Содержание
Как диагностировать и лечить заикание
Быстрая навигация
Заикание является относительно распространенной речевой проблемой в детстве, которая может сохраняться и во взрослом возрасте. Статистические исследования показывают, что примерно 1 из 12 детей младшего возраста страдает заиканием. Примерно 2 из 3 детей, которые заикаются, вырастут из этого состояния, хотя трудно предсказать, когда это произойдет с конкретным ребенком. По оценкам, данное нарушение речи встречается примерно у 1 из 100 взрослых, причем мужчины в 3-4 раза чаще заикаются, чем женщины.
Виды заикания
Выделяют 2 основных типа заикания:
- заикание в процессе развития — наиболее распространенный тип заикания, возникающий в раннем детстве, когда речь и языковые навыки развиваются быстро
- приобретенное или позднее начало заикания — относительно редко явление, которое случается у детей старшего возраста и взрослых в результате травмы головы, инсульта или прогрессирующего неврологического состояния. Такая форма недуга также может быть вызвано некоторыми лекарствами, психологической или эмоциональной травмой.
Симптомы заикания
- человек повторяет звуки или слоги — например, говорите «му-му-му-мумия» повторение определенных звуков, слогов или слов во время разговора, например, произнесение «яяяя-яблоко» вместо «яблоко»
- издает звуки длиннее, например, «ммммммммм»
- слово не удается полностью актикулировать
- длительные паузы между определенными звуками и словами
- ребенок изо всех сил пытается сказать правильное слово, фразу или предложение использование во время речи большого количества слов-заполнителей, таких как «ну» и «э»
- избегание зрительного контакта с другими людьми, пытаясь понять звуки или слова.
Заикание также более вероятно, когда маленький ребенок хочет много сказать, взволнован, говорит что-то важное для него или хочет задать вопрос.
Заикание различается по степени. У больных могут быть эпизоды заикания, сменяющиеся периодами, когда они относительно бегло говорят. Проблемы с речью могут усиливаться в ситуациях, когда ребенок стесняется своей речи и поэтому может изо всех сил стараться не заикаться.
Эти ситуации могут включать:
- разговаривать с авторитетным лицом, например, с учителем
- нужно сказать что-то перед классом
- читать вслух
- разговаривать по телефону.
Поведение, связанное с заиканием
У ребенка, который заикается, также могут развиваться непроизвольные движения, такие как моргание глаз, дрожание губ, гримаса, постукивание пальцами или топанье ногами. Он также может:
- избегать произносить определенные звуки или слова, на которых он обычно заикается
- применять стратегии, чтобы скрыть свое заикание, например, заявлять, что забыли то, что они пытались сказать, когда им трудно произносить слова плавно
- избегать социальных ситуаций из-за страха заикаться изменить стиль речи, чтобы предотвратить заикание — например, говорить очень медленно или тихо или говорить с акцентом
- испытывать страх, разочарование, стыд или смущение из-за своего заикания.
Что вызывает заикание?
Точно сказать, почему ребенок начинает заикаться, невозможно, но это состояние не вызвано действиями родителей. Факторы развития и наследственности могут иметь значение, наряду с небольшими различиями в том, насколько эффективно работают речевые области мозга. Развитие речи — это сложный процесс, который включает в себя взаимодействие между различными областями мозга, а также между мозгом и мышцами, отвечающими за дыхание и речь. Когда каждая часть этой системы работает хорошо, правильные слова произносятся в правильном порядке, с правильным ритмом, паузами и ударением.
Ребенку, который учится составлять простые предложения, необходима практика, чтобы развить различные области речи в мозгу и создать нейронные пути. Проблемы с разговором могут возникнуть, если некоторые части этой развивающейся системы не скоординированы. Это может вызвать повторения и остановки, особенно когда ребенку есть что сказать, он взволнован или чувствует себя под давлением. По мере того, как головной мозг продолжает развиваться, некоторые из этих проблем решаются или мозг находить способ компенсировать дефект, поэтому многие дети «вырастают» из заикания.
По неизвестным ученым причина заикание чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Считается, что гены тоже играют роль. Примерно 2 из 3 человек, которые заикаются, имеют семейный анамнез заикания, что позволяет предположить, что гены, унаследованные ребенком от своих родителей, могут повысить вероятность развития заикания.
К какому врачу обращаться
Родителям следует проконсультироваться с логопедом, если есть какие-либо опасения по поводу речи или языкового развития ребенка. Лечение заикания у детей дошкольного возраста часто бывает успешным, поэтому важно как можно скорее обратиться к специалисту. Если заикание возникло после травмы головы, необходимо сделать МРТ головного мозга, чтобы проверить нет ли анатомических поражений, которые влияют на речевые центры мозга.
Лечение заикания
Существуют различные подходы к речевой и языковой терапии, которые могут помочь людям, которые заикаются, легче говорить:
- создание среды, в которой ребенок чувствует себя более расслабленным и уверенно разговаривает
- стратегии для повышения беглости речи и развития коммуникативных навыков работа над чувствами, связанными с заиканием, такими как страх и беспокойство
- электронные устройства для уменьшения заикания.
Косвенная терапия — это вариант терапии, когда родители изменяют способ общения и домашнюю обстановку, а не сосредотачиваются непосредственно на разговоре ребенка. Если малыш меньше 5 лет, вероятно, логопед посоветует попробовать этот подход в первую очередь. Косвенные подходы часто основаны на концепции, согласно которой дети начинают заикаться, когда они не могут справиться с требованиями, предъявляемыми к их языковым навыкам. Эти завышенные ожидания могут исходить от окружающих людей или от собственного энтузиазма и решимости ребенка общаться. Цель непрямой терапии — создать среду, в которой ребенок чувствует под меньшим давлением при разговоре. Это может включать:
- говорить медленно и спокойно с ребенком
- делать больше того, что, кажется, помогает ребенку свободно говорить — например, разговаривать о том, что ребенок с родителем делает вместе, например, играет, готовит, ходит в детский сад или просматривает книги
- не перебивать и не критиковать ребенка
- сделать семейную обстановку максимально расслабляющей и спокойной.
Если маленький ребенок заикается в течение нескольких месяцев и кажется, что ему становится хуже, может быть лучше сразу начать прямую терапию. Дело в том, что заикание, которое сохраняется до тех пор, пока ребенок не станет достаточно взрослым, чтобы ходить в школу, вылечить значительно труднее. Со временем последствия заикания становятся дополнительной частью проблемы. К ним относятся беспокойство по поводу разговора, боязнь заикания и чувство смущения.
Прямая терапия часто часто учитывает как речевое поведение, так и социальные, эмоциональные и психологические аспекты заикания и используется для того, чтобы:
- помочь улучшить беглость речи
- помочь ребенку понять больше о заикании
- делиться опытом с другими, кто заикается
- работать над чувствами, связанными с заиканием, такими как страх и беспокойство
- улучшить коммуникативные навыки
- развивать уверенность в себе и позитивное отношение.
Автор: Беляков Николай Григорьевич
Специализация: Педиатр
Где ведет прием: Клиника Дженерал Медикал Центр ( GMC) г. Санкт-Петербург
Поделиться:
Лучшие специалисты в Санкт-Петербурге с рейтингом 4.5+
Захарова Виктория Валерьевна
Специализация: Педиатр
Врачебный стаж: с 2016 года
Где ведет прием: МЦ Балтмед Озерки
Малина Валерия Александровна
Специализация: Педиатр
Врачебный стаж: с 2019 года
Где ведет прием: МЦ Балтмед Озерки
Егорова Нина Александровна
Специализация: Педиатр
Врачебный стаж: с 2011 года
Где ведет прием: МЦ Балтмед Озерки
Ковзалова Ирина Сергеевна
Специализация: Педиатр
Врачебный стаж: с 2021 года
Где ведет прием: МЦ Балтмед Озерки
Пушкарева (Виноградова) Ирина Алексеевна
Специализация: Кардиолог, Педиатр
Врачебный стаж: с 2009 года
Где ведет прием: МЦ Балтмед Озерки, Клиническая больница №31, Medswiss Гаккелевская
Бунякова Елена Владимировна
Специализация: Педиатр, Ревматолог
Врачебный стаж: с 2008 года
Где ведет прием: МЦ Балтмед Озерки
Стрекалова Елена Владимировна
Специализация: Терапевт, Педиатр, Врач общей практики
Врачебный стаж: с 1999 года
Где ведет прием: МЦ Балтмед Озерки
Климанова Дарья Александровна
Специализация: Педиатр, Неонатолог, Аллерголог, Иммунолог
Врачебный стаж: с 2013 года
Где ведет прием: МЦ Балтмед Озерки
Таштемиров Тохиржон Махаматвосилович
Специализация: Педиатр
Врачебный стаж: с 2019 года
Где ведет прием: МЦ Медицентр
Нормуродов Алишер Хусан угли
Специализация: Педиатр
Врачебный стаж: с 2019 года
Где ведет прием: Медицентр
Марков Антон Иванович
Специализация: Педиатр
Врачебный стаж: с 2011 года
Где ведет прием: МЦ Медицентр
Бабикова Дарья Константиновна
Специализация: Педиатр
Врачебный стаж: с 2019 года
Где ведет прием: МЦ Медицентр
Ким Ирина Ефремовна
Специализация: Педиатр
Врачебный стаж: с 1985 года
Где ведет прием: МЦ Медицентр
Егорова Виктория Александровна
Специализация: Педиатр
Врачебный стаж: с 2016 года
Где ведет прием: МЦ Медицентр
Волошина Анастасия Анатольевна
Специализация: Педиатр
Врачебный стаж: с 2020 года
Где ведет прием: МЦ Медицентр
Будгинайте Ксения Александровна
Специализация: Эндокринолог, Педиатр
Врачебный стаж: с 2018 года
Где ведет прием: МЦ Медицентр , Детский медицинский центр ОННИ
Белякова Алла Васильевна
Специализация: Невролог, Педиатр, Рефлексотерапевт
Врачебный стаж: с 1983 года
Где ведет прием: МЦ Медицентр, МЦ Профимедика, МЦ Семейный Доктор
Башмакова Елена Олеговна
Специализация: Педиатр
Врачебный стаж: с 2018 года
Где ведет прием: МЦ Медицентр Поликарпова
Барамыка Анастасия Васильевна
Специализация: Педиатр
Врачебный стаж: с 2006 года
Где ведет прием: МЦ Медицентр
Балькова Ирина Анатольевна
Специализация: Педиатр
Врачебный стаж: с 2013 года
Где ведет прием: МЦ Медицентр
Радченко Сергей Иванович
Специализация: Гастроэнтеролог, Педиатр, Врач общей практики
Врачебный стаж: с 1989 года
Где ведет прием: МЦ Медицентр Поликарпова
Тарасова Росина Васильевна
Специализация: Невролог, Врач УЗИ, Педиатр
Врачебный стаж: с 1990 года
Где ведет прием: МЦ Медпомощь 24 Заневский, Клиника ЧудоДети
Абрамова Елена Михайловна
Специализация: Педиатр
Врачебный стаж: с 1976 года
Где ведет прием: МЦ Энергия Здоровья, МЦ Поэма здоровья
Быстрицкая Наталья Владимировна
Специализация: Педиатр
Врачебный стаж: с 1989 года
Где ведет прием: МЦ Лонга Вита, НИИ акушерства и гинекологии им. Отта
Бочкова Ольга Юрьевна
Специализация: Гастроэнтеролог, Педиатр
Врачебный стаж: с 2006 года
Где ведет прием: СМ-Клиника на Выборгском
Хватова Елена Анатольевна
Специализация: Врач УЗИ, Гастроэнтеролог, Педиатр
Врачебный стаж: с 2006 года
Где ведет прием: СМ-Клиника на Дунайском, СМ-Клиника на Малой Балканской
Свечина Евгения Алексеевна
Специализация: Гинеколог, Педиатр
Врачебный стаж: с 2010 года
Где ведет прием: СМ-Клиника на Дунайском
Нереуца Лидия Альвиновна
Специализация: Педиатр, Пульмонолог, Аллерголог, Иммунолог
Врачебный стаж: с 2003 года
Где ведет прием: СМ-Клиника на Дунайском
Борисова Дарья Сергеевна
Специализация: Педиатр, Пульмонолог
Врачебный стаж: с 2016 года
Где ведет прием: СМ-Клиника на Выборгском
Батрак Ксения Андреевна
Специализация: Педиатр
Врачебный стаж: с 2013 года
Где ведет прием: СМ-Клиника на Маршала Захарова, Детская поликлиника № 75
Лащёва Ольга Валерьевна
Специализация: Эндокринолог, Педиатр
Врачебный стаж: с 2003 года
Где ведет прием: СМ-Клиника на Ударников
Терехова Ольга Борисовна
Специализация: Гастроэнтеролог, Педиатр
Врачебный стаж: с 2010 года
Где ведет прием: СМ-Клиника на Ударников
Михайлова Виктория Евгеньевна
Специализация: Гастроэнтеролог, Педиатр
Врачебный стаж: с 2010 года
Где ведет прием: СМ-Клиника на Выборгском
Белотицкая Валерия Эдуардовна
Специализация: Гастроэнтеролог, Педиатр
Врачебный стаж: с 2015 года
Где ведет прием: СМ-Клиника на Дунайском
Мещерякова Ирина Федоровна
Специализация: Кардиолог, Педиатр
Врачебный стаж: с 1999 года
Где ведет прием: СМ-Клиника на Ударников
Гольцман Кирилл Ефимович
Специализация: Сомнолог, Педиатр, Врач функциональной диагностики, Эпилептолог
Врачебный стаж: с 2013 года
Где ведет прием: Клиника Основа Дети, Клиника педиатрической академии
Тарасова Лариса Анатольевна
Специализация: Гастроэнтеролог, Педиатр, Нефролог, Инфекционист
Врачебный стаж: с 1989 года
Где ведет прием: Клиника доктора Пеля
Ульянова Инна Владимировна
Специализация: Гепатолог, Педиатр, Пульмонолог, Инфекционист
Врачебный стаж: с 1990 года
Где ведет прием: Клиника доктора Пеля
Кудряшова Мария Юрьевна
Специализация: Кардиолог, Педиатр, Врач функциональной диагностики
Врачебный стаж: с 1990 года
Где ведет прием: Клиника доктора Пеля, Клиника МЕДА, Детское поликлиника № 39
Литература:
- Абелева И. Ю. Психология заикания у взрослых на разных фазах процесса речевой коммуникации \\ Вопросы психологии, 1976, №4, с. 144-150.
- Белякова Л.И. К вопросу о механизмах возникновения заикания \\ Дефектология, 1974, №5, с. 10-17.
- Туркин A.M. МРТ в диагностике опухолей головного мозга. Дисс.канд.мед.наук.-М., 1990.-158 с.
- Буянов М.И. Заикание у подростков. М., 1989, 159 с.
- Коновалов А.Н., Корниенко В.Н., Пронин И.Н. Магнитно-резонансная томография в нейрохирургии. — М., «Видар», 1997. 452.
Последние статьи о диагностике
Что показывает МРТ головного мозга
На сегодня в медицинских клиниках СПб МРТ головного мозга – это всеми признанный золотой стандарт в исследовании разных заболеваний структур головы. Показаниями для исследования мозга будут:
Читать далее
Отличие МРТ головного мозга от МРТ сосудов головного мозга
На первый взгляд особого отличия между МРТ исследованием головного мозга и МРТ сосудов головного мозга не существует. Оба этих обследования выполняются одинаково — снимки получаются путем сканирования на МРТ аппарате. В результате диагностики врачи получают объемные изображения, которые можно рассмотреть под любым углом. Расстояние между срезами доходит до 1 мм, что позволяет визуализировать даже самые мелкие новообразования и патологии. Тем не менее отличия в диагностике все-таки есть: и МРТ головного мозга, и МРТ сосудов головного мозга не следует путать между собой.
Читать далее
Картавость и заикание можно исправить в любом возрасте
Комсомольская правда
ЗдоровьеНовости медициныКАРТИНА ДНЯ
Марина КУЗНЕЦОВА
14 сентября 2010 16:51
Об этом во время «Прямой линии» в «Комсомолке» рассказала заведующая кафедрой логопедии, директор Центра патологии речи Пермского государственного педуниверситета Ольга Тверская.
Четко и красиво произносить звуки важно не только актерам и дикторам, но и представителям многих других профессий. Согласитесь, не очень красиво, если руководитель солидной компании отдает приказы, плохо выговаривая слова. А если заикается авиадиспетчер – это вообще чревато катастрофами! Говорят, в царской России в Академию генштаба принимали только чисто говорящих. Правило ввели после случая с офицером, который вместо «р» произносил «г». Встречая императора, он вместо «Какая радость!» закричал «Какая гадость!»…
Как исправить недостатки речи? Когда стоит задумываться о логопедическом садике для ребенка? На эти и другие вопросы во время «Прямой линии» в «Комсомолке» ответила Ольга Тверская.
Заикание нужно лечить «свежим»
* Ольга Николаевна, добрый день. Меня зовут Татьяна. Дочери три года. Недавно она стала заикаться, причем заикание постоянно прогрессирует…
— Из-за чего возникло заикание?
— Даже не знаю. Возможно, повлияло то, что она в садик пошла.
С ребенком нужно постоянно разговаривать — тогда и он молчать не будет.
— Да, это могло стать для ребенка серьезным нервным потрясением. Для начала вам нужно обратиться к невропатологу – чтобы вы прошли обследование и дочке назначили лечение. У ребенка сейчас так называемое «свежее» заикание. У девочки еще не выработался условный рефлекс, что она заикается. Вам нужно это затормозить. Создать для нее щадящие условия общения. Если у вас есть возможность, на время заберите дочку из детсада. Строго соблюдайте режим дня. Никакого перенапряжения, никаких эмоционально возбуждающих программ. Кроме того, ограничьте речь у дочки. Не в приказном порядке, конечно. И обязательно обратитесь к логопеду.
* Алло, здравствуйте, звоню вам из Добрянки. Ребенку девять лет, заикается лет с четырех. Как в садик пошел – так и стал заикаться. А сейчас вообще на каждом слове запинается. Можно ли это вылечить?
— Скажите, а вы к кому-то обращались по этому поводу?
— Нет.
— Значит, первое, что я вам порекомендую, – сходите на прием к невропатологу или психиатру по месту жительства. Если подходящего специалиста в вашей больнице нет, попросите направление в Пермь. Можете записаться на прием и к частным специалистам. Они должны выяснить природу заикания, порекомендовать лечение медикаментами и посоветовать, к каким логопедам лучше обратиться.
* Муж заикается. Недавно заметила, что и сын (ему 2,8 года) тоже начал заикаться! Что это – просто повторяет за отцом или заикание передалось по наследству? Что нам делать?
Светлана, вопрос оставлен на сайте kp.ru
— Заикание действительно может передаваться по наследству. Но нельзя отбрасывать и вариант с подражанием. Бывает активное подражание: «нравится папа и как он говорит, буду делать так же». Бывает пассивное: ребенок постоянно слышит речь заикающегося и считает ее нормой. Вам срочно нужно записать сына на прием к неврологу, а затем к логопеду. Чтобы они установили точную причину и назначили лечение. По большому счету, нужно одновременно «разбираться» с проблемами речи и папы, и ребенка.
* Ольга Николаевна? Меня зовут Ирина. Хочу спросить вот о чем. Мой ребенок, когда спешит или волнуется, начинает заикаться. Ему пять лет. Участковый врач сказал, что с этим нужно идти к психиатру. А какие могут быть последствия, если его поставят на учет у психиатра?
— Я бы вам порекомендовала сначала обратиться к невропатологу. Затем – к логопеду. А уж если они посчитают нужным, то направят вашего сына к психиатру. Если же у него к взрослому возрасту останется ярко выраженное заикание, то его могут освободить от службы в армии. Но это должно подтверждаться документами.
Не выговаривать «р» в три года – это нормально!
* Меня зовут Лера. Ребенку 2 года 2 месяца. Говорит только «мама», «папа», «баба», «дай». Остальное – просто не разобрать. Это нормально? В каком возрасте ребенок должен говорить чисто?
Вопрос оставлен на сайте kp.ru
— Четко произносить все звуки ребенок должен уметь к пяти годам. Для каждого звука – свой срок. Например, «б» и «м» появляются рано. А «р» и «л» — самые сложные звуки русского языка. Они должны появиться в речи ребенка к пяти годам. Но это не значит, что до этого времени не стоит обращать внимание на проблемы речи. Несколько слов к двум годам – это мало. Нужно искать причину. Она может быть биологической (например, нарушено строение челюсти, языка, неба). Или социальной: с ребенком не занимаются, сюсюкаются с ним. Зачем говорить, если он пальчиком показал, ножкой топнул — и мама все принесла? Это может передаваться и по наследству. Если папа только в четыре года заговорил и мама тоже – только в четыре, с чего вдруг ребенок начнет болтать в два?
* Здравствуйте, Ольга Николаевна. Меня зовут Татьяна. Сыну 3 года 4 месяца, есть проблемы с речью, хоть и занимаемся с ним. Не выговаривает «р».
— Не стоит торопиться – звуки должны полностью «встать» только к пяти годам. Не зацикливайтесь на звуке «р». Но раз вы занимаетесь с сыном, могу порекомендовать дополнительные логопедические упражнения, развивающие вибрацию губ и языка. Например, «Как лошадку останавливаем? Тпр-р-ру!» «Как машинку заводим? Бр-р-р-ру» Пусть пробует произносить звук «д» и цокать язычком.
* Здравствуйте, меня зовут Мария. На следующий год сын идет в школу. Пока еще не все звуки выговаривает. «Р» и «л» получаются как-то нечетко. Насколько это критично? Обязательно ли, чтобы к первому классу ребенок все звуки выговаривал?
— В русском языке 42 звука. К школе ребенок должен правильно и красиво произносить все. Чтобы потом ошибки в устной речи не привели к дефектам письменной. Часто ребенок пишет, как слышит, а слышит – как произносит сам. А если сам произносит неправильно – вот и ошибки. Скажите, вы ходили к логопеду?
— Да, занимались. Потом лето началось, сделали перерыв. А сейчас мы еще и адрес поменяли – переехали в Ленинский район. Надо ли ездить к прежнему логопеду или можно записаться к новому – ближе к дому?
— Смотрите, как отреагирует на смену ребенок. Если хорошо – можете и поменять. Например, в детской поликлинике на ул. Большевистской работает замечательный логопед Наталья Геннадьевна Пермякова – обратитесь к ней. Вам абсолютно бесплатно исправят все нарушенные звуки.
Логопедический детсад – с пяти лет
* Здравствуйте, Ольга Николаевна! Мой ребенок не выговаривает некоторые звуки. Можно ли его записать в логопедический детсад? Как туда попасть?
— В первую очередь обратитесь к логопеду в поликлинике. Он посмотрит, насколько серьезен дефект, назначит занятия или отправит на консультацию к другим врачам (если это будет нужно). Но, вполне возможно, нарушения речи у вашего ребенка несущественные. Тогда логопед просто посоветует, как с ним заниматься, чтобы к пяти годам речь выправилась. Если же и в пять лет речь вашего сына не будет чистой, его направят в логопедический детсад. Не раньше!
— А кто может туда направить?
— Практически во всех детских садах есть логопункты. Логопед смотрит за воспитанниками и если дефекты речи ребенка вызывают серьезные опасения, он дает направление в психолого-медико-педагогическую консультацию (ул. Нефтяников, 50). Это учреждение порекомендует программу обучения ребенка, определит, необходим ли специальный детсад.
С серьезными нарушениями нужно работать долго
* Здравствуйте, Ольга Николаевна. Меня зовут Анна. Сыну через неделю исполняется шесть лет. Он плохо выговаривал «ш», «с». Два года занимаемся с логопедом в садике – шипящие и свистящие стали лучше. Но «р», «л» вообще не выговаривает! Может, еще к кому-то обратиться? Живем в Добрянке, но могли бы и в Пермь ездить, чтобы заниматься.
— Скажите, ваш сын ходит в специализированный детсад?
— Нет, в обычный сад, обычную группу. Но там есть логопед. И еще ребенок состоит на учете у невропатолога.
— Обобщая то, что вы сказали, я могу предположить, что у ребенка дизартрия. Хотя точный диагноз можно поставить, только увидев его медицинскую карту и пообщавшись с вашим сыном. При таком нарушении дефекты речи исправляются достаточно долго и тяжело. У вас успех есть. Поэтому я советую продолжить заниматься с логопедом и дома, не пропускать прием у невропатолога. Можете обратиться к нам, на кафедру логопедии Пермского педуниверситета (ул. Кирова, 65, тел. (342) 279-97-60).
* Добрый день! У ребенка нижняя челюсть немножко выступает. Из-за этого хромает произношение: «ш», «ч», «щ»… Логопед в школе это не исправляет. Живем мы в Добрянке.
— Если есть дефекты в строении челюсти, один логопед с проблемами речи ребенка не справится. Нужно обратиться к ортодонтам. В Добрянке такие специалисты должны быть. Если нет – подъезжайте с полисом обязательного медстрахования в лечебно-консультативный центр по лечению и диспансеризации детей с врожденными пороками развития челюстно-лицевой области (ул. Луначарского, 74б, тел. регистратуры: (342) 233-22-91). Вас примут бесплатно и порекомендуют, как исправить прикус.
* Здравствуйте, меня зовут Ольга. Сыну восемь лет, ходит во второй класс. В свое время посещал логопедическую группу в садике. Ребенок пропускает буквы при письме и, когда читает, проглатывает окончания. С чем это связано? К кому обращаться?
— Очень похоже на дисграфию (нарушение письма) и на дислексию (нарушение чтения). Вам нужно пройти обследование. Сходите на консультацию к логопеду – в школу, поликлинику, частный центр либо городской Центр психолого-медико-социального сопровождения (Комсомольский проспект, 84а, тел. (342) 241-02-11). Если вам подтвердят один из диагнозов, нужны будут обязательные занятия с логопедом. Причем систематические.
* Дочери шесть лет, в следующем году идет в школу. Плохо выговаривает «с», «з», «ш», «щ», «ц», «р». Правда ли, что у таких детей бывают проблемы с грамотностью? И можно ли попасть к логопеду бесплатно?
Ольга Александровна Коломиец, вопрос оставлен на сайте kp.ru
— Да, проблемы могут возникнуть. Обязательно запишитесь на прием к логопеду: специалисты работают при поликлиниках. Это бесплатно.
* Добрый день! Это Светлана. Дочке девять лет, учится в специализированной языковой школе. Не выговаривает «р». Обошли множество логопедов – результатов нет.
— А у ортодонта, невропатолога вы были?
— Нет.
— Тогда вам нужно сходить к ортодонту и выяснить, нет ли у девочки каких-то нарушений анатомического характера (в строении челюсти, неба, языка). Невролог выяснит, есть ли нарушения по его направлению. Если окажется, что все в норме, то нужно будет снова поработать с логопедом – более плотно.
Взрослым – тоже к логопеду
* Мне 17 лет, не выговариваю ни мягкую, ни твердую «р». Не ужасно картавлю, но все-таки… В детстве с мамой ходили к врачу – сказали, надо подрезать уздечку языка. Я от операции наотрез отказался. Можно ли во взрослом возрасте научиться выговаривать «р»? Если операция все-таки обязательна, то к какому врачу идти? Логопеды ведь этим не занимаются!
Кирилл, вопрос оставлен на сайте kp. ru
— Вам нужно сходить к челюстно-лицевому хирургу-стоматологу. Такие специалисты, к примеру, принимают в лечебно-консультативном центре по лечению и диспансеризации детей с врожденными пороками развития челюстно-лицевой области. Они вас осмотрят и скажут, требуется ли операция. Если надо – назначат и сделают. Можно также попробовать растянуть подъязычную уздечку с помощью специальных упражнений или логопедического массажа. Эту процедуру проводят логопеды.
* До какого возраста можно научиться выговаривать «р»? Мне 22 года, зовут Аркадием Борисовичем. Вот и думаю: то ли имя-отчество менять, то ли к логопеду идти?
— Исправить дефект речи можно попробовать и в 22 года – было бы желание. Единственное – надо исключить биологические причины (дефектное строение неба, языка и т. д.). Чтобы проверить, запишитесь к стоматологу или ортодонту.
АНЕКДОТ В ТЕМУ
— Скажите, вы любите Кафку?
— Кафку? Очень люблю, особенно гречневую.
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без
предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой
право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные
сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой
массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781
127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте
www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской
Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности
принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не
подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было
форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]
Что такое заикание? Диагностика и лечение
Что такое заикание?
Заикание — это расстройство речи, характеризующееся повторением звуков, слогов или слов; удлинение звуков; и прерывания речи, известные как блоки. Человек, который заикается, точно знает, что он или она хотел бы сказать, но у него проблемы с воспроизведением нормального потока речи. Эти нарушения речи могут сопровождаться поведением, требующим напряжения, например, быстрым морганием глаз или дрожанием губ. Заикание может затруднить общение с другими людьми, что часто влияет на качество жизни человека и межличностные отношения. Заикание также может негативно сказаться на производительности труда и возможностях, а лечение может обойтись в большие финансовые затраты.
Симптомы заикания могут существенно различаться в течение дня. В общем, выступление перед группой или разговор по телефону может усугубить заикание человека, а пение, чтение или разговор в унисон могут временно уменьшить заикание.
Заикание иногда называют заиканием и, в более широком смысле, невнятной речью .
Кто заикается?
Примерно 3 миллиона американцев заикаются. Заикание поражает людей всех возрастов. Чаще всего это происходит у детей в возрасте от 2 до 6 лет, когда они развивают свои языковые навыки. Приблизительно от 5 до 10 процентов всех детей заикаются в течение некоторого периода своей жизни, длящегося от нескольких недель до нескольких лет. Мальчики в 2-3 раза чаще заикаются, чем девочки, и по мере взросления эта гендерная разница увеличивается; мальчиков, продолжающих заикаться, в три-четыре раза больше, чем девочек. Большинство детей перерастают заикание. Примерно 75 процентов детей выздоравливают от заикания. Для оставшихся 25 процентов, которые продолжают заикаться, заикание может сохраняться как пожизненное расстройство общения.
Как обычно воспроизводится речь?
Мы произносим звуки речи с помощью серии точно скоординированных мышечных движений, включающих дыхание, фонацию (постановку голоса) и артикуляцию (движения горла, неба, языка и губ). Мышечные движения контролируются мозгом и контролируются нашими органами слуха и осязания.
Каковы причины и виды заикания?
Точные механизмы, вызывающие заикание, неизвестны. Заикание обычно подразделяют на два типа: связанные с развитием и нейрогенные.
Заикание, связанное с развитием
Заикание, связанное с развитием, возникает у маленьких детей, когда они еще осваивают речь и языковые навыки. Это самая распространенная форма заикания. Некоторые ученые и клиницисты считают, что заикание в процессе развития возникает, когда речевые и языковые способности детей не в состоянии удовлетворить вербальные потребности ребенка. Большинство ученых и клиницистов считают, что заикание в развитии связано со сложным взаимодействием множества факторов. Недавние исследования изображений мозга показали устойчивые различия между заикающимися и незаикающимися сверстниками. Заикание в процессе развития также может передаваться по наследству, и исследования показали, что этому типу заикания способствуют генетические факторы. Начиная с 2010 года исследователи из Национального института глухоты и других коммуникативных расстройств (NIDCD) идентифицировали четыре разных гена, мутации в которых связаны с заиканием. Дополнительную информацию о генетике заикания можно найти в разделе исследований этого информационного бюллетеня.
Нейрогенное заикание
Нейрогенное заикание может возникнуть после инсульта, черепно-мозговой травмы или другого типа повреждения головного мозга. При нейрогенном заикании мозг испытывает трудности с координацией различных областей мозга, участвующих в речи, что приводит к проблемам с воспроизведением четкой и беглой речи.
Когда-то все заикания считались психогенными, вызванными эмоциональной травмой, но сегодня мы знаем, что психогенное заикание встречается редко.
Как диагностируется заикание?
Заикание обычно диагностируется логопедом, медицинским работником, обученным тестировать и лечить людей с голосовыми, речевыми и языковыми нарушениями. Логопед рассмотрит множество факторов, в том числе историю болезни ребенка (например, когда впервые было замечено заикание и при каких обстоятельствах), анализ поведения ребенка, связанного с заиканием, и оценку речевых и языковых способностей ребенка. и влияние заикания на его или ее жизнь.
Обследуя маленького ребенка на заикание, логопед попытается определить, будет ли ребенок продолжать свое заикание или перерастет его. Чтобы определить эту разницу, логопед рассмотрит такие факторы, как семейный анамнез заикания, длительность заикания ребенка 6 месяцев или дольше, а также наличие у ребенка других речевых или языковых проблем.
Как лечить заикание?
Хотя в настоящее время нет лекарства от заикания, существует множество доступных методов лечения. Характер лечения будет различаться в зависимости от возраста человека, целей общения и других факторов. Если вы или ваш ребенок заикаетесь, важно поработать с логопедом, чтобы определить наилучшие варианты лечения.
Терапия для детей
Раннее лечение очень маленьких детей может предотвратить превращение заикания, связанного с развитием, в пожизненную проблему. Определенные стратегии могут помочь детям научиться улучшать беглость речи, развивая при этом позитивное отношение к общению. Медицинские работники обычно рекомендуют обследовать ребенка, если он или она заикается в течение 3–6 месяцев, проявляет поведение, связанное с заиканием, или имеет семейный анамнез заикания или связанных с ним коммуникативных расстройств. Некоторые исследователи рекомендуют каждые 3 месяца осматривать ребенка, чтобы определить, увеличивается или уменьшается заикание. Лечение часто включает в себя обучение родителей способам поддержки беглой речи их ребенка. Родителям можно предложить:
- Обеспечьте непринужденную домашнюю обстановку, которая дает ребенку много возможностей говорить. Это включает в себя выделение времени, чтобы поговорить друг с другом, особенно когда ребенок взволнован и ему есть что сказать.
- Внимательно слушайте, когда ребенок говорит, и сосредоточьтесь на содержании сообщения, а не реагируйте на то, как оно сказано, и не перебивайте ребенка.
- Говорите немного медленнее и расслабленнее. Это может помочь уменьшить нехватку времени, с которой может столкнуться ребенок.
- Внимательно слушайте, когда ребенок говорит, и ждите, пока он скажет нужное слово. Не пытайтесь закончить предложения ребенка. Кроме того, помогите ребенку понять, что человек может успешно общаться, даже если он заикается.
- Открыто и честно поговорите с ребенком о заикании, если он или она поднимет эту тему. Дайте ребенку понять, что некоторые сбои в работе — это нормально.
Терапия заикания
Многие современные методы лечения заикающихся подростков и взрослых сосредоточены на том, чтобы помочь им научиться сводить к минимуму заикание, когда они говорят, например, говоря медленнее, регулируя дыхание или постепенно переходя от односложных ответов к более длинные слова и более сложные предложения. Большинство из этих методов лечения также помогают справиться с беспокойством, которое заикающийся человек может испытывать в определенных речевых ситуациях.
Лекарственная терапия
Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США не одобрило никаких лекарств для лечения заикания. Однако некоторые препараты, одобренные для лечения других проблем со здоровьем, таких как эпилепсия, тревога или депрессия, использовались для лечения заикания. Эти препараты часто имеют побочные эффекты, которые затрудняют их использование в течение длительного периода времени.
Электронные устройства
Некоторые люди, которые заикаются, используют электронные устройства, чтобы контролировать беглость речи. Например, один тип устройства вставляется в ушной канал, как слуховой аппарат, и воспроизводит в цифровом виде слегка измененную версию голоса пользователя в ухо, так что это звучит так, как будто он или она говорит в унисон с другим человеком. Некоторым людям электронные устройства могут помочь улучшить беглость речи за относительно короткий период времени. Необходимы дополнительные исследования, чтобы определить, как долго могут длиться такие эффекты и могут ли люди легко использовать эти устройства и получать от них пользу в реальных ситуациях. По этим причинам исследователи продолжают изучать долгосрочную эффективность этих устройств.
Группы самопомощи
Многие люди обнаруживают, что достигают наибольшего успеха, сочетая самообучение и терапию. Группы самопомощи помогают людям, которые заикаются, найти ресурсы и поддержку, когда они сталкиваются с проблемами заикания.
Какие исследования заикания проводятся?
Исследователи во всем мире изучают способы улучшения раннего выявления и лечения заикания, а также выявления его причин. Например, ученые работали над выявлением возможных генов, ответственных за заикание, которые, как правило, передаются по наследству. Ученые NIDCD в настоящее время идентифицировали варианты в четырех таких генах, которые объясняют некоторые случаи заикания во многих странах мира, включая Соединенные Штаты и Европу. Все эти гены кодируют белки, которые направляют трафик внутри клетки, гарантируя, что различные клеточные компоненты попадут в нужное место внутри клетки. Такой дефицит клеточного трафика является недавно признанной причиной многих неврологических расстройств. В настоящее время исследователи изучают, как этот дефект клеточного трафика приводит к специфическим нарушениям беглости речи.
Исследователи также работают над тем, чтобы помочь речевым патологам определить, какие дети с наибольшей вероятностью перерастут свое заикание, а какие дети подвержены риску продолжения заикания во взрослой жизни. Кроме того, исследователи изучают способы выявления групп людей, которые демонстрируют схожие модели заикания и поведения, которые могут быть связаны с общей причиной.
Ученые используют инструменты визуализации мозга, такие как ПЭТ (позитронно-эмиссионная томография) и функциональная МРТ (магнитно-резонансная томография), для исследования активности мозга у людей, которые заикаются. Исследователи, финансируемые NIDCD, также используют томографию головного мозга для изучения структуры мозга и функциональных изменений, происходящих в детстве, которые отличают детей, которые продолжают заикаться, от тех, кто выздоравливает от заикания. В будущем визуализация мозга может быть использована для лечения людей, страдающих заиканием. Исследователи изучают, могут ли заикающиеся пациенты-добровольцы научиться распознавать с помощью компьютерной программы определенные речевые модели, связанные с заиканием, и избегать использования этих моделей во время разговора.
NIDCD ведет каталог организаций, предоставляющих информацию о нормальных и нарушенных процессах слуха, равновесия, вкуса, обоняния, голоса, речи и языка.
Используйте следующие ключевые слова, чтобы помочь вам найти организации, которые могут ответить на вопросы и предоставить информацию о заикании:
- Заикание
- Логопеды
- Направления от врача/практика
Информационный центр NIDCD
1 Communication Avenue
Bethesda, MD 20892-3456
Бесплатный голосовой телефон: (800) 241-1044
Бесплатный номер TTY: (800) 241-1055
Электронная почта: [email protected]
Stuttering | Детская больница CS Mott
Заикание — это расстройство речи, при котором нормальный поток речи нарушается повторением или удлинением звуков, слогов или слов. У человека также могут возникнуть проблемы с началом слова. Заикание чаще всего встречается в возрасте от 2 до 6 лет по мере развития языковых навыков. Большинство детей перерастают заикание, обычно к 5 годам.
Насколько распространено заикание?
Приблизительно 5 процентов людей будут заикаться в какой-то период своей жизни. Чаще всего это происходит в возрасте 3–4 лет, когда 8–11 процентов детей страдают заиканием. И в три-четыре раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Более 80 процентов заикающихся детей выздоравливают спонтанно (имеется в виду, с лечением или без него). Примерно у 1% населения мира заикание сохраняется на всю жизнь.
Причины заикания и факторы риска
Исследования показывают, что заикание вызывается множеством факторов, включая генетические и нейрофизиологические проблемы. Вопреки распространенному мнению, эмоциональные проблемы и стиль воспитания не вызывают заикание. Хотя невозможно с уверенностью определить, какие дети будут заикаться, есть несколько факторов, которые указывают на большую вероятность заикания:
- Пол ребенка, так как мальчики подвержены более высокому риску стойкого заикания, чем девочки
- Семейный анамнез стойкого заикания
- Заикание, продолжающееся более 6–12 месяцев с небольшим улучшением
- Возраст начала – дети, которые начинают заикаться в возрасте 3,5 лет и старше
- Сопутствующее нарушение речи и языка
Как звучит заикание?
Ниже приведены некоторые распространенные типы заикания:
- Односложные повторения целых слов (например, «Почему-почему-почему он пошел туда?»)
- Повторение части слова или звука/слога (например, «Л-л-л-л-поехали»)
- Продолжение звуков (например, «Я сссссссссори»)
- Звуковая или немая блокировка (заполненные или незаполненные паузы в речи)
- Слова, произносимые с избытком физического напряжения или борьбы
Частота и тяжесть заикания могут меняться изо дня в день и в зависимости от разговорной ситуации. Заикание часто более серьезное, когда есть повышенное давление, чтобы общаться (например, соревнование за время разговора, отчет в школе, собеседование при приеме на работу).
Также могут присутствовать вторичные, избегающие или дополнительные формы поведения:
- Отвлекающие звуки (например, прочищение горла, вставка непреднамеренного звука)
- Мимические гримасы (например, моргание, сжатие челюстей)
- Движения головы (например, кивание головой)
- Движения конечностей (например, постукивание ногой, сжатие кулаков)
- Избегание звуков или слов (например, замена слов, добавление ненужных слов)
- Не отвечает или задает вопросы в классе или мало говорит из-за избегания разговоров
- Избегание социальных ситуаций
- Наполнители для маскировки моментов заикания, такие как «эээ», «ммм» или «ну вы знаете»
Как диагностируется заикание?
Логопед (SLP) диагностирует заикание, оценивая речь в различных контекстах (например, при разговоре, устном чтении, воображаемой игре). SLP может снимать или записывать речь ребенка или может проверять речевые модели другими способами. Вашему ребенку также может потребоваться медицинский осмотр и другие тесты, чтобы исключить проблемы со здоровьем, влияющие на развитие речи, такие как проблемы со слухом. Поговорите с врачом вашего ребенка, если у вас есть какие-либо опасения по поводу его или ее речи, если заикание длится более 6–12 месяцев или если заикание встречается в вашей семье.
Заикание, связанное с развитием, и стойкое заикание
Заикание, которое начинается в раннем возрасте обучения языку ребенка (в возрасте 2–6 лет) и проходит само по себе до наступления половой зрелости, называется заиканием развития. Это нормальная часть языкового развития. Большинство детей не беспокоятся об этом и могут даже не замечать, что они это делают. Этот тип заикания может появляться и исчезать на некоторое время. Затем он может медленно уменьшаться, пока не исчезнет.
Заикание, которое не проходит, ухудшается или не проходит со временем, называется стойким заиканием. Этот тип заикания может вызывать смущение, и с ним трудно справиться. Обычно это не проходит полностью, даже при лечении. Лечение стойкого заикания направлено на уменьшение его тяжести, повышение естественности речи и уменьшение напряжения и сложности заикания для говорящего.
Как я могу помочь заикающемуся ребенку?
- Говорите с ребенком медленно и непринужденно. Часто делайте паузы; избегайте прерывания или дополнения его/ее слов или завершения предложений. После того, как ваш ребенок закончит говорить, подождите пару секунд, прежде чем говорить сами.
- Задавая вопросы, старайтесь не задавать их один за другим. Пытаясь собрать информацию о дне вашего ребенка, попробуйте начать с таких фраз, как «Интересно». Это избавляет ребенка от необходимости быстро реагировать.
- Уменьшите потребность в разговоре, когда ваш ребенок резюмирует или пересказывает множество недавних событий или информации во время посещения друзей и семьи. Вместо этого позвольте ребенку естественно поделиться недавним опытом.
- Выделите несколько минут каждый день, чтобы провести некоторое время один на один с ребенком в спокойной обстановке. Следуйте примеру своего ребенка, и пусть ваш ребенок будет в центре внимания. Никакого iPad, телевизора или экранного времени в это время.
- Замедление темпа жизни в доме, особенно разговоров. Убедитесь, что члены семьи говорят по очереди и не перебивают.
- Помогите ребенку стать увереннее. Будьте конкретными и описательными. Вместо того, чтобы говорить «это здорово», скажите: «Мне нравится, как ты убираешь свои книги, ты такой услужливый».
- Не привлекайте внимание к его/ее заиканию, особенно если ваш ребенок этого не осознает.
- Сохраняйте спокойствие, когда ваш ребенок заикается. Поддерживайте зрительный контакт и используйте позитивное выражение лица и язык тела. Он или она, скорее всего, заметит, если родитель или опекун выглядит обеспокоенным или расстроенным. Покажите, что вы сосредоточены на сообщении, а не на том, как он или она говорит.
- Если ваш ребенок лечится от заикания, не ставьте своей целью идеальную речь. Скорее, ожидайте, что лечение поможет вашему ребенку говорить более естественно, с меньшими усилиями и усилиями. Избегайте использования таких слов, как «правильная» или «лучшая» речь, когда речь идет о лечении и/или речевых целях, и вместо этого выбирайте такие слова, как «более легкая» речь.
- Имейте в виду, что дети, которые продолжают заикаться, «запрограммированы» на то, чтобы быть более неразговорчивыми, и это не связано с отсутствием усилий или успехом в лечении.
- Жизненные события или перемены (например, переезд в новый город/школу, развод, начало или окончание учебного года, факторы стресса, связанные с дружбой) могут временно спровоцировать и/или усугубить заикание.
Дополнительные ресурсы:
Специалисты по патологии речи в детской больнице C.S.