|
По данным психологов, зачастую сомнения и страхи мамы связаны именно с развитием речи малыша: он говорит мало слов, его речь не связная, я не понимаю что он говорит и так далее. Но для любых выводов нужна точка отсчета. Поэтому мы определяем нормы развития речи ребенка, которые можно взять за основу.
Итак, в этом возрасте ребенок должен:
|
Нормы Речевого Развития Детей | ИМЧ РАН
Нормы Речевого Развития Ребенка
Доречевой этап. Уже с первых месяцев жизни (1-2 месяц) младенец проявляет интерес к речи окружающих. Ребенок может успокаиваться, перестать плакать и двигаться или, наоборот, оживляться, когда слышит голос мамы или ласковую речь, начинает поворачивать голову в сторону говорящего рядом, может отвечать улыбкой.
1–3 месяц – гуканье и формирование гуления, с преобладанием гласных звуков («а», «у», «и» и т.п.) и простых реакций на речь.
3–6 месяц – активное гуление с разнообразием звуков, интонаций и продолжительности, с постепенным переходом к лепету. Появляется смех в ответ на действия взрослого.
6–9 месяц – активный лепет, усложнение и расширение объема произносимых звуков с возможностью к регуляции громкости и тембра, в зависимости от ситуации и состояния. С помощью голоса, ребенок начинает реагировать на обращенную речь взрослого или использовать его, чтобы подозвать маму. Появляется ситуационное понимание интонации обращенной речи и первые слоги («ма», «ня», «дя», «ба»), которые к 9-му месяцу ребенок может активно повторять («ма-ма», «ба-ба», «па-па», «да-да», «ня-ня»), отмечаются элементы звукоподражания.
9–12 месяц – появление лепетных слов, а затем односложных слов. Формируется способность с помощью голоса передавать эмоции, понимать и выполнять простые задания: «на», «дай», «поцелуй маму».
К концу 1-го и в начале 2-го года жизни дети произносят первые слова. Важно, что в норме, появлению первых слов предшествует развитие понимания речи. Поэтому в период от 1 до 2 лет важным показателем гармоничного развивается речи, скорее считают не количество произносимых слов, а объем понимания обращенной речи (то есть число слов, которые понимает ребенок, превышает число слов, которые он произносит).
1-2 год жизни. Слова и звукосочетания приобретают коммуникативные функции, становятся средством взаимодействия с окружающими. Запас слов, произносимых ребенком (активный словарь) заметно расширяется и нарастает до 200–300 слов к концу 2-го года жизни.
2-3 год жизни. Появляются простые фразы из двух, а затем предложения из трех слов, в которых могут присутствовать прилагательные, местоимения и предлоги. Концу 2-го года формируются предложения из большего числа слов, а активный словарь заметно нарастает до 800–1000 слов. В 3 года трудности звукопроизношения могут сохраняться, однако речь уже достаточно понятна не только близким, но и окружающим.
Гастроэнтеролог, эндокринолог3-4 год жизни. Фразы становятся еще длиннее, усложняется их смысловая нагрузка. Ребенок в основной массе правильно применяет грамматические формы слов по родам, временам, числам, падежам. Могут сохраняться неточности в произношении сложных и незнакомых слов, нечеткость произношения некоторых звуков. Ребенок задает много вопросов. Ближе к 4 годам предложения становятся развернутыми, с использованием практически всех частей речи. Запас слов нарастает до 2000. Ребенок способен группировать предметы (одежда, посуда, мебель, животные и др.).
В 4 и 5 лет. Высказывания приобретают форму короткого рассказа. В речи появляются сложносочиненные, например: «мы пошли гулять, и появилось солнце» и сложноподчиненные, например: «я не ел кашу, потому что она невкусная» предложения. Правильно отвечает на вопросы по сюжету сказки или рассказа, может пересказать сказку (но не всегда точно), по картинке составить рассказ из нескольких предложений. Называет предметы, их качества и признаки (большой, сильный, длинный, веселый). Использует для описания не только основные цвета, но и оттенки цветов (голубой, фиолетовый, розовый, оранжевый). Часто речь имеет яркий и эмоциональный характер. У ребенка наблюдается желание рассказать о важных для него событиях, поделиться увиденным и услышанным. Запас слов продолжает расширяться. Однако, в этом возрасте речь оценивают преимущественно не по словарному запасу, а по умению отвечать на вопросы и выстраиванию логических цепочек. Неправильность произношения слов отмечается все реже и реже.
В 6 и 7 лет (дошкольный период). Ребенок полноценно использует речь, как средство коммуникации с окружающими, имеет большой словарный запас, использует сложные предложения, развернуто отвечает на вопросы. Речь связная, логичная, последовательная, имеет хороший грамматический строй, используются слова с суффиксами и приставками. В речи могут встречаться ошибки, но редко. Произношение звуков правильное.
В этом возрасте ребенок может объяснить значение знакомого слова, логично и последовательно выражает свои желания, переживания и мысли. Умеет составить пересказ из 40–50 предложений. Выделяет главное в рассказе логично, с правильной последовательностью событий и времён. Может сравнить объекты, например, самолет и птицу, с выделением их общих и отличительных признаков; определить на картинке нелогичность расположения предметов. Все эти навыки необходимы для дальнейшего обучения в школе.
Нарушения речи и звука
У детей могут возникнуть проблемы с разборчивостью звуков. Может быть трудно понять, что они говорят. Могут помочь логопеды, или SLP. Посетите ASHA ProFind , чтобы найти специалиста в вашем регионе.
На этой странице:
- О нарушениях речи
- Признаки и симптомы
- Причины
- Встреча с профессионалом
- Прочие ресурсы
О нарушениях звуков речи
Дети могут произносить некоторые звуки неправильно, когда учатся говорить. Они учат некоторые звуки раньше, например, п, м или ш. Для изучения других звуков требуется больше времени, например z, v или th. Большинство детей к 4 годам могут правильно произнести почти все звуки речи. Ребенок, не произносящий звуки к ожидаемому возрасту, может иметь нарушение звуков речи. Вы можете слышать термины «нарушение артикуляции» и «фонологическое расстройство» для описания подобных нарушений речи.
Чтобы узнать больше о том, что вы должны ожидать от своего ребенка, см. эти два ресурса:
- Как ваш ребенок слышит и говорит?
- Развитие коммуникации вашего ребенка: от детского сада до пятого класса
Взрослые также могут иметь нарушения звуков речи. Некоторые взрослые имеют проблемы, которые начались, когда они были детьми. У других могут быть проблемы с речью после инсульта или черепно-мозговой травмы. Чтобы узнать больше о нарушениях речи у взрослых после инсульта или черепно-мозговой травмы, см. Апраксия речи у взрослых и дизартрия.
Ваш ребенок может заменить один звук другим, пропустить звук, добавить звук или изменить звук. Другим может быть трудно его понять.
Маленькие дети иногда произносят неправильные звуки. Например, ваш ребенок может произнести звук «ш» вместо «р» и сказать «ваббит» вместо «кролик». Она может опускать звуки в словах, например, «нана» вместо «банан». Это нормально, когда она молода. Это может быть проблемой, если она продолжает делать эти ошибки, когда становится старше.
Вы и ваш ребенок также можете звучать по-разному, потому что у вас есть акцент или диалект. Это не нарушение речи.
В приведенной ниже таблице показано, в каком возрасте у большинства англоговорящих детей появляются звуки. У детей, изучающих более одного языка, некоторые звуки могут развиться раньше или позже.
До 3 месяцев | Издает воркующие звуки |
К 5 месяцам | Смеется и издает игривые звуки |
К 6 месяцам | Издает лепет, похожий на речь puh, ba, mi, от |
До 1 года | Лепечет более длинные цепочки звуков, например мими, упап, бабаба |
До 3 лет | Говорит m, n, h, w, p, b, t, d, k, g, и f словами Знакомые люди понимают речь ребенка |
К 4 годам | Говорит и и v прописью Может еще ошибаться на s, sh, ch, j, ng, th, z, l, и r звуки Большинство людей понимают речь ребенка |
Причины
Многие дети со временем учатся произносить звуки речи, но некоторые нет. Вы можете не знать, почему у вашего ребенка проблемы с речью.
У некоторых детей проблемы с речью из-за того, что мозг не может посылать сообщения речевым мышцам, сообщая им, как и когда двигаться. это называется апраксия. Речевая апраксия у детей встречается нечасто, но вызывает проблемы с речью.
У некоторых детей проблемы с речью из-за слабости мышц, необходимых для произнесения звуков речи. Это называется дизартрией .
У вашего ребенка могут быть проблемы с речью, если у него
- нарушение развития, например, аутизм;
- генетический синдром, такой как синдром Дауна;
- потеря слуха в результате ушных инфекций или других причин; или
- повреждение головного мозга, например, церебральный паралич или черепно-мозговая травма.
Взрослые также могут иметь нарушения звуков речи. Некоторые взрослые имеют проблемы, которые начались, когда они были детьми. У других могут развиться проблемы с речью после инсульта, черепно-мозговой травмы или другой травмы. Чтобы узнать больше о нарушениях речи у взрослых, см. статьи об апраксии речи у взрослых, дизартрии, раке гортани и раке полости рта.
Прием у специалиста
Обследование на нарушения речи
Логопед может проверить речь вашего ребенка. SLP будет слушать вашего ребенка, чтобы услышать, как он говорит звуки. SLP также проверит, как ваш ребенок двигает губами, челюстью и языком. SLP также может проверить языковые навыки вашего ребенка. Многие дети с нарушениями звуковой речи также имеют языковые расстройства. Например, у вашего ребенка могут возникнуть проблемы с выполнением указаний или рассказом историй.
Важно проверить слух вашего ребенка, чтобы убедиться, что у него нет потери слуха. Ребенку с потерей слуха может быть сложнее научиться говорить.
SLP также может помочь решить, есть ли у вас проблемы с речью или вы говорите с акцентом. Акцент — это уникальное звучание группы людей. Акценты НЕ являются расстройством речи или языка.
Лечение нарушений речи и звуков
SLP могут помочь вам или вашему ребенку произносить звуки правильно и четко. Лечение может включать следующее:
- Обучение правильному произношению звуков
- Учимся различать правильные или неправильные звуки
- Отработка звуков в разных словах
- Отработка звуков в длинных предложениях
См. информацию ASHA для специалистов на странице «Нарушения речи и звука» портала «Практика».
Другие ресурсы
- Определение знаков
- Типичное развитие речи и языка
Контрольные показатели социальных коммуникаций
У вас отключен JavaScript в этом браузере. Пожалуйста, включите его, чтобы использовать все функции нашего веб-сайта.
ОБНОВЛЕНИЯ COVID-19 : Найдите новости и ресурсы для аудиологов, логопедов и общественности.
Последние обновления | Ресурсы телепрактики | Напишите нам
Культурные и языковые факторы могут влиять на уместность и/или релевантность контрольных показателей. Изменчивость может существовать в достижении вех из-за ряда факторов (например, языкового разнообразия и нейроразнообразия).
От рождения до 12 месяцев
- предпочитает смотреть на человеческое лицо и глаза
- предпочитает слушать человеческий голос
- ищет источник голоса
- различает тона голоса (например, сердитый, дружелюбный)
- улыбается сиделке
- следует за взглядом воспитателя
- участвует в довербальной голосовой очереди с опекуном
- издает звуки, чтобы привлечь внимание
- демонстрирует навыки совместного внимания (обмен вниманием)
- использует жесты, чтобы делать запросы и привлекать внимание
- играет в простые интерактивные игры, такие как пикабу
- ищет утешения или убежища у опекуна
- выражает чувства
- развивает постоянство объекта
- различает выражение лица
- боится незнакомцев
- развивает реляционную память (лица/голоса)
- меняет поведение для достижения цели
- имитирует жесты или оральные движения
12–18 месяцев
- развивает ряд коммуникативных намерений (например, просьба, протест, комментирование)
- приносит предметы, чтобы показать воспитателям
- запросов, указывая и озвучивая
- громко привлекает внимание
- практикует вокальную интонацию
- говорит «пока» и другие ритуальные слова
- протестует, качая головой и/или говоря «нет»
- дополняет жесты словесным языком
- знает о социальной ценности речи
- отвечает на чужую речь зрительным контактом
- демонстрирует сочувствие, сопереживание и невербальное общение
- показывает радость, страх и гнев
- отображает увеличение автономности
- сопротивляется контролю
- совместно регулирует взаимодействия
18–24 месяца
- использует отдельные слова для выражения намерения
- использует одиночные и парные слова для управления, указания владения, выражения проблем и привлечения внимания
- использует я, я, ты, мой, и мой
- участвует в словесной очередности с ограниченным числом очередей
- демонстрирует простое управление темами
- прерывания в синтаксических соединениях или в ответ на просодические сигналы
- демонстрирует безопасный или небезопасный шаблон прикрепления
- проявляет регуляцию эмоций и поведения
- демонстрирует увеличение автономности
- развивает новые неявные рассуждения о доступе к восприятию
- показывает схемы распорядка дня в игре
24–36 месяцев
- ведет короткие диалоги
- устно вводит и изменяет тему
- выражает эмоции
- начинает использовать язык творчески
- рассказывает о собственном опыте
- начинает предоставлять описательные детали для улучшения понимания слушателем
- использует привлекающие внимание слова
- уточняет и просит разъяснений
- использует некоторые термины вежливости или маркеры
- начинает демонстрировать некоторую адаптацию речи к разным слушателям
- может обманывать и обнаруживать обман
- понимает, что другие могут чувствовать иначе, чем вы
- следует правилам
- показывает общие, но не ежедневные схемы игры (например, врач, покупки)
- использует встроенные запросы
3–4 года
- ведет более продолжительные диалоги
- предвидит следующую очередь за разговором
- завершает разговор; соответственно ролевые игры
- использует наполнители, такие как «да» и «хорошо», чтобы подтвердить сообщение партнера
- начинает переключать коды и использует более простой язык при разговоре с очень маленькими детьми
- использует более эллиптические ответы, такие как «Мама пошла домой, а я нет»
- запрашивает разрешение
- начинает использовать язык для фантазий, шуток и поддразнивания
- исправляет разговор, когда его не понимают, и исправляет других
- выводит информацию из истории и делает вывод о косвенных значениях
- использует примитивные нарративы — события следуют из центрального ядра
- использует выводы в историях
4–5 лет
- использует косвенные запросы; правильно использует дейктические термины (например, это, это, здесь, там )
- использует в два раза больше эффективных высказываний, чем трехлетние дети, для обсуждения эмоций и чувств
- использует развитие повествования, характеризующееся несфокусированными цепочками — в историях есть последовательность событий, но нет центрального персонажа или темы
- развивает базовое понимание теории разума, включая суждение о том, что у другого человека могут быть убеждения, отличные от истины
- быстро меняет тему
- показывает фантастические схемы в игре
- понимает, что убеждения могут привести к предсказуемым эмоциям
- понимает, что кто-то может чувствовать то же самое, переживая подобное событие
- использует комиссивы/обещания
Школьный возраст (6–12 лет)
- демонстрирует более глубокое понимание теории сознания (предсказание того, что думает один человек о том, что думает или чувствует другой человек; понимает стратегии сокрытия обмана, распознает сарказм)
- оказывает помощь и демонстрирует альтруизм
- использует развитие повествования, характеризующееся причинно-следственными событиями, с использованием «грамматики истории»
- демонстрирует улучшенные разговорные навыки (например, поддержание темы, ремонт и увеличение количества оборотов)
- расширяет тему разговора
- демонстрирует изысканные социальные условности
- демонстрирует метапрагматические навыки — ребенок может думать о социальных и разговорных правилах
- использует язык для различных функций, включая убеждение и продвижение своего мнения
- понимает, что люди могут испытывать несколько эмоций одновременно
- практикует усиленное саморегулирование
- использует косвенные запросы
- использует логический язык
- использует двусмысленный язык (образное)
- использует сарказм
- использует двойные значения (каламбур)
От старшего подросткового возраста до взрослой жизни
- грамотно и гибко использует вербальную и невербальную речь
- гибко и плавно перемещается по нескольким регистрам
- демонстрирует тонкое понимание и использование невербального поведения
- может объяснить идиомы и нюансы образного языка
- развивает тесную дружбу и романтические отношения
- продолжает развивать эмпатию
Связанные исследования
Адамс, К.