Почему ребенок не выговаривает буквы и что с этим делать?

Часто к логопеду родители приходят с вопросом: «Почему мой ребенок не выговаривает буквы и что с этим делать?»

Хочется сразу пояснить, что выговаривает или не выговаривает ребенок не  буквы, а звуки. Многие взрослые совершают ошибку, путая эти понятия.

Еще внутриутробно малыш сталкивается со звуками, которые окружают его маму.  После рождения, с каждым месяцем, восприятие звуков становится более четким и постепенно кроха научается говорить сам. И только когда ребенок учится читать и писать, происходит знакомство с буквами. Буквы – это специальные знаки, которые  служат для изображения звуков на письме. Таким образом, звуки мы слышим и произносим, а буквы – пишем и читаем.

Но вернемся к вопросу родителей: «Почему мой ребенок не произносит некоторые буквы?» Давайте разберемся в том, что именно является специфической особенностью развития речи того или иного возраста. Ведь для того, что бы увидеть, есть ли у ребенка проблемы с речью, необходимо сравнить развитие речи в норме с тем как протекает речевая деятельность вашего ребенка в данный момент.

Возрастные нормы развития речи детей

Итак,  нормы развития речи следующие:










Этап развития речиВозраст    ребенкаХарактеристика
Крик C рожденияС помощью крика ребенок общается с окружающими его людьми. Внимательные мамочки очень быстро начинают различать крик боли, крик голода, крик удовольствия и т.д. К концу первого месяца малыш уже способен не только кричать, но и  сосредотачиваться  на разговорах взрослых, прислушивается к ним.
Комплекс оживления3 месяцаПри появлении мамы, малыш начинает улыбаться, махать ручками, сучить ножками и издавать  звуки. Если «комплекс оживления» не появляется до десятой недели – это тревожный знак, который может говорить о задержке психического развития. В этом случае стоит незамедлительно обращаться к врачу.
Гуление4 месяцаВоспроизведение малышом различных звуков (используются заднеязычные согласные «г», «к», «х» и знакомые гласные) и их сочетания в произвольном порядке: «гы», «кх», «агу» и т.д. Постепенно оно становится «певучим», появляются новые звуки, например «б», «п».
Лепет6 месяцевМногократное повторение слогов: «та-та-та», «дя-дя-дя», «ма-ма-ма». В шесть-девять месяцев у малыша начинает накапливаться пассивный словарь. Если спросить: «Где мама? Где мячик ( или зайчик)?» то ребенок начинает искать глазками данные предметы и поворачивать голову в их направлении. Так же в этом возрасте малыш реагирует на свое имя. Хорошо отличает своих людей от чужих. Ребенок активно в общении использует жесты, например, кивает или мотает  головой, машет ручкой на прощание.
Лепетные слова9-12месяцевПри продолжающемся лепете происходит переход к словам. Появляются так называемые лепетные слова (мама, баба, ам, дай).  И даже если ваш малыш постоянно игрушечного мишку называет «ми-ми»-считайте это словом.
“Взрослые слова”1,7-1,9 месяцевОбычно дети слышат как говорят взрослые и как могут повторяют за ними слова, при этом упрощая их (пайс-спать,  пйси-пошли, моко-молоко). Это допустимо для данного возраста.
Предложения2 годаК двум годам ребенок научается использовать словосочетания из двух слов (ляля бах, мама ам). С двух лет происходит появление предложений и их развитие. 2/3 того, что ребенок говорит, понятно окружающим. Начинают появляться понятия «я», «мой».
Грамматически правильно оформленная речь3-4 годаК трем годам появляются сложные предложения, используются  почти все части речи, союзы, предлоги, единственное и множественное число.  Знают свой пол, имя, возраст, имена родителей. К четырем годам речь ребенка  оформляется грамматически правильно, в словах используются суффиксы, фразы становятся более сложными.

Последующее развитие речи специалисты оценивают опираясь на способность отвечать на заданные вопросы, на умение выстраивать последовательные цепочки и составлять рассказы по картинкам, рассказывать о событии, пересказывать рассказ или сказку,  на наличие инициативы в разговоре.

Данные нормы, как и любые другие, – это усредненный показатель, на который опираются специалисты (логопеды, дефектологи, неврологи) при постановке диагноза. К ним нужно стремиться и на них нужно ориентироваться. Но это совершенно не означает, что все показатели должны быть именно такими. Ваш кроха индивидуален. Он развивается в своем темпе. Главная задача родителей, помогать своему малышу,  двигаться в правильном направлении, и если нужно вовремя оказать ему необходимую помощь.

Речь ребенка как глина: сырой глине легко придать нужную, правильную форму. Но можно ли слепить что то, из уже высохшей глины? Результат наверняка будет плачевным!

Уважаемые мамы и папы, помните: гораздо сложнее исправляются «застарелые» дефекты речи!!!

Почему же ребенок не выговаривает некоторые звуки?  Почему возникают нарушения речи?

Конечно истинную причину, должен определять врач. Скорее всего, будет необходимо проконсультироваться не только у логопеда, но и у других специалистов, таких например как невропатолог, психиатр, отоларинголог. Но и вы сами способны предположить, что могло повлиять на задержку в речи.

Возможные причины:

  • Отрицательные факторы во время беременности и родов.
  • Частые болезни, инфекции и травмы в период до трех лет. Это период, когда интенсивно формируется речь.
  • Снижение физиологического слуха.
  • Недоразвитие  фонематического слуха (способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи).
  • Подражание неправильной речи. Часто  взрослые, подстраиваются под речь ребёнка и длительно «сюсюкают» с детьми. Подобная речь не стимулирует к правильному звукопроизношению и закрепляет его недостатки. Так же происходит и при постоянном общении ребенка с младшими детьми.  Бывает так, что кто то в семье не выговаривает те или иные звуки и ребенок копирует это неправильное звукопроизношение. Если малыш часто общается с людьми с неясной, торопливой речью – это приносит особый вред.
  • Двуязычие в семье.
  • Педагогическая запущенность. Обычно при педагогической запущенности, нормальное развитие речи тормозится, из-за того, что родители, не обращают внимание на речь своего ребенка, не замечают нарушений, не поправляют ошибки, не дают правильных образцов произношения, не развивают речь.
  • Недостатки речевого аппарата: неправильный прикус, короткая уздечка языка, узкое, очень высокое или плоское нёбо.

Нарушения звукопроизношения проявляются в речи по-разному:

  1. Тот или иной звук отсутствует: ракета (акета), луна (уна) .
  2. Искажение звука: например, вместо нормативного р, произносится велярный или увелярный звук (картавость) или вместо нормативных с, з, ш, ж, ц, произносятся межзубные звуки, когда кончик языка вываливается между зубами
  3. Замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе русского языка: шишка-сыска, рот-лот и т. д.

Существует множество диагнозов при нарушении речи, такие как дислалия, дизартрия, заикание, ринолалия, алалия, мутизм , аутизм, общее недоразвитие речи.

Конечно, не нужно пытаться ставить их своему ребенку самостоятельно. Для этой цели лучше посетить специалиста.

Все эти нарушения достаточно серьезные, которые чаще всего нельзя исправить за год перед школой. Если их не устранить к 6 годам, то они наверняка превратятся в стойкие и сложные и аукнутся в школе нарушением чтения и письма.

Поэтому не закрывайте глаза на любые отклонения в речи ваших детей!  Практически каждое нарушение возможно исправить, главное не упустить время. Хотелось бы отметить, что коррекцию нарушений речевой деятельности важно осуществлять комплексно, при участии, логопеда, невролога, педиатра, психиатра,  дефектолога, психолога. Возможно, понадобятся услуги сурдолога, эндокринолога, окулиста.

Но коррекция и восстановление речи ребенка зависит не только от докторов и современных методик.  Важную роль играют родители, семья малыша. Родным людям необходимо  объединиться со специалистами, слушать и выполнять все назначения, домашние задания, приложить максимум усилий для  достижения намеченной цели и это обязательно даст положительный эффект!

Для развития речи ребенка и формирование правильного звукопроизношения необходимо использовать каждую минуту общения!

Как формировать правильное звукопроизношение у ребенка: рекомендации родителям

  • Пусть ваша речь всегда будет четкой и правильной, без «сюсюканья» и искажения слов.
  • Обогащайте словарь ребенка. Беседы, рассказы, чтение способствуют этому как нельзя лучше! Их можно использовать на прогулке, в транспорте, в игре. Что бы вы ни делали-общайтесь с малышом, объясняйте, поясняйте что вокруг вас происходит, почему и зачем это нужно. Например, играя с крупой и контейнерами можно проговаривать: ”Смотри, Машенька, какие зернышки. Мы из них варим кашу для Машеньки. Это гречка. Любишь гречневую кашку? Да, любит наша Машенька гречневую кашку. А вот это рис. Зернышки беленькие, длинные. Ну-ка, давай возьмем их в ладошку. Ах, какие зернышки! Давай высыплем их в контейнер. Вот как они стучат по донышку!
  • Подавайте пример, самостоятельно читая книги и газеты.
  • Огромное место должны занимать в жизни детей игры на развитие правильного звукопроизношения, на выработку четкой дикции, развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Например, играя в мяч, который есть у каждого ребенка, можно развивать фонематические процессы и формировать правильное звукопроизношение. Взрослый: “Я буду называть звуки, а ты подбрось мяч вверх, когда услышишь звук “А”.  Поймав его, повтори этот звук”. Или можно бросая мячик, произносить слова, которые ребенок должен повторить возвращая мяч (сумка, посуда, светофор и др). Затем взрослый может запутывать слова, переставляя звуки и слоги, а ребенок должен их распутать (подуса-посуда, свефорто-светофор, касум-сумка).  Объективно оценить звукопроизношение своего ребенка можно в игровой форме.  Для совершенствования дикции, рассматривая картинки в книгах или играя игрушками, можно проговаривать вместе с ребенком чистоговорки, например: “Му-му-му, молока кому?”, “У зайца Бубы заболели зубы” и др. 
  • Отлично способствуют развитию речи пальчиковые игры, перебирание круп и мелких предметов, рисование карандашами,  мелками и пальчиковыми красками, лепка. Вы можете более подробно прочитать о взаимосвязи мелкой моторики и речи. 
  • Чаще посещайте вместе интересные места: музей, цирк, лес, парк, театр. Пусть жизнь малышей будет обильна на впечатления. Это дает мощный толчок в развитии речи.

И главное любите своих детей, а не свое идеальное представление о них и помните, что каждый из них – человек! Уважайте детей! Удачи!

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

«Если ребенок не выговаривает звуки в 5 лет, нужно ли обращаться к логопеду? Или до школы выправится само по себе?» — Яндекс Кью

Популярное

Сообщества

Если ребенок не выговаривает звуки в 5 лет. Нужно ли обращаться к логопеду в этом возрасте? Или до школы выправится само по себе?

Здоровье детейЛогопедияЛогопед

Лика Ясельная

  ·

19,5 K

ОтветитьУточнить

Территория речи

14

Игровая логопедия. Авторская методика Татьяны Грузиновой и Елизаветы Гуриной «Запуск речи…  · 12 мар  · speech-area. ru

Отвечает

Мария Евменова

Нет, в 5 лет уже нужно обязательно идти к логопеду, даже если это только звук Р или Л.

Шансы на то, что встанет само — есть, но чем больше отсутствующих звуков, тем шансов меньше.

Пусть звуки лучше встанут заранее, чем это будет дополнительной нагрузкой в начальной школе.

Опять же, в начальной школе из-за плохого произношения у ребенка могут возникнуть комплексы. Так что лучше все делать вовремя.

Логопедический центр «Территория речи»,
Онлайн-Клуб «Компетентный родитель»

Перейти на speech-area.ru

1 эксперт согласен

Оксана Мальгина

подтверждает

30 июня

Обязательно нужно, само — на это мало шансов!

Комментировать ответ…Комментировать…

Ольга Орлова

1

Я сама! Филолог со стажем, мама, жена, собаковод.   · 29 нояб 2019

До 5-ти лет формируется речь, если после все еще есть звуки, которые ребенок не выговаривает, то да, нужно обращаться к специалисту. Это я и читала статьи по этой теме, и уже, можно сказать. есть опыт.

Елена Ч.

1 декабря 2019

Мы ходили даже с 6-ти лет. Нам врач сказала, что желательно было раньше начать, но, в целом, не проблема… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Алиса Л.

-1

Логопед, веган, ЗОЖ  · 24 янв 2020

Само по себе это никуда не выправится.
В норме к 5 года у ребенка должно сформироваться правильное произношение всех звуков (с, ш, л, р).
Если этого не произошло, то это повод обратиться к неврологу, к логопеду, возможно и к психологу, чтобы понять причину такой задержки.
Если звуки «сами по себе» не встали к 5 годами, то каким чудесным образом оно выправится к… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Логопедический центр Виктория

3

Обратитесь за помощью к квалифицированным специалистам — запишитесь на прием к логопедам-д. ..  · 7 февр 2021  · logprof.ru

Отвечает

Максим Димидов

До пяти лет ребенок уже должен выговаривать все без исключения звуки. Если этого не случилось, нужно немедленно обращаться к специалисту. Само по себе произношение не исправится. Скорее всего, это не единственная проблема в речевом развитии ребенка, и это нужно сразу же исправлять.
Сейчас очень много детей 5-6 лет испытывают проблемы с изучением букв. Это происходит… Читать далее

Евгения Починская

23 августа 2021

Ответ однозначный: обязательно идти к логопеду и маме начать просвещаться в этой области для того, чтобы помочь… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Логопедический кабинет

22

Комплексное развитие речи и коррекция речевых нарушений у детей  · 28 авг 2020  ·

club55686183

Отвечает

Анжелика

Если к пяти годам у ребенка не «встали» все звуки, то необходимо немедленно обращаться к специалистам. Ни каким чудесным образом к школе нарушения сами не исправятся. Нарушенное звукопроизношение скорее не единственная проблема в речевом развитии Вашего ребенка, просто она на поверхности и очевидна.
В последние годы значительная часть детей 5-6 лет имея нормальный… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Александр

9

Посеешь привычку — пожмешь характер. Посеешь характер — пожмешь судьбу.  · 27 нояб 2019

Многие родители очень мало разговаривают с детьми. Когда ребёнок, что то просит они его поняли и дали, а как он это произнес не ставят во внимание. Хорошая мотивация для ребёнка, когда вы переспрашивайте, до того времени пока он скажет более внятно. Не мучить конечно, в игровой форме и т.д. И разгоривайте с ним почаще на любые темы. Выучите песни со словами, которые он… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Вы знаете ответ на этот вопрос?

Поделитесь своим опытом и знаниями

Войти и ответить на вопрос

Какие звуки должен уметь произносить мой ребенок?

У вас есть ребенок с неразборчивой речью? Вам трудно понять, что они говорят? В какой-то степени это нормально для очень маленьких детей (особенно младенцев и детей ясельного возраста), но в других случаях это может стать причиной беспокойства и потребовать логопедической помощи. В этом сообщении блога мы представляем текущие рекомендации по развитию звуков речи, чтобы вы могли следить за навыками своего ребенка дома.

Обратите внимание: данные рекомендации основаны на одноязычных англоговорящих детях. Если ваш ребенок говорит более чем на одном языке или чей основной язык не английский, эти рекомендации могут не применяться к вашей семье.

Артикуляция согласных для детей 2 и 3 лет

У детей в возрасте от двух до трех лет речь обычно нечеткая, поскольку они все еще учатся общаться, как взрослые. Как правило, мы ожидаем, что речь двухлетнего ребенка будет понята примерно в 50% случаев, а речь трехлетнего ребенка будет понята в 50-75% случаев.

Помимо того, насколько хорошо ваш ребенок должен быть понят, важно учитывать, что он должен уметь сказать.

В среднем дети в возрасте от двух до трех лет способны правильно произносить 13 различных согласных звуков.

Звуки, которые должен уметь произносить двухлетний ребенок:

Р, Б, М, Д, Н, Н, Т, К, Г, Ш, НГ, Ф, Ю

Согласные звуки, не перечисленные выше могут быть произнесены неправильно.

Например, ребенок в этой возрастной группе может сказать «тат» вместо кота, неправильно произнося звук К/К, но правильно произнося звук Т.

Согласные и развитие звука у 4-летних детей

Как и у двух- и трехлетних детей, у четырехлетних детей все еще может быть нечеткая или неправильно произносимая речь. Однако обычно мы ожидаем, что речь четырехлетнего ребенка будет понята почти все время. Важно учитывать не только то, насколько хорошо вы понимаете своего ребенка, но и то, насколько хорошо его понимают менее знакомые слушатели (друзья, дальние родственники). Как родители, мы часто понимаем, что говорят наши дети (в большинстве случаев), даже когда другие могут не понимать, потому что мы привыкли к моделям поведения, которые они выработали.

Помимо общей ясности речи вашего ребенка, вам нужно подумать о том, какие звуки он должен произносить в этом возрасте. В дополнение к звукам, описанным в двух- и трехлетнем диапазоне выше, четырехлетний ребенок обычно может произносить еще семь согласных звуков.

Звуки, которые должен уметь произносить четырехлетний ребенок:

Р, Б, М, Д, Н, Н, Т, К, Г, Ш, НГ, Ф, Й, Л, Дж, Ч, С, В, Ш, З

Несмотря на то, что четырехлетний ребенок должен правильно произносить в общей сложности 20 различных согласных звуков и почти все время быть понятым, неправильное произношение все же возможно. Например, четырехлетний ребенок может сказать «кролик» вместо кролика, что соответствует его возрасту.

Развитие речи у детей 5 и 6 лет

В возрасте пяти лет дети должны быть поняты в 100% случаев. Кроме того, неправильное произношение становится все менее и менее распространенным явлением. Когда детям исполнится пять лет, от них ожидается правильное произнесение еще трех согласных звуков. Это звуки: Р, Ж (например, вторая «ж» в гараже), звонкий ТХ (например, эти).

В возрасте шести лет детям остается освоить один звук — глухой TH (например, большой палец).

Что делать, если у моего ребенка задержка развития речи?

Если звуковое развитие речи вашего ребенка не соответствует вышеупомянутым рекомендациям, лицензированный логопед должен провести оценку речи. Благодаря оценке SLP сможет определить, правильно ли развивается речь вашего ребенка и требуется ли логопедическая терапия. Кроме того, SLP может помочь определить, какая основная причина может влиять на речь вашего ребенка, и предложить рекомендации для домашней практики.

Ссылки:
Маклеод, С. и Кроу, К. (2018). Овладение детьми согласными на 27 языках: кросс-лингвистический обзор. Американский журнал патологии языка и речи. doi:10.1044/2018_AJSLP-17-0100

Фото Владимира Грищенко на Unsplash

«Ваббит» или «кролик»: Когда ребенок должен правильно произносить слова?

«Wabbit» или «кролик»: когда ребенок должен правильно произносить слова?

Здоровье

17 июня 2019 г.

7 минут чтения

Многие маленькие дети не могут образовывать четкие и отчетливые звуки в своей речи. Они могут опускать окончания слов или использовать неправильный звук в неправильном месте. Это ожидается от самых маленьких и является частью увлекательного процесса, через который проходят дети, когда учатся общаться.
Тем не менее, многие родители задаются вопросом, нормально ли развивается речь их ребенка. Развитие каждого ребенка отличается, но есть определенные вещи, на которые родители должны обратить внимание, чтобы помочь их малышу четко говорить, говорит Луанн Меззатеста, старший логопед Центра развития педиатрии Tidelands Health Center в Джорджтауне.
По мере взросления детей растет и их способность правильно говорить, говорит она. К 8 годам ребенок должен иметь обширный словарный запас и уметь правильно произносить все звуки языка.
«Сначала у очень маленького ребенка будет ограниченный словарный запас, и его или ее речь может быть непонятна всем, кроме родителей малыша», — говорит Меззатеста. «Однако со временем словарный запас и ясность речи должны улучшиться».

По словам Меззатеста, к трем годам родители и другие люди должны понимать подавляющее большинство — не менее 75 процентов — слов, произносимых ребенком.
Если словарный запас вашего ребенка растет, но он или она с трудом произносит слова правильно, это может быть признаком нарушения речи и звука. Нарушения артикуляции являются наиболее распространенными нарушениями речи и могут быть связаны со многими факторами.
Распространенные нарушения артикуляции включают переднюю и боковую шепелявость, при которой положение языка может привести к тому, что ребенок неправильно произнесет звуки «с» и «з». Например, человек с шепелявостью произносит звук «с» как звук «т». При латеральной шепелявости звук «с» звучит мокрым или мокрым.

Рекомендуемая статья

Когда обращаться за помощью при заикании у ребенка

Читать статью

Другие ошибки артикуляции включают замены, когда ребенок использует неправильный звук, например, использует звук «ж» в слове «кролик» вместо звука «р». Пропуски происходят, когда ребенок пропускает звук, например, говорит «в» вместо «шляпа».
Некоторые расстройства речи и звука связаны с лежащими в основе диагнозами развития или генетическими диагнозами, такими как аутизм, синдром Дауна или церебральный паралич, в то время как другие связаны с такими состояниями, как потеря слуха или структурные проблемы, такие как расщелина губы или неба или уздечка языка.
Тем не менее, у ребенка может быть нарушение артикуляции без какой-либо основной физической аномалии или нарушения развития, говорит Меззатеста.
Чаще всего ребенок вырастает из ошибки, не нуждаясь в исправлении. Но когда дети становятся достаточно взрослыми, чтобы понять ошибку, которую они совершают, родителям, возможно, следует мягко исправить их, чтобы они начали использовать правильный звук.
«Если ребенок достаточно взрослый, чтобы понимать, как должно звучать слово, но не произносит его правильно, это может быть поводом для беспокойства», — говорит Меззатеста.

Если у ребенка проблемы с артикуляцией, ему может помочь логопед, также называемый логопедом. Часто они будут работать с ребенком, чтобы попрактиковаться в произнесении звуков, с которыми ему трудно.
«Наша цель в Tidelands Health — создать удобную и понимающую среду для ребенка, чтобы он мог работать над исправлением любой речевой проблемы, с которой он сталкивается», — говорит Меззатеста. «В конце концов, мы хотим сотрудничать с семьей в исправлении проблемы с речью».
Все дети разные, говорит она, поэтому логопеды системы здравоохранения разрабатывают индивидуальные планы для каждого пациента.
«Мы работаем с ними, чтобы правильно произносить звук, чтобы они могли пойти домой и попрактиковаться сами», — говорит она. «Изменение, как правило, происходит не сразу, но очень приятно наблюдать, как улучшается речь ребенка».
Если вы считаете, что у вашего ребенка проблемы с речью, проконсультируйтесь с педиатром, сказал Меззатеста. Врач может направить ребенка к логопеду.

Вот основные этапы речи от Американской ассоциации по изучению речи, языка и слуха:

К 3 месяцам: Издает воркующие звуки
К 5 месяцам: Смеется и издает игривые звуки
К 6 месяцам: Звуки например, «пух», «ми» и «да»
К 1 году: Лепеть более длинные цепочки звуков, например «мими», «бабаба» и «упуп»
К 3 годам: Говорит m, h , ш.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *