Содержание
Сон малышей в возрасте от 2 до 12 месяцев
Как меняется сон малыша в возрасте от 2 до 12 месяцев
По мере роста малыши:
- меньше спят днем
- дольше бодрствуют в промежутках между сном
- дольше спят ночью и меньше просыпаются ночью
- нуждаются в меньшем количестве сна
Малыши в возрасте от 2 до 3 месяцев: чего ожидать от сна
В этом возрасте малыши спят и днем, и ночью. Они спят около 16 часов в сутки.
Малыши спят примерно по 40 минут. Они двигаются и кряхтят в фазе быстрого сна и крепко спят во время спокойной фазы сна.
В возрасте около 2–3 месяцев у малышей начинает развиваться ночной и дневной режим сна. Это означает, что они, как правило, начинают больше спать по ночам.
Малыши в возрасте около 3 месяцев: чего ожидать от сна
В возрасте около трех месяцев сон у малышей сменяется на более продолжительные циклы неглубокого сна, глубокого сна и сна со сновидениями. Такие изменения могут означать, что они будут меньше просыпаться и ворочаться во время сна.
В этом возрасте, возможно, малыши начинают спать дольше по ночам — например, около 4-5 часов.
Малышам по-прежнему необходимо около 16 часов сна в сутки.
Малыши в возрасте от 3 до 6 месяцев: чего ожидать от сна
В этом возрасте необходимо 14-16 часов сна в сутки.
Малыши могут начать переходить к такому режиму, когда они будут спать днем 2-3 раза по два часа.
Что касается ночного сна, то в этом возрасте он вновь удлиняется. Например, к шести месяцам малыши могут спать ночью уже по шесть часов.
Но скорей всего ваш малыш все еще будет просыпаться по ночам хотя бы один раз.
Малыши в возрасте от 6 до 12 месяцев: чего ожидать от сна
По мере роста малыши спят меньше. К тому моменту, когда вашему малышу исполнится один год, ему, вероятно, будет необходимо 12-16 часов сна в сутки.
Ночной сон
Начиная с возраста около шести месяцев, у большинства малышей самый продолжительный отрезок сна будет ночью.
Большинство малышей готовы ложиться спать в промежуток с 6 до 8 часов вечера. Обычно им требуется менее 30 минут, чтобы заснуть, но примерно у 1 из 10 малышей на это будет уходить больше времени.
В этом возрасте цикл сна у малыша становится все более похожим на цикл сна у взрослого, а это значит, что он будет меньше просыпаться по ночам. Следовательно, возможно, ваш малыш не будет будить вас по ночам или он будет просыпаться реже.
К восьми месяцам большинство малышей смогут засыпать без помощи родителей. Другие же малыши будут засыпать чутко, им может быть нужна помощь, чтобы снова заснуть, или если они все еще находятся на грудном или искусственном вскармливании и хотят есть по ночам.
Дневной сон
В этом возрасте большинство малышей все еще будут спать днем 1-2 раза. Такой сон обычно длится 1-2 часа. Некоторые малыши спят дольше, а около 25% всех малышей спят меньше часа.
Как режим сна малыша влияет на взрослых
Большинство родителей в первые шесть месяцев жизни малышей просыпаются по ночам, чтобы покормить и успокоить своих детей. Многим приходится делать это и после шести месяцев.
Некоторые родители не чувствуют переутомления, если им помогают и они могут наверстать упущенное и высыпаться в другое время. Что касается других, то необходимость вставать по ночам в течение длительного времени оказывает серьезное влияние на них и на их семейную жизнь.
Качество вашего сна может повлиять на ваше здоровье и настроение. В отсутствие сна вам может быть трудно уделять ребенку достаточно внимания днем. А ваши отношения с малышом, время и внимание, которое вы уделяете ему в течение дня, могут повлиять на качество и продолжительность сна у вашего малыша.
Чтобы не допустить, чтобы события сложились в замкнутый круг, начните действовать.
Если вас беспокоит сон вашего малыша, Попробуйте методы, чтобы скорректировать режим его сна. Если ничего не изменилось к лучшему, или вы чувствуете, что не справляетесь, обратитесь за консультацией к специалисту, это нормально. Существуют способы, которые помогут всем получать необходимое количество сна.
Ночной сон у детей раннего возраста | Дубровская М.И., Рязанова О.В., Нетребенко О.К., Боткина А.С., Полунина В.В., Моисеев А.Б., Вартапетова Е.Е.
Введение
Нарушение сна у детей является важной медико-социальной проблемой. Согласно данным ВОЗ и Американской академии медицины сна продолжительность сна младенцев до 1 года должна составлять 12–17 ч в сутки, а детей в возрасте 1–2 и 3–4 лет — 11–14 ч и 10–13 ч в сутки соответственно. Уменьшение продолжительности сна ведет к снижению внимания, ухудшению памяти и обучения, нарушениям поведения, увеличивает риск развития гипертонии, ожирения, сахарного диабета. Хроническое недосыпание у подростков ассоциируется с увеличением риска несчастных случаев и травм, депрессии и суицидальных мыслей [1].
Методы оценки сна у детей раннего возраста
В современных исследованиях для измерения активности и сна у детей раннего возраста используется актиграфия, которая позволяет оценивать сон в привычных условиях [2]. Миниатюрный акселерометр (похожий на наручные часы) прикрепляется к запястью, лодыжке или талии и непрерывно регистрирует движение в течение длительного периода не менее 7 дней подряд. Наиболее доступными методами остаются анкетирование и заполнение дневника сна. Дневник представляет собой 24-часовое расписание на одном листе, в которое родители записывают время сна, засыпание и вставание с постели, купание и ночные пробуждения (о которых они знают) в течение указанного периода исследования. Для оценки ежедневного режима сна используются краткая анкета детского сна (BCSQ), опросник детских привычек сна (CSHQ), опросник по практике сна (SPQ), краткий опрос-ник по детскому сну (BISQ). Например, краткий опросник по детскому сну содержит пункты по оценке характера сна, проблем со сном и экологии сна. Для оценки режима сна используются такие вопросы, как: продолжительность ночного сна, продолжительность дневного сна, 24-часовая продолжительность сна, дремлют ли дети днем и если дремлют, то в одно ли и то же время каждый день. Проблемы со сном отражены в вопросах: частота ночных пробуждений, необходимость помощи родителей в засыпании после пробуждения, легкость самостоятельного засыпания ночью, трудности сна в одиночестве и считают ли родители, что у ребенка есть проблема со сном. Вопросы по экологии сна включают: время отхода ко сну, время бодрствования, наличие у малышей обычного распорядка сна, условия во время ночного сна (расположение во время ночного сна) и способ засыпания ночью [3].
Влияние сна на формирование когнитивных функций
Механизмы регуляции сна и бодрствования начинают формироваться в эмбриональном периоде, а циклические изменения моторной активности плода наблюдаются уже с 22–24-й недели беременности. В первую очередь это обусловлено постепенным увеличением продукции нейромедиаторов, которая полностью формируется к трем годам [4]. Сон способствует психическому и физическому восстановлению, развитию иммунной системы и жизнеспособности организма в целом. Исследования показывают, что длительное недосыпание большинства экспериментальных животных приводит к летальному исходу [5, 6]. Депривация быстрой фазы сна в раннем возрасте у грызунов обусловливает увеличение скорости апоптоза нейронов и уменьшение массы мозга, а в более старшем возрасте — появление поведенческих нарушений и склонность к агрессии [7]. Хронический фрагментированный сон приводит к нарушению когнитивных функций, обусловленных активацией гиппокампа, за счет снижения нейрогенеза [8].
Закрепление памяти связано с медленным сном. Исследования у взрослых с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии выявили активность нейронов в областях мозга, поддерживающих эпизодическую память во время медленного волнового сна, а у детей раннего возраста — способность недавних воспоминаний реактивироваться во время сна, что отражает активацию гиппокампа и его способность отличать старые стимулы от новых [9]. Во время естественного полноценного ночного сна можно оценить функциональный вклад гиппокампа на раннем этапе развития временной и пространственной памяти, а также степень активации гиппокампа у двухлетних детей [10]. Изучение влияния дневного сна на закрепление памяти у маленьких детей показало, что дневной сон после обучения улучшает показатели памяти [11].
Ночные пробуждения у детей раннего возраста
Длительный дневной сон приводит к уменьшению продолжительности ночного сна, напротив, укорочение дневного сна способствует более продолжительному ночному сну у 1,5-летних детей [12]. В долговременном популяционном исследовании (n=32 662) [13] показано, что короткая продолжительность сна (≤10 ч) и частые ночные пробуждения в 18 мес. являются факторами риска развития у ребенка нарушения контроля поведения и эмоций в 18 мес. и 5 лет по сравнению с контрольной группой детей, которые спали не менее 13 ч в 18 мес. Установлено, что частые ночные пробуждения характерны для маленьких детей с проблемами развития, такими как аутизм и умственная отсталость [14]. Дети, получающие грудное вскармливание в ночное время, чаще просыпаются и, соответственно, имеют более короткую продолжительность ночного сна по сравнению с детьми без ночного кормления [12].
Ночные пробуждения среди детей раннего возраста — частая проблема, их частота колеблется от 20% до 66% [15]. При изучении ночного сна 590 здоровых младенцев (в возрасте 2–11 мес.) и 512 детей ясельного возраста из восьми провинций Китая была установлена следующая частота ночных пробуждений: дети первого года жизни не просыпались, просыпались за ночь 1 раз, 2 раза и ≥3 раз в 6,8, 20,2, 33,2 и 39,3% случаев соответственно, дети ясельного возраста — в 25,8, 34,6, 23,8 и 15,8% случаев соответственно. Ночные пробуждения чаще отмечались у мальчиков на грудном вскармливании у молодых матерей с низким уровнем образования. Было показано, что у младенцев, просыпавшихся 2 раза за ночь, индекс психического развития значительно выше, чем у детей, которые не просыпались или просыпались ≥3 раз за ночь. У детей ясельного возраста, просыпавшихся ≥3 раз за ночь, индекс психического развития оказался значительно ниже, чем у детей, которые просыпались реже. Частые ночные пробуждения у детей раннего возраста были связаны с грудным вскармливанием, наличием тревоги и депрессии у матери и практикой совместного сна детей с родителями [15].
Совместный сон с ребенком
Организация сна детей раннего возраста изучается наиболее часто. Распространенность совместного сна отражает культурные ценности и убеждения людей различных стран и континентов. Совместный сон поощряется в культурах, где взаимозависимость и связь между родителями и детьми являются целью воспитания (Азия). В культурах, где ценятся индивидуализм и автономия (Европа, Северная Америка и Австралия), совместный сон не приветствуется, кроме того, считается, что он может привести к внезапной смерти младенца [16].
При изучении сна детей первого года жизни в 2000 американских семьях было выявлено, что частота совместного сна с родителями в возрасте 1 мес. достигала 81,1%, 3 мес. — 63,0%, при этом частота раздельного сна в 6 мес. составляла уже 55,0%, а в 12 мес. — 71,4% [17]. У детей, которые чаще засыпали в одиночестве в отдельной кровати, отмечались большая продолжительность ночного сна, меньшее количество ночных пробуждений и более длительные эпизоды непрерывного сна [18].
Выбор родителями совместного или раздельного сна со своим маленьким ребенком отражает как существующие культурные нормы воспитания, так и представления родителей о благополучии их ребенка, что может противоречить культурным нормам. Родителей, нарушающих культурные нормы, часто критикуют, что в свою очередь может привести к депрессии и нарастающей тревожности относительно сна ребенка [17].
Эмоциональная доступность матери перед сном определяется уже с 1-го месяца жизни ребенка и не зависит от режима и условий его сна, обратно коррелирует с прерывистым сном матери и негативным отношением к родительству в паре, а также положительно ассоциируется с адаптацией матери к семейным отношениям в браке и положительным отношением к родительству в паре [19]. Качество сна у матерей, которые спят вместе с детьми старше 6 мес., хуже, чем у матерей, которые спят отдельно от ребенка с его рождения или с какого-либо возраста до 6 мес. [19].
Постоянный совместный сон с младенцем в течение первого года жизни младенца, особенно в культуре, в которой это не поддерживается, может быть признаком существующих у супружеской пары напряженности и проблем, которые становятся очевидными после рождения ребенка. Напряженность в супружеской и родительской сферах, остро переживаемая матерью, может реализоваться в упорядочении режима сна ребенка, чтобы она могла проводить больше времени с ним в ночное время, возможно, как способ компенсации ощущаемого отсутствия семейной и партнерской близости. Кроме того, усиление депрессивных симптомов и беспокойство матерей по поводу ночного бодрствования ребенка, по-видимому, побуждают их искать и проводить больше времени со своими детьми ночью, несмотря на отсутствие проблем у ребенка [19].
Влияние питания на качество сна
Чередование периодов сна и бодрствования регулируется циркадными ритмами, гормональным фоном и факторами внешней среды. Важная роль в процессах засыпания и регуляции сна отводится триптофану и его производным (серотонину и мелатонину). Серотонин — это нейротрансмиттер, контролирующий ритмы сна и бодрствования, настроение, аппетит, температуру тела, адаптацию к стрессу. Он синтезируется в желудочно-кишечном тракте, тромбоцитах, головном и спинном мозге из триптофана путем гидроксилирования с образованием 5-гидрокситриптофана и его последующим декарбоксилированием. В отличие от триптофана и 5-гидрокситриптофана, серотонин не способен проникать через гематоэнцефалический барьер. В эпифизе из серотонина образуется мелатонин — биогенный амин, непосредственно участвующий в регуляции суточных биоритмов. Аминокислоты триптофан, фенилаланин, тирозин, валин, лейцин, изолейцин, с учетом особенности их химического строения, относят к группе больших нейтральных аминокислот (LNAA). Их транспорт через гематоэнцефалический барьер является конкурентным, так как осуществляется общей белковой транспортной системой (L-системой). При употреблении пищи с повышенным содержанием белка, по мере нарастания концентрации в крови больших нейтральных аминокислот и особенно разветвленных аминокислот (лейцина, изолейцина, валина), скорость транспорта триптофана в головной мозг уменьшается [20, 21]. У младенцев, получающих стандартную адаптированную молочную смесь, отмечалось снижение уровня триптофана по сравнению с детьми, получающими грудное молоко или молочную смесь, обогащенную триптофаном. При этом на продолжительность сна влияла не столько концентрация в сыворотке крови триптофана, сколько соотношение триптофан/LNAA [22, 23].
Питание с преобладанием углеводного компонента положительно воздействует на скорость засыпания и качество сна. Это связано с активацией синтеза пептидов и избирательным транспортом больших нейтральных аминокислот в мышечные клетки под действием инсулина. Таким образом, высвобождается система транспортных белков, участвующих в поступлении триптофана через гематоэнцефалический барьер [24]. Так, постпрандиальное увеличение соотношения триптофан/LNAA отмечалось у здоровых добровольцев на фоне диеты с высоким гликемическим индексом (ГИ) в отличие от лиц, получавших низкоуглеводное питание [25, 26].
Питание детей второго полугодия жизни и детей более старших возрастных групп можно дополнять детскими молочными питьевыми кашками «ФрутоНяня», обогащенными инулином. Включение данных продуктов в вечернее кормление детей может способствовать более длительному насыщению, что в свою очередь поможет увеличить продолжительность сна, так как ребенок будет реже просыпаться от голода.
Употребление молока промышленного производства с низким или высоким ГИ не влияет на режим сна детей ясельного возраста, ГИ грудного молока аналогичен ГИ молока промышленного производства с низким ГИ. Прием углеводов во время ужина и более калорийная пища обеспечивают бóльшую продолжительность сна у детей раннего возраста [27].
Добавление в состав адаптированных молочных смесей рисовой муки, потребление молочных каш за несколько часов до сна положительно сказывается на качестве сна младенцев и детей раннего возраста вследствие серотонинергического эффекта и ощущения сытости [28].
Нарушение пищевого поведения, отсутствие культуры питания и низкий уровень жизни обусловливают повышенное потребление гидрогенизированных масел, маргаринов и продуктов, жаренных во фритюре, не только взрослыми, но и детьми раннего возраста. Питание с преобладанием насыщенных жирных кислот и дефицитом омега-3 полиненасыщенных жирных кислот влияет на продукцию мелатонина и приводит к изменениям циркадных ритмов и нарушению ночного сна. Следствием дефицита докозогексаеновой кислоты (DHA) в развивающемся мозге являются расстройства зрения, когнитивной сферы и обучения, связанные с нарушениями процессов нейрогенеза и синтеза нейромедиаторов [29]. По результатам рандомизированного плацебо-контролируемого исследования у детей, получающих DHA в течение 16 нед., отмечалось увеличение продолжительности сна на 58 мин по сравнению с группой контроля [30].
Заключение
Таким образом, рассмотренные в настоящей статье результаты многочисленных исследований характера сна, проблем со сном и экологии ночного и дневного сна у детей раннего возраста разных рас и континентов в основном отражают физиологические процессы, которые обеспечивают формирование механизмов регуляции сна и бодрствования, а также созревание центральной нервной системы ребенка. При рационально организованном режиме сна, благоприятном психологическом климате в семье и рациональном питании у детей чаще наблюдается полноценный ночной сон, что имеет большое значение в формировании когнитивных функций и эмоциональной сферы ребенка раннего возраста.
Благодарность
Авторы и редакция благодарят АО «ПРОГРЕСС» за предоставление полных текстов иностранных статей, требовавшихся для подготовки данной публикации.
Acknowledgment
The authors and Editorial Board are grateful to JSC “PROGRESS” for providing full-text foreign articles required to write the review.
Сведения об авторах:
Дубровская Мария Игоревна — д.м.н., профессор кафедры госпитальной педиатрии им. академика В.А. Таболина педиатрического факультета ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России; 117997, Россия, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1; ORCID iD 0000-0002-3487-2451.
Рязанова Ольга Владимировна — к.м.н., доцент кафедры госпитальной педиатрии им. академика В.А. Таболина педиатрического факультета ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России; 117997, Россия, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1; ORCID iD 0000-0002-8577-3373.
Нетребенко Ольга Константиновна — д.м.н., профессор кафедры госпитальной педиатрии им. академика В.А. Таболина педиатрического факультета ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России; 117997, Россия, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1; ORCID iD 0000-0002-3366-6824.
Боткина Александра Сергеевна — к.м.н., доцент кафедры госпитальной педиатрии им. академика В.А. Таболина педиатрического факультета ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России; 117997, Россия, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1; ORCID iD 0000-0001-6890-2041.
Полунина Виктория Валерьевна — д.м.н., профессор кафедры реабилитации, спортивной медицины и физической культуры педиатрического факультета ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России; 117997, Россия, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1; ORCID iD 0000-0001-7165-6515.
Моисеев Анатолий Борисович — д.м.н., заведующий кафедрой пропедевтики детских болезней педиатрического факультета ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России; 117997, Россия, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1; ORCID iD 0000-0002-1704-2456.
Вартапетова Екатерина Евгеньевна — к.м.н., доцент кафедры пропедевтики детских болезней педиатрического факультета ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России; 117997, Россия, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1; ORCID iD 0000-0002-9999-7634.
Контактная информация: Дубровская Мария Игоревна, e-mail: [email protected]. Прозрачность финансовой деятельности: никто из авторов не имеет финансовой заинтересованности в представленных материалах или методах. Конфликт интересов отсутствует. Статья поступила 25.02.2021, поступила после рецензирования 23.03.2021, принята в печать 15.04.2021.
About the authors:
Mariya I. Dubrovskaya — Doct. of Sci. (Med.), professor of Acad. V.A. Tabolin Department of Hospital Pediatrics of the Pediatric Faculty, Pirogov Russian National Research Medical University; 1, Ostrovityanov str. , Moscow, 117437, Russian Federation; ORCID iD 0000-0002-3487-2451.
Olga V. Ryazanova — Cand. of Sci. (Med.), associate professor of Acad. V.A. Tabolin Department of Hospital Pediatrics of the Pediatric Faculty, Pirogov Russian National Research Medical University; 1, Ostrovityanov str., Moscow, 117437, Russian Federation; ORCID iD 0000-0002-8577-3373.
Olga K. Netrebenko — Doct. of Sci. (Med.), professor of Acad. V.A. Tabolin Department of Hospital Pediatrics of the Pediatric Faculty, Pirogov Russian National Research Medical University; 1, Ostrovityanov str., Moscow, 117437, Russian Federation; ORCID iD 0000-0002-3366-6824.
Aleksandra S. Botkina — Cand. of Sci. (Med.), associate professor of Acad. V.A. Tabolin Department of Hospital Pediatrics of the Pediatric Faculty, Pirogov Russian National Research Medical University; 1, Ostrovityanov str., Moscow, 117437, Russian Federation; ORCID iD 0000-0001-6890-2041.
Viktoriya V. Polunina — Doct. of Sci. (Med.), professor of Department of Rehabilitation, Sport Medicine, and Physical Education of the Pediatric Faculty, Pirogov Russian National Research Medical University; 1, Ostrovityanov str., Moscow, 117437, Russian Federation; ORCID iD 0000-0001-7165-6515.
Anatoliy B. Moiseev — Doct. of Sci. (Med.), Head of Department of Propedeutics of Children’s Diseases of the Pediatric Faculty, Pirogov Russian National Research Medical University; 1, Ostrovityanov str., Moscow, 117437, Russian Federation; ORCID iD 0000-0002-1704-2456.
Ekaterina V. Vartapetova — Cand. of Sci. (Med.), associate professor of Department of Propedeutics of Children’s Diseases of the Pediatric Faculty, Pirogov Russian National Research Medical University; 1, Ostrovityanov str., Moscow, 117437, Russian Federation; ORCID iD 0000-0002-9999-7634.
Contact information: Mariya I. Dubrovskaya, e-mail: marigdubr@gmail. com. Financial Disclosure: no authors have a financial or property interest in any material or method mentioned. There is no conflict of interests. Received 25.02.2021, revised 23.03.2021, accepted 15.04.2021.
Infant Sleep – La Leche League International
ПРОФЕССОР ХЕЛЕН БОЛЛ, Даремский центр младенчества и сна, факультет антропологии, Даремский университет, Великобритания
Первоначально опубликовано в сентябре 2016 г., обновлено в ноябре 2016 г. и переиздано с явного разрешения автора.
Фото: Belle Verdiglione
Сон младенцев: развитие сна
Сон младенцев отличается от сна взрослых. Младенцы не спят всю ночь, засыпают по-другому, и у них более короткие циклы сна. Хелен Болл исследует взаимосвязь грудного вскармливания и совместного сна.
«Она хороший ребенок?» — вопрос, который обычно задают молодым матерям и отцам в первые дни родительства. Обычно исследователь хочет знать, «доволен ли ребенок» и «хорошо ли он спит». Поздравляют тех, у кого малыши «хорошие». Те, чьи дети «беспокоят», получают сочувствие и советы о том, как улучшить привычки сна своего ребенка.
Управление младенческим сном является одной из первых областей воспитания, в которой новые матери и отцы оцениваются другими. Поэтому неудивительно, что проблемы со сном младенцев являются источником беспокойства и разочарования для многих родителей.
Младенцы спят совершенно иначе, чем их родители: они спят не только ночью; они не спят всю ночь; они засыпают по-разному, у них более короткие циклы сна и гораздо более быстрое движение глаз (БДГ).
Сон — это процесс развития , и наши режимы сна меняются на протяжении всей жизни. Характер сна младенцев созревает в течение первых нескольких лет жизни, и архитектура сна новорожденных сильно отличается от сна взрослых. Новорожденные спят около 20 часов в сутки, но только 2–3 часа за раз. В течение первого года общая продолжительность сна падает примерно до 15 часов, и большая часть сна закрепляется в ночное время по мере развития циркадных ритмов.
Сон состоит из двух основных состояний , известных как быстрый сон, быстрое движение глаз и медленный сон. Нормальный цикл сна проходит через фазы глубокого и менее глубокого медленного сна к фазе быстрого сна (также называемой активным сном) и обратно. У взрослых этот цикл занимает около 90 минут; у новорожденных он короче, около 60 минут. В медленном сне функции головного мозга высшего порядка (мыслительные части нашего мозга) отключаются, в то время как в фазе быстрого сна мозг активно обрабатывает информацию, полученную в часы бодрствования. Взрослые обычно быстро погружаются в медленный сон, когда мы засыпаем, наши начальные циклы сна состоят в основном из глубокого сна с небольшим количеством быстрого сна. С течением ночи БДГ-сон начинает преобладать, причем большая часть БДГ приходится на утро. Взрослая модель, когда 15–20% времени сна приходится на БДГ, не достигается до полового созревания.
Мозг младенцев быстро растет в течение первого года жизни. Процесс формирования нейронных связей происходит во время сна, поэтому быстрый сон доминирует в циклах сна новорожденных. От рождения до трех месяцев от 40 до 50% времени сна ребенка приходится на фазу быстрого сна, а когда дети засыпают, они проводят около 20 минут в фазе быстрого сна, а затем переходят в фазу быстрого сна. Во время БДГ-сна младенцы легко просыпаются, в то время как не-БДГ-сон часто называют стадией сна «вялого ребенка», когда их можно легко двигать, не просыпаясь.
Как педиатрические, так и общедоступные знания о созревании и регуляции сна младенцев основаны на исследованиях младенцев, находящихся на искусственном вскармливании, спящих в одиночестве.
«Успокоение» – это термин, используемый для описания фазы, когда ребенок начинает быстро погружаться в глубокий сон и спит в течение продолжительных периодов времени (обычно с 12:00 до 5:00). В течение последних 50 лет урегулирование считалось желаемой целью родителей. В конце 1950-х годов исследователи сна сообщили, что 70% из 160 изученных ими младенцев начали успокаиваться к трем месяцам. Трехмесячная цель была закреплена в педиатрических учебниках и стала представлять возраст, в котором дети должны спать всю ночь в умах англо-американских родителей и медицинских работников. В Великобритании ночные пробуждения младенцев являются одной из наиболее частых причин обращения родителей к врачу. Однако эта «веха» для сна в течение ночи была установлена, когда показатели грудного вскармливания были самыми низкими, а одинокий сон младенцев был нормой. (1)
Адаптацию нельзя отделить от других аспектов развития младенцев. Теперь ясно, что младенцы не только начинают приспосабливаться в разном возрасте, существуют большие различия в поведении при адаптации между младенцами, вскармливаемыми грудью, и теми, кого кормят смесями из коровьего молока. Несколько исследований в настоящее время показали, что грудное вскармливание связано с более поздним началом сна в течение ночи и с более частыми ночными пробуждениями, что указывает на то, что установленные «нормы» для сна младенцев не распространяются на младенцев, находящихся на грудном вскармливании. На самом деле, в обществах, где все младенцы находятся на грудном вскармливании, «успокоение» является неизвестным понятием, а ночные пробуждения младенцев ожидаются в течение первого года жизни и далее.
Грудное вскармливание и сон
Известно противоречие между желанием родителей, чтобы режим сна их младенцев соответствовал их собственному как можно раньше, и физиологическими характеристиками младенцев, находящихся на грудном вскармливании, чтобы они часто просыпались и кормились в течение дня и ночи. быть препятствием для грудного вскармливания в западных обществах. Научные исследования, изучающие барьера на пути грудного вскармливания , показали, что одной из проблем, упомянутых родителями, была их потребность в удовлетворенном ребенке, который спит всю ночь и не ест слишком часто. Родители часто кажутся неподготовленными к тому, что младенцы, находящиеся на грудном вскармливании, нуждаются в частых кормлениях в течение ночи, и иногда интерпретируют это как неспособность грудного молока насытить ребенка, что приводит к раннему отлучению от груди.
Дети на грудном вскармливании просыпаются и кормятся ночью чаще, чем дети, которых кормят искусственными смесями, и это физиологическая норма для человеческих младенцев. У новорожденных крошечные желудки (размером с вишенку), а грудное молоко быстро переваривается. Ночное кормление позволяет ребенку получать достаточно питания (до одной трети дневной калорийности). Младенцы обычно удваивают свой вес при рождении примерно к шести месяцам, и их мозг растет очень быстро, и оба эти процесса требуют большого потребления калорий. Поскольку грудное молоко содержит много сахара, оно обеспечивает легко мобилизуемые калории для роста мозга, но переваривается примерно за 9 часов.0 минут. Поэтому младенцы снова чувствуют голод через два-три часа.
Когда матери решают кормить грудью, сон в непосредственной близости от ребенка является одним из способов сделать ночное кормление грудью эффективным и свести к минимуму нарушение сна родителей.
Опытные кормящие матери знают, что сведение к минимуму прерывания ночного кормления грудью важно для поддержания отношений грудного вскармливания в течение многих месяцев. Один из способов добиться этого — спать вместе с матерью и ребенком, что позволяет младенцу легко добраться до груди матери и вызывает минимальное нарушение сна у матери, когда ее ребенку нужно сосать грудь. Многочисленные исследования, проведенные за последнее десятилетие, показали очень сильную и четкую взаимосвязь между грудным вскармливанием и совместным спальным местом. (1) Связь очевидна, и многие матери сообщают, что они обычно не замечают кормления своих детей ночью. Наблюдения за младенцами, которые кормят грудью вместе во сне, показывают, что они кормят грудью чаще и дольше, чем младенцы, находящиеся на грудном вскармливании, которые не спят рядом с матерями, но, тем не менее, матери, которые регулярно спят в одной постели, получают спят столько же или больше, как и те, кто спит отдельно от детей, находящихся на грудном вскармливании.
Матери, обнаружившие, с какой легкостью они могут сосать грудь ночью, когда ложатся спать в одной постели, сообщают, что они продолжают кормить грудью гораздо дольше, чем в противном случае. В то время как около 50% младенцев в Великобритании в какой-то момент спали со своими родителями к тому времени, когда им исполнилось три месяца, более 70% детей, находящихся на грудном вскармливании, спали так, по сравнению с третью детей, которых не кормили грудью.
Беспокойство по поводу совместного сна
Вопрос о том, спать в одной постели или нет, волнует многих родителей. С одной стороны, это облегчает грудное вскармливание, что хорошо для здоровья матери и ребенка. С другой стороны, родители опасаются случайного удушья и синдрома внезапной детской смерти (СВДС), когда ребенок находится в их постели. Растущий объем данных исследований показывает, что эти негативные последствия более вероятны при одних обстоятельствах, чем при других.
NICE (Национальный институт здравоохранения и передового опыта) подтвердил, что не существует единого простого сообщения о совместном использовании кровати, подходящего для всех семей и всех ситуаций. Родителям должна быть предоставлена информация, имеющая отношение к их личным обстоятельствам, а должны взвесить все за и против в своей ситуации, чтобы сделать осознанный выбор.
Эта точка зрения основана на результатах крупных популяционных исследований, в которых рассчитывается вероятность СВДС или детской смертности от несчастных случаев в различных контекстах на основе характеристик умерших детей по сравнению с контрольной группой. Согласно этим типам исследований, укладывание ребенка спать в положении лежа на животе (животом вниз), укладывание ребенка спать в отдельной комнате, курение родителей и покрытие головы младенца во время сна — все это действия, повышающие риск неожиданного младенческая смерть. Как следствие, рекомендации по снижению риска СВДС в Великобритании и многих других странах подчеркивают важность укладывания детей во время сна на спину, содержания детей в комнате родителей в течение первых шести месяцев, отказа от курения во время беременности или в рядом с ребенком, а также избегайте свободного постельного белья, используя положение «ноги к ногам» в кроватке/кроватке. Все это относительно простые сообщения с небольшим количеством противоречивых доказательств.
Определения
В случае совместного сна картина намного сложнее; оценки СВДС , когда младенцы спят вместе, сильно различаются и зависят от обстоятельств, при которых практикуется совместное спальное место. Они также зависят от того, как каждое исследование определяло, что влечет за собой «совместное спальное место». Некоторые исследования включают в себя совместное использование дивана, и, по крайней мере, одно из них включало случаи смерти «в одной постели», которые произошли после того, как младенца вернули в детскую кроватку. Эти разные определения означают, что мы не можем просто принять за чистую монету выводы авторов (или средств массовой информации) из заголовков . Данные о риске СВДС для младенцев, которые спят в одной постели в Англии, варьируются от отсутствия повышенного риска для младенцев, которые спят с некурящими родителями, до 18-кратного увеличения риска для младенцев, которые делят диван во время сна с курящим родителем. (2) Самое последнее исследование. по совместному использованию кровати и СВДС в Великобритании обнаружили, что дети, которые умерли во время сна с родителем, умерли в опасной среде, особенно на диване, или с родителем, который употреблял алкоголь или наркотики. (3) Авторы этой статьи отмечают. что упрощенный совет избегать совместного сна может на самом деле причинить вред, комментируя: «Родители маленьких детей должны кормить их ночью, иногда несколько раз, и если мы демонизируем родительскую кровать, мы можем оказаться в опасности выбора дивана. Лучшим подходом может быть предупреждение родителей о конкретных обстоятельствах, которые подвергают младенцев риску» (3) 9.0008
Последний анализ данных Великобритании (4) показал, что, когда совместное спальное место происходило в отсутствие опасных обстоятельств (т. е. без диванов, алкоголя или курения), не было повышенной связи с СВДС для всех детей в возрасте до одного года, и особенно для малышей до трех месяцев.
Избегание опасных ситуаций
Поведение во сне кормящих матерей и младенцев, находящихся в одной постели, имеет определенные ключевые характеристики. Диады, которые регулярно спят вместе, чтобы кормить грудью ночью, спят в непосредственной близости, большую часть ночи смотрят друг на друга и имеют синхронизированные циклы сна (с некоторыми свидетельствами того, что циклы сна матерей сокращаются с 90 до 60 минут, чтобы соответствовать циклам сна их младенцев). Кормящие матери и младенцы спали на узких больничных койках, полноразмерных кроватях в лабораториях сна и дома на кроватях от односпальных до больших. При любых обстоятельствах матери спят на боку, лицом друг к другу и свернувшись калачиком вокруг своего ребенка. Младенцы, расположенные на уровне груди матери, спят в пространстве, образовавшемся между ее рукой (расположенной над головой ребенка, на подушке матери или под ней) и ее коленями (подтянутыми под ноги ребенка). Согласованность результатов нескольких исследований свидетельствует о том, что этот очень характерный способ совместного сна является0003 инстинктивное поведение со стороны кормящей матери, чтобы защитить своего ребенка во время сна. Когда кормящие матери спят со своими детьми таким образом, они создают пространство, в котором ребенок может спать, ограниченный телом своей матери и защищенный от потенциально опасных факторов окружающей среды, таких как одеяла и подушки или другие партнеры по кровати. (5)
Решающее значение родители, которые думают о том, чтобы спать со своим ребенком, должны помнить, что риски различаются в зависимости от того, КТО спит в одной постели, ГДЕ и КАК они это делают, и ЧТО они делали перед сном с ребенком. Таким образом, дети, кормящие грудью, спят вместе, чтобы избежать предполагаемых опасностей сна во взрослых кроватях (например, удушья, наложения друг на друга и защемления) из-за присутствия и поведения их матерей. Но это может быть не так для детей, которые не находятся на грудном вскармливании. Когда мы сравнили семьи, спящие дома на видео, 90 003 детей, находящихся на искусственном вскармливании младенцев, как правило, клали высоко в кровать, на уровне лиц родителей, и помещали между подушками родителей или поверх них. Напротив, дети на грудном вскармливании всегда лежали на матрасе ровно, ниже уровня подушки. Матери, которые не кормили грудью, проводили значительно меньше времени лицом к своему ребенку, чем кормящие пары мать-ребенок, они не принимали «защитную» позу сна с той же последовательностью, и у них была меньшая синхронность сна. Поведение отцов во сне во время совместного сна сильно различалось. Некоторые отцы были очень «настроены» со своими младенцами и переняли стили совместного сна с матерями, в то время как другие отвернулись от диады мать-ребенок и спали, не обращая внимания на все ночные взаимодействия. (5)
Цикл гормональной обратной связи, испытываемый кормящими матерями, способствует тесному контакту с младенцами, повышенной отзывчивости и привязанности к ним, чего нет или меньше у матерей, не кормящих грудью. Последствия совместного сна — то, что кормящие матери и младенцы спят вместе значительно иначе, чем матери и младенцы, не кормящие грудью, — предполагает, что будущие исследования случай-контроль совместного сна должны учитывать тип кормления.
Кормящим матерям также важно знать, что употребление алкоголя или наркотиков (включая некоторые лекарства, отпускаемые по рецепту и без рецепта) может серьезно затруднить их нормальную реакцию и поведение во время сна с младенцами, и этого следует всегда избегать.
Наиболее важные моменты, о которых следует помнить, когда вы спите с ребенком на грудном вскармливании:
- Никогда не спите с ребенком на диване или в кресле/реклайнере.
- Никогда не ложитесь спать с ребенком после употребления алкоголя.
- Никогда не спите с ребенком после приема (легальных или нелегальных) наркотиков или любых лекарств (например, ночных средств от простуды), которые влияют на ваше сознание во время сна.
- Имейте в виду, что совместная постель с курящим родителем (или матерью, которая курила во время беременности) увеличивает риск СВДС.
- Подумайте о своей кровати и постельных принадлежностях с учетом безопасности младенцев (избегайте щелей, мягких поверхностей, держите детей подальше от подушек, не пеленайте и не заворачивайте ребенка, который спит в одной постели).
- Убедитесь, что партнеры по постели знают, что ребенок находится в кровати, и не позволяйте маленьким детям спать рядом с ребенком.
Родителям нужна информация , с помощью которой они могут принимать обоснованные решения и взвешивать любые потенциальные риски и преимущества совместного сна с учетом своих индивидуальных обстоятельств (КТО, ГДЕ, КАК И ЧТО). Хорошим источником информации является Sweet Sleep с предисловием Хелен Болл. Прочитайте отрывок здесь.
Сон: совместный сон
Сон: безопасный сон
Сон: безопасная поверхность
Сон: разговор с врачом о совместном спальном месте
Сон: безопасный сон Семь
Узнайте больше о «Сладкий сон — стратегии ночного и дневного сна для кормящей семьи» от Дайаны Виссингер, Дайаны Уэст, Линды Дж. Смит и Терезы Питман здесь.
ЗАКАЖИТЕ СЕГОДНЯ, СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЕ ИЗДАНИЕ
ЗАКАЖИТЕ СЕГОДНЯ, БРИТАНСКОЕ ИЗДАНИЕ
Ссылки
Эволюционная медицина и здоровье: новые перспективы Ред. Trevathan, W., Smith, E., McKenna, J. New York: OUP, 2008.
2. Blair, P., Fleming, P. et al. Младенцы, спящие с родителями: исследование случай-контроль факторов, влияющих на риск синдрома внезапной детской смерти. Британский медицинский журнал 1999; 319: 1457–1461.
3. Blair, P., Sidebotham, P. et al. Опасные условия совместного сна и факторы риска, которые можно изменить: исследование СВДС случай-контроль на юго-западе Англии. Британский медицинский журнал 2009 г.; 339:b3666 doi: 10.1136/bmj.b3666.
4. Блэр, П. С., Сайдботэм, П., Пиз, А., и Флеминг, П. Дж. (2014). Совместное спальное место при отсутствии опасных обстоятельств: есть ли риск синдрома внезапной детской смерти? Анализ двух исследований случай-контроль, проведенных в Великобритании. PloS One, 9(9), e107799. http://doi.org/10.1371/journal.pone.0107799
5. Болл, Х.Л. (2006). Поведение родителей и младенцев в одной постели. Человеческая природа, 17 (3), 301–318. Получено с http://www. springerlink.com/index/0XVDFP8G88LW22AQ.pdf
Хелен Болл BSC, магистр искусств, доктор философии, профессор антропологии Даремского университета, где она является директором Даремского центра младенчества и сна и научным сотрудником Исследовательского института Вольфсона. Вместе со своей командой постдокторантов и аспирантов Хелен в течение последних 20 лет проводит исследования сна родителей и младенцев в лаборатории, по месту жительства и в местных больницах. Она является членом группы профессиональных консультантов LLLGB, Исследовательского консультативного совета NCT и только что приняла на себя роль председателя научного комитета Lullaby Trust.
С момента написания этой статьи она была пионером в преобразовании академических исследований детского сна в фактические данные для использования родителями и медицинским персоналом через Информационный источник о детском сне (базис).
Понятие о сне ребенка: 1–3 месяца: что нужно знать: руководство для мам
По данным Всемирной организации здравоохранения, новорожденными с медицинской точки зрения считаются младенцы в возрасте от 0 до 28 дней. Однако в популярной культуре термин «новорожденный» часто используется для описания детей в возрасте от 0 до 3 месяцев.
Ваш ребенок сильно меняется в первые 1-3 месяца жизни. К 5 месяцам большинство детей удваивают свой вес при рождении. В течение первых 1-3 месяцев у них формируются пищевые привычки. Потребление пищи вашим ребенком резко меняется, поскольку размер его желудка увеличивается, а его потребности в калориях для питания всего этого роста растут. Она много спит, и количество 24-часового сна постепенно уменьшается с каждым месяцем.
Сколько сна нужно вашему новорожденному?
Новорожденному ребенку в возрасте от 1 до 3 месяцев необходимо примерно от 16 до 20 часов 24-часового сна.
По данным Американской академии педиатрии, новорожденным требуется от 16 до 17 часов сна, включая дневной сон.
По моему опыту работы с новорожденными, диапазон продолжительности сна, который им необходим, составляет:
- <2 месяцев: от 16 до 20 часов
- 3 месяца: от 15,5 до 18 часов
Это полный сон, включая дневной и ночные перерывы. Существует большое количество вариаций от ребенка к ребенку.
5 фактов, которые необходимо знать о сне ребенка в возрасте 1–3 месяцев Циркадный ритм связан со светом и мелатонином, а наша гомеостатическая система связана с выбросом кортизола. Мелатонин ингибируется светом днем и высвобождается ночью, сигнализируя мозгу, что пора спать. Уровень кортизола снижается ночью, повышается утром, с него начинается наш день, он заставляет нас просыпаться и двигаться.
У детей в возрасте 0-3 месяцев эти системы еще не окрепли и не очень хорошо развиты. Они часто полагаются на сигналы матери, чтобы направлять их.
Мелатонин, сигнальный гормон сна, не вырабатывается младенцем примерно до 3-месячного возраста. До этого времени ребенок получает мелатонин через грудное молоко матери. Поэтому есть мнение, что если вы сцеживаете грудное молоко, вы должны учитывать время дня, когда оно было накоплено, и сдавать его в одно и то же время дня. Имеются данные, свидетельствующие о том, что дети, находящиеся на грудном вскармливании, лучше регулируют цикл сна, чем дети, находящиеся на искусственном вскармливании, благодаря этому влиянию.
- Новорожденные легче просыпаются
Цикл сна взрослого человека состоит из множества циклов «глубокого сна». В глубоком сне взрослые могут проспать сквозь поезда, лай собак, громкого храпа. У новорожденных меньше циклов глубокого сна и больше «циклов более легкого сна», что означает, что они могут легче просыпаться, чем взрослые. Лающие собаки, стройка, скрипучие полы — не ваши друзья.
Между циклами сна могут быть «пробуждения». Для взрослого это похоже на пробуждение, когда вы переворачиваетесь и меняете положение или смотрите на часы и снова засыпаете. У младенцев циклы сна проходят быстрее, чем у взрослых, поэтому у них может быть больше «возбуждений». Однако они часто находятся в полубессознательном состоянии, но все же могут издавать звуки. Родители часто могут ошибочно принять это за полное бодрствование. Если вы вскакиваете, чтобы успокоить ребенка, возможно, на этом этапе вы больше его будите. Можете ли вы подождать 2-5 минут и посмотреть, исчезнут ли шумы и ваш ребенок снова заснет?
- Продолжительность сна новорожденных сильно различается
Iglowstein 2002 показал, что продолжительность сна новорожденных сильно различается. Это включает в себя количество сна в ночное время и продолжительность дневного сна. Я работал с родителями, которые могут вздремнуть всего 40 минут в течение дня, но их ребенок просыпается счастливым и довольным. Их лучший друг спит 2-3 часа. Почему разница? Мы не уверены. Самое главное, чтобы ваш ребенок казался довольным при пробуждении и чтобы вы находились в диапазоне 24 часов: 16-20 часов в 2 месяца и 15-18 часов в 3 месяца.
- Давление сна возрастает даже в этом возрасте
Часть науки о сне связана с накоплением в крови белка аденозина. Это часть молекулы АТФ, которую ваше тело использует для получения энергии и метаболизма. Дети растут в геометрической прогрессии. Они должны есть часто, чтобы обеспечить топливо для роста. Они расщепляют АТФ и используют его в качестве топлива. Побочным продуктом этого является накопление аденозина, который сигнализирует вашему мозгу, что пора спать. Вот почему новорожденным нужно так много дремать. Они устают от всего этого роста! 9. Преодоление этого «времени бодрствования» затрудняет засыпание вашего ребенка, а затем и дальнейший сон. Слишком долгое бодрствование в течение дня может привести к более частым ночным пробуждениям и более беспокойным детям.
- Сейчас не время для «обучения сну» или обучения сну
Стремление ко сну является биологическим. Это связано с этими циркадными и гомеостатическими системами. Однако то, как мы спим… это приобретенная привычка. «Обучение сну» происходит, когда вы пытаетесь научить своего малыша новому способу засыпания.
Я предпочитаю термин «обучение сну», а не «обучение сну», поскольку именно этим мы и занимаемся, обучая вашего маленького человека успокаивающим навыкам расслабления во сне. К сожалению, у вашего маленького человека к этому возрасту уже есть личность и мнение, и он будет протестовать против изменений, что приведет к некоторым слезам. Это может произойти в 4 месяца или позже. Однако в течение 1-3 месяцев вы можете работать на Мягкое формирование сна новорожденного с помощью метода помощи младенцам во сне, предотвращает необходимость резких изменений после 4-месячного возраста. Теперь вы можете работать над здоровыми привычками сна. Между 4 и 8 неделями это короткое окно, когда формируются новые привычки. Укладывать малыша спать спокойно, но бодрствовать и работать над кормлением после пробуждения, а не усыплять его — две простые вещи, которые вы можете сделать, чтобы помочь.
На моем онлайн-курсе «Как помочь новорожденному уснуть» мы учим методам «без слез»:
- Помогите вам стать детективом сна
- Выясните, почему ваш ребенок может бороться со сном
- Поймите, сколько сна нужно вашему малышу и когда
- Стратегии, которые помогут вам уснуть
Вы можете узнать больше о класс здесь: www. helpingbabiessleepschool.com
Ваши цели сна в возрасте 1–3 месяцев
- 0004
Это помогает свести к минимуму суету и длительные периоды ночного бодрствования.
2. Использование методов, помогающих вашему малышу спать, которые вы можете поддерживать. Тем не менее, очень трудно поддерживать режим сна ребенка, который будет спать только на ком-то. Вы хотите, чтобы ваш ребенок мог спать в кроватке или люльке.
3. Отработка родительских навыков сна
Научившись различать плач и движения тела вашего ребенка, вы сможете понять, почему ваш ребенок борется со сном, и решить основную проблему, чтобы вы могли двигаться дальше и заснуть. . Возможно, вам будет интересно прочитать мой пост в блоге о кислотном рефлюксе и детском сне.