Содержание
Ребенок не может выучить стих – что делать
18.05.2021
Заучивание стихотворений в детском саду и в школе развивает память, расширяет словарный запас и мыслительные способности. Малыши, которые учат стишки с самого раннего возраста, обладают развитым фонематическим слухом, они четко различают звуки в словах.
К сожалению, не всем заучивание стихов дается легко и просто. У многих детей рассеивается внимание, путаются слова и ускользают из памяти целые строки. Но не стоит огорчаться, существует множество эффективных инструментов и методик, которые помогут быстрее и легче учить даже длинные стихотворения.
Содержание:
- Объясните ребенку все непонятные слова
- Не учите сразу длинные стихи
- Визуализируйте образы
- Учите читать стихи с выражением
- Задействуйте слуховую память
- Не забывайте повторять
- Читайте вместе с ребенком
Объясните ребенку все непонятные слова
Современные дети не знают или путают значения многих слов, которые можно встретить в стихотворениях классиков. Поэтому желательно прочитать ребенку стихотворение вслух и попросить его сказать, какие слова и выражения он не знает или не понимает их значения.
Такая предварительная работа поможет школьнику вникнуть в суть стихотворного произведения и осознать общий смысл, что упростит запоминание. В противном случае заучивание будет чисто механическим и не принесет особой пользы.
При сложностях с запоминанием рифмованных строк попросите ребенка рассказать своими словами, о чем идет речь в стихотворении. Чтобы упростить задачу, задавайте ему наводящие вопросы, пока у него не сформируется четкая смысловая последовательность. После этого ему будет намного легче запомнить рифмованное произведение.
Не учите сразу длинные стихи
Начинайте практиковать заучиваний с коротких двух- или четверостиший с тремя-четырьмя словами в каждой строчке. Если нужно выучить большое стихотворное произведение, поделите его на небольшие кусочки и заучивайте поэтапно.
Визуализируйте образы
Ассоциативные рисунки – хорошее подспорье при заучивании стихотворных произведений. Читайте ребенку по одной строке стихотворения и просите его нарисовать услышанное.
Визуальные образы помогут ему при запоминании, он сможет сделать по ним ассоциативный пересказ. Два-три повторения – и рисунки уже не понадобятся, ребенок будет воспроизводить их в воображении.
Если рисунки не помогают, попробуйте проигрывать каждую строчку. Пусть ребенок вместе с вами попробует инсценировать каждую строфу или показать жестами.
Учите читать стихи с выражением
Просите ребенка читать и пытаться рассказывать стихотворения с выражением. Эмоции способствуют лучшему запоминанию и помогают проникнуться настроением стихотворного произведения. А то, к чему мы относимся неравнодушно, запоминается легче, быстрее и на более длительный срок.
Задействуйте слуховую память
Хорошим подспорьем станет аудиозапись стихотворения. Прочитайте сами произведение с выражением или найдите в интернете аудиофайл. Прокрутите запись несколько раз ребенку, чтобы подключилась слуховая память.
Не забывайте повторять
«Повторенье – мать ученья», это выражение актуально и по сей день. Повторяйте выученное перед сном или с утра, просите ребенка рассказать стихотворение папе, родственникам, друзьям.
Читайте вместе с ребенком
Чтение поэзии приводит к тому, что ребенок привыкает к рифмованным строкам и начинает легче их запоминать. Познакомьте его с классиками и современными поэтами, дайте возможность выбрать произведения на свой вкус. Сейчас есть много талантливых детских авторов, темы произведений которых близки и понятны современным детям.
Как выучить стих с ребёнком: 4 простых шага
Многие дети не любят учить стихи: им не нравится часами сидеть за книжкой и зубрить одни и те же строчки, в которых часто встречаются непонятные слова. Наш блогер Екатерина Бунеева рассказывает, как сделать запоминание стихов лёгким и, главное, интересным и для ребёнка, и для родителей.
Думаю, зачем учить тексты наизусть, все понимают: чтение и запоминание стихов и прозы развивает память и речь, обогащает духовно и эмоционально, создаёт культурный багаж человека.
А вот как именно нужно учить стихи? Кто-то многократно перечитывает текст или десять раз повторяет, пока не запомнится. Но такой способ — механический, а процесс запоминания сам по себе неинтересный, нудный. И полюбить стихи при таком подходе вряд ли получится. А можно ли так учить, чтобы было интересно, и полезно, и приятно?
Конечно, можно. Для этого стихотворение нужно правильно прочитать. То есть читая текст, нужно его эмоционально прожить (испытать собственные эмоции и почувствовать эмоции автора), включить воображение и увидеть картины, нарисованные словами, понять содержание (фактуальную и подтекстовую информацию, основные смыслы). И вот в процессе такого чтения текст уже почти запомнится, потом достаточно будет пару раз его повторить.
Приведу пример. Нам нужно выучить наизусть стихотворение Георгия Граубина «Сон».
1. Подумаем над названием
О каком сне может идти речь? Ребёнок предполагает: может быть, человек спит, взрослый или маленький, а может быть, щенок или кот… Или кому-то снится сон. Мы пока не знаем, надо прочитать.
2. Читаем стихотворение по смысловым частям и по строфам
Не нужно, чтобы сначала взрослый сам читал ребенку всё стихотворение вслух, потому что тогда он предложит своё собственное понимание, свои интонации и логическое ударение. И у ребёнка не будет возможности самому постепенно открыть для себя текст, его смыслы, эмоционально его прожить, уже не будет загадок и сюрпризов. Очень советую читать текст вместе, медленно, используя приёмы «комментированное чтение» и «диалог с автором», делать остановки там, где нужно что-то прокомментировать, представить картину или объяснить слово, несколько раз перечитывать строчки, но не механически. Вот так, например:
Между летом и зимой
Всё впадает в сон
(«Впадает в сон», то есть…? И ребёнок договаривает: «засыпает». А между летом и зимой — это когда? А это осенью, наверное. Осенью всё постепенно засыпает.)
Снова читаем первые две строки:
Между летом и зимой
Всё впадает в сон
(Что же это — всё? Вопрос задаём, но ответа он не требует, читаем дальше.)
Засыхает зверобой (это растение с маленькими жёлтыми цветами),
Опадает клён (Мы с тобой видели опавшие кленовые листья, вспомнил? Представил? Красиво?)
Дуб морозцем опалён, (Уже первый мороз был, несильный — морозец, но, как огнём, опалил листья дуба, и они стали какие? Тёмно-коричневые, почти чёрные… Увидел?)
Спать сурки идут… (Вот и животные готовятся заснуть. И правда, всё впадает в сон: и травы засыхают, и деревья сбрасывают листву. Посмотри, в конце предложения стоит многоточие — много всего ещё можно перечислять и представлять.)
Люди этот самый сон
Осенью зовут. (Значит, правильно мы догадались!)
Да, Сентябрь, Октябрь, Ноябрь —
Настоящий сон
(Это какие месяцы поэт перечисляет? Сентябрь, октябрь, ноябрь… Осенние. А интересно, почему сон «настоящий»? Вопрос задаём, но не отвечаем, читаем дальше, потому что ответ и «отгадка» будет в следующих строчках.)
В первых буквах этих слов
Зашифрован он.
(И правда, посмотри на первые буквы названий месяцев, прочитай сверху вниз — СОН! Вот какое открытие сделал автор! Настоящий сон ещё и потому что «в первых буквах этих слов зашифрован он».)
3. Подбираем интонацию, выделяем паузы
Просим ребёнка перечитать текст ещё раз про себя и решить, где нужно сделать паузы (например, после второй строчки), где нужна интонация перечисления (3 — 6 строки), где читать загадочным тоном, а где торжествующим: мы отгадали, почему сон настоящий! Вместе решаем, что читать вслух это стихотворение нужно медленно: ведь всё впадает в сон, засыпает.
4. Прислушиваемся к впечатлениям ребёнка
Теперь ребёнок прочитает стихотворение вслух выразительно, покажет своё понимание текста, передаст настроение. А дальше вслух прочитает взрослый и тоже покажет, как он понял текст, что почувствовал. То есть не взрослый сразу даёт «образец чтения», а потом задаёт вопросы, а два читателя на равных вместе открывают для себя текст!
Мы прочитали текст четыре раза, каждое перечитывание было естественным, мотивированным, нескучным. А в результате ребёнок текст запомнил. Всё, выучили!
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Иллюстрация: Shutterstock / Archv
6 секретов, почему ваш малыш МОЖЕТ и ДОЛЖЕН запоминать Священное Писание!
Любить это? Поделись!
Внутри: Ваш малыш может запоминать Священные Писания! Сохраняйте смысл и простоту с этими проверенными мамами советами и стратегиями!
Пока я пролистывал страницу в Facebook — мимо рекламы, драмы и мемов — мне выскочило одно видео.
Вот она, милая девочка лет трех. Ее мама подсказывала ей, когда она изрыгала писание за писанием. Откровенно говоря, этот крошечный ребенок знал больше Священных Писаний, чем я. Хммм…
Эта младшая сестра во Христе вдохновила меня. Она бросила мне вызов.
Неужели мой собственный сын мог так глубоко спрятать Слово в своем сердце?
Конечно, я должен быть более усердным в обучении моего маленького мальчика любить и знать то, что Бог говорит в Своем Слове?
Я решил сделать маленький шаг. Каждое утро за завтраком мы пробовали всего один куплет. Через неделю мой сын в возрасте двух с половиной лет смог процитировать три (довольно длинных!) библейских стиха.
Мама, твой малыш может и должен учить наизусть Священное Писание .
Ваш малыш может изрыгать заглавную песню из своего любимого шоу, верно? ( Сойду с ума, дикие Дикие Кратты…»)
Разве не чудесно было бы вместо этого услышать, как он произносит живительные слова прямо из сердца Бога?
Да, запишите меня.
Итак, считайте следующий пост зоной, свободной от суждений. Были ли вы намеренно обучать своего ребенка Священному Писанию в прошлом, или (как и ваш покорный слуга) вы каким-то образом не уделяли должного внимания запоминанию Библии, это ваш шанс.
Позвольте мне показать вам почему и как научить вашего малыша или дошкольника запоминать Священное Писание .
Пссс… еще кое-что, что нужно помнить. На самом деле речь идет не о том, чтобы продемонстрировать способности вашего ребенка, произвести впечатление на жену пастора или натренировать своего ребенка стрессовой работой с памятью. Речь идет об открытии мира Истины для вашего ребенка, который он сможет носить с собой, куда бы он ни пошел. Давайте просто скажем «нет» сравнениям, хорошо?
Вам также понравится:
- Библейские принципы воспитания: 9 советов, как построить свою семью на камне
- Как начать семейное изучение Библии (которое вы не бросите)
- Лучшие молитвы для мам, которые освежат вашу душу
- (бесплатно) Для печати) 25 библейских стихов для воспитания в самые плохие и лучшие дни
Почему мой малыш должен учить наизусть Писание?
Почему заучивание Священных Писаний так важно для маленьких детей? Разве не достаточно вечерних библейских историй и воскресной школы каждую неделю?
Давайте будем честными. Мне нужен Иисус каждый час дня. Мой человечек тоже! Заучивание Писания наизусть — это действенный способ помнить о Божьем присутствии в течение дня.
Вот три секрета, почему заучивать Библию так важно для малышей.
Чтобы укрепить веру вашего ребенка.
Самым первым стихом, который выучил мой сын, было 2 Коринфянам 5:17 «Итак, кто во Христе, тот новая тварь. Старое ушло, новое пришло!»
Когда у моего сына плохой день (Потому что да, у всех бывают плохие дни!) Я учу его произносить этот стих вслух. Божье Слово имеет силу. Оно укоренено в Истине. И способен пробудить душу даже самого юного человека.
Нет ограничений на то, с кем говорит Святой Дух.
Чтобы укрепить вашу веру.
Теперь, когда у меня плохой день (Потому что, я говорил тебе, что они есть у всех?) Мне тоже нужно ободрение в вере!
Почти ничто не может вызвать у меня счастливых слез и благодарного сердца быстрее, чем услышать, как мой маленький человечек повторяет мне Галатам 5:1: «Для свободы Христос освободил нас. Так что стойте твердо и не позволяйте себе снова обременять себя ярмом рабства».
Несколько неправильно произнесенных слов здесь и там делают его еще более ценным. Пророчество, маленький человек!
Подпоясать свое воспитание Истиной.
Чувствуете, что вам не хватает настоящего авторитета в роли мамы? Заучивание Писания вместе с ребенком — отличное начало!
Почему я наказываю своего сына? Я вам скажу, это не потому, что я просто люблю раздавать тайм-ауты, последствия и шлепки. Это потому, что я испытываю глубокую любовь и искреннюю заботу о душе моего сына.
Когда я наказываю, я могу помочь своему сыну прочитать определенные стихи, которые добавляют еще один смысловой уровень ситуации. Мой малыш начинает понимать связь между словами в его голове и тем, как эти слова говорят с его душой, эмоциями, разумом и отношением.
Псалом 19:14 говорит: «Да будут слова уст моих и помышления сердца моего приятны пред очами Твоими, Господи, Скала моя и Искупитель мой». Давай, спроси своего ребенка, насколько его слова, действия и мысли в данный момент угодны Богу.
Как мой малыш может выучить наизусть Писание?
Убеждены, что это действительно, действительно важно? Большой! Итак, с чего же вам начать? Взгляните на следующие три секрета, чтобы показать вам практическое применение того, как учить вашего малыша Писанию.
Сделайте это привычкой.
Постоянство абсолютно необходимо для запоминания. Какое время дня вы можете посвятить работе с памятью?
Для нас это во время завтрака. Мы садимся с овсянкой с арахисовым маслом (Ага, попробуйте. Удивительно!), и я достаю нашу маленькую картотеку, полную стихов.
Почти каждое утро мы делаем это, и это время, которого я очень жду! Поставьте цель на пять дней подряд работы с памятью. Отметьте это как приоритетное в своем календаре или даже установите будильник на телефоне в качестве напоминания.
Держись! Как только ваш ребенок начнет понимать, чего ожидать, я обещаю, что ему станет легче.
Пишите кратко и просто.
Когда я говорю кратко, я на самом деле не имею в виду, что мы должны сокращать или «отуплять» стихи Писания. На самом деле, я бы рекомендовал обратное.
Маленькие дети обладают потрясающей памятью! Независимо от длины стиха, работайте с памятью не более 5-10 минут за раз.
Теперь, если что-то станет слишком сложным, это гарантия того, что я в конце концов откажусь от этого. Вот почему мы делаем нашу работу с памятью очень простой. Никаких причудливых карточек или поделок. Просто каталог карточек долларового магазина и наши мозги на работе.
Вот простой процесс, который я использую, чтобы помочь своему малышу выучить Писание:
- Произнесите стих вслух, красиво и медленно. Сделайте это 2-3 раза.
- Попросите ребенка повторить этот стих несколько раз вместе с вами.
- Начните пропускать выбранные слова в конце фраз и попросите ребенка заполнить пробелы.
- Продолжайте этот процесс столько дней, сколько потребуется, пока ваш ребенок не сможет самостоятельно произнести весь стих.
- Когда закончишь один куплет, начинай другой куплет! Возвращайтесь раз в неделю или около того, чтобы просмотреть стихи, которые ваш ребенок уже выучил.
Прелесть такой простоты в том, что вы можете брать с собой заучивание где угодно — в машине, на прогулке, в парке. Сделайте это непрерывной нитью через вашу повседневную жизнь!
Поощрять, поощрять, поощрять.
Не зацикливайтесь на неправильно произнесенных словах, спотыканиях или заиканиях. Хвалите любое усилие, которое ваш ребенок прилагает к чтению Священного Писания!
Кроме того, пусть ваш ребенок продемонстрирует свою тяжелую работу вашей супруге, бабушке, дедушке и всем, кто будет слушать! Пусть он знает, что, когда он рассказывает другим людям Слово Божье, они тоже становятся счастливыми! Просто следите за тем, чтобы подобные встречи проходили без напряжения и стресса.
Если ваш ребенок стесняется произносить стихи для запоминания в присутствии других, просто скажите: «Попробуем позже!» и продолжайте заниматься дома.
Не преувеличивай, если он не готов поделиться с другими людьми. Я всегда говорю своему сыну: «Мое сердце так счастливо слышать, как ты произносишь Слово Божье».
Ваша очередь
Готовы присоединиться ко мне, когда мы воспитываем детей, которые любят и знают Божье Слово? Помощь малышам и дошкольникам в запоминании Священных Писаний не должна быть сложной или напряженной.
Все, что для этого нужно, — это один детский шажок за другим. Начните сегодня с вашего личного любимого стиха!
Поделитесь с нами в комментариях ниже! Каким стихам вы учите своих малышей?
Любить это? Поделись!
Даже малыши могут запоминать Писание
Вернуться ко всем статьям для детей младшего возраста
Дети младшего возраста
Дэн Шиффер
· 5 минут чтения
Однажды ночью наш сын Исаак, 2,5 года, решил, что хочет, чтобы его постоянно подбрасывали в воздух. Он подбегал ко мне и говорил: «Сделай еще один». В его мире это означает, что я должен подхватить его и подбросить в воздух. Поймав его и положив обратно на землю, он бегал, «летая» по комнате.
Пока мы играли, мы с женой решили, что Исаак должен каждый раз повторять по одному библейскому стиху, прежде чем я подброшу его в воздух. Это было необычно, но он увлекся, и мы смогли прочитать семь или восемь куплетов, над которыми он работал последние несколько недель.
Вы когда-нибудь думали о том, чтобы помочь своему малышу выучить стихи из Библии? Не бойтесь начинать работать с ними в раннем возрасте. Малыши намного умнее, чем мы думаем о них. Они могут разучивать свои любимые песни, повторять истории из своих книг и полностью понимать слово «нет». Почему бы не помочь им изучить Слово Божье?
Заучивание Писания наизусть — важный шаг к тому, чтобы Слово Божье приклеилось к сердцу ребенка. В Библии родители-израильтяне получили указание учить своих детей заповедям Бога (Второзаконие 6:7). Тот же принцип применим и к нам сегодня.
Подобно посадке семени в добрую почву, обучение ребенка Слову Божьему в раннем возрасте поможет подготовить прочное укоренение с большим количеством питательных веществ для жизни. Это может быть сделано.
Мы с женой решили начать учить нашего сына стихам для запоминания, когда ему исполнится два года. Сначала было трудно, но в тот момент, когда я услышал, как Исаак декламирует свой первый полный стих из Библии, я стал самым гордым отцом на планете.
Мы начали с Римлянам 12:9-10. Правда, поначалу это было немного случайно. Исаак дурачился или вел себя так, будто не обращал внимания. Но, наконец, через несколько недель он вспомнил стихи полностью.
Вот несколько советов, которые я усвоил на первых этапах обучения нашего малыша запоминанию библейских стихов. Не стесняйтесь попробовать их для себя или добавить свой собственный уникальный стиль. Ключ в том, чтобы просто быть преднамеренным и позволить вашему малышу взять это оттуда.
1. Требуется два. Технически ребенок может выучить библейский стих с помощью только одного родителя, но гораздо лучше, когда и мама, и папа активно участвуют в процессе обучения. Понятно, что мама может играть более активную роль, потому что у нее может быть больше времени с детьми, но это не освобождает папу от процесса.
Будьте преднамеренными. Вашему малышу нужно видеть, как оба родителя тренируют память Писания. Оба родителя не должны присутствовать при занятиях, но полезно составить план запоминания, над которым семья может работать вместе.
2. Не приукрашивайте. Библия полна слов, которые трудно понять малышам (даже взрослым). Ведь это не детская сказка написана. Слова богаты и учат нас, что значит следовать за Христом. Это нелегкий процесс, но я считаю, что было бы несправедливо по отношению к нашим детям разбавлять его. Помните, они намного умнее, чем мы думаем.
Например, взгляните на Римлянам 12:9: «Отвращайтесь от зла». Отвращение — смешное слово. Может быть, мне смешно только потому, что моя жена дразнит меня за то, как я это произношу. Смысл его тоже тяжелый. Я гарантирую, что ненавидит не было первым словом, которое пришло вам на ум этим утром. Оно означает «относиться с крайним отвращением или отвращением». Малыш чувствует себя так, когда вздремнет. Научите своих детей трудным словам. Если вы не знаете, что это значит, воспользуйтесь возможностью, чтобы узнать для себя, обучая их. Нашим семьям не нужна разбавленная Библия, им нужна полная Истина.
3. Повторение важно. Основным способом обучения людей является повторение действия снова и снова, снова и снова. Однако повторение не означает скучно.
Заучивать Писание можно творчески. Некоторым семьям лучше практиковать в определенное время каждый день. Другой вариант — сделать карточки для заметок с каждым стихом и положить их на стол. За каждым приемом пищи вы можете работать над этим всей семьей. Или вы можете сделать памятный стих частью ритуала перед сном. Детям нравится структура; почему бы не добавить стих с чисткой зубов, объятиями на ночь и молитвами? Чем больше мы будем практиковаться, тем легче это будет становиться.
4. Повторение важно. Основной способ обучения людей — это повторение действия снова и снова, снова и снова… ну вы поняли. Ладно, дело сделано, идем дальше…
5. Используйте руки и ноги. Добавьте движения к стиху, который вы пытаетесь запомнить. Дети любят движения, и если ваш ребенок чем-то похож на моего, он все равно постоянно двигается. Так почему бы не использовать это в своих интересах? Придумывайте глупые движения рукой, рукой, ногой, головой или телом, чтобы описать то, что вы изучаете.
И делайте с ними движения. Малыши — кошки-копии. Это отличный способ вовлечь всю семью, когда вы танцуете на полу в гостиной, читая стих.
6. Отметьте это на стене. Большинство детей и взрослых, если уж на то пошло, учатся визуально. Найти творческий способ поместить стих в повседневное место — большая помощь. Вот несколько творческих идей: Составьте стих и повесьте его на стену. Или напишите его мелом на декоре в вашем доме. Напишите его на зеркале с помощью сухостираемого маркера. Шаблоны Священных Писаний доступны в Интернете, и вы можете распечатать их и повесить у себя дома. Моя жена Эмили нарисовала на Shutterfly арт-холст из Римлянам 12, чтобы повесить его на стену в нашей гостиной. Это стало хорошим напоминанием для нашей семьи.
7. Присоединяйтесь к веселью. Кто сказал, что заучивание библейских стихов должно быть скучным? Я думаю, что дети растут, думая, что Библия скучна из-за отношения, которое они видят со стороны своих родителей.
Главное, чтобы было весело. И это не весело, если не участвует вся семья. Мы, папа и мама, должны сделать Библию живой для наших детей.
Copyright © 2015 by FamilyLife.