Содержание

Как правильно гулять с детьми зимой?

01 мая 2021

читать 7-10 минут


Зимние прогулки могут принести пользу ребенку и быть веселыми, но только если к ним правильно подготовиться. Рассказываем, на что обратить внимание при сборах на улицу.

Зачем вообще выходить на холод


Зимой хочется сидеть дома. Так просто себя убедить, что ребенку будет холодно, он может заболеть, а солнца нет и витамина D, он все равно не получит.


«На самом деле достаточно понять общую идею, — рассказывает педиатр GMS Clinic Эмилия Гаврилова, — с ребенком стоит стремиться регулярно выходить на улицу. Но можно в один день вообще не погулять, а в другой погулять несколько раз. Если дороги замело, идет противный снег с дождем или просто нет настроения гулять, не надо делать ничего через силу, можно и посидеть дома пару дней».


Но зимние прогулки — это в первую очередь закаливание, смена обстановки и новые стимулы для ребенка к развитию. Холодный воздух очищает носоглотку от квартирной пыли. Также прогулки помогают сохранить зрение, ведь на улице глазные мышцы тренируются, когда ребенок переводит взгляд с ближней точки на дальнюю и обратно.


Зимой сложнее двигаться и больше усилий затрачивается из за увеличения веса и сложностей передвижения на улице. Поэтому даже простая ходьба приносит больше пользы. А физическая активность — это основа здоровья ребенка. Дети, которые долго сидят дома, чаще травмируются, ведь им некуда деть избыток энергии в домашних условиях.


«Ребенку, даже совсем малышу, полезно гулять как летом, так и зимой, — напоминает Эмилия Гаврилова. — Даже если ребенок просто лежит в коляске, во время прогулки он дышит свежим воздухом, на него попадают солнечные лучи и, пока он не спит, он рассматривает окружающий мир на разных расстояниях (разумеется, если ему не мешают накинутое поверх коляски одеяло или дождевик). Родителям прогулки обычно тоже помогают отдохнуть».


Если ребенок болеет без температуры, прогулки помогут быстрее очистить дыхательные пути от вирусов, а двигательная активность и приток свежего воздуха ускорят выздоровление. Даже если на улице ребенок только спит, все равно прогулки на холоде принесут больше пользы, чем тот же сон, но дома.


Конечно, в метель или сильные морозы лучше сидеть дома, особенно если ребенок совсем маленький. Обычно педиатры не советуют гулять с детьми до года, если на улице холоднее −10 градусов, а с года до трех лет до −15 градусов.


«При этом не может существовать каких-то единых норм, — объясняет Эмилия Гаврилова, — например, до 0 градусов гуляйте 40 минут в день, от 0 до минус 10 — 30 минут и так далее. Все эти рекомендации искусственно придуманы для удобства. Чтобы составить план прогулок в детском саду или для педиатров, когда им надо что-то отвечать родителям на вопросы о прогулках. Сколько стоит гулять с ребенком зимой, зависит не только от температуры воздуха, потому что ребенка можно тепло одеть, но и от силы ветра. Чем ветер сильнее, тем короче должна быть прогулка. От сильного ветра слезятся глаза, обветривается лицо и ребенок быстрее замерзает. Если на улице ветер, избегайте открытых пространств: холмов, набережных, мостов и не носите ребенка лицом против ветра».


Сложнее всего родителям зимних новорожденных, трудно сразу определить, когда можно выходить на улицу с маленьким ребенком в холодную погоду.


«При комфортной погоде можно гулять с первого дня и подолгу, — говорит Эмилия Гаврилова. — Но чем сильнее отличается температура воздуха от комфортной, тем постепеннее должны начинаться прогулки. Малышу надо привыкнуть к перепадам температуры, а родителям приспособиться: как заранее покормить и поменять подгузник, как одеть, как не пропустить перегрев или переохлаждение».


При прогулке главное, чтобы ребенок не замерз или не вспотел. Часто неопытные родители считают, что надо одевать ребенка зимой как можно теплее, но перегретые дети могут вспотеть и потом замерзнуть из за мокрой одежды.


«Прежде всего тут нужно ориентироваться на возраст, — рассказывает педиатр клиники „Фэнтези“ Мария Рудницкая. — У ребенка первых месяцев жизни достаточно тяжело определить замерз он на прогулке или нет. Но если ребенок беспокоится без причин, принимает вынужденную позу для удержания максимального количества тепла, то есть сворачивается калачиком, то можно заподозрить, что ему холодно. Также об этом может говорить побелевший носогубный треугольник и появление белых пятен на щеках. У малыша более старшего возраста мы обращаем внимание на температуру конечностей, носа. Также маркером может служить температура в области шеи. Если она холодная и влажная, то лучше всего увести ребенка в тепло. Также можно заметить по изменению поведения или бледности кожных покровов. Если кожа становится бледной, появляется дикий здоровый румянец, то лучше его уводить в тепло».

Как одевать ребенка


Есть простой принцип трех слоев:

  • Нательное белье. Малышам, которые не активны на прогулке, можно обойтись обычным хлопковым комбинезоном, а бегающим детям лучше выбирать термобелье — оно отводит влагу от тела и сохраняет тепло.
  • Утеплитель. Нужен, когда наступили морозы или стало понятно, что без него ребенок мерзнет. Самый распространенный вариант — флисовый комбинезон на молнии, этот материал легкий, непродуваемый и не впитывает влагу, поэтому даже активный ребенок в нем не замерзнет.
  • Верхняя одежда. Чем младше ребенок, тем толще и теплее должен быть комбинезон. Выбирать лучше современные : холлофайбер, изософт и другие. Они хорошо переносят машинную стирку, не скатываются как синтепон и не вызывают аллергию как овчина или пух.


«Чем ребенок младше, тем несовершеннее его терморегуляция, — рассказывает Эмилия Гаврилова. — Младенцы легко переохлаждаются и также легко перегреваются, нельзя сказать, что может быть опаснее. Поэтому важно найти баланс в том, как одевать ребенка:

  • сначала в холодное время года на малыша надевают на слой одежды больше, например, если мама надела футболку, джемпер и пальто, то ребенку надо надеть боди, тонкий комбинезон, теплый комбинезон и уличный конверт.
  • постепенно родители начинают чувствовать своего ребенка. Если он мерзлявый, одевают немного теплее, а если с прогулки он возвращается потным и красным, то холоднее.
  • когда ребенок становится старше и начинает активно двигаться на улице, его начинают одевать как себя или даже холоднее — это зависит от особенностей ребенка.
  • одевая маленького ребенка следует следить за тем, чтобы одежда не была тугой, чтобы она не могла передавить что-нибудь.
  • одевайтесь сначала сами до верхней одежды, а потом одевайте ребенка — чтобы он не перегрелся, пока вы одеваетесь.
  • если на улице холодно, то чем меньше вы останавливаетесь, тем лучше».


При выборе комбинезона нужно смотреть на количество утеплителя. До 100 граммов — демисезонный комбинезон, а от 250 граммов комбинезон рассчитан на сильные холода или малоподвижных детей.


Также стоит обратить внимание есть ли штрипки, снегозащитная юбка и насколько плотно комбинезон застегивается на шее и плотность манжет. Хорошо, если материал покрытия непромокаемый.


Выбирая нужный размер, не стоит забывать, что многие производители маркируют зимнюю одежду +6, то есть такой комбинезон больше чем другая одежда стандартного размера. Это нужно, чтобы ребенок мог активно двигаться, была небольшая воздушная прослойка для сохранения тепла и комбинезона хватило до конца зимы. Поэтому не нужно покупать комбинезон на два размера больше, ребенок может в нем утонуть и прогулка не доставит ему удовольствия.


При выборе зимней обуви главное, чтобы она была непромокаемая, теплая и удобная. Поэтому зимние мембранные ботинки универсальный вариант. А для сильных морозов можно взять валенки на резиновой подошве.


Лучше брать ботинки на размер больше, тогда можно спокойно утеплить ногу дополнительным носком или теплыми стельками. Но если взять на вырост на два размера больше, то ребенок не будет чувствовать стопой поверхность земли и может часто спотыкаться и падать. Особенно это опасно на лестницах и горках.

Как выбрать крем от холода


Если запланировать прогулку при температуре ниже нуля, то лучше воспользоваться кремом от морозов. Особенно у детей младше двух лет с нежной кожей, которая склонна к быстрому обморожению.


«Наносить крем нужно за 20–30 минут до выхода на улицу, если в его составе нет воды — советует Рудницкая. — Если речь идет об увлажняющих кремах, то их нужно наносить минут за 40–45 до выхода, потому что в состав входит вода и ей нужно время, чтобы испариться с поверхности кожи. Но лучше для зимы лучше выбрать какой-то безводный питательный крем, где в состав будут входить только масла и воски. Хорошо, если в состав не входит спирт и парабены, но обычно производители стараются не использовать все эти вещества в детских кремах от мороза».


Также не стоит брать крем или гигиеническую помаду, если в составе есть глицерин и вазелин, особенно если они на первом или втором месте в описании. Эти вещества могут усилить обморожение.


Но не стоит полагаться только на защитный крем. Если на улице сильный ветер, то лучше дополнительно защитить лицо шарфом или платком. Также его нужно смыть после возвращения домой, чтобы не вызвать раздражения детской кожи.

Что делать при обморожении


Дети редко серьезно страдают от холода на прогулке, даже если она затянулась. Но такое может быть, если ребенок ходит в тесной обуви или верхняя одежда не подходит для морозов. А заигравшийся ребенок может далеко не сразу заметить неприятные ощущения и боль.


Если все-таки ребенок пожаловался на боль и холод или родители заметили белые пятна на коже, то в первую очередь надо вернуться в тепло. Нельзя растирать щеки или пальцы на морозе, так можно повредить замерзшую кожу и подкожные сосуды.


При обморожении первой степени, будет боль, краснота и небольшой отек пострадавшей конечности. В этом случае лучше отогревать ребенка в ванной, постепенно повышая температуру с прохладной до теплой. После этого стоит тепло одеть ребенка и напоить чем-нибудь теплым для улучшения кровообращения.


Если на поверхности кожи появились волдыри, красные пятна, а поврежденная конечность сильно отекла, ее нельзя отогревать водой или другими способами. Это признаки обморожения второй степени и нужно немедленно обратиться за медицинской помощью. В ожидании помощи можно только наложить теплоизолирующую повязку из нескольких слоев: бинт, вата, бинт и пленка или полиэтиленовый пакет. Она нужна, чтобы восстановить кровообращение и согреть пораженный участок изнутри.

  • Зимние прогулки полезны для зрения, физического и умственного развития.
  • Проверить комфортно ли малышу на улице, можно потрогав шею. Если она прохладная, то ребенку нужно одеваться теплее, а если она горячая и мокрая, то прохладнее.
  • Принцип трех слоев поможет быстро и по погоде одеть ребенка.
  • Зимний комбинезон должен быть из современных материалов и с нужным количеством утеплителя для зимы.
  • Лучший вариант зимней обуви — мембранные ботинки или валенки на морозы.
  • Если гулять при −5 или холоднее, надо заранее воспользоваться кремом от мороза.
  • При легком обморожении нельзя растирать кожу.
  • Если появились волдыри и другие признаки серьезного обморожения, надо немедленно обратиться к врачу.

Педиатр

Источник еАптека

Статьи по теме

Теперь — не только молоко: как правильно начать прикорм

Как правильно вводить прикорм — это, пожалуй, один из самых актуальных вопросов, который волнует родителей. Как правильно вводить прикорм? С чего начать? Обо всех нюансах введения прикорма рассказывает педиатр GMS Clinic Фадеева Мария Владимировна в интервью для Столички Аптеки.

Читать статью

Вакцинация детей: все, что нужно знать родителям о прививках

Олег Тогоев, врач-педиатр, аллерголог-иммунолог и по совместительству медицинский директор GMS Clinic рассказывает всю правду о вакцинации детей. Он объясняет, почему не стоит бояться прививок, как подготовиться к плановой иммунизации и чем отличаются отечественные и импортные компоненты.

Читать статью

Что нужно знать родителям мальчиков?

Раскрыв головку полового члена ребенку до пяти лет, можно нанести вред крайней плоти с последующим развитием рубцовой ткани. Если не заметить вовремя отсутствие яичек в мошонке — нарушится фертильная функция, а иногда может развиться онкологический процесс. А оставление без внимания перекрута семенного канатика чревато удалением яичка. Рассказываем о самых частых урологических проблемах.

Читать статью

Общий анализ мочи у детей

Правильно собрать и довезти до лаборатории — миссия выполнима! Каждый родитель хотя бы раз сталкивался с этой едва ли выполнимой задачей — правильно собрать мочу на анализ, особенно у маленького ребенка.

Читать статью

Как ухаживать за новорожденным

Текст предоставлен не полностью. Всю статью вы можете прочитать на ФОРМА — блог СБЕР ЕАПТЕКИ. Иногда к рождению ребенка родители покупают большое количество средств по уходу — разные кремы, ватные палочки двух видов, отвары трав для купания и присыпку под подгузник. Рассказываем, что из этого действительно пригодится, а что лишняя трата денег и почему марганцовка с зеленкой уже не нужны.

Читать статью

Что нужно знать о детской вакцинации

Текст предоставлен не полностью. Всю статью вы можете прочитать на ФОРМА — блог СБЕР ЕАПТЕКИ. Прививки делают детям в России уже больше 60 лет — это один из самых проверенных и безопасных способов защитить ребенка от инфекций. Они предотвращают до 3 миллионов смертей во всем мире ежегодно. Рассказываем, что такое вакцины, как они работают и от чего защищают.

Читать статью

Другие статьи этого автора

Что нужно знать о первом месяце жизни?

После рождения младенца нужно обследовать на врожденные заболевания, часть которых лечится при помощи заместительной терапии или диеты. Но и некоторые физиологические состояния, которые проходят самостоятельно, тоже пытаются лечить. Рассказываем про обязательные тесты для новорожденных и нормальные изменения у детей, которые не должны вызывать тревоги и не требуют лечения.

Читать
статью

В каких условиях должны учиться дети?

Первого апреля открывается запись в образовательные учреждения. Комфортная санитарно-гигиеническая среда в них — один из основных факторов развития ребенка. Ученые и врачи разработали стандарты для школ и детских садов, о которых стоит знать родителям. Рассказываем о самых важных, на что стоит обращать внимание.

Читать
статью

Стоит ли бояться сосудистой опухоли?

Это — новообразование, которое возникает из-за неправильного роста и деления клеток, формирующих сосуды. Чаще появляются гемангиомы, обычно доброкачественные, исчезающие без какого-либо лечения. Но иногда их приходится удалять. Рассказываем, когда за опухолями стоит следить и когда обращаться к врачу.

Читать
статью

Какой тест на туберкулез лучше?

Туберкулез — распространенная болезнь, которая встречается у детей и взрослых вне зависимости от материального положения человека, профессии и образа жизни. Больной туберкулезом часто выглядит здоровым, однако иногда представляет опасность для окружающих. Рассказываем о показаниях и противопоказаниях разных тестов и их отличиях.

Читать
статью

Когда пора вводить прикорм

Эмилия Гаврилова, педиатр GMS Clinic, рассказала о всех тонкостях начала ввода приема для приложения «TryBaby  — первый прикорм».

Читать
статью

Какие высыпания требуют внимания?

Любые изменения на коже у ребенка вызывают беспокойство у родителей и требуют осмотра врача. Есть сыпи, которые часто встречаются в детском возрасте, не представляют никакой опасности для здоровья и  не требуют лечения. Но есть и такие, при которых нужно вызвать скорую помощь и отвезти ребенка в больницу.

Читать
статью

Прогулка в парке с детьми 1,5-4 лет. Прогулки с детьми

Светлана Николаевна Теплюк всю свою многолетнюю педагогическую практику занималась и занимается ранним возрастом. Ее любимым «человечкам» — от 0 до 3 лет. Она прекрасно понимает и любит эту малышню, а дети ее обожают. Наряду с серьезными методическими статьями и книгами С.Н. Теплюк придумывает для малышей замечательные сказки-развивалки. У Светланы Николаевны богатый опыт работы с гувернерами. Материал о прогулках с детьми 1,5-4 лет, который мы предлагаем вашему вниманию, поможет вам сделать семейные прогулки с малышом по-настоящему захватывающими для него. Особенно если вы не будете забывать смотреть вокруг глазами малыша, разделять его радость и удивление, читать уместные в той или иной ситуации стихи, загадывать загадки. Литературный материал обострит восприятие малыша, поможет запоминанию ярких образов. Воспользуйтесь стихами, загадками, пословицами, которые мы поместили на полях.

Итак, наступает очередной более-менее свободный день отдыха. На этот раз остановим свой выбор на походе в парк. Разумеется, решающее слово остается за младшим членом семьи. Это один из моментов, когда ребенок 2-4 лет чувствует свою сопричастность взрослым в семье и растет спокойным, уверенным. Теперь постарайтесь продумать, как организовать такой поход с наибольшей пользой для малыша.

Раз и навсегда решите для себя: совместный с ребенком поход — это совсем не отдых для вас, это время, полностью посвященное ему, вашему любимому чаду. Пусть он еще раз удостоверится, что вы его любите, что живете его интересами и заботами.

Про утомляемость

Собираясь в поход, нужно отчетливо представлять, что силы у ребенка, его возможности весьма ограниченны. Младший дошкольник может протопать за целый день до 9-10 тысяч шагов (2-3 км), не более. Поэтому придется идти не на столь дальнее расстояние, как хотелось бы взрослым. К тому же не забывайте о частых остановках, привалах, когда ребенок может посидеть на скамейке или полежать на легком одеяльце в тени дерева или на полянке, чтобы дать отдых всему телу.

Малыш быстро утомляется. Он может 20 минут двигаться, а затем 10-15 минут отдыхать. Иногда папа, стараясь тренировать сына в выносливости, все чаще и чаще подбадривает: «Дойдем до скамеек, там и отдохнем. Крепись, ты же мужчина!»

И сын действительно крепится, терпит, идет-бредет, еле передвигая ноги. Он уже ничего не замечает вокруг, ничему не рад. Лучше дать ему передохнуть, слегка подкрепиться фруктами, выпить водички, и с новыми силами — в путь.

Для похода вполне достаточно 3-3,5 часов, чтобы, не нарушая режима, вернуться домой к обеду и дневному сну. Бывает, папа рассуждает иначе: «Зачем торопиться к обеду? На воздухе аппетит лучше. И без сна один день может обойтись, не маленький. Зато ночью как будет спать!» Просто папа зыбывает вечером в понедельник спросить у домашних о самочувствии собственного чада. А зря.

Про эмоции и речь

Посмотрите вокруг глазами ребенка — столько интересного в мире! И все нужно успеть понять; любой предмет, встретившийся на пути, обследовать, любую ситуацию не пропустить. Ребенка 2-4 лет захлестывают положительные эмоции. Его возбуждает близость любимых взрослых, необычность самого похода, калейдоскоп впечатлений. Конечно, познавательная активность, присущая данному возрасту, оставляет свой след и в душе, и в мыслях малыша, но вот понять суть происходящего, выделить главное, сделать правильный вывод — этого малыш сам выполнить не в силах. Систематизировать увиденное, привести в соответствие с действительностью — во всем этом просто необходима помощь взрослых. И учтите, детям нельзя давать искаженные представления об окружающем, какими бы маленькими они ни были.

Заинтересовался чем-то малыш, остановитесь, приглядитесь — что там, постарайтесь смотреть на все его глазами и в то же время оставаться взрослым, раскрыть ребенку что-то новое, ярко, образно рассказать об увиденном, продекламировать уместное в этой ситуации стихотворение, вспомнить пословицу, поговорку, загадку.

Речь ваша, эмоциональная и выразительная, должна нести доброе отношение к окружающему, восхищение щедрой красотой природы.

Вовремя услышанные песни, потешки, загадки обостряют восприятие малыша, способствуют воссозданию образов.

В то же время побуждайте малыша высказываться, фантазировать, думать, сопоставлять, учите анализировать, отвечать на вопросы и задавать их. Ребенок должен чувствовать родительскую сопричастность его интересам. Так формируется доверие к миру, благодарность и огромная любовь к родителям.

Про внимание

Не забывайте и о том, что младшим дошкольникам присуще легко и быстро отвлекаться. Зашуршало что-то в кустах, появилась порхающая бабочка — малыш свое внимание уже переключил на это. Будьте терпимы. Можно рассмотреть поближе то, что его заинтересовало.

Про мышление

Мышление ребенка этого возраста носит наглядно-действенный характер. Ему обязательно нужно видеть то, о чем ведется разговор, и не только видеть, но и действовать с увиденным объектом.

Для активизации познавательного процесса как можно шире включайте всю анализаторную систему малыша, задействуйте его зрение, слух, осязание, обоняние: «Послушай, как весело журчит ручеек. Как ты думаешь, чему он радуется?» Предлагайте упражнения на температурные различия, на различение веса предметов. Чуть примяв в руках листик, просите по запаху определить: «Что у меня в ладонях? Лист или цветок?»

Про физические упражнения

В таких совместных вылазках есть все условия для тренировки юного путешественника в силе, ловкости, смелости. Пока мама отдыхает на скамейке, можно с папой побегать между деревьями, перелезть через поваленное дерево, идти или карабкаться по нему, подлезать под кусты.

Можно, собрав шишки, поупражняться в броске, стараясь попасть в пень или перебросить шишку через куст.

Таким образом удовлетворяется потребность малыша в разнообразных двигательных реакциях, закрепляются приобретенные ранее умения.

В парк с ребенком вы пойдете не раз и не два. То, о чем вы прочтете ниже, — подсказка для вас, темы для разговоров с малышом, определенный объем знаний, который нужно доносить до ребенка не сразу, а постепенно. Итак, за чем же можно наблюдать в парке?

Наблюдения живой и неживой природы

Сезонные явления. Можно наблюдать за безоблачным небом, легкими пушистыми облачками. Но вот появятся вдруг огромные тучи, налетит веселый дождь-шалунишка, всех разгонит, пошумит и умчится.

Ты слышал песенку дождя: «кап-кап-кап»? А ты видел радугу-дугу? А нужен ли дождь и кому? Кто напился? Кто умылся? (Упражнения по ориентировке в пространстве, первые познания о живом и неживом — вот сколько задач решается в этих вопросах). Мокрые скамейки, нельзя посидеть; мокрые аллеи, нельзя побегать, и тротуар залит потоками. Но они довольны — дождь всех умыл. А кто и умылся, и напился — так это кусты, деревья, цветы. Детям нравится «Дождик» Б. Заходера. Они с удовольствием вторят вслед за взрослым: «Кап! Кап!»

Обратите внимание ребенка на теплый ласковый ветерок, что играет с листьями, цветами, травой. Внезапно налетел сильный порывистый ветер, зашумел в верхушках деревьев, погнал все, что плохо лежит. Нечего охать, ахать, а нужно, как папа, встать навстречу ветру и продекламировать: «Ветер, ветер, ты могуч…» и т.д.

Постепенно подведите малыша к первоначальному пониманию времени года — лету (осени, весне). Солнышко ласковое греет. Все рады ему. Называй, кто радуется. Дети в разноцветных одеждах похожи на кого? И цветы пестрые вокруг. Лето прекрасное, лето красное. Лето красного цвета. А вот осень — она желтого цвета. Ведь правда, малыш?

Природный материал. Песок и вода. У водоема приятно походить босиком по теплому песку. Почему он теплый? Папа спрятал в песке мамины босоножки. Где же они?

А если полить песок водой? На нем замечательно рисовать веточкой что захочется. Можно отпечатать следы собственных ладоней: у кого больше по размеру? Папа обведет на песке силуэт собственного крохи, пусть малыш полюбуется своим изображением.

Прошумел и убежал дождь, а вокруг все засверкало под лучами солнца. Лужи на асфальте большие и маленькие, глубокие и мелкие — проверяй палкой, не ногой! А папа опять предлагает: называй, что тонет, что плавает, а потом проверяй — бросай в лужу. В ход пошли камешки, желуди, веточки, кусочки бумаги.

Журчат, скачут, торопятся ручьи. Одни широкие, другие узкие. Как определить? Да просто перешагнуть узкие и обойти широкие. С папой все можно.

Камешки и ракушки. Проведи по ним пальцем, сравни: гладкое — шероховатое. Мокрые камешки интереснее сухих. На что похожи некоторые из них? Камешки можно сортировать: большие-маленькие, черные-белые. Папа рисует на песке, а малыш по контуру выкладывает камешки, а то и просто узоры, чередуя ракушку — камешек.

Трава и цветы. На лужайке блестит на солнце зелень травы. Мама предлагает провести рукою, почувствовать, какая нежная травка-муравка, шелковая.

На зеленом ковре ярко выделяются цветы. В начале лета — одуванчики, затем ромашки, колокольчики, полевая гвоздика. На что похожи одуванчики? Мама думает, что на цыплят, а малыш, что на солнышко. Пусть будет так, нужно считаться с мнением других. У ребенка вырабатывается самооценка, он чувствует себя равноправным членом семьи. Папа достает лупу, чтобы получше разглядеть тоненькие лепестки гвоздички. Рассмотрели и ромашку. Мама говорит, что у нее лепестки, как реснички. Интересное сравнение.

А какие ресницы у папы? Мама с улыбкой предлагает: «Отгадайте мою загадку: «Стоят в поле сестрички — желтый глазок, белые реснички».

На клумбе в парке цветут сначала тюльпаны и нарциссы, затем пионы, розы, анютины глазки, гвоздики, к концу лета — хризантемы, астры.

И каждый раз можно упражняться в одном и том же с неиссякаемым интересом: где нарцисс, где тюльпан? Найди тюльпаны разной окраски и назови ее. Проводя пальчиком снизу вверх, называй: стебель, лист, цветок. Одни цветы высокие, другие низкие, у одних пушистые головки, у других — крохотные, но такие пахучие. Например, резеда. И везде мама учит бережно относиться к растениям, не рвать без нужды, не мять. А папа осторожно прячет в ладонях головку цветка, предлагает понюхать и отгадать: это резеда или ромашка? Петунья или одуванчик?

Шишки, желуди. Вместе с мамой так интересно рассматривать их, сравнивать по величине. Чей желудь крупнее? А шишка? Какой желудь на ощупь? Похож на камешек. А если взять в руки и камень, и желудь, можно отличить? Конечно, камень тяжелее. Шишки колючие. А мама расскажет, кто питается желудями и почему шишки такие колючие. Она все знает.

Куст и дерево. Идя по парку, обращайте внимание на деревья. Одни высокие, другие низкие. Остановились, сбросили рюкзаки на скамейку около мамы и пошли с папой бродить между деревьев и кустов. Знаешь, как отличить их? Проведи рукою — это ствол, он шершавый. Достал до листьев? Нет? Это дерево. У него ствол, ветки и листья высоко.

А у куста ствола нет, ветки низко, можно дотянуться и до листьев. Стволы тонкие и толстые, даже папа не обхватит ладонями. А теперь папа дает задание: определи, какое из двух деревьев толще, какое тоньше и почему. Для детей постарше можно достать из рюкзака мягкий метр со словами: «Проверим!» И начинаются увлекательные замеры, а с ними и решение серьезных задач: что больше — 37 см или 21 см?

Деревья высокие и низкие. Найди самое высокое из них. Бродя между деревьями, можно собирать опавшие веточки, кому какая понравилась, а потом каждый расскажет о своей веточке. Взрослые помогают ребенку фантазировать, а затем и сравнивать: чья длинная — короткая, толстая — тонкая.

В летнее время можно знакомить ребенка с березой и дубом. Пусть малыш ладонью почувствует шелковистую поверхность березы, а вы подскажете: белоствольная березка, кудрявая.

А дуб? Могучий великан. А какие разные у них листья, рассмотри их. К осени можно показать малышу рябину, а вскоре полюбоваться ее ярко-красными гроздьями. К наблюдениям за рябиной прибавятся и новые впечатления от пестрого убранства клена. Рассматривая его разноцветные листья, ребенок еще ярче создает для себя образ осени желтого цвета.

Как хорошо побродить по осенним листьям, вдыхая их аромат, прислушиваясь к шуршанию. А можно, сидя на скамейке, наблюдать, как медленно, беззвучно летит с дерева то один, то другой лист. Тишина. Покой.

Наблюдения за лесными зверями. В парках живут белки, встречаются ежи. Мама предусмотрительно захватила с собою корм для белки. Папа расскажет о ее житье-бытье. Главное, ребенок обогащает собственные знания о том, кто где живет, чем питается, как называется жилище (нора, берлога, гнездо, дупло). Белка делает запасы на зиму, а еж?

Папа спрашивает: сколько ног у белки? А у воробья? Знаешь, почему так? И надолго идут рассуждения о том, чем животные отличаются от птиц.

Наблюдения за насекомыми. Муравьи, жуки, кузнечики. В тиши деревьев можно набрести на муравейник, понаблюдать издали за работой муравьев. Родители предупреждают: насекомые — хрупкие создания, невольно можно нанести им вред. Мешать им нельзя, они трудятся и никого не обижают. Мама подчеркивает — это про них есть поговорка: «Муравей невелик, а горы копает».

По дороге бежит-спешит жук. Красивый, но мешать тоже не стоит, он торопится по своим делам. А вот с божьей коровкой можно пообщаться, но только осторожно.

Выйдя на поляну, ребенок сразу же замечает, что кто-то выскочил у него из-под ног. Папа предлагает всем прислушаться. Слышен стрекот кузнечиков. Можно осторожно поймать одного и с помощью лупы разглядеть, а затем отпустить: «Скачи к своим друзьям, передай от нас привет!»

Бабочка, мотылек. Взрослые предлагают полюбоваться ими, рассмотреть пестрые крылышки, но не трогать их. Мама объясняет: «Очень хрупкие крылышки, помнешь».

Все решают, что бабочка — живой цветок. Осторожно ступая вслед за порхающей бабочкой, ребенок вместе с мамой произносит: «Не бойся, мы тебя не обидим, мы добрые люди!»

Рыбки и лягушки. Наблюдение за лягушкой, за рыбой носит эпизодический характер. Главное, учить ребенка бережному обращению со всем живым.

Как видите, весьма обширный объем новых знаний, наблюдений можно предлагать малышу на прогулке. Все сразу ему не усвоить. Не загружайте его массой разнообразных впечатлений. Малыш не в состоянии будет справиться с их лавиной, переутомится, начнет раздражаться. Поэтому в течение одной прогулки предлагайте 1-2 наблюдения, чередуя их с двигательной деятельностью.

Большую часть времени следует предоставить ребенку для самостоятельной деятельности. Чтобы ребенок не утомился, меняйте виды деятельности: слушает объяснения взрослого — сам говорит и активно действует, бегает — лежит, отдыхает.

Главный показатель — настроение малыша. Если ему интересно, если он деятелен, весел и бодр — значит, ваши усилия не пропали даром.

С.Н. Теплюк, кандидат пед. наук,
эксперт Минобразования России по раннему возрасту

Статья из журнала «Человечек»

Ранний или поздний ходок без особых последствий — ScienceDaily

Science News

от исследовательских организаций


Дата:
28 марта 2013 г.
Источник:
Schweizerischer Nationalfonds zur Foerderung der wissenschaftlichen Forschung
Резюме:
В среднем дети делают первые шаги самостоятельно в возрасте 12 месяцев. Многие родители воспринимают это событие как решающий переломный момент. Впрочем, время на самом деле не имеет значения. Дети, которые рано начинают ходить, позже оказываются не более умными и не более координированными.
Поделиться:

ПОЛНАЯ ИСТОРИЯ


В среднем дети делают первые шаги самостоятельно в возрасте 12 месяцев. Многие родители воспринимают это событие как решающий переломный момент. Впрочем, время на самом деле не имеет значения. Дети, которые рано начинают ходить, позже оказываются не более умными и не более координированными. К такому выводу пришло исследование, проведенное при поддержке Швейцарского национального научного фонда (SNSF).

реклама


Поскольку родители уделяют большое внимание своим отпрыскам, они часто сравнивают их с другими детьми в песочнице или на игровой площадке. Многие из них переживают, что их ребенок отстает в умственном развитии, если садится или начинает ходить немного позже других детей. Однако теперь, в ходе статистического анализа данных о развитии 222 детей, родившихся здоровыми, исследователи во главе с Оскаром Дженни из Цюрихской детской больницы и Валентином Руссоном из Лозаннского университета пришли к выводу, что большинство этих опасений беспочвенны.

Значительная дисперсия

В рамках лонгитюдного исследования в Цюрихе педиатры провели детальное изучение развития 119 мальчиков и 103 девочек. Исследователи обследовали детей семь раз в течение первых двух лет их жизни, а затем проводили с ними моторные и интеллектуальные тесты каждые два-три года после того, как они достигли школьного возраста. Результаты показывают, что дети впервые садятся в возрасте от чуть менее четырех до тринадцати месяцев (в среднем 6,5 месяцев). Они начинают ходить в возрасте от 8,5 до 20 месяцев (в среднем 12 месяцев). Другими словами, существует значительная дисперсия.

Исследователи не обнаружили корреляции между возрастом, в котором дети достигли этих моторных вех, и их результатами в тестах на интеллект и моторику в возрасте от семи до восемнадцати лет. Короче говоря, к школьному возрасту дети, которые начинают ходить позже других, обладают такой же хорошей координацией и умом, как и те, кто рано встал на ноги.

Более спокойный

Хотя первые шаги, которые ребенок делает самостоятельно, представляют собой решающий поворотный момент для большинства родителей, точное время этого события явно не имеет значения. «Вот почему я советую родителям быть более расслабленными, если их ребенок начинает ходить только в 16 или 18 месяцев», — говорит Дженни. Если через 20 месяцев ребенок все еще не может ходить без посторонней помощи, то показаны дальнейшие медицинские исследования.

изменить мир к лучшему: спонсируемая возможность


Источник истории:

Материалы предоставлены Schweizerischer Nationalfonds zur Foerderung der wissenschaftlichen Forschung . Примечание. Содержимое можно редактировать по стилю и длине.


Справочник журнала :

  1. Оскар Дж. Дженни, Азиз Чауш, Джон Кафлиш, Валентин Руссон. Моторные вехи младенцев: плохая прогностическая ценность исхода у здоровых детей . Acta Paediatrica , 2013 г.; 102 (4): e181 DOI: 10.1111/apa.12129

Цитировать эту страницу :

  • MLA
  • АПА
  • Чикаго

Schweizerischer Nationalfonds zur Foerderung der wissenschaftlichen Forschung. «Развитие ребенка: ранний или поздний ходок не имеет большого значения». ScienceDaily. ScienceDaily, 28 марта 2013 г. .

Schweizerischer Nationalfonds zur Foerderung der wissenschaftlichen Forschung. (2013, 28 марта). Развитие ребенка: Ранний ходок или поздний ходок без особых последствий. ScienceDaily . Получено 13 ноября 2022 г. с сайта www.sciencedaily.com/releases/2013/03/130328075702.htm

Schweizerischer Nationalfonds zur Foerderung der wissenschaftlichen Forschung. «Развитие ребенка: ранний или поздний ходок не имеет большого значения». ScienceDaily. www.sciencedaily.com/releases/2013/03/130328075702.htm (по состоянию на 13 ноября 2022 г.).

advertisement


When kids start walking, running, and jumping

  • Community
  • Getting Pregnant
  • Pregnancy
  • Baby names
  • Baby
  • Toddler
  • Child
  • Health
  • Family
  • Courses
  • Registry Builder
  • Детские товары

Реклама

Обучение ходьбе включает в себя гораздо больше, чем работу ног! И даже когда ваш ребенок станет экспертом в ходьбе, ему еще многое предстоит освоить. Бегать, прыгать, танцевать, прыгать и карабкаться вверх и вниз по лестнице — это навыки, на освоение которых уходят годы. Вот идея того, чего ожидать, когда — но для ребенка совершенно нормально достичь этих вех немного раньше или немного позже.

Фото: istock.com/aldomurillo

Ребенок

От рождения до 2 месяцев

Шаговый рефлекс. Если его держать в положении стоя на твердой поверхности, ваш новорожденный будет двигать ногами, как будто он ходит. Рефлекс исчезает примерно в 2-месячном возрасте.

От 3 до 4 месяцев

Выполняет мини-отжимания. Это означает лежать животом вниз и поднимать голову и грудь над землей, используя руки для поддержки. Мини-отжимания развивают мышцы верхней части тела, необходимые для ходьбы.

Если вашему малышу нужна помощь в выполнении мини-отжиманий, ознакомьтесь с курсом BabyCenter «Достижение физических вех через игру» о том, как использовать игру, чтобы помочь вашему ребенку достичь вех.

5 месяцев

Подпрыгивает вверх и вниз в положении стоя. Это движение помогает развить силу ног. Начинает «треногу», опираясь на руки для поддержки в сидячем положении.

Быстрый совет: Защита вашего дома от детей до 9 лет0060 ваш ребенок станет подвижным – это уже не за горами.

От 6 до 8 месяцев

Учится сидеть. Сидение без поддержки требует силы шеи, контроля над головой, равновесия и координации — всех необходимых навыков для ходьбы. Большинство детей также учатся ползать в возрасте от 7 до 10 месяцев, хотя некоторые вообще пропускают это и сразу переходят к ходьбе.

Настораживающий признак: Если ваш ребенок не переносит вес на ноги, когда вы его держите, к 7 месяцам или не может сидеть без поддержки к 9 месяцаммесяцев, обратитесь к своему врачу.

от 9 до 12 месяцев

Подтягивается до положения стоя с помощью прочного предмета, например, ножки дивана или стола. Скоро ваш малыш начнет ходить, скользя шажками, держась за что-нибудь поблизости для поддержки.

Некоторые младенцы могут стоять без поддержки в течение нескольких секунд и ходить, держась за руки. Ваш малыш может даже сделать первые шаги!

Малыш

От 12 до 15 месяцев

Вероятно, ваш малыш ходит, хотя может и шататься. (Эти вытянутые руки в походке «Франкенштейна» на самом деле помогают им сохранять равновесие.) Ваш малыш научится делать глубокие сгибания коленей, чтобы сидеть после стояния.

Когда ваш ребенок начнет двигаться, ему может понравиться прогулочная игрушка.

Настораживающий признак: Если ваш ребенок не предпринимает шагов к 15 месяцам, сообщите об этом своему врачу.

От 15 до 18 месяцев

Возможно, ваш малыш хорошо ходит и танцует под музыку.

Настораживающий признак: Если ваш ребенок не ходит к 18 месяцам, сообщите об этом своему врачу.

от 18 до 24 месяцев

К двухлетнему дню рождения ваш ребенок может пинать мяч, бегать, подниматься на несколько ступенек (с помощью или без нее) и прыгать с низкой ступеньки на пол.

Дошкольник

25–30 месяцев

Может подниматься и спускаться по лестнице, держась за перила или за руку. Удобно при беге. Готов к игре в пятнашки или Ring-Around-the-Rosy.

От 31 до 36 месяцев

Теперь может прыгать по земле, ноги вместе и прыгать влево и вправо. (Ведение мяча появится позже.) К 3 годам они могут подниматься и спускаться по лестнице, чередуя ноги на каждой ступеньке.

4 года

Учимся балансировать и прыгать на одной ноге. Они могут предпочесть одну ногу другой. Может подниматься и спускаться по лестнице без поддержки.

Большой ребенок

5 лет

Освоил прежние навыки и теперь может делать все — ходить, бегать, прыгать, прыгать и прыгать.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *