Содержание
Почему ребёнок плохо запоминает?
За пару лет до поступления в школу родители, как правило, начинают оценивать готовность своего чада к первому классу. И тогда выясняется, что ребёнок, который до этого был «как все дети», оказывается неусидчивым, невнимателеным и плохо запоминает новую информацию. Многие родители совершают грубую ошибку и начинают заставлять детей зубрить стихи, писать буквы и решать арифметические задачки. Такой подход не даёт результатов, а в ребёнке формирует неприязнь к новой учебной информации.
Причины
Прежде чем приступать к усиленным занятиям с ребёнком, нужно разобраться, почему он плохо запоминает
Прежде чем приступать к усиленным занятиям с ребёнком, нужно разобраться, почему он плохо запоминает. Детские психологи выделяют следующие причины:
- Малыш не привык доводить начатое дело до конца. Как правило, так случается, если ребёнок не приучен к самостоятельности и всегда и во всём надеется на помощь взрослых. Если, собирая конструктор, подходящую деталь находит бабушка, то абсолютно естественно, что ребёнок надеется, что и стихотворение она выучит за него.
- Скука. Не зря скука считается смертным грехом. Для детей нет ничего более страшного, чем монотонные, однообразные занятия любого характера. Когда выученную в детском саду песенку нужно просто повторить, у малыша не будет желания вспоминать слова. А вот если ему предложить её спеть и подыграть себе подручными средствами: ложками, шуршащими игрушками, или станцевать под неё – ребёнок с удовольствием включится в забавную игру.
- Стремление сделать «на зло». Бывает и так, что у детей не складываются отношения в семье или коллективе. Тогда они просто не видят причин, зачем нужно показывать свои знания или умения. Ведь известно, что ребятам важна положительная оценка окружающих, но её важность определяется тем, что она даётся любимыми людьми. А если малыш не чувствует, что его принимают, то и стараться он не будет. Однако этот мотив чаще всего возникает у детей подросткового возраста.
Это интересно. Учёные доказали, что ребёнок способен запоминать в десять раз больше информации, чем взрослый человек.
- Низкая самооценка. Если ребёнок чересчур стеснителен, то он может бояться повторять что-то, чтобы не получить упрёк в неточности или ошибке. В коллективе сверстников он боится быть осмеянным. Поэтому такая маска: «я не помню» — это защита от возможной негативной реакции окружающих. Также подобная ситуация возникает, если родители постоянно повторяют ребёнку, что он всё делает неумело, неправильно или неаккуратно. Кстати, психологи установили, что подобная оценка не играет столь ключевой роли, в отличие от интонации, с которой она была произнесена.
- Боязнь сравнения. Когда детей начинают сравнивать друг с другом – это верный способ воспитать завистливого эгоиста. Ребёнок ценен самим собой, а не тем, что он в чём-то превосходит сверстника.
Как помочь малышу развить память?
Самое главное – это установление доверительных отношений
Разобравшись в причинах, по которым ребёнок плохо запоминает новую информацию, нужно грамотно построить стратегию помощи. Конечно, самое главное – это установление доверительных отношений. Если малыш чувствует поддержку родителей и близких, то к вашим усилиям прибавится его желание, и тогда по плечу любая задача. Итак, есть ряд методик, облегчающих запоминание материала:
Подключение образного мышления ребёнка
- Подключение образного мышления ребёнка. Нужно дать возможность малышу графически отобразить то, что нужно запомнить. Например, зарисовать рассказанную взрослым историю. При этом, сразу оговорите, что рисунок не должен быть красивым, это такая карточка-запоминалка которая поможет потом вспомнить сюжет. Начинайте с отдельных пяти-шести коротких предложений, постепенно переходя к длинным историям. Каждое последующее занятие нужно начинать с пересказа по рисункам того, что было услышано на прошлом. Первое время ребёнок будет увлекаться самим процессом рисования, поэтому корректируйте время, уделённое рисунку. Объясняйте, что это задание ещё и на скорость: зарисовку нужно сделать как можно быстрее.
- Подбор материала. Не стоит браться за большие объемы информации, лучше обратить внимание на качественное запоминание. Поэтому заучивая стихотворения, лучше ограничить количество строк в день, а не пытаться зубрить его целиком. В начале работы над стихотворением следует разобрать развитие сюжета, чтобы впоследствии ребёнок не менял строки местами.
- Планирование. Очень важно приучить ребёнка составлять план своих действий. Это правило касается любых действий малыша: конструирование из кубиков, например, может состоять из осмысления идеи строительства, подбора строительных материалов, уборки игрушек после игры. Родители должны следить, чтобы озвученный план был реализован в нужной последовательности. Хорошо, если результаты работы ребёнка будут оценены близкими людьми. Например, родные и друзья увидят выстроенное из кубиков сооружение.
- Автоматизация действий. Чтобы развить в ребёнке внимательность и организованность, приучите его составлять график своего дня. Так времени хватит и на занятия, и на игры. Сделайте это расписание в виде красочного плаката, и первое время как можно чаще обращайтесь к нему. Постепенно малыш будет автоматически следовать определённому режиму дня.
- Обучение анализу. Конечно, любому человеку для запоминания необходимо анализировать информацию. Чтобы научить малыша анализу, можно поиграть с ним следующим образом: предложите найти ошибки в работе Буратино, которую ему поручила сделать Мальвина. Пусть это будет узор, нарисованный на листе, в котором Буратино допустил неточности. Так ребёнок научится сравнивать с образцом и находить ошибки сначала в чужих действиях, а потом и в своих.
Форма этой методики запоминания подходит детям в любом возрасте. Меняться будет лишь содержательная часть. Главное – показать ребёнку, что вы искренне хотите ему помочь. И его успехи важны для вас гораздо больше, чем отличные оценки в школе.
Эксперт по развитию памяти рассказала, как легко учить стихи, готовиться к контрольной и экзамену
Комсомольская правда
ОбществоОбразованиеОбразование: Особый случай
Анна ЛУКЬЯНОВА
16 ноября 2021 7:00
Успешная подготовка к экзаменам и контрольным — дело техники. Мнемонической техники
Успешная подготовка к экзаменам и контрольным — дело техники. Мнемонической техникиФото: Михаил ФРОЛОВ
«Лучше бы ты голову дома забыл!» Въедливая учительская фраза звенит в ушах даже у нас, взрослых, когда речь заходит о школе. Дети часто забывают дома сменку или физру. И даже сделать уроки забывают. Почему у школяров память дырявая? Можно ли «починить», чтобы учиться стало легче? Об этом психологи и педагоги говорили на фестивале для родителей SmartFest. Мы расспросили методиста по развитию памяти онлайн-школы Skysmart Гаяне Курятову.
ЗНАЙ СВОЙ ФОКУС ВНИМАНИЯ
— То, что вы описали, скорее про самоорганизацию и мотивацию, нежели про память, — говорит эксперт. – Однако дети до определенного возраста действительно склонны помнить только то, что им нравится. Если не хочется делать домашнюю работу, они могут о ней забыть, хотя у большинства детей память хорошая.
— Мне казалось, что схватывают на лету как раз единицы, остальным надо посидеть над учебником, чтобы что-то в голове отложилось.
— Сложности с запоминанием могут быть следствием физиологических проблем. К примеру, успеваемость в начальной школе зависит от того, много ли ребенок до школы гулял на свежем воздухе, играл в подвижные игры, хорошо ли развита крупная моторика. Чем шире ребенок видит – в буквальном смысле – тем лучше у него развивается память. Если у ребенка нелады с учебой, важно не ставить на нем крест. 99 процентов учеников курсов развития памяти, освоив даже самые простые техники, запоминают новое довольно легко.
— Как тренировать память у школьников?
— Можно постепенно учиться применять мнемотехнические (помогающие запоминанию — прим. Ред.) методы, учитывая умение держать фокус внимания. Взрослый, к примеру, способен концентрироваться 25 минут, на этом основан известный в тайм-менеджменте метод помидора: работать 25 минут, а потом делать перерыв 3-5 минут. (Название метода — отсылка к кухонному таймеру в виде помидора, с помощью которого предлагалось отсчитывать отрезки времени. — прим. Ред.) Так реально больше успеваешь! У детей время фокусирования рассчитывается по формуле: возраст плюс одна минута. У 14-летнего школьника это 15 минут. То есть каждые четверть часа нужно делать небольшой перерыв или переключать внимание, иначе подросток будет отвлекаться. Но магия еще и в том, что на эти 15 минут нужно ставить конкретную задачу или конкретный вопрос. При этом не зубрить, а вникать. Популярный подход «буду делать уроки, пока не сделаю» не годится: если не ограничить время на задачу, мы будем делать ее максимально долго.
ПРИДУМЫВАЙ СМЕШНЫЕ АССОЦИАЦИИ
— Какие методы порекомендуете для детей? И можно ли обойтись без мнемотехники?
— Обойтись, конечно, можно, но так реально легче и жить, и учиться. Самый популярный – метод Цицерона. Его еще называют методом локаций, римской комнатой, а после выхода сериала о Шерлоке Холмсе стали называть еще и чертогами разума. Основан на том, что визуально мы все запоминаем лучше, чем, скажем, на слух. Нужно представить хорошо знакомое помещение – например, свою комнату или квартиру, и как бы развесить на видных местах ассоциации-напоминалки. Например, нужно запомнить военачальников. О маршале Жукове может напомнить жук на двери той самой воображаемой комнаты. А малина на столе – маршала Малиновского. Пару раз повторить, и информация переходит в долговременную память. Цицерон, как известно, был великим оратором и именно так готовил свои речи. Записями никогда не пользовался, а его выступления были насыщены деталями и фактами.
— Придумывать смешные, даже нелепые ассоциации рекомендуют и при запоминании иностранных слов. Почему именно такие?
— Смешное лучше запоминается. Спросите ребенка, как прошел день в школе? Если было что-то веселое, он начнет с этого, а не с новой темы по физике. Что касается иностранных слов, там визуальными ассоциациями не обойдешься – нужны еще и звуковые. Обязательно несколько раз произнести слово вслух и представить, как оно выглядит на письме. Иначе запомнится не правильное произношение, а только смешная картинка.
ПОВТОРЯЙ ПРАВИЛЬНО
— Гаяне, вы затронули подготовку к экзаменам. Какие еще методы помимо римской комнаты можно попробовать?
— Если нужно запомнить большой объем информации, полезно менять локацию во время подготовки. Один билет выучил за столом в комнате, второй – на кухне, третий — в коридоре. А потом в парке, в библиотеке, в метро. Привязываются дополнительные ассоциации, и на экзамене вспоминаешь: это я учил в парке, а потом и сам билет всплывает в памяти. Еще очень важно повторять выученное, каждый день хотя бы несколько минут уделять пройденному. Посмотреть видео на эту тему на YouTube, побеседовать с одноклассником, как он готовится, пройти тест – книжный или в интернете. Классный способ – поиграть в игры вроде «Активити»: объясни жестами понятие «общество». В игре снижается важность, включается креатив, интерес, интрига, азарт. Если повторять, представлять, погружаться в тему, на экзамене проблем не будет. Даже если что-то не вспомнишь, логически додумаешь.
— С историей, литературой можно пересказать своими словами. А как с точными формулами? Тут без зубрежки не обойтись.
— И формулы можно выучить через ассоциации. Но с формулами важно не запускать: если что-то не понял, вернись к тому месту, где началось непонимание. Иначе дальше будешь терять целые темы.
Дети часто забывают дома сменку или физру. И даже сделать уроки забывают.Фото: Николай ОБЕРЕМЧЕНКО
НА КОНСПЕКТ НЕ НАДЕЙСЯ
— Повторение – мать учения. А как правильно повторять?
— Да. Чем чаще соприкасаешься с нужными знаниями, тем лучше откладывается в голове. Эффективно повторять через определенные интервалы времени: первый раз — сразу после урока, буквально на пару минут закрыть глаза и прокрутить в голове самое основное, потом на следующий день, через неделю, через месяц и через три. Это идеальная схема. Если не повторить сразу, то на следующий день будем уже не повторять, а учить заново. Ведь наш мозг так устроен, что мы начинаем забывать новую информацию сразу после того, как услышим.
— А конспект пролистать достаточно?
— Нет-нет, конспект пролистать не годится. С конспектом как бывает? Открыл, подумал “это я знаю, это я помню – какой я молодец, все знаю”. На самом деле не знаешь, а узнаешь то, что сам написал. Но так же структурно на экзамене вряд ли вспомнишь. В памяти откладывается то, что ты понял и осознал. Правильное повторение – это пересказ, со всеми важными деталями. А потом нужно постараться применить новые знания: например, пройти тест по изучаемой теме, обсудить с кем-то. Выучил новые слова на английском – составь диалог. Хорошо работают и для изучения, и для повторения ментальные карты. Выучил тему – сразу набросай схему ответа. Рисуя ее, прорабатываешь тему, вплоть до мелочей, а по ходу видишь, где есть пробелы.
— Или напиши шпаргалки, верно?
— В каком-то смысле да. Правильная шпаргалка, как известно, это та, которую написал и не воспользовался, потому что все запомнил, пока писал.
РИСУЙ КОМИКСЫ
— Как учить стихи?
— Часто дети учат, не понимая, о чем там речь. Так и до утра можно просидеть. Первым делом нужно вникнуть в суть, разобраться с непонятными словами. А потом учить. Для простых стихов удобен метод механического запоминания — это когда одну строчку прочел, повторил, запомнил, потом вторую, третью… У кого-то получается учить сразу четверостишиями. Сложные участки можно развесить по комнате по методу Цицерона. Второй способ – нарисовать комикс: одна мысль – одна картинка. А для сложных – записать стих простыми пиктограммами: одно слово – один символ. Потом читаем стих по наброскам, потом без них. Еще классный способ – театрализация, когда пытаешься изобразить то, что произносишь, так актеры учат роли.
ЧЕМ БОЛЬШЕ УЧИШЬ, ТЕМ ЛУЧШЕ
— Запоминание длинных последовательностей цифр, слов – полезная тренировка?
— Да. Наш мозг функционирует по системе «use it or lose it» — или используешь, или теряешь. Чем больше запоминаем, тем лучше работает память. Известная венгерская писательница и переводчица Като Ломб знала 16 языков. Прожила до 96 лет и в старости говорила более молодым людям: как вы молоды, у вас еще есть время выучить пару языков. Эффективная тренировка – не только запомнить, но и воспроизвести, применить. Это еще и психологически важно – видеть, что у тебя память работает, это вдохновляет.
— А нейрогимнастика, когда обеими руками одновременно что-то делаешь, так же полезна? Ее рекомендуют делать, когда предстоит ответственная умственная работа вроде контрольной или экзамена.
— Упражнения на мелкую моторику — это про создание новых нейронных связей в мозге. Память они не улучшают, но помогают сосредоточиться. Однако это все работает, пока не станет легко получаться. Когда задание становится простым, пользы уже не будет никакой: нейронные связи уже созданы.
— Гаяне, еще такой вопрос. Первоклашкам часто снятся кошмары про крючочки-палочки, которыми их перегружают с первых дней в школе. Это тоже проделки памяти?
— К У первоклассников в первые месяцы идет адаптация, им сложно. Поэтому родителям важно ограничивать время занятий дома: например, давать по 8-10 минут на предмет. Если где-то много нужно прочитать — два раза по 8 минут с небольшим перерывом между подходами. Не успел – значит, не успел. Тренировка концентрации внимания – вот во что стоит вкладываться. Тогда и память будет тренироваться и хорошо работать.
Будь в курсе
Как правильно поглощать «помидоры»
Метод помидора для школьника 14 лет можно применить так:
1) 15 минут учим параграф или делаем упражнение по русскому.
2) Перерыв 3-5 минут: это может быть перекус, физические упражнения, живое общение. Но это не должно быть погружение в социальные сети: в случае, если мы проводим время в телефоне, отдыха как такового не происходит.
3) Далее — берем задачу на следующие 15 минут: доделываем упражнение и повторяем изученное.
4) Снова перерыв.
После 3-4 таких подходов можно взять большой перерыв на 30 минут.
Читайте также
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
И.О. ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
И.О. шеф-редактора сайта — Канский Виктор Федорович
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без
предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой
право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные
сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой
массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781
127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте
www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской
Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности
принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не
подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было
форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]
Десять советов, как помочь детям запоминать
Многие из нас недооценивают способность наших детей запоминать. Эти маленькие губки впитывают и сохраняют феноменальное количество информации.
Однажды, когда моему сыну Даниэлю было около трех лет, я пообещала ему, что мы вместе испечем печенье с шоколадной крошкой. Он был так взволнован и взволнован этим, что не мог дождаться. Я был занят с его младшей сестрой, и когда я, наконец, добрался до кухни, я увидел, что он аккуратно расставил на столе все ингредиенты, которые нам понадобятся, а также миску для смешивания, мерные чашки и мерные ложки. Я не мог в это поверить! Ему было ТРИ! Он не мог прочитать рецепт, но он видел, как я пекла печенье раньше, и он запомнил все ингредиенты… от коричневого и белого сахара до пищевой соды и ванили. Он даже знал, сколько яиц нам нужно!
Я не должен был так удивляться. Один и тот же ребенок мог отбарабанить каждую строчку в фильме «История игрушек» и назвать всех известных человеку фигурок из «Звездных войн». Маленькие умы наших детей поистине удивительны! Этот опыт убедил меня в том, что я действительно должен извлечь выгоду из возможности учить их, пока они молоды, и даже помогать им запоминать ценную информацию. От стихов до священных писаний и таблиц умножения дети, которые умеют запоминать, намного опережают тех, кто так и не научился этому.
1. Положи на музыку — Дети могут один раз услышать глупую песенку или стишок, а через несколько дней снова спеть. Что-то в ритме, рифме и мелодии помогает ему закрепиться. Подумай об этом. Как мы учим их их азбуке? Мы поем их. Чему бы вы ни хотели научить своих детей, ваши шансы значительно возрастут, если вы поместите это на музыку. Четвероклассники способны запомнить все пятьдесят состояний… ПО ПОРЯДКУ… всего за пару дней, выучив запоминающуюся мелодию. Моя младшая пела во все горло каждый раз, когда сидела на горшке (что-то об эхе в ванной, наверное). Что она пела? Дни недели. Благодаря большому фиолетовому динозавру по имени Барни, она запомнила их в двухлетнем возрасте, потому что они были положены на музыку.
2. Эхо — Наденьте «волшебную» перчатку (подойдет любая старая перчатка). Когда он указывает на маму, наступает ее очередь; когда он указывает на ребенка, наступает его очередь. Повторяйте по несколько слов за раз, а затем попросите ребенка повторить (вторит вам) то, что вы говорите. Каждый раз добавляйте по одному-два слова.
3. Чтение на разные голоса — это интересный способ увеличить количество повторений, сводя к минимуму скуку. Пусть дети продекламируют его детским лепетом, с британским акцентом, армейским сержантом, голосом оперного певца, шепотом, быстрым голосом бурундука, голосом робота, голосом Дональда Дака, кантри. западный стиль и т. д. Вы поняли. Будьте изобретательны и получайте от этого удовольствие.
4. Сотрите это — Для детей, которые умеют читать, напишите весь стих на доске или меловой доске. Пусть они прочитают его вслух, а затем выберут одно слово, которое нужно стереть. Прочтите вслух еще раз (включая пропущенное слово) и выберите второе слово для удаления. Продолжайте повторять. В конце концов, весь стих будет стерт, и они будут читать его самостоятельно.
5. Создайте аббревиатуру — Вместо того, чтобы писать весь стих, просто дайте им первую букву каждого слова в качестве своего рода «шпаргалки». Например, если бы они запоминали «Клятву верности», вы бы написали «Я ПАТ Т Ф О Т У С О А…» Я часто использую этот инструмент с «Стереть это»… отлично работает и для взрослых!
6. Часто пересматривайте — Если вы не используете его, вы его теряете. Пересматривайте, особенно прямо перед сном. Однажды я прочитал, что мы должны обращать пристальное внимание на то, что приходит в голову нашему ребенку прямо перед сном. Все, что ребенок слышит, видит или испытывает непосредственно перед тем, как заснуть, остается с ним всю ночь. Зная это, я скорее предпочел бы стихотворение о честности и послушании в их впечатлительных маленьких умах, чем кошмар мамы, кричащей на них, чтобы они ложились в постель — просто еще один ценный лакомый кусочек информации, который я нашел очень полезным.
7. Создание акростиха — Что, черт возьми, такое акростих? Я использовал их много раз, но не знал, что у них есть название. Списки могут быть сложными для изучения, особенно в правильном порядке. Например, седьмой Символ веры перечисляет: «языки, пророчества, видения, исцеление, истолкование языков…». Когда мой старший брат запоминал это, нам обоим было трудно упорядочить их. Я предложил ему составить предложение из слов, начинающихся с одинаковых букв (ТПВХИ). Должен признаться, теперь каждый раз, когда я читаю 7-й Символ веры, я думаю о его мальчишеской фразе, и это вызывает у меня улыбку. Готовы к этому? T oilet P aper V ery H elpful I ndeed!» Это был его акростих! , V ENUS, E ARTH, M ARS, J UPITE E нергетик M om J ust S erved U s N ine P izzas.» Классный инструмент, да? на удобные части. Это особенно полезно при работе с длинными списками номеров. Одна школьная учительница использовала этот метод, чтобы помочь маленьким детям быстро запомнить свой номер телефона. Сначала она рассказала о том, что у них есть имя, отчество и фамилия. запишите их три имени. Затем она объяснила, что в их телефонном номере есть имя, отчество и фамилия. Какое имя у вашего номера телефона? (213) Какое отчество у вашего номера телефона? (39)8) Как фамилия вашего номера телефона (7682). Как называется ваш номер телефона? 213-398-7682. Запоминание десяти цифр подряд может быть слишком сложным, но три меньших набора цифр — нет.
9. Используйте больше органов чувств — Чем больше органов чувств использует ваш ребенок, тем активнее его мозг и тем сильнее отпечатается его память. Говорят, что мы запоминаем лишь небольшой процент того, что слышим, мы помним больший процент того, что слышим и видим, и еще больший процент того, что слышим, видим и делаем. Помогая детям запоминать, полезно добавлять наглядные пособия и/или действия. Американский язык жестов или другие простые жесты помогают процессу запоминания. Итак, сделайте несколько карточек или плакат; еще лучше, пусть ваш ребенок поможет сделать их. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо справлялся с тестом на орфографию, в дополнение к тому, чтобы он смотрел на слова и произносил слова вслух, попросите его написать слова несколько раз. Это не просто «занятая работа». Чем больше органов чувств она использует, тем больше запоминает.
10. Повторение — Цитируйте стихотворение, стих или статью снова и снова. Повторение может быть чрезвычайно полезным в изучении моделей. Знаете ли вы, что в последние несколько лет обучение через повторение связывают с формированием связи синапсов в клетках мозга? В принципе, это помогает не только в первую очередь заучивать информацию, но и запоминать ее на протяжении всей жизни ребенка. После того, как информация была запомнена с помощью повторения, ее легче вспомнить в будущем. Должно быть, поэтому я до сих пор помню все стихи, которые выучил наизусть в начальной школе. Повторяй, повторяй, повторяй!
Надеюсь, эти советы будут полезны вам и вашим детям. Они определенно работали для меня и моих. 🙂
Нужно ли заставлять детей запоминать стихи? Часть 1: Поэзия трудна
Примечание: Эта серия писалась несколько дней. Это полное, хотя, возможно, своевременное совпадение, что я написал это примерно в то же время, когда новый NC включил декламацию стихов в качестве компонента.
Поэзия: последний рубеж
Я закончил школу стойким ученым, прямо по линии. Моим A-Levels катастрофически не хватало широты, а Шекспир был скучным. Мне всегда нравилась классическая музыка, кое-что из того, что было легко слушать. Время от времени я ходил в музеи и художественные галереи и пытался как можно лучше оценить то, что там было. Пять лет назад мне посчастливилось в какой-то степени изучать историю музыки и искусства. Курсы лекций были замечательными и почти странными; на музыкальном курсе я обнаружил, что узнаю не только музыку, но и европейскую историю. Лектор считал, что музыка отражает как музыканта, так и общество; Время, в которое жил музыкант. Чтобы понять, что двигало и вдохновляло их музыку, мы должны сначала узнать их жизнь и их мир. Курсы по искусству были похожими — хронологическими, хорошо выстроенными, с социальной и политической историей, необходимой темой для понимания и оценки работ такими, какие они есть. Казалось, что все предыдущие попытки заниматься «высоким искусством» такого рода заставляли меня царапать поверхность, пытаясь найти вход, и теперь вдруг двери широко распахнулись, и совершенно новое измерение раскинулось далеко впереди.
Что касается музыки и искусства, то, даже если вы ничего о них не знаете, их все равно можно в какой-то степени оценить, если вы захотите попробовать. Не так для поэзии, по крайней мере, не так для меня. Мы можем найти концертные пьесы, которые «хорошо звучат», или картины, которые «хорошо выглядят», даже если мы не можем осознать всю значимость их послания или их социального значения, независимо от того, остаются ли многие другие произведения для нас непроницаемыми (мне еще предстоит понимаете шумиху, поднятую вокруг «Черного квадрата на белом поле» Малевича, хотя, если кто-то хочет пояснить в комментариях, пожалуйста!) движение слэма или устной поэзии, которое фокусируется на этом эстетическом качестве. Одним из таких примеров, знакомых многим учителям, является невероятное почтение Тейлора Мали:
Но устная поэзия всегда казалась относительно — примечание относительно — простой по своему построению по сравнению со многими великими и устойчивыми стихами прошлых веков. – и, предположительно, современных стихов, с которыми я не знаком. В произведении Мали используется язык, понятный каждому; его мастерство заключается в том, как он объединяется, чтобы создать красивое стихотворение, в то же время приводя важный аргумент в защиту учителей. Для сравнения, если я начну перечислять такие имена, как Блейк, Киплинг, По, Шекспир, Данте, Кольридж, Чосер, Шелли, Уитмен и т. д., людей, которые считаются одними из величайших поэтов, когда-либо живших, то любой, кто знаком с их творчеством будут знать, что у них нет легкости удовольствия, которая есть у Мали. Это не просто мертвые белые люди с их античным языком; со своей стороны, я также боролся с более современной поэзией.
Символическая алгебра характеризуется чрезвычайно высокой плотностью информации. Так же, как стихи… ?
Сейчас я думаю, что стихи напоминают алгебраические модели; заявление, которое остановит холод в сердцах многих английских мажоров! Символические алгебраические операторы способны очень эффективно передавать большой объем информации; они имеют высокую информационную плотность. Можно сказать, что стихи напоминают алгебру в том смысле, что лучшие поэты способны генерировать такую же невероятную плотность информации, изобретая новые способы выражения идеи через письменное слово. Профессор Роберт Гринберг говорит нечто подобное о том, что он называет «великой музыкой» или «концертной музыкой». В то время как большинство людей в просторечии определяют то, что он называет «классической музыкой», поскольку «классическая музыка» технически определяется музыкой, созданной между 1750 и 1827 годами, ему нужен новый способ определения музыки, о которой идет речь в его лекциях. При этом он описывает «концертную музыку» как отличающуюся от «популярной музыки» тем, что «…как правило, имеет большее информационное содержание» 9.0003
Великолепие лучших поэтов восхваляется именно потому, что они способны создавать эту информационную плотность, одновременно создавая приятные ритмы, ритмы и звуки. Но это значит, что, как и алгебраические модели, для непосвященных стихи могут быть чужды и непонятны. Давайте посмотрим на строку из сонета 18 Шекспира «Сравню ли я тебя», которая, я думаю, хорошо иллюстрирует этот случай: строка, скорее всего, будет бессмысленной. Вы можете попробовать весь сонет здесь, если хотите, в надежде, что контекст может помочь:
http://www.artofeurope.com/shakespeare/sha3.htm
Вероятно, не будет, поэтому вот ярлык. Вот что на самом деле говорит Шекспир:
И все, что справедливо в природе, неизбежно выйдет из состояния справедливости в какой-то момент времени
Более близкое приближение приведено здесь:
http://www .shakespeare-online.com/sonnets/18detail.html
И все красивое когда-нибудь потеряет свою красоту
В любом случае, теперь это должно иметь больше смысла.
Шекспир: 7 слов, 10 слогов пятистопным ямбом (можно прочитать как биение сердца: дух-дум, дух-дум, дух-дум – и-ев, ры-честный, от-честный, когда-то, de-clines )
Мой: 21 слово, 30 слогов
Альтернативный вариант: 8 слов, 14 слогов
Шекспир не только умещает столько информации всего в 10 слогов, но и делает это каким-то образом, словно при помощи кощунственного колдовства , при этом подгоняя эти слова под точный ритмический рисунок! За это приходится платить: его реплику труднее всего сразу понять. Несмотря на отсутствие архаичного языка, странной структуры слов достаточно, чтобы сделать их непонятными для начинающего читателя, и это все до того, как мы начнем вводить слова, которые — это архаичные, или необычные, или предполагаемые контекстуальные знания, которые привносят в стихотворение жизнь и глубину.
Вывод: Стихи могут доставлять удовольствие, потому что, как и в математике, они используют большие объемы предполагаемых знаний для передачи огромного количества сложной информации.
Предполагаемое знание может быть, как в случае с математикой и концертной музыкой, структурой или формой стихотворения. Это может быть знание значений слов, а иногда, что более вероятно, многих различных значений одного слова. Это также может быть контекстуальное знание социальных, политических или исторических событий, необходимое для понимания намерения поэта и его сообщения. В качестве награды за знакомство со стихами, готовыми к использованию с этим предполагаемым знанием, они, в свою очередь, могут передать еще больше мудрости, вдохновения и красоты в форме музыки без мелодии.