Содержание
Ребенок в 2, 3, 4 года, 5, 6, 7 лет плохо и мало говорит, не говорит, молчит, что делать, как научить ребенка говорить правильно
Мой ребенок не говорит, молчит, мало говорит, плохо говорит!
На консультации Сарклиник родители спрашивают: «Почему ребенок 3 лет не говорит, не разговаривает, что делать?» «Ребенок 4 лет плохо говорит, молчит!» «Отчего мальчик 5 лет не разговаривает, куда обращаться?» «Девочка 6 лет не говорит, плохо говорит, как лечить?» «Почему ребенок плохо говорит или говорит мало слов? «Как научить ребенка говорить, разговаривать?» «Что делать, если дошкольник, школьник, мальчик, девочка не разговаривают предложениями, как будто у него каша во рту?» «Как помочь ребенку, если страдает речевое развитие, отсутствует активная речь, страдают речевые центры, отсутствует словарный запас?» «Дети младше нас строят предложения, а мы мычим, куда обращаться, если только мычание и все?» «Когда ребенок начнет болтать?» Давайте остановимся на основных причинах, по которым малыши, детки не говорят.
Причины, по которым ребенок не говорит
Основная причина, из-за которой мальчик или девочка, сын или дочь, сынок или дочка, сыночек или доченька (дочурка), ребенок не говорит – это внутриутробная гипоксия, или недостаток кислорода. Недостаток кислорода плода может наблюдаться во время беременности, во время родов, при кесаревом сечении. В этом случае опытный микроневропатолог, детский невролог , детский невропатолог ставит диагноз «перинатальная энцефалопатия постгипоксически-ишемического генеза» или «перинатальная энцефалопатия смешенного генеза» (перинатальное поражение ЦНС). Перинатальная энцефалопатия может быть 1, 2, 3 степени.
1 степень перинатальной энцефалопатии при своевременном и комплексном лечении в Сарклиник полностью вылечивается за достаточно короткие сроки. 2 степень перинатальной энцефалопатии – это тяжелое заболевание, которое требует длительного серьезного лечения. 3 степень перинатальной энцефалопатии обычно имеет тяжелые последствия, вплоть до развития такой патологии, как детский церебральный паралич. Частые причины задержки речевого развития у детей – это патология матери во время беременности, родовая травма ребенка, тяжелые роды, плохие результаты нейросонографии, обвитие пуповиной, тазовое предлежание плода, слабость родовой деятельности, анатомически или клинически узкий таз, соматические заболевания матери до и во время беременности, инфекции матери, инфекции плода, токсическое воздействие на головной мозг ребенка билирубина при гемолитической желтухе новорожденного (ГБН), интоксикация наркозом во время кесарева сечения, интоксикация лекарственными препаратами (лекарствами) в перинатальном периоде. Любая соматическая патология, ОРВИ, бронхиты, трахеобронхиты, инфекции, рахит, нарушения обмена веществ приводят к тому, что в более позднем возрасте ребенок не говорит, ребенок плохо говорит, ребенок мало говорит, ребенок молчит, поздно начинает говорит, говорит мало, не понятно, не внятно, отстает в развитии, отстает в речевом, психическом, психомоторном, психоречевом развитии, умственном развитии.
Наблюдается ЗРР (отставание, задержка речевого развития, в том числе и грубая задержка речевого развития), ЗПР (отставание, задержка психического развития), ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей), ЗПМР (задержка психомоторного развития у ребенка), ЗУР (задержка умственного развития у детей). Редко на ребенка влияют наследственные факторы, при которых задержка развития наблюдалась у матери или отца, или у обоих вместе. Любое ослабление организма ребенка, снижение иммунитета, побочное действие прививок (вакцин) может приводить к тому, что « ребенок не говорит ». Также отрицательно на речевое развитие ребенка влияют неблагоприятная экологическая обстановка в районе проживания матери и ребенка, неблагоприятный климат в семье (конфликты между родителями), дефектная нечеткая речь в контактной среде (проблемы с речью у родственников или родителей), рождение второго ребенка в семье, наличие тяжелых грубых неврологических заболеваний (например, ДЦП). При задержке моторного развития часто наблюдается задержка речевого развития, а позже и задержка психического развития. При любых поражениях органа слуха также отмечается состояние, при котором «ребенок не говорит». В этом случае нужна консультация отоларинголога (врач ухо – горло – нос).
Что делать, если ребенок не говорит?
Многие родители обращаются с этим вопросом к логопеду. Но логопед может поставить звуки, буквы «р», «л», «ш», «щ», шипящие, если ребенок может реагировать на занятия. Логопед – это педагог, а не врач. При гипоксических поражениях головного мозга, центральной нервной системы логопед бессилен. В этих случаях нужна полная комплексная речевая реабилитация ребенка. К сожалению, некоторые нерадивые родители, мамы и папы ждут, когда ребенок сам заговорит, наивно думают, что он ленится. Но не нужно забывать о нормах речевого развития. В 1 год ребенок должен говорить 10 слов, в 2 года – 50 слов, строить фразы и предложения из 3 – 4 слов. К 2,5 года ребенок говорит в норме от 100 до 200 слов, строит предложения из 5 – 7 слов. В 3 года ребенок впитывает слова взрослых, как губка, уже должен говорить сложными предложениями из 6 – 8 слов, а в 4 года словарный запас уже должен быть около 2000 слов.
Как научить ребенка говорить, разговаривать?
Научить говорить можно здорового ребенка. А если у ребенка есть патология, нужно прибегать к помощи врачей. Из домашних мероприятий, можно поделать упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, больше читать книги, исключить просмотр телевизора, больше гулять на свежем воздухе, больше уделять внимание ребенку, постоянно говорить с ребенком, делать артикуляционную гимнастику, следить за ребенком, как он слушает и воспринимает речь.
Чем раньше начато лечение нарушений речи, тем выше его эффективность
При задержке речевого развития важным моментом является время начала лечения. Если в год ребенок не говорит 10 слов, то не нужно ждать до 7 лет, когда «сам заговорит». Ведь упускается драгоценное время. Чем позже начато лечение, тем труднее будет догнать здоровых детей сверстников, так как с увеличением возраста отставание будет заметно все больше и больше. Часть детей при обращении к ним родителей понимает обращенную к ним речь, но не отвечает, есть только жесты. Часть детей не понимает обращенную речь и не говорит. Что очень плохо. А если дети говорят мало, невнятно, то нужна коррекция речи.
В России родился ребенок, который спустя несколько часов после появления на свет заговорил, пишут СМИ. Слово «папа» стало для него первым. Спустя сутки мальчик уже говорил «мама». Этот уникальный случай произошел в норильском роддоме № 1 и потряс весь медицинский персонал и самих родителей малыша. «Вечерняя Москва» пообщалась с врачом и выяснила, способен ли новорожденный в первый же день после появления на свет говорить полноценные слова.
По словам кандидата медицинских наук, акушера-гинеколога Татьяны Канаевой, несмотря на то, что сейчас дети рождаются очень развитыми, вероятность того, что младенец сразу после рождения будет говорить, приравнивается к нулю:
— Этот случай больше похож на вымысел, такого просто быть не может. Всем, кто работает в сфере гинекологии и имеет хоть какой-то минимальный опыт общения с новорожденными, известно, что основы речи у ребенка начинают закладываться на протяжении первых шести месяцев. И уже после этого срока, если с ребенком общались взрослые, дети начинают постепенно произносить более длинные звуки.
Канаева отметила, что в первый месяц младенец только начинает реагировать на человеческую речь. В этот период он привыкает к матери и отцу и перестает плакать, когда они к нему наклоняются или нашептывают что-то. Затем остальные три месяца младенец оживает и в ответ на речь родителей начинает «гулить».
Фото: Департамент здравоохранения Москвы
— В три месяца в его речи преобладают такие звуки, как «к», «г», «н». На четвертом месяце жизни его «речь» напоминает пение. Он пытается искать источник, откуда идет звук, поворачивая головку. У него начинает меняться интонация в голосе, по которой можно определить, какое у малыша настроение, — подчеркнула Канаева.
И только в семь или восемь месяцев младенец, по словам врача, начинает произносить слоги «ма», «па», «ба».
— В этот период он начинает различать, когда нужно говорить «ма», а когда «па» при появлении одного или второго родителя. В восемь месяцев у ребенка начинают проскальзывать сложные буквы. А почти к году он уже выговаривает парные слоги и начинает называть маму мамой, а папу папой. То есть до произнесения первого осознанного слова младенец должен пройти вот такой путь, — сказала специалист.
Говорить фразами и пополнять словарный запас ребенок начинает в возрасте от одного года до трех лет, потому что у него наступает период ознакомления с окружающим миром и людьми.
Почему ребёнок говорит во сне? 4 возможных причины | Здоровая жизнь | Здоровье
Этот вопрос мы задали невропатологу, доктору медицинских наук, профессору, главному научному сотруднику НЦЗД РАМН Владимиру Студеникину.
Многие мамы знают: заглянешь к ребенку ночью в комнату – а он во сне что-то бормочет, что-то лепечет, иногда смеется, иногда сердится. .. Погладишь его, подушку поправишь и подумаешь: от чего это он говорит – может, слишком возбудился за день?
Оказывается, не только дети, но и взрослые говорят, пребывая в объятиях Морфея, только мы об этом наутро не помним. Медики сноговорение называют красивым латинским термином «сомнилоквия» и выдвигают несколько теорий, которые могли бы объяснить это явление. Все эти теории в какой-то мере верны и имеют право на существование.
Предположение первое
Такая активность во время сна – результат пережитого накануне стресса, и необязательно отрицательного. Например, у ребенка было слишком много ярких впечатлений, сильных эмоций…
Если эта причина на самом деле может вызвать сноговорение, тогда становится понятным, почему малыши говорят во сне чаще, чем взрослые. Маленькие дети ведь и реальные события дня воспринимают острее, и нервная система у них менее устойчивая, менее зрелая, чем у взрослых.
Совет родителям: не надо хвататься за успокоительные травы и микстуры, если вы связываете беспокойные ночи ребенка с его бурной жизнью наяву. Седативные препараты принимают не разово, а курсами и только под наблюдением врача. Если малыш всего лишь разговаривает во сне и больше никаких невротических реакций вы у него не замечаете, лечение ему не требуется. Можете последить, чтобы вечером дома была спокойная обстановка, чтобы не работал допоздна телевизор, чтобы ночью в детской было прохладно, чтобы ребенок каждый день гулял, – эти рекомендации любому принесут пользу.
Но если и днем ваше чадо излишне эмоционально, на все реагирует взрывами крика и плача – пожалуй, стоит показать его врачу. Невролог может назначить препараты ноотропного или метаболического действия, которые улучшат кровообращение в мозге, помогут мозгу быстрее созреть, тогда и поведение ребенка, и его сон станут спокойнее.
Предположение второе
Разговор во сне может быть своеобразной компенсаторной реакцией, которая помогает нам легче перейти от одной фазы сна к другой.
Наш сон неоднороден, он делится на четыре фазы: три из них – медленноволновые, одна – быстроволновая. Ученые-сомнологи заметили, что говорим мы в основном во время первой фазы, когда наш сон еще поверхностный, неглубокий. Фазы быстрого и медленного сна чередуются все время, пока мы пребываем в царстве ночи, проходя положенный им цикл за 90-120 минут. На первую фазу в среднем приходится 2-5% этого времени. Примерно 3-4 минуты из двух часов. В общем, многого не расскажешь. Но, бормоча что-то, за эти минуты мы успеваем погрузиться в более глубокий, восстанавливающий силы сон.
Совет родителям: если малыш, не просыпаясь, говорит несколько фраз, а потом погружается в более крепкий сон, поводов для беспокойства нет. Так он сам себя убаюкивает. Для этого мы и поем младенцам колыбельные, что-то монотонно приговариваем, чтобы они легче и спокойнее перешли к фазам более глубокого сна. Погладьте лепечущего во сне малыша, скажите: «Спи-спи, тихо-тихо» – и со спокойным сердцем прикройте дверь в его комнату.
Предположение третье
Оно касается совсем маленьких детей, которые только начинают говорить. У них отдельные слова и фразы, произнесенные во сне, могут быть отражением нового опыта, новых знаний, накопленных наяву. Ученые заметили, что щенки, например, часто начинают лаять во сне раньше, чем впервые это пробуют делать наяву. Так и малыши новые слова могут сначала проговаривать во сне, а потом уже произносить их осознанно в состоянии бодрствования.
Совет родителям: в этом случае можно только порадоваться – малыш растет, набирается знаний…
Предположение четвертое, тревожное
Cноговорение может быть одним из симптомов какой-то патологии нервной системы. Но тогда должны присутствовать и другие симптомы, например:
- разговаривая во сне, ребенок становится красным, покрывается потом, истекает слюной;
- кричит, видит кошмары, испытывает приступы удушья;
- скрежещет зубами;
- бродит, как сомнамбула, по дому;
- просыпается в мокрой постели;
- после пробуждения долго не может прийти в себя, демонстрирует путаность сознания.
Совет родителям: в этом случае ребенка надо обязательно показать врачу. К разговору с неврологом подготовьтесь. Понаблюдайте:
- как часто ваш ребенок разговаривает во сне;
- он проговаривает только несколько слов или фраз или выдает часовой рассказ;
- нет ли зацикленности на какой-то одной теме;
- разборчива или нет его речь;
- то, о чем он говорит, происходило наяву или это явные фантазии?
Ваши ответы помогут доктору точнее поставить диагноз.
Смотрите также:
- Как в кино. Что такое осознанный сон и чем он опасен →
- Мнимая смерть. Интересные случаи летаргического сна →
- Что делать, если ребёнок ходит во сне →
Обучение невербальных аутичных детей говорить
19 марта 2013 г.
По-прежнему среди наших самых популярных советов, следующая статья была написана в соавторстве с первым научным сотрудником Autism Speaks Джери Доусон, которая в настоящее время является директором Центра аутизма и развития мозга Университета Дьюка. ; и клинический психолог Лорен Элдер.
Исследователи опубликовали обнадеживающие данные о том, что даже после 4 лет у многих невербальных детей с аутизмом в конечном итоге развивается речь.
Не зря семьи, учителя и другие люди хотят знать, как они могут способствовать развитию речи у невербальных детей или подростков с аутизмом. Хорошая новость заключается в том, что исследования выявили ряд эффективных стратегий.
Но прежде чем мы поделимся нашими «главными советами», важно помнить, что каждый человек с аутизмом уникален. Даже с огромными усилиями стратегия, которая хорошо работает с одним ребенком или подростком, может не сработать с другим. И хотя каждый человек с аутизмом может научиться общаться, это не всегда происходит с помощью разговорной речи. Невербальные люди с аутизмом могут многое сделать для общества и могут жить полноценной жизнью с помощью визуальной поддержки и вспомогательных технологий.
Вот наши семь основных стратегий развития речи у невербальных детей и подростков с аутизмом:
- Поощряйте игры и социальное взаимодействие.
Дети учатся, играя, в том числе изучая язык. Интерактивная игра предоставляет вам и вашему ребенку приятные возможности для общения. Попробуйте разные игры, чтобы найти те, которые нравятся вашему ребенку. Также попробуйте игривые занятия, которые способствуют социальному взаимодействию. Примеры включают пение, декламацию детских стишков и нежные драки. Во время общения располагайтесь перед ребенком на уровне глаз, чтобы ребенку было легче вас видеть и слышать.
- Подражайте своему ребенку. Подражание звукам и игровому поведению вашего ребенка будет способствовать большему вокализации и взаимодействию. Это также побуждает вашего ребенка копировать вас и по очереди. Убедитесь, что вы подражаете тому, как играет ваш ребенок, если это положительное поведение. Например, когда ваш ребенок катит машину, вы катите машину. Если он или она разбивает машину, вы тоже разбиваете свою. Но не имитируйте бросание машины!
- Сосредоточьтесь на невербальном общении.
Жесты и зрительный контакт могут стать основой для речи. Поощряйте ребенка, моделируя и реагируя на такое поведение. Преувеличивайте свои жесты. При общении используйте и свое тело, и голос — например, протягивая руку, чтобы показать, когда говорите «смотри», и кивая головой, когда говорите «да». Используйте жесты, которые ребенку легко повторить. Примеры включают аплодисменты, раскрытие ладоней, протягивание рук и т. д. Реагируйте на жесты вашего ребенка: когда он смотрит на игрушку или указывает на нее, дайте ей ее или подайте сигнал, чтобы вы поиграли с ней. Точно так же укажите на игрушку, которую вы хотите, прежде чем взять ее.
- Оставьте «пространство» для вашего ребенка, чтобы он мог говорить. Естественно испытывать желание восполнить язык, когда ребенок не отвечает сразу. Но так важно дать ребенку много возможностей для общения, даже если он не разговаривает. Когда вы задаете вопрос или видите, что ваш ребенок чего-то хочет, сделайте паузу на несколько секунд, выжидающе глядя на него.
Следите за любым звуком или движением тела и немедленно реагируйте. Оперативность вашего ответа помогает ребенку почувствовать силу общения.
- Упростите свой язык. Это поможет вашему ребенку понять, что вы говорите. Кроме того, ей будет легче имитировать вашу речь. Если ваш ребенок не говорит, попробуйте говорить в основном отдельными словами. (Если ребенок играет с мячом, вы говорите «мяч» или «катить».) Если ваш ребенок говорит отдельные слова, повышайте ставку. Говорите короткими фразами, такими как «катать мяч» или «бросать мяч». Продолжайте следовать этому правилу: обычно используйте фразы, содержащие на одно слово больше, чем использует ваш ребенок.
Следите за интересами вашего ребенка. Не отвлекайте ребенка, следуйте словам. Рассказывайте о том, что делает ваш ребенок, используя правило «один раз». Если он играет с сортировщиком фигур, вы можете сказать слово «в», когда он кладет фигуру в слот. Вы можете сказать «форма», когда он держит форму, и «сбросить формы», когда он выбрасывает их, чтобы начать сначала.
Говоря о том, что интересует вашего ребенка, вы поможете ему выучить соответствующий словарный запас.
- Подумайте о вспомогательных устройствах и визуальных опорах. Вспомогательные технологии и визуальная поддержка могут не только заменить речь. Они могут способствовать его развитию. Примеры включают устройства и приложения с картинками, к которым ваш ребенок прикасается, чтобы составить слова. На более простом уровне визуальная поддержка может включать изображения и группы изображений, которые ваш ребенок может использовать для обозначения запросов и мыслей. Дополнительные рекомендации по использованию визуальной поддержки см. в документе Autism Speaks ATN/AIR-P Visual Supports Tool Kit.
Терапевты вашего ребенка обладают уникальной квалификацией, чтобы помочь вам выбрать и использовать эти и другие стратегии поощрения языкового развития. Расскажите терапевту о своих успехах, а также о любых трудностях, с которыми вы сталкиваетесь. Работая с группой вмешательства вашего ребенка, вы можете оказать поддержку, в которой нуждается ваш ребенок, чтобы найти свой уникальный «голос».
Autism Speaks продолжает финансировать исследования методов лечения, способствующих развитию речи, а также поддержки и услуг, которые могут улучшить общение и качество жизни невербальных людей.
Блог
Благодарность: аутичный взрослый благодарит свою семью, друзей и терапию за свою хорошую жизнь
Экспертное мнение
Советы по организации Дня Благодарения, благоприятного для аутистов
Блог
Нашими словами: сопереживание и индивидуальность для преодоления травли
Блог
Вопросы и ответы экспертов: доктор Райан Адамс делится советами и ресурсами, чтобы положить конец издевательствам
Блог
Встреча с Кейтлин Ю.
Блог
Вопросы и ответы экспертов: Поддержка братьев и сестер детей-аутистов с агрессивным поведением
Podcast
Adulting on the Spectrum: искусственный язык, поиск работы и покемоны
News
Autism Speaks объявляет о получателях гранта на отдых Norma и Malcom Baker 2021 года
Задержка развития речи или языка
Узнать больше
Беспокоитесь о развитии вашего ребенка?
Службы речи и языка
Главная | Пациенты и семьи | Библиотека здоровья | Задержка речевого или языкового развития
- Речь является вербальным выражением языка и включает артикуляцию (то, как мы образуем звуки и слова).
- Язык дает и получает информацию. Это понимание и понимание через общение — вербальное, невербальное и письменное.
- Ребенок с задержкой речи может хорошо произносить слова, но может складывать только два слова.
- Ребенок с задержкой речи может использовать слова и фразы для выражения идей, но его трудно понять.
- к 12 месяцам: не использует жесты, например, указывает или машет рукой на прощание
- к 18 месяцам: для общения предпочитает жесты вокализации
- к 18 месяцам: проблемы с имитацией звуков
- с трудом понимает простые устные запросы
- к 2 годам: может только имитировать речь или действия и не произносит слова или фразы спонтанно
- к 2 годам: постоянно произносит только некоторые звуки или слова и не может использовать устную речь для общения больше, чем их насущные потребности
- к 2 годам: не может следовать простым указаниям
- к 2 годам: имеет необычный тон голоса (например, хриплый или гнусавый)
- Родители и постоянные опекуны должны понимать около 50% речи ребенка в 2 года и 75% в 3 года.
- К 4 годам ребенка в основном должны понимать даже люди, которые его не знают.
- нарушения полости рта, такие как проблемы с языком или небом (небом)
- короткая уздечка (складка под языком), которая может ограничивать движения языка
- то, что понимает ваш ребенок (так называемый рецептивный язык)
- то, что ваш ребенок может сказать (так называемый экспрессивный язык)
- развитие звука и четкость речи
- орально-моторный статус вашего ребенка (как рот, язык, небо и т. д. работают вместе для речи, а также для еды и глотания)
- Сосредоточьтесь на общении. Разговаривайте с малышом, пойте, поощряйте имитацию звуков и жестов.
- Прочтите своему ребенку. Начните читать, когда ваш ребенок еще ребенок. Поищите подходящие по возрасту мягкие или картонные книги или книжки с картинками, которые побуждают детей смотреть, пока вы называете картинки.
- Используйте повседневные ситуации. Чтобы развивать речь и язык вашего ребенка, разговаривайте в течение дня. Назовите продукты в продуктовом магазине, объясните, что вы делаете, когда готовите еду или убираете комнату, и указывайте на предметы в доме. Будьте проще, но избегайте «сюсюканья».
Как и в случае с другими навыками и вехами, возраст, в котором дети изучают язык и начинают говорить, может быть разным. Немного знаний о развитии речи и языка может помочь родителям понять, есть ли повод для беспокойства.
Чем отличаются речь и язык?
Что такое задержка речи или языка?
Речевые и языковые проблемы различаются, но часто пересекаются. Например:
Каковы признаки задержки речи или языка?
Ребенок, который не реагирует на звук или издает звуки, должен быть немедленно осмотрен врачом. Но часто родителям трудно понять, требуется ли их ребенку немного больше времени, чтобы достичь вехи речи или языка, или есть проблема.
Вот на что стоит обратить внимание. Позвоните своему врачу, если ваш ребенок:
Также позвоните врачу, если речь вашего ребенка труднее понять, чем ожидается для его возраста:
Что вызывает задержку речи или языка?
Задержка речи может быть вызвана:
Многие дети с задержкой речи имеют проблемы с орально-моторной функцией. Это происходит, когда есть проблемы в областях мозга, отвечающих за речь. Это затрудняет координацию губ, языка и челюсти для произнесения звуков речи. У этих детей также могут быть другие орально-моторные проблемы, например проблемы с кормлением.
Проблемы со слухом также могут повлиять на речь. Таким образом, отоларинголог должен проверить слух ребенка всякий раз, когда возникает проблема с речью. У детей с проблемами слуха могут возникнуть проблемы с речью, пониманием, имитацией и использованием языка.
Ушные инфекции , особенно хронические инфекции, могут повлиять на слух. Но пока есть нормальный слух на одно ухо, речь и язык будут развиваться нормально.
Как диагностируются задержки речи или языка?
Если у вашего ребенка могут быть проблемы, важно немедленно обратиться к логопеду (SLP). Вы можете найти логопеда самостоятельно или попросить своего лечащего врача направить вас к нему.
SLP (или логопед) проверит речевые и языковые навыки вашего ребенка. Патолог проведет стандартизированные тесты и определит основные этапы развития речи и языка.
SLP также проверит:
По результатам обследования логопед может порекомендовать вашему ребенку логопед .
Как помогает логопед?
Логопед будет работать с вашим ребенком, чтобы улучшить речевые и языковые навыки, и покажет вам, что делать дома, чтобы помочь вашему ребенку.
Чем могут помочь родители?
Родители играют важную роль в оказании помощи детям, у которых есть проблемы с речью или языком.
Вот несколько способов стимулировать развитие речи дома:
Распознавание и лечение задержки речи и языка на ранней стадии является наилучшим подходом.