Содержание

Когда груднички начинают держать самостоятельно головку? Как научить малыша держать голову?


Грудной ребенок рождается с минимальным набором умений и навыков. За год происходит большой скачок в развитии малыша как в умственном, так и в физическом. Многие родители стараются максимально развивать кроху и отмечают каждый навык ребенка, пусть даже незначительный на первый взгляд.

Этапы развития


Все навыки у грудничка появляются постепенно. Чтобы ребенок научился держать голову, необходимо каждый день выкладывать его на живот. В норме новорожденный будет стараться приподнять головку.







Наименование


Описание


7 недель


Младенец поднимает голову, держит ее в приподнятом положении короткий период времени


2 месяца


Уверенно удерживает голову, может поворачивать голову в стороны


3,5 месяца


Полноценно держит головку в положении лежа на животе, вертикальном положении


4 месяца


Кроха уверенно опирается на предплечья, держит голову

В том случае, если ребенок не удерживает голову самостоятельно в возрасте 3-4 месяца — это повод обратиться в нашим врачам за консультацией. Наши врачи дистанционно подробно проконсультируют родителей, подскажут простые массажные действия, посоветуют каких специалистов пройти.


Как помочь ребенку тренировать шейные мышцы


Для укрепления шейных, спинных мышц родителям необходимо регулярно выкладывать младенца на живот. Грудничок будет стараться поворачивать головку, поднимать ее на доли секунд. Таким образом происходит тренировка и укрепление мышц. Для деток постарше можно поставить, повесить яркие игрушки, предметы. Это будет стимулом поднимать головку, чтобы рассмотреть предмет.

Правильно поддерживаем голову грудничка


Главным правилом является держать младенца так, чтобы его голова не болталась. Для этого используют следующие позы:


  • колыбелька — голова на локте взрослого, спина — на руке, второй рукой поддерживают поясничный отдел;

  • столбик — голова новорожденного лежит на плече родителя, второй придерживают поясницу;

  • лицом к лицу — головку грудничка придерживают одной рукой, второй — спину;

  • на коленях — руками придерживают голову малыша, туловище полностью лежит на коленях взрослого;

  • на животе — голова и живот располагаются на предплечьи взрослого, ноги и руки свисают.


Важно! В том случае, если грудничок держит голову раньше положенных четырех месяцев — радоваться не стоит. Это говорит не о раннем развитии, но о гипертонусе мышц. В этом случае их необходимо расслаблять массажем, водными процедурами.

Когда не нужно поддерживать голову грудничку


Ребенок начинает держать голову уверенно к 3-4 месяцам. При этом лежа на животе, младенец отрывает предплечья от поверхности, держится на локтях, поднимая головку. В этот период можно не поддерживать голову грудничка. Однако брать на руки малыша стоит все еще аккуратно, не совершая резких движений.

Причины, по которым ребенок не держит голову


В 4 месяца малыш уверенно держит голову. Многие специалисты сходятся во мнении, что этот возраст максимально допустимый для освоения этого навыка. Если кроха не поднимает голову, это свидетельствует о наличии патологии, требующей вмешательства врачей.


Причинами могут быть:


  • тяжелые или патологические роды;

  • гипотонус мышц;

  • неврологические заболевания;

  • гиперопека родителей.

Если ребенок не может держать головку сам в этом возрасте — необходима консультация наших врачей. Дистанционно наши врачи проконсультируют по возможным причинам, подскажут как выровнять процесс, подберут клиники для обследования, посоветуют необходимых специалистов.


Как развиваются недоношенные дети


Недоношенные детки развиваются по тому же принципу, что и доношенные. В большинстве своем процесс зависит от сроков, на которых малыш появился на свет, наличии патологий, осложнений после родов. Главным отличием является то, что недоношенный ребенок учится держать голову в сроки от предполагаемой даты родов, а не от своего текущего возраста. Если малыш родился на месяц раньше, то от его текущего возраста отнимают месяц. Освоение навыков сдвигается в зависимости от ПДР и фактической датой рождения.



Пример 


Грудничок появился на свет на месяц раньше предполагаемой даты. Осложнений нет, роды естественные, беременность без патологий. Навык уверенного держания головы разовьется не в 3-4 месяца как у доношенных деток, а в 4-5 месяцев.


Что делать, если ребенок плохо держит голову


Если ребенок не держит голову, выяснить причину может только специалист. При мышечной слабости, связанной с плохим набором веса поможет справиться педиатр, консультант по грудному вскармливанию.


При патологиях ЦНС необходима консультация невролога. В оздоровительные процедуры может входить массаж, гимнастика, направленные на укрепление мышечного корсета. При отсутствии тяжелых поражений нервной системы и осложнений гимнастики и массажа вполне достаточно для восстановления тонуса мышц. проводить их необходимо не только со специалистами, но и выполнять простые упражнения самостоятельно дома. Для этих целей врачи советуют приобретать специальные фитболы.

Частые вопросы


Как должен держать голову грудничок в два месяца?


+


В этом возрасте ребенок может удерживать голову по средней линии в положении лежа на животе. Чтобы научить ребенка держать голову необходимо вызвать интерес крохи для совершения активных действий. Это могут быть игрушки, яркие предметы.


Во сколько младенцы начинают держать голову?


+


Малыш должен удерживать голову от 6 недель. Это составляет несколько секунд, так как мышцы еще не окрепшие. В 1,5 месяца младенец удерживает голову в течение минуты. При правильных манипуляциях родителей (массаж, гимнастика) это время увеличивается. К 4 месяцам кроха уже полноценно опирается на предплечья, держит голову, поворачивает ее.


Как понять, что грудничок хорошо держит головку?


+


Для этого достаточно понаблюдать за ребенком. Основные навыки появляются к 3-4 месяцам. При раннем подъеме головы — речь идет о гипертонусе мышц.


Почему нужно поддерживать головку младенцу?


+


Это необходимо, чтобы избежать травм. Мышцы развиты слабо. Поэтому кроха не может держать самостоятельно головку.

Заключение эксперта


Такой серьезный навык, как держать головку самостоятельно, является важным этапом и толчком для дальнейшего развития. Первые попытки приподнять голову малыш совершает в три недели. По времени это не превышает двух секунд. Однако этап запущен и дальше будет только развиваться. Задача родителя помочь крохе. Для этого необходимо правильно держать малыша, делать гимнастику, массаж, выкладывать на живот.

Публикуем только проверенную информацию

Автор статьи

Пружинин Марк Юльевич

врач – педиатр

Стаж 30 лет

Консультаций 1572

Статей 104

Опытный врач-педиатр с большим стажем и клиническим опытом работы в различных медицинских организациях в области общей педиатрии, реанимации-анестезиологии и нейроинфекции. Работает с ведущими специалистами, посещает международные и российские конференции.

Ребенок в 5 месяцев не может долго держать голову. Боюсь ДЦП. Как нам с этим бороться? | Консультация невролога детского в Минске на DOKTORA.BY

Консультация невролога детского в Минске 06.09.2013

Licedey

Больше всего беспокоит: Физическое развитие недоношенного ребенка

Здравствуйте, доктор! Я проживаю в г.Борисове Минской обл. 18.04.2013г. у меня родился недоношенный сын на сроке 35-36 недель, но на фоне гестоза и СЗРП 2ст. вес был всего 1976г и 46см рост. Дышал самостоятельно, кислород не требовался. 8/9 по шкале Апгар. 5 дней реанимации, потом месяц в ОПН г.Борисова. Перенес физиологическую желтуху (буквально 2 дня) один раз его светили и все прошло. Врожденная пневмония, ВУИ без ДУ. Вес набирал хорошо. В месяцон весил 2670, в 2-4200, в 3-5660, в 4-6800. В данный момент ему 4,5 месяца вес 7000 и 64см рост. В инфекционной больнице ему поменяли 4 антибиотика: цефтриаксон и меропенем, а еще 2 я не помню. Пневмонию долечивали меропенемом. Кроме того получал: фенобарбитал, глицин, линекс, креон, винпоцетин, фенибут, энтерожермину. 
Последние анализы: ан.мочи без особенностей, ан.крови: гемоглобин -110, лейкоциты -5, СОЭ-2, эозинофилы — 0.
В 2 месяца нас смотрел невролог 4-й поликлинники г.Борисова. Написала заключение: Состояние удовлетворительное, ребенок активный, голову не держит, опора на ноги слабая. Выписала нам энцефабол по 2мл. 2р. в день и вит.Е по 2к. 2р. в день. От энцефабола ребенка рвет. Уже несколько раз пыталась начать его давать и все время рвота. Ездили на консультацию к неврологу  в Детскую областную больницу г.Минска (Боровляны). Сделали УЗИ мозга. К сожалению результат его остался там, но я помню его заключение: Минимальное расширение СА-пространства. Невролог нам сказала, что это не страшно и мы, как недоношенные имеем на это права. Все остальные размеры были в норме. Минский диагноз: Легкая задержка темпового развития. Выписали Магне В6 по 2мл 2р. в день и вит. Е по 2к. в р. в день. 
Теперь о нашем развитии:
В 1,5 месяца он стал следить за игрушкой перед лицом, в 2 месяца он начал сознательно улыбаться, в 2,5 начал гулить, в 3 хорошо играл подвшенными игрушками, начал брать игрушку из моих рку и трясти ею, в 4 стал смеяться в голос (правда пока редко смеется). А вот его физическое развитие меня очень беспокоит. В 1,5-2 месяца он пытался держать головку лежа на животике, но я почти не выкладывала, потому что он сильно плакал на животе. А теперь пожинаю плоды своей жалости. В 4,5месяца он так и не любит лежать на животике и не может долго держать головку.  В вертикальном положении он держит голову неплохо, смотрит по сторонам, ворочает головой, только спинка пока наклоняется вперед. Из положения лежа на спине, когда я даю ему руки, он хватается за мои пальцы (я придерживаю его ручки) и тянется вверх, какбы пытается сесть. Голова на уровне тела, не западает. Такое упражнение мы делаем с ним каждый день по нескольку раз и я немного задерживаю его в положении приподнятом на 45 градусов. Он выдерживает примерно минуту, а потом начинает хныкать. А когда ложу на животик, то он поднимает голову, опирается на предплечия, иногда пытается вытянуть ручки и поднять грудь. Но выдерживает он так только минутки 2-3. Потом раскидывает руки в стороны, поднимает их, утыкается лицом в одеялко и плачет. На фитболе на животике головку держит хорошо, но все время пытается обсосать мяч и опускает голову. 
На ножки опора пока слабая, но если раньше он становился на носочки, то теперь уже опускается больше на стопу, хотя и не всегда получается у него. Лежа на спине задирает ноги на 90 градусов, больше пока не получается у него. Ложе его на пол на одеялко, он крутится на спине вокруг своей оси, поворачивается на бочок, на живот пытается, но пока безуспешно. Прошли уже 3курса массажа по 10 сеансов.
Вот и все наше развитие. Очень беспокоит его голова, которую он не может долго держать. Боюсь ДЦП. Подскажите, что это может быть и как нам с этим бороться. 

Когда голова ребенка деформирована: позиционные деформации черепа

Авторизоваться
|
регистр

 

Вопросы здравоохранения

Проблемы со здоровьем

Слушать

Español

Размер текста

Когда ребенок проводит много времени в одном положении, это может привести к изменению формы его головы. Это называется позиционной деформацией черепа.

Примерно у 20% детей позиционная деформация черепа возникает, когда они находятся в утробе матери или в родовых путях. Чаще это происходит в первые 4-12 недель жизни. Это когда дети не могут сидеть или двигаться самостоятельно. К 6 месяцам многие дети становятся более
мобильны и могут чаще самостоятельно поворачивать голову.

Что вызывает изменение формы головы ребенка?

А
череп ребенка имеет мягкие костные пластины, которые еще не срослись. Костные пластинки могут немного двигаться, что помогает головке ребенка пройти через родовые пути. Пластины также позволяют мозгу расти в течение первого года жизни.

Существует много вещей, которые могут вызвать позиционную деформацию черепа, например:

  • Предпочтительное положение головы. Некоторые младенцы любят сидеть или спать, повернув голову определенным образом.

  • Недостаточно времени лежать на животе. Время на животе предназначено для малышей, которые бодрствуют и за ними наблюдают. Это помогает детям освоить основные этапы, такие как поднятие головы, переворачивание, сидение и ползание.

  • Двойной или тройной. Тесное или необычное положение в утробе матери может привести к изменению формы головы.

  • Недоношенность. Лежание на спине в больнице может привести к деформации головы недоношенного ребенка. У недоношенных детей также более мягкие кости, которые не так полностью сформированы, как кости доношенных детей.

  • Осложнения при родах. Положение ребенка при продвижении по родовым путям может повлиять на форму его головы. Некоторые другие вещи, которые влияют на форму головы ребенка при рождении, включают использование щипцов, вакуумную экстракцию или даже тяжелые роды.

  • Кривошея. По оценкам, 85% детей с
    кривошея, состояние, при котором мышцы шеи напряжены или дисбалансированы, имеют позиционную деформацию черепа. Младенцам с кривошеей также потребуется физиотерапия.

3 распространенных типа деформированной головы

Изменение формы головы ребенка обычно связано с положением, в котором он проводит большую часть времени. Ваш педиатр может определить, вызвана ли форма головы вашего ребенка позиционной деформацией черепа или необычным, но более серьезным заболеванием, называемым
краниосиностоз. Распространенные позиционные деформации черепа не требуют хирургического вмешательства.

  • Деформационная брахицефалия — это когда голова симметрично (равномерно) плоская сзади и широкая в стороны. Кость над ушами может показаться торчащей. Это часто наблюдается у детей, которые проводят много времени на спине и недостаточно времени на животике.

  • Деформационная плагиоцефалия – это когда голова асимметрично (неравномерно) приплюснута сзади с одной стороны. Лоб может быть более выступающим, из-за чего голова выглядит как параллелограмм. Ухо также может смещаться вперед на плоской стороне. Это часто наблюдается у детей, которые предпочитают спать, повернув голову набок, и у детей с кривошеей.

  • ОИТН Цефалия — распространенное состояние у недоношенных, которые проводят первые несколько месяцев жизни в отделении интенсивной терапии новорожденных (ОИТН). Эта позиционная деформация черепа приводит к тому, что у недоношенных детей развиваются длинные узкие головы.

Лучше всего проверять голову ребенка после купания, когда его волосы мокрые.

  • Затылок вашего ребенка должен быть равномерно круглым.

  • Уши вашего ребенка должны быть ровными.

  • Ширина головы вашего ребенка и лба должны быть ровными и сбалансированными.

Если вы заметили какие-либо изменения или у вас есть какие-либо опасения, поговорите со своим педиатром.

Что делать, если у моего ребенка позиционная деформация черепа? Позиционная деформация черепа не влияет на рост мозга или интеллектуальное развитие. Они чисто косметические, и большинство из них не требуют хирургического вмешательства.

Лучшим лечением является предотвращение позиционной деформации черепа. А при раннем обнаружении помогут простые изменения положения ребенка. Например:

  • Избегайте слишком много времени в
    автокресло , надувное сиденье, детские качели или другая переноска. Эти положения оказывают давление на затылок вашего ребенка.

  • Увеличение времени лежания на животе. Важно класть младенцев на
    спиной ко сну. Но ребенок нуждается в контролируемом времени на их
    животик, чтобы играть в течение дня. Это также позволяет вашему ребенку тренировать шею, спину, плечи, руки и бедра. Начните с коротких промежутков времени. Постепенно работайте до часа в день в несколько коротких сеансов.

  • Меняйте руки , когда держите и кормите ребенка.

  • Поменяйте конец кроватки , чтобы уложить ребенка спать.

Безопасны ли детские подушки, придающие форму голове?

Нет, детские поддерживающие подушки для головы небезопасны. Эти продукты могут создавать небезопасную среду для сна младенцев и могут способствовать риску удушья. Кроме того, Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) заявляет, что нет никаких доказательств того, что эти продукты эффективны при позиционных деформациях черепа, краниосиностозе или любых других медицинских целях.

Раннее вмешательство и терапия позиционной деформации черепа

В некоторых случаях врач вашего ребенка может порекомендовать лечение позиционной деформации черепа, особенно при умеренном или сильном уплощении головы.

  • Физиотерапия. Ваш педиатр может направить вашего ребенка на раннее вмешательство и обследование у детского физиотерапевта. Терапевт проверит вашего ребенка на наличие
    задержка двигательных навыков, вызванная плохим контролем головы и шеи, а также кривошеей. Вы также изучите упражнения на растяжку и позиционирование, чтобы делать их с ребенком дома. В зависимости от того, насколько серьезной является позиционная деформация черепа, вашему ребенку может потребоваться еженедельная терапия.
  • Шлемотерапия. Если у вашего ребенка умеренное или сильное уплощение головы, которое не поддается лечению в возрасте 5 или 6 месяцев, ему может помочь шлемотерапия. Формовочные шлемы работают, изменяя форму головы ребенка. Эти шлемы подгоняет специалист.
  • Операция должна рассматриваться только тогда, когда все другие варианты исчерпаны. Кроме того, хирургическое вмешательство следует рассматривать только после консультации с нейрохирургом или детским пластическим хирургом, который специализируется на подобных случаях.

Помните:

Поговорите со своим педиатром, если у вас возникнут какие-либо вопросы или опасения по поводу роста и развития вашего ребенка.

Дополнительная информация

  • Терапия детским шлемом: часто задаваемые вопросы для родителей
  • Неравномерная форма головы у младенцев: причины и лечение краниосиностоза
  • Занятия на животе
  • Выявление деформированной головы: краниосиностоз и связанные с ним расстройства (клинический отчет AAP)
  • Голова вашего ребенка
Последнее обновление
03. 11.2022
Источник
Секция нейрохирургии и секция пластической и реконструктивной хирургии Американской академии педиатрии (Copyright © 2022)

Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться в качестве замены медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра. Могут быть варианты лечения, которые ваш педиатр может порекомендовать в зависимости от индивидуальных фактов и обстоятельств.

Что должен знать каждый родитель о синдроме ударного сотрясения ребенка

Что такое синдром ударного сотрясения ребенка (SBIS)?

Что такое синдром тряски ребенка (SBIS)?

SBIS, ранее известный как «синдром тряски ребенка» (SBS), представляет собой повреждение головного мозга, возникающее в результате преднамеренной травмы головы, которая может возникнуть, когда ребенка бросают, толкают трусцой, дергают или трясут. Младенцы, особенно очень маленькие, имеют относительно большие головы и слабые мышцы шеи, поэтому любое резкое движение вызовет эффект хлыстовой травмы. Нежный, развивающийся мозг ребенка гораздо более чувствителен к травмам и серьезным повреждениям, чем мозг взрослого.

 

Из-за небольшого размера младенцы в возрасте до четырех месяцев и недоношенные дети подвергаются особому риску СКК. Травма головы от SBIS является основной причиной младенческой смертности в Канаде и США. Около 25 процентов случаев SBIS умирают от полученных травм. Это считается формой жестокого обращения с детьми.

Почему это так опасно?

Почему это так опасно?

При SBIS хрупкие кровеносные сосуды рвутся, когда мозг ребенка быстро перемещается внутри черепа. Скопление крови в небольшом пространстве оказывает давление на мозг и глаза. Иногда грубые движения также могут отслоить сетчатку (светочувствительную заднюю часть глаза), что приводит к слепоте. Признаки SBIS включают усталость, раздражительность и проблемы с дыханием (хотя их может и не быть).0235 очевидные  симптомы сразу). В очень серьезных случаях могут последовать потеря сознания, слепота, моторные нарушения, трудности в обучении и другие серьезные последствия, включая смерть.

Как это происходит?

Как это происходит?

SBIS обычно возникает в стрессовых ситуациях, когда младенцы плачут и не могут утешиться. Когда кажется, что ничто не может успокоить младенца, усталый, расстроенный опекун может обращаться с ребенком слишком грубо.

Как можно предотвратить SBIS?

Как предотвратить SBIS?

Младенцы не могут общаться иначе, как плачем. Если ваш ребенок плачет, но не реагирует на то, что его берут на руки или кормят грудью, возможно, что-то еще не так. Прежде всего, с детьми нужно обращаться осторожно и никогда не трясти их.

Никогда :

  • Подбросить ребенка в воздух;
  • Качайте ребенка за ручки или ножки;
  • Ходите трусцой или бегайте с ребенком, привязанным к вашей спине или груди;
  • Энергично покачивайте ребенка у себя на коленях;
  • Вращайтесь с ребенком на руках.

Всегда :

  • Поддерживайте голову при подъеме или переноске очень маленького ребенка;
  • Успокойте ребенка объятиями, легкими укачиваниями и успокаивающими словами;
  • Убедитесь, что все, кто берет вашего ребенка на руки, знают, как это делать осторожно.

Если ваш ребенок продолжает плакать и остается безутешным, попробуйте перевести его в более тихую комнату, включить успокаивающую музыку, например колыбельную, и мягко покачивать ребенка вперед и назад. (Помогает быть спокойным и уверенным в себе: дети могут чувствовать нервозность в мышцах и голосе.)

 

Если ваш ребенок накормлен, чист и находится в безопасности,  но продолжает плакать , возможно, пришло время обратиться за помощью к более опытному родителю или практикующему врачу, возможно, в ближайший к вам центр CLSC. Они здесь, чтобы помочь! http://www.santemontreal.qc.ca/en/chercher-une-adresse/#clsc

 

Если плач вас утомляет или  вы чувствуете, что напряжены до предела , возьмите тайм-аут.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *