Почему ребенок 6 лет не выговаривает букву «р»?

Общение

Надежда
больше года назад

Моей девочке уже исполнилось 6 лет, а она еще не может выговорить букву «р». Мы обращались к логопеду, делали разные упражнения вместе с врачом, но результата нет. Доктор говорила что такое бывает, когда ребенок пойдет в школу и будет общатся с детьми такого же возроста, тогда начнет выговаривать. У нас садик маленький и дети ходят разного возроста от 2 до 6 лет, из за того что ребенок много времени проводит с маленькими детьми у него не развивается правильное выговаривание букв. Я не уверенна что это так. Может стоит обратится еще к нескольким врачам?

нравится

подписаться

пожаловаться

Ваш ответ:

Получать уведомления

Другие обсуждаемые темы:

Никак не могу заставить ребенка читать

Моей старшей дочке 4 года и 9 месяцев. Она не ходит в садик, потому что я в декрете с младшими. Ходим на развивающие занятия, включая и подготовку к школе. Элиана делает задания, которые ей задают, умеет читать слоги, но просто сесть, почитать книжку ее не заставишь. Что делать? Боюсь отбить любовь к…

Стоит ли отдавать дочь на танцы? Как это скажется на здоровье?

С одной стороны мне кажется что танцы это хорошо для девочек. И само у мение танцевать пригодится и самооценку повышает и для осанки хорошо. Но я не раз слышала об искревлении в голени от танцев (когда колени смотрят прямо, а носки врозь) и проблемах с бедрами у тех кто ними занимался.
Дочери пока не…

В каком возрасте готовить ребенка к школе?

Дети все разные, но тем не менее есть какие-то определенные нормы развития. В каком возрасте уже можно или даже нужно начинать подготовку к школе. Я имею ввиду и определенные знания, которые сейчас требуют от ребенка при приеме в первый класс, но более этого психологический настрой, чтобы не было стресса.

Ребенок спрашивает откуда он появился, что ответить?

Дети 3 — 7 лет постоянно задают вопросы. Спрашивают обо всём что видят и слышат вокруг себя и даже о том, о чем, казалось бы, не могли негде услышать и увидеть. Что отвечать на многочисленные вопросы? Особенно на неудобные «Откуда я взялся. Как я у вас появился?». Нужно ли говорить правду, если…

Дочка в четыре года не запоминает буквы

У меня возникли проблемы с обучением второго ребёнка. Девочке четыре года, очень смышлёная, с достаточно развитой и образной речью, хорошей памятью (знает огромное количество стихов), не запоминает буквы. Я уже с полгода бьюсь за то, чтобы она запомнила и назвала первые несколько букв русского алфавита.

Другие разделы:

Здоровье

Питание

Развитие

Воспитание

Детский сад

Покупки

Досуг

Стать отцом совсем легко

Быть отцом, напротив, трудно

V-DOME-DETI.RU

мне нравится

О чем говорят дети?

Рассказываю трёхлетнему Яну, что до того, как он родился, он был совсем маленький и рос у меня в животике. Ян задумался, а потом очень удивлённо спросил:

— И что, когда ты кушала, всё на меня падало?

Последняя активность

Ангелина_5 добавила сообщение в теме «Понравились детские трусики Predo baby, качество+ адекватная цена»

Evgenia добавила сообщение в теме «Понравились детские трусики Predo baby, качество+ адекватная цена»

Елизавета147 добавила сообщение в теме «Организация правильного питания с помощью подушки для кормления.»

Esenya добавила сообщение в теме «Спрей Bago home, поделитесь отзывами»

Дарья963 добавила сообщение в теме «Спрей Bago home, поделитесь отзывами»

Иришик добавила сообщение в теме «Конверт на выписку Chicky — нужны отзывы»

Как научить ребенка говорить Р?

«Как научить ребенка говорить Р? Даст ли эффект проведение дома артикуляционной гимнастики для звука Р? Что делать, если ребенок никак не может научиться  говорить этот звук, хотя другие звуки давно уже произносит правильно?», — эти вопросы волнуют многих мам и бабушек. Хорошо, если рядом есть логопед. А если логопеда нет, то что же – так и оставаться человеку картавым на всю жизнь??? Выход из ситуации есть! Помочь ребенку научиться выговаривать звук Р могут  родители. Главное – использовать правильные и эффективные способы помощи ребенку.

Многие мамы и бабушки, а также педагоги, не имеющие специального логопедического образования, успешно помогли своим детям научиться выговаривать Р, используя методику обучения, разработанную в отечественной методике развития речи. Эта методика многократно использовалась и мной, и  теми моими знакомыми и друзьями, которым я рассказывала о ней. И всегда давала хороший результат.

Вот как я это делаю.

Перед началом занятий — мамам на заметку:

  • Иногда мамы спрашивают: «Как научить ребенка  говорить букву Р? Как научить выговаривать все буквы?» Сразу же хочу  уточнить. Буквы мы пишем, а звук говорим. А это  значит, что мы учим ребенка произносить звук, а не букву. Поэтому сразу же лучше взрослым давать задания малышу грамотно: «Произнеси звук…», но «Напиши букву…».  Это поможет малышу научиться отличать понятия «звук» и «буква», что ему очень пригодится в первом классе.
  • Буква Р обозначает в русском языке два звука – Р (рак, роза) и РЬ (репа, река). Ребенок может правильно произносить слова со звуком р (рак), но неправильно произносить звук рь («лека» или «йека» вместо «река»). А может быть и такое, что ребенок не может произнести ни р, ни рь. Поэтому перед началом наших занятий обязательно понаблюдайте за ребенком и выявите, какой звук у него не получается.Звук Р  — один из самых сложных. Нам вместе с ребенком нужно пройти несколько этапов от его появления в речи до употребления в словах и предложениях. Этапы пропускать нельзя, т.к. каждый из них необходим для эффективного освоения звука. Артикуляционная гимнастика для звука Р подготовит ребенка к постановке звука. И если ее игнорировать, то трудно добиться успеха . Если пропустить последний этап, то  правильное произношение звука Р будет неустойчивым – ребенок будет то картавить, то говорить правильно. А наша задача – сделать так, чтобы  ребенок автоматически, не задумываясь, всегда правильно произносил звук Р в речи.
  • Главное – занятия с дошкольником по звуку Р ВСЕГДА ДОЛЖНЫ БЫТЬ  ЕМУ ИНТЕРЕСНЫ!!! А поэтому мы будем играть с ним!  Для ребенка – это увлекательная игра, а для нас – обучающее занятие.
  • Очень важно заниматься с малышом ежедневно, т.к. для появления и автоматизации звука нужно постоянное повторение.

Артикуляционная гимнастика нужна для подготовки речевого аппарата к произнесению звука Р.  Артикуляционная гимнастика поможет придать языку гибкость, подвижность, научит правильной подаче струи воздуха и заложит основы для дальнейшего правильного произнесения звука Р.

Первый этап состоит из 3 игр-занятий. Максимальная длительность каждого занятия 10 минут.

Первая игра-занятие по звуку Р.

1. «Цоканье». Предложите ребенку отправиться вместе с Вами в путешествие. Но необычное – на конях!!! Мы щелкаем языком, подражая цоканью копыт (т. е. происходит поочередное присасывание и отрыв языка от твердого нёба). Можно устроить соревнование – кто громче цокает или  чей конь быстрее скачет (пробуем освоить быстрый темп цоканья).

2. «Индюк».  На конях мы прискакали на птичий двор. Какие домашние птицы там живут? (Выслушайте предположения ребенка). На нашем птичьем дворе живут  курицы, утки, гуси а еще – индюки!!! Которые говорят вот так!!!  (даём образец выполнения артикуляционного упражнения – быстрое выбрасывание языка между зубами и губами наружу – получается звук похожий на «бл-бл-бл»). А ты так сможешь? (Ребенок пробует подражать индюку).

Если ребенку трудно выполнить упражнение, то предложите ему приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и делать движения широким передним краем языка по верхней губе – вверх – вниз (погладить верхнюю губу). Нужно стараться не отрывать язык от губы. Также следите, чтобы язык «облизывал» верхнюю губу, а не делал движения из стороны в сторону. Сначала выполняются медленные движения, потом темп постепенно убыстряется и добавляется голос, пока не послышится разговор индюка – блблбл.

3. «Прыжки». Для проведения этого упражнения руки ребенка должны быть чистыми. Вам понадобится зеркало. Какой сердитый  индюк!!! Лучше зайдем в дом! А в доме живёт. Догадался кто? (заинтриговать ребенка, выслушать его предположения). В нём живёт Весёлый Язычок! И его домик называется – рот!  Он очень любит… прыгать!!! И прыгает он до потолка!  Посмотри  в зеркало и открой ротик. Найди, где в доме Язычка пол, а где потолок (ребенок находит нёбо-потолок). А на потолке есть бугорки внутри рта за зубами. Попробуй пальчиком их найти (ребенок пальчиком находит альвеолы за зубами, термин «альвеолы» ребенку не говорится). Многим детям нравится, когда альвеолы-бугорки называют «диванчики на потолке», и они смеются тому, как необычно устроен дом Язычка – даже мебель у него не на полу, а на потолке!!! А теперь Веселый Язычок начинает прыгать от пола до «диванчиков на потолке» т.е. щелкать по альвеолам. Обратите внимание – язык должен быть именно на бугорках – «диванчиках», а не за зубами.

4. Дыхательное упражнение «Буря». Пока мы путешествовали, поднялась очень сильная буря. Поставь язычок вверх на бугорки – диванчики (т.е. на альвеолы) и сильно подуй как ветер. Вот так. Взрослый показывает упражнение —  резко дует на ватку или лепесток цветка или тонкую бумажку (заранее их приготовьте), губы в улыбке!!!  (получается дрожание языка и  глухой звук похожий на ТРРРР). Образец звука даёт взрослый, ребенку пока достаточно просто дуть на ватку и пробовать. При этом чем сильнее выдыхаемая струя, тем дальше улетит ватка или другой предмет. Попробуйте устроить соревнование на дальность полёта – это весело и всегда нравится детям!!! Главное в этом упражнении – попробовать добиться дрожания кончика языка у альвеол. Если у ребенка получается шипение – значит язык «убегает» с бугорков, надо его вернуть на место.

Советы по первому занятию:

  • Если упражнения артикуляционной гимнастики для звука Р легко получаются у ребенка, можно переходить к следующей игре-занятию.
  • Если нет – то нужно повторять их раз в день  в течение нескольких дней (можно выделить одно и то же время, например, 5-10 минут перед ужином). Особое внимание уделяйте сложным для ребенка упражнениям.
  •  Хвалите ребенка за усердие и за каждую даже очень маленькую победу.
  • Никогда не сравнивайте его с другими детьми, а сравнивайте с ним же вчерашним (говорите, что конкретно у него сегодня получается лучше, быстрее и т.д.)
  • Однообразное повторение упражнений надоедает ребенку, поэтому меняйте сюжет. Например, можно придумать историю о индюке, который подружился с Веселым язычком. Или историю о лепестке цветочка, путешествующем к разным персонажам занятия.

Вторая игра-занятие по звуку Р.

В начале второго занятия мы повторяем упражнения артикуляционной гимнастики для звука Р первого занятия в течение 4-5 минут ( в виде сказочной истории с новым сюжетом, чтобы это было интересно ребенку) и добавляем к ним новые упражнения (5-7 минут).

 Новые артикуляционные упражнения для постановки звука р:

1.Упражнение «Кучер». Быстро скачет наша лошадка. Как её остановить? Ты знаешь, кто такой кучер? Как он останавливает лошадь? Он говорит «тпр». Попробуешь остановить лошадку? При произношении губного р губы вибрируют, звук получается глухим.

2.Упражнение «Блинчик». Кучер проголодался. Давай его угостим блинчиком.

Маме на заметку: Произношение звука Р требует, чтобы передний край языка был широким. Но многие детям это трудно сделать, их язык всегда узкий. Для того, чтобы помочь ребенку научиться делать язык широким и служит это упражнение.

Взрослый показывает перед зеркалом, как широкий язычок лежит на нижней губе. «Сделай язычок блинчиком, пусть он лежит на тарелке».

Если всё равно ребенку трудно выполнить упражнение, то тогда взрослый предлагает положить язык на нижнюю губу и  пошлёпать язычок губами, чтобы он стал ровным. При этом получается звук «пя-пя-пя», и язык ребенка без всяких усилий становится широким. Во время всего упражнения язык спокойно лежит на нижней губе. Вот какой блинчик, теперь он готов. Давай его положим на тарелку. Ребенок кладет  широкий язык на нижнюю губу.

Мамам на заметку: иногда это упражнение называют «накажи язычок», но лично мне такое название не нравится, и я его никогда не использую – зачем же наказывать язычок, который так старается и так трудится. Лучше угостить его вкусным блинчиком J!

3.Упражнение «Любопытный язычок». Устал язычок и решил в свой домик – рот – спрятаться. Покажи еще раз, какой язычок стал широкий. И теперь широкий язычок медленно подними вверх и отодвинь за зубы в глубь рта (широкий язык поставить за зубы на альвеолы – «бугорки»). Отдохнул язычок в домике и снова  решил выглянуть из домика. Ребенок снова плавно выводит широкий язык на верхнюю губу. Мимо собака бежала, испугался язычок и спрятался снова в дом (медленно убираем широкий язык за зубы). Убежала собака, язычок вышел из домика – плавно выводим широкий язык на верхнюю губу.

При выполнении этого упражнения губы должны быть в улыбке. Просто попросите ребенка улыбаться Вам и веселому язычку!

4. Упражнение «Барабанщик». Любит наш язычок играть в прятки, а еще он любит барабанить. Предложите ребенку побарабанить кончиком языка за верхними зубами по альвеолам со звуком д (д-д-д…). При этом губы в улыбке, а широкий передний край языка находится за верхними зубами. Нижняя челюсть неподвижна.

Давай проверим, громко ли барабанит наш язычок. Поднесите полоску бумаги ко рту ребенка – при правильном выполнении упражнения она будет колебаться при каждом ударе языка.

5.Упражнение «Сорока». Прилетела сорока, села на забор и затрещала «тррррррр». (Язык у альвеол. Язычок широкий как блинчик. Звук произносится сначала шепотом с сильным задуванием воздуха на широкий кончик языка. Потом громче).

Если уже на втором занятии у ребенка получился звук похожий на Р (р проторный) – это здорово! Если нет – не расстраивайтесь,  это произойдет уже совсем скоро! Не забывайте хвалить ребенка. Но мой опыт показывает, что просто слов: «Молодец! Постарался!» недостаточно пятилетнему ребенку. Чтобы вызвать у него желание заниматься нужно каждый раз называть его конкретные достижения: «Уже язычок широкий получился. Скоро язычок научится и вверх подниматься»

Третья игра-занятие с ребенком по звуку Р.

Именно на этом занятии происходит постановка звука Р у детей.

 Упражнения для постановки звука Р:

1.Повторяем упражнения артикуляционной гимнастики для звука Р, которые первоначально вызывали сложность у ребенка. И конечно же придумываем с ними новый сказочный сюжет. К придумыванию сюжета про новые приключения язычка можно подключать детей – они это очень любят! После уже знакомых упражнений выполняем следующие упражнения:

2.Барабанщик (описание упражнения см. выше). Упражнение делать обязательно с проверкой, которая показывает ребенку, правильно ли у него получается. Как мы помним, при правильном выполнении этого артикуляционного упражнения для звука Р полоска бумаги, поднесенная ко рту ребенка, колеблется (при каждом ударе языка).

3. О! Вот оно – долгожданное упражнение, которое помогает выполнить постановку звука Р  у детей. Теперь, когда язычок ребенка стал более подвижным, оно нам поможет! Я его называю «Заведи мотор». Такое название очень любят мальчики. Можете придумать своё название артикуляционного упражнения. Для звука Р характерна вибрация языка, и чтобы ее получить мы будем использовать плоскую ручку чайной ложки или указательный пальчик ребенка. Поэтому руки у ребенка должны быть чисто вымыты!

Попросите малыша поднять широкий язык за верхние зубы на бугорки (он уже это умеет делать). При этом ребенок «заводит мотор машины» — многократно проговаривает звук д – ддддддддддд. В это время нужно подложить прямой правый указательный палец ребенка под кончик языка и начать производить частые колебательные движения справа налево от одного угла рта к другому (если ребенок левша – то левый). От  этого будет слышаться рокочущий звук дддррррррр. Мотор завелся, машина поехала и рычит дрррррррр!

Маме на заметку:

  • Прежде чем проводить это упражнение для постановки звука р с ребенком попробуйте его сделать сами перед зеркалом, чтобы понять механизм получения звука р.
  • Когда рука ребенка привыкнет (и пальчик не будет убегать, и язычок не будет с него соскальзывать) ребенок сможет сам вызывать колебания языка и заводить моторчик – дррррр. Это упражнение очень нравится детям!
  • Когда малыш освоится, можете попросить его  порычать как тигр – ррррр (предварительно заведя моторчик пальчиком) и устроить соревнование – как долго рычит тигр ,чей тигр рычит громче, радостнее, удивленнее, печальнее и т.д
  • Это упражнение желательно повторять два раза в день по несколько минут перед зеркалом, потом и без него. При этом нужно постепенно увеличивать продолжительность вибрации. Сначала дайте ребенку насладиться радостью победы – у него наконец получился звук Р!!! Пусть он продемонстрирует это папе и другим людям, кто его поддержит и вдохновит!
  • Но после этого нужно очень осторожно и постепенно приучать малыша отвыкать от помощи пальчика при произнесении звука Р:
  1. Сначала ребенок произносил дрррр с помощью пальца.
  2.  Затем он начинает помогать пальчиком, а после его убирает, продолжая рычать уже без механической помощи.
  3.  На следующем этапе надобность в пальчике почти отпадает: достаточно поднести пальчик, и уже получается звук р.
  4.   В конце концов чтобы ребенок выговорил звук р уже не требуется помощи пальчика.

Автор видео — Ирина Денисова.

Как сделать так, чтобы повторения упражнения не надоели ребенку и были ему в радость? Для этого нужны игры со звуком Р. О них – в следующей статье.

А сейчас хочу предупредить частую ошибку. Бывает, что родители, желая помочь ребенку, находят в книгах комплексы артикуляционной гимнастики на разные звуки и начинают их смешивать в одном занятии с малышом («для разностороннего развития речевого аппарата и более быстрого эффекта»). Этого делать нельзя! Каждая группа звуков требует определенных конкретных движений и определенного положения органов артикуляционного аппарата! Артикуляционная гимнастика для звука Р включает упражнения, направленные на выработку движений, необходимых именно для звуков Р и РЬ.

О последующих этапах работы над звуком Р Вы можете прочитать в статьях:

Игры со звуком Р.

Автоматизация звука Р: песенки, чистоговорки, видео для детей, игры, игровые упражнения, скороговорки, стихи.

Еще о развитии речи детей Вы можете найти интересную и полезную информацию в статьях рубрик:

Как научить ребенка правильно произносить звук С и другие свистящие звуки

Игры и упражнения для автоматизации звуков С и СЬ в речи детей, скороговорки, чистоговорки — шутки, песенки для речевых  занятий.

Развитие речи ребенка 3-4 лет.

Мир вокруг нас: развивающие задания. речевые игры, задания в картинках, стихи и рассказы для детей.

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

Мой ребенок не может правильно произнести слово, начинающееся с буквы Р — Дошкольники 2-5 лет

  • Логин
  • Присоединиться
  • Школы
  • Дошкольники 2-5 лет

  • Группы
  • Инструменты
  • Контакт

Джаладж

 

Привет,

 

Моему ребенку 5+ лет, он не может правильно произносить слова, начинающиеся на Р, скажем, например — «Рам» и т. д. Раньше он произносил Л, вместо Р, один раз мы все время указывали на него, и он начал произносить это как , я не могу так написать, но давайте посмотрим, как это — хинди слово слова «девушка».. Это ладки, сосредоточьтесь на средней букве хинди слова ладки, и мой ребенок говорит то же самое вместо буквы R .. Пожалуйста, предложите, если у кого-то есть проблема, и они знают правильный подход .. Заранее спасибо

 

с уважением

Джаладж


ппия

 

Я не думаю, что вам нужно беспокоиться об этом. Но я бы посоветовал вам поговорить с педиатром. Она может предложить логопедию, так как у сына одного из моих коллег, которому было шесть лет, была похожая проблема.


лабру

 

Не беспокойтесь открыто, обычно у детей возникают временные проблемы с перекатыванием R в словах, начинающихся с R, но все в порядке, если R стоит в середине слова. простое слово, такое как Rakhi, может произноситься как Wakhi или Lakhi и т. д. Мои 3 года. Раньше так делали, но не сейчас. Дети просто встают однажды утром и решают сказать это правильно.


Привет Джаладж,

Вы очень хорошо объяснили проблему. Итак, наш сын говорит «средняя буква хинди слова ладки» (давайте назовем это « AD ») вместо R . Теперь при произнесении « язык сворачивается, чтобы коснуться нёба, и остается там, но когда вы произносите « AD », язык сворачивается, чтобы коснуться нёба и ударить его.

Так попросите его произнести « R  «, для чего он свернет язык, чтобы коснуться нёба. Затем с помощью пальца попытайтесь удержать его язык в том же положении и попросите его произнести «9».0033 R » снова. Звук будет звучать как » R » вместо » AD «. Заставьте его потренироваться так .

Надеюсь, это поможет. Дайте мне знать, если получится.

Неха


Мания

 

Неха, Вы очень правы.

Даже моя дочь 3+ не говорит R правильно…..

Но она не дает мне дотронуться до ее языка и показать/пощупать ей это «R».

 

Спасибо,

Мани


Привет, Мани,

Да, становится очень трудно, если ребенок не позволяет тебе прикоснуться к языку. Попробуйте продемонстрировать на себе. Ваш ребенок может быть заинтригован, увидев вас, и может попытаться попрактиковаться самостоятельно. Предложите ей попробовать это перед зеркалом.

Всего наилучшего!

Неха


МираГ

 

Привет,

У моей дочери тоже была эта проблема до 4 лет. Я начал играть с ней в игру, которая ей очень понравилась. Игра Р. Раньше я говорил ей слова с R (начало, середина или конец), такие как Река / Кролик или Зеленый / Мантра или Регистратор / звезда и т. д. Ей это нравилось, и она старалась. И вот однажды она вдруг сказала Кролику вместо Лаббита. А потом я сказал ей: «Видишь, ты только что сказала Р!!» Она была так взволнована, а потом весь день мы продолжали повторять слова на букву Р. И вот как она начала катить он Rs.

Всего наилучшего.


Джаладж

 

Привет Мира,

выглядит очень практичным подходом. Я начну делать то же самое, спасибо, что поделились тем же с нами.

С уважением

Джаладж


Мания

 

Неха, ваше предложение сначала попробовать себя перед ней  кажется хорошим. Я попробую.

Также, как сказала Мира, я буду играть в R Game…..


Всего наилучшего вам, Мания и Джаладж!

Neha


 

Все права защищены Copyright © 2008-2022 Parentree

Когда дети говорят свое первое слово?

© 2018 – 2022 Гвен Дьюар, доктор философии, все права защищены

Младенцы издают много коммуникативных звуков, но воркование, бульканье и плач не являются настоящей речью. Когда младенцы говорят свои первые слова? Большинство младенцев к концу первого года жизни могут произнести по крайней мере одно или два слова, но сроки могут значительно варьироваться от человека к человеку.

Например, эксперименты показывают, что младенцы понимают определенные слова — например, названия повседневных предметов — уже в 6 месяцев. А между 5 и 10 месяцами большинство детей начинают лепетать так, как будто это речь.

Могут ли некоторые из этих младенцев использовать звуки речи для общения, соединяя простые слоги (например, «ба-ба») для выражения конкретного значения (например, «бутылка»)? Может быть. Согласно опросу более 1500 семей в Соединенных Штатах, более 50% родителей считают, что их дети произносят свои первые слова к 10 месяцам после родов (Schneider et al, 2015).

С другой стороны, то же исследование показало, что около 25% младенцев еще не разговаривали к своему первому дню рождения. Есть ли у этих детей риск возникновения проблем? Не обязательно. Но если ваш ребенок медлительный, рекомендуется убедиться, что у него есть много возможностей для языковой практики и общения с педиатром.

Вот подробная информация о том, когда дети начинают говорить, и на что обращать внимание, если вас беспокоят задержки в развитии.

Появление «канонического лепета» — когда младенцы тренируются произносить такие слоги, как « ма ма ма »

С самого рождения младенцы издают разнообразные вокализации. Но только через несколько месяцев дети начинают повторять звуки, которые мы признаем настоящими речевыми слогами — слоги, включающие как согласную, так и гласную, например « ма-ма-ма » или « ба-ба-ба ». (Оллер и др., 2001; Оллер и др., 1998).

Когда младенцы быстро смешивают согласные и гласные вместе, как это делают взрослые, это называется «каноническим лепетом» (Oller et al 1999). Возраст начала варьируется от человека к человеку, и разные исследования сообщают о несколько разных тенденциях (Molemans et al 2012). В некоторых исследованиях несколько детей начали канонический лепет до 5 месяцев, а более половины — вскоре после 7 месяцев (van der Stelt and Koopmans-can Beinum, 1986; Fagan, 2009). В другом исследовании большинство младенцев начинали канонический лепет только после 8 месяцев (Nathani et al, 2006).

В целом исследователи ожидают, что большинство нормально развивающихся младенцев начнут канонически лепетать в возрасте от 5–6 до 10 месяцев (Lang et al 2019).; Морган и Рен, 2019). Но независимо от того, когда это началось, канонический лепет — важный шаг вперед: младенцы тренируются в произношении слогов, которые станут строительными блоками настоящих слов.

Где грань между лепетом и первым настоящим словом младенца?

Это сложно. Когда дети учатся говорить, их произношение далеко от совершенства. Они изо всех сил стараются приблизиться к звукам, которые слышат, и результаты могут звучать как бормотание, даже если они намерены использовать свои звуки как настоящие слова. Например, что, если ваш ребенок постоянно говорит « ба-ба », когда ей дают бутылку? Может быть, она сознательно и намеренно пытается сказать «бутылка». Если да, то это слово, хотя и неправильно произносимое.

Итак, вопрос «когда дети говорят свои первые слова?» зависит не только от звуков, которые они издают, но и от того, поняли ли дети , что эти звуки должны означать. Как рано дети взламывают код?

Доказательства того, что даже 6-месячные дети могут понимать определенные слова

Исследователи разработали умный способ проверки понимания слов у младенцев.

Сначала младенцы сидят на коленях у матери лицом к электронному экрану. Затем малышам предъявляют серию изображений — изображений предметов повседневного обихода. У матерей завязаны глаза, поэтому они не могут знать, что именно видят их дети. Но матери носят наушники, чтобы получать инструкции от экспериментаторов о том, что говорить своим детям.

При каждом испытании несколько элементов одновременно появляются в разных местах на экране. И матерей просят сказать что-нибудь — повторить фразу или вопрос, который выделяет один предмет по имени.

Например, если на экране отображаются два элемента — рот слева и яблоко справа — матери можно сказать: «Ты видишь рот?»

Как реагируют младенцы?

Исследователи, тестирующие англоязычные семьи, неизменно обнаруживают, что дети в возрасте 6 месяцев, как правило, больше смотрят на предметы, о которых говорят их матери. Похоже, они понимают многие слова, в том числе имена своих родителей (например, «мама» и «папа»), а также слова, относящиеся к частям тела и еде (Тинькофф и Ющик 19).99; Тинькофф и Ющик, 2012 г.; Бергельсон и Суингли, 2012 г.; Бергельсон и Суингли, 2015 г. ; Бергельсон и Аслин, 2017 г.; Бергельсон и Суингли, 2018 г.).

Результаты могут различаться в зависимости от контекста. Когда младенцы слушают другие, незнакомые голоса, они не всегда демонстрируют одинаковые признаки понимания слов (Steil et al 2021). Также возможно, что некоторые языки детям труднее расшифровывать, чем другие. В одном эксперименте дети, изучающие норвежский язык, не демонстрировали предпочтительного взгляда, пока им не исполнилось 8–9 месяцев, возможно, потому, что норвежский язык является более фонологически сложным, чем английский (Kartushina and Mayor 2019).).

Более того, как и следовало ожидать, многое зависит от того, какие слова вы тестируете. Младенцы с большей вероятностью узнают значение слов, которые их родители использовали в разговоре с ними каждый день. А некоторые ситуации могут быть особенно благоприятными для обучения.

Например, во время еды воспитатели обычно общаются со своими детьми лицом к лицу и могут повторять определенные ключевые слова (например, названия посуды и продуктов питания) в нужный момент — когда дети смотрят на предметы, по имени (Клеркин и Смит, 2019 г. ). Это облегчает детям понимание того, что родители пытаются сообщить.

Так что, если ваш ребенок, кажется, понимает, что означает слово «бутылочка», и говорит что-то вроде «ба-ба», чтобы попросить бутылочку, вполне разумно думать, что он использует слово. Сообщения о раннем использовании слов не распространены, но они существуют. Например, в исследовании, отслеживающем 46 младенцев с течением времени, их англоязычные родители сообщили, что 6 человек произносят слово в возрасте 7 месяцев (Moore et al 2019).).

И даже если ваш малыш не окажется ранним говоруном? Стоит быть открытым к идее, что ваш ребенок готов производить язык. Это потому, что языковые навыки растут , когда взрослые вовлекают младенцев в разговор. (Франк и др., 2021; Ферьян Рамирес и др., 2020; Ферьян Рамирес и др., 2019; Ньюман и др., 2016; Шнейдман и Голдин-Мидоу, 2012). Если мы примем точку зрения, согласно которой наши дети могут использовать слова в более раннем возрасте, это побудит нас предоставить нашим детям богатый, интерактивный язык, необходимый им для развития большего словарного запаса.

Но что, если ваш ребенок еще не говорит? Когда следует волноваться?

Исследователи подчеркивают, что для младенцев нормально немного различаться по времени вехи речи. Как отмечалось выше, недавнее исследование показывает, что примерно 25% младенцев не произносят свои первые слова к 12-месячному возрасту. Но есть рекомендации по выявлению детей, которые развиваются медленнее, чем обычно.

Позднее начало канонического лепета

У нормально развивающихся детей канонический лепет появляется к 10 месяцам. Младенцы, которые не проявляют признаков канонического лепета к концу этого периода, могут подвергаться риску будущих языковых проблем (Lang et al, 2019; Lomander et al, 2017). Так что, если вы не слышите эти слоги к 9 месяцам, это то, за чем вам нужно следить. Поговорите со своим педиатром о своих проблемах и воспользуйтесь возможностью помочь вашему ребенку учиться. Это включает вовлечение вашего ребенка в разговор (как упоминалось выше). Это также включает в себя поощрение попыток вашего ребенка лепетать, имитируя звуки, похожие на речь вашего ребенка (Goldstein and Schwade, 2008).

Отсутствие зрительного контакта и / или трудности с социальным взаимодействием

Задержка речи иногда является ранним признаком того, что у ребенка разовьется расстройство аутистического спектра (РАС), поэтому следует следить за другими потенциальными признаками . Новорожденные дети, у которых позже разовьется аутизм, часто проявляют нормальный интерес к установлению зрительного контакта с теми, кто за ними ухаживает. Но между 2 и 6 месяцами после родов эти младенцы начинают меньше обращать внимания на глаза (Jones and Klin, 2014; Schultz et al, 2018) и проявляют меньший интерес к социальным взаимодействиям (Shen and Piven, 2017).

Нет слов к 13 месяцам

Во всем мире младенцы, как правило, произносят свои первые слова к 11–13 месяцам, и исследования показывают, что у большинства детей к 14 месяцам наблюдается значительное улучшение способности понимать речь (Bergelson and Swingley 2012). Поэтому, если вашему ребенку скоро исполнится 14 месяцев, а он еще не произнес ни слова, рекомендуется проконсультироваться с педиатром.

Своевременное вмешательство может вернуть детей в нужное русло

Если у ребенка отстает речевое развитие, это не всегда означает, что что-то не так. Но если в основе лежит проблема, лучше выявить ее на ранней стадии разработки.  Современные логопеды разработали вмешательства для детей с задержкой речи (Law et al 2003), и чем раньше дети начинают, тем быстрее дети могут добиться прогресса.

Способы поддержки развития речи

Младенцам нужна наша помощь в изучении языка. Подобно взрослым, которые учатся говорить на иностранном языке, детям полезно участвовать в разговоре. Им также полезно, когда мы обращаем внимание на их любопытство и используем вызывающие воспоминания жесты, когда разговариваем с ними. Узнайте больше об этих тактиках и других научно обоснованных способах помочь вашему ребенку учиться в моей статье «Как поддержать развитие речи у младенцев».

Дополнительная информация

Для получения более подробной информации о силе личного общения в обучении детей пониманию и произношению слов см. эту статью.


Ссылки: Когда дети говорят свои первые слова?

Бергельсон Э. и Суингли Д. 2018. Понимание слов младенцами в условиях незнакомого говорящего или измененного произношения. Детский Дев. 89(5):1567-1576.

Бергельсон Э. и Суингли Д. 2015. Раннее понимание слов у младенцев: повторение и расширение. Lang Learn Dev. 11(4):369-380.

Бергельсон Э. и Суингли Д. 2012. В возрасте 6–9 месяцев младенцы знают значения многих нарицательных существительных. Proc Natl Acad Sci U S A. 109(9):3253-8

Бергельсон Э. и Аслин Р.Н. 2017. Природа и происхождение лексики в 6-м возрасте. Proc Natl Acad Sci USA. 114(49):12916-12921.

Брэдшоу Дж., Маккракен С., Пиледжи М., Бран Н., Делеханти А., Дэй Т., Федерико А., Клайман С., Солнье С., Клин А., Уэтерби А. 2021. Раннее развитие социальной коммуникации у младенцев с расстройством аутистического спектра. Детский Дев. 92(6):2224-2234.

Клеркин Э.М. и Смит Л.Б. 2019. Ежедневная статистика предметов и их названий: как начинается изучение слов. Cogsci. 2019: 240-246.

Фаган Мк. 2009. Средняя длина высказывания до слов и грамматики: лонгитюдные тенденции и последствия младенческой вокализации для развития. Джей Чайлд Ланг. 36(3):495-527.

Ферьян Рамирес Н., Литле С.Р., Куль П.К. 2020. Коучинг родителей увеличивает количество оборотов в разговоре и способствует развитию речи младенцев. Proc Natl Acad Sci U S A. 117(7):3484-3491.

Ферьян Рамирес Н., Литле С.Р., Фиш М., Куль П.К. 2019. Коучинг родителей в возрасте 6 и 10 месяцев улучшает языковые результаты в возрасте 14 месяцев: рандомизированное контролируемое исследование. Dev Sci. 22(3):e12762.

Франк М.С., Брагинский М., Юровский Д., Марчман В.А. 2021. Изменчивость и последовательность в раннем изучении языка: проект Wordbank. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

Гарсия Д., Родрикес Г.М., Хилл Р. М., Лоренцо Н.Е., Багнер Д.М. 2019. Речевые навыки младенцев и навыки воспитания детей: рандомизированное контролируемое исследование. Поведение Тер. 50(3):544-557.

Гольдштейн М.Х. и Шваде Дж.А. 2008. Социальная обратная связь к лепету младенцев способствует быстрому фонологическому обучению. Психологические науки. 19(5):515-23.

Jones W и Klin A. 2014. Внимание к глазам присутствует, но снижается у 2–6-месячных младенцев, у которых впоследствии диагностирован аутизм. Природа. 504 (7480): 427–431.

Картушина Н. и Майор Дж. 2019. Знание слов норвежскими младенцами в возрасте от шести до девяти месяцев? Не без дополнительных частотных сигналов. Р. Соц. Открытая наука. 6:180711.

Ланг С., Бартл-Покорный К.Д., Покорный Ф.Б., Гарридо Д., Мани Н., Фокс-Бойер А.В., Чжан Д., Марщик П.Б. 2019. Канонический лепет: маркер раннего выявления поздно выявленных нарушений развития? Curr Dev Disord Rep. 6(3):111-118.

Law J, Garrett Z, Nye C. 2003. Речевые и языковые терапевтические вмешательства для детей с первичной речевой и языковой задержкой или расстройством. Кокрановская система базы данных, ред. 2003(3):CD004110.

Ломандер А., Холм К., Эрикссон С. и Либерман М. 2017. Метод наблюдения показывает, что отсутствие канонического лепета может указывать на будущие проблемы с речью и языком. Акта Педиатр. 106(6):935-943.

Молеманс И., ван ден Берг Р., ван Северен Л., Гиллис С. 2012. Как надежно измерить начало лепета? Джей Чайлд Ланг. 2012 июнь; 39 (3): 523-52.

Мур С., Дейли С., Гаррисон Х., Аматуни А. и Бергельсон Э. 2019. Укажи, иди, поговори: связи между тремя ранними вехами на основе наблюдения и отчета родителей. Дев Психология. 55(8):1579-1593.

Морган Л. и Рен Ю. 2018. Систематический обзор литературы о ранних вокализациях и моделях лепета у детей младшего возраста. Коммуникационные расстройства Ежеквартально 4(1).

Натани С., Эртмер Д.Дж., Старк Р.Е. 2006. Оценка развития голоса у младенцев и детей ясельного возраста. Клин Лингвист Phon. 20(5):351-69.

Ньюман Р.С., Роу М.Л. и Бернстайн Ратнер Н. 2016. Ввод и усвоение информации в 7 месяцев позволяют прогнозировать словарный запас малыша: роль ориентированной на ребенка речи и навыков обработки речи младенцев в языковом развитии. J Child Lang.; 43(5):1158-73

Оллер Д.К., Эйлерс Р.Э. и Бейсингер Д. 2001. Интуитивное определение родителями голосовых звуков младенцев. Наука о развитии. 4:49–60.

Оллер Д.К., Эйлерс Р.Е., Нил А.Р., Шварц Х.К. 1999. Предвестники речи в младенчестве: предсказание речевых и языковых расстройств. J Коммунальное расстройство. 32(4):223-45.

Оллер Д.К., Эйлерс Р.Э., Нил А.Р. и Кобо-Льюис А.Б. 1998. Поздний канонический лепет: возможный ранний маркер аномального развития. Ам Джей Мент Ретард. 103(3):249-63.

Schick J, Fryns C, Wegdell F, Laporte M, Zuberbühler K, van Schaik CP, Townsend SW и Stoll S. 2022. Функция и эволюция направленного на ребенка общения. PLoS Biol.;20(5):e3001630.

Шнейдман Л.А. и Голдин-Медоу С. 2012. Ввод и усвоение языка в деревне майя: насколько важна направленная речь? 15(5):659-73.

Сырник С. и Мейнц К. 2017. Прощай, мамочка. Понимание слов у 9-месячных детей. Бр Дж Дев Психол. 35(2):202-217.

Тинкофф Р. и Ющик П.В. 2012. Шестимесячные дети понимают слова, относящиеся к частям тела. Младенчество. 17(4):432–444.

Тинкофф Р. и Ющик П.В. 1999. Некоторые начальные этапы понимания слов у шестимесячных детей. Психологическая наука. 10(2):172–175.

Шнайдер Р.М., Юровский Д. и Фрэнк М.С. 2015. Крупномасштабные исследования изменчивости детских первых слов. В DC ​​Noelle, DC, R. Dale, A.S. Warlaumont, T. Matlock, CD Jennigs и PP Maglio (редакторы): Материалы 37-й ежегодной конференции Cognitive Science Society, 2210–2115.

Shen MD и Piven J. 2017. Развитие мозга и поведения при аутизме от рождения до младенчества. Диалоги Clin Neurosci. 19(4):325-333.

Шульц С., Клин А., Джонс В. 2018. Неонатальные переходы в социальном поведении и их последствия для аутизма. Тенденции Cogn Sci. 22(5):452-469.

Steil JN, Friedrich CK и Schild U.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *