Содержание

Психолог дал советы матерям, срывающимся на своих детей

Общество

63841

Поделиться

Женские форумы наполнены криками отчаяния молодых мамочек: я ненавижу своего ребенка, когда он орет, что делать? А после приступов гнева следуют приступы угрызений совести — разве можно так раздражаться на сладкого ангелочка? Ведь это означает, что она не мать, а ехидна, и гореть ей в аду за ужасные мысли. ..

Вместе с психологом Евгением Зингером разбираемся, являются ли такие периодически возникающие «антиматеринские» чувства нормой и что делать в такие моменты, чтобы не нанести собственному ребенку вреда?

Фото: Кадр из видео

Когда ангелочек бесит, займись шерингом злости

«Когда дочка плачет из-за колик, я просто прихожу в бешенство от этих криков! А после очередного приступа я вижу, как дочка мирно спит, смотрю на нее и рыдаю. Не понимаю, что я за зверь такой, как могу так реагировать на плач своего ребенка? И тогда я ненавижу себя!» — делится с мамашами-форумчанками Юлия из Санкт-Петербурга. Таких «ужасных матерей», как называет себя Юлия, оказалось немало: под ее криком души появилось 200 комментов с подобными признаниями.

«Я сама прошла через это, — успокаивает ее землячка Екатерина. — Буквально 2 месяца назад у меня уже состояние психоза было. Меня дико раздражал собственный ребенок, я даже пару раз крикнула на него, а он губки поджал и еще сильнее кричать стал. Потом я уже плакала вместе с ним…». Мария из Нижнего Новгорода вторит им: «У большинства из нас такие проблемы, мне иногда прямо жить не хочется, когда я ее спать не могу уложить, часто впадаю в истерики, кричу на нее, хочется удавиться за такое поведение, и не понимаю, почему я такая злая в порыве этих капризов, будто в меня вселяется кто-то…».

Здесь же мамы делятся советами, как быть в такой ситуации:

«Моя опытная мама подсказала способ контролировать эмоции. Если чувствую, что накатывает злость, кладу ребенка на кровать и выхожу минут на 5, успокоюсь и только тогда возвращаюсь к ребенку». А вот еще рекомендация: «Отправьте бабушку или мужа погулять с ребенком хотя бы на часок, сами примите ванну, поспите или сходите куда-нибудь развеяться. Если рядом никого нет, а вы очень злитесь на ребенка, то выйдите в другую комнату и отдышитесь, распахните окно, глотните свежего воздуха, успокойтесь и возвращайтесь к ребенку — ничего, если пять минут он покричит без вас».

Психолог Евгений Зингер объяснил, что ситуация, когда мама злится на своего малыша, совершенно нормальна для любой женщины, и ее невозможно избежать. Ситуацию надо рассматривать с разных позиций и в зависимости от возраста ребенка.

Если это происходит по отношению к малышу до года, то основных причин несколько.

— Надо учитывать, что после родов у женщины очень сильно меняется стиль жизни. Зачастую (если в семье нет няни и горничной) маме приходится жертвовать многими вещами, которые были для нее очень важны в прежней, бездетной жизни: встречами с подругами, работой, творчеством, фитнес-клубом, уходом за собой… Да и просто возможностью выйти на улицу и делать то, что хочется. Любой человек, попадая в такие условия, будет, несомненно, злиться. Это, может, и не тюрьма в буквальном смысле, но нечто похожее: те ограничения, на которые женщина пошла вроде бы осознанно, вызывают у нее тем не менее внутренний протест. Второй фактор вспышек злости: у человека, который мало спит и устает, во много раз повышается агрессивность, это доказано научными экспериментами. Третий фактор. Женщина не робот, а живой человек, у нее есть еще и муж, и, возможно, другие дети, и свои мама и папа… И все это влияет на ее настроение, которое не всегда бывает радужным.

Фото: vitvesti.by

Если все это наложить на ситуацию: три часа ночи, женщина поспала всего пару часов, а ее «ангелочек» орет и никак не хочет успокаиваться, хотя мама перепробовала все способы… Женщина не понимает, что еще она может сделать, чтоб он не плакал… Это нормально, что человека охватывает гнев.

— Значит, этим мамочкам мы можем сказать: это не означает, что вы плохая мать!

— Конечно, это свойственно всем матерям. В приватных беседах со мной многие женщины признавались: я порой так ненавижу своего ребенка, что готова долбануть его; готова орать, и кровавые картинки перед глазами возникают… Притом что уже спустя полчаса я смотрю на него и думаю, как такое вообще могло прийти мне в голову? Это же моя жизнь, мой любимый ребеночек.

— Но где та граница, которую нельзя перейти в своей злобе на ребенка? Вдруг мама не справится со своим гневом…

— Злость как эмоция, которая возникает у матери, абсолютно естественна, и она нормальна, когда ребеночку и год, и три, и пятнадцать… Но есть принципиально важный момент. Одно дело — внутри себя чувствовать злость, другое дело — как я ее выражаю. В этом смысле способ выражения злости должен быть адекватен тому, с кем мы имеем дело. Одно дело — это грудничок, другое дело — двухлетний малыш. Третье дело — это мой любимый муж и четвертое — продавщица колбасного отдела. Психологическое здоровье — это как раз в том числе и возможность адекватно выбирать способы выражения себя в соответствии с ситуацией. Другими словами, злиться на ребенка абсолютно нормально, а вот бить его в такие моменты — ненормально.

— А куда девать эту самую внутреннюю злость?

— Первое правило: не стыдиться своей злости, шерить ее (делиться, проговаривать с кем-то. — Авт.), и в этом случае гнев будет уходить. Например, позвонить в этот момент подруге и вылить на нее свое негодование: «Слушай, представляешь, мой-то уже полчаса орет и никак не успокоится!». 2–3 минуты такого шеринга — и градус ярости спадет. Второе: нужно находить способы разгружаться, освобождать себя от ребенка на какое-то время, давать себе то, что нравится, то, от чего ты получаешь удовольствие. Отдыхать, восполнять свои жизненные ресурсы. А вот как это делать, у каждого свои методы и предпочтения.

Мы спросили у психолога, в каком случае женщине уже стоит обратиться к специалисту? Вот что он пояснил:

— Дети часто совершают поступки, которые вызывают в нас недовольство, но способы объяснить им это будут разными в зависимости от возраста ребенка. Например, объяснить что-либо грудничкам криком, словами не получится. Задача мамы в грудничковом периоде — контейнировать, то есть укладывать эмоции свои и ребенка в «контейнер», в данном случае это означает, что мать не просто терпит плач ребенка, а понимает и принимает его, воспринимает злость малыша не как агрессию, направленную против себя, а как его защитную реакцию, позволяющую привлечь внимание мамы.

Поэтому самое главное тут понять, помнит ли мама, что а) она сейчас имеет дело с ребенком и б) сколько ему лет? Если она ловит себя на мысли, что вот я сейчас «прибью» его, кину в него чем-нибудь, — это явно неадекватное выражение злости. Помощь специалиста требуется, если женщину посещают вспышки гнева, во время которых она теряет контроль.

Далее. Часто мама казнит себя за то, что ребенок, как она считает, чувствует ее злость и ее недовольство им. Второе основание для обращения к психологу — если ее беспрерывно мучает чувство вины, именно разрушающее чувство вины, которое долго не проходит (вину как таковую мы все чувствуем время от времени). Потому что в конечном итоге ребенку от этого только хуже.

В моменты раздражения на ребенка женщина должна стремиться к тому, чтобы понять (а поскольку злость этому помешает, то надо выйти в другую комнату и остыть, взглянуть на ситуацию со стороны), есть ли повод гневаться на свое чадо, или у женщины в жизни что-то происходит, и она просто вымещает на нем свою досаду. Если повод есть — например, малыш капризничает, размазывает кашу по столу или полчаса натягивает штаны, а она куда-то торопится, — то в этой ситуации (подчеркну, если мама психологически устойчива!) она может удержать свою злость внутри себя и достаточно спокойным тоном сказать ребенку: «Я сейчас на тебя злюсь, мы с тобой договаривались об этом и об этом, а ты делаешь вот это и вот это. Я недовольна, и мне это совершенно не нравится». Она может злиться на 300%, а выдаст ребенку 25% — то есть соразмерно тому, с кем она имеет дело. И очень важно, чтобы она это делала. Это помогает ребенку чувствовать границы дозволенного, что можно, а что нельзя.

А если вы трезво оценили себя и ситуацию и увидели, что повода для гнева нет, если у вас не получается соизмерять свою злость и способность ребенка ее воспринимать, если вы беспрерывно чувствуете себя плохой матерью, если вообще ничего к ребенку не чувствуете или если малейший его каприз вызывает ярость и хочется его ударить, то, возможно, без помощи психолога здесь не обойтись.

Подписаться

Авторы:

Дети
Общество

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28094 от 7 октября 2019

Заголовок в газете:
«В меня что-то вселяется в такие моменты…»

Что еще почитать

Что почитать:Ещё материалы

В регионах

  • Взрыв на военном аэродроме в Рязани 5 декабря 2022 года: что известно

    Фото

    31514

    Рязань

    Анастасия Батищева

  • «Я уже не вернусь»: расшифрованный медальон из зоны СВО помог вернуть родным пропавшего в 1942 солдата

    Фото

    7232

    Красноярск

    Владислав Пирогов

  • Внезапное богатство и головокружительный роман: гороскоп на 2023 год для всех знаков зодиака

    Фото

    7204

    Псков

  • Вкусно засолить сало, чтобы «таяло во рту», очень просто: справится даже новичок

    6070

    Калмыкия

  • Пролежит до весны даже в комнате: агрономы раскрыли лайфхак для хранения чеснока

    4878

    Калмыкия

  • Строительство нового моста через Волгу в Саратове начнется в 2023 году

    4514

    Саратов

В регионах:Ещё материалы

Мой ребёнок не спит занятие на Вачанге

Психолог Вачанги даёт рекомендации родителям – как действовать в сложных ситуациях и сохранить правильные отношения с малышом.

Ребёнок сопротивляется и не хочет засыпать? Малыш хочет проводить с вами больше времени, играть, ощущать – ему не нравится, что день подошёл, и приходится с вами (пусть только на время) расставаться.

Тревога перед засыпанием – не только нормальная, но и здоровая реакция на формирующуюся привязанность ребёнка к родителям. Однако и вам, и малышу нужен полноценный отдых. Поэтому придётся постараться и уложить кроху в постель.

  • Создайте ритуал, который будет сопровождать засыпание. Привычный и ожидаемый, он поможет ребёнку расслабиться и почувствовать себя в безопасности.
  • Проследите, чтобы в детской комнате были свежий воздух и комфортная для сна температура воздуха.
  • Следуйте режиму для – не стоит укладывать кроху спать слишком поздно или, напротив, рано.
  • Демонстрируйте спокойствие и умиротворённость, когда укладываете ребёнка спать. Если у вас был тяжёлый день, вы чем-то расстроены, малышу знать об этом не нужно. Сейчас важно помогать ему чувствовать уверенность и безопасность окружающей среды. Показывайте ему всем своим поведением, что нет причин расстраиваться или бояться, все хорошо и спокойно. Если будете спокойны вы, будет спокоен и малыш и легче заснёт.
  • Укладывайте ребёнка в кроватку, когда он сонливый, но ещё не спит. Пожелайте крохе спокойной ночи, поцелуйте, скажите о своей любви, сопровождайте слова поглаживаниями по спинке – всё это нужно для того, чтобы малыш ощутил ещё большую безопасность.
  • Заведите «защитную» игрушку, которую будете класть в кроватку ребёнку. Игрушка должна быть чистая, мягкая, не должна шуметь или говорить.
  • Успокойте своего ребёнка, если он проснулся и плачет, но старайтесь не задерживаться у кроватки.

Как создать ритуал для совсем маленького ребёнка

Всем хочется, чтобы их ребёнок быстро и спокойно засыпал на всю ночь. Вы можете найти описание множества разных методов и рекомендаций. Тем не менее, важно учитывать, что все малыши – разные, как и их семьи. Универсального способа уложить кроху спать просто нет. Разве что ваш индивидуальный ритуал, который вы создадите вместе с малышом и будете повторять каждый вечер.

Такой ритуал может начинаться за 15-20 минут до сна. Желательно, чтобы он был простым и недолгим.

Например:

Сходите после ужина на короткую прогулку. Свежий воздух и физическая активность безусловно на пользу малышу. После прогулки – купание под приятную спокойную музыку. Затем – небольшой массаж и облачение в любимую пижаму. При грудном кормлении попробуйте напевать своей крохе песенки. Почитайте вместе книжку или спойте колыбельную. Уложите ребёнка в кроватку, когда он уже сонливый.

Найдите свой ритуал, который будет нравиться вашему малышу. Важно проводить его регулярно и в одно и то же время. Ко сну ребёнка нужно готовить плавно, тогда будет меньше детских слёз и вашей усталости.

Особенности подготовки ко сну малышей с полутора лет

Дети очень часто сопротивляются попыткам уложить их в постель. Попробуйте предоставить выбор – разные варианты подготовки ко сну.

  1. Если малютка была активна днём, успокоиться вечером помогут спокойные игры – поиграйте с малышом, но закончите все активности за час до сна.
  2. Перевозбуждение поможет снять тёплая ванна – после водных процедур ребёнок засыпает быстрее.
  3. Надеваем пижаму. Позвольте ребёнку выбрать одежду для сна.
  4. Вместе умываемся и чистим зубы. Если малыш не любит чистить зубы или умываться, может помочь возможность самостоятельного выбора – купите ему щётку и мыло, которые в магазине он выберет сам.
  5. Даём малышу выбрать игрушку, которую возьмёт с собой в кровать.
  6. Разговариваем с ребёнком. Он не должен засыпать в возбуждённом состоянии. Поговорите о том, как прошёл день, объясните непонятые ситуации. Старайтесь вести эту беседу ровным и спокойным тоном, это поможет снять накопившуюся за день тревогу.
  7. Поём колыбельную или читаем книжку. Если вы умеете сочинять для своего ребёнка оригинальные сказки – большой плюс.
  8. Не дожидайтесь у кровати, пока ребёнок заснёт. Если он к этому привыкнет, то, проснувшись ночью и не увидев вас рядом, будет тревожиться больше. Поцелуйте, пожелайте спокойной ночи и выходите из детской.

Если малышу приснился кошмар, и он пришёл заплаканный к вам, постарайтесь уложить ребёнка в его собственную постель. В этой ситуации пригодится ночник. Если плохие сны будут тревожить постоянно, обратитесь за помощью к психологу или психотерапевту. Сон очень важен для человека, поэтому с любыми его нарушениями следует разбираться как можно скорее.

Важно! Особенно следите за режимом дня, когда ребёнок пошёл в детский сад. Время сна должно быть достаточным, чтобы малыш успевал за ночь восстановить силы и выспаться. В противном случае будет накапливаться усталость, стресс, а походы в детский сад все чаще будут сопровождать плачь и слезы.

Сфотографируйте кроху в кроватке. Расскажите, как вы укладываете ребёнка спать – есть свои секреты?

Дети и ночные кошмары — советы детского психолога

Краткие советы

  • Убедите ребенка, что сны нереальны — это жизненно важно
  • коронавирусный кризис продолжается, тем больше влияние на наше эмоциональное здоровье. И это включает детей.

    Опрос, проведенный детской благотворительной организацией World Vision, показал, что почти треть британских родителей заметили негативные изменения в поведении своих детей с начала пандемии, включая истерики, драки, плач и даже физические симптомы, такие как боли в животе, и ночные кошмары.

    Глобальные блокировки, социальное дистанцирование и ежедневные ограничения нарушили нашу жизнь, и дети так же, как и взрослые, испытывают такие эмоции, как беспокойство, беспокойство и грусть.

    Но, в отличие от взрослых, у детей может не быть языка для выражения своих чувств. Таким образом, может произойти увеличение ночных кошмаров. Хорошая новость заключается в том, что родители и опекуны могут многое сделать, чтобы помочь.

    Почему детям снятся кошмары?

    Кошмары часто бывают у детей в возрасте 3-6 лет, и большинство из них перерастают их.

    Как и сны, ночные кошмары возникают во время фазы цикла сна, известной как быстрое движение глаз (БДГ), когда мозг более активен. БДГ-сон сначала наступает примерно через 90 минут после засыпания, при этом циклы становятся все более продолжительными в течение ночи.

    «Так же, как и сны, ночные кошмары часто являются способом обработки событий и эмоций, происходящих в нашей повседневной жизни», — говорит Мартин Форстер, детский психолог в Livi.

    «Например, если что-то расстроило их в начале дня, травмировало или заставило их волноваться, это может проявиться позже в кошмаре», — говорит Форстер.

    Кошмары или ночные страхи — в чем разница?

    Кошмары часто путают с ночными страхами, но это разные вещи. Ночные страхи часто встречаются у детей в возрасте 3-8 лет. Они возникают во время глубокого сна, когда тело расслаблено и мы обычно не видим снов.

    Ребенок, который испытывает ночные страхи, может кричать, кричать и метаться в крайней панике, но он не осознает, что происходит, потому что все еще спит.

    ‘Это немного похоже на лунатизм. Ребенок может показаться расстроенным, но утром он не вспомнит, что произошло», — говорит Форстер.

    «Лучше не будить ребенка, когда у него ночной ужас, иначе он проснется и почувствует страх», — рекомендует Форстер. «Если они встали во время ночных кошмаров, просто аккуратно верните их обратно в постель.

    «Кошмар — это совсем другое, так как сильные эмоции неизбежно заставят ребенка проснуться, обычно в состоянии стресса и страха», — добавляет он.

    Как вам лучше всего реагировать, когда ребенку снится кошмар?

    «Если ваш ребенок просыпается от кошмара, убедитесь, что вы утешите его и заставите его чувствовать себя в безопасности», — говорит Форстер.

    ‘Убедите ребенка, что сны не реальны — это важно. Но не вникайте в содержание сна. Идея состоит в том, чтобы успокоить их.

    ‘Если они действительно расстроены, вы можете позволить им спать в вашей спальне. На самом деле, если у ребенка повторяющиеся кошмары, это может быть лучше в течение нескольких дней или около того. Некоторые родители опасаются, что это может стать шаблоном, который будет трудно сломать. Но как только ваш ребенок снова начнет нормально спать, он, как правило, снова сможет спать в своей спальне».

    Что нормально, а что нет?

    «Для детей время от времени снятся кошмары — это нормально, и обычно об этом не о чем беспокоиться», — говорит Форстер.

    ‘Но если вашему ребенку начинают регулярно сниться кошмары, на это нужно обратить внимание. Что-то вызывает у них стресс или беспокойство? Это не всегда так, но могут возникнуть некоторые проблемы, которые необходимо решить, возможно, в школе или с друзьями.

    ‘Кроме того, если ребенок часто просыпается ночью в ужасе, это нарушит его сон, и на следующий день он будет чувствовать усталость. Или может быть, что через некоторое время они начинают бояться засыпать. Так что время сна становится проблемой», — говорит он.

    Что может вызывать кошмары?

    «Это может быть разовый случай после просмотра фильма ужасов», — говорит Форстер. — Или, возможно, друг сделал что-то, что их расстроило. Возможно, кто-то из близких заболел или беспокоится о том, что что-то плохое может случиться с родителем или братом или сестрой.

    ‘Некоторые дети очень чувствительны, и может случиться так, что они улавливают заботы в семье.

    ‘В большинстве случаев кошмары уйдут. Иногда нет конкретной причины. Некоторым детям просто естественно снится больше, чем другим, и им также чаще снятся кошмары.

    Следует ли вашему ребенку обратиться к специалисту?

    «Если вашему ребенку все еще снятся кошмары несколько раз в неделю, через месяц попросите у своего врача направление к детскому психологу», — говорит Форстер. «Это может помочь выявить более сложные проблемы в игре, такие как проблемы в семье, которые вызывают беспокойство у ребенка».

    Что вы можете сделать, чтобы свести к минимуму кошмары?

    «Хорошая тактика для маленьких детей, чтобы они чувствовали себя в безопасности перед сном, — заверить их, что они защищены», — говорит Форстер.

    ‘Если у них есть любимый плюшевый мишка, вы можете сказать: «Медвежонок всегда рядом, чтобы защитить тебя. Он наблюдает за тобой, и ничего плохого не может случиться».

    Если ребенок продолжает просыпаться ночью, вы можете помочь ему «перепрограммировать» то, что происходит в его кошмарах. Способ сделать это — рассказать или нарисовать, что происходит в кошмаре, и попросить их придумать новую концовку, рекомендует Форстер.

    «Вы могли бы, например, заставить их представить, что произойдет, если Супермен прилетит, чтобы поймать плохих парней. Таким образом, вы помогаете своему ребенку создать новую историю с положительным концом. Чем больше вы говорите об этом или рисуете, тем больше вы закрепляете новый конец в их сознании, пока, в конце концов, они не начнут видеть сны по-другому».

    Как вы можете помочь детям пережить большие перемены в жизни?

    Кризис, вызванный коронавирусом, заставил всех нас больше думать о болезнях и смерти, и даже очень маленькие дети это понимают. Возможно, они даже потеряли родственника из-за Ковида.

    «Если у вашего ребенка много вопросов о болезнях и смерти и он беспокоится по этому поводу, не игнорируйте их», — говорит Фостер.

    «Полезнее бороться с их страхами. К сожалению, болезни и смерть являются частью жизни, и, поговорив о них со своим ребенком, вы можете помочь ему справиться с этим».

    «Например, если кто-то в семье умер, важно привлекать детей к процедурам и ритуалам, а не скрывать это», — говорит он. «Помогая ребенку справиться с трудными эмоциями, такими как грусть и горе, вы поможете ему лучше справляться».

    Можете ли вы что-нибудь сделать, чтобы предотвратить детские кошмары?

    «Образы могут быть очень сильными, и дети сильнее реагируют на то, что они видят, а не на то, что они слышат», — объясняет Форстер.

    ‘Итак, если ваш ребенок склонен к кошмарам, убедитесь, что он не подвергается воздействию неприятных изображений в новостях или в кино. Например, просмотр изображений людей в больнице в результате пандемии может вызвать у них больше беспокойства и страха перед тем, что люди, которых они любят, могут заболеть. Постарайтесь защитить своих детей от изображений и программ, которые могут их расстроить».

    Эта статья одобрена Мартином Форстером, детским психологом в Livi.

    Помощь детям в хорошем сне

    Кредиты CE: 1

    Цели обучения: После прочтения этой статьи кандидаты CE смогут: 

    1. Описать нормальный сон у детей в процессе развития, последствия плохого сна и распространенные нарушения сна в педиатрической популяции.
    2. Перечислите несколько объективных и самоотчетных методов оценки детского сна.
    3. Узнайте, как стратегии поведенческого лечения могут быть использованы для улучшения проблем со сном и ночных пробуждений у маленьких детей, а также для лечения бессонницы и нарушения фазы сна-бодрствования у детей школьного возраста и подростков.

    Для получения дополнительной информации о получении кредита CE за эту статью перейдите на страницу CE Corner.


    У взрослых сон играет ключевую роль в консолидации памяти, регулировании настроения и общем самочувствии. У детей это также имеет решающее значение для развития здорового когнитивного, поведенческого и физического функционирования.

    Но до 30 % детей в возрасте от 2 до 5 лет и 15 % детей школьного возраста регулярно испытывают проблемы с засыпанием или бессонницей в течение ночи (« Дети и сон », Национальный фонд сна, 2004 г.). Согласно исследованию Центров по контролю и профилактике заболеваний, менее одной трети подростков высыпаются достаточно (Wheaton, A.G., et al., Еженедельный отчет о заболеваемости и смертности , том 67, № 3, 2018 г.) .

    «Сон так важен для детей, но родители часто не знают о количестве сна, в котором нуждается их ребенок, и могут даже не осознавать это как проблему», — говорит поведенческий психолог сна Кейт Лин Уолш, доктор психологических наук, доцент кафедры клинической медицины. педиатрии в детской больнице Райли в Индианаполисе.

    У детей старшего возраста и подростков переполненный график школьных и внеклассных мероприятий, а также раннее начало занятий в школе часто способствуют дефициту сна. Но среди детей младшего возраста поведенческие проблемы, возникающие перед сном, такие как «звонки занавеса», когда ребенок постоянно встает с кровати, часто являются частью проблемы и могут быть настолько неприятными для семей, что они обращаются за советом к психологу. . К счастью, у психологов есть ряд научно обоснованных вмешательств, которые могут помочь.

    «У нас есть поведенческие вмешательства, которые эффективны для решения этих проблем со сном и могут иметь большое значение для общего функционирования ребенка и семьи», — говорит Тереза ​​Эмбл, психолог, детский психолог сна в Детской больнице Миннесоты в Сент-Поле.

    Ущерб от недосыпания

    Идеальное количество сна для здорового функционирования у разных детей разное (см. стр. 39). Но исследования показывают, что поддержание регулярного графика сна и бодрствования является частью хорошей гигиены сна независимо от возраста. Все, от воздействия света до времени приема пищи, может влиять на циркадные ритмы и выброс гормонов, таких как мелатонин, и в конечном итоге влиять на сон.

    Недостаток сна может серьезно ухудшить функционирование ребенка, вызывая дневную усталость, плохое самочувствие и слабую иммунную функцию. Дети, лишенные сна, также могут страдать от нарушений настроения и проблем с регулированием эмоций.

    «Когда взрослые устали, это довольно очевидно — мы весь день зеваем, хотим спать, тащимся, — говорит Уолш. «С детьми вы, как правило, чаще замечаете раздражительность, ворчливость и эмоциональную неуравновешенность».

    У детей школьного возраста недостаток сна может имитировать симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Этим детям часто трудно успокоиться, сосредоточиться и слушать указания. Как и дети с СДВГ, те, кто постоянно недосыпает, могут демонстрировать когнитивные нарушения, такие как плохая память и способность решать проблемы, а также снижение успеваемости. А проспективное исследование более 1000 детей показало, что те, кто недосыпал в раннем детстве, имели больше социальных и поведенческих проблем в возрасте 7 лет (Taveras, E.M., et al., 9).0118 Академическая педиатрия , Том. 17, № 6, 2017).

    Исследования также показали, что дети, склонные к парасомниям — группе расстройств, включающей лунатизм и кошмары во сне, — с большей вероятностью испытывают эти нарушения при недосыпании (Bollu, P. C., et al., Missouri Medicine , Vol. 115). , № 2, 2018). Более серьезные последствия недосыпания включают повышенное рискованное поведение и повышенный риск случайных травм. Некоторые исследователи также предположили, что хроническое недосыпание в детстве может увеличить риск развития у человека тревожных и депрессивных расстройств в более позднем возрасте (Palmer, C.A., & Alfano, C.A., 9).0118 Обзоры медицины сна , Vol. 31, 2017).

    У подростков недостаток сна был связан с интернализирующими проблемами, такими как симптомы депрессии, раздражительность и даже суицидальные мысли и действия (Peltz, J.S., et al., Sleep , Vol. 43, No. 5, 2019).

    Помимо эмоциональных, когнитивных, поведенческих и физических последствий недосыпания, проблемы со сном у ребенка могут нарушить семейную жизнь и распорядок дня и оказаться трудными для родителей, иногда приводя к супружеским конфликтам и напряженным отношениям между родителями и детьми. говорит.

    Набор инструментов для психолога

    Детские психологи сна имеют несколько утвержденных инструментов для оценки проблем со сном. При выявлении недостаточности сна большинство медработников начинают с клинического опроса, включающего такие вопросы, как: просыпается ли ребенок самостоятельно или его нужно будить каждое утро? Каждое утро ребенку трудно двигаться более 15 минут? Спит ли ребенок на несколько часов больше в сутки по выходным или в отпуске? Засыпает ли ребенок во время сидячей деятельности, например, сидя в классе или смотря телевизор?

    «Мы учитываем количество часов сна, которое получает ребенок, но на самом деле мы ищем дневные признаки недостаточного сна», — говорит Эмбл. «Если ребенок засыпает в течение дня или много проспал в выходные дни, это может указывать на то, что ребенку нужно больше сна и что его или ее функционирование может страдать».

    Клиницисты могут полагаться на такие инструменты, как шкала сонливости Эпворта, оценка из восьми вопросов, которая дает «оценку сонливости» (Janssen, K.C., et al., Медицина сна , Vol. 33, 2017). Также стандартным является рассмотрение факторов риска, включая семейную историю проблем со сном, темперамент ребенка, факторы образа жизни и сопутствующие состояния, такие как СДВГ или тревога.

    Такие сопутствующие заболевания могут способствовать бессоннице. Например, дети, принимающие стимулирующие препараты для лечения СДВГ, могут с трудом успокаивать свое тело и разум перед сном (Owens, J.A., Current Psychiatry , Vol. 5, No. 3, 2006). Еще одна психологическая проблема, с которой могут столкнуться дети, — это посттравматическое стрессовое расстройство, которое может вызывать ночные кошмары и другие ночные страхи.

    Во многих случаях поведенческие психологи сна просят детей или родителей вести дневник сна, записывая, когда ребенок ложится спать, засыпает и просыпается утром, а также любые ночные пробуждения или дремоты.

    «Дневники сна позволяют нам видеть закономерности во сне, о которых родители могут не знать», — говорит Сара Хонакер, доктор медицинских наук, доцент кафедры педиатрии Медицинской школы Университета Индианы.

    Некоторые поставщики медицинских услуг могут также использовать актиграф — устройство, обычно прикрепленное к браслету, которое измеряет двигательную активность, которая коррелирует с циклами сна и бодрствования — в течение нескольких недель для получения дополнительных данных. Медицинские расстройства сна без поведенческого компонента, такие как апноэ во сне, нарколепсия и синдром беспокойных ног, обычно лечатся врачом, но могут быть обнаружены во время психологической оценки. Храп, например, нетипичен для детей и может быть признаком обструктивного апноэ во сне или аллергии.

    Вмешательства при бессоннице

    Бессонница является наиболее распространенной проблемой, которую лечат детские психологи, занимающиеся вопросами сна, но ее проявления резко различаются в зависимости от возрастных групп. У младенцев и детей ясельного возраста в возрасте до 3 лет бессонница обычно возникает из-за того, что дети учатся полагаться на определенные раздражители (например, на то, что родитель укачивает их, чтобы заснуть), чтобы заснуть, а затем не могут заснуть самостоятельно — проблема, известная как «сон». — начальная ассоциация».

    Психологи считают ассоциацию с началом сна «положительной», если она не требует присутствия родителя, например, соски или генератора белого шума. С другой стороны, «негативная» ассоциация с засыпанием — хотя и не обязательно вредная — связана с взаимодействием родителей и детей, включая кормление, укачивание или толкание ребенка в коляске.

    Одна из задач поведенческих психологов сна состоит в том, чтобы помочь родителям понять связь между ассоциациями начала сна и ночными пробуждениями. Клиницисты объясняют родителям, что каждую ночь люди проходят от четырех до шести циклов сна, в течение которых мозг и тело проходят серию дискретных стадий сна, и что после каждого цикла типичным является частичное пробуждение или кратковременное пробуждение.

    «Когда ребенок один из этих нормальных пробуждений ночью и может потянуться в постели и схватить соску или начать сосать большой палец, чтобы успокоиться, тогда он может легко снова заснуть самостоятельно и начать следующий цикл сна», — говорит Эмбл. «Но когда у детей возникает ассоциация с засыпанием, которой нет после ночного пробуждения, они сигнализируют родителям, потому что им трудно снова заснуть без посторонней помощи».

    Первая линия защиты от бессонницы — установление последовательного графика и режима. У детей должно быть соответствующее и постоянное время отхода ко сну и время пробуждения, регулярный распорядок отхода ко сну и комфортные условия для сна. Когда младенцам исполняется не менее 6 месяцев, психологи также могут помочь родителям сориентироваться в различных формах обучения сну, которые заставляют детей успокаиваться перед сном и после пробуждения ночью, хотя большинство семей полагаются на педиатра, книги или онлайн-ресурсы. проведите их через процесс обучения сну, — говорит Хонакер.

    В стандартном подходе к угасанию, также известном как метод «выплакаться», родитель ведет ребенка через здоровый режим сна, используя положительные ассоциации, связанные с началом сна, такие как включение успокаивающей музыки или предоставление пустышки. Затем родитель кладет ребенка в кроватку сонным, но бодрствующим, затем выходит из комнаты и не реагирует на плач или протесты до утра, если только не беспокоится о здоровье или безопасности. Эта процедура выполняется каждую ночь до тех пор, пока ребенок не сможет заснуть, что обычно происходит в течение трех-пяти дней.

    Подход постепенного вымирания, хотя и несколько медленнее, более популярен, поскольку позволяет больше взаимодействия родителей и детей. Выполнив ритуал отхода ко сну и уложив ребенка в кроватку, родитель выходит из комнаты и заходит через определенные промежутки времени, пока ребенок не заснет, каждый раз произнося короткую стандартную фразу типа «Я люблю тебя, пора спать». Каждую ночь родители увеличивают время между проверками, например, с 5 до 10 минут.

    «Волшебного числа для интервалов регистрации не существует. Темп обучения сну зависит от того, что устраивает каждую семью», — говорит Хонакер.

    Родителям, использующим градуированное угасание, обычно рекомендуется реагировать на ночные пробуждения так же, как обычно, например, укачивая или кормя ребенка. Как только младенцы и дети ясельного возраста научатся успокаивать себя в начале ночи, они смогут применять это поведение при ночных пробуждениях. Если нет, родители могут провести второй раунд обучения сну, чтобы нацелить детей на ночные пробуждения.

    Хотя тренировка сна очень эффективна, она может вызвать споры, говорит Хонакер, потому что родители беспокоятся о потенциальных негативных последствиях продолжительного плача. Но два рандомизированных исследования не обнаружили существенных различий в эмоциональных или поведенческих проблемах или стилях привязанности ни в один год (Gradisar, M., et al., Педиатрия , Том. 137, № 6, 2016 г.) или через пять лет после вмешательства по обучению сну (Price, A.M.H., et al., Pediatrics , Vol. 130, № 4, 2012 г.).

    «Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что тренировки во сне безопасны, но в конечном итоге это решение семьи», — говорит Хонакер. «Родители, которым такой подход не нравится, могут просто подождать и посмотреть, перерастет ли ребенок их ассоциации с началом сна».

    Сопротивление отходу ко сну

    Когда дети переходят от детской кроватки к кровати, поведенческая бессонница может начать проявляться как сопротивление отходу ко сну. Ребенок может отказываться ложиться в постель, часто вставать с кровати или закатывать истерики. В других случаях ребенок может хотеть спать и пытаться это сделать, но не может легко успокоить свой разум и тело.

    «Это делает семейную жизнь по вечерам очень напряженной. И все это разрушительное поведение также приводит к тому, что ребенок не высыпается», — говорит Эмбл.

    Простое и эффективное вмешательство заключается в том, чтобы помочь семьям создать здоровый режим сна, включающий от трех до пяти спокойных занятий, занимающих в общей сложности от 20 до 45 минут (Минделл, Дж. А., и Уильямсон, А. А., Обзоры медицины сна , том 40). , 2018). Эмбл говорит, что рутина должна начинаться в одно и то же время каждую ночь и должна проходить в одном направлении — например, из кухни в ванную комнату и в спальню — и что действия должны происходить в одном и том же порядке каждую ночь.

    Другой подход, известный как программа пропусков перед сном, очень эффективен для снижения количества звонков на занавес (Moore, B. A., et al., Journal of Pediatric Psychology , Vol. 32, No. 3, 2007). Ребенок получает от одного до трех ламинированных пропусков, позволяющих ему встать с постели для заранее одобренных действий, таких как объятие родителя или глоток воды. Когда пропуски закончились, ребенку больше не разрешается покидать спальню. Затем ребенок вознаграждается утром за любые неиспользованные пропуски.

    «Дети очень хорошо реагируют на конкретные ограничения, и пассы могут помочь уменьшить тревогу перед сном, если они знают, что у них не возникнет проблем с подъемом», — говорит Уолш. «Это также полезно для родителей, потому что они знают, когда нужно проявить твердость».

    Например, один 4-летний мальчик, которого лечила Эмбл, часто выходил из своей комнаты перед сном и в течение всей ночи, и ему требовалась чашка чая со льдом, чтобы заснуть. Внедрив программу отхода ко сну и структурированный ритуал отхода ко сну, а также убрав непроливаемую чашку чая со льдом, Эмбл помогла ребенку научиться успокаивать себя, чтобы заснуть в течение 15 минут и спать всю ночь всего через несколько недель.

    Некоторые дети также испытывают страх перед сном, например боязнь темноты. Психологи используют когнитивные стратегии, такие как обучение детей смелым разговорам с самим собой и совладания с заявлениями, чтобы справиться с такими тревогами. Они также могут научить родителей играть перед сном в творческие игры, такие как охота за сокровищами с фонариком, чтобы помочь ребенку избавиться от негативных ассоциаций с темной спальней. Для одной 7-летней девочки, которая испытывала ночные страхи и сопротивлялась сну после того, как дерево упало в окно ее спальни, Хонакер способствовала независимому сну, используя когнитивные стратегии, внедряя систему вознаграждения и постепенно отучая ребенка от того, чтобы его родители были у ее постели.

    Для детей с особыми потребностями, таких как дети с расстройством аутистического спектра, исследования показывают, что традиционные поведенческие вмешательства во сне, как правило, эффективны (Papadopoulos, N., et al., Journal of Attention Disorders , Vol. 23, No. 4, 2019). По словам Даниэль Греф, доктора философии, доцента и детского психолога в Медицинском центре детской больницы Цинциннати, могут потребоваться модификации, которые обычно включают в себя более медленный темп или более широкое использование визуальных подсказок — например, диаграмму, которая изображает шаги в распорядке дня ребенка. как вагоны в поезде.

    Подростки и сон

    Наиболее распространенными проблемами со сном, наблюдаемыми у подростков, являются нарушение фазы сна-бодрствования и бессонница. Подростки с отсроченным циркадным ритмом могут хорошо спать по отложенному графику, например, с 2 до 11 часов, но с трудом засыпают по более традиционному графику, который позволяет им просыпаться достаточно рано, чтобы пойти в школу.

    При лечении синдрома задержки фазы сна-бодрствования Греф использует двухнедельный дневник сна и клиническое интервью для оценки закономерностей сна-бодрствования. Затем, используя подход, называемый поэтапной опережающей терапией, она инструктирует пациентов ложиться спать в то время, когда они обычно засыпают, а затем постепенно сдвигать время сна на более раннее с шагом в 15 минут. У одного 17-летнего подростка, прошедшего лечение, проблемы со сном уменьшились на 50 % уже после трех визитов благодаря сочетанию фазовой терапии, улучшенной гигиены сна и стратегий релаксации.

    Когнитивно-поведенческая терапия бессонницы (CBTI) также может помочь подросткам и детям старшего возраста, которым трудно настроить свой разум и тело на засыпание или возвращение ко сну, говорит Греф.

    CBTI включает в себя контроль стимулов или ограничение сна, что сокращает время, которое человек может проводить в постели, ограничивает активность, происходящую в постели, и обучает основным методам релаксации, таким как обучение управлению навязчивыми мыслями. Психологи также используют когнитивную реструктуризацию, чтобы помочь своим пациентам избавиться от негативных мыслей, связанных со сном, таких как «Я никогда не засну» или «Завтра будет ужасно».

    Кошмарное расстройство, которое может поражать детей школьного возраста, подростков и взрослых, включает частые и тревожные ночные кошмары и обычно лечится репетиционной терапией с образами (Краков, Б.

     

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *