Содержание
Задержка речевого развития: как помочь ребенку заговорить
Задержка речевого развития – одна из самых актуальных на сегодня проблем в детской неврологии, которая затрагивает, к сожалению, и абсолютно здоровых детей. Часто причиной возникновения у ребенка сложностей с речью становятся сами родители. Главный детский невролог Минздрава Тверской области Галина Анатольевна Зуева рассказывает, что делать и чего ни в коем случае не следует делать, чтобы ребенок заговорил правильно и вовремя.
Здравствуйте, уважаемые родители!
Сегодня наш разговор посвящен очень важной и актуальной проблеме – речевому развитию детей. В последние несколько лет мы все чаще слышим, что неговорящий в 2,5-3 года ребенок – это вариант нормы, что в этом нет ничего страшного, нужно немного подождать, и речь появится. На самом деле, такой подход в корне не верен. Существуют физиологические нормы правильного речевого и психического развития, и очень важно отслеживать их соблюдение с самого рождения ребенка. Только в этом случае он сможет гармонично и полноценно развиваться.
Основные этапы развития речи ребенка
Начинать заниматься развитием речи малыша можно уже с первого дня его рождения.
Первое, на что нужно обратить внимание, – как ребенок плачет. Плач ребенка с самого рождения очень разный, особенно выразительным он становится к первому месяцу жизни, по нему можно понять, что малышу нужно: ему холодно, ему больно, он хочет есть или в туалет, а может, просто хочется, чтобы мама взяла на ручки. Если ребенок интонационно делает все правильно, то внимательная мама быстро учится понимать разницу и реагировать на эти «просьбы». В этом случае психическое, а затем и речевое развитие происходит гармонично. Если ребенок плачет монотонно, на одном и том же уровне, и плохо реагирует на голос, обратитесь за консультацией к врачу.
Если ребенок здоров и у него нет проблем со слухом, то в ответ на положительные эмоции на втором месяце жизни он начинает «гулить». Вместе с «гулением» появляется и первый смех – повизгивание в ответ на эмоциональное общение с взрослым. Звуки «гуления» уже отличаются определенным многообразием с преобладанием сочетаний гортанных и гласных звуков («гу», «ге», «ха» и т.д.) Этими звуками он пытается общаться, реагирует на происходящее вокруг него. Если малыш не начинает «гулить», обратитесь к врачу, возможно, у него проблема с ушками.
С двух месяцев начинается период звукоподражания: кроха внимательно следит за мамиными губами, когда она с ним разговаривает, и как бы пытается повторять эти движения, но пока беззвучно. Так к 3,5-4 месяцам формируется истинное «гуление», где ребенок сосредотачивается на произносимом звуке, слоге, как бы слушает сам себя. В период истинного «гуления» звуки становятся продолжительными, певучими и более многообразными. Наряду с гортанными и гласными все чаще возникают губные звуки и сочетания гласных с губными.
К полугоду у ребенка появляется лепетная речь – он начинает произносить какие-то отдельные буквы, слоги. В этот период важно отслеживать интонации – как он говорит, как плачет. В полгода здоровый ребенок должен уже болтать, произносить определенные слоги, повторять за мамой конкретные звуки. В период лепета более отчетливо становится подражание звукам взрослого.
К концу доречевого периода невербальные формы общения ребенка с окружающими усложняются. Общение осуществляется при помощи обеих рук, более дифференцированных мимики и звуков. Ребенок тянет руки к матери, произносит отдельные звуки, как бы просит «возьми меня». Затем усложняется мимика. Она становится более выразительной, появляются символические жесты. Ребенок может общаться при помощи одной руки. Появляются разнообразные по интонации лепетные слова.
К году ребенок должен говорить от 8 до 10 простых слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», то есть короткие простые слова из нескольких слогов. Именно в этот период заканчивается раннее речевое развитие и начинает формироваться моторная речь как способ общения между людьми.
После полутора лет ребенок путем подражания легко произносит знакомые и незнакомые слова, как адресованные ему, так и случайно услышанные от окружающих. Интенсивное развитие моторной речи обычно начинается со второй половины 2-го года жизни. До одного года шести месяцев ребенок произносит около 30 простых по звуковому составу слов. В два года ребенок говорит уже больше 200 слов, у него практически фразовая речь, он уже должен уметь сформулировать простую мысль или просьбу: «Мама, пойдем в магазин, ты обещала купить мне игрушку». При этом некоторые звуки он может еще пока произносить нечетко. К трем годам в речи ребенка насчитывается до 1200-1500 слов, включающих почти все части речи.
Такое развитие считается нормой. Но происходит это лишь тогда, когда родители постоянно разговаривают с ребенком, рассказывают ему сказки, поют колыбельные песенки. Очень большая проблема сегодня – живую речь все больше заменяют гаджеты. Из-за этого многие изначально рожденные здоровыми с точки зрения неврологии дети не начинают вовремя говорить.
Если здоровый ребенок в 2,5-3 года вообще не владеет фразовой речью и, в лучшем случае, только говорит единичные простые слова, у него задержка речевого развития, и это, к сожалению, надо лечить.
Речь развивается постепенно
Чтобы ребенок научился правильно говорить и строить логичные, образные фразы, требуется время. Когда ребенок только учится ходить, он с маминой помощью делает первые неуверенные шажочки, а через полгода-год он уже самостоятельно бегает, прыгает и танцует. То же самое происходит и с речью: она развивается постепенно. Ребенок не только запоминает новые слова, но и одновременно тренирует артикуляционные мышцы, учится управлять интонацией. На это уходит не один год. Поэтому если в 3-3,5 года ваш ребенок только начинает произносить первые слова и строить простейшие фразы вроде «мама, дай», то к шести годам, когда придет пора идти в школу, у него не сформируется полноценная фразовая речь. Важно заниматься развитием речи постепенно, но с самого раннего возраста.
Причины задержки речевого развития
Первая и самая основная причина – это повреждение головного мозга из-за ишемии, кровоизлияния, инфекции. Но подобные отклонения стразу диагностируются, врачи наблюдают за ребенком и проводят все необходимые мероприятия. Это те пациенты, с которыми уже работает невролог, психолог и логопед.
Но есть категория пациентов, которые рождены абсолютно здоровыми. Но из-за ошибок в обучении у них тоже начинается задержка в речевом развитии. Чаще всего причиной становится чрезмерное увлечение родителей механическим звуком, то есть звуком из телевизора, компьютера, планшета, телефона. У детей, которые много смотрят мультфильмов или постоянно играют с поющими-говорящими игрушками, хорошо развивается пассивная речь, но их собственная, активная, при этом не формируется. Это происходит из-за разницы длины волны живой речи и механической. Чтобы ребенок начал говорить, нужно как можно больше разговаривать с ним, самим читать сказки, петь колыбельные песенки.
Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы телевизор или радио работали фоном в том помещении, где проводит время малыш. Безусловно, если вы хотите показать ребенку какой-то мультфильм или передачу на компьютере, это можно и нужно сделать, но после просмотра устройство нужно выключить и убрать.
Конечно, все эти устройства и игрушки позволяют маме немного отдохнуть или заняться какими-то своими делами. Но когда они заменяют собой живое общение, это приводит к серьезным проблемам с психикой ребенка. Лучше предупредить такие вещи, чем потом годами наверстывать упущенное. Чтобы восстановить у трехлетнего ребенка правильный стереотип речи, изменить его восприятие, требуется очень много сил и времени: ребенок не может быстро нагнать такие пробелы, приходится прибегать к интенсивному медикаментозному лечению, к дополнительным занятиям с логопедами. Это долгий и трудный путь. Зачем до этого доводить, если можно все правильно сделать с самого начала?
Почему нужно петь колыбельные
Пение колыбельных – это важная часть воспитания ребенка. Самые известные колыбельные, например, «баю-баюшки-баю», были придуманы еще в V-VI веке, и мы не случайно поем их детям до сих пор. Они выстроены специально в том тембре и колебании длины волны, которые понятны ребенку, успокаивают его, развивают мозг. Для каждого возраста существуют свои песни, которые необходимо петь. Напевание таких колыбельных маленькому ребенку и одновременное укачивание его на руках создает основу для правильного психического развития.
Сейчас многие пары подходят к планированию беременности со всей ответственностью: ведут здоровый образ жизни, сдают все анализы, читают книги о здоровье и воспитании будущего ребенка. Включите в эту подготовку и разучивание хотя бы нескольких колыбельных песенок, чтобы петь их малышу. Какими бы простыми они вам ни казались, но в них заключена отработанная веками народная мудрость для правильного становления личности, это очень важно. Пойте эти колыбельные хотя бы до года.
К двум годам, когда ребенок уже хорошо понимает фразовую речь, песни можно подбирать уже более сюжетные, чтобы пока мама поет, он мог в голове представить себе эту картинку.
Говорите с ребенком как можно больше
Не спешите в разговорах с малышом, спокойно и размеренно проговаривайте ему, что происходит вокруг, озвучивайте свои действия. Тогда он на слух начнет воспринимать, как называется тот или иной предмет, так формируется пассивная речь. С полугода добавляйте подробности о цвете и объеме предметов: «маленькая игрушка», «красный мяч». Когда вы делаете это постоянно, ребенок учится слышать и понимать вас.
Это помогает уже после года объяснить малышу, что трусики должны быть сухие, то есть довольно рано приучить ребенка к горшку, а не пользоваться все время памперсами. В полтора года ребенок в состоянии удерживать мочевой пузырь, контролировать свои тазовые функции. Это одно из важных звеньев психического развития. Конечно, проситься в туалет он, в конце концов, научится и сам, но эти навыки придут значительно позже и уже не в той форме, в которой хотелось бы.
Поэтому очень важно приучить себя как можно больше разговаривать с малышом и максимально ограничивать механические звуки вокруг него – это важнейшие звенья профилактики задержки речевого развития. Если мы это выстраиваем правильно, то уже в 2,5 года ребенок начинает говорить фразовой речью, и у родителей нет проблем с его поведением, обучением. Если ваш ребенок в 2,5 года не говорит, особенно если нет так называемой своей тарабарской речи, он молчит и не озвучивает игру, обращенную к вам просьбу о чем-то, то это не вариант нормы, это проблема, которой нужно заниматься.
Как разговаривать с ребенком
- Разговаривать с ребенком нужно обычным тембром, именно этот ваш тон и тембр ребенок знает еще с внутриутробного своего состояния.
- Старайтесь говорить простыми фразами, но не сюсюкайте, не коверкайте слова.
- Если у ребенка проблема со зрением или слухом, то маме нужно как можно раньше начать ярко красить губы, чтобы он мог следить за ее губами и понимать, как именно она произносит звуки.
- Если у ребенка на первом году жизни были проблемы с глотанием, то, к сожалению, не избежать проблем и со звукопроизношением. Начать заниматься со специальным логопедом можно уже в первые месяцы жизни малыша, еще в доречевой период.
- Решайте все проблемы, как только они появляются, не откладывайте и не ждите, что само пройдет. Не пройдет.
Сад логопедический или обычный?
Итак, ребенок подрос, и пришло время решать, в какое дошкольное учреждение его отвести. В этот момент важно разобраться, есть ли у вашего малыша проблемы с психикой и речью, и какие.
Когда никаких серьезных медицинских проблем у малыша нет, начните с обычного сада. Если в первый год речь не выровняется и не разовьется до нужного уровня, тогда стоит подать заявку на прохождение медико-педагогической комиссии. Она проходит с февраля по июнь. Получить направление можно в детском дошкольном учреждении или позвонить им и записаться на прием. Для прохождения медико-педагогической комиссии необходимо иметь заключение невролога, логопеда, психиатра о состоянии здоровья вашего ребенка.
Если ребенок начал говорить фразовой речью, но не выговаривает определенные звуки, то можно отвести его в обычный сад, в котором есть логопедические группы. Там занимаются с детьми с нормальным психо-речевым развитием, но с неправильными установками самих звуков. Обычно логопед начинает работу с такими ребятами с пяти лет, чтобы к школе выровнять речь и исправить все слабые звуки. В среднем на постановку и закрепление одного звука уходит от трех месяцев.
Одно из частых нарушений у детей 3-3,5 лет – так называемая каша во рту, когда из-за нарушения иннервации речевой мускулатуры ребенок не может чисто, понятно произносить часть звуков. В этом случае без помощи специалиста не обойтись, лучше обратиться к неврологу для установки точной причины дизартрии и проведения необходимого лечения, если оно нужно, также необходимо посещать специальный логопедический сад. Здесь требуется комплексный подход: одновременная слаженная работа логопеда, невролога и психолога.
Распределением детей в специализированные группы или сады занимается медико-педагогическая комиссия.
И снова повторюсь, значительно проще заниматься профилактикой задержки речевого развития, чтобы те дети, которые могли бы говорить, но из-за недостаточного внимания родителей не начали, не попадали в специальные группы. Для этого важно не просто разговаривать с ребенком, а слышать, о чем он говорит, стараться понять его и реагировать на его слова. Уверяю вас, если вы с детства наладите этот контакт, то он сохранится на всю жизнь, поможет малышу стать хорошим членом семьи, общества, надежной поддержкой и опорой для вас.
Как предотвратить заикание
Бывают случаи, когда ребенок долго не начинает говорить, при этом с ним занимаются, он накапливает большой пассивный запас слов, может в голове составлять фразы. Если запустить у него речевой процесс чрезмерно активно, то он не справится с потоком речи и начнет заикаться. Чаще всего это происходит в 2,5-3 года. Особенно подвержены заиканию дети с тиками (навязчивое моргание, мигание, шмыганье носом и подобное). Если вы замечаете, что в начале речи ребенок начинает запинаться, это сигнал, что нужно обратиться к неврологу, чтобы решить проблему. Из всех навязчивых состояний заикание – самая сложная проблема, на лечение которой могут уйти годы.
Соска и речевое развитие ребенка
Еще один важный аспект профилактики задержки речевого развития – длительное использование сосок и длительное кормление грудью. Я имею в виду ситуацию, когда пустышка или мамина грудь находятся во рту ребенка не для успокоения или кормления, а просто так, в состоянии бодрствования. В этом случае проблема возникает чисто механическая: для того чтобы говорить, рот должен быть свободен, а если рот занят, то говорить невозможно – мешает соска или грудь.
Пустышку можно использовать, когда ребенок засыпает, когда болеет, когда ударился, но во время бодрствования ее нужно убирать. После двух лет от пустышки нужно отказаться полностью. Это поможет избежать проблем с речью и сохранить правильный прикус, что значительно снизит ваши денежные расходы в дальнейшем при лечении ортодонтом некрасивых зубов вашего любимого ребенка.
Это же относится и к материнской груди. Она должно быть источником пищи или средством успокоения, не более того. Безусловно, грудное молоко содержит в себе очень много хороших веществ, но оно нужно ровно до тех пор, пока ребенок не начал есть нормальную человеческую еду. Сосание груди очень важно для формирования психологического общения мамы и ребенка. Но к двум годам ребенок уже хорошо понимает обращенную речь, может и сам говорить, поэтому эта связь только укрепляется и никак не прервется после отлучения ребенка от груди.
Важно с самого начала отучать малыша сосать палец. К 2,5-3 годам ребенок должен спокойно обходиться без пустышки, материнской груди или сосания пальцев. Почему? Во время сосания качательно-поступательные движения дают ощущение успокоения, седацию. С возрастом потребность ребенка в таких движениях слабеет, теперь ему нужно познавать окружающий мир, быть активным. А если ребенок продолжает сосать палец или пустышку, то он автоматически переносит себя в грудничковый период, ведет себя как малыш и не дает себе возможности полноценно развиваться.
Гаджеты: вред или польза
Современные устройства, с одной стороны, очень полезны, но когда речь идет о детях, нужно быть предельно внимательным и осторожным. Никто не говорит о том, что не нужно использовать телевизор и гаджеты совсем. Это важная часть современной жизни, дети должны уметь владеть ими. Но у маленького ребенка еще нет навыков речи, движений, моторики, правильного психического развития, неправильно сформирована критика, самокритика, умение контролировать самого себя. Поэтому очень опасно бесконтрольно давать ему то, что может спровоцировать неправильное развитие.
В России об этом говорят мало, и сегодня в большинстве семей гаджеты используют сверх допустимой меры, на каждого члена семьи, включая грудного ребенка, приходится от двух до трех гаджетов. При этом в той же высокотехнологичной Японии детям разрешают пользоваться телефоном или компьютером только с пяти лет, когда нервная система дозрела. И я согласна с их подходом. Да, вы можете включать ребенку какие-то развивающие игры или мультфильмы, но не более 30-40 минут в день на хорошем экране с хорошим звуком. Планшетов и смартфонов лучше избегать, потому что у маленьких детей быстро формируется цветовая и тактильная зависимость.
В глушь, в деревню
Напоследок я хочу посоветовать всем-всем родителям больше времени проводить с детьми на свежем воздухе. Особенно полезно это будет малышам, имеющим проблемы с психо-речевым развитием. Самое лучшее – на несколько недель или даже месяцев уезжать в сельскую местность, где вокруг только живые звуки природы от бегущего ручейка, шелеста листьев на деревьях, жужжания пчелки и прочих звуков, где нет городского, механического звука от гудения проводов. Это не только поможет нормализовать сон, подарит спокойствие, но и даст возможность перегруженному информацией мозгу ребенка отдохнуть и набраться сил для преодоления всех трудностей в речевом развитии.
Будьте здоровы! Удачи вам и вашим детям!
Почему ребенок не говорит? Совет психолога
Почему ребенок не говорит? Рекомендации психолога
Все современные родители хотят, чтобы их дети начали говорить вовремя, и этот важный аспект развития не отставал от нормы. Волнения по этому вопросу начинают нарастать даже на пороге годовалого возраста, если у малыша к этому времени не появляются первые слова.
ЗРР (задержка развития речи) в наши дни – одно из самых распространенных нарушений у детей раннего возраста, преимущественно связанное с развитием стволовых структур мозга. Однако паниковать рано — зачастую решить проблему помогают время и занятия со специалистами: логопедом, логопедом-дефектологом и нейропсихологом. Разберем всё по порядку в этой статье.
По существующим нормам грудничок до 4 месяцев должен начать гулить и реагировать на речь взрослых.
К 1 году должны появиться слога; к 1.5 – слова; к 2-м годам – словосочетания. В 3 года ребенок должен полноценно разговаривать хотя бы простыми предложениями. Далее его словарный запас расширяется и увеличивается, а речь становится более развернутой, в ней появляются более сложные речевые конструкции.
При большом временном отхождении от этих норм, при отсутствии слов в 2 года и полноценной речи после 3-х лет однозначно необходимо обращаться к специалистам! И чем раньше – тем лучше.
Основные причины, почему ребенок не начал говорить
Важно знать, что причина ЗРР может крыться как в физиологических нарушениях, связанных непосредственно со здоровьем ребенка, так и в социальных (общество, окружение, общая обстановка, родители).
Возможные причины ЗРР:
• Генетическая предрасположенность. Если родители малыша заговорили позже своих сверстников, то ждать от ребенка раннего речевого развития не стоит. Хотя даже в этом случае всё индивидуально.
• Стрессы и психические расстройства. Если в семье часто ругаются, разговаривают на повышенных тонах или ребенок испытывает систематические стрессы извне, это также тормозит развитие речи и в целом пагубно влияет на психоэмоциональное становление малыша, провоцируя множественные нарушения в развитии. Необходимо изолировать ребенка от стрессового очага и обратиться к детскому или семейному психологу.
• Индивидуальный темп развития. Необходимо понимать, что все дети уникальны и развиваются по-разному, незначительно отходя от существующих норм. Если речевое развитие так или иначе происходит у Вашего малыша, он произносит звуки, отдельные слова, то, возможно, ему нужно еще немного времени, чтобы «разговориться».
• Гиперопека родителей часто порождает нежелание говорить. Действительно, если ребенка понимают с полужеста и выполняют любое его желание, не стимулируя проговорить голосом, то повода напрячься и начать произносить речь, увы, нет. Здесь же работает и обратная система – протест. Если предпринимать излишние попытки разговорить малыша, заставлять или, что еще хуже, принижать – это его начнет отторгать. Во всём нужно знать меру.
• Неправильное поведение общества. С ребенком – с самого рождения – необходимо много говорить. В эпоху смартфонозависимости мы все действительно стали меньше разговаривать, поэтому и речевая функция детей развивается с задержкой. Говорите с ребенком как можно больше и чаще, обязательно умеренным темпом и внятно (избегайте беглой речи). Ребенок должен четко слышать все звуки. Читайте сказки с выражением и разной интонацией. Рассказывайте и описывайте ему происходящее вокруг. Требуйте такого подхода и от общества, с которым Ваш малыш проводит время.
Важно понимать, что гаджеты не заменят людского общения, даже напротив – они дают обратный эффект за счет фоновых звуков и чрезмерно яркой картинки, за которой ребенок не успевает следить, одновременно сопоставляя речь и вникая в неё. Соответственно, это еще одна причина ЗРР.
• Двуязычная семья. У детей-билингвов часто встречается ЗРР, и таким детям, как правило, требуется больше времени, чтобы разобраться в языках и начать говорить. Позже у них часто имеются проблемы в речи в связи с путаницей в языках. Детям-билингвам с раннего возраста лучше всего заниматься с логопедом. И, по возможности, использовать для общения с ребенком раннего возраста один язык.
• Нарушения артикуляционного аппарата. Список причин данного нарушения очень велик – от ослабления мышечной ткани до проблем с уздечкой языка. Причину всегда поможет выявить логопед после диагностики малыша.
•Нарушения слуха. Как правило, данное нарушение можно выявить еще в грудничковом возрасте, если малыш никак не реагирует на звуки, не проявляет интерес к звуковым игрушкам или не улыбается при мамином голосе. При малейших подозрениях на проблемы со слухом необходимо сразу же обратиться к специалистам (отоларингологу и неврологу)!
• Нарушения зрения. Если данная проблема присутствует у ребенка, возможно, ему сложно начать воспроизводить речь, т.к. он не видит или плохо видит картину происходящего вокруг и не понимает, что к чему соотнести. С данным нарушением, разумеется, срочно ко врачу.
• Поражения головного мозга, связанные с родовыми травмами, внутриутробными инфекциями, асфиксией, перенесенными инфекционными заболеваниями в грудничковом возрасте, черепно-мозговыми травмами, нарушениями центральной нервной системы, врожденными патологиями (аутизм, олигофрения, гипотиреоз, все формы ДЦП и т. д.). В этих случаях потребуется комплексная помощь медиков, логопедов-дефектологов и нейропсихологов.
Важно, что с любой причиной задержки развития речи можно и нужно работать! В зависимости от нарушения на помощь приходят врачи и такие специалисты, как нейропсихолог, психолог, логопед и логопед-дефектолог. Чем раньше родители заподозрят ЗРР и обратятся за помощью, тем быстрее и проще начнется развитие речевой функции ребенка и, как следствие, это поможет избежать задержки в развитии и других психических функций ребенка. Например, развитие речи напрямую связано с развитием мышления.
Ребенок не говорит в 1 год
Если ребенок не говорит в годовалом возрасте, то, вероятнее всего, волноваться еще рано. Если мы подразумеваем непосредственно речь — слова или словосочетания, то в год ребенок и не должен радовать вас широким лексиконом. Конечно, бывают случаи, когда и в годовалом возрасте дети начинают говорить, но это исключение, а не правило.
На что обратить внимание и как выявить нарушения в речевой функции годовалого ребенка?
1) Посмотрите, как реагирует ваш ребенок на речь взрослого. Малыш должен слышать обращения к нему, выполнять какие-либо несложные задания или реагировать на них, например, недовольством или соответствующим качанием головы (да/нет).
2) Обратите внимание и на реакцию на любые звуковые предметы, например, игрушки со звуком. Интересуется ли ими малыш, проявляет ли желание повзаимодействовать, поворачивает ли голову в сторону, откуда издается звук?
3) Вспомните, как малыш развивался в течение первого года: когда началось гуление, лепет, первые слога. По-хорошему «агукать» грудничок должен начать до 3-х месячного возраста, лепет должен появиться к 9-ти месяцам, а в год – какие-никакие слога (ба, да, па, ма и т.д.).
Если в год у ребенка отсутствует лепет и слога, он не реагирует на звуки и обращенную речь — стоит обратиться к специалистам и пройти диагностику.
Ребенок не говорит в 2 года
Как правило, к 2-м годам большинство детей (особенно девочек) «разговариваются». Конечно, они по-прежнему не обладают широким лексиконом, но он постепенно нарастает. Многие детки к этому возрасту говорят словосочетаниями или простыми предложениями, однако бывают и исключения: некоторые дети говорят очень хорошо, включая понятную взрослым речь и сложносочиненные/сложноподчиненные предложения; некоторые же продолжают находиться в режиме «молчуна».
Все дети разные, и развиваются они тоже по-разному. Нет ничего зазорного в том, что Ваш ребенок отстает от сверстников в каком-либо навыке.
Конечно, очень важно заниматься с ребенком: разговаривать, читать сказки, стихотворения, петь детские песенки и особое внимание уделять развитию мелкой моторики. Именно она во многом влияет на запуск речи.
Если ребенок не говорит в 2 года, обратите внимание, на каком этапе развития находится его речевая функция. Как минимум, у малыша должен быть хотя бы небольшой запас слов, которыми он периодически оперирует в диалоге. В противном случае не пренебрегайте посещением специалистов. Начать лучше с логопеда, нейропсихолога и невролога.
Ребенок не говорит в 3 года
Как показывает статистика, к 3-м годам речь осваивают 80% здоровых детей. Именно в этом возрасте стоит уделить особо пристальное внимание, если ребенок все еще не спешит с разговорной речью. Посмотрите, как нарастает лексикон малыша. Если с каждым днем вы видите хотя бы незначительный прогресс, то причин для беспокойства нет — Ваш ребенок вот-вот заговорит. В любом другом случае ждать не рекомендуется – необходимо в срочном порядке провести диагностику, выявить причину ЗРР и начать работу. Как правило, занятия с нейропсихологом и логопедом довольно быстро дают положительные результаты, прогресс будет виден уже через несколько месяцев стабильных занятий.
Читайте нашу подробную статью на тему задержки развития речи в 3 года
Ребенок не говорит в 4 года
При отсутствии речи в этом возрасте и позже ребенок уже должен быть под наблюдением специалистов и вести с ними работу над запуском речи. ЗРР в 4 года еще не является грубой патологией, но уже требует систематических занятий с логопедом-дефектологом и нейропсихологом. В работу по развитию речи обычно входит логопедический массаж, логоритмика, упражнения по постановке звуков (артикуляционная гимнастика), активное стимулирование мелкой моторики, элементы сенсорной интеграции и различные игровые методики, запускающие речевую функцию ребенка.
Аналогичные мероприятия проводятся, если ребенок не хочет говорить
в 5 и 6 лет соответственно.
Как помочь ребенку?
Первое, что нужно понять и принять родителям, — не пренебрегать консультацией специалистов. Обращаться за помощью следует, как только Вы начали замечать конкретные отклонения в речевом развитии ребенка, не дожидаясь определенного возраста. Чем раньше Вы начнете работу с проблемой, тем быстрее и проще Вам удастся ее разрешить, пока она не обросла дополнительными сложностями.
Помимо занятий с логопедом или логопедом-дефектологом необходимо создать все условия для гармоничного развития и, соответственно, скорейшего запуска речи дома.
Во-первых, в семье должна царить спокойная обстановка. Никаких повышенных тонов – только любовь и гармония, ежедневно окутывающая ребенка.
Занимайтесь с малышом каждый день – это должно входить в график обязательных мероприятий. Выделите по 15-20 минут 3-4 раза в день. Рисование, чтение, лепка, занятия с мелкими предметами (например, крупы), развивающие игры – чередуйте всё в течение дня. И обязательно проговаривайте каждое действие.
Говорить с ребенком нужно постоянно. Моете посуду – говорите; гладите вещи – говорите; готовите – говорите. Малыш должен слышать Вашу речь, и важно: речь должна исходить именно от окружающих его людей, телевизор или любой другой гаджет не подойдет, напротив, это будешь лишь тормозить запуск речи. Возьмите за правило: все электронные носители при ребенке (тем более у него) – табу.
Мотивируйте ребенка говорить. Если ребенок что-то хочет, просите проговорить это голосом, не исполняйте желания по малейшему жесту. Помогите составить просьбу, проговорите по слогам несколько раз.
Проводите вместе как можно больше времени: гуляйте на свежем воздухе, рассказывая об окружающей среде, водите в парки, детские комнаты и на площадки, общественные места и, конечно, не пренебрегайте детским садом – ГКП или полного дня. Социализация и нахождение в обществе (особенно с говорящими сверстниками) всегда идет на помощь «молчунам».
Дополнительно: проветривайте помещение, где находится ребенок, создавайте влажность (не менее 45%), температура воздуха в помещении не должна превышать 22-23 С°.
Все эти действия должна делать не только мама, но и все, кто находится и общается с ребенком. Чем больше людей будут проводить данные мероприятия – тем лучше.
Постарайтесь выявить причину ЗРР или обратитесь к специалистам – логопеду или логопеду-дефектологу. Очень важно работать не только с самим нарушением — куда важнее проработать первопричину, потому что зачастую она влечет за собой и другие задержки в развитии ребенка.
Берегите своих детей и всегда обеспечивайте их вниманием в должной мере!
Избирательный мутизм у детей и подростков
Об избирательном мутизме
Дети с селективным мутизмом не могут говорить в определенных местах , с определенными людьми или во время определенных социальных действий.
Чаще всего дети не разговаривают в дошкольных или школьных учреждениях. Но дома они могут спокойно поговорить с вами и другими вашими ближайшими родственниками.
Избирательный мутизм — это тревожное расстройство. Дети с избирательным мутизмом не предпочитают молчать. Они хотят говорить и пытаются говорить, но тревога их останавливает.
Все дети иногда испытывают тревогу. Но у детей с селективным мутизмом тревога сохраняется дольше и мешает обучению, дружбе и другим важным аспектам повседневной жизни и развития.
Признаки и симптомы селективного мутизма
Первые признаки селективного мутизма вы можете заметить, когда дети начинают ходить в дошкольные учреждения или школу в возрасте 3–6 лет. Вы можете заметить поведение или физические признаки , или ваш ребенок может рассказать вам об этих признаках.
Признаки поведения
Если у вашего ребенка избирательный мутизм, вы можете заметить, что он:
- не может говорить или отвечать речью людям, не являющимся вашими ближайшими родственниками, включая бабушек и дедушек, опекунов, учителей и одноклассников
- не может’ не говорить с вами в местах, где другие могут увидеть или услышать, как они говорят
- отвернуться, когда им кажется, что другие смотрят на них или разговаривают с ними, понизить голос или прошептать, использовать меньше слов или смотреть на вас, когда они разговаривают с другими люди
- им трудно участвовать в играх или занятиях с другими детьми и заводить друзей
- избегать делать то, что привлекает к себе внимание – например, фотографироваться, дарить что-то учителю или заниматься спортом перед людям
- трудно просить о помощи – например, сказать кому-то, что им больно, или попросить сходить в туалет
- кажутся рассеянными или им трудно ясно мыслить, обращать внимание или концентрироваться.
Физические признаки
Если у вашего ребенка селективный мутизм, вы можете заметить некоторые физические признаки, когда другие люди ожидают, что он заговорит. Например, ваш ребенок может:
- «замереть»
- казаться беспокойным
- выглядеть напряженным
- дрожать и краснеть
- говорить, что у него учащенное сердцебиение, влажные руки или болит живот.
Если ваш ребенок достаточно взрослый, он может сказать вам, когда или почему он испытывает тревогу . Например, ваш ребенок может испытывать тревогу, когда не знает, что сказать, или боится совершить ошибку. Им может показаться, что их голос звучит смешно или не так, как люди, которые смотрят на них. Но часто дети не знают, почему они не говорят.
У детей с селективным мутизмом часто бывает другое тревожное расстройство, такое как социальная тревога, тревога разлуки или генерализованная тревога. У некоторых детей с селективным мутизмом также может быть задержка речи, коммуникативные расстройства или аутизм.
Нужно ли вашему ребенку обратиться к врачу по поводу селективного мутизма?
Если ваш ребенок не разговаривает вне вашего дома более трех месяцев , ему нужна профессиональная помощь. Также важно получить помощь, если избирательный мутизм вашего ребенка влияет на его обучение в школе и его способность общаться и заводить друзей.
Вы можете получить помощь:
- терапевт вашего ребенка или педиатр – эти специалисты могут направить вас к психологу или психиатру
- психолог, который работает с детьми с тревожными расстройствами – вы можете найти его через Австралийскую ассоциацию клинической психологии Австралийское психологическое общество
- специализированная клиника тревоги или клиника селективного мутизма — они доступны в большинстве штатов
- ваша местная служба психического здоровья детей и подростков — поищите эти услуги в Интернете.
Дети, которые получают профессиональную помощь в дошкольном и младшем школьном возрасте, часто выздоравливают от селективного мутизма быстрее, чем те, кто этого не делает. Без профессиональной помощи есть шанс, что проблемы с речью не исчезнут полностью или могут сохраниться во взрослой жизни.
Диагностика селективного мутизма
Чтобы диагностировать селективный мутизм, ваш специалист по психическому здоровью изучит поведение и общение вашего ребенка в различных ситуациях, а также его симптомы тревоги.
Вашему ребенку могут пройти обследование слуха или речи, чтобы проверить, есть ли у него задержка речи.
Терапия селективного мутизма
Метод «лестницы» и другие виды терапии с постепенным воздействием являются неотъемлемой частью лечения селективного мутизма. Подход «стремянка» предполагает, что ваш ребенок начинает с более простых для него способов общения, таких как кивание головой или указание. Затем ваш ребенок постепенно переходит к действиям, требующим речи.
Подход со стремянкой требует регулярных практических занятий в детском саду или школе вашего ребенка. Это означает, что вам нужно будет поделиться планом лечения вашего ребенка с учителем вашего ребенка и работать с ними над внедрением подхода.
Если ваш ребенок старше, его лечащий психиатр, скорее всего, также будет использовать когнитивно-поведенческую терапию. КПТ может помочь вашему ребенку выявить любые беспокойства и развить более уверенный разговор с самим собой и позитивные социальные навыки.
Если у вашего ребенка задержка речевого развития, ему будут назначены занятия с логопедом для развития языковых навыков. Это может произойти только позже, когда вашему ребенку будет удобнее использовать свой голос.
Лекарства иногда назначают детям, которым требуется некоторое время для улучшения состояния с помощью когнитивно-поведенческой терапии.
Поддержка вашего ребенка с избирательным мутизмом: советы
Если у вашего ребенка избирательный мутизм, ему нужна ваша поддержка, чтобы развить разговорные навыки и уверенность в себе. Вы можете делать многое:
- дома с ребенком
- во время повседневных разговоров
- при работе с людьми из сети поддержки вашего ребенка.
Дома
- Признайте, что ваш ребенок беспокоится о разговоре. Пусть ваш ребенок знает, что у него не будет проблем, если он не будет говорить, когда он находится вдали от дома или вас.
- Когда вы остаетесь наедине со своим ребенком, хвалите его усилия и достижения в разговорной речи, особенно когда он достигает разных этапов.
- Демонстрируйте позитивное и уверенное поведение в социальных ситуациях. Например, улыбайтесь людям, здоровайтесь и спрашивайте, как люди при встрече.
- Поговорите со своим ребенком о случаях, когда вы чувствовали беспокойство, и о том, как вы справлялись с этим с помощью спокойного дыхания, позитивного разговора с самим собой и стремления к действию. Это поможет вашему ребенку понять, что можно говорить о тревожных чувствах.
- Читайте вместе с ребенком книги, которые рассказывают о чувствах нервозности, страха или застенчивости, или в которых персонажи преодолевают трудности с речью. Это может помочь вашему ребенку понять свои собственные чувства и проблемы и дать ему идеи о том, как их преодолеть.
- Сосредоточьтесь на любых усилиях, предпринимаемых вашим ребенком, чтобы говорить, будьте терпеливы в отношении успехов вашего ребенка и старайтесь держать при себе любое разочарование. Это поможет вашему ребенку обрести уверенность, необходимую для разговора.
Повседневные разговоры
- Вместо того, чтобы отвечать за ребенка, поощряйте его использовать невербальное общение, чтобы он мог участвовать в разговорах. Например, если кто-то спросит вашего ребенка, сколько ему лет, вы можете сказать: «Сара, тебе пять лет» и поднять руку с пятью пальцами. Ваш ребенок может ответить кивком или речью.
- Дайте ребенку время ответить на вопросы. Если они ответят, продолжайте разговор. Если они не отвечают, попробуйте перефразировать вопрос как вопрос «да» или «нет» или простой выбор. Таким образом, ваш ребенок может ответить жестом или сказать или указать на один из вариантов.
- Помогите ребенку попрактиковаться в общении вне дома, но убедитесь, что ваши ожидания соответствуют его возможностям. Например, если ваш ребенок все еще готовится к использованию слов за пределами вашего дома, он может указать на элемент в меню.
- Дайте ребенку время, чтобы он разогрел голос и постепенно присоединялся к занятиям. Например, пообщайтесь с ребенком на стороне, пока вы смотрите, как играют другие дети. Постепенно приближайтесь к детям, чтобы ваш ребенок мог присоединиться к ним.
- Если кто-то спросит вас, почему ваш ребенок не говорит, сообщите ему, что ваш ребенок над этим работает. Например, «Джин много разговаривает дома. Он учится чувствовать себя смелым, выступая в других местах».
Сеть поддержки вашего ребенка
- Сообщите учителям, родственникам, друзьям семьи и другим опекунам, что у вашего ребенка избирательный мутизм. Сообщите им, как лучше всего взаимодействовать с вашим ребенком. Это может включать в себя некоторые из приведенных выше советов по разговору.
- Вместе с учителями вашего ребенка спланируйте переход вашего ребенка в дошкольное учреждение или школу. Например, в начале нового учебного года попросите отдать ребенка в класс со знакомыми детьми. Или возьмите своего ребенка на экскурсию по новому классу и попросите встретиться с его новым учителем и провести некоторое время, играя в невербальную игру.
- Организуйте домашние игры с друзьями вашего ребенка. Организуйте занятия, которые помогут вашему ребенку расслабиться, например, мыльные пузыри, игры с мячом или прыжки на батуте. Чем дольше игра, тем больше вероятность, что ваш ребенок начнет общаться.
При регулярной практике дома, в школе и в обществе дети с избирательным мутизмом могут преодолеть трудности с речью. Но это может занять время – до нескольких лет. Даже когда ваш ребенок начнет говорить, ему потребуется поддержка, чтобы научиться говорить уверенно в любых ситуациях. Важно следить за тем, как много говорит ваш ребенок, и, если у вас есть какие-либо опасения, поговорить с лечащим врачом вашего ребенка.
Финансовая поддержка детей с селективным мутизмом
Ваш ребенок может иметь право на льготы Medicare за 20 сеансов психиатрической помощи в год у специалиста по психическому здоровью.
Если у вашего ребенка в возрасте до семи лет наблюдается задержка в социальных навыках и обучении, он может иметь право на помощь в раннем вмешательстве NDIS в раннем детстве.
Причины селективного мутизма
Мы все еще изучаем причины селективного мутизма, но обычно он передается по наследству. Это говорит о том, что существует генетическая связь.
Ваш ребенок или подросток обращается с вами молча
Молчаливое обращение дает вашему ребенку чувство власти и контроля над вами. Так они нажимают на ваши кнопки и заставляют вас оставить их в покое.
Знайте, что если ваш ребенок обращается с вами молча, это, вероятно, лучший навык решения проблем, который у него есть в данный момент. Проще говоря, он пытается решить любую проблему, используя пассивно-агрессивное поведение. И, скрывая информацию или мысли, он нашел способ одержать верх.
Сложность для родителей заключается в том, что чем больше вы делаете из этого проблему и чем больше вы ведете себя так, будто это причиняет вам боль или раздражает, тем больше ваш ребенок будет использовать это, чтобы достучаться до вас. И тем меньше вероятность того, что ваш ребенок разработает более подходящие способы решения своих проблем.
Действительно, этот тип пассивно-агрессивного поведения очень деструктивен в отношениях в более позднем возрасте. Это шаблон, которому вы не хотите поддаваться и вознаграждать своего ребенка.
Примечание. Если молчаливое обращение с вашим ребенком происходит внезапно и необъяснимо, знайте, что в основе этого может лежать жестокое обращение или медицинская проблема. См. Внезапные изменения поведения у детей: что они означают?
Если ваш ребенок применяет к вам молчание, следуйте этим шести правилам, чтобы ваш ребенок заговорил и научился лучше решать свои проблемы.
Правило №1: не принимайте это на свой счет
Многие родители принимают молчание на свой счет. В конце концов, это сделано для того, чтобы вы чувствовали себя бессильным родителем. И родители ненавидят это чувство.
Если вы воспримете молчаливое обращение на свой счет, вы можете начать драться со своим ребенком из-за разочарования. Не делай этого. Борьба опускает вас до эмоционального уровня вашего ребенка и говорит ему, что он контролирует ваши эмоции. Не давайте ребенку эту силу.
Кроме того, если вы принимаете молчание на свой счет, вы можете уступить своему ребенку, чтобы он был «хорошим» и разговаривал с вами. Опять же, не делайте этого. Это посылает неправильное сообщение вашему ребенку. Вы не хотите, чтобы ваш ребенок узнал, что пассивно-агрессивное поведение является эффективным или подходящим способом получить то, что он хочет.
Я считаю, что один из уроков, которые дети должны усвоить по мере взросления, заключается в том, какой у них «правильный размер». Правильный размер вашего ребенка в том, что он человек. Он не какой-то огромный великан, который может контролировать вас, удерживая внимание. Если он подросток, его правильный размер — это подросток, борющийся с вещами, с которыми борются десять миллионов других детей. Ваша роль как родителя состоит в том, чтобы сказать:
«Мы поможем вам, чем сможем, но не срывайтесь на нас».
Так что не принимайте на свой счёт. Не придавайте молчаливому обращению с ребенком никакой силы.
Правило № 2: Дайте ребенку четкое сообщение
Дайте вашему ребенку четкий сигнал, когда он молчаливо обращается с вами. Вы должны сказать:
«Если вы не ответите мне, это не решит вашу проблему. Когда ты будешь готов поговорить об этом, я буду здесь».
А вот и важная часть:
«До тех пор не пользуйтесь мобильным телефоном».
или
«Пока не поговорим, никакой электроники».
Таким образом, у вашего ребенка будет стимул говорить и , чтобы решить проблему. И ты не давишь на него. Как только вы сделаете это заявление, продолжайте заниматься своими делами. Не позволяйте этому быть большой проблемой или камнем преткновения. Поверьте мне, если вы не придаете поведению силы, в долгосрочной перспективе вы будете намного лучше.
Правило № 3: обратитесь один раз, а потом оставьте ребенку 9 лет0003
Я думаю, это нормально, если вы хотите зарегистрироваться и связаться со своим ребенком, если он все еще не разговаривает с вами. Но будь осторожен. Одного раза, наверное, достаточно. Если вы подходите к своему ребенку и умоляете его поговорить, это дает ему слишком много власти. Это дает ему понять, что его молчаливое обращение задевает вас.
Кстати, если молчаливое лечение является хронической проблемой вашего ребенка, советую вообще не обращаться. Просто напомните ему, что его нежелание говорить не решает его проблемы и что вы хотели бы поговорить с ним, когда он будет готов. И что ты будешь висеть на его мобильном телефоне, пока он не успокоится.
Попробуйте сказать это с приятным выражением лица. Помните, что дети многое понимают по выражению вашего лица. Когда мой сын рос, я всегда старалась носить выражение, говорящее: «Все в порядке».
В групповом доме, где я работал с детьми с расстройствами поведения, я никогда не поддавался желанию кричать. Я бы не стал их осуждать или указывать на них пальцем. Я был бы таким же милым, как пирог, независимо от того, насколько разочарованным я себя чувствовал временами. Я бы сказал:
«Хорошо, когда ты будешь готов, мы поговорим об этом. А пока никакой электроники. Это даст вам время подумать».
А потом я уйду и пусть они скажут мне, когда будут готовы к разговору. Таким образом, у меня был контроль, но они должны были решить, когда они хотят говорить.
Правило № 4: Мотивируйте ребенка соблюдать правила
Вот простая истина. Когда вы перестанете реагировать на молчаливое обращение, оно умрет из-за пренебрежения. И это именно то, что вы хотите. Поверьте мне, дети отвыкнут от привычки замораживать вас, если это не приносит пользы. И если они хотят вернуть что-то, что им дорого, они будут говорить. Поэтому всегда давайте им мотивацию для соблюдения.
Кстати, если ваш ребенок соглашается с вами говорить, а потом начинает отказываться, скажите ему:
«Слушай, если ты не готов сесть и поговорить со мной, то давай не будем этого делать сейчас. Успокойтесь и подождите, пока вы не будете готовы. Но до тех пор никакой электроники».
Значит, у вашего ребенка есть стимул подчиняться. А еще вы даете ему выбор. Посмотрим правде в глаза, вашему ребенку не понравится все, что вы делаете как родитель, даже если вы заботитесь об его интересах.
Правило № 5: Не переходите на уровень вашего ребенка
Не наказывайте своего ребенка, отвечая на его молчаливое обращение своим собственным молчаливым обращением. Держите линии связи открытыми для вашего ребенка.
Я не считаю, что вам следует идти на уровень вашего ребенка, когда дело доходит до неподобающего поведения. Не боритесь с неподобающим поведением вашего ребенка собственным неподобающим поведением. Если ваш ребенок кричит на вас, не кричите в ответ. И если ваш ребенок отказывается разговаривать с вами, не отказывайте ему в общении.
Помните, мы не хотим драться. А когда начинаешь (бывает, мы не идеальны), хочется поскорее выбраться. Переход на уровень вашего ребенка почти всегда приводит к драке. И вы просто не сможете победить, когда сражаетесь с тем, кому нечего терять.
Если вы даете ребенку молчание в ответ на отсутствие у него общения, вы, по сути, вступаете с ним в драку.
Правило № 6: Сделайте участие в семейной жизни требованием
Подростки проходят стадию, когда у них развивается своего рода презрение к семейной жизни. И они это показывают. Подростки, которые ведут себя лучше, будут более пассивны в этом отношении. Часто они пожимают плечами, закатывают глаза и говорят «неважно». Они не агрессивны и не оскорбительны, но и не общаются с вами.
Если у вас есть подросток, который ведет себя таким образом, но все еще соблюдает правила дома, я рекомендую вам просто оставить его в покое.
Если вы хотите, чтобы каждый вечер все приходили на ужин, возьмите это за правило. Я думаю, это здорово, если ваша семья может это сделать, но многие семьи не могут с этим справиться, и я понимаю. Но если вы решите, например, каждое воскресенье устраивать сидячий ужин, попросите, чтобы ваш ребенок-подросток присутствовал там. Ожидайте, что они останутся на всю еду. Пусть сидят там, корчат рожи и говорят «что угодно». Это не имеет значения. Просто игнорируйте подобные вещи.
Опять же, вы не хотите, чтобы эти маленькие раздражающие действия имели над вами власть, иначе ваши дети будут использовать их, чтобы попытаться нажать на ваши кнопки. Если поведение становится более неприятным, поговорите с ним об этом наедине. Дайте последствия, если они все еще не соблюдают.
Итак, если есть семейное мероприятие, потребуйте от ребенка участия. Если он неуважителен, привлеките его к ответственности с соответствующими последствиями. Его обязанность вести себя адекватно. Вы имеете право как родитель требовать от него выполнения этого требования.