Содержание
Как научить ребёнка выговаривать букву Р?
К 5-6 годам дети уже могут полноценно говорить. Но зачастую у малышей появляются сложности в выговаривании буквы «Р». И чем раньше взрослые обратят внимание на проблему, тем выше вероятность оперативно её решить. Если игнорировать ситуацию, то «рычать» не получится и во взрослой жизни. Именно поэтому родители должны знать, как научить ребенка букве «Р».
Для «Р» логопеды делают определённую поблажку: если основной алфавит ребенок должен выговаривать к 4 годам, то для этой буквы норма переносится до 6 лет. Это сложный звук, для которого нужно уметь управлять воздушными потоками. Чтобы правильно и чётко выговаривать «Р», у малыша должен быть сильный корень языка и уздечка, развитый речевой аппарат. Всё это формируется только к 6 годам.
Почему ребенок не может выговорить букву «Р»?
Существует множество способов, как быстро научить ребенка выговаривать букву «Р». Однако не всегда всё зависит только от желания ребенка. Невозможность произнести этот звук может быть вызвана особенностями строения ротовой полости. Чтобы вовремя выявить такие проблемы и решить их, необходимо регулярно посещать детского стоматолога. На плановом осмотре специалист сможет выявить отклонение и предложит способ его решения.
Подъязычная мышца
Подъязычная мышца – это уздечка. Это слизистая складка, которая считается дополнительным средством прикрепления языка ко дну ротовой полости. Если уздечка короткая, выговорить букву «Р» никак не получится: язык просто не дотягивается до верхнего неба. Обычно эту проблему обнаруживают ещё в роддоме, и уздечку сразу подрезают. Детям постарше назначают специальные логопедические упражнения, которые помогают растянуть мышцу, или же проводится хирургическое иссечение этого элемента.
Неправильное речевое дыхание
Чтобы чётко и правильно выговаривать буквы, ребёнок должен научиться управлять выдохом. Далеко не всегда дети сразу же обучаются этому: кто-то делает это неравномерно и поверхностно, кто-то – приподнимает плечи во время вдоха. Также некоторые дети не умеют распределять выдох по слогам.
Нарушение фонетического слуха
Фонетический слух – способность человека правильно понимать и воспроизводить звуки. К 2-3 годам ребёнок уже может отличать похожие по произношению элементы, даже если ещё не говорит. Замедлить развитие фонетического слуха способны различные проблемы со здоровьем: отит, воспаление аденоидов. Это приводит к нарушению звукового преобразования и произношения: ребёнок слышит или воспринимает не тот звук, заменяет его другим.
Нарушение прикуса
Распознать неправильный прикус у ребёнка довольно-таки просто. Если он правильный, верхние зубы должны перекрывать нижние на треть, при этом задние зубы — смыкаться между собой. Если же прикус глубокий, то верхние могут закрывать нижние более, чем на половину. Из-за этого ребёнку становится сложно поставить язык так, чтобы он упирался за верхние зубы.
Какие ошибки допускают дети при произношении?
Буква «Р» вызывает много сложностей. При этом каждый ребёнок по-своему изменяет произношение этого звука. Дети могут допускать следующие ошибки:
- пропущенный звук «Р». Ситуация, при которой ребенок просто игнорирует этот звук. В результате вместо рыбы и руки окружающие слышат «ыба» и «ука»;
- картавость. Такое происходит, когда ребенок произносит горловое «р»: вибрирует мягкое нёбо, хотя должен кончик языка. Горловое «Р» характерно для французского и немецкого языка, но не для русского;
- боковой «Р». Только один бок языка прижат к верхним зубам, а другой – свисает. Из-за этого получается мягкое звучание, больше похожее на «рль», – кончик языка не вибрирует;
- одноударный «Р». Кончик языка однократно ударяется о твёрдое нёбо, а не вибрирует. Произношение больше похоже на английское «r»;
- носовой «Р». При произношении буквы ребёнок выпускает воздушный поток через нос, а не рот. Также кончик языка не участвует в артикуляции, он оттянут назад. В результате буква «Р» больше похожа на «нг»;
- кучерской «Р». Вибрация исходит от губ, а не языка. Звук больше похож на «тпру»;
- параротацизм. Это явление, при котором ребёнок заменяет «Р» другими звуками. Появляются знакомые для многих «лебенок, гыба» и подобное.
Упражнения для дома
Только логопед сможет сказать, почему ребёнок не выговаривает букву «Р». Но, если вашему малышу ещё нет 6 лет, то вы можете самостоятельно поработать с ним. Возможно, вам удастся справиться с проблемой без обращения к специалисту. Учитывайте, что для этого процесса необходимо набраться терпения: не нужно рассчитывать на быстрые результаты. Скорее всего нужно будет месяцами заниматься с ребёнком.
Заранее подготовьте место для занятий: такое, чтобы сидеть друг напротив друга. Уделять много времени тренировкам не нужно: 10-20 минут в день достаточно. И всё должно проводиться в игровой форме.
Гимнастика
С помощью артикуляционной гимнастики можно развить подвижность языка, придать ему гибкость, силу, а также улучшить его переключаемость. Кроме улучшения звукопроизношения, такие занятия положительно сказываются на состоянии зубов: упражнения препятствуют застойным процессам, из-за которых во рту развивается патогенная микрофлора. Логопеды обычно используют следующие занятия:
- парашют. На нос кладут кусок ватки. Язык при этом нужно сделать в форме чаши. Если у ребенка не получается, поместите на язык несколько капель воды и попросите его удерживать жидкость. Когда малыш научится держать язык в таком положении, на нос кладут ватку и просят ребенка сдуть её, не меняя положения языка;
- шарик. Простое упражнение, при котором нужно с силой надувать щёки и задерживать их в таком положении на несколько секунд;
- маляр. Рот нужно приоткрыть на 2-3 сантиметра, губами – широко улыбнуться. Максимально прямым языком нужно гладить верхнее нёбо, имитируя движения кисточкой по стене. Такое упражнение идеально подходит детям с короткой уздечкой;
- грибочек. Нужно улыбнуться губами, прогнуть язык и цокать им по верхнему небу. Через 5-7 раз попросите ребенка плотно присоединиться средней частью и кончиком языка к нёбу, задержаться так на несколько секунд. Задание поможет хорошо ощутить напряжение в уздечке.
Чтобы довести всё до автоматизма, регулярно повторяйте все упражнения. Не прекращайте занятия даже в том случае, если малышу потребуется операция на уздечке или лечение ЛОР-органов.
Упражнения
Буква «Р» – самая сложная для произношения. Поэтому сложности возникают у многих. Чтобы научиться выговаривать её, можно выполнять следующие упражнения для буквы «Р» для детей:
- барабаны: нужно широко открыть рот и ударить кончиком языка о поверхность нёба за верхними зубами, произнося при этом букву «Д». сразу просите ребенка делать это медленно, потом – быстро;
- жужжалка: ребенку нужно длительно произносить «Ж», постепенно отводя кончик языка вглубь рта. Вы услышите, как звук в скором времени сменится на слабое «Р»;
- змейка: попросите малыша протяжно произносить «С», через несколько секунд – затягивать язык и поднимать его кончик к нёбу;
- моторчик: под язык кладут ватную палочку, которую водят вперед-назад. В этот момент ребёнок должен жужжать.
Если регулярно выполнять упражнения, ребёнок доведет всё до автоматизма. В скором времени он научится чётко и громко произносить букву «Р», отработает слоги с ней. Чтобы закрепить результат, используйте стишки и скороговорки:
«На дворе растёт трава,
на траве стоят дрова.
Не руби дрова на траве двора».
Когда стоит обратиться к логопеду?
Для буквы «Р» специалисты дают чуть больше времени: если остальные звуки ребёнок должен выговаривать уже к 4-5 годам, то выговаривать «Р» может учиться до 6 лет. Если вы видите, что к первому классу малыш не может «рычать», необходимо обращаться к логопеду-дефектологу. Лучше, чтобы к школе он всё-таки научился всё правильно выговаривать. Это поможет избежать препятствий для учёбы и общения со сверстниками.
На сеансе логопед оценит развитие ребенка, определит тип речевого нарушения, подберёт эффективные упражнения и средства коррекции. Это позволит поставить звук и закрепить его. Только совместные усилия логопеда и родителей помогут ребёнку освоить правильное произношение буквы «Р».
Выводы
Вопрос, как научить ребёнка выговаривать букву «Р», актуален для многих родителей. Такая проблема встречается практически у всех детей: просто кому-то удаётся справиться с ней быстрее. В этом нет ничего страшного: родителям нужно набраться терпения, заниматься с ребёнком различными упражнениями. Конечно, если проблема с произношением вызвана нарушением прикуса или длинной уздечкой, то потребуется стоматологическое вмешательство.
Как научить малыша правильно выговаривать свистящие З, С, Ц
Некоторые дети не выговаривают трудные для них свистящие звуки. Например, вместо С, они говорят СЬ, вместо З – ЗЬ и так далее. Иногда свистящие совсем выпадают из произношения. В норме, при достижении пяти лет, ребенок уже умеет правильно проговаривать все звуки, особенно, если с ними занимались в детском саду или родители. С детьми в садике должна ежедневно проводиться артикуляционная гимнастика по утрам, а логопед должен работать с малышами по индивидуальным особенностям звуковоспроизведения у ребенка. Так обстоит дело в детских садах не всегда. Не соблюдается строго выстроенная система, без которой этой задачи не решить.
Для того, чтобы помочь ребенку устранить недоработки в произношении букв С, З и Ц, вам необходимо самому точно понимать, какова правильная артикуляция при их произношении. Постановка этих звуков – кропотливая работа, требующая длительного внимания. Если подходить к вопросу «Выговорится сам» или «Какая разница, что ребенок не выговаривает буквы, он же маленький, а это так мило», то можно ограничить ребенка в одной из главнейших потребностей человека – самовыражаться. Ведь речь – это средство, именно с помощью которого и происходит самовыражение.
Малыш не выговаривает свистящие, когда приступать к борьбе с этим явлением?
Если дожидаться пятилетнего возраста, чтобы только тогда вести малыша к логопеду, то можно опоздать, у ребенка закрепится неправильное выговаривание, что-то изменить ему будет всё труднее. Не нужно быть большим экспертом, чтобы понимать, что малышам нужно создать пусковой механизм для начала проговаривания звуков правильно. И делать это лучше в 4 года. Многие родители сами справляются с дефектами речи своего чада, без участия логопедов.
Если у крохи нет серьезных нарушений речевого аппарата, то постановка свистящих звуков не будет сложной. Вам достаточно следовать рекомендациям этой статьи, чтобы ребенок в скором времени порадовал вас звонким З и другими правильно поставленными звуками. Как только это умение будет достигнуто один раз, вашей задачей станет закрепление навыка, то есть выведение его на уровень автоматизма.
Если у вашего малыша нарушены все звуки, он говорит непонятно, либо понятно только вам, здесь нельзя игнорировать логопеда. Без его участия не обойтись. Чем ранее вы придете на первую беседу со специалистом-логопедом, тем быстрее результаты будут достигнуты и закреплены.
Все следующие упражнения будут полезны не только малышам, а еще и детям школьного возраста, да и самим родителям, так как артикуляционная гимнастика в любом возрасте развивает речевой аппарат, делает его более податливым, гибким, учит в совершенстве им управлять, при чем управлять им по своему усмотрению.
Поэтапность работы – самое важное в борьбе с плохим произношением. Как же грамотно подойти к вопросу постановки звуков и что нужно уяснить для себя самому:
- Осознание и понимание всех движений органов речевого аппарата, что нужны для произношения определенного звука.
- Возникновение правильного звучания.
- Закрепление поставленного звука в разговорной речи малыша, как в отдельных слогах, так и в целых фразах, стишках.
Начинаем с артикуляционной разминки!
Ребенок, который неправильно произносит один из свистящих, наверняка неправильно произносит и остальные из них, по аналогии с первым. Самой распространенной причиной неверного произношения этих звуков, является негибкость органов, что участвуют в его воспроизведении. Именно поэтому регулярность зарядок так важна. Подвижность не достигается одним занятием, а нарабатывается с каждым новым уроком. Перерывов в ежедневных упражнениях быть не должно.
Лучшее время – это утро. Для проведения занятия нужно всего три минуты времени перед завтраком. Всегда проводите обучение с детишками в форме игр. Для проведения артикуляционных разминок нужно знать несколько правил:
- Выполняйте не более 2-3 упражнений за раз, но при этом каждое упражнение повторяется многократно.
- Не вводите более одного нового упражнения за один раз, если есть трудности со старыми упражнениями, новое включать в процесс запрещено, пока не будет проработано старое.
- Зеркало – лучший помощник при работе над правильной артикуляцией. Все ваши движения и работа речевого аппарата малыша должна быть видна ребенку, чтобы он имел возможность сравнивать то, что видит у вас и у себя.
- Не любые упражнения – есть гимнастика! Ели вы пришли на тренировку и лениво помахали руками, у вас никогда не будет успехов. В работе с произношением так же: все упражнения должны быть проработаны качественно.
- Не браните малыша за те моменты, что у него не получается, тем более, не расстраивайтесь сами. Всё требует навыков. Хвалите ребенка за любое правильно выполненное движение.
Упражнения артикуляционного комплекса
Дома или в детском саду, но лучше начинать именно со следующего комплекса упражнений:
- Губами делаем длинную трубочку, стараемся вытянуть ее как можно дальше, удерживаем как можно дольше. Следим, чтобы работали лишь одни губы.
- Растягиваем рот в улыбке. При этом упражнении зубы видны хорошо, а губы максимально растянуты. Удерживаем улыбку до усталости губ.
- Делаем колечко из губ, снова удерживаем в таком напряженном состоянии.
- Чередуем эту цепочку: трубочка – колечко – улыбка – трубочка – колечко – улыбка и так далее.
- В положение улыбка открываем и закрываем рот. Важно – губы не делают ни каких посторонних движений.
- Высовываем язык из приоткрытого рта и добиваемся того, чтобы язык стал плоский.
- То же самое упражнение, но добиваемся острой и узкой формы языка.
- Предыдущих два упражнения соединяем и заставляем язык поочередно принять широкую и узкую форму. Чередуем действия.
- Поднимаем язык, прячем его за верхние зубы.
- Поочередно поднимаем язык к верхнему небу – опускаем к нижнему. Повторяем много раз.
- Прижать кончик языка к нижнему небу у зубов и заставить язык «шататься», то уходя вглубь рта, то приближаясь к зубам.
Проверяем, если малыш с легкостью выполняет артикуляционную зарядку, переходим к комплексам постановки звуков. А если у малыша очень трудно выполняются эти движения, то тренируем пока только их, прежде чем разучивать звуки.
Комплекс упражнений для чёткого произношения звуков Ц, З, С
Прежде чем выполнить упражнение, расскажите ребенку словами, как должен двигаться язычок, следите, как кроха их выполняет. Малышей не расстраивают ошибки, которые они допускают, если вы сами отнесетесь к ним с юмором. Частой ошибкой может быть надувание щек. Пусть малыш сам придерживает щеки ручками, чтобы они не надувались.
Гол!
Первый важный навык, когда ведется постановка звука С – научиться воспроизводить длинную беспрерывную струю воздуха. Положите два элемента конструктора или кубика на стол – это будут ворота. Перед ними положите ватный шарик. Малыш должен вытянуть губы, сложив их в трубочку и потоком воздуха загнать шарик в ворота. Щеки не должны надуваться! Подача воздуха происходит не за счет щек, а из легких.
Язычок лег отдохнуть
Приоткрываем рот и с помощью легкого похлопывания губ, произносим «пя пя пя пя». Теперь расслабленный плоский широкий язык показываем изо рта и кладем его на верхнюю губу. Делаем «пя пя пя пя» непосредственно по спинке языка – это массаж для отдыхающего язычка. Каждое похлопывание язычка губами должно делаться на одном выдохе.
Язык-блинчик
Научите ребенка удерживать его язычок в расслабленном положении высунутым максимально долго. Важно – губы так же не должны напрягаться и не подворачиваться. Бока языка должны касаться уголков рта – широкий язык.
Чистые зубки
Кончиком языка необходимо «почистить» все зубки во рту. Уделите внимание как «спинкам» зубок, так и внешней поверхности их. Это упражнение особенно важно, когда необходима постановка звука Ц. Следите, чтобы губы были неподвижны во время упражнения и растянуты в спокойной улыбке.
Подружимся со звуком С!
Если правильно выстроить работу артикуляционного аппарата, то при произнесении С губы должны растягиваться в улыбку, а зубы образовывать тоненькую щель. При этом кончик языка плотно придавлен к основанию нижних зубов, а сам язык выгнут, как спинка кошки. Чтобы звук «заработал», струя воздуха должна производиться сильная и узко-направленная.
Ребенок иногда ошибается. В чем, чаще всего, можно увидеть ошибки?
- Вместо С мы слышим другие звуки.
- Совсем исчезает звук С из слов.
- Произносится С, но звучит искаженно, например, мягко.
Когда вы убедились, что рот ребенка принял точную позицию для воспроизведения С, то начните с подражания перед зеркалом, как говорилось выше. Играйте со звуком С – например, сдувайте пылинки или пушинки. Замечательный метод, который можно использовать в данном упражнении – опорные звуки. Для С есть два опорных звука, которые нужно научиться говорить, чтобы произносить С: это И и Ф.
Как только С будет получаться у ребенка отдельно, то нужно переходить к словам и предложениям, а в последнем завершающем этапе, использовать скороговорки.
Звонкая З нам по плечу!
З очень напоминает предшествующую С по расположению частей артикуляционного аппарата. Разницу составляет только то, что при произнесении звонкого З, нужно присоединять голос. Не начинайте отрабатывать З до тех пор, пока не получится звук С. Положите руку ребенка на область голосовых связок на шее и произнесите С и З по очереди. При произнесении З, малыш почувствует вибрацию, а при С она отсутствует. Эту вибрацию и производит звуковой поток, то есть, голос.
С тем, как у крохи будет всё чётче вырабатываться звук З, просите его говорить его всё громче. А затем переходите к интеграции З в слова и предложения.
Ц – веселый звук и друг!
Звук Ц родственный по артикуляции с З и С. И состоит звук Ц из двух звуков – Т и С. Поэтому при его произношении мы и должны научить ребенка правильно воспроизводить оба эти звука в начале.
При произнесении Ц, воздушная волна достаточно сильная. Обычно Ц даётся детям просто, так как он основан на произнесении ранее выученной С. Автоматизировать звук можно при помощи специальных стихов, что вам предложит специалист.
Работа над постановкой звуков у малышей – увлекательный и веселый процесс. Не пытайтесь учить ребенка, лучше играйте с ним, тогда результат будет гораздо более продуктивным.
Видео c артикуляционной гимнастикой для четкого произношения свистящих звуков (с, з, ц):
слов на «Р» Логопедия | Otsimo
Дети с нарушениями речи или трудностями в общении могут с трудом произносить определенные звуки правильно. На самом деле, около 9% маленьких детей имеют какое-либо расстройство речи. Поэтому, если вы чувствуете, что ваш ребенок один, это не так. Одним из звуков, с которым у детей больше всего трудностей, является звук /р/.
Когда ребенку трудно произносить звук /r/ правильно, это называется ротацизмом. Дети борются с произношением звука /р/. Логопед вашего ребенка может определить, что у вашего ребенка есть трудности с этим звуком. Тем не менее, существует множество мероприятий по продвижению артикуляции /r/.
Как сделать звук /р/
Есть причина, по которой детям трудно произносить звук /р/, и это один из звуков, которые выучили последними. Одна из причин, по которой этот звук такой сложный, заключается в том, что существует множество способов его произношения! Произношение очень сильно зависит от букв, которые сочетаются со звуком /r/.
Мы произносим звук /р/, прижимая язык к нёбу. Чтобы сделать этот звук, мы также должны использовать наши голосовые связки. Через узкое пространство во рту проходит воздух. Кончик нашего языка должен быть за гребнем за зубами, но нигде не касаться.
Еще одна причина, по которой звук /r/ может быть сложным, — это гласные, используемые в произведении, и его размещение. Звук /r/ может предшествовать гласному, который называется предвокальным, или звук /r/ может быть вокальным, что означает, что он следует за гласным. Это означает, что произношение звука /r/ может меняться в зависимости от гласной.
Кроме того, сочетания звука /r/ с другими гласными также могут располагаться в разных позициях слова, что усложняет произношение. Произношение снова меняется в зависимости от положения звука, будь он в начале, в середине или в конце слова.
Звук /r/ — один из последних звуков, которые дети усваивают, потому что он очень сложный. Еще одна причина, по которой его так трудно освоить, заключается в том, что он создается только путем манипулирования положением языка. Это мешает детям визуализировать, как произносить звук /r/ в определенной позиции.
Есть способы стимулировать ребенка произносить звук /р/. Вы можете продемонстрировать звук типичного /r/. Объясните ребенку, что этот звук /р/ издается языком, находящимся немного сзади и посередине рта, но близко к верхней части рта. Чтобы показать, как это работает, вы можете использовать свою руку, держать ее в горизонтальном положении, ладонью вниз. Затем положите правую руку под левую и поверните ладони друг к другу. Объясните ребенку, что левая рука — это верхняя часть рта, а правая — язык. Согните пальцы правой руки так, чтобы они почти касались ладони левой руки. Примерно так же действует язык при произнесении звука /р/.
Чтобы произнести звук /r/, выполните следующие шаги:
- Поднимите кончик языка чуть ниже альвеолярного отростка, но не касайтесь его
- Затем поднимите тело языка во рту, по-прежнему ничего не касаясь
- Пропустить звонкий воздух через язык
- Затем небная занавеска закрывается, и голосовые связки вибрируют.
Вариация звука /r/
Сложность воспроизведения звука /r/ возникает из-за комбинаций, которые он образует с гласными в определенных позициях в слове. Если он стоит после гласной, звук /r/ приобретает вокальные свойства. Это затрудняет освоение детьми каждой вариации звука /r/.
Учитывая начальное r, среднее r и конечное r положение звука /r/ в слове, а также комбинации, которые он может образовывать с гласными, существует 21 вокальный и около 32 аллофонических типов звука /r / звук. Это er final, ar initial, ar medial, ar final, air initial, air medial, air final, ear initial, ear medial, ear final, ire initial, ire medial, ire final, or initial, or medial, or final , средний/конечный rl, br, kr, dr, fr, gr, pr, spr, str, shr, tr и thr.
Общая картина заключается в том, что звук /r/ имеет больше вариаций по сравнению с другими звуками в английском языке.
В каком возрасте нужно правильно произносить звук /r/?
Звуковое развитие у каждого ребенка происходит с разной скоростью. Хотя это не строгая мера, по которой нужно жить, как правило, дети должны правильно произносить звук /r/ к шести годам. Однако это развитие не происходит в одночасье. Дети приобретут навык правильного воспроизведения этого звука с течением времени, слушая и практикуя его. Если вы чувствуете, что ваш ребенок отстает в звуковом развитии, было бы полезно проконсультироваться с логопедом, чтобы проверить вашего ребенка и определить, требуется ли какое-либо вмешательство.
Что такое типичный звук /r/ Развитие речи
Чтобы освоить звук /r/, дети должны пройти определенные уровни прогресса. Вот типичная последовательность:
- Уровень изоляции, где звук произносится сам по себе
- Уровень слога, где звук сочетается с гласной, например, ржи, ро, ре
- Уровень слова, где звук используется в слове, например, «слово, дорога»
- Уровень фразы, где несколько слов со звуком /r/ связаны вместе в короткую фразу из двух или трех слов, например, «дождливая зима»
- Уровень предложения, где более сложные и длинные предложения со словами, в которых есть звук /r/, например, «Эта зима дождливая»
- Уровень разговора, где /r/ слова используются в связной речи во время разговоров точно
Приходите с более чем 200 тысячами семей!
Давайте лучше общаться!
Скачать бесплатно.
Сертифицированное приложение для логопедии
, разработанное с помощью SLP.
Логопедия Оцимо
Скачать бесплатно
Конечно, этот прогресс не происходит в одночасье. Малышу предстоит потренироваться произносить слова на /р/, где звук /р/ находится в разных местах в разных словах, например, в начале, в середине или в конце. Кроме того, поскольку произношение звука /r/ сильно зависит от того, с какой гласной он используется, ребенку также придется практиковать предвокальные и вокальные звуки /r/.
Некоторые дети проходят эти этапы быстро, некоторые в какой-то момент испытывают трудности. Звук /r/ очень сложен для освоения, поэтому ребенок может не освоить все его вариации сразу. Однако с помощью практики и вмешательств звук может быть воспроизведен правильно.
Советы и подсказки для поощрения детей к практике звука /r/
Все варианты звука /r/ затрудняют определение области, с которой ребенок борется. Однако это не означает, что ребенок должен освоить все эти аллофоны. Выяснение того, где ребенок борется, является ключом к предоставлению ему наиболее подходящих методов.
Есть некоторые методы, которые логопеды, родители и опекуны могут попробовать со своим ребенком, чтобы правильно произносить звук /r/.
Имитация
Это один из самых полезных методов обучения детей воспроизведению определенного звука. Попробуйте моделировать воспроизведение звука. Однако это может быть сложно для звука / r /, поскольку он в основном выполняется движениями языка, а не губами, поэтому ребенку может быть трудно продемонстрировать, как он имитирует. Здесь родители и опекуны могут попросить ребенка имитировать звуки животных. Эти звуки будет весело делать. Попробуйте рычать или лаять, как собака.
Использовать зеркала
Это еще один отличный способ помочь ребенку визуализировать, как издавать звук. С помощью зеркала ребенок может почувствовать, как двигается его рот или челюсть, а его осознание движений рта, языка и губ увеличивается с использованием зеркала.
Аудиальная бомбардировка
Аудиальная бомбардировка — широко используемый метод обучения детей звукам. В этом методе ребенок снова и снова слушает список слов на r. Выберите слова, в которых есть звук /р/ в различных вариациях. Это интенсивное повторение позволит ребенку услышать и имитировать звук, который он слышит неоднократно. Благодаря использованию этого доказательного метода улучшится скорость нормального развития ребенка.
Как научить ребенка произносить букву «Р»
- Саморазвитие
Детские воспоминания у многих из нас связаны с трудностью обучения этому звуку. Многие из нас не умели произносить букву «р» в начальной школе, а некоторые до сих пор не умеют. Специалисты разрабатывают целые методики обучения детей звуку «р»…
Детский вектор создано brgfx – www.freepik.com
«Р» — самый сложный в артикуляции звук в русском языке. В ряде языков мира этот звук полностью отсутствует или существуют другие «варианты» его произношения: в немецком и французском «р» гортанное, в английском произносится без вибрации, а в В китайском языке такого звука нет вообще, а при заимствовании иностранных слов китайцы меняют его на «л». Кстати, в японском все ровно наоборот – есть «р», но нет «л». «.
В связи с этим детские воспоминания у многих из нас связаны со сложностью изучения этого звука. Многие из нас не умели произносить букву «р» в начальной школе, а некоторые до сих пор не умеют. Специалисты разрабатывают целые методики обучения детей звуку «р».
В каком возрасте следует начинать учиться?
Не торопитесь: нормально развитый ребенок может научиться произносить букву «р» еще до пяти лет. Если к этому возрасту у него ничего не получилось, то с шести лет его следует вести к логопеду.
Пытаясь научить ребенка произносить этот звук самостоятельно, нельзя его ругать, наказывать, бить по губам и так далее. Даже если он потерпит неудачу, вам нужно его утешить и подбодрить. С первого раза, даже с десятого, редко кому из детей удается побороть этот сложный звук.
С какими трудностями сталкивается ребенок при произнесении буквы «Р»?
- Часто произносит букву «л» вместо «р». Это письмо не нуждается в специальном изучении. В очень раннем возрасте (2-3 года) это характерно почти для всех детей и поэтому считается нормальным.
- Малыш уже умеет произносить букву «р», но произносит ее не во всех словах, где эта буква есть. Это значит, что ребенку еще нужно усилие для произнесения нужного звука.
- В словах с этой буквой ребенок ставит ударение не на те слоги.
- Букву «р» он получает гортанной. Такой звук произнести намного легче, чем нужно. Во французской семье этого было бы достаточно, а в русской вряд ли, так что придется продолжать обучение.
Дети вектор создан brgfx – www.freepik.com
Как научить ребенка произносить правильный звук
Что могут сделать родители, не прибегая к помощи специалиста? В первую очередь нужно рассказать ребенку, что он должен чувствовать, когда произносит звук «р»: главное, почувствовать вибрацию. Объясните, как поместить язык в рот, куда он должен упираться при произнесении. После этого можно переходить к практике. Подберите слова, содержащие эту букву, и произнесите их вместе с ребенком, особенно выделяя ее. Также можно произносить самые разные звуки: как рычит тигр («рррр!»), как стреляет ружье («тррра-та-та!») и так далее. После отдельных слов и звуков можно переходить к стихотворениям и скороговоркам. Важно, чтобы ребенок как можно больше разговаривал; выучить правильный звук можно только с помощью постоянной речевой практики.
При этом необходимо проверить, все ли правильно делает ребенок. Обратите внимание на то, как он позиционирует свои губы. Если вибрация языка упорно не выходит, можно слегка потянуть за уздечку его языка.
Артикуляционные упражнения
Существуют простые упражнения, которые помогут ребенку выучить букву «р», а также развить моторику языка в целом.
- В первом упражнении нужно дотронуться языком до бугорков над верхними зубами (альвеол). Это упражнение направлено на растяжение подъязычных связок. Язык должен лежать на бугорках не менее двадцати секунд.
- Второе упражнение — прикусить кончик языка. В это время ребенок должен широко улыбаться. Упражнение возбуждает мышцы языка.
- Третье упражнение приводит ребенка к правильному произношению нужного звука. Он должен широко открыть рот и произнести букву «д», касаясь языком не передних зубов, а альвеол. Он должен произнести этот звук несколько раз подряд. Вы можете постепенно увеличивать скорость его произношения.
Для другого необычного упражнения нарежьте очень маленькие кусочки бумаги. Один кусочек кладут на кончик языка сверху, а затем ребенка просят сдуть его или выплюнуть, для чего кончик языка нужно прижать к альвеолам и с силой выдохнуть через рот. При этом язык будет вибрировать, иначе говоря, ребенок будет непроизвольно произносить звук «р». Повторяя это упражнение несколько раз, можно добиться того, чтобы малыш понял, что от него требуется, и начал произносить этот звук постоянно – уже без бумажки на языке.