Содержание

Ребенок плохо читает (Дислексия) — 8 (499) 110-13-71

Почему ребенок плохо читает? Данный вопрос является актуальным для родителей многих детей школьного и дошкольного возраста, и в данной статье мы постараемся дать на него исчерпывающий ответ.

В современном обществе довольно распространена проблема обесценивания научной терминологии, зачастую не имеющая ни малейшего отношения к реальности. Дислексия — подобный «диагноз» приписывают в ситуациях, когда ребенок очень плохо читает (с точки зрения скорости он отстает от общих нормативных требований), «соскальзывает» со строчки, не видит знаков препинания, читает исключительно по слогам и т.д. Как в совокупности, так и по отдельности, данные признаки сильно тревожат родителей и толкают на необдуманную постановку неадекватных диагнозов. А ведь дислексия может являться всего лишь одним из этапов формирования навыка чтения. Поэтому, прежде чем задаваться вопросом «Почему ребенок плохо читает?», важно учитывать то, что далеко немногие способны научиться читать как по мановению волшебной палочки.

Ребенок очень плохо читает — наиболее распространенные типы ошибок

Существует определенное количество этапов формирования данного навыка, и каждый ребенок проходит их со своей индивидуальной скоростью. Его автоматизация также проходит с учетом особенностей созревания нервной системы. Однако родители ошибочно полагают, что это невероятно простой процесс, и в нем нет ничего сложного. Начинается изматывающая дрессура, которая приводит, в итоге, к истощению ребенка и нервному срыву родителей. Во избежание «ложных диагнозов» в ситуациях, когда ребенок 7, 8, 9, 10 лет плохо читает, Ю.В.Микадзе в собственной работе «Нейропсихология детского возраста» выделил наиболее распространенные типы ошибок, которые допускают дети с дислексией, а их устранение требует направленных на преодоление трудностей чтения коррекционных мероприятий:

  • неточность соотнесения букв и звуков в виде смешения фонетически близких звуков: терево, лопзик, темодан — или замена букв по оптическому сходству;
  • чтение по буквам, называние букв по очереди: с-о-с-н-а;
  • искажение звуковой структуры слова, выражающейся в пропуске гласных или согласных букв: паровоз — парвоз; в пропуске букв при стечении согласных:скамейка — камека; в добавлении звуков: под дождием; в перестановке звуков: канава — кавана;
  • нарушенное понимание только что прочитанных слов, предложений и текстов;
  • замена слов: захлестнула — злопнула;
  • аграмматизмы в процессе чтения в виде нарушенного согласования существительных и прилагательных — вкусный яблоко. Искажение падежных окончаний — другие рукой.
  • Как определить, что у вашего ребенка дислексия? Помощь специалистов

    Нейропсихологический анализ механизма ошибок при чтении позволяет выявить первичный фактор несформированности той или иной зоны мозга с учетом всего симптомокомплекса особенностей чтения. Например, угадывающее чтение — это субъективное привнесение смысла в процесс чтения, нарушение смыслового прогнозирования, контролируемого целостным восприятием. Механизм этих трудностей при чтении связан с регуляторными дефектами и с несформированностью холистической (целостной) стратегии чтения. Если при диагностике выявлены трудности фонематического или зрительного анализа, то, соответственно, можно говорить о недоразвитии совершенно других механизмов работы мозга. Таким образом, коррекционно-развивающий процесс будет направлен на формирование и развитие определенного нейропсихологического фактора.

    Необходимо также отличать нейропсихологические механизмы дислексии, связанные с несформированностью определенных компонентов психической функции от таких нейроофтальмологических патологий, как нарушение движений глаз или бинокулярного зрения.

    Что делать, если ребенок плохо читает в 1, во 2, в 3 или 4 классе?

    Ребенок плохо читает — что делать? Своевременное обращение за профессиональной помощью позволит с наибольшей эффективностью справится с проблемами.

    В «Центре нейропсихологического сопровождения» обучение детей с дислексией осуществляется в индивидуальном порядке и только после проведения нейропсихологического анализа в соответствии с эффективными и проверенными временем методиками. Процесс включает различные задания для плохо читающих детей 1 класса и более старшего возраста, а также использование специального оборудования, не имеющего аналогов в России.

    Ваш ребенок плохо читает — причины

    Чтение – важнейший навык человека. Без этого умения невозможно полноценно взаимодействовать с окружающим нас миром, получать максимум информации. В некоторых случаях у детей возникают проблемы с воспроизведением и восприятием текста, чтение дается им тяжело. Современные родители нередко сталкиваются с такой ситуацией и задаются вопросом: почему малыш плохо читает, что делать?

    Основные секреты правильного обучения

    Выбор правильного подхода к обучению малышей чтению позволяет достигать высоких результатов, и, наоборот: ошибки при построении плана занятий не позволят развить высокую скорость чтения, хорошее запоминание прочитанного.

    Педагоги и психологи выделяют целый ряд рекомендаций, для того, чтобы обучение чтению было более плодотворным:

    • старайтесь заинтересовать чтением литературы. Знакомство с книгой – это не только образование, но и развлечение. Важно, чтобы родитель смог донести это до своих детей.
    • выбирайте книги по возрасту. Если малыш не сможет понять литературу, то и интереса чтение у него не вызовет.
    • читайте перед сном. Так сюжет сказки или рассказа будет лучше усваиваться и запоминаться.
    • обсуждайте прочитанное. Это тренирует память малыша, улучшает его речь. Помимо прочего, он научится лучше излагать свои мысли, объяснять свою точку зрения.

    Многие родители стремятся поскорее развить высокую скорость чтения у своих детей. Это не совсем верно, ведь сначала наиболее важно развить хорошее понимание и запоминание текста. Иногда уже на первых занятиях у детей возникают проблемы именно с правильным воспроизведением слов. Если подобное наблюдается, то необходимо установить причину таких ошибок, ведь иногда они являются признаком различных нарушений восприятия информации.

    Почему дети читают медленно

    Причины того, что малыш медленно читает, плохо запоминает прочитанное, могут быть самыми разными. Самая часто встречающаяся из них – неправильный подход к обучению грамоте. Когда занятия проходят непоследовательно, он часто не успевает усвоить и закрепить какой-либо из этапов. Это формирует у него неверный навык воспроизведения текста, например, он читает по буквам, когда пора читать слово целиком, или не умеет разбить слово на слоги.

    Также ребенок будет медленно читать, если у него небольшой словарный запас. Даже в простом тексте он будет запинаться на множестве незнакомых слов. Для того, чтобы этого избежать, необходимо с раннего возраста читать ребенку сказки и рассказы. Так он будет развивать свой кругозор, а также обогащать свою речь.

    Иногда дети не могут долго сохранять концентрацию внимания на тексте, от этого страдает скорость и качество его воспроизведения. Но малыши, которых родители занимают видами деятельности, требующими сосредоточенности, реже страдают от рассеянности. Концентрацию внимания отлично развивают лепка, рисование, решение простых головоломок.

    Плохо развитая память может стать причиной того, что ребенку трудно пересказать прочитанное. Старайтесь чаще расспрашивать малыша о том, как прошел его день, что нового он узнал, чем занимался. Тренирует запоминание и пересказ сюжета любимого мультфильма, прослушанной сказки.

    Часто причиной того, что дети плохо читают, является наличие проблем с артикуляцией. Несмотря на то, что в большинстве детских садов с малышами работает логопед, необходимо также прорабатывать произношение звуков дома.

    Но что делать, если ребенок плохо читает, даже при соблюдении родителями всех рекомендаций? Есть вероятность, что это его индивидуальная особенность.

    Ребенок читает слоги наоборот

    Еще несколько десятков лет назад у учителей было иное отношение к тому, что некоторые дети плохо читают: путают между собой слоги, из-за этого не понимая прочитанное. Тогда считалось, что причина подобных проблем восприятия текста кроется в лени и нежелании практиковаться, улучшать свои навыки.

    Сейчас такие ошибки связывают с дислексией – нарушением способности читать и писать текст. При этом интеллект таких детей, а также общая способность к обучению не ниже, чем у других. По статистике, в странах Европы около 5-10% малышей страдают разной формой дислексии, так что эта проблема довольно распространена.

    Благодаря интернету, в современном мире информация стала доступна практически каждому человеку. Так и о такой распространенной проблеме, как дислексия, заговорили. Этим нарушением уже не удивить педагогов, психологов, логопедов нашего времени. Существующие методы борьбы с дислексией позволяют успешно корректировать восприятие текста, и, тем самым, побеждать ее.

    Чаще всего эта проблема проявляется в том, что ребенок путает между собой буквы, меняет местами слоги или читает их наоборот. Из-за этого ему не удается правильно прочитать текст, а также верно понять его смысл. Некоторые дети, страдающие дислексией, способны правильно читать текст, но совершенно не запоминают прочитанное. Если родитель не проявляет должного внимания к данному нарушению, то оно также может стать причиной дисграфии – неспособности правильно писать, при которой допускаются грамматические ошибки, путаются местами буквы и слоги.

    Важно понимать, что определить, действительно ли ребенок страдает дислексией, может только специалист. Квалифицированный логопед не только сможет выявить эту проблему, но и исправить ее. Обычно дислексия проявляет себя уже на первых порах обучения детей чтению, поэтому, при подозрении на нее, необходимо сразу же обратиться за консультацией специалиста.

    Коррекционная работа занимает разное время в каждом отдельном случае. Помимо занятий со специалистом, важно создать вокруг ребенка благоприятную атмосферу, не заострять внимание на его проблеме, не взращивать в нем комплексы. Совместный труд родителя, логопеда и ребенка позволит малышу преодолеть такое препятствие, как дислексия.

    Советы педагогов по обучению чтению

    Педагоги и детские психологи не рекомендуют начинать обучение чтению раньше, чем по достижении 5 лет. До этого возраста малыши должны больше времени уделять игре, ведь она является их способом познавать окружающий мир. До 5 лет дети еще не способны концентрироваться на информации в виде символов, плохо ее запоминают.

    5-7 лет – идеальный возраст для обучения чтению. В это время интеллект детей уже достаточно развит, чтобы освоить грамоту, подготовиться к обучению в школе. Несмотря на то, что для поступления в 1 класс общеобразовательных учреждений не требуется уметь читать, владение этим навыком желательно, в первую очередь, для самого малыша. Так ему легче будет даваться школьная программа, а это значит, что он будет меньше уставать от занятий в классе и выполнения домашних работ.

    Обучение чтению должно протекать плавно и последовательно. Занятия начинаются со звукового этапа. На них малыш узнает, что слова состоят из звуков, учится их различать. Звуковой этап очень важен, ведь если ему уделить недостаточно внимания, то это может привести в дальнейшем к проблемам при обучении чтению. К концу этого периода обучения ребенок научится разделять простые слова на звуки, например, «м-а-м-а», «п-а-п-а», «к-о-т», «д-о-м».

    Когда звуковой этап хорошо усвоен малышом, переходят к буквенному. На нем дети учатся сопоставлять звук и букву, запоминают алфавит. Хорошим подспорьем станут специальные кубики и азбука, занятия с ними даются ребенку легче. Когда алфавит освоен, малыш учится складывать буквы в слоги, а затем и в слова.

    Важно уделять особое внимание каждому этапу обучения, иначе у детей впоследствии могут возникнуть проблемы при переходе на беглое чтение, а значит, что пострадает и скорость чтения, и понимание текста.

    Заниматься обучением грамоте можно и дома, но родителям не всегда удается придерживаться какой-либо методики, из-за этого занятия протекают хаотично, непоследовательно. Поэтому лучше доверить обучение чтению центрам дополнительного образования, в которых занятия проходят по специальным программам. Также небольшие группы учащихся позволяют педагогу уделить внимание каждому ребенку, а значит сделать образовательный процесс более плодотворным.

    Обращение за помощью к проблемному читателю: 8 шагов для родителей

    Ниже приведены шаги, которые необходимо предпринять, чтобы ваш ребенок получил помощь, необходимую ему или ей для достижения успеха.

    Помните, не сдавайтесь и не обязательно верьте, что ваш ребенок «вырастет из этого». Дело в том, что всякий раз, когда у ребенка возникают трудности с чтением или школой, это может быть подавляющим и эмоциональным временем для родителей. Однако чем больше вы узнаете, тем менее ошеломляющим это будет казаться и тем эффективнее вы сможете действовать. Вы лучший защитник своего ребенка — продолжайте спрашивать, учиться и действовать, чтобы обеспечить ему или ей наилучшие возможности для успеха в чтении.

    1. Узнайте, нуждается ли ваш ребенок в дополнительной помощи

    Если ваш ребенок дошкольник, позвоните в Службу поиска детей по номеру

    . Позвоните в главный офис вашего местного школьного округа и запросите программу «Поиск детей». Эта федеральная программа требует, чтобы школьные округа бесплатно проводили всестороннюю оценку дошкольников, если подозреваются проблемы.

    Если ваш ребенок учится в школе, поговорите с его учителем

    Задайте такие вопросы, как: Как вы думаете, у моего ребенка проблемы с чтением? Какая конкретно проблема у моего ребенка? Чем я могу помочь своему ребенку дома? Что можно сделать, чтобы помочь моему ребенку в классе? В какой группе чтения мой ребенок? Как у него дела по сравнению с другими учениками?

    Поговорите с врачом вашего ребенка

    Убедитесь, что врач вашего ребенка или другой поставщик медицинских услуг проверяет вашего ребенка на наличие проблем со слухом или зрением. Иногда трудности с чтением вызваны физическими проблемами.

    2. Проконсультируйтесь со школой и другими родителями

    Назначьте встречу, чтобы поговорить с учителем вашего ребенка

    Лучшее, что может случиться, это чтобы родители, учителя и другие специалисты начали совместный разговор, чтобы спланировать, как помочь ребенку преодолевать или справляться со своими трудностями чтения. Вы можете оказывать поддержку дома, в то время как учитель может удовлетворить потребности вашего ребенка и работать над улучшением его или ее навыков в классе. Вместе вы можете убедиться, что помощь, которую ребенок получает вне школы, соответствует тому, что происходит в школе.

    Поговорите с другими родителями

    Сообщите другим о своем беспокойстве. Возможно, ваш сосед или друг уже решил проблему, похожую на вашу. Кроме того, в большинстве школ группа родителей регулярно собирается для обсуждения вопросов улучшения и поддержки школы. Эту группу обычно называют ПТА или ПТО, и иногда они весьма эффективны. Вы также можете задать вопросы и услышать мнение других родителей со всей страны на форумах LD OnLine.

    3. Узнайте о своих возможностях

    Узнайте об IDEA

    Существует закон – Закон об образовании лиц с ограниченными возможностями (IDEA), который гарантирует, что дети с диагнозом нарушения обучаемости будут получать специальные школьные услуги (бесплатно). См. страницу LD OnLine «Подробно: юридические вопросы» для получения информации о ваших правах в соответствии с этим законом.

    Проверьте другие источники

    Некоторые рекомендуемые источники информации включают:

    Пишите

    Когда вы получаете помощь для своего ребенка, обязательно ведите записи. Делайте заметки и записывайте дату и имя каждого человека, с которым вы встретились, о чем вы говорили и что решили. Следуйте командной цепочке. Если вы сообщите учителю вашего ребенка о проблеме, и ничего не изменится, попробуйте снова позвонить или написать. Не сдавайтесь, потому что тогда ничего не изменится. Затем обратитесь к школьному психологу ребенка, заместителю директора или директору школы. Если вам по-прежнему нужна помощь, обратитесь в офис окружного администратора или суперинтенданта.

    4. Попросите школу оценить вашего ребенка

    Отправьте директору школы письменный запрос на оценку

    Напишите короткое письмо директору вашего ребенка с просьбой, чтобы специалисты школы проверили успеваемость вашего ребенка. Этот запрос будет отправлен в «отборочную комиссию» в школе. Эта группа решает, следует ли проверить ребенка на наличие задержки речи или языка, синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), дислексии или других состояний, которые могут повлиять на то, как ваш ребенок учится. Если будет установлено, что вашему ребенку нужна дополнительная помощь, школа может предоставить ее либо в обычном классе ребенка, либо со специалистом.

    Убедитесь, что ваш ребенок оценивается на том языке, на котором он говорит лучше всего.

    Важно, чтобы ваш ребенок тестировался на том языке, который он или она знает лучше всего. Цель такого тестирования — выяснить, вызвана ли проблема чтения у ребенка изучением второго языка, задержкой развития речи или неспособностью к обучению.

    5. Рассмотрите возможность проведения оценки за пределами школы

    Обратитесь к независимому эксперту

    Если школа не будет оценивать вашего ребенка или они оценивают вашего ребенка, и вы считаете, что вам нужно второе мнение, подумайте о том, чтобы обратиться к специалисту за пределами школы. школа. Они могут провести «независимую оценку образования». Однако, скорее всего, это будет платно.

    Обратитесь в местный центр для родителей

    Ваш местный центр обучения и информации для родителей или Центр ресурсов для родителей могут посоветовать вам, как получить бесплатную «независимую оценку образования». Нажмите здесь, чтобы найти центры в вашем штате.

    6. Рассмотрите возможность поиска адвоката

    Наймите адвоката для вашего ребенка

    Иногда вам нужно выйти «вне системы», чтобы получить то, что вам нужно для вашего ребенка. Вы можете работать с профессионалом, которого обычно называют адвокатом, консультантом по вопросам образования или юристом, который специализируется на помощи родителям в решении проблем со школой. Однако эти специалисты часто стоят дорого.

    В вашем местном Центре обучения и информации для родителей или Центре ресурсов для родителей может быть информация о адвокатах в вашем районе. Нажмите здесь, чтобы найти центры в вашем штате.

    7. Рассмотрите возможность найма репетитора

    Узнайте, имеете ли вы право на получение услуг SES

    В соответствии с законом «Ни одного отстающего ребенка» родители могут получать «дополнительные образовательные услуги» (например, репетиторство) бесплатно, если учащиеся из малообеспеченных семей семьи, которые остаются в школах Раздела I, которые не соответствуют стандартам штата в течение как минимум трех лет. Родители детей, имеющих право на получение помощи, могут выбирать из списка поставщиков, утвержденных штатом.

    Наймите опытного репетитора

    Существует множество вариантов репетиторства, включая частных репетиторов, репетиторские центры, педагогических терапевтов и формализованные программы. Попросите рекомендации и выполните домашнее задание, чтобы найти репетитора, обладающего конкретными знаниями и опытом работы с детьми, имеющими проблемы с чтением или обучением. Подробнее читайте в нашей статье о том, как выбрать репетитора.

    8. Поддержите своего ребенка дома

    Обеспечьте академическую поддержку

    Учеба — это тяжелая работа, особенно когда ребенку трудно читать. Несмотря на то, что вы не хотите оказывать дополнительное давление на своего ребенка в учебе, есть несколько эффективных способов помочь ему или ей преодолеть трудности с чтением или справиться с ними. См. предложения в разделе «Выявить проблему».

    Окажите эмоциональную поддержку

    Вероятно, самое важное, что вы можете сделать как родитель, — это дать понять своему ребенку, насколько вы цените его или ее как уникального и особенного человека! Самоуважение часто страдает, когда дети испытывают трудности с чтением или школой. См. нашу информацию о том, как вы можете положительно реагировать на обескураженного ребенка.

    Как я могу помочь своему 4-класснику понять прочитанное?

    К четвертому классу многие дети уже читают главы. Это может быть время, когда дети открывают для себя свои уникальные способности к чтению и раскрывают любимых авторов, жанры и персонажей. Некоторым детям может быть трудно уследить за сюжетными линиями более длинных книг, а родители могут беспокоиться о проблемах с пониманием прочитанного.

    Если вам интересно: «Как я могу помочь своему 4-класснику с пониманием прочитанного?» могут быть и другие проблемы. Родители могут не знать, слишком ли сложна книга для их ребенка, или есть какие-то глубинные проблемы, такие как неспособность к обучению или просто более глубокие трудности с чтением. Трудности ребенка влияют на то, как родитель может лучше помочь ему дома.

    Читателям с более серьезными трудностями при чтении может потребоваться дополнительное обследование, и в идеале родители должны пройти связаться со школой и учителем ребенка по номеру , чтобы решить эти проблемы. Родители также могут обратиться к детскому педиатру.

    Тем не менее, для детей, которые просто борются с более сложными сюжетными линиями (и у которых, возможно, нет ярко выраженных проблем с чтением), вот как родители могут поддержать своего четвероклассника дома.

    Не только смотрите на возрастной уровень текста, но и на тему.

    Иногда самое быстрое решение оказывается и самым простым. Если ваш четвероклассник пытается прочитать книгу, которая может быть задана в старшей школе, у них может не хватить эмоций, чтобы понять историю . Многие книги включают в себя текст, который технически может быть написан на уровне четвертого класса, но предмет изучения выходит за рамки зрелости этой возрастной группы.

    Вот как «возрастной» текст может работать против родителей, которые не смотрят дальше уровня чтения. Тот факт, что ребенок может расшифровать текст, не означает, что он может полностью понять нюансы , особенно если тематика и эмоциональные аспекты книги предназначены для более старшей аудитории. Младшие дети также могут не иметь жизненного опыта, чтобы понять тему книги или сложности сюжета.

    Если ваш ребенок изо всех сил пытается понять смысл, сделайте быстрое глубокое погружение в книгу и выясните, соответствует ли предмет его возрасту.

    Кстати, некоторые дети могут понимать и текст, и тему. Четвероклассник мог читать сложные и зрелые книги; при выборе книг каждый ребенок индивидуален. Их характеры и понимание мира тоже различаются.

    Удалить отвлекающие факторы

    Мы все были в ситуациях, когда нам приходилось читать что-то снова и снова, чтобы понять смысл. Иногда это не имеет ничего общего со способностями и все, что связано с отвлекающими факторами в нашем окружении.

    То, где ребенок читает, может повлиять на его понимание материала, особенно если ребенок легко отвлекается. Ревущий телевизор, разговоры родителей и песни по радио могут отвлекать ребенка от изучения истории.

    Помогите своему ребенку найти идеальную среду для чтения, чтобы он мог сосредоточиться на своей книге и сосредоточить свое внимание на персонажах и сюжете. Наушники с шумоподавлением тоже могут помочь!

    Пусть дети выберут свою книгу

    К четвертому классу некоторые учителя могут начать давать классу книги для чтения. Однако, когда у ребенка есть свободное время для чтения, позволяет ему выбрать книгу. Если ребенок сопротивляется и не хочет читать, попросите его составить список интересов, чтобы найти темы, которые ему нравятся и которые они хотят исследовать. Родители могут даже составлять списки интересов на праздники.

    На Хэллоуин спросите детей, какие страшные или уникальные темы Хэллоуина им интересны. Им интересно узнать больше о судебных процессах над салемскими ведьмами, истории обмана или, может быть, они хотят узнать, как Хэллоуин вообще начался как праздник. Не празднуете Хэллоуин? Родители тоже могут выбрать религиозный праздник или особый день в семейной культуре . Идея состоит в том, чтобы заставить детей задуматься о своих интересах и обо всех идеях, которые они могут почерпнуть из книг!

    Сделать закладку для понимания прочитанного

    В четвертом классе детям могут нравиться или не нравиться родители, которые сидят с ними и задают вопросы о книге. Однако, чтобы дети сосредоточились на идеях, лежащих в основе истории, родители могут создать закладку для понимания прочитанного . Эти установщики страниц также предоставляют подсказки о том, о чем дети должны думать во время чтения. Закладка на понимание может сосредоточиться на вопросах «что» или, может быть, побудить детей подумать о сюжете истории.

    Родители могут почерпнуть идеи о том, как создавать эти закладки, посетив сайт «Учителя платят учителям»; на сайте много отличных примеров! Родители также могут позволить детям создать собственную закладку.

    Используйте приложение для чтения

    Если у ребенка действительно проблемы с пониманием, родители также могут использовать дома приложение для чтения. Читаемость предоставляет встроенный репетитор ИИ, который обеспечивает слуховую обратную связь , когда ребенок спотыкается во время уроков чтения; виртуальный репетитор также задает вопросы об истории, чтобы лучше оценить понимание.

     

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *