Содержание

Раннее развитие речи детей раннего возраста

«…в содружестве, под руководством, с помощью ребенок всегда может сделать больше и решить труднейшие задачи, чем самостоятельно». А.В.Запорожец, известный российский психолог.

Я хочу обратить внимание родителей на очень важный период развития малыша, который мы называем «предречевым». Именно в этот период малыш готовится к дальнейшему речевому развитию, которое еще не заметно, но уже очень активно происходит. По своему многолетнему опыту я знаю, что многие мамы обращают мало внимания на гуление и лепет малыша, многие даже не знают, что это такое и чем они отличаются.

А ведь первые симптомы неблагополучия могут проявить себя именно в этот период, когда нервная система ребенка еще очень пластичная и податливая к терапевтическому воздействию. Не следует также ставить предварительных диагнозов, ведь мы взрослые тоже, очень разные. Кто-то разговорчивый, кого-то называют «молчуном», один не может без общения, а другой любит побыть один. А дети-то наши и похожи они, конечно, на нас. Наряду с нормой, я привожу примеры, которые в сочетании с другими симптомами, должны насторожить родителей.

Часто за этими симптомами не стоит ничего серьезного, нужна лишь небольшая коррекция. Ко мне на прием приходят мамы с совершенно здоровыми детьми, у которых были особенности лепета и гуления. Да, не у всех, имевших отклонения в предречевом развитии, потом проявлялись проблемы с речью и чтением, очень часто всё нормализовалось. Но все дети с речевыми трудностями обязательно имели нарушения раннего речевого и предречевого развития.

Этапы доречевого развития

  • Первый год жизни называют периодом доречевого развития, во время которого происходит подготовка к овладению речью. С самого первого дня жизни ребенок готовится к речи. Уже с момента рождения имеются голосовые реакции – крик и плач. Этими сигналами малыш сообщает, что ему плохо, он голоден, болен. Здоровый новорожденный издает отдельные звуки, средние между «а» и «э».
  • Следует обратить внимание, если малыш всхлипывает на вздохе, с характерным носовым оттенком или отмечается пронзительный, болезненный, непрерывный крик, который принято называть «мозговым». Если эти симптомы не проходят, следует обратиться к специалистам.
  • Постепенно ребенок учится вслушиваться в свою речь и речь окружающих. С 1-го месяца малыш успокаивается, когда слышит колыбельную песню. Повышенный интерес к человеческой речи в виде реакции сосредоточения появляется на 4 — 5 неделях. Когда взрослый наклоняется над ребенком, ласково разговаривает с ним, он перестает плакать и двигаться, «прислушивается». В 5-8 недель в ответ на речь взрослого ребенок улыбается, с 8 недель – настоящая улыбка, к 9-12 неделям появляется смех. Начиная с 6-8 недели в ответ на попытку взрослого вступить в контакт малыш произносит отдельные звуки – гуканье (начальное гуление). Истинное гуление или певучее гуление появляется на 2-3-м месяце. Ребенок, находясь в спокойном состоянии, издает протяжные гласные звуки.
  • При определенных патологиях нервной системы ребенок может не проявлять интереса к речи взрослого, не реагировать на окружающие предметы. У детей в таких случаях обычно преобладают отрицательные реакции (монотонный плач, длительный крик на одном тоне), улыбка крайне редка, гуление отсутствует.
  • К 5-6 месяцу характер звуков усложняется. Появляются сочетания: «бааа, мааа», «тааа, пааа». Наблюдая за ребенком, можно отметить, что в момент произнесения звуков он притормаживает голосовые движения, как бы прислушиваясь и подражая самому себе, произносит звуки в виде цепочек. Примерно к 5-му месяцу жизни звуко- и слогопроизнесение начинают приобретать некоторое подобие слов. К 5-6 месяцам гуление постепенно переходит в ясные и четкие речевые звуки, появляется лепетная речь. Первый лепет состоит из коротких цепочек слогов: ба-ба-ба, ма-ма-ма. Такие лепетные цепочки родители порой принимают за осмысленную речь, но это, конечно, еще не слова.
  • Особого наблюдения заслуживают дети с отсутствием гуления, малой выразительностью речи, с отсутствием подражания. Ребенок с начальными признаками раннего детского аутизма, может быть явно неконтактен, пассивен, ориентировочные реакции будут снижены или, наоборот, будет преобладать двигательная активность, беспокойство, негативные эмоциональные реакции на новые предметы (плач, крик).
  • К 9 месяцам лепет обогащается новыми звуками, интонациями, перерастает в длинные ряды слогов. Лепет становится постоянным ответом на голосовое обращение взрослого и сопровождает различные действия с предметами и игрушками. В 9 месяцев ребенок демонстрирует понимание обращенной к нему речи, реагирует на свое имя, воспринимает некоторые простые словесные инструкции и отвечает на них действием: «открой рот», «дай ручку», прижимаются щекой к матери на просьбу «поцелуй маму», поднимают голову и глаза к лампе на вопрос «где огонек?», ищут спрятанную у них на глазах игрушку, при слове «нельзя» перестают тянуться к какому-либо предмету, или прекращают тянуть его в рот и т.п. Для детей 9-10 месяцев характерен активный лепет, состоящий из 4 — 5 слогов и более. Ребенок повторяет за взрослым новые слоги, которые сам ранее не произносил, хорошо копирует интонацию, сопровождая ее выразительной мимикой и жестами. К 9-10 месяцам он произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (мама, папа).
  • Ребенок 11-12 месяцев все чаще обращает внимание на лицо говорящего, начинает кивать головой в знак утверждения и качать ею в знак отрицания. Слоги, входящие в лепет, становятся составными частями слов: ма-ма-ма – «мама». Малыш начинает обозначать определенные предметы звуковыми сочетаниями например: машина – «би-би» и др. Одновременно с этим у детей этого возраста обычно проявляется новый интерес – рассматривание книг с картинками. Узнавая на картинках знакомые предметы или показывая их по просьбе взрослого, дети обозначают их лепетными словами.
  • К году словарь обычно достигает 8-10, а иногда и большего количества «слов» (баба, киса, му, бэ и др.), которые имеют конкретное значение. К 1 году ребенок понимает и выполняет 5-10 простых инструкций: «принеси то-то», «закрой дверь», «дай чашку» и др. Таким образом, на первом году жизни у ребенка происходит подготовка речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно идет активный процесс развития понимания речи.

Что делать маме

«Заражая» младенца положительными эмоциями, мать стимулирует его интерес к внешнему миру, а поскольку удовлетворение этого интереса сопряжено с тратами физиологических ресурсов, то она стимулирует в определенном направлении и обменные процессы, и дифференциацию тканей в организме своего младенца. Наоборот, передавая младенцу отрицательные эмоции, мы подавляем не только его интерес к внешнему миру, но и определенные биологические процессы его организма. Не лучше, когда окружающие ребенка взрослые «заражают» его слишком сильными аффективными эмоциями.

Эти энергоемкие эмоции истощают нервную систему ребенка и могут привести к соматическим заболеваниям. Механическое выполнение взрослым режимных моментов, его равнодушное, безразличное отношение к маленькому ребенку исключает возможность вообще, какого бы то ни было эмоционального контакта. С таким взрослым у ребенка не возникает потребности общения, а потому не развивается познавательный опыт и не формируются необходимые коммуникативно-познавательные средства. Возникает угроза задержки психического развития и расстройства дальнейшего взаимодействия ребенка со взрослым. Мозг ребенка развивается неправильно или задерживается, при отсутствии или дефиците внешних раздражений.

И, наоборот: интерес к взрослому, любознательность к внешнему миру и коммуникативно-познавательная активность вызываются и поддерживаются, как мы видели, исходящими от взрослого положительными эмоциями. Поэтому можно еще раз повторить, что для младенческого возраста эмоциональное общение ребенка со взрослым — не роскошь, а первейшая необходимость, условие формирования его психики по человечески социальному типу. Лишение младенца эмоционального внимания взрослого ведет в этом раннем возрасте прежде всего к аномальному развитию личности ребенка.

Если родители заметили неблагополучие, и это не один симптом, а несколько (отсутствие лепета, гуления, изменение голоса, поведения), то следует обратиться к специалистам. И тогда, наряду с логопедической коррекцией (массаж, артикуляционная гимнастика, стимуляция голосовых реакций), назначается медикаментозное лечение, физиотерапия и др.

Как стимулировать речевое развитие

Чем раньше будет замечено неблагополучие в развитии речи ребенка и чем раньше с ним начинают работать специалисты, тем лучше будут достигаемые результаты: резервные возможности мозга особенно высоки в раннем возрасте, в период когда идет активное становлении речи.

На этапе доречевого развития (1-3 мес.) необходимо побуждать двигательные и коммуникативные функции, вырабатывать и закреплять потребность ребенка в общении со взрослыми, закреплять способность фиксировать взор и прослеживать за движущимся объектом. Постепенно переходите к активной стимуляции тонкой моторики. При отсутствии на данном этапе гуления, нарушении голосовых реакций, врач может назначить наряду с применением медикаментозной терапии, проведение логопедической коррекции (массаж лица, дыхательная и артикуляционная гимнастика). На 3-м этапе предречевого развития (3-6 мес.) малыш манипулирует игрушками, тянет их в рот, переворачивается и ползет к заинтересовавшему его предмету, бросает игрушки и прослеживает за их перемещением. В тех случаях, когда имеет место задержка предречевых навыков, целесообразно проводить их целенаправленную стимуляцию. Например, создавать ситуации, вызывающие у ребенка смех, гуление, как реакции подражания. При необходимости, логопедическая коррекция может состоять из активного логопедического массажа, мероприятий направленых на развитие лепета. На 4-м этапе (6-9 мес.) и 5-м этапе (9-12 мес.) возможности логопедической помощи расширяются.

Наряду с активным массажем и гимнастикой начинают стимулировать движения языка, жевательные движения, движения губ. Стимулируют возможности распознавания интонационной окраски обращенной речи. Проводят стимуляцию лепета и начального слогообразования с помощью соответствующих подражательных или имитационных игр («Ладушки», «До свидания», «Гуси полетели – на головку сели. .» и др.) Эффективность логопедической коррекции предречевых нарушений невозможно проводить без активной стимуляции психического развития. После 6 месяцев у ребенка стимулируют целенаправленные действия различными предметами, стимуляция повторных действий, предметно-действенное общение со взрослыми. Со второго полугодия жизни ребенка учат обращаться с предметами, манипулировать ими.

Звукопроизношение

  • О произносительной стороне речи ребенка можно судить лишь тогда, когда у него накопится значительный запас слов. Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. На третьем году жизни ребенок имеет право на неправильное звукопроизношение. Так, свистящие звуки (С, З, З’, Ц), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) и сонорные (Р, Р’, Л) он обычно пропускает или заменяет (С-С’; З-С’, В; Ц-Т’; Ш-С’, Т’; Ж-С’, Д’; Ч-Т’; Щ-Т’; Р-Л’; Р’-Л’; Л-Л’)
  • При обнаружении у младенцев любых нарушений произносительной стороны речи требует проведения своевременных коррекционных мероприятий, дополнительных обследований у других специалистов. Перспективы психического развития, успешность обучения детей с отклонениями в нервно-психическом развитии, их школьная и социальная адаптация зависят от раннего выявления нарушений в познавательной деятельности. Но часто логопеды в поликлинике советуют немного подождать – «раньше 5-ти лет и не приходите». Объяснить это можно тем, что занятия с малышом требуют особого индивидуального подхода, и не каждый специалист обладает необходимыми знаниями, опытом, а главное – желанием заниматься с маленькими детьми. Но хороший логопед не будет отмахиваться от встревоженных родителей.
  • В случае отсутствия активной речи у малыша 1,5-3 лет необходимо организовать запись на консультацию у грамотных специалистов: невролога, психолога, логопеда, оториноларинголога, провести ряд диагностических исследований. Тревогу у родителей должны вызывать задержки речи не только тогда, когда у ребёнка нет речи в два года, а и в тех случаях, когда запаздывает развитие или имеется полное отсутствие гуления и лепета. Наблюдения специалистов и объективные данные медицинских исследований позволят уточнить характер нарушения, степень его сложности, предположить возможные причины возникновения и организовать адекватную помощь ребёнку.
  • В любом возрасте нарушения речи ограничивают познавательную деятельность и возможности социальной адаптации человека. Консультации грамотных специалистов и коррекционные занятия с логопедами дефектолагами помогут отличить нарушения речи от других нарушений (задержка психического развития, олигофрения, нарушения слуха, нарушения аутистического спектра), поставить более точный диагноз. Ранняя коррекция, проведение систематических логопедических занятий, которые по своей сути являются грамотно организованной игрой, могут полностью компенсировать речевой дефект.
  • Значение развития речи в раннем возрасте велико: речь наряду с интеллектом является важным показателем развития малыша, а ее нарушения − свидетельством неблагополучия в психической сфере. Речь отражает успешность (или неуспешность) овладения родным языком – главным социальным приобретением ребенка в этот период.
  • Речь ребенка раннего возраста отражает развитие и закладывает основы будущих высших психических функций: памяти, внимания, мышления, а значит всего дальнейшего обучения ребенка, и в конечном счете его социальной адаптации и успешности. Именно поэтому в коррекционно-развивающей работе с детьми раннего возраста особое внимание уделяется стимуляции (формированию) речевой активности.

Про организацию занятий

Развитие речи ребенка происходит в каждый момент его жизни. Бытовые ситуации, среди которых подготовка ко сну, умывание, прием пищи протекают почти в одних и тех же условиях. Это помогает обогатить словарь детей и закрепить речевые навыки. Обращение к детям по разнообразным поводам формирует у них потребность в общении. При этом нужно активнее использовать приятные для ребенка игровые и бытовые ситуации. Например, умывая или купая ребенка, можно напевать на ходу сочиненную песенку, обращая внимание малыша на части тела и лица, о которых в ней поется, ласковым прикосновением:

  • Где же, где же, где же, где же, где же наши ручки? (2 раза)
  • Вот они, вот они, вот наши ручки. (2 раза)
  • Где же, где же, где же, где же, где же наши ножки? (2 раза)
  • Вот они, вот они, вот наши ножки. (2 раза)
  • Где же, где же, где же, где же, где же наш животик? (2 раза)
  • Вот он, вот он, вот наш животик. (2 раза)
  • Где же, где же, где же, где же, где же наши глазки? (2 раза)
  • Вот они, вот они, вот наши глазки. (2 раза)
  • Где же, где же, где же, где же, где же наши щечки? (2 раза)
  • Вот они, вот они, вот наши щечки. (2 раза)

Ласковый голос матери, приятные поглаживающие движения будут стимулировать самостоятельные голосовые реакции ребенка.

Одного только общения с малышом в быту недостаточно для его развития. Необходимо использовать речь в предметной и игровой деятельности. Также желательно проводить специально организованные занятия (игры-занятия). Важно учитывать, что в раннем возрасте все задания, которые даются ребенку, следует предлагать как занимательную и интересную игру. Только на положительном эмоциональном фоне малыш сам захочет произнести новое слово, повторить услышанное им сочетание звуков или фразу.

При разучивании новых слов следует всегда сначала использовать игрушку или предмет, а затем картинку. Если ребенок легко узнаёт и называет знакомые предметы и игрушки, следует постепенно переходить к работе с предметными и сюжетными картинками.

Логопед, нейродефектолог Елена Геннадьевна Тимощенко, автор цикла лекций Территории Здоровья «Раннее развитие речи и интеллекта ребенка».

Грудное вскармливание после 1 месяца: чего ожидать

Знаете ли Вы, когда стабилизируется выработка грудного молока? А как изменяется частота и продолжительность кормлений по мере взросления малыша? Ответы на эти вопросы Вы найдете в наших рекомендациях по грудному вскармливанию после первого месяца.






Поделиться этой информацией

Поздравляем: Вы выдержали первый непростой месяц кормления грудью. Ваше грудное молоко достигло полной зрелости1, его выработка стабилизируется, и оно почти или совсем не подтекает из груди. Не волнуйтесь, молока не становится меньше — просто грудь теперь лучше справляется с его выработкой и хранением.2 В возрасте шести недель малыш начнет радовать Вас своими очаровательными беззубыми улыбками, а к двум месяцам у Вас за плечами окажется уже 500–600 кормлений. При благоприятном развитии событий проблемы с захватом груди к этому моменту уже будут решены, и можно будет просто наслаждаться удобством и пользой грудного вскармливания.

Когда сокращается частота кормлений грудью?

«Нормальная» частота кормлений для малышей в возрасте от одного до шести месяцев значительно колеблется: одним хватает четырех кормлений в сутки, другие просят грудь по 13 раз в день.3

«Начиная с месячного возраста объем молока, которое малыш потребляет за одно кормление, возрастает, так что он может дольше обходиться без еды, — объясняет Кэти Гарбин, признанный международный эксперт по грудному вскармливанию, — Желудок ребенка растет, поэтому он больше съедает за один раз. К тому же зрелое молоко позволяет ему дольше оставаться сытым».

Кормление может продолжаться от 12 минут до одного часа —
настолько разнятся привычки малышей!3 Но если ребенок прибавляет в весе и вписывается в этот диапазон, оснований для беспокойства нет.

Что самое удивительное, как часто бы малыш ни ел, он потребляет примерно одинаковое количество молока в сутки — и в один месяц, и в шесть, когда пора начинать прикорм твердой пищей.4

«Тем не менее иногда малыш ест больше, а иногда меньше, особенно когда нездоров. Лучше просто прислушиваться к его потребностям», — объясняет Кэти.

Действительно ли в первые шесть месяцев малышу достаточно только грудного молока?

Да. Грудное молоко содержит все, в чем малыш нуждается в первые
шесть месяцев жизни, — детей на исключительно грудном вскармливании даже не нужно допаивать водой!5 Примерно до шестимесячного возраста пищеварительная система ребенка просто не приспособлена к перевариванию твердой пищи, а коровье молоко он сможет пить только после года.

К тому же грудное вскармливание в этот период готовит ребенка к дальнейшему развитию. Оно укрепляет мышцы рта, разрабатывает челюсть и способствует выравниванию зубов6,7. Все это пригодится, когда малыш начнет есть и разговаривать. А поскольку то, что Вы едите и пьете, влияет на вкус грудного молока, ребенок открывает для себя новые вкусы еще даже до того, как начнет есть твердую пищу.8

Кроме того, когда малыш болеет, Ваш организм вырабатывает грудное
молоко, насыщенное антителами, которые помогают бороться с инфекцией.9 Другими словами, молоко продолжает защищать ребенка на протяжении многих месяцев, пока он растет и становится все активнее.

К тому же кормить грудью очень удобно, когда к этому приспособишься. Клаудия, мама двоих детей из Великобритании, отмечает: «Не нужно стерилизовать гору бутылочек, готовить смесь, носить это все с собой, разогревать — в общем, кормить грудью оказалось очень удобно, особенно когда мои малыши подросли, и мы стали чаще выходить из дома».

В каком возрасте ребенок на грудном вскармливании начинает спать всю ночь?

Просыпаться по ночам — нормально для малышей. Большинство детей в возрасте от одного до шести месяцев потребляют пятую часть суточной нормы молока ночью, поэтому не стоит пренебрегать ночными кормлениями, если Вы хотите, чтобы ребенок получал необходимое количество калорий.3

«На самом деле, все зависит от того, что понимать под выражением «спать всю ночь», — говорит Кэти, — Если малыш засыпает в полночь и просыпается в 5 утра, для кого-то это уже «вся ночь» — и это в любом случае лучше, чем просыпаться каждые два часа! Мне встречались грудные малыши, которые уже начиная с шести недель засыпали в 19:00 и просыпались в 7:00, но большинство и после этого возраста продолжает часто просыпаться по ночам. Все дети разные».

В Уэльсе было проведено исследование с участием более чем 700 младенцев, которое показало, что почти 80 % детей в возрасте от 6 до 12 месяцев просыпаются хотя бы один раз за ночь, а 25 % из них — три раза и даже больше. И это не зависело от того, на каком типе вскармливания находится ребенок — грудном или искусственном.10

А если уж ночных пробуждений все равно не избежать, кормить грудью хотя бы удобно! С этим согласна Майна, мама двоих детей из Австралии: «Можно даже подремать во время кормления среди ночи — и тело, и ребенок делают свое дело на автопилоте. Не надо ничего планировать, отмерять, стерилизовать — готовое питание нужной температуры у тебя прямо в груди. По-моему, идеальный вариант».

Мой ребенок стал чаще просыпаться. Возможно, он голоден?

Примерно в четыре месяца режим сна ребенка меняется, поскольку у него, как у взрослого, появляются фазы глубокого и поверхностного сна. Из-за этого он может чаще просыпаться по ночам. «В четыре месяца проблема скорее во сне, а не в кормлении, — признает Кэти, — Это может быть утомительно, но постарайтесь приспособиться и перетерпеть».

Некоторые называют это «регрессом сна в четыре месяца», но слово «прогресс» подходит здесь больше. Со стороны это может выглядеть как шаг назад, но на самом деле ребенок приближается к важной стадии развития. Он быстро учится, начинает осознавать мир вокруг, у него обостряется восприятие и, возможно, возникает беспокойство по поводу разлучения с матерью. Плач при пробуждении и возможность поесть молока, прижавшись к маминой груди, — для малыша это способ успокоиться.11–13

Не поддавайтесь желанию «докормить» ребенка смесью или пораньше
начать прикорм в попытке улучшить его сон. Грудное молоко содержит
гормоны, которые вызывают сонливость и помогают расслабиться вам
обоим. Исследования показывают, что на деле мамы, кормящие грудью,
спят по ночам дольше, чем мамы малышей на искусственном или смешанном
вскармливании.14

Как на грудное вскармливание влияет прорезывание зубов?

Прорезывание зубов обычно начинается в возрасте около четырех месяцев. Когда у малыша болят десны, он становится беспокойным, бросает грудь и плачет. Все это, конечно, неприятно.

Однако грудное вскармливание может стать прекрасным успокоительным.
Согласно исследованиям, младенцы, которые находятся на грудном
вскармливании в период вакцинации, меньше плачут и быстрее забывают о боли.15 Кормление грудью при прорезывании зубов может оказывать такое же успокаивающее действие.

Неприятным побочным эффектом могут стать попытки ребенка опробовать свои новые зубки на материнской груди. «Иногда дети заигрываются и кусают мамины соски. Это можно почувствовать заранее по тому, как изменяется поведение ребенка при кормлении: перед тем как укусить, он убирает язык, — объясняет Кэти, — Как правило, это не проблема и случается всего пару раз. Достаточно прекратить кормление, ласково сказать, что кусаться нехорошо, и малыш скоро оставит эту забаву».

Как продолжать кормление, если приходится разлучаться с ребенком?

Бывает, что в течение первых шести месяцев, когда ребенок еще полностью находится на грудном вскармливании, маме необходимо отлучиться на несколько часов — или даже дольше, если приходится выйти на работу или уехать по делам на пару дней.

Но это не значит, что нужно отказываться от кормления грудью. Можно по-прежнему кормить ребенка полезным грудным молоком  — просто сцеживайте его, чтобы кто-нибудь давал его малышу в Ваше отсутствие. Вот что советует Кэти:

«Начните сцеживать молоко за пару дней — небольшими порциями, по 40–60 мл за раз. Так у Вас будет необходимый запас на время Вашего отсутствия, но при этом количество вырабатываемого молока останется прежним.

Если Вам приходится вернуться к работе, согласуйте со своим работодателем распорядок дня. Многие мамы кормят детей утром, вечером и ночью, а в обеденное время сцеживают молоко, чтобы снять дискомфорт и создать запас на следующий день.

Обычно это оказывается намного проще, чем можно было бы предположить, и сегодня во многих компаниях для этого созданы все условия, — отмечает Кэти, — Молокоотсосы помогают с легкостью решить эту проблему».

Своим опытом делится Натали, мама из США: «Я кормлю Дилана, как только он просыпается, а иногда еще раз перед уходом на работу, чтобы поддерживать выработку молока и не терять связи с ребенком. На работе я дважды сцеживаю молоко на следующий день (в мое отсутствие он съедает две бутылочки грудного молока), а после работы спешу домой к вечернему кормлению. На выходных я не сцеживаю молоко — мы возобновляем обычное грудное вскармливание».

Можно ли продолжать грудное вскармливание после введения твердой пищи?

Когда малыш начинает проявлять интерес к еде и уже может самостоятельно сидеть — обычно в возрасте около шести месяцев — пора начинать прикорм твердой пищей. Однако прекращать грудное вскармливание при этом вовсе не обязательно, объясняет Кэти: «Запас железа, накопленный ребенком за время беременности, к шести месяцам истощается, поэтому он нуждается в дополнительных источниках этого элемента.

Начинайте прикорм твердой пищей, но помните, что грудное молоко остается более важным источником калорий и питательных веществ, пока ребенку не исполнится восемь–девять месяцев. К этому времени он будет съедать уже гораздо больше прикорма, но при этом все равно будет нуждаться в кормлении грудью четыре–пять раз в день. К 12 месяцам частота кормлений может составлять от двух до шести раз в день. Все дети разные, и многие из них в этом возрасте все еще получают половину суточной нормы калорий из грудного молока».

Не стоит забывать, что грудное молоко можно добавлять в твердую пищу, например в каши и пюре, чтобы малыш мог чувствовать знакомый вкус. По возможности используйте молоко, сцеженное непосредственно перед кормлением (не размороженное), и добавляйте его перед самой подачей, чтобы сохранить живые бактерии и питательные вещества.16

Возможно, окружающие будут давить на Вас, утверждая, что необходимо прекратить кормление грудью, когда ребенку исполнится шесть месяцев, но чем дольше Вы кормите грудью или сцеживаете молоко, тем лучше для Вас и для малыша.

Как долго можно продолжать грудное вскармливание?

«Всемирная организация здравоохранения рекомендует кормить детей грудным молоком наряду с твердой пищей как минимум до двухлетнего возраста, поскольку оно играет важную роль в поддержании иммунитета, — рассказывает Кэти, — Кроме того, кормление грудью — важный способ эмоциональной поддержки, когда малыш расстроен или плохо себя чувствует».

В восемь месяцев ребенок порой прикладывается к груди по четыре раза в день, но когда ему исполнится год, частота кормлений может сократиться до двух раз в сутки. Вы сами поймете, какой режим кормления больше подходит Вам и Вашему малышу. Например, Джейн, мама двоих детей их США, кормила грудью до двухлетнего возраста: «Я кормила, когда была дома — по вечерам и на выходных, когда детям хотелось быть ближе ко мне, — рассказывает Джейн, — Это отлично помогало, когда они болели. Кормление грудью стало моим излюбленным способом утешения».

«Когда мой сын немного подрос и стал смелее, он все равно часто просил, чтобы я покормила его грудью — как будто чтобы успокоиться и набраться сил, — вспоминает Эми, мама двоих детей из Канады, — Когда ему случалось удариться или ободрать коленку, кормление грудью было прекрасным способом его утешить».

Если Вашему ребенку уже больше года, а Вы по-прежнему кормите его грудью, окружающие наверняка будут говорить Вам о том, что так он никогда не отучится от груди. Но если на детей не давить, они обычно сами отказываются от груди в возрасте от двух до четырех лет.17

«Я не собиралась кормить грудью так долго, но в результате до сих пор кормлю четырехлетнюю дочь и 22-месячного сына, — рассказывает Сюзанна, мама двоих детей из Великобритании, — Младшего я кормлю до работы и после, а в командировках сцеживаю молоко. Старшая дочка любит немножко пососать грудь перед сном или когда расстроена — это прекрасный способ наладить контакт. Когда я устаю от этого, то напоминаю себе, какую огромную пользу и утешение это им приносит. Теперь я планирую придерживаться стратегии завершения грудного вскармливания по инициативе ребенка — пусть они сами решат, когда прекратить».

Более подробную информацию о том, чего можно ожидать, а также множество советов и подсказок Вы найдете в нашем руководстве Проблемы грудного вскармливания после первого месяца.

Литература

1 Ballard O, Morrow AL. Human milk composition: nutrients and bioactive factors.  Pediatr Clin North Am. 2013;60(1):49-74. — Баллард О., Морроу А.Л., «Состав грудного молока: нутриенты и биологически активные факторы». Педиатр Клин Норт Ам. 2013;60(1):49-74.

2 Kent JC et al. Principles for maintaining or increasing breast milk production. J Obstet, Gynecol, & Neonatal Nurs. 2012;41(1):114-21. — Кент Дж. С. и соавторы, «Принципы поддержания и увеличения количества вырабатываемого молока». Ж Обстет Джинекол энд Неонейтал Нерс. 2012;41(1):114-121.

3 Kent JC et al. Volume and frequency of breastfeedings and fat content of breast milk throughout the day. Pediatrics. 2006;117(3):e387-395. — Кент Дж. С. и соавторы, «Объем и частота кормления грудью и содержание жира в грудном молоке в течение дня». Педиатрикс (Педиатрия). 2006;117(3):e387-95.

4 Kent JC et al. Longitudinal changes in breastfeeding patterns from 1 to 6 months of lactation. Breast Med. 2013;8(4):401-407. — Кент Дж.С. и соавторы, «Лонгитюдные изменения в характере грудного вскармливания в период с 1 по 6 месяц лактации». Брест Мед. 2013;8(4):401-407.

5 Almroth S, Bidinger PD. No need for water supplementation for exclusively breast-fed infants under hot and arid conditions. Trans R Soc Trop Med Hyg. 1990;84(4):602-604. — Элмрот С., Бидингер П.Д., «Отсутствие необходимости в допаивании младенцев, находящихся на исключительно грудном вскармливании в условиях высокой температуры и сухости воздуха». Транс Р Соц Троп Мед Хиг. 1990;84(4):602-604.

6 Victora CG et al.  Breastfeeding in the 21st century: epidemiology, mechanisms, and lifelong effect. Lancet. 2016;387(10017):475-490. — Виктора С.Дж. и соавторы, «Грудное вскармливание в 21 веке: эпидемиология, механизмы и долгосрочный эффект». Lancet (Ланцет). 2016;387(10017):475-490.

7 Peres KG et al. Effect of breastfeeding on malocclusions: a systematic review and metaanalysis. Acta Paediatr. 2015;104(S467):54-61. — Перес К.Г. и соавторы, «Влияние грудного вскармливания на аномалии прикуса: систематический обзор и метаанализ». Акта Педиатр. 2015;104(S467):54-61.

8 Mennella JA, Beauchamp GK. Maternal diet alters the sensory qualities of human milk and the nursling’s behavior. Pediatrics. 1991;88(4):737-744. — Меннелла Дж.А., Бошамп, Г.К., «Питание матери влияет на органолептические свойства грудного молока и поведение младенца». Педиатрикс (Педиатрия). 1991;88(4):737-744.

9 Hassiotou F et al. Maternal and infant infections stimulate a rapid leukocyte response in breastmilk. Clin Transl immunology. 2013;2(4). — Хассиоту Ф. и соавторы, «Инфекционные заболевания матери и ребенка стимулируют быструю лейкоцитарную реакцию в грудном молоке». Клин Трансл Иммунолоджи. 2013;2(4).

10 Brown A, Harries V. Infant sleep and night feeding patterns during later infancy: Association with breastfeeding frequency, daytime complementary food intake, and infant weight. Breast Med. 2015;10(5):246-252. — Браун А., Харрис В., «Ночные кормления и сон младенца в первый год жизни и их связь с частотой кормлений, докормом в дневное время и весом ребенка». Брест Мед (Медицина грудного вскармливания). 2015;10(5):246-252.

11 Infant sleep information source. [Internet]. Normal Infant Sleep Development; December 2017 [cited 2018 Feb] — Все о детском сне. [Интернет] «Развитие нормального сна у ребенка», декабрь 2017 [процитировано в феврале 2018].

12 Baby sleep science. [Internet]. The-Four-Month-Sleep-Regression-What-is-it-and-What-can-be-Done-About-it. March 2014 [cited 2018 Feb] — Наука детского сна. [Интернет], «Регрессия сна в четыре месяца: что это такое и что с этим делать». Март 2014 [процитировано в феврале 2018]. 

13 The Myth Of Baby Sleep Regressions – What’s Really Happening To Your Baby’s Sleep? [Internet]. Pinky Mckay; December 2017 [cited 2018 Feb] — «Миф о регрессе детского сна — что на самом деле происходит с вашим малышом?» [Интернет]. Пинки МакКей, декабрь 2017 [процитировано в феврале 2018].

14 KendallTackett K et al. The effect of feeding method on sleep duration, maternal well-being, and postpartum depression.  Clinical Lactation. 2011;2(2):22-26.- Кендалл-Такетт К. и соавторы, «Влияние способа вскармливания на продолжительность сна, материнское самочувствие и развитие послеродовой депрессии». Клиникал Лактейшн. 2011;2(2):22-26.

15) Harrison D et al. Breastfeeding for procedural pain in infants beyond the neonatal period. Cochrane Database Syst Rev. 2014;10. — Харрисон Д. и соавторы, «Грудное вскармливание для облегчения боли при медицинском вмешательстве в период новорожденности». Кохрейн Датабейз оф Систем Рев. 2014;10:CD11248

16 Czank C et al. Retention of the immunological proteins of pasteurized human milk in relation to pasteurizer design and practice.Pediatr Res. 2009;66(4):374. — Жанк С. и соавторы, «Сохранение иммунологических протеинов в пастеризованном молоке в зависимости от методики и практики пастеризации». Педиатр Рес. 2009;66(4):374.

17 Weaning from the breast. (2004). Paediatr Child Health, 9(4):249–253. — «Отлучение т груди» (2004). Педиатр Чайлд Хелс, 9(4):249–253.

Когда дети начинают ходить и как это происходит? (на фото)

© 2020-2022 Гвен Дьюар, доктор философии, все права защищены


Большинство детей начинают ходить самостоятельно в течение 2-3 месяцев после того, как они учатся вставать самостоятельно. Но есть и другие признаки, и нет единого графика развития, которому следуют все дети. На самом деле, начало ходьбы чрезвычайно вариабельно: некоторые дети ходят до 9 месяцев, а другие ждут до 18 месяцев или старше.


Когда дети начинают ходить? Сегодня в Соединенных Штатах средний возраст самостоятельной ходьбы составляет примерно 12 месяцев. Исследователи сообщают об аналогичных сроках рождения детей в ряде других стран, включая Аргентину, Гану, Индию, Норвегию, Оман, Южную Африку и Турцию. В среднем дети в этих странах делают свои первые шаги без посторонней помощи примерно в 12–13 месяцев (ВОЗ, 2006a; Ertem et al, 2018).

Но есть культуры, в которых большинство детей начинают ходить на несколько месяцев раньше или на много месяцев позже. И даже внутри одного общества диапазон индивидуальных различий может быть огромным. Например, в исследовании, отслеживающем развитие 220 детей в Швейцарии, несколько младенцев начали самостоятельно ходить в возрасте 8,5 месяцев. А некоторые младенцы не ходили, пока им не исполнилось почти 20 месяцев. Тем не менее, у всех этих детей были здоровые, нормальные результаты. Время самостоятельной ходьбы не было связано с более поздним развитием моторики и когнитивных способностей детей (Jenni et al 2013).

Конечно, это не всегда так. Иногда задержки в начале ходьбы вызваны заболеваниями или нарушениями развития. Но у большинства поздних ходячих таких проблем нет.

Так что нормально? Чего нам ожидать? Как определить, готов ли ребенок ходить, и что заставляет одних детей ходить раньше, чем других? Вот краткий обзор, начиная с двигательных навыков, которыми дети должны овладеть, прежде чем они начнут ходить самостоятельно.

Прежде чем они смогут ходить, младенцы должны развить силу и координацию, чтобы самостоятельно поддерживать вертикальное положение. Они также должны быть в состоянии нести большую часть своего веса — по крайней мере, на мгновение — на одной ноге. Таким образом, младенцы приближаются к самостоятельной ходьбе, когда они достигают следующих двигательных вех:

Веха: Подтягивание себя в положение стоя (сжимая мебель или держась за кого-то)

Как правило, дети развивают эту способность примерно за 4 месяца до они делают свои первые самостоятельные шаги (Ertem et al 2018). Во время первых попыток ребенок сможет оставаться на ногах всего несколько секунд, и вы заметите, что ножки ребенка жесткие и прямые (как на этом фото). Но по мере того, как ребенок становится сильнее, он или она сможет удобно стоять — со слегка согнутыми коленями — удерживаясь.

Веха: ходьба с опорой

На этом этапе дети уже способны переносить вес с одной ноги на другую. Если вы держите ребенка за руки, он может идти вперед. Если ребенок хватается за предмет мебели (например, за кушетку или диван), он может «круизовать» или двигаться боком. Когда ребенок с такими способностями начнет ходить самостоятельно?

Исследования показывают, что самостоятельная ходьба, как правило, появляется примерно через 3 месяца (WHO 2006a; Ertem et al 2018), но строгой последовательности, которой следуют все дети, не существует. Некоторые младенцы начинают ходить с поддержкой относительно рано — еще до того, как они научились ползать. Для этих детей следующий этап может быть самостоятельной ходьбой. Но младенцы также могут переключиться на ползание (WHO 2006b).

Веха: Самостоятельное стояние (хотя бы на мгновение!)

Через какое время после того, как дети научились стоять без посторонней помощи, они начинают ходить? Международные исследования показывают, что большинство младенцев начинают ходить в течение 2-3 месяцев после того, как научились стоять (Ertem et al 2018). Но не абсолютное течение времени так важно. Это огромное количество практики и тяжелой работы.

Когда дети учатся ходить самостоятельно, они падают. Много. Некоторых младенцев это, похоже, не сильно волнует. Они с энтузиазмом берутся за дело и довольно быстро учатся ходить — иногда в течение нескольких дней после того, как научились стоять.

Как насчет ползания? Должны ли младенцы ползать, прежде чем они смогут ходить?

Абсолютно нет. На самом деле, некоторые дети никогда не ползают. Подробнее об этом читайте в моей статье «Когда дети ползают и как развивается ползание: иллюстрированное пособие».

Когда дети могут ходить с поддержкой?

Международные исследования показывают, что примерно 50 % всех детей начинают ходить с поддержкой в ​​возрасте 9,5 месяцев (ВОЗ, 2006a; Ertem et al, 2018). Но местные нормы отличаются.

В культурах, где родители активно учат своих детей ходить, младенцы могут начать ходить с помощью к 7-8 месяцам (например, Super 1976). В противоположность этому, в местах, где родители более невмешательны, среднее начало ходьбы с поддержкой происходит позже – ближе к 10,5 месяцам (ВОЗ, 2006a). А в обществах, где младенцев физически привязывают в течение дня — в переносках, слингах, люльках и других приспособлениях, — дети начинают ходить намного позже.

Когда дети переходят к самостоятельной ходьбе?

Как отмечалось во введении, здесь существует множество вариантов. Некоторые дети начинают прикладываться до того, как им исполнится 9 месяцев. Другим требуется 18 месяцев и более. Почему так много различий и какие факторы предсказывают, будет ли ребенок ходить раньше или позже?

Двуногому человеку сложно научиться. Младенцы сталкиваются со многими препятствиями, включая собственное тело. Например, ребенку с тощими ногами — и более высоким соотношением мышц и жира — будет легче бороться с гравитацией, и он может начать ходить раньше, чем более полный, менее мускулистый младенец (Adolf 2008). Время ходьбы также зависит от возможностей движения и практики.

Как правило, дети, которые больше двигаются — проводят время вне слинга, кроватки или колыбели, — как правило, достигают двигательных вех раньше в жизни. В частности, дети учатся ходить раньше, если они много тренируются в «ходьбе с помощью» — шагах вперед, пока кто-то держит их за руки.

Мотивация, наверное, тоже важна. Например, исследователи обнаружили, что дети с большей вероятностью начнут учиться ходить, если они проявляют интерес к удаленным объектам, таким как игрушки (Karasik et al 2011).

И такая обыденная вещь, как одежда, может иметь значение. Экспериментальные исследования подтверждают, что детям труднее ходить, когда они в подгузниках. Масса тела мешает, вынуждая их ходить вперевалку с широко расставленными ногами, и дети с большей вероятностью потеряют равновесие и упадут (Cole et al 2012).

Вместе эти факторы могут помочь объяснить, почему младенцы различаются как личности. Они также могут пролить свет на некоторые существенные различия, которые мы наблюдаем между культурами.

Как методы воспитания влияют на развитие ходьбы?

Рассмотрим кипсиги из Кении, людей, которые выращивают урожай и пасут скот. В этой культуре родители активно поощряют младенцев развивать двигательные навыки, необходимые для ходьбы. Это начинается с того, что называется шагательным рефлексом: держите новорожденного ребенка вертикально, позволяя его или ее ногам касаться земли, и кажется, что ребенок делает чередующиеся шаги. Как будто малыш готов к прогулке!

Конечно, ребенок еще не совсем готов ходить. Маленьким детям не хватает развитой мускулатуры, координации и пропорций тела, чтобы успешно ходить в очень раннем возрасте. И если мы просто проигнорируем эту реакцию на шаг, поведение в конечном итоге исчезнет. В западных странах, например, реакция на шаги обычно исчезает к тому времени, когда детям исполняется 8 недель.

Но кипсиги не игнорируют шаговый рефлекс. Вместо этого они превращают это в игру. Поддерживая младенцев подмышками, матери качают их на коленях, стимулируя шагательный рефлекс.

Игры начинаются, когда малышам исполняется около месяца, и дети ежедневно тренируются. К 7-8 месяцам младенцы достаточно сильны, чтобы начать ходить (с поддержкой) по земле. Никогда не бывает момента, когда дети перестают реагировать на шаги. Вместо этого происходит непрерывное, постепенное развитие все более сильного шага (Super 19).76).

Когда исследователи протестировали аналогичный подход на младенцах, живущих в Соединенных Штатах, они заметили то же самое: дети не теряли реакцию на шаг со временем, особенно когда их поощряли практиковать (Zelazo, 1983). И в обеих группах — кипсиги и американцах — исследователи наблюдали связь между практикой и временем ходьбы. Младенцы, которые практиковали шагающую ходьбу, как правило, начинают ходить самостоятельно в более раннем возрасте (Super, 1976; Zelazo, 1983).

Таким образом, родители могут стимулировать развитие ходьбы с помощью упражнений и игр. Фактически, даже «время на животе» было связано с развитием ходьбы. Чем больше времени маленькие дети проводят на животике, тем раньше они, как правило, достигают двигательных этапов ходьбы с помощью и самостоятельной ходьбы (Carson et al 2022).

Более того, верно и обратное: Когда младенцы испытывают более высокие уровни ограничения движений – когда их держат на руках, пеленают, привязывают к стулу или иным образом обездвиживают в течение дня – они начинают ходить позже (Адольф и Робинсон 2013; Карсон и др., 2022).

В качестве крайнего случая рассмотрим аче из Парагвая, людей, которые занимались охотой и собирательством до конца 20 века. Когда они жили старым, традиционным образом, Аче почти постоянно носили своих детей. Они считали окружающую среду — тропические леса Амазонки — слишком опасными, чтобы спускать младенцев вниз. Таким образом, дети Аче не имели возможности практиковаться в ходьбе, и в результате дети не учились ходить, пока им не исполнялось примерно 24 месяца (Каплан и Дав 19).87).

Я называю это экстремальным случаем, но «экстремальный» — понятие относительное: это зависит от того, какие популяции вы используете для сравнения. Аче — не единственные охотники-собиратели, которые избегали бросать своих детенышей на землю. И люди в других обществах следуют обычаям, ограничивающим передвижение младенцев. Например, по всей Центральной Азии младенцы проводят долгие часы каждый день в традиционной колыбели, называемой «гахвора» (Карасик и др., 2018). В разное время и в разных местах младенцы могли часто упускать опыт, который приводит к раннему хождению. И это должно заставить нас пересмотреть наши представления о том, что представляет собой «нормальное» развитие.

Нет смысла говорить о «нормальном» времени в вакууме, как будто локальные различия в окружающей среде не имеют значения.

Могут ли игрушки для ходьбы помочь детям научиться ходить?

Другое название «ходячих игрушек» — «двигательные игрушки» — игрушки, которые можно толкать, тянуть или катить. Что произойдет, если вы дадите ребенку такие игрушки, как поппер-игрушка, которая выталкивает пластиковые шарики, когда вы катаете ее по земле? Неясно, будет ли это мотивировать ребенка, который еще не ходит, делать свои первые шаги. Но игрушки-толкатели и игрушки-тяни могут побудить тех, кто начал ходить, дольше ходить.

В ходе исследования 40 ходячих младенцев (средний возраст: 15 месяцев) Жюстин Хох и ее коллеги поручили половине из них проводить время в комнате с опекуном и несколькими игрушками для двигательной активности. Другая половина проводила время с воспитателем в той же комнате, но без игрушек. Исследователи записали движения младенцев и обнаружили, что дети в обеих группах ходили в равной степени. Но младенцы, которым давали локомоторные игрушки, шли более длительными шагами, делая больше шагов, прежде чем остановиться. Они также с большей вероятностью исследовали каждую часть игровой комнаты и все дальше отходили от своих опекунов (Hoch et al 2019).).

Что насчет детских ходунков? Почему эксперты предостерегают родителей от их использования?

Ходунки представляют собой жесткую раму на колесах с подвешенным посередине сиденьем. Когда младенца помещают в сиденье, его или ее пальцы ног достают до земли, и ребенок может самостоятельно двигаться, отталкиваясь в разных направлениях.

Может показаться, что это быстрый способ научиться ходить, но это не так. Напротив, когда младенцы используют ходунки, они часто принимают ненормальные позы и походку. Например, они могут наклоняться назад, ходить на цыпочках или не контролировать движения головы (Schecter et al 2019).). На самом деле они не практикуют движения, которые им нужно освоить, чтобы научиться ходить.

Более того, тенденция в исследованиях либо нейтральная , либо отрицательная. Некоторые исследования показали, что детские ходунки не дают преимуществ в двигательных навыках. Другие сообщают о явных недостатках — что младенцы, которые используют ходунки, как правило, медленнее достигают двигательных вех, включая ползание, самостоятельное стояние и самостоятельную ходьбу (Badihian et al 2017; Schecter et al 2019; Безгин и др., 2021).

Но самая главная проблема касается безопасности. Детские ходунки связаны с высоким уровнем травматизма. Несчастные случаи часто происходят из-за того, что дети падают с лестницы в ходунках, но есть и другие опасности. Младенцы выпали из ходунков. Они поранились, потянувшись за тяжелыми, острыми или раскаленными предметами. Причем травмы могут быть серьезными – сотрясения мозга, рваные раны, переломы костей. Некоторые младенцы умерли (Sims et al 2018).

Учитывая эти опасности и отсутствие пользы для развития, Американская академия педиатрии рекомендовала запретить производство и продажу детских ходунков (American Academy of Pediatrics 2001), а ходунки были запрещены в Канаде с 2004 года (Skinner и др. 2010).

Когда родитель должен беспокоиться о том, что ребенок не ходит? В каком возрасте считается, что у ребенка отставание в развитии?

Такие организации, как Американская академия педиатрии (APP), рекомендуют вам поговорить с врачом, если ваш ребенок не может ходить в возрасте 18 месяцев. И это хороший совет. Иногда отсроченная ходьба является признаком физической проблемы, поэтому хорошо провести исследование на ранней стадии и принять меры. В обзоре более 400 «поздних ходоков» почти одна треть случаев была связана с каким-либо основным клиническим или неврологическим заболеванием (Chaplais and McFarlane 19). 84).

Но имейте в виду: у большинства детей, которые еще не начали ходить в 18 месяцев, нет проблем с развитием. Нет, если они в остальном здоровы.

Дополнительная информация об этапах развития ребенка

Как мы видели, дети не учатся ходить по фиксированному графику. Время может значительно варьироваться от одного человека к другому. То же самое верно и для многих других двигательных навыков. Чтобы узнать больше об этом, см. мою статью о вехах моторики ребенка.

Кроме того, ознакомьтесь с моим руководством по развитию ползания, а также с этими статьями о развитии ребенка:

  • Когда дети говорят свои первые слова?
  • Могут ли дети подписывать знаки перед тем, как говорить?
  • Чувствуют ли младенцы эмпатию?
  • Могут ли дети чувствовать стресс в других?
  • Могут ли дети сказать, когда их родители дерутся?
  • Нравственное чувство: младенцы предпочитают неудачников и благодетелей
  • Стресс у младенцев: как сохранить спокойствие, счастье и эмоциональное здоровье младенцев
  • Как дружеский зрительный контакт может заставить младенцев настроиться и отразить ваши мозговые волны.

Ссылки: Когда дети начинают ходить?

На заметку ученому: Если вы хотите погрузиться в научную литературу о ходьбе, обязательно ознакомьтесь с работами Карен Адольф и Ланы Карасик.

Адольф возглавляет исследовательскую группу в Нью-Йоркском университете. Многие из публикаций ее лаборатории можно бесплатно скачать в детской лаборатории Нью-Йоркского университета. Карасик в настоящее время учится в Городском университете CUNY. Вы можете найти ее публикации в Karasik Lab of Culture & Development.


Адольф К.Е. 2008. Моторное и физическое развитие: Локомоция. В MM Haith & JB Benson, (Eds.), Энциклопедия развития младенцев и детей раннего возраста (стр. 359–373). Сан-Диего, Калифорния: Academic Press.

Адольф К.Е. и Робинсон С.Р. 2013. Дорога к ходьбе: что обучение ходьбе говорит нам о развитии. В П. Зелазо (ред.), Оксфордский справочник по психологии развития (стр. 403–443). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

Американская академия педиатрии. Комитет по предотвращению травм и отравлений. 2001. Травмы, связанные с ходунками. Педиатрия. 108(3):790-2.

Бадихян С., Адихян Н., Ягини О. 2017. Влияние ходунков на развитие ребенка: систематический обзор. Иран Дж. Чайлд Нейрол. 11(4):1-6.

Безгин С., Узун Аккая К., Челик Х.И., Дуян Чамурдан А., Эльбасан Б. 2021. Оценка влияния использования ходунков на управление туловищем и моторное развитие. Турецкая арка Педиатр. 56(2):159-163.

Карсон В., Чжан З., Перди М., Причард Л. и Хескет К.Д. 2022. Продольные связи между двигательным поведением младенцев и их развитием. Int J Behav Nutr Phys Act. 19(1):10.

Чапле Дж.Д. и Макфарлейн Дж.А. 1984. Обзор 404 «поздних ходоков». Арка
Дис Чайлд. 59(6): 512–516.

Коул В.Г., Лингеман Дж.М., Адольф К.Е. 2012. Ходите голышом: подгузники влияют на ходьбу младенцев. Dev Sci. 15(6):783-90.

Hoch JE, O’Grady SM, Adolph KE. 2019. Это путешествие, а не пункт назначения: исследование опорно-двигательного аппарата у младенцев. Dev Sci. 22(2):e12740.

Каплан Х. и Дав Х. 1987. Развитие младенцев у племени аче в восточном Парагвае. Психология развития, 23 (2): 190–198.

Карасик Л.Б., Тамис-ЛеМонда К.С., Осми О. и Адольф К.Е. 2018. Связывающие узы: колыбель в Таджикистане. PLoS ONE, 13(10): e0204428–18.

Карасик Л.Б., Тамис-ЛеМонда К.С. и Адольф К.Е. 2011. Переход от ползания к ходьбе и действия младенцев с предметами и людьми. Развитие ребенка, 82, 1199-1209.

Jenni OG, Chaouch A, Caflisch J, and Rousson V. 2013. Моторные вехи младенцев: плохая прогностическая ценность исхода для здоровых детей. Acta Paediatrica 102 (4): e181

Schecter R, Das P, Milanaik R. 2019. Предупреждения о детских ходунках приходят слишком поздно?: Рекомендации и обоснование упреждающего руководства при более ранних посещениях ребенка. Глоб Педиатр Здоровье. 6:2333794X19876849.

Симс А., Чунтират Т., Ян Дж., Ходжес Н.Л., Смит Г.А. 2018. Травмы младенцев, связанные с ходунками, в США. Педиатрия. 142(4):e20174332

Скиннер Р., Угнат А.М., Гренье Д. 2010 г. Детские товары и травмы в Канаде: это все еще проблема? Педиатр Здоровье ребенка. 15(8):490.

Супер СМ. 1976. Воздействие окружающей среды на двигательное развитие: случай «раннего развития африканских младенцев». Dev Med Child Neurol. 18(5):561-7.

Многоцентровая группа ВОЗ по эталонным исследованиям роста. 2006а. Оценка половых различий и неоднородности в достижении моторных вех среди населения в многоцентровом эталонном исследовании роста ВОЗ. Приложение Acta Pediatr. 450:66-75.

Zelazo PR 1983. Развитие ходьбы: новые открытия и старые решения. Журнал моторного поведения 15: 99-137.

Содержание раздела «Когда дети начинают ходить» последнее изменение 02.08.2022. Части текста взяты из более ранней версии этой статьи, написанной тем же автором.

Изображение предоставлено для «Когда дети начинают ходить»:

изображение ног малыша и родителей от Halfpoint/istock

изображение ребенка, стоящего независимо с поднятыми руками в воздухе от Prostock-studio/shutterstock

изображение тянущей девочки самостоятельно встать, схватившись за кухонный стул Екатерина Покровская/shutterstock

изображение младенца, сидящего в зеленых ходунках. Автор Drovnin / Shutterstock.

. Изображение матери, помогающей ребенку ходить. Автор: eggeeggjiew / istock. MD от 12 марта 2021 г.

В этой статье

  • Как дети развивают навыки ходьбы
  • Способы помочь ребенку начать ходить
  • Детские товары для ходьбы
  • Что делать после того, как ваш ребенок начнет ходить?

Обучение вашего ребенка ходьбе может стать одним из самых захватывающих и запоминающихся моментов отцовства. С самого раннего возраста ваш малыш укрепляет свои мышцы, медленно готовясь к своим первым шагам. Обычно между 6 и 13 месяцами ваш ребенок начинает ползать. Между 9 и 12 месяцами они будут подтягиваться. А между 8 и 18 месяцами они впервые будут ходить.

Как дети развивают навыки ходьбы

Ваш ребенок разовьет множество навыков, в том числе равновесие, координацию, способность вставать и переносить вес тела с одной ноги на другую. Каждый новый навык будет основываться на предыдущих навыках, делая их более подготовленными к началу ходьбы.

Наблюдение за тем, как ваш ребенок делает первые шаги самостоятельно, — это незабываемые впечатления. Когда ваш ребенок начинает ходить, это происходит поэтапно, включая следующие важные вехи:

6 месяцев. Младенцы начинают сидеть самостоятельно.

6-9 месяцев. Младенцы начинают ползать.

9 месяцев. Младенцы начинают подтягиваться на мебели, такой как диван или журнальный столик, чтобы они могли стоять.

9-12 месяцев. Младенцы могут начать вставать, держаться за мебель и исследовать комнату.

11-13 месяцев. В это захватывающее время вы можете ожидать, что ваш ребенок начнет ходить самостоятельно.

Имейте в виду, что каждый ребенок индивидуален и может начать ходить раньше или позже, чем это считается нормальным, по мнению экспертов. В развитии детей может быть много различий, и это совершенно нормально.

Если вашему ребенку исполнилось 18 месяцев и он еще не начал ходить, или если вы беспокоитесь о его развитии, обратитесь к педиатру. Обращайте внимание на следующие предупредительные признаки тех, кто поздно начинает ходить:  

  • Ваш ребенок не переворачивается в любом направлении и не сидит с посторонней помощью
  • Ваш ребенок не поддерживает вес на ногах
  • Ваш ребенок не пытается привлечь ваш внимание своими действиями
  • Ваш ребенок не пытается говорить или лепетать
  • Ваш ребенок не проявляет интереса к играм в прятки

Способы помочь вашему ребенку начать ходить

Чтобы помочь вашему ребенку начать ходить, вы можете попробовать следующие советы:

Играйте вместе. Когда вы рядом с ребенком, вы можете помочь ему чувствовать себя в большей безопасности во время игры. Таким образом, им будет удобнее исследовать и они будут более уверенными в себе.

Поощряйте движение. Движение помогает вашему ребенку нарастить мышцы, которые помогут ему, когда он начнет ходить и, в конечном итоге, бегать. Вы можете сделать это, встав на колени перед ребенком, протягивая руки и побуждая его подойти к вам.

Пока малыши только начинают ходить, они могут немного пролиться, это всего лишь часть обучения. Хотя вы не можете спасти своего ребенка от каждого падения, вы можете уменьшить вероятность получения травм.

Вы можете помочь им, «защитив» свой дом от детей, сделав их пространство максимально безопасным: 

  • Установите замки на дверях и шкафах, чтобы уберечь ребенка от небезопасных предметов, таких как химические вещества 
  • Проложите острые углы мебели
  • Установите ворота для защиты от детей, чтобы ребенок не спускался по лестнице
  • Держите такие предметы, как кастрюли и сковородки, на задней стороне плиты 

Детские товары для прогулок

Детские ходунки. Медицинские работники , а не рекомендуют использовать детские ходунки. Поскольку ходунки облегчают вашему ребенку передвижение, мышцы ног вашего ребенка могут не развиваться должным образом. Кроме того, когда ребенок опирается на ходунки, ему может быть легче добраться до вещей, которых он обычно не смог бы достать, например, горячих предметов или ядов, которые могут быть опасными. Это делает детские ходунки еще менее безопасными.

Детская обувь. Повремените с покупкой детской обуви. Ходьба босиком помогает ребенку улучшить равновесие и координацию. Подождите, пока они не начнут регулярно ходить на улицу, пока вы не познакомите их с детской обувью.
 

Что будет дальше, когда ребенок начнет ходить?

Первые шаги вашего малыша — это только начало нового захватывающего этапа в его жизни. Вот что еще вы можете ожидать, когда они станут малышами:

  • 14 месяцев: В этом возрасте ваш малыш, скорее всего, сможет стоять самостоятельно, приседать, вставать и, возможно, даже ходить задом наперёд.
  • 15 месяцев: Ваш ребенок будет довольно хорошо ходить, ему, скорее всего, понравятся игрушки-тяни-толкай и исследуй новые вещи.
  • 16 месяцев: Ваш ребенок начнет проявлять интерес к подъему и спуску по лестнице, хотя, скорее всего, он все еще будет обращаться к вам за помощью в этом.
     

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *