Содержание
Ребенок не умеет читать: что делать?
Вход на сайт
Забыли пароль?
Регистрация
или
register
Нажимая кнопку «Регистрация» Вы даёте свое согласие на обработку персональных данных
Образование
Автор
Подписка на автора
Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
подписаться
Оглавление
Зачем вообще ребенку уметь читать?
Почему ребенку трудно научиться читать?
Как помочь ребенку?
Источник фото: Photo by Annie Spratt on Unsplash
По стандарту ребенка учат читать и писать в первом классе. Но многие родители пытаются научить ребенка чтению самостоятельно, начиная с трех лет, и переживают, если это не получается. Разбираемся с экспертом образовательного центра
«Каменный город», психологом Сергеем Галиуллиным, со скольких лет ребенок может научиться читать, когда бить тревогу и как помочь ребенку.
Зачем вообще ребенку уметь читать?
Ребенок ориентируется в мире. Когда ребенок умеет читать, ему легче разобраться в окружающем пространстве: он может читать вывески, инструкции, надписи в магазинах. Ему будет легче найтись, если он потеряется, легче разобраться с игрушками и сложными предметами – он становится более самостоятельным.
Ребенок приобщается к культуре. Чаще всего мы читаем книги (хотя некоторые предпочитают статьи и посты в интернете). Ребенок, умеющий читать, приобщается к мировой культуре, он считывает больше смыслов, чем при восприятии книги на слух. Читая, ребенок проговаривает слова про себя, развивает внутреннюю речь, обогащает словарный запас.
Ребенок развивает мышление и готовится к школе. Учась складывать слоги в слова, ребенок все больше развивает вербально-логическое мышление. Он меньше фантазирует, но больше учится правилам, по которым живут язык и речь. Это поможет ему подготовиться к школе, хотя и не является решающим фактором.
Некоторые родители считают, что читающий ребенок сильно прибавляет в развитии. Это и так, и не так. Чтение – важный этап, но дошкольник может быть гармонично развит и без этого.
Почему ребенку трудно научиться читать?
Не тот возраст. Ребенок должен сначала научиться говорить: проговаривать все звуки, отличать гласные звуки от согласных, звонкие от глухих, твердые от мягких. То есть к чтению полностью готовы дети после пяти-шести лет. Чем раньше ребенок учится читать, тем вероятнее, что он будет просто запоминать слова, а не читать их по-настоящему.
Когнитивные нарушения. Одна из главных причин, по которой ребенку сложно научиться читать даже в школьном возрасте, – дислексия. Ребенок с дислексией испытывает трудности при обучении чтению, но при этом способен обучаться всему остальному. Дислексия возникает из-за неврологических проблем, ее невозможно вылечить, но можно компенсировать с помощью занятий с логопедом.
Психологически не готов. Чтение – это достаточно сложный процесс, к которому нужно подходить постепенно. Его нельзя освоить за раз: ребенку нужно заниматься каждый день по чуть-чуть, и сначала он будет совершать ошибки. Если ребенок не готов к такому преодолению препятствий, учение превратится в мучение. Тем более что от чтения сложно испытывать сразу море удовольствия, как, например, от езды на велосипеде.
Как помочь ребенку?
Не торопить. Чтение нельзя освоить с наскока. Если вы оба решили, что пора учиться читать, проявляйте терпение. Занимайтесь понемногу, если ребенок отказывается и просит перерыв, идите навстречу. В крайнем случае можно отложить обучение на месяц-два и потом попробовать снова. А во время «каникул» можно изучать буквы, чтобы потом ребенку было проще их узнавать.
Хвалить. Скорее всего, первые проблемы возникнут, когда ребенок начнет соединять буквы в слоги. Здесь лучше хвалить на каждом шагу: пока ребенок не сможет получать полноценное удовольствие от чтения, ему нужно будет внешнее подкрепление.
Подавать пример. Чтобы ребенок захотел читать, читайте сами. Тем более это можно делать вместе: вы садитесь за книгу, ребенок за азбуку, а когда у него возникают сложности, присоединяетесь к нему.
Обращать внимание на буквы. Показывайте ребенку, что буквы, слоги и слова живут вокруг нас. Старайтесь читать вывески, названия в рекламных роликах, читайте надписи на упаковках продуктов. Чем больше ребенок привыкает к буквам и словам, тем проще ему будет их распознавать и читать.
Обращать внимание на смысл. Важно, чтобы ребенок читал и осмысливал, а не просто механически «пробегал» по буквам. Для этого нужно создавать контекст – в азбуках для этого используют иллюстрации. Даже если читаете короткие фразы, додумывайте с ребенком историю, в которой они могут звучать. Так будет интереснее, да и ребенку быстрее захочется научиться читать настоящие истории.
Обратиться к специалисту. С дошкольником, скорее всего, таких поводов не возникнет: всегда можно предположить, что ребенок еще не готов. Но если у ребенка не получается читать в семь лет, лучше обратиться к логопеду. Он поможет распознать дислексию или увидит психологические причины и комплексы.
Все статьи
Данная статья размещена в познавательных целях и не является научным материалом или профессиональным медицинским советом. За диагностикой и лечением, пожалуйста, обращайтесь к врачам. Смотрите рейтинг врачей.
Мы освещаем все аспекты жизни
Свежее в разделе
-
Выбор профессии и будущего для подростка
16 ноября в 13:54
-
Развитие внимательности и концентрации у ребенка
11 ноября в 17:07
-
Книги о школе, которые понравятся современным подр. ..
31 августа в 14:59
-
Топ-5 книг, которые помогут интересно подготовитьс…
18 августа в 10:41
-
Шесть книг, которые обязательно нужно взять на про…
12 августа в 15:10
-
Топ-5 познавательных книг по анатомии для детей
19 мая в 15:00
-
Познаем мир: 5 книг для маленьких почемучек
18 мая в 15:00
-
7 книжных новинок про животных, которые обязательн. ..
17 мая в 18:30
-
5 новинок из мира фэнтези, которые понравятся кажд…
14 мая в 14:00
-
5 научно-популярных книг для детей и подростков
12 мая в 10:00
-
7 увлекательных детских книг о смелости, дружбе и …
30 апреля в 10:00
-
Топ-7 познавательных книг для детей
27 апреля в 15:00
Все статьи
Топ авторов
раздела
Все авторы
Повышение рождаемости и экономия бюджета страны
Василий ХудолеевО проекте
Самые свежие новости из жизни города и не только
Интересные статьи
Образование
Выбор профессии и будущего для подростка
Новая и важная ступень в развитии ребенка – выбор профессии. В этот момент …
Здоровье
Детская розеола
Есть ряд заболеваний, которые считаются для малышей типичными, однако любая…
Здоровье
Экскреторное бесплодие
Об этом не принято говорить вслух, но в современном быстром мире, полном ст…
Воспитание
Подборка семейных фильмов
Семейные досуг играет важную роль в развитии детей. Именно вечер воскресень…
Ещё статьи
Образование
Почему из вундеркиндов не вырастают вундервзрослые…
Почему далеко не все вундеркинды сохраняют свой талант в зрелом возрасте? С…
Образование
12 признаков хорошей школы (и дело вовсе не в рега…
Когда работа нам не нравится, мы ее можем поменять, причем на любом этапе. …
Образование
Если ваш дошкольник устал. ..
Кружки могут развивать, а могут и утомлять. Как понять, что ребенку уже хва…
Образование
Дополнительные занятия в детском саду: зачем нужны…
Разбираемся с экспертом, зачем в детском саду нужны дополнительные занятия …
Внимание!
Закрыть
Дислексия – болезнь или норма. Корректирующие упражнения
Вы заметили, что вашему ребенку труднее, чем другим дается обучение чтению и письму? Он никак не может запомнить алфавит и сидит часами, чтобы прочесть пару слов, а ваши усилия исправить ситуацию оборачиваются большим стрессом для вас обоих? Скорее всего, у вашего ребенка дислексия.
Но не спешите отчаиваться. В этой статье мы расскажем, что это за нарушение и что делать, чтобы помочь ребенку научиться читать и писать наравне с другими.
Устраивайтесь удобнее и начнем.
Дислексия – болезнь или норма?
Сначала давайте разберемся, как работает мозг дислектика. Вы знаете, что наш мозг состоит из левого и правого полушария. Левое отвечает за логику, язык, речь, чтение, числа, последовательность, рациональность. А правое – за воображение, интуицию, чувства, образы и пространственное мышление.
У дислектиков более активно правое полушарие и лобная доля. И при чтении им сложнее сфокусироваться на буквах, связать их в слоги и слова и понять смысл прочитанного.
Для таких детей буквы в словах выглядят как крючки, и запоминаются в виде картинок. То есть чтобы дислектику выучить слово и привязать к нему значение, ему нужно запомнить картинку из крючков в мельчайших деталях. А далее он уже угадывает, что там может быть написано. В результате чтение превращается в муки и отнимает много сил и времени.
Можно ли считать дислексию нормой? С одной стороны – нет. Так как она препятствует нормальному развитию. Но с другой стороны – дислектики абсолютно нормальные дети, которые вне процесса обучения ничем не отличаются от своих сверстников. Просто их мозг работает по-другому.
Более того, именно среди дислектиков больше всего гениев и выдающихся людей. В доказательство тому такие имена, как Мэрилин Монро, Альберт Эйнштейн, Уолт Дисней, Ганс Христиан Андерсон, Владимир Маяковский, Квентин Тарантино и ряд других.
Вы подумаете: «Как люди с расстройством чтения и письма становятся знаменитыми писателями, актерами и режиссерами?». С точки зрения логики, в это трудно поверить. Но на самом деле так происходит потому, что дислектики очень хорошо компенсируют свой недостаток в жизни. Они более усердные и целеустремленные, чем обычные люди, потому что им хочется доказать себе и миру, что они не хуже других. И как мы уже говорили, потому что их мозг работает по-другому.
Да, конечно, мы понимаем, что вам от этого не легче. Ведь ребенок отстает в школе, подвергается насмешкам одноклассников и давлению со стороны учителей. У него падает самооценка, и он все больше замыкается в себе.
Поэтому, чем раньше вы начнете действовать, тем проще вашему ребенку будет в дальнейшем.
Симптомы и причины расстройства чтения и письма у детей
Конечно, у маленького ребенка выявить дислексию достаточно трудно. Нарушения проявляются, когда ребенок начинает готовиться к школе или уже ходит в первый класс.
Вот основные симптомы, указывающие на дислексию:
- ребенок не может распознавать буквы, которые уже вроде как выучил;
- при чтении меняет буквы в словах местами;
- перескакивает со строчки на строчку;
- больше угадывает, чем читает;
- пишет зеркально;
- не понимает, где лево, а где право;
- не усваивает правила и допускает много ошибок в словах;
- допускает ошибки даже при списывании;
- витает в облаках на уроках и не понимает, о чем говорит учитель.
Но при этом проявление одного или двух признаков не говорит о том, что обязательно проявятся и другие. Тут все индивидуально. Но и в случае проявления одного из симптомов тоже расслабляться не стоит.
ПРИЧИНЫ ДИСЛЕКСИИ:
Скорее всего, вы спрашиваете себя: «Почему это произошло именно с нами? Что могло привести к этим нарушениям?». Попробуем ответить на ваши вопросы. Но вам придется напрячься и вспомнить прошлое.
1. Наследственность
Вы можете этого и не знать. Но если хоть кто-то в вашем роду или роду супруга страдал дислексией, то это может передаваться по наследству даже через несколько поколений.
2. Проблемы во время беременности и родов
Тут самые различные варианты: инфекция во время беременности, отслойка плаценты, анемия, переношенная беременность, обвитие пуповиной во время родов и др. Как правило, последствия этих проблем проявляются спустя время.
3.
Курение, употребление до или во время беременности алкоголя или наркотиков
Все знают, что беременность желательно планировать. И все знают, что как минимум за полгода до зачатия нужно отказаться от всех вредных привычек и пройти полное медицинское обследование. Но все ли так делают? Конечно, нет! На то у каждого свои причины. Но в любом случае за ошибки родителей потом расплачиваются дети.
4. Проблемы и заболевания у ребенка в первые годы жизни
Тут тоже причины разные: сотрясение мозга, черепно-мозговая травма, инфекционные заболевания (краснуха, скарлатина, ветрянка, коклюш, полиомиелит, корь) и нейроинфекции (энцефалиты, опоясывающий лишай, менингиты, ботулизм, нейросифилис).
Конечно, обнаружение причины дислексии у ребенка ситуацию не исправит, но хотя бы вы перестанете терзаться вопросом «Почему?». Теперь перейдем к практике.
Виды дислексии у младших школьников и корректирующие упражнения
Дислексия — дислексии рознь. Поэтому мы отдельно пройдемся по каждой ее форме и дадим конкретные рекомендации.
1. ОПТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ
Возникает из-за нарушения формирования пространственно-зрительного представления о формах, величине и цвете предметов. Ребенок с оптической дислексией не может нарисовать букву по образцу или по памяти, не узнает ее и не может дорисовать к ней недостающие элементы при необходимости. Таким детям очень тяжело осваивать чтение и письмо, поэтому при обучении нужен особый подход.
Корректирующие упражнения
- Узнай букву
Здесь работаем над пространственно-зрительным восприятием и воображением.
Усаживаете ребенка к себе спиной и своим пальцем рисуете ему на спине букву. Так повторяете рисунок до тех пор, пока он не угадает букву.
Это упражнение хорошо развивает воображение через ощущения. Когда вы рисуете буквы на спине ребенка, в мозгу возникают образы, которые он привязывает к определенной букве, тем самым лучше запоминая ее.
- Буквы-трансформеры
Возьмите спички и выложите из них несколько букв. Много сразу не делайте – хватит 3–4 штук. Попросите ребенка внимательно посмотреть и попытаться запомнить формы и расположение спичек в буквах. Затем попросите его зажмуриться и уберите из одной буквы спичку.
Задача ребенка найти испорченную букву и достроить недостающий элемент.
Упражнение тренирует память и улучшает узнаваемость букв.
2. ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ
Ребенок с фонематической дислексиеей читает слова по буквам, путает звуки, переставляет буквы и слоги в словах. Да, это именно тот случай, когда чтение не только самое бесполезное занятие для ребенка, но и невыносимая пытка.
Корректирующие упражнения
- Зачеркни буквы
Упражнение подходит для детей, которые уже знают алфавит.
Итак, берете старый ненужный журнал или книгу и просите ребенка за 5–10 минут зачеркнуть в одном абзаце все буквы «Т». А в следующий раз просите его зачеркнуть все буквы «Т» уже на всей странице. Потом постепенно просите зачеркнуть уже не одну, а две буквы в абзаце и так по мере увеличения скорости ребенка добавляете все больше букв.
Такое упражнение поможет ребенку лучше концентрироваться на буквах и допускать меньше ошибок при чтении.
- Посчитай звуки
Тут все просто читаете ребенку слово и просите его посчитать в каждом слове звуки.
Такое упражнение позволит ребенку научиться на слух определять звуки и не путать их в словах.
3. МНЕСТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ
Или, говоря простым языком, смысловая дислексия, проявляется в сложности усвоения всех букв и неумении различать их. У ребенка нарушена речевая память, и он не может связывать звук и зрительный образ буквы.
Для коррекции этого вида дислексии нужны упражнения, развивающие межполушарную симметрию, слухоречевую и зрительную память.
Корректирующие упражнения
- Найди лишний слог
Возьмите карточки или кубики со слогами, содержащими одинаковую букву, например «И». Так, чтобы перед ребенком было несколько слогов: «ПИ», «МИ», «ЗИ», «ВИ». А одна из карточек должна быть с другой гласной, например, «БА».
Затем попросите ребенка найти лишний слог и пояснить, почему он лишний.
- Добавь нужный слог
Итак, перед вами и ребенком все те же карточки со слогами. Теперь придумайте слово, которое заканчивается на один из этих слогов. Например, «борь-БА» и прочитайте его, не называя последнего слога. Ребенок должен найти среди карточек нужный слог и добавить его к слову.
Благодаря этим упражнениям происходит тренировка зрительной и слухоречевой памяти.
4. АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ
У ребенка с аграмматической дислексией явно выражено нарушение речи. Это проявляется в неправильном назывании числа, рода и падежей: «он пошла», «был у бабушка», «они говорит» и т.п.
Корректирующие упражнения
- Назови пропущенное слово
Здесь смысл в том, что вы читаете уже знакомые ребенку сказки или стихи и намеренно пропускаете слова.
Например:
Добрый доктор….
Он под …. сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и ……
Ребенок должен постараться назвать правильно пропущенные слова. Упражнение работает на автоматическое запоминание падежей, склонений, числа.
5. СЕМАНТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ
Или простыми словами – смотрю в книгу, вижу фигу. Это та форма дислексии, при которой ребенок абсолютно нормально читает, но не понимает смысла прочитанного. То есть у него механическое чтение не переходит в осознанное.
Корректирующие упражнения
- Объясни смысл
Берете любую детскую книгу и просите ребенка вдумчиво прочесть любое предложение. Затем спрашиваете, что он понял. Если ничего, то читаете еще раз сами и снова спрашиваете, одновременно поясняя ему непонятные моменты.
Для разбора лучше выбирайте более сложные предложения, чтобы ребенок мог представить более детальную картинку.
- Чтение текстов-анаграмм
Тексты-анаграммы – это тексты, где в словах написаны правильно только первые и последние буквы, а остальные перемешаны. Например: «Еахл Герка чреез ркеу. Вдиит Герка в ркеу рак».
По результатам исследований ученых одного английского университета, мы читаем не по буквам, а слово целиком. Главное, чтобы первая и последняя буквы в словах были на своих местах.
Такие тексты можно поискать в интернете и распечатать для занятий.
Как показала практика, такие простые упражнения способны за 2–3 недели помочь ребенку перейти от механического к осознанному чтению.
Общие советы для родителей детей с дислексией
Главное, дорогие родители, наберитесь терпения и относитесь к своему ребенку с пониманием. Не ругайте, не упрекайте и не давите. Он должен чувствовать, что вы на его стороне.
Примите ситуацию как факт и начните действовать. Кроме самостоятельных занятий дома, обязательно сводите ребенка к психологу, психотерапевту и логопеду. Врачи проведут специальные тесты, и определять форму и степень тяжести дислексии.
А если у вас нет такой возможности или вам некогда заниматься с ребенком самостоятельно, попробуйте уроки по чтению в нашей онлайн-школе. 90% успеха в борьбе с дислексией и в обучении зависит от преподавателей.
Специальная методика, увлекательный формат занятий и опытные терпеливые педагоги помогут вашему ребенку научиться читать правильно, быстро и осознанно. Ваш ребенок полюбит чтение всей душой, и не будет отставать по учебе от своих сверстников.
Почему наша методика работает? Потому что за время работы с разными детьми по всему миру мы не только научились смотреть на мир их глазами, но и научились думать, как они.
Хотите посмотреть, как все происходит? Запишитесь к нам на бесплатный пробный урок! Также предлагаем посмотреть материалы нашего вебинара по раннему обучению чтению.
Терпения вам и успехов!
⠀
Читайте также:
7 простых игр для изучения букв
Почему важно научить ребенка читать по слогам?
Чтение и речь: как привить ребенку любовь к книгам
Когда на самом деле беспокоиться о том, что ваш ребенок все еще не умеет читать
Дети учатся читать с разной скоростью. Но в какой момент вы действительно должны начать беспокоиться? Вот красные флажки, на которые стоит обратить внимание.
Большинство людей рассматривают чтение как таинственный навык, который становится познаваемым, когда, как в мультфильме, в мозгу внезапно включается свет. На самом деле чтение представляет собой серию шагов, которые начинаются с букв и звуков и разрастаются до слов, предложений, абзацев и глав, содержащих идеи, сюжеты, рассказы.
Некоторые дети просто понимают это — кажется, что они читают в естественном виде и практически становятся самоучками в детском саду, или они выучат это в школе, независимо от того, какой метод использует учитель. Другим детям требуется больше времени, чтобы расшифровать язык, установив связь между буквами и звуками, и могут потребоваться другие стили обучения, прежде чем это, наконец, сработает. «У детей действительно есть свои собственные пути к чтению, и иногда для этого требуется немного больше времени или другой способ. И тогда, когда это произойдет, он может взлететь невероятно. Это просто должно иметь для них смысл», — говорит Марианна МакТавиш, заместитель декана педагогического образования в Университете Британской Колумбии и старший преподаватель по начальному обучению и грамотности на факультете языка и грамотности в UBC.
Тем не менее, эксперты сходятся во мнении, что ко второму классу дети уже должны быть на пути к свободному чтению книг. «Это переломный год», — говорит Стив Труч, основатель и директор The Reading Foundation из Калгари, организации, которая проводит коррекционные программы в Ванкувере, Калгари и Торонто для учащихся, испытывающих трудности с обучением. Если детям все еще тяжело, говорит он, «родителям нужно серьезно на это взглянуть».
Однако не у всех семи- или восьмилетних детей, которые с трудом читают, есть серьезные проблемы. Вот несколько признаков того, что у вашего ребенка может быть больше проблем, чем у среднего ученика:
1. Проблемы с чтением + семейная история проблем с чтением
Наиболее распространенным показателем того, что ребенку будет трудно читать, является наличие в семейной истории проблем с чтением или обучением, или дислексии, говорит Труч. «Из исследований, проведенных за последние 20 лет, мы знаем, что трудности с чтением имеют серьезный генетический компонент», — говорит он. «Например, наличие у одного ребенка в семье проблемы с чтением означает 50-процентную вероятность того, что у следующего брата или сестры она будет такой же».
2. Проблемы с чтением + предыдущая задержка речи
Даже если языковая задержка устранена и устранена, Труч говорит, что трудности с чтением, связанные с задержкой, все равно могут проявиться позже. Когда дети учатся читать, им нужно слышать различия в звуке — то, что эксперты называют «фонологической осведомленностью», — и им нужно понимать, как работает язык. «Для тех, кто получает логопед и теперь хорошо говорит и артикулирует, проблемы с чтением будут связаны с сохраняющимися недостатками фонологической (фонематической) обработки», — говорит Труч. «Возможность произнести слово не означает, что ребенок может сегментировать или смешивать фонемы этого слова. Это уровень обработки, который глубже артикуляционного уровня». Вот почему задержка в овладении языком может предшествовать задержке чтения.
3. Смешивание букв и потеря навыков
Многократное смешение похожих букв (например, b и d) может быть тревожным сигналом, если оно продолжается достаточно долго. Это все еще довольно распространено в первом и даже во втором классе, но присмотритесь к этому более внимательно, если вы старше восьми лет, говорит Труч: «Дети, которые борются с чтением, имеют больше реверсий на более длительные периоды времени, иногда даже во взрослом возрасте. ” Забывание правописания в ранее усвоенных словах в начальной начальной школе (1-3 классы) является еще одним распространенным признаком того, что могут быть реальные проблемы с чтением.
4.
Избегайте чтения любой ценой
В дошкольных учреждениях и детских садах большинство из детей любят, когда им читают , и им не хватает книг, букв и цифр. Большинство хочет взять мелок и начать пытаться напечатать свое имя. По мнению экспертов, у детей, которые продолжают бороться с чтением, все наоборот. «Им неинтересно знакомиться с буквами, когда они приближаются к школьному возрасту», — говорит МакТавиш, отмечая, что это повторяющийся процесс. «Если у тебя что-то не получается, ты не хочешь этого делать. Таким образом, те дети, которым нравится, когда их читают, получают от этого больше пользы; тех, кто не отстает».
Но вероятность того, что ваш ребенок, провалившийся сквозь трещины, станет неграмотным к концу начальной школы, довольно мала. Школы обычно проверяют детей на наличие проблем с обучением уже в детском саду, уведомляют родителей и начинают программу вмешательства, чтобы эти дети могли наверстать упущенное.
Эксперты предупреждают, что существует тонкая грань между осознанием задержки и перебором в попытке закрыть пробел в чтении. Родители иногда впадают в панику и начинают подталкивать тех, кто избегает чтения, чтобы мотивировать их, что может иметь неприятные последствия. «Родители, как правило, действительно сосредотачиваются на деконтекстуализации обучения чтению. Они получают карточки, тренируют их по алфавиту, просят написать буквы. Да, это навыки, которые нужны ребенку, но они также могут полностью лишить удовольствия от чтения», — говорит МакТавиш. «Таким образом, вы попадаете в ситуацию, когда дети просто будут сопротивляться».
Что делать родителям, если они подозревают серьезную задержку чтения?
В конечном счете, если вы видите признаки того, что ваш ребенок испытывает затруднения, ваш первый шаг — поговорить со школой. « Защитите своего ребенка , если вы считаете, что что-то не так», — говорит МакТавиш. «Есть доступные ресурсы — будьте настойчивы». Трух соглашается. «В большинстве случаев интуиция родителей верна, — говорит он. «Независимо от того, назовете ли вы ребенка неспособным к обучению или нет, ему необходимо вмешательство».
Оставайтесь на связи
Подпишитесь на ежедневный информационный бюллетень Today’s Parent, чтобы получать наши лучшие новости для родителей, советы, эссе и рецепты.
- Электронная почта*
- CAPTCHA
- Согласие*
Да, я хочу получать Сегодняшнюю рассылку Родителя . Я понимаю, что могу отказаться от подписки в любое время.**
ЗАРЕГИСТРИРОВАНО В РЕЗУЛЬТАТЕ: Образование Неспособность к обучению Школа чтения Школьный возраст 9 лет0003
Все в порядке, если ваш 5-летний не читал, и вот почему
по Jessica Smock
Обновлено:
30 августа 2017 г.
FatCamera / iStock
Юмористка Кристал Лоури недавно поделилась в Facebook, почему она не учит своего 5-летнего ребенка читать.
Она написала:
«Не поймите меня неправильно, мы все время читаем ему книги. Мы представили себя на Шоколадной фабрике Вилли Вонки и оказались на 170 страницах в Тайной комнате Гарри Поттера. Мы учим его наслаждаться историями, растворяться в персонажах.
«Но мы не учим его читать. Не просто еще. Он слишком занят изучением других вещей».
Она немного рассказала о тех «других вещах», которым она помогает научиться своему сыну: как быть хорошим спортсменом, как строить, как заботиться о его вещах, как прощать и извиняться, как изучать животных , как пробовать новое, не разочаровываясь, как заводить друзей.
Короче говоря, есть множество вещей, которым нельзя научить с помощью любого листа фонетики, карточки или упражнения по правописанию.
Она получила большую поддержку своей позиции, а также много критики.
Оказывается, у людей есть сильные чувства по поводу того, когда дети должны начать читать и что это значит, когда маленькие дети не могут.
Я немного знаю об этом, потому что год назад я написала свой вирусный пост о том, почему я не хочу, чтобы мой сын читал в детском саду. У меня есть докторская степень в области образовательной политики, но я до сих пор очень мало знал о том, насколько резко выросли наши ожидания от наших самых младших учеников в школах всего за десятилетие или около того, особенно в отношении чтения и грамотности. Я был потрясен и опечален.
Объясняя, почему я решила подождать год, прежде чем отправить сына в детский сад, я написала: «Мой сын не готов к детскому саду в 2016 году. Детский сад — что в переводе с немецкого означает «сад для детей» — уже не детский сад. Это вчерашний первый класс, или даже второй. Академические стандарты детского сада значительно более строгие, чем даже десятилетие назад («найти текстовые доказательства», «читать тексты целенаправленно и с пониманием», «различать слова с одинаковым написанием, определяя звуки букв, которые различаются»).
Исследование, проведенное в 2014 году Университетом Вирджинии, сравнило ожидания воспитателей детских садов от своих учеников в 1998 году и сегодня. Различия были разительными. В 1998 г. 31% учителей считали, что учащиеся детских садов должны уметь читать к концу года. К 2010 году эта цифра составляла около 80%.
Мой пост был перепечатан Huffington Post и Washington Post , среди прочих, и им поделились десятки тысяч раз. Как и Кристал Лоури, многие комментаторы и гневные электронные письма от многих других говорили мне, что не учить моего 5-летнего ребенка читать было невежественно и оскорбительно и заставит его страдать в учебе на долгие годы.
Знаете ли вы, кто написал самые благосклонные комментарии и к моей статье, и к статье Кристал? Учителя, администраторы, эксперты в области раннего детства и исследователи. Потому что они увидели и изучили, насколько классы нашего детского сада отличаются от классных комнат прошлого поколения, когда детский сад был сосредоточен в основном именно на тех видах социализации и навыках преодоления трудностей, которым Лоури учит своего сына.
Вот в чем дело: мы не делаем нашим детям никаких одолжений, не позволяя им проводить большую часть своего дня в играх, заставляя маленьких детей читать до того, как многие из них будут готовы к развитию, и принимая учебные программы для наших школ, которые игнорировать то, что специалисты по раннему воспитанию знают о том, как маленькие дети учатся лучше всего.
Вот почему ни один родитель не должен паниковать, если ребенок не читает в детском саду, и почему ни один родитель не должен осуждать другого родителя, если он хочет подождать, прежде чем научить своего ребенка читать:
Это нормально для развития детей, когда они учатся читать в широкий диапазон возрастов.
Все мы знаем, что дети достигают вех развития в разном возрасте. Точно так же, как для ребенка нормально учиться ходить в 9 или 15 месяцев, существует огромный диапазон того, что «нормально» для того, когда дети начинают читать. Вы не можете заставить ребенка ходить в 10 месяцев, и точно так же вы не можете заставить маленького ребенка читать, если его мозг не готов.
Исследования показывают, что дети, которые учатся читать раньше, в конечном итоге не становятся лучше, чем те, кто учатся читать поздно.
Поздно читающие наверстывают упущенное к 9 или 10 годам. Во многих странах, таких как Финляндия, учащиеся не обучаются никаким формальным академическим дисциплинам до 6 или 7 лет. Тем не менее, даже с учетом различий в социально-экономическом статусе, эти страны опережают нас по успеваемости.
Игры и исследования — самые действенные и действенные способы развития юных умов.
Они составляют основу, на которой впоследствии должны строиться академические навыки. Исследования последовательно показывают, что дети детсадовского возраста должны быть вовлечены в активную практическую игру. Как отмечает Эрика Кристакис, исследователь раннего детства и писатель: «Наивно предполагать, что осмысленное обучение на самом деле происходит в загруженных рабочими листами классах, где учителя жестко контролируют содержание и темп обучения. Десятилетия исследований говорят об обратном: дети — это маленькие обучающиеся машины, правда, но они приобретают все сложные навыки в важнейших когнитивных зонах в веселых классах, полных неформальных бесед и игривых исследований».
Нам нужно отказаться от идеи, что детство — это гонка. Нам нужно перестать навязывать формальные академические знания детям младшего и младшего возраста.