Содержание
Как научить ребенка читать — быстро и правильно учим ребенка чтению
Чтение — путь к широкому кругозору и качественному образованию. Родители придерживаются разных точек зрения: некоторые начинают учить детей чтению в раннем возрасте, а кто-то считает, что это обязанность педагогов в начальной школе. Давайте посмотрим, когда ребенок готов читать тексты по слогам и как быстро может проходить процесс обучения.
Когда можно начинать?
Интеллектуальные способности каждого малыша индивидуальны. Есть дети, способные выучить алфавит уже в 3 года. Однако чтение предполагает не простое механическое воспроизведение звуков, которые отражены в буквах. Это деятельность, требующая богатого жизненного опыта, интеллектуальных усилий, основ аналитического мышления, чем 3-летний ребенок пока не может похвастаться.
Кроме того, в этом возрасте детям предстоит потратить много сил, чтобы развить навыки коммуникации: они тоже играют важную роль в жизни дошкольника. Прежде чем показывать ребенку буквы, убедитесь, что поведение малыша соответствует критериям:
- он говорит целыми предложениями, логично и связно;
- правильно произносит слова, знает отличия между звуками, внятно их проговаривает;
- не посещает логопеда.
Дети, которые принимаются учить буквы в слишком раннем возрасте, рискуют столкнуться с задержками речевого развития. Обычно человек достигает полной готовности к 4-5 годам, поэтому не торопитесь покупать азбуку для 3-летнего.
Читайте также:
Логопедические занятия для детей — большая подборка логопедических упражнений, которые можно выполнять в домашний условиях.
Затягивать с изучением алфавита до поступления в начальную школу тоже не стоит: умение читать облегчит нагрузку, которая неминуемо ляжет на плечи первоклассника. Педагоги следят за техникой чтения вплоть до 4-го класса: в 9-10 лет она должна достигать 120-180 слов в минуту (как у среднестатистического взрослого). Этот уровень указывает на довольно большой словарный запас, быструю реакцию, хорошее восприятие информации.
Этапы обучения чтению
Дети учатся читать поэтапно. Нельзя перейти на следующую ступень, минуя предыдущую.
Добуквенный период обучения
Малыш плохо разговаривает, но учится звукоподражанию благодаря родителям. Важно показать разницу произношения, подчеркнуть, как действует артикуляционный аппарат (губы, зубы, язык).
Читая вслух стихотворения и сказки, напевая песенки, надо выделять отдельные яркие звуки.
Нужно обращать внимание ребенка на звуки, которые издают животные, насекомые: «Как жужжит пчела? А как воет волк?»
Учим звуки и буквы
Для начала предстоит усвоить, что звуки и буквы — не одно и то же; звуков больше, чем букв, и они могут быть ударными, безударными, мягкими, твердыми и т. д. Конечно, не стоит о объяснять 4-летнему малышу лингвистические нюансы, но основные положения он должен знать с детства.
Начиная знакомить ребенка с алфавитом, избегайте правильных наименований букв, которые обозначают согласные звуки («ха» вместо «х», «эс» вместо «с»). Малыш начнет произносить полное название буквы при чтении. Теорию ему объяснят более подробно в школе, когда абстрактное мышление будет достаточно развито.
Буквы не обязательно учить в алфавитном порядке. Начинайте с букв, связанных с гласными, которые встречаются чаще всего (а, о), затем переходите к согласным.
Повесьте на стену плакат с буквами, выделенными разными цветами: красный цвет — буквы, обозначающие гласные звуки, синий — согласные. Можно распределить их по парам для легкости запоминания. Ежедневно проговаривайте вместе с ребенком сочетания букв.
Показывайте ребенку изображения предметов, начинающихся на один и тот же звук (арбуз, автобус, апельсин). Попросите малыша назвать, что он видит на картинке, а затем спросите, что общего у этих вещей. Когда ученик догадается, напишите рядом букву А.
Читаем буквы слитно
Ребенку необходимо понять, что звуки сочетаются определенным образом для образования слов, которые он слышит каждый день. Обращайте внимание детей на звуки: «Какие звуки ты слышишь в слове «папа»? Какие из них мы учили вчера?»
Лепите буквы из пластилина, вырезайте из бумаги, составляйте короткие слова из нескольких букв (нос, сон).
Пропевайте, очень медленно проговаривайте простейшие слоги, чтобы ребенок успел понять, из каких звуков они состоят.
Складываем слоги
Когда дети начинают без запинки называть буквы по отдельности, пора усложнять задачу, сочетая согласные звуки с гласными для образования слога. Важно делать это максимально наглядно, используя игрушки в виде букв, кубики, карточки.
Методика изучения слогов должна быть следующей: соберите слог из предложенных букв, попросите ребенка прочитать каждый звук по отдельности. Произнесите слитно — четко, с идеальной дикцией. Ребенок будет следить за вами, пытаясь повторить.
Игра «Солнце». Нарисуйте желтое солнце. В центре круга расположите букву, с которой начинается слог. У каждого лучика нарисуйте по одной букве, продолжающей слог. Задание: прочитать вслух все слоги, переходя от центра солнца к лучу.
Работа с таблицей. Составьте набор слогов. Называйте их в свободном порядке. Задача ученика — найти то, что требуется.
Составляем слова и читаем их по слогам
Учите детей без принуждения, занятия должны проходить в игровой форме. Не лишним будет показать пользу чтения. Например, во время прогулки спросите у ребенка, что написано на вывеске или включите мультфильмы с субтитрами. Также интерес могут вызвать комиксы.
Нарисуйте или распечатайте картинку, положите рядом набор букв. Подпишите внизу, что на ней изображено. Ребенок называет все звуки по порядку, а потом собирает слово из кубиков или карточек.
Напишите несколько слов на бумаге, разрежьте по слогам, перемешайте. Малышу будет предложено задание: соединить начальный слог с последующими, чтобы получилось слово (ма-ма, ма-ши-на). Понемногу увеличивайте количество слогов, когда поймете, что ребенок быстро выполняет упражнение.
Читаем целые предложения
Когда дети начнут читать слова по слогам, пробуйте складывать их в предложение. Здесь помогут фантазия, изобретательность и капелька терпения.
Пусть ребенок устно придумает короткое предложение («Я ем кашу»), возьмет кубики и попробует его воспроизвести без посторонней помощи. Поначалу игра будет даваться непросто, но вскоре малыш научится составлять небольшие тексты.
Купите адаптированные книжки для чтения с детьми, где слова разбиты на слоги (или расчертите слова в обычном издании с крупным шрифтом). Сказки, стихотворения, пьесы для чтения по ролям. Читайте с ребенком вслух, эмоционально и артистично. Интригуйте его вопросами: «Интересно, а что было дальше? Прочитай следующее предложение вместо меня».
Упражнения и игры для обучения чтению
Педагогами и логопедами разработано множество упражнений, способных помочь родителям научить малыша читать по слогам.
- Игра «Найди лишнее». Перед ребенком раскладывают несколько карточек и говорят, чтобы он нашел лишний слог на основании какого-либо признака (например, отсутствие буквы А).
- Взрослый начинает произносить слово, ребенок проговаривает окончание и находит нужный слог среди предложенных (допустим, корзи-на).
- Упражнение «Наведи порядок». Скажите, что любимый сказочный персонаж ребенка все перепутал местами. Нужно поставить каждый слог на нужное место, чтобы получить слова (ка-ру — ру-ка).
- Придя в магазин, соревнуйтесь с малышом, кто прочитает больше слов на ценниках. Остановитесь у витрины, подождите, пока ребенок самостоятельно прочитает название товара и выберет его. Это упражнение убеждает в практической пользе чтения, применимости к реальной жизни.
- Игра «Говори наоборот». Вы загадываете слово из 3-4 слогов, а дети произносят его задом наперед — буквально по звукам или по слогам (корова — аворок или ва-ро-ко).
Тексты для чтения по слогам
Вот пример группы текстов, предназначенных для занятий с ребенком. Они помогут улучшить навык беглого чтения по слогам.
Кот Пу-шок
Ка-тя гу-ля-ла с по-дру-га-ми. О-на у-ви-де-ла ма-лень-ко-го ко-тен-ка и за-бра-ла до-мой. Вме-сте с ма-мой о-ни ре-ши-ли дать ко-тен-ку и-мя Пу-шок. Он о-чень ми-лый и лю-бит пить мо-ло-ко.
Ле-то
Ле-том на у-ли-це те-пло. Зе-ле-не-ет тра-ва, цве-тут цве-ты, мож-но ку-пать-ся и за-го-рать на сол-ныш-ке. О-но ра-ду-ет нас сво-и-ми лу-ча-ми. Де-ти мно-го гу-ля-ют и и-гра-ют. А вы лю-би-те ле-то?
Дру-зья
Се-го-дня у Ми-ши День ро-жде-ни-я. Он при-гла-сил всех дру-зей в го-сти. А-ня по-да-ри-ла е-му кни-гу. Са-ша при-нес мяч. Ви-ка и Ан-тон на-ду-ли ша-ри-ки. Ре-бя-та ве-се-ли-лись и е-ли вкус-ный торт. Хо-ро-шо и-меть мно-го дру-зей!
Авторские методики обучения чтению по слогам
С чего начать освоение алфавита? Разработано множество методик. Расскажем о наиболее популярных, проверенных временем системах и способах.
Фонетический способ
Именно на этой методике строится система обучения в школах. Многие авторы дошкольных пособий берут его за основу своих книг. в их числе — Е. В. Колесникова.
Можно представить его в виде лестницы, по которой ребёнок идёт от простого к сложному: от звуков — через слоги — к словам и предложениям. Колесникова предлагает в своих учебных пособиях такую последовательность: простые гласные (А, О, У, Ы, Э), сонорные согласные (Л, М, Н, Р), слоги из этих изученных звуков, далее — йотированные гласные (Я, Ё, Ю, Е), и затем — парные глухие-звонкие и твёрдые-мягкие согласные, шипящие и Ь, Ъ.
Параллельно с изучением новых звуков ребёнок может складывать уже известные ему буквы в слоги, простые слова и даже предложения.
Методика Жуковой
Как логопед с большим стажем работы Надежда Жукова смогла создать методику, предупреждающую возможные ошибки детей на письме.
Основой является то, что ребёнку легче выделить в слове слог, чем звук. Чтение слогов Жукова вводит уже с третьего занятия. Поэтому важно учесть, что ребёнок к началу обучения должен быть знаком с буквами.
Безусловным плюсом методики можно назвать её доступность любому родителю (пособия снабжены рекомендациями для взрослых). В числе пособий не только всем известный «Букварь», но и большое количество сопутствующих книг и материалов («Магнитная азбука», прописи, книга для логопеда и другие).
Методика Монтессори
Мария Монтессори была убеждена, что буквы для ребёнка — не какая-то абстракция, а конкретный узор, рисунок, которые так любят воспроизводить все дети. Поэтому она предлагает начинать с письма, постепенно переходя к чтению.
Весь процесс делится на этапы: сначала штриховка и обводка, затем — изучение тактильных букв на ощупь, составление и прописывание слов, в завершении — чтение. Причём всё обучение построено на основе игр и содержит множество упражнений («От точки к точке», «Шершавые буквы», «Домино из букв» и другие).
Несмотря на привлекательную для детей игровую форму и внимание к мелкой моторике, метод Монтессори проигрывает другим в том, что рассчитан больше на групповые занятия в детском саду. Огромное количество обучающих материалов, которые придётся приобрести или изготовить самим, также останавливает при освоении этой методики.
Метод Елены Бахтиной
Е. Н. Бахтина долгое время изучала детскую психологию и пришла к выводу, что буквы в первоначальном виде плохо усваиваются малышами. Процесс идет намного быстрее, если буквы отождествляются с вещью или живым существом. С буквами надо играть: например, вырезать из бумаги У, сравнить ее с улиткой, показать, как медленно она ползет; сравнить букву Ч с чашкой
Соединение букв в слоги называется «дружбой»: буква М подружилась с А, получаем МА. Все сопровождается красочными иллюстрациями. Фантазия, ассоциативный подход помогают учить алфавит без проблем.
Карточки Домана
Гленн Доман — специалист из США, который предложил новаторский способ обучения детей чтению. Он отказывается от постепенного освоения букв и слогов. Его методика — восприятие лексем целиком. Родители показывают ребенку карту с надписью, затем убирают ее. Малыш смотрит на слово в течение нескольких секунд. Предполагается, что прочитанное откладывается в памяти.
От простых слов (мама, папа) переходят к абстрактным понятиям, формам, цветам. Никаких тестов, проверок устраивать не нужно: ученик впитывает знания без помощи со стороны.
Педагоги считают, что метод направлен преимущественно на тренировку быстрого визуального восприятия и увеличения словарного запаса.
Кубики Чаплыгина
Педагог Е. В. Чаплыгин разработал обучающую игру для детей от 3 лет. Комплект состоит из 10 одинарных кубиков (по 4 буквы на каждом) и 10 блоков, состоящих из 2 кубиков (каждый элемент можно вращать вокруг своей оси).
Пособие не занимает много места в квартире и позволяет ребенку осваивать буквы, играя с ними. Малыш смотрит на слоги, трогает поверхность кубиков, самостоятельно создает новые сочетания. В обучении задействованы многие каналы восприятия, органы чувств, что делает занятие эффективнее.
К кубикам прилагается отдельная инструкция для родителей с описанием методики.
Кубики Зайцева
Обучение чтению по методике Зайцева подходит всем — дошкольникам и учащимся начальной школы. Система быстро завоевала популярность.
Зайцев предлагает учить читать не по буквам и слогам, а по складам. Склад — минимальная речевая единица, которую ребенку легче всего произнести (первые звуки, издаваемые малышом — ма, па). Склад не может содержать более 2 букв, что делает его компактным, удобным для восприятия на отдельном кубике.
Предметы оформлены по правилам. Например, внутри кубиков с глухими согласными находится наполнитель из дерева, со звонкими — из металла; на больших кубиках изображены твердые согласные, на маленьких — мягкие и т. д. Полный список условий прилагается к набору.
Ребенок рассматривает происходящее как игру, учится складывать слова. Из минусов — дети забывают окончания слов, школьники с трудом выполняют фонетический разбор лексем.
Кубики Воскобовича
В. В. Воскобович пересмотрел методику Зайцева, усовершенствовав ее. В комплексе под названием «Складушки» собраны все существующие склады русского языка. Каждая карточка снабжается тематической иллюстрацией, текстом детской песенки внизу (аудиоформат входит в состав комплекта).
Набор «Теремки» — кубики, разделенные на согласные и гласные звуки. Их можно комбинировать, изучать, составлять слоги, образовывать новые слова. В инструкции есть примеры игр, которые можно проводить с детьми. Начинать занятия рекомендуется с 3 лет.
Буквари и азбуки
В СССР был разработан звуковой метод обучения грамоте, который используется по сей день. Заслуженные педагоги, авторы советских азбук и букварей (А. И. Воскресенская, И. Ф. Свадковский и др. ) опирались на современные достижения лингвистики, включали в систему фонетические особенности русского языка.
Звуки и слоги давались детям по мере сложности восприятия: сначала слоги из 2 букв, затем из 3; далее шли комбинации разных типов слогов. Методика состояла из переходов от простого знания к сложному, повторения ранее изученного материала. Пособия развивали фантазию, речь и память учеников, включали в себя сравнительный анализ звуков.
Советы и рекомендации для родителей
Следуя базовым принципам организации домашних занятий, вы сможете заметно улучшить результат. От соблюдения этих правил зависит успеваемость вашего ребенка.
- Дети всегда учатся, глядя на родителей и воспитателей. Малыш не вырастет библиофилом, если никогда не увидит вас с книгой в руках. Интересуйтесь чтением, покупайте бумажные книги, скачивайте электронные. Слушайте произведения в аудиоформате.
- Чтение часто вызывает у детей неприятные воспоминания: родители заставляют разбираться в непонятных символах, произносить вслух скучные тексты. Советуем превратить чтение в семейную традицию. Выберите издание вместе с ребенком (возможно, он хочет почитать про героев любимого мультфильма?), выделите свободный вечер и читайте по ролям.
- Не упрекайте малыша за отставание, сравнивая с друзьями: «Все твои знакомые уже читают по слогам, а ты буквы выучить не можешь!» Дети с особым складом психики потеряют интерес к чтению навсегда. Помните: у каждого ученика особый темп развития. Не торопитесь.
- Прочитанное не должно оседать в памяти мертвым грузом. Обсуждайте книги, ищите в жизни ситуации, применимые к сюжету. Желательно устраивать дискуссию после каждого занятия. Ребенок научится выслушивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию, вести спор грамотно и аргументированно.
- Если малыш просит почитать ему, не отказывайте. Поддерживайте зародившийся интерес к текстам. Выделите хотя бы 5 минут, чтобы прочитать главу.
Подбадривайте детей на протяжении непростого пути, и тогда чтение станет радостным, познавательным процессом.
Тренажер для развития мышления
Тренажер — это база из 4000 задач, разработанных специально для развития навыков мышления учеников 1-4 классов
узнать подробнее
Как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях в 7 лет (1 класс)? 📚
Обучение чтению — это навык, которому в первую очередь следует обучать детей их родителям. Не стоит ждать, пока ваш сын или дочь пойдут в 1 класс, чтобы их учили учителя. Во-первых, дети любят узнавать новое вместе со своими родителями, а во-вторых, мама и папа могут очень помочь им подготовиться к поворотному моменту в жизни. жизнь дошкольника.
Понимая, как правильно и быстро научить 7-летнего ребенка читать, родители могут превратить подготовку ребенка к первому классу в развлечение, а обучение чтению по слогам — в интересную игру. На самом деле это несложно, хотя, конечно, такие занятия требуют определенного времени и моральных вложений, но результат того стоит.
Содержание
- Когда и как нужно начинать учить ребенка читать для подготовки к 1 классу в 7 лет?
- Возрастные особенности и готовность к чтению в 7 лет
- Лучшие методики
- Как пошагово научить ребенка 7 лет читать в домашних условиях
- Чем помогут слоговые таблицы, и как их использовать
- Основные правила обучения чтению ребенка 1 класса
Когда и как нужно начинать учить ребенка читать для подготовки к 1 классу в 7 лет?
По мнению детских психологов, оптимальный возраст для обучения чтению — 4,5-6 лет. На практике многие дети хотят учиться примерно с 5 лет. Существует множество показателей, по которым можно судить, готова ли дочь или сын к этому занятию.
Возрастные особенности и готовность к чтению в 7 лет
В возрасте семи лет дети начинают проявлять активный интерес к тому, что написано на окружающих их предметах.
Первое, что необходимо сделать, это выяснить, насколько ребенок готов к такому ответственному и требовательному процессу. На это может указывать:
- нет проблем с произношением слов;
- Достаточное знание разговорной речи;
- Ребенок с хорошим фонемным слухом — то есть способностью различать и повторять звуки, которые он слышит;
- Нет проблем со слухом;
- Мобильность в окружающей среде.
Лучшие методики
Прежде чем научить ребенка читать, важно, чтобы родители поняли, как это нужно делать. Имея это в виду, были разработаны специальные методы, которые помогут вам справиться с этой сложной задачей вместе с 7-летним ребенком без давления и спешки:
- Метод Домана. Этот метод также известен как «глобальное чтение». Это означает научиться читать слова целиком, задействовав механическую память. На столе разложите карточки с простыми словами: «мама», «папа», «шкаф», «стул» и т. д. Если вы будете видеть их неоднократно, ваш ребенок запомнит их написание, что поможет ему быстрее научиться читать. .
Такие занятия можно проводить даже с грудничками в возрасте 5-6 месяцев.
Это один из наиболее часто используемых приемов, но вы должны быть осторожны с ним, так как ваш ребенок может привыкнуть к «расщеплению» слов в будущем.
Кубики Зайцева
Лучше всего выбирать методику вместе с детским психологом. Если это невозможно, вы можете попросить совета у педиатра или будущего учителя вашего ребенка.
Как пошагово научить ребенка 7 лет читать в домашних условиях
Процесс трудоемкий, сложный и очень ответственный. Родители должны проявлять настойчивость, иначе их усилия будут потрачены зря, но учебная среда должна быть дружелюбной, чтобы не мешать ребенку учиться.
Имейте в виду, что рано учить детей семи лет читать. Эта техника все еще слишком сложна для них и подходит только для детей 10-12 лет. К тому времени, когда дети достигнут этого возраста, лучше всего научить их читать в разговорном темпе. Это облегчает им запоминание и усвоение новой информации.
Если мать не знает, с чего начать обучение, ей следует обратиться в специализированные книжные магазины с руководствами для детей. Сегодня существует множество брошюр, которые помогут в этом процессе, поэтому будет из чего выбрать.
Самой эффективной на сегодняшний день считается книга «Азбука» Жуковой, где тщательно подбирается последовательность занятий и даются советы родителям, как правильно обучать чтению по слогам.
Игральные кости и карты очень подходят дошкольникам, которые только начинают осваивать основы чтения. Но для семилетних детей нужно покупать алфавиты, плакаты и пазлы.
Чем помогут слоговые таблицы, и как их использовать
Таблицы слогов — отличный способ выучить. Это особые наборы, состоящие из слогов, повторяющихся несколько раз подряд. Таблица ниже является лучшим примером этого:
Таблица Syllabus
Самое замечательное в этой технике то, что орфография — отличный способ попрактиковаться в артикуляционной системе вашего ребенка. Вы начинаете со слогов в медленном темпе, затем постепенно ускоряетесь. Конечный результат — это своего рода скороговорка, произносимая «на одном дыхании».
Благодаря этим занятиям он значительно улучшает словесную моторику и развивает ораторские навыки. Конечно, сначала вашему ребенку придется нелегко, поэтому не ждите немедленных результатов.
Вы можете сказать не более трех строк за один урок. Если ребенку сложно, то стоит довольствоваться 1 рядом, но внимательно его изучите. В противном случае уроки не дадут никакого эффекта.
Открытые слоги можно читать в двух направлениях — по диагонали или по вертикали. Согласный звук нужно «нарисовать» таким образом, чтобы он плавно и плавно переходил в гласный. Этот принцип характерен для диагонального чтения. Если вы читаете вертикально, гласная остается прежней, но согласная меняется.
Вот несколько эффективных упражнений, которые помогут научить детей 7 лет читать:
- Ребенок сидит в кресле, руки на коленях. По команде «высадиться» он начинает читать, а когда слышит слово «шериф», останавливается. Студент отдыхает несколько секунд, затем дается команда «прекратить чтение», и он / она должен найти строку, на которой он / она закончил чтение, и продолжить процесс. Упражнение можно продолжать не более 5 минут.
- Во время выполнения упражнения «Буксировка» скорость чтения следует изменить с медленной на более высокую. Ребенок не должен отставать в скорости чтения. Затем ученику следует перейти к чтению про себя, которое также следует повторить.
Через некоторое время снова начните произносить слова вслух.
Эти занятия лучше всего проводить с группой детей. Однако, если уроки проводятся с семьей, в них должны участвовать оба родителя.
Основные правила обучения чтению ребенка 1 класса
Чтобы максимально упростить процесс обучения самому младшему школьнику, необходимо:
- Выберите подходящее учебное пособие. Лучше всего выбрать вышеупомянутую книгу Н. С. Жукова по азбуке, где все характеристики букв и слогов описаны и учтены наиболее подробно.
- Учите гласные и согласные в правильном порядке. Сначала вам нужно выучить открытые, «твердые» гласные: A, O, Y, U, E. Затем вы можете перейти к изучению трудно звучащих согласных букв: M и L.
Только после этого вы сможете выучить шипящие звуки L, S, K, D и так далее.
При обучении ребенка чтению следует учитывать несколько моментов. Наиболее частые ошибки родителей в этом случае:
- Произношение не только звуков, но и букв алфавита. Например, CA, EM, PE и т. д. Правильное произношение — M, L, N и т. д. Если вы сделаете эти ошибки с самого начала, вы можете закончить тем, что ребенок не поймет специфики чтения слогов, будет иметь проблемы с их произношением и формированием. . Например, вы не сможете прочитать элементарное слово «мама», произнося «маамеа».
- Многие родители подсознательно учат своих будущих учеников «вырывать из контекста» отдельные слова, фразы или выражения. Это в корне неверно, потому что у детей с таким подходом в будущем будут проблемы с чтением больших текстов или даже абзацев, состоящих из нескольких предложений.
Почему это так важно и с чего начать
Младенцы и маленькие дети — это губки, которые впитывают практически все, что их окружает. Это так! Даже во время повествования их разум работает, впитывая весь язык, который они слышат, и уроки, которые усваивают персонажи.
Чтение вашему ребенку — в любом возрасте — ускорит развитие его мозга, вашу связь и многое другое. И все, что для этого нужно, — это несколько книг, мотивация и немного времени.
Вот как начать.
Во-первых, создайте сцену в своей голове. Вы выбираете книгу. Вы садитесь в свое любимое кресло с ребенком на коленях и открываете первую из множества гладких красочных страниц.
Вы начинаете читать, и ваш ребенок полностью увлечен историей. Это магия. Что еще лучше, так это то, что ваш ребенок не просто развлекается, он учится!
Реальность может выглядеть немного иначе: просто знайте, что вы не одиноки, если ваш ребенок пытается съесть книгу или ваш малыш бродит по комнате вместо того, чтобы терпеливо сидеть. Но польза от чтения остается прежней.
Сближение
Чтение дает прекрасную возможность для вас и вашего ребенка наладить контакт. Это хороший способ провести время вместе и расслабиться во время беспокойного дня.
Исследование, проведенное в 2008 году, показало, как чтение может поддерживать крепкие отношения между родителями и детьми. Дети чувствуют себя в безопасности, когда им читают. Кроме того, воспитатели, которые положительно относятся к книгам и чтению, в свою очередь, помогают своим детям воспринимать грамотность в положительном ключе.
Навыки слушания
Слушание истории, прочитанной вслух, предполагает определенный уровень понимания со стороны вашего ребенка. А понимание зависит от внимания — другими словами, умения слушать.
Эксперты Scholastic объясняют, что аудирование — это навык, который дети должны приобрести, прежде чем они смогут читать сами.
Они предполагают, что книги на магнитофонной пленке — отличное дополнение к чтению один на один с ребенком. Они также часто обеспечивают развлекательную ценность, например, глупые голоса, музыка и другие украшения.
Когнитивное и языковое развитие
Даже самым маленьким детям полезно слушать, как их опекуны читают им. Исследование, проведенное в 2013 году, показало, что дети, которым читают и разговаривают с ними, имеют более высокие языковые навыки и когнитивное развитие, такие как решение проблем.
Исследование, проведенное в 2018 году, показывает, что эта связь распространяется с детства на подростковый возраст. На самом деле, исследователи говорят, что вербальное взаимодействие (чтение, разговор и т. д.) между родителями и маленькими детьми может способствовать более высокому уровню речи и IQ вплоть до 14 лет.
Расширение словарного запаса
Эксперты Национального центра раннего развития, обучения и обучения детей также объясняют, что чтение книг для детей помогает увеличить количество и разнообразие слов, которые они используют. Подумайте об этом: книги, которые вы читаете, часто содержат слова, которые иначе вы бы не использовали в повседневном общении.
Читая книгу, вы можете использовать более конкретные названия для разных растений или животных или вообще использовать больше прилагательных (описательных слов). И это складывается.
Одно исследование, проведенное в 2019 году, показало, что дети, которым регулярно читают в течение 5 лет до поступления в детский сад, узнают на 1,4 миллиона слов больше, чем дети, которым не читают в эти годы.
Продолжительность концентрации внимания
Дина Кастро, двуязычный семейный педагог из Cornell Cooperative Extension, рассказывает, что чтение для детей помогает им развивать ключевые навыки концентрации и самодисциплины.
Вы, вероятно, имели дело с извивающимся, рассеянным малышом на уроке рассказов. Но вы также можете заметить, что со временем регулярное чтение заставляет детей слушать, чтобы понимать.
А когда они слушают, они с большей вероятностью будут сидеть на месте, дольше сохранять внимание и даже работать над своими зарождающимися навыками сохранения памяти.
Творчество
Книги и сказки открывают для вашего ребенка совершенно новый мир. Да, существует множество научно-популярных книг о динозаврах, жуках и самолетах. Художественные истории, однако, выходят за рамки реального мира и содержат элементы фантазии, которые заставляют детей мыслить нестандартно.
У детей и без того живое воображение, поэтому чтение служит для дальнейшего подпитки их творческих способностей. А эксперты PBS отмечают, что креативность важна для развития интересов и идей, а также для укрепления эмоционального здоровья.
Уроки жизни
Книги дают возможность рассказывать о реальных ситуациях в соответствии с возрастом. Детям особенно нравятся книги, в которых дети их возраста занимаются тем же, чем они занимаются в повседневной жизни.
Наряду с моделированием того, что происходит в различных ситуациях, чтение книг на целевые темы может помочь детям не чувствовать себя одинокими, когда они сталкиваются с чем-то новым, например, с переездом по стране, или с чем-то потенциально неприятным, например, с походом к стоматологу.
Социальное и эмоциональное развитие
Кастро также говорит, что чтение маленьким детям учит их справляться с «трудными или стрессовыми ситуациями». Далее она объясняет, что чтение историй о потенциально эмоциональных ситуациях, таких как начало учебы в новой школе, может помочь начать разговор и показать детям, что их чувства нормальны.
Начните сегодня! Младенцы, дети ясельного возраста, дошкольники и даже дети старшего возраста получают пользу от того, что опекун читает им. Вам даже не нужна большая личная библиотека книг, чтобы начать.
Думайте не только о магазине — вы можете найти широкий выбор книг в местной библиотеке, секонд-хэнде или в Маленькой бесплатной библиотеке. Вы даже можете поощрять своего ребенка брать книги у друзей и одалживать их.
Самым маленьким детям (до 6 месяцев) полезны книги с простыми, но смелыми или яркими изображениями с большим контрастом. Разговаривайте с ребенком, когда смотрите в книги, но слова на странице не обязательны.
Когда они немного подрастут (от 7 до 12 месяцев), вы можете расширить свою коллекцию за счет книг с простыми фразами или просто строкой текста, относящейся к изображению на странице.
Детям в возрасте от 12 до 18 месяцев могут быть интересны книги с изображениями других детей, занимающихся повседневными делами. То же самое касается книг, в которых есть животные, телевизионные персонажи или другие знакомые сцены. Для этой возрастной группы вы можете поискать книги с более подробными картинками и простой историей или развитием событий.
Когда ваш ребенок начнет лепетать, а затем и говорить, попробуйте вовлечь его в то, что он увидит на странице.
Например, укажите на картинку и спросите: «Что это?» или объявить: «Это банан!» чтобы ребенок увлекся книгой. Сохраняйте позитивный настрой и старайтесь повторять слова вашего ребенка в ответ («Да, это похоже на кошку, но на самом деле это белка!»).
Книг много, так что постарайтесь не перегружаться. Детские стишки, особенно те, которые вы, возможно, выучили наизусть, — хороший выбор для малышей.
Что касается конструкции, ищите прочные книги, сделанные из картона (картонные книги), ткани или винила. Книги с ручками также забавны и позволяют вашему ребенку переходить от чтения к игре.
Детям в возрасте от 19 до 30 месяцев также нравятся книги со знакомыми персонажами.
В этом возрасте они, как правило, предпочитают книги с большим количеством действий, картинок и деталей, а не с большим количеством слов на странице. Ищите книги, содержащие короткие рассказы, особенно те, в которых есть причинно-следственные связи или проблемы, над преодолением которых персонажи должны работать.
Повторение важно в этом возрасте, поэтому постарайтесь найти книги, которые позволяют вам рифмовать, петь или каким-либо другим образом повторять текст. Пока вы это делаете, найдите время, чтобы сделать паузу, когда вы читаете книги с повторением, чтобы увидеть, заполняет ли ваш малыш пробел.
Вы также можете уделить время тому, чтобы установить связь между главным героем и вашим ребенком. Например, вы можете указать: «Он спит в большой детской кровати, как и вы!»
Кстати, в этом возрасте вы можете начать знакомить детей с бумажными страницами, а не с картонными. Просто не забудьте присматривать за тем, чтобы ваш ребенок не порвал страницы.
Дошкольники и дети младшего школьного возраста обладают широким спектром способностей к чтению. Это хорошая идея взять на себя их инициативу, когда речь идет о простых и сложных книгах.
Детям помладше (и даже некоторым постарше) понравятся картинки с небольшим текстом. Тем не менее, вы можете начать представлять истории с более сложными сюжетами и книги, в которых слов больше, чем картинок — даже книги по главам.
Когда ваш ребенок начнет читать самостоятельно, вы можете вовлечь его в процесс совместного чтения, попросив его читать вслух слова или предложения. Это отличная практика.
Также задавайте вопросы по мере чтения текста — вам не нужно ждать конца книги или главы, чтобы проверить понимание вашего ребенка. Попробуйте использовать открытые вопросы, такие как «Как вы думаете, что может произойти дальше?» Это поможет вашему ребенку погрузиться глубже, а не поверхностные вопросы, такие как «Какого цвета дом?»
Эксперты рекомендуют заниматься грамотностью (например, чтением) около 30 минут в день. Но здесь вы также можете мыслить нестандартно.
Попробуйте читать дорожные знаки или коробки с хлопьями, петь песни, слушать вместе аудиокниги или попросить ребенка читать вам в меру своих способностей. Все хорошо.
Библиотекарь Донна Джинсон говорит, что вы не должны прекращать читать своему ребенку, как только он научится читать сам. Хотя самостоятельное чтение, безусловно, важно, чтение вслух для детей в возрасте 14 лет по-прежнему приносит пользу как в учебе, так и в эмоциональном плане.
В этом возрасте речь идет о беглости чтения и понимании вашего старшего ребенка. Возможно, им будет полезно следить за книгой, пока вы читаете. И рассмотрите возможность задавать вопросы по тексту, чтобы оценить их понимание.
Опять же, все, что вам действительно нужно сделать, это найти время, чтобы прочитать вашему ребенку. Это действительно так просто. Тем не менее, вам может быть интересно, как сделать этот опыт более приятным для всех.
Вот несколько советов:
- Будьте последовательны. Будь то одна книга в день или 15, постарайтесь сделать чтение частью своего обычного распорядка дня. И пока вы этим занимаетесь, вам не нужно читать разные книги каждый раз, когда вы садитесь. Детям нравится слушать одни и те же истории снова и снова — и они учатся через такое повторение.
- Не торопитесь. Обязательно оставляйте достаточно времени для чтения, а не тайком или, что еще хуже, превращайте это в рутину. Конечно, у вас не будет много времени каждый день, чтобы читать, так что некоторые быстрые заметки вполне подойдут. Тем не менее, ваш ребенок должен рассматривать чтение как специальное занятие, которому вы уделяете все свое внимание.
- Развлекайтесь. Используйте разные голоса для персонажей, пауз, песен и других драматических эффектов, чтобы история оживала. Чтение с чутьем поможет вашему ребенку лучше понять историю. Он также представляет собой хорошую модель выразительного и беглого чтения для детей, которые начали читать самостоятельно.
- Укажите соединения. Дети любят применять истории в своей жизни. Это не только делает текст более содержательным, но также может помочь вашему ребенку справиться с различными ситуациями, с которыми он сталкивается в своей повседневной жизни. Укажите на эти связи с вашим ребенком. Обратите внимание, где персонаж был смелым в отношении этого монстра под его кроватью. Аплодируйте персонажу, который впервые воспользовался горшком.
- Не останавливайтесь на книгах. Любая перепалка полезна для детей. Итак, если однажды вечером вас не вдохновят книги, обратитесь к рассказыванию историй. Вы также можете смотреть на картинки и говорить о том, что видите, или попросить ребенка стать рассказчиком. Все, что заставляет язык течь между вами и вашим ребенком, является золотым.
Когда речь идет о ранней грамотности и языковых навыках, большое значение имеют как качество, так и количество слов, которые вы говорите своему ребенку. Книги дают прекрасную возможность поговорить, рассказать истории и пообщаться с малышом.
Если вы все еще не знаете, с чего начать, подумайте о том, чтобы посетить местную библиотеку и пообщаться с библиотекарем в детском отделе. Вы можете получать рекомендации по книгам, бесплатно брать книги и другие носители и подписываться на мероприятия (например, личные или виртуальные часы рассказов), которые вдохновят всю вашу семью на чтение.
Учим читать дошкольников — Измеренная Мама
Этот пост содержит партнерские ссылки. Как партнер Amazon я зарабатываю на соответствующих покупках.
Мы живем в золотые годы воспитания детей.
Прямо сейчас, в 2021 году, наша семья находится между подгузниками и свиданиями. И я люблю это.
Все по-прежнему дико и безумно (и ГРОМКО), но этого и следовало ожидать от шестерых детей в возрасте от 5 до 13 лет.
Признаюсь, я не скучаю по Изнуренным годам… годам, когда я был дошкольником, младенцем и малышом одновременно.
Я не могу сосчитать, сколько раз я толкал тележку с детским креслом, малышом впереди и дошкольниками, которые тянули мое пальто.
Многие покупатели не могли удержаться от замечания: «У вас много дел».
В эти дни, несмотря на то, что мешки под глазами усугубляются, морщины углубляются, а волосы седеют, я высыпаюсь.
(И я ТАК благодарна за это!)
Но знаете, чего мне не хватает в те ранние годы?
Учу детей читать.
К счастью, у меня остался один дошкольник. Ему пять лет, осенью он пойдет в детский сад. Я учу его читать несколько месяцев, и это так. Много. Весело.
Но нужно ли это? НУЖНО ЛИ учить дошкольника читать?
Это зависит.
Не следует учить ребенка произносить слова, пока он не овладеет важными базовыми навыками.
Тогда и только тогда вы должны перейти к расшифровке слов и чтению декодируемого текста.
ЧИТАЙТЕ РЕБЕНКУ КАК МОЖНО ЧАЩЕ
Хотя чтение детям не учит чтению и не гарантирует, что ваш ребенок сможет читать успешно, оно способствует пониманию языка … и это ключевой элемент головоломка чтения. Просмотрите все наши списки книг здесь.
ГОВОРИТЕ О КНИГАХ, ЧИТАЯ Вслух
Когда вы читаете вслух своему ребенку, задавайте вдумчивые вопросы и обсуждайте. Этот пост об интерактивном чтении вслух покажет вам, какие вопросы задавать.
НАУЧИТЕ РЕБЕНКА АЛФАВИТУ
Некоторые люди думают, что вы должны начать со звуков букв, прежде чем учить названия букв, но я не согласен… хотя нет ничего плохого в том, чтобы учить их сразу, если ваш ребенок готов к этому. Стоит ли делать письмо недели? Может быть. Учите несколько букв каждую неделю, если ваш ребенок может их запомнить.
УЧИМ ЗВУКИ БУКВ
Поскольку я учила своих детей алфавиту, когда им было два или три года, большинство из них не были готовы учить звуки так рано. Так что я учил звуки букв после того, как они знали их буквы. Вот моя любимая распечатка для обучения звукам букв.
ОБУЧЕНИЕ РИТМИРОВАНИЮ, ПОНИМАНИЮ СЛОВА И СЛОГАМ
Все это элементы фонологического понимания, что в основном означает, что дети могут играть со звуками в словах. Найдите на моем веб-сайте бесплатные ресурсы или купите эти пакеты, в которых есть все, что вам нужно.
- Используйте мои концепции печатных стишков для обучения понятию слова.
- Воспользуйтесь моим набором упражнений по рифмованию, чтобы развить этот важный навык.
- Используйте мой набор упражнений по слогам, чтобы помочь детям считать и определять слоги в словах.
ПОТРЯСЬ ДОЛГОЕ ВРЕМЯ, ОБУЧАЯ ФОНЕМАТИЧЕСКУЮ ОСВОБОЖДЕННОСТЬ
Фонематическая осведомленность — это способность играть со звуками в словах. В последние месяцы я провел много исследований по этому вопросу и узнал, что этот действительно является ключевым , помогающим детям стать опытными читателями. Хорошая новость заключается в том, что этому легко научить, и это занимает всего несколько минут в день. Но делать это нужно какое-то время, и это должно продолжаться даже после того, как вы начнете обучать чтению.
Наличие учебного плана, которому вы можете следовать, помогает. Если у вас есть на это средства, рассмотрите возможность приобретения ежедневной учебной программы Хеггерти для дошкольных учреждений. Или загрузите и распечатайте бесплатные уроки из Reading Done Right. Ищете более игровой подход? Получите учебную программу Мэрилин Адамс по фонематическому восприятию.
ОЦЕНИТЕ ФОНОЛОГИЧЕСКУЮ/ФОНЕМАТИЧЕСКУЮ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ ВАШЕГО РЕБЕНКА
Дайте вашему ребенку оценку фонологической осведомленности, чтобы решить, стоит ли вам переходить к обучению чтению. У меня есть бесплатная оценка здесь. Если вы даете оценку и не знаете, какими должны быть ваши следующие шаги, свяжитесь со мной через вкладку «Контакты» на веб-сайте. Я рад помочь!
ОБУЧЕНИЕ СМЕШИВАНИЮ, ИСПОЛЬЗУЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ СМЕШИВАНИЕ
Готовы читать? Потрясающий! Пришло время приступить к занятиям по фонетике дошкольников.
Я считаю полезным начать с последовательного смешивания (иногда называемого кумулятивным смешиванием). Вышеупомянутое занятие сотворило чудеса с двумя моими младшими детьми. Вы можете получить бесплатную печатную версию (и как ее использовать) в этом посте.
ИГРАЙТЕ В ИГРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ CVC
Когда ваш ученик начнет произносить слова, играйте во множество словесных игр CVC. CVC означает согласная-гласная-согласная. Я обнаружил, что погружение в декодируемые тексты в дошкольных учреждениях может быть ошеломляющим. Подумайте о том, чтобы начать с игр, чтобы укрепить уверенность.
- Наши бесплатные игры на совпадения отлично подходят для начинающих.
- Детям также нравятся наши игры для чтения «четыре в ряд».
- Наши карточки со словами — еще один замечательный инструмент.
- Если фонематический слух устойчив, но произношение слов по-прежнему затруднено, подумайте о том, чтобы начать с использования семейств слов. Мне нравятся наши карточки для построения слов.
НАУЧИТЕ НЕСКОЛЬКО БАЗОВЫХ ЗРИТЕЛЬНЫХ СЛОВ
Как идут дела? Ваш ученик становится лучше в этих словах CVC? Нет необходимости (и даже полезно) учить дошкольников множеству зрительных слов. Тем не менее, я рекомендую ввести всего несколько слов с вида в дошкольных учреждениях, чтобы ваш ребенок мог добиться успеха с качественными декодируемыми текстами. Я рекомендую обучать этим словам мультисенсорным способом, используя мои бесплатные уроки слов и книги.
Вот несколько хороших слов для начала: a, I, see, the, is
НАЧНИТЕ РЕБЕНКУ ЧИТАТЬ РАСШИФРОВАННЫЕ КНИГИ
«Расшифровываемый» означает что-то свое для каждого читателя, потому что это означает, что ребенок обучен фонетические модели большинства слов.
В прошлом я всегда сопротивлялся расшифровке книг и вместо этого рекомендовал уровневые книги. Однако после долгих исследований я понял, что уровневые книги для наших первых читателей — не лучший выбор. Это связано с тем, что они содержат много слов, которые учащиеся не могут прочитать по отдельности, поэтому они должны использовать контекст или изображения, чтобы понять слова. Чтобы они закрепили слова в своем мозгу для последующего поиска, важно, чтобы наши ученики связывали звуки с буквами — другими словами, произносили их.
Поначалу кажется, что это очень медленно, когда детям приходится произносить каждую букву, но если у них есть сильная фонематическая база, они это поймут.
Есть много декодируемых книг на выбор. Когда вы начинаете с совершенно новыми читателями, я рекомендую книги, которые продвигаются в медленном темпе и имеют множество книг для каждого уровня. Вот некоторые из моих любимых книг для начинающих читателей:
- Чтение для всех учащихся: я вижу книги Сэма
- Серия книг «Алфавит»
- Считыватели емкостью полпинты: очень доступны по цене. Истории милые и простые, но в них все же есть сюжет. Настоятельно рекомендуется!
- Power Readers: они очень недороги, потому что предназначены для того, чтобы на них писать. Не так увлекательно, как некоторые другие книги, но их приятно иметь.
ОБУЧЕНИЕ ДРУГИМ ФОНИКАМ И ПЕРЕХОДИТЕ К БОЛЬШИМ СЛОЖНЫМ КНИГАМ
Может быть, лучше продолжать использовать слова CVC до детского сада. Развитие автоматизма с этими словами (чтобы ваш ребенок мог читать каждое слово, не произнося их по буквам) — замечательная цель, но это может занять некоторое время.
Однако, если ваш ребенок легко справляется с декодируемыми книгами CVC и готов к следующему шагу, научите начальные сочетания и диграфы. Затем перейдите к словам CVCE.
НЕ ЗАБУДЬТЕ ЧИТАТЬ Вслух ВАШЕМУ РЕБЕНКУ
Иногда, когда мы учим наших детей читать, мы забываем выделять достаточно времени, чтобы читать им и обсуждать книги. Так как ранние книги не очень «глубокие», нам нужно использовать другую литературу для расширения словарного запаса и понимания.