вы должны положить ребенка — дети все вместе легли, разделись, дальше просто — спишь — спи, не спишь — лежи тихонько в кроватке. Прошел тихий час — встали и пошли.

Но, раз они заставляют ребенка забирать, видимо, там не совсем адекватная реакция ребенка на процедуру дневного сна в детском саду. Поэтому нужно проконсультироваться либо с медработником сада, она все-таки вашего ребенка видит, либо проконсультироваться у педиатра. Необходимо разобраться, что происходит.

правил сна для детей в соответствии с возрастом | Sleep Sisters

В этом месяце Sleep Sisters уделяет особое внимание отходу ко сну. Мы подумали, что лучше всего начать с обзора соответствующего возрасту времени сна. Как сертифицированных консультантов по сну младенцев и детей, нас часто спрашивают, в какое время дети должны ложиться спать и действительно ли это имеет значение.

Ответ: ДА, время, когда ваш ребенок ложится спать, имеет значение. У всех нас есть биологические часы, и наши циркадные ритмы могут помочь нам уснуть, если мы будем соблюдать их, ложась спать в нужное время. Кроме того, поддержание постоянного времени отхода ко сну (и времени бодрствования) помогает держать наши внутренние часы «установленными» и является важной частью здоровой «гигиены сна», согласно отделу медицины сна Гарвардской медицинской школы.

Конечно, все дети разные, и вы знаете, каков ваш ребенок, если он не высыпается. Многих из нас обманывали, думая: «Если мой ребенок не ложится спать поздно, он просто заснет допоздна и наверстает упущенное утром». Как это сработало для вас?
Слишком поздний отход ко сну может привести к:

  1. Проблемы с засыпанием . Как только ваш ребенок проходит свое естественное «окно сна», его тело начинает вырабатывать кортизол и даже адреналин (гормоны, стимулирующие работу организма). Родители иногда замечают у своего ребенка «второе дыхание».

  2. Ночные пробуждения. Часто, когда дети ложатся спать слишком поздно, их сон не такой крепкий, и они часто просыпаются ночью. Кортизол вызывает плохое качество сна.

  3. Пробуждение ранним утром. Это кажется нелогичным, но часто, когда дети просыпаются очень рано утром, виноват поздний отход ко сну.

  4. В целом меньше сна. Исследования показали, что дети, которые ложатся спать поздно, в совокупности спят меньше, чем дети, которые ложатся спать раньше, показывая, что они не компенсируют пропущенный сон более поздним сном или более длительным сном.

Итак, когда ваш малыш должен идти спать? Это немного зависит от сна вашего ребенка в течение дня. Но вот некоторые общие рекомендации по возрасту:

Возраст

Часы сна

Перед сном

Примечания

Новорожденный 15-18 Н/Д У новорожденных еще нет циркадных ритмов, и они обычно спят короткими промежутками от двух до четырех часов в течение дня и ночи.
1-4 месяца 14-15 8:00-11:00 Эти младенцы все еще развиваются и часто питаются в течение ночи. Время отхода ко сну начинает сдвигаться раньше на четыре месяца.
4-8 месяцев 14-15 5:30 – 7:30 Появляются циркадные ритмы. Регулярный дневной сон (в идеале около 9, 12, 3) и более раннее время отхода ко сну помогают этим детям высыпаться, что им необходимо для значительного физического и умственного развития. Время отхода ко сну может быть на ранней стороне этого диапазона, если дневной сон пропущен или короткий.
8-10 месяцев 12-15 5:30 – 7:00 Младенцы этого возраста могут спать только два раза (9:00 и 13:00). Время отхода ко сну должно быть не позднее, чем через 3,5 часа после окончания второго дневного сна. Время отхода ко сну может быть перенесено на более раннее время, чтобы компенсировать отсутствие третьего сна.
10-15 месяцев 12-14 6:00 -7:30 Младенцы могут переходить на дневной сон только один раз, поэтому время отхода ко сну, возможно, придется перенести на какое-то время раньше. Время отхода ко сну должно быть не позднее, чем через 4 часа после пробуждения от дневного сна.
15 месяцев – 3 года 12-14 6:00 -7:30 Дневной сон может закончиться в течение этого периода или быть непостоянным. Перенесите время отхода ко сну на более раннее время, чтобы помочь привыкнуть к полному отсутствию сна.
3–6 лет 11-13 6:00 – 8:00 Ваш ребенок, скорее всего, откажется от дневного сна. Как только ваш ребенок перестанет дремать, ему понадобится дополнительный час сна ночью, поэтому соответствующим образом скорректируйте время сна.
7 – 12 лет 10-11 7:30 – 9:00 Дети школьного возраста все еще очень быстро растут, очень активны и нуждаются в длительном сне. Достаточный сон помогает с успеваемостью в школе, поведением, вниманием, памятью и многим другим.
Подростки 9+ См. примечание Многим подросткам нужно рано вставать в школу. Считайте в обратном порядке от времени пробуждения, чтобы найти время отхода ко сну, которое гарантирует, что они высыпаются. Имейте в виду, что детям требуется в среднем 15 минут, чтобы заснуть, и, вероятно, больше, если у них много мыслей.

 

Сколько сна нужно детям?

Сильвия Арайя*, мама 9-летнего Адриана и 13-летней Кристины, с любовью вспоминает дни раннего детства своих детей, наполненные сном. «Когда мои дети были младенцами, они много дремали и спали долгие часы. Но сейчас, со школой и плотным графиком, они спят гораздо меньше», — говорит она. Адриан ложится спать в 20:00. и он спит около 11 часов; Кристина ложится спать в 9 или 10 вечера. и получает от восьми до девяти часов.

Как и многие родители, Арайя полагается на признаки своих детей — сонливость, раздражительность, трудности с концентрацией внимания — чтобы определить сколько им нужно сна , а не вычислять точное количество. И Адриан, и Кристина подпадают под последние правила.

Сколько сна нужно детям?

В течение примерно десяти лет педиатрическое сообщество сна рекомендовало детям от трех до пяти лет спать от 11 до 13 часов, детям от пяти до 10 лет — от 10 до 11 часов, а подросткам от 10 до 17 лет — восемь с половиной часов. — от полутора до девяти с половиной часов сна каждую ночь.

Но три исследования, опубликованные за последний год, принесли новую, а порой и противоречивую информацию. Первый, проведенный в Университете имени Бригама Янга в штате Юта, утверждает, что чем меньше, тем лучше, когда речь идет об общей продолжительности сна новорожденных и подростков. Ученые УБЯ проанализировали почти 2000 школьников и обнаружили, что дети, которые лучше всего успевали в учебе, спали меньше по мере взросления. Для 10-летних оптимальное время дремоты составляло от девяти до девяти с половиной часов; для 12-летних — от восьми до восьми с половиной часов; а для 16-летних это было всего семь часов.

Соавтор исследования Марк Шоуолтер предполагает, что эти дополнительные часы бодрствования тратятся на учебу, а не на сон, таким образом улучшая оценки. «Большинство наших студентов в УБЯ понимают, что девять часов сна в сутки — это не то, что [получают] лучшие студенты», — отмечает он.

Последующее исследование в журнале Pediatrics поставило под вопрос обоснованность рекомендаций по сну в целом. В статье («Недостаточно сна: краткая история рекомендаций по сну для детей») была проанализирована литература о сне 19-го века. до 2009 года. Было обнаружено, что продолжительность сна детей неуклонно сокращалась на 0,73 минуты в год — современные дети спят меньше, чем наши предки — и что рекомендуемое количество сна всегда было примерно на 37 минут больше, чем предполагалось. дети на самом деле получали, независимо от того, был ли это 1897 или 1997 год. Было также установлено, что большинство рекомендаций по сну были основаны на некачественных экспериментах, и что «почти нет эмпирических доказательств оптимальной продолжительности сна для детей».

Имеет ли значение потеря одного часа сна?

Добавьте к этому недавнее исследование Университета Макгилла в Монреале, которое подтверждает то, что уже известно большинству родителей: когда дети в возрасте от 7 до 11 лет спят на один час меньше, чем обычно, у них проявляются повышенные поведенческие проблемы, включая раздражительность, разочарование и трудности с концентрацией внимания. . Те, кто спал на час больше , вели себя лучше.

Пенни Коркум, педиатр-исследователь сна из Галифакса, согласна с тем, что лишение здорового ребенка даже одного часа сна вызовет почти мгновенные изменения в настроении, внимании и функционировании. Она говорит, что 10 часов в стране грез оптимальны, но некоторым детям может понадобиться и больше. «Важно помнить, что это всего лишь рекомендации. Они не являются окончательными и должны интерпретироваться индивидуально».

Коркум больше всего заинтригован историческим исследованием, которое показало, что сон резко сократился за последние 100 лет. «Биология не допускает такой адаптации». По ее словам, дети теряют сон быстрее, чем их тела могут эволюционировать, чтобы хорошо работать при меньшем количестве сна.

Таким образом, несмотря на то, что есть доказательства того, что дети старшего возраста, которые спят немного меньше, могут получать более высокие оценки, кажется, что сокращение времени сна для улучшения оценок вашего ребенка не имеет особого смысла.

*Имена изменены.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *