Родительское собрание в средней группе «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет» | Материал (средняя группа) на тему:

Муниципальное казенное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка»

Родительское собрание в средней группе

«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет»

Подготовила  воспитатель: Юрьева Ю.Е.

Сухиничи, 2018г.

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.

Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста;

Привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.

Форма проведения: встреча с элементами практикума (игра-занятие)

Участники: воспитатель, родители.

План проведения:  

  • Вступительная часть – объявление темы собрания, целей
  • Прослушивание видео  — записи детей «Как читают стихи наши дети» (средняя в сравнении)
  • Консультация «Речевое развитие в семье»
  • Выступление воспитателя «Характеристика речи детей 5 года жизни»
  • «Чашку чаю я налью, про речь я нашу расскажу» — советы родителей по развитию речи детей в домашних условиях

Ход мероприятия

Воспитатель: -Добрый день уважаемые родители, сегодня мы собрались с вами в очередной раз, чтобы поговорить совместно о развитии речи детей.

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать её поток

И восклицать: — О! как же ты красива!

Е.Щукина.

Речь – форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:

— речь ребёнка совершенствуется в процессе общения с взрослыми и сверстниками;

— речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основные задачи речевого развития детей:

— овладение нормами и правилами родного языка;

— развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т.к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.

— Сейчас я предлагаю вам давайте попробуем с вами отгадать что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать вам, а вы должны назвать, что внутри мешочка.

Родители: ощупывают мешочек и пытаются отгадать, кто внутри.

— Правильно, это кошка, она прибежала к нам из сказки.

— А как вы догадалась, что в мешочке спряталась кошка? (ответы родителей: пушистая, хвост, мягкая и т. д.)

Воспитатель: А теперь, попытаемся описать нашу гостью.

Родители описывают кошку (шерсть у кошки мягкая, пушистая, рыжая.)

-Молодцы, Кошка прибежала к нам из сказки, а как вы думаете из какой? В каких сказках мы с вами встречали кошку? (перечисляют сказки, где встречается кошка или кот – «Кот в сапогах», «Кошкин дом», «Репка» и т. д.)

А сейчас мы с вами рассмотрим особенности развития речи детей средней группы.

Игра с загадками

Загадки отгадывают и выставляют отгадки (собаку, кошку, мышь, и репку)

1. Машет радостно хвостом, Когда идёт хозяин в дом. У неё удел таков — Дом хранить от чужаков. (Собака)

2. Мягкие лапки, а в лапках — цап-царапки. (кошка)

3. Живет в норке, грызет корки. Короткие ножки; боится кошки. (Мышь).

4. Круглый бок, жёлтый бок, сидит в грядке колобок. Врос в землю крепко. Что же это? (Репка)

Воспитатель: -Уважаемые родители, как вы считаете, успешное речевое развитие ребёнка зависит от чего? (выберите на карточке правильный ответ), докажите, приведите  личный пример.

Факторы успешного развития речи ребёнка- (карточки для родителей приготовить заранее)

  • От эмоционального общения родителей с ребёнком с младенческого возраста
  • Общения ребёнка со сверстниками
  • Строение артикуляционного аппарата
  • Речь взрослых (как образец для детей)
  • Развитие мелкой моторики
  • Чтение детям художественной литературы
  • Игры ребёнка со взрослыми и сверстниками

Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка.

— Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего от родителей), т.е овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

— Вы должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибка в произношении — основа многих школьных трудностей (на письме).

Кроме того, дети с нечёткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

-Обратите внимание: ребёнок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так не теряйте времени!!! Не надейтесь, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее – это помощь логопеда (консультация)

— Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время прогулок с детьми обращать внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребёнку, для чего нужны эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулок — привлекайте внимание детей к красоте окружающей природы, растений, животных, насекомых. Не уходите никогда от ответов на вопросы ребёнка.  

Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно, расскажите о их назначении. Предложите детально рассмотреть предмет, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь  детей), учит е наблюдать, сравнивать предметы и явления.

— советую создать дома детскую библиотеку, где можно вместе с ребёнком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.

Если ваш ребёнок искажает слова – не бойтесь остановить его и поправить, сказать слово так, как его необходимо говорить.

Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают детей к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.

Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребёнок расскажет знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.

Воспитатель: -А сейчас предлагаю прослушать чтение стихов детьми — какие изменения в речи детей произошли?

— Большое внимание уделяю заучиванию и чтению стихотворений, учу читать стихи выразительно, громко, чётко проговаривая все слова, неторопливо.

— Развитие речи детей происходит в саду не только на занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы, но и в течение всего дня.

Чем же мы занимаемся на занятиях по развитию речи:

Общаемся, развиваем свою речь через беседы, игры речевые, рассматривание картин, описание картинок, описания игрушек, описания одежды и обуви, заучивания стихотворений, загадок, пересказа сказок, наблюдения за жизнью птиц зверей на улице в саду, читаем сказки и стихи, звуковые игры и  упражнения.

Характеристика речи детей пятого года жизни

— Главное направление  в развитии речи детей на пятом году жизни – освоение  связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.

Дети в этом возрасте осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становится более связанной и последовательной;

В речи детей 5-го года жизни встречаются следующие нарушения:

  • Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;
  • У некоторых недостаточно развита интонационная выразительность; (громкость, быстрота, тембр)
  • Имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласование существительных и прилагательных в роде и числе, употребление слов в родительном падеже множественного числа).

— Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднение. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения,  не могут  связывать между собой предложения и части высказывания.

Воспитатель: -А теперь предлагаю поделиться своим опытом и рассказать,  как вы дома развиваете речь своего ребёнка? Что используете, для того чтобы речь ребёнка была красивой, эмоционально-выразительной.

Воспитатель: — Уважаемые родители! Предлагаем Вам немного поиграть.

1.Станция «Творческая».

Подберите эпитеты к словам:

— снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.),

— человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.),

— ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.),

— дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.),

— луна (яркая, растущая и т.д.).

  1. Станция «Сказочная».

Воспитатель: Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого. Сказка поможет скоротать время, сблизить ребёнка и родителей.

Рассказывайте, читайте детям сказки. Загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать:

1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть …(«Колобок»)

2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна! («Репка»)

3)Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я, конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул! («Теремок»)

4)Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось! («Курочка ряба»)

3.         Станция «Ловкие пальчики»

Воспитатель: Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

2 этап: Пальчиковые игры (без предметов).

«Семья» (Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, этот пальчик папа, этот пальчик мама, а этот пальчик я вот и вся моя семья».

  1. Станция «Игровая».

Игры для формирования звукопроизношения.

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Здесь на помощь придут игры.

Речевая игра «Вьюга»

Воспитатель:  показывает картинку, на которой нарисована вьюга.

«Вьюга начинается» — дети тихо говорят «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» — говорят громче; по сигналу — «вьюга кончается» — говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» — замолкают.

Речевая игра «Насос»

Воспитатель:  предлагает взять насос и накачать велосипедные шины. Дети, подражая действию насоса, произносят звук «С-С-С…».

Чистоговорки:

Уп, уп, уп – мама варит суп (звук «п»)

Бы, бы, бы – идёт дым из трубы (звук «б»)

Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испёк спозаранку (звуки «п-б»)

Жа — жа — жа, есть иголки у ежа

Жу-жу-жу молоко дадим ежу

Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки

Итог родительского собрания:

— родители задают вопросы на уточнение;

— анкетирование: как и где родитель может применить полученные знания, что полезного он узнал, какой вопрос вызвал наибольший интерес, остался непонятным.

Рефлексия: Звучит тихая музыка, родители дают оценку родительскому собранию. Принятие решения собрания.

Решение текущих вопросов.

Подведение итогов. 

К концу года дети средней группы могут:

  • Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.
  • Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница — сухарница).
  • Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.
  • Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
  • Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого,  повторять образцы описания игрушки, драматизировать (инсценировать) отрывки из знакомых произведений.
  • Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.
  • Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).

Родительское собрание на тему: «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет». | Материал (средняя группа):

Родительское собрание

в средней группе.

Тема: «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет».

 

Подготовила воспитатель                                                                  

Ефимова Светлана Вячеславна

МБДОУ «Детский сад №53 №Радуга»

   

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников, формирование педагогической культуры родителей.

Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей 4-5 лет: привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.

Форма проведения: круглый стол.

Участники: воспитатели, родители.

План собрания.

  1. Вступительная часть.
  2. Практикум.
  3. Консультация «Характеристика речи детей пятого года жизни».
  4. Развлекательно-игровая часть.
  5. Заключительная часть.

                     Ход собрания.

Подготовительный этап.

-Подготовка материалов выставки: художественная литература для чтения детям дома, дидактические речевые игры, иллюстрации для обогащения словаря, карточки для составления рассказов.

-оформление карточек с факторами успешного речевого развития детей.

-диагностика речевого развития детей.

1. Вступительная часть. Вступительное слово воспитателя для объявления темы собрания, разъяснения целей и порядка проведения мероприятия.

2.Практикум.

а) обсуждение факторов успешного речевого развития ребенка.

На столах перед родителями лежат карточки с текстом. Предлагается выбрать из перечня факторов наиболее значимые и прокомментировать свой выбор:

Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.

Создавать условия для общения с другими детьми.

Речь взрослого – пример для подражания.

Развивать мелкую моторику для руки, это ведет к развитию речи ребенка.

Словесные игры взрослого и ребенка.

Чтение художественной литературы, разучивание стихов.

Удовлетворение любознательности ребенка, ответы на все его “почему”.

Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.

Игра ребенка с взрослыми и сверстниками.

б) проблемные ситуации.

Ситуация первая: Ребенок непрерывно задает вопросы: «Что это у тебя?», «Какая это машина?». Не дослушав ответ, ребенок убегает, а затем снова подбегает и задает вопросы.

Вопрос: При каких обстоятельствах у ребенка возникает потребность задавать вопросы?

Ответ: Ребенок хочет быть в контакте с родителем, удерживать его внимание. Познавательной активности здесь не наблюдается.

Ситуация вторая: Ребенок совсем не задает взрослому вопросов или задает их редко.

Ответ: возможно, когда ребенок обратился с вопросом к взрослому, он встретился с критикой или раздражением в свой адрес. Это задело самолюбие ребенка.

Ситуация третья: Сереже 5 лет. Он хорошо разговаривает, но не любит ни рисовать, ни лепить. Родители считают, что ребенок будет хорошо учиться в школе, т.к. он умеет рассуждать.

Вопрос: Оцените позицию родителей. Можно ли предвидеть результаты учения?

Ответ: занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, ребенок учится ставить цель, прилагает усилия к достижению своей цели.  

3.  Консультация «Характеристика речи детей пятого года жизни».

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни— развитие связной монологической речи. На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче. Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднения. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.

ПОМНИТЕ!

  Речь — не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь. Важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми. Ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Могут исчезнуть, а могут и не исчезнуть. Самое лучшее – обратиться за помощью к логопеду.

 Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает.

В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходят взрыв словесного творчества.

Активный словарь обогащается словами, обозначающих качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные признаки («мяч — это игрушка в него играют», начинают активнее подбирать слова противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением).

 Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказываний — описание и повествование. Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т. е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.

 В речи детей пятого года жизни встречаются следующие нарушения:

  • не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;

• у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность;

• имеются недостатки в освоении грамматических правил речи:

— согласование существительных и прилагательных в роде и числе;

 — употреблении родительного падежа множественного числа.

В этом возрасте малыш очень любит рассказывать о чем-то, делиться своими наблюдениями, впечатлениями, сочинять. Как бы вы ни были заняты, надо поддержать речевую активность ребенка, уметь выслушать его, помочь правильно передать содержание прочитанной книги. Развитие разговорной речи является важным этапом в формировании у ребенка связной речи.

Вот, например, как может пересказать сказку ребенок четырех лет: «Жила-была козочка. Было у нее семеро козлят. И дом у нее был с печкой. Каждое утро уходила она в бор. Волк очень хотел съесть козляток. Но они слушали мамочку. Всегда смотрели в окно — кто там стучит. Их ни один волк никогда не съел. А козочка всех волков забодала. Вот» (В. С. Мухина «Близнецы»).

Если ваш ребенок неразговорчив, то сами вызывайте его на разговор. Спросите, что он собирается сейчас делать, как будет строить домик, какие детали для этого ему понадобятся, какую книгу прочитал ему папа, о чем там говорится.

Дети очень любят, когда взрослые читают им, причем то, что им понравилось, готовы слушать и в пятый, и в десятый раз. («Я всегда-всегда буду читать эту книгу. Я всю жизнь буду читать эту книгу, пока не умру» — В. С. Мухина «Близнецы».)

Не стоит раздражаться, досадовать на просьбу детей еще раз почитать полюбившуюся сказку. Но надо стремиться к тому, чтобы малыш не оставался только слушателем. После чтения непременно проверьте, все ли он понял, спросите его, что ему понравилось, как он оценивает поступки героев сказки или рассказа. Такие беседы помогут ребенку глубже усвоить произведение и лучше его запомнить. Одновременно с расширением словаря у ребенка совершенствуется и звуковая сторона речи. Обычно на пятом году жизни артикуляционный аппарат ребенка уже достигает достаточного совершенства для того, чтобы малыш мог правильно произносить все звуки. Однако у некоторых детей еще может наблюдаться вялость мышц языка, губ, нижней челюсти, это вызывает ошибки в произнесении отдельных звуков и общую нечеткость речи. Поэтому тренировка артикуляционного аппарата продолжает оставаться важной задачей.

Есть дети, которые порой ленятся говорить хорошо, хотя и могут произносить слова достаточно отчетливо. В таких случаях надо почаще напоминать о необходимости говорить четко: «Скажи лучше. Ты ведь умеешь говорить хорошо». Иногда полезно сделать вид, что вы не понимаете, что хочет ребенок, и предложить ему сказать так, чтобы все было понятно.

                     Рекомендации родителям

Не забывайте, что решающее значение для разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами.

• Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку для чего эти учреждения, кто в них работает.

• Во время прогулки в парке, сквере, на пруду привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений и животных, насекомых.

• Не уходите от ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства, научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления. Этим вы пополните словарь малыша.

Советуем завести дома детскую библиотеку, где можно вместе с ребенком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей. Необходимо знакомить малыша с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки. Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок расскажет знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке

Это первые шаги в овладении монологической речью.

4.Развлекательно-игровая часть.

Игротренинг для совместных игр с детьми.

Воспитатель: Как Вы думаете, что входит в понятие «речевые умения?» (ответы родителей, дискуссия)

К речевым умениям относятся правильный отбор языковых средств, логическое построение и изложение высказывания, умение ориентироваться на речь собеседника.

Безусловно, желание каждого из Вас — воспитать человека грамотного, успешного, умеющего донести свою мысль до собеседника. И каких результатов достигнет именно ваш сын, дочь, во многом будет зависеть именно от вас, родителей.

Как достичь качественных результатов? Очень просто! Поиграйте с детьми! Есть очень интересные и нужные речевые игры, которые развивают не только речь, но и другие психические процессы – мышление, память, внимание, восприятие, логику. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы!

Мы предлагаем Вам игры, которые помогут вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего Ребёнка богаче и разнообразнее.

Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, по дороге в детский сад, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня. Во время игры со словом учитывайте настроение Ребёнка, его возможности и способности. Играйте с Ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!

«Угадай, о чем я говорю».

Цель: формировать умение ориентироваться на основные признаки предмета, развивать словарный запас.

Ход игры: ребенку описываются признаки предмета или животного, его части, местоположение, особенности. Например, это животное. Оно маленькое, быстроногое, трусливое, длинноухое.

«Составь загадку».

Цель: учить составлять описательные рассказы о предметах, развивать связную речь.

Ход игры: ребенку предлагается описать какой-нибудь предмет, не называя его, другой игрок должен угадать.  

«Назови ласково».

Цель: научить образовывать новые слова в уменьшительно-ласкательной форме.

Ход игры: ребенку предлагается назвать ласково слова: кот-котик, яблоко-яблочко, дом-домик и т. д.

«Преврати в огромное».

Цель: научить образовывать новые слова с помощью суффиксов: кот-котище, дом-домище и т. д.

«Один-много».

Цель: упражнять в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже.

Ход игры: предложить превратить слово во множественное число.

«Это стол. Если их много, мы скажем «Много столов». Ромашка-много ромашек».

«Скажи наоборот».

Цель: учить детей подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).

Ход игры: взрослый называет слово и предлагает его превратить в «слово-наоборот». Жарко-холодно, мокрый-сухой и т. д.

 

«Подбери словечко».

Цель: развивать мышление, словарный запас, учить подбирать признаки к предмету.

Ход игры: предложить назвать ребенку как можно больше признаков какого-либо предмета. Яблоко (какое) румяное, круглое, спелое, вкусное, большое, круглое.

 Рекомендации:

— Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной.      

— Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите   за правильностью своей речи.

5 Заключительная часть.

1.Рефлексия: Родителям предлагается нарисовать на смайлике эмоцию, отображающую полезность информации.  

2. Подведение итогов родительского собрания.  Принятие решения.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика Любви и Свободы. Москва. Аргументы и факты, 1993.

2. Ашиков В. Ещё раз о воспитании // Дошкольное воспитание. — 2005. — №4.

3 Голод С.И. «Семья и брак: историко-социальный анализ». — СПб, 1998.

4. Горшенина В.В. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания — Издание 3-е, переработанное. — М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009.  (Дошкольное образование).

5. Енгалычев П.Н. Словарь физического и нравственного воспитания.

6 Маркова В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике // Дошкольное воспитание. — 2006. — №12.

7. Маркова Т.А., Загик Л.В., Иванова В.М. Детский сад и семья. — М.: «Просвещение», 1981.

8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М.: «Оникс», «Мир и образование», 2007.

9 Островская Л.Ф. Педагогические знания — родителям: Пособие для воспитателя дошкол. учреждения. — М.: «Просвещение», 1983.

10. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет/авт.-сост. Е.В. Шитова. — Волгоград: Учитель, 2009.

Роль семьи в развитии ребенка — Детское бюро

Блог

11. 12.2017

Развитие ребенка в значительной степени зависит от обучения. Поскольку мы рождаемся, не зная, как вести себя в обществе, нам приходится учиться многим моделям поведения в окружающей нас среде, когда мы взрослеем. Для большинства из нас это обучение начинается с семьи дома.

Обучение может принимать разные формы. Иногда дети учатся, когда им прямо говорят что-то. Однако наиболее распространенным способом обучения детей является наблюдение за повседневной жизнью. На обучение и социализацию ребенка больше всего влияет семья, так как семья — это первичная социальная группа .

В это время происходит физическое, эмоциональное, социальное и интеллектуальное развитие ребенка. Если провести аналогию, если вы строите большое здание, вы должны убедиться, что оно имеет прочный фундамент, чтобы остальная часть здания могла стоять высокой и прочной долгие годы. Если фундамент не прочный, зданию будет сложно стоять самостоятельно. Как и у людей, если у нас нет прочного фундамента, нам труднее добиться успеха в отношениях с другими, работой, здоровьем и самими собой. Таким образом, невозможно переоценить важность семьи в развитии ребенка.

В конечном счете, семья будет нести ответственность за формирование ребенка и влияние на его ценности, навыки, социализацию, и безопасность на этих этапах развития детства.

 

 

Ценности

Обычно мы понимаем ценности как понимание того, что правильно, а что неправильно. Как общество, у нас есть нормы и ценности, и они функционируют в сочетании с личными ценностями и нормами.

Один из способов понять, что ценит общество, — посмотреть, кого оно уважает. Обычно люди проявляют больше уважения к людям и к вещам, которые они высоко ценят. Всякий раз, когда вы относитесь к людям с неуважением, ваш ребенок обязательно это заметит. Дети — это губки, которые впитывают все вокруг себя, и часто мы забываем, что они наблюдают за нами.

Однако в целом многие из нас согласны и хотят поделиться с нашими детьми такими ценностями, как уважение, сострадание, справедливость и ответственность, и это лишь некоторые из них.

Хороший способ научить вашего ребенка ценностям — обсудить с ним важность здоровых и нездоровых ценностей. Даже когда ваш ребенок маленький, возложение на него некоторых обязанностей, таких как уборка стола или помощь в поднятии настроения другу или брату или сестре, когда они больны, научит их важности этих ценностей. Кроме того, объяснение важности ценностей поможет вашему ребенку понять последствия.

В мире, в котором мы живем сегодня, где средства массовой информации доминируют, может быть уместно заблокировать некоторые виды средств массовой информации для вашего ребенка. Например, 4-летний ребенок может не усвоить лучшие ценности, просматривая фильмы с рейтингом R. Будучи взрослыми, мы можем легче отделить правильное от неправильного, в то время как маленькие дети все еще пытаются понять, где проходит грань.

Итак, как семья, вы должны научить своих детей ценностям, которыми они будут руководствоваться в своей жизни. Это требует от вас много работы, потому что вы должны не только напрямую обучать этим ценностям своих детей, например, посредством объяснений и заданий, как упомянуто выше, но и ваши дети будут смотреть на вас как на образец для подражания. Ваш ребенок заметит, если вы будете вести себя так, как ожидаете от него. Ваш ребенок наблюдает за вашим поведением, чтобы понять, как себя вести. Когда что-то идет не так, очень важно иметь уравновешенный ответ.

Стремление всегда демонстрировать свои ценности важно как никогда в семье, потому что присутствие ребенка всегда должно приниматься во внимание.

Навыки

После рождения ваш ребенок начинает осваивать двигательные, языковые, когнитивные и эмоциональные навыки.

Что касается двигательных навыков, то ответственность за обучение этим навыкам в основном лежит на семье. Даже если ваш ребенок находится в детском саду, работа, которую родители проделывают дома, чтобы научить его этим навыкам, намного эффективнее, чем те несколько часов, когда ваш ребенок находится под чужим присмотром. Ваш ребенок научится сидеть, ходить, бегать, карабкаться, держать ложку и так далее. Это кажется таким естественным для нас, взрослых, но это навыки, которые необходимо оттачивать в очень раннем возрасте, и они также укрепляют независимость вашего ребенка, которая необходима для его развития.

Языковые навыки являются еще одним важным компонентом роли семьи в развитии ребенка. Если вы не разговариваете со своим ребенком и не учите его своему языку, он никогда не выучит. Один из печально известных примеров этого происходит с Джини, ребенком, который был заперт в темной комнате с очень небольшим контактом с людьми, пока ее не спасли в возрасте 13 лет. Она так и не смогла развить беглость речи, потому что ее никогда не учили этому. Таким образом, обучение детей языковым навыкам с раннего возраста также важно для развития ребенка.

Еще один навык, очень важный для развития ребенка, — это эмоции. Эмоциональные навыки важны на протяжении всей жизни вашего ребенка, поскольку они учат их, когда нужно проявлять сочувствие и сострадание к другим, а также учат их справляться с взлетами и падениями, которые приходят в жизни. Если у вашего ребенка нет надлежащих эмоциональных навыков, он не сможет справиться с плохими результатами. Если им не хватает эмоциональных навыков, это может привести к деструктивному выбору, когда они станут старше.

Чтобы помочь развитию эмоциональных навыков вашего ребенка, начните с обучения его улыбке и машению рукой в ​​раннем возрасте. Когда они становятся немного старше, очень важно научить их делиться. В семье, поскольку в ней несколько человек, семья может очень помочь в развитии у ребенка навыков работы с разными точками зрения.

Чтобы довести это до фундаментальных строительных блоков, пока ваш ребенок очень мал, членам семьи очень полезно научить детей основным эмоциям. Когда ребенок чувствует себя определенным образом, называя эмоции и описывая их, важно, чтобы ваш ребенок понял, что он чувствует. Как только эта основа заложена, дети могут научиться реагировать на свои чувства и двигаться вперед.

Социализация

Когда вы впервые приводите ребенка домой, ваша семья становится его социальной группой. Родители – первые учителя для детей.

То, чему ваш ребенок учится в ходе взаимодействия между вами и ним, — это то, что он будет нести в себе на всю оставшуюся жизнь в отношении того, как относиться к другим. Благодаря этой социализации с семьей ваш ребенок научится доверять , искать друзей у других и находить утешение в других.

Как правило, мы должны научиться создавать и поддерживать отношения. Эти навыки закладываются и укрепляются в семье. Кроме того, крайне важно дать ребенку инструменты для межличностного развития до того, как он освоит навыки работы с технологиями. Эти навыки в конечном итоге могут помочь вашему ребенку избежать некоторых распространенных последствий воздействия технологий на детей.

Обучение общению лицом к лицу имеет решающее значение для развития ребенка. Взаимодействия лицом к лицу требуют немедленных ответов, выражений лица, сигналов, определенных тонов голоса и многого другого, чего мы не получаем через текстовые сообщения или другие системы онлайн-сообщений. Это именно то, чему ваш ребенок хочет научиться у вас и его семьи. Убедитесь, что члены семьи убирают свои смартфоны и проводят хотя бы часть дня «вне сети», это обеспечит межличностную связь с вашим ребенком. Простой разговор с ребенком во время ужина о том, как прошел день, гораздо больше укрепляет навыки общения между людьми, чем вы думаете!

Безопасность

Ваш ребенок получает основное чувство безопасности от своей семьи. Они полагаются на вас, чтобы убедиться, что их основные потребности, такие как кров, еда и одежда, удовлетворены.

Более того, дома есть эмоциональная безопасность, которую ваш ребенок не найдет ни в каком другом месте. Как только ваш ребенок пойдет в школу, он узнает больше об общественных и социальных навыках. Но когда они дома, ваш ребенок действительно учится быть самим собой и полностью выражать себя. Создание безопасной, открытой домашней среды жизненно важно для их роста.

Если вы, как родитель, даете ребенку последовательность и структуру, это помогает ему развить чувство безопасности. Этого можно добиться с помощью графиков. Ваш ребенок будет знать, что каждый день в определенное время он будет есть, купаться, спать и т. д. Таким образом, с расписанием ваш ребенок сможет чувствовать себя комфортно, зная, что его потребности будут удовлетворены.

Когда ваш ребенок чувствует себя в безопасности, он может развивать гораздо больше навыков. Как и упоминание Джини выше, у нее никогда не было охраны, пока ее не спасли. Из-за этого она не могла расти (должным образом) эмоционально, когнитивно или физически.

Безопасность внутри вашего ребенка – это положительное качество на всю жизнь. Это также происходит с установлением доверия между членами семьи и ребенком. Когда ваш ребенок почувствует, что может доверять окружающим, ему будет комфортнее быть самим собой. Доверие возникает через надежную привязанность, когда основные и эмоциональные потребности ребенка удовлетворены.

Представьте, каково было бы расти без доверия, привязанности и безопасности. Ключевыми качествами, обеспечивающими безопасность вашего ребенка, являются надежность, последовательность, уважительность и отзывчивость.

Родителям очень важно понимать потребности своего ребенка. Кроме того, важно знать, как они запрашивают свои потребности. Каждый выражает себя по-разному, и дети ничем не отличаются (особенно маленькие дети).

Заключительные мысли

Воспитание детей может быть очень трудным, но также может быть чрезвычайно полезным. Не забывайте не только учить своего ребенка, но и следить за тем, чтобы вы действовали так, как ожидаете от него. Невозможно быть совершенным все время, но вы всегда можете стремиться к лучшему, когда речь идет о вашей роли в развитии ребенка. Никто не идеален, и ни одна семья не идеальна.

Однако очень важно знать, насколько важна роль семьи в развитии детей. Как родители, вы первые учителя своего ребенка. Больше, чем детский сад или другие опекуны, большая часть обучения вашего ребенка происходит дома со своей семьей. Создание среды, в которой ваш ребенок может освоить соответствующие навыки и ценности, а также научиться общаться и чувствовать себя в безопасности, создает прочную основу, на которой ваш ребенок может расти.

 

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности. ACCEPT

Родители и опекуны необходимы для здорового развития детей

Вступление

Родители и опекуны следят за тем, чтобы дети были здоровы и находились в безопасности, вооружали их навыками и ресурсами, необходимыми для достижения успеха во взрослом возрасте, и передавали им основные культурные ценности. Родители и опекуны предлагают своим детям любовь, принятие, признательность, поддержку и руководство. Они обеспечивают наиболее интимный контекст для воспитания и защиты детей по мере развития их личности и личности, а также по мере их физического, когнитивного, эмоционального и социального взросления.

Младенчество и детство

Младенцы, чьи потребности удовлетворяются быстро и тепло (например, кормление, пеленание, удерживание/убавление и успокоение), выполняют важную задачу развития – приложение . Эта привязанность между родителями и детьми необходима для здоровых отношений между родителями и детьми, а также распространяется на отношения между детьми, их братьями и сестрами и другими членами семьи (например, бабушками и дедушками, тетями/дядями и т. д.) и опекунами. Когда младенцы успешно привязываются к своим родителям и опекунам, они учатся верить в то, что внешний мир является гостеприимным местом, и с большей вероятностью будут исследовать и взаимодействовать с окружающей средой. Это закладывает основу для дальнейшего социального, эмоционального и когнитивного развития.

Исследования показали, что отношения между родителями и опекунами и молодежью:

  • Теплые, открытые и общительные;

  • Включить соответствующие ограничения и

  • Обоснование правил поведения

связаны с более высокой самооценкой, лучшей успеваемостью в школе и меньшим количеством негативных последствий, таких как депрессия или употребление наркотиков у детей и подростков.

Кроме того, межкультурные различия в воспитании детей тесно связаны с установками, верованиями, традициями и ценностями конкретной культуры или этнической группы, к которой принадлежит семья. Эти методы воспитания также связаны с социальным и экономическим контекстом, в котором находятся эти семьи. Например, недавнее исследование, сравнивающее методы воспитания детей китайско-американского происхождения с практикой родителей белых американцев, показало, что родители китайско-американского происхождения демонстрировали больший контроль над поведением своих детей, что было связано с меньшим количеством проблем с поведением у их детей.

Подростковый возраст

По мере того, как дети достигают подросткового возраста, родители и опекуны сталкиваются с совершенно новым набором задач, которые требуют новых подходов к удовлетворению меняющихся потребностей детей. Дети меняются как в физическом, так и в когнитивном и социальном плане. Родители и опекуны должны подготовиться к предстоящим изменениям в отношениях между родителями и детьми; подростки начнут в большей степени отделяться от существующих семейных уз и больше сосредотачиваться на своих сверстниках и внешнем мире. Это стремление к большей независимости и автономии является естественной частью процесса развития в подростковом возрасте. Родители и опекуны должны найти тонкий баланс между поддержанием семейных уз и предоставлением подросткам большей автономии по мере их взросления. Подростки, которые чувствуют связь со своими семьями, но не ограничены ими, как правило, процветают. Исследования показали, что родители и опекуны, которые придерживаются теплого, коммуникативного и аргументированного стиля воспитания, воспитывают подростков, которые имеют более высокие показатели социально компетентного поведения, принимают меньше наркотиков и менее подвержены тревоге или депрессии.

Преодоление невзгод

Поддержка родителей, семьи и опекунов очень важна для помощи детям и подросткам в преодолении невзгод, особенно если они сталкиваются со стигмой или предрассудками, связанными с такими факторами, как их раса/этническая принадлежность, пол, инвалидность, сексуальность, вес или социально-экономический статус.

Например, исследование выявило защитные эффекты для цветных детей, когда их родители и опекуны рассказывают им о расизме и предрассудках и передают им положительные культурные ценности и убеждения об их расовом и культурном наследии. Было показано, что этот процесс расовой социализации повышает самооценку и успеваемость и снижает депрессию у молодежи из числа этнических меньшинств.

Аналогичным образом молодые лесбиянки, геи, бисексуалы и трансгендеры, которые получают заботу и признание со стороны членов семьи и опекунов, с большей вероятностью будут демонстрировать здоровое развитие в подростковом возрасте, например, активно участвовать со сверстниками, проявлять личную автономию и с нетерпением ждать будущее.

Бабушки и дедушки

Нельзя недооценивать роль бабушек и дедушек в воспитании здоровых и счастливых детей. Недавнее исследование пришло к выводу, что проведение времени с бабушкой и дедушкой связано с лучшими социальными навыками и меньшим количеством проблем с поведением у подростков, особенно у тех, кто живет в семьях с одним родителем или приемной семьей. Это исследование показало, что дети и подростки, чьи родители разошлись или развелись, считают своих бабушек и дедушек доверенными лицами и источниками утешения. На самом деле поддерживающие отношения с другими членами семьи, не являющимися ближайшими родственниками, могут привести к лучшей адаптации для всех детей и подростков.

Семейные ритуалы

Семейные ритуалы также способствуют здоровому развитию детей и подростков. Семейные рутины и ритуалы являются важной частью современной семейной жизни. Фактически, появляются доказательства того, что здоровье и благополучие детей подвергаются риску, когда члены семьи проводят меньше времени друг с другом. Например, хорошее общение между членами семьи во время семейного приема пищи связано с уменьшением симптомов тревоги и респираторных заболеваний. Семейные приемы пищи также могут создать условия для укрепления эмоциональных связей. Наконец, то, как семья проводит время приема пищи, регулярность семейных приемов пищи и ценность, которую семья придает регулярным семейным приемам пищи, могут улучшить пищевые привычки и здоровый вес у молодежи.

Семьи часто первыми замечают проблемы с психическим здоровьем у детей из-за их тесного участия в жизни своих детей и наблюдения за ними. Родители и опекуны, в частности, выступают в качестве критических защитников и важных партнеров в профилактике и лечении проблем психического здоровья детей. Психологи, занимающиеся поведенческими проблемами у детей и подростков, всегда отдают приоритет вовлечению семьи, поскольку было показано, что это способствует положительным результатам для детей и семей в целом.

Источники

Американская психологическая ассоциация. (2008). Ответы на ваши вопросы: Для лучшего понимания сексуальной ориентации и гомосексуализма (En español). Вашингтон, округ Колумбия: Автор. Проверено 29 мая 2009 г.

Целевая группа Американской психологической ассоциации по доказательной практике для детей и подростков. (2008). Распространение основанной на фактических данных практики для детей и подростков: системный подход к улучшению ухода. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация. Проверено 29 мая., 2009.

Целевая группа Американской психологической ассоциации по устойчивости и силе чернокожих детей и подростков. (2008). Устойчивость афроамериканских детей и подростков: взгляд на оптимальное развитие. Вашингтон, округ Колумбия: Автор. Проверено 29 мая 2009 г.

Аттар-Шварц, С., Тан, Дж., Бьюкенен, А., Григгс, Дж., и Флури, Э. (2009). Воспитание бабушек и дедушек и подростковая адаптация в биологических семьях с двумя родителями, семьях с одним родителем и приемных семьях. Журнал семейной психологии, 23(1), 67-75.

Fiese, BH (2006, лето). Семейные приемы пищи: возможности для здоровья и благополучия ребенка и семьи. Новости CYF (стр. 2-4). Проверено 29 мая 2009 г.

Хо, К., Блустейн, Д., и Дженкинс, Дж. (2008). Культурные различия в отношениях между воспитанием и поведением детей. Психология развития, 44 (2), 507–522.

Хантсингер, К. и Хосе, П. (2009). Отношения между родительским принятием и контролем и социальной адаптацией детей в китайско-американских и европейско-американских семьях. Журнал семейной психологии, 23 (3), 321–330.

Креппнер, К. (2000). Отношения между родителями и детьми: Подростковый возраст. В А. Е. Каздин (Ред.). Энциклопедия психологии, Vol. 6. (стр. 50-55). Вашингтон; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Американская психологическая ассоциация; Издательство Оксфордского университета.

Лернер, Дж. В., и Кастеллино, Д. Р. (2000). Родительско-детские отношения: Детство. В А. Е. Каздин (Ред.). Энциклопедия психологии, Vol. 6. (стр. 46-50). Вашингтон; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Американская психологическая ассоциация; Издательство Оксфордского университета.

Ресурсы для родителей и опекунов

Средства общественной информации

  • Защита наших детей от жестокого обращения и безнадзорности

  • Развитие подростков (PDF, 800 КБ)

  • Советы по общению с подростками (PDF, 576 КБ)

  • Да.

     

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *