Почему ребенок грызет или облизывает несъедобные предметы?

Главная

/

Блог

/
Почему ребенок грызет или облизывает несъедобные предметы?

28 ноября 2018


Виктория Ефимова, кандидат педагогических наук, логопед, руководитель центра «Логопрогноз» (Санкт-Петербург)


У многих детей и взрослых есть фирменные способы приведения себя в работоспособное состояние. Иногда мы машинально делаем что-то, что помогает сосредоточиться или успокоиться: кто-то барабанит ногтями по столу, кто-то наматывает волосы на палец, а кто-то грызет кончик карандаша. 


Ничего необычного, не так ли? Это только до тех пор, пока ваши, в общем-то, невинные привычки не будут классифицированы кем-нибудь как навязчивое поведение. Со взрослыми подобное редко случается, а вот если ребенок делает что-то такое слишком часто или слишком активно (с точки зрения взрослых), его действия оказываются под запретом как бессмысленные, раздражающие и даже социально неприемлемые.


Почему ребенок облизывает и грызет несъедобные предметы? На 100 % точный ответ на этот вопрос невозможно дать, особенно не видя ребенка, но могут быть вот такие гипотезы, связанные с теорией сенсорной интеграции Джин Айрес.


Когда ребенок берет несъедобные предметы в рот он может получать тактильную или проприоцептивную стимуляцию. Как правило, это ему нужно, чтобы поддерживать необходимый уровень активации нервной системы: или успокоить себя или, наоборот, взбодрить.


Тактильную стимуляцию ребенок получает, когда облизывает предметы или прикасается к ним губами. Часто так делают дети, которые плохо ощущают область рта, им это нужно, чтобы тактильные сигналы попали в мозг. Такая стимуляция помогает привести нервную систему в работоспособное состояние.


Проприоцептивную стимуляцию получает ребенок, который кусает или сосет воротник, тесемки, карандаши и т. д. Проприоцепция включается во время работы мышц и суставов. У этого вида стимуляции есть очень полезное свойство: она может ингибировать (то есть, снижать) воздействие других сенсорных стимулов. Например, ребенок боится каких-то звуков, закрывает руками уши, но если он во время неприятного звука активирует проприоцептивную систему, ему легче перенести слуховые ощущения. А как он может ее активировать? 


Начать прыгать, размахивать руками или использовать мышцы рта – что-то укусить, сжать зубами или начать сосать. То есть, возможно, ребенок часто грызет уголок воротника, чтобы успокоить себя, не дать нервной системе уйти в состояние неконтролируемого хаоса, сохранить концентрацию внимания. Не случайно подобные привычки часто появляются у младших школьников — это не признак стресса, а стратегия ребенка для благополучного проживания стресса. Взрослые тоже неосознанно активируют проприоцептивную систему, чтобы легче перенести боль — физическую или психологическую: сжимают кулаки, закусывают губу, сжимают челюсти, крепко зажмуривают глаза.


То есть: если ребенок облизывает предметы, то скорее всего он в поиске тактильных ощущений, а если грызет или сосет – проприоцептивных. Некоторым детям такая стимуляция нужна временно, другие будут нуждаться в ней долгие годы. Если перестанете считать это вредной привычкой и задумаетесь, как подобные действия облегчают жизнь ребенка, вы начнете относится к сосанию и облизыванию несъедобных предметов иначе.


Бесполезно ЗАПРЕЩАТЬ ребенку облизывать или сосать предметы, если у него есть физиологическая потребность в таких действиях. Лучше подумать о том, как ребенок может получать необходимые ему ощущений «легально» и не выглядеть при этом слишком странно в глазах других людей.

Почему ребёнок всё тянет в рот?

22 марта 2021 г.

Время на прочтение: 15 мин.

2

Ответ на вопрос: «почему ребенок тянет все в рот» прост – таким образом он познает мир и знакомится с окружающими предметами. Ребенок еще не может задавать вопросы, каждый день он сталкивается с чем-то новым и неизвестным, исследование всего вокруг осуществляется через тактильный контакт.

Познание мира

Помимо своих основных задач, рот у ребенка выполняет и дополнительную функцию – он становится органом осязания. С помощью губ, десен и языка малыш знакомится с предметами, исследует их вкус, текстуру, поверхность и даже температуру. Кроме того, в ротовой полости находится множество нервных окончаний, которые дают ребенку определенные ощущения, когда там оказывается предмет.

Если немного последить за ребенком, можно заметить, что некоторые предметы оказываются во рту гораздо чаще, нежели другие. Этот факт обусловлен тем, что одни вещи приятны малышу и вызывают положительные эмоции, а другие, напротив, – пришлись не совсем «по вкусу». Новорожденные тянут в рот кулачки, а вот детки немного постарше практически все, что попадается на их пути.

Психологический аспект

Следующая причина, почему дети все тянут в рот – психологический фактор. Согласитесь, как только у ребенка во рту оказываются руки или какой-либо предмет, вы стараетесь прекратить данный процесс, отбираете «виновника» инцидента и говорите ребенку, что так делать нельзя. Как только ребенок снова решает заняться любимым занятием, вы снова повторяете свои действия, тем самым обращаете на него внимание. Зачастую дети специально берут в рот что-либо, чтобы обратить на себя ваше внимание. Делают они это, например, чтобы заполучить то, что они хотят или просто от скуки.

Обратите внимание, что дети постарше специально берут в рот все, что попадается под руки, и в этот момент демонстративно смотрят на вас, чтобы оценить вашу реакцию.

Как быть взрослому

1. Безопасность

Прежде всего, следите за безопасностью, оградите ребенка от колющих, режущих, острых и мелких предметов. Малыш еще не понимает, какие могут быть последствия, и с радостью захочет попробовать на вкус вилку или иголку, последствия могут быть плачевными. В случае мелких предметов велика вероятность их проглатывания, что тоже может закончиться не совсем благополучно.

2. Грызунки

Сейчас есть масса различных грызунков, которые сделаны из мягкого и безопасного материала, многие можно даже замораживать. Приобретите несколько таких приспособлений, ребенок выберет для себя понравившуюся игрушку, а интерес к посторонним предметам пропадет.

3. Чистота

Игрушки, соски и грызунки необходимо ежедневно обдавать кипятком, чтобы свести к минимуму риск развития воспалительных процессов и занесения инфекции.

4. Развитие мелкой моторики

Развивайте с детьми мелкую моторику, чтобы желание взять игрушку в рот постепенно вытесняло желание поиграть с этой игрушкой.

5. Любовь и забота

Не забывайте уделять ребенку должное внимание. У многих детей, которые недополучали родительскую любовь и заботу, привычка сохранялась даже после трех лет. Сосательный рефлекс ассоциируется у детей с мамой и близостью с ней, поэтому малыши, которым не хватает матери, стараются компенсировать нехватку именно таким способом.

Первые зубки

Желание взять в рот, что попадается на пути, обостряется у детей в возрасте 4-6 месяцев, это обусловлено тем, что начинается процесс подготовки прорезывания зубов. Когда первый зуб уже вот-вот готов появиться, у малыша во рту постоянно будет кулак или какая-нибудь игрушка. Дело в том, что десны начинают сильно чесаться и воспаляются, возникает желание «охладить» и почесать место прорезывания зуба. Особый интерес появляется к холодным предметам, так как они оказывают «успокаивающий» эффект.

Как правило, с возрастом эта вредная привычка проходит сама собой, а в раннем возрасте бороться с ней практически бесполезно, так как ребенок не понимает вашего «нельзя» и старается узнать все вокруг.

Как понять, что у малыша скоро появится первый зуб? Совокупность симптомов скажет сама за себя, это:

  • набухшие, зудящие десна;
  • плохой аппетит;
  • сильное слюноотделение;
  • повышенная раздражимость;
  • нарушение пищеварения;
  • повышенная температура;
  • нестабильный сон;
  • появление высыпаний на коже.

Процесс прорезывания зубов обостряет тягу к предметам, таким способом малыш пытается погрызть любой предмет, чтобы унять зуд десен. Можно облегчить страдания ребенка, для этого рекомендуется прибегнуть к специальным гелям для прорезывания, например, гель Dentinale® natura.

Преимущество средства в том, что оно имеет натуральный состав, не является фармакологическим препаратом и обеспечивает быстрый стойкий эффект. Средство не содержит лидокаина, сахара и парабенов, абсолютно безопасно при глотании.

Гель действует следующим образом:

  • способствует образованию тоненькой пленочки на деснах, которая защищает их от воспаления;
  • снижает чувствительность и раздражительность десен;
  • купирует воспалительный процесс.

Состав максимально прост: экстракт ромашки, босвелии и алоэ. Компоненты помогают в заживлении ран, оказывают противовоспалительный и антисептический эффект.

Использовать гель достаточно просто: необходимо выдавить немного геля на чистый кончик пальца, нанести на десны, совершая массирующие движения. Эффект будет заметен практически сразу. После нанесения, желательно, не давать ребенку пить и есть. Кратность использования – от трех до пяти раз в день, в зависимости от выраженности и тяжести симптоматики.

Если новорожденный тянет руки ко рту, не стоит вдаваться в панику, этот процесс вполне естественный. Через такое ознакомление с миром проходят все дети, главное, следить за ребенком, чтобы безобидная привычка не привела к плачевному исходу.

Почему дети тянут все в рот

«Не в рот!» Это фраза, которую каждый родитель малыша произносил десятки раз.

В 18 месяцев не существует такого понятия, как правило пяти секунд — все готово. Конечно, есть риски для безопасности, опасности удушья и мир, полный микробов, которые вызывают стресс у мам и пап.

Так что же делать родителям? Когда следует беспокоиться о поведении ребенка? Давайте подробнее рассмотрим, почему многие дети младшего возраста кажутся одержимыми желанием попробовать все на вкус.

5 причин, по которым маленькие дети тянут предметы в рот

1. Младенцы чувствуют предметы губами и языком

Эксперт по развитию детей Дороти Эйнон пишет, что дети младше семи месяцев еще не могут исследовать предметы руками . Они могут хвататься за вещи, но это все, никаких подталкиваний, тыканий, сдавливаний или поглаживаний.

Вместо этого эти маленькие ручки, сжимающие игрушки и другие предметы, идут прямо ко рту. Для этого есть причина. Эйнон говорит, что во рту ребенка больше нервных окончаний, чем в любой другой части тела. «Поэтому, если она действительно хочет узнать, на что похоже что-то, она кладет это в рот», — объясняет Эйнон.

У младенцев также чувствительны рвотные рефлексы. Вот почему вы увидите много детей, у которых рвотные позывы, когда они пробуют новые продукты с разными вкусами и текстурами. Эта реакция также является для них естественным способом избежать удушья.

2. Облегчение боли при прорезывании зубов

Прорезывание нового зуба – неприятное занятие для малышей. Родители замечают, что маленькие дети жуют игрушки, книги, одежду и другие предметы, потому что давление немного облегчает боль в деснах.

Этот тип поведения прекратится после того, как эти зубы пройдут сквозь десны. Может помочь предоставление детям, у которого прорезываются зубы, игрушки, предназначенные для жевания, или применение специального обезболивающего геля.

3. Продолжая исследовать свой мир

По мере того, как дети становятся более подвижными, они начинают чаще рассматривать предметы руками. Тем не менее, их рты по-прежнему играют роль в исследованиях.

Практически все совершенно новое и интересное для малышей. В период от младенчества до 24 месяцев дети обычно тянут предметы в рот. Им любопытно, и они используют все пять чувств, чтобы узнать об их окружении.

Тем не менее, эксперты по детскому развитию, такие как Эйнон, говорят, что вы должны ожидать такого типа поведения только до двухлетнего возраста, после чего малыши начинают больше исследовать руками.

4. Самоуспокоение

Младенцы имеют естественную потребность сосать, поэтому многие родители используют пустышку, чтобы успокоить младенца между кормлениями.

Когда родители отучают малышей от соски, дети могут обращаться к другим вещам, пытаясь успокоить себя. В это время может начаться сосание пальца или кусание ногтей. Другие дети могут брать в рот свои волосы или одежду.

Психолог, доктор Карла Фрай рассказала JusttheFactsBaby.com, что дети старшего возраста, которые застенчивы в социальных ситуациях, могут проявлять такое поведение, когда испытывают легкое беспокойство. «Сосание или жевание предметов становится самоуспокаивающим поведением или способом высвободить нервную энергию».

Доктор Фрай говорит, что большинство детей, зациклившихся на оральной деятельности, перерастают эту привычку к восьми годам.

5. Оральная фиксация и проблемы развития

Несмотря на то, что малыши нередко тянут что-то в рот, это не должно стать привычкой. Эйнон говорит, что к трем годам большинство детей перестанут использовать рот как форму исследования и будут больше интересоваться тем, что на самом деле делают игрушки и другие предметы.

Однако, если ваш ребенок продолжает постоянно брать предметы в рот после 24 месяцев, это может быть оральная фиксация. Веб-сайт Day2DayParenting.com говорит, что это может быть результатом слишком раннего или слишком позднего отлучения ребенка от бутылочек и пустышек.

Существует также более серьезное заболевание, называемое пикацизмом. В этих случаях дети проявляют аппетит к непитательным продуктам. Они могут регулярно есть такие вещи, как бумага, грязь, песок из песочницы, гипсокартон или кусочки краски.

Пикацизм связан как с безопасностью, так и со здоровьем, а также с возможными проблемами развития. Целесообразно обсудить этот тип поведения с педиатром вашего ребенка. Вы можете узнать больше о проблемах, связанных с pica, на WebMD.com.

Что могут сделать родители и опекуны?

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок перестал класть так много вещей в рот, требовать от него, возможно, не лучшая идея. Вместо этого многие эксперты по развитию детей рекомендуют перенаправить свое внимание.

Подумайте о том, чтобы дать вашему маленькому ребенку крекеры или кружку-непроливайку, если это помогает уберечь его или ее рот от посторонних предметов.

Детский психиатр и писатель, доктор Элизабет Бергер, сказала обеспокоенной родительнице, которая задала вопрос о оральных привычках своей дочери на Parents.com, что поведение малыша, скорее всего, пройдет, и мать не должна превращать это в борьбу за власть.

«Вам не нужно выражать неодобрение — , но вы можете любезно сказать: «О нет, нет, мы не едим растения», спасая растение от того, чтобы его съели; предоставление этой информации не повредит».

Устранение угроз безопасности для защиты ваших детей

Хотя для младенцев и детей младшего возраста вполне нормально брать предметы в рот, это не устраняет опасений, связанных с этими действиями. Родители и опекуны по-прежнему должны внимательно следить за любопытными детьми, когда они становятся подвижными.

Когда дело доходит до опасности удушья, вам нужно сделать все возможное, чтобы маленькие игрушки и другие предметы, такие как монеты, не попали в руки вашего малыша. Объясните старшим детям, как вам нужна их помощь, чтобы уберечь эти предметы от их младших братьев и сестер.

Хорошая мера предосторожности — научиться проводить прием Геймлиха у малышей и младенцев. Родители и опекуны могут и должны пройти сертификационный курс Heimlich/CPR, который может помочь вам спасти жизнь ребенка. Многие местные отделения Красного Креста предлагают такие занятия.

Безопасность начинается в вашем доме. Когда вы являетесь родителем или опекуном малыша, вам необходимо сделать дом максимально безопасным.

Шкафы и ящики, содержащие токсичные химические вещества, которые могут привести к отравлению, должны быть защищены замками от детей. Такие продукты, как лекарства, бытовые чистящие средства и пакеты со стиральным порошком, следует хранить в недоступном для детей месте в закрытой упаковке.

Вы также можете убедиться, что любые потенциально опасные продукты, которые вы покупаете, поставляются в упаковке, недоступной для детей.
Например, слайдер Child-Guard ® представляет собой крышку с защитой от детей, предназначенную для использования с гибкими упаковками.

Это похоже на знакомые защитные крышки для детей, которые можно найти на бутылочках с лекарствами, поскольку для открытия упаковки требуются дополнительные навыки. Это означает, что у вас будет больше времени, чтобы убрать потенциально опасный продукт до того, как ребенок положит его в рот.

Ищите крышки Child-Guard ® и Slider-Guard™ на продуктах ответственных брендов.

Выбрав этот тип упаковки, вы сделаете еще один важный шаг к защите своей семьи от вреда.

Почему мой старший ребенок все жует?

Вопрос:  Мой 9-летний ребенок все грызет… ластики, поролон, воротники рубашек. У него всегда была оральная фиксация, так как он был малышом, клал игрушки в рот и жевал все, что попадалось на глаза. Это что-то большее, чем типичное детское поведение? Я читал на некоторых дискуссионных форумах, что ваши «Грабберы» часто используются другими детьми с той же проблемой. Нужен совет…


.

Отличный вопрос. Для младенцев и детей ясельного возраста брать предметы в рот – это
нормальная стадия орального развития.
.

Некоторые дети, однако, продолжают жевать несъедобные предметы и после стадии прорезывания рта/зубов. Для некоторых это пройденный этап. У других людей всегда будет потребность жевать, которая может продолжаться и во взрослом возрасте.

.

.

Почему? Причин может быть много, и не всегда это однозначный ответ. Но по моему личному опыту работы с детьми, которых я вижу на терапии, обычно это одно (или их сочетание) из следующего:

.

СТРЕСС / ТРЕВОГА

Наиболее распространенное объяснение того, почему некоторые дети жуют, связано со стрессом и/или беспокойством. Жевание обеспечивает проприоцептивный вход в челюсть, что очень успокаивает и организует. Это похоже на то, как некоторые люди могут кусать ногти, когда нервничают, или ходить взад-вперед, делать глубокие вдохи, постукивать ногой и т. д. мы младенцы. Все это механизмы того, как мы справляемся со стрессом.

Стресс, о котором мы говорим, может быть повседневным стрессом, когда дети расстроены, злы или устали. Или это может быть дополнительное беспокойство по поводу переезда в новое место,
снова пойти в школу и т. д. Жевание, как правило, увеличивается в зависимости от количества стресса И относительно того, насколько хорошо дети справляются со стрессом.

Жевание — это простой способ успокоить детей, потому что:

1. Это известный двигательный план.

2. Рядом всегда есть что-то, что они могут погрызть (независимо от того, безопасно это или нет) — рубашка, карандаш, игрушка, что-то поднятое с пола и т. д.

3. Они также могут контролировать то, что идет им в рот, что многим детям удается делать не очень часто.

.

СЕНСОРНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / СТИМИНГ

Жевание как механизм успокоения особенно актуально для детей с аутизмом и/или расстройством сенсорной обработки (НОР).

Люди с сенсорными проблемами по-разному воспринимают мир, и часто это может быть очень подавляющим. Свет может быть ярче. Звуки могут быть громче. Прикосновение может быть болезненным. И так далее.

Сокращение от самостимуляции, стимминг — это один из способов, с помощью которого люди с сенсорными проблемами организуют себя и управляют всей дополнительной сенсорной информацией, бомбардирующей их системы. Стимминг обычно представляет собой что-либо повторяющееся, например, хлопание руками, раскачивание вперед и назад, вращение вещей, повторение определенных слов и т.
жевательные и т. д.

.

.

ОСОЗНАНИЕ ТЕЛА / ПРОПРИОЦЕПЦИЯ

Мы обрабатываем окружающий мир через наши чувства, одним из которых является менее известное «шестое чувство», называемое проприоцепцией. Короче говоря, проприоцепция — это наша способность знать, где находится наше тело во времени и пространстве. Это то, как мы обрабатываем информацию от наших суставов и мышц, чтобы двигаться и позиционировать тело.

Когда у детей возникают трудности с правильной интерпретацией этой информации, это может создать целый ряд проблем. Вы можете увидеть, как они врезаются в предметы, имеют плохой контроль над моторикой, «покачиваются» и не могут сидеть на месте или фокусироваться и/или многое другое.

Эти дети, в частности, нуждаются в так называемой «сенсорной диете», состоящей из действий, регулирующих их системы. Это то, что собирает эрготерапевт. Он предназначен для каждого ребенка в зависимости от его потребностей и обычно включает в себя какой-то вид
тяжелая трудовая деятельность. Если нет сенсорной диеты или если по какой-то причине они не получают нужного количества компенсаторной проприоцептивной информации в любой момент в течение дня, они могут попытаться саморегулироваться самостоятельно. И часто они делают это с помощью жевания, потому что, опять же, это то, что они знают, к чему имеют доступ и могут контролировать, и это обеспечивает проприоцептивный вход в челюсть.

.

ОРАЛЬНАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ

У некоторых людей есть то, что называется «оральной гипочувствительностью», что является причудливым способом сказать, что они ограничиваются отсутствием чувствительности во рту.

Чтобы использовать более подходящее сравнение, представьте, что по какой-то причине у вас уменьшилась чувствительность пальцев. Как бы вы компенсировали? Вы, вероятно, стали бы нажимать на предметы сильнее, сжимать их крепче, возможно, искать предметы, которые имеют текстуру и содержат много тактильной информации, и так далее.

Точно так же люди с ограниченным оральным осознанием могут искать действия, которые обеспечивают усиление оральной обратной связи, например, есть хрустящую пищу,
набивание рта едой, скрежетание зубами и/или (как вы уже догадались) пережевывание несъедобных предметов. Однако можно «разбудить» рот и усилить чувствительность. Нажмите сюда, для получения дополнительной информации.

.

.

КОНЦЕНТРАЦИЯ

Вы когда-нибудь жевали жвачку во время теста? Или жевал колпачок от авторучки или карандаш, пытаясь сосредоточиться на чем-то? Если нет, то, скорее всего, вы знаете кого-то, кто делал/делает. Это связано с тем, что жевание может быть очень эффективным способом повышения концентрации внимания и блокировки других отвлекающих факторов, особенно если это повторяющееся движение. Жевание также активирует мышцы челюсти, спускающиеся вниз к шее, что обеспечивает дополнительную стабильность и заземление, особенно у детей со сниженным моторным планированием.

.

ПИКА

Пика характеризуется потребностью/стремлением не только жевать, но и есть непищевые предметы (бумагу, глину, песок и т.д.). Если вы подозреваете, что именно поэтому ваш ребенок жует, немедленно обратитесь за медицинской помощью.

.

ЗУБЫ

Нередко дети жуют для облегчения, когда их 6-летние моляры начинают прорезываться. Если это причина, она, скорее всего, пройдет, когда зубы встанут на место.

.

G-ТРУБКА

Когда люди не могут есть через рот, они все еще могут хотеть или пропускать процесс жевания. Пусть они удовлетворят эту потребность, пережевывая
жевать инструмент во время кормления через зонд.

.

СКУЧКА / ПРИВЫЧКА

У всех нас есть свои привычки. И опять же, если ребенку скучно, рядом всегда есть что-то, что потенциально можно пожевать, независимо от того, безопасно это или нет.

.

.

Чем вы можете помочь?

Помните — они не ХОТЯТ жевать, а НУЖНЫ жевать. Хотя иногда кусание/жевание может быть связано с поведением, по моему опыту, чаще всего это связано с органами чувств. В этом случае сказать им остановиться не получится. По той или иной причине их тело говорит им, что им нужно жевать, и они умело слушают.

Вы можете убедиться, что они делают это безопасно, предоставив им 
правильный выход, чтобы жевать. Упомянутый вами Граббер был создан специально для этой цели. Мы также производим аналогичную Y-образную форму под названием Y-Chew, жевательные карандаши для удобного жевания во время письма и носимые «жевальные украшения» (жевательные украшения) для незаметного орального сенсорного ввода на ходу. Каждый из них имеет 3 уровня прочности с цветовой кодировкой:

.

•   Стандартный/Мягкий — это самый мягкий уровень, рекомендуемый для тех, кто не пережевывает пищу (обычно не прожевывает пищу).

•   XT/Medium Firm — XT означает «Очень прочный». Этот уровень более твердый, но все еще довольно жевательный, рекомендуется для умеренного жевания (это более длительный вариант для тех, кто в конечном итоге может пережевывать предметы)

•   XXT/Super Firm — XXT означает «Xtra Xtra Tough». Этот уровень является наиболее твердым и рекомендуется для людей с тяжелыми оральными сенсорными потребностями, которые могут быстро пережевывать уровень XT и / или другие твердые предметы (например, лего, деревянные предметы и т. д.).

.

Некоторые формы достаточно длинные и тонкие, чтобы достигать области задних моляров — именно здесь жевание обычно требуется больше всего, потому что оно обеспечивает наиболее проприоцептивный вход в челюсть. И все наши жевательные резинки также сделаны в США (в частности, сделаны моим мужем и сыном под
наша собственная крыша здесь, в Колумбии, Южная Каролина).

Чтобы выбрать правильный вариант, см. эту Таблицу жевания и/или Руководство по жеванию, чтобы сузить варианты. Также не стесняйтесь обращаться к нам по электронной почте за конкретными рекомендациями. Посмотреть прошлые рекомендации здесь.

.

.

Некоторым людям этого может быть все, что нужно — просто время от времени немного оральной моторики, чтобы регулировать, успокаивать и фокусироваться.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *