Содержание
Сигналы задержки развития речи у ребенка — Эмпатия
Вопреки информационному изобилию, доступному молодым родителям в наши дни, психологи повседневно сталкиваются с примерами, когда тревожные сигналы или проблемы ребенка остаются незамеченными взрослыми, игнорируются, и, как следствие, трансформируются в серьезные отклонения.
Один из главных показателей психического благополучия ребенка – своевременное, соответствующее возрастным нормам развитие речи. Ведь речь – это не только средство общения, но и главный инструмент мышления, пропуск в мир познания и становления ребенка как личности.
Причины затруднений в овладении речью могут быть разными. Например, снижение слуха, повреждения головного мозга на ранних этапах (родовые травмы, недоношенность, инфекции и пр.), генетические предпосылки могут привести к задержке, несмотря на образцовое общение родителей с детьми.
Но есть и другие, крайние примеры, которые каждый из нас видел: расстроенный ребенок плачет, капризный или утомленный кричит – родитель «затыкает» его соской и дает в руки гаджет, наслаждаясь воцарившейся тишиной и покоем. Социально-педагогическая запущенность может выглядеть и по-другому, но суть остается прежней: ребенок испытывает коммуникативный голод, не получает качественной и достаточной стимуляции речевых зон мозга. Рассчитывать в таких случаях на своевременное развитие речи как минимум не логично.
На что обратить внимание
Выяснением причин займется специалист (педиатр, невролог, детский нейропсихолог, детский психиатр), когда вы к нему обратитесь: даст рекомендации семье, направит к специалистам смежного профиля, если требуется. Но своевременное обращение, то есть распознание проблемы, иногда определяется ответственностью и осведомленностью родителей.
1. Ребёнок не замирает, не сосредотачивается на вас, когда вы с ним говорите
На первом месяце жизни малыш, развивающийся нормально, начинает реагировать на голос другого человека: притихает, как бы прислушивается. На третьем месяце жизни ребёнок фиксирует на говорящем взгляд, выражает ответные эмоциональные реакции (улыбка, оживление).
2. Монотонное гуление
К третьему-четвёртому месяцу жизни ребёнок начинает гулить, чередовать нараспев гласные звуки (в основном «а», «у, «э») с призвуками, похожими на мягкое «г» или «х» (классическое «агу-агху»). Часто такими певучими слогами ребёнок откликается на речь, обращенную к нему. Если ребенок на пятом-шестом месяце гулит стереотипно, не меняя интонацию, не прислушиваясь к собственному голосу, то это может свидетельствовать о нарушении слуха. Если гуление очень скудное или отсутствует полностью, это может быть признаком тяжелой патологии. И в том и в другом случае необходимо обратиться к специалисту (детскому неврологу, педиатру).
3. Отсутствие лепета. Однообразно интонированный лепет
К восьмому-десятому месяцу гуление сменяется лепетом – повторяющимся слогам, состоящих из гласных и согласных звуков. Сперва этот репертуар прост: «мамамама», «дядядядя», но по мере развития ребёнка он усложняется, слоги становятся разнообразнее, появляется ритм: «ка-га-ка», «мя-ля-ня» и т.д. Заставить родителей насторожиться должен однообразный, не развивающийся, не усложняющийся лепет, а также отсутствие к году — году с небольшим у ребёнка лепетных слов («мама», «баба», «папа», «ам», «дай», «бах»).
4. Бедный словарный запас, отсутствие попыток произносить «взрослые слова»
Примерно к 1 году и 8-9 месяцам ребёнок осваивает слова с неповторяющимися слогами («кися», «тётя»), а также демонстрирует попытки произносить слова из трёх слогов («офка» — «коровка», «синя»-«машина»). Активный словарь (т.е. слова, которые ребенок способен произносить сам) насчитывает 20 — 40 слов. Если ребенок в этом возрасте предпочитает использовать свой старый словарь, имеет смысл присмотреться повнимательнее к развитию его речи, постараться богаче наполнять его речевую среду (больше разговаривать, читать книжки, проводить совместные игры).
5. Отсутствие простых предложений в речи к двум годам
В два года активный словарь разрастается до 50-200 слов. Ребёнок начинает употреблять простейшие предложения, услышанные от взрослых («Идём гулять», «Пора спать»), а также пытается конструировать предложения самостоятельно («Кися иди», «Баба, дай!»). Если малыш не делает таких попыток, стоит задуматься, достаточно ли сделано для развития его речи.
6. Неумение классифицировать предметы к трём-четырём годам
В этом возрасте активный словарь насчитывает от 1000 до 2000 слов. Ребенок уже понимает, что словом «кошка» обозначается не только его кошка, но и все кошки вообще, «мама» — не только его, но все мамы. Дети учатся распределять предметы по категориям: знают, к примеру, что тарелка, вилка, чашка – это посуда, а собака, заяц, корова – животные. Если к четырехлетнему возрасту для ребёнка это понимание ещё недоступно, стоит встревожиться, возможно, малыш отстаёт в развитии или имеет проблемы с памятью.
7. Бедная речь, отсутствие развернутой речи к пяти годам
В пять лет ребёнок способен как к диалоговой (ответы на вопросы), так и к монологической речи. Он использует времена глаголов, местоимения, предлоги, приставки и суффиксы («Приехал — уехал», «стул — стульчик»). Для всего этого необходимо, чтобы у малыша было достаточное развитое представление о пространстве, времени. Если ребенок избегает таких сложных слов, обходится одними существительными или глаголами, говорит односложно к этому возрасту — это неблагоприятный знак, необходимо проконсультироваться у специалиста.
8. У ребёнка «каша во рту», сложно понять, что он говорит
Возраст физиологического косноязычия, когда ребёнок неправильно произносит некоторые звуки в силу недостаточно развитого артикуляционного аппарата, заканчивается к четырём годам. Если речь ребёнка неразборчива после этого возрастного этапа, то это повод обратиться за консультацией специалиста.
9. Речевые штампы
Бывает так, что ребенок удивляет всех своей богатой, развёрнутой речью. Он может даже с удовольствием «красоваться» своими монологами перед взрослыми и другими детьми. Однако в диалоге выясняется, что ребёнок затрудняется отвечать даже на простые вопросы, строить предложения, выражать свою мысль и очень быстро устает от такой беседы, переводя её на хорошо заученную тему. Это бывает, если малыш, имеющий проблемы в речевом и, как правило, мыслительном развитии, компенсирует этот недостаток хорошо развитой памятью, и декламирует (подчас довольно большие) отрывки из любимых книг, мультфильмов, песен.
Вместо заключения
Всё сказанное еще раз говорит о том, что ситуация, в которой ребёнок не говорит вообще к трём, а тем более четырём годам, является совершенно не типичной. Такая ситуация в любом случае (даже если «это у нас семейное, папа тоже не говорил до пяти» или «дедушка до семи лет вообще молчал») требует внимания профессионалов.
Случается, речь ребенка пропадает или искажается после перенесенных психотравмирующих событий, либо в рамках течения психического заболевания. Раннее выявление этих состояний также содействует оказанию своевременной помощи.
Если что-то из перечисленного замечено у ребенка, не стоит ждать «у моря погоды», теряя драгоценное время. Развивающиеся сперва как бы параллельно мышление и речь на определенной стадии (начиная с 2,5-3 лет) смыкаются и подстёгивают развитие друг друга: мышление становится речевым, а речь — всё более осмысленной. Отсюда несложно сделать вывод: не получая «поддержки» со стороны речи, мышление ребёнка задерживается на более ранней ступени развития, нежели мышление его «говорящих» сверстников. Таким образом, ребёнок, не получивший вовремя помощь и не научившийся оперировать речью, в худшем сценарии может «заработать» вторичную умственную отсталость.
Расстройства аутистического спектра у детей также могут сопровождаться задержкой речевого развития. Нередкой при аутизме является ситуация, когда у ребенка до какого-то возраста речевое развитие соответствовало возрасту или даже шло с опережением – появился лепет, первые слова, но затем навыки утрачиваются. Очень важно пройти своевременное обследование у детского психиатра для исключения и подтверждения диагноза раннего детского аутизма. Увы, в условиях детской поликлиники у врачей-психиатров очень большие нагрузки и не всегда достаточно времени и инструментов для полноценной диагностики при плановых осмотрах в 2 года. В нашем центре несколько квалифицированных врачей владеют самыми современными методиками обследования детей для раннего выявления расстройств аутистического спектра. Лучше подстраховаться и исключить наличие такого заболевания у ребенка, если же оно все-таки выявляется, то раннее начало лечебных и реабилитационных мероприятий – залог того, что ребенка удастся максимально адаптировать, развить его навыки.
Не нужно бояться визита к детскому психиатру в нашем центре. Данные обследования являются конфиденциальной информацией, ребенок не будет «поставлен на учет» и факт обращения не будет передан никуда в сторонние организации. По результатам обследования будет составлен план реабилитации ребенка, подобраны специальные методики в зависимости от установленной причины задержки речевого развития. В ряде случаев может потребоваться и лекарственное лечение, однако одни медикаменты не могут решить проблемы, «волшебной таблетки», развивающей речь, не существует. Лекарства лишь могут облегчить ребенку занятия по правильно подобранной программе.
В нашем центре психического здоровья и психологической помощи, в шаговой доступности от метро Электрозаводская (г. Москва) и метро Новокосино (г. Реутов), работают специалисты, которые имеют большой опыт лечения психических расстройств. Мы используем самые современные и передовые методики, руководствуемся принципами доказательной медицины. Эффективная помощь и конфиденциальность сведений, составляющих врачебную тайну, гарантированы. Приём психиатров-психотерапевтов ведётся как очно, так и в онлайн форме.
О нормальном речевом развитии
Первый крик своего малыша родители слышат еще в родильном зале. Он должен быть ясным, чистым, не хриплым. Рефлекторные крики сохраняются у ребенка до восьми недель. Криком ребенок сигнализирует о состоянии дискомфорта.
Возраст от 2 до 5 месяцев специалисты называют периодом гуления. Если Ваш ребенок развивается в соответствии с возрастной нормой, он активно гулит, произносит нараспев отдельные звуки и их слияния: «а-а-а», «у-а-а», «агу», «аха», «авя», «угу». Гуление не возникает у младенца стихийно. Его появление связано с эмоциональным общением со взрослым. Разговаривая с крохой, вы стимулируете его речевое развитие.
В 2,5 – 3 месяца у младенца появляется первый смех. Он с удовольствием заливисто хохочет, что способствует развитию его речевого дыхания. В этом возрасте малыш отвечает улыбкой на обращение взросло¬го, ищет источник звука в пространстве, поворачивая голову.
В 4 месяца у ребенка отмечается так называемый «комплекс оживления» со смехом при эмоциональном общении со взрослым. Малыш радостно стучит ножками и машет ручками, гулит и смеется в ответ на обращение мамы или другого взрослого.
К 5 – 6 месяцам нормально развивающийся младенец начинает лепетать, произносить слоги и цепочки слогов с губными звуками: «ма-му-ма», «пу-па», «ба-ба-бо». Именно в пять месяцев у малыша появляется внимание к артикуляции взрослых. Он следит за тем, как Вы произносите звуки. Не сюсюкайте с ребенком, говорите четко и правильно. Это очень важно! Если Ваш малыш перестал гулить, но не начал лепетать, это должно стать поводом для беспокойства. Необходимо срочно по казать ребенка отори¬ноларингологу и провести углубленное исследование состояния слуха.
Примерно с 7 и 8 месяцев в речевом развитии малыша начинается период лепетного декламирования. Ребенок произносит цепочки слогов с разными интонациями.
К 10 месяцам малыш научится понимать и произносить слова «да» и «нет», сопровождая их соответствующими жестами. В это время эмоциональное общение с малышом приобретает особенное значение для его развития. Ребенок все чаще произносит слоги и цепочки слогов, подкрепляемые взрослым.
К году в его словаре будет уже 10-15 осознанно произносимых ле¬петнь~ слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко», «би¬би», «ав-ав», «пи-пи» и т. п.
К 1,5 – 2 годам в речи крохи должны появиться предложения: «Мама, дай сок», «Мишка, сиди тут», «Хочу пить чай!» Можно отметить появление в активной речи ребенка первых прилагательных: «хороший», «плохой», «большой», «маленький», «красный». Не огорчайтесь, если они будут звучать как «хаёси», «пахой» , «басёй», «маикий» , «касий».
К 3 годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произно¬сил смягченно). Ребенок правильно воспроизводит гласные и все про¬стые согласные звуки ([б], [б’], [п], [п’], [м], [м’], [т], [т’], [н], [н’], [к], [к’], [г], [г’], [в], [в’], [ф], [ф’]), строит простые распространенные или даже сложносочиненные предложения («Папа купил мне новую грузо¬вую машину», «Мы не ходили утром гулять: на улице шел дождик»). Хотя в его речи еще достаточно много грамматических ошибок («пить чашки», «копать лопатком»). Он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.
К 4 годам малыш уже правильно произносит свистящие звуки [с], [с’], [з], [з’], использует в речи сложноподчиненные предложения («Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные»). Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали. Не настаивайте, чтобы ребенок правильно произносил в этом возрасте звук [р]. Очень часто желание мамы и папы научить ребенка овладеть сложным звуком и неумение делать это приводят к возникно¬вению серьезного нарушения звукопроизношения.
К 5 годам малыш правильно произносит шипящие звуки [ш], [ж], почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рас¬сказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке.
В 6 лет нормально развивающийся. ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматиче¬ских ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной.
С 7 лет начинается школьный период развития речи ребенка.
Вы познакомились с этапами речевого развития ребёнка в норме. Любое отклонение от нормы требует незамедлительной консультации специалиста. До сих пор бытует мнение, что к логопеду необходимо обращаться после 5 лет. Однако при тяжёлых нарушениях речи к пяти годам многое упущено, приходится исправлять уже неправильно сформированную речь.
Будьте внимательны!
Признаки нарушения речевого развития очевидны если:
-
К концу 1-го месяца ребёнок никогда не кричит перед кормлением. -
К концу 4-го месяца он не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит. -
К концу 5-го месяца не пытается, находясь на руках у матери, отыскать те предметы и тех людей, которых она называет, и не прислушивается к музыке. -
К 7-ми месяцам не узнаёт голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не отдаёт предпочтения мелодичным погремушкам. -
К концу 9-го месяца у него нет лепета и он не может повторять за взрослыми различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего. -
К концу 10-то месяца малыш не машет головой в знак отрицания либо ручкой в знак прощания. -
К году он не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы («покажи», «принеси»), не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения. -
К 1 году 4 месяцам он не адекватно ситуации употреблять слова «мама», «папа». -
К 1 году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов. -
К 2 годам ребёнок не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы: «Сходи на кухню и принеси чашку», не узнаёт близких на фотографиях. -
К 2,5 годам не понимает разницу между словами «большой» и «маленький». -
К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия. -
В 4 года не знает название цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказывать ни одно стихотворения.
/Е.Н. Краузе «Логопедия» СПб, Корона кринт/
наверх>>>
назад>>>
Развитие речи: от 4 до 7 месяцев
Авторизоваться
|
регистр
Возраст и этапы
Возрасты и этапы
Слушать
Español
Размер текста
Ваш ребенок учит язык поэтапно. С самого рождения она получает информацию о языке, слыша, как люди издают звуки, и наблюдая, как они общаются друг с другом. Сначала ее больше всего интересует высота и уровень вашего голоса. Если вы поговорите с ней успокаивающе, она перестанет плакать, потому что услышит, что вы хотите ее утешить. Напротив, если вы закричите в гневе, она, вероятно, заплачет, потому что ваш голос говорит ей, что что-то не так. К четырем месяцам она начнет замечать не только то, как вы говорите, но и отдельные звуки, которые вы издаете. Она будет слушать гласные и согласные и начнет замечать, как они объединяются в слоги, слова и предложения.
Помимо получения звуков, ваш малыш с самого начала издает их, сначала в виде плача, а затем в виде воркования. Примерно в четыре месяца она начнет лепетать, используя многие ритмы и особенности своего родного языка. Хотя это может звучать как тарабарщина, если вы внимательно прислушаетесь, вы услышите, как она повышает и понижает голос, как если бы она делала заявление или задавала вопрос. Поощряйте ее, разговаривая с ней в течение дня. Когда она произнесет узнаваемый слог, повторите его ей, а затем произнесите несколько простых слов, содержащих этот звук. Например, если ее звук дня — «ба», познакомьте ее со словами «бутылка», «коробка», «чепчик» и «баа, баа, черная овца».
Ваше участие в развитии речи вашего ребенка станет еще более важным через шесть-семь месяцев, когда он начнет активно имитировать звуки речи. До этого момента она могла повторять один звук целый день или даже несколько дней подряд, прежде чем попробовать другой. Но теперь она станет гораздо более восприимчивой к звукам, которые она слышит от вас, и попытается следовать вашему примеру. Поэтому познакомьте ее с простыми слогами и словами, такими как «ребенок», «кошка», «собака», «иди», «горячо», «холодно» и «гуляй», а также «мама» и «папа». Хотя может пройти год или больше, прежде чем вы сможете интерпретировать ее лепет, ваш ребенок может понимать многие ваши слова задолго до своего первого дня рождения.
Если к седьмому месяцу она не лепечет и не имитирует какие-либо звуки, это может означать проблемы со слухом или развитием речи. Ребенок с частичной потерей слуха по-прежнему может пугаться громких звуков или поворачивать голову в их сторону и даже реагировать на ваш голос. Но ей будет трудно имитировать речь. Если ваш ребенок не лепечет или не издает различные звуки, сообщите об этом своему педиатру. Если у нее были частые ушные инфекции, во внутреннем ухе может оставаться жидкость, что может мешать ее слуху.
Для проверки слуха у очень маленьких детей используется специальное оборудование. Все новорожденные должны быть проверены на потерю слуха. Ваши наблюдения — это система раннего предупреждения, которая подскажет, нужны ли дальнейшие испытания. Если вы подозреваете проблему, вы можете попросить своего педиатра направить вас к детскому специалисту по слуху.
- Последнее обновление
- 01.08.2009
- Источник
- Уход за младенцем и ребенком раннего возраста: от рождения до 5 лет (Авторское право © Американская академия педиатрии, 2009 г.)
Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться в качестве замены медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра. Могут быть варианты лечения, которые ваш педиатр может порекомендовать в зависимости от индивидуальных фактов и обстоятельств.
Разговоры о детском лепете: 0 – 6 месяцев | Товары для малышей и малышей и поддержка
Вы можете беспокоиться о том, что нормально, хорошо или о том, что они будут очень умными. Вот руководство о том, чего ожидать и как поощрять болтовню вашего ребенка
Примерно через шесть недель после рождения ребенка многое начинает меняться. Вы считаете, что однажды вы сможете не ложиться спать после 9 вечера и пойти на вечеринку. Вы можете даже подумать о возможности одеться до полудня. Но одной из самых больших вех в это время является начало детского лепета.
С этого момента и до тех пор, пока вашему ребенку не исполнится шесть месяцев, он будет гораздо больше общаться, наблюдая за вашим лицом, когда вы с ним разговариваете. Помимо воркования и бульканья, они начинают улыбаться и смеяться, когда это делают другие люди.
У них будут разные крики в разное время, например, их крик «Мне нужно молоко СЕЙЧАС» и их крик «Серьезно, кто-нибудь разберется со мной, когда я вздремну». Они начнут более активно использовать свой голос, широко открывать рот и шевелить языком, что кажется очень преднамеренным. Ваш ребенок будет часто делать движения руками и кистями одновременно. Все это называется предречью (Truby, 1971).
Возможно, самый захватывающий и, безусловно, самый милый способ общения с вами — детский лепет. Именно здесь они издают нечленораздельные звуки и делают решающий шаг к «настоящей» речи. Вот как поощрять это захватывающее развитие ребенка.
Ответьте им
Используйте такие предложения, как «Ты говоришь со мной?» или «Что ты говоришь?», как если бы вы разговаривали. Эта тактика может заставить вас чувствовать себя глупо в очереди в супермаркет, но доказано, что она способствует развитию детской речи (NHS Choices, 2017).
Приблизьтесь
Держите ребенка рядом с лицом, когда вы «разговариваете» друг с другом, чтобы он мог вас хорошо видеть (Выбор NHS, 2017).
Имитируйте их
Копирование звуков детского лепета вызовет больше шума и станет началом разговора (NHS Choices, 2017).
Расскажите свою жизнь
Обычный чат поможет им превратить свой лепет в слова. Даже если какой-либо другой аудитории может показаться скучным ваш монолог о посудомоечной машине, ваш ребенок слушает (Выбор NHS, 2017 г.).
Спойте
Вместо серьезности, которую вы могли бы использовать на собрании на работе, когда вы отвечаете на лепет своего ребенка, попробуйте говорить нараспев. Это заинтересует вашего ребенка (NHS Choices, 2017).
Проводите время вместе
Сядьте и поиграйте или отправляйтесь в местную библиотеку, чтобы почитать с ними несколько книг. Таким образом, вы действительно можете вызвать их детский лепет. Сосредоточьтесь на беседе один на один (NHS Choices, 2017).
Навыки общения, которые ваш ребенок развивает
Как вы знаете, дети развивают навыки с разной скоростью. Но к шести месяцам у вашего ребенка обычно есть несколько способов общения.
Они поворачиваются на звуки и пугаются громких звуков. Они узнают ваш голос и будут смотреть, как вы говорите, улыбаетесь и хихикаете вместе с людьми. Они будут издавать звуки, ворковать, булькать и лепетать, издавая звуки, чтобы привлечь ваше внимание и сказать вам, что им нужно (Talking Point, 2017).
При необходимости поговорите с кем-нибудь еще
Быстро поговорите с патронажной сестрой или врачом общей практики, если ваш шестимесячный ребенок не умеет:
- бормочет
- устанавливает зрительный контакт при разговоре с
- улыбается в ответ на смайлы
- с интересом наблюдаю за тем, кто говорит
- вздрагивает от громких звуков. (Точка обсуждения, 2017)
Вам не о чем беспокоиться, но они смогут вас успокоить.
Дополнительная информация
Наша линия поддержки предлагает практическую и эмоциональную поддержку при кормлении ребенка, а также ответы на общие вопросы для родителей, участников и волонтеров: 0300 330 0700. подходы к важным вопросам воспитания детей с квалифицированным руководителем группы и другими новыми родителями в вашем районе.
Подружитесь с другими будущими родителями и новыми родителями в вашем районе для поддержки и дружбы, наблюдая за тем, какие мероприятия NCT происходят поблизости.
Для получения дополнительной помощи в общении с младенцами и малышами ознакомьтесь с огромным количеством информации NCT здесь.
использованная литература
Варианты NHS. (2017) Помогите ребенку научиться говорить. Доступно по адресу: http://www.nhs.uk/Conditions/pregnancy-and-baby/Pages/helping-your-childs-speech.aspx [Проверено 1 октября 2017 г.].
Тема для разговора. (2017) Некоторые дети борются. Доступно по адресу: http://www.talkingpoint.org.uk/parents/speech-and-language/some-children-struggle [По состоянию на 1 октября 2017 г.].
Труби ХМ. (1971) Пренатальная и неонатальная речь, «предречевая» и инфантильная речевая лексика. Слово. 27(1-3):57-101. Доступно по адресу: https://doi.org/10.1080/00437956.1971.11435615 [Проверено 1 октября 2017 г.].
Информация от NCT, которой можно доверять
Когда дело доходит до контента, наша цель проста: каждый родитель должен иметь доступ к информации, которой он может доверять.