Содержание
Ребенок в 3 года говорит на своем языке – что делать?
Каждый ребенок развивается и приобретает навыки, умения. Родителям нравится наблюдать за этим процессом. Но не всегда они могут своевременно заметить отклонения, проблемы в развитии.
СодержаниеСвернуть
- Общая информация
- Причины нарушения
- Разделение диагнозов
- Логопедическая диагностика
- Коррекция проблемы
- Прогноз
Если ребенок в 3 года говорит на своем языке, то это повод для беспокойства. Это проявление задержки речевого развития, психических болезней. Консилиум специалистов поставит точный диагноз.
Общая информация
В норме малыш произносит первое слово в возрасте 10-11 месяцев, простая фраза появляется в год. Из-за разных факторов этого не происходит, ребенок молчит либо ограничивается звукоподражаниями. Происходит это по разным причинам.
В три года речь ребенка характеризуется:
- предложениями из 3-4 слов;
- используется единственное и множественное число;
- соотношением слова и предмета;
- простыми предлогами;
- способностью последовательно изложить события;
- появляются прилагательные, наречия, местоимения.
Неправильное звукопроизношение (отсутствие шипящих, свистящих звуков) не должно вызывать тревогу. Эти группы появятся позже в речи, органы артикуляции не готовы к их воспроизведению.
Отставаний в физическом развитии не наблюдается, малыш начинает сидеть, вставать на ножки, ходить в положенные сроки. Единственное, что у него отмечается — отсутствие речи либо использование непонятных слов, так называемого «птичьего языка». Ребёнок произвольно соединяет звуки, комментирует все действия, но никто не понимает его.
Пример подобной речи: «на гокажи» переводится как «машина едет гонку». Малыш произвольно использует слоги, переставляет их, искажает звуки.
В детском возрасте отмечаются эхолалии, то есть ребенок говорит, как эхо, повторяя последний слог слова: «Ма-ша» превращается в «…Ша». Все это свойственно задержке речевого развития (ЗРР).
Дети с проблемами в речевом развитии понимают обращенную речь, показывают указательным жестом на предметы, картинки, людей.
Причины нарушения
У специалистов нет единого мнения по поводу того, почему нарушается речевое развитие. Условно выделяют две группы факторов: биологические и социальные.
К первым относятся болезни отца и матери, патологическое течение беременности, родов, первого года жизни малыша. Младенец чувствителен к окружающей среде, инфекционные болезни, травмы вызывают нарушения работы головного мозга.
Гипоксия, асфиксия опасны кислородным голоданием. Отсутствие кислорода в течение длительного времени приводит к отмиранию нервных клеток. Во время родов неправильные действия акушерки приведут к травмам шеи, головы — это негативно сказывается на сосудах. Недостаточное поступление крови к мозгу отрицательно влияет на его функционирование.
Плохая экологическая обстановка оказывает негативное влияние на малышей. Выбросы вредных веществ проявляются не на родителях, а на их детях. Поэтому после серьезных катастроф (горящие леса в Подмосковье в 2010 году) наблюдается всплеск рождаемости детей с патологиями нервной системы.
Развитие мозга до конца не изучено. Специалисты уделяют большое внимание социальным факторами. В детском возрасте малыши восприимчивы к окружающей среде. Сюсюкающий язык взрослых недопустим, так как дети легко перенимают образец.
Отсутствие социальных контактов, ограниченность, увлечение телевизором приводит к задержке речевого развития. Ребенок начинает развлекать себя сам, придумывает свой язык. Без обратной связи в лице родителя он не будет его совершенствовать.
Разделение диагнозов
Постановка правильного заключения позволяет подобрать точный коррекционный маршрут. Он помогает полностью излечить болезнь, давая возможность ребенку пойти в обычную школу.
Разговаривать на своем языке ребенок может из-за психиатрических проблем. Шизофрения редко стартует в дошкольном возрасте, чаще дебютирует в подростковом периоде на фоне гормональных потрясений.
Шизофрения и аутизм не одно и то же. Второе никогда не перетекает в первое. Эти болезни имеют разные симптомы, прогнозы, лечение.
Сложно диагностировать шизофрению у детей. В течение месяца должны наблюдаться:
- странные фантазии, ребенок не проводит грань между реальным и выдуманным миром;
- необоснованные страхи;
- ухудшение навыков бытового и социального спектра;
- бессвязная речь;
- немотивированная агрессия;
- контрастные рисунки.
Диагноз ставится психиатром после длительного наблюдения, ряда тестов. При правильной организации жизни ребенка приступы удается снизить, возникает ремиссия. Для этого убирают стрессы, активную деятельность, соблюдают режим дня.
Без своевременного лечения вторично развивается умственная отсталость. В трехлетнем возрасте появляются признаки асоциального поведения.
При аутизме ребенок концентрируется на внутреннем мире. Он придумает личную систему правил, ритуалов, четко следует ней. Речь бессвязная, понятна только ему, в контакт не вступает. С раннего возраста заметна:
- молчаливость;
- избегание зрительного контакта;
- негативная реакция на прикосновения.
С годами степень выраженности дефекта становится сильной. В тяжелых формах больной полностью замыкается в себе, не пользуется речью, не вступает в социальные контакты.
При дизартрии проблемы возникают только с произносительной стороной речи. Дети искажают звуки, меняют их на простые фонемы, но речь их относительно понятна для окружающих. Они пользуются фразой, частями речи, могут сказать что хотят.
При алалии ребенок не разговаривает либо ограничивается звукоподражаниями. При сенсорной форме не реагирует на обращенную речь, не воспринимает ее, не пользуется указательным жестом. При моторной выполняет инструкции, но не говорит. При обследованиях мозга видны поражения зоны Брока или Вернике.
При задержке речевого развития отмечается незрелость коры головного мозга, которая проходит самостоятельно. Стоит ребенку пойти в садик, как его словно прорывает, он начинает активно болтать. При алалии такое невозможно.
Грамотная постановка диагноза важна для выстраивания коррекционной работы. В отечественной дефектологии принят комплексный подход. Поэтому используют помощь специалистов медицинского, психологического, логопедического профиля.
Логопедическая диагностика
Проблемы с речью редко видны с рождения. Задержка, нарушения развития становятся очевидными к трехлетнему возрасту. Если к этому периоду не наблюдается улучшений, речь малопонятна окружающим, родителям необходимо показать ребенка логопеду.
Нельзя затягивать с визитом к специалисту. Ранняя постановка диагноза, своевременная помощь повышает вероятность положительного исхода, полного излечения.
Логопед играет с малышом, показывает ему предметы, изучает степень понимания обращенной речи. Фиксируется количество звуков, слов в речи, наличие искажений слоговой структуры.
Обязательно собирается анамнез: болезни родителей, течение беременности, развитие в первый год жизни. Изучается обстановка в семье, климат, модель воспитания.
Для обследования трехлетних детей не используют картинки, так как им сложно их воспринимать. Специалист проводит диагностику только в ходе игры.
Обязательно назначается консультация невролога, психиатра, сурдолога. Они проверяют наличие органических проблем, при необходимости рекомендуют лечение. При проблемах со слухом требуется иная помощь, чем при задержке речевого развития.
Из методик обследования назначают электроэнцефалограмму (ЭЭГ), МРТ, УЗИ церебральных сосудов. Это позволит определить органические изменения и затруднения кровообращения. Для стимуляции работы мозга назначают медикаментозное лечение.
Психолог изучает состояние высших психических функций — памяти, мышления, внимания. При необходимости проводится специальная работа по их развитию.
Коррекция проблемы
При проблемах с речью ведущая роль в работе отдается логопеду. Его задача воспитать речевую активность. Для этого проводятся специальные занятия, где в ходе игр стимулируют процесс говорения.
Для выработки правильного произношения слов начинают со звукоподражаний, простых слов: мама, папа, дай, баба, няня и т. п. Ребенку дают куклу, потом логопед просит ее вернуть: «Маша, дай».
Вводятся в речь глаголы: «лови», «неси», «кати». Для их усвоения хорошо подойдут игры с мячом. Методика Новиковой-Иванцовой позволяет исправлять нарушения слоговой структуры слова.
Проводится сенсорная интеграция. Взаимодействие с разными материалами стимулирует нервную систему. В таз насыпают крупную фасоль, крупу, каштаны и среди них прячут маленькие игрушки. Перебирание мелких предметов стимулирует мелкую моторику и соответствующую зону головного мозга.
Участие родителей обязательно. В домашних условиях они являются образцом речи для ребенка. Они правильно называют предметы, четко проговаривают слова, поправляют малыша.
Логопед учит ребенка строить простую фразу из 2-3 слов, работает над четкостью произношения слов, расширением активного словаря. После этапа закрепления переходят к следующему: коррекции звукопроизношения, введению частей речи, местоимений.
Прогноз
Чем раньше поставлен диагноз, начата коррекционная помощь, тем больше шансов на полное излечение. Средняя длительность лечения около трех лет. Обязательно нужно комплексное сопровождение специалистов.
Занятия с логопедом должны быть пять раз в неделю. Поэтому ребенка лучше переводить в специализированный детский сад. Родители каждый день занимаются с дошкольником, выполняют рекомендации специалистов.
В тяжелых случаях проблемы с устной речью провоцируют нарушения письма и чтения. Иногда детям с подобными дефектами приходится идти в коррекционную школу пятого вида (для лиц с тяжелыми речевыми нарушениями).
Срочно к логопеду — #LIFE_INCAMP
#LIFE_INCAMP
Перейти к содержимому
К специалисту, который помогает устранить дефекты речи, как правило, советуют идти после 5 лет, но многие мамы считают, что ели ребенок не умеет произносить некоторые буквы в 3-4 года, то это уже повод забить тревогу. Так кто же прав и когда все-таки нужно прийти за помощью, если у ребенка проблемы с речью? Команда incamp.ru знает ответ!
Развитие детской речи – очень важный момент в жизни каждого человека и самое главное, что вы должны знать: этот период нельзя упускать ни в коем случае. Ответственность за развитие речи без задержек лежит на родителях. Поскольку от своевременного обращения к грамотному специалисту будут зависеть успехи в школе и в целом в дальнейшей жизни. Печальный факт, с которым, к сожалению, все чаще сталкиваются учителя начальных классов: многие первоклассники имеют явные отклонения в речи, которые должны были заметить и вовремя предпринять мероприятия по их устранению именно родители.
Некоторые нарушения обусловлены индивидуальным строением коры мозга, который активно развивается именно у дошкольника. Однако не стоит терять надежду, если вы не получили помощь в срок, улучшение наступит, хоть и спустя другое, более долгое время. Запомните одно: детская речь развивается очень быстро, и ее нормы должны соответствовать определенному возрасту. Поэтому первый профилактический визит к логопеду лучше планировать на 1-2 года.
9 причин, когда следует обратиться к логопеду
- Младенец не гулит и не лепечет (нет «агы», «агу», «кхх»), нет беспрепятственных гласных звуков (а, о, у), повторяющихся слогов («ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «та-та-та», «бу-бу-бу»). Следует обратиться к неврологу и логопеду.
- В 2-3 года малыш все понимает, но сам при этом слова не повторяет, не говорит, больше мычит, объясняет на пальцах.
- В 4-5 лет искажает звуки («табатька», «кися», «тяйник»). На этот счет есть два объяснения: речевое нарушение либо привлечение внимания взрослых.
- Если ребенок искажает звуки (шепелявит, гнусавит) либо переставляет местами слоги, срочно к логопеду, поскольку это не решается по принципу «ай, да ладно, пройдет».
- Если в 3,5-4,5 года вместо г, к появляются д ,т либо их совсем нет.
- Бегом к логопеду, если в 4,5-5 лет ему тяжело даются свистящие, шипящие звуки – с, з, ш, ж, щ, ч, а также некоторые сонорные – л, ль, й.
- К 5-5,5 году ребенок затрудняется с произношением «коварных» р, рь.
- Поводом для визита к логопеду станет и то, что у первоклассника есть проблемы с письмом.
- Ребенок запинается, «разгоняется» во время разговора.
Это вам поможет!
- Станьте примером правильной речи.
- Разговаривайте с ребенком как можно больше, повторяйте по несколько раз одни и те же слова, меняя при этом их порядок: «Солнышко греет. Греет яркое солнышко. Яркие лучики греют землю. На земле растут красивые цветы. Смотри, какие яркие, красивые цветы! А какого они цвета? Цветочки красные. А вот голубые. А вот здесь желтые цветы. Красные, голубые, желтые цветы растут на земле…» Рассматривайте цветы на улице, в книге.
- Изучайте, включайте новые слова, но не перегружайте ребенка.
- Играйте в полезные звукоподражательные игры «Две утки крякают», «В лесу: аууу!» и т.п.
- Читайте книги. И не думайте, что ребенку надоедают одни и те же сказки. По возможности проигрывайте их по ролям, привлекайте свои игрушки, используйте пальчиковый театр.
- Расширяйте активный (произносит) и пассивный (понимает) словарь ребенка.
- Рисуйте, лепите, играйте с мелкими предметами — одним словом, уделите должное внимание мелкой моторике.
Будьте предельно внимательны к детям. Фраза «Мой ребенок не хочет / ленится говорить» может обернуться более серьезными проблемами, с которыми помогут справиться только специалисты.
0
0
0
0
0
Опубликовано Автор Оксана АнтонюкРубрики Воспитание и досуг
18-месячный ребенок не говорит, но понимает? Вот что делать. — Крошечные болтуны
Если ваш 18-месячный ребенок еще не говорит, но понимает многое из того, что слышит, вы не одиноки. Это очень распространенный сценарий, в котором многие родители просят нас о поддержке. Мы хотим, чтобы вы знали, что есть много маленьких шагов, которые в сумме приводят к тому, что наши дети учатся говорить, и тот факт, что ваш малыш понимает, означает, что у него уже есть БОЛЬШАЯ из этих частей.
В этом посте мы дадим вам представление о том, что происходит с речью и развитием языка вашего малыша, и о том, как вы можете помочь ему в этом. Таким образом, вы можете заставить вашего малыша говорить и общаться больше!
Понимание — хороший знак!
Мы являемся логопедами в общей сложности более 20 лет, поэтому мы видели много детей и их семей! А когда мы оцениваем речевые и языковые навыки ребенка и видим, что его понимание сильное, это 9.0009 всегда хороший знак.
Когда мы думаем о языковых навыках, мы часто думаем о разговоре в одиночестве. Но на самом деле это только половина картины (может быть, даже меньше, учитывая, что некоторые дети не разговаривают, но имеют так много других полезных коммуникативных навыков). Коммуникация распадается на «рецептивные» и «экспрессивные» навыки.
Таким образом, способность понимать устную речь, которую он слышит, означает, что ваш ребенок демонстрирует сильные навыки рецептивной речи. Это говорит нам о том, что некоторые из основополагающих навыков, позволяющих научиться большему общению, уже существуют.
Основные этапы развития рецептивной и экспрессивной речи в возрасте 18 месяцев
Мы сообщаем всем родителям, что малыши не просто начинают говорить в один прекрасный день ни с того ни с сего. Мы не всегда замечаем, что это происходит, но их общение на самом деле медленно и неуклонно развивается с течением времени, поскольку они осваивают более мелкие, фундаментальные языковые навыки. (Эти навыки неуловимы, но очень важны. И они не так очевидны, если вы их не ищете!) И затем, в конце концов, в один прекрасный день они говорят предложениями. Как родитель 18-месячного ребенка, который не говорит, но понимает, важно иметь детальное представление об этих основополагающих навыках.
Элемент понимания (рецептивный язык) часто упускают из виду, но он действительно важен, потому что малыши просто не скажут ни слова, пока не поймут, что оно означает. Это еще одна причина, по которой здорово, что у вашего ребенка есть этот кусочек!
Вот что мы обычно ожидаем увидеть в возрасте 18 месяцев, когда речь идет как о рецептивных навыках (понимание), так и о выразительных навыках (говорение):
18-месячный рецептивный язык (понимание)0028
Вот некоторые из навыков, которые мы ожидаем от малышей в возрасте от одного до двух лет:
Указание на несколько частей тела, когда их спрашивают
Выполнение простых команд и понимание простых вопросов
Слушание и проявление интереса к простым рассказам, песням и стишкам
Указание на картинки в книге, когда их называют
18-месячный возраст Выразительный язык (разговор) Вехи
Загрузите наш контрольный список языковых этапов
Чтобы получить подробный список этапов общения в сочетании с дополнительными ресурсами, которые помогут вам отслеживать и предпринимать следующие шаги, загрузите бесплатную копию нашего контрольного списка языковых этапов для малышей!
Что считается словом? Подсказка: больше, чем вы думаете!
Теперь, когда вы знаете, что логопеды ищут диапазон от до 10-50 слов в возрасте около 18 месяцев, держим пари, что вы вот-вот переключитесь в режим слежения! Чтобы убедиться, что вы считаете все в нашем списке так, как мы, вот несколько вещей, о которых следует помнить:
Слова не обязательно должны быть идеально произнесены, чтобы «считать».
Язык жестов имеет значение! На самом деле мы настоятельно рекомендуем родителям использовать базовый язык жестов, если их малыш еще не говорит, и мы учим этому на обоих наших онлайн-курсах.
Звуки животных тоже учитываются. Так же как и окружающие шумы (vroom!) и восклицательные слова (о-о-о!), если они используют их, чтобы обозначить что-то или прокомментировать.
Все, что ваш ребенок говорит намеренно, последовательно и в правильном контексте, имеет значение. (Это говорит вам, что это не просто счастливая случайность или случайный звук, а что-то, что они на самом деле говорят, чтобы общаться с вами намеренно.)
Совет : Может быть трудно уследить за всеми словами, которые ваш ребенок произносит в уме. (Там достаточно всего!) Нам нравится держать список слов на холодильнике или в приложении для заметок на наших телефонах. Вы можете написать, как ваш ребенок говорит это и что это за слово. Например:
Три разговорных совета, которые стоит попробовать сегодня
#1. Знакомство с базовым языком жестов
Знаете ли вы, что язык жестов часто дается малышам легче, чем произнесение слов? Речь представляет собой сложный моторный навык, для развития которого требуется время. Язык жестов для малышей состоит из двигательных движений, которые поначалу часто легче воспринимаются малышами, особенно если вы выберете несколько простых знаков, таких как «еще», «все готово» и «мама». Если язык жестов для вас новый, мы также познакомим вас с ним в нашем курсе TalkToddler.
#2 Уведомление о попытках общения
Некоторые семьи, с которыми мы работаем, действительно сосредоточены на том, чтобы их ребенок произносил слова, и мы это прекрасно понимаем! Но даже когда целью является вербальное общение, иногда нам приходится отступать от концентрации на словах. Ищите и отмечайте другие формы невербального общения, которые ваш ребенок может использовать с вами, такие как жесты, взгляд и звуки. Отмечая эти попытки, вы показываете ребенку, что то, что он делает, важно и работает, потому что передает вам сообщение. Мы хотим, чтобы общение приносило им положительный опыт, чтобы они продолжали пробовать!
#3 Дайте им слово
Может возникнуть соблазн спросить: «Чего вы хотите?» или «Я не понимаю», или «Используйте свои слова!» когда ваш малыш хрюкает или скулит. Вместо этого мы хотим, чтобы вы дали им слова, которые они сказали бы, если бы могли. Например, если ваш малыш тянется за молоком, которое находится вне досягаемости, вы можете сказать: «Молоко! Больше молока, пожалуйста!» Это дает им слова. Моделируйте то, что они могли бы сказать в этот момент, чтобы они установили эту связь и построили свое понимание.
Будьте активны, не ждите и не наблюдайте
Мы знаем, что некоторые благонамеренные друзья или даже педиатры могут посоветовать вам «подождать время» или «подождать и посмотреть», потому что ваш малыш может заразиться самостоятельно. И да, иногда малыши сами догоняют . Проблема в том, что многие малыши не догоняют без надлежащей поддержки, и у нас нет возможности узнать, будет ли ваш малыш догонять или нет.
И, поскольку языковые навыки развиваются очень быстро, если вы продержитесь и они не догоняют сами по себе, они будут намного дальше позади. К 24 месяцам большинство малышей говорят в среднем 200-300 слов, при этом «минимальный» рубеж, который мы ищем, составляет 50 слов. Таким образом, в 18 месяцев у них может быть пробел всего в 50 слов, но даже всего через 6 месяцев этот разрыв намного больше! Вот почему, если бы мы могли поделиться с вами только одним сообщением, оно было бы активным.
Ваши дальнейшие действия:
Если ваш 18-месячный ребенок не говорит, но понимает, вот что мы рекомендуем делать дальше:
Изучите основные этапы развития языка и выясните, на каком уровне находится ваш ребенок.
Проверьте слух вашего ребенка. Потеря слуха может быть более незаметной, чем вы думаете, и мы всегда хотим сначала исключить это.
Работа над навыками предварительной речи дома. Такие вещи, как жесты, знаки и звуки, заходят далеко!
Как только вы почувствуете беспокойство, обратитесь за оценкой речи и языка. Вы будете очень рады получить поддержку, если она потребуется.
Помните, вы делаете большую работу!
Очень многие родители находят нас в уязвимое время, когда они беспокоятся или перегружены, пытаясь понять, с чего начать. Если это вы прямо сейчас, мы хотим, чтобы вы знали, что просто обращаясь за поддержкой и информацией, вы отлично справляетесь и являетесь замечательным родителем или опекуном. Мы сделаем все возможное, чтобы все было просто и понятно для вас. И мы продолжим делиться множеством способов, которыми вы можете начать поддерживать своего ребенка из дома!
МалышиCarly Tulloch 2 комментария
0 лайков
4 признака того, что малыши понимают язык
Большая часть языкового развития невидима. Восприимчивый язык вашего малыша сейчас намного сильнее, чем его выразительный язык; это означает, что они понимают больше, чем могут сказать👂
В этом возрасте ваш ребенок может понимать около двух новых слов в день. Они могут произносить всего несколько отрывочных слов, но их способность понимать то, что вы говорите, гораздо выше.
Когда вы участвуете во всех их попытках общения, вы можете помочь обоим типам языка развиваться, поскольку они осваивают силу общения.
Они указывают (или смотрят) на что-то, когда вы их просите
В возрасте от 16 до 19 месяцев ваш малыш может начать демонстрировать, что он понимает слова, обозначающие многие обычные предметы в их мире, глядя на них или указывая на них, если вы просите их: «Можете ли вы указать на входную дверь?»
Они достают что-то для вас из другой комнаты
Ваш малыш может принести вам что-то знакомое по вашей просьбе, начиная примерно с 15-18 месяцев.
Сначала ему, вероятно, будет легче принести вам что-то из комнаты, в которой вы уже находитесь. Спросите для знакомых предметов, которые хранятся в определенном месте, до которого ваш малыш может добраться с помощью простых инструкций. Помогите им, если они в этом нуждаются, указав на объект и/или отправившись вместе с ними, чтобы забрать его.
Как только они смогут принести вам что-то из той же комнаты, бросьте им вызов и попросите знакомый предмет из другой комнаты.
Они жестикулируют, чтобы указать на свои потребности
В возрасте от 12 до 19 месяцев ваш малыш может издавать звуки, чтобы привлечь ваше внимание, и использовать жесты, чтобы передать свое значение. Они могут кивать головой в знак «да», тянуться или указывать на то, что им нужно, или махать рукой «пока-пока». Помахивание часто происходит перед тем, как указать.
Они узнают изображения животных и указывают на них, а также издают звуки животных
На фото: Монтессори-матч с изображением животных из набора Companion Play Kit
Скорее всего, ваш малыш в возрасте от 16 до 21 месяца сможет распознавать четырех или более животных и указывать на них.