Содержание

Что делать, если ребенок не произносит некоторые звуки.

Многие родители часто жалуются, что ребенок говорит хорошо, только не произносит некоторые звуки. Чаще всего [р], [р’], [л], [л’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], [щ], [ц]. Если при этом у малыша сформированы лексико-грамматические средства общения согласно возрасту, то это дислалия. Нарушено только звукопроизношение при нормальном слухе и достаточной иннервации мышц речевого аппарата. Отчего это происходит, поговорим подробно.

Причины дислалии.

Наиболее распространенным речевым нарушением является нарушение звукового (фонемного) оформления речи. Оно проявляется в дефектах воспроизведения одного или нескольких звуков, в искажении, в заменах одних звуков на другие [р] на [л], в смешении звуков или их пропуске во время речи. По статистике, дислалию имеют 25-30% дошкольников, 17-20% младших школьников, 1 % учащиеся среднего звена и взрослые. Причиной дислалии выступают либо анатомические дефекты органов артикуляции, либо неправильное усвоение ребенком произнесения некоторых звуков. В связи с этим в современной логопедии выделяют две формы дислалии: механическую и функциональную.

Формы дислалии.

Механическая (органическая) дислалия обусловлена анатомическими дефектами в строении органов речевого аппарата. Причины подобных дефектов могут быть как врожденными, так и приобретенными. Повреждение костного или мышечного строения периферического речевого аппарата произошло вследствие наследственных факторов, родовой травмы или травмы в постнатальный период. К таким повреждениям относят:

1) аномалии зубо-челюстной системы:

— щель между передними зубами;

— отсутствием зубов или их искажения: расположение вне челюстной дуги, растут с разворотом, наклоном, гнилые, кривые, неполная челюсть.

— дефекты в строении челюстей: прогнатия – верхняя челюсть резко выдвинута вперед, нависает над нижней; прогения – нижняя челюсть резко выступает вперед; дефекты прикуса – глубокий, открытый (передний, боковой, двусторонний, перекрестный). При нарушении прикуса страдает функция жевательной системы, часто нарушается дыхание. В сочетании с дефектами зубов появляются признаки типа прихлюпывания, пришептывания, причмокивания.

2) неправильное строение неба: высокое, готическое, узкое, плоское. При таком строении  страдает правильное произношение шипящих, свистящих и сонорных звуков, поскольку язык приходится задирать выше. По этой же причине речь становится невнятной.

3) патологическое искажение величины и формы языка:

очень маленький язык – микроглоссия;

— слишком большой язык – макроглоссия;

— широкий и короткий;

— узкий и тонкий язык;

— укороченная подъязычная уздечка. При этом нарушается произношение звуков [р] и [р’].

4) дефекты губ: тонкие, толстые, малоподвижные, массивные, узкие. Это ведет к тому, что неправильно произносят губные, губно-зубные и лабиализованные гласные звуки.

Функциональная дислалия – при отсутствии органических поражений ЦНС и органов артикуляции ребенок искажает звуки, потому что неправильно их усвоил. Может быть нарушено произношение одного или нескольких звуков по разным причинам.

  1. Биологические факторы.

— общая мышечная слабость на фоне соматических заболеваний, особенно в сензитивный период формирования речи.

— минимальная мозговая дисфункция, повлекшая задержку психического развития.

— запоздание появления речи, легкое нарушение фонематического восприятия.

— снижение физического слуха в сензитивный для речи период.

  1. Социальные факторы. В период формирования речи у ребенка было неблагоприятное социальное окружение, взрослые сами имели дефекты речи или грамматически неверно составляли высказывание. Возможно, имело место ограничение речевых контактов, двуязычие в семье, или взрослые излишне сюсюкались, и не исправляли искаженное произношение малыша. Несформированность звуковых средств общения зависит также и от питания. Если ребенка до двух лет кормили жидкой мягкой пищей, продуктами, размягченными на блендере, намеренно избегая твердой пищи, типа кусочков мяса, картошки, хлеба, печенья, которые надо тщательно прожевывать, то у него оказалась недоразвита функция жевания, недостаточно укреплены мышцы языка, что напрямую влияет на произношение некоторых звуков. В первую очередь, это относится к заднеязычным звукам [к], [г], [х] и их мягким вариантам.

Типы нарушения звукопроизношения.

Нарушения звукопроизношения могут быть по типу искажения, смешения или замены. Искажение – процесс ненормированного произнесения звука во всех позициях в слове из-за несформированности правильной артикуляционной позиции. Звуки речи приобретают несвойственное родному языку звучание: звук [с] может быть с шипением, [ц] с прихрипыванием.

Смешение – процесс, когда у ребенка хорошо сформированы и отработаны все артикуляционные позиции, но он не умеет различать некоторые из этих позиций, поэтому произношение звуков смешивается, одно и то же слово может иметь разное звучание.

Замена – состояние, когда ребенок путает звуки одинаковые по способу образования, но разные по месту артикуляции или наоборот. Также заменяет твердые согласные на мягкие, свистящие на шипящие, вместо [ш] говорит [с], вместо [ж] – [з], вместо [р] – [л].

Замены и смешения звуков происходят по следующим причинам:

акустико-фонематическая – ребенок не дослышит звук, не может его опознать в сенсорном звене  и далее ему сложно переработать его в правильное произношение. Например, вместо  «кот» говорит «тот», «гот» — «кот» и т.д.

артикуляторно-фонематическая – ребенок не может установить верную артикуляционную позу при произнесении звука. Например, при произнесении звука [с] губы должны быть раздвинуты в улыбке, зубы стоят ровно друг над другом («Заборчик»), между зубами небольшая щель, язык упирается в нижние зубы. А ребенок вытягивает губы трубочкой вперед, поэтому получается [с] с шипением. Из-за недостаточной сформированности артикуляционных позиций ребенок ищет наиболее легкую и доступную для него позу. Или другая причина: у ребенка правильно выработаны все артикуляционные уклады, но он не может дифференцировать некоторые звуки. Отсюда возникают три уровня нарушения звукопроизношения:

  1. Неправильное произнесение звука или группы звуков в разных позициях, изолированно, в слогах, словах и фразах.
  2. Правильно произнесение изолированного звука и неправильное в словах, фразах и предложениях.
  3. Правильное произношение звука в словах и фразах, но смешение его с другими звуками в потоке речи.

Вышеперечисленные уровни соотносятся с тремя этапами работы над звуком: постановка, автоматизация и дифференциация. Замены и смешения чаще всего происходят между звуками, различающимися только по одному признаку: свистящими и шипящими (Шаша-Саша), взрывными переднеязычными и заднеязычными (Татя-Катя), твердыми и мягкими (мишка-мышка), сонорами (Рома-Лома) и т.п. Замены и смешения нередко отражаются на письменной речи.

Виды дислалии.

В зависимости от того, произношение какого звука нарушено, выделяют несколько видов дислалии:

  1. Сигматизм – нарушение произношения группы свистящих и шипящих звуков [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж]. Выделяется несколько видов сигматизма:

— губно-зубной  — при этом виде сигматизма нижняя губа приближается к верхним резцам, слышится звук близкий к [ф].

— межзубный – при произношении звука кончик языка просовывается между зубами.

— призубный сигматизм – кончик языка находится на уровне щели между зубами. При произнесении звука создается тупой шум.

— шипящий (для свистящих звуков) – спинка языка высоко поднята, кончик отодвигается вглубь рта.

 

 

— боковой сигматизм – выделяется односторонний и двустронний. Боковые края с одной или двух сторон не касаются коренных зубов. Сбоку образуются щели, через которые выходит выдыхаемый воздух. Предрасположенностью могут быть аномалии зубно-челюстной системы, гипер или гипотонус языка.

— носовой сигматизм – звук приобретает носовой оттенок из-за неплотного смыкания мягкого неба с задней стенкой глотки.

— парасигматизмы – замены одного звука на другой, чаще всего [ц]-[с], [ц]-[т], [с]-[т], [ш]-[с], [ш]-[ф], [ж]-[з].

  1. Ротацизм – нарушение произношения звуков [р] и [р’]. Подразделяется на

— одноударное [р] – кончик языка ударяется только один раз об альвеолы верхних резцов.

— боковое произношение – двусторонний и односторонний дефект. При одностороннем – кончик языка отклоняется вправо или влево, при двустороннем вибрируют боковые края языка.

— горловое произношение: два вида велярное – при произнесении [р] вибрирует мягкое небо; увулярное – вибрирует маленький язычок.

— носовое произношение при произнесении [р] воздушная струя проходит через нос.

— глухое произнесение – происходит без участия голоса, звук заменен на [х].

  1. Ламбдацизм – недостатки произнесения звуков [л]-[ л’].

— губно-губное произношение, напоминающее звук [в]. Нижняя губа приближена к верхним зубам.

— межзубное произношение – кончик языка находится между зубами.

— смягченное произношение – среднее между твердым и мягким.

— параламбдацизм – замена звука на [у], [д], [в], [я], [л’], [з], [р].

  1. Дефекты произнесения небных звуков:

— каптацизм – нарушение в звучании [к], [к’].

— гаммацизм – недостаточное произношение [г], [г’].

— хитизм – отсутствие [х], [х’].

— йотацизм – дефекты в произношении [й].

  1. Дефекты озвончения-оглушения выражаются в замене глухих согласных на звонкие и наоборот. [б]-[п], [г], [к], [д]-[т], [в]-[ф], [з]-[с], [ж]-[ш].
  2. Дефекты смягчения – замена твердых на мягкие звуки [п]-[п’], [к]-[к’], [в], [в’] и т.д.

При обнаружении у ребенка какого-либо дефекта в произнесении звуков необходимо обязательно обратиться к логопеду, который проведет диагностику, выявит причины нарушений и составит программу индивидуальной коррекционной работы. Даже, при обнаружении аномалий в анатомическом строении речевого аппарата, у каждого ребенка имеются компенсаторные возможности для устранения дефекта. Поэтому при своевременном обращении к логопеду и правильно выстроенной коррекционной работе можно устранить любой из вышеперечисленных видов дислалии.

 

Когда нужно учить ребёнка читать и чем полезно раннее развитие: 10 вопросов логопеду

Мы знаем, что логопед ставит детям звук «р» и учит выговаривать шипящие. А еще успокаивает родителей, которые переживают, что их ребенок не может справиться с произношением. Учитель-логопед, филолог и писательница Ксения Беленкова рассказывает, кому еще нужен такой специалист и чем он может помочь.

1. Кому нужен логопед?

Логопеды, которые быстро ставят звуки, обычно высоко ценятся. Но на самом деле работа этих специалистов не ограничивается постановкой произношения: это лишь вершина айсберга. Для гармоничного развития ребенка, а также для успешного освоения письма и чтения надо развивать и корректировать все стороны речи.

Логопед может помочь со следующими проблемами и задачами речевого развития:

  • Работа с грамматическим строем. Например, чтобы ребенок правильно согласовывал слова и не допускал ошибок вроде «волкин хвост».
  • Расширение словаря. Речь ребенка не должна ограничиваться узкими рамками бытовых, обиходных выражений — логопед помогает делать речь богаче и выразительнее.
  • Совершенствование связной речи и умение использовать развернутые высказывания.
  • Формирование фонематического слуха. Дошкольнику крайне важно уметь различать схожие звуки речи («ч-щ», «ж-з», «с-ш»), а также проводить звуковой анализ и синтез (находить место звука в слове и уметь соединять звуки между собой).
  • Выстраивание слоговой структуры сложных слов. Некоторым детям сложно произносить конструкции вроде «телевизор» и «велосипед». Вместо этого они говорят, например, «тевизор» и «лесапед». Специалист поможет вернуть все слоги на свои места.

Логопедические ошибки, связанные с нарушением фонематического слуха или зрительного восприятия букв, могут сказаться на учебе ребенка. А своевременная их проработка со специалистом поможет ему успешно освоить программу по русскому языку и литературному чтению.

2. Когда ребенок должен начать говорить?

Темп развития речи для каждого ребенка индивидуален. Если говорить об усредненной норме, то считается, что к трем месяцам ребенок начинает гулить — то есть произносить нараспев гласные звуки. Полугодовалый малыш уже лепечет — произносит слоги «гу», «ма», «па», «ба». К году появляются первые слова, а к двум годам — фразы. И тут есть важное уточнение! Фраза может быть как развернутой, например «Мама, дай мне попить», так и «неправильной», состоящей из пары так называемых лепетных слов: «Ма, дай». Оба эти варианта укладываются в возрастную норму. Поэтому не стоит паниковать, если ваш ребенок в два года говорит проще и хуже, чем его сверстники. Велика вероятность, что он скоро догонит и перегонит их.

Фото: Shutterstock / the24studio

3. В каком возрасте и зачем нужно обращаться к логопеду?

Заниматься звукопроизношением принято с 4–5 лет. Если единственная проблема заключается в том, что ребенок говорит нечетко, можно смело подождать до этого возраста. К 5 годам дети уже в состоянии понять и выполнить все упражнения, необходимые для быстрой и качественной постановки звуков.

Есть ли причины, по которым стоит обратиться к логопеду до того, как ребенку исполнится 4–5 лет? Да. Если к двум с половиной годам в речи ребенка не появились даже простые и неправильные фразы типа «ма, дай», ждать не стоит. Если ребенок не говорит, коррекционную работу нужно начинать с 3 лет, чтобы к школе решить эту проблему.

4. Может ли неговорящий ребенок заговорить сам?

Все мы слышали истории про детей, которые плохо говорили или вовсе этого не делали до школы, а потом их вдруг «прорвало». Стоит ли верить этим рассказам? Скорее нет. Если ребенок вообще не говорит в 3 года, без помощи специалиста эту проблему уже не решить. К тому же ребенка с серьезным отставанием в речевом развитии могут просто не взять в общеобразовательную школу — ему, скорее всего, предложат коррекционное обучение. Плюс, если к школе ребенок не произносит звук «р», без помощи логопеда он рискует так и не научиться этому.

5. Сколько нужно заниматься с логопедом, чтобы исправить речь ребенка?

По результатам первой диагностики логопед сможет начертить примерный коррекционный маршрут, он индивидуален для каждого ребенка. Работа со специалистом может занять от нескольких месяцев до нескольких лет. Сроки зависят от того, насколько серьезны нарушения. Если речь о постановке пары звуков, то с этим можно справиться за небольшое количество занятий. Если же у ребенка проблемы с разными аспектами речевого развития, то работать придется долго. Многое зависит от мотивации и от индивидуальных компенсаторных возможностей ребенка. При этом порой сложные диагнозы снимаются быстро, а легкие преследуют человека годами.

Фото: Shutterstock / Matej Kastelic

6. Может ли родитель самостоятельно поставить ребенку звуки?

Сейчас в сети можно найти много комплексов логопедических упражнений, а также видео с материалами по постановке звуков. Если у ребенка не сильно нарушена речь, родитель сумеет справиться с проблемой самостоятельно, если он достаточно терпелив, дотошен и ответственен.

Но даже логопед не всегда может профессионально и быстро справиться с подобной задачей, а тяжелые речевые нарушения встречаются гораздо чаще легких.

Как и любое ремесло, логопедия и звукопостановка — дело опыта. После этапа постановки звука следует не менее важный период автоматизации звука. Это последовательная работа, в которой нельзя перепрыгивать через необходимые ступеньки.

Пробуйте работать со звуками сами, если это дает быстрый и качественный результат. Не получается? Не изводите ребенка найденными в интернете упражнениями и обратитесь к специалисту, который подберет ему индивидуальный комплекс.

7. Как выбрать специалиста, который сумеет помочь вашему ребенку?

Ориентируйтесь на его предшествующий опыт и отзывы. Смотрите, установился ли между ним и вашим ребенком контакт, ведь во время такой работы крайне важен человеческий фактор. И главное — наблюдайте за динамикой: первые результаты занятий должны появиться практически сразу!

8. Специалист рекомендовал подрезать подъязычную уздечку.

Это правда необходимо?

Длинная (растянутая) уздечка нужна для произношения звуков «верхнего подъема» («л», «р», «ш», «ж»). Язык находится наверху, когда мы их говорим. Если уздечка короткая, она тянет язык вниз, и он просто не дотягивается до неба, звуки не получаются. Некоторые логопеды в этом случае сразу направляют ребенка на подрезание (рассечение) уздечки: эта мера помогает ее удлинить.

Если подрезать уздечку языка рекомендовал логопед, но его мнение не подтвердил ортодонт или стоматолог, стоит проконсультироваться еще с одним, а лучше даже с парой специалистов. Не все логопеды одобряют такие радикальные меры. Как уже было сказано выше, подъязычную уздечку подрезают (рассекают), чтобы удлинить. Но короткую уздечку можно растянуть и с помощью специальных артикуляционных упражнений.

Однако в этом случае стоит подготовиться к тому, что период работы с логопедом растянется, и уделить этому должное внимание. Но если родитель ждет быстрых результатов, не готов посвящать по 10 минут в день специальным упражнениям с ребенком, решение подрезать уздечку может быть уместным. По сути сама эта операция несложная — все заживает буквально за неделю, длительное восстановление не требуется, даже швы снимать не надо.

Фото: Shutterstock / vitec

9. В каком возрасте исправить звукопроизношение уже не получится?

Научить человека правильно произносить звуки можно в любом возрасте. Даже взрослый может прийти к логопеду, чтобы исправить тот или иной дефект. Поставить звук ученику средней и старшей школы хороший логопед сумеет за одно-два занятия. Трудности будут поджидать позже — на этапе автоматизации. Когда человек всю жизнь произносил звук неправильно и это уже закрепилось в его речи, потребуется много трудиться и сильно себя контролировать, чтобы это изменить.

Можно, к примеру, правильно декламировать стихи, но в обиходной речи, которую сопровождают эмоции, человека еще долго будет преследовать привычный, но неправильно сформировавшийся навык. Если же ребенок сильно мотивирован (к примеру, он выбрал профессию, для которой необходима правильная речь), он со всем справится.

10. Когда нужно учить ребенка читать?

Обучать ребенка чтению нужно только после того, как ему исправили звукопроизношение. Если же ребенок коверкает звуки, то и читать будет неправильно, например путать «с» и «ш», «б» и «п», если смешивает их в речи или не различает на слух.

Как избавиться от путаницы? Во-первых, произносить буквы как звуки: «р», а не «эр», «л», а не «эл».

Второе правило: читать нужно не по буквам, а по слогам. И первый навык, который стоит помочь закрепить ребенку, — слияние согласного и гласного звуков.

Многим легко дается освоение грамоты по «Букварю» Надежды Жуковой.

11. Полезно ли для ребенка раннее развитие?

Искреннее желание ребенка всегда стоит удовлетворять! Если в 2 года малыш хочет учить буквы, а в три — таблицу Менделеева, дайте ему эту возможность. Хуже, когда ребенок хочет играть (а игра — это ведущая развивающая деятельность для дошкольника), но родитель настаивает на том, чтобы обучать его тому или иному. Ребенок еще не различает звуки на слух, не умеет их правильно произносить, а его уже учат читать, писать и говорить на нескольких языках.

К сожалению, это лишь усугубляет проблемы, и в какой-то момент ребенок рискует не перегнать сверстников по уровню развития, а остаться далеко позади них. Поэтому важно бережно относиться к индивидуальным темпам развития ребенка. Не перегружайте его, оставляйте ему возможность проявлять личную инициативу, находить мотивацию, демонстрировать интерес — и тогда он сможет использовать свой потенциал по максимуму.

Фото на обложке: РИА Новости / Алексей Куденко

Работа с ребенком над звуком S — KTL Therapy

Логопедия

Автор: Николетт Мид

Знаете ли вы, что у многих маленьких детей возникают трудности со звуком «С»?

Хотя это распространенная звуковая ошибка, большинство детей могут правильно воспроизвести звук S к пяти годам. Если вас беспокоит речь вашего ребенка, возможно, вам следует проконсультироваться с логопедом. А пока вот несколько советов, как научить ребенка правильно произносить звук «С».

СОВЕТЫ

Для правильного воспроизведения звука S передние зубы слегка сомкнуты в естественном положении прикуса, а губы приоткрыты, как будто вы улыбаетесь.

  • Поставьте перед ребенком зеркало, чтобы он это увидел. Боковые стороны языка приподняты к верхним боковым зубам, как будто вы произносите звук Е.

  • Кончик языка располагается за передними зубами гребешковой частью на нёбе. Воздух должен проходить через пространство между языком и небом. Могут быть некоторые вариации относительно положения кончика языка.

  • Если ваш ребенок свистит на букву S, попросите его опустить кончик языка до середины или ниже зубов. Кончик языка также можно расположить за нижними передними зубами, особенно если у ребенка отсутствуют верхние передние зубы.

  • Кончик языка также можно поместить в середину рта. Если ваш ребенок издает звук TH вместо звука S, убедитесь, что кончик языка находится во рту и подальше от зубов. Затем язык должен образовать канавку посередине, как желоб. Здесь воздух фокусируется в непрерывном дыхании. Голосовые связки не двигаются и не вибрируют при произнесении звука С.

Имитация — отличный способ выучить новый звук речи, такой как S.

  • С помощью имитации ребенок копирует произносимый звук речи. Например, вы произносите звук «С», а ребенок пробует этот звук.

  • Вы также можете продемонстрировать разницу между правильным звуком S и звуком, который она издает. Пусть она определит, когда это правильный звук S или ошибочный звук S. Это легко сделать во время игры.

Вы также можете показать ребенку, где нужно расположить губы и язык, чтобы получился звук С. Вы можете показать ей видео, диаграмму или свой собственный рот. Кроме того, попросите ребенка обратить внимание на то, как ощущается его язык в этих разных положениях.

  • Если ваш ребенок издает «слякотный» или боковой звук S, это означает, что поток воздуха направлен в стороны рта, а не вниз по центру языка. Эту ошибку трудно исправить, так как ребенку необходимо существенно изменить положение языка во рту. Ребенок, вероятно, втягивает губы и язык, что позволяет воздуху просачиваться по бокам языка. Этот сбежавший объем воздуха создает слякотный звук. Вместо этого ребенку нужно создать центральный воздушный поток и не дать воздуху выходить по бокам. Этого можно добиться, попросив ребенка нащупать бугристый гребень сразу за верхними зубами. Затем ребенок должен слегка сморщить губы. Это заблокирует любой выходящий поток воздуха и выдвинет язык вперед. Попросите ребенка немного опустить кончик языка, чтобы пропустить воздух. Должна получиться точная буква S.

  • Если ребенок произносит звук Т или Д вместо звука С, значит, он произносит долгий звук коротким. Чтобы убрать остановку, попросите ребенка добавить букву Н после того, как он произнесет звук С. Это должно звучать как SSSSS + hun или S + Hope и S + He. Вы также можете продемонстрировать шипящий звук, держа перо или лист бумаги перед своим ртом, пока произносите звук «С». Вы можете провести пальцем по своей руке или руке ребенка, чтобы продемонстрировать продолжительность звука.

  • Также важно, чтобы при обнаружении звуковых ошибок ваш ребенок проверял слух в школе или у врача. В редких случаях может быть потеря слуха, которая влияет на воспроизведение звука речи.

Сократите занятия

Старайтесь, чтобы занятия проходили весело и непринужденно! Не продолжайте практиковать неправильный звук речи. Если вам нужна помощь, обратитесь к одному из наших квалифицированных логопедов в KTL Therapy.

Назначить встречу

ОБ АВТОРЕ

Susan Woods, MA CCC-SLP

Сьюзен последние 11 лет работает логопедом в государственной школе. Работает с разными учащимися от дошкольного до старшего школьного возраста.

логопед

Николетт Мид

Распознавание различий сенсорной обработки: гостевой пост Джонатана Эванса

Я регулярно получаю комментарии от родителей, выражающих признательность за уважительный подход к воспитанию, которым я делюсь в своем блоге (подход Магды Гербер RIE). Время от времени те же самые родители затем утверждают, что это не может работать для их ребенка с высокими потребностями или особыми потребностями по целому ряду причин. На протяжении многих лет я консультировался со многими экспертами по теме RIE и детей с особыми потребностями, и большинство из них опровергают это мнение.

Доктор Джонатан Эванс — один из таких специалистов, и он великодушно предложил поделиться своими мыслями в этом гостевом посте на тему, «дорогую его сердцу»: трудности в поведении и обучении у детей и сенсорная обработка :

Что родителям нужно знать о сенсорной обработке и ШРЛ  

Сенсорное наблюдение является центральным элементом философии RIE эксперта по младенцам Магды Гербер. Когда мы практикуем принципы RIE и присутствуем за нашим ребенком, наше чуткое наблюдение часто позволяет нам лучше понять, что происходит с ним, и воспитание чрезвычайно полезно как для ребенка, так и для родителя.

Однако даже в идеальном мире, где мы полностью присутствуем и доступны для нашего ребенка, будут моменты, когда мы просто не понимаем, почему он ведет себя или реагирует определенным образом. Если такие моменты станут более частыми, то мы можем обнаружить, что навешиваем ярлык на поведение нашего ребенка. Например, «у них колики» или «у них режутся зубки».

Иногда это 100% правильно. Однако часто мы просто не знаем. По мере того, как наши младенцы превращаются в малышей, эти трудные моменты могут умножаться. Если они начнут объединяться, то мы можем начать описывать их как проблемы с поведением. Если все становится действительно сложно, тогда наш ребенок может быть описан как находящийся в «спектре», или на его поведение могут быть наклеены другие ярлыки, такие как синдром Аспергера, СДВГ или СДВГ.

Эта тема очень дорога моему сердцу, потому что не только я специализируюсь на лечении детей и младенцев, но и у моего 7-летнего Макани расстройство сенсорной обработки (НСД). Сейчас в моем доме все тихо, так как оба моих мальчика спят, но полчаса назад был хаос — это была ночная рутина «чистки зубов» для двух моих мальчиков, и, к сожалению, у нас закончилась их зубная паста, так что быть брендом для взрослых.

Первый мой 4-летний ребенок, идет взрослая зубная паста. Он немного заметил, что на вкус немного другой, но все хорошо, и он идет к маме за сказкой. Далее мой 7-летний. Во-первых, спокойное объяснение ситуации от меня, так как он плохо переносит неожиданности. Затем зубная паста, и как только он ее пробует, все становится сложно – истерика, крики, топание ногами, выплевывание зубной пасты и вообще отказ от какого-либо сотрудничества. Это не весело, и мне хочется крикнуть ему в ответ. Мне удается сохранять спокойствие. Я отступаю, и мы садимся в ванную, чтобы обсудить проблему, его точку зрения, мою точку зрения и т. д.

В конце концов нам удается договориться о сокращении продолжительности чистки зубов на сегодняшний вечер, наряду с обещанием его обычной зубной пасты завтра и выстраиванием вдоль раковины того, что кажется всем сосудом в доме, способным несущий воду. Мы снова приступаем к этому, и после вечности, включающей все водные сосуды, много полосканий и жалоб, мы закончили!

Итак, что у нас здесь? Непослушный ребенок и хороший ребенок? Избалованная, избалованная 1 st родился и кроткий 2 й ребенок? Подобные вопросы и поведение, которое их вызывает, — это то, о чем я говорю родителям каждый день, когда нахожусь в клинике.

«Что происходит в голове вашего ребенка, когда ему трудно?»

Иногда ответ очевиден — голод, усталость — но давайте рассмотрим модель, которая прольет свет на поведение, которое мы не можем объяснить.

Модель сенсорной обработки

Понимание, стоящее за всем поведением людей и животных, — это стимул и реакция. Есть 5 чувств (слух, зрение, осязание, обоняние, вкус) и шестое, механизм равновесия (вестибулярный аппарат).

  • Мы используем наши органы чувств для сбора информации о нашем мире
  • Мы отправляем эту информацию в мозг, где она обрабатывается
  • Затем мозг сообщает нам, какие действия мы должны предпринять в ответ

Просто и предсказуемо? К сожалению, нет, так как все обрабатывают одни и те же стимулы немного по-разному, и поэтому мы видим разные реакции на одно и то же событие. Это верно для взрослых и особенно для детей, чей мозг все еще развивается.

Термин «расстройство сенсорной обработки» (SPD) используется для описания ребенка, у которого есть трудности с обработкой «сенсорной информации». Однако все дети сталкиваются с ситуациями, когда они не могут обрабатывать информацию, которую получает их мозг. Только частота и серьезность этих ситуаций отличают этих детей от детей с «официальным» диагнозом НРЛ.

Значение для вас как родителя

Вернемся к моему мальчику Макани. Вкус — не единственный его криптонит. У него также есть расстройство обработки слуховых сигналов (APD), и мы видим трудности и в других чувствах. Если бы я не знала об этих трудностях с сенсорной обработкой, я бы посчитала его очень дерзким, что, вероятно, привело бы к одному из двух вариантов воспитания:

1)    Повышение дисциплины для борьбы с неповиновением

2)    Уступите и позвольте ему делать все, что он хочет

3)    Комбинация обоих

Ни один из этих методов не решает проблему и, по сути, не решает проблему худший. Третий вариант губителен. Мы видим, как это происходит, когда папа (обычно это папа) применяет дисциплину к тому, кого он считает непослушным ребенком, а затем мама пытается ослабить дисциплину, чувствуя, что ее связь с ребенком навсегда разорвана.

Все три варианта создают для ребенка огромный стресс, который сильно влияет на мозг.

Стресс и реакция «бей/беги»

Если ребенок сталкивается со стимулом, который ему трудно обработать, как он отреагирует? Одним из двух способов: сражаться или бежать. Эта реакция «бей/беги» заложена в людях. У детей мы увидим:

  • Драка – истерики, крики, плач, отказ что-то делать и т.д.
  • Бегство – уход в себя – прекращение движения и приседание, избегание зрительного контакта, отказ говорить или отвечать, отказ делать что-либо или идти куда-либо (мирными средствами, в отличие от неповиновения, наблюдаемого при бегстве).

Очень важно знать, что немного стресса = улучшение работы мозга. Сильный стресс и/или постоянный стресс = ухудшение работы мозга. Это означает, что если ребенок подвергается стрессу из-за раздражителя и не получает надлежащей поддержки в этой ситуации, он, скорее всего, станет более напряженным и менее способным справиться со следующим раздражителем. Время от времени это не проблема, но на постоянной основе это может привести к серьезным проблемам для этого ребенка.

Адаптация

Если перегружающие стимулы продолжают поступать, то можно быть уверенным на 100%, что ребенок адаптирует свое поведение в ожидании следующего нежелательного стимула. Как это делает умный ребенок? Он делает это, контролируя свое окружение. Может ли он контролировать это на 100%? Конечно, нет, но он все равно старается изо всех сил. Это когда мы начинаем видеть некоторые из следующего:

  • Непрерывное движение и деятельность : перескакивание с одного действия на другое, не останавливаясь ни на секунду. Ребенок пытается заполнить свой мозг на 100%, чтобы не осталось места для другой нежелательной информации. Если ребенок инициирует стимул, значит, он контролирует его, и он не подавляет. Это то, что обычно диагностируется как СДВГ или СДВГ.
  • Заказ и составление списков : будь то динозавры, карандаши или ваш стол (если вы взрослый), чрезмерное упорядочение и уборка — это способ контролировать окружающую среду, блокировать раздражители и пытаться предотвратить будущие изменения. Диагноз для этого — ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство)
  • .

  • Неповиновение: Если я просто скажу «нет» всему, меньшее количество событий, которые находятся вне моего контроля. Как диагностировать такое поведение у детей? Мы называем это ODD (расстройство оппозиционного неповиновения).
  • Громко говорить, шуметь, кричать, постоянно перебивать и задавать вопросы . Ребенок, который проявляет такое поведение до крайности, вероятно, пытается заглушить шум, поэтому ему нужно обрабатывать только свой собственный шум. Перебивая и задавая вопросы, они приостанавливают поток информации к своим ушам, чтобы дать себе возможность уловить и обработать сказанное. Это классическая черта APD (нарушение слуховой обработки). Я знаю, что делал это сам всю свою жизнь, и я понял это только в свои 30, когда я начал работать в этой области! (Извиняюсь перед бывшими подругами за все те ссоры в машине, когда ты давал мне указания, а я запуталась и обвинила тебя!)
  • «Идеальное» поведение вдали от дома и/или вдали от родителей; плохое поведение дома. Это часто происходит с детьми, у которых очень высокий уровень стресса. Они часто закрываются и уходят внутрь, когда находятся вне дома, в качестве защитного механизма, но затем они могут взорваться, когда они дома. Это связано с тем, что дом на самом деле является единственным местом, где они чувствуют себя в достаточной безопасности, чтобы выразить свои сдерживаемые чувства. Очень часто можно увидеть, как школа сообщает о образцовом ребенке (т. е. о таком ребенке, который не доставляет никаких проблем, не мешает или вообще ничего особенного не говорит), и это оставляет родителя в некотором замешательстве, поскольку это совсем не то, что происходит дома.

Яблоко от яблони недалеко падает

Итак, у меня есть сын с аутизмом, и у меня аутизм. Стечение обстоятельств? Конечно, это является. У него были трудные роды, а меня ударил по уху мяч для крикета, когда мне было четыре года. Во всяком случае, это то, во что я хотел бы, чтобы поверил , и определенно эти два инцидента повлияли на нашу способность обрабатывать. Однако, поработав некоторое время в этой области, я видел слишком много «совпадений».

Я упоминаю об этом, потому что это очень важно для родителей. Если у вас или вашего партнера есть похожие «проблемы с обработкой», то обе стороны, вероятно, создают много стресса друг для друга и заводят друг друга до тех пор, пока один или оба не взорвутся. Это негативная нисходящая спираль, с которой необходимо бороться. Теперь также вероятно, что если родитель достиг совершеннолетия, не осознавая, что у него есть проблема с обработкой, то он обычно очень неохотно смотрит на это. Поэтому, пожалуйста, не бейте своего партнера по голове обвинениями и не сваливайте все проблемы на его дверь!

Итак, что мы можем с этим поделать?

1)    Убедитесь, что вы или ваш партнер не усугубляете проблему. Есть ли у вас трудности с обработкой или проблемы в отношениях, которые создают спираль поведения в семье?

2)    Теперь, когда вы знаете, что вызывает затрудненное поведение, поищите конкретные стрессовые стимулы. По возможности избегайте или уменьшайте их количество. Если вам нужно больше деталей, Google SPD и APD, и вы найдете списки триггеров.

3)    Время – ваш друг. Чем больше времени ваш ребенок будет обрабатывать, тем меньше у него будет стресса и тем лучше он сможет справиться с ситуацией. Итак, если у них есть проблемы со слухом, а вы находитесь в шумном торговом комплексе и торопите их, то вы либо получите «взрыв», либо они отступят и спрячут этот стресс. Он выйдет позже.

4)    Взросление также является вашим другом: по мере того, как ребенок становится старше, его мозг созревает, и он становится гораздо более способным справляться с сенсорной информацией, с которой он боролся несколько лет назад. Обычно это наблюдается в возрасте от пяти до шести лет. Однако, если уровень стресса у ребенка был очень высоким, то потребуются годы поддерживающей работы, чтобы увидеть эти улучшения.

5)    Подходящая классическая музыка может быть очень полезной. Это тема сама по себе, и она является основой Интегрированных систем прослушивания, домашней программы для APD и SPD.

6)     Остеопатия и другие виды терапии.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *