Содержание
Развитие ребенка
Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте одного месяца?
Оригинал http://www.aap.org/publiced/BK0_DevMile_1Mos.htm
После рождения ребенка вам может показаться, что Ваш ребенок только и делает, что ест, спит, плачет и пачкает подгузники. Однако уже к концу первого месяца он становится намного более активным и начинает реагировать на новые проявления внешнего мира. Постепенно его движения станут более уверенными, особенно в части запихивания руки в рот . Вы заметите, что он слушает, когда вы говорите, смотрит на вас, когда вы держите его на руках, и даже иногда совершает осознанные движения, или чтобы привлечь ваше внимание.
Ниже приводятся и другие достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка:
Двигательное развитие
• Резкие вздрагивающие движения ручками
• Подносит руки к глазам и ко рту
• Лежа на животе, может повернуть голову из стороны в сторону
• Голова запрокидывается назад, если ее не поддерживать
• Руки постоянно напряжены и сжаты в кулаки. Наблюдаются ярко выраженные рефлекторные движения
Зрительное и слуховое развитие
• Фокусирует взгляд на расстоянии 20-30 см.
• Взгляд блуждает, возможно небольшое сходящееся косоглазие
• Предпочитает смотреть на черно-белые или контрастные предметы и рисунки
• Предпочитает изображение человеческого лица всем другим изображениям
• Слух полностью сформировался
• Ребенок узнает некоторые звуки
• Может повернуться к знакомым звукам и голосам
Обоняние и осязание
• Отчетливо предпочитает сладкие запахи
• Избегает горьких или кислых запахов
• Узнает запах грудного молока своей матери
• Предпочитает мягкие, а не шероховатые материалы. Радуется мягким прикосновениям
• Не любит, когда к нему прикасаются недостаточно осторожно или неожиданно
Контроль за развитием ребенка.
Сообщите вашему педиатру, если обнаружите какой-то из нижеперечисленных признаков задержки развития на второй, третьей или четвертой неделе жизни вашего ребенка:
• Ребенок выражено плохо и медленно сосет
• Не моргает, когда оказывается перед источником яркого света
• Не фокусирует взгляд и не следит глазами за находящимся вблизи объектом, перемещающимся из стороны в сторону
• Редко двигает руками и ногами, выглядит словно одеревеневшим
• Ножки и ручки расслаблены, висят, как тряпочка
• Нижняя челюсть дрожит непрерывно, даже когда ребенок не беспокоится, не плачет и не кричит
• Ребенок не реагирует на громкие звуки
Каких достижений в развитии стоит ожидать к трехмесячному возрасту?
К возрасту трех месяцев ваш ребенок поразительным образом изменится, проделав путь от полностью зависимого новорожденного младенца до активно реагирующего малыша. Ребенок утратит многие из рефлексов, свойственных новорожденным, а его тело начнет постепенно ему подчиняться. Вы заметите, как ваш ребенок начнет проводить долгое время изучая собственные руки и наблюдая, как они двигаются.
Ниже приводятся и другие достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка:
Двигательное развитие
• Поднимает голову и грудь, лежа на животе
• Приподнимает верхнюю часть тела руками, лежа на животе
• Вытягивает ноги и толкается ими, лежа на животе или спине
• Раскрывает ладони и сжимает кулачки
• Отталкивается ногами, когда ступни находятся на твердой поверхности
• Подносит руки ко рту
• Ударяет свисающие предметы руками
• Хватает игрушки и трясет ими
Зрительное и слуховое развитие
• Внимательно разглядывает лица
• Следит за движущимися предметами
• Узнает знакомые предметы и людей на расстоянии
• Начинает согласовывать движения рук и направление взгляда. Формируется зрительно-двигательная координация движений
• Улыбается при звуке вашего голоса
• Начинает гулить
• Начинает подражать некоторым звукам
• Поворачивает голову в направлении звука
Социальное и эмоциональное развитие
• Появление «социальной» улыбки (начинает улыбаться людям)
• Радуется, играя с другими людьми, и может заплакать, когда игра прекращается
• Становится более общительным, все больше может выражать свои эмоции с помощью движений и выражения лица
• Копирует некоторые движения и выражения лиц. Подражает мимике взрослого
Контроль за развитием ребенка.
Хотя каждый малыш развивается по-своему, в своем темпе, отсутствие определенных достижений может свидетельствовать о медицинских проблемах или задержках развития, требующих особого внимания. Если вы заметили какие-либо из следующих признаков, которые должны насторожить родителя ребенка возраста около трех месяцев, обсудите это с вашим педиатром:
• Не реагирует на громкие звуки
• К возрасту двух месяцев не начинает обращать внимание на свои руки
• К возрасту двух месяцев не улыбается на звук вашего голоса
• К возрасту двух-трех месяцев не следит взглядом за движущими предметами
• К возрасту трех месяцев не хватает и не удерживает предметы
• К возрасту трех месяцев не улыбается людям
• Не может хорошо держать голову в три месяца
• К возрасту трех-четырех месяцев не тянется к игрушкам и не хватает их
• К возрасту трех-четырех месяцев не начинает гулить
• К возрасту четырех месяцев не начинает тянуть предметы в рот
• К возрасту четырех месяцев начинает лепетать, но не пытается копировать никакие звуки
• К возрасту четырех месяцев не отталкивается ногами, когда ступни находятся на твердой поверхности
• Не может свободно двигать каким-то одним или двумя глазами во всех направлениях
• Косит глазами большую часть времени (редкое косоглазие нормально в эти первые месяцы)
• Не обращает внимания на новые лица, или выглядит очень испуганным при появлении новых лиц или попадании в новую обстановку
• Сохраняет тонический шейный рефлекс в возрасте от четырех-пяти месяцев
Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте семи месяцев
В возрасте от четырех до семи месяцев, с Вашим ребёнком происходят самые важные изменения. В этот период он учится согласовывать возникающие у него ощущения (зрительные, осязательные, слуховые) со все новыми движениями и в результате научится хватать, переворачиваться, сидеть и, возможно, даже ползать.
Ниже приводятся и другие достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка:
Двигательное развитие
• Переворачивается с живота на спину и обратно
• Садится с помощью, а затем и без помощи рук
• Стоит с поддержкой
• Дотягивается до предметов одной рукой
• Перекладывает предметы из одной руки в другую
• Сгребает предметы в ладонь всеми пальцами, не использует «пинцетный» захват
Зрительное развитие
• Может видеть все цвета
• Совершенствуется зрительное восприятие отдаленных объектов Может лучше следить взглядом за движущимися предметами
Развитие языковых навыков:
• Откликается на своё имя
• Начинает реагировать на слово «нет»
• Различает эмоции и интонации
• Издаёт свои звуки в ответ на те, которые слышит
• Выражает голосом радость и неудовольствие
• Начинает лепетать: произносит сочетания согласных звуков и слогов
• Развитие процесса познания:
• Находит спрятанный предмет, часть которого осталась на виду
• Исследует предметы руками и ртом
• Прилагает усилия, чтобы достать предметы, находящиеся на расстоянии
Социальное и эмоциональное развитие:
• Ребёнку нравятся совместные игры (Примечание Полины имеются ввиду игры на взаимодействие (прятки/ку-ку, потешки с движениями, «дай-на»))
• Проявляет интерес к изображениям в зеркале
• Реагирует на проявления эмоций других людей, часто радуется
Контроль за развитием ребенка
Каждый ребенок развивается по-своему, поэтому невозможно сказать, когда именно ваш ребенок в совершенстве овладеет тем или иным навыком. И все же описанные здесь этапы развития помогут вам получить общее представление о том, чего стоит ожидать от ребенка по мере его роста. Не волнуйтесь, если ребенок будет развиваться немного по-другому.
Сообщите своему педиатру, если обнаружите перечисленные ниже признаки возможного отставания в развитии ребенка в возрасте семи месяцев:
• Ребёнок очень напряжён, мышцы жёсткие
• Ребёнок слишком расслаблен, как тряпичная кукла
• Голова по-прежнему запрокидывается назад, если ребенка тянуть за руки, помогая ему сесть
• Всегда протягивает только одну определенную руку, чтобы достать какой-то предмет
• Отказывается от обниманий
• Не проявляет любви к тем людям, которые за ним ухаживают
• Ребёнку не нравится быть в обществе других людей
• Один или оба глаза постоянно сведены к переносице или, наоборот, расходятся к вискам
• Постоянное слезотечение, выделения из глаз или чувствительность к свету
• Не реагирует на звуки
• Засунуть какой-либо предмет в рот для ребенка очень сложно
• К возрасту четырех месяцев не поворачивается к источнику звука
• К возрасту пяти месяцев не переворачивается со ни спины на живот, ни обратно
• В возрасте старше пяти месяцев безудержно плачет по ночам
• К возрасту пяти месяцев не улыбается спонтанно
• К возрасту шести месяцев не садится с поддержкой
• К возрасту шести месяцев не смеётся, не повизгивает
• К возрасту шести-семи месяцев не тянется активно за предметами
• К возрасту семи месяцев не следит за предметами обоими глазами вблизи (на расстоянии 30 см. ) и вдали (180 см.)
• К возрасту семи месяцев не удерживает вес тела, стоя на ногах с поддержкой
• К возрасту семи месяцев не пытается привлечь внимание своими действиями
• К возрасту восьми месяцев не лепечет
• К возрасту восьми месяцев не проявляет интереса к игре в «ку-ку!»
Каких достижений в развитии стоит ожидать от двенадцатимесячного ребенка?
В возрасте восьми-двенадцати месяцев ребенок становится все более подвижным, что несет в себе как приятное волнение, так и определенные сложности для вас двоих. Способность передвигаться с места на место дает вашему ребенку восхитительное ощущение подвластности, чувство контроля — впервые ребенок ощущает себя физически независимым.
Ниже приводятся и другие достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка.
Двигательное развитие
• Садится без посторонней помощи
• Ползет вперед в положении лежа на животе и отталкиваясь руками и ногами
• Встает на четвереньки
• Ползет, отталкиваясь руками и ногами и держа туловище на весу (Это либо четвереньки — ползание на коленках с опорой на ладони, либо передвижение по-медвежьи — опора на стопы и ладони)
• Из положения сидя становится на четвереньки или ложится животом вниз
• Подтягивается, чтобы встать
• Ходит, держась за мебель
• Недолго стоит без поддержки
• Может сделать пару шагов без поддержки
Развитие мелкой моторики и движений рук
• Использует «пинцетный» захват
• Держа в руках кубики, ударяет ими друг о друга
• Кладет предметы в разные емкости
• Вынимает предметы из различных емкостей
• Осознанно выпускает предметы из рук
• Толкает/трогает предметы указательным пальцем
• Пытается рисовать каракули, имитируя то, как пишут взрослые
Развитие языковых навыков
• Все больше интересуется речью окружающих
• Реагирует на несложные устные просьбы
• Реагирует на слово «нет»
• Пользуется несложными жестами, например, отрицательно качает головой, говоря тем самым «нет»
• Лепет становится более выразительным
• Говорит «мама» и «папа»
• Произносит определенные звуки с особой интонацией для того, чтобы привлечь ваше внимание, например, «Э!» или «А!»
• Пытается повторять слоги и простые односложные слова
Развитие процесса познания
• Изучает предметы самыми разнообразными способами (трясет, ударяет, бросает, роняет)
• Легко находит спрятанные предметы
• Когда называют какой-то предмет, может найти его на картинке
• Копирует жесты
• Начинает использовать предметы по их прямому назначению (из чашки – пьет, расческой – причесывается, по телефону – звонит, телефонную трубку – слушает)
Социальное и эмоциональное развитие
• Ведет себя беспокойно или скованно в присутствии незнакомцев
• Плачет, когда мама или папа уходит
• В своих играх любит копировать других
• Отдает особое предпочтение определенным людям и игрушкам
• Проверяет, как будут реагировать родители на его действия во время кормления (Что вы будете делать, если он откажется есть?)
• Проверяет, как реагируют родители на его поведение (Что вы будете делать, если он заплачет, когда вы выйдете из комнаты?)
• В определенных ситуациях может пугаться
• Предпочитает маму и/или того, кто больше других о нем заботится, всем остальным
• Повторяет звуки или жесты, чтобы привлечь внимание
• Сосет свой пальчик
• Вытягивает руки или ноги, чтобы помочь тому, кто его одевает
Контроль за развитием ребенка
Каждый ребенок развивается по-своему, поэтому невозможно сказать, когда именно ваш ребенок в совершенстве овладеет тем или иным навыком. И все же описанные в нашей книге этапы развития помогут вам получить общее представление о том, чего стоит ожидать от ребенка по мере его роста. Не волнуйтесь, если ребенок будет развиваться немного по-другому. Сообщите своему педиатру, если обнаружите перечисленные ниже признаки возможного отставания в развитии ребенка в возрасте восьми-двенадцати месяцев.
• Не ползает
• Волочет по полу одну сторону своего тела, когда ползет (в течение более одного месяца)
• Не может стоять с поддержкой
• Не ищет предметы, которые были спрятаны на его глазах
• Не произносит отдельных слов («мама» или «папа»)
• Не учится пользоваться жестами, как например, махать рукой, качать головой
• Не указывает на предметы или картинки
Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте двух лет?
На втором году жизни ваш ребенок уже прекрасно научится ползать, начнет ходить и даже немного разговаривать. Ближайшие несколько лет ребенок будет занят изучением границ, обусловленных вашими правилами и его собственными физическими возможностями и развитием.
Ниже приводятся и другие достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка:
Двигательное развитие
• Самостоятельная ходьба
• Ходит, волоча за собой игрушки
• Ходит, неся в руках большую игрушку или несколько игрушек
• Начинает бегать
• Встает на цыпочки
• Бьет ножкой по мячу
• Заползает и сползает с мебели без помощи других людей
• Ходит вверх и вниз по лестнице с поддержкой
• Развитие мелкой моторики и движений рук
• Сам рисует каракули
• Переворачивает емкости, чтобы вылить содержимое
• Стоит башню из четырех или даже больше кубиков
• Некоторые дети чаще пользуются какой-то одной рукой
Развитие языковых навыков
• Показывает на предмет, который называют ему другие люди
• Узнает имена знакомых людей, названия предметов и частей тела
• Произносит несколько не связанных друг с другом слов (к году и трем месяцам – полутора годам)
• Употребляет в речи простые словосочетания (к полутора – двум годам)
• Говорит предложениями из двух-четырех слов
• Исполняет простые просьбы
• Повторяет слова, которые слышит в речи других людей
Развитие процесса познания
• Находит предметы, спрятанные за тремя-четырьмя другими
• Начинает объединять предметы в группы на основе сходства из формы или цвета
• Начинает играть в символические игры
Социальное и эмоциональное развитие
• Копирует поведение других, особенно взрослых людей и детей, которые старше его
• Все лучше осознает свою отдельность от других людей
• Все с большим удовольствием общается с другими детьми
• Проявляет все большую независимость
• Начинает проявлять непослушание
• Страх разлуки проявляется все сильнее по мере того, как возраст ребенка приближается к полутора годам, и затем угасает
Контроль за развитием ребенка
Каждый ребенок развивается по-своему, поэтому невозможно сказать, когда именно ваш ребенок в совершенстве овладеет тем или иным навыком. И все же описанные в нашей книге этапы развития помогут вам получить общее представление о том, чего стоит ожидать от ребенка по мере его роста. Не волнуйтесь, если ребенок будет развиваться немного по-другому. Сообщите своему педиатру, если обнаружите перечисленные ниже признаки возможного отставания в развитии ребенка в возрасте двух лет:
• К полутора годам не начал ходить
• Через несколько месяцев после начала ходьбы ребенок не начинает ходить, как взрослые, ставя ногу сначала на пятку, а потом на носок; или же ходит только на цыпочках
• К полутора годам не произносит как минимум пятнадцати слов
• Не использует в речи простые предложения, состоящие из пары слов
• К возрасту год и три месяца не знает предназначения самых распространенных предметов быта (щетки, телефона, дверного звонка, вилки, ложки)
• К концу описываемого периода развития не начинает копировать действия или повторять слова
• К возрасту двух лет не исполняет простые просьбы
• К возрасту двух лет не научился катить игрушки на колесиках
Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте трех-четырех лет?
С 3-м днём рождения вашего ребёнка официально заканчивается период «ужасных 2-х лет» и ваш ребенок вступает в «волшебный возраст» — от трех до пяти – время, когда мир ребенка наполнен фантазиями, рожденными его живым воображением. В ближайшие два года ваш ребенок во многом повзрослеет.
Ниже приводятся и другие достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка:
Двигательное развитие
• подпрыгивает и стоит на одной ножке до 5-ти сек.
• поднимается и спускается по лестнице без поддержки
• пинает мяч
• подбрасывает мяч вверх
• почти каждый раз ловит мяч, который отскакивает от земли или от стенки
• движется проворно, как лицом вперед, так задом наперед
Развитие мелкой моторики и движений рук
• копирует квадратные формы по образцу
• рисует человека, изображая от двух до четырех частей тела
• пользуется ножницами
• рисует круги и квадраты
• начинает срисовывать по образцу большие буквы
Развитие языковых навыков
• различает понятия «одинаковое» и «разное» ( «такой же» и «другой»)
• совершенствует основные грамматические навыки
• говорит предложениями из 5-6-ти слов
• говорит достаточно чётко — так, что его понимают даже незнакомые люди
• рассказывает истории
Развитие процесса познания
• правильно называет некоторые цвета
• имеет общее понятие о счёте и может знать несколько чисел
• подходит к проблемам со своей точки зрения
• начинает обретать чувство времени
• выполняет просьбы, требующие совершения трех действий
• вспоминает части рассказа
• различает понятия «одинаковое» и «разное»
• Играет в фантазийные игры
Социальное и эмоциональное развитие
• с интересом относится ко всему новому
• объединяется и взаимодействует с другими детьми
• играет в «маму» или «папу»
• проявляет все большую изобретательность в ходе фантазийных игр
• сам одевается и раздевается
• с ребенком можно договориться о том или ином способе разрешения конфликтной ситуации
• становится более независимым
• представляет себе разных чудовищ, когда видит непонятные изображения
• воспринимает себя как целостного человека с телом, разумом и чувствами
• часто не понимает, где проходит граница между фантазией и реальностью
Контроль за развитием ребенка
Поскольку каждый ребёнок развивается по-своему, индивидуально, невозможно точно сказать, когда или как ваш ребёнок усовершенствует то или иное качество. Достижения развития, описанные здесь, помогут вам получить общее представление о том, каких изменений вы можете ожидать, но не волнуйтесь, если ребенок будет развиваться немного по-другому. Однако, поставьте в известность педиатра, если ребёнок проявляет какие-то из указанных ниже признаков возможного нарушения развития для его возрастного уровня.
• не может подбрасывать мяч
• не может подпрыгнуть на месте
• не может кататься на 3-х колёсном велосипеде
• не может держать мелок (каркандаш) в пальцах
• с трудом рисует каракули
• не может поставить 4 кубика один на другой
• по-прежнему плачет и цепляется за родителей, когда они уходят
• не проявляет интереса к играм, которые требуют взаимодействия
• игнорирует других детей
• не общается с людьми которые не являются членами его семьи
• не использует фантазию в играх
• сопротивляется одеванию, сну, пользованию туалетом
• выходит из себя, теряя контроль, набрасывается на людей, когда сердится или огорчается
• не может нарисовать круг по образцу
• не использует предложения больше чем из 3-х слов
• неправильно употребляет слова «я» и «ты»
Каких достижений в развитии стоит ожидать в возрасте от 4 до 5 лет?
Прежде, чем вы замечаете это, спокойный ребенок трех лет как-то незаметно становится генератором энергии, возбуждения, беспорядка, воинственности и совершенно недопустимого поведения. Это может напомнить Вам об испытаниях и бедствиях, через которые вы прошли, когда ему было два. Очевидно, что в это время огромный поток творческих идей рвется из детских разумов и ртов. Такое поведение и мышление поможет вашему ребенку создать надежную основу для вхождения в мир детского сада.
Посмотрим на некоторые другие достижения.
Двигательное развитие
• Стоит на одной ноге 10 секунд и дольше
• Подпрыгивает, кувыркается
• Раскачивается, карабкается (на что-либо)
• Возможно, перепрыгивает (через что-либо)
Развитие мелкой моторики
• Копирует треугольники и другие геометрические фигуры
• Рисует человека с телом
• Пишет некоторые буквы
• Одевается и раздевается без помощи
• Использует вилку, ложку и (иногда) столовый нож
• Обычно сам заботится об использовании туалета
Развитие языковых навыков
• Вспоминает часть рассказа
• Произносит фразы более чем из пяти слов
• Использует будущее время
• Рассказывает длинные истории
• Называет свое имя и адрес
Развитие процесса познания
• Может пересчитать десять и более предметов
• Правильно называет не менее четырех цветов
• Лучше представляет себе понятие времени
• Знает о вещах, каждый день используемых дома (деньги, еда, приборы)
Социальное и эмоциональное развитие
• Хочет радовать друзей
• Хочет быть похожим на своих друзей
• Легче соглашается с правилами
• Любит петь, танцевать и разыгрывать представления
• Демонстрирует все больше независимости, даже может самостоятельно посещать ближайших соседей
• Знает о различии полов
• Может отличить фантазию от реальности
• Иногда настойчив, иногда очень отзывчив
Контроль за развитием ребенка
Поскольку каждый ребенок развивается своим, особенным образом, невозможно предсказать, когда именно или как ваш дошкольник достигнет совершенства своих навыков. Достижения в развитии, указанные здесь, дадут Вам лишь общее представление о переменах, ожидаемых по мере взросления ребенка, но не беспокойтесь, если его развитие идет немного другим путем. Тем не менее, обратите внимание вашего педиатра, если ваш ребенок демонстрирует какие-либо из следующих сигналов возможной задержки развития в этом возрасте.
• Ведет себя очень испуганно или робко
• Ведет себя очень агрессивно
• Не может расстаться с родителями без сильного протеста
• Легко отвлекается и не может сосредоточиться на одном виде деятельности дольше пяти минут
• Мало интересуется игрой с другими детьми
• Вообще не реагирует на людей, или реагирует только поверхностно
• Редко использует воображение или имитирование в игре
• Выглядит несчастливым или грустным большую часть времени
• Не интересуется новыми видами деятельности
• Избегает или сторонится других детей и взрослых
• Не выражает широкого диапазона эмоций
• Есть проблемы с едой, сном или использованием туалета
• Не может различать фантазию и реальность
• Выглядит необычно пассивным
• Не понимает распоряжения, состоящие из двух частей или использующие предлог («Поставь чашку на стол», «Возьми мяч под диваном»)
• Не может правильно назвать свои имя и фамилию
• Не использует в речи множественное число и прошедшее время
• Не рассказывает о своих каждодневных занятиях и впечатлениях
• Не может построить башню из шести-восьми кубиков
• Испытывает неудобство, держа карандаш
• Испытывает трудности, снимая одежду
• Не может эффективно чистить зубы
• Не может вымыть и вытереть руки
Физическое развитие ребенка до года
Все родители волнуются, нормально ли развивается их малыш, достаточно ли прибавляет в весе и соответствует ли рост малыша норме, приобретает ли он все соответствующие возрасту навыки. На первом году жизни ребенка эти показатели физического развития детей очень важны. Чтобы вам было легче оценить темпы развития малыша и основные моменты воспитания детей раннего возраста, мы собрали основные показатели по месяцам.
Первый месяц развития ребенка
На первом месяце движения ребенка не скоординированы, он почти постоянно хаотично двигает ручками и ножками, потягивается. Пальчики сжаты в кулачки, ручки и ножки полностью не выпрямляются. Однако, к концу первого месяца он может недолго удерживать голову, фиксировать свой взгляд на лице взрослого или на яркой игрушке, прислушиваться к разговору и издавать отдельные гласные звуки.
Второй месяц развития ребенка
Любознательный малыш может поднять головку и некоторое время держать ее, хотя это еще и стоит больших усилий. Лежа на животе ему удается оторвать от поверхности грудь и удивленно смотреть на мир, поднявшись. Самостоятельно малыш еще не скоро возьмет игрушку, но, крепко сжав ее в ладошке, он может держать ее некоторое время. Постепенно отходят непроизвольные движения, теперь ребенок способен спокойно полежать, полностью расслабившись.
Яркие, красочные и новые предметы могут вызвать его интерес. В это время над кроватками, с легкой родительской руки, появляются поющие и сверкающие ночники и мобили, за движением которых будет следить кроха. Ребенок отличает лица родных, радостно отвечая улыбкой на появление в поле своего зрения мамы и папы. В связи с открытием того, что мир полон интересных шумов, младенец начнет выстраивать и причинно-следственные связи. Он начнет понимать, что на его возмущенный плач обязательно кто-то подходит.
Третий месяц развития ребенка
Наступает новый период в жизни ребенка, который приносит некоторое облегчение родителям. Кишечные колики к этому времени обычно проходят, ребенок начинает играть собственными ручками, приносит большую радость родителям! Малыш много экспериментирует со звуками. Имейте наготове фотоаппарат или видеокамеру, ведь некоторые «перлы» обязательно стоит запечатлеть для семейного архива.
Ребенок активно начинает контактировать со взрослыми. Вы можете наблюдать за реакцией ребенка на знакомые лица, он узнает «своих» и знает, кто «чужой» (это отражается в мимике). Ребенок достаточно быстро реагирует на источник звука, ему нравится слушать музыку.
Советуем вам сейчас быть особенно бдительными, не оставляйте ребенка на пеленальном столике, диване, с которого можно скатиться и упасть. Ведь еще вчера младенец лежал почти неподвижно, а сегодня может запросто перекатиться на бочок. Если нужно срочно отойти (даже на несколько секунд) — положите малыша в детскую кроватку или простелите что-нибудь на полу, и положите малыша туда.
Четвертый месяц развития ребенка
В конце 4 месяца ребенок, когда лежит на животике, уже достаточно уверенно держит свою головку. Даже если он лежит на спинке, он может с легкостью поднять голову, чтобы посмотреть на свои ножки. Малыш с удовольствием крутит во все стороны головой, он с интересом наблюдает за вашими действиями и за вами, рассматривает все вокруг.
На 4 месяце ребенку уже под силу переворачиваться со спинки на животик. Малыш, когда лежит на животике, удерживает свое тело, когда опирается на предплечья обеих рук. Чтобы схватить что-нибудь интересное, он уже может освободить одну руку и, удерживаясь на одной ручке, может дотянуться до игрушки.
Пятый месяц развития ребенка
Ребенок хорошо переворачивается со спины на живот, немного ползает на животе. В положении на спине при подтягивании за руки сразу вскакивает на ноги и довольно хорошо опирается на них. Сидит с поддержкой более уверенно, с более прямой спиной. Впервые видит и начинает интересоваться своими ногами: высоко поднимает их, держит себя за стопы, тянет в рот. Трясет игрушкой и слушает, как она гремит; гулит, смеется, когда с ним играют, реагирует на различные интонации.
Шестой месяц развития ребенка
Шестой месяц жизни ребенка очень важен. Малыш пытается сесть и к семи месяцам этот навык уже сформирован у большинства детей. Пытаться посадить ребенка не стоит. Малыш должен сесть сам. Что это значит? Обычно, ребенок переворачивается со спины на живот, встает на четвереньки, вытягивает ножку, отталкивается и садится на попу. И это главное достижение детей этого возраста. Сидеть долго малыш не может, но 10-15 минут игры в таком положении захватывают любого малыша.
Седьмой месяц развития ребенка
В этом возрасте дети очень любят купаться. Это объясняется тем, что они уже вполне уверенно сидят и могут в ванной играть с игрушками. Во время купания рассказывайте малышу, как называются части его тела, показывая на них. Это способствует запоминанию, и вскоре ребенок легко покажет, где у него ножка, где пальчик.
Изменения наблюдаются и в рационе малыша. В этом возрасте ему полезны творог и мясо, которые пополняют запас в организме кальция, необходимого для роста и формирования зубов, а также калия, важного для хорошей работы сердца. Кроме того, ребенку необходим белок для роста мышечной массы. За седьмой месяц малыш прибавит в весе примерно 700 граммов и 2 сантиметра в росте.
Восьмой месяц развития ребенка
В восемь месяцев, находясь в положении сидя, ребенок самостоятельно наклоняется вперед и возвращается в прежнее состояние. Самостоятельнее меняет положение тела, то сидит, то лежит. Может ползать на животе и стоять, держась за что-нибудь. Держит в каждой руке по предмету, учиться их схватывать указательными пальцами. Зрение развито лучше, и ребенок уже различает предмет в другом конце комнаты.
Девятый месяц развития ребенка
С девяти месяцев некоторые дети начинают ходить. Но бывает, первые шаги ребенок делает и гораздо позже. Также дети в этом возрасте уже начинают взбираться на невысокие кресла и диваны и спускаются назад, этот процесс приносит им особое удовольствие. Развитие речи в этом возрасте наиболее активно, малыш соединяет слоги, неосознанно конечно, но очень уверенно, кричит «МА-МА-МА», «БА-БА-БА» и другие.
Десятый месяц развития ребенка
В десять месяцев ребенок уже отдает предпочтение определенным игрушкам и предметам, знает, как их использовать по назначению: машинку — катать, ложкой — есть, из чашки — пить и т. д. Быстро передвигается, держась за опору.
Делает первые попытки в самостоятельной ходьбе. Любит танцевать под музыку. Обычно это раскачивание, притопывание, прихлопывание, «пружинка».
Мелкие движения пальцев рук становятся более скоординированными, что позволяет удерживать одновременно несколько небольших предметов.
Ребенок 10 месяцев прислушивается к речи взрослого, пытается ему подражать. В речи ребенка появляются первые слова типа «дай», «на», «ам-ам» и др.
Одиннадцатый месяц развития ребенка
В возрасте 11 месяцев, ребенок активно передвигается, пытается все делать самостоятельно: ходить без опоры, есть ложкой, пить из чашки, одеваться. Выполняет элементарные просьбы и поручения типа «принеси», «дай», «положи», «возьми».
Знает, чего хочет, а чего нет, выражая это утвердительным кивком и отрицательным качанием головы. Понимает и знает, какие действия следует осуществлять при встрече и прощании.
Достаточно ярко и эмоционально реагирует на события, обстановку вокруг него, новые игрушки, знакомых и незнакомых людей. Любит, когда его хвалят. Может действовать только после одобрения со стороны взрослого.
Двенадцатый месяц развития ребенка
Ребенок продолжает меняться. Сна ему нужно все меньше, хватает и пары часов дня отдыха, чтобы восстановить силы. Растет интерес к взрослой пище, многие мамы задумываются о том, чтобы заменить традиционным столом грудное вскармливание. Важно, чтобы новое меню годовалого гурмана было сбалансированным.
Ребенок встает на две ножки, потихоньку ходит, не держась за опору. Пытается быстро переставлять ноги, особенно, если держится за чью-то руку. Постепенно осваивает ложку и пьет из чашки. Получается произносить отдельные короткие слова. Пользуется предметами по их прямому назначению, копируя поведение взрослых.
Двенадцатый месяц – период, когда активно развивается интеллект и психика. Но это еще и время первых психологических кризисов. К малышу приходит понимание своего «я» и того, что он является отдельной от мамы личностью. Кроме того, порой он может находиться в расстройстве из-за неудач в своих делах. Раздражительность или даже истерика — это норма, родителям только стоит помнить, что психика капризули пока еще слаба, ему сложно успокоиться без посторонней помощи. Добрые слова и ласка — ключ к умиротворению и гармоничному развитию ребенка.
Не стоит забывать, что воспитание и развитие ребенка до года — ответственный процесс, в котором важно не только опираться на факты и средние показатели развития по месяцам, но и чувствовать своего малыша. В раннем возрасте физическое развитие детей происходит с такой скоростью, которой больше не будет. Поэтому больше наслаждайтесь этим временем и чаще сравнивайте малыша с ним самим, каким он был неделю или месяц назад, а не с другими детьми или нормативными показателями!
Движение, координация и ребенок в возрасте от 4 до 7 месяцев (для родителей)
В этом возрасте дети учатся переворачиваться, тянуться за желаемым и садиться. Помогите своему ребенку, предоставив ему безопасное место для тренировки движений и множество интересных объектов, к которым можно дотянуться или к которым можно двигаться.
Как двигается мой ребенок?
Перекатывание
К настоящему времени дети могут держать голову и опираться на локти и предплечья, когда лежат на животе. Они начинают поднимать голову и грудь дальше, выпрямляя руки и используя мышцы груди и спины.
Ваш ребенок также может начать шевелить ногами и покачиваться на животе. Это помогает детям подготовиться к переворачиванию и, в конечном итоге, к ползанию.
За это время ваш ребенок, вероятно, научится переворачиваться в обоих направлениях. Поэтому никогда не оставляйте своего ребенка без присмотра. Даже если ваш ребенок никогда раньше не переворачивался, всегда бывает первый раз.
Сидение
Укрепив шею и туловище, дети теперь начинают сидеть с поддержкой. Они могут наклоняться вперед с вытянутыми руками для поддержки. Ваш ребенок со временем приобретет силу и уверенность, чтобы сидеть без посторонней помощи, но ему все равно потребуется помощь, чтобы занять сидячее положение.
Практика стояния
Ноги тоже становятся сильнее. Ваш ребенок научится поддерживать весь свой вес, когда его держат в положении стоя. Хотя важно не заставлять ребенка стоять, если он не готов, большинству детей этого возраста нравится стоять (и подпрыгивать!).
Дотягивание и захват
По мере того, как дети будут больше использовать свои руки, они научатся тянуться и хватать то, что хотят. Они учатся передавать предмет из одной руки в другую и брать предметы, захватывая их пальцами.
Дайте ребенку много игрушек со звуками и текстурами, чтобы он мог брать их, трясти и исследовать. Будьте осторожны с мелкими предметами, потому что дети тянут в рот практически все, что могут, для дальнейшего исследования, поэтому следите за потенциальной опасностью удушья.
Как я могу поощрять своего ребенка?
Предусмотрите специальное безопасное игровое пространство, где любимые игрушки будут находиться в пределах досягаемости вашего ребенка. Продолжайте позволять ребенку контролировать время на животике. В этом положении поощряйте ребенка отрывать голову и грудь от пола. Издайте несколько звуков, встряхните погремушку, чтобы привлечь внимание ребенка, а затем поднимите ее. Положите любимую игрушку перед ребенком, чтобы стимулировать движение вперед.
Позвольте ребенку попрактиковаться в сидении, поддерживая его руками или подложив подушку за спину. В сидячем положении руки вашего ребенка могут свободно тянуться к игрушкам и исследовать их.
Из положения сидя помогите ребенку подтянуться, чтобы встать. В положении стоя дайте ребенку несколько раз подпрыгнуть, прежде чем снова опустить его.
В этих трех положениях (на животе, сидя и стоя) дети тренируют свои мышцы и осваивают навыки, необходимые для достижения следующего рубежа.
Когда следует звонить врачу?
Нормальное развитие ребенка имеет тенденцию следовать определенной схеме. Навыки, которые дети развивают в раннем возрасте, служат строительными блоками для будущих навыков. Тем не менее, время, необходимое для развития этих навыков, может сильно различаться у разных детей.
Сообщите своему врачу, если ваш ребенок не делает следующее:
К 4 месяцам:
- держит игрушку в руках
- держать голову прямо, пока их держат
- поднять голову и отжаться на локтях/предплечьях, пока они лежат на животе
К 6 месяцам:
- перекатывать с живота на спину
- опираться на руки, когда сидит
- охват объектов
Недостижение отдельных этапов не всегда означает наличие проблемы. Но поговорите со своим врачом, если у вас есть вопросы или опасения по поводу развития вашего ребенка.
Рецензировал: Мэри Л. Гэвин, MD
Дата проверки: май 2022 г.
Младенцы, которые не опускают ножки, чтобы встать
Примерно в возрасте 6–7 месяцев большинство младенцев начинают опускать ножки, напрягать ноги и брать на себя некоторый вес, когда их держат вертикально ногами на твердую поверхность. Некоторым младенцам, похоже, очень нравится это делать, и они предпочитают стоять, а не сидеть на коленях у воспитателя.
Некоторые младенцы не разгибают бедра и колени, готовясь встать
Здесь вы видите, как Уилл (8 месяцев) сначала сгибает ноги, а затем выпрямляет их, готовясь встать, когда его берут на руки.
Есть группа младенцев, которые не разгибают нижние конечности, готовясь к переносу веса на ноги. Когда вы поднимаете их, они сгибают бедра и колени или держат LE прямо вперед, как будто они сидят в воздухе. Нет хорошего объяснения тому, почему некоторые младенцы так поступают, и в большинстве случаев они со временем начинают интересоваться стоянием на ногах.
Все младенцы, которых я видел, были гипермобильны, так что может быть какая-то связь с гипермобильностью. И ходьба задерживается.
Что вы можете сделать, чтобы побудить младенца начать стоять
Начните с практики сидения на низкой ступеньке
ноги на полу.
Теперь играйте в игры, которые побуждают ребенка наклоняться вперед, чтобы брать, стучать, тянуть, толкать или опрокидывать игрушку.
На этих фотографиях показано, как Уилл в возрасте 8 месяцев наклоняется вперед, чтобы схватить меня за руки. Вы можете видеть, как это действие переносит его вес вперед, на ноги. (Здесь он сидит на блоке из пеноматериала высокой плотности высотой 10 см.)
Потянувшись вперед, часть веса переносится на ступни, что дает первый опыт прижимания ступней к полу в вертикальном положении. .
Возможно, вам потребуется обеспечить некоторую поддержку, чтобы бедра не двигались в стороны
Для этого вы можете использовать свои руки или позволить младенцу сесть между двумя тяжелыми мешками с песком, которые удерживают бедра на месте.
Здесь вы видите, как я поддерживаю бедра, чтобы они не двигались в стороны, а также немного надавливаю на его ступни, чтобы Макс привык нагружать их.
Сидя на более высокой поверхности, вы больше переносите вес на ноги
Здесь вы видите, что Макс наклоняется вперед намного дальше. Поскольку он сидит на более высокой поверхности, его ноги переносят больше веса. Я поддерживаю его бедра, чтобы они не двигались в стороны. Когда я делаю это, я чувствую, как он активно давит на мои руки, когда его мышца, отводящая бедро, сокращается. Поскольку я стабилизирую бедра, мышца, отводящая бедро, не может укорачиваться, когда они сокращаются, вызывая на них активное растяжение.
Первоначально вам также может понадобиться обеспечить некоторую поддержку лодыжек, чтобы стопы не отрывались от пола.
Младенец, который отказывается ставить ножки на твердую поверхность
Если младенец не любит ставить ножки на пол, вам нужно будет потратить некоторое время на десенсибилизацию стоп. Вот несколько идей.
1 Начните с младенца, сидящего на низкой ступеньке. Я использую очень прочный пенопластовый блок высотой 10-15 см. Пара телефонных книг, склеенных скотчем, тоже неплохой шаг.
Сядьте перед младенцем и поддержите стопы чуть выше лодыжек. Теперь вы можете играть в игры с топанием – топайте ногами по полу попеременно, как будто они маршируют. Спойте походную песню или посчитайте в увлекательной игровой форме.
Попробуйте это босиком или в обуви, в зависимости от того, что лучше подходит для младенца.
2 Вы также можете попробовать позволить ребенку сидеть босиком на различных поверхностях, таких как подушка, мягкий ковер, трава или песок, чтобы ребенок привык к их ощущению.
Поощряйте ребенка быть более активным сидя на полу
Младенцы, которые переходят из положения сидя в положение ползания и стоя на коленях, используют свои ноги в качестве рычага и часто кладут их на пол. Это не только помогает укрепить LE мышцы, но и приучает младенца отталкиваться от пола ступнями.
На рисунках ниже показано, как два малыша по-разному переходят из положения сидя в положение, в котором он поддерживает себя на руках и ногах.
Младенцы любят вставать лицом к лицу, осуществляющему уход
Вставать из положения сидя на низкой ступеньке легче, чем из положения сидя на полу, и это помогает укрепить мышцы левой левой руки.
Полезно начать с того, что ребенок сидит на ступеньке немного выше, чтобы ему было легче вставать. Мне нравится использовать ногу, чтобы вначале я мог ее немного поднять.
Здесь вы видите, как Роан тянет меня и мою одежду, чтобы удержать равновесие в положении стоя.
Лучше не помогать ребенку вставать
Пусть он делает всю работу сам. Если вы поможете ей, она не научится координировать мышцы туловища и ног, чтобы совершать правильные действия.
Игры, которые заставят вашего ребенка тянуться и тянуться
Попробуйте эти идеи, когда вы поощряете своего ребенка вставать, используя вас для поддержки.