Содержание

Если ребенок не произносит звук Р. Советы логопеда.

Каждый второй случай обращения родителей к логопеду: «Мой ребенок не выговаривает Р». Почему, если произношение других звуков в речи еще как-то нормализуется само собой, то Р – ну никак не появляется? Что нужно знать родителям об особенностях формирования речи детей в том или ином возрасте и о том, как укрепить непослушный язычок, поговорим в этой статье.

Приемы для формирования звуков.

            Наверно, многие задавались вопросом, почему у современных детей речь стала хуже? Сегодня к логопеду обращаются в 7 раз чаще, чем в советские времена. Да, дети рождаются нездоровыми, плохая экология и питание, но многое в формировании речи зависит от развития и воспитания с самого младенчества. Никто не задумывался, а ведь насколько важно взрослому целовать и прикасаться своими губами к губам ребенка, который воспринимает мир через органы чувств. Так малыш учится чувствовать положение губ, улыбается, растягивая мышцы губ, а длительные поцелуи в ручку, щечку или попку с протяжным «тпррру» развивают речевой слух и позволяют чувствовать вибрацию, так необходимую при производстве звука [р]. Есть даже специальное упражнение для губ «кучерское тпррру», которое показывают малышу и просят повторить со звуком. При этом вибрируют губы, подготавливаясь к будущему произнесению рычащего звука. Очень полезно также упражнение «Лошадка» — поцокивание язычком, тренирует его верхний подъем. Упражнение «Индюк» — быстрое движение широким языком по верхней губе со звуком: бла-бла-бла, развивает и движения языка, и вибрацию губ.

            Сонорные и шипящие звуки образуются на верхнем подъеме языка, поэтому пока детский язычок не научился держаться во рту наверху, ни [ш], ни [ж], ни [щ], ни [л], ни [р] не появятся. Что для этого нужно делать? Как только ребенок научился держать погремушку или ложку, он должен ее облизывать, это стимулирует верхний подъем языка. Позже в 1-1,5 года полезно облизывать блюдца после еды, и вообще любые предметы, можно даже слизывать яблочное пюре со стола лишь бы работал язычок. В игровой форме можно выполнять упражнение «Вкусное варенье», где мы облизываем поочередно по кругу то нижнюю, то верхнюю губу.

            Также общеизвестно, что зоны головного мозга, отвечающие за производство речи, находятся рядом с зонами, которые отвечают за общую и мелкую моторику. Поэтому стимулируем мозг через движения тела. Во-первых, очень полезно ребенку ползать (сейчас многие пытаются заменить этот этап хождением в ходунках), во время ползания балансируется и координируется работа левого и правого полушария мозга в то время, когда малыш выдвигает для рывка вперед сначала правую руку, а вслед за ней подтягивает правую ногу, затем левую руку, левую ногу. Поэтому, когда ребенок начинает зеркалить буквы на письме, у специалиста возникает вопрос: а ориентируется ли он вообще в пространстве и в собственном теле, знает ли, где право, а где лево и как у него прошел этап ползанья. Во-вторых, скоординированности движений способствует также и подбрасывание годовалого малыша вверх-вниз, переворачивание вокруг собственной оси, подвешивание то за одну, то за другую руку (ногу). А чтобы работали пальчики рук, дайте малютке попересыпать крупу, повозиться в песке, полепить из теста, поплюхаться в воде. Бесспорно, возникнет много хлопот и будет много мусора, песка, воды на полу, но речь ребенка при этом будет чище, понятнее, членораздельнее и правильнее.

Причины ротацизма.

Если в речи отсутствует, искажается или заменяется другим звуком звук [р], это явлении в логопедии называют ротацизмом. Каковы же причины? Если у ребенка нет таких сложных речевых заболеваний как дизартрия, при которой нарушена иннервация органов артикуляции, или ринолалия, когда повреждено небо, причин по большому счету, две:

— наследственность,

-слабые мышцы языка.

            Практика показывает, что даже при отягощенной наследственности, звук [р] поставить все-таки можно, главное – натренировать мышцы языка. При первичном осмотре детского язычка логопед сразу выяснит причину речевого затруднения. Обычно, если кончик языка толстый, то постановка звука [р] идет очень медленно, потребуется немало усилий научить ребенка расслаблять кончик на верхнем подъеме. Еще одна беда, когда мышцы детского язычка очень слабые. Ребеночек показывает язык, а он у него висит как тряпочка, конечно, такой язык не сможет долго держаться наверху. Часто бывает такое, что ребенок даже в семь лет не умеет цокать (упражнение «Лошадка»). Он издает звук, похожий на цоконье, но при этом язычок остается все время внизу в полости рта, а звук образуется за счет подъема и опускания нижней челюсти. Не цокали значит с первоклассником в период раннего детства. Многие дети не могут также удерживать рот открытым в течение 30 секунд, очень слабы круговые мышцы рта, возможно, с ребенком не пели песенки.

            От состояния мышц языка, губ, щек, нижней челюсти, круговой мышцы рта, зависит больше половины успеха постановки звука [р]. Если мышцы очень слабы, на то, чтобы их накачать может уйти от одного до трех месяцев. Но при регулярном выполнении артикуляционной гимнастики (каждый день утром и вечером), добиться хорошего результата можно за одну неделю. Для этого нужно выполнять следующие упражнения:

«Вкусное варенье» — облизываем верхнюю губу широким язычком.

«Почистим зубки языком» — имитация чистки зубов.

«Маляр» проводим кончиком языка по небу (красим потолок).

«Лошадка» — поцокивание языком (верх-вниз), при этом нужно контролировать, чтобы рот был открыт, а нижняя челюсть оставалась на месте.

«Грибок» — из верхнего положения «Лошадки» присасываем широкий язык к небу (рот открыт).

«Гармошка» — из положения «Грибок» опускаем и поднимаем нижнюю челюсть, растягивая подъязычную связку.

«Парус» — удерживаем поднятый кверху язык за верхними зубами при открытом рте на счет сначала до 10, увеличивая с каждым разом до 40.

«Дятел» — стучим при открытом рте (!) кончиком языка за верхними зубами со звуком: ддддд (губы в улыбке).

«Заведи мотор» — дуем на поднятый вверх язык со звуком: джжжжжжж – рот открыт, губы в улыбке.

«Балалайка» — указательным пальцем водим под поднятым в положении «Парус» язычком со звуком: дын-дын-дын, вызывая вибрацию кончика языка, рот открыт, губы в улыбке.

 

 

 

Как научить ребёнка говорить букву «р»

29 сентября 2019ЛикбезСоветы

Совладать с непокорным звуком помогут «комарик», «моторчик» и «барабан».

Поделиться

0

Из всех звуков дети осваивают «р» последним, годам к пяти‑шести. Если вашему ребёнку меньше, не торопите события. Если чуть больше — не паникуйте. Давайте спокойно разберёмся, что не так с этой буквой и какие есть способы с ней совладать.

Почему рычать трудно

Звук «р» считается одним из наиболее сложных для воспроизведения. Чтобы правильно его произнести, нужно:

  • приподнять кончик языка к верхним зубам — при этом он должен оставаться распластанным, как блинчик, а не суживаться от напряжения;
  • на выдохе направить на кончик мощный воздушный поток так, чтобы возникла вибрация.

Для подобных манипуляций ребёнку необходим развитый речевой аппарат, сильные корень языка и уздечка. Обычно всё это формируется к шести годам.

Что мешает произнести букву «р» правильно

Даже имея во рту подготовленный инструментарий, дошкольники умудряются искажать злополучный звук. И на то есть несколько причин.

1. Короткая подъязычная связка

Также её называют уздечкой. Она мешает свободно двигать языком и поднимать его вверх. Чаще всего проблему обнаруживают ещё в роддоме. Если подъязычная связка не позволяет младенцу нормально сосать грудь, её подрезают. В более позднем возрасте уздечку, как правило, растягивают с помощью логопедических упражнений.

2. Нарушение фонематического слуха

Фонематическим слухом называют способность правильно воспринимать и воспроизводить звуки речи. В норме малыш уже в три года улавливает разницу между похожими звуками — даже если и не умеет их произносить.

Иногда развитие фонематического слуха задерживается из‑за перенесённого отита, аденоидов или других проблем со здоровьем. В результате нарушается звуковой анализ и синтез: ребёнок не так слышит звук, пропускает его в речи или заменяет другим.

3. Неправильное речевое дыхание

Для корректного произношения нужно уметь управлять своим выдохом. Не у всех детей это получается: кто‑то во время вдоха поднимает плечи, другие дышат слишком поверхностно и неравномерно или не умеют распределять выдох по словам.

4. Глубокий прикус

При правильном прикусе верхние передние зубы перекрывают нижние примерно на треть, а остальные смыкаются друг с другом. А вот если прикус слишком глубокий, верхние закрывают нижние больше, чем наполовину. Добиться правильного положения языка с упором за верхние зубы становится сложнее.

Как коверкают букву «р»

На специализированных ресурсах описаны следующие основные варианты искажения звука «р», или по‑научному ротацизма:

  • Картавость, или горловое «р». Вибрирует не кончик языка, а мягкое нёбо. Такое произношение нормально для французской и немецкой, но не для русской речи.
  • Боковое «р». Язык одним боком прижат к верхним зубам, вторая сторона свисает, а кончик не вибрирует. В результате получается что‑то похожее на «рль».
  • Одноударное «р». Вместо того чтобы вибрировать, кончик языка один раз ударяется о твёрдое нёбо, образуя подобие английского r.
  • Носовое «р». На выдохе воздушный поток проходит не через рот, а через нос. Вдобавок кончик языка оттянут назад и не участвует в артикуляции. Фраза «Рома, открой двери!» превратится в «Нгома, откнгой двенги!».
  • Кучерское «р». И снова вибрация происходит не там, где нужно, а именно на сближенных губах. Малыш издаёт что‑то похожее на «тпру».
  • Параротацизм, или замена «р» другим звуком. Вместо «ребёнок» вы слышите «лебёнок», «гебёнок», «вебёнок», «яебёнок» или даже «ыебёнок».
  • Пропущенное «р». Малыш просто избегает сложностей. Говорит не «рыба», а «ыба», не «рад», а «ад», не «гром», а «гом».

Какие упражнения можно делать дома

Установить точную причину ротацизма и определить, как с ним бороться в вашем конкретном случае, — задача для логопеда. Но если ребёнку ещё нет шести или из‑за определённых обстоятельств навестить специалиста пока не получается, можно попробовать обуздать «р» самостоятельно. Для этого нужно выполнить всего три условия.

  • Набраться терпения. Процесс вряд ли будет быстрым, а результат лёгким. Возможно, вам понадобятся месяцы ежедневных занятий.
  • Подготовить место. Логопедические упражнения лучше выполнять сидя вдвоём перед большим зеркалом. Малышу необходимо отчётливо видеть движения рта — вашего и своего. Как вариант, расположитесь друг напротив друга, но тогда у вашего ученика должно быть большое настольное зеркало.
  • Настроиться на игру. Хотя освоение «р» — дело серьёзное, проводить занятия лучше в игровой форме. Пусть ребёнок воспринимает их как повод весело провести время с мамой или папой, а не как тяжёлую и скучную обязанность. В любом случае тренировка должна занимать не более 10–15 минут в день, да и то с перерывами.

А теперь перейдём непосредственно к упражнениям.

Артикуляционная гимнастика

Начинать занятие нужно с разминки речевого аппарата. Эти упражнения разогреют мышцы, укрепят язык и помогут растянуть подъязычную уздечку.

1. Качели

Широко открываем рот и болтаем языком вверх‑вниз, касаясь то верхних, то нижних зубов. Потом задерживаем кончик у верхних зубов на 15–20 секунд.

2. Кукушка

Рот по‑прежнему широко открыт. Высовываем кончик языка и дотрагиваемся им до верхней губы, а затем прячем за верхние же зубы.

3. Маляр

Представляем, что язык — это широкая кисть, и тщательно «красим» им зубы, щёки, верхнее нёбо.

4. Лошадка

Щёлкаем языком по верхнему нёбу, как будто цокают копыта лошади.

4. Угощение

Облизываем распластанным языком губы по часовой и против часовой стрелки.

5. Котёнок

Представляем, что на блюдце лежит лакомство — варенье или мороженое. Теперь нужно высунуть язык как можно дальше и слизать угощение так, чтобы язык не сворачивался в трубочку, а оставался распластанным.

6. Гармошка

Поднимаем язык вверх и «приклеиваем» его кончиком к нёбу. Теперь, не отрывая язык, открываем и закрываем рот.

7. Молоточек

Растягиваем рот в улыбке и стучим кончиком языка по основанию передних зубов, как будто забиваем гвозди.

Упражнения на постановку звука «р»

Чтобы правильно произнести «р», нужно начинать с других звуков.

1. Барабан

Широко открываем рот и ударяем кончиком языка за верхними зубами, произнося звук «д». Сначала медленно, потом — быстрее. А там уже и до «р» недалеко.

2. Жужжалка

Произносим звук «ж» и при этом постоянно оттягиваем кончик языка вглубь рта. Со временем «ж» перейдет в слабовибрирующий «р».

3. Змейка

Несколько раз повторяем звук «с‑с‑с», после чего заглатываем язык и касаемся кончиком нёба.

4. Индюк

Высовываем широкий язык и выполняем движения взад‑вперёд, скользя кончиком по твёрдому нёбу. В момент, когда язык касается альвеол — бугорков за верхними зубами, получается одноударное «р».

5. Комарик

Широко открываем рот, поднимаем язык вверх и упираем его в альвеолы. А теперь секунд 10–15 энергично жужжим, как комар.

6. Моторчик

Кладём под язык указательный палец или ватную палочку и энергично водим взад‑вперёд, одновременно выполняя упражнение «Комарик».

Закрепление результата

Когда сам звук уже будет получаться, нужно довести его произношение до автоматизма. Для этого после артикуляционной гимнастики вместо упражнений на постановку выполняйте комплекс для закрепления навыка.

  • Несколько раз громко и чётко произносим букву «р».
  • Отрабатываем «р» через согласные звуки «д» и «т»: «дра‑дро‑дру», «тра‑тро‑тру».
  • Убираем поддерживающие «д» и «т» и работаем с «ра‑ро‑ру».
  • Переходим к обратным слогам «ар‑ор‑ур», а также к положению «р» между гласными — «ору‑ура‑ара». Повторяем эти сочетания в разных комбинациях изо дня в день, пока у ребёнка не получится произносить «р» с вибрацией. Только потом можно упражняться со словами.
  • Сперва отрабатываем слова, которые начинаются на «р» или даже на «тр» и «др» (трава, дрова, трон, дрон, трап, драп, рука, река, рубашка). Потом берёмся за существительные, где «р» находится в середине или в конце (корова, здорово, ковёр, забор, топор).
  • Подключаем предложения, стишки и скороговорки с буквой «р».

Когда отвести ребёнка к логопеду

Желательно сделать это до того, как малыш пойдёт в школу. Иначе проблема с произношением или восприятием «р» может сказаться на учёбе или общении со сверстниками.

Сколько времени займёт коррекция? Всё очень индивидуально: одним хватает трёх‑четырёх занятий со специалистом, а другим нужны месяцы регулярных тренировок дома под контролем логопеда. В любом случае во взрослом возрасте процесс исправления речевых ошибок потребует гораздо больше времени и усилий, чем в 6–7 лет.

Читайте также 👦👧®️

  • Как научить ребёнка читать: важные правила и эффективные методики
  • Как научить ребёнка писать
  • Как научить ребёнка считать играючи
  • 20 крутых развивающих игр, приложений и сайтов для детей 6–7 лет
  • Почему ребёнок плачет и что с этим делать

Почему звук «р» для некоторых детей так сложен? — Центр развития дуба

Для маленьких детей нормально демонстрировать речевые и звуковые ошибки, которые они перерастут по мере взросления. Отличительной особенностью речи многих маленьких детей является замена «Р» на «W». Из-за этой ошибки может показаться, что ребенок произносит «Красная Шапочка» вместо «Красная Шапочка». Хотя этот паттерн характерен для малышей и дошкольников, ожидается, что дети будут правильно произносить / r / к началу начальной школы. Поскольку /r/ — один из самых распространенных звуков в английском языке, неудивительно, что детям, у которых возникают трудности с этим звуком, будет трудно его понять. Большинство из нас может говорить четко и точно, не задумываясь дважды, поэтому мы можем считать само собой разумеющимся сложность и сложность, связанные с точным воспроизведением речи. При разговоре ребенок должен координировать точные движения губ, языка и челюсти вместе с дыханием и голосом. Все это позволяет им достигать определенных звуковых целей, плавно перетекая от одного звука к другому, создавая осмысленные слова и предложения. Если какая-либо часть определенного паттерна, необходимого для воспроизведения звука, будет хоть немного нарушена, это приведет к ошибке артикуляции. Логопеды используют множество методов, чтобы научить детей координировать различные аспекты речевой системы, чтобы включать новые звуки в свою речь. Как только ребенок может произносить звук изолированно, логопед помогает ему или ей использовать звук в словах, предложениях и, наконец, в разговоре. Непростая задача выучить новый звук, если вы никогда раньше его не создавали! В частности, звук /r/ трудно выучить даже изолированно по многим причинам. Ниже приведены три основные причины, по которым так много детей не могут произнести звук /р/.

1. Абстрактные моторные движения

В отличие от многих других речевых звуков, моторные паттерны, связанные с звуком /r/, увидеть непросто. Возьмем, к примеру, двугубные звуки (другими словами, звуки, которые требуют смыкания губ). Ребенок может легко увидеть, что губы должны быть закрыты, чтобы произносить звуки /b/, /p/ и /m/, что облегчает обучение и изучение этих звуков. Кроме того, для таких звуков, как /t/, /d/ и /n/, ребенок может видеть, что для произнесения этого звука язык должен располагаться на гребне сразу за верхними передними зубами (альвеолярный гребень). В то время как большинство детей (и взрослых!) не смогут сказать вам, куда они помещают свой язык, чтобы произвести данный звук, способность визуализировать положение артикуляторов (губ, языка и челюсти) полезна для обучения. Очень трудно увидеть, где следует держать язык во рту, чтобы создать хороший звук «Р».

Итак, как должны располагаться губы, язык и челюсть, чтобы издавать хороший звук /р/? Можно использовать несколько различных конфигураций, и разные люди могут менять позиции в разных контекстах (Westbury, Hashi & Lindstrom, 1998). Тем не менее, для воспроизведения звука /r/ необходимо соблюдение нескольких критериев: язык удерживается в середине рта, язык образует гребень или горбинку, чтобы сузить поток воздуха через ротовую полость, а боковые стороны рта язык соприкасается или приблизительно соприкасается с внутренней частью задних коренных зубов. Ниже приведены две основные конфигурации, которые возникают при произнесении звука /r/: Сгруппированное «R»: в этой конфигурации язык плотно «сжимается» по направлению к середине/задней части ротовой полости с опущенным кончиком языка. Центральная часть языка образует горбинку, которая мягко касается твердого неба. Ретрофлексированная буква «R»: Конфигурация производится с кончиком языка, обращенным вверх, почти касаясь неба.

Буква «Р» на самом деле ассоциируется со многими разными звуками речи! «Р» иногда действует как согласная. «R» обычно действует как согласная, когда стоит перед гласной, например, в « r ed», «a r ound» и «g r een». «Р» также может действовать как гласная. R действует как гласная в таких словах, как «feathe r, », «lea r n» и «fu r ». Дети могут быть в состоянии произвести «Р» в одних контекстах, но не в других. Чтобы еще больше усложнить ситуацию, существует множество вариаций вокального «р», которые требуют несколько разных переходов от предшествующего звука к звуку /р/. Эти вокальные вариации включают «AR», «EAR», «ER», «IRE» и «OR». Все эти гласные требуют слегка различающихся переходов от одного артикуляционного жеста к другому, и то, что ребенок может воспроизвести одну вариацию, не означает, что он может автоматически воспроизвести остальные. Например, ребенок может точно произносить слова с «AR», такие как «st ar » или « ar my», но трудно использовать слова с «OR», такие как «m ore » или «b или ing». Хорошая новость заключается в том, что целенаправленная практика с одним вариантом «R» часто приводит к обобщению, по крайней мере, до некоторых неподготовленных вариантов (Hoffman, 1983). Тем не менее, дети с трудностями «Р», как правило, нуждаются в практике с несколькими различными вариантами звука в разных позициях слова, прежде чем освоить «Р» во всех контекстах.

Как вы понимаете, для изучения звука «Р» требуется время и терпение, так как он очень сложный. Если ваш ребенок не воспроизводит постоянно звук «Р» к тому времени, когда он идет в первый или второй класс, возможно, пришло время проконсультироваться с сертифицированным логопедом.

Ссылки:
Hoffman, P. R. (1983). Интераллофоническое обобщение / r / Обучение. Journal of Speech and Hearing Disorders , 48 (2), 215–221. doi: 10.1044/jshd.4802.215

Westbury, JR, Hashi, M., & Lindstrom, MJ (1998). Различия между говорящими в языковой артикуляции американского английского /ɹ/. Речевое общение , 26 (3), 203–226. doi: 10.1016/s0167-6393(98)00058-2

Помощь детям в произношении звуков /r/

Малоизвестный факт: звук /r/ — один из самых распространенных звуков в английском языке. На самом деле, он используется в словах чаще, чем любой другой звук.

А еще это один из самых сложных звуков для воспроизведения!

Речевые ошибки со звуком /r/ очень распространены у детей. Для некоторых детей  нарушения звуков речи  со временем естественным образом устраняются. Для других эти препятствия могут сохраняться во взрослой жизни.

Дети, которые борются со звуком /r/, могут казаться менее «зрелыми», чем их сверстники. Например, они могут заменить звук /w/ на звук /r/, говоря «крыло» вместо «кольцо». Или они могут издавать искаженные звуки /r/, произнося «fath-uh» вместо «father» или «dee-uh» вместо «deer».

Как вы понимаете, это влияет не только на разборчивость речи ребенка, но и на его уверенность и самооценку. Этот эффект можно усилить, как только они поступят в школу. Дети внимательно наблюдают за своим окружением, и как только они внезапно оказываются в окружении сверстников, они могут начать застенчиво относиться к тому, как они говорят и говорят.

Давайте рассмотрим, когда дети должны быть в состоянии точно воспроизводить звук /r/, почему противный звук /r/ так сложно произнести и как помочь улучшить артикуляцию вашего ребенка.

Когда дети должны правильно произносить звук /р/?

Каждый ребенок развивается по собственной временной шкале. Речевые ошибки и неправильное произношение распространены у всех детей по мере их роста и развития. Однако существуют вехи развития и возрастные диапазоны, когда дети должны овладеть определенными звуками.

Вот хорошее эмпирическое правило: если ваш ребенок пошел в детский сад и испытывает трудности с /r/ постановками, но в целом его могут понять незнакомые люди, существует более высокая вероятность того, что со временем он естественным образом улучшится. практики.

Однако с клинической точки зрения дети должны уметь правильно произносить звук /r/ в словах примерно к 7 годам или во втором классе.

Это не обязательно означает, что вам нужно «подождать и посмотреть», пока ему не исполнится 7 лет, прежде чем помогать решать проблему, особенно если ваш ребенок явно испытывает трудности. Целесообразно начинать работать над исправлением звуков /р/ уже в возрасте 5 лет. Во многих случаях, чем раньше ребенок получает профессиональную помощь логопеда, тем большего прогресса он достигает в достижении своих коммуникативных целей.

Почему так сложно произнести звук /р/?

Для правильного воспроизведения звука требуется несколько шагов. Хотя это может быть естественным для вас, на самом деле за кулисами происходит много анатомической координации. Для правильного воспроизведения звука требуется понимание желаемого звука речи, а также способность координировать движения рта (челюсти, языка и губ) с дыханием для получения точной вокализации.

Давайте рассмотрим несколько распространенных причин, по которым звук /r/ может быть таким сложным!

Существуют разные способы воспроизведения звука /r/.

Давайте сделаем быстрое упражнение. Потренируйтесь произносить звуки /b/ и /f/. Обратите внимание, как со звуком /b/ ваши губы соприкоснулись? А со звуком /ф/ ты прикусил нижнюю губу? Независимо от того, где эти звуки расположены в слове, движения рта остаются относительно постоянными. Это облегчает объяснение детям. Кроме того, вы можете обратить пристальное внимание на движения рта, чтобы увидеть, где происходит ошибка.

Звук /r/, однако, может воспроизводиться по-разному в зависимости от положения языка. Обычно они делятся на две категории: ретрофлексные и сгруппированные. При ретрофлексном положении языка кончик языка загибается и указывает назад к горлу. При сложенном положении язык напрягается по направлению к задней части неба. Нет правильного или неправильного пути; все разные. Тем не менее, это немного усложняет объяснение и наблюдение за положением языка вашего ребенка.

На звук /r/ влияет его положение в слове.

Попробуйте последовательно произнести эти три слова: «круглый», «кукуруза» и «лазер». Вы заметили, что /r/ звучит по-разному в зависимости от того, находится ли он в начале, в середине или в конце слова? Теперь попробуйте посмотреть в зеркало и произнести каждое из слов медленно, продлевая звук /р/. Это показывает, как много возможных вариаций звука /r/ существует на самом деле!

На звук /r/ также влияет следующая за ним гласная.

Чтобы добавить еще один уровень сложности, гласный звук, следующий за /r/, также может влиять на его произношение. Попробуйте произнести вслух шесть различных сочетаний вокальных звуков /r/: ar, air, ear, er или ire . Каждый из них издает совершенно разные звуки, причем / r / приобретает характеристики гласного и меняет его произношение в слове.

Все это говорит о том, что не существует одного способа произношения звука /r/ — их много. На самом деле, когда вы объединяете эти вокальные комбинации, а также положение /r/ в слове и несколько других факторов, получается более 30 различных и отдельных звуков /r/. Это много! Это объясняет, почему овладение звуком /р/ приходит намного позже в цикле развития ребенка и почему так много детей испытывают трудности с точным воспроизведением.

Как помочь ребенку со звуком /р/

Поскольку существует более 30 различных вариантов звука /р/, важно сначала определить и выделить, какие из них вызывают проблемы у вашего ребенка. Например, им может быть легко смешивать звук /r/ с согласными, такими как /br/ или /dr/, но у них возникают проблемы с определенными сочетаниями гласных. Без надлежащего скрининга или оценки может быть трудно определить проблему.

Это может быть легко распознано, просто поработав с ребенком в различных сценариях /r/. Тем не менее, обычно рекомендуется, чтобы родители и опекуны обращались за помощью к логопеду. Эти эксперты по коммуникациям проведут всестороннюю оценку, чтобы точно определить, какие продукты /r/ являются неточными. Они также определят, как ваш ребенок координирует движения челюсти, языка и губ. Они будут использовать эту информацию для создания индивидуального плана лечения, который будет направлен на исправление ошибок речи вашего ребенка.

Как только проблема обнаружена, все сводится к практике и повторению. Логопеды будут использовать множество различных техник, подсказок и действий, чтобы помочь детям отличить точное от неточного производства, улучшить их артикуляцию, привить хорошие речевые привычки и достичь своих коммуникативных целей.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *