Содержание
психология, советы. Специфические особенности воспитания и развития детей 3-4 лет. Основные задачи воспитания детей 3-4 лет
Для каждого любящего родителя появление ребенка в семье – огромная радость и безграничное счастье. С каждым годом ребенок растёт, развивается, познает новое, у него вырабатывается характер, происходят другие возрастные изменения. Однако радость родителей порой сменяется недоумением и даже замешательством, которые они испытывают во время неизбежных конфликтов поколений. Избежать их не удастся, а вот сгладить – вполне реально. Особое внимание психологи и педагоги призывают обратить на воспитание и развитие ребенка 3-4 года жизни.
Вопрос, над решением которого работают десятки специалистов
Формирование личности и созревание характера происходит с самого момента появления человека на свет. Ежедневно кроха познает мир вокруг себя, формирует отношения с окружающими, осознает свое значение и место, и параллельно с этим у него возникают вполне естественные желания и потребности. Это развитие не проходит гладко, а критические ситуации и конфликты происходят с определенной периодичностью и имеют схожие моменты в каждом возрасте. Именно это позволило психологам сформировать такое понятие, как возрастные кризисы. Не только молодым родителям, но и считающим себя опытными бабушкам и дедушкам не помешает узнать, в чем заключается воспитание ребенка (3-4 года). Психология, советы специалистов и рекомендации испытавших на себе эти советы помогут сгладить столкновения крохи с представителями взрослого мира.
Проверка родителей на крепость
В возрасте трех и четырех лет маленький человечек – это уже не делающий все по указке взрослых объект, а вполне сформированная отдельная личность, со своими эмоциями и желаниями. Порой эти желания совершенно не совпадают с установленными взрослыми правилами, и, пытаясь добиться своей цели, ребенок начинает проявлять характер, или, как говорят взрослые, капризничать. Повод может быть любой: не та ложка для еды, не тот сок, который хотел минуту назад, некупленная игрушка и прочее. Для родителей эти причины кажутся ничтожными, и единственный выход, который они видят — перебороть желание крохи, заставить его сделать так, как хотят и привыкли делать они. Воспитание детей 3-4 лет порой требует просто невероятного терпения окружающих.
Вашему ребенку три года? Запасайтесь терпением
Осознание себя частью мира не проходит для ребенка гладко, и это вполне нормально. Понимая, что он тоже человек, малыш пытается понять, что же ему в этом мире можно и как ему поступать в каждом отдельном случае. И пробы эти начинаются с проверки на крепость родителей. Ведь если они говорят, что нужно делать, так почему ему, самому главному в семье, не покомандовать? А вдруг послушаются! Он начинает меняться, меняется его мировоззрение, привычки. В это время родители замечают, что их малыш уже не только слушает и плачет, а уже командует ими, требует тот или иной предмет. Этот период называют кризисом трёх лет. Что же делать? Как совладать с самым любимым маленьким человечком и не обидеть его? Особенности воспитания детей 3-4 лет непосредственно зависят от возрастных особенностей развития.
Причины возникновения конфликтов, или Как сгладить кризис
В настоящее время взрослые мало уделяют внимания своим детям: плотный график работы, быт, проблемы, кредиты, важные дела не оставляют возможности просто поиграть. Поэтому ребенок пытается обратить на себя внимание. После нескольких попыток поговорить с мамой или папой он остается незамеченным и, следовательно, начинает баловаться, кричать, устраивать истерики. Ребенок ведь не знает, как правильно построить диалог, и начинает вести себя так, как умеет, чтобы на него быстрее обратили внимание. Именно в понимании потребностей крохи во многом заключается воспитание ребенка (3-4 года). Психология, советы и рекомендации специалистов помогут понять, а соответственно и решить, проблемы, связанные с недостатком внимания.
Так же, как взрослый
Часто родители, сами не желая того, вызывают у ребенка негативные эмоции: заставляют спать, когда хочется играть, кушать «не очень вкусный» суп, убирать любимые игрушки, уходить с прогулки домой. Тем самым у малыша возникает желание навредить взрослым и высказать свой протест. Нравственное воспитание детей 3-4 лет должно проходить при постоянном положительном примере со стороны взрослых.
Терпение – залог успеха
В этот период родители осознают, что их ребенок уже повзрослел, но всё ещё остаётся маленьким и не может сам справиться со всеми задачами. И когда малыш стремится быть самостоятельным, родители то и дело поправляют его, одергивают, поучают. Конечно, он воспринимает критику в штыки и протестует всеми возможными способами. Маме и папе нужно запастись терпением и быть как можно мягче в отношении к ребенку. Воспитание детей 3-4 лет закладывает основу взаимоотношений малышей с окружающими на всю жизнь. Именно от родителей зависит, какими эти отношения будут.
Воспитание детей 3-4 лет
Психология поведения – целая наука, но в отношении детей необходимо изучить хотя бы ее основные принципы.
- Ребенок подражает поведению окружающих его взрослых. Естественно, что в первую очередь он берет пример со своих родителей. Можно сказать, что в этом возрасте кроха все впитывает, как губка. У него еще не сформированы собственные понятия хорошо-плохо. Хорошо так, как ведут себя родители. Если в семье все общаются без криков и скандалов, ребенок тоже выбирает для своего поведения спокойный тон и пытается копировать родителей. Находить общий язык с детьми 3-х и 4-х лет нужно в мягкой манере, ненавязчиво, без повышенных тонов.
- Как можно чаще нужно проявлять свою любовь к ребенку, ведь дети очень чувствительные и ранимые существа. Их капризы, проступки, плохое поведение не должны влиять на степень любви родителей – просто любите и не требуйте ничего взамен. Задачи воспитания ребенка 3-4 лет – это только памятка для родителей, опыт предшественников. Своего ребенка нужно чувствовать сердцем, а не воспитывать так, как написано в книге.
- Не сравнивайте поведение своего ребенка с поведением других детей и тем более не говорите, что он хуже кого-то. При таком подходе может развиться неуверенность в себе, комплексы и замкнутость.
- Ребенок пытается быть самостоятельным, всё чаще от него можно слышать фразу «я сам», в то же время он ждёт поддержки от взрослых и похвалы. Следовательно, родителям нужно одобрять детскую самостоятельность (хвалить за убранные игрушки, за то, что он сам надел одежду, и прочее), но ни в коем случае не идти на поводу у ребенка и вовремя определить границы дозволенного.
- Во время становления характера и взросления ребенка родителям самим важно соблюдать определенные правила, режим дня. Мамам и папам совместно с бабушками и дедушками нужно договориться об одинаковых методах воспитания и не отступать от такой тактики. В итоге чадо будет понимать, что можно ему не всё — нужно подчиняться общим правилам. Основные задачи воспитания детей 3-4 лет определяют их родители, только нужно помнить о важности этого возрастного периода.
- Разговаривайте с маленьким человеком на равных и ведите себя так, как ведете со взрослыми. Не ущемляйте его права, прислушивайтесь к его интересам. Если ребенок провинился, осуждайте его проступок, а не самого ребенка.
- Обнимайте своих детей как можно чаще. По поводу и без повода — так они будут чувствовать себя в безопасности, вырастут уверенными в себе. Ребенок будет знать, что мама и папа любят его, несмотря ни на что.
Будьте готовы к экспериментам
Родителям стоит понять, что воспитание ребенка (3-4 года), психология, советы и рекомендации специалистов – это все очень важно, но также следует определить для самого себя те грани, которые будут дозволены малышу. В возрасте 3-4 лет маленького исследователя все интересует: он может сам включить телевизор или газовую плиту, попробовать на вкус землю из цветочного горшка, залезть на стол. Этот перечень можно продолжать очень долго, трехлетки и четырехлетки достаточно любопытны, и это абсолютно нормально. Насторожиться, наоборот, стоит тогда, когда ребенок не проявляет подобного интереса к окружающему. Однако нужно определить, что ребенок может испытать на себе, а на что будет поставлен категорический запрет.
Хотите что-то запретить? Сделайте это корректно
Сообщать об этих запретах детям надо корректно, без лишней травмы для них. Ребенок должен понимать, когда он переходит границы дозволенного, что ему можно и что нельзя, как вести себя со сверстниками и в обществе. Не устанавливать запреты нельзя, так как милое дитя вырастет эгоистичным и неуправляемым. Но всё должно быть в меру, огромное количество запретов на всё может привести к нерешительности и замкнутости. Необходимо стараться не провоцировать конфликтные ситуации, если малыш видит конфеты, он, конечно, захочет их попробовать. Вывод – уберите их дальше в шкафчик. Или же он хочет взять хрустальную вазу, аналогично – спрячьте. На определенное время уберите особо желанные ребенком предметы, и он со временем забудет про них. Много сил и терпения требует в этот период воспитание ребенка (3-4 года).
Психология, советы и практические рекомендации
Все запреты родителей обязательно должны быть обоснованными, ребенку нужно четко понимать, почему нельзя делать так или иначе.
Можно сказать, что после преодоления кризиса трех лет у детей происходят заметные положительные изменения в характере. Они становятся более самостоятельными, сосредоточенными на деталях, активными, имеют свою точку зрения. Также на новый уровень переходят отношения с родителями, беседы становятся более осмысленными, проявляется интерес к познавательной и предметной деятельности.
Пополняйте запасы знаний
Вопросы, которые задает малыш, порой способны поставить в тупик даже уверенного в своей образованности взрослого. Однако этого малышу показывать нельзя ни в коем случае. Даже самые «неудобные» вопросы нужно воспринимать как нечто само собой разумеющееся и быть готовыми в доступной ребенку форме объяснить все, что его интересует.
Воспитать ребенка – важная и основная задача родителей, нужно суметь вовремя заметить изменения в характере, поведении малыша и правильно отреагировать на них. Любите своих детей, находите время для ответов на все их «почему» и «зачем», проявляйте заботу, и тогда они будут прислушиваться к вам. Ведь от воспитания ребенка в этом возрасте зависит вся его взрослая жизнь. И запомните: сдать практический экзамен на тему «Психология воспитания детей 3-4 лет» без ошибок невозможно, но сократить их до минимума – это в ваших руках.
советы родителям и особенности воспитания
О кризисе трех лет написано и сказано много, тем не менее многих родителей он застает врасплох. Психологи заслуженно называют его важнейшим этапом становления личности, наряду с подростковым возрастом. При воспитании ребенка 3-4 года психология дает советы, призванные помочь членам семьи в преодолении этого сложного периода, они и изложены в этой статье.
Как развивается трехлетний ребенок, почему возникает кризис
В 3 года головной мозг малыша уже хорошо развит, поэтому он может одновременно делать несколько действий, контролировать тело. Эта возможность считается наибольшим достижением ребенка в таком возрасте. Навыки, которыми он сейчас овладеет, останутся навсегда. Происходит развитие крупной, мелкой моторики. Кроху нужно задействовать в домашних делах, отдать в кружок, детский сад.
Происходит активное развитие организма, психики. У карапуза формируется речь, игровые навыки, общение с окружающими, собственное «Я». Кризис возникает из-за скачка в развитии, становления собственной личности.
Малыша больше не устраивает прежнее поведение родителей, он хочет, чтобы с его личностью считались. Близким важно мудрыми и терпеливыми, поскольку от этого зависит характер их ребенка.
Развитие собственного «Я» может длиться от нескольких месяцев до 2 лет. Главный признак скорого кризиса — узнавание своего отражения: если раньше малыш называл себя «Это Кирилл», то теперь скажет — «Это Я».
Перечень главных признаков кризиса представлен:
- негативом;
- упрямством, строптивостью;
- своеволием;
- деспотичным поведением;
- обесцениваем взрослых;
- истерическими припадками.
Некоторые особенности развития
Интересно, наблюдать на детских площадках разные стили воспитания и взаимодействия между мамочкой и ребенком. Одна мать слишком строга, а другая совершенно не замечает неправомерных действий отпрыска. Почему так происходит? Ребенок, конечно, чистый лист на котором можно нарисовать то, что тебе нужно, но родив сама, я кардинально изменила мнение.
Многое зависит от темперамента крохи, его матери.
Гиперактивного малыша сложно удержать на месте, родители выматываются, сетуют на активность и неусидчивость. Но могу вас обрадовать немного. Сам диагноз гиперактивность ставит психиатр довольно редко, а излишняя подвижность, нетерпеливость проходят сами, к подростковому возрасту. Важно приучить непоседу к режиму, чтоб ребенок научился планировать свое время. Некоторые особенности развития детей 2-3 лет:
- Малыш познает мир с помощью подражания. Взрослый – эталон. Не спрашивайте, откуда вдруг ЭТО взялось (жест или действо). Все от вас, дорогие родители.
- Ведущий вид деятельности – с предметами (кроха потянется к сверстникам ближе к 3-х летнему рубежу). Помогайте своему ребенку открывать новое, показывайте, что можно делать с предметами.
- Активное развитие речевой функции. Если до 18 месяцев речь формируется достаточно медленно, то после 2 лет малыш может осознанно выполнять сложные действия по команде взрослого. Пассивный словарный запас расширяется стремительно. Кроха проявляет интерес к беседе взрослых, вслушивается, пытается понять, о чем речь.
- В этот возрастной период ребенок постепенно учится овладевать теми нормами поведения, которые приняты в обществе.
- Действия ребенка непроизвольны, спонтанны, он не планирует заранее отобрать у кого-либо игрушку, это решение приходит к нему вдруг. Дети еще не способны спланировать свои действия.
- Кроха начинает активно пользоваться мимикой в общении со сверстниками и взрослыми.
- Познает свое тело. Изучает его свойства в разных положениях.
Чадо легко заряжается чувствами других детей, если кто-то рядом будет плакать и ваш малыш может громко закричать. Но сопереживать, ставить себя на место другого, он еще не умеет.
Значение родительского запрета
Запрет —граница для ребенка, поставленная родителями для его блага. Запретнаделен важной воспитательной функцией— он формирует в детском сознании восприятие действительности. Карапуз учится понимать, когда нужно прекратить капризничать, как себя вести с другими людьми.
Конечно, дети не в восторге от родительских запретов, могут злиться и обижаться, но взрослым нужно понимать, что эти рамки играют важную психологическую роль в правильном воспитании чада. Благодаря им, мальчики и девочки 3-летнего возраста чувствуют родительскую заботу, успокаиваются и начинают привыкать к дисциплине.
К сожалению, в наше время актуальна проблема, когда родители, «выросшие» на многочисленных запретах, очень много позволяют своему малышу. С возрастом у ребенка выработается серьезная зависимость к манипуляции и провокации, инфантильность, капризность.
Вторая, очень серьезная родительская ошибка — злоупотребление запретами. Результат такого воспитания: робкая, несмелая и нерешительная личность, которая перед принятием решения будет советоваться с родителями.
Чтобы не столкнуться с вышеперечисленными проблемами, родителям нужно обосновывать запрет. Карапузу важно понять, почему запрещено совершать определенные поступки.
На основе первопричин, запрет бывают осознанным, неосознанным.
Осознанный запрет
Предполагает родительскую защиту ребенка от неприятных явлений. К примеру, не разрешив скушать мороженое или выпить холодный сок, мама защитит малыша от ангины.
Также сюда относят запреты, помогающие развить в крохе понятие дисциплины. Если их не использовать, есть риск, что для ребенка капризы, истерики и стремление манипулировать станут привычными явлениями.
Еще одна причина осознанного запрета— привычка. Родители малыша невольно копируют воспитательные методы своих родителей и запрещают своим детям тоже, что в детстве запрещалось им.
Неосознанный запрет
Взрослые прибегают к неосознанным запретам по таким причинам:
- Под ними скрывается переживание, обида, раздражение.
- Зависть. Не разрешая что-то, родитель может невольно вспоминать детские годы и сопоставлять с жизнью своего малыша. Дефицит красивых игрушек, одежды может провоцировать зависть, которая выльется в неосознанный запрет.Этот запрет не оказывает защитную, воспитательную функцию.
- Тревога. Чрезмерная забота родителей часто может навредитькарапузу. Например, он хочет завести кота или собачку. Заботясь о домашнем питомце, он поймет, что такое ответственность, долг, дисциплина. Но родители могут посчитать, что питомец может укусить ребенка. В итоге, крохе отказывают.
Подытожив, можно сказать, что родителям нельзя:
- использовать осуждающий тон;
- запрещать любимое занятие;
- злоупотреблять запретами.
Необходимость самостоятельных решений
В возрасте трех лет чадо желает быть самостоятельным. Разрешите ему какое-нибудь дело выполнять самому, научите ребенка помогать по дому. Позвольте ему, например, поливать домашние растения или раскладывать на обеденном столе ложки. И пускай цветок завянет, а вместо столовой ложки будет принесена чайная, главное, что у вас уже самостоятельный ребенок и делает все сам.
Не высмеивайте детские вкусы, если карапуз надел фиолетовые джинсы, оранжевую рубашку и зеленую кепку. Зайчику важно, чтобы его выбор оценили папа и мама, а ощущение вкуса появится со временем.
Предоставьте чаду право выбора. Советуйтесь с ним насчет завтрака, того, какую книгу он бы предпочитал послушать, с каким ведерком он пойдет гулять. Разрешите ребенку принимать личные решения.
Темперамент малыша
Не секрет, что малыши по-разному относятся к запретам: кто-то спокойно, кто-то балуется, а некоторые стают просто неуправляемыми. Психологи доказали, что нет смысла применять одинаковый подход, поскольку у каждого ребенка свой темперамент. Учитывая это, найти общий язык можно даже с проблемным ребенком.
Если при воспитании малыша игнорировать его темперамент, это может стать причиной не только непослушания и многочисленных проблем, но и полной деградации личности.
Доказано — если в детские годы человек часто страдал от ругательств и побоев, он более склонен к алкоголизму, наркотикам. Таким людям сложно общаться с ровесниками.
В 3-4 года у ребенка уже начинает проявляться темперамент и формируется его поведение. Психологи напоминают о важности различения понятий «темперамент» и «характер». Первое — это тип нервной системы, данный природой, второе— это воспитание, с помощью которого можно возместить минусы темперамента.
Выделяют четыре типа темперамента.Рассмотрим каждый из типов более детально.
Сангвиник
Такого малыша нетрудно воспитывать, поскольку он всегда в хорошем настроении. Типичные признаки сангвиника:
- отсутствие перепадов настроения;
- подвижность, стремление к общению;
- хорошая нервная система, высокая самооценка;
- хороший сон, быстрое пробуждение.
Сангвиники хитрые — они никогда не будет делать то, что не нравится. Родителям нужно быть осторожными, не верить безоговорочно во все, что ребенок говорит.
Чтобы научить сангвиника порядку и дисциплине, родителям нужно объяснять ему спокойным тоном, не кричать. Также не рекомендуется перехваливать сангвиника, поскольку это может спровоцировать «звездную болезнь».
Меланхолик
Он остро нуждается во внимании. Малыши с таким темпераментом отличаются восприимчивостью, легко расстраиваются, обижаются. Крик взрослого для них равноценен физическому наказанию. Меланхолики наделены:
- чувствительностью;
- быстрой утомляемостью;
- сложной адаптацией к новым условиям.
Родителям меланхолика нельзя наказывать его за медлительность, стыдить при окружающих.
Флегматик
Такой ребенок отличается:
- безэмоциональностью;
- медлительностью;
- способностью спать больше 9 часов.
На основе такой характеристики родителям не рекомендуется словесно разъяснять требования ребенку, пассивно проводить с ним время. Чтобы в будущем малыш не вырос инертным, его нужно задействовать в активных играх и показывать на своем примере, как нужно вести себя.
Холерик
Ребенок с таким темпераментом — вечный двигатель. Ему нужно постоянно быть в движении, но он редко что завершает.
На фоне других холерик выделяется:
- эмоциональностью;
- подвижностью и шумностью;
- тревожным сном.
Если не заниматься холериком, из него вырастет чрезмерно эмоциональная, агрессивная и асоциальная личность. Чтобы он начал слушаться, с ним нельзя быть агрессивным и чрезмерно опекать. Если холерик начинает плакать или кричать, родителям нужно разговаривать спокойным тоном. Главная задача взрослых— быть уравновешенными в конфликтах с ребенком.
В каждом карапузе смешивается 2 темперамента. От воспитания зависит, какой тип будет доминирующим.
Особенности поведения
Мамы могут продолжать жаловаться, что их малыш засыпает плохо, по часу, долго вертится в кроватке, а ночью кричит во сне. Придумайте ритуал, после которого кроху кладете в кровать. Избегайте активных, подвижных игр перед сном. Поите чаем с ромашкой, мятой или мелиссой. Сон постепенно наладится и к 2,5-3 годам придет в норму. Возможно вы ложитесь слишком поздно и ребенок уже переутомился. У нас было именно так. После того, как мы стали ложиться на час раньше, стали засыпать без истерик.
Особенности поведения заключаются в непослушании, частых истериках, криках, противостоянии и упрямстве. Это признаки кризисного периода 3 лет. Кризисные периоды необходимы для крохи, основные задачи развития – не навредить, а помочь пройти этот сложный путь без потерь.
Также в этот период ребенок может отказываться кушать самостоятельно, о том, как это прежить и как приучить малыша кушать самому я уже писала ранее.
Трудности воспитания
Родителей часто шокируют перемены с их крохой. У него начинает меняться вкус, ранее любимые игры раздражают. Малыш может спорить с взрослыми и делать назло. Часто бывает, что ребенок хочет что-то сделать, но не делает. Чаще проявляются истерики на показ.
Наверняка каждый из нас видел, как ребенок начинает сильно плакать и топать ногами в публичном месте, требуя удовлетворить его желание. Такую ситуацию усугубляют осуждающие слова окружающих. В итоге, маме/папе приходиться выполнить каприз малыша. Если не предпринимать ни каких мер, малыш будет манипулировать взрослыми при любой возможности.
Но со строгостью тоже нужно быть крайне осторожным. Родителям нельзя «блокировать» любое естественное проявление малыша своими криками. Если постоянно кричать на ребенка, он перестанет хотеть что-то делать и решит, что лучше всего быть спокойным и сидеть на месте. Если он не будет чувствовать родительской любви, то приучится к выученной беспомощности.
Изучая психологические особенности характера детей 3-4 лет, психологи пришли к выводу, что сочетание строгой мамы и доброго папы негативно сказывается на ребенке. Малыш начинает принимать сторону, которая ему удобна в определенный момент.
Некоторые родители считают вполне нормальным втягивать малыша в супружескую ссору, заставлять принять сторону одного из родителей. Чтобы не потерять близких, карапуз может выбрать 2 модели поведения:
- Старается быть хорошим и послушным, испытывая постоянную тревогу.
- Специально балуется, чтобы близкие сплотились вокруг него.
Развод родителей крайне негативно сказывается на психологии детей 4–5 лет. Если он видит, что между родителями нет любви, и они живут вместе ради него, ребенок начинает страдать от неосознанного, глубочайшего чувства вины. Родителям важно понимать, что дети такого возраста понимают больше, чем думают взрослые.
Памятка для трудных ситуаций
Чтобы не теряться в критической ситуации, надо держать в памяти такие полезные советы: чего точно не стоит делать, а что, наоборот, поможет добиться успеха.
Неэффективно: | Эффективно: |
Не кричите на ребенка. Крик пугает малыша и дезориентирует. Основатель семейной терапии Вирджиния Сатир предлагала такое упражнение: сядьте на корточки, поднимите голову и смотрите вверх, затем пусть кто-то, стоящий рядом в полный рост, будет громко кричать на вас. Так вы поймете, что испытывает ваш сын или дочь в подобной ситуации. | Присядьте рядом на корточки, установите контакт глазами. Скажите маленькому, что у него есть время покричать, если хочется, и что для вас главное, чтобы он стал чувствовать себя лучше. |
Не отменяйте запрет. Если идете на поводу у ребенка или боитесь истерики, вы делаете ему хуже, закрепляя манипулятивное поведение. | Обеспечьте безопасность места, где находится ребенок. Уберите то, обо что он может ушибиться или пораниться. Посидите рядом, покажите, что расстроены таким поведением, но все равно любите его. |
Не применяйте к ребенку грубую силу и не шлепайте его. | Телесный контакт, близость очень важны. Обнимите, погладьте по голове, начните тихим голосом рассказывать любимую сказку или шептать что-то приятное. |
Не стесняйтесь своего ребенка перед другими людьми. Никогда не показывайте, что мнение посторонних людей о нем важнее, чем ваше собственное. Ваша задача — помочь малышу пройти кризис, а не взрастить в нем чувства вины и стыда. Также нельзя сравнивать его с другими, ставить других детей ему в пример. | Постарайтесь выяснить, что вызвало истерику, и договориться, что причина будет устранена. Когда ребенок успокоится, расскажите ему о плохих последствиях такого поведения: разбросанные игрушки, расстроенные родители. Если дело происходит дома, можно выйти на время из комнаты — отсутствие зрителей зачастую помогает успокоиться. |
Как правильно выйти из кризиса
Родителям важно понимать, что происходящие изменения в поведении ребенка — естественный процесс, на который ничто не может повлиять. Во время кризиса у малыша:
- развивается речь, воля и самостоятельность, творческие способности;
- наблюдается подражание старшим;
- развивается социализация;
- формируется базовое понятие ощущения безопасности.
В три годика малышу открываются границы между собой и окружающим миром, он учится различать разрешенное и запрещенное. В это время родителям важно объяснить ребенку, что он должен уважать других, уметь сочувствовать.
Если трехлетнего ребенка отдают в садик, его социализация происходит намного быстрее. Если наблюдаются проблемы в общении с другими детьми, родители должны объяснить ребенку, почему нужно делиться с другими, а когда можно отказать.
Если малыш хочет самостоятельно что-то сделать, не запрещайте. Таким образом, он учится оценивать свои возможности и привыкать к самостоятельности.
Также в это время важно прививать навыки гигиены: аккуратно кушать, мыть ручки, чистить зубки, одеваться.
Полезные советы родителям
- Ребенок в этом возрасте стремится все делать самостоятельно, хотя умений у него для этого практически нет. Родителям важно в этом случае позволять малышу делать все самому, даже если четко понимают, что сделать это ему будет тяжело. Личный опыт – самый лучший учитель. Необходимо запастись терпением, наблюдая за его действиями, на выполнение этого задания нужно выделить ему больше времени, чем на это тратит взрослый. Не забудьте похвалить малыша, когда у него это получится, какой он все-таки молодец, что вы гордитесь, что он уже вырос.
- Бывают моменты, когда ребенок начинает упрямиться, настаивая на своей просьбе. Делает это он не потому, что ему так сильно этого захотелось, а потому, что он принял такое решение. Лучшее решение в этом случае – предложить альтернативу взамен, не настаивая, выждать несколько минут, пусть маленький упрямец сам примет решение.
- Порой малыш поступает наперекор не только родительскому желанию, но и собственному стремлению, потому что это не его личное решение, а его об этом просят родители. Поэтому лучше вместо приказа: «Пошли гулять!», можно просто спросить малыша о его личном желании: «Маленький, мы сегодня идем гулять?». Тут можно применить маленькую хитрость, задав малышу вопрос, любой ответ на который будет вас полностью устраивать. Например: «Мы пойдем гулять сегодня на аллею или в парк?»
- Бунт на корабле – это своего рода протестная реакция на родительское давление, бурная детская энергия все равно выходит наружу в виде сильных истерик и вспышек гнева. Конечно же, это своего рода разрядка, но вместе с ней малыш получает сильный стресс, понижающий иммунные свойства детского организма. Поэтому, когда малыш зашелся в истерике, лучше ее спокойно переждать, а потом объяснить, как нужно вести себя правильно в этой ситуации, не старайтесь сделать это, когда малыш бьется в истерике, это бесполезно, таковы особенности хрупкой психики человека.
Оставить комментарий
Использование положительного примера для воспитания
Пережив кризис, важно понимать, что ребенок — отдельная индивидуальная личность, которая стремиться познать мир, стать самостоятельной. Мамам и папам важно находить компромиссы в воспитании малыша, пытаться сохранить его доверие, не рвать эмоциональный контакт.
Английская поговорка гласит, что воспитание ребенка начинается с воспитания родителей, поэтому близкие своим поведением должны подавать крохе положительный пример.
Роль детского сада
Во-первых, это уже коллектив подобных малышу созданий. И эту толпу детишек воспитатели условно делят по половым принадлежностям. Обучение происходит играми, девочек привлекают хозяйственной частью, посудка и т. д., Мальчиков машинками и тому подобным. Но есть и совместные занятия. Это обязательно. А решаются тут задачи такого плана.
- Большую роль отдают патриотическим аспектам. Словарный запас крохотули уже больше 1,5 тыс. слов. Он способен запоминать и логически рассуждать. Любовь к Родине зарождается с любви к семье и близким людям.
- Нравственность. Привить маленькому существу сострадание к другим, прощание обид, доброту очень важно на раннем этапе.
- Сенсорика. Дошколёнок должен знать значения предметов на ощупь: твёрдое ― мягкое, горячее ― холодное. Интересным упражнением является смешивание красок между собой. Кроме того, что это изучение цветов, дитя поражается, узнав, что так можно получить совершенно новый цвет. Такое ориентирование в пространстве помогает тренировать логику и мышление.
- Развитие физической активности учит правильному поведению в коллективе. Да и здоровье укрепляет! В каждом саду перед завтраком обязательна зарядка. Все детишки любят помахать ручками и ножками. Это вызовет только положительные эмоции.
- Бережное отношение к природе. Об этом я уже говорила. В дошкольных учреждениях этому тоже уделяется внимание и большое. Обучение бережливости и аккуратности неотрывно связано и с патриотизмом, добром, любви к близким.
Вообще, воспитатели должны проводить собрания по этому поводу. Доносить до родителей, как правильно направить малыша в нужное русло. Но к сожалению, в большинстве садов собрания проходят только по причине «собрать деньги»! Но, конечно, это не значит, что с Вашим чадом там не занимаются. Четырёхлетний карапуз, если что, сам доложит, что там делают они в своей группе и во что играют. Благо, сообразительности и набора слов уже хватает!
Детская регрессия: что это такое и как вы можете поддержать своего малыша
Если вы заметили, что ваш ребенок сделал гигантский скачок вперед (например, наконец освоил приучение к туалету!) только для того, чтобы затем сделать шаг назад (отказ от использования туалет!), вы не одиноки. Регрессия распространена у растущих детей, особенно у малышей. Мы поговорили с Нэнси Клоуз, доктором философии, доцентом Детского исследовательского центра Йельской школы медицины и заместителем директора Йельской программы дошкольного образования, о том, что вызывает регрессию и как вы можете помочь своему ребенку преодолеть ее.
Что такое регрессия? Что вызывает это?
«Мне нравится сочетать регрессию с идеей прогресса», — говорит Клоуз. «У большинства детей есть очень сильное стремление двигаться вперед в своем развитии (прогресс). В детях есть естественная энергия исследовать, манипулировать и осваивать свой мир».
Однако вместе с радостью от возможности заниматься чем-то новым приходит и стресс. Например, ребенок, который учится ходить, может быть в восторге от нового навыка, которым он овладел, но может также осознавать, что мама и папа теперь далеко или что он может упасть.
«Поэтому, когда эти камни преткновения встречаются на прогрессивном пути развития, это может быть очень подавляющим и вызывать у детей своего рода регресс», — объясняет Клоуз.
Как выглядит регрессивное поведение?
Регрессия может быть разной, но в целом она проявляется в более молодом или нуждающемся образе. Вы можете увидеть больше приступов гнева, трудности со сном или едой или возвращение к более незрелым способам разговора. Если ребенок добился чего-то, например, самостоятельного одевания, вы можете заметить потерю некоторых из этих навыков. «Внезапно ваш ребенок не может делать то, что он мог делать раньше», — объясняет Клоуз.
Когда происходит регрессия?
Регрессивное поведение обычно наблюдается у малышей и дошкольников, но на самом деле это может произойти в любом возрасте — даже у младенцев и детей старшего возраста. Если у младенца есть регрессия, она не обязательно может быть столь очевидной. Ребенок может быть немного более прилипчивым, его нужно больше кормить, он может быть немного более плаксивым или плакать чаще, чем обычно.
Распространена ли регрессия?
Будьте уверены, регрессия — обычное дело. На самом деле, этого следовало ожидать, и это очень полезно для дальнейшего развития — думайте об этом как о способе вашего ребенка подготовиться к тому, чтобы взять на себя большую ответственность. «Я вижу некоторых детей, которые могут регрессировать прямо перед тем, как они собираются совершить большой скачок вперед, или они регрессируют сразу после того, как совершили скачок вперед», — говорит Клоуз. «Я думаю, что дети различаются по тому, что вызывает у них регрессию, и по тем регрессивным паттернам, которые они проявляют. Обычно родители узнают, как ваш ребенок движется вперед, а затем ему нужно немного отступить». Регрессия также очень распространена, когда дети приспосабливаются к новым ситуациям, например, становятся старшими братьями и сестрами или впервые идут в дошкольное учреждение.
Как родители могут помочь своим детям во время регрессии?
Успокойте своего ребенка. Дайте им знать, что они в безопасности и поддерживаются. Попытайтесь показать им, что вы замечаете регрессивное поведение, не стыдя их. Клоуз предлагает попробовать следующее: «Ты учишься делать так много больших мальчишеских вещей. Это такая тяжелая работа. Иногда тебе кажется, что тебе нужна моя помощь».
Игра также может быть полезным инструментом для преодоления сложных чувств. «Игра воображения и символическая игра — это средства, которые дети используют для развития своего языка, мышления и представлений о мире. В социальном и эмоциональном плане это дает им возможность выразить некоторые вещи, с которыми они борются и для которых у них не всегда есть слова», — говорит Клоуз. Наблюдая за своим ребенком, когда он играет и играет с ним, вы можете многое узнать о том, что происходит с вашим ребенком.
Иногда вашему ребенку может потребоваться регрессия на какое-то время. Важно быть обнадеживающим, но также иметь ожидания и устанавливать ограничения. «Узнать, что они не властелины мира, очень важно для малышей! Это вызывает много истерик», — говорит Клоуз. «Не отталкивайте их. Помогите им найти адаптивные и соответствующие возрасту способы выражения некоторых из этих более сложных чувств». Сядьте с ними, помогите успокоить и успокоить их и поразмышляйте о том, что они чувствуют. Например: «Ты был так зол, что твоя подруга не дала тебе игрушку, а потом ты ее толкнул. В следующий раз, может быть, ты попросишь очередь и попросишь своего учителя помочь тебе».
Когда родители должны быть обеспокоены?
Некоторые регрессии могут длиться несколько недель, но это зависит от ребенка к ребенку. Обычно, если вы можете точно определить, что может происходить, и оказать детям поддержку, они смогут справиться с этим. Если вам кажется, что это длится дольше, чем вы думаете, около двух-трех недель, Клоуз рекомендует обратиться к лечащему врачу вашего ребенка. «Дети так мотивированы двигаться вперед в развитии, поэтому, если этой мотивации нет, я бы беспокоился. Но в основном, когда речь идет о регрессии, подходящей для развития, я думаю, что она недолговечна».
Нэнси Клоуз, доктор философии, доцент Йельского центра изучения детей; Заместитель директора Йельской программы дошкольного образования; Преподаватель психологии и клинический директор MOMS Partnership® и Йельской программы развития родителей и семьи. Она мать двоих детей и бабушка двоих детей.
Интервью и статья Мэнди Рич, автора цифрового контента, ЮНИСЕФ
Социальное и эмоциональное развитие — детская терапия Kamloops
Дошкольные вехи
(игра с другими, контроль над эмоциями)
Эта область развития включает в себя обучение взаимодействию с другими людьми, а также понимание и контроль собственных эмоций. Младенцы начинают развивать отношения с окружающими их людьми с самого рождения, но процесс обучения общению, обмену и взаимодействию с другими людьми занимает много лет. Развитие способности контролировать свои эмоции и поведение также является длительным процессом. Дети продолжают развивать свои социально-эмоциональные навыки в подростковом возрасте или даже в юношеском возрасте.
Ниже приведены некоторые типичные этапы развития социально-эмоциональных навыков. После каждой возрастной группы вы можете найти некоторые «красные флажки», которые могут указывать на проблему.
См. также коммуникативные навыки для получения дополнительной информации о раннем развитии, поскольку речевые и языковые навыки очень важны для эффективного социального развития.
В возрасте от 3 до 4 лет ваш ребенок будет:
|
|
Настораживающие признаки социально-эмоционального развития (4 года)
Если вы заметите некоторые из следующих вещей к тому времени, когда вашему ребенку исполнится 4 года, вы можете поговорить со своим врачом или другим специалистом в области здравоохранения, например: как психиатр, логопед, эрготерапевт или психолог.
|
|
В возрасте от 4 до 5 лет ваш ребенок будет:
|
|
Настораживающие факторы социально-эмоционального развития (5 лет)
Если вы заметите некоторые из следующих вещей к тому времени, когда вашему ребенку исполнится 5 лет, вы можете обратиться за помощью к своему врачу или в другое медицинское учреждение. профессионала, такого как психиатр, логопед, эрготерапевт или психолог.
|
|
Если вы беспокоитесь о своем ребенке в любом возрасте, пожалуйста, свяжитесь с нами, чтобы поговорить со специалистом. Вы также можете в любое время обратиться в наш центр.