Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Конспект родительского собрания «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет». Родительское собрание роль семьи в речевом развитии ребенка 4 5 лет


Родительское собрание в средней группе на тему «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет»

Конспект

родительского собрания в средней группе

на тему

«Роль семьи в речевом развитии

ребенка 4-5 лет»

Выполнила:

Воспитатель группы «Солнышко»

Григорович Ю.Н.

.

2018г.

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.

Задачи:

- познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста;

- привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.

Форма проведения: встреча с родителями.

Участники: воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

План проведения

1.Вступительная часть.

2.Практикум.

3.Педагогический всеобуч «Характеристика речи детей пятого года жизни» (приложение 1).

4.Прослушивание аудиозаписи высказываний детей. Обсуждение.

5.Развлекательно - игровая часть.

6.Заключительная часть.

Подготовительный этап.

1.Подготовка материалов выставки (художественная литература для чтения детям, дидактические речевые игры, подборка упражнений по логоритмике, иллюстративный материал для обогащения словаря, карточки для составления рассказов по серии картин и т.п.)

2.Оформление карточек с факторами успешного речевого развития ребенка.

3.Аудиозапись высказываний детей.

4.Диагностика речевого развития детей.

Вступительная часть.

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Чтобы нам было легко и удобно общаться, у всех есть бейджики с именами. Листочки и карандашики помогут вам без труда записать какую-то мысль или вопрос, с которым вы хотели бы обратиться к нам. Итак, тема нашей встречи «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет»

Практикум.

  1. Обсуждение факторов успешного речевого развития ребенка.

Родителям предлагается выбрать из перечня факторов наиболее значимые, прокомментировать свой выбор (на столах лежат карточки с текстом).

  1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с младенческого возраста.

  2. Общение ребенка со сверстниками.

  3. Строение артикуляционного аппарата.

  4. Речь взрослых – образец.

  5. Развитие мелкой моторики рук.

  6. Чтение детям художественной литературы.

  7. Игра ребенка со взрослыми и сверстниками.

2.Разбор проблемных ситуаций.

Ситуация 1.

Наблюдая за детьми, специалисты заметили, что ответы ребенка при рассматривании иллюстраций и картинок, могут быть разними в зависимости от того, как взрослый формулирует вопрос. Хорошо, когда вопрос взрослого побуждает ребенка к более полному ответу.

Вопрос

- Предложите, как будут отвечать дети пяти лет на следующие вопросы. Выберите наиболее удачный.

  • Что нарисовано на картине? (Перечислят изображенные предметы).

  • Что делают дети на картине? (опишут картину).

  • Про что (о чем) рассказал художник своей картиной? ( Попытаются истолковать картину).

Ситуация 2.

Саша непрерывно задает вопросы: «Что это у тебя? Какая это машина? Какой дядя сидит?» Не дослушав ответ, он убегает. Прибегая, снова задает вопросы.

Вопрос

- В каком возрасте вел себя так ваш ребенок? При каких обстоятельствах у дошкольника появляется потребность задавать вопрос?

Примерный ответ. Вопросы, «кто? что? какой?» характерны для детей 3-4 лет. Они носят цепной характер. В них больше отражается потребность ребенка быть в контакте со взрослыми, удерживать его внимание, нежели познавательная активность. Поэтому нередко, не дослушав ответ, ребенок убегает. Потребность задавать вопросы возникает у детей при встрече с чем – то неизвестным, попытке понять что – то новое.

Ситуация 3.

Дошкольник совсем не задает взрослому вопросов или задает, но очень редко.

Вопрос

- Какими, на ваш взгляд, могут быть причины?

Примерный ответ. Это может быть вызвано отсутствием необходимых знаний у ребенка, устойчивого избирательного интереса к чему – либо. Возможно, прежде, когда ребенок обращался к взрослому с вопросами, он встретился с раздражением или критикой взрослого, что задело его самолюбие, и др.

Ситуация 4.

Павлик рано научился говорить. Сейчас ему 6 лет. У него хорошо развита речь. Правда, он не рисует, не лепит и не стремится к этому. Но его родители считают, что он будет хорошо учиться, ведь он так по - взрослому рассуждает!

Вопрос

- Оцените позицию родителей. Можно ли предвидеть результаты учения?

Примерный ответ. В продуктивных видах детской деятельности ребенок учится ставить цель, прилагать усилия для достижения результата, сравнивать его с целью. Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создает предпосылки к овладению письмом.

Ситуация 5.

В детском саду наблюдали за развитием фонематического слуха у детей. У некоторых из них были выявлены характерные недостатки. Паша: «рыба» - «лыба», Саша: «шишка» - «сиска», Вова: «садись» - «дись», Гена: «сахар» - «хасир».

Вопрос

- Какие недостатки в речи детей выявились? Чем это можно объяснить? Что следует делать взрослым, чтобы исправить эти недостатки в речи дошкольника?

Примерный ответ. У Паши и Саши – замена труднопроизносимых звуков на легкопроизносимые; у Вовы – пропуск первого слога; у Гены – перестановка звуков и их замещение. Несовершенство речи, скорее всего, объясняется несформированностью у детей фонематического слуха, недостаточной дифференциацией звуков.

Взрослым важно демонстрировать ребенку правильный образец речи, развивать фонематический слух с помощью специальных игр и упражнений.

Педагогический всеобуч

« Характеристика речи детей пятого года жизни» (приложение 1).

Воспитатель знакомит родителей с содержанием раздела той или иной программы, по которой в детском саду осуществляется педагогический процесс. (В данном случае по программе «От рождения до школы»). Данный материал может быть представлен в виде памятки или рекомендаций.

Воспитатель: Предлагаем вам несколько советов.

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Родители должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

Обратите внимание: ребенок 4-5 должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее – обратиться за помощью к логопеду.

Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулок в парке, сквере, на пруду привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений и животных, насекомых. Не уходите от ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь малыша), научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.

Советуем завести дома детскую библиотеку, где можно вместе с ребенком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.

Необходимо знакомить малышей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.

Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок расскажет знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.

Прослушивание аудиозаписи высказываний детей.

Обсуждение

Вопрос для обсуждения. Какие ощущения возникали у вас, когда вы узнали голоса своих детей, слышали их речь?

Воспитатель. В процессе обучения детей правильному произношению, обогащение словаря, выработки грамотной и связной речи участвуют не только воспитатели группы, но и узкие специалисты детского сада – логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре.

Процесс закрепления речевых навыков происходит при проведении НОД, а так же во время праздников, развлечений, в течение дня во всех режимных моментах.

Развлекательно – игровая часть.

Вариант1. Открытый показ музыкально – речевого развлечения « Снеговичок» (приложение 2).

Вариант 2. Совместные игры для детей и родителей. Проводит воспитатель. В программу включаются различные игры, упражнения и задания в соответствии с возрастом детей. В ходе проведения игр педагог подчеркивает их пользу для семейного общения и развития речи ребенка.

Заключительная часть.

  1. Игры

Взрослым и детям предлагается образовать круг и закончить встречу общим танцем или игрой. Дети и родители уходят в группу. Дети играют в свободные игры.

  1. Встреча родителей с логопедом.

  2. Подведение итогов родительского собрания. Принятие решения.

Приложение 1 .Характеристика речи детей пятого года жизни.

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.

Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные признаки («мяч – это игрушка, в него играют»), начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением). Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.

В речи детей пятого года жизни встречаются следующие нарушения:

  • не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;

  • у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность;

  • имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласование существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа).

Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднения. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.

Приложение 2. Сценарий музыкально – речевого развлечения «Снеговичок»

Цель: развитие речи детей при помощи игры.

Оборудование: костюмы, декорации, корзина со «снежками», картинки с изображением одежды.

  1. Вступление

Дети входят в музыкальный зал, их встречает Снеговик (логопед).

Снеговик: здравствуйте, ребята!

Дети: здравствуйте!

Ведущий: ребята, а вы узнали, кто это?

Дети: Снеговик.

Снеговик: Вас давно я поджидаю,

С вами я в игру сыграю.

Ведущий: поиграем со Снеговиком?

Дети: да!

  1. Пальчиковая игра «Снеговичок»

Текст

Описание действий

Тра-та-та, тра-та-та,

Рада снегу детвора.

Тра-та-та, тра-та-та,

Лепим мы снеговика.

Ком на ком поставим,

Глазки подведем,

Нос морковкой вставим,

Шапочку найдем.

Вот какой снеговичок,

Снежный белый толстячок.

Хлопают в ладоши

Пальцы сжаты в кулак, большой палец смотрит вверх.

Хлопают в ладоши

«Лепят снежки»

«Ставят ком» (выставляют вперед руки,

округленные в локтях, пальцы сцеплены в замок)

Пальчиками показывают «очки»

Подставляют к носу кулачки

Кладут руки на головы

Руки кладут на плечи – пояс - 2 удара по коленям

Округляют руки в локтях, сцепляют пальцы в замок перед собой, покачивают руками из стороны в сторону – 2 раза

Дети садятся на стульчики.

Снеговик: да, я такой! А сейчас я хочу проверить, какие вы сообразительные. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте правильно.

  1. Игра «Ответь правильно»

- Снег белый или синий?

- Лед твердый или мягкий?

- Снег капает или идет?

- Зимой бывает снегопад или листопад?

- Лед скользкий или шершавый?

- На улице мороз или жара?

- Зимой одеваемся тепло или легко?

- На коньках катаются или качаются?

- Снеговика лепят или строят?

Снеговик: молодцы! ответили на все мои вопросы. Тогда я вам целую корзину снежков подарю.

Снеговик достает корзину со «снежками».

Ведущий: а мы и игру знаем со снежками. Девочки, вставайте к Снеговику, а мальчики – идите ко мне.

Встают напротив друг друга в две шеренги.

  1. Игра «Снежки»

Ведущий: Один, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, белый, очень гладкий

И совсем – совсем не сладкий.

Раз – подбросим,

Два – поймаем

И друг с другом поиграем.

Произносят слова, бросают «снежки» и начинается игра. После игры дети собирают «снежки» в корзинку и садятся на стульчики.

  1. Упражнение «Найди "шипящие" картинки»

Ведущий: Снеговичок, какие у тебя варежки и шарфик теплые, валенки на ногах.

Снеговик: а у меня и картинки такие есть.

Снеговик показывает картинки с изображением одежды: шарфика, кофты, куртки, варежек.

Ведущий: ребята, что здесь нарисовано?

Дети: одежда.

Снеговик: только я могу понять, какие из картинок «шипящие». Давайте найдем их.

Снеговик четко называет картинки, голосом выделяя звук Ш, дети выбирают только те, в названиях которых есть этот звук.

  1. Песня «Снеговичок»

Ведущий: Снеговичок, мы про тебя песенку знаем. Там ты растаял.

Снеговик: как это растаял?!

Ведущий: да, Снеговичок, скоро наступит весна, снег растает…а там и до лета недалеко.

Снеговик: а что такое лето? Я его никогда не видел.

Ведущий: лето – это самое теплое время года. Ребята, скажите, что бывает летом? (Ответы детей)

Хочешь, Снеговичок, мы отправимся с тобой в лето?

Снеговик: конечно, хочу.

Ведущий: только ненадолго, чтобы ты не растаял.

Снеговик: а как мы туда попадем?

Ведущий: давайте представим, что это у нас не просто ковер, а ковер – самолет. Сядем на него по-турецки и отправимся в лето.

Закрывайте все глаза,

Чтоб случились чудеса.

Наш ковер-самолет

Отправляется в полет.

Зимние декорации меняются на летние. Макеты на колесиках, с одной стороны окрашены в зеленый цвет, а с другой стороны – в белый.

Ведущий: ребята, открываем глаза.

Снеговик: ой, куда это мы попали? Смотрите, деревья уже не белые, а зеленые, птицы поют, цветы распустились…

Ведущий: ребята, давайте расскажем Снеговику, чего еще много летом.

(Ответы детей)

Снеговик: а что это такое?

Дети: болото.

Снеговик: а кто живет на болоте?

Дети: лягушки.

Снеговик: а почему же их не видно?

Ведущий: давайте сыграем в игру с палочками. Лягушки очень любопытны, и хотя бы одна из них обязательно появится.

  1. Игра с палочками

Появляется Лягушка (кукла - марионетка)

Лягушка: ква – ква - ква, что за дела? Кто здесь шумит, палочками стучит? Ква – ква –ква, а это кто такой? Белый, нос морковкой.

Ведущий: ребята, и правда, Лягушка никогда не видела Снеговика. Скажите, для чего мы сюда попали. Что хотели рассказать и показать Снеговику? (Ответы детей)

Лягушка: тогда и покажем, как мы на болоте живем.

Ведущий: правильно, сыграем в игру «Лягушки и цапля».

  1. Игра «Лягушки и цапля»

Ведущий: до свидания, Лягушка. Нам пора обратно в зиму возвращаться.

Лягушка: до свидания, ребята.

Ведущий: садимся на ковер-самолет.

  1. Упражнение на релаксацию.

Декорации меняются на зимние.

Ведущий: Снеговичок, понравилось ли тебе путешествие?

Снеговик: конечно, понравилось! Я сегодня узнал столько нового!

Ведущий: а вам, ребята, что больше всего понравилось?

  1. «Катание на саночках»

Снеговик: а все-таки зима мне больше нравится! Поехали на саночках кататься!

Под песню «Кабы не было зимы» муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина имитируют движения катания на саночках.

Снеговик: у меня где-то спрятан сюрприз.

Глядите внимательно,

Найдите снежок обязательно!

Под музыку дети ищут и находят сюрприз – «снежок»; детям раздают конфеты

Ведущий: а теперь нам пора, Снеговичок. До свидания!

Снеговик: до свидания, ребята. Мне очень понравилось с вами играть.

kopilkaurokov.ru

Родительское собрание Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет.

Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет. Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет. Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста; привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье. Форма проведения: встреча с элементами практикума. План проведения: 1.Вступительная часть. 2.Практикум. 3.Педагогический всеобуч “Характеристика речи детей пятого года жизни” 4.Видеофильм “Речевая среда в детском саду”. 5.Заключительная часть. Ход мероприятия: Подготовительный этап. Подготовка материалов выставки (художественная литература для чтения детям, подборки упражнений по логоритмике, иллюстративный материал для обогащения словаря и т.д.). Подготовка презентации родительского собрания. Видеофильм “ Речевая среда в ДОУ”. Анкетирование родителей по теме “Речевое развитие детей в семье”. Подготовка карточек по интонационной окраске высказываний. Попросить родителей принести литературу, которую читают детям дома. Вступительная часть. Добрый вечер, Уважаемые родители! Сегодня мы хотели бы поговорить о роли семьи в речевом развитии детей. Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Благодаря слову человек общается с другими поколениями, передавая, накапливая, сохраняя опыт человечества. Информацию, которую нельзя передать с помощью органов чувств – понятия, определения, эмоции, обычаи, нравы, - можно передать только с помощью речи. Но речь, не только средство общения, - это главный инструмент мышления. Слово представляет собой сочетание звуков, с одной стороны, а с другой – несёт смысловую нагрузку, определение, понятие. Слово всегда обобщает. Психологи утверждают: какова речь, таково и мышление. Это подтверждается исследованиями: во время интенсивной умственной работы повышается напряжение голосовых связок. Нет слова без значения. Какое-либо слово мы не взяли, оно о чем-то говорит. Слово – отражение единства речи и мышления. И основной элемент фундамента успешного обучения в школе. Речь – процесс многосторонний. Он включает в себя звуковую функцию. Это умение воспринимать и воспроизводить правильно звуки, умение чувствовать ритм, интонацию. Следующий компонент – это лексика, т.е. словарный запас, которым будет пользоваться ребёнок. Он может быть активным, если включает слова, используемые ребенком в своей речи, и пассивным – слова, которые ребенок знает и понимает, но не использует в речи. Усваивая слова, ребенок узнает их лексическое значение, учится обобщать. В структуру речи входит и грамматика. Этот компонент речи очень важен, так как дает понимание словосочетаний, предложений. Например: “ребенок сидит”, “сидел”, “ребенка посадили” – смысл разный, хотя используются два слова - “ребенок”, “сидеть”. Дошкольник усваивает диалогическую и монологическую речь, знакомиться с приемами выразительности, образности речи. В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка. 2. Практикум. 1. Обсуждение факторов успешного речевого развития ребенка. Предлагаем выбрать из перечня факторов наиболее значимые, прокомментировать свой выбор. 1.Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста. Речь не передается по наследству, малыш

profhelp.net

Конспект родительского собрания «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет»

Конспект родительского собрания «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет»

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет.

Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста; привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.

Форма проведения: встреча с элементами практикума.

План проведения:

1. Вступительная часть.

2. Практикум.

3. Выступление педагога – логопеда,. “Характеристика речи детей пятого года жизни”

4. Заключительная часть.

I.Подготовительный этап.

1. Подготовка материалов выставки (художественная литература для чтения детям, подборки упражнений по логоритмике, иллюстративный материал для обогащения словаря и т. д.).

2. Подготовка презентации родительского собрания.

5. Подготовка карточек по интонационной окраске высказываний.

6. Попросить родителей принести литературу, которую читают детям дома.

Ход мероприятия:

1. Вступительная часть.

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы хотели бы поговорить о роли семьи в речевом развитии детей.

Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Благодаря слову человек общается с другими поколениями, передавая, накапливая, сохраняя опыт человечества. Информацию, которую нельзя передать с помощью органов чувств – понятия, определения, эмоции, обычаи, нравы, - можно передать только с помощью речи. Но речь, не только средство общения, - это главный инструмент мышления.

Слово представляет собой сочетание звуков, с одной стороны, а с другой – несёт смысловую нагрузку, определение, понятие. Слово всегда обобщает. Психологи утверждают: какова речь, таково и мышление. Это подтверждается исследованиями: во время интенсивной умственной работы повышается напряжение голосовых связок. Нет слова без значения. Какое-либо слово мы не взяли, оно о чем-то говорит. Слово – отражение единства речи и мышления. И основной элемент фундамента успешного обучения в школе. Речь – процесс многосторонний. Он включает в себя звуковую функцию. Это умение воспринимать и воспроизводить правильно звуки, умение чувствовать ритм, интонацию.

Следующий компонент – это лексика, т. е. словарный запас, которым будет пользоваться ребёнок. Он может быть активным, если включает слова, используемые ребенком в своей речи, и пассивным – слова, которые ребенок знает и понимает, но не использует в речи. Усваивая слова, ребенок узнает их лексическое значение, учится обобщать.

В структуру речи входит и грамматика. Этот компонент речи очень важен, так как дает понимание словосочетаний, предложений. Например: “ребенок сидит”, “сидел”, “ребенка посадили” – смысл разный, хотя используются два слова - “ребенок”, “сидеть”.

Дошкольник усваивает диалогическую и монологическую речь, знакомиться с приемами выразительности, образности речи.

В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка.

2. Практикум.

2-1. Обсуждение факторов успешного речевого развития ребенка.

Предлагаем выбрать из перечня факторов наиболее значимые, прокомментировать свой выбор.

Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста.

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых. В качестве основного “проводника” в мир речевого общения и мышления для ребёнка выступает взрослый. В общении с взрослым ребёнок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и тем самым расширяет свой словарный запас. Поэтому так важно, что бы дома он слышал правильную, грамотную речь. Игра “Модель неправильного общения родителей и детей”.

Общение ребёнка со сверстниками.

Между тем, что бы новые слова не оставались в пассиве, необходимо общение детей друг с другом. Желание быть услышанным и получить ответ делает речь детей в общении со сверстниками связной, полной, логичной. Их взаимные связи более эмоциональны, что создает условия для разностороннего речевого развития. Несмотря на богатейший речевой материал, находящийся в группе. Основным является уголок “фотовыставка”. Дети с удовольствием рассказывают о пережитых впечатлениях.

Строение артикуляционного аппарата.

Оттого как работает сам аппарат, зависит и качество речи. Следует отметить, что к 4-5 годам ребёнок должен правильно произносить все звуки, т. к. более четко и дифференцированно работают рече-слуховой и рече-двигательный анализаторы. В это время следует уделять внимание движениям языка. Благодаря более точным движениям этого органа детям доступны многие звуки. Если это не так, то не теряйте времени, обращайтесь за помощью к логопеду. Чем раньше будет исправлен дефект, тем лучше для ребёнка. (Логоритмические упражнения)

Развитие мелкой моторики рук.

Развитие моторики на прямую связано с речью. Данный пункт мы подробно освещаем с 1 мл. гр.

Чтение детям художественной литературы.

Художественная литература является необходимым условием для всестороннего развития речи ребёнка. Красочные определения, яркие, необычные сравнения, которые с помощью взрослого ребенок находит в худ. лит-ре, помогают ему самому подбирать их в своём рассказе. Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, человеколюбие, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки. Это первые шаги в овладении монологической речью. (Обратить внимание на выставку книг.)

Игра ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Игра – критерий нормальности ребёнка, по тому как он играет, о нем можно многое узнать. Игра имеет важное значение и для эмоционального, и для речевого развития. Главное, что ребёнок получает в игре, - возможность взять на себя роль и прожить то, что для него недоступно в жизни взрослых. Учится договариваться, уступать, решать конфликты, выстраивать конструктивный диалог, приходить к общему решению. Современные исследования психологов утверждают, что 90% конфликтных ситуаций в быту обусловлены низким уровнем сформированности навыка сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве.

Совместное пение с ребёнком.

Пение способствует развитию фонематического слуха. Правильное восприятие фонемы обеспечивает правильное воспроизведение, а в дальнейшем и написание её.

Дыхательные упражнения.

Одной из главных задач формирования речи является развитие речевого дыхания, которое включает в себя выработку длительного и достаточной силы ротового выдоха, умения беззвучно и своевременно добирать воздух в процессе высказывания. Так же формируются умения пользоваться интонационной окраской высказываний (восклицательной, вопросительной, утвердительной, повествовательной, испуга, радости, огорчения, просьбы, удивления, разочарования, нежности). (Работа с карточками: прочитать стихотворение А. Барто «Мяч» с указанной интонацией).Итак, мы с вами обсудили основные факторы успешного речевого развития.

Выступление педагога – логопеда “Характеристика речи детей пятого года жизни”

-Главное направление в развитии речи детей на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества. Дети в этом возрасте осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становится более связанной и последовательной.

В речи детей 5-го года жизни встречаются следующие нарушения:

•Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;

•У некоторых недостаточно развита интонационная выразительность; (громкость, быстрота, тембр)

•Имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласование существительных и прилагательных в роде и числе, употребление слов в родительном падеже множественного числа).

-Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднение. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.

-А теперь предлагаю поделиться своим опытом и рассказать, как вы дома развиваете речь своего ребёнка? Что используете, для того чтобы речь ребёнка была красивой, эмоционально-выразительной.

К концу года дети средней группы могут:

•Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.

•Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный, этические качества (хитрый, добрый, эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница - сухарница).

•Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.

•Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложно-подчиненные предложения.

•Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого, повторять образцы описания игрушки, драматизировать (инсценировать) отрывки из знакомых произведений.

•Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.

• Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).

III.Заключение

multiurok.ru

Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет»

Родительское собрание в средней группе «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет» Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей. Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей средней группы; Привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье. Форма проведения: семинар - практикум Участники: воспитатель, родитель. Воспитатель: Васькина О.Н.План проведения: Вступительная часть – объявление темы собрания, целей Выступление воспитателя «Речевое развитие в семье» Выступление воспитателя «Характеристика речи детей 5 года жизни» «Чашку чаю я налью, про речь я нашу расскажу» - советы родителей по развитию речи детей в домашних условиях Домашнее задание для родителей: составление альбома по развитию речи детей«Речевичок» Домашнее задание для родителей: рассказать о развитии речи детей в домашних условиях (как вы это делаете, что используете) Ход собрания -Добрый день уважаемые родители, сегодня мы собрались с вами в очередной раз, чтобы поговорить совместно о развитии речи детей. Выступление воспитателя: «Успешное речевое развитие ребёнка» -Уважаемые родители, как вы считаете, успешное речевое развитие ребёнка зависит от чего? (выберите на карточке правильный ответ, докажите, приведите личный пример. Факторы успешного развития речи ребёнка- (карточки для родителей приготовить заранее) От эмоционального общения родителей с ребёнком с младенческого возраста От общения ребёнка со сверстниками От строения артикуляционного аппарата От речи взрослых (как образец для детей) От развития мелкой моторики От чтения детям художественной литературы От игр ребёнка со взрослыми и сверстниками 1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста. Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых. В качестве основного “проводника” в мир речевого общения и мышления для ребёнка выступает взрослый. В общении с взрослым ребёнок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и тем самым расширяет свой словарный запас. Поэтому так важно, что бы дома он слышал правильную, грамотную речь. Игра “Модель неправильного общения родителей и детей”. 2. Общение ребёнка со сверстниками. Между тем, что бы новые слова не оставались в пассиве, необходимо общение детей друг с другом. Желание быть услышанным и получить ответ делает речь детей в общении со сверстниками связной, полной, логичной. Их взаимные связи более эмоциональны, что создает условия для разностороннего речевого развития. Несмотря на богатейший речевой материал, находящийся в группе. Основным является уголок “фотовыставка”. Дети с удовольствием рассказывают о пережитых впечатлениях. 3. Строение артикуляционного аппарата. Оттого как работает сам аппарат, зависит и качество речи. Следует отметить, что к 4-5 годам ребёнок должен правильно произносить все звуки, т. к. более четко и дифференцированно работают речеслуховой и речедвигательный анализаторы. В это время следует уделять внимание движениям языка. Благодаря более точным движениям этого органа детям доступны многие звуки. Если это не так, то не теряйте времени, обращайтесь за помощью к логопеду. Чем раньше будет исправлен дефект, тем лучше для ребёнка. (Логоритмические упражнения) 4. Развитие мелкой моторики рук. Развитие моторики на прямую связано с речью. Данный пункт мы подробно освещаем с 1 мл. гр. 5. Чтение детям худо

univerfiles.com

«Роль семьи в речевом развитии ребенка 4 – 5 лет»., Циома Светлана Дильменовна

Родительское собрание: «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4 – 5 лет».

Цели: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.

Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста; привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.

Ход мероприятия:

Вступительная часть. Объявить тему собрания, разъяснить цели и порядок совместных действий участников собрания.

Практикум

Обсуждение факторов успешного речевого развития ребенка. Родителям предлагается выбрать из перечня факторов наиболее значимые, прокомментировать свой выбор (на столах лежат карточки с текстом). Автор С.В. Чиркова.

Эмоциональное общение родителей с ребенком с младенческого возраста.

Общение ребенка со сверстниками.

Строение артикуляционного аппарата.

Речь взрослых – образец.

Развитие мелкой моторики рук.

Чтение детям художественной литературы.

Игра ребенка со взрослыми и сверстниками.

Разбор проблемных ситуаций. (Автор С.В.Чиркова).

Ситуация 1. Наблюдая за детьми, специалисты заметили, что ответы ребенка при рассматривании иллюстраций и картинок могут быть разными в зависимости от того, как взрослый формулирует вопрос. Хорошо, когда вопрос взрослого побуждает ребенка к более полному ответу.

Вопрос: Предположите, как будут отвечать дети пяти лет на следующие вопросы. Выберите наиболее удачный. Что нарисовано на картине? (Перечисляет изображенные предметы). Что делают дети на картине? (Опишут картину). Про что (о чем) рассказал художник своей картиной?(Попытаются истолковать картину).

Ситуация 2. Саша непрерывно задает вопросы: «Что это у тебя? Какая это машина? Какой дядя тут сидит?». Не дослушав ответ, он убегает. Прибегая снова задает вопросы.

Вопрос: В каком возрасте вел себя так ваш ребенок?

При каких обстоятельствах у дошкольника появляется потребность задавать вопросы?(Примерный ответ. Вопросы «кто? что? какой?») характерны для детей 3-4 лет. Они носят цепной характер. В них больше отражается потребность ребенка быть в контакте со взрослым, удерживать его внимание, нежели познавательная активность. Поэтому нередко, не дослушав ответ, ребенок убегает. Потребность задавать вопросы возникает у детей при встрече с чем-то неизвестным, попытке понять что-то новое).

Ситуация 3. Дошкольник совсем не задает взрослому вопросов или задает, но очень редко.

Вопрос: Какими, на ваш взгляд, могут быть причины?(примерный ответ. Это может быть вызвано отсутствием необходимых знаний у ребенка, устойчивого избирательного интереса к чему-либо). Возможно, прежде, когда ребенок обращался к взрослому с вопросами, он встретился с раздражением или критикой взрослого, что задело его самолюбие, и др.).

www.prodlenka.org

Родительское собрание Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа им. А.И.Кузнецова с. Курумоч муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Белочка» -622935-8597905161280-302260 Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет 85661518161000-9017004051304907915304800035363154977130-33274033826455855970405130 41525299916000 Родительское собрание в средней группе Воспитатель первой квалификационной категории: Дмитриева Тамара Ивановна 2014 год Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей. Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста; Привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье. Форма проведения: встреча с элементами практикума (игра-занятие) Участники: воспитатель , родители, дети. План проведения: Вступительная часть – объявление темы собрания, целей Организованная образовательная деят -ть с детьми (занятие по развитию речи) Выступление зав ГБОУ СОШ с/п Детский сад «Белочка» Бородай Т.А. «Речевое развитие в семье» Выступление воспитателя Дмитриевой Т.И. «Характеристика речи детей 5 года жизни» «Чашку чаю я налью, про речь я нашу расскажу» - советы родителей по развитию речи детей в домашних условиях Домашнее задание для родителей: составление альбома по развитию речи детей «Речевичок» Домашнее задание для родителей: рассказать о развитии речи детей в домашних условиях (как вы это делаете, что используете) Ход мероприятия -Добрый день уважаемые родители, сегодня мы собрались с вами в очередной раз, чтобы поговорить совместно о развитии речи детей. -Сейчас я предлагаю вам посмотреть организованную образовательную деятельность детей по развитию речи (занятие) « Успешное речевое развитие ребёнка» -Уважаемые родители, как вы считаете, успешное речевое развитие ребёнка зависит от чего? (выберите на карточке правильный ответ), докажите, пр

profhelp.net