Детское развитие для родителей играет важную роль. Родители стараются как можно больше узнать о том, какими навыками и умениями к определенному моменту должен обладать их малыш. Но приблизительно к школьному возрасту может проявиться плохая память у ребенка. Что делать в данном случае? Почему вообще у малыша могут возникать проблемы с запоминанием и памятью в целом? Когда это считается нормой, а в каких случаях требуется поднимать тревогу и приступать к решительным действиям? Ответить на все это не так просто, как кажется. Каждый ребенок - это индивидуальность. И поэтому предугадать истинную причину плохой памяти трудно. Какие варианты развития событий чаще всего встречаются на практике? И можно ли как-то улучшить детскую память?
У ребенка очень плохая память? Что делать в данной ситуации? Уже с первого года жизни малыша можно заметить проблемы с памятью. При подобных обстоятельствах рекомендуется посетить невролога. Ведь проблема может заключаться в неврозе.
При данном заболевании страдают нервная система и головной мозг ребенка. Не слишком опасное явление, оно распространено среди детей и взрослых. Но вот на памяти сказывается нервоз не лучшим образом. Ребенку трудно дается понимание происходящего, с запоминанием тоже возникают некоторые сложности.
Если дело в неврозе, то невропатолог обязательно назначит комплекс упражнений и даже может прописать таблетки для повышения внимательности и умственного развития. В случае с маленькими детьми обычно можно обойтись только первой методикой лечения. А вот ребятам старшего возраста медикаментозное лечение назначается часто. В любом случае сначала придется найти причину невроза и вылечить заболевание. Уйдет оно - память придет в норму. Но тренировать ее все равно придется.
Плохая память у ребенка? Что делать? Следующей причиной, причем весьма распространенной, является не самая лучшая наследственность. Ни для кого не секрет, что интеллектуальные возможности передаются от родителей к детям. И поэтому, если у мамы или папы в детстве или уже во взрослом возрасте были проблемы с памятью, то и у малыша тоже они могут проявляться.
Исправить ситуацию можно, хоть и не всегда. Довольно часто, если у ребенка плохая память и внимание, приходится просто тренировать мозг. Иными словами, заниматься развитием памяти. О нескольких методиках тренировки внимания и сообразительности будет сказано далее.
Но если речь идет о совсем маленьких детях, рекомендуется просто больше играть с ребенком в разнообразные логические игры, а также водить его в группы развития, на кружки раннего развития. Там с детьми будут заниматься в игровой форме, уделяя достаточно времени тренировке внимания и памяти.
Проявилась плохая память у ребенка? Что делать для того, чтобы помочь малышу развиваться в правильном направлении и запоминать вещи в нормальном режиме? Требуется найти причину расстройства памяти.
Иногда она заключается в обычном недосыпании. У малышей встречается редко, больше актуальна для детей школьного возраста. Как определить, достаточно ли ребенок спит? Сделать это нетрудно.
С биологической точки зрения, организму на отдых требуется около 10 часов сна. Именно поэтому важно соблюдать режим. Если ребенок мало спит (неважно, по каким причинам), со временем у него появится расстройство памяти. Минимальное время сна должно составлять 8 часов.
Соответственно, если у ребенка с памятью появились проблемы, нужно дать ему выспаться. И далеко не один раз. Некоторые врачи рекомендуют перед сном отправлять ребенка купаться в настойках ромашки и других успокаивающих трав. Выспавшийся малыш не будет мучиться от проблем с вниманием и памятью.
Следующая причина распространена среди детей дошкольного и школьного возраста. Обычно проявляется к 3-м годам. У ребенка плохая память? Лечение невроза, например, никаких результатов не принесло? При условии, что малыш высыпается, можно предположить, что у него попросту возник синдром гиперактивности. Это, как уже было сказано, распространенное заболевание ЦНС. Без проблем диагностируется хорошими неврологами.
Проявляется гиперактивность в том, что ребенок ведет себя очень активно, он просто "живчик", постоянно что-то делает, прыгает и бегает бесцельно. Но при этом у него не получается долго усидеть на одном месте, возникают проблемы с вниманием и памятью.
Лечится СГДВ (синдром гиперактивности и дефицита внимания) разными способами. Обычно неврологи предлагают следующие методы:
Медикаментозное лечение тоже имеет место. Как правило, из таблеток детям чаще всего прописывают разнообразные витаминные комплексы. Например, "Джунгли". Какие-то "серьезные" медикаменты требуются крайне редко. Как правило, гиперактивность лечится. Но родителям нужно проявить терпение. Это трудный и затратный по времени процесс.
Почему у ребенка плохая память? Причины могут быть разными. Например, если в области неврологии все в полном порядке, с наследственностью и режимом сна - тоже, тогда требуется обратить внимание на то, насколько часто у малыша происходит тренировка ума. Это крайне важно.
Если мозг не подвергается постоянной тренировке, то он утрачивает свое развитие. Точнее, оно останавливается. Вследствие этого происходит нарушение памяти и внимательности. Причем в любом возрасте.
Исправить ситуацию не так уж и трудно. Достаточно регулярно тренировать мозг на внимательность и сообразительность. Упражнения разрабатываются в зависимости от возраста малыша. Как правило, детям достаточно ходить в разнообразные кружки развития. А вот школьникам чаще всего рекомендуют посещать дополнительные занятия и решать математические задачки. Они способствуют развитию не только мышления, но и логики.
Проявляется плохая память у ребенка? Что делать? Лекарства - далеко не единственный способ лечения. Как показывает практика, причиной рассеянного внимания и проблем памяти становится неправильно составленный рацион. Не так часто, но подобный вариант развития событий имеет место.
Лечение простое - достаточно наладить рацион питания малыша, особенно если речь идет о школьнике. И добавить прием витаминов. Как только питание будет налажено, проблемы с памятью исчезнут.
Родителям важно знать: у ребенка должно быть разнообразный и полезный рацион, обогащенный витаминами и минералами. Только тогда мозг будет получать достаточно энергии, чтобы запоминать поступающую информацию.
У ребенка очень плохая память? Что делать? Психологи и неврологи очень часто сталкиваются с ситуациями, при которых малыши могут рассказывать о том, что им интересно, запоминать важную для них информацию в мельчайших деталях. Но как только требуется что-то принудительно запомнить, возникают проблемы. Вполне распространенное явление.
То есть рассеянность и проблемы с памятью - это вовсе не заболевание. И даже не реальное расстройство внимательности. Просто ребенку неинтересна та или иная информация. Из-за этого он не запоминает получаемые сведения.
Объясняется все устройством человеческого мозга. Он фильтрует информацию. То, что важно для конкретного человека и личности, откладывается в долгосрочной памяти, все остальное - в краткосрочной. Разумеется, во втором случае информация будет забыта очень быстро.
Правило распространяется на всех детей, которые не запоминают ту или иную информацию из-за отсутствия интереса к ней. Даже на школьников. Их тоже придется заинтересовывать. И ни в коем случае не запугивать! Это не принесет успеха. Скорее, наоборот, ребенок вообще ничего не сможет запомнить.
Плохая память у детей? Консультация для родителей, которая зачастую предлагается педиатрами, неврологами и психологами, обязательно включает в себя такой пункт, как большое количество поступающей информации. Иными словами, ребенок много чего изучает. Его мозг не способен сохранить надолго в памяти те или иные сведения, потому что новые уже на подходе. Отсюда возникает изучаемое явление.
Как быть? Если дело действительно в большом потоке информации, требуется снизить ее объем. Например, уменьшить количество посещаемых ребенком кружков. Выражение "век живи - век учись" на детей не особо распространяется. Они и так растут и развиваются, каждый день узнают что-то новое. И большая нагрузка не даст желаемых результатов.
Как помочь в изучаемой ситуации ребенку 10 лет? Плохая память? Что делать? Как выяснить причину данного явления, если все ранее перечисленные ситуации не подходят?
Стоит обратить внимание на общее состояние ребенка. Вполне вероятно, что школьник, особенно в средней и старшей школе, переутомляется. Из-за этого его мозг перестает работать в полную силу. Это не лень, а потребность организма. В условиях стресса и усталости организм переходит в режим экономии энергии. Отсюда появляется плохая память и некая заторможенность.
Именно поэтому детям нужно позволять отдыхать и расслабляться. Причем так, как им хочется. Не стоит нагружать школьника многочисленными кружками и репетиторами, не следует сразу после школы заставлять делать уроки, а выходные использовать как перспективу для большего обучения. Дети - не роботы. Им, как и всем остальным, важен отдых. Бодрый, отдохнувший и веселый малыш не будет страдать от плохой памяти.
Иногда бывает и так - родители думают, что у ребенка проблемы с умственным развитием. Но при этом врачи говорят об обратном. И какую-то конкретную, казалось бы, не самую интересную информацию, малыш запоминает. А то, что требуют родители - нет.
Вполне вероятно, что эта информация просто не подходит ребенку по возрасту. Человеческий мозг устроен так, что в определенный момент времени он находится на конкретном этапе развития. И если пытаться вложить в малыша знания, которые не свойственный той или иной возрастной категории, получаемые данные будут заноситься в кратковременную память. Мозгу просто не требуется та или иная информация.
К примеру, если 3-летнему ребенку дать учебник по физике, максимум, что он сможет - прочитать написанное. Но не более того. Заставлять малыша учить формулы, и уж тем более объяснять какие-то запутанные физические явления, не нужно. Эта информация не подходит ему по возрасту. О данной особенности стоит помнить всем родителям. И если есть подозрения на то, что у малыша плохая память, требуется в первую очередь убедиться, что подаваемый материал соответствует возрасту ребенка.
Современные родители начинают бить тревогу практически по любому отклоняющемуся от нормы явлению. Предположим, есть ребенок, 4 года. Плохая память? Что делать? Во-первых, не паниковать. Дело все в том, что в таком возрасте у малышей еще не полностью развиты память и концентрация внимания. Хорошо запоминать те или иные вещи, как правило, дети начинают с 3-х лет. Но в 4 года некие проблемы все равно сохраняются.
Во-вторых, с ребенком нужно заниматься. Только развитие памяти поможет избавиться от проблем в будущем. Тренировки, тренировки и еще раз тренировки. Ни в коем случае нельзя забывать о заинтересованности ребенка - ее требуется подпитывать.
Получается, что в 4 года малыша не нужно перегружать. Главное - заниматься с ребенком и уделять его развитию достаточно внимания.
Следующие советы подойдут родителям маленьких детей, если имеются подозрения на плохую память, но не из-за каких-либо болезней. Уже было неоднократно сказано, что ребенку требуется постоянно тренировать мозг. Для детей хороши следующие упражнения:
Также можно применить методику "Коробочка". Это игра. Имеется коробочка, поделенная на несколько отделений. На глазах у ребенка игрушку помещают в ту или иную ячейку. Далее коробка закрывается. Малышу предлагается найти помещенный предмет, вспомнив, в каком отделении он находится. Игра актуальна для детей с 2-х до 6 лет. Изначально рекомендуется начинать с коробочки, поделенной на 2 части, с возрастом увеличивая количество отделов. К школе их количество может достигать 12 штук.
Теперь понятно, почему у детей бывают проблемы с памятью, и как их устранять. Чаще всего самостоятельно лечение не назначается. Лучше отвести ребенка к врачу-неврологу. Перед визитом рекомендуется сделать УЗИ головного мозга и общий анализ крови.
К слову, низкая успеваемость в школе - не признак плохой памяти. Это явление связано с пубертатным периодом подростков. Нужно переждать его и, конечно же, заинтересовывать ребенка обучением.
fb.ru
Иногда бывает так, что просишь ребенка что-то выполнить, а он игнорирует просьбу. Не нужно ругать или считать его невнимательным растяпой, обвинять в непослушании. Дело может быть совсем в другом: у ребенка проблемы с памятью. Большая часть малышей запоминает новую информацию, как губка. Но бывают ситуации, что воспроизвести то, что они увидели или услышали, они не могут.
Если такая проблема появляется в раннем возрасте, то есть большая доля вероятности, что она только увеличится к школьным годам. В школе такие дети сразу же становятся отстающими, так как программа ими плохо запоминается. Именно поэтому уделять время этому вопросу стоит, как только она проявилась, и научиться развивать память ребенку с раннего возраста.
Для начала надо проанализировать его загруженность. Надо учитывать, что уроки, различные занятия спортом и танцами, просмотр телевизора, книги — все это приводит к переутомлению. Следует задумываться, какое количество времени он проводит на улице, дышит воздухом, качественно ли питается, достаточно ли времени спит и правильно ли составлен режим его дня и недели. Ребенок устает за день не меньше, чем взрослый здоровый человек.
Если у ребенка нарушения в дневном рационе, недосыпания, чрезмерные трудовые, спортивные и моральные нагрузки, то восстановление сил за время сна ночью может и не произойти. Важно помнить, что разрешить эту проблему не так уж сложно: стоит просто нормализовать режим дня малыша, и проконтролировать ситуацию. В особо запущенных случаях, естественно, не обойдется без медицинских консультаций, чтоб не ухудшать случившуюся проблему. Иногда школьные промахи зависят от слабо натренированной памяти. Эта проблема разрешима, при условии, что мама и папа уделят достаточно внимания своему ребенку, относясь к неуспеваемости с пониманием, без спешки, нервов и раздражений, улучшая развитие детской памяти.
Если малыш тяжело может высказать собственную мысль, старается рассказать о ситуации, но слов для этого у него не достаточно, перепрыгивает от одной мысли к другой и не может досказать концовку, при этом речь ребенка недостаточно развитая на его возраст — это симптомы проблем с памятью. Стоит пересмотреть все причины по очереди. Загруженный день — «разгрузить». Обязательно в расписании предоставить место для уличной прогулки, отдыха. Следует отсеять все лишние секции и кружки, возможно, перегружающие его. Конечно, каждый родитель мечтает о разносторонности собственного чада, но при данной проблеме, следует отметить, что здоровье значительно дороже.
Следует обязательно убедиться, что причина не в недосыпании. Если ребенок до поздней ночи играет в компьютерные игры или занимается просмотром телевизора, память может быть проблемной. Обязательно нужно просчитать, какое количество времени в сутках уходит у ребенка на сон. Он должен быть не меньше 10-ти часов. Именно этот сон для ребенка является неполноценным. Качество детской памяти зависит не только от сна и тренировок. Не стоит забывать о факте индивидуальности каждого из людей. Но, несмотря на это, развитие памяти ребенка — вещь вполне реальная. Опытные квалифицированные специалисты могут посоветовать и расписать специальный комплекс индивидуальных упражнений и занятий по развитию памяти. Подобные задания выполняются ребенком дома под контролем родителей.
Чтоб разобраться, на самом ли деле ребенок плохо запоминает информацию, 2-е ученых Сюзан Газеркоул и Трэйси Алауей предоставили список проблем у ребенка с нарушениями в памяти:
В 4 года частым показателем плохой памяти становится невозможность выучить короткий детский стих из простых слов. Что советуют делать эксперты? Проблемой развития памяти должны заниматься специалисты по психологии. Специалист-психолог из детского сада ребенка или его секции проведет консультацию. Для начала родители должны и сами понять, какая именно проблема у их малыша. Память делится на:
Какая из них является недостаточно развитой? В состоянии ли малыш запоминать условия игры, сможет ли пересказать простейшую сказку, может ли понять, что такое рифма и прочувствовать ее, для того, чтоб более легко учить стихи. Если у ребенка отсутствует чувство рифмы следует:
Если малыш не может запомнить тексты, упражнения, правила и инструкции — это проблемы в слуховой памяти. Что делать в этом случае:
Для того, чтоб улучшить зрительную память, следует вместе с малышом внимательно рассмотреть иллюстрацию из сказки, обсудить ее детали, обратить внимание на мелочи, рассказать сюжет, происходящий на картинке, и дать ему задания попытаться по памяти повторить рисунок, прибегая в случае заминки к устным подсказкам.
Если существуют проблемы и в слуховой, и в зрительной, и в моторной памяти, нужно уделять внимание всем этим направлениям одновременно, и подходить к проблеме, как комплексу. Консультация у психолога может подсказать определенные методы и пособия, способные помочь развитию ребенка с проблемной памятью.
Чтобы понять причины плохой памяти у 6-летнего малыша, следует пройти с ним несколько простых упражнений-тестов, определяющих причину проблемы. Дети воспринимают такой способ, как игру, а взрослым будет повод задуматься над результатами. Следует проверить общую память будущего школьника. Для этого можно начать с простых вопросов о том, как он провел день, вечер, где был во время летних каникул, что видел в зоопарке, какие сказки слышал и какие в них герои? Родители должны знать ответы на вопросы, чтоб контролировать правильность ответа. Чаще всего дети отвечают на такого рода опросы.
Те, кто не в состоянии припомнить происходящие недавно с ними события, и имеют провалы в памяти, скорее всего проблемой является недостаточная активность головного мозга.
Для проверки зрительно-предметной памяти в 6-летнем возрасте можно использовать карточки с рисунками предметов или животных, людей. К примеру: собаки, автомобиля, дерева, мальчика, девочки, сумки, дома. Малыш должен внимательно их разглядеть и постараться запомнить. После этого он отворачивается, а маме нужно спрятать одну из иллюстраций. Малыш должен повернуться и вспомнить, какой именно картинки не стало на столе. Если подобные упражнения малыш выполняет с 1-й или даже со 2-й попытки, то его зрительная память находится в норме.
Более сложное задание — это запоминание порядка, в котором лежат карточки. После того, как ребенок закроет глазки, картинки нужно перемешать. Затем ребенок должен восстановить порядок картинок. Малыши 6-лет без нарушений в памяти выполнят это задание без труда. Если подобные тесты не получают положительных результатов, это говорит о: плохом уровне памяти; проблемах во внимании произвольном и непроизвольном.
Плохую память 8-летнего ребенка также можно тренировать определенными играми. К примеру, детям такого возраста интересна и полезна игра «Фотограф». Ребенку показывают несколько красивых картинок с детским сюжетом и дают время на то, чтоб он мог внимательно рассмотреть их и запомнить, что на них изображено. Затем картинки переворачиваются и он должен по очереди описать каждую из них по памяти, подробно раскрывая сюжеты, в каких цветах выполнено изображение и т.д. За успехи ребенка всегда нужно хвалить, не стоит забывать об этом.
Удачным упражнением для памяти 8-леток является схематичные рисунки прочитанного. После прочтения определенного текста ребенок должен набросками нарисовать то, о чем было в книге. После этого все должно происходить наоборот. Опираясь на нарисованные наброски, малыш должен пересказать текст.
К эффективным для памяти играм для детей такого возраста относится забава «Покажи сказку жестами». Это выглядит очень смешно и дети с удовольствием показывают сказочных героев и что они в сказке делали. Вместе с этим прочитанное и показанное прекрасно запоминается.
Для того, чтоб развивать плохую память у десятилетнего ребенка, важно помнить о том, что с ним надо больше и чаще общаться. Расспрашивать о том, что происходило в школе, на уроке, на перемене, задавать вопросы о различных мелочах, при этом не перебивать, даже если ребенок запинается и слушать его речь до самого конца. Подобные вопросы-ответы активизируют головной мозг, заставляя включаться в работу те его участки, которые отвечают за память. Чем более детальный будет опрос, тем лучше это для тренировки памяти. Постарайтесь заинтересовать его учить ежедневно наизусть хотя бы по одному четверостишью его любимого автора или песни.
Полезным будут изучения иностранных фраз, к примеру, известных цитат или также текстов песен. Желательно пытаться развивать память ассоциациями, т.е. играть в вопросы подобного плана: мама готовит кушать и из кухни запах чего? Мяса или жареной картошки, а может быть борща? На улице увидели улетающих птиц? Что следует после этого и какие ассоциации вызывает это событие? Если ребенок научиться мыслить образами, то стихи он тоже сможет заучивать гораздо легче.
Строки легче запомнятся, если ребенок поймет, о чем говорит, и представит это в своем воображении. При появляющихся в голове картинках стих запомнить получиться быстрее. Можно обратить внимание ребенка на расположение четверостиший на странице учебника и попросить мысленно «сфотографировать» текст. Воспоминания о расположении текста и о том, какие иллюстрации находятся рядом с ним, также позволяют запомнить сами строки.
Бесспорно, процесс развития детской памяти длительное и трудоемкое занятие, где для достижения цели понадобятся время, терпение и систематичность.
Чем раньше родители приступят к разрешению этой проблемы, тем легче ребенку будет в школе. Если пустить подобные отклонения на самотек, малыш в будущем может столкнуться с проблемами, в которых виновата будет невнимательность мамы и папы.
Для развития памяти малышей от 2-х до 6-ти лет подойдет игра «Коробочка». Коробочка составлена из нескольких маленьких коробок, стоящих парами, и склеенных друг с другом. Их число постепенно нужно увеличивать, (если ребенку около 6-ти лет, то число их может быть около 12-ти штук). В одну коробочку кладут игрушку, причем ребенок видит в какую. Затем «Коробочку» закрывают, к примеру, тканью, и после этого малыш должен отыскать игрушку, вспомнив, в какой именно коробочке она была спрятана.
В возрасте 3-6-ти лет эту игру можно усложнять, спрятав в коробочки несколько предметов. Можно использовать коробки из-под спичек, склеенные по несколько штук рядом в виде башен. Чем больше предметов спрятано, тем сложнее становится задание. Прежде, чем открыть коробок, малыш должен описать что в нем и какого цвета.
Для детей 4-х лет подойдет игра в «Волшебный мешок».Для этого в небольшой мешочек складываются разнообразные предметы: нитки, спички, игрушка, пуговица, карандаш, кукла, машинка и т.д. Наощупь ребенок должен определить, кто именно спрятан в мешке, описать цвет, предназначение, рассказать где дома хранится этот предмет.
Более взрослые дети, от 6 до 10 лет, развивают свою память, обучаясь завязыванию морских узлов, поэтому следует обратить внимание на «кружки» с подобным направлением. Это занятие способствует запоминанию и улучшению мозговой деятельности.
Также прекрасным «тренажером» для их памяти может стать игра в «Слова-пары». Нужно придумать связанные между собой по смыслу слова, к примеру: рука — пальцы, глаза — ресницы, собака — ошейник, кошка — молоко, и т.д. Сначала ребенку зачитываются все пары. Через несколько минут повторять нужно, только первое слово из словосочетаний, а ребенок должен вспомнить второе. Желательно вспоминать вторые слова минут через 30, после того, как ребенок успел отвлечься на что-либо другое.
Хорошим упражнением для детской памяти любого возраста является подобное тестирование — следует прочесть ребенку сказку «Мудрая сорока»: Сороке захотелось воды. На улице у дома была ваза с водой, но вода в ней была лишь на донышке. И сорока никак не могла дотянуться до воды. Она решила набросать в вазу камней, для того, чтоб вода стала выше и она смогла напиться. После того, как ребенок прослушает повествование, следует попросить его пересказать все то, что он услышал. Можно дать задание нарисовать иллюстрацию о том, что было услышано или написать своими словами в тетради.
Если все задания выполнены — все отлично. Если проскакивали ошибки и затруднения, это значит: уровень памяти низкий; фонематический слух низкий; низкий уровень мышления образами; слабое развитие речи. Может быть такое, что общая и зрительно-предметная память окажутся в норме, а слухо-речевые задания выполнены с ошибками. В таком варианте, основная проблема заключается в слуховом восприятии или слабом уровне внимания.
Инна Маркова, 32 года (г. Калининград). Огромное спасибо! Обязательно буду использовать подобную методику, ведь с памятью у дочери настоящая беда. В школе она очень отстала от сверстников, так как совсем не может запомнить того, что устно рассказывает учитель на занятиях. Даже не думала, что с помощью игр можно улучшать и развивать память. Думала, что такая уж у нас она невнимательная, а, оказывается, что проблема в том, что я не знала, как нужно заниматься с дочерью.
Ирина Степаненко, 33 года (г. Таганрог). Внимательно прочла и полностью согласна. С помощью подобных игр и упражнений смогла улучшить оценки своего сына. С 1-го класса ребенок очень отставал в школе из-за плохой памяти. Но мы вовремя спохватились. Действительно, уделяя ежедневно хотя бы по пол часа подобным тестам и заданиям, уже через месяц улучшатся показатели ваших детей, а в дневник с оценками смотреть будет гораздо приятнее.
Ольга Солдатко, 41 год (г. Радужный). Полный бред. Ничем эти тесты не помогут. Ребенок с плохой памятью должен быть показан психологу или логопеду, если он не может пересказать текст или выразить свои мысли словами. Если он отстает в школе, ему нужны репетиторы.
Антон Горянский, 44 года (г. Севастополь). С интересом прочли статью вместе с супругой и задумались над оценками собственного сына. Ведь действительно низкая успеваемость нашего ребенка кроется исключительно в плохой запоминаемости материала. Он стал отстающим именно из-за слабой памяти. Благодарны авторам, будем заниматься ребенком с помощью ваших упражнений.
Кира Сидорчук, 30 лет (г. Тюмень). Спасибо большое за хорошие советы. Ребенку 8 лет, в этом году в школу, а с памятью прямо беда. В школе с 1-го класса на последнем месте и никак не можем выкарабкаться. Заметила, что очень плохо запоминает пройденный на уроке материал. Буду пробовать играть в описанные здесь игры с ним и заниматься почаще. Благодарю за дельные подсказки, буду верить, что все у нас получится.
klubmama.ru
health.mail.ru
Часто родители маленького школьника жалуются, что их ребенок плохо запоминает объяснения учителя, забывает записывать домашние задания, не может выучить стихи или пересказать короткий рассказ. “Что делать-то с ним, не пойму!” – горестно делится одна мама своей проблемой в разговоре с подружкой. – “И сидим подолгу, и учим, и повторяем, а результата – ноль.”
Бывает, что память, на которую сетуют озабоченные родители и учителя, вовсе не плохая. Ребенок, к примеру, отлично помнит о своих желаниях и намерениях. С удовольствием рассказывает вам о своих впечатлениях, делится новостями в школе. Значит, есть что-то другое, что мешает успешной учебе… Вот что именно?
Чтобы разобраться в причинах плохого усваивания и запоминания, достаточно провести ряд несложных тестов, которые помогут определить источник проблемы.
Детьми они воспринимаются как игра, а вот взрослым дадут информацию к размышлению.
Проверяем общую память:
Попробуйте в непринужденной обстановке поинтересоваться у своего ребенка, что он делал сегодня утром? Вчера днем? Куда ездил отдыхать прошлым летом? Т.е. расспрашиваете его о минувших событиях, о которых знает не только он, но и вы (чтобы проконтролировать правильность ответов).
Довольно редко дети не отвечают на подобные вопросы. У тех, кто не может вспомнить события прошлого из своей жизни (чистый лист, провал памяти), вероятна недостаточность корковой активности мозга или дисфункция его глубинных структур.
Зрительно-предметная память:
Предложите ребенку (6-9 лет) несколько карточек с изображением разных предметов, например, машина, кошка, тетрадь, стул, карандаш, поезд, чемодан и т.п. Всего их должно быть 5-6 штук. Пусть он посмотрит на них и постарается запомнить. Затем он закрывает глаза, а вы переворачиваете одну из этих картинок или совсем убираете. Ребенок должен вспомнить “исчезнувший” предмет. Если он тест выполнил с 1-2 попытки – с зрительно-предметной памятью все нормально.
Усложняем задание. Ребенка просят запомнить порядок расположения карточек. Он снова закрывает глаза. Теперь к этим картинкам добавляем еще 3 – 4 предмета, перемешиваем и оставляем в произвольном порядке. Теперь просим его открыть глаза, отобрать карточки, которые лежали до добавления остальных трех – четырех и разложить в прежнем порядке.
Обычно дети младшего школьного возраста (6-9 лет) с нормальным уровнем развития памяти в спокойной обстановке легко выполняют тест.
Ошибки и затруднения в результате этого теста могут говорить о:
Слухо-речевая память:
1. Ребенку зачитываются три слова: луч, рама, гриб. Просят повторить один раз, затем еще раз. Потом читают еще три слова: книга, хвост, рама. Эти слова он также повторяет.
Затем просят вспомнить первые три слова (луч, рама, гриб)…, вторые три слова (книга, хвост, рама).
2. Читаете ребенку коротенький рассказ:
Умная ворона
Хотела ворона пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине вода была только на дне. Вороне нельзя было достать воду. Она стала кидать в кувшин камушки и столько побросала, что вода стала выше и можно было пить.
После прочтения попросите его пересказать своими словами. Если справился – замечательно. Ошибки или трудности воспроизведения могут указывать на:
Если вы видите, что тесты на общую и зрительно-предметную память выполнены успешно, а тест по слухо-речевой памяти имеет ошибки, скорее всего проблема заключается в восприятии на слух материала (проверьте фонематический слух и уточните, все ли звуки он выговаривает) или в низком уровне внимания, образного мышления.
В следующих постах я расскажу о том, какие упражнения помогут школьнику в развитии памяти.
detpsycholog.ru
Случалось ли так, что вы просите своего ребенка что-то сделать, а он не делает? Не стоит делать поспешных выводов и считать, что ваш ребенок непослушный или просто невнимательный. Причиной может быть совсем другая проблема: плохая память. Большинство маленьких детей очень активны и как губки впитывают всю информацию. Но зачастую им бывает сложно сохранить и потом воспроизвести услышанное или увиденное. С возрастом такая проблема может перерасти в так называемый «снежный ком». А когда малыш пойдет в школу он столкнется с необъятным потоком информации, которую ему нужно будет запомнить, чтобы преуспеть в классе и быть на одном уровне с одноклассниками. Именно поэтому развитием памяти необходимо заниматься с самого детства.
Для того, чтобы помочь родителям понять, действительно ли у вашего ребенка плохая память, ученые Сьюзан Газеркоул и Трэйси Алауей составили портрет такого ребенка:
Причиной плохой памяти у ребенка может быть как его питание, образ жизни, так и наследственность. Ни в том, ни в другом случае отчаиваться не стоит, ведь все можно исправить и улучшить.
Ваш ребенок может быть сильно загруженным: детский сад, кружки, секции, домашние задания, домашние обязанности. Результатом становится плохой сон. Из-за перегрузки и недосыпа дошкольник может стать невнимательным и рассеянным.
Родителям необходимо создать для ребенка режим дня и помогать справляться с теми заданиями, выполнить которые качественно он не успевает. Также немаловажно упорядочить питание малыша. Его рацион должен включать необходимый набор витаминов и полезных веществ. Вы должны включить больше рыбы, мяса, яиц, фруктов и овощей - и свести на нет употребление жвачек, сладостей, сладкой газировки, снеков и фабричных печений, которые так любят хватать дети между приемами пищи. Врачи рекомендуют употреблять чернику, ведь она способствует работе мозга и помогает улучшить память. Минимальная порция – 1 стаканчик в 5 недель.
Помимо правильного образа жизни и питания, не стоит забывать и об упражнениях, которые вносят свою лепту в борьбу с плохой памятью у ребенка. Стоит учитывать, что даже взрослый человек с помощью регулярный занятий и упражнений сможет улучшить работу своей памяти многократно.
Начинать следует с самых пеленок, читая малышу сказки, стишки и песенки. Психологи и логопеды рекомендуют чаще выбирать для чтения сказки фольклорные, где можно найти много повторов. Например, в сказке «Колобок» главный герой каждому новому встречному рассказывает свою историю побега. Слыша такие повторы очень часто, а не однократно, ребенок откладывает их в памяти. Как только ребенок становится способен запоминать и декламировать стихи, нужно заучивать их как можно чаще. Пусть даже самые маленькие, - в раннем дошкольном детстве они хорошо запоминаются, и ребенок будет переживать ситуацию успеха, когда будет декламировать их перед родными. Успех будет для него самым позитивным фактором и хорошей мотивацией для того, чтобы учить стихи снова - а значит, развивать слуховую и образную память.
Большую роль в развитии памяти играет общение с ребенком. Необходимо с ним часто разговаривать, обсуждая любые темы до деталей или же расспрашивать у ребенка о том, как он провел свой день, что ему больше всего запомнилось. Рассматривая что-то новое, неизвестное ребенку, необходимо акцентировать его внимание на мелких, но важных деталях, которые он сам не заметил, но должен знать. Спустя 1-2 дня после тематической беседы распросите ребенка, что он может вспомнить, я добавьте новый факт к уже обсуждаемым. Таким образом вы покажете ребенку полезность, практический смысл запоминания.
Конечно же, играйте с ребенком в игры. Важное условие: они должны быть занимательными и ежедневными. Известный метод Монтессори включает в себя манипуляции игрушками ребенка, чем вы и можете воспользоваться. К примеру, если ваш ребенок играет несколькими игрушками, возьмите у него одну и спросите, какой игрушки не хватает.
Игра «Что где лежит?» способствует не только развитию памяти, но и логического мышления. Правила игры таковы: вам следует собрать несколько вещей из квартиры в одну коробку. Эти вещи должны быть хорошо известными малышу. Например, мыло, чашку, ложечку для обуви и игрушку. Разглядывая эти объекты, ребенок должен вспомнить, где должны лежать эти вещи и разнести их на правильные места.
Помогите и научите ребенка правильно запоминать информацию. Поделитесь с ним способами запоминания, которые могут включать ассоциацию, образное мышление и т.д. Например, если у вашего ребенка проблема с запоминанием сторон: правая и левая, покажите ему, что большой и указательный палец левой руки формируют латинскую букву «L».
Со старшими детками необходимо использовать принцип одного уровня сложности задания за одно занятие, исключением могут стать сочетание заданий на повторение и новых задач на память. Если малышу сложно запомнить стих или какую-то другую информацию, разделите ее на маленькие блоки или секции. Пусть он начинает учить маленькими частями, объедения их потом в большие блоки. Такой принцип поможет ему воспроизвести информацию как можно точнее.
iqsha.ru
Часто родители сталкиваются с проблемой, когда не могут заставить детей учить стихи. Малыш плохо запоминает, коверкает слова, меняет строчки местами. Не стоит сразу же посыпать голову пеплом и считать, что это дело безнадежное. Эксперты предлагают ряд методик, которые научат ребенка быстро запоминать стихи.
Перед тем как приступать с ребенком к занятиям по лирическому искусству, стоит определиться, когда лучше начинать. Психологи рекомендуют учить стихи с малышом в возрасте от двух лет. Единственный критерий: малыш должен уметь разговаривать и может складывать простые предложения из слов.
Ближе к трем годам в лексиконе малыша появляются различные песенки, с помощью которых он запоминает новые слова и учит стихи, переложенные на музыку. Если же и в этом случае он плохо запоминает последовательность строк и слов, придется браться за другие методы.
Большей частью оптимальный возраст, когда малыша можно приобщить к поэзии, — 4–5-летний порог. Учить стихи в этот временной промежуток интересно и просто. Ну а если он все еще плохо справляется с предложенными строчками, стоит обратиться к логопеду и психологу.
Научить ребенка запоминать стихи можно при помощи игр. Например, поиграйте в подбор конца строчки. Такой метод подходит для малышей, которые плохо запоминают информацию — он сможет подобрать логическое окончание фразы по рифме. Идея игры такова: вы произносите фразу, а ребенок говорит последнее слово в ней.
Как вариант, попробуйте нарисовать стих — так учить будет в разы интереснее, ведь можно проявить всю широту творческой натуры, отобразить свои эмоции, связанные с ним. Если с рисованием не пошло, воспользуйтесь танцами. Плохо запоминающий лирику ребенок в танце сможет провести ассоциации, и стихи дадутся проще.
Если позволяют возможности (есть достаточно времени, развит творческий потенциал у мамы), разыграйте из стихотворения спектакль. Учиться таким образом ребенок будет с удовольствием. Кроме того, эта техника позволяет малышу развить ораторские способности и обучает не бояться публичных выступлений.
Работайте методом накопления — так учить стихи проще. Достаточно двух строчек в день, если ребенок еще мал. Назавтра добавьте еще пару в дополнение к выученным вчерашним. Если малыш наотрез отказывается учить лирику, попробуйте устроить коллективное занятие: рассадите в круг его любимые игрушки и начинайте читать им. Пусть они учат, а малыш смотрит. Рано или поздно ему тоже захочется присоединиться.
Если дело идет туго, а слова никак не желают запоминаться и складываться в строчки, попробуйте проговорить с малышом неизвестные ему слова, придайте им значение, опишите — так детям учить становится проще, ведь они начинают понимать, о чем идет речь. Объясняйте эти слова максимально доступно. Естественно, вы сами должны хорошо ориентироваться, о чем говорите. Если и для вас это слово неведомо, заранее сами просмотрите его значение в словаре.
Еще один метод — пересказ. Достаточно пару раз разобрать стихотворение детально, а также научиться малышу рассказывать, о чем оно своими словами, как запоминание пойдет в разы быстрее.
Помните, что наращивать обороты, то есть повышать объем, нужно постепенно. Сначала выбирайте стихотворные 4 строчки, затем потихоньку увеличивайте стихотворения до большего размера.
Пытаясь научить малыша стихам, постарайтесь настроиться, что такой процесс отнимет много времени. При этом ни при каких обстоятельствах нельзя нервничать и кричать на ребенка. От такого насилия он может окончательно растерять желание учить лирические произведения. Причем не стоит хвататься и заставлять ребенка учить стихотворения, даже если ему уже пора собираться в школу и впереди важное тестирование, на котором необходимо вовсю уметь декламировать. Лучше увеличьте число мягких занятий, которые дадут больший эффект.
Смотрите на состояние малыша — если он рассеян, капризен, невнимателен, лучше отложить на другой раз изучение стихотворений. Ведь в таком случае ничего вы добиться не сможете, а у ребенка останутся одни негативные эмоции.
В процессе обучения делайте паузы на отдых. Ведь непрерывное навязывание и повторение приводит к стойкому отвращению. Хотите, чтобы малыш возненавидел лирику? Заставляйте его учить без сна и отдыха.
Чтобы для себя контролировать скорость запоминания ребенком стихотворных строчек, ведите дневник, в котором указывайте за сколько повторений малыш усвоил стих, например, из 4 строк.
Постарайтесь для обучения выбирать стихи максимально мелодичные, которые легко ложатся в рифму, отлично сочетаются и буквально переливаются из строчки в строчку.
Учить стихи с малышом не так легко, как кажется. Но если пришлось потратить на это дело много сил и быть очень терпеливыми, не стоит расстраиваться. Ребенок отблагодарит вас отличным умением рассказывать стихотворения, а также покажет прекрасно развитую память и образное мышление.
Автор статьи: Лаухина Екатеринаpamyatplus.ru
Недавно наблюдали картину, в которой мамы с испуганными лицами и огромными глазами, отнекивались от необходимости выучивания с ребёнком пары каких-то совершенно простеньких песенок.
Кто-то даже, пожимая плечами, аргументировал:
— Мой ребёнок вообще — плохо запоминает стихи…
Сказать по-честному, нам это было удивительно. Ибо мы, услышав в данном заведении лишь упоминание об этих песенках на предыдущих занятиях, знали их на зубок к следующим.
А всё отчего? Просто нам давно уже известен всего лишь один маленький секрет. И сегодня, мы расскажем вам о том, как помочь вашему ребёнку запоминать стихи быстро, легко и весело.
Признаюсь, — для нас это давным-давно дело, не требующее практически никаких хитростей и методик. Память — она тренируема. Посему – выучить за день два-три новых стишка, для моей старшей дочки давно уже — дело обычное.
Так что, дорогие мамы, да и папы тоже! Первое что хочу сказать – учите с детьми стихи и песни. Это, во-первых, полезно, во-вторых, практично! Ведь, очень скоро ваше участие в запоминании будет совсем не обязательно.
Ну а пока, если вы ещё не щелкаете стишки и песенки, как орешки, расскажем вам о том, как быстро и легко выучить наизусть с ребёнком стихи любой длины и сложности.
Есть у меня уже обобщенная статья на эту тему. Там о том, как запоминать всё подряд. О стихах там тоже есть, можно посмотреть и там.
А если вам не надо про всё, то стихи мы поучим сегодня и здесь.
Итак. Допустим, задали вашему чаду выучить стихотворение в саду или в школе. И ладно бы, если это «Мороз и солнце, день чудесный…». Тут, быть может, как–нибудь и так выучится.
А если это какое-нибудь празднично-патриотическое стихотворение, посвященное дню защитника отечества?! Чаще всего 50 % такого стиха состоит из слов и выражений, значение которые приходится самому-то искать, чтобы в последствии разъяснить ребёнку. А уж запомнить…
Вот для такого случая мы и применим одну их методик быстрого запоминания стихов.
— И как же это выучить?! –
с грустью вздохнёте вы, сломав язык при попытке прочтения заданного.
Элементарно!
Знаю, как минимум три ассоциативных метода запоминания, подходящих к ситуации.
Вот, например.
Стояли мы с дочками на остановке и ждали автобус, чтобы ехать на занятие.
Тут-то я и вспомнила:
— Ой, — говорю, — совсем забыла! Тебе же надо было к занятию текс т песни выучить!
Хватаю планшет, открываем текст, а там… Песня как песня, если бы не это:
«Аквата,
Андрина,
Ариста,
Атина,
Аделла,
Аллана
И Ариэль»
Весь остальной текст достаточно прост для запоминания, но это…
Но! Мы и не думали отчаиваться!
Мы быстренько придумали историю-ассоциацию.
Такую:
Вода(АК(ВА) пролилась на вату (ВАТА).
Пришли Андрей(АНДР)и Ирина(ИНА).
Они были артисты(АРИСТА) (можно ещё добавить «без театра=без Т»,чтобы запомнить, что имя получается вычитанием буквы т из артиста),
И говорят: «А тина (АТИНА) где?!»
А им отвечают: — А (А) её делают (ДЕЛЛА)
Алла и Анна (АЛАНА).
Вот такая вот чудная история повторяется пару раз и — готово. Правда, для этого весьма желательно подключить воображение.
Поясню. Придумывая рассказ его нужно сразу же представить визуально. В красках.
Например:
Вот на опушке солнечного леса, на по яркому зелёном мху тут и там совершенно нелепыми пятнами разложена вата. Вот он лежит. И тут раз – в воздухе появляется стакан с водой, он пару раз наклоняется и выплёскивает воду на вату.
Вот выходят на эту же опушку (тоже совершенно не к месту, а это и хорошо — ярко. Значит, — запомнится лучше) Андрей и Ирина. Я, к примеру, представляю себе их в клоунском трико. Такое не забудешь…
Что они там делают? Ну конечно! Ищут свой потерянный театр!
Для этого им нужна тина. Ей хорошо пометки делать типа «тут мы уже были»
Вот они не видят тины потому и спрашивают:
— А тина где?!
А им ёжики из-под ёлки виноватым голосом:
— А делают её! Алла и Анна! У них спросите! (ежам стыдно! Это они всю тину съели).
Ну как? Запомнили? То-то и оно.
Ну а теперь для тех, кому не хочется читать большую статью про запоминание, — немного повторюсь о том, как ещё можно выучить стих. Это для тех, чья обстановка располагает к рисованию.
А в чём обычно сложность большого стиха? Правильно! В последовательности!
Кто за чем, да почему.
Тут желательно бы порисовать, как мне кажется.
Возьмём, например, первое, что приходит в голову. Наш стишок про папу.
И разберём первые пару строк:
Кто на свете самый-самый?
Кто почти красивей мамы?
И рисуем. Например так:
Что тут сразу хочу заметить.
Вроде бы всё понятно? Нет?
Поясню немного для порядку. Да, тут нарисованы мои ассоциации.
Так часто бывает, видишь человека, вроде бы знаешь, но кто это?! Не помнишь. Вот так я вижу «Кто».
Ну всякие «на», «под», «в» — у меня всегда шарик на коробке, под коробкой, в коробке и так далее. Да. Это шарик на коробке 🙂
Можно свет рисовать по-разному, правда? У меня свет получился такой. Меньше вероятность перепутать. С миром, землёй и т.п.
Ну кто тут самый-самый? Всем вроде бы ясно? Лень было два раза рисовать. Потому подписали внизу двоечку.
Знак вопроса для красоты. Ребёнку точно не нужен. Только запутается.
Дальше – это опять «Кто». Да-да!
Почти бывает разное. Бывает такое, что многие его не замечают. И думают, что всё хорошо. Сделал!
А вот такое почти – оно хорошо заметно.
Это, если что, — человечек. Он перепрыгнул овраг… Почти 🙂
Ну и дальше не будем, давайте, особо разбираться. Итак всё ясно.
Красивей – извечный вопрос, кто красивей – Светка или Ленка. Или та тётя в телевизоре.
А маму проще всего изобразить с малышом. Однозначный идентификатор, как мне кажется.
Ну и собственно – даёте ребёнку картинку. Он пару раз рассказывает по ней. Убираете картинку. Картинка остаётся у него в голове. И дальше – всё хорошо. Проверено.
Что касается длинных стихов (опять же, есть вроде бы пример в большой статье) – тут стоит рисовать не отдельные слова, а смысловые куски. То есть те, что рисуются.
Одним словом, главное, чтобы при соединении картинок – стих получился.
На этом всё. Надеюсь, теперь вам понятно, как быстро и легко выучить стих наизусть с ребёнком.
Так что — удачи! О результатах — пишите! Буду рада узнать!
irinaroslova.ru