Советует эксперт: если ребенок не выговаривает буквы

Если твой малыш к пяти годам не выговаривает все звуки, значит сейчас, летом, самое время отправиться на консультацию к логопеду. И начать заниматься с ним дома, чтобы потом, осенью и зимой, продолжить лечение на профессиональны занятиях в садике. Наши советы помогут сделать зарядку для языка не только полезной, но и интересной. Советы дает эксперт Евгения Живулько, логопед.

Продолжение статьи находится под рекламой

Реклама

Сама думай!

Удивительно, но факт: иногда даже самые «продвинутые» родители не обращают внимания на то, что ребенок не начинает говорить. Полтора года, два, три — не говорит. Совет «доброй» соседки — «У моего тоже так было, а теперь болтает — не остановить» — ни к чему хорошему не приведет, ты только упустишь время. И задержка речевого развития отразится на жизни ребенка уже с первых дней детского сада. Ему будет трудно выразить свои просьбы, мысли. Малыш начнет нервничать, могут появиться нарушения в поведении, стресс и как следствие всего агрессия.

Так что будь внимательна, следи за малышом и отправляйся на консультацию к логопеду с ребенком, если:

— в 2 года, общаясь со взрослыми, малыш использует только жесты.

— В 3 года, если ребенка понимаешь только ты сама, а остальным нужен «переводчик».

— В 5 лет, чтобы проверить, как развивается речь, правильно ли он выговаривает звуки.

— Перед поступлением в первый класс. Убедись, что с развитием речи у твоего ребенка все в порядке.

Домашняя гимнастика

Самые простые и действенные способы справиться с невыговариванием звуков — это артикуляционная гимнастика. Звучит страшновато и сложно, а на самом деле это занятие простое и очень эффективное.

Артикуляция — это координация действия речевых органов при произнесении звуков речи. Она связана с работой жевательных, глотательных, мимических мышц, дыханием, работой подъязычной связки. Чтобы наладить их правильную работу полезно делать домашнюю артикуляционную гимнастику. Чаще всего дети дошкольного возраста неправильно произносят звуки Ш, Р — Рь, Л — Ль.

Основные правила гимнастики

— Занимаемся ежедневно по 15 минут, делать это придется длительное время — наберись терпения.

— Перед тем как начать занятие, сама разучи упражнение.

— Перед ребенком поставь зеркало — так ему будет легче выполнять задания.

— Перед началом занятия расскажи, как называются артикуляционные органы, и объясни, где что находится.

— Каждое упражнение проработайте медленно, а потом все быстрее и быстрее.

— Не сердись на ребенка, если у него что-то не получается.

— Для каждого занятия придумай маленькую историю, привлеки к занятиям любимые игрушки.

Пошипим!

Проблема — неправильное произношение шипящих. Слова для проверки: шар, шапка, уши, мыши, бабушка.

Виды неправильного произношения

— Язык отодвинут в глубь рта, воздух с шумом проходит между сжатыми зубами. Иногда губы прижимаются к передним зубам, звук получается похожим на Ф.

— Воздух «бьет» в обе щеки так, что щеки раздуваются. Звук получается «хлюпающий».

— Кончик языка прижат к нижним зубам, а «спинка» языка выгнута. Звук получается мягче, чем нужно.

— Шипящие звуки заменяются на свистящие Ш на С, Ж на З.
Упражнения

Согреем ладошки

Цель: плавная, сильна воздушная струя.

Описание: округлить губы и равномерно выдыхать воздух, как будто греем ладошки. Струя воздуха должна быть теплой.

Обрати внимание! Щеки не должны надуваться.

Непослушный язычок

Цель: расслабить мышцы языка, удерживая его широким.

Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлепывая, произносить звуки: «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до десяти.

Обрати внимание! Язык должен быть широким, края касаются уголков рта.

Приклей конфетку

Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъем языка наверх.

Описание: положить широкий кончик языка на нижнюю губу, на самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить ее к небу за верхними губами.

Обрати внимание! Необходима только работа языка, нижняя челюсть должна быть неподвижна.

Ветер

Произносим звуки ш-ш-ш, ребенок поднимает руки вверх и покачивает ими из стороны в сторону. Такое же движение для проговаривания слогов: ша, шо, шу, ши.

Ручки замерзли

Трем руки друг о друга одновременно произносим звук ш-ш-ш.
Полялякаем!

Проблема — неправильное произношение звука Л. Слова для проверки: лопата, стол, молоко, колесо.

Виды неправильного произношения:

— межзубное Л, звук произносится твердо, но кончик языка между зубами;

— вместо звука Л или Ль слышится звук У, В, Н, Й;

— носовое Л или Ль. Выдыхаемая струя проходит через нос, слышен носовой звук Нг.

Упражнения

Вкусное варенье

Цель: движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.

Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Обрати внимание! Следи, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной.

Качели

Цель: умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука Л с гласными звуками.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

Обрати внимание! Следи, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Лошадка

Цель: укрепить мышцы языка и подъем языка вверх.

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка, как лошадка цокает копытами.

Обрати внимание! Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык. Следи, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Порычим!

Из всех звуков русского языка звук Р наиболее сложен по образованию, требует точных движений различных частей языка, поэтому его нарушения бывают разными. Слова для проверки: рак, рыба, игра, корка, марка.

Виды неправильного произношения:

— звук Р может вообще отсутствовать в речи ребенка. В таких случаях речь малыша звучит примерно так: «Ано, ано мы встаем, гомко стоожа зовем. Стоож, стоож, поскоей выходи комить звеей».

— звук Р может искажаться при произношении. Довольно часто встречается горловое произношение, которое также называют картавостью. Реже можно услышать боковое произношение звука Р, при котором вместо правильного звука слышится Рль или носовое по звучанию похожее на сочетание Нг.

— звук Р может заменяться другими звуками. Наиболее часто происходят замены на звуки Л, Й, Ы, Г, В.
Упражнения

Чьи зубы чище?

Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Описание: широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Обрати внимание! Следи, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Маляр

Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.

Описание: улыбнуться открыть рот и «погладить» кончиком языка небо, делая языком движения вперед-назад.

Обрати внимание! Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следи, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта.

Кто дальше загонит мяч

Цель: плавная, непрерывная воздушная струя, идущая посередине языка.

Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть маленький кусочек ватки на противоположный край стола.

Обрати внимание! Нельзя надувать щеки. Следи, чтобы ребенок произносил звук Ф, а не звук Х, чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

Эхо

Цель: упражнение хорошо развивает память и слоговую структуру речи.

Описание: попроси ребенка повторить за тобой слоги: ра, ро, ру, ры, рэ. Потом их сочетания: ра-рэ ри, ро-ри рэ, ру-ри-ро и т. д. Поменяйтесь ролями, пусть ребенок придумает сам и назовет сочетания слогов.

И помни: каждый ребенок развивается индивидуально. Наши советы — это руководство к действию для внимательной, думающей и любящей мамы.

Опубликованные материалы и любая их часть охраняются авторским правом в соответствии с Законом об авторском праве, и их использование без согласия издателя запрещено. Более подробная информация здесь.

У ребенка дефект речи или звукопроизношения: как отличить и исправить — Parents.ru

Воспитание

Фото
Miodrag Gajic/Getty Images

логопед-дефектолог 1-й квалификационной категории

Речь не является врожденной способностью. Тем не менее усвоение родного языка характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Каждый ребенок овладевает речью планомерно, переходя от более простых структур к более сложным. Звуки тоже «приручаются» постепенно, но всегда в строгой последовательности. Этим фактом и объясняется наличие норм, пусть до некоторой степени усредненных, на которые и опираются логопеды. В первую очередь формируются звуки, определяющие ядро русской фонологической системы: [а], [о], [п], [м], [т’], [д’], [д], [б], [н]. Позднее появляются звуки [э], [у], [и], [ы], [с], [ш], [ч], [щ], [л], [р]. Артикуляционная база полностью устанавливается лишь к 5–6 годам. А вот ключевые этапы на этом пути, которые помогут вам понять, насколько обоснованны ваши опасения.

Пределы нормы

С 2 до 3 лет

На третьем году жизни ребенок в состоянии произносить все гласные звуки, кроме [ы]. В норме допустимы смягчение и оглушение согласных звуков: например, вместо «дом» у ребенка пока может получаться «дём». А вот свистящие ([с], [з], [ц]), шипящие ([ж], [ш], [ч], [щ],), [р]-[р’] и [л]-[л’] пока вовсе не даются. Все они либо пропускаются, либо заменяются на те звуки, которыми овладеть уже удалось.

Мама может!

Чтобы исправить дефекты речи у ребенка, 50% успеха в любом случае зависит от домашней работы в паре с мамой или папой. Но для начала лучше все же проконсультироваться со специалистом, ведь только он сможет оценить, насколько серьезен ваш конкретный случай. Кстати, многие логопеды работают в режиме он-лайн. Если мама настроена серьезно, то она может подготовить речевой аппарат ребенка к постановке звуков, выполняя ежедневно артикуляционную гимнастику.


От 3 до 4 лет

Речь еще недостаточно чиста по звучанию. ­Наиболее характерный речевой недостаток для детей этого возраста — смягчение согласных. Еще многие трехлетки не произносят шипящих звуков, заменяя их свистящими. То же самое происходит с [р] и [л]. Нередко отмечается замена заднеязычных согласных на переднеязычные: вместо [к] идет [т], вместо [г] — [д]. Звонкие довольно часто оглушаются: вместо [в] получается [ф], вместо [д] — [т].

Манера произносить слова и звуки в этом возрасте тоже имеет ряд особенностей. У большинства трехлеток встречаются физиологические (не патологические!) недостатки звуко­произношения, которые носят временный характер. Это обусловлено тем, что речевой и центральный слуховой аппараты ребенка функционируют еще несовершенно. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, артикулирующие органы двигаются несогласованно, а звуки получаются нечеткими. Помимо этого, в русском языке трехлеткам с трудом даются скопления 2–3 согласных (тр-, ств- и т.п.). Как правило, один из этих звуков или пропускается, или искажается, хотя изолированно ребенок эти звуки произносит правильно. Часто в слове один звук, обычно более трудный, заменяется другим, имеющимся в том же слове. Иногда эти замены не связаны с трудностью произношения: просто один звук уподобляется другому, потому что малыш быстрее уловил его и запомнил. Еще одна особенность трех лет — перестановка звуков и слогов в словах.

Перед началом занятий с логопедом очень важно, чтобы ребенок четко осознавал, зачем ему нужно корректировать произношение звуков.


С 4 до 4,5 лет

В речи почти исчезает смягчение согласных, оно наблюдается лишь у немногих детишек. У большинства уже появляются шипящие звуки [ж], [ш], [ч]. Сначала они звучат нечисто, но постепенно начинают удаваться, хотя для этого возраста характерна неустойчивость произношения. Многие дети в этом возрасте уже произносят звук [р], но он еще недостаточно автоматизирован в речи. Пропускается [р] в словах редко, поэтому те, кто его еще не освоил, вместо него говорят [л], [л’], [й] или [в]. Любопытно, что некоторые малыши, едва научившись правильно произносить [р], [ш] и [ж], начинают активно использовать их в речи, замещая ими те звуки, которые сами раньше являлись «заменителями».

Фото
Getty Images


С 5 до 6 лет

В начале шестого года жизни у ребенка появляется умение произносить звуки [л], [л’]. Также в это время появляются звуки [р], [р’], свистящий [ц] и шипящий [ч]. Так что если ребенку 3 или даже 4,5 года, а он до сих пор говорит «лыба» вместо «рыба», не стоит переживать по этому поводу. Лучше наберитесь терпения и наблюдайте, чтобы не появилось картавое или носовое [р]. И следите, чтобы в случае замены этот трудный звук заменялся одним из нормативных вариантов: [л], [л’], [й] или [в]. «Иностранный прононс» и нетипичные замещающие согласные требуют консультации логопеда до достижения ребенком 5 лет.

Особый случай

Нарушения звукопроизношения у детей могут выступать либо как самостоятельный дефект речи, либо как один из симптомов какого-то более сложного речевого расстройства. О первом случае говорят тогда, когда дефекты дикции являются единственным отклонением от нормы. Если же они проявляются на фоне недостаточного словарного запаса, неправильного согласования падежей или совершенно не сформированной фразовой речи, то это уже лишь один из симптомов более сложного речевого расстройства. Серьезные нарушения звукопроизношения прежде всего подразделяются на две большие группы — дислалию и дизартрию. К дислалии относятся такие нарушения в произношении звуков, которые не связаны с органическим поражением центральных отделов речевых анализаторов. К дизартрии принято относить расстройства звукопроизношения, вызванные нарушением иннервации речевых мышц. В выраженных случаях дизартрии, помимо нарушений звукопроизношения, обычно наблюдаются также расстройства речевого дыхания, голосовой функции, темпа и ритма речи, что в целом нередко приводит к формированию абсолютно невнятной речи у ребенка. Для таких детей занятия с логопедом могут начаться даже в возрасте 1,5–2 лет, поэтому при малейших сомнениях лучше как можно скорее проконсультироваться со специалистом.

От теории к практике


Где искать логопеда?

Логопед в районной поликлинике консультирует по вопросам развития речи, проводит ­диспансеризацию в детских садах и школах и занимается коррекцией несложных нарушений речи у детей самого разного возраста. Он же при более выраженных нарушениях направляет детей на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) для уточнения диагноза и (при необходимости) определения в коррекционную группу детского сада. Также бесплатную специализированную логопедическую помощь можно получить в центрах психолого-педагогического сопровождения (ГППЦ ДОгМ). Следует учесть, что с 1 января 2014 года изменился порядок финансирования дошкольного образования, и теперь часто один специалист вынужден курировать 3–4 детских сада. В итоге бесплатно занятия с логопедом на практике очень часто начинаются только в подготовительной группе. За один год привести звукопроизношение в норму получается далеко не всегда, поэтому школьников с неправильной дикцией за последние два года стало больше. То же самое происходит с логопедами в районных поликлиниках: почти везде их услуги вывели на внебюджетную основу.


Кого выбрать: логопеда или дефектолога?

А вы знаете разницу между логопедом, дефектологом и логопедом-дефектологом? Всем трем специальностям обучают на дефектологическом факультете педвузов. Логопед — это специалист по постановке звуков, развитию словарного запаса, грамматического строя речи. Дефектолог, или олигофренопедагог, работает с детьми с особенностями психического развития. Логопед-дефектолог — это дефектолог, который умеет ставить звуки. После того как вы найдете специалиста, обязательно попросите его показать диплом. Если там стоит отметка «олигофрено­педагог», у него должен быть отдельный сертификат на освоение специальности логопеда. Естественно, будет лучше, если дополнительное образование длилось 2–3 года, а не 36 часов в заочном режиме. И непременно обратите внимание, удалось ли вашему логопеду установить контакт с ребенком. Если нет, ничего хорошего от занятий не ждите: это будет пустая трата времени, сил и денег.

Короткая уздечка

Принято считать, что короткая уздечка языка может быть виновата в задержке речевого развития и искажении cамых разных звуков. По крайней мере, совет подрезать ее звучит слишком часто. Давайте разбираться! Короткая уздечка препятствует только одному — она не дает языку подниматься вверх. Соответственно, в теории она будет мешать произносить такие звуки, как [т ], [д], [н] [р], [л] и их мягкие варианты. При этом звуки [с ], [з], [ш], [ч] никак страдать не должны. Но на практике люди с короткой уздечкой часто не могут верно произнести всего лишь [р], а то и вовсе выговаривают все звуки правильно. В «смазанности» речи, ее неразборчивости этот дефект тоже не может быть заподозрен. И если у ребенка с «кашей во рту» укорочена подъязычная связка, то ее подрезание не поможет вернуть звукам правильные характеристики. В этом случае нужно будет обратиться к логопеду для комплексной коррекции звукопроизношения. Если же ребенку действительно мешает короткая уздечка для произнесения, например, звука [р], то достаточно ее растянуть с помощью специальной артикуляторной гимнастики. Важно понимать, что после операции придется обучать ребенка подъему языка и другим движениям, которые раньше были для него недоступны, а потому и непривычны. При этом начинать заниматься необходимо сразу же после операции, по нескольку раз в день. Дожидаться, пока шрам заживет, нельзя, и да — будет больно! По этой причине грамотные логопеды советуют делать операцию только в самых тяжелых случаях.

Фото
vgajic/Getty Images


Как проходит занятие?

Примерно 15 минут в начале занятия уделяется артикуляционной гимнастике. Затем минут 5 дается на тренировку целенаправленного речевого выдоха, когда ребенок учится выпускать воздушную струю нужной интенсивности. Еще 5 минут уходит на развитие мелкой моторики, с обязательным повторением пространственных координат (где правая рука, где — левая и т. п.). Оставшееся время идет на постановку звука или на его автоматизацию. Для постановки звуков используется зеркало, а при необходимости также зонды или их заменители (ушные палочки, трубочки для коктейлей).

Долго ли нужно заниматься?

Каждый случай индивидуален. Длительность коррекционной работы зависит от тяжести речевого нарушения, индивидуальных особенностей ребенка, помощи родителей и может варьироваться от нескольких недель до нескольких лет. В среднем требуется 2–3 занятия в неделю по 30–45 минут.

Лучше в группе или индивидуально?

У групповых и индивидуальных занятий априори разные задачи. На групповых сессиях логопед обычно развивает фонематическое восприятие, расширяет словарный запас, корректирует грамматические структуры. А на индивидуальных решаются задачи по исправлению звукопроизношения. Здесь, как обычно, важно отталкиваться от диагноза.

Больше полезных материалов о развитии речи у детей — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Алиса Кобозева

Должен ли я беспокоиться о том, что мой дошкольник неправильно произносит определенные звуки?

Не беспокойтесь; некоторые звуки трудно произносить дошкольнику. Например, произношение звука «т» вместо звука «к», например, «татэ» вместо «торт», является обычной заменой, и не о чем беспокоиться, если только вашему ребенку не исполнилось 5 лет (в этом случае поговорите со специалистом). ее педиатр, который может направить вас к логопеду). Большинство трех- и четырехлетних детей могут легко произносить звуки «п», «б» и «м», потому что они могут наблюдать за вашими губами и видеть, как образуются звуки. Такие согласные, как «k» и «g», трудны для дошкольников, потому что они произносятся в задней части рта, и ваш ребенок на самом деле не может видеть, как произносится звук. Другие звуки, с которыми ваш ребенок может испытывать затруднения в возрасте 3 лет, включают 9.0003

* «f» произносится как «p», например, «pish» вместо «fish»

* «g» произносится как «d», например, «dame» вместо «game»

* «ch» произносится как «ш», например, «стирка» вместо «часы»

* «ш» произносится как «с», например, «глоток» вместо «корабль»

* согласные в середине слов слева out, поэтому «бейсбол» становится «бейболом»

* слова, состоящие более чем из одного слога, сокращаются или упрощаются, поэтому «Эмили» становится «Мемми» или «Эмми»

Звуки, которые могут вызывать затруднения у детей 3-4 лет, включают

* «л», произносимый как «ш» или «у», например «йег» вместо «нога»

* «р» произносится как «w», например, «wabbit» вместо «rabbit»

* «s» часто шепелявится как звук «th», например, «thun» вместо «sun»

* «v» произносится как a «b», например, «ban» вместо «van»

* смеси согласных, где две согласные находятся рядом друг с другом, например, bl, dr, th, tr, dr, sl, sm, sn и st, неправильно произносится из-за того, что один из звуков пропущен («стоп» становится «топ» или «соп»)

Иногда трудность произношения связана не столько с конкретным звуком буквы, сколько с построением самого слова. Например, ваш ребенок говорит «папа», так что вы знаете, что он может произнести звук «д», а слово «собака» он произносит как «гог». На самом деле, она неправильно произносит это слово, потому что звук «г» стоит сразу после звука «д». Поскольку «д» произносится перед ртом, а «г» — сзади, произношение «собака» требует некоторой гимнастики для языка, что может быть трудно для трехлетнего ребенка. К 4 годам она должна уметь их делать.

Примерно к 3,5 годам речь вашего ребенка в большинстве случаев должна быть понятной. Некоторые подсказки о том, что она может не перерасти свои проблемы с произношением, включают слюнотечение, когда она неправильно произносит слова, или трудности с едой или глотанием. В таких случаях трудности вашего дошкольника могут иметь физический компонент, и ему может понадобиться профессиональная помощь. Поговорите с ее педиатром или, если она в детском саду, с ее воспитателем. Ее школа может направить вас в программу ранней коррекции речи и языка (обычно координируемую системой школьного округа или государственных школ), которая обеспечит проверку свободы слова и языка. Или ее врач может направить вас к частному логопеду для обследования.

Патриция Макалир-Хамагути

Патрисия Макалир Хамагути, Массачусетс, CCC-SLP — детский логопед.

Речевые и языковые проблемы: в возрасте от 2 до 4 лет

Чего ожидать, когда

Нет двух детей, которые учатся говорить в одно и то же время. Многое зависит от врожденных способностей вашего ребенка, от того, какие другие навыки он осваивает в то же время, от его знакомства с языком и от того, как люди реагируют, когда он пытается говорить. Тем не менее, есть некоторые общие этапы, за которыми вы можете следить, когда ваш ребенок начинает говорить.

Например, к тому времени, когда вашему ребенку исполнится 2 года, он, вероятно, будет связывать слова в короткие предложения, например: «Что это?» или «Пока-пока», и он будет добавлять новые слова каждый месяц.

Трех- и четырехлетние дети обычно используют более длинные предложения из четырех или пяти слов. Они связывают предложения вместе, чтобы рассказать о своей деятельности или о том, что они делали в детском саду, и обычно их довольно легко понять даже людям, не являющимся членами семьи.

Пока ваш ребенок учится говорить, у него могут возникнуть некоторые трудности. Вот некоторые проблемы, которые вы можете заметить, и предложения о том, как помочь.

Неправильное произношение

Большинство детей к 7 годам могут правильно произносить все звуки речи, но маленькие дети могут неправильно произносить определенные звуки, например: «торт» является обычной заменой, и обычно не о чем беспокоиться, если только ваш ребенок не делает это после 3-летнего возраста. как в «Вион всхлипнул» вместо «Лев зарычал».

  • Смешение согласных, когда две согласные находятся рядом друг с другом, обычно сложны, например, «Soppit!» вместо «Прекрати!»
  • Многосложные слова могут быть трудными для произношения, и ваш ребенок может перепутать их или просто сократить до более коротких слов, например, «Дай мне этот амаль» вместо «Дай мне это животное» или «пасгетти» вместо «спагетти».
  • Что вы можете сделать: Поскольку дети учат речь и язык, которые они слышат, будьте хорошим примером для подражания. Неважно, насколько милыми вы находите неправильное произношение вашего ребенка, используйте правильные слова, когда говорите, и подчеркивайте слова или звуки, которые ему трудно произнести. Вам не нужно заморачиваться над исправлением ее речи — просто повторите то, что она сказала, но правильно.

    Иногда трудности связаны с другими звуками в словах. Например, ваш ребенок может произносить звук d в слове «Дада», но произносить «собака» как «гог». Это потому, что она ожидает звука g в конце слова. d произносится в передней части рта, а затем g произносится сзади, поэтому для произнесения «собака» требуется некоторая гимнастика языка, которая может быть трудной для вашего ребенка.

    Сосредоточьтесь на том, что ваш ребенок говорит правильно. В противном случае она может расстроиться и не решится говорить, если почувствует, что говорит неправильно.

    Однако некоторые неправильные произношения являются тревожными сигналами в этом возрасте: если ваш ребенок не может произнести гласные («ворк» вместо «корова») или если он говорит, используя в основном гласные, опуская все согласные («а» вместо «кошка»). «), поговорите со своим врачом или логопедом. Поскольку дети должны слушать, чтобы учиться, это может быть признаком того, что ваш ребенок не может слышать все звуки в словах.

    Шепелявит

    Ваш ребенок может шепелявить или произносить s звучит как th. «Моей сестре семь лет» становится «Мне там семь». Хотя s звук обычно производится языком за верхними зубами, шепелявый ребенок высовывает язык наружу. Воздух может выходить сбоку изо рта.

    Если s вашего ребенка звучит именно так, не беспокойтесь. Многие дети шепелявят, когда учатся говорить, и большинство из них к 7 годам будут правильно произносить звук. Но рекомендуется обратиться к логопеду в возрасте около 5 лет, прежде чем шепелявость станет слишком привычной, особенно если вашего ребенка трудно понять и у него есть другие звуковые ошибки речи.

    Что вы можете сделать: Всегда произносите s правильно в своей речи.

    Также убедитесь, что вашему ребенку удобно дышать, и лечите любую аллергию, простуду или проблемы с носовыми пазухами, чтобы ваш ребенок мог дышать через нос, сомкнув губы. Поза дыхания с открытым ртом заставляет язык лежать плоско и высовываться. Часто причиной является заложенность носа, поэтому поработайте над сморканием.

    Некоторые родители могут беспокоиться, что использование чашки-непроливайки вызовет шепелявость или усугубит шепелявость, но это не так. Дайан Пол, директор по клиническим вопросам патологии речи и языка Американской ассоциации по изучению речи, языка и слуха, говорит: «Родителям не о чем беспокоиться. Нет исследований, показывающих связь между использованием поильников и орально-моторным развитием». или проблемы с речью».

    Языковое выражение

    Если вашему ребенку трудно составлять предложения, это не является чем-то необычным. Двух- и трехлетние дети обычно с трудом осваивают новые речевые и языковые навыки. Иногда ваш ребенок так хочет общаться с вами, что может спотыкаться, когда вы его не понимаете.

    К 4 годам мысли вашего ребенка должны начать складываться в полные предложения с гораздо меньшими усилиями, чем всего годом ранее. В этот момент вашему ребенку обычно не нужно останавливаться и думать о том, что сказать или как это сказать.

    Что вы можете сделать: Чтобы помочь вашему ребенку превратить свои мысли в предложения, сообщите ему, как эти предложения должны звучать.

    Допустим, ваш ребенок очень хочет, чтобы вы надели ему носки. Она может сказать: «Мама! Ты носок, мой носок, пожалуйста!» Полезно ответить на то, что пытается сказать ваш ребенок: «Ты хочешь, чтобы я помог тебе с твоим носком». Также полезно дополнить то, что говорит ваш ребенок: «Посмотри, на твоих носках есть синие и зеленые полоски. Я надену их тебе на ноги».

    Заикание

    Нет ничего необычного в том, что ваш ребенок проходит через фазу заикания, особенно когда он находится в периоде такого быстрого роста его способности выражать свои мысли. Но у большинства детей в этом возрасте заикание не сохраняется. В этом возрасте они могут колебаться или повторять целые слова.

    Проблема возникает, когда его умственные способности превышают словесную ловкость. Иногда он так хочет рассказать вам, что у него на уме, или он так устал, зол или расстроен, что не может легко произнести слова. Или он просто еще не освоил процесс изучения языка.

    Что вы можете сделать: Важно, как вы реагируете на заикающегося ребенка. Держите голос расслабленным, а речь медленной. Не говорите ему помедленнее — просто говорите медленно сами, и он последует за вами. Поддерживайте зрительный контакт, улыбайтесь и будьте терпеливы.

    Если вы отвернетесь и поторопитесь, ваш ребенок будет чувствовать давление, требуя «выговориться», и это может усугубить ситуацию. Если вы выглядите расстроенным, ваш ребенок заметит это и станет еще более застенчивым.

    Если его заикание усиливается до такой степени, что он напрягает челюсти или гримасничает, пытаясь произнести слова, или если он часто повторяет звуки в словах (вместо того, чтобы повторять слова целиком), поговорите со своим врачом или обратитесь к врачу — языковой патолог.

    Детская речевая апраксия

    Детская речевая апраксия (ДКР) — это расстройство нервной системы, которое влияет на способность ребенка произносить звуки, слоги и слова. Это происходит не из-за мышечной слабости или паралича, а из-за того, что мозгу трудно общаться с частями тела, необходимыми для речи. Если у вашего ребенка CAS, он может сделать одно из следующего:

    • Он может неправильно произносить гласные в словах, например, «sut» вместо «sat».
    • Она может правильно произнести простой звук и неправильно произнести его в других случаях.
    • Может показаться, что она ощупывает, когда пытается скоординировать свои губы, язык или челюсть, чтобы издавать звуки.
    • Она может заменять или пропускать сложные звуки, а также делать ошибки в произношении гласных и согласных звуков, что затрудняет ее понимание.
    • Вероятно, у нее больше проблем с длинными фразами, чем с короткими.
    • Ее высота звука, качество голоса, скорость речи и громкость могут звучать неправильно.
    • Ее понимание языка может быть лучше, чем ее способность воспроизводить язык.

    Детям младше 3 лет редко ставят диагноз CAS, но если вы беспокоитесь о своем 2-летнем ребенке, рекомендуется проконсультироваться с логопедом.

    Если у вашего ребенка в возрасте 3 или 4 лет проявляются признаки CAS, важно немедленно обратиться за профессиональной помощью к логопеду. Детям с CAS обычно требуется интенсивная терапия в раннем возрасте, чтобы их лучше понимали.

    Что вы можете сделать: Вы можете помочь своему ребенку, говоря медленно, давая ребенку время ответить и следуя рекомендациям логопеда дома.

    Когда обращаться за помощью

    Иногда незначительные проблемы с речью исчезают по мере того, как ваш ребенок становится более разговорным, но некоторые проблемы требуют профессионального вмешательства. Вы или воспитатель дошкольного учреждения вашего ребенка можете заметить проблему. Ваш ребенок может пройти обследование и может иметь право на участие в программе раннего вмешательства по развитию речи и языка (обычно координируемой через систему государственных школ). Акценты или диалекты не являются звуковыми нарушениями речи.

    Важно обратиться за помощью к детскому врачу или логопеду, если вы заметили любую из следующих ситуаций:

    • К 2 годам ваш ребенок редко пытается говорить или подражать другим, не реагирует, когда вы зовете его по имени, или кажется, что ему неинтересно говорить.
       

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *