Консультация для педагогов «Как научить детей запоминать стихи»

Многие родители ошибочно считают, то заучивание и чтение стихов – это бесполезное занятие, которое нужно только учителям, и которое в жизни никогда не пригодится. На самом деле стихотворения в жизни малыша играют весомую роль. Ведь благодаря этому умению, у малышей пополняется словарный запас, тренируется память, развивается чувство ритма, которое пригодится в жизни. Учиться запоминать стихотворения нужно еще с дошкольного возраста, чтобы во время учебы малыш не испытывал трудностей в заучивании стихов. Но как научить ребенка учить стихи? Когда нужно начинать? И какие методы заучивания стихотворений подойдут детям больше всего? Обо всем этом по порядку. Заучивание стихов в детском возрасте является важным не только обучающим, но и воспитательным моментом. Дети с большим удовольствием слушают стихи и любят их больше чем прозу, так как ее монотонность может утомлять. Недаром большинство детских писателей пишут свои сказки и рассказы именно в стихах. В отличие от прозы стихи легко запоминаются и откладываются в подсознании. Запоминание стихов дается малышам легче всего, поэтому педагогам нужно использовать это для обучения детей. В детской литературе имеется масса прекрасных стихов, подходящих даже для самых маленьких детей. Хорошо воспринимаются и легко учатся стихи Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Корнея Чуковского, Елены Благининой, а также А.С. Пушкина и Н.А. Некрасова. Их стихи учат добру и любви. Для малышей подойдут коротенькие стишки, а для детей постарше – более длинные и глубокие. Разучивание стихов влияет на развитие памяти, внимания, интеллекта, обогащает активный словарь ребенка и формирует правильное звуковое произношение и фонематический слух. Дети, которые знают много стихов, имеют более высокий уровень развития. Речь ребёнка становится более богатой и правильной. Ребёнок запоминает фразами, поэтому, при заучивании стихотворения, он фиксирует в памяти как правильно сочетать одно слово с другим. И когда в реальной жизни сложится такая ситуация, когда нужно сказать словосочетание похожее на фразу из стихотворения, ребёнок говорит правильным литературным языком. Если ребёнок не может чётко различать звуки, то он не может правильно повторить, запомнить и написать, что ему сказали. Стихи учат прислушиваться к звучащему слову, приучают ребёнка к тому, что существуют разные слова, но с одинаковым звучанием и разные слова с одинаковым значением. Чтобы ребенок легко запоминал рифму, нужно как можно раньше познакомить его с «музыкой» стихотворения. Свои первые стихи малыш запоминает еще в младенчестве, когда Вы поете ему колыбельную, говорите приговорки: «Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели …» Это и есть начало заучивания стихов. И чем больше будет таких приговорок, потешек в вашем общении с малышом, тем легче он будет заучивать стихи. Даже годовалый ребенок любит рассматривать книжки и слушать стихи. Причем, малыши больше любят слушать стихи, чем прозу. Рассматривайте картинки в книжках, а попутно читайте или декламируйте стихи (небольшие по объему, 2-4 строчки). Не стоит требовать, чтобы ребенок сразу повторял и запоминал. Просто читайте сами несколько раз одно стихотворение, повторяйте его чаще и так ненавязчиво заучите его. По мере взросления, этот самый первый, заложенный в подсознании опыт, позволит ребенку гораздо легче проходить процесс заучивания. Как правильно учить стихи? Наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша. И если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество — что запомнит, то запомнит, то после четырех лет мы уже целенаправленно учим малыша запоминать, текст наизусть. Причем учить нужно как можно больше — это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти. Содержание должно соответствовать возрасту и темпераменту ребенка. Гиперактивным детям лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, флегматичным детям —  размеренные, плавные. Ребенку главное понять технику запоминания, а это легче делать на  знакомом ему материале, который ближе к его темпераменту.
Прежде, чем начать заучивание стихотворения, взрослый, должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Обязательно объяснить детям незнакомые или непонятные  слова. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. Детям можно показать иллюстрации, рассмотреть их и прочитать стихотворение повторно. После проведенной предварительной работы можно заучивать с детьми стихотворение. В раннем возрасте стихотворение разучивается для кого – то: для мамы, папы, бабушки, дедушки и т.д.. Лишь в 7-8 лет ребенок начнет осознавать, что стихи можно и нужно учить для своего удовольствия. Мы знаем, что одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым — напротив нужна абсолютная тишина. Эти особенности присущи не только взрослым, но и детям. Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Что бы понять, как вашему ребенку легче запомнить стихотворение, нужно апробировать каждый из данных методов. Исходя из этого, вы сможете сделать вывод о том, какой вид памяти у него является ведущим. Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим. Главное — результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.

Методы заучивания стихов

Слуховой. Это самый распространенный метод. Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом он один повторит, а за ним снова вы. Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь на рифму. Так, разучивается каждый куплет, а затем весь стих целиком.
Двигательный. После проведения предварительной работы, вы даете ребенку установку на запоминание. Затем предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку-кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору — подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода вы можете предложить малышу класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы, т.е. сопровождать чтение какими-либо ритмичными движениями.
Логический. После подготовительной работы прочитайте первые строки стихотворения, затем остановитесь и попросите ребёнка рассказать, что же было дальше, своими словами. Потом читайте уже с того места, на котором он остановился, и дальше пусть снова он продолжает. Здесь ребенок опирается на смысловые связи и постепенно запоминает текст.
Визуальный (зрительный, метод мнемотехники). Этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не одно и тоже. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.

Описание методики

  1. Деление стихотворения на части, если возможно, на смысловые. Даже если вы решили выучить с ребенком маленькое четверостишие, поделите его на две части, а при необходимости, если ребенок не может запомнить, построчно. Пусть малыш выучит сначала две строчки, а потом, через некоторое время, еще две. На следующий день повторите с ним по две строчки стихотворения с интервалом в несколько часов. Затем попробуйте сложить их воедино.
  2. Постепенное увеличение объема стихотворений. Не торопите события – всему свое время. Для первого раза выберите самый простой стишок, каждая строчка которого состоит из 2-3 слов.
  3. Последовательность в изучении. Не приступайте к изучению следующего стиха, пока не закончите с предыдущим. Даже если кроха запомнил и повторил, это не значит, что через час он его не забудет. Все знания и умения нужно закреплять, то же относиться и к чтению стихов. У ребенка должен появиться стимул. То есть, выучив один стишок, малыш должен понять, что он может это делать. Поэтому дайте ему время порадоваться самому себе.
  4. Перевод стихотворной формы произведения в образную. Перед тем как выучить с ребенком стих, подберите к нему иллюстрации. Пусть кроха научиться представлять то, о чем идет речь в стихотворении.
  5. Объяснение значения слов в стихотворении. Обычно в стихах присутствует много литературных тропов и фигур, то есть иносказаний, слов в переносном значении, которые ребенок может не знать. А запомнить стихотворение, которое написано на непонятном языке, очень сложно, особенно маленькому ребенку. Поэтому все эти метафоры и иные красноречия ребенку нужно объяснять.
  6. Пересказ стихотворения своими словами. Это тоже действенный метод быстрее запомнить стихотворение, который часто используется в младших классах. Сначала сами пересказывайте стихотворение ребенку, а потом пусть он попробует сделать это сам.
  7. Чтение стихов с интонацией. Старайтесь с самого начала не только привить малышу любовь к стихам, но и научить чувствовать их. Сначала прочитайте стихотворение сами, чтобы понять, с какой интонацией его нужно читать. И только потом вслух читайте его ребенку. Постарайтесь малышу объяснить, почему именно с такой интонацией вы его читаете. Передайте настроение автора, но прежде узнайте, как к нему относится сам ребенок.

Как научить ребенка запоминать стихи быстро?

  • Для быстрого заучивания стихотворения пропевайте его с ребенком, как песенку.
  • Во время игр с малышом старайтесь говорить с ним стихами. Поиграйте в игру «рифмовки». Пусть ребенок скажет слово, а вы подберите другое, созвучное ему. И наоборот, пусть попробует это сделать сам малыш. Прогуливаясь на улице, вспоминайте небольшие стихи или их небольшие части, о природе. Показывайте ребенку, о чем вы рассказываете. Дети, которым интересно учить стихи, быстрее учатся запоминать их.
  • Перед тем как выучить с ребенком стихотворение, выясните, настроен ли он на это. Если он занят другим делом, не нужно его заставлять разучивать стихотворение, так как это не даст положительного результата. Главное, чтобы ребенку нравились эти занятия. Только тогда у вас все получится.
  • Следите за тем, чтобы ребенок повторял те стихи, которые он заучивал, раннее. Это очень хорошо тренирует память.
  • Теперь вы знаете, как учить с ребенком стихи. Сочетая все способы заучивания стихов, перечисленные выше, вы добьетесь хорошего результата.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

как научить ребенка запоминать, как рассказать стих если плохо запоминает

Как учить и рассказывать стихи если ребенок плохо запоминает

Ученые рекомендуют регулярно учить стихи взрослым и детям, даже если это не вызвано какой-то необходимостью. Заучивание наизусть и последующее чтение рифмованных строк стимулирует работу головного мозга. Это особенно полезно в детском возрасте, поэтому запоминание стихотворений обязательно входит в программу обучения продвинутых частных детских садов. Родители могут и сами учить стихи с ребенком 3 лет, а первые шаги можно делать даже раньше. Главное, подойти к процессу с умом, чтобы быстро добиться положительных результатов и не вызвать у малыша отторжения к этому занятию.

Польза разучивания стихов в раннем детском возрасте

Мозг дошкольников впитывает новую информацию подобно губке, чем рекомендуется воспользоваться. Вопреки распространенному мнению, ему подвластны практически любые объемы материала.

Главное, правильно построить процесс обучения, чтобы он шел плавно, без напряжения. Еще не стоит забывать, что, когда мы учим стихи с ребенком 4 лет или даже младше, это способствует его социализации, развитию умения общаться, налаживать контакты.

Регулярное заучивание стихотворений детям и взрослым стимулирует работу головного мозга.

Если регулярно и правильно учить стихи наизусть с ребенком, можно рассчитывать на такие результаты:

  • укрепление памяти, развитие внимания, повышение качества восприятия информации;
  • устранение страхов, связанных с обучением в школе, прививание интереса к получению образования, расширению кругозора;
  • выработка навыка публичных выступлений;
  • постановка правильной и красивой речи;
  • повышение уровня интеллекта за счет систематической гимнастики для мозга;
  • оттачивание грамотности, расширение словарного запаса;
  • профилактика эмоциональных срывов и расстройств, психических болезней;
  • работа над такими навыками и качествами, как усидчивость, терпение, стремление к реализации, желание преодолевать трудности;
  • повышение уровня самооценки за счет очевидных достижений.

Если впервые ребенок учит стих уже в школе, выполняя задание учителя, он ограничен временными рамками, у него нет права на ошибку и пространства для творчества. В 99% случаев процесс становится источником стресса, негативного опыта. Это снижает интерес школьника к учебе, провоцирует появление ряда психологических барьеров, боязни публичных выступлений.

Страх – как основная причина проблемы

Не нужно говорить малышу, что сегодня он будет учить стих. Часто дошкольники с опаской относятся к чему-то новому и непонятному, из-за чего готовы отказаться от интересного дела, даже не зная, что от них потребуется. Даже если объяснить суть занятия, это может вызвать отторжение на фоне страха перед большим объемом новой информации. Начинать учить стихи с ребенком надо постепенно, используя маленькие и безобидные хитрости.

Как бороться с детскими страхами и отговорками?

Одни родители с гордостью говорят, что их дети учат стихи в 3 года, а другие не могут заставить своего ребенка запомнить пару строк уже собираясь в школу. Обычно причина такой разницы кроется не в способностях малышей, а в качестве работы, проделанной взрослыми. Даже самого неуступчивого, капризного или закрытого дошкольника можно не просто приучить к разучиванию стихотворений, а разбудить интерес к этому делу.

Чтобы научить ребенка учить стихи наизусть, стоит попробовать такие приемы:

  • не хочет учить – пусть повторяет. На начальном этапе лучше браться даже не за стишки, а за рифмованные предложения или двустишия. Учитель произносит первую строку или часть предложения, главное, чтобы мысль была закончена. Ученик это повторяет. Так надо делать несколько раз, пока информация не осядет у малыша в памяти. Затем так же отрабатывается вторая часть отрывка, после чего составляющие можно объединять;
  • отказывается заниматься сам – пусть слушает. Некоторые дети не хотят даже повторять слова, но они все равно их слышат и запоминают. Если в течение дня мама неоднократно скажет при ребенке складную фразу, тот волей-неволей ее запомнит. Когда он это осознает, не удержится от демонстрации, а страх будет побежден;
  • не желает работать с родителями – пусть общается с учителем. Лучше всего отдать малыша в частный детский сад, где развитию памяти путем декламации стихов часто уделяется повышенное внимание. В крайнем случае можно обойтись обучающими материалами. Прослушивание аудио-записей и просматривание видео-роликов со стишками пробудит интерес ребенка к заучиванию интересных фраз.

Помощь со стороны родителей в социализации ребенка в обществе может проходить в форме заучивания стихов.

Главное, чтобы разучивание стихотворений не стало для ребенка дополнительным стрессом. Если он будет получать от процесса удовольствие, результаты проявятся быстрее и будут более стойкими.

С чего начать?

Даже взрослые порой не умеют правильно учить стихи. Применяя свои некорректные подходы на детях, они усугубляют ситуацию. В результате родители нервничают и теряют терпение, дети пугаются и закрываются.

Чтобы научить ребенка учить стихи, надо усвоить такие правила:

  • стихотворение надо прочитать и выяснить, все ли слова в тексте понятны ученику. Малыш должен хорошо понимать смысл фраз, которые он заучивает. Тогда риск допущения ошибки будет минимальным. Если ребенок ее и сделает, то сам обнаружит проблему и исправится;
  • учить надо по одной строке. К новой надо приступать только после того, как предыдущая отточена до совершенства и не вызывает никаких трудностей;
  • выучив две строки, надо довести до совершенства их совместное произношение. Так надо поступать на каждом этапе по мере увеличения объема пройденного материала;
  • лучше не учить стихотворение, в котором есть труднопроизносимые слова. Они станут для ребенка барьером, он будет сосредоточен не на всем тексте, а конкретно на проблемных участках;
  • в процессе обучения каждое повторение надо сопровождать соответствующей интонацией, а не просто произносить нужные слова;
  • суточный объем материала подбирается индивидуально. На начальном этапе, независимо от возраста, стоит ограничиться двумя строчками. Если процесс будет идти активно, в будущем этот норматив можно пересмотреть.

Стихотворения для изучения лучше всего подбирать совместно с дошкольником. Во-первых, это позволит работать с материалом, интересным ребенку. Во-вторых, он обязательно оценит тот факт, что его мнение имеет вес.

Родители, приучая ребенка учить стихи, повышают самооценку и готовят его к школе.

Полезные советы для родителей

Каждый ребенок индивидуален и требует особого подхода в организации процесса обучения. Все же специалисты выделяют ряд универсальных моментов, на которые стоит обратить внимание.

Несколько рекомендаций, которые помогут научить ребенка запоминать стихи:

  • по возможности уже с пеленок у детей следует вырабатывать легкость восприятия ритмично излагаемой информации. В этом помогут рифмованные загадки, скороговорки, потешки;
  • стих будет запоминаться легче, если его пересказ сопровождать не только интонацией, но и движениями тела в ритм изложению;
  • если ребенок не может выучить стих, его лучше на время отложить, выучить несколько менее сложных, после чего вернуться к проблемному произведению;
  • рифмованные фразы (заученные или собственного сочинения) надо использовать и в повседневной жизни, провоцируя на это самого ребенка. Если он начнет рифмовать в речи слова, ему проще будет учить стихи.

Помогая дошкольнику учить стихи и приучая его к этому виду умственной деятельности, родители добиваются массы полезных результатов. Они готовят ребенка к школе, стимулируют в нем интерес к саморазвитию, повышают самооценку малыша.

Дело о подкупе детей для заучивания стихов

Фото

Учащиеся из нескольких школ по очереди декламировали стихи в Брайант-парке на День стихотворения в твоем кармане в 2008 году. Фото Николь Бенгивено / The New York Times.

Мой 11-летний сын Нейт сидит на табурете на кухне и хмуро смотрит на лист бумаги в руках. «Хорошо, кажется, я понял», — объявляет он.

— Положи на меня, — говорю я.

«Я много путешествовал по золотым царствам», — начинает он. «И видели много прекрасных государств и царств». Медленно, но уверенно он цитирует полностью «При первом взгляде на Гомера Чепмена».

Я улыбаюсь ему. За последние два часа мой ребенок запомнил 14 строк Китса.

Неподающий надежды поэт Нейта, очарованный написанным словом. (Он горит ради баскетбола, а не Байрона.) И я не вдохновляющая мать, занимающаяся домашним обучением. Сегодняшнее достижение было результатом чистой
взяточничество.

Кроме трех недель в лагере, я почти ничего не планирую на лето для своего сына и его брата. То есть, кроме нашего годового проекта. В прошлом году я научил их основам кулинарии. За год до этого было
Христианские библейские истории. (Мы евреи; я подумал, что им следует узнать о господствующей религии. ) Этим летом я решил, что это будет классическая поэзия.

Мне не показалось, что мои дети заучивают стихи наизусть. В возрасте Нейта я мог процитировать десятки. Школа, в которой я выучил всю эту поэзию, была в некотором роде возвратом к более раннему образованию.
модель, где дети буквально запоминали уроки. Модель, знакомая любому читателю книг «Домик». как их 19мои коллеги из 19-го века, мои учителя считали само собой разумеющимся, что начальная школа
дети были способны запоминать большие куски стихов. И мы это сделали: стихи Шекспира и Теннисона, Россетти и Китса. Я выучил эти стихи строчка за строчкой, читая каждый день вместе с классом хором.
ритмической красоты, тем более манящей своей таинственной архаичной формулировкой.

К тому времени, когда я закончил эту школу, заучивание стихов наизусть было чем-то, что мне нравилось само по себе. Я сам выучил Блейка в старшей школе и Шекспира в колледже. Позже, в одиночестве на своем участке Корпуса мира, я взялся за 54
строки Кольриджа «Кубла Хан». Изучение этих стихов было вызовом, который мне нравился. Это было похоже на создание великолепной библиотеки внутри
моя голова, которую я мог корпеть над в любое время.

Я хотел, чтобы мои дети тоже начали строить.

Тем не менее, я знал, что мой летний проект может оказаться трудным для реализации. Мои мальчики не против чтения, но поэзии? Запоминание? Я уже слышал, как они ругаются. Поэтому я решил подкупить их.

К счастью, у меня было много рычагов воздействия. Согласно моим внутренним источникам, ни один родитель во вселенной не ограничивает экранное время так резко, как мой муж и я. Когда я сделал предложение, Нейт оживился.

«Час Майнкрафта? Чтобы выучить стихотворение?

«Ага».

Его глаза сузились. «Сделайте это через час и пятнадцать минут».

Все шло лучше, чем я ожидал. Имитируя нежелание, я согласился. Затем я вручил ему стихотворение Китса, одно из моих любимых.

Следующие пару часов Нейт бился над этим стихотворением. К моему удивлению, он предпочитал бороться со мной, ходил за мной по всему дому и заставлял слушать, пока запоминал каждую новую строчку и жаловался на
формулировка. Что вообще такое «кен» и как планета может в него вплыть?

Когда я похвалил его самоотверженность, Нейт быстро напомнил мне, что он был в этом только для Minecraft. Но позже он пришел внутрь с признанием: «Я не могу выкинуть это стихотворение из головы. Это как я
говорю это, даже когда играю в баскетбол».

Я кивнул. — Я точно знаю, что ты имеешь в виду.

Педагоги и писатели по-прежнему отстаивают свою позицию
для запоминания стихов: учит ритму, улучшает словарный запас и прививает детям чувство сопричастности. Я не думал об этом на следующий день, когда Нейт выучил пролог к ​​«Ромео и Джульетте».

Я смеялся над притворно-мрачным тоном, который он использовал для строки: «Где гражданская кровь делает гражданские руки нечистыми». (Нейт никогда бы в этом не признался, но я чувствовал его гордость за то, что он освоил пролог.
хитрый синтаксис.) Я наслаждался удовольствием декламировать Шекспира с моим сыном (несмотря на взятку). Был только июнь; Я уже выбрал наше следующее стихотворение,
и следующее. Но теперь мне нужно было подготовиться. Это немного о «роковых чреслах». Вопросы будут заданы.

Учить детей запоминать стихи | салон.com

Старомодная образовательная практика может быть возвращена


(Wessel du Plooy через Shutterstock)

Судя по реакции некоторых граждан, можно подумать, что министр образования Великобритании предложил восстановить латинские склонения существительных и другие педагогические пытки. Недавно он предложил конкретное изменение в учебной программе, используемой британскими начальными школами. Его критики сказали, что то, что он предложил, было «немного унизительным», сродни «отрыгиванию», которое, вероятно, вызовет «скуку» и вызовет у детей «обиженность». План? Требовать от школьников заучивания и декламации стихов.

Справедливости ради, эти комментарии были размещены на сайте левой газеты Guardian. Секретарь Майкл Гоув — тори, и, более того, тори, склонный к дурацким предложениям, например, подарить королеве яхту за 60 миллионов фунтов на ее бриллиантовый юбилей. Тем не менее, к идее заучивания детьми чего-либо (кроме, пожалуй, таблицы умножения) многие дальновидные люди относятся с подозрением.

Предложение Гоува позабавило меня, потому что это, безусловно, единственный вопрос, по которому он и мой друг Лесли Кауфман, политический радикал, могут договориться. Встревоженные банальными, стандартизированными образовательными программами в доступных им школах, она и ее муж (кинокритик Салона Эндрю О’Хехир) обучают своих 8-летних близнецов дома. И за последние 9месяцев, они запоминали стихи.

«Люди связывают это с затхлым, старомодным стилем преподавания», — сказал мне Кауфман. «Запоминание чего-либо связано с зубрежкой, бездумным воспроизведением информации при авторитарном стиле обучения». Возможно, именно это имеет в виду Гоув, но так быть не должно. «Если вы хотите, чтобы ваш ребенок ценил красивое письмо, — сказала она, — то заучивание стихов — один из способов сделать это. Это не просто знакомить их с ними, но и заставить их взять их на себя».

Немногие современные взрослые американцы должны были заучивать стихи наизусть в школе; педагогическая мода уже несколько десятилетий отвергает подобные вещи. Однако есть вероятность, что вы все еще помните те обрывки стихов, которые выучили наизусть, и можете повторить хотя бы некоторые из них сегодня. Возможно, это воспоминание в значительной степени механическое, как у неизлечимо тупого Берти Вустера в «П.Г. Юмористические рассказы Вудхауза о Дживсе. Берти, наихудший из возможных аргументов в пользу традиционных методов воспитания, представляет собой купель неусвоенных и едва понятых литературных цитат, от Байрона («Кто это, как волк, спустился в загон?» «Ассирийский, сэр») до Китс. Великая литература, вбитая в него наизусть, не смогла по-настоящему проникнуть в его слабый ум.

Тем не менее, растет подозрение, что заучивание было слишком поспешно заклеймено. В прошлом году книга Джошуа Фоера «Лунная прогулка с Эйнштейном: искусство и наука запоминать все» стала неожиданным хитом среди тех, кто жаждет улучшить свою память. Как и в случае с любым другим навыком, память улучшается с тренировками, и есть свидетельства (последнее опубликованное в журнале New York Times Magazine) того, что упражнения на расширение «рабочей памяти» (материала, который вы можете держать в голове для немедленного использования) также улучшают память. «подвижный интеллект», способность рассуждать и решать новые проблемы.

Это не удивляет Джима Холта, писателя, специализирующегося на научных и философских темах, чья новая книга «Почему существует мир?: экзистенциальный детектив» будет опубликована в следующем месяце. Холт запоминал стихи по несколько строк в день последние «восемь или девять лет». Сначала он сомневался, что эта практика привела к какому-либо когнитивному улучшению, но в последнее время он изменил свое мнение. «Ты держишь в голове несколько строк, — сказал он мне, — и я заметил, что у меня это получается лучше с другими вещами, например, с доказательствами в математике. много. Так что это расширяет вашу рабочую память».

Как и Кауфман, Холт говорит о запоминании поэзии как о форме собственности, о более близком и органичном отношении к искусству. «У меня около 4200 строк», — сказал он, потому что они всегда с ним, куда бы он ни пошел. В эссе на эту тему для New York Times Book Review Холт описал заучивание «Улисса» Теннисона наизусть как «владение прекрасным большим куском поэтической недвижимости, который я всегда смогу пересматривать и бродить по нему». » Он также говорит, что этот процесс дает ему гораздо более богатое и приятное ощущение динамического напряжения между значением линий, их размером и формой.

Холт помнит, как в студенческие годы его заставляли запоминать длинные отрывки из Шекспира, и он находил это «довольно болезненным».

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *