Содержание
что делать если он не говорит и как ему помочь
Маргарита Носкова
развивает речь ребенка с рождения
Профиль автора
Моему сыну 1 год и 10 месяцев, и сейчас ни одна прогулка с ним не обходится без удивленного вопроса прохожих: «Cколько же ему лет?»
Люди обращают внимание на четкую речь и длинные фразы ребенка. Многих это восхищает, но иногда я замечаю во взгляде собеседника тревогу из-за того, что их малыши пока молчат.
По двум высшим образованиям я психолог. Еще до рождения сына я начала освежать свои знания — смотреть вебинары нейропсихологов, читать статьи логопедов и книги по воспитанию детей, — чтобы точно не упустить ни одного важного этапа в развитии речи ребенка. У меня это получилось — к году сын называл предметы сочетаниями слогов. Например, говорил «пинги» вместо «пингвин» и «тяпэ» вместо «тряпка». В год и три месяца он стал произносить слова из двух и трех слогов полностью, а сейчас уже говорит предложениями из 3—4 слов и всегда может объяснить, что ему нужно.
В этой статье я расскажу, как развивается речь ребенка, могут ли родители ускорить этот процесс и в каких ситуациях понадобится помощь специалистов.
Почему важно развивать речь
Речь — высшая психическая функция. Она связана с другими важными процессами в мозге — например, с воображением, вниманием или памятью — и напрямую влияет на развитие мышления. Именно речь помогает человеку овладевать абстрактными понятиями, понимать логику рассуждений и выстраивать связи между явлениями.
«Мышление и речь» — психологические исследования Льва Выготского
Чем лучше развита у ребенка речь, тем быстрее будет проходить его адаптация в коллективе: в детском саду, кружках и на развивающих занятиях. Просто потому, что ребенок сможет объясниться и понять других. А еще развитие речи может уменьшить количество детских истерик: малышу не нужно добиваться своего криком, если родители понимают его слова.
Еще недостаточно развитая речь ребенка — частая причина социального давления на родителей и, как следствие, лишних трат: пока добрые родственники с упоением сравнивают детей с более успешными сверстниками, родители хватаются за голову и кошельки и бегут на всевозможные диагностики и коррекции.
/happy-kid/
«Оценивайте не ребенка, а поступок»: 8 вопросов детскому психотерапевту
Иногда дополнительные занятия со специалистами и правда необходимы, но часто это просто дорогое развлечение. Понять, нужны ли они ребенку, помогут возрастные нормы развития речи: если все идет по плану, научить ребенка говорить можно и в домашних условиях.
На занятия по развитию речи в некоторых клубах приглашают малышей с восьми месяцев. В этом возрасте еще сложно заподозрить какую-то проблему, а с базовыми тренировками речи родители могут справиться и самостоятельно. Источник: baby-club.ru
Как развивается речь
Безусловно, все дети развиваются с разной скоростью: один ребенок уже в полтора года разговаривает предложениями и декламирует стихи, а его ровесник только научился называть себя по имени и показывать на пальцах возраст.
Тем не менее возрастная психология часто опирается на такое понятие, как сензитивный период — время особой восприимчивости человека к определенному виду деятельности, самое благоприятное для формирования психического процесса или навыка. Развивать навыки раньше или позже тоже можно, но на овладение ими у ребенка уйдет больше усилий и времени.
Для речи сензитивный период длится от года до трех лет: в это время ребенку легко осваивать новые звуки и слова как родного, так и иностранного языка. Впрочем, это не значит, что до этого речь никак не развивается.
Сравнительное психологическое исследование особенностей речи дошкольников с нарушенным и нормальным развитием — МГПУ
Расскажу об основных этапах, которые в норме проходит речь ребенка с рождения до школы, и о том, какие признаки помогут не пропустить отставание.
С рождения до одного года. Этот период называется доречевым: организм ребенка только готовится к тому, чтобы заговорить. В два месяца появляется гуление, к пяти-шести месяцам оно преобразуется в лепет, а первые слова малыш начинает произносить как раз к году. Еще в этом возрасте ребенок должен понимать и выполнять простые просьбы и реагировать на речь взрослого.
Задержка на один-два месяца не критична: у каждого малыша своя скорость. Но если к году ребенок не реагирует на свое имя, не показывает пальцем на предмет, который ему интересен, не улыбается в ответ на улыбку родителей и не пытается произносить звуки, стоит сообщить об этом врачу.
Еще в этот период я рекомендую обратить внимание на то, ползает ли малыш на четвереньках: этот навык помогает сформировать межполушарные связи в мозге, которые будут непосредственно влиять на восприятие информации ребенком и развитие мышления.
Гармоничное развитие ребенка — книга Гленна Домана
1—2 года. Накапливается пассивный словарный запас, в речи появляются глаголы и прилагательные. Целые фразы еще могут произнести не все дети — это нормально.
Стоит насторожиться, если ребенок не понимает обращенную к нему речь, не выполняет даже простые просьбы, не пытается повторять за взрослыми слова и не произносит ни одного слова сам.
2—3 года. Увеличивается активный словарный запас, появляются и усложняются фразы. Ребенок использует местоимения и предлоги, склоняет слова по падежам, родам, временам и числам, но еще может ошибаться.
Красные флаги этого периода — отсутствие фраз в речи ребенка, использование жестов и мимики вместо речи или просто молчание.
3—4 года. Ребенок активно говорит, может пересказать сказки и стишки. Все еще допускаются ошибки в речи, например пропуск звуков или их перестановка.
А вот если ребенок использует услышанные фразы из книг и мультиков вместо собственной речи и не отвечает на вопросы взрослого, это может быть признаком отставания.
4—7 лет. Речь ребенка быстро совершенствуется: растет активный словарный запас, улучшается произношение. В 4—5 лет еще допускается неправильное произношение сложных звуков [л] и [р], но если такая проблема сохраняется и в более позднем возрасте, то стоит обратиться к логопеду.
Если ребенок плохо говорит, обратите внимание на то, по возрасту ли развиты другие навыки малыша: это поможет врачу быстрее поставить диагноз и предложить корректное лечение.
Физическое и психосоциальное развитие детей раннего возраста: 0—5 лет — фонд «Юнисеф»
Что делать, если речь развивается не по плану
Если ребенок отстает от графика развития речи, об этом нужно рассказать врачу.
Основной врач для ребенка в первые годы жизни — это педиатр. До года педиатра необходимо посещать ежемесячно, с года до двух — один раз в три месяца, а затем раз в год, если у родителей нет жалоб на здоровье ребенка.
Приказ Минздрава России «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних»
О подозрениях на задержку развития речи в первую очередь нужно проконсультироваться именно с педиатром. Он предположит, с чем это может быть связано, и выпишет направление к более узким специалистам: неврологу, психологу, детскому психиатру или реабилитологу.
Приемы педиатра входят в ОМС — посещать врача можно бесплатно. В частных клиниках Москвы прием стоит 2000—6000 Р.
Еще до года ребенка трижды посмотрит детский невролог: в месяц, три месяца и в год. Остальные приемы назначают при наличии жалоб. К ним относятся, например, повышенный тонус, задержки в освоении навыков, проблемы со сном или травмы головы. На последнем плановом приеме я советую обсудить навыки малыша: если врачу покажется, что с развитием речи что-то не так, скорее всего, он назначит контрольный прием через несколько месяцев, чтобы подтвердить или опровергнуть задержку.
Плановые приемы невролога и посещения врача по направлению тоже входят в ОМС. Прием детского невролога в частной клинике Москвы обойдется в 2200 — 5000 Р.
Детский психиатр впервые встретится ребенку на диспансеризации в два года: раньше посещать этого врача нет необходимости. Психиатр тоже может заметить, что речь ребенка развивается с отставанием, и помочь решить эту проблему. Платный прием у психиатра стоит 5000—12 000 Р.
/list/atypical-kindergarten/
Английский с носителем и ранняя профориентация: 10 детских садов Москвы с нетипичной программой
Реабилитолог корректирует последствия травм и серьезных болезней, помогает малышам в случае задержек развития, чаще именно моторных навыков, но иногда занятия у реабилитолога назначают и при речевых задержках. Средняя цена одного приема в частных клиниках — 5000—6000 Р.
Логопед зачастую работает с детьми старше трех лет, корректирует речевые нарушения у малышей. Специалист также работает с мышлением, вниманием, памятью и моторикой своих пациентов — это помогает в постановке правильного звукопроизношения. В государственных детских садах бывает возможность попасть к логопеду бесплатно. В частном порядке стоимость одного занятия составляет в среднем 3500—5000 Р.
Родителям бывает непросто принять, что ребенку нужна помощь специалиста: кажется, что если подождать еще чуть-чуть, то речь придет в норму самостоятельно. Иногда так действительно случается, но лучше все-таки ориентироваться на возрастные нормы. Это поможет не пропустить опасные сигналы, которые свидетельствуют о нарушениях. Например, у ребенка может оказаться алалия — недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Или расстройство аутистического спектра — состояние, при котором нарушается способность к коммуникации и возникают проблемы во взаимодействии с другими людьми.
Что такое алалия — Medspecial
Расстройства аутистического спектра — Клиника Майо
Как специалисты помогли распознать проблему у ребенка
Наталья
мама ребенка с алалией
О том, что у сына проблемы, я узнала в детском саду. Воспитателя насторожило, что почти в три года ребенок ходит на носочках, не говорит и даже не издает звуков, похожих на слова. Еще у сына была нарушена координация движений, он путал цвета и не запоминал информацию.
Меня пригласили на физкультуру, чтобы я посмотрела, как сын выделяется на фоне других детей. Все шли ровным строем, а мой вприпрыжку. Казалось, что он не понимает, где находится и чего от него хотят. После занятия логопед пригласил меня на беседу, порекомендовал оставить ребенка в той же группе на второй год, а еще обратиться к детскому психиатру.
Визит к психиатру я вспоминаю с содроганием: врач сурово сказала, что у моего ребенка нарушения интеллектуального развития и он никогда не будет читать, а об обычной школе мы можем только мечтать. К счастью, она направила нас к нейропсихологу, который меня успокоил: поставил диагноз «алалия», объяснил, что это лечится, и дал направление в дневной стационар.
В больнице сыну назначили массаж, таблетки и уколы для стимуляции коры головного мозга. Но лекарства помогали только вместе с массажем, бассейном и реабилитацией нейропсихолога — сына учили ползать по методике для детей с ДЦП. Это было необходимо, потому что в младенчестве сын не ползал и у него были нарушены межполушарные связи — ребенок не различал левую и правую руки.
В течение трех лет Дима занимался с логопедом-дефектологом, ходил на ползание, массажи и бассейн. В детском саду логопед и бассейн были бесплатными, но когда он пошел в школу, я платила 500 Р за занятие с логопедом и 3500 Р за абонемент на восемь посещений бассейна.
Связная речь у него появилась в пять лет. Ее сложно было понять, но диагноз «алалия» сменился на менее пугающий — сейчас врачи ставят сыну общее недоразвитие речи третьей степени. У детей с таким диагнозом долго сохраняется дисграфия и дизорфография. Все девять лет в школе сыну приходится заниматься с репетиторами, потому что ему сложно усваивать информацию самостоятельно.
Если невролог или психиатр прописывает ребенку ноотропы или назначает лекарства на всякий случай, без постановки серьезного диагноза, лучше обратиться к другому врачу за вторым мнением.
Ноотропы: правда ли они улучшают работу мозга
Что может повлиять на развитие речи
Как будет развиваться речь у конкретного ребенка, заранее предсказать сложно. Но некоторые ситуации могут затормозить процесс освоения навыка — расскажу о них подробнее.
Внутриутробные аномалии, врожденные болезни и родовые травмы. Обычно о таких проблемах родители узнают постфактум. Если врачи в роддоме сообщили, что в пренатальном периоде или во время родов были какие-то осложнения, проконсультируйтесь об этом с неврологом. Скорее всего, в первые годы жизни нужно будет регулярно показывать ребенка врачу, чтобы быстро среагировать на опасные сигналы и помочь малышу преодолеть трудности развития.
Предотвратить некоторые врожденные аномалии поможет тщательная подготовка к беременности, наблюдение за внутриутробным развитием плода с помощью анализов и скринингов и соблюдение базовых правил гигиены родителями, чтобы уменьшить риск столкновения с вирусами и инфекциями. Если врачи подозревают гипоксию у плода и предлагают кесарево сечение вместо естественных родов, резонно прислушаться к их мнению: это снизит риск осложнений у малыша.
Рекомендации по подготовке к беременности — Русский медицинский журнал
Как избежать инфекций во время беременности — Uptodate
Инфекции. Самыми опасными болезнями, возникающими из-за инфекций, считаются менингит и отит в тяжелой форме. Менингококки, гемофильная палочка и пневмококк поражают мозговую оболочку — от этого страдает не только речь, но и абсолютно все психические функции, а течение болезни может привести даже к инвалидности или смерти.
Отиты, особенно часто повторяющиеся и тяжелые, негативно влияют на слух. В таком случае нарушение речи будет считаться вторичным.
Снизить риск поможет вакцинация: от менингита защитит препарат «Менактра», от гемофильной палочки — «Пентаксим» или «Хиберикс», а от отитов — «Превенар».
/vaccination/
Как сэкономить на детских прививках, не экономя на здоровье
«Превенар» включен в национальный календарь прививок, это лекарство доступно бесплатно по всей России. «Пентаксим» — комбинированная вакцина и защищает не только от гемофильной палочки, но и от дифтерии, столбняка, коклюша и полиомиелита. В поликлинике ее могут поставить бесплатно вместо АКДС, но препарат не всегда бывает в наличии. В частных клиниках Москвы прививка стоит в среднем 4500 Р.
«Менактру» можно получить по ОМС только в Москве. В других регионах привиться этим препаратом можно в частных клиниках.
Если ребенок уже переболел, необходимо пристальнее следить за его развитием: тяжелые инфекции могут затронуть мозг, поэтому о любых сомнениях нужно сообщать педиатру и особенно обращать внимание на откаты в развитии ребенка.
Расстройства аутистического спектра — РАС. Этот диагноз часто подозревают именно в тех случаях, когда ребенок не говорит, но, конечно, только по этому параметру РАС диагностировать нельзя.
Если вы заметили у ребенка признаки речевого отставания, воспользуйтесь опросником M-CHAT-R: тест поможет обратить внимание на другие важные признаки заболевания. Этот опросник не диагностический инструмент, но если результаты покажут высокий риск развития аутизма, лучше проконсультироваться об этом с психиатром.
/list/pediatr-deti/
11 важных вопросов педиатру Сергею Бутрию
Травмы головы. Дети часто падают, ударяются, встают и идут дальше осваивать мир. Это нормально, и не каждое падение ребенка заканчивается черепно-мозговой травмой. Но к падениям с высоты больше роста ребенка, на твердые и острые предметы стоит относиться с осторожностью. Если после этого вы заметили у ребенка рвоту, резкую сонливость, дезориентацию в пространстве, непрекращающийся плач или вялость, необходимо срочно показать его травматологу.
Черепно-мозговые травмы опасны последствиями, которые могут возникать и годы спустя. Поэтому при возникновении любых непонятных состояний, регрессе в навыках и обеднении речи обращайтесь к неврологу и не забудьте упомянуть, что у ребенка была травма головы.
Исследование взаимосвязи между черепно-мозговыми травмами и социальным взаимодействием у детей — Frontiers
Педагогическая запущенность и неблагополучные социальные условия. Если ребенка воспитывают родители с алкогольной или наркотической зависимостью, с ним жестоко обращаются или вообще не занимаются, это может сказаться и на речи. Обычно у детей в такой ситуации ограничен словарный запас и плохо развито умение понимать и использовать в разговоре сложные грамматические структуры. Все это может осложнить коммуникацию со сверстниками и ухудшить успеваемость в школе. Еще дети с педзапущенностью часто рассеяны, резко меняют настроение, предпочитают играть только с детьми помладше и отказываются от ролевых игр.
Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития — пособие для учителей начальных классов, воспитателей детских садов и логопедов
Ранняя профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности детей — интернет-портал «Детская психология»
Иногда такое бывает и в благополучных семьях. Например, к педагогической запущенности может привести вседозволенность, поэтому психологи рекомендуют помнить о дисциплине и после года постепенно вводить в жизнь ребенка полезные ограничения: например, запретить кусать других людей или выработать правило убирать игрушки на место. Также важно обучать ребенка бытовым навыкам: пить из стакана и через трубочку, есть самостоятельно вилкой и ложкой, одеваться и раздеваться.
Еще для профилактики педзапущенности полезно, чтобы родители проводили качественное время с ребенком: вместе собирали конструктор, лепили, танцевали или читали книги. Просто сидеть рядом с ребенком и листать ленты соцсетей, пока малыш играет сам, — это еще не качественное время. Важно, чтобы взрослый активно участвовал в совместной деятельности с ребенком.
Как помочь заговорить детям без осложнений
Если ни у родителей, ни у врачей нет вопросов к развитию ребенка, на мой взгляд, нет смысла проходить дополнительную диагностику у специалистов или тратиться на кружки.
Программа развития ребенка заложена природой. Человек будет осваивать базовые навыки, в том числе речь, даже если родители не будут прилагать к этому дополнительные усилия. Хороший эмоциональный контакт с родителями, совместная деятельность и свободная познавательная активность — основа, которой будет достаточно для успешного развития малыша.
Как я экономлю на развивашках для ребенка
Я бывший педагог детского клуба и считаю, что до полутора лет развивающие занятия больше нужны мамам, чем малышам. Кружки не навредят ребенку, но, на мой взгляд, занятия в детских центрах не стоят своих денег: всем этим родители могут заниматься с ребенком и дома — с гораздо меньшими финансовыми затратами.
Для нашей семьи я выбрала именно такой вариант. Вот что я делала, чтобы развить речь ребенка в домашних условиях.
Позволила ребенку свободно передвигаться. Физическое развитие — основа для психического: чем больше ребенок двигается и чем разнообразнее его сенсорный опыт, тем быстрее в мозге формируются нейронные связи и развиваются отделы головного мозга. Худшее, что можно сделать для ребенка, — это оставлять его часами сидеть в манеже или коляске.
Рекомендации по вопросам физической активности у детей до пяти лет — Всемирная организация здравоохранения
Я начала выкладывать сына на пол с трех с половиной месяцев. Сначала он разглядывал игрушки на развивающем коврике, потом стал переворачиваться, хватать то, что его интересует, пытаться ползти на руках. В шесть месяцев он пополз на четвереньках, и его уже было не остановить — я только успевала называть предметы, встречающиеся на его пути.
В «Детском мире» такой коврик с дугами для игрушек стоит 1819 Р. Коврик познакомит ребенка с разными цветами и текстурами, а родители помогут узнать, какими словами называются нарисованные животные
Много говорила вслух. Чтобы ребенок начал говорить, он должен слышать и видеть, как разговаривают другие люди. Именно поэтому взрослым рядом с малышом полезно переходить в «режим радио»: описывать все свои действия, действия ребенка и окружающий мир словами, несмотря на то что собеседник пока не может поддержать диалог.
Я перешла в режим радио примерно через две недели после рождения сына. Поначалу это давалось с трудом, даже уставал язык. Потом я настолько привыкла постоянно говорить с ребенком, что иногда продолжала жить в режиме радио даже без него. Однажды я шла по улице в одиночестве и на автомате сказала вслух: «Собачка гав-гав».
Чем выразительнее речь родителей, тем лучше: это научит ребенка отличать эмоции друг от друга и обогатит словарный запас в будущем. Например, на кухне я часто представляла себя ведущей кулинарного шоу: клала сына в шезлонг или сажала в стульчик рядом с собой и комментировала каждое свое движение для молчаливой публики.
Обращалась к ребенку. Чтобы ребенок понял, что ему тоже нужно включаться в разговор, родителям стоит вести с малышом диалог и задавать ему вопросы. Пока сын еще не мог ответить, я проговаривала реплики за него, но как только он стал показывать пальцем на предметы и одновременно называть их слогами или звуками, в моей речи появилось больше пауз — так я давала ребенку возможность ответить.
/list/parents-podcasts/
14 подкастов для родителей, которые помогут справиться с воспитанием ребенка
Даже если вы хорошо понимаете своего ребенка, для развития речи полезно иногда делать вид, что это не так: желание добиться своего может заставить малыша вступить в коммуникацию — сначала с помощью жестов, а потом и словесно.
Использовала длинные предложения. Я старалась как можно чаще использовать сложные речевые конструкции и объяснять слова. Например, вместо «головка бо-бо» говорила: «Ты ударился головой об угол кровати, это больно». А простую просьбу вроде «дай мне мяч» превращала в подробную инструкцию: «Дай мне, пожалуйста, мяч, который лежит под кроватью». Это помогло сделать речь малыша разнообразнее, освоить предлоги и привыкнуть к тому, что предложения могут быть длинными.
Читала книги. Мы читаем книги ежедневно с тех пор, как сыну исполнилось пять месяцев. Я выбирала те издания, которые малышу интересно разглядывать: интерактивные, с выдвижными элементами и тактильными вставками.
/list/parents-reading/
10 книг, которые стоит почитать будущим родителям
Многие книги я покупаю в издательствах «МИФ» и Clever. На распродажах отличные книги можно купить за 200—300 Р
Чтение книг само по себе помогает расширить словарный запас ребенка, в том числе познакомить его с предметами, которые не встречаются в повседневной жизни, и связать между собой слова и изображения. Но я решила этим не ограничиваться и сделать процесс еще более полезным — с помощью чтения книг вверх ногами.
Дело в том, что в развитии речи важную роль играет подражание. Ребенку важно не только слышать речь, но и видеть, как именно взрослый произносит звуки: как двигаются губы и язык, в каком положении находятся зубы.
Особенности функционирования зеркальных нейронов — «Успехи физиологических наук»
Обычно родители сидят рядом с ребенком, когда читают книги, — в таком положении малыш не увидит рот взрослого. Другое дело, если мама или папа сядут напротив, — так ребенку будут видны и красочные иллюстрации, и лицо родителя.
Чтобы сын обращал внимание не только на картинки, я говорю: «Посмотри, как мама произносит слова» — и показываю указательным пальцем на лицо
Читать вверх ногами непросто, поэтому я рекомендую брать простые и красочные книги для самых маленьких: минимум текста — максимум иллюстраций.
Кривлялась перед зеркалом вместе с ребенком. Это тоже помогает развить артикуляцию: малыш видит и собственные движения, и движения родителей, поэтому может тренироваться повторять их с максимальной точностью. Мы часто соревнуемся, кто дальше высунет язык или кто сильнее свернет губы трубочкой. Это не только полезно, но и весело.
Муж с удовольствием подключается к тренировкам на высовывание языка. У них с сыном отличный тандем
Включала радио и детские песни. Песни и аудиосказки учат ребенка понимать разные тембры и голоса, а маме помогают скрасить день сурка в декрете.
Мне удобно пользоваться умной колонкой с голосовым помощником: у нас дома стоит Яндекс-станция с Алисой, но у нее есть аналог — колонка Mail.ru с помощником Марусей.
Стать президентом Америки и потренироваться дома: 17 неизбитых функций Яндекс-колонки
Колонка с Алисой — крайняя справа. Такая модель стоит от 12 149 Р. Для музыки, радио и сказок подойдет и мини-колонка: она стоит от 4490 Р
Включала мультфильмы. У специалистов нет единого мнения, полезно ли показывать детям мультики. Качественных исследований в данной сфере еще не было, поэтому все рекомендации — это исключительно личное мнение конкретного эксперта. Например, ВОЗ рекомендует не показывать мультфильмы детям до года, а с года до двух ограничить время просмотра видео до 60 минут в день.
Я не сторонник категорического запрета мультиков, но стараюсь придерживаться определенных правил: не включаю ребенку видео за едой и тщательно выбираю, что именно он будет смотреть. Для меня важно, чтобы герои говорили четко, сюжет был понятен ребенку и не содержал элементов насилия. Наши фавориты — «Малышарики», «Котэ и волшебный гараж», «Тима и Тома». Например, благодаря им ребенок узнал, что в гараже есть подъемники для машин, насосы и двигатели, и разобрался в том, чем отличаются между собой разные материалы, из которых сделаны повседневные вещи.
/list/cartoons-nol-plus/
Научиться отстаивать личные границы и мечтать: 6 полезных короткометражек для детей
Мультфильмы можно смотреть в интернете бесплатно, но я трачу 249 Р в месяц на платную подписку на «Ютуб», чтобы сын не отвлекался на рекламу.
Меняла обстановку. У сына не было сложностей со здоровьем, поэтому с трехнедельного возраста он всюду ездил со мной: сначала в кафе, за покупками и по мелким делам, а потом и в полноценные путешествия.
Всего сын побывал в четырех путешествиях: два раза мы летали в отпуск и два раза — в гости к родственникам. Это тоже помогло ему быстрее заговорить: в поездках он знакомился с новыми ситуациями и словами.
После одной из поездок ребенок ткнул пальцем в нарисованный самолет и сказал «мОе», то есть «море»: у него сложилась причинно-следственная связь между двумя ситуациями. Было очень интересно наблюдать это в первый раз
Запомнить
- Развитие речи — естественный процесс, и в норме ребенку не требуется помощь специалистов. Научить его говорить быстро и чисто могут сами родители.
- Заниматься развитием речи ребенка можно с самого рождения: даже если он пока не отвечает, он учится различать голоса и понимать интонации, запоминает особенности артикуляции и накапливает словарный запас.
- Чтобы ребенок быстрее заговорил, родителям нужно как можно больше разговаривать самим, предлагать малышу вступать в диалог и знакомить с большим количеством разных предметов и ситуаций: с помощью книг, мультфильмов и путешествий.
- Иногда развитию речи могут мешать особенности здоровья ребенка. Если малыш отстает от возрастных норм, стоит рассказать об этом педиатру и попросить направления к узким специалистам: неврологу, психиатру и логопеду.
Наследственность или гаджеты: уфимский логопед рассказала, почему дети начинают поздно или плохо говорить
Комсомольская правда
ОбществоКАРТИНА ДНЯ
Яна БАЗЕКИНА
3 сентября 2019 13:20
Вместе с врачом отвечаем на все вопросы, волнующие родителей маленьких молчунов
Фото: фотобанк Depositphotos
Все чаще родители сталкиваются с проблемой, когда их ребенок начинает плохо или поздно говорить, а то и не разговаривает вовсе. Знакомые отмахиваются: «Мой вон вообще в семь лет заговорил, сейчас рот не закрывается», невролог успокаивает: «Все дети разные, заговорит рано или поздно», логопед в поликлинике категоричен: «Приходите, когда исполнится пять лет». В результате, когда ребенку остается всего год-два до школы, а он вместо предложений изъясняется звуками и нечленораздельным мычанием, родители спохватываются и начинают бегать по врачам и подыскивать лучших специалистов.
Когда стоит начинать беспокоиться за речь своего ребенка и как предупредить проблемы речевого развития, «Комсомолке» рассказала логопед-дефектолог с 25-летним стажем Розалия Бурханова.
ПОЧЕМУ ДЕТИ НАЧИНАЮТ ПОЗДНО ГОВОРИТЬ?
— Можно констатировать факт: детей с речевыми недостатками, причем не только в Башкирии, но и в России, а может, и во всем мире с каждым годом становится все больше, — говорит логопед-дефектолог, олигофренопедагог Розалия Бурханова, которая уже 25 лет работает с детьми с самыми тяжелыми речевыми расстройствами. – В принципе, такие дети были всегда, просто сейчас об этой проблеме стали говорить открыто.
Логопед-дефектолог Розалия Бурханова уже 25 лет обучает детей с самыми тяжелыми речевыми обучениями
По мнению педагога, на это есть несколько веских причин. Первая – неблагоприятная экология, которая влияет на мать и самого ребенка еще в период внутриутробного развития. Сюда же стоит отнести и вредные привычки родителей: казалось бы, безобидный бокал вина после ужина или выкуренная сигарета пагубно действует на мозг и центральную нервную систему плода. Вторая причина – наследственность. Если кто-то из родителей или их близких родственников поздно заговорил, не выговаривал сложные звуки – велика вероятность, что и у ребенка возникнет такая проблема.
Третья и очень важная причина – обилие гаджетов в жизни ребенка, причем с раннего возраста. Вспомните, как часто вы усаживали малыша перед телевизором или вручали ему планшет, чтобы занять его или успокоить? Стоит ли удивляться, что обычным играм и разговорам ребенок теперь предпочитает компьютерные «стрелялки».
— Вы посмотрите, сколько сейчас существует каналов с мультфильмами. А ведь дети не должны день и ночь просиживать перед телевизором! – подключается к разговору дочь Розалии Бурхановой Лариса Пристанская, тоже логопед-дефектолог и олигофренопедагог с внушительным стажем работы. – Экранная речь – слишком быстрая, неразборчивая, монотонная. Ребенок попросту не успевает уловить смысл услышанного. Взять всеми любимый мультсериал «Барбоскины» — там есть собачка Лиза, которая так умилительно картавит и шепелявит. Только ребенок считает, что это норма, и начинает подражать, сознательно коверкая свою речь. Еще одна история: ко мне приходила на занятия девочка 2,5 года. Не разговаривала совсем, просто мычала и показывала пальцем, если что-то просила. Я заметила, что она все время пытается залезть к матери в сумку. Оказалось, что она там ищет… свой телефон! На мое удивление мать возмутилась: «Так если я не дам ей телефон, она же будет постоянно на мне виснуть?» Занавес…
Логопед Лариса Пристанская уверена — речь ребенка напрямую зависит от стараний его родителей
КАК ПРОИСХОДИТ РАЗВИТИЕ РЕЧИ У РЕБЕНКА
Вы задумывались когда-нибудь, как вообще учится ребенок говорить? Оказывается, основы речи закладываются еще тогда, когда малыш смотрит на свою маму, изучает, как движутся ее губы, пытается понять, как получаются звуки.
— До двух месяцев ребенок выражает свои эмоции и потребности через плач. С трех месяцев начинается период гуления. Ребенок оживляется, когда к нему обращается кто-то из родителей – старается заглянуть в глаза и улыбнуться. С 5-6 месяцев начинается лепетная речь – ма-ма-ма, ба-ба-ба, и уже к году у ребенка появляются первые слова – «мама», «папа», «баба», — объясняет Розалия Бурханова. – Но ведь сейчас родители заняты, с ребенком толком никто и не разговаривает. Приходят домой уставшие, садятся на диван перед телевизором, а ведь с малышом нужно постоянно говорить. Вот пошел он мыть руки, вы проговаривайте каждое движение вслух: вот мы включаем воду, слышишь, как она журчит? Вот мы намыливаем руки, вот споласкиваем, а теперь вытираем полотенцем. И делать это нужно с самого рождения! Не зря же японцы еще во время беременности женщины включают классическую музыку, потому что ребенок через плаценту слышит звуки и успокаивается. Он слышит материнский голос, поэтому разговаривайте с ним вслух. Если родители часто ругаются между собой, малыш все это впитывает, как губка: становится тревожным и плаксивым.
Дети повально увлечены гаджетами, что негативно влияет на их речевое развитиеФото: Евгения ГУСЕВА
САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ
Дислалия – неправильное произношение звуков. Самое простое нарушение, которое легко исправляется на занятиях у логопеда. При дислалии ребенок все слышит, все понимает, говорит сам, но коверкая некоторые звуки (самые распространенные – шипящие, р и л).
Дизартрия – расстройство речи, вызванное органическим поражением ЦНС и коры головного мозга. Корректируется, но уже сложнее, требуется помощь логопеда-дефектолога.
ОНР – общее недоразвитие речи. Тут страдают уже все компоненты речи – и звукопроизношение, и грамматика, и лексика. Проблема выявляется к трем годам (до этого времени ставят ЗРР – задержку речевого развития). Требует вмешательства дефектолога и других специалистов.
Сенсорно-моторная алалия – отсутствие речи и ее понимания. Характерна для детей с ментальной (умственной) патологией. Требуется серьезное медикаментозное лечение и постоянные занятия со специалистами.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СКОРЕЕ ЗАГОВОРИТЬ
Итак, чем же могут помочь родители своему ребенку, чтобы потом не бегать по специалистам.
1. Позвольте ребенку остаться в тишине. Постоянный шум от телевизора, громкая музыка, крики с улицы – малышу сложно сосредоточиться в этой какафонии звуков и вычленить отдельные слова. Вместо гаджетов, предложите, например, поиграть в кукольный театр, где ребенок будет озвучивать персонажа.
2. Если в семье разговаривают сразу на нескольких языках (например, одновременно и на русском, и на башкирском) велика вероятность, что ребенок поздно заговорит и будет путаться в речи.
— Приходил ко мне мальчик 3,5 года. Его мама жаловалась, что сын совсем не говорит, а врачи подозревают аутизм, — вспоминает логопед Лариса Пристанская. — Я стала ему показывать цвета – а он мне совершенно спокойно на английском – yellow (желтый), red (красный) brown (коричневый), считает на английском. Я в шоке – как такое бывает. Звоню маме, а она мне в ответ – мне часто некогда с ним возиться, поэтому я на компьютере включаю ему развивающие мультики. И представляете, по этим мультикам ребенок выучил английский, но ни слова не знает по-русски!
3. Обратите внимание, как вы разговариваете с ребенком – старайтесь общаться с ним медленно, нараспев, с интонацией, четко проговаривая каждое слово. То же касается и чтения книг, чтобы ребенок мог усвоить смысл услышанного.
— Говорите медленно, внятно, проговаривая каждый звук. Читайте сказки разными голосами, меняйте интонацию, чтобы малыш мог вычленить каждую гласную или согласную, — советует логопед.
4. Следите за тем, чтобы ребенок отвечал вам не односложными фразами, а развернутыми предложениями. Стимулируйте малыша говорить больше и чаще!
5. Не сердитесь на ребенка, если у него не получается сказать слово или выговорить какой-то звук. От вашей настойчивости и криков малыш только замкнется в себе, станет неуверенным, а в тяжелых случаях – и вовсе перестанет говорить.
КОГДА НАЧИНАТЬ БИТЬ ТРЕВОГУ
— Заподозрить неладное мама должна, когда у ребенка с самого раннего детства нарушаются нормы развития – он практически не плачет, не гулит, не лепечет – уже тогда надо начинать беспокоиться. Если к 1, 5 года малыш не понимает обращенную к нему речь, а в три года не разговаривает предложениями, а только выговаривает самые простые слова или звукоподражания, стоит серьезно обеспокоиться и обращаться к специалистам, — уверена логопед-дефектолог Розалия Бурханова. – Запомните, даже если вам говорят, что до 5 лет беспокоиться не о чем, это не так. В три года ребенок разговаривает уже как взрослый, просто может не выговаривать некоторые звуки. Неправильное звукопроизношение – это действительно норма до 5 лет.
Также логопед советует немедленно показать ребенка челюстно-лицевому хирургу и логопеду, если вы заметили, что малыш не может жевать твердую пищу, у него вялые губы, часто приоткрыт рот, вываливается язык или подтекает слюна. Слабость жевательных мышц непременно приведет к проблемам речевого аппарата в целом.
— Чтобы укрепить жевательные мышцы, как можно чаще давайте ребенку грызть яблоки с кожурой, морковку, огурцы, сушки – любую твердую пищу, — советует Розалия Бурханова.
Вместо просмотра мультиков почитайте вместе с ребенком книжкуФото: Олег РУКАВИЦЫН
К КАКИМ СПЕЦИАЛИСТАМ НУЖНО ОБРАЩАТЬСЯ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ
Если ваш родительский инстинкт подсказывает, что с ребенком что-то не так, в первую очередь, стоит обращаться к неврологу, а если есть возможность – к психоневрологу. Он назначит все необходимые обследования, включая КТ, МРТ и ЭЭГ головного мозга, при необходимости назначит медикаментозное лечение. Обязательно стоит посетить отоларинголога и сурдолога, чтобы исключить проблемы со слухом. Если есть проблемы ортодонтического характера, запишитесь на консультацию к челюстно-лицевому хирургу. Также обязательно стоит проконсультироваться с психологом и психиатром, который и ставит все диагнозы. Только после полноценного обследования начинается работа с логопедом или логопедом-дефектологом.
— Что касается вопроса, чья помощь требуется – логопеда или логопеда-дефектолога, тут все просто. Если проблема только в произношении звуков (дислалия), достаточно будет занятий у логопеда. Но если есть проблема в восприятии речи, нарушение внимания, усидчивости – то нужно заниматься именно с логопедом-дефектологом, — уточнила Розалия Бурханова.
Проблема с речью может вылиться в серьезные проблемы в школеФото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОГУТ ОЖИДАТЬ ПЛОХО ГОВОРЯЩЕГО РЕБЕНКА В БУДУЩЕМ
Речь ведет мышление, и если ребенок будет плохо говорить, его словарный запас будет скуден, то даже при первично-сохраненном интеллекте проблем не избежать. Начиная с детского сада, плохо говорящий ребенок может столкнуться с насмешками сверстников. В школьном возрасте проблема усугубиться: одноклассники могут издеваться и передразнивать ребенка, а если и учитель будет подчеркивать речевые недостатки, ребенок может замкнуться и комплексовать. Плюс не избежать проблем с письменной и устной речью, запоминанием учебного материала, выражением своих мыслей и т.д.
Конечно, всех родителей волнует вопрос: где будет учиться их ребенок, который плохо говорит. Дети с легкими нарушениями речи учатся в обычных школах, в обычных классах, параллельно занимаясь с логопедом. Если речевые проблемы серьезные, есть нарушения мозговой деятельности, то после прохождения психолого-медико-педагогической экспертизы (ПМПК) ребенка могут отправить на обучение в школу 8 вида (коррекционную). После окончания такой школы многие поступают в колледжи и получают достойную рабочую профессию.
ВСЕ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ЗАНЯТИЯХ С ЛОГОПЕДОМ
1. Как долго нужно заниматься с логопедом?
Количество занятий зависит от тяжести речевых нарушений. Если у ребенка серьезные проблемы с речью, то с логопедом нужно заниматься три раза в неделю, а дома каждый день! Вас попросят завести тетрадь, в которую логопед запишет задания – артикуляционная и дыхательная гимнастика, упражнения на звуки – все это нужно выполнять каждый день! Именно от этого зависит успех занятий и их продолжительность.
2. Как проходит занятие?
Как правило, занятие начинается с логопедического массажа, который дает отличный эффект практически при всех видах речевых нарушений. Обязательно проводится артикуляционная гимнастика для языка, губ и щек, а также дыхательная, мимическая и пальчиковая гимнастика. Для коррекции звукопроизношения проводится целый комплекс упражнений. Не забывает логопед о подвижных играх и звуковой зарядке, чтобы ребенок не уставал.
— Длительность занятий зависит от возраста, ведь терпение и усидчивость у трех- и пятилетнего ребенка сильно отличаются. С детьми до 3 лет – занятия проводятся по 30 минут. Пятилетние дети спокойно выдерживают 45-60 минут, — отмечает Розалия Бурханова.
3. Как правильно заниматься дома?
Главное правило – заниматься дома нужно каждый день, но до максимум до 9 вечера. Два часа перед сном ребенок должен просто отдыхать – читать книги, играть в спокойные игры. Никакого телевизора или гаджетов!
— Те же артикуляционную и дыхательную гимнастики можно делать, пока вы едете в машине, сидите в очереди к врачу или на прогулке, — говорит Лариса Пристанская. – Превратите занятие в игру: сделайте вместе с ребенком бумажное оригами и подвесьте на веревочке. Когда ребенок будет проходить мимо, пусть дует на него, это хорошо развивает дыхательный аппарат.
Существует масса методик и пособий по развитию речи. Фото: Евгения Нифонтова
Занятия лучше выполнять перед зеркалом: так ребенок будет видеть, что именно он делает, и все ли у него получается. При этом не нужно сильно давить на ребенка и тем более кричать на него, если что-то не получается, а, успокаивая и подбадривая, добиться правильного результата.
— Развивайте мелкую моторику – давайте ребенку перебирать крупы, пуговицы, пусть он трогает разные по фактуре, форме, размеру и цвету предметы – гладкие и шершавые, теплые и прохладные, круглые и продолговатые. Купите волчок, чтобы развивать «пинцетный» захват – это научит потом правильно держать ручку. Надувайте мыльные пузыри и воздушные шары. Пусть ребёнок чаще показывает язык. Намажьте тарелку вареньем или сгущенным молоком – и пусть ребенок ее оближет. Это все помогает развивать артикуляционный аппарат, — советуют логопеды.
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
И.О. ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
И.О. шеф-редактора сайта — Канский Виктор Федорович
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без
предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой
право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные
сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой
массовой информации или нарушением иных требований закона.
ООО «МЕДИА РЕЗЕРВ». Адрес редакции КП-Уфа: 450006, г. Уфа, ул. Пархоменко 156/3 оф 611. Контактный тел. +7 (347) 292-44-47. Редактор — Максютов Р.А.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте
www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской
Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности
принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не
подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было
форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]
Расстройство экспрессивной речи, связанное с развитием (DELD)
Обзор
Если у вашего ребенка расстройство экспрессивной речи, связанное с развитием (DELD), у него могут возникнуть трудности с запоминанием словарных слов или использованием сложных предложений. Например, 5-летний ребенок с DELD может говорить короткими предложениями из трех слов. Когда им задают вопрос, они могут не найти нужных слов, чтобы ответить вам, если у них DELD.
DELD обычно ограничивается выражением лица и не влияет на способность вашего ребенка читать, слушать или воспроизводить звуки, если только у вашего ребенка нет других нарушений обучаемости.
Причина DELD плохо изучена. Обычно это не связано с уровнем интеллекта вашего ребенка. Как правило, конкретной причины нет. Состояние может быть генетическим или передаваться в вашей семье. В очень редких случаях это может быть вызвано травмой головного мозга или недоеданием. Другие проблемы, такие как аутизм и нарушение слуха, сопровождают некоторые языковые расстройства. Эти проблемы могут ухудшить симптомы вашего ребенка. Если центральная нервная система вашего ребенка повреждена, у него может развиться языковое расстройство, называемое афазией.
Расстройство может проявляться отдельно или в сочетании с другими нарушениями речи. Симптомы обычно ограничиваются проблемами со словарным запасом и плохой памятью на слова. Например, ваш ребенок может быть не в состоянии вспомнить слова, которые он только что выучил. Словарный запас вашего ребенка может быть ниже среднего по сравнению с другими детьми той же возрастной группы. Ваш ребенок может быть не в состоянии составить длинное предложение и может пропускать слова или использовать их в неправильном порядке. Они также могут путать времена. Например, они могут сказать «Я прыгаю» вместо «Я прыгнул».
Дети с DELD обычно используют звуки-наполнители, такие как «ух» и «ум», потому что они не могут придумать, как лучше всего выразить себя. Они также часто повторяют фразы и вопросы. Ваш ребенок может повторить часть вашего вопроса вам, пока он думает, как ответить.
Расстройство рецептивно-экспрессивной речи
Если у вашего ребенка проявляются вышеуказанные симптомы, а также ему трудно понять, что вы говорите, возможно, у него расстройство рецептивно-экспрессивной речи (RELD). В этом случае ваш ребенок также может испытывать трудности с пониманием информации, организацией мыслей и выполнением указаний.
У некоторых детей языковые навыки развиваются с задержкой, но со временем они наверстывают упущенное. Однако в случае DELD у вашего ребенка могут развиться одни языковые навыки, но не другие. Понимание общих языковых вех у детей может помочь вам решить, стоит ли посещать врача вашего ребенка.
Врач вашего ребенка может порекомендовать вашему ребенку посетить логопеда, психолога или специалиста по развитию ребенка. Обычно они запрашивают историю болезни, чтобы определить, есть ли у других членов вашей семьи языковое расстройство или проблемы с речью.
Варианты лечения DELD включают языковую терапию и консультирование.
Языковая терапия
Для развития языковых навыков дети должны уметь делать следующее:
- получать информацию
- понимать информацию
- сохранять информацию
Логопедия направлена на проверку и укрепление этих навыков и помощь вашему ребенку в развитии их словарный запас. Логопед может использовать повторение слов, изображения, специальные материалы для чтения и другие инструменты, чтобы помочь развивать коммуникативные навыки вашего ребенка.
Консультации
Дети, которые испытывают трудности с самовыражением, могут чувствовать разочарование и социальную изоляцию. Ваш ребенок может начать драться, потому что не может найти нужных слов во время ссоры. Консультирование может научить вашего ребенка, как справляться с трудностями в общении.
Прогноз для детей с DELD наилучший, когда расстройство не сочетается с другим состоянием, таким как нарушение слуха, черепно-мозговая травма или неспособность к обучению. С помощью языковой терапии дети с DELD обычно могут научиться полностью выражать свои мысли. Консультирование также может помочь вашему ребенку адаптироваться в обществе и избежать низкой самооценки. Раннее обращение за лечением важно для сведения к минимуму психологических проблем, с которыми ваш ребенок может столкнуться в результате расстройства.
Q:
Моему первому ребенку было трудно с нами общаться, и он начал говорить в более позднем возрасте, чем большинство других. Я беспокоюсь, что то же самое произойдет с моим вторым ребенком, которому сейчас 15 месяцев. Могу ли я что-нибудь сделать, чтобы у нее не было таких же языковых проблем, как у ее старшего брата?
Анонимно
Ответ:
Вполне понятно, что вы беспокоитесь о развитии речи вашей дочери. Не зная диагноза вашего первого ребенка, я не могу предсказать, какова вероятность подобной задержки для вашей дочери. Для большинства состояний DELD причина полностью неизвестна, хотя считается, что генетика играет определенную роль. Если вы чувствуете, что она также отстает в вербальных или социальных вехах, я настоятельно рекомендую вам высказать эти опасения ее педиатру на 15-месячном (или 18-месячном) осмотре, чтобы ее врач мог провести тщательную оценку.
Стив Ким, доктор медицины Ответы представляют мнения наших медицинских экспертов. Весь контент носит исключительно информационный характер и не должен рассматриваться как медицинский совет.
Что нормально, что следует оценить
Обычный двухлетний ребенок может сказать около 50 слов и говорить предложениями из двух и трех слов. К 3 годам их словарный запас увеличивается примерно до 1000 слов, и они говорят предложениями из трех и четырех слов.
Если ваш малыш не достиг этих вех, у него может быть задержка речи. Вехи развития помогают оценить прогресс вашего ребенка, но это всего лишь общие рекомендации. Дети развиваются в своем темпе.
Если у вашего ребенка задержка речи, это не всегда означает, что что-то не так. Возможно, у вас просто поздний расцвет, который в мгновение ока заговорит вам на ухо. Задержка речи также может быть связана с потерей слуха или основными неврологическими нарушениями или нарушениями развития.
Многие виды задержки речи можно эффективно лечить. Продолжайте читать, чтобы узнать о признаках задержки речи у малышей, раннем вмешательстве и о том, как вы можете помочь.
Чем отличаются задержки речи и языка
Хотя эти два явления часто трудно отличить друг от друга — и их часто называют вместе — существуют некоторые различия между задержкой речи и языка.
Речь — это физический акт воспроизведения звуков и произнесения слов. Малыш с задержкой речи может пытаться, но у него возникают проблемы с формированием правильных звуков для составления слов. Задержка речи не связана с пониманием или невербальной коммуникацией.
Задержка речи связана с пониманием и общением как вербально, так и невербально. Малыш с задержкой речи может издавать правильные звуки и произносить некоторые слова, но он не может составлять осмысленные фразы или предложения. Им может быть трудно понять других.
У детей может быть задержка речевого развития или задержка речи, но иногда эти два состояния совпадают.
Если вы не знаете, какой из них может быть у вашего ребенка, не волнуйтесь. Нет необходимости делать различие, чтобы пройти обследование и начать лечение.
Речевые и языковые навыки начинаются с воркования младенца. По прошествии месяцев кажущаяся бессмысленной болтовня превращается в первое понятное слово.
Задержка речи — это когда малыш еще не освоил типичные этапы развития речи. Дети развиваются в соответствии со своим графиком. Небольшое опоздание с разговором не обязательно означает наличие серьезной проблемы.
Что характерно для 3-летнего ребенка?
Типичный трехлетний ребенок может:
- использовать около 1000 слов
- называть себя по имени, называть других по имени
- использовать существительные, прилагательные и глаголы в предложениях из трех и четырех слов
- образовывать множественное число
- задать вопросы
- рассказать сказку, повторить детскую песенку, спеть песенку
Люди, которые проводят с малышами больше всего времени, как правило, лучше их понимают. От 50 до 90 процентов 3-летних детей могут говорить достаточно хорошо, чтобы незнакомые люди большую часть времени могли их понять.
Если ребенок не воркует и не издает других звуков в возрасте 2 месяцев, это может быть самым ранним признаком задержки речи. К 18 месяцам большинство детей могут использовать простые слова, такие как «мама» или «папа». Признаки задержки речи у детей старшего возраста:
- Возраст 2: не использует по крайней мере 25 слов
- Возраст 2 1/2: не использует уникальные фразы из двух слов или комбинации существительное-глагол
- Возраст 3: не использует как минимум 200 слов, не спрашивает о вещах по имени, их трудно понять, даже если вы живете с ними
- Любой возраст: не может произносить ранее выученные слова
Задержка речи может означать, что их расписание немного отличается, и они наверстают упущенное. Но речевые или языковые задержки также могут кое-что сказать об общем физическом и интеллектуальном развитии. Вот несколько примеров.
Проблемы со ртом
Задержка речи может указывать на проблемы со ртом, языком или небом. При состоянии, называемом анкилоглоссией (узией языка), язык соединен с дном рта. Это может затруднить создание определенных звуков, в частности:
- D
- L
- R
- S
- T
- Z
- th
Младенцам также может быть трудно сосать грудь.
Речевые и языковые расстройства
У 3-летнего ребенка, который может понимать и невербально общаться, но не может произнести много слов, может наблюдаться задержка речи. Тот, кто может сказать несколько слов, но не может сложить их в понятные фразы, может иметь языковую задержку.
Некоторые речевые и языковые расстройства затрагивают функцию мозга и могут указывать на неспособность к обучению. Одной из причин задержки речи, языка и других нарушений развития являются преждевременные роды.
Детская речевая апраксия — это физическое расстройство, которое затрудняет формирование звуков в правильной последовательности для образования слов. Это не влияет на невербальное общение или понимание языка.
Потеря слуха
Малыш, который плохо слышит или слышит искаженную речь, скорее всего, будет иметь трудности с формированием слов.
Одним из признаков потери слуха является то, что ваш ребенок не узнает человека или предмет, когда вы их называете, но узнает, если вы используете жесты.
Однако признаки потери слуха могут быть очень незаметными. Иногда задержка речи или языка может быть единственным заметным признаком.
Отсутствие стимуляции
Мы учимся говорить, чтобы участвовать в разговоре. Трудно уловить речь, если никто не взаимодействует с вами.
Окружающая среда играет решающую роль в развитии речи и языка. Жестокое обращение, пренебрежение или отсутствие вербальной стимуляции могут помешать ребенку достичь вех развития.
Расстройство аутистического спектра
Речевые и языковые проблемы очень часто наблюдаются при расстройствах аутистического спектра. Другие знаки могут включать:
- повторение фраз (эхолалия) вместо создания фраз
- повторяющееся поведение
- нарушение вербальной и невербальной коммуникации
- нарушение социального взаимодействия
- речевая и языковая регрессия
Неврологические проблемы, необходимые для речевых нарушений
. К ним относятся:
- детский церебральный паралич
- мышечная дистрофия
- черепно-мозговая травма
В случае церебрального паралича потеря слуха или другие нарушения развития также могут повлиять на речь.
Умственная отсталость
Речь может быть задержана из-за умственной отсталости. Если ваш ребенок не говорит, это может быть когнитивная проблема, а не неспособность образовывать слова.
Поскольку дети младшего возраста развиваются по-разному, бывает сложно отличить задержку от развития речи или языкового расстройства.
От 10 до 20 процентов детей в возрасте 2 лет поздно начинают говорить, причем мальчики в три раза чаще попадают в эту группу. У большинства на самом деле нет речевого или языкового расстройства, и они обнаруживаются к 3 годам.
Ваш педиатр задаст вопросы о речевых и языковых возможностях вашего малыша, а также о других этапах развития и поведения.
Они осмотрят рот, небо и язык вашего ребенка. Они также могут захотеть проверить слух вашего малыша. Даже если кажется, что ваш ребенок реагирует на звук, возможна потеря слуха, из-за которой слова звучат невнятно.
В зависимости от первоначальных результатов педиатр может направить вас к другим специалистам для более тщательного обследования. Среди них могут быть:
- аудиолог
- логопед
- невролог
- служба раннего вмешательства
логопед
Первая линия лечения – логопедия. Если речь является единственной задержкой развития, это может быть единственным необходимым лечением.
Превосходный внешний вид. При раннем вмешательстве у вашего ребенка может быть нормальная речь к моменту поступления в школу.
Логопедия также может быть эффективной частью общего плана лечения при наличии другого диагноза. Логопед будет работать непосредственно с вашим ребенком, а также проинструктирует вас, как помочь.
Служба раннего вмешательства
Исследования показывают, что задержка речи и языка в возрасте от 2,5 до 5 лет может привести к трудностям с чтением в начальной школе.
Задержка речи также может привести к проблемам с поведением и социализацией. По диагнозу врача ваш трехлетний ребенок может иметь право на получение услуг раннего вмешательства до того, как он пойдет в школу.
Лечение основного заболевания
Если задержка речи связана с основным заболеванием или возникает при сопутствующем расстройстве, важно также решить эти проблемы. Это может включать:
- помощь при проблемах со слухом
- устранение физических проблем со ртом или языком
- трудотерапия
- физиотерапия
- терапия прикладным анализом поведения (ABA)
- лечение неврологических расстройств
речь вашего малыша:
- Говорите напрямую со своим малышом, даже если просто рассказываете, что вы делаете.
- Используйте жесты и указывайте на объекты, произнося соответствующие слова. Вы можете делать это с частями тела, людьми, игрушками, цветами или вещами, которые вы видите во время прогулки по кварталу.
- Прочтите своему малышу. Говорите о картинках по ходу дела.
- Пойте простые песни, которые легко повторить.
- Разговаривая с ними, будьте максимально внимательны. Будьте терпеливы, когда ваш малыш пытается заговорить с вами.
- Когда кто-то задает вопрос, не отвечайте за него.
- Даже если вы предвидите их потребности, дайте им возможность сказать об этом самим.
- Повторяйте слова правильно, а не прямо критикуйте ошибки.
- Позвольте вашему малышу общаться с детьми, у которых хорошие языковые навыки.
- Задавайте вопросы и делайте выбор, оставляя достаточно времени для ответа.
Вполне может быть, что все в порядке, и ваш ребенок доберется туда в свое время. Но иногда задержка речи может сигнализировать о других проблемах, таких как потеря слуха или другие задержки развития.