Содержание
Движение – это жизнь!
Движение – это жизнь!
Встречи со своим малышом вы ждали долгие девять месяцев. За это время вы наверняка проштудировали кучу полезной литературы. Многие молодые мамочки общаются со своими подругами, уже имеющими деток, задают вопросы на форумах и поэтому сроки и порядок приобретения ребенком навыков знают назубок.
Но вот у соседки сынуля уже начал держать головку, а ваш что-то не торопится… Прежде всего нужно оценить ситуацию трезво. Обязательно покажите малыша педиатру и неврологу — возможно, потребуется лечение, курсы массажа, плавание.
Важные правила
Ну и конечно, мама сама может помочь ребенку правильно развиваться. Вот несколько моментов, о которых необходимо помнить.
- Разговаривайте со своим малышом. Рассказывайте ему о том, что вы хотите, чтобы он сделал, читайте стишки.
- Описывайте каждое ваше действие, даже если кроха еще не понимает слов.
- Побуждайте ребенка выполнять как можно больше действий самостоятельно.
- Сочетайте занятия с игрой, чтобы малыш видел, с какой целью он что-то делает. Например, покажите, что, перевернувшись на бок, он сможет взять интересную игрушку, которую, лежа на спинке, ни за что не достанет.
- Для занятий следует выбирать моменты, когда малыш весел и оживлен.
- «Урок» желательно делать коротким. Несколько коротких занятий полезнее, чем одно длинное. Наилучшие результаты дают занятия, органично вплетенные в обычные дела или игру: кушаем — учимся брать пальчиками маленькие кусочки печеньица, банана; купаемся — учимся вылавливать из воды игрушки.
- Поощряйте любое усилие ребенка, не жалея похвал.
- Для того чтобы обучить малыша нужному навыку, попробуйте сами произвести это действие или движение медленно, чтобы понять, КАК оно осуществляется. Мы ведь за многие годы привыкли садиться, вставать, брать предметы, переворачиваться и делаем это автоматически.
Внедрите в свой обиход пару важных принципов.
1. Принцип «Вне центра» или «Скручивание»
Дети с задержкой моторного развития чаще всего совершенствуют движения «вперед-назад». Наиболее важная задача ваших занятий по развитию общей моторики — постараться избежать этого, поощряя те движения, которые происходят по диагонали. Это значит, что вы должны внимательно следить за движениями крохи, чтобы при необходимости помочь ему повернуть плечо в сторону противоположного бедра или переместить руку к противоположному колену. Если вы сможете брать на руки, кормить ребенка и играть с ним, помня об этом, вы заложите основу нормального моторного развития. Носите кроху, выкладывайте во время активного бодрствования так, чтобы таз и ножки его были как бы немного под углом к корпусу (слегка на бочок). Попробуйте сами лечь на пол сперва так, а затем четко на спину или на живот — вы убедитесь, что в первом положении у вас куда больше возможностей для движения.
2. Принцип «Ступня на полу, колено к небу»
Именно с помощью различных вариантов этой позиции ребенок научится ползать, сидеть и стоять. Суть принципа в том, что независимо от того, в каком положении — сидя или лежа — находится малыш, одна его ступня располагается на поверхности, а колено этой ноги устремлено вверх («к небу»).
Очень важно, чтобы ступня располагалась на поверхности плоско. Лодыжки малыша при этом обычно бывают скрещены, а сам он наклоняется в сторону. Это неотъемлемая часть позиции «вне центра», которая помогает при «вращении» и «скручивании». Располагать ребенка таким образом можно начинать тогда, когда он уже умеет переворачиваться на бок и проводит в таком положении какое-то время.
Месяц за месяцем
Здоровые малыши развиваются быстрее. А вот ослабленным нужно помогать. Как правило, имеющие проблемы со здоровьем груднички малоактивны, больше времени они проводят за сном или едой. К 2—3 месяцам они обычно начинают удерживать головку, но этот процесс может растянуться и до 4—5 месяцев (а иногда и гораздо дольше). Какие упражнения будут полезны крохе?
0—3 месяца
Помогите вашему малышу приобрести необходимые навыки. Хорошо, если в вашей поликлинике есть кинезиотерапевты, которые помогут подобрать комплекс упражнений. Ну а если таких специалистов не имеется, попробуем справиться своими силами.
Учимся держать головку
Выкладывайте малыша на животик (это можно делать часто, но ненадолго). Начинайте с того момента, как у ребенка заживет пупочная ранка. Поначалу кроха поворачивает головку рефлекторно (защитный рефлекс), а чуть позже будет стараться обернуться на звук погремушки или на мамин голос. Полезно выкладывать кроху животиком на гимнастический мяч и слегка покачивать фитбол, стимулируя движение головой (попытку сохранить равновесие). Упражнения с мячом вообще очень важны на разных этапах развития и исключительно полезны для формирования двигательных навыков и чувства равновесия. Лучше всего подойдет мягкий мяч с пупырышками (массажный), занятия на нем одновременно обеспечивают легкий массаж и улучшают тактильную чувствительность. Если в комнате тепло, выкладывайте малыша голеньким или в легкой распашонке, но на мяч лучше класть тонкую пеленку, особенно первое время.
Лучше, если в первые пару месяцев жизни ребенок будет спать спеленатым на боку (если, конечно, он не слишком активно возражает против пеленания). Каждый раз кладите его на другой бок, чтобы не было кривошеи. В период активного бодрствования также выкладывайте его на какое-то время на бочок, подложив с одной стороны плотную подушку или диванный валик. Обязательно кладите перед крохой игрушки, чтобы ему было интересно.
Гипотоничным детишкам вредно много лежать на спинке, поэтому носите их боком (лицом к себе или наружу), а чуть позже идеальным вариантом ношения для тех, кто неуверенно держит головку, станет «вертикально спиной к себе» или, что еще лучше, «вертикально вполоборота». При таком способе ношения ребенку легче держать головку, а если он устанет и откинет ее назад, поддержкой ему станет ваша грудь или плечо. К тому же так кроха сможет видеть окружающий мир.
Рассказывает мама Юля:
«Я активно использовала этот способ ношения со своим сыном (у него были проблемы с удерживанием головки). Мы так полюбили такую „посадку“, что и в дальнейшем, приобретя рюкзак-кенгуру, я устраивала сына в нем именно спиной к себе, а не лицом, как делают многие».
Есть очень хорошее упражнение для укрепления мышц шеи. Сядьте на пол так, чтобы колени находились к корпусу под углом примерно 45 градусов. Положите или посадите ребенка на колени лицом к себе, слегка придерживая за плечи. Играйте, разговаривайте с ним, а время от времени, не переставая удерживать за плечи, слегка разводите колени так, чтобы он на какое-то время «завис». Не акцентируйте на происходящем внимания, иначе малыш может испугаться.
Рассказывает мама Юля:
«Это упражнение рекомендовал наш двигательный терапевт. Мой Дарюшка в 2,5 месяца проводил у меня на коленях таким образом по 15—25 минут 2—3 раза в день. Это помимо явного результата приносило нам еще и уйму удовольствия, позволяло развивать внимание».
Когда малыш лежит на животике, важно, чтобы руки его находились впереди, а не были вытянуты вдоль тела. Если он не может удерживать их впереди, можно надевать на ручки специальную повязочку, сшитую в виде восьмерки из эластичного бинта: она практически не стесняет движения руками вперед и в стороны, но хорошо удерживает их перед грудью, не давая уйти назад.
Как можно раньше отучайтесь брать малыша из кроватки, поддерживая его головку. Лучше поверните кроху на бочок или животик — если вы поднимете его из этого положения, он сможет удержать головку самостоятельно.
3—6 месяцев
Ваш кроха становится гораздо активнее. Он уже более-менее нормально держит головку, охотно лежит на животике, пытается перевернуться на бок, потом со спины на живот и обратно.
Помогаем переворачиваться
Переворачиваться малышу вы поможете, если скрестите его ножки и будете поворачивать именно их (держа за лодыжки), а ребенок при этом будет отталкиваться ручками (простимулируйте его внимание игрушкой). И конечно, активно используйте перевороты и перекаты в игре. Весело, например, «скатываться с горки», сделанной из подушек или одеяльца. Первое время обязательно помогайте крохе высвободить из-под тела ручку.
Также вам снова пригодятся упражнения на мяче. Положите малыша животиком на фитбол, наклонив мяч немного вперед и в сторону, зафиксируйте его в таком положении ненадолго — это заставит ребенка напрячь косые мышцы пресса, шею и плечи.
Помогаем сесть
Высаживать малыша можно, когда он умеет переворачиваться с живота на спину и обратно. Но будьте осторожны — порой крохе очень нравится сидеть, скажем, у вас на коленях, но спинка у него при этом совсем круглая, а это означает, что такое положение пока еще слишком тяжелая нагрузка на его позвоночник. В этом случае лучше высаживайте карапуза в коляске или стульчике для кормления в положении полулежа с опорой на спинку. Можете ненадолго посадить карапуза на гимнастический мяч и покачать, придерживая, — это упражнение поможет развить чувство равновесия.
Если малыш уже сидит без поддержки хотя бы несколько минут, уверенно переворачивается и может приподнять туловище, опираясь на ручки, попробуйте научить его садиться самому из положения лежа на боку. Начинать лучше на наклонной поверхности. Положите ребенка на бочок, возьмите за ту ручку, что снизу, и осторожно поднимайте до положения сидя. Внимание: малыш должен сам участвовать в движении. Если этого не происходит, не спешите.
Также можно отрабатывать следующий способ: сначала кроха переворачивается на бок, затем вы сгибаете его бедра и колени, как бы прижимая их к груди. Затем помещаете ручки ребенка на пол у груди, помогаете опереться на них и подвинуть корпус так, чтобы он оказался над ягодицами, что и будет переходом в положение сидя.
По мере совершенствования умений переворачиваться и сидеть можно располагать ребенка на более «трудных» поверхностях (надувном матрасе, батуте), чтобы он потренировался в сохранении равновесия.
Учимся хватать игрушку
Здесь принцип простой: сперва практически сами вкладывайте игрушку в ручку, помогайте поднести к лицу, осмотреть, погреметь. Скоро вы увидите, что кроха при виде интересной игрушки уже не только следит за ней глазами, но и начинает делать движения руками (поначалу обеими, это нормально). Дальше — дело техники: подносим игрушку к ручке так, чтобы малышу хоть немножко пришлось потянуться, потом отодвигаем ее все дальше, вынуждая его прилагать усилия.
Начиная упражнение, непременно убедитесь, что кроха смотрит на игрушку. Если вы заметите, что он отвлекся, вновь привлеките его внимание. Всегда давайте ясное указание: «Возьми!» Если ребенок успешно справится с задачей и схватит игрушку, позвольте ему поиграть с ней. Не забывайте — игрушка должна быть интересна и удобна для хватания. Даже если малыш должен самостоятельно одолеть только последний сантиметр до погремушки, помогайте ему пройти путь до этой точки медленно, так, чтобы он прочувствовал движение своих рук.
Закреплять навык можно и нужно с самыми разнообразными предметами, выбирая уже не только те, что удобно схватить и держать (погремушки с ручками), но и, наоборот, неудобные. Учитесь брать мячик — сперва маленький, а потом побольше.
Рассказывает мама Оля:
«Ксюша, к нашему удивлению, начала сама действовать по принципу „Мы не ищем легких путей“. Даже удобную погремушку — шарик с ручкой — она старалась взять не за ручку, а за шарик. Но Ксюша никак не желала брать две игрушки одновременно: она тут же бросала одну из них. Нам помогло такое изобретение: я соединила между собой леской две старые деревянные катушки. Такая игрушка дает много пищи для ума маленькому исследователю, тренирует навык перекладывания предметов из одной руки в другую».
Быстрее освоить с малышом такой важный навык, как захват предметов, помогут нехитрые правила.
- Подбирайте игрушки, у которых есть привлекательные, но неудобные для хватания детали: уши, нос, выступ, шарик.
- Создавайте ситуации, в которых ребенок мог бы тянуться к игрушке и брать ее, лежа на животе, на боку, сидя.
- Приучайте малыша держать в руках одновременно две игрушки.
- Помогите крохе поднять ручки так, чтобы он мог видеть обе игрушки. Попробуйте помочь ему поиграть с ними, погреметь.
- Когда ребенок берет одну игрушку, а за ней тянется другая, внимание к последней привлекается автоматически. Попробуйте связать друг с другом ленточкой пластмассовые кольца от пирамидки.
- Постепенно уменьшайте размер предлагаемых малышу игрушек — нам необходимо тренировать правильный захват. Захваты бывают трех типов: ладонный, «щепотный» (с помощи всех пальцев одной руки, собранных в щепоть) и «пинцетный» (при помощью двух пальцев — среднего и указательного). Ребенок в своем развитии изучает все эти три способа поочередно. На данном этапе мы пока работаем над ладонным захватом. Навык считается развитым, если малыш легко берет предмет размером с изюминку.
- Хорошо заниматься отработкой захвата во время еды. Вы можете использовать кружочки банана, маленькие кусочки детского печеньица, кукурузные хлопья, мягкие ягодки. Чтобы заинтересовать ребенка и привлечь его внимание к мелкому предмету, попробуйте капнуть на белый лист бумаги фруктовое пюре. Поднесите ручку ребенка к этой капле — пусть размазывает (это само по себе отдельное и очень хорошее развивающее упражнение). А потом покажите, что вкусные пальчики можно облизать.
Время и материнское упорство творят чудеса. Не останавливайтесь на достигнутом. Идите к успеху рука об руку с малышом, впереди у вас столько замечательных открытий!
Информация взята с сайта www.moy-rebenok.ru
ПОДВЕСНЫЕ ИГРУШКИ ДЛЯ МАЛЫША ЧЕТЫРЁХ МЕСЯЦЕВ: montessoriblog — LiveJournal
Малыш уже преодолел рубеж в 4 месяца. С точки зрения физиологии, в этот период малыш становится восприимчивым к выпуклым и объёмным предметам и уже может определять расстояние между собой и предметами. Начинается период экспериментов и открытий для органов чувств! Малыш начинает исследовать соотношения между зрительными и тактильными объектами: как выглядит предмет и каков он на ощупь.
Именно в этот период можно предложить ребёнку на смену мобилю различные подвесные игрушки, которые можно хватать, ловить и тянуть в рот. Такие предметы удобно подвешивать на резинке, чтобы малыш мог их ухватить, потянуть и снова отпустить.
В системе Монтессори первыми подвесными игрушками становятся кольцо и колокольчик.
Ребёнок начинает прилагать значительные усилия для координирования движений рук, чтобы ухватить его и притянуть в рот.
Обратите внимание, что кольцо деревянное, не перегружено цветом или какими-либо декоративными элементами: это помогает сконцентрировать взгляд ребёнка и не отвлекаться от цели.
На что обратить внимание:
1. Диаметр кольца примерно 8 см, а толщина около 1 см, чтобы было удобно хватать маленькими ручками.
2. Подвесьте кольцо на ленте пришейте её к резинке. Проверьте, чтобы резинка не растягивалась слишком сильно и не позволила кольцу ударить ребёнка.
3. Кольцо необходимо подвесить на таком расстоянии, чтобы малыш мог дотянуться до него рукой.
4. Помимо кольца, подвесьте на ленту с резинкой бубенчик, чтобы ребёнок также мог до него дотянуться рукой. Это потребует от малыша ещё большей сосредоточенности, чтобы, наконец, коснуться игрушки.
Подвешенный бубенчик поможет понять, что звук зависит от собственных движений. Это будет одним из первых целенаправленных действий малыша, и очень скоро ребёнок поймёт: бубенчик звенит, когда к нему прикасаются.
В один из дней я обратила внимание, что мой малыш активно «охотится» за подвешенным кольцом руками, стала искать колокольчик, чтобы предложить ему, но такового не оказалось. Зато рядом был зоомагазин, где я приобрела колокольчик для попугайчиков. Это простая и очень дешёвая игрушка стала хитом на несколько дней.
Примерно с 3 до 4 месяцев малыши начинают играть со своими ножками, задирать их и пытаться поймать. Для стимулирования этой деятельности хорошо подвесить большой матерчатый мяч, внутри которого спрятан бубенчик.
Игрушка такого рода поможет ребёнку научиться контролировать движения ног, развивать мышцы, пиная мячик и пытаясь поймать его ногами. В нашем случае, поймав ногами, малыш перехватывал мяч руками и непременно тянул его в рот.
Также я подвешивала гимнастические кольца для тренировки умения подтягиваться, укрепления рук и пресса. Ноги тоже хорошо работали, поскольку нашему малышу очень нравилось захватывать и удерживать колечки ногами.
Такие упражнения помогут развить мускулатуру ног для следующего рывка – умения ползать и стоять.
Автор: Ксения Краснова
Источник: http://kkrasnova.ru/4-mesyaca-period-podvesnyx-igrushek/
Когда дети начинают хватать и тянуться за вещами?
Есть ли что-нибудь милее, чем крошечная детская ручка, тянущаяся к крошечной детской игрушке? Если вы хотите, чтобы ваш ребенок начал держать погремушку, хватать ноги и бить по предметам, вам, возможно, придется подождать немного дольше. Хотя младенцы рождаются с рефлекторным хватанием (вы знаете, именно этим объясняется, почему их крошечные пальчики постоянно тянут вас за волосы!), они не будут намеренно тянуться и хвататься за что-то, пока им не исполнится несколько месяцев. Так когда же дети начинают намеренно хватать предметы? Когда они тянутся к игрушкам и бьют по предметам? Читайте дальше, чтобы получить представление о том, как будет разворачиваться эта веха, об общих сроках и о том, что вы можете сделать, чтобы способствовать развитию ребенка.
В этой статье:
Когда дети начинают хватать вещи?
Как помочь младенцам научиться хватать предметы
Когда обращаться к педиатру
Когда младенцы начинают хватать предметы?
Примерно в возрасте от 5 до 6 месяцев ребенок начнет намеренно тянуться и начнет хватать и хватать предметы. Но есть типичное развитие способностей, которое вы можете ожидать по мере того, как ваш малыш совершенствует этот навык. «Конечно, между ростом и развитием отдельных детей существуют значительные естественные различия», — говорит Кэролайн Мартинес, доктор медицинских наук, доцент кафедры педиатрии и медицинский директор педиатрии развития в Медицинском центре Mount Sinai. Тем не менее, большинство младенцев будут следовать этой стандартной последовательности:
- Достижение. Когда дети начинают тянуться к вещам? Сначала они начинают замечать объекты, обычно в возрасте около 3 месяцев. Их следующий шаг — дотянуться до них.
- Ватин. Когда младенцы бьют предметы? В 3 или 4 месяца ребенок может начать бить или ударять близлежащие предметы, хотя их движения не совсем отточены, говорит Мишель Масиас, доктор медицинских наук, педиатр по развитию в Медицинском университете Южной Каролины в Чарльстоне, Южная Каролина.
- Приведение рук к средней линии. До того, как произойдет настоящее хватание, младенцы начнут подносить руки к центру своего тела и, да, их руки (а иногда и ноги) будут тянуться прямо ко рту.
- Раскрывающие ладони. Постепенно, в возрасте 4 или 5 месяцев, вы можете обнаружить, что ручки ребенка открываются чаще — и тогда все становится по-настоящему веселым! Открытая ладонь открывает путь к способности хватать предметы.
- Захват. Так когда именно дети начинают хватать? Примерно в 5-6 месяцев ребенок может хватать и хватать. Успех!
- Перенос предметов. К 6 месяцам большинство детей перекладывают предметы из одной руки в другую. Почти все будут хвастаться этим трюком к 9 месяцам.
- Тряска и стук. В возрасте от 6 до 8 месяцев ребенок может начать трясти погремушками, чтобы издавать звук, или вы можете обнаружить, что он стучит руками или другими предметами по земле.
На каком-то этапе пути, связанного с ударами, хватанием и удержанием, в голове ребенка может вспыхнуть лампочка, когда он обнаружит, что определенные движения имеют эффект (например, звук погремушки). Когнитивные навыки и мелкая моторика развиваются одновременно.
Как помочь ребенку научиться хватать предметы
Вам не нужно ждать, пока ребенок подрастет, чтобы способствовать прогрессу с помощью игры. Для начала возьмите высококонтрастную игрушку. «Когда дети маленькие, их зрение не так хорошо, поэтому черно-белые, ярко окрашенные или флуоресцентные и черные предметы могут помочь привлечь их внимание», — объясняет Масиас.
Медленно перемещайте игрушку вперед-назад и вверх-вниз перед ребенком в пределах досягаемости руки. «Это легче сделать, когда они лежат на спине, что освобождает их руки для движения», — говорит Масиас. Коляска или автокресло, в котором находится ребенок, могут стать еще одним подходящим местом для этого упражнения.
Если высококонтрастные игрушки не помогают, повысьте уровень: все, что светится или издает звуки, задействует органы чувств ребенка. И еще лучше, если выбранная вами игрушка рассчитана на маленькую детскую ручку. «Маленьким ручкам легче держать и переносить кольцо или круглую погремушку, чем такой предмет, как твердый блок», — говорит Масиас.
По словам Мартинес, помимо того, что ребенок может тянуться к различным предметам, вы можете класть игрушки прямо в его маленькие ручки. В свое время они должны постоянно достигать, и в этот момент вы можете начать размещать интересующие вас объекты на расстоянии, доступном для захвата. Это заставляет их задействовать больше мышц, чтобы получить то, что они хотят, и прокладывает путь к развитию крупной моторики.
Когда нужно поговорить с педиатром
Удобно, вехи развития более или менее совпадают с посещениями детского оздоровительного центра, а это означает, что ваш педиатр, скорее всего, спросит об успехах ребенка. Тем не менее, если ребенок не может схватить или схватить предмет к шестимесячной отметке, вам следует обратиться к педиатру. «Задержки в развитии — обычное дело, — говорит Мартинес. «Важно выявить их как можно раньше, чтобы мы могли вмешаться и обеспечить лечение». Имейте в виду, однако, что контрольные точки используются для наблюдения, а не для диагностики. Некоторым детям просто нужно больше времени.
Если является признанной задержкой развития, ребенок пройдет всестороннее обследование и получит индивидуальный план раннего вмешательства. Хорошая новость заключается в том, что перспективы раннего вмешательства, как правило, очень радужные: «Когда мы видим задержки в развитии, мы предполагаем, что ребенок догонит их», — говорит Масиас. «Мозг очень эластичный, поэтому важно вмешаться на ранней стадии». Тем не менее, если ваш ребенок регрессирует с точки зрения развития, вы должны сообщить об этом своему врачу. Масиас говорит, что каждый раз, когда ребенок теряет веху (он что-то делает, а потом не может сделать это снова), это повод для визита к педиатру.
Бэби — любопытное создание. Они учатся, растут и развиваются каждый день. Способность тянуться, хватать и удерживать предметы — это огромный шаг в стремлении ребенка к самостоятельности. Если их еще нет, продолжайте работать над этим. Ваш ищущий независимости милашка будет хватать все виды вещей в мгновение ока. Время защиты от детей!
Об экспертах:
Мишель Масиас, доктор медицинских наук , педиатр и профессор педиатрии в Медицинском университете Южной Каролины в Чарльстоне, Южная Каролина. Она получила медицинскую степень в Медицинской школе Джо Р. и Терезы Лозано Лонг при Техасском университете.
Кэролайн Мартинес, MD, доцент кафедры педиатрии и медицинский директор педиатрии развития в Медицинском центре Mount Sinai. Она получила медицинскую степень в Медицинском колледже SUNY Downstate Medical Center.
Обратите внимание: Bump и содержащиеся в нем материалы и информация не предназначены и не представляют собой медицинские или иные медицинские рекомендации или диагнозы и не должны использоваться как таковые. Вы должны всегда консультироваться с квалифицированным врачом или медицинским работником о ваших конкретных обстоятельствах.
Плюс, больше от The Bump:
Когда дети машут, хлопают и указывают пальцем?
Как и когда у младенцев развивается постоянство объектов?
Когда дети начинают говорить?
Задержка развития | Вехи роста
Родитель, скорее всего, заметит, когда ребенок не переворачивается, когда должен, или когда младенец не получает удовольствия от первого шага. Когда это происходит, это может означать, что ребенок медленно развивается, или это может быть признаком задержки развития. Задержка развития является показателем того, что у ребенка может быть церебральный паралич.
В случае задержки развития у ребенка ряд вмешательств поможет молодому человеку развить свои навыки и уверенность во взрослой жизни.
Что такое задержка развития?
Врачи ищут видимые признаки черепно-мозговой травмы, когда обследуют детей на церебральный паралич. Задержка развития, которая возникает, когда младенец не достигает вехи в ожидаемое время, часто является первым признаком у большинства детей. Врачи также будут искать анатомические признаки, такие как признаки чрезмерной жесткости или подвижности конечностей. Рентгенологические признаки церебрального паралича видны в мозге с помощью методов нейровизуализации, таких как МРТ, компьютерная томография и ультразвуковое исследование черепа.
Определенные вехи достигаются в предсказуемое время. Достижение этих вех позже, чем ожидалось, не обязательно является поводом для беспокойства; многие младенцы развиваются в своем собственном темпе. Однако задержка предполагает возможность проблемы, особенно в сочетании с другими факторами риска и анатомическими или рентгенологическими признаками.
Примеры вех, важных для моторного развития, включают:
- Дотягивание до игрушек в возрасте от трех до четырех месяцев
- Переворачивание на спину примерно в четыре месяца
- Сидение без посторонней помощи в возрасте от шести до семи месяцев
- Улыбка около шести недель
- Ходьба в возрасте от 10 до 14 месяцев
При подозрении на задержку развития последующая оценка разбивается на две части:
- Оценка развития проводится специалистом, например психологом, специалистом по развитию, педиатром по развитию или детским неврологом. Это очень тщательное обследование, используемое для определения того, отстает ли ребенок. На этом этапе могут быть выполнены тесты, чтобы исключить условия или поставить диагноз.
- Скрининг развития используется для выявления возможного нарушения развития ребенка. Врачи задают родителям вопросы и взаимодействуют с ребенком, чтобы оценить способности, рефлексы и реакции. Если задержка обнаружена, процесс переходит ко второй части.
Задержка развития — это состояние, которое диагностируется, когда ребенок не соответствует стандартам по возрасту и весу. Отставание в развитии часто характеризует детей, вес которых ниже третьего-пятого процентилей, или детей, которые испытывают резкое снижение темпов роста. У ребенка могут быть проблемы с пищеварением или питанием, или ортопедическое заболевание, из-за которого ему трудно правильно глотать или потреблять пищу.
Анатомические признаки
Детский церебральный паралич часто поражает конечности. Признаки, хотя и не всегда присутствующие в раннем возрасте, могут появляться по мере развития ребенка. Врачи обращают внимание на поражение конечностей ребенка, обычно в виде гипертонии или гипотонии. Другие признаки включают нарушение поддержки и контроля туловища, трудности с балансировкой и младенческие рефлексы, которые либо не развиваются, либо сохраняются после того, как должны были исчезнуть.
Рентгенологические признаки
Церебральный паралич вызывается повреждением головного мозга. Травма или порок развития выявляются с помощью современных методов нейровизуализации. Ультразвуковое исследование черепа можно использовать для очень маленьких детей, но оно не так надежно, как КТ и МРТ (хотя последнее требует, чтобы дети лежали неподвижно, что может быть проблематично). Целых 83% детей с церебральным параличом имеют обнаруживаемое повреждение головного мозга. Рентгенологические исследования могут быть важным шагом в диагностике церебрального паралича.
Вехи развития
Вехи развития — это моменты времени, когда ребенок учится выполнять определенную задачу. Значительная задержка в достижении основных этапов развития часто является первым признаком того, что у ребенка может быть церебральный паралич.
Хотя дети растут и развиваются в своем собственном темпе, эти вехи устанавливаются для обозначения среднего возраста, когда большинство детей осваивают конкретное задание.