Содержание

Что делать, если у ребенка эхолалия?

22.10.14


Как использовать повторение слов и фраз ребенком для развития коммуникации

Автор: Бек Окли / Bec Oakley
Источник: Snuggle Box

 

 

Эхолалия — это вид однообразного речевого поведения, когда слова или звуки из других источников (например, из видео, песни или предыдущего разговора) повторяются как эхо. Иногда эхолалию ошибочно называют «бесцельным повторением», однако в действительности у нее всегда есть цель, и нужно лишь понять, в чем она заключается.

Эхолалия, как и перестановка местоимений, является нормальной стадией развития речи. В тот или иной момент жизни она проявляется у большинства детей, просто обычно она продолжается недолго и относится только к очень раннему возрасту. Аутичные дети могут обладать отличной памятью и способностью к механическому запоминанию, и, возможно, именно поэтому их эхолалия может стать такой сложной.

В этой статье я говорю только об эхолалии аутичных детей, но, конечно, такое поведение встречается не только у детей и не только при аутизме.

Существует два вида эхолалии — немедленная (повторение только что услышанного) и отсроченная (повторение того, что было услышано какое-то время назад). Функции каждого вида эхолалии могут быть различны, и они часто пересекаются. Давайте рассмотрим, какие это могут быть функции.

Функции эхолалии

Заполнить паузу

Иногда дети начинают понимать, что разговор имеет определенный ритм и состоит из обмена фразами. Им хочется участвовать в беседе, но они пока еще не понимают, как это делается. Они чувствуют, что сейчас их очередь что-то сказать, хотя они и не могут понять, что нужно говорить. В такой ситуации они могут просто заполнять паузы словами, которые кажутся им подходящими.

Выразить согласие

Некоторые дети учатся говорить «нет», но не «да». Возможно, они просто реже слышат «да» (часто ли им кричат: «Да, продолжай это делать!») Так что дети, которые пока не умеют выражать согласие, могут повторить «Ты хочешь пить?» в качестве замены слова «да».

Назвать окружающие предметы или явления

В ходе обычного развития речи дети сначала просто повторяют слова, связанные с определенными предметами (например, «настольная игра»). Постепенно они учатся распознавать в речи отдельные слова или строительные кирпичики языка, которые можно комбинировать разными способами, создавая новые смыслы (например, положить ту же игру на стул и назвать «настульной»). Эхолалия может быть просто продолжением ранней стадии называния предметов, когда дети приобретают способность повторять очень сложные и длинные комбинации звуков, но они все еще не умеют вычленять составные части языка и их смысл (например, ребенок говорит «садись за стол» вместо «обед», потому что так ему говорят перед обедом).

Успокоиться

Аутичным детям нравится однообразие, оно помогает им почувствовать себя защищенными в мире, который в большинстве случаев кажется непонятным и запутанным. Предсказуемое повторение хорошо знакомых слов может помочь, когда ребенок напуган или беспокоится о чем-то, тем самым, он как бы устанавливает порядок посреди хаоса и успокаивает себя.

Получить нужную стимуляцию

Эхолалия может быть видом «стимминга» (сокращение от термина «самостимулирующее поведение», вы также можете назвать это стереотипией, хотя ума не приложу, зачем бы вам это делать). К стиммингу относятся любые действия, которые дети делают снова и снова, чтобы успокоить или стимулировать свою нервную систему. То же самое можно сказать и об эхолалии. Многократные повторения одних и тех же слов могут просто вызывать приятные ощущения.

Потренироваться

Когда вы учитесь чему-то новому, то практика может доставлять настоящее удовольствие. Повторение нового навыка равнозначно заявлению: «Смотри, что я могу!» Хотя в данном случае перевод скорее похож на: «Круто, мои губы могут издавать все эти звуки, почему бы не повторить то же самое раз сто, пока не станет идеально!»

Повеселиться

Давайте признаем, что некоторые слова действительно смешно звучат. Обычно детям нравится звук собственного голоса, и их может завораживать язык. Вы видели выражение лица младенца, когда он понимает, какие звуки может издавать?

Понять чужую речь

Поскольку вы взрослый человек, у вас была масса возможностей потренироваться в родном языке, так что ваш мозг тут же понимает сказанное другими людьми. Однако если вы будете слушать иностранный язык, все будет по-другому. Внезапно вы слышите какофонию странных звуков, и вы вроде понимаете, что это язык, но звуки сливаются вместе, и вам трудно вычленить отдельные слова и определить их значение. Именно так чувствует себя ребенок, который только-только начинает понимать устную речь. Он нуждается в дополнительном времени, чтобы разобраться, что же такое было сказано, и для этого он может повторять чужую речь, пытаясь расшифровать ее значение (или удостовериться, что он правильно услышал). Кто-то повторяет чужие слова про себя, а кто-то повторяет их вслух, и стремление понять также может стать причиной эхолалии.

Вспомнить прошлое и дать определение настоящему

Иногда ситуация может действовать как подсказка для сценария в памяти. Может быть, каждый раз, когда вы были в супермаркете, там играли одну и ту же рекламную песню, и ваш сын начинает повторять ее, когда видит тележку для покупок. Мой любимый пример — это когда мы застряли на карусели в Диснейленде прямо напротив рождественской елки, а в мегафон снова и снова повторяли правила безопасности. И теперь, когда мой сын Макс получает рождественский подарок, он каждый раз говорит «Пожалуйста, оставайтесь на своих местах» по-испански.

Поделиться чувствами

Ребенок может пережить опыт, который слишком трудно выразить словами, особенно если он касается чувств и настроений. Дети с эхолалией могут попытаться поделиться своими переживаниями с помощью готовых сценариев. Для этого они могут повторять части других разговоров (например, сказать «теперь бери кисточку», чтобы сообщить, что сегодня у них было рисование) или цитировать строчки из телепередачи или фильма, которые передают похожую эмоцию (например, «Где ты, Немо?», если ребенку страшно).

Защитить себя

Эхолалия может стать способом уменьшить страх перед выражением собственных мыслей и чувств. Аутичным детям обычно трудно интерпретировать реакции окружающих, их часто неправильно понимают, а выражение своих мыслей заставляет их переживать и чувствовать себя беззащитными. В таких ситуациях ребенку может казаться, что безопаснее просто повторять чужие слова.

Что делать с эхолалией ребенка?

В первую очередь, нужно признать, что эхолалия не является бесцельным, бездумным и бессмысленным повторением чужих слов. Это форма общения. Теперь давайте посмотрим, как можно превратить эхолалию в отличный инструмент для взаимодействия с ребенком.

Эхолалия — это интересное явление, которое часто неверно понимают. Очень часто даже специалисты считают, что нужно как-то исправить, контролировать и искоренить такое поведение. Однако такая позиция не только противоречит интересам вашего ребенка, она упускает прекрасную возможность для общения.

Не останавливайте

Способность повторять речь и звуки — это важный способ самовыражения для детей, у которых возникают трудности с устной речью. Если лишить ребенка такой возможности, то он не сможет выражать эмоции, успокаивать себя, поддерживать разговор, тренироваться в произношении или уменьшать тревожность с помощью вербальной коммуникации.

Не игнорируйте

Проще всего не обращать внимания на слова, которые не имеют для вас смысла (или сбегать от миллионного повторения одной и той же фразы), но из-за этого вы можете упустить возможность признать и поощрить попытки коммуникации со стороны вашего ребенка. Даже если он просто развлекается, разве вы не хотите в этом участвовать?

Поймите

Важно понять, для чего ребенок повторяет определенный набор звуков, особенно если для вас это полная бессмыслица. Весь фокус в том, чтобы заглянуть за смысл самих слов — здесь важны тон и ритм сказанного. Вам будет проще понять, что стало источником эхо, и у вас будет больше контекста, с которым можно работать. Также обращайте внимание на остальное поведение — если ребенок перевозбужден, он может пользоваться эхолалией, чтобы успокоиться, если ему весело, и он сосредоточен на вас, то это может быть способом поддержать общение.

Присоединяйтесь

Эхолалия может стать отличным способом навести мосты между вами и ребенком. Если вы знаете любимые речевые сценарии ребенка, то вы можете присоединиться и говорить фразы поочередно с ним, чтобы у вас получился «разговор». Начинайте без спешки, не прыгайте с места в карьер — в противном случае ребенок может решить, что вы его перебиваете и портите все веселье, но многие дети придут в восторг от того, что их наконец-то поняли и начали общаться на их условиях.

Формируйте новое

Вы можете осторожно менять слова в заученной фразе или сценарии, и это поможет вам расширять словарный запас ребенка и продемонстрировать, как можно сочетать или смешивать слова, чтобы использовать фразу в разных ситуациях. Так что если ваш сын любит повторять «Папа дома! Папа дома!», попробуйте варьировать фразу в зависимости от того, кто приходит к вам домой. «Бабушка дома! Бабушка дома!» Постепенно можно будет перейти к «Бабушка пришла!» или «Джейкоб на улице!»

Расширяйте

Обеспечьте эхолаличного ребенка всевозможными новыми ответами, которые он сможет добавить в свою копилку фраз. Когда даете ребенку пить, скажите «Я хочу пить». Если ребенок повторяет фразу «И Перси бежал всю дорогу до дома!» в состоянии возбуждения, вы можете говорить в соответствующей ситуации «Как весело!» Как только вы поймете причину для повторения той или иной фразы, вы сможете научить ребенка более функциональным словам, которые будут понятны всем.

Будьте осторожны с выбором

Немедленная эхолалия — враг в ситуации выбора. При перечислении вариантов эхолаличные дети часто повторяют последнее слово, создавая ошибочное впечатление, что именно это они и хотят. В результате, ребенок может сильно разозлиться, когда вы дадите ему что-то, чего он по-настоящему и не просил. Можно избежать таких случаев, если перечислить варианты снова в другом порядке. Если ребенок опять выберет последний вариант, то используйте изображения для выбора — предложите ему доску с изображениями того, что он может попросить.

Не запутайте друг друга

Эхолаличные дети могут быть прекрасными подражателями, часто они копируют все особенности речи и интонации настолько точно, что это можно принять за естественную речь. Если вы не уверены, что было источником эхо, то вы можете даже не понять, что это повтор услышанного. Вам может казаться, что вы ведете осмысленную беседу, а на самом деле вы повторяете диалог из сериала, пока ребенок не придет в ярость от того, что вы отклонились от сценария. Так что если ребенок внезапно начинает проявлять недовольство во время разговора, отмотайте ваш диалог назад и удостоверьтесь, что это не заученные фразы.

Выводы

Эхолалия может вызывать у вас досаду, путать и даже раздражать… но можно относиться к ней совсем по-другому. Мы родители детей, у которых есть серьезные трудности с общением, и все мы ждем не дождемся того дня, когда мы найдем общий язык с нашими детьми. Эхолалия указывает на то, что этот день может быть ближе, чем вам кажется.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Воспитание детей с аутизмом, Коммуникация и речь

«Жизнь с аутизмом»: разговор фразами из мультфильмов

  • Анна Кук
  • для bbcrussian.com

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, Teremok TV YouTube

Подпись к фото,

«Опять суп, что ли? Опять каша?», — это была фраза из мультика про царевну

Детей с аутизмом эхолалия сопровождает годами. Автоматическое повторение услышанного помогает Лизе постигать мир, и наблюдать за этим безумно интересно.

«Это — мое», — с восторгом выдыхает, растягивая слова, моя младшая дочка, двухлетняя Зоя.

«Ма-а-й-о-о», — Зоя прижимает к себе любимую игрушку, собачку по имени Скай из мультфильма «Щенячий патруль».

«Я — Скай, ты — Роки», — распределяет роли Зоя.

«Я — Роки, а ты — Скай, правильно?» — уточняю я, и малышка утвердительно кивает головой в ответ.

Я в очередной раз удивляюсь, как без малейшего напряжения в процессе игры обычный, или, говоря более научным языком, нейротипичный ребенок учится оперировать местоимениями, постигает концепцию принадлежности, обозначает свое и чужое.

Все это происходит на уровне подсознания: Зоя не задумывается о правилах, определяющих, когда «мое» становится «твоим» или «его», когда «я» меняется на «ты» и наоборот.

Автор фото, Anna Cook

Подпись к фото,

«Я — Скай, ты — Роки», — распределяет роли Зоя, но Лиза так не может

  • Жизнь с аутизмом: история моей семьи
  • Жизнь с аутизмом: а если это любовь?
  • Жизнь с аутизмом: диета для «голодающего мозга»

В очередной раз мое сердце сжимается при мысли о том, насколько сложны и неочевидны эти понятия для моей старшей дочки Лизы, которая в два года еще не говорила ни слова, и конечно же не тыкала пальчиком в «мое» и » твое», а сейчас, в свои почти семь лет, выражается весьма своеобразно.

Отраженная речь

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

«Что ты хочешь: яблоко, банан или грушу?» — вкрадчиво спрашивает меня Лиза.

Нет, она вовсе не угощает меня. Наоборот, таким образом она дает понять, что непрочь подкрепиться, и приглашает меня задать ей этот вопрос.

«Что ты хочешь, Лиза: яблоко, банан или грушу?» — включаюсь я в наш ежедневный ритуал.

«Яблоко!» (на самом деле это звучит как «Ма-а-ба») — радуется Лиза, и сама бежит доставать себе яблоко из фруктовой корзины.

«Что ты хочешь: порезать или так будешь есть,» — опять «интересуется» у меня Лиза, и я повторяю ее вопрос.

«Порезать», — подскакивает она от радости.

«Лиза, скажи: «Порежь мне яблоко», — я пытаюсь исправить ее манеру просить.

«Лиза, скажи «порежь мне яблоко», — отзывается на мою просьбу дочка.

Это называется «эхолалия» — «отраженная речь», автоматическое повторение услышаных слов и фраз, а также звуков окружащей среды (например, рева пожарной сирены).

Вообще-то эхолалия — типичная стадия речевого развития, но обычные дети «проскаивают» ее в нежные годы практически незаметно, поэтому многие родители могут и не знать о таком явлении.

Немедленное и отсроченное повторение

Автор фото, Lars Klinting

Подпись к фото,

Лиза месяцами просит читать ей одно и то же и впитывает все, что говорят герои

Детей с аутизмом эхолалия сопровождает годами, а некоторых — всю жизнь. Она может быть немедленной — когда человек с аутизмом сразу повторяет только что услышанное, и отсроченной — в этом случае повторение происходит спустя несколько часов, дней и даже недель.

С помощью эхолалии Лиза во многом постигает мир. Наблюдать за этим мне безумно интересно. Я заметила, что сразу она повторяет услышанное, когда волнуется или слышит что-то новое. Такое ощущение, что она еще раз «проговаривает» фразу, чтобы лучше ее понять.

С отсроченной эхолалией еще любопытнее. Лучшие учителя Лизы — книги, аудиосказки, мультфильмы и детские передачи. Месяцами она просит читать ей одни и те же книги (уже больше полугода наш лучший друг — бобер Кастор, который печет пироги, шьет фартуки и выращивает фасоль).

Лиза — как губка — впитывает все, что говорят герои ее любимых мультфильмов и передач. Видимо, многократный повтор позволяет ей не только запомнить фразы, но и проанализировать, в каком контексте они произносятся.

Часто услышанные ранее тексты «всплывают» в Лизиной речи, чтобы заполнить паузу. Когда обычные люди ведут непринужденный разговор, мы с Лизой, по ее инициативе, разыгрываем сценки из книжек и мультиков, поем песни, вспоминаем стихи.

Звучание знакомых последовательностей слов и звуков успокаивают дочку. Часто она просит ей подпевать или декламировать текст в очереди в магазине, перед тем, как я оставляю ее с няней, недавно нам пришлось петь за минуту до ее выступления на школьном концерте (и сразу же после него).

«Опять суп, что ли? «

Несколько месяцев назад заученные Лизой фразы стали появляться, что называется, «к месту».

Садимся обедать. Я ставлю перед Лизой тарелку с супом и через секунду чуть не падаю от неожиданности, потому что Лиза интересуется с хитрым видом:

— Опять суп, что ли? Опять каша?

Я понимаю, что это фраза из мультика «Жила-была Царевна» — несколько минут назад Лиза пересмотрела его в 110-й раз. Она запомнила оттуда фразу и ввернула ее в подходящий момент! И если бы не слова про кашу, можно было бы и не догадаться, что это эхолалия.

«Не хочу есть суп», — кривится моя средняя дочка Катя.

«Не хочешь — как хочешь, ходи голодный!», — парирует Лиза фразой из аудиосказки «Приключения в стране Мульти-Пульти», которую мы слушаем в машине.

После долгого дня в школе Лиза внезапно выдала на английском: «I’m tired» ( «Я устала»). «Ты устала, Лиза», — не могу поверить я.

«Me too» ( «Я тоже»), — тут же скорбно добавляет она уже от имени другого мультгероя.

Я очень рада, что хотя бы таким образом Лиза стала больше общаться и даже учиться что-то рассказывать о себе. Развивается ее словарный запас и понимание ситуаций, в которых произносятся какие-то конкретные слова.

«Я — Лиза»

Автор фото, Irina Krasnikova

Подпись к фото,

Понимание того, что такое «я», пришло к Лизе внезапно

Хуже всего ей до сих пор дается употребление и понимание местоимений. С младенчества Лиза слышала, что к ней обращаются во втором и третьем лице ( «Ты хочешь гулять?», «Лиза идет гулять?»), и когда, наконец, она научилась немного отвечать на вопросы, то стала говорить в той же манере: «Хочешь!», «Лизина очередь!»

Понимание того, что такое «я», внезапно пришло к Лизе этим летом, и тоже благодаря мультфильму. Во время летнего отдыха из-за отсутствия в нашей съемной квартире в Греции интернета, Лиза со скуки бесконечно пересматривала сохраненный на планшете мультик «Приключения пчелки Майи», где эта самая пчелка эмоционально говорит какому-то зануде-шмелю: «Я — Майя, я живу на лугу».

На вторую неделю каникул, качаясь после моря на качелях, дочка внезапно выдала: «Я -Лиза!»

Для пущей убедительности она стала тыкать себя в грудь и чудом не свалилась с качелей.

Так мы стали разучивать: «Я — Лиза, ты — мама, это — Катя, она — Зоя».

Теперь Лиза говорит про себя во всех трех лицах, по-прежнему отдавая предпочтение второму и третьему. Я пытаюсь хитростью — призвав на помощь эхолалию — переучить дочку.

«Лиза, дать тебе айпад?», — спрашиваю я. Чтобы перебить знакомый ответ «Дать айпад», торопливо сама себе отвечаю: «Дай мне айпад».

«Дай мне айпад», — нетерпеливо повторяет Лиза, протягивая руки к вожделенному планшету.

Я заметила, что, ко всему прочему, Лиза не понимает, что не все вопросы обращены к ней, особенно если в них присутствует слово «ты».

«Катя, пойдем делать домашнее задание», — обращаюсь я к средней дочке.

«Не будешь домашнее задание, не будешь», — возмущается Лиза.

Если же вопрос перефразировать как «Катя будет делать домашнее задание», Лиза не станет возражать.

Мозг и местоимения

Американский журнал Sience News несколько лет назад опубликовал результаты исследования, в котором утверждается, что путаница с местоимениями у людей с аутизмом носит более глубинный характер, чем просто неверный выбор слова.

Оказывается, за определение себя как отдельного человека, этакого «Я» с большой буквы, отвечают сразу два участка головного мозга — один в переднем отделе и один в заднем.

Сравнивая работу мозга нейротипичных людей и людей с высокофункциональным аутизмом, ученые обнаружили, что у последних значительно слабее синхронизация между участками мозга, отвественными за употребление местоимений. Особенно, если им приходилось отвечать на вопрос, содержащий местоимение «ты» или «вы» (когда участников эксперимента спрашивали об их мнении по какому-то вопросу).

Лиза, хоть и поняла уже концепцию слова «я», до сих пор не вполне усвоила, что значит «мое», и уж тем более момент, очевидный для двухлетнего ребенка, — когда про «мое» говорят «твое» и наоборот.

Играем в лото.

«У кого банан?», — спрашиваю я, протягивая карточку с нарисованным бананом.

«У Лизы!», — радостно кричит Лиза.

Я не отдаю ей карточку. Повторяю свой вопрос и шепотом ей подсказываю: «У меня».

«У меня!» — радуется Лиза.

«Правильно, у тебя», — я даю Лизе карточку.

«У тебя? Не хочешь «у тебя», не хочешь», — кричит растерянная Лиза.

Я понимаю, что еще рано, играть в лото «как положено», она еще не готова. Вздыхаю, возвращаюсь к привычному: «У кого яблоко?»

«У Лизы».

«У кого шапка?» — у мамы.

Но мозг человека способен к обучению. Я верю, что с помощью постоянных упражнений мы улучшим эту необходимую синхронизацию отделов головного мозга. К тому же, имея сестер, которые постоянно твердят «это мое», «это не твое», «это тебе», «отдай мне», «забирай себе», у Лизы просто нет шансов со временем не выучить эти важные в жизни понятия.

Анна Кук — журналист, живет в Англии с 2007 года. У ее старшей дочери в три года был диагностирован аутизм.

Почему мой ребенок повторяет слова снова и снова?

Ваш ребенок повторяет слова или фразы? Понимание эхолалии у детей с аутизмом

Эхолалия определяется как повторяющиеся слова, фразы или предложения. Многие дети с диагнозом «расстройство аутистического спектра» (РАС) могут повторять то, что говорят знакомые люди, или повторять фразы из своих любимых передач.

  • Когда дети повторяют слова, фразы или предложения сразу после того, как они их услышали, это называется немедленной эхолалией.
  • Когда дети повторяют слова позже, это называется отсроченной эхолалией.

Из-за разницы во времени между тем, когда ребенок слышит слова, и тем, когда он их повторяет, отсроченная эхолалия обычно не соответствует контексту. Дети могут повторять песню, что-то, что учитель сказал в школе, или повторять строки из шоу в то время, когда это неуместно.

Какова цель эхолалии?

Дети с эхолалией часто используют его для определенной цели, например, чтобы попросить что-то, пообщаться с кем-то, привлечь чье-то внимание, протестовать или ответить на вопрос. Во многих случаях эхолалия выполняет функцию автоматического или сенсорного подкрепления, что может быть одной из самых сложных функций для лечения. Эхолалия может сильно подкреплять ребенка, и поэтому с ней трудно конкурировать в обучении другим методам общения. Важно смотреть на контекст, когда происходит эхолалия, а затем помочь ребенку более эффективно общаться в этом контексте.

Prizant (1983) обнаружил, что дети повторяют «фрагменты» языка, не зная, что означает язык, который они повторяют. Затем ребенок модифицирует эти языковые фрагменты и иногда смешивает слова и фразы, которые они произносят.

По мере того, как дети учатся использовать и понимать язык, дети могут начать использовать короткие предложения и, в конечном итоге, более длинные и сложные предложения. Языку ребенка требуется время, чтобы стать более спонтанным и гибким, что часто уменьшает возникновение эхолалии. Однако, даже если эхолалия исчезает по мере того, как ребенок развивает языковые навыки, она может снова проявиться, когда ребенок расстроен или утомлен.

Почему ребенок использует эхолалию?

Для родителей первое, что вы можете сделать, это выяснить, почему у вашего ребенка возникает эхолалия. В поведенческом анализе мы говорим об определении функции поведения. Выделяют четыре функции поведения – сенсорную, беглую, внимание и осязаемую.

  • Ваш ребенок использует эхолалию, чтобы что-то попросить?
  • Они пытаются привлечь ваше внимание?
  • Ваш ребенок пытается закончить занятие?

Важно выяснить, когда и почему ваш ребенок использует эхолалию, чтобы дать ему более подходящие средства общения, понятные окружающим. Определение функции потребует некоторой детективной работы — внимательно слушайте своего ребенка, внимательно наблюдайте за ним и ждите, чтобы увидеть, что он делает. Следуйте примеру своего ребенка.

Выявление замещающего поведения

Чтобы помочь ребенку правильно общаться без эхолалии, нужно дать ему слова, которые он должен использовать с его точки зрения, чтобы удовлетворить свои потребности. Например, если вы спросите ребенка: «Хочешь перекусить?», а он ответит: «Хочешь перекусить», — вы, как родитель, должны смоделировать для него соответствующий ответ, например «Я хочу чипсов» или «Да. ” Важно использовать правильные местоимения (я, мой, я и т. д.), как если бы вы говорили от имени ребенка, чтобы он выучил правильные местоимения и грамматику для неэхолатических ответов. Цель состоит в том, чтобы ребенок повторил ваш ответ как свой собственный и, надеюсь, научился использовать этот тип ответа в будущем, когда ему задают вопрос.

Поощрение более подходящего ответа

Многие стратегии вмешательства были исследованы и использовались для перенаправления эхолалии и, в свою очередь, увеличения вербальной реакции у детей и взрослых с аутизмом. МакМорроу и Фокс (1986) использовали подсказки из окружающей среды, такие как карточки со словами и модель, чтобы повысить количество правильных ответов на вопросы. Они обнаружили, что эхолалия уменьшилась, а количество правильных ответов увеличилось. Объект исследования также показал общие улучшения.

Метод метки-паузы-точки

McMorrow и Fox (1986) использовали два метода уменьшения эхолалии. Первый называется методом «ключ-пауза-точка». Первый шаг состоит в том, чтобы выбрать в общей сложности тридцать вопросов: десять идентификационных вопросов, десять вопросов взаимодействия и десять фактических вопросов.

  • Вопросы идентификации могут быть такими, как «Сколько вам лет?» или «В каком штате вы живете?»
  • Интерактивные вопросы могут быть такими, как «В какие видеоигры вы играете?» или «Какие игры тебе нравятся?»
  • Фактические вопросы могут быть такими: «Какого цвета трава?» или «В какую школу ты учишься?»

Когда у вас будут все тридцать вопросов, задайте ребенку все вопросы и запишите, на сколько из них он ответил правильно и неправильно. Затем вы должны сделать карточки со словами или картинками для каждого ответа на вопрос. Затем научите ребенка рассказывать вам, что изображено на каждой карточке. Как только они смогут делать это последовательно, эти карточки можно использовать в качестве подсказок для ответов на вопросы. Теперь вы зададите вопрос, держите палец перед ртом «тихим» движением, а затем указываете на подсказку с правильным ответом на вопрос. При необходимости подскажите ребенку правильно ответить.

Как только ребенок сможет отвечать на вопросы с помощью карточек-подсказок, пришло время убрать карточки-подсказки. Задайте десять вопросов и продолжайте использовать подсказку «пауза», пока задается вопрос. Если ребенок правильно ответит на вопрос, поощрите его. Если ребенок не отвечает правильно, обязательно дайте обратную связь, чтобы он научился отвечать самостоятельно. По мере того, как ребенок становится все более и более успешным, поощрение постепенно исчезает.

Чтобы обобщить этот навык, попросите другого человека задать вопросы в произвольном порядке. Чтобы вывести этот навык на новый уровень, используйте подсказки «пауза», когда задаете ребенку необученные вопросы. Игнорируйте повторяющиеся ответы, подскажите правильный ответ и попросите их повторить попытку, если они допустили ошибку.

МакМорроу и Фокс обнаружили, что эхолалические реакции были снижены при использовании их тренировочной программы. Детей также следует учить использовать «я не знаю» в качестве приемлемого ответа. Неправильный ответ или ответ «я не знаю» должен принести больше результатов и подкрепления, чем повторный ответ.

Альтернативный метод моделирования

Вторым методом, который использовали МакМорроу и Фокс, был метод альтернативного моделирования. Как и в первой процедуре, необходимо выбрать тридцать вопросов. Теперь нужно выбрать образцового человека, который сможет правильно ответить на тридцать вопросов. Задайте модели первый вопрос, а затем предоставьте обратную связь и поощрение за правильный ответ. Затем задайте ребенку тот же вопрос, а затем дайте обратную связь и поощрение за правильный ответ. Как только ребенок сможет ответить на все вопросы со 100% точностью, уберите модель с занятий. Ослабляйте поощрения по мере того, как ребенок добивается успеха, и попросите другого человека задавать вопросы в произвольном порядке, чтобы стимулировать обобщение.

Прерывание и перенаправление ответа (RIRD)

Другая стратегия, которая использовалась при вокальной стереотипии и эхолалии, — это прерывание и перенаправление ответа (RIRD). Это вмешательство, основанное на фактических данных, которое включает в себя предъявление требований или других отвлекающих факторов, чтобы прервать эхолалию или стереотипию, а затем перенаправить их на более подходящую реакцию. Прерывание реакции и перенаправление использовались с учащимися дошкольного, начального, среднего и старшего школьного возраста для решения различных вопросов поведения и навыков в социальной, коммуникативной, школьной готовности, игровой и адаптивной областях.

Некоторые вокальные стереотипии и эхолалии поддерживаются автоматическим или сенсорным подкреплением. Было обнаружено, что ответное вмешательство и перенаправление уменьшают стереотипию, а также могут усиливать соответствующую вокализацию. Автоматически поддерживаемое и сенсорно поддерживаемое поведение обычно устойчиво ко многим типам вмешательства, потому что такое поведение подкрепляет человека. Например, ребенка гораздо больше интересуют собственные мысли о любимой телепередаче, чем ответы на вопросы по математике. RIRD может быть особенно полезен при сенсорно поддерживаемом поведении, поскольку взрослый прерывает мешающее поведение (эхолалия), а затем вместо этого перенаправляет их на альтернативное поведение (общение с помощью спонтанной речи).

Два этапа RIRD

Как следует из названия, RIRD состоит из двух этапов, начиная с прерывания ответа и затем перенаправления. Чтобы использовать прерывание реакции и перенаправление при эхолалии или вокальной стереотипии:

  • Во-первых, вы должны прервать эхолалию у ребенка, сказав что-то вроде «тихий рот» или задав ему простые вопросы, чтобы он сказал что-то другое, кроме эхолалических утверждений.
  • Затем вы бы перенаправили их, чтобы они сказали что-то подходящее к ситуации. Например, если ребенок повторил вопрос, который вы задали, дайте ему ответ на этот вопрос. Это может помочь ребенку научиться более подходящему и альтернативному поведению в будущем.

Лечение эхолалии у детей с аутизмом

Существует множество различных стратегий, которые можно использовать отдельно или в комбинации для лечения эхолалии у детей с аутизмом.

1. Определите функцию: почему это происходит?

Чтобы глубже погрузиться в надлежащее использование вмешательства, особенно в ответ на прерывание и перенаправление, первое, что нужно сделать, это выяснить, почему происходит такое поведение. Получение данных о поведении может сказать нам, когда и почему возникает эхолалия. Данные предшествующего поведения-последствия (ABC) могут помочь родителям определить, что происходит непосредственно перед поведением (антецедент), какое поведение происходит и что происходит сразу после поведения (последствие).

2. Использование диаграммы рассеяния для лучшего понимания эхолалии

В дополнение к данным ABC можно использовать диаграммы рассеяния, чтобы определить, когда происходит поведение и в какое время дня следует использовать стратегии вмешательства. Есть много вещей, которые могут способствовать возникновению эхолалии, в том числе то, что происходит, кто присутствует, уровень шума в этом районе и функция поведения.

3. Эффективное внедрение вмешательства

Теперь, когда данные получены, важно научиться правильно выполнять прерывание ответа и перенаправление. При эхолалии и вокальной стереотипии рекомендуется использовать вербальную блокировку (вербальное указание, чтобы учащийся не участвовал в эхолалии или стереотипии). Вы можете сделать это, сначала произнеся имя ребенка нейтральным тоном, установив зрительный контакт и, наконец, задав социальный вопрос, чтобы ребенок использовал альтернативную вокализацию. Эти социальные вопросы должны быть теми, которые уже есть в репертуаре ребенка, поэтому мы знаем, что ребенок знает ответ на вопрос.

4. Использование дифференциального подкрепления

Дифференциальное подкрепление альтернативного поведения (DRA), дифференциальное подкрепление другого поведения (DRO) и дифференциальное подкрепление несовместимого поведения (DRI) в исследованиях показали, что они уменьшают стереотипное поведение. Фоллмер (1994) заявил, что эффективность метода дифференциального подкрепления зависит от того, может ли альтернативное подкрепление конкурировать с сенсорным подкреплением, которое обеспечивает стереотипия.

5. Обучение «Я не знаю». как приемлемый ответ

Эхолалия, определяемая как повторяющиеся слова, фразы или вокализации, и вокальные стереотипии, определяемые как вокализации, не имеющие очевидной функции и не направленные на другого человека (неконтекстный смех/хихиканье, неконтекстуальные слова/фразы, нераспознаваемые слова) можно перенаправить, научив ребенка говорить «я не знаю» в ответ на вопрос и/или научив его использовать более подходящий язык, когда он участвует в этих словесных стереотипах.

6. Реакция на эхолалию ребенка, когда это уместно

Помимо этих структурированных вмешательств, есть несколько общих идей, которые могут помочь побудить ребенка к эффективному общению и уменьшить его эхолалию. Во-первых, обязательно реагируйте на эхолалию буквально, когда это имеет смысл. Например, если ребенок говорит: «Хочешь молока?» после того, как вы зададите им тот же вопрос, ответьте им: «Нет, спасибо». Затем вы можете сказать что-то вроде «Вы хотите меня кое о чем спросить?» и предложите ребенку попросить молока, используя его метод общения.

Затем можно использовать начальные предложения, такие как «Я хочу ____», чтобы ребенок заполнил пропуск. Использование наглядного изображения или предмета может помочь ребенку обозначить предмет, который он хочет.

Вопросы «да» и «нет» также могут помочь ребенку выбрать один из ответов. Если ребенок отвечает «нет», повторив ваше последнее слово, примите этот ответ. Детям важно знать, что их слова имеют значение. Если ребенок недоволен, когда он повторяет «нет» на вопрос, вы можете направить его к правильному ответу, подсказав «да» после повторного вопроса «да» или «нет».

Еще одна идея для поощрения общения — использовать фразу-носитель при моделировании языка. Например, вы можете сказать «скажи» шепотом, а затем сказать «хочу молока» нормальным тоном. С помощью этой стратегии можно надеяться, что ребенок с меньшей вероятностью будет повторять то, что вы шептали, а вместо этого будет повторять только подходящее сообщение «хочу молока».

Резюме

В целом существует множество способов лечения эхолалии и вокальной стереотипии, которые основаны на фактических данных. Есть несколько стратегий, таких как прерывание реакции и перенаправление, дифференцированное подкрепление и метод ключевой точки-паузы.

Консультация с поведенческим аналитиком может помочь родителям эффективно реализовать эти стратегии. Если вы подозреваете, что у вашего ребенка могут быть признаки эхолалии, это может быть признаком аутизма. Свяжитесь с Behavioral Innovations, чтобы узнать, может ли АВА-терапия помочь вашему ребенку.

 

Ссылки

McMorrow, M.J., & Foxx, R.M. (1986). Некоторые прямые и обобщенные эффекты замены эхолалии аутичного мужчины правильными ответами на вопросы. Журнал прикладного анализа поведения, 19 (3), 289–297. https://doi.org/10.1901/jaba.1986.19-289

Призант, Б. (1983). Овладение языком и коммуникативное поведение при аутизме: к пониманию всего этого. Журнал расстройств речи и слуха, 48 , 296-307.

Томашевски Б. и команда AFIRM. (2017). Прерывание ответа/перенаправление. Чапел-Хилл, Северная Каролина: Национальный центр профессионального развития по расстройствам аутистического спектра, Центр детского развития FPG, Университет Северной Каролины. Получено с http://afirm.fpg.unc.edu/response-interruptionand-redirection

Фоллмер, Т. Р. (1994). Концепция автоматического подкрепления: последствия для поведенческих исследований нарушений развития. Исследования нарушений развития, 15 (3), 187–207. Получено с http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/7938787

Авторы контента: Лиза Фрид, Хизер Гилмор

Причины, симптомы, лечение и др.

Авторы: Редакторы WebMD

В этом Статья

  • Эхолалия Определение
  • Причины эхолалии
  • Симптомы эхолалии
  • Типы эхолалии
  • Тесты на эхолалию
  • Лечение эхолалии

Это повторение или имитация звуков, фраз или слов называется эхолалией. Термин происходит от греческих слов «эхо» и «лалия», что означает «повторять речь».

Эхолалия Определение

‌Эхолалия — это повторение или повторение слов или звуков, которые вы слышите от кого-то другого. Это важный этап в развитии речи у детей.

Эхолалия также может быть признаком аутизма или нарушения развития у детей или неврологических проблем у взрослых. К ним относятся инсульт или психические расстройства, такие как синдром Туретта.

Причины эхолалии

‌Дети часто учатся говорить, повторяя слова, которые они слышат. Эхолалия обычно наблюдается у малышей в течение первых 3 лет. Эхолалия может быть проблемой, если она продолжается у детей старше 3 лет.

Эхолалия у детей. Эхолалия является признаком аутизма, нарушений развития или коммуникативных нарушений у детей старше 3 лет. Им может понадобиться дополнительное время, чтобы обдумать окружающий мир и то, что им говорят люди. Это заставляет их копировать или повторять звуки или слова, которые они слышат.

Эхолалия у взрослых. В стрессовой ситуации вы можете повторять одни и те же слова. Но у вас также может быть эхолалия с неврологическими или психическими проблемами, включая: ‌

  • Языковые расстройства, такие как афазия
  • Повреждение головы или травма
  • Нейродегенеративные расстройства
  • Смешание или делирий
  • Потеря памяти или деменция
  • .
  • Инсульт
  • Эпилепсия

Симптомы эхолалии

Повторение фраз, слов или звуков, которые вы слышите от других, является основным симптомом эхолалии. Это также может вызвать беспокойство, раздражительность или разочарование во время разговора с кем-то.

Типы эхолалии

Эхолалия может быть одного из двух типов.

Немедленная эхолалия. Это когда почти сразу что-то повторяешь. Это также может произойти с небольшой задержкой во время разговора с кем-то.

Отсроченная эхолалия. Этот тип включает отсроченное повторение слов через несколько часов или дней после их прослушивания. Обычно это наблюдается у людей с расстройствами аутистического спектра.

Эхолалия «непреодолимая», когда вы повторяете чьи-то точные слова. Его также можно «смягчить», если вы меняете их во время повторения.‌

Тесты на эхолалию

Логопед может выявить эхолалию во время разговора с вами. Эти терапевты часто проверяют детей с аутизмом на наличие эхолалии на уроках речи.

Тест покажет им, где ваш случай находится в диапазоне от незначительного до серьезного повторения. Ваш терапевт может определить стадию эхолалии и разработать для вас лучший план лечения.

Лечение эхолалии

Лечение эхолалии зависит от причины заболевания. Профессионалы, которые лечат его, включают:‌

  • Логопеды
  • Логопеды
  • Специалисты по развитию нервной системы
  • Психологи/психиатры
  • Специальные педагоги

‌ 7 Логопед 9016. Логопедия — эффективный способ лечения эхолалии, связанной с аутизмом. Группа терапевтов наблюдает за вами и определяет причину вашей эхолалии. Затем они пытаются понять, почему вы продолжаете повторять слова. Они также слушают вас и отвечают так, как вы понимаете.

Логопед играет важную роль в лечении эхолалии, связанной с аутизмом. Они используют поведенческие техники, логопедию, вербальные и визуальные подсказки, методы обучения, самоконтроль и положительное подкрепление.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *