Содержание
Развитие детей на втором году | Мамоведия
На 2-м году жизни в развитии ребенка выделяют 4 возрастных периода: от 1 года до 1 года 3 мес, от 1 года 3 мес до 1 года 6 мес, от 1 года 6 мес до 1 года 9 мес и от 1 года 9 мес до двух лет.
Развитие ребенка определяется степенью понимания речи взрослого («понимаемая» речь), развитием речи самого ребенка («активная» речь), умением ориентироваться в величине, форме окружающих предметов (восприятие), развитием навыков самостоятельности в движениях, игре и т. д.
В каждом квартале жизни ребенок умеет делать лишь то, что позволяют ему возможности его организма в этом периоде.
Так, к 1 году 3 мес у ребенка накапливается запас понимаемых из речи взрослого слов, он легко находит знакомые предметы по их названиям (мишку, ложку и т. д.), а к 1 году 6 мес малыш способен различать предметы, сходные по своим признакам, и тоже находит их по вашей просьбе (несет всех мишек — пластмассового, мягкого, маленького и большого, находит ложки — столовую, чайную, игрушечную, десертную).
В 1 год 9 мес он понимает ваш несложный рассказ по картинке в книжке и может ответить на простые вопросы, а в 2 года рассказ будет ему понятен без показа картинки.
Для родителей важно создать соответствующие условия в семье для нормального развития ребенка. К этим условиям, помимо питания, режима дня, ухода, закаливания, наличия игрушек соответственно возрасту, относится еще и обучение ребенка всем необходимым правилам поведения.»
Ребенок, которого правильно обучают в процессе воспитания, всегда жизнерадостен, активен, охотно выполняет требования и пожелания взрослого.
Родители должны внимательно относиться к просьбам малыша, и если она вполне выполнима, то ее следует удовлетворить. В тех случаях, когда ребенок просит то, чего нельзя давать, надо спокойно отказать ему и постараться тут же отвлечь внимание, переключить на другую деятельность.
Родители допускают большую воспитательную ошибку, когда сначала отказывают в чем-то ребенку, а потом разрешают, уступая крику и слезам. Таким путем ребенок легко привыкает добиваться удовлетворения своих капризных желаний.
Еще одна ошибка родителей — это обещать детям то, чего они никогда не смогут выполнить. Такие «обещания» подрывают родительский авторитет.
Грубое обращение, обман, окрики, выговоры, наказания, запугивания делают ребенка нервным.
С малышом надо разговаривать спокойно, стараться, чтобы он понимал вашу речь, ласковые и дружелюбные интонации вашего голоса должны привлекать его внимание.
В течение 2-го года жизни особенно быстро развивается активная речь ребенка. При общении с ним родителям надо побольше рассказывать о том, что окружает малыша. Называйте предметы, действия с предметами, показывайте и называйте свойства предметов.
Ребенку в возрасте 1 года 6 мес можно задавать вопросы «кто это?», «что это?».
На прогулку ребенок может взять лопатку, совочек, ведерко для игры с песком, со снегом и т. д.
С малышом уже можно играть в прятки, догонялки, читать ему стихи-потешки, слушать музыку, показывать книжки . с картинками, на которых изображены игрушки, животные, машины.
Для ребенка следует определить постоянное место, где бы он мог играть. В этом уголке нужно поставить детский стол и стул, ящик для игрушек, можно повесить полочку для книжек, разместить комнатный спортивный инвентарь.
Помните: все время, свободное от еды и сна, ребенок должен быть занят игрой. Причем игру малыша надо организовывать и направлять таким образом, чтобы приучить в дальнейшем играть самостоятельно.
От 1 года до 1 года 3 мес
В этом возрасте ребенок хорошо ходит, сам встает, садится, осмысленно занимается игрушками. Он любит общество взрослых, проявляет чувство любви к близким, ласков.
У ребенка появляется большой познавательный интерес к окружающему миру — предметам, вещам, игрушкам. Он разглядывает их, трогает, берет в рот, пробует на зуб, на вкус.
Малыш продолжает расти, в этом возрастном периоде средняя масса тела мальчика составляет 11 465 г ± 1 300 г, рост 79,4 см ± 3,6 см, средняя масса тела девочки — 10 520 г ± ±1 275 г, рост 76,7 см ± 3 см.
Важно, чтобы росту соответствовала масса тела ребенка — в таких случаях говорят о гармоничном физическом развитии.
За этими и другими показателями следит участковый детский врач. В течение 2-го года жизни ребенка следует показывать детскому врачу в поликлинике не реже 1 раза в квартал.
Ребенок понимает много слов из речи взрослого, и запас их постоянно растет. Малыш легко подражает часто слышимым словам.
В игре воспроизводит действия, которые вы ему показывали, сопровождая их лепетом или отдельными облегченными словами, возгласами, проявлениями положительных эмоций.
Во время бодрствования или прогулки ребенок может довольно долго ходить, не проситься на руки, не присаживаться. В процессе ходьбы часто меняет положение туловища — приседает, наклоняется, бежит, поворачивается, пятится, останавливается.
За едой, если вы его учили этому, малыш умеет самостоятельно есть ложкой густую пищу. Правда не всегда еще аккуратно, но уверенно подносит ложку с пищей ко рту.
От 1 года 3 мес до 1 года 6 мес
Ребенок уже вполне хорошо ходит, умеет перешагивать приставным шагом через препятствия, понимает много слов из речи взрослого, но сам говорит пока мало. Его речь состоит в основном из облегченных детских слов «би-би», «ав-ав», «ля-ля» и т. п.
Вы, наверное, заметили, что малыш может подолгу заниматься с игрушками каким-то видом деятельности — это очень хорошо, так как в основе его психического развития лежит именно игровая деятельность. В ходе ее у ребенка развиваются движения рук, а в моменты наиболее сильной заинтересованности стимулируется речь самого ребенка.
Если вы учили, то малыш к этому сроку умеет различать формы шара, куба, призмы, сравнивать предметы разной величины — контрастной и близкой.
Он также научился вытирать нос носовым платком, строить домик из кубиков, самостоятельно есть жидкую и густую пищу десертной ложкой из глубокой тарелки.
Средняя масса тела мальчика в этом возрастном периоде составляет 11 805 г ± 1 185 г, девочки 11 400 ± 1120 г.
Средний рост мальчика — 81,7 см ± 3,3 см; девочки — 80,8 см ± 3 см.
В этом же возрасте прорезываются коренные зубы и клыки.
От 1 года 6 мес до 1 года 9 пес
Малыш продолжает расти: средняя масса его тела 12 670 г ± 1 410 г.
Рост мальчика в этом возрасте составляет 84,5 см ± 2,8 см.
Девочки имеют несколько меньше массу тела и рост, чем мальчики (12 270 г ± 1 375 г; 83,7 см ± 3,6 см).
Ребенок часто пользуется речью в общении с вами: что-то просит, отвечает на простые вопросы двухсловными предложениями. Облегченные детские слова («ав-ав», «би-би» и т. д.) в речи ребенка заменяются правильными словами ; («собачка», «машинка»).
Но если с малышом не заниматься, не помогать ему осваивать речь, а это, повторяем очень сложный для ребенка процесс, то в его общении со взрослыми преобладает «жестовая» речь.
Например, девочка в возрасте 1 года 9 мес, встречая бабушку, вернувшуюся после работы, спешит поделиться с ней новостью и говорит: «папа». ., затем показывая на ванную комнату, трет себе щеки руками. Бабушка спрашивает: «Папа умывается?» И внучка, довольная, кивает головой — бабушка ее поняла.
Как видим, у этого ребенка явная задержка в развитии активной речи.
Во время самостоятельной игровой деятельности малыш обычно строит что-то из кубиков, возится с куклой — кормит, одевает ее, заворачивает в одеяло, качает. Он любит рассматривать знакомые книжки с картинками, слушать четверостишия, песенки-потешки, охотно повторяет то, чему вы его научили.
Ребенок в этом возрасте зачастую в своей игре копирует движения мамы, действия папы, которые он видит.
Направляя игру малыша, родители должны стараться воспитывать у него такие качества, как умение доводить начатое дело до конца, например собрать игрушки, навык самостоятельной игры и т. п.
Проследите за тем, чтобы ваш ребенок умел сам раздеться (частично), аккуратно есть, держать ложку в правой руке, наклоняться во время еды над тарелкой, не спешить, хорошо пережевывать пищу.
Стол, за которым он ест, должен быть удобным. Высота стола не должна превышать 40 см, а стула — 20 см. Если стол и стул соответствуют росту ребенка, то у него не нарушается осанка, ноги плотно упираются в пол.
Малыш хорошо ориентируется в величине предметов, различает понятия «большой», «маленький», «поменьше», «побольше».
Но различные умения и навыки формируются лишь тогда, когда с ребенком занимаются каждый день, терпеливо объясняя, показывая все, чего не знал и не умел он раньше.
Однако встречаются еще факты неправильного воспитания детей: отсутствует единство воспитания, плохо организовано детское питание (дают ребенку беспорядочно фрукты и сладости, зачастую даже то, что вовсе не полагается — горчицу, соленья, пряности).
От 1 года 9 мес до двух лет
За 2-й год жизни масса тела малыша увеличивается в среднем на 2 кг, рост — на 11 см, у него должно быть около 20 молочных зубов.
У мальчиков в возрасте двух лет рост составляет 88,2 см ± 3,7 см т. е. максимальный 91,9 см, минимальный 84,5 см.
Масса тела мальчика должна быть 13 040 г ± 1 240 г, т.е. максимальная 14 280 г, минимальная 11 800 г
У девочек в возрасте двух лет масса тела составляет 12 649 г ± 1 760 г, т. е. максимальная — 14 400 г, минимальная —10 890 г.
Рост в среднем составляет —86,13 см ± 3,87 см, т.е. максимальный —90 см, минимальный —82,26см.
Физическое развитие ребенка оценивается по соответствию его массы тела и роста со средними показателями, а также с учетом гармоничности развития.
К двум годам малыш должен довольно четко знать и уметь выполнять ряд простых правил, например обязательно мыть руки перед едой. Старайтесь, чтобы он делал это и без напоминания.
Ребенок должен уметь, правда, пока еще с помощью взрослых, сам раздеваться и одеваться. Помогая, не торопите малыша, предоставьте ему возможность проявить самостоятельность. Ведь он так хочет этого: «Я — сам!».
Обратите внимание на то, как ходит малыш. Движения его стали более координированными, он хорошо шагает по ровной дорожке, если встречается препятствие (ямка, бугорок, палка, камень), то он преодолевает его, уже не приставляя шаг, а чередуя — это пример более совершенной ходьбы.
Умение ребенка чередовать шага в этом возрасте является показателем своевременного развития движений. Поэтому проверьте, как ваш ребенок преодолевает препятствия.
Если он не умеет чередовать шаги, обратите особое внимание на развитие движений у него. Малышу надо много раз показать, как перешагивают препятствие, только тогда он и сам сможет научиться.
Очень важный момент в развитии 2-летнего ребенка — появление способности различать цвета предметов. Обратите внимание на этот показатель развития малыша Обычно в этом возрасте ему легче различать цвет, глядя на предлагаемый образец.
Например, среди детских игрушек найдите несколько кубиков или пластинок красного, желтого и зеленого цвета. Теперь покажите и назовите малышу один из кубиков — «красный кубик» — и попросите найти еще такой же. Повторите задание с предметами другого цвета.
При закреплении и развитии этого умения, следите за тем, чтобы у малыша под рукой среди многих других игрушек находились те предметы, найти которые вы просите.
Днем ребенок спит уже один раз, поэтому у него остается много времени для общения с вами и для игры.
Знаете ли вы, что надо учить ребенка играть? В этом возрасте игра ребенка должна складываться из ряда последовательных действий, например берет куклу, умывает ее, причесывает, заворачивает, укачивает, или берет машину, нагружает ее, заводит мотор, везет груз, издавая при этом звуки, похожие на шум мотора, или расставляет солдатиков, переставляет их, как на поле боя, издает звуки «пах-пах» и т. п.
Остановимся на развитии речи ребенка. Вы, наверное, отметили, что он понимает почти все, что вы ему говорите, особенно если речь идет о событиях, знакомых малышу.
Этот факт доказывает, что понимание речи у ребенка развито соответственно возрастным требованиям. При этом и сам он должен уже говорить двух- трехсловными предложениями.
Строя фразу, малыш может употреблять не только существительные и глаголы, но и другие части речи — прилагательные (большая, маленькая, красивая и т. п.), местоимения (он, мы, я).
Хороший показатель развития речи — умение задавать вопросы «что?», «где?», «куда?».
Укрепить здоровье ребенка, обеспечить правильное его развитие вам поможет детский врач. Когда ребенку исполнится 2 года, даже если он вполне здоров, обязательно посетите детскую поликлинику.
Для хорошего физического и умственного развития ребенка необходимо соблюдать режим дня: четырехразовое питание, дневной сон и прогулки.
Развитие ребёнка в 2 года и 3 месяца : что должен уметь, гимнастика, словарный запас, психическое развитие
Ваш ребенок много рисует, листает и рассматривает книжки, узнает предметы на картинках, называет цвета, задает взрослым бесконечные вопросы, запоминает простые стишки и мелодии.
Его словарный запас достигает 200-300 слов. Малыш умеет жалеть, смущаться, гордиться собой.
Подойдите к вашему чудесному малышу, нежно обнимите его и шепните, как сильно вы его любите и как им гордитесь. Сделали?
А теперь взгляните на список его достижений. Указанными в нем навыками обладают большинство здоровых детей. Наверняка, и ваш малыш тоже.
Физическое развитие ребенка:
- Хорошо ходит, может чередовать шаг.
- Преодолевает препятствия.
- Умеет закрывать дверь.
- Продолжает совершенствоваться координация движений рук, начинает преобладать в действиях правая рука и указательный палец.
- Может брать предметы двумя пальчиками, вкладывать один предмет в другой, надевать кольца на стержень, складывать матрешек.
- Начинает употреблять предметы по прямому назначению: совком копать песок, ложкой набирать и есть кашу, карандашом рисовать.
Психическое развитие ребенка:
- Иногда вполне сознательно хочет доставить удовольствие родителям, в чем-то помочь и добиться этим похвалы. Если его забудут похвалить, огорчается.
- Играет уже не только в «ладушки», но и в более сложные — ролевые — игры.
- С удовольствием играет в прятки и догонялки.
- Малыш подражает крикам животных и птиц. Имитирует звук автомобильного сигнала, гудок паровоза и др.
Если же есть что-то, чего ваш ребенок пока еще не умеет делать, не беда! Помогайте ему совершенствоваться. И у вас все получится!
Какая гимнастика рекомендуется в этом возрасте?
Прежде чем приступить к гимнастике, приготовьте все необходимое. Вам понадобятся: коврик, широкая доска, веревка, лесенка (стремянка, шведская стенка).
Ходьба
Ходьба по комнате со свободным размахиванием руками в течение 1–2 минут.
Бег за взрослым
Пятьтесь от малыша, предлагайте ему догнать вас. Продолжительность — 25–30 секунд.
Ходьба на четвереньках
Положите широкую доску на пол и накройте ее ковриком. Малыш, встав на четвереньки (не на колени!), должен продвигаться по ней вперед. Повторите 3–4 раза.
Поднимание туловища
Ребенок лежит на животе на коврике. Пусть он приподнимает туловище, опираясь на выпрямленные руки. Повторите 3–4 раза.
Хлопки
Ребенок стоит прямо с опущенными вниз руками. Пусть он поочередно делает хлопки впереди себя и над головой — по 3–4 раза.
Перестилание через веревку
Натяните веревку на высоте
20-25
см. между двумя устойчивыми предметами мебели. Пусть ребенок переступает через нее, поднимая колени, туда и обратно. Повторите 6–8 раз.
Садимся и ложимся
Ребенок лежит на коврике, закрепив выпрямленные ноги под креслом или шкафом. Побуждайте его садиться и ложиться, не сгибая ног. Повторите 2–3 раза.
Наматывание нитки
Ребенок стоит прямо, руки согнуты под прямым углом, пальцы сжаты в кулаки. Пусть он делает круговые движения пальцами и кистями рук, имитирующие наматывание ниток на клубок. Повторите 5–8 раз.
Лазание
Малыш поднимается по стремянке и спускается обратно. Повторите 4–6 раз.
Поднимание ног
Ребенок лежит на спине на коврике. Побуждайте его поднимать и опускать выпрямленные ноги. Повторите 3–5 раз.
Ходьба за руку
Ребенок ходит по комнате, держась за руку взрослого, отдыхая после упражнений в течение 1–2 минут.
Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!
Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.
Вас также может заинтересовать
Первая помощь ребёнка по дому
Если ребенок боится врачей
Что почитать малышу?
Если ребенок боится воды
Закаливание
Осмотр вашего ребенка: 2,5 года (30 месяцев) (для родителей)
Рассмотрено: Мэри Л. Гэвин, доктор медицины
на испанском языке
La revisión de su hijo: 30 meses
Что ожидать во время этого визита
Ваш врач и/или медсестра, вероятно, скажут:
1. Проверьте вес и рост вашего ребенка, рассчитайте индекс массы тела (ИМТ) и постройте график измерения на диаграмме роста.
2. Проведите скрининг (тест) , помогающий в раннем выявлении задержки развития.
3. Задавайте вопросы, сообщайте о проблемах и консультируйте о состоянии вашего ребенка:
Питание. Не удивляйтесь, если ваш малыш время от времени пропускает приемы пищи или любит что-то сегодня, а на следующий день не прикоснется к этому. Запланируйте 3 приема пищи и 2–3 здоровых перекуса в день. Вы отвечаете за меню, но пусть ваш ребенок сам отвечает за то, сколько он ест.
Писает и какает. Большинство малышей готовы начать приучение к горшку в возрасте 2–3 лет. Признаки того, что ваш ребенок готов начать приучение к горшку, включают:
- проявляет интерес к туалету (наблюдает за родителем или братом или сестрой в ванной, сидит на горшке)
- оставаться сухим в течение длительного времени
- стягивание штанов с вашей помощью
- соединяющее чувство необходимости мочиться и какать
- сообщает, что подгузник мокрый или грязный
Сон. Вашему ребенку необходимо около 11–14 часов сна. Это может по-прежнему включать послеобеденный сон.
Разработка. К 30 месяцам большинство малышей:
- говорят около 50 слов
- произнесите 2 или более слов вместе со словом действия, например «Собачка, беги!»
- называть вещи в книге, когда тыкаешь пальцем и спрашиваешь: «Что это?»
- произносит такие слова, как «я», «мне» или «мы»
- следуйте двухэтапным инструкциям
- играть рядом с другими детьми и иногда играть с ними
- использовать вещи, чтобы притворяться, например, использовать блок в качестве телефона
- знать хотя бы 1 цвет, когда его спрашивают
- снять одежду самостоятельно
- оторваться от земли обеими ногами
Поговорите со своим врачом, если ваш малыш не достигает одного или нескольких этапов или вы заметили, что у вашего малыша были навыки, но он их потерял.
4. Проведите осмотр , раздев ребенка в вашем присутствии. Это будет включать осмотр глаз, прослушивание сердца и легких, а также внимание на координацию вашего малыша, использование языка и социальные навыки.
5. Обновить прививки. Прививки могут защитить детей от серьезных детских болезней, поэтому важно, чтобы ваш ребенок получал их вовремя. Графики иммунизации могут варьироваться от офиса к офису, поэтому поговорите со своим врачом о том, чего ожидать.
Глядя в будущее
Вот некоторые вещи, о которых следует помнить до следующего осмотра вашего ребенка в возрасте 3 лет:
Кормление
- Ешьте вместе всей семьей, когда это возможно.
- Подавайте нежирное или обезжиренное молоко или обогащенный соевый напиток. Предлагайте другие нежирные и обезжиренные молочные продукты, такие как йогурт.
- Ограничение 100% сока до не более 4 унций (120 мл) в день.
- Избегайте продуктов и напитков с высоким содержанием сахара, соли и жира.
Обучение
- Обеспечьте безопасную игровую площадку и предоставьте достаточно времени для исследования, воображения и активной игры.
- Чтение своему ребенку ежедневно, чтобы стимулировать речь и помочь подготовить его к дошкольному обучению.
- Повторяйте своему ребенку то, что он говорит. Это покажет, что вы поняли сказанное, и поможет вашему ребенку выучить нужные слова.
- Подумайте о том, чтобы записать своего ребенка в дошкольную программу или устроить игровые встречи, чтобы развить социальные навыки.
- Ограничьте экранное время (время, проведенное за телевизором, компьютерами, планшетами и смартфонами) до 1 часа в день для просмотра высококачественных детских программ. Смотрите вместе с ребенком, чтобы ускорить обучение. Держите телевизоры и другие экраны подальше от спальни вашего ребенка.
Повседневный уход и безопасность
- Дети могут чистить зубы мягкой зубной щеткой и небольшим количеством зубной пасты (не больше горошины). Пусть ваш ребенок чистит зубы под вашим руководством. Пройдитесь по любым областям, которые могли быть пропущены. Если вы еще этого не сделали, запланируйте визит к стоматологу. Чтобы предотвратить кариес, врач или стоматолог может чистить зубы вашего ребенка фторсодержащим лаком 2–4 раза в год.
- Будьте уверены в приучение к горшку . Хвалите ребенка за его усилия, не заставляйте его пользоваться горшком и не наказывайте за несчастные случаи.
- Установить разумные и последовательные правила . Используйте похвалу, чтобы поощрять хорошее поведение и спокойно перенаправлять нежелательное поведение.
- Дайте ребенку чувство независимости, предоставив два варианта выбора между двумя приемлемыми вариантами. Больше двух может быть подавляющим.
- Истерики обычно усиливаются, когда дети устали или голодны. Старайтесь предотвращать истерики до того, как они произойдут — найдите отвлечение или уберите ребенка из неприятных ситуаций.
- Не шлепайте. Дети не видят связи между поркой и поведением, которое вы пытаетесь исправить. Вместо этого вы можете использовать короткий тайм-аут.
- Большинство малышей готовы перейти от кроватки к обычной кровати с перилами безопасности , когда им исполняется 2–3 года. Следуйте спокойной программе перед сном , которая поможет вашему ребенку хорошо выспаться ночью.
- Внимательно следите за тем, когда ваш малыш играет на улице или на детской площадке. Убедитесь, что ваш ребенок носит шлем при езде на велосипеде или трайке.
- Наносите солнцезащитный крем с SPF 30 или выше не менее чем за 15 минут до того, как ваш ребенок выйдет на улицу играть, и наносите повторно каждые 2 часа.
- Защитите своего ребенка от пассивного курения , которое увеличивает риск сердечных и легочных заболеваний. Пары от электронных сигарет, бывшие в употреблении, также вредны.
- Держите ребенка в автокресле , обращенном назад , пока он не достигнет максимального предела веса или роста, разрешенного производителем сиденья. Если ваш ребенок перерос ограничение по росту или весу, установленному против направления движения, поверните автокресло лицом вперед. Держите автокресло на заднем сиденье и продолжайте пользоваться ремнями автокресла.
- Во избежание утопления не оставляйте ребенка одного в ванне или в бассейне, какой бы мелкой ни была вода.
- Защитите своего ребенка от огнестрельных ранений , не храня оружие дома. Если у вас есть ружье, держите его незаряженным и запертым. Боеприпасы должны быть заперты отдельно. Убедитесь, что дети не могут добраться до ключей.
Эти контрольные листы соответствуют рекомендациям Американской академии педиатрии (AAP)/Bright Futures.
Проверил: Mary L. Gavin, MD
Дата проверки: апрель 2022 г.
Рост и ваш ребенок в возрасте от 2 до 3 лет (для родителей)
Рассмотрение: Мэри Л. Гэвин, доктор медицины
на испанском языке
El crecimiento y su hijo de 2 a 3 años
В течение третьего года жизни большинство малышей набирают около 4 фунтов (1,8 кг) и вырастают примерно на 2–3 дюйма (5–8 сантиметров).
Они чрезвычайно активны и подвижны, учатся очень физическими способами. Они бегают и исследуют свой мир, а также осваивают новые навыки, например, бьют по мячу и катаются на трехколесном велосипеде.
Аппетит вашего малыша сейчас может сильно различаться, что является обычным явлением. Некоторым малышам также свойственно зацикливаться на одном продукте. Пищевые «заеды» обычно не длятся долго, если вы им не поддаетесь. Чтобы выработать здоровые привычки в еде, продолжайте предлагать ребенку разнообразные питательные продукты, и пусть ваш ребенок сам решает, какие из них есть и в каком количестве.
Хотя дети бывают разных форм и размеров, здоровый малыш должен продолжать расти в обычном темпе. Врач будет измерять и взвешивать вашего ребенка во время плановых осмотров и наносить результаты на график роста. Это позволяет врачу отслеживать рост вашего ребенка с течением времени и выявлять любые тенденции, требующие внимания.
Помощь детям в росте
Нормальный рост, поддерживаемый хорошим питанием, достаточным количеством сна и регулярными физическими упражнениями, является одним из лучших показателей общего состояния здоровья ребенка. Но модель роста вашего ребенка во многом определяется генетикой. Принуждение детей к дополнительному питанию или большему, чем рекомендовано, количеству витаминов, минералов или других питательных веществ не приведет к увеличению их роста.
Недостаточность питания, достаточно серьезная, чтобы повлиять на темпы роста, сегодня редко встречается в Соединенных Штатах и других развитых странах, если только ребенок не страдает сопутствующим хроническим заболеванием или расстройством.
В кабинете врача
Несмотря на данные, собранные для графиков роста, «нормальный» рост и вес определить трудно. Например, у более низких родителей обычно рождаются более низкие дети, тогда как у более высоких родителей, как правило, более высокие дети.
Хотя вы можете беспокоиться, если ваш ребенок не такой высокий, как его или ее сверстники, или весит больше, более важный вопрос заключается в том, продолжает ли ваш ребенок расти с нормальной скоростью. Если, например, скорость роста вашего ребенка была нормальной, но недавно замедлилась, врач может отслеживать измерения вашего ребенка в течение нескольких месяцев, чтобы определить, является ли это возможной проблемой со здоровьем или просто отклонением от нормы.
Большинство детей, которые растут на линии 5-го процентиля или ниже на диаграмме роста, обычно следуют одному из этих двух вариантов нормального роста:
- Семейный (генетический) низкий рост. Эти дети унаследовали гены низкого роста от своих родителей. Обычно один или оба родителя, а часто и другие родственники, невысокого роста. Хотя они ниже среднего, они растут с нормальной скоростью и в остальном здоровы, не проявляя симптомов медицинских проблем, которые могут повлиять на рост. Обычно они достигают половой зрелости в среднем возрасте и достигают окончательного взрослого роста, аналогичного росту их родителей. Как правило, не рекомендуется и не известно, что какое-либо лечение значительно увеличивает их окончательный рост во взрослом возрасте.
- Конституциональная задержка роста (задержка полового созревания). Несмотря на то, что в раннем младенчестве они обычно имеют средний размер, в период от 6 месяцев до 2 лет у этих детей наблюдается период более медленного, чем обычно, роста, из-за чего они опускаются ниже на диаграмме роста. Примерно после 2-3 лет дети с конституциональной задержкой роста будут расти нормальными для детства темпами, пока не достигнут половой зрелости, а скачок роста произойдет в более позднем возрасте, чем у большинства других подростков.