Содержание

Ребенок не говорит в 4 года: причины, что делать, как научить

Советы мамам

Что должно насторожить, если ребенок не говорит в 4 года 

Первый лепет малыша постепенно переходит в осознанные звуки и слоги. Он пробует свой речевой аппарат, осваивая человеческую речь. К полутора годам в его активном словаре уже около 60 слов. Освоение речи идет фантастическими темпами. Трехлетки уже пользуются почти 1000 слов.

Если ребенок не говорит в 4 года, или говорит очень плохо, это повод обратиться к врачу.

Фото
Getty

У здорового ребенка есть ориентировочные показатели речевого развития. Если отклонения значительные, то это повод для коррекции у специалиста. Вот точки, на которые нужно ориентироваться:

  • 1 год — первые несколько слов: «на», «дай», » мама»;
  • 2 года — первые фразы из 3-4 слов;
  • 3 года — малыш говорит рапространенными фразами, рассказывает наизусть стихотворения;
  • 4 года — фразы строятся с учетом грамматики языка;
  • 4-5 лет — ребенок логически связывает предложения в рассказ;
  • 5 лет — заканчивается формирование правильного произношения, речь грамотная, приближенная к речи взрослого;
  • 6 лет — связная грамотная речь.

Чем раньше выявлена проблема и начато лечение, тем быстрее и успешнее будет прогресс.

Если ребенок все понимает, хорошо говорит, но искажает некоторые звуки, заменяя их похожими, в 3-4 года — это не страшно К 5 годам это можно исправить, занимаясь с малышом. Но если словарный запас четырехлетки слишком беден, ребенок понимает, но не может логически и грамматически связанно выразить свою мысль, стоит беспокоиться.

По каким причинам четырехлетние дети не разговаривают

Здержка речевого развития может быть вызвана физиологическими и психологическими отклонениями:

  • Сильное потрясение — стресс, после которого малыш отказывается говорить.
  • Тяжелая семейная атмосфера.
  • Травмы головы, осложнения во время и после беременности и другие неврологические расстройства. Более 50% случаев связаны с минимальной мозговой дисфункцией (ММД), вызывающей поведенческие и речевые нарушения;
  • Замедленное психическое и психомоторное развитие.

Заметив отставание, нельзя ждать. В 2,6 лет уже легко понять, что речь малыша не соответствует норме и обратиться за помощью. В 4 года отставание в формировании речевых привычек уже значительное. Поэтому придется упорно трудиться, чтобы догнать сверстников.

Что делать и как научить молчуна говорить

Заподозрив, что не все хорошо с речью, обратитесь к педиатру. Педиатр осмотрит малыша и направит к специалистам: психологу, логопеду, неврологу, отоларингологу. Уровень ОНР — общего недоразвития речи, определяется при обследовании. В зависимости от состояния, назначается коррекционное лечение. Специалист подскажет, как как разговорить молчуна. Он поможет понять, почему тормозится речевое развитие, подберет эффективные методы и лекарства.

Играйте и говорите со своими детьми, а заметив, что ваш малыш «молчун», задумайтесь. Речь относится к высшим психологическим функциям и связана с мышлением, памятью и восприятием.

Редакция Wday.ru

Сегодня читают

Красота или ужас? 20 фото нереально дорогой квартиры в Петербурге

От смеха польются слезы: 18 уморительных цитат из детских дневников

Как котики помогают детям делать уроки: 25 невероятно смешных фото

Тест на внимательность: только 2% читателей смогут найти туфлю на этой картинке за 10 секунд

Эти знаки Зодиака чаще всего обладают экстрасенсорными способностями — проверьте, вдруг это вы

Причины, по которым ребенок не говорит

11 июня 2021 в 10:52

Воспитание и развитие

3713
4 минуты

Подарим вам 20 баллов за прочтение статьи. Для зачисления баллов на счет вам необходимо авторизоваться.

Статья


По каким причинам ребёнок не говорит до трёх лет? Разбираем 10 распространённых причин и 6 поводов бить тревогу и бежать к врачу.


Очень часто дети не говорят после двух лет, и родители начинают бить тревогу и волноваться. Особенно если на детской площадке есть ребёнок, который уже говорит и стихи читает. Или бабушка опять рассказала, что у соседки Кати ребёнок такой «умничка», так хорошо говорит, а наш внук ещё нет. Запомните: никогда не сравнивайте детей и не паникуйте!

Логопеды в этом вопросе делятся на два лагеря. Одни считают, что детям до пяти лет помощь специалистов не нужна. Другие считают, что чем раньше заниматься с ребёнком, тем лучше он будет говорить. Я отношусь к первой категории и считаю, что до пяти лет любая мама, занимаясь со своим ребенком всего 10-15 минут в день, сможет помочь ему заговорить и освоить сложные звуки. Плюс простыми упражнениями, в игровой форме, можно решить многие проблемы.

Перейти в каталог

Психологи, неврологи и другие специалисты согласны во мнении, что нет чётких возрастных рамок, когда ребёнок заговорит. Но также важно вовремя заметить опасные признаки и обратиться к специалисту.

10 причин, по которым ребёнок не говорит

Актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке.

С нами уже более 50 000 подписчиков!

  1. Проблемы со слухом. Может быть снижение слуха, что создаёт трудности в формировании речи, звукоподражании и т.д.
  2. Патология органов ротовой полости: короткая уздечка, аденоиды, расщепление нёба.
  3. Нарушение работы мозга и нервной системы. Часто возникают вследствие родовой травмы и требуют контроля специалистов.
  4. Аутизм. У таких детей нет потребности общаться с окружающими детьми, с ними необходимо работать психологам, неврологам, психотерапевтам.
  5. Стресс, связанный с рождением младшего ребёнка. Часто малыш может не проявлять свои ревностные чувства, но при этом отдаляться и замыкаться. Просто после рождения ребёнка старайтесь уделять старшим детям не меньше времени, чем раньше.
  6. Недостаток внимания. Если ребёнку часто говорят: «Не сейчас», «Подожди», «Я занята», то у него пропадает желание разговаривать, делиться и идти на контакт.
  7. Генетика. Если кто-то из родителей заговорил поздно, то, возможно, и ребёнок заговорит поздно. Обязательно уточните этот вопрос у своих родителей.
  8. Темперамент. Флегматики любят созерцать, молчать, поэтому и могут заговорить позже. Про таких детей часто говорят: «Молчал, молчал, а потом заговорил предложениями».
  9. Близнецы. Часто начинают говорит позже, так как у них всегда рядом есть друг, который понимает без слов.
  10. Комфорт. Когда ребёнка понимают по жестам и звукам и дают то, что он просит без особых усилий.

© kasto / Фотобанк Фотодженика

Есть стереотипное мнение, не обоснованное научными исследованиями, что мальчики говорят позже девочек. Однако развитие речи зависит от множества факторов, перечисленных выше, и не зависит от пола ребёнка.

Когда родителям бить тревогу


Поводы для обращения к специалисту:

  • Несоответствие физического развития возрасту (маленький или большой рост, вес, пассивный образ дня и поведение).
  • С 4-5 месяцев ребёнок не реагирует на близких улыбкой, звуками, оживлением.
  • После 6 месяцев ребёнок не гулит.
  • После полутора лет ребёнок не реагирует на простые просьбы, например, продать игрушку.
  • После двух лет лексикон состоит из менее 20 слов, ребёнок не может показать пальцем предметы, называемые родителями.
  • После трёх лет ребёнок не знает части тела, простые бытовые предметы.

Прежде чем обратиться к специалисту, мама должна понаблюдать за ребёнком какое-то время. Очень часто малыш не говорит или что-то не делает из-за плохого настроения или самочувствия, дискомфорта. Поэтому важно тщательное наблюдение, чтобы точно понять причину отсутствия речи. И самое главное – не сравнивать его способности с окружающими детьми и делать выводы по разовым примерам.

Быстрая регистрация

Получите 5% скидку на первый заказ!

Подписывайтесь на наши соцсети, чтобы не пропускать новые статьи
  1. Telegram

  2. YouTube

  3. Instagram

  4. VK

  5. Яндекс Дзен

Посоветуй статью подругам

Мой ребенок поздно заговорил?

Родители некоторых малышей часто спрашивают экспертов: «Мой ребенок поздно начинает говорить?» Некоторые дети учатся говорить позже, чем другие. Многие поздно заговорившие дети догоняют своих сверстников к тому времени, когда они идут в детский сад. Но это еще не все.

Определение позднего разговора – кто такой поздно говорящий?

Почти все дети по мере взросления проходят одни и те же этапы развития речи и языка. SLP (логопеды), которые специализируются на нарушениях речи и языка у детей, часто заявляют, что диапазон «нормальных» для детей довольно широк, когда они учатся и растут.

Вполне естественно, что родители беспокоятся о речевом и языковом развитии своего ребенка. Однако 18-месячный ребенок, произносящий менее 50 слов, может поздно начать говорить.

В среднем 24-месячный ребенок может усвоить около 300 слов и использовать новые слова для составления очень коротких предложений. Таким образом, вы можете ожидать, что ваш 2-летний ребенок будет говорить короткие предложения, такие как «больше печенья» или «мама, иди».

Задержка речи у детей должна вызывать беспокойство, и вам следует проконсультироваться с педиатром, чтобы исключить физиологические причины задержки речи у вашего ребенка.

Является ли поздний разговор генетической проблемой?

В настоящее время нет исследований, подтверждающих генетическую основу позднего разговора. Тем не менее, эксперты разделяют мнение о том, что поздние разговоры могут возникать в семьях.

Для поздно заговорившего ребенка типично иметь родителя, двоюродного брата, дядю или бабушку или дедушку, которые также поздно заговорили. У поздно заговорившего может даже быть родственник, у которого было расстройство речи или языка.

Является ли задержка речи расстройством?

«Задержка речи» — это когда ребенок не достигает вех, соответствующих возрасту, вовремя.

Задержка речи НЕ является расстройством. Однако это может быть признаком или симптомом многих заболеваний. У детей с расстройством аутистического спектра (РАС), церебральным параличом (ДЦП), синдромом Дауна, детской речевой апраксией, афазией или потерей слуха может наблюдаться значительная задержка речи.

Более 50% детей с задержкой речи и речи самостоятельно догоняют своих сверстников. К тому времени, когда они пойдут в детский сад, их речевые и языковые навыки могут ухудшиться.

Тем не менее, остальные 50% рискуют столкнуться с языковыми и речевыми проблемами до конца жизни. Таким образом, хотя задержка речи не всегда является расстройством, она требует внимания врачей-терапевтов, оториноларингологов, неврологов и педиатров.

Как понять, что ваш ребенок поздно начинает говорить?

Когда вы спросите — поздно ли мой ребенок заговорил? — вам будет трудно объективно ответить на этот вопрос. Поэтому лучше всего наблюдать и отмечать, что говорит ваш ребенок, как часто он говорит и насколько понимает вашу речь.

Вы можете сравнить речь и язык вашего ребенка с этапами развития в соответствии с его возрастом. Будьте осторожны, чтобы использовать надежный и проверенный источник, такой как ASHA, для справочных диаграмм.

В идеале ребенок должен сказать свои первые слова к тому времени, когда ему исполнится 12 месяцев. Они должны бормотать длинные цепочки звуков, таких как ба-ба-ба или мама-мама. Они могут даже сказать несколько слов, таких как «папа», «мама», «собака» или «пока». Однако нет причин для беспокойства, если звуки нечеткие.

К 18 месяцам они должны уметь использовать около 50 слов. 18-месячные дети обычно могут сказать не менее 20 слов. Это могут быть существительные (печенье, сок, нана), глаголы (идти, есть), прилагательные (холодно, вверх), предлоги (вверх, вниз) и другие слова (привет и пока).

Ваш двухлетний ребенок не разговаривает?

К тому времени, как детям исполнится 2 года, они уже должны начинать составлять из двух слов короткие предложения. 24-месячные дети должны уметь использовать в словах буквы «р», «ш», «б», «ч» и «м». Вы также можете ожидать, что они будут задавать такие вопросы, как «где мама?» и кто это?»

Ваш ребенок плохо говорит в 3 года?

К своему третьему дню рождения дети уже довольно быстро понимают и учат новые слова. Таким образом, вы можете ожидать, что они будут использовать предлоги в своих предложениях. Они также должны уметь составлять предложения из 3 и 4 слов, чтобы описывать предметы, события и задавать вопросы. Они также могут понимать противоположности и следовать указаниям, состоящим из двух частей.

Ваш 4-летний ребенок совсем не разговаривает?

К 4 годам ваш ребенок должен уметь отвечать, когда вы зовете его из другой комнаты, понимать названия некоторых цветов и форм и понимать слова для всей семьи. Они также должны быть в состоянии ответить на простые вопросы, такие как «кто», «что» и «где?»

4-летний ребенок должен уметь использовать местоимения, использовать слова во множественном числе и рассказывать о том, что произошло в течение дня. Также они должны уметь составлять предложения из 4 слов. Люди должны понимать большую часть того, что они говорят. Так что ребенок, не говорящий в 4 года, должен серьезно беспокоить всех родителей.

Вот некоторые этапы развития речи и языка, на которые вы можете ссылаться при оценке развития речи и языка вашего ребенка. Или вы можете записаться на консультацию к SLP в вашем районе, если вы обеспокоены тем, что ваш ребенок поздно расцветает.

Распространенные причины, по которым ребенок может поздно заговорить

Задержка речи распространена у малышей. Сообщаемая задержка речи у малышей колеблется от 2,3% до 19%. Исследования показывают, что серьезная задержка развития речи у детей может привести к трудностям с чтением в начальной школе. Некоторые дети также испытывают внимание и социальные трудности в подростковом возрасте.

Изучение причин задержки речи у детей может дать вам представление о том, почему не говорящий в других отношениях активный малыш может быть опасен.

Нарушения экспрессивной и рецептивной речи. Первичная задержка речи может быть вызвана расстройствами экспрессивной и/или рецептивной речи. Эти расстройства не являются самокорректирующими. Независимо от того, является ли ваш ребенок поздно расцветающим из-за расстройства экспрессивной или рецептивной речи, вам необходимо поработать с логопедом, чтобы помочь развитию речи вашего ребенка.

Потеря слуха

Дети, которые потеряли слух из-за травм или инфекций до того, как научились говорить, могут испытывать серьезные задержки речи. Медицинские вмешательства и сеансы с SLP могут помочь восполнить дефицит речи и языка.

Умственная отсталость

Задержка речи может быть признаком умственной отсталости у детей. Может быть одна или несколько генетических причин умственной отсталости (ИД). Поскольку ID неизлечим, дети, которые поздно начинают говорить из-за ID, обычно получают пользу от посещения занятий логопедом с SLP и специальными педагогами.

Нарушения развития и инвалидность

Синдром Дауна, расстройство аутистического спектра (РАС) и фетальный алкогольный синдром могут вызвать задержку речи у ребенка. Специалисты относят этот тип задержки речи к вторичным. Логопедия может помочь поздно заговорившему ребенку с нарушениями развития или инвалидностью, но в ограниченной степени.

Детский церебральный паралич

У детей с церебральным параличом могут возникнуть проблемы с речью. У них может быть медленная и невнятная речь, которую трудно понять. Детям с атетоидным церебральным параличом трудно контролировать мышцы лица и языка. Физиотерапия наряду с логопедией может помочь ребенку с церебральным параличом, хотя это заболевание является врожденным и неизлечимым.

Эпилепсия или судорожные припадки

Эпилепсия проявляется в раннем детстве. Исследования показывают, что судороги могут нарушать функцию и развитие речевых областей мозга. Это часто встречается у детей с отсутствием припадков и эпилепсией, возникающей в левом полушарии мозга.

Аномалии структуры/функции головного мозга

Повреждение языковых центров в головном мозге может привести к речевым и языковым проблемам у детей. В то время как асфиксия в настоящее время является редкостью, поскольку роды в больнице становятся все более популярными, другие проблемы, такие как внутриутробная травма головного мозга и черепно-мозговые травмы после рождения, могут привести к необратимой задержке речи у малышей.

Факторы риска, на которые следует обратить внимание, если дети поздно начинают говорить

Дети могут поздно начать говорить по разным причинам. Часто бывает трудно предсказать, кто больше подвержен риску задержки речи и языковых проблем. Родители, которые беспокоятся о задержке речи своих детей, должны учитывать следующие факторы, чтобы взвесить риски, связанные с поздним разговором –

Он/она Близнец?

Исследования показывают, что близнецы подвержены большему риску развития задержки речи. Здесь играет роль сочетание социальных и биологических факторов. Тем не менее, близнецы, скорее всего, догонят своих сверстников-одиночек к тому времени, когда они достигнут дошкольного возраста. Это верно только в том случае, если у близнецов нет врожденных нарушений или отклонений в развитии.

Он/она поздний ребенок?

Пожилой возраст матери связан с серьезной задержкой речи у 2-летних детей. Исследования показывают, что пожилой возраст матери во время родов не связан с заболеваемостью и длительными нарушениями нервно-психического развития. Эти дети обычно хорошо реагируют на ранние речевые упражнения дома и на повышенное внимание со стороны родителей.

Каков их семейный социально-экономический статус?

Многочисленные исследования подтверждают, что социально-экономический статус семьи играет решающую роль в языковом развитии ребенка. Ребенок из семьи с более низким социально-экономическим статусом может демонстрировать более низкий уровень языкового развития и речевых навыков по сравнению с ребенком того же возраста из семьи с высоким социально-экономическим статусом.

Текущие исследования ссылаются на языковой опыт ребенка дома как на источник их языковых различий. Знакомство ребенка с новым опытом, окружающей средой и людьми из разных социально-экономических слоев может в некоторой степени компенсировать задержку в долгосрочной перспективе.

Получает ли ваш ребенок достаточно внимания?

Навыки воспитания играют незначительную роль в развитии речи и языка ребенка. Тем не менее, мы не должны пренебрегать влиянием воспитания, поскольку оно в значительной степени контролируемо и регулируемо.

Исследования показывают, что качественное проведение времени с ребенком, разговор с ребенком и использование жестов при разговоре о человеке или объекте может повлиять на речь ребенка и его языковое развитие.

Поощрение игр, ориентированных на ребенка, увеличение времени, проводимого дома между ребенком и родителем, и следование примеру ребенка во время занятий может способствовать позитивному взаимодействию ребенка. Это также может способствовать улучшению языковых навыков.

Есть ли в семье истории о поздних разговорах?

Хотя генетической причины задержки речи нет, исследования показали, что на развитие речи и языка может влиять семейный анамнез. Если есть запись о том, что родитель(и), бабушка(и), дедушка(и), дядя(и), тетя(и) или двоюродный(ые) ребенок(и) говорят допоздна, существует повышенный риск того, что ребенок также может поздно говорить. .

В таких случаях обычно спрашивают: «Может ли ребенок с задержкой речи догнать других детей?» Ну, есть хороший шанс, что они могут, если только у них нет нарушений развития нервной системы, врожденных нарушений и связанных с ними нарушений, которые влияют на их рече-двигательную систему.

Таким образом, благоразумно показать вашего ребенка педиатру, ЛОР и SLP, даже если у него есть здоровый и нейротипичный родственник, который поздно расцветал.

Когда нужно обращаться за помощью?

Родители и опекуны должны понимать не менее 50% речи ребенка в возрасте 2 лет. К своему четвертому дню рождения почти все должны понимать речь ребенка.

Если вы спросите: «Почему мой ребенок не говорит в 4 года?» или «почему его/ее речь до сих пор не понятна?» то, возможно, вам и вашему ребенку пора обратиться к специалисту.

Если вы не сможете определить источник задержки речи, трудно предсказать, догонит ли ваш ребенок своих сверстников. Безопаснее проконсультироваться с SLP, если вас беспокоит речь вашего ребенка и его языковое развитие.

Раннее вмешательство может улучшить речевые и языковые навыки вашего ребенка. Выявление и лечение задержек речи является лучшим подходом.

Как логопедия может помочь позднему заговорившему?

В зависимости от возраста и тяжести задержки логопед может предложить методы терапии, которые лучше всего подходят вашему ребенку. Речевая терапия может улучшить речевые и языковые навыки ребенка. Однако уровень улучшения будет зависеть от причины или источника задержки речи.

Логопед также может рассказать родителям, как повысить качество времени, которое они проводят со своими детьми. Вы можете получить совет и инструкции о том, как общаться с ребенком, чтобы улучшить его речевые навыки.

Чтобы узнать больше о том, как речевая терапия может помочь вам и вашему ребенку, вы можете обратиться к сообщению о роли SLP в лечении речевых и языковых расстройств.

Stamurai использовали более 50 000 человек из более чем 190 стран.

18-месячный ребенок не разговаривает? Вот что нужно знать родителям

Что такое задержка речи | Задержка речи и языка | Статистика задержки речи | Вехи | Признаки задержки речи | Причины | Сколько слов должен сказать 18-месячный ребенок | Поздние говорящие | Чем могут помочь родители | Стоит ли волноваться | Логопедия

Вас беспокоит, что ваш 18-месячный ребенок не разговаривает?

Это может просто означать, что ваш ребенок развивается в своем собственном темпе и достигает вех в свое время, что совершенно нормально.

Но это может сигнализировать и о чем-то серьезном. В этом случае раннее выявление и лечение вашего ребенка позволяет предотвратить связанные с ним эмоциональные, социальные и когнитивные дефициты и улучшить их развитие.

Далее в этой статье подробно рассматриваются задержки речи и то, что это может означать, если ваш 18-месячный ребенок не говорит.

Если вы обеспокоены тем, что у вашего ребенка может быть задержка речи, вы можете обратить внимание на некоторые признаки и, что, возможно, более важно, на то, что вы можете сделать, чтобы помочь ему справиться с трудностями.

Что такое задержка речи?

У ребенка задержка речевого развития, когда его речевые и языковые навыки не развиваются с ожидаемой скоростью. Когда речевое развитие ребенка значительно ниже нормы для детей того же возраста, считается, что у ребенка задержка речевого развития. Языковые навыки, которые они приобретают, обычно развиваются нормально, но медленнее.

Разница между речевой и языковой задержкой

Хотя эти термины часто используются взаимозаменяемо, речевая задержка и языковая задержка — это не одно и то же.

Речь – это моторный акт артикуляции вербального выражения языка. Это словесное производство языка. Задержка речи – это состояние, при котором у ребенка возникают трудности с произношением речи.

Язык — это использование символов для межличностного общения. Он включает рецептивный язык (понимание языка) и выразительный язык (передача информации). Речевая задержка возникает, когда ребенку трудно понять или выразить язык. Язык не только говорят или слышат. Он также может включать визуальную форму, используемую, например, в языке жестов 9.0213 ​1​ .

Очень активный малыш, который не разговаривает, может быть вызван одним или обоими этими состояниями.

Вот некоторые статистические данные о задержке речи и языка

  • Задержка речи является довольно распространенной проблемой развития. Им страдают от 3% до 10% детей дошкольного возраста ​2​ .
  • Заболевание встречается у мальчиков в 1-4 раза чаще, чем у девочек ​3​ .
  • Дети со всеми тремя из следующих факторов риска в 7,7 раз больше подвержены риску задержки речи, чем те, у кого нет ни одного из них – низкий уровень образования матери, мужской пол и семейный анамнез нарушения развития коммуникации ​4​ .
  • Поведенческие проблемы также могут сопровождаться языковыми расстройствами. 40-75% демонстрируют проблемное поведение ​5,6​ . Эти дети могут легко разочароваться, когда не могут выразить то, что им нужно или чего они хотят.

Вехи развития детской речи

Когда дети начинают учиться говорить, они переходят от воркования к лепетанию, эхолалии, жаргону, словам и словосочетаниям. Типичные модели развития речи следующие ​7​ :

Age Language Development milestones
6 months Coos reacting to a voice
9 months Babble
11 months Imitate sounds and say things как «мама/папа», не зная значения
12 месяцев Произнесите «мама/папа» и узнайте их значения. Имитировать слова с двумя или тремя слогами
15 месяцев 24 месяца Словарный запас более 50 слов. Может составлять фразы из двух слов, и большую часть речи могут понять незнакомые люди
2,5 года Знаю более 400 слов. Может составлять фразы из 2-3 слов. Большая часть речи может быть понята незнакомцами
3 года Знать, как использовать множественное число и прошедшее время, подсчитывать слова и составлять предложения, содержащие до 5 слов.
4 года Составляйте длинные предложения из 3–6 слов. Задавайте вопросы и рассказывайте истории. Речь может быть легко понята.
5 лет Длинные предложения могут содержать до 8 слов. Может называть цвета, считать деньги и т. д.

Если ваш 18-месячный ребенок не говорит, следующие признаки могут указывать на задержку речи ​8​ .

  • Ваш ребенок не болтает, не показывает пальцем и не жестикулирует
  • Он не использует по крайней мере три слова, например, «мама» или «папа»
  • Он не может указать на несколько частей тела, когда его об этом просят (например, руки , голова, ноги)
  • Не понимают простых команд (например, «Катай мяч»)
  • Не отвечают на простые вопросы словами или жестами (например, «Где твой ботинок?»)
  • Не понимают t нравятся простые истории, песни или стишки
  • Они не могут использовать вопросы из одного или двух слов (например, «Где мама?» или «Пока-пока»)
  • Им трудно связать два слова (например, «Еще молока»)
  • Они не могут имитировать разные звуки речи

Что вызывает задержку речи у малышей

Задержка речи у разных детей вызывается разными факторами. Не существует единой основной проблемы для всех. Однако есть некоторые общие условия, которые могут задержать развитие языковых навыков. Вот более пристальный взгляд на некоторые из наиболее распространенных причин.

Задержка созревания

Многие дети, поздно заговорившие, часто являются результатом задержки развития. Это происходит, когда центральный неврологический процесс, необходимый для производства речи, задерживается. Чаще встречается у мальчиков и в семьях с поздним цветением.

Большинство этих детей в конечном итоге не имеют языковых расстройств ​9​ . К моменту поступления в школу эти дети обычно имеют нормальное речевое развитие.

Потеря слуха

Способность слышать играет важную роль в нашей способности говорить. Способность ребенка говорить, эффективно использовать язык и понимать других будет серьезно нарушена, если у него нарушен слух.

Проблемы со слухом могут быть результатом врожденных дефектов, но они также могут быть временными, например, из-за ушной инфекции.

Нарушение обработки слуха также может вызывать проблемы у некоторых детей с пониманием речи в шумной обстановке ​10​ .

Интеллектуальная инвалидность

Согласно одному исследованию, примерно 50% задержек речи/языка у детей вызвано этим заболеванием ​2​ .

Умственная отсталость (также известная как общая неспособность к обучению и ранее называвшаяся умственной отсталостью) представляет собой значительное нарушение когнитивных навыков и адаптивных функций ребенка ​11​ . Задержка речи является распространенным симптомом умственной отсталости.

Неврологические различия

Ряд неврологических расстройств связан с трудностями речи, включая аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и церебральный паралич.

Аутизм. Аутизм представляет собой нарушение развития, обусловленное неврологическими причинами. Среди симптомов аутизма — трудности с развитием речи.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Речевые расстройства чаще встречаются у детей с СДВГ. Невнимательность и импульсивность могут препятствовать возможности учиться и практиковать навыки разговорной речи.

Церебральный паралич – нарушение координации или спастичность мышц языка, потеря слуха, сопутствующая умственная отсталость или дефект коры головного мозга могут повлиять на различные аспекты использования речи.

Рецептивная афазия

Рецептивная афазия характеризуется трудностями понимания устной речи, что приводит к задержке речи. Несмотря на инвалидность, рецептивные дети с афазией нормально реагируют на невербальные слуховые раздражители.

Экспрессивная афазия (расстройство экспрессивной речи)

Расстройство экспрессивной речи, менее распространенное расстройство, может проявлять симптомы позднего появления речи. Эти дети могут иметь нормальный IQ, рецептивные языковые навыки, эмоциональные отношения и навыки артикуляции. Мозговая дисфункция, по-видимому, является основной причиной неспособности преобразовывать идеи в речь.

Психосоциальная депривация

Депривация, как физическая (например, бедность, недоедание), так и социальная (например, отсутствие заботы о детях), отрицательно влияет на развитие речи ребенка. Раннее детство является сенситивным периодом для развития речи. Дети, живущие в условиях жестокого обращения, реже используют вербальное общение со своими родителями. У них склонны к развитию речевых/языковых расстройств и в крайних случаях отсутствуют какие-либо навыки вербального общения ​12​ .

Элективный мутизм

Элективный мутизм возникает, когда дети не разговаривают в определенной среде, т. е. в школе, но не дома или только со знакомыми людьми. Речевые/языковые проблемы часто сочетаются с селективным мутизмом, который концептуализируется как тревожное расстройство ​13​ .

Двуязычная среда

Дети, живущие в двуязычных семьях, могут испытывать временные задержки в изучении обоих языков. Однако двуязычные малыши нормально понимают оба языка в своем возрасте и обычно овладевают обоими языками до своего пятого дня рождения.

Сколько слов должен сказать 18-месячный ребенок?

Каждый ребенок развивается в своем собственном темпе, и все дети разные. Поэтому не существует жестких правил относительно количества слов, которые должен сказать 18-месячный ребенок.

Как правило, 18-месячные дети знают не менее 10 слов в своем словарном запасе.

Интересно, что 18 месяцев также знаменуют собой время резкого увеличения количества слов, усвоенных некоторыми детьми ​14​ . Нередко у ребенка происходит «языковой взрыв», а его словарный запас за одну ночь увеличивается с 10 до 250 слов.

Догонят ли опоздавшие?

Многие опоздавшие говорят сами. К тому времени, когда они будут готовы к школе, примерно от 70 до 80% из них будут наравне со своими сверстниками ​15​ , в то время как примерно от 20 до 30% из них продолжают испытывать трудности с чтением, письмом и речью ​16​ .

Однако, если задержка речи у ребенка связана с неврологическими особенностями, вмешательство и лечение следует проводить как можно скорее, чтобы это не переросло в дальнейшие языковые трудности.

Как родители могут помочь, если их 18-месячный ребенок не разговаривает?

Если ваш 18-месячный ребенок не разговаривает, вы можете помочь ему справиться с задержкой речи.

Продолжайте говорить 

Разговор с ребенком во время повседневной деятельности не только помогает ему выучить язык, но и играет ключевую роль в развитии его мозга. Чем больше ваш ребенок знакомится с языком, тем больше слов он выучит ​17​ .

Воспитатели обычно разговаривают с детьми не так, как с другими взрослыми. Было обнаружено, что этот тип «детского лепета» играет решающую роль в развитии речи.

Что еще более важно, не просто разговаривайте с ребенком, разговаривайте с ним так, как будто вы разговариваете с ним.

Исследования показывают, что участие в «разговорных дуэтах» может значительно улучшить развитие речи ребенка ​18​ .

Поощрение ролевых игр со сверстниками

Было обнаружено, что ролевые игры или ролевые игры помогают развитию речи у детей дошкольного возраста ​19​ .

Вы можете пригласить к себе другие семьи с маленькими детьми или записать своего ребенка в детский сад, где у детей будет много свободного времени для простых игр.

Поощрение имитации звуков

Исследование показывает, что дети учатся говорить, подражая речи других. Поощряйте ребенка повторять за вами, чтобы выучить новые слова. Обязательно часто хвалите ребенка, чтобы подкрепить его усилия.

Стоит ли беспокоиться, если ваш 18-месячный ребенок не разговаривает?

Когда дело доходит до этапов развития, дети часто учатся в своем собственном темпе, будь то ходьба, разговор или приучение к горшку.

Малыш произносит звуки, а не слова. Это нормально. Какой-то 18-месячный кричит вместо того, чтобы говорить. 16-месячный ребенок, не говорящий ни слова, также не является чем-то необычным.

Но если ваш 18-месячный ребенок вообще не разговаривает, это может вызывать беспокойство.

Обязательно обсудите этот вопрос с врачом вашего ребенка во время его регулярного медицинского осмотра и получите направление к логопеду для оценки. Также может помочь упомянуть, что ваш 18-месячный ребенок не говорит, но понимает ваши слова .

Всесторонняя оценка необходима, если ребенок не достигает ожидаемых речевых и языковых показателей. Аномальное развитие речи часто является вторичным проявлением других физических проблем и проблем развития. Чем раньше вмешательство, тем лучше.

Поможет ли логопед 18-месячному ребенку, который не говорит?

Исследования показывают, что логопедическая терапия может помочь детям с задержкой речи значительно улучшить свое состояние, особенно при раннем начале.

Тем не менее, перед логопедом обязательно проконсультируйтесь с педиатром и логопедом вашего ребенка.

В зависимости от причины, по которой ваш 18-месячный ребенок не разговаривает, наилучший тип терапии может варьироваться. Как только причина и лучший тип терапии определены, найдите логопеда, который специализируется на этом.


Ссылки

  1. 1.

    Маклафлин М. Задержка речи и языка у детей. Ам семейный врач . 2011;83(10):1183-1188. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/21568252

  2. 2.

    Леунг А., Као С. Оценка и ведение ребенка с задержкой речи. Ам семейный врач . 1999;59(11):3121-3128, 3135. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/10392594

  3. 3.

    Шриберг Л.Д., Томблин Дж.Б., МакСвини Дж.Л. Распространенность задержки речи у 6-летних детей и коморбидность с языковыми нарушениями. J Speech Lang Hear Res . Опубликовано в Интернете в декабре 1999 г .: 1461–1481. дои: 10.1044/jslhr.4206.1461

  4. 4.

    Campbell TF, Dollaghan CA, Rockette HE, et al. Факторы риска задержки речи неизвестного происхождения у 3-летних детей. Развитие ребенка . Опубликовано в Интернете в марте 2003 г .: 346–357. дои: 10.1111/1467-8624.7402002

  5. 5.

    Сильва П.А., Уильямс С., МакГи Р. Продольное исследование детей с задержкой развития речи в возрасте трех лет: более поздние проблемы с интеллектом, чтением и поведением. Медицина развития и детская неврология . Опубликовано в Интернете 12 ноября 2008 г .: 630–640. doi:10.1111/j.1469-8749.1987.tb08505.x

  6. 6.

    Stevenson J, Richman N. Поведение, речь и развитие трехлетних детей. J Расстройство разработчиков при аутизме . Опубликовано в Интернете, сентябрь 1978 г .: 299–313. дои: 10.1007/bf01539633

  7. 7.

    Шварц ER. Речевые и языковые расстройства. В: Schwartz MW, Ed. Первичная педиатрическая помощь: проблемно-ориентированный подход . Мосби; 1990: 696–700.

  8. 8.

    .. Вехи развития речи и языка. Национальный институт глухоты и других коммуникативных расстройств. https://www.nidcd.nih.gov/health/speech-and-language

  9. 9.

    Рескорла Л. Опоздавшие заговорщики: существуют ли хорошие предикторы исхода? Dev Disabil Res Rev . Опубликовано в Интернете в ноябре 2011 г .: 141–150. doi:10.1002/ddrr.1108

  10. 10.

    Dawes P, Bishop DVM, Sirimanna T, Bamiou DE. Профиль и этиология детей с диагнозом расстройство слуховой обработки (APD). Международный журнал детской оториноларингологии . Опубликовано в Интернете в апреле 2008 г .: 483–489. doi:10.1016/j.ijporl.2007.12.007

  11. 11.

    Батталья А., Кэри Д.С. Диагностическая оценка задержки развития/умственной отсталости: обзор. Am J Med Genet . Опубликовано в Интернете 30 января 2003 г .: 3–14. doi:10.1002/ajmg.c.10015

  12. 12.

    Аллен Р., Вассерман Г.А. Причины задержки речи у младенцев, подвергшихся жестокому обращению. Жестокое обращение с детьми и безнадзорность . Опубликовано в Интернете, январь 1985 г .: 335–340. дои: 10.1016/0145-2134(85)

    -8

  13. 13.

    STEINHAUSEN HC, JUZI C. Избирательный мутизм: анализ 100 случаев. Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии . Опубликовано в Интернете, май 1996 г .: 606–614. дои: 10.1097/00004583-199605000-00015

  14. 14.

    МакМюррей Б. Ослабление взрыва детской лексики. Наука . Опубликовано в Интернете 3 августа 2007 г .: 631–631. doi:10.1126/наука.1144073

  15. 15.

    Эллис Э.М., Тал Д.Дж. Ранняя задержка речи и риск нарушения речи. Perspect Lang Learn Educ . Опубликовано в Интернете в октябре 2008 г .: 93–100. doi:10.1044/lle15.3.93

  16. 16.

    Шарма М., Парди С.К., Келли А.С. Коморбидность слуховой обработки, языка и расстройств чтения. J Speech Lang Hear Res . Опубликовано в Интернете в июне 2009 г .: 706–722. дои: 10.1044/1092-4388 (2008/07-0226)

  17. 17.

    Ромео Р.Р., Леонард Дж.А., Робинсон С.Т. и др. Преодоление разрыва в 30 миллионов слов: взаимодействие детей в разговоре связано с функцией мозга, связанной с речью. Психология . Опубликовано в Интернете 14 февраля 2018 г .: 700–710. дои: 10.1177/0956797617742725

  18. 18.

    Хирш-Пасек К., Адамсон Л.Б., Бейкман Р. и др.

     

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *